Вид финансов которые используются для. Сущность, функции и роль финансов. Из чего состоит финансовая система

Вид финансов которые используются для. Сущность, функции и роль финансов. Из чего состоит финансовая система

Понятие «финансы» выражает экономические отношения, связанные с обеспечением источниками финансирования государственного, муниципального и частного секторов экономики, сфер производства, обращения и домашних хозяйств. Функционирование финансов направлено на эффективное развитие социально ориентированной экономики.

Цель управления государственными финансами заключается в реализации положений финансовой политики.

Основными методологическими принципами управления финансами являются:

– зависимость от конечной цели;

– макроэкономическая сбалансированность всех отраслей хозяйства;

– соответствие интересам всех членов общества;

– использование экономических законов;

– учет внутренних и внешних экономических и политических условий на основе реальных возможностей.

Цель управления финансами – обеспечение устойчивости и финансовой независимости, проявляющееся в макроэкономической сбалансированности, профиците бюджета, снижении государственного долга, твердости национальной валюты, а в итоге – в росте благосостояния населения.

Конкретными методами и формами управления финансами служат финансовое планирование, прогнозирование, программирование, регулирование, контроль, принятие адекватного финансового законодательства, обоснование системы прогрессивных методов мобилизации и эффективного использования финансовых ресурсов.

Для финансов в целом решающее значение имеют такие функции, как планирование, организация, стимулирование.

Функция планирования предполагает формулирование целей и выбор путей их достижения на основе разграничения полномочий и предметов ведения между Российской Федерацией, субъектами РФ и органами местного самоуправления, а также разработки прогнозов и бизнес-планов развития предприятий и организаций, смет доходов и расходов домашних хозяйств. К функции планирования обычно относят и распределение ограниченного объема финансовых ресурсов во времени с учетом приоритетов и целей развития, перераспределения финансов между бюджетом, предприятиями и домашними хозяйствами. Эта функция реализуется путем составления бюджетов, планов и прогнозов на соответствующий финансовый год и перспективу, балансов финансовых ресурсов, установления порядка налогообложения и т. п.

Функция организации включает выбор предприятиями организационно-правовой формы, бюджетное устройство, разграничение полномочий законодательных и исполнительных органов власти в бюджетном процессе, определение прав и обязанностей функциональных подразделений финансовых органов. С этой функцией связан процесс организационного построения внутренней системы регулирования и контроля бюджетных потоков и финансовых ресурсов предприятий и домашних хозяйств.

Функция стимулирования предполагает выбор оптимальных средств и способов, обеспечивающих реализацию поставленных целей. Эта функция позволяет выделить факторы, стимулирующие финансовую деятельность организации. Решающую роль играют факторы, определяющие поведение людей в процессе принятия ими решений по тактическим и стратегическим аспектам финансов.

В процессе деятельности, связанной с регулированием реального денежного оборота, реализуются три основные функции финансов: воспроизводственная, распределительная и контрольная.

Воспроизводственная функция финансов заключается в обеспечении сбалансированности материальных, трудовых и денежных средств на всех стадиях кругооборота капитала в процессе простого и расширенного воспроизводства. Воспроизводство осуществляется в рамках самостоятельно хозяйствующих субъектов, наделенных имуществом.

Экономическая обособленность имущества, выраженного в стоимостной форме, приводит к необходимости регулирования его кругооборота в рамках отдельно взятых организаций, государств и т. д.

Совершающийся непрерывно кругооборот средств является стадией оборота капитала. Денежный кругооборот начинается с авансирования денежных средств. Авансирование имеет место тогда, когда израсходованные на приобретение сырья, материалов, товаров, оплату работ и услуг денежные средства возвращаются на предприятие в течение одного кругооборота продукции в виде выручки от реализации произведенного или закупленного товара, выполненных работ, оказанных услуг.

Инвестирование означает использование денежных средств на цели капитального характера. Инвестирование отличается от авансирования тем, что денежные средства на длительный период выбывают из оборота, а их возвращение на предприятие происходит по частям за счет регулярных отчислений, включаемых в состав затрат.

Воспроизводственная функция характеризуется показателями прибыльности и ликвидности активов предприятия. Прибыльность означает, что предприятие получает выручку от реализации товаров, продукции, работ, услуг, которая превосходит произведенные затраты. Ликвидность активов (имущества) означает возможность легко их реализовать или превратить в денежную форму. Эффективное управление финансовыми ресурсами позволяет повышать прибыльность и обеспечивать долгосрочные инвестиции. Для поддержания высокой прибыльности и ликвидности решающую роль играет качество управления финансовыми ресурсами.

Воспроизводственная функция стимулирует накопление финансовых ресурсов. Проблема накоплений тесно связана с государственной финансово-кредитной политикой, так как государство создает условия для регулирования денежных потоков в экономике при помощи различных механизмов, в том числе налогов и бюджета. Она актуальна для финансов во всем мире.

Составной частью воспроизводственной функции финансов является оперативная функция – текущее обеспечение предприятий, организаций, бюджетов и внебюджетных фондов денежными средствами для непрерывного финансирования, т. е. совершения платежей, расчетов и выполнения денежных обязательств. Оперативная функция не оказывает значительного воздействия на долгосрочную стратегию развития финансов. Воспроизводственная функция ставит на передний план накопление капитала для решения долгосрочных инвестиционных проблем.

Распределительная функция тесно связана с воспроизводственной, так как выручка от реализации товаров, продукции, работ и услуг подлежит распределению и перераспределению. Распределение денежных средств имеет место в процессе предпринимательской деятельности, когда они направляются непосредственно по целевому назначению на покрытие затрат и формирование доходов (убытков).

Перераспределение денежных средств это вторичное распределение через централизованные фонды (бюджет, внебюджетные фонды и др.), обеспечивающее направление ресурсов в непроизводственную сферу. Перераспределение возможно благодаря изъятию части прибыли, созданной производительным трудом.

Распределительная функция заключается в том, что за счет полученной выручки от реализации и внереализационных доходов (плата за аренду, полученные штрафы, курсовые разницы и др.) обеспечивается выполнение денежных обязательств перед бюджетом, банками и контрагентами.

Контрольная функция финансов заключается в реализации контроля рублем за реальным денежным оборотом и формированием фондов денежных средств. Она позволяет путем сопоставления и анализа затрат и результатов выявлять как позитивные, так и негативные стороны деятельности хозяйствующих субъектов и принимать на этой основе соответствующие решения. Контроль рублем имеет две формы:

1) контроль за изменением финансовых показателей, состоянием платежей и расчетов;

2) контроль за реализацией стратегии финансирования. В первом случае речь идет о системе санкций и поощрений, т. е. о мерах принудительного или, наоборот, стимулирующего характера, во втором – о реализации долгосрочной финансовой политики (основу которой составляет прогноз изменений порядка и условий финансирования и последствий таких изменений) в целях оптимального управления финансовой системой.

Контрольная функция финансов претерпела существенные изменения, вызванные трансформацией форм собственности, приватизацией и коммерциализацией, применением новых организационно-правовых форм, установленных Гражданским кодексом РФ, институциональными преобразованиями (законодательными и нормативными правовыми актами, формами и методами государственного регулирования и контроля), формированием рынков капиталов, труда, товаров и услуг, либерализацией цен, внешнеэкономической деятельностью, валютными отношениями и др.

Контрольная функция финансов всегда имеет конкретную форму проявления: она может быть сориентирована на предприятие как единый объект управления, на его структурные подразделения, на бюджет конкретного уровня, на какой-либо внебюджетный фонд и на отдельно взятое лицо.

Контрольная функция финансов связана с воспроизводственной и распределительной функциями. Она может играть активную роль в принятии того или иного решения либо пассивно отражать результаты распределения денежных средств и воспроизводственных процессов.

Контрольная функция проявляется в следующем: выявляется степень соответствия получаемых доходов, структуры фондов денежных средств намеченным заданиям по расширению объемов производства; корректируется несоответствие между доходами и расходами предприятия, бюджета, внебюджетного фонда, домашнего хозяйства.

Бюджетный дефицит и его покрытие. Правовые основы государственных расходов. Принцип приоритетности государственных и муниципальных публичных расходов. Юридический аспект бюджетных расходов. Внебюджетные фонды Российской Федерации, их основные задачи.

Распределительная, регулирующая и контрольная функции финансов. Внебюджетные фонды: сущность, функции, роль и задачи. Роль бюджета в распределении национального дохода. Экономическая сущность страхования. Функции, присущие категориям страхования.

Изучение социально-экономической сущности внебюджетных фондов - формы образования и расходования денежных средств, образуемых вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ. Теоретический анализ специальных фондов в финансовых системах зарубежных стран.

Финансовые институты, действующие на рынке ссудных капиталов и осуществляющие аккумуляцию денежного капитала. Понятие и правовые основы государственного кредита. Формы долговых обязательств. Отношения в области государственного и муниципального долга.

Определение финансовых ресурсов государства. Их состав и основные источники формирования. Разграничение финансовой системы РФ на отдельные звенья. Государственный бюджет и внебюджетные фонды Российской Федерации. Основные задачи фондового рынка.

Сущность кредита - системы экономических отношений, на основе которых свободные денежные средства перераспределяются между экономическими субъектами на основе срочности, возвратности платности. Эволюция кредитной системы РФ. Бюджет и бюджетное устройство.

Внебюджетные фонды как форма аккумуляции и перераспределения денежных средств, их разновидности и отличительные признаки, принципы и законодательно-нормативная база деятельности, источники формирования. Социальные государственные внебюджетные фонды.

Сущность и функции финансов. Типология финансовых систем. Экономическое содержание и роль бюджета, структура бюджетной системы Российской Федерации. Налоговые и неналоговые доходы бюджета, классификация и структура расходов. Расходы федерального бюджета.

Определение государственного бюджета, его доходов и расходов, бюджетного баланса, дефицита и профицита; анализ государственного бюджета. Классификация доходов и расходов бюджетов всех уровней, источников финансирования, внешних и внутренних долгов.

Понятие, назначение, экономическая сущность, состав и принципы построения бюджетной классификации. Классификация доходов бюджетов Российской Федерации. Классификация расходов бюджетов Российской Федерации. Функциональная классификация.

Сущность и классификация внебюджетных фондов……………..3 Социальные внебюджетные фонды РФ………………………………5 2.1. Пенсионный фонд РФ……………………………………………………5

Экономическая сущность региональных бюджетов. Местные бюджеты. Бюджетное планирование и бюджетный процесс в РФ. Финансовая деятельность государства и муниципальных образований. Структура государственного внутреннего и внешнего долга.

Основы организации бюджетного процесса; порядок составления, рассмотрения, утверждения и исполнения центрального и региональных (местных) бюджетов. Организационные принципы построения бюджетной системы, структура, взаимосвязь объединяемых в ней бюджетов.

Роль государственного бюджета в формировании государственных внебюджетных фондов. Необходимость образования государственных внебюджетных фондов. Виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению, их характеристика. Порядок назначения пенсий.

Отношения по поводу предоставления временно свободных денежных средств на условиях платности и возвратности; деятельность государства в качестве заемщика, кредитора, гаранта. Методы управления государственным долгом; инвестиционный налоговый кредит.

Составляющие элементы финансовой системы РФ. Классификация государственных займов, функции государственного кредита и страхования. Особенности и разновидности финансов коммерческих предприятий и граждан. Взаимосвязь и взаимозависимость звеньев системы.

Для возникновения финансов как сферы экономических отношений необходимо возникновение и совпадение во времени на определенном историческом этапе целого комплекса условий (или предпосылок), таких, как:

  • образование и признание физических лиц на товары, услуги, землю, и т. д.;
  • сложившаяся система правовых норм в части имущественных отношений;
  • укрепление государства как выразителя интересов всего общества, приобретение государством статуса собственника;
  • появление социально различных групп населения.

Все эти условия возникают при одной общей предпосылке: достаточно высокий уровень производства, повышение его эффективности, рост и превышение ими пределов, необходимых для биологического выживания.

Формирование, распределение и использование денежных доходов — основное условие для возникновения финансов.

Финансовые интересы — это интересы собственников денежных доходов.

Для появления финансов необходим также высокий уровень развития денежного хозяйства, постоянный оборот денег в больших размерах, формирование и использование основных функций денег. Финансы - это движение денежных доходов . Финансовые отношения всегда затрагивают имущественные отношения. Это не только денежные отношения, но и отношения собственности. Субъект экономических отношений всегда должен быть собственником. Именно распределяя и используя денежный доход, собственником которого он является, каждый участник экономических отношений может реализовать свои интересы.

Финансовые ресурсы

Ни одно сколь-нибудь серьезное экономическое или политическое решение не может быть осуществлено без предварительной оценки суммы денежных доходов, необходимых для этого. Распределение и накопление денежных доходов приобретают целевой характер. Возникает понятие «финансовые ресурсы». Будучи денежными доходами, накопляемыми и распределяемыми в определенных целях, финансовые ресурсы используются в различных социальных, экономических, научных, культурных, политических и др. целях (рис. 18).

Финансовые ресурсы - это накопленные доходы, предназначенные на конкретные нужды.

Рис. 18. Основные направления использования финансовых ресурсов

Финансовые ресурсы обслуживают все этапы движения денежных доходов от их образования до использования.

Так как финансы обусловлены движением денежных доходов, то закономерности их движения сказываются на финансах. Доходы обычно проходят в своем циркулировании три стадии (этапа) (рис.19):

Рис. 19. Этапы движения денежных доходов (финансов)

Финансы, как видим, имеют отношение ко всем этапам образования, распределения и использования денежных доходов. Первичные доходы образуются в результате реализации и распределения выручки от продажи товаров и услуг. Поскольку процесс производства, как правило, непрерывен, то необходимо на стадии реализации товаров выделить часть выручки для обеспечения как непрерывности производственного процесса.

Первичный доход образуется вследствие расширенного товарного производства и обслуживается финансами.

Рис. 20. Процесс расширенного воспроизводства

Первичное распределение — это формирование на основе валовой выручки первичных доходов.

Вторичное распределение денежных доходов (перераспределение) может происходить в несколько этапов, т. е. носит многократный характер.

Как видно из схематической записи абстрактного производственного процесса (рис. 20), любое производство заканчивается первичным распределением денежного дохода, без которого невозможно дальнейшее экономическое развитие. А распределение денежного дохода (Д" ) обслуживается финансами. Выделение финансовых ресурсов для расширения производства принимает следующие формы: оплата текущих материальных затрат, амортизация оборудования, арендная плата, проценты за кредит, оплата труда занятых в этом производстве работников. После первичного распределения денежного дохода начинаются процессы перераспределения, т. е. образования вторичных доходов. Это прежде всего налоги, взносы в страховые фонды, взносы в социальные, культурные и прочие организации.

Последняя стадия распределения и перераспределения доходов — их реализация. Реализуемые доходы называют конечными . Часть конечных доходов может быть не реализована, а направлена на накопления и сбережения. Тем не менее существует следующее финансовое равенство, которое не нарушается ни при каких условиях:

ΣA = ΣB + ΣС ,

  • А — первичные доходы;
  • В — конечные доходы;
  • С — сбережения и накопления.

На процесс распределения влияют не только финансы, но и цены.

Поскольку сам процесс реализации в денежный доход любых благ (товаров, услуг и т. п.) осуществляется по определенным ценам, то динамика цен оказывает самостоятельное воздействие на процесс распределения. Чем сильнее меняются цены (и в сторону повышения, и в сторону понижения), тем сильнее колеблется денежный доход. Особенно резко эти сдвиги происходят в условиях инфляции.

Финансовые ресурсы как часть денежных доходов выступают в различных формах. Для реального сектора экономики (производства) — это часть прибыли, для госбюджета — вся сумма его доходной части, для семьи — все доходы ее членов и т. д.

Финансовые ресурсы — это та часть денежных средств, которая может быть использована их владельцем на любые цели по его усмотрению.

Процесс распределения и перераспределения финансовых ресурсов

Финансовые ресурсы предлагаются на рынке большим числом хозяйствующих субъектов и населением. Понятно, что потенциальные пользователи (потребители) этих средств не в состоянии самостоятельно устанавливать деловые отношения с каждым хозяйствующим субъектом, с каждым гражданином. В этой связи возникает проблема объединения разрозненных сбережений в значительные объемы финансовых ресурсов, которые могут быть предложены для использования крупным потенциальным инвестором.

Эту задачу решают финансовые посредники (банки, инвестиционные и паевые фонды, инвестиционные компании, сберегательные ассоциации и
т. д.), которые аккумулируют свободные ресурсы, прежде всего, населения и выплачивают по этим ресурсам процент. Привлеченные ресурсы финансовые посредники предоставляют в качестве кредитов или размещают в ценные бумаги. Их доход состоит в разнице между процентом, выплачиваемым по привлеченным ресурсам, и процентом, получаемым по предоставленным ресурсам.

Владельцы денежных накоплений могут передать свои средства в и инвестиционные компании, а могут непосредственно приобрести и промышленных корпораций. Но и во втором случае они столкнутся с посредниками — дилерами и брокерами , которые представляют собой профессиональных участников финансовых рынков. Дилеры осуществляют операции самостоятельно, от своего имени; брокеры действуют только по поручению клиентов и от их имени.

Своевременный финансовый рынок предлагает потенциальным инвесторам широкие возможности вложений средств путем приобретения денежных обязательств широкого круга хозяйствующих субъектов. Эти денежные обязательства называются финансовыми инструментами . К ним относятся: , долговые расписки, фьючерские контракты и т. д. Разнообразие финансовых инструментов позволяет владельцам денежных средств диверсифицировать свой инвестиционный портфель, т. е. вложить свои накопления в обязательства разных компаний и банков. Эти обязательства будут иметь различную доходность, но и разную степень рискованности. Если разорится какая-либо компания, то сохранятся инвестиции в другие компании. Диверсификация инвестиционного портфеля осуществляется по принципу: "нельзя класть все яйца в одну корзину".

Финансовые отношения как сфера экономической деятельности

Финансовые отношения — это отношения, связанные с распределением, перераспределением и использованием денежных доходов.

Феномен финансовых отношений как сферы экономических отношений в обществе возникает на стадии распределения первичного дохода (рис. 21).

Рис. 21. Финансовые отношения на стадии распределения первичного дохода

Финансовые отношения, возникая в связи с денежными и обслуживая кругооборот денежных доходов, касаются почти всех физических и юридических лиц. Основными участниками финансовых отношений являются производители любой продукции (реальный сектор экономики); бюджетные и некоммерческие организации; население, государство, банки и специальные кредитно-финансовые институты. В ходе своего развития финансовые отношения порождают кредитные и существуют с ними в тесной взаимосвязи (рис.22).

Кредитные отношения — это часть финансовых отношений. И те и другие — результат денежных отношений.

Рис. 22. Место кредитных и финансовых отношений в структуре экономических отношений

Кредитные отношения возникают в связи с предоставлением одним субъектом другому (физическими и/или юридическими лицами) денег на условиях срочности, возвратности, платности.

Основное отличие финансовых и кредитных отношений — в возвратности денежных средств, предоставляемых на условиях срочности, возвратности и платности.

Обычно выделяют три стадии движения доходов , отражающие формирование первичных, вторичных и конечных доходов.

Первичные доходы формируются в результате распределения (работ, услуг). Сумма выручки распадается на фонд возмещения понесенных в процессе производства материальных затрат (стоимость сырья и материалов, оборудования, арендная плата), работника и собственника средств производства. Таким образом, при первичном распределении формируются доходы собственников . Кроме того, следует учитывать следующее обстоятельство: устанавливаемые государством косвенные налоги входят в первичные доходы. Поэтому на этом этапе частично формируются государственные доходы.

На втором этапе из первичных доходов выплачиваются прямые налоги, страховые платежи на , оказывается помощь нетрудоспособным. Из вновь создаваемых фондов денежных средств, в частности, из различных уровней власти и выплачиваются средства, представляющие собой расходы работников нематериальной сферы, врачей, учителей, нотариусов, служащих, военных и т.д.

В результате этого процесса формируется новая структура доходов. Ее составляют вторичные доходы, образованные в ходе перераспределения первичных доходов.

Но врачи, учителя, служащие в свою очередь платят налоги и вносят страховые взносы. Эти налоги и взносы формируют средства, предназначаемые для определенных выплат. В результате таких выплат могут образовываться третичные доходы. Цепочку их формирования проследить почти невозможно. Движение этих доходов представляет собой очень сложный процесс.

Результатом этого процесса, его третьей заключительной стадией является образование конечных доходов. Они используются на приобретение товаров и услуг. Определенная часть доходов сберегается.

Сумма первичных доходов за определенный период обязательно равняется сумме конечных доходов плюс сбережения . Распределение и перераспределение доходов означает формирование их новой структуры. Причем, эта структура отражает экономические отношения (связи) между хозяйствующими структурами и государством.

На каждой стадии формирования доходов образуются фонды денежных средств, т. е. финансы. Следовательно, именно финансы опосредуют процессы распределения и перераспределения доходов.

Результат функционирования финансовой системы — измененная структура доходов.

Процесс распределения добавленной (вновь созданной) стоимости через представлен на рис. 1. Как видно из рис. 1, в результате распределения первичных доходов собственников (предпринимателей и рабочих), формируются доходы работников нематериальной сферы. Однако следует учитывать, что в реальности распределительные процессы значительно сложнее, чем это отражено на рис. 1. Часть доходов работников материальной сферы распределяется в пользу работников нематериальной сферы непосредственно через потребление первыми услуг, предоставляемых вторыми. Так формируются доходы адвокатов, нотариусов, охранников и т. д. В свою очередь ими уплачиваются налоги в бюджеты, участвующие в последующих перераспределениях доходов.

Финансы как денежные отношения возникают на стадии распределения. Но они являются важнейшим звеном всего и оказывают на него сильнейшее влияние.

Рис. 1. Распределение добавленной стоимости через финансовую систему

Контрольная функция

Контрольная функция состоит в постоянном контроле за полнотой, правильностью и своевременностью получения доходов и осуществлением расходов из всех уровней и . Эта функция проявляется при любой финансовой операции. Все эти операции должны быть не только экономически целесообразными, но и не противоречить действующим правовым нормам. Контрольная функция финансов выражается в формировании фондов денежных средств (бюджетов и внебюджетных фондов) в соответствии с провозглашенными целями и по установленным законодательной властью нормативам. Эта функция предполагает не только мониторинг процессов, протекающих в финансовой сфере, но их своевременную корректировку в соответствии с нормами действующего законодательства.

Практическим выражением контрольной функции финансов является система . Этот контроль обеспечивает обоснованность формирования доходов бюджетной системы и расходование средств бюджетов и внебюджетных фондов. Финансовый контроль подразделяется на предварительный, текущий и последующий . Предварительный контроль осуществляется на стадии разработки прогнозов бюджетных доходов и расходов и подготовки проектов бюджетов. Его цель — обеспечение правильности бюджетных показателей. Текущий контроль отвечает за своевременность и полноту сбора запланированных доходов и целевое расходование средств. Последующий контроль направлен на проверку отчетных данных об .

Стимулирующая функция

Стимулирующая функция финансов связана с воздействием на процессы, протекающие в реальной экономике. Так в ходе формирования доходов бюджетов могут быть предусмотрены налоговые льготы для определенных отраслей. Цель этих льгот — ускорение темпов роста технически передовых изделий. Кроме того, в бюджетах предусматриваются расходы, способные обеспечить структурную перестройку экономики за счет финансовой поддержки наукоемких технологий и наиболее конкурентоспособных производств .

Финансы, понимаемые в широком смысле слова, включают все денежные фонды, в том числе ссудные. Поэтому кредитные отношения представляют собой часть финансов. — это движение ссудного фонда.

Можно также определить кредит как систему экономических отношений по поводу передачи от одного собственника к другому во временное пользование ценностей (в том числе денег). Кредитные отношения имеют свою специфику. Кредит связан с передачей фонда денежных средств во временное пользование на условиях возвратности, срочности, платности, обеспеченности. Эти условия отличают кредитные отношения от прочих финансовых отношений.

См.также:

Финансы - неотъемлемая часть денежных отношений. Их роль и значение определены местом денежных отношений в экономических отношениях. Финансы будут прежде всего распределительной категорией, с помощью кᴏᴛᴏᴩой происходит распределение или перераспределение валового внутреннего продукта и национального богатства. Именно благодаря ϶ᴛᴏму качеству финансов государство и местное самоуправление обес­печиваются необходимыми финансовыми ресурсами, использу­емыми в форме денежных фондов.

По мнению большинства исследователей1, термин «финан­сы» восходит к средневековым латинским словам - fmatio, financia pecuniaria, кᴏᴛᴏᴩым предшествовало старолатинское слово figo - вбивать, вколачивать, а позднее - finis, означаю­щее конец, предел, границу, окончание (отметный кол вбивался в землю для отделения одного участка земли от другого) Пер­вым автором научно-практического труда, посвященного фи­нансам, считают Ксенофонта (около 430-355 гг. до н. э.), рабо­та кᴏᴛᴏᴩого называлась «О доходах Афинской республики».

Финансы можно рассматривать в экономическом и матери­альном аспектах. В экономическом аспекте финансы - ϶ᴛᴏ эко­номические отношения, связанные с формированием, распреде­лением и использованием централизованных и децентрализован­ных фондов денежных средств в целях выполнения собственных

1 См.: Чантладзе В. Г. Вопросы теории финансов. Тбилиси, 1979. С. 107; Воронова Л. К., Мартьянов И. В. Советское финансовое право. Киев, 1983. С. 3; Грачева Е. Ю., Куфакова Н. А., Пепеляев С. Г. Финан­совое право России. М., 1995. С. 6; Финансы / Под ред. В. М. Родионо-вой. М., 1993. С. 7.

функций и задач государства или местного самоуправления, а также делегированных полномочий государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства, в процессе кᴏᴛᴏᴩых осуществляются распределение и перераспределение валового внутреннего продукта и контроль за удовлетворением потреб­ностей сообщества.

В материальном аспекте финансы представляют собой де­нежные фонды государства, государственно-территориальных и муниципальных образований, предприятий, учреждений, орга­низаций, используемые для материального обеспечения потреб­ностей общества и развития производства. Совокупность на­званных фондов денежных средств представляет собой финан­совые ресурсы государства.

Финансы как экономическая категория функционируют в пределах денежных отношений. Но не все денежные отноше­ния следует отождествлять с финансами. В содержание финан­сов включаются только те денежные отношения, кᴏᴛᴏᴩые име­ют специфическую финансовую форму движения стоимости, связанную с распределением денежных доходов и накоплений, формированием и использованием определенных фондов де­нежных ресурсов. Самой главной отличительной особенностью финансовых отношений будет обязательное участие в них государства. Все прочие виды денежных отношений выходят за рамки финансовых отношений и регулируются другими отрас­лями права. К примеру, продажа предприятием произведенной продукции не будет включаться в сферу действия финансов, данные отношения носят гражданско-правовой характер, хотя и опос­редуются деньгами. При этом уплата налогов, объекты кᴏᴛᴏᴩых возникают в результате совершения предприятием сделки куп­ли-продажи, включается в финансовые отношения.

Финансовые отношения отличаются от денежных и по при­знаку эквивалентности. Движение денег в большинстве случаев сопровождается встречным движением товаров, работ или ус­луг, т. е. денежные отношения носят эквивалентный характер. Финансы не предназначены для создания встречного удовлет­ворения, их движение не носит характера возмещения. Един­ственное исключение в финансовых отношениях представляют кредитные отношения, возникающие, в частности, при приоб­ретении государственных ценных бумаг. Согласно Конституции РФ отношения в сфере государственного кредита основываются

Глава 1. Финансы и финансовая система государства 3

на принципе добровольности для частного субъекта в их вступ­ление, по϶ᴛᴏму покупка эмитированных государством ценных бумаг направлена на получение денежного эквивалента.

Содержание финансов составляют не сами по себе деньги и не фонды денежных ресурсов, а те денежные, экономические отношения, кᴏᴛᴏᴩые возникают в процессе формирования, рас­пределения и использования денежных фондов м денежных ресурсов. Финансы, таким образом, будут денежными отно­шениями, в кᴏᴛᴏᴩых одним из участников обязательно выступа­ет государство. К числу финансовых ᴏᴛʜᴏϲᴙтся только те денеж­ные отношения, наличие кᴏᴛᴏᴩых обусловлено фактом суще­ствования государства как органа управления.

Сущность государственных и муниципальных финансов, за­кономерности их развития, сфера охватываемых ими товарно-денежных отношений и их роль в общественном воспроизвод­стве определяются экономическим строем общества, природой и функциями государства и местного самоуправления.

Как историческая категория финансы побудут в момент расслоения общества на классы, а муниципальные финансы - одновременно с возникновением местного самоуправления.
Стоит отметить, что основные средства государства и местного самоуправления кон­центрируются в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующих бюджетах. Причиной, порож­дающей появление финансов, будет потребность государства или муниципального образования в ресурсах, обеспечивающая их деятельность. Данную ресурсопотребность без финансов не­возможно удовлетворить ни в хозяйственной сфере, ни в сфере государственного или муниципального управления, ни в сфере выполнения делегированных государственных полномочий.

Современное государство - итог длительной эволюции, в ходе кᴏᴛᴏᴩой условия, формы и методы его воздействия на эко­номику постоянно менялись. При рыночном типе экономики государству отводится весьма важная роль, поскольку рынок, как и любая хозяйственная система, не будет совершенным механизмом. Стоит заметить, что он имеет и положительные, и отрицательные сто­роны, что вызывает необходимость со стороны государства вы­рабатывать собственный механизм хозяйствования, кᴏᴛᴏᴩый препятствовал бы разрушительным последствиям в финансовой сфере. Период становления рыночных отношений характеризу­ется значительной децентрализацией финансовых ресурсов. В силу наличия у государства управленческой функции в обще-

Финансовое право России. Общая часть

стве складывается особая группа денежных отношений, возни­кающая вне производственной сферы, - государственные (пуб­личные) финансы. Данные отношения формируют денежные фонды, необходимые для функционирования государства в це­лом и его отдельных органов. Экономика не может функциони­ровать без государственных (публичных) финансов, поскольку на любом этапе исторического развития общества всегда суще­ствует ряд потребностей, кᴏᴛᴏᴩые обязано финансировать толь­ко государство. Это инфраструктура общего назначения (напри­мер, почта, транспорт, телеграф), атомная энергетика, оϲʙᴏение космического пространства, инвестирование наиболее приори­тетных отраслей экономики и т. д.

В сфере хозяйствования наличие финансов обеспечивает удовлетворение постоянно возрастающих и изменяющихся вос­производственных потребностей. Финансы применимы потому, что позволяют приспособить (трансформировать) пропорции производства к нуждам потребления.

Благодаря экономической сущности финансы придают пер­воначальный импульс распределению прибыли, доходов, а в отдельных случаях и основного капитала в пользу государства или в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с его интересами. Через финансы государ­ство накапливает ϲʙᴏе состояние. Государственные накопления формируются в виде финансовых резервов, золотовалютного запаса, страховых фондов, банковского капитала и т. д. Подоб­ные накопления служат не только важным стабилизатором эко­номических отношений и гарантом экономического суверени­тета государства, но и регулятором производства, а также инф­ляционных процессов.

С помощью финансов достигаются регулирование масшта­бов общественного производства, содержание и развитие непро­изводственной сферы, обеспечение функционирования государ­ственной инфраструктуры, реализуются иные функции государ­ства. При этом обусловленность части финансовых отношений фактом существования государства или местного самоуправле­ния еще не дает основания считать деятельность государствен­ных или муниципальных органов причиной возникновения финансов. Возникновение и отмирание финансовых отноше­ний не происходят по волеизъявлению данных органов. Финансы существуют объективно, поскольку обусловлены развитием местного сообщества и через его посредство развитием государ-

Глава 1. Финансы и финансовая система государства 5

ства в целом. Государственные и муниципальные органы долж­ны исключительно учитывать объективную необходимость финансовых отношений, разрабатывая наиболее приемлемые формы их ис­пользования: формировать бюджет, вводить или отменять ка­кие-либо виды обязательных платежей, изменять формы ис­пользования финансовых отношений и т. д. Отсутствие учета объективных закономерностей движения финансов приводит к негативным процессам - инфляции, безработице, финансово-правовым конфликтам, стагнации экономики и т. д.

Финансовые отношения строятся на потребностях государства или местного сообщества, а не порождаются деятельностью госу­дарственных или муниципальных органов. Финансы выражают определенную сферу производственных отношений и ᴏᴛʜᴏϲᴙтся к базисной категории. Но хотя финансы и ᴏᴛʜᴏϲᴙтся к базисной категории, они во многом зависят от политики государства и местного самоуправления, их финансовой деятельности. Материал опубликован на http://сайт
Органы власти, как известно, ᴏᴛʜᴏϲᴙтся к надстроечной категории. Диа­лектика взаимоотношений между базисом и надстройкой состо­ит именно в том, что только социальные и экономические при­чины порождают необходимость возникновения новых финансо­вых отношений, а государство и местное самоуправление придают им правовое оформление и реализуют их.

Следовательно, финансы - ϶ᴛᴏ система денежных отношений по поводу аккумулирования, распределения и использования фондов денежных средств в целях материального обеспечения выполнения государственных функций и задач. Рассматриваемая категория имеет следующие отличительные признаки - она: а) складыва­ется всегда относительно денег или денежного эквивалента; б) обусловлена управленческой ролью государства; в) будет перераспределительными отношениями в сфере совокупного общественного продукта.

Указанные признаки только в единстве характеризуют сущ­ность государственных (публичных) финансов. Отсутствие лю­бого из них не позволит считать какие-либо денежные отноше­ния финансовыми.

Федеративная природа Российского государства обусловли­вает наличие собственных функций, целей и задач как у всего государства в целом, так и у субъектов РФ. Реализация компе­тенции каждого субъекта РФ предполагает наличие ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙу­ющих региональных финансов.

Финансовое право России Общая часть

Финансы субъекта РФ - ϶ᴛᴏ экономические отношения, свя­занные с аккумулированием, распределением и использовани­ем централизованных и децентрализованных фондов денежных средств субъекта РФ в целях выполнения его функций и задач, а также обеспечения условий расширенного воспроизводства, в процессе кᴏᴛᴏᴩых происходят распределение и перераспределе­ние валового внутреннего продукта и контроль за удовлетворе­нием публичных потребностей в границах региона.

Признание в России местного самоуправления и гарантиро-ванность самостоятельности его финансовой деятельности по­зволяют выделить в системе публичных финансов особую кате­горию - финансы муниципальных образований, представляющие собой экономические отношения, связанные с аккумулирова­нием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выпол­нения функций и задач местного самоуправления, а также деле­гированных полномочий государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства, в процессе кᴏᴛᴏᴩых происходят распределение и перераспределение валового внутреннего про­дукта и контроль за удовлетворением потребностей сообщества в границах муниципального образования.

Федеральный закон от 25 сентября 1997 г. № 126-ФЗ «О фи­нансовых основах местного самоуправления в Российской Феде­рации»1 определяет местные финансы как совокупность денеж­ных средств, формируемых и используемых для решения вопро­сов местного значения. Местные финансы включают средства местного бюджета, государственные и муниципальные ценные бумаги, принадлежащие органам местного самоуправления, и другие финансовые средства (ст. 2)

Несмотря на относительную самостоятельность финансов субъектов РФ и финансов муниципальных образований, в гра­ницах всего государства публичные финансы будут единой категорией, что подтверждается следующими аспектами: а) фе­деративным устройством России в сочетании с самостоятельно­стью местного самоуправления; б) единством денежной систе­мы, экономической, финансовой и таможенной политики; в) единством государственной и муниципальной систем управ­ления и регулирования финансово-кредитной сферы.

СЗ РФ. 1997. № 39. Ст. 4464.

Глава 1. Финансы и финансовая система государства

На государственном уровне денежные средства мобилизуют­ся в бюджетной системе, во внебюджетных фондах, в страховой и кредитной сферах. Не стоит забывать, что важное значение имеют финансы пред­приятий, учреждений, организаций всех форм собственности, с помощью кᴏᴛᴏᴩых в государстве осуществляется кругооборот основной массы денежных средств.

Исходя из всего выше сказанного, мы приходим к выводу, что финансы функционируют в двухосновных формах: 1) экономические денежные отношения, связанные с аккумулированием, распределением и использованием центра-лизованных денежных фондов государства и муниципальных об­разований; 2) экономические отношения, обслуживающие кру­гооборот децентрализованных денежных фондов предприятий, учреждений, организаций.

Сущность финансов пробудет в их функциях - формиро­вании денежных фондов государства и местного самоуправления и использовании денежных фондов в публичных интересах.

Аккумулирование денежных фондов означает создание государ­ством финансово-правового механизма, направленного на акку­мулирование денежных средств в его пользу. Выполнение госу­дарством ϲʙᴏих функций и задач нуждается в материальном обес­печении, что объясняет право государства требовать от иных субъектов отчисления доли их частной собственности в доход казны. Государство не будет производственным инструмен­том, по϶ᴛᴏму оно вынуждено вступать в финансовые отношения на стадии их распределения с целью перераспределения части дохода граждан или прибыли предприятий и направления полу­ченных таким образом денежных средств в специально образо­ванные фонды. Никакое государство не имеет иного способа формирования ϲʙᴏих денежных фондов, кроме финансов. Фор­мирование денежных фондов осуществляется различными мето­дами, основной из кᴏᴛᴏᴩых - взимание налогов.

Использование денежных фондов означает направление государ­ственных средств на реализацию публичных мероприятий. По­средством материального обеспечения государство осуществляет руководство обществом, выделяя денежные средства для сбалан­сирования уровня жизни в территориальных субъектах, осуще­ствляя бюджетное регулирование, финансируя министерства, ведомства, предоставляя бюджетные кредиты негосударственным юридическим лицам и т. д. Использование денежных фондов демонстрирует перераспределительный характер финансов, т. е. воз-

Финансовое право России. Общая часть

можность их вторичного движения от государства к иным субъек­там - получателям бюджетных средств или кредиторам.

В совокупности функции финансов отражают их обществен­ное предназначение. Стоит заметить, что они не ϲʙᴏйственны никакой иной эконо­мико-правовой категории. Формирование и использование де­нежных фондов выражают главные особенности финансов, по­зволяют отграничивать их от смежных денежных отношений. Не стоит забывать, что важное значение финансов в механизме обеспечения экономи­ческого суверенитета обусловило гарантированность функций финансов принудительной силой государства.

Практическое применение финансов позволяет государству реализовывать иные публичные функции. Выполнение государ­ством посредством использования финансовых инструментов «нефинансовых» функций демонстрирует роль финансов, т. е. резуль­таты их практического использования. Роль финансов выража­ется в возможности регулирования общественных отношений и осуществления контроля за данными отношениями.

Посредством использования финансов государство осуществ­ляет регулирование экономики, влияет на социальные и полити­ческие процессы. Функция регулятора связана с вмешательством государства через финансы (государственные расходы, налоги, государственный кредит) в процесс воспроизводства. Стоит сказать, для регулирования экономики и социальных отношений использу­ются финансовое и бюджетное планирование, государственное регулирование рынка ценных бумаг. Регулирующая роль финан­сов выражается в создании со стороны государства стабильных условий экономических и социальных отношений для всех хо­зяйствующих субъектов.

Формы государственного регулирования разнообразны и за­висят от многих факторов: уровня развития производственных отношений в обществе, его политической стабильности, потреб­ности в денежных средствах, размера государственного долга, степени соблюдения финансового законодательства и т. д.

Первостепенную роль в обеспечении регулирующей функ­ции государства должно играть финансовое законодательство. В качестве финансовых регуляторов могут использоваться пра­вовое регулирование ценообразования - установление норма­ми законов предельных цен на товары и услуги, регулирование получения монополиями сверхприбыли, финансирование от­раслей промышленности и т. д.

Глава 1. Финансы и финансовая система государства 9

Финансы помогают государству осуществлять функцию кон­троля. Публичные финансы, выраженные в денежной форме, обладают ϲʙᴏйством отображать воспроизводственный процесс в целом и отдельные его фазы через финансовые ресурсы и фонды, т. е. показывать его количественную сторону. Способ­ность финансов количественно отображать ход воспроизвод­ственного процесса позволяет систематически контролировать аккумулирование, распределение и использование фондов фи­нансовых ресурсов, что выражается в функции контроля, а именно финансового контроля. Важно заметить, что одна из важных задач финансо­вого контроля - проверка точного соблюдения законодатель­ства по финансовым вопросам, ϲʙᴏевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетной систе­мой, налоговой службой, банками, а также взаимных обяза­тельств предприятий, учреждений и организаций по расчетам и платежам.

Практическая роль финансов в осуществлении контрольной функции пробудет через деятельность финансовых органов.

Результаты практической реализации финансов в виде регу­лирования общественных отношений и контроля за их осуще­ствлением представляют собой форму выражения финансовой политики государства.

Финансовое право входит в систему российского права и является одной из активно развивающихся отраслей. Название данной отрасли тесно связано с финансами . Для того чтобы разобраться в финансовом праве необходимо иметь представление о том, что же такое финансы. В финансах проявляется одна из сторон экономических отношений общества , их существование обусловлено товарно-денежными отношениями и деятельностью государства , которое использует механизм финансов для выполнения своих задач. Государство не может реализовать свою внутреннюю и внешнюю политику, обеспечить выполнение социально-экономических программ, функций обороны и безопасности страны, если не располагает для этого необходимыми финансовыми ресурсами. Посредством использования финансового механизма государство имеет возможность активного воздействия на все эти явления.

Финансы по своему материальному выражению представляют собой денежные фонды и доходы государства, его территориальных подразделений (субъектов Федерации, муниципальных образований), предприятий , организаций, учреждений, используемые для потребностей общества и развития производства. Точнее, это финансовые ресурсы всей страны.

Подобной характеристики явно недостаточно, так как сущность финансов в качестве экономического механизма раскрывается не в их количественной стороне, хотя она и является важной, а в содержании тех общественных отношений, которые возникают при функционировании этого механизма, выполнении свойственных именно ему функций.

Финансы – это экономические денежные отношения по формированию, распределению и использованию денежных фондов и доходов государства, его территориальных подразделений, а также предприятий, организаций и учреждений для обеспечения расширенного воспроизводства и социальных нужд, в процессе осуществления которых происходит распределение и перераспределение общественного продукта и контроль за удовлетворением потребностей общества.

Финансам свойственны:

  • распределительная функция;
  • контрольная функция;
  • регулирующая функция;
  • стабилизационная функция.

Функциях выражают сущность финансов и их социально-экономическую роль. При посредстве финансов происходит распределение и перераспределение валового внутреннего продукта (ВВП) и национального дохода (между производственной и непроизводственной сферами, отраслями экономики , регионами, формами собственности , социальными группами), а также контроль за производством и распределением материальных и социальных благ в стране.

Финансы – важный рычаг регулирования экономики с широкими возможностями воздействия на нее. Препятствием эффективному использованию механизма финансов стали негативные явления в экономике страны. Начавшиеся формироваться в российской экономике и финансах позитивные тенденции нуждаются в укреплении и устойчивом развитии.

Финансы и деньги отражают разные стороны (элементы) экономики. Если не учитывать их близость и определенное сходство внешнего выражения, они имеют различия в функциях и роли в общественной жизни. Если деньги выступают как средство платежа и обращения, мера стоимости и т. д., то финансы выполняют распределительную и контрольную функции. Финансовые отношения не охватывают всех денежных отношений: их содержанием являются только те из них, посредством которых образуются денежные фонды и доходы (финансовые ресурсы) государства, его территориальных подразделений, предприятий, организаций, учреждений. В то же время финансы и деньги взаимодействуют между собой, переходят из одного качества в другое.