Расходы бюджета на государственную поддержку отраслей материального производства и регулирование экономики. Планирование расходов бюджета на поддержку отраслей материальной сферы

Финансы предприятий – исходное звено всей финансовой системы государства, поскольку именно в сфере материального производства создаются ВВП общества, первичные денежные накопления, поступающие в порядке перераспределения в централизованные фонды денежных средств и обеспечивающие основную часть доходов бюджетной системы

Финансирование развития предприятий сферы материального производства осуществляется за счет собственных средств (в основном – прибыли и амортизации), привлеченных средств из банковской сферы и финансового рынка, ассигнований из бюджета и внебюджетных фондов. В консолидированном бюджете РФ на 1999 г. предусмотрено выделить примерно 19% всех расходов на сферу материального производства

За последние годы в структуре источников финансирования предприятий возросла доля собственных источников при значительном сокращении ассигнований из бюджета. В условиях рыночной экономики финансы предприятий основываются в основном на принципах бюджетного федерализма и самофинансирования Расчетный баланс расходов и доходов – основной документ, который определяет размеры и источники бюджетного финансирования. Он состоит виз двух разделов: 1) «Доходы и поступления», в котором отражаются: - выручка от реализации; - средства, мобилизуемые при капит. строительстве, - средства, поступающие в порядке долевого участия в строительстве, - долгосрочные кредиты и займы, - прочие поступления

2) «Расходы и отчисления», в который включаются: - текущие затраты, - затраты на расширенное воспроизводство, на содержание соц. Сферы, НИР, - погашение долгосрочных кредитов и займов и уплата процента по этим займам, - прочие расходы

В последние годы основной объем бюджетных ресурсов направляется на финансирование капитальных вложений в гос. секторе экономики и выдачу предприятиям разного вида дотаций. Однако с переходом на рыночные отношения объем бюджетного финансирования предприятий сократился (приватизация предприятий, жесткая экономия средств и направление их на более важные и необходимые цели – оборона, НТП, поддержка АПК, соц. цели)

Реальные инвестиции обеспечивают динамичное развитие предприятий и позволяют решать задачи: 1) расширение собственной предпринимательской деятельности за счет накопления финансовых и материальных ресурсов, 2) приобретение новых предприятий, 3) диверсификацию вследствие освоения новых областей бизнеса

Субъекты инвестиционной деятельности – инвесторы, заказчики, исполнители работ, пользователи объектов инвестиционной деятельности

Заказчиками могут быть инвесторы, а также любые иные физические и юридические лица, госуд. и муниц. органы, иностр. Государства и междунар. рганизации. Пользователи объектов инвестиционной деятельности могут быть Объекты инвестиционной деят-ти: ценные бумаги, вновь создаваемые фонды, НТП, имущественные права и интеллект. собственность

Государственная поддержка производственной сферы в наст.время осуществляется в основном на возвратной основе преимущественно на финансирование быстроокупаемых коммерческих проектов Безвозвратное инвестирование – для поддержки безопасности, АЭС, развития энергетики, энергетики, транспорта и пр.

1 000руб.

Описание

Заключение

Среднесрочная программа социально-экономического развития РФ на период 2014 – 2016 годов включает подпрограмму дальнейшего развития регионов и финансовых рынков.
Основными приоритетами при этом выделяются:
- повышение эффективности межведомственного взаимодействия и выработка единых подходов к развитию и регулированию всех финансовых потоков;
- создание единого для всех финансовых рынков мегарегулятора,;
- разработка четких и ясных процедур проведения надзора за деятельностью финансовых институтов;
- расширение доступности информации;
- совершенствование законодательства в части пресечения преступлений на финансовых рынках государства.
Изучение и корректировка направлений финансовой политики, на текущем этапе развития, является одной из наиболее важных задач государственных ор...

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования государственной финансовой поддержки отраслей материального производства 5
1.1. Сущность, задачи, формы государственной финансовой поддержки отраслей материального производства 5
1.2. Отраслевые особенности финансов сельского хозяйства 9
Глава 2. Формирование бюджетных расходов на поддержку сельского хозяйства на примере ХМАО - Югра 12
2.1. Структура и динамика расходов бюджета РФ на поддержку сельского хозяйства в 2013-2015 гг. 12
2.2. Структура и динамика расходов бюджета ХМАО-Югры на поддержку сельского хозяйства в 2013-2015 гг. 17
2.3. Государственные программы поддержки сельского хозяйства Российской Федерации 22
Глава 3. Перспективы совершенствования государственных расходов на поддержку сельского хозяйства 25
3.1. Мероприятия, направленные на совершенствование бюджетных расходов на сельскохозяйственную отрасль РФ 25
Заключение 28
Список использованных источников и литературы: 29
Приложение 1………………………………………………………………………………………31

Введение

Введение

Благополучное и планомерное развитие отраслей сельского хозяйства невозможно без участия государственных и муниципальных финансов. Бюджетные ресурсы при этом являются важнейшим источником финансирования сельскохозяйственных отраслей.
Эффективное планирование бюджетных расходов, направленных на поддержку отраслей материальной сферы с каждым годом становится всё более актуальным. Взвешенное и последовательное планирование совместно с качественным исполнением позволяет стимулировать убыточные отрасли материальной сферы, задавать ориентир и приоритеты развития предприятий.
За последние годы резко сократилась инвестиционная деятельность в сельском хозяйстве. Объём инвестиций на строительство сократился в 25 раз, увеличивается удельный вес убыточных хозяйств, дебиторско-кредиторская задолженность.
Сложившееся сегодня на рынке сельского хозяйства относительное равновесие спроса и предложения при сокращении собственного производства поддерживается импортом продуктов.
Особенности АПК и специфика его состояния определяют политику государства по финансированию АПК.
Обеспечение решения наиболее важных государственных задач посредством бюджетных ассигнований предполагает:
финансирование приоритетных мероприятий по развитию отраслей экономики, способных наладить производство высокотехнологичной продукции, делая её конкурентоспособной на мировом рынке (авиастроение, космические программы, атомная промышленность, машиностроение).
сохранение научно-технической и кадровой базы российского ВПК, создание условий для совершенствования технологий военного назначения, позволяющих увеличить государственный потенциал;
поддержка высокоэффективных и быстроокупаемых инвестиционных проектов, посредством выделения бюджетных средств и предоставления госгарантий под эти проекты;
сосредоточение инвестиционных расходов на объектах с высокой степенью готовности при одновременной реализации объектов незавершенного строительства;
оказание поддержки АПК на базе рыночных механизмов в целях обеспечения его устойчивой работы;
финансирование производственной и социально - бытовой инфраструктуры.
Актуальность выбранной темы обусловлена увеличением значимости бюджетного финансирования отрасли сельского хозяйства в Российской Федерации в связи с нестабильностью политической и экономической ситуации на мировой арене и вводимыми против России санкциями на поставку сельскохозяйственной продукции из других государств.
Цель курсовой работы заключается в изучении формирования бюджетных расходов и способов планирования государственной поддержки отраслей материального производства Российской Федерации.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические основы формирования государственной финансовой поддержки отраслей материального производства;
2. Определить формирование бюджетных расходов на поддержку сельского хозяйства на примере ХМАО - Югры;
3. Вывить перспективы совершенствования государственных расходов на поддержку сельского хозяйства.
Предметом исследования является совокупность взаимоотношений, возникающих в процессе финансирования отраслей материального производства в Российской Федерации.
Объект работы – ХМАО – Югра.

Фрагмент работы для ознакомления

Глава 2. Формирование бюджетных расходов на поддержку сельского хозяйства на примере ХМАО - Югра2.1. Структура и динамика расходов бюджета РФ на поддержку сельского хозяйства в 2013-2015 гг.Развитие сельскохозяйственных отраслей на современном этапе развития российской экономики, является важнейшим направлением структурной перестройки экономики российского государства. Либерализация ценовой политики, ужесточение кредитной способствовали ухудшению финансового положения агропромышленного комплекса. Было приостановлено укрепление материально-технической базы, поддержание плодородия почв, развитие социальной инфраструктуры на селе. Основными направлениями государственной бюджетной поддержки сельскохозяйственных отраслей являются: - финансирование проведения земельной реформы; - финансирование развития федерализма; - развитие рыночных отношений в сельскохозяйственных отраслях; - поддержка развития социальной инфраструктуры сел, жилищного строительства, возведение объектов здравоохранения, школ, дошкольных учреждений, строительство дорог; - мелиорация земель и содержание мелиоративных систем; - повышение плодородия земель; -cтроительство и реконструкция предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности, рыболовецкого флота; -развитие строительной индустрии и строительных материалов; -финансовая помощь землеустройству, мероприятиям по защите растений от вредителей и болезней, содержанию ветеринарной и санитарной служб. Государственная поддержка отраслей сельского хозяйства предполагает проведение структурных преобразований, сокращение спада производства продукции растениеводства и животноводства, создание условий для их развития, поддержку перерабатывающих отраслей промышленности, удовлетворение потребностей в сельскохозяйственном сырье, развитие новых технологий, содержание объектов социальной сферы.В некоторых регионах Российской Федерации насчитывается более 20 форм государственной поддержки (рис 4). Рис. 4. Основные формы и виды государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителейЭффективная аграрная политика предполагает сглаживание территориальных диспропорций и учёт особенностей возникновения и развития депрессивных тенденций на территориях субъектов РФ. Снижение объёмов производства, уровня жизни населения, негативные экологические и социальные тенденции способствуют усилению депрессивного характера экономики, что содействует необходимости выработки стратегии социально-экономического развития депрессивных регионов. Таблица 1Меры государственной поддержки сельского хозяйства (в соответствии с классификацией Соглашения по сельскому хозяйству ВТО)№ п/п Формы господдержкиВиды государственной поддержкиВозможность использования в России1.Меры «голубой корзины»Государственные выплаты, направленные на ограничение размеров сельскохозяйственных угодий и уменьшение поголовья скота; компенсации, предоставляемые фермерам в случае добровольного сокращения объёмов производстваОтсутствует в связи с кризисом сельскохозяйственного комплекса2.Меры «зелёной корзины»Государственные расходы, не оказывающие прямого воздействия на увеличение производства, условия торговли: затраты на страхование урожаев, развитие консалтинга в сельской местности, информационное обеспечение сельских товаропроизводителей, модернизация сельской инфраструктуры, проведение научно-исследовательских работПрименимы в российских условиях3.Меры «жёлтой корзины»Государственные затраты по поддержке сельского хозяйства, не включённые в «голубую» и «зелёную» корзины (показатель: совокупные меры поддержки – СМП)Целесообразно использовать для стимулирования сельскохозяйственного производства4. Меры, относящиеся к категории «специальный и дифференцированный режим» Инвестиционные субсидии и дотации на приобретение материально-технических ресурсовПредусмотрены только для развивающихся странРасходы государственных бюджетов на всех уровнях направляются на содержание плодородия почв, обновление основных производственных фондов в отрасли сельского хозяйства. Приоритетным направлением государственной поддержки сельского хозяйства должно выступать бюджетное финансирование процентных ставок по кредитам. В 2013 общий размер предоставленных государственных субсидий на возмещение затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей при уплате ими процентов по полученным кредитам составил около 59 млрд. руб. (табл. 2).Таблица 2 Размер и структура господдержки сельского хозяйства Российской Федерации в 2013 г.Виды субсидий Сумма, млрд. руб.% к итогу1. Субсидирование процентных ставок по кредитам:инвестиционным (на срок 10 лет)41,3345,6краткосрочным (до 1 года)16,6618,5всего57,9863,82. Субсидии на поддержку развития сельского хозяйства:растениеводства4,484,8животноводства5,756,4промышленного рыболовства0,130,2малых форм хозяйствования5,996,7консультационной помощи сельхозтоваропроизводителям0,180,3экономически значимых региональных программ6,567,33. Компенсация части затрат на приобретение средств химизации9,6810,9Итого90,74100,0Расходы на сельское хозяйство были одной из немногих «защищенных» расходных статей госбюджета на 2015 год. Осенью 2014 года Дмитрий Медведев неоднократно заявлял о том, что расходы на сельское хозяйство, особенно в условиях санкций, правительство сокращать не будет. В декабре 2014 было принято постановление об увеличении объёмов бюджетных ассигнований на реализацию госпрограммы до 2020 года на 688,4 млрд. руб., до 2,1 трлн. руб.В расходах государственного бюджета выделяют средства на выплаты дотации и компенсации сельхозпроизводителям, предусматривается возмещение затрат на приобретение удобрений, развитие элитного семеноводства, компенсацию затрат на энергию тепличных производств. В отрасли животноводства выделяют дотации на поддержку племенного дела, компенсации затрат на приобретение комбикормов. Продолжается обеспечение сельских территорий горючесмазочными материалами, минеральными удобрениями на условиях товарного кредита, проводится списание задолженности сельскохозяйственных предприятий по кредитам и процентов с отнесением сумм на государственный внутренний долг. Также государственная поддержка АПК производится посредством проведения льготной налоговой политики, снижения отчислений во внебюджетные фонды. Приоритетным направлением государственной поддержки сельского хозяйства является сохранение и восстановление земель сельскохозяйственного назначения, решение проблем ухудшения социального развития села, улучшение жилищных условий, повышение доступности качественного образования, здравоохранения и социального обслуживания. В 2015 году в России ситуация с государственной поддержкой сельского хозяйства другая. На 2015 год 9,7 млн. га мелиорированных земель, 5 млн. орошаемых и 4,7 млн. осушенных. Эти земли занимают 5% общей площади сельхозугодий, дают весь урожай риса, 3/4 - овощей, 1/4 - зерна кукурузы, более 1/5 – кормов. В 2014 было предусмотрено 169 млрд. руб., с добавлением в течение года около 40 млрд. руб., на поддержку отраслей сельского хозяйства, в 2015 предварительно согласовано 170 млрд., 7 из которых - финансы «Росавтодора», перешедшие по программе развития сельских дорог. На помощь сельскохозяйственной отрасли в ценах 2013-2014 года будет выделено 135-140 млрд. руб., на 30 млрд. меньше уровня 2014 года. 2.2. Структура и динамика расходов бюджета ХМАО-Югры на поддержку сельского хозяйства в 2013-2015 ггСельскохозяйственный комплекс - одна из составляющих экономики Ханты-Мансийского района.По состоянию на 01.01.2014 года производством сельскохозяйственной продукции в районе занимались 3 производственных кооператива – «Реполовский», «Селиярово», «Родина», 53 крестьянских хозяйства, 398 личных подсобных хозяйств. Молочно-мясное скотоводство, свиноводствоПо состоянию на 01.01.2015 поголовье крупного рогатого скота в хозяйствах всех категорий составило 2787 голов, что на 6,2% более уровня 2013 года. Увеличение поголовья обусловлено увеличением поголовья крупного рогатого скота в крестьянских хозяйствах и сельскохозяйственных кооперативах соответственно на 12,0 и 12,6%. Положительная динамика наблюдается по поголовью коров, свиней, лошадей, овец. Рост, в сравнении с уровнем 2013 года составил соответственно 10,8, 20,3%, 13,5% и 28,4%. За 2014 год предприятиями всех форм собственности и личными подсобными хозяйствами населения произведено 1142 тонны мяса или 106,2% к уровню 2013 года. Из общего объема производства мяса 78,7% или 910 тонн приходится на крестьянские хозяйства района, что выше уровня 2013 года на 12,9 %. Значительный рост производства мяса отмечается в крестьянско-фермерских хозяйствах Воронцова А.А. (с. Батово), Третьяковой С.А. (с. Елизарово), КФХ Башмакова В.А. (с. Троица), Веретельникова С.В. (д. Белогорье). За период с января по декабрь 2014 года хозяйствами произведено 165,137,105 и 78 тонн мяса. Положительное влияние на формирование показателя производства мяса оказывает наращивание поголовья свиней. За январь-декабрь 2014 года производство мяса данного вида животных составило 458 тонн или 40% от общего объема производства мяса по району. За 2014 предприятиями всех форм собственности произведено молока – 5900 тонн или 104,4% к уровню 2013 года. Лидером по надоям молока является КФХ Башмакова В.А. (с. Троица). За январь-декабрь 2014 года данным хозяйством произведено 3124,5 тонн или 53,7% от общего надоя хозяйств района. Положительная динамика по производству молока наблюдаются в ЖСК «Родина», где произведено 195 тонн молока, а также в фермерских хозяйствах Антонова С.В. (с.Селиярово), Белкиной В.Б., Веретельникова С.В., где произведено 160, 133 и 80 т соответственно. ПтицеводствоНа 01.01.2015 поголовье птиц во всех категориях хозяйств составило 3792 головы, из которого 73% содержится в личных подсобных хозяйствах, где мясо производится исключительно для личного потребления и 27% поголовья содержится в крестьянских хозяйствах.Основу птицеводства в крестьянских хозяйствах составляет производство мяса птицы, осуществляемое завозом цыплят в возрасте 10 суток и последующего их доращивания. В течение 2013 года фермерскими хозяйствами Третьяковой С.А. (с. Елизарово) и Стенина А.В. (д. Ярки) было завезено более 7000 голов различных видов птицы. За 12 месяцев 2014 года этими хозяйствами произведено 33,4 т. мяса. РастениеводствоПо итогам посевной кампании 2014 года общая занятая площадь под сельскохозяйственными культурами составила 891,9 га., в том числе площадь, занятая организациями – 457,5 га, населением – 434,4 га. Из общей площади посевов под картофелем было занято 43,1 % (385 га), овощами – 11,5% (103,2 га), однолетними травами – 45,2% (404 га). По данным сельскохозяйственных кооперативов и крестьянских хозяйств в 2014 году собрано картофеля в количестве 705 т (63,6% от уровня 2013 года). Производство овощей по хозяйствам без учёта населения составило 146 т, 56,1% от уровня 2013 года. На снижение валового сбора картофеля и овощей огромное влияние оказали погодные и гидрологические условия.Переработка сельскохозяйственной продукцииПереработка сельскохозяйственной продукции на территории района представлена производством молочной, мясной и рыбной продукции.Основной производитель молочной продукции – фермерское хозяйство Башмакова В.А. (с. Троица), выпускающее 12 наименований продукции с ежегодным производством около 3000 т. Остальные производители молока, осуществляют только первичную переработку.В 2015 году планируется ввод в эксплуатацию завода по переработке молока в крестьянском хозяйстве Антонова С.В. (с. Селиярово), строительство цеха по переработке молока в ЖСК «Родина» и фермерском хозяйстве Белкиной В.Б. (д. Лугофилинская).Переработку мяса на территории района осуществляют 4 хозяйства – КФХ Воронцова А.А. (с.Батово), КФХ Веретельникова С,В. (д. Белогорье), КФХ Марчука Н.И. (д. Ярки), КФХ Башмакова В.А. (с. Троица), которые выпускают до 30 наименований мясной продукции. Финансовая поддержкаЗа 2014 год на поддержку сельскохозяйственных товаропроизводителей за счет средств бюджета округа было направлено средств в сумме 162,6 млн. руб. Данные средства в форме субсидий предоставлены:- 68 сельхозтоваропроизводителям – за реализованную продукцию животноводства и растениеводства в сумме 110,2 млн. рублей;- 4 фермерским хозяйствам на содержание маточного поголовья скота специализированных мясных пород в сумме 3,1 млн. рублей;- 8 крестьянским хозяйствам на усовершенствование материально-технической базы малых форм хозяйствования в сумме 7,4 млн. руб;-309 личным подсобным хозяйствам населения на содержание маточного поголовья сельскохозяйственных животных в сумме 3,6 млн. рублей;-36 национальным общинам и предприятиям на вылов и реализацию рыбы-сырца, производство рыбной продукции в сумме 31,8 млн. рублей;-27 национальным общинам и предприятиям на заготовку и переработку дикоросов в сумме 6,5 млн. рублей. В 2014 году в развитие агропромышленного комплекса в рамках районной программы по развитию сельского хозяйства было инвестировано в строительство и реконструкцию сельскохозяйственных объектов средств в сумме 4,9 млн. рублей.С 2013 года количество крестьянско-фермерских хозяйств в регионе выросло в 1,7 раза. На сегодня в Югре действует 611 таких хозяйств.Значительное укрепление поддержки инициатив сельского хозяйства в ХМАО-Югре привело к росту производства. Продукция сельскохозяйственной отрасли в денежном эквиваленте насчитывает более 10 млрд. рублей. Финансирование сельхозпроизводителей за 2013 год выросло почти до 2 млрд. руб. Финансовую поддержку получают и семейные фермы. Владельцы хозяйств отмечают, что без государственного субсидирования развивать производство в округе практически невозможно.Что касается приоритетных инвестпроектов АПК Югры, на сегодняшний день работа ведется по двум направлениям – это реконструкция рыбоводного завода по воспроизводству ценных пород рыб и строительство первого этапа тепличного комплекса «Агрофирмы» в деревне Ярки. Эти проекты должны вывести сельское хозяйство региона на качественно новый уровень. 2.3. Государственные программы поддержки сельского хозяйства Российской ФедерацииГосударственная поддержка сельскохозяйственного комплекса РФ осуществляется посредством реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы. Реализация программы происходит в форме предоставления субсидий из федерального бюджета местным бюджетам по следующим направлениям: Возмещение части сельскохозяйственных затрат на уплату страховых премий; Возмещение части процентных ставок по кредитам и займам; Государственная поддержка отрасли животноводства; Государственная поддержка отрасли растениеводства; Поддержка сельхозтоваропроизводителей отрасли растениеводства; Государственная поддержка малых форм хозяйствования; Государственная поддержка региональных программ, имеющих общероссийское экономическое значение;Технологическая модернизация;Реализация целевой федеральной программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года»; Федеральная целевая программа «Развитие мелиорации земель сельхозназначения России на 2014-2020 годы». Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы предусматривается комплексное развитие сфер деятельности АПК России, учитывая её вступление в ВТО.Основными приоритетами Программы являются:развитие импортозамещающих подотраслей сельскохозяйственного комплекса, включая овощеводство и плодоводство;экологическая безопасность сельскохозяйственной продукции;увеличение экспорта сельхозпродукции по мере насыщения внутреннего рынка;минимизация логистических издержек, оптимизация факторов, определяющих конкурентоспособность продукции;скотоводство - как системообразующая подотрасль, использующая конкурентные преимущества страны;в экономической сфере - повышение доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей;в социальной сфере - устойчивое развитие сельских территорий;в сфере развития производственного потенциала - мелиорация земель сельскохозяйственного назначения, введение в оборот неиспользуемой пашни;в институциональной сфере - развитие интеграционных связей в агропромышленном комплексе;в научной и кадровой сферах - обеспечение формирования инновационного агропромышленного комплекса. Для достижения целей госпрограммы поддержки сельскохозяйственного комплекса Российской Федерации целесообразно решение следующих задач:стимулирование увеличения производства основных видов сельскохозяйственной продукции, производства пищевых продуктов;осуществление противоэпизоотических мероприятий в отношении заразных болезней животных;развитие инфраструктуры агропродовольственного рынка;обеспечение сбыта сельскохозяйственной продукции за счёт создания условий для её сезонного хранения и переработки;увеличение эффективности регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;модернизация материально-технической базы селекции и семеноводства;поддержка малых форм хозяйствования;эффективная деятельность органов государственной власти в сфере регулирования рынков сельскохозяйственной продукции;увеличение рентабельности сельского хозяйства в целях обеспечения устойчивого развития;поддержание финансовой устойчивости АПК;повышение качества жизни сельского населения;стимулирование инновационной деятельности и развития АПК;развитие биотехнологий;создание условий для эффективного использования земель сельскохозяйственного назначения;развитие мелиорации сельскохозяйственных земель;экологически регламентированное использование в сельском хозяйстве земельных, водных и других природных ресурсов.Рис. 4. Перечень федеральных подпрограмм развития сельскохозяйственной отраслиТем не менее, несмотря на утверждённые направления государственной поддержки сельского хозяйства, в начале 2014 приняли решение о внесении изменений в Госпрограмму. Выделяемые на 2015 средства будут намного меньше, чем в 2014 году. Основные Программы ХМАО – Югры в сфере сельского хозяйства представлены в Приложении 1. Дата актуализации объемов финансирования - 29.10.2015.Глава 3. Перспективы совершенствования государственных расходов на поддержку сельского хозяйстваМероприятия, направленные на совершенствование бюджетных расходов на сельскохозяйственную отрасль РФВ рамках рассмотрения в первом чтении проекта федерального бюджета на 2015 и плановый период 2016-2017 гг. депутатами было обсуждено выделение средств на Госпрограмму развития сельского хозяйства на 2015 год. На реализацию Госпрограммы планировалось выделить 183,8 млрд. руб., что на 2,1% меньше по сравнению с утвержденными ранее объёмами. На сегодняшний день удалось сохранить финансы, выделенные в Госпрограмме на погектарную поддержку, программу по устойчивому развитию сельских территорий, за счёт которой ведётся строительство жилья, дорог, производится газификация и водоснабжение, помощь фермерам. Председатель комитета ГД по аграрным вопросам Николай Панков подчеркнул, что в условиях серьезных экономических санкций выделены дополнительно 45 млрд. руб.

Список литературы

Список использованных источников и литературы:

1. Федеральный закон РФ от 06.10.03. г. “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" №131-ФЗ.
2. Федеральный закон РФ от 29.12.06. г. “О развитии сельского хозяйства" N 264-ФЗ.
3. Бюджетная стратегия РФ на период до 2023 года.
4. Азарова Е. Г. Социальное законодательство: научно-практическое пособие / Е. Г. Азарова и др. – М.: Юридическая фирма «КОНТРАКТ» ИНФРА-М – 2012.
5. Алексеева Н. Об оценке эффективности межбюджетных отношений / Н. Алексеева // Экономист. – 2014. – №8.
6. Амиров В. Б. Проблемы укрепления бюджетов субъектов в Федерации и местного самоуправления / В. Б. Амиров, Р. В. Богатеев // Деньги и кредит. – 2013. – №12.
7. Афанасьев М. Бюджетная реформа в России: первые шаги и возможные перспективы / М. Афанасьев, И. Кривогов // Вопросы экономики. – 2015. №11.
8. Бирюков А. Г. К оценке бюджетной обеспеченности регионов / А. Г. Бирюков // Финансы. – 2015. – №4.
9. Бюджетная система Российской Федерации. Учебник для вузов /Под ред. П. И. Вахрина. – М.: «Дашков и К», 2012.
10. Бюджетная система России: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям/ Пол редакцией Г.Б. Полякова. – 2-е изд., пераб. и доп. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2013.
11. Гамукин В. Новации бюджетного процесса: бюджетирование, ориентированное на результат / В. Гамукин // Вопросы экономики. – 2011. – №2.
12. Горбунова О.Н. Финансовое право: учебник 2-е изд., перераб.и доп. – М.: Юристъ, 2012.
13. Грязнова А.Г., Маркина М.А. Финансы: учеб. М - Финансы и статистика, 2014.
14. Древаль Л.Н. «Финансовое право России. Общая часть» №14, Хабаровск – 2011.
15. Дробозина А.П. Финансы. Денежное обращение. Кредит: учеб, для вузов М - ЮНИТИ, 2012.
16. Казак А.Ю. Финансы и кредит: учеб. Екатеринбург: МП "ПИПП", 2014.
17. Ковалёв В.В. Финансы: учеб. / ТК Велби, 2013.
18. Ковалёва А.М. Финансы: учеб, пособие. М - Финансы и статистика, 2011.
19. Лавров А. М. Бюджетная реформа 2001-2008 гг.: от управления затратами к управлению результатами / А. М. Лавров // Финансы. – 2014. – №9.
20. Лушин С.И., Слепов В.А. Финансы: Учебник М - ЭКОНОМИСТЪ, 2013.
21. Нешитой А. С. Бюджетная система Российской Федерации: учеб. для вузов / Нешитой А. С. – изд. 7 перераб. и доп. – М.: Издат. дом «Дашков и К», 2013.
22. Пансков В. Г. Аудит эффективности расходования государственных средств / В. Г. Пансков // Финансы. – 2015. – №5.
23. Поляк Г.Б. Финансы. Денежное обращение. Кредит: учеб, для вузов М - ЮНИТИ, 2012.
24. Розуваев А. А. Управление бюджетными расходами региона / А. А. Розуваев // Регионология. – 2014. – №4.
25. Сальников В.П. «Финансовое право» №10. Основные статьи государственных расходов РФ. Москва - 2013.

Пожалуйста, внимательно изучайте содержание и фрагменты работы. Деньги за приобретённые готовые работы по причине несоответствия данной работы вашим требованиям или её уникальности не возвращаются.

* Категория работы носит оценочный характер в соответствии с качественными и количественными параметрами предоставляемого материала. Данный материал ни целиком, ни любая из его частей не является готовым научным трудом, выпускной квалификационной работой, научным докладом или иной работой, предусмотренной государственной системой научной аттестации или необходимой для прохождения промежуточной или итоговой аттестации. Данный материал представляет собой субъективный результат обработки, структурирования и форматирования собранной его автором информации и предназначен, прежде всего, для использования в качестве источника для самостоятельной подготовки работы указанной тематики.

Финансы предприятий - исходное звено всей финансовой системы государства, поскольку именно в сфере материального производства создаются ВВП общества, первичные денежные накопления, поступающие в порядке перераспределения в централизованные фонды денежных средств и обеспечивающие основную часть доходов бюджетной системы.

Финансирование развития предприятий сферы материального производства осуществляется за счет собственных средств (в основном - прибыли и амортизации), привлеченных средств из банковской сферы и финансового рынка, ассигнований из бюджета и внебюджетных фондов. В условиях рыночной экономики финансы предприятий основываются в основном на принципах бюджетного федерализма и самофинансирования

Расчетный баланс расходов и доходов - основной документ, который определяет размеры и источники бюджетного финансирования. Он состоит виз двух разделов:

1. «Доходы и поступления», в котором отражаются:

выручка от реализации;

средства, мобилизуемые при капитальном строительстве;

средства, поступающие в порядке долевого участия в строительстве;

долгосрочные кредиты и займы;

прочие поступления.

2. «Расходы и отчисления», в который включаются:

текущие затраты;

затраты на расширенное воспроизводство, на содержание социальной сферы, НИР;

погашение долгосрочных кредитов и займов и уплата процента по этим займам;

прочие расходы.

В последние годы основной объем бюджетных ресурсов направляется на финансирование капитальных вложений в государственном секторе экономики и выдачу предприятиям разного вида дотаций. Однако с переходом на рыночные отношения объем бюджетного финансирования предприятий сократился (приватизация предприятий, жесткая экономия средств и направление их на более важные и необходимые цели - оборона, НТП, поддержка АПК, социальные цели).

Реальные инвестиции обеспечивают динамичное развитие предприятий и позволяют решать задачи:

  • 1. Расширение собственной предпринимательской деятельности за счет накопления финансовых и материальных ресурсов.
  • 2. Приобретение новых предприятий.
  • 3. Диверсификацию вследствие освоения новых областей бизнеса.

Субъекты инвестиционной деятельности - инвесторы, заказчики, исполнители работ, пользователи объектов инвестиционной деятельности.

Заказчиками могут быть инвесторы, а также любые иные физические и юридические лица, государственные и муниципальные органы, иностранные государства и международные организации.

Объекты инвестиционной деятельности: ценные бумаги, вновь создаваемые фонды, НТП, имущественные права и интеллектуальная собственность.

Государственная поддержка производственной сферы в настоящее время осуществляется в основном на возвратной основе преимущественно на финансирование быстроокупаемых коммерческих проектов

Безвозвратное инвестирование - для поддержки безопасности, АЭС, развития энергетики, энергетики, транспорта и пр.

Расходы бюджетной системы на развитие и содержание агропромышленного комплекса (АПК).

АПК - один из важнейших приоритетных направлений перестройки экономики. Он имеет свои особенности:

сезонный характер сельскохозяйственного производства,

длинный цикл производства,

значительный размер затрат капитального характера на осушение, орошение земель и т.д.

Либерализация цен и ужесточение кредитной политики ухудшили финансовое положение АПК. За последние годы резко сократилась инвестиционная деятельность в сельское хозяйство. Сельское хозяйство страны пока не может обеспечить потребление продуктов на душу населения.

Особенности АПК и специфика состояния его в настоящее время определяют политику государства по финансированию АПК.

Бюджетная поддержка АПК осуществляется по следующим основным направлениям:

  • 1. Финансирование проведения земельной реформы.
  • 2. Финансовая поддержка развития фермерства / развитие рыночных отношений в АПК.
  • 3. Поддержка социальной инфраструктуры села / жилищного строительства, объектов здравоохранения, строительство дорог, дошкольных учреждений.
  • 4. Мелиорация земель.
  • 5. Улучшение земель, связанное с повышением плодородия.
  • 6. Строительство и реконструкция предприятий АПК.
  • 7. Поддержка развития местных баз строительной индустрии.
  • 8. Финансовая помощь по землеустройству, мероприятиям по защите растений от вредителей и болезней.

Большая часть федеральных бюджетных ресурсов направляется на поддержание земельных ресурсов.

Финансирование развития предприятий сферы материального производства осуществляется за счет собственных средств (в основном – прибыли и амортизации), привлеченных средств из банковской сферы и финансового рынка, ассигнований из бюджета и внебюджетных фондов. За последние годы в структуре источников финансирования предприятий возросла доля собственных источников при значительном сокращении ассигнований из бюджета. В условиях рыночной экономики финансы предприятий основываются в основном на принципах бюджетного федерализма и самофинансирования

В последние годы основной объем бюджетных ресурсов направляется на финансирование капитальных вложений в гос. секторе экономики и выдачу предприятиям разного вида дотаций.

Государственная поддержка производственной сферы в наст.время осуществляется в основном на возвратной основе преимущественно на финансирование быстроокупаемых коммерческих проектов

Безвозвратное инвестирование – для поддержки безопасности, АЭС, развития энергетики, энергетики, транспорта и пр.

Бюджетная поддержка АПК (агропромышленного комплекса) осуществляется по следующим основным направлениям:

1) финансирование проведения земельной реформы,

2) финансовая поддержка развития фермерства / развитие рыноч. отношений в АПК,

3) поддержка социальной инфраструктуры села/ жилищного строительства, объектов здравоохранения, строительство дорог, дошкольных учреждений.

4) мелиорация земель, улучшение земель, связанное с повышением плодородия,

5) строительство и реконструкция предприятий АПК,

6) поддержка развития местных баз строительной индустрии,

7) финансовая помощь по землеустройству, мероприятиям по защите растений от вредителей и болезней.

Большая часть федеральных бюджетных ресурсов направляется на поддержание земельных ресурсов.


23. Расходы бюджета на социальную сферу: образование, здравоохранение, социальное, обеспечение, культуру, искусство

Доля этих ассигнований в консолидированном бюджете РФ составила около 40%, в федеральном – 10%, в региональных – 60%, в местных – около70%.

Расходы на социальные отрасли включают в себя расходы на образование, культуру, искусство, здравоохранение, физическую культуру, спорт, средства массовой информации и социальную политику.

В большинстве организаций социальной сферы применяется система «брутто-бюджет», финансир осуществляется на основе сметы доходов и расходов. В доходах, в основном отражаются бюджетные средства, а также внебюджетные средства от оказания платных работ, услуг и т.д.

Расходы определяются исходя из контингентов обслуживания. Например, в школах – количество учащихся и классов, в поликлиниках – количество посещений. По этим показателям устанавливаются нормы расходования средств по отдельным видам расходов.

В соответствии с БК, начиная с 2006 г. предполагается перейти на новую систему финансирования, основанную на минимальных государственных и муниципальных социальных стандартах. Для этого должны быть утверждены государственные и муниципальные стандарты по всем видам социальных услуг. Стандарты определяют виды государственных и муниципальных услуг, которые предоставляются гражданам на безвозмездной и безвозвратной основе за счет средств бюджета и внебюджетных фондов на минимально допустимом уровне на всей территории РФ.

Расходы бюджета на образование.

«В 2010 году объём средств федерального бюджета в сфере образования составит 416,4 млрд. рублей, что на 7,3 % больше по сравнению с 2009 годом и на 26,3 % больше, чем в 2008 году»

Доля расходов на образование в ВВП составляет менее 4%, что значительно ниже, чем во многих зарубежных странах.

Суммарные расходы муниципального, регионального и федерального бюджетов на образование определяется в соответствии с сетью учреждений и предполагаемым ее развитием в планируемом году, а также показателями по контингентам детей, учащихся, воспитанников, студентов.

В общей сумме расходов на образование затраты на: детские дошкольные учреждения – 15%, общее среднее образование – 41%, школы-интернаты – 8%, среднее спец.образование – 10,5%, высшее образование – 11,5%.

Расходы бюджета на здравоохранение.

В 2011 году 466,1 млрд руб

Наиболее важными направлениями расходования средств «государственной, муниципальной системы» являются следующие:

Финансирование целевых программ;

Финансирование научных исследований и подготовки кадров;

Субсидирование территорий с целью выравнивания условий оказания медицинской помощи населению по ОМС;

Оплата особо дорогостоящих видов медицинской помощи;

Финансирование служб скорой помощи;

Финансирование медицинских учреждений, оказывающих помощь при социально-значимых заболеваниях.

Расходы бюджета на культуру и искусство, средства массовой.

Государство предоставляет учреждениям культуры дополнительные льготы (особый порядок налогообложения, налоговые льготы юридическим и физическим лицам, финансирующим культурную сферу, формирования механизма благотворительности и т.д.).

В зависимости от видов учреждения культуры организуются на государственной, региональной и частной собственности. Нормативный порядок финансирования этих учреждений не ограничивает получение ими внебюджетных средств.

Из федерального бюджета финансируются учреждения и организации культуры по перечню, определенному Правительством РФ. В него включены библиотеки, музеи, театры, учебные заведения, имеющие особую культурную значимость для России, например, Государственный Эрмитаж, Всероссийская государственная библиотека, Государственный академический Большой театр и др.

Из муниципальных бюджетов финансируется самая массовая сеть государственных учреждений культуры. Финансирование таких объектов может быть свободным и индивидуальным. В зависимости от этого распределяется общий объем бюджетных ресурсов. Бюджет крупного учреждения культуры подразделяется на две части: первая предназначена для финансирования государственных учреждений, вторая - для финансирования программ и мероприятий, для обеспечения деятельности негосударственных организаций и лиц, вносящих вклад в развитие культуры и искусства. При его формировании применяется методология «от достигнутого уровня».

Расходы на социальное обеспечение и социальную защиту населения

Объем средств, выделяемых на социальную защиту граждан, зависит от уровня экономического развития страны, состояния сферы материального производства. Источником формирования фондов, из которых финансируются мероприятия по социальной защите населения, является национальный доход, созданный трудоспособными гражданами и прошедший затем перераспределение через бюджетную систему и внебюджетные фонды.

1. Пенсионный фонд Российской Федерации, цель которого - государственное управление пенсионным обеспечением граждан.

2. Вторым по величине социальным внебюджетным фондом является Фонд социального страхования РФ. Цель его - финансирование выплат пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, уходу за ребенком до полутора лет, финансирование организации санаторно-курортного лечения и отдыха и др.

3. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, финансируются:

Комплекс мероприятий по социальной защите населения;

Выплата пенсий военнослужащим, компенсация Пенсионному фонду РФ расходов по выплате государственных пенсий и пособий, подлежащих финансированию в соответствии с законодательством РФ за счет федерального бюджета;

Финансирование федеральных программ: «Дети-сироты», «Дети-инвалиды», «Дети Севера», «Планирование семьи», «Профилактика безнадзорности и правонарушений несо­вершеннолетних», «Организация летнего отдыха детей» и др. Основной объем бюджетных средств, направляемых на социальную защиту населения, проходит через региональные и местные бюджеты

Программно-целевой принцип реализации социальной политики является приоритетным. Для этого разрабатывается ряд программ, например, федеральные программы «Молодежь России», «Планирование семьи», «Дети-сироты» «Дети-инвалиды» и др., основной целью которых является создание организационных, правовых и экономических механизмов реализации социальной политики.