Объективная необходимость коренных перемен в жизни общества. Начало перестройки, ее противоречивый характер и последствия. Укрепление чувства необходимости перемен

Объективная необходимость коренных перемен в жизни общества. Начало перестройки, ее противоречивый характер и последствия. Укрепление чувства необходимости перемен

Петербургское высшее образование пока мало кто называет "рынком", хотя в городе уже работают более 50 частных вузов и более 65% всех студентов учатся на коммерческой основе. По оценкам BusinesStat, рынок высшего образования в России превышает 197,2 млрд рублей, на Петербург приходится около 18% этой суммы. Примечательно, что большую часть рынка (71%) занимают коммерческие отделения государственных вузов (их в городе более 70 с учетом филиалов). За последние 10 – 15 лет выросло как число студентов–платников (с 10 до 65%), так и общее число студентов: по данным ЦСР "Северо–Запад", этот показатель вырос со 190 до 448 студентов на 10 тыс. человек.

Иностранцы в России

Однако иностранных студентов в России все еще меньше, чем было 30 – 35 лет назад в СССР, когда в советских университетах учились студенты из социалистических стран. Однако многие вузы делают ставку именно на иностранцев, затачивая программы обучения под международные стандарты. Спрос на российское образование довольно высок, но студенты приезжают в основном из азиатских стран и не всегда оказываются довольны полученным образованием.

"В октябре 2013 года было принято постановление правительства РФ, в соответствии с которым ежегодная квота приема на обучение иностранных граждан за бюджетные деньги была увеличена в 1,5 раза - до 15 тыс. мест, - рассказывает Марина Лаврикова, проректор СПбГУ по учебно–методической работе. - И, хотя СПбГУ имеет одну из самых больших квот для приема иностранцев (440 мест) в 2014 году, конкурс среди иностранных граждан в 2013 году составил два человека на место". Олег Хархордин, ректор Европейского университета в Петербурге, уверен, что большинство ведущих российских вузов давно и успешно работает с иностранными студентами. "В нашем университете первая международная программа была запущена еще в 1998 году, - рассуждает Олег Хархордин. - В целом с запуском программы "5 / 100", в соответствии с которой к 2020 году пять российских университетов должны попасть в Топ–100 международных университетских рейтингов, назрела необходимость реформы университетского управления: будут меняться и сами курсы, и форма преподавания".

Ректор Восточно–Европейского Института психоанализа считает, что выйти на международный рынок российским вузам мешает политика. "Мы готовы принимать иностранных студентов, но в силу специфического отношения к России (которое культивируется западными СМИ и действовало всегда, а не только в связи с событиями на Украине) это направление будет развиваться очень медленно и однобоко, - поясняет Михаил Решетников. К нам будут ехать студенты преимущественно из Азии и развивающихся стран и потому, что у нас дешевле".

Среди "фирменных" специальностей, которые активно развиваются и могут стать брендом города, руководители вузов чаще всего называют математику, информатику, менеджмент, юриспруденцию, востоковедение и африканистику, психоанализ. "Мы достаточно успешно конкурируем с западными коллегами, и теперь уже они перенимают наш опыт, - говорит Михаил Решетников, - например, Университет им. Зигмунда Фрейда в Вене был создан "по образу" ВЕИПа".

Валерий Соломин, ректор университета им. Герцена, добавляет, что в городе появляются новые специальности, которые больше ни в каких вузах не представлены. "Например, 2 года назад в Герценовском университете открылось направление "Физкультура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физкультура)", - поясняет Валерий Соломин. - На нем обучаются спортсмены–параолимпийцы, в том числе те, что принесли России медали на Параолимпийских летних играх в Лондоне".

Проблемы сферы образования не удивляют: в основном это недостаток финансирования, квалифицированных кадров и поддержки государства. Нередко специалисты говорят и о пресыщенности рынка высшего образования: частные институты все появляются, следуя за спросом, хотя мест для обучения уже гораздо больше, чем когда бы то ни было в истории. Молодые люди не хотят получать рабочие специальности, а государство ничего не делает для их популяризации.

Ректор Российского государственного гидрометеорологического университета Лев Карлин выделяет две основные проблемы отрасли: недофинансирование и массификация высшего образования. "Например, в Ленинграде ежегодно заканчивали школу около 60 тыс. школьников, а сейчас в Петербурге чуть больше 20 тыс. - поясняет Лев Карлин. - При этом вузов в городе в 3 раза больше, в результате упало качество высшего образования. Недофинансирование можно ликвидировать, сделав высшее образование платным. При этом платить за специалистов должны те, кому они необходимы: государство - за подготовку учителей, военных, полицейских, врачей; компании должны платить за специалистов для себя. Наконец, студент сам может оплатить обучение, механизмы для этого давно известны за рубежом: гранты на обучение, образовательные кредиты, социальная помощь". Михаил Решетников видит в российском образовании в том числе идеологические недостатки: "Например, мы с легкостью необыкновенной сменили наименование "советской психологии" на "российскую", но не сильно озаботились тем, что это предполагает, - поясняет специалист. - Ранее все гуманитарное знание финансировалось и развивалось под контролем КПСС и было предельно идеологизированным, можно было бы сказать - запуганным. Все это еще существует, и эти проблемы пока даже не осмыслены".

Валерий Соломин, напротив, оценивает развитие вузов города оптимистично: "Главным критерием, позволяющим говорить о конкуренции с зарубежными вузами, являются различные рейтинги, в том числе международные, - говорит специалист. - Позиции петербургских вузов в них год от года укрепляются, и это, несомненно, позитивная тенденция".

Будущее онлайн

При всех недостатках петербургские вузы стремятся не отставать от современных образовательных тенденций: преподаватели выкладывают в Интернет записи лекций, выдают студентам практические задания и проекты.

"На глобальном рынке образования растет популярность открытых on–line курсов и программ ведущих университетов мира (Coursera, edX и др.). В этом направлении движется и СПбГУ, - говорит Марина Лаврикова. - Например, еще в октябре 2013 года наш университет одним из первых в России стал официальным партнером всемирного образовательного проекта Coursera". Она добавляет, что в соответствии с мировыми трендами стимулируется академическая мобильность; создаются международные образовательные программы, в том числе предполагающие получение двух дипломов; ведущие университеты открывают представительства в других странах.

НЕОБХОДИМОСТЬ ПЕРЕМЕН

Гапоненко Альфред Григорьевич . Генерал-лейтенант. Родился в 1931 г. Служил в Советской Армии с 1951 по 1991 г.

Службу проходил в танковых войсках на командно-штабных дол-жностях от командира взвода до командира 8-й Гвардейской танко-вой дивизии 5-й Гвардейской танковой армии Белорусского военно-го округа. Участник боевых действий в Афганистане.

7 лет проработал в Генеральном штабе, затем 7 лет на военно-дипломатической работе. Кандидат военных наук.

Старостин Михаил Михайлович. Полковник. Родился в 1937 г.

В 1967 г. закончил Военную академию бронетанковых войск по специальности «эксплуатация, ремонт и производство бронетанко-вой техники», проходил службу в войсках на различных должностях. С 1971 г. работал в Военной академии бронетанковых войск.

Заслуженный изобретатель Российской федерации. Кандидат технических наук. Профессор.

Хомич Вадим Иванович . Полковник. Родился в 1926 г. В 1944 г. окончил Военную школу радиоспециалистов танковых войск и был" направлен на 1-й Белорусский фронт. В 1945 г. поступил в ВАБТМ им. Сталина, которую окончил в 1951 г, В дальнейшем работал стар-шим научным сотрудником, преподавателем Академии БТВ им. Ма-линовского. Демобилизовался в 1977 г., далее работал преподава-телем МАДИ, ГЦППМ, ВИСМа, кандидат технических наук.

Профессор, член-корреспондент Российской экологической ака-демии, председатель военно-технической секции ВНО Культурного центра МО.

Резниченко Вячеслав Иванович . Родился в 1938 г. Старший инженер-лейтенант запаса.

В 1956 г. поступил в Московский авиационный институт. После окончания МАИ был направлен в ОКБ М.Л. Миля. Кандидат техничес-ких наук. Является одним из ведущих специалистов в области компо-зиционных материалов, создания ударопрочных конструкций, обла-дающих повышенной боевой живучестью.

Автор более 150 научных трудов, учебных пособий, учебников, монографий и изобретений. Профессор, член-корреспондент Россий-ской экологической академии, член военно-технической секции ВНО Культурного центра МО с 1996 г.

Двадцатый век ознаменовался двумя крупнейшими в истории человечества войнами с огромными людскими и мате-риальными потерями. Прошедшие вой-ны кроме этого характеризовались кар-динальными изменениями в способах и методах ведения боевых действий и в во-енной технике.

Если в Первой мировой войне новин-кой явилось применение танков и само-летов, то во Второй мировой танки и авиация стали решающими видами ору-жия, определяющими исход сражений.

Боевые свойства танков (высокая подвижность, огневая мощь и защищен-ность от средств поражения противни-ка) во многом определяли характер, тем-пы и успех боевых операций. Так было во время блицкригов начальной фазы Второй мировой войны — победного ше-ствия немецких танков по Европе, это же наблюдалось и на заключительном ее этапе, когда советские танки, за считан-ные месяцы преодолев пол-Европы, за-вершили разгром немцев в Берлине.

В ходе войны танки непрерывно со-вершенствовались, улучшались их бое-вые качества, технология производства и восстановления. Одним из итогов Вто-рой мировой войны стало превращение СССР в великую танковую державу, об-ладающую наиболее мощными и боеспо-собными танковыми войсками.

За военные годы наша промышлен-ность дала фронту свыше 98000 танков и САУ, что почти в 3 раза превысило их про-изводство в Германии и ее странах-сател-литах. Не менее существенно, что за эти годы ремонтными заводами и силами тан-ковых частей было восстановлено и вве-дено в строй около 400 тыс. боевых еди-ниц бронетанковой техники. Последнее обстоятельство — быстрое восстановле-ние танков — не раз играло решающую роль в продолжительных боях. Как свиде-тельствует участник битвы под Курском кандидат военных наук В.М. Крят [I], од-ной из причин, побудивших немецкое ко-мандование выйти из крупнейшего танко-вого сражения Второй мировой войны — битвы под Прохоровкой, явилось быстрое восстановление на поле боя около двухсот советских танков, что резко изменило со-отношение сил в нашу пользу.

По совокупности боевых качеств со-ветский Т-34 стал лучшим танком Второй мировой войны. Общие принципы, зало-женные в его конструкции, послужили основой для развития танков во многих странах в послевоенные годы.

Вместе с тем, как отмечает профес-сор А.С. Степанов , советским танкам принадлежит «лидерство» не только в боевой эффективности, но и по потерям. Как отмечено в его статье, «суммарные потери нашей армии в танках и САУ разных типов составили за годы войны 96,5 тыс. единиц. Соотношение наших и немецких потерь оказывается 2,27:1, т.е., несмотря на превосходство наших Т-34 и KB над немецкими танками, в пер-вые годы войны мы потеряли в два раза (слишним —ред.) больше машин...» При-чинами этого стали недостаток опыта боевого применения танков, большая сменяемость и недостаточная обученность танкистов и ряд других обстоя-тельств. Эти факторы, конечно, не ума-ляют роли наших бронетанковых войск в общей победе, но, несомненно, долж-ны были учитываться в дальнейшем.

В числе мер, предлагаемых А.С. Сте-пановым для минимизации потерь, ука-зывается изменение организационной структуры танковых частей, а также не-обходимость дальнейшего развития кон-струкции танков с целью повышенияихогневой мощи, бронезащищенности, улучшения живучести.

В послевоенный период, и особенно в годы «холодной войны», во всем мире активно продолжались работы по совер-шенствованию конструкции танков. В Советском Союзе в разные годы были разработаны и приняты на вооружение танки Т-54, Т-64, Т-72, Т-80 и Т-90, обла-дающие исключительными боевыми ха-рактеристиками. В силу этого отече-ственные танки широко экспортирова-лись в страны Ближнего, Среднего и Дальнего Востока, Африки и Латинской Америки, Варшавского Договора, со-ставляя ныне больше половины танково-го парка мира.

За рубежом были созданы такие тан-ки, как «Леопард-1» и «Леопард-2» (Гер-мания), Ml «Абрамс» (США), «Челленджер» (Великобритания), «Меркава» (Из-раиль) и др.

В работе над современными танками конструкторы в основном опирались на опыт прошлой войны, при этом недо-статочно учитывая достижения в других видах оружия и опыт современных так называемых «локальных» войн. Это при-вело к известному кризису и застою в дальнейшем развитии танков начиная с 1990-х гг.

Внешними проявлениями кризиса можно считать резкое сокращение вы-пуска танков (в десятки раз), свертыва-ние научно-исследовательских и опыт-но-конструкторских работ, уменьшение численности танков в войсках, а следо-вательно, и снижение потребности в

производстве танков.


Причинами кризиса явилась разряд-ка международной обстановки, спад на-пряженности между великими держава-ми, а также, не в последнюю очередь, итоги локальных войн последних 50 лет. Эти войны (арабо-израильские войны, ирано-иракские конфликты, войны в Ираке и др.), характеризовавшиеся мас-сированным использованием бронетан-ковой техники, широким применением авиации, а также новейших противотан-ковых средств, поступивших на воору-жение сухопутных войск, выявили ряд недостатков современных танков, значи-тельно снизивших боевую эффектив-ность их применения в современной войне. Эти недостатки привели к резко-му увеличению потерь и в ряде случаев заставили отказаться от массового ис-пользования танков в боевых действиях.

В военных кругах некоторых стран возникло мнение о бесперспективности применения танков как основной удар-ной силы сухопутных войск. Так, в сере-дине 1970-х гг. американцами был отснят и широко растиражирован учебный фильм с условным названием «Вертоле-ты против танков», в котором убедитель-но показывались преимущества приме-нения вертолетов для борьбы с танками противника. На основании опыта учений авторами фильма делалось заключение о превосходстве в боевой эффективно-сти вертолетов в сравнении с танками в соотношении 14:1. Опыт успешного ис-пользования вертолетов в арабо-израильской войне 1973—1975 гг. подтверж-дал этот вывод.

Слабая защищенность танков при атаках с воздуха, большие потери в бро-нетанковой технике при действиях в на-селенных пунктах (в частности, в Чечен-ской кампании 1994—1995 гг.) вызвали необходимость в пересмотре взглядов на требования к современному танку.

В 1998 г. военно-технический коми-тет ГШ МО предложил военно-научно-му обществу при ЦДСА разработать но-вую концепцию перспективного танка, соответствующую современным услови-ям ведения боевых действий. К ее раз-работке была привлечена военно-техни-ческая секция ВНО, включавшая в себя большую группу ученых, в подавляющем большинстве участников ВОВ, имеющих большой опыт службы в танковых час-тях и работы на производстве.

В процессе выполнения НИР был проведен анализ соответствия характе-ристик существующих моделей танков современным условиям их применения и сделан вывод о необходимости ос-новательного пересмотра конструкции перспективного танка с целью повыше-ния его боевой эффективности. Анализ, в частности, показал, что современным моноблочным танкам свойствен целый ряд органических недостатков, без уст-ранения которых невозможно каче-ственное улучшение боевых свойств бу-дущих боевых машин.

Недостаточная защищенность от на-падения с воздуха;

Невысокая живучесть танков при прямом попадании кумулятивных бое-припасов;

Неудовлетворительная обитаемость внутреннего объема (загазованность, тес-нота, высокий уровень акустического шума), снижающая эффективность дей-ствий экипажа в бою;

Ограниченность объема доступной экипажу танка информации о боевой об-становке, местности и противнике, отри-цательно влияющая на боевую эффек-тивность;

Несоответствие требованиям аэро-мобильности из-за значительной массы

танка и др.

Выход из создавшегося тупикового положения видится в отказе от господ-ствующей сейчас моноблочной схемы построения танка и переходе к секцион-ному или сочлененному принципу.

Идея применения сочлененных кон-струкций в подвижных объектах доста-точно широко распространена в техни-ке для повышения надежности и живу-чести машин (устройств). В частности, она используется в космической техни-ке (орбитальные станции), в судострое-нии (контейнеровозы), в автомобилест-роении (сочлененные транспортеры). Служат сочлененные машины и для во-енных целей.

В России конструкция сочлененного танка была впервые описана известным изобретателем Р.Н. Улановым на страни-цах журнала «Техника и вооружение» №9/1999 г. в статье «Возможные пути повышения боевых качеств танка» [З]. Предложенная боевая машина состоит из двух секций (рис.1). Первая и вторая секции соединены между собой посред-ством стыковочного устройства, выпол-ненного в виде шарнирного туннеля с возможностью пропуска через него ком-муникаций, органов управления, прохо-да членов экипажа, подачи боеприпасов. Первая секция включает башню с воо-ружением, источники электрической энергии, электропривод, органы управ-ления силовой установкой, огнем и свя-зью, а вторая — механизированную боеукладку, силовую установку и топлив-ные баки.

Как следует из материалов статьи, по-добная конструкция танка позволяет на-растить боекомплект в 3 раза, повысить запас хода, мощность силовой установ-ки, улучшить рельефную проходимость, повысить живучесть ходовой части и всей машины в целом и обеспечивает целый ряд новых возможностей, увели-чивающих маневренность танка.

В начале 1999 г. Р.Н. Улановым вмес-те с коллективом членов ВНО (в состав которого входят и два автора статьи) была изготовлена и испытана действующая мо-дель сочлененного гусеничного шасси в 1/7 натуральной величины. Испытания подтвердили высокие ходовые качества подобной конструкции, увеличение ма-невренности, живучести ходовой части. По результатам испытаний был сделан общий вывод о перспективности сочле-ненной конструкции в качестве базы для прототипа танка будущего.

Вместе с тем стала очевидной с целью преодоления имеющихся недостатков современных танков необходимость дальнейшей работы по развитию сочле-ненной схемы: увеличению защищенно-сти от нападения с воздуха, повышению живучести танка в целом, снижению массы танка за счет применения компо-зиционных материалов, увеличению ин-формативности.


В ходе выполнения специальной ис-следовательской работы был предложен целый ряд решений, сформулированных коллективом авторов (Уланов Р.Н., Теплов А.Г., Старостин М.М., Хомич В.И.) в изобретении «Боевая сочлененная машина». Проект перспективного сочле-ненного двухзвенного танка представ-лен на рис.2.

Особо следует подчеркнуть, что сек-ции танка выполнены с возможностью автоматического рассоединения и авто-номного функционирования. Первая секция несет башню с вооружением, ис-точники электрической энергии, элект-ропривод, органы управления силовой установкой, огнем и связью. Вторая сек-ция снабжена зенитным ракетным ком-плексом, включающим опорно-пусковое устройство, радиолокационную систе-му, систему управления автономным движением секции и силовой установ-кой, также в корпусе второй секции раз-мещены еще одна силовая установка, бо-екомплект и топливные баки.

Введение в комплект вооружения ма-шины зенитного ракетного комплекса, позволяющего бороться с самолетами и вертолетами противника, и создание предпосылок к раздельному использова-нию секций способствует повышению живучести машины в целом.

В первоначальном варианте сочле-ненной машины предполагалось ее бое-вое использование как единого целого. Предложенный вариант обеспечивает как совместное (на марше, в ходе боевой учебы, при перевозках), так и раздельное использование обеих секций: на поле боя, в атаке, встречном бою, при пресле-довании противника и т.д. В этих видах боевых действий наиболее велика веро-ятность невосполнимых потерь, и вывод из-под огня наиболее уязвимой второй секции повышает общую живучесть со-члененного танка.

Раздельное использование двух сек-ций несет в себе возможность примене-ния первой (боевой) секции вообще без экипажа, что сведет к нулю потери сре-ди личного состава. В этом случае зада-чи управления движением секции, веде-ния огня, преодоления препятствий ре-шаются дистанционно и осуществляют-ся из второй секции, где располагаются командир машины и другие члены эки-пажа. Дистанционное управление дви-жущимися объектами нашло широкое применение в космической технике (лу-ноходы, марсоход и др.), при подводных работах (обследование «Титаника»), при проведении работ в чрезвычайных ситу-ациях, например при повышенной ради-ации, обезвреживании взрывоопасных предметов и т.д.

При этом могут быть использованы различные способы связи: радиоканалы, лазерный канал, волоконно-оптический и др. Накопленный опыт дистанционно-го управления подвижными объектами позволяет считать эту задачу практичес-ки решенной и готовой для массового внедрения.

Автономные действия секций предпо-лагают наличие в них автономных энерго-установок, работающих независимо друг от друга. Если во второй секции установ-лена традиционная для наших танков энергоустановка — дизельный двигатель, то в первой секции планируется исполь-зовать электрические источники энергии. Современная техника предлагает широ-кий ассортимент подобных устройств: ак-кумуляторные батареи, суперконденса-торные батареи, топливные химические элементы и т.п., причем в этой области энергетики наблюдается явный прогресс: появляются источники с более высокими эксплуатационными качествами.

Внедрение источников электроэнер-гии в танке позволяет решить еще одну проблему — уменьшить вероятность по-ражения танка ракетами, снабженными тепловыми головками самонаведения. Действительно, в первой секции, обору-дованной подобными электрическими устройствами, отсутствуют источники теплового излучения, на которое ориен-тированы головки самонаведения ракет, входящих в состав вооружения совре-менной авиации.

Электрическая энергоустановка значительно улучшает условия работы экипажа танка (резко снижается уро-вень шума, улучшается качество газо-вой среды, уменьшаются затраты мус-кульной энергии, необходимой для уп-равления танком). Электрическая трансмиссия, используемая в предлага-емой секции, имеет меньшие размеры, более высокий коэффициент полезно-го действия, она проста в обслуживании и обеспечивает лучшую динамику пере-ходных процессов.

Наиболее критичным свойством со-временных источников электрической энергии является ограниченность энерго-ресурса, определяющая запас хода танка, время его автономной работы.

Кстати говоря, эта же проблема яв-ляется ключевой и во внедрении элект-ромобилей в массовое производство:

над ней работают практически все ве-дущие автомобилестроительные фирмы Японии, США, Германии, Китая, при этом доля электромобилей в мировом автомобильном парке неуклонно увели-чивается. Как известно, электромобили появились практически одновременно с автомобилями, использующими двига-тели внутреннего сгорания. Так, в на-шей стране первый электромобиль был построен инженером П.И. Романовым в 1898 г., намного раньше первых серий-ных автомобилей российского произ-водства.

Рис.2. Проект перспективного сочлененного двухзвенного танка:

1 —первая секция; 2 — вторая секция; 3 — стыковочное устройство; 4 — башня

На многих современных электромо-билях используются свинцовые кислот-ные аккумуляторные батареи (СКА), в основном по экономическим сообра-жениям. К недостаткам СКА относятся высокая масса (25—30 Вт/кг), ограни-ченный ресурс (2—3 года), значительный объем, который они занимают, неполное использование (50%) их энергоемкости. Существенно лучшие показатели обес-печивают суперконденсаторные бата-реи, главным достоинством которых на-ряду с меньшими массообъемными по-казателями и гораздо большим сроком службы является быстрый заряд (10— 20 мин), что позволяет их заряжать без снятия из модуля.

Однако наибольшие перспективы в отношении массового внедрения имеют так называемые электрохимические ге-нераторы (ЭХГ), использующие для по-лучения электроэнергии химическую энергию реакции «медленного» соеди-нения водорода с кислородом воздуха в определенных условиях и в присутствии специально подобранных катализато-ров. Главное достоинство ЭХГ — высо-кий КПД преобразования химической энергии в электрическую, составляю-щий около 65%. Работа ЭХГ характери-зуется также отсутствием вредных выб-росов, бесшумностью и практически не ограниченным сроком службы. Кроме того, как известно, запасы водорода (ис-точника химической энергии) неисчер-паемы и, таким образом, работа ЭХГ практически обеспечена топливом в лю-бой точке нашей планеты.


Рис.3. Вторая секция перспективной боевой сочлененной машины:

1—автоматизированная авиационная пушка; 2—бронированная башенка; 3 — перископ; 4 — люк боевого отделения; 5 — люк стыковочного устройства; 6 — люк механика-водителя; 7 — спаренный с пушкой пулемет; 8 — люк антенны; 9 — снарядный отсек; 10 — выдвижной перископ боевого отделения; 11 — суперконденсаторная батарея; 12 — электрогенератор; 13 — бортовые радиолокационные антенны; 14 — силовая установка; /5 — фильтр-нейтрализатор выхлопных газов; /6 — радиолокационная станция; 17 - экран радиолокационной станции; 18 — вращающееся сиденье оператора; 19—оператор зенитного ракетного комплекса; 20 — устройство подъема; 21 — ЗУР; 22 — пусковая установка.

Масса и размеры источников элект-рического тока зависят от длительности автономной работы боевого модуля, а также от его собственной массы. Пред-варительные расчеты показывают, что при полной массе модуля 25—30 т и за-пасе хода 50—60 км требуемая масса энер-гоисточников составит при наличии СКА 4—5 т, суперконденсаторных батарей — 2—3 т и ЭХГ и буферной батареи — 1т, что вполне приемлемо с точки зрения войсковой эксплуатации модуля. Приве-денные цифры могут изменяться в зави-симости от характера боевых действий, прогресса в совершенствовании источ-ников тока, параметров и устройства трансмиссии.

Одним из принципиальных вопросов проведенной работы «Концепция перс-пективного танка» является целесооб-разность и жизненная необходимость оснащения его собственным (бортовым) зенитным ракетным комплексом (ЗРК). ЗРК может быть размещен в боевом от-делении второго модуля, вместо автома-та заряжания, которым оснащаются тан-ки Т-72 и Т-80. Такой комплекс может включать пусковую установку с ЗУР типа «Игла-1» или «Стрела-2». В поход-ном положении ракеты находятся в кор-пусе модуля, а само отделение сверху закрыто броневым люком со встроен-ным в него перископом визуального на-блюдения за воздушной обстановкой. В боевом положении люк сдвигается и в круговой проем верхней части корпуса (в котором ранее располагалась башня) выдвигается пусковая установка с раке-тами, устанавливаемыми в боевое поло-жение. Оператор ЗРК ведет наблюдение за воздушным противником и в случае его появления открывает огонь на пора-жение (рис.3).

Вторая секция может быть выполне-на на основе корпуса серийного танка, на-пример Т-72. В передней части корпуса имеется бронированная башенка 2, в которой размещается механик-води-тель, автоматическая авиационная 30-мм пушка 1, например 2А72, спарен-ный с ней пулемет, органы управления си-ловой установкой боевой сочлененной машины, а также приборы наблюдения за обстановкой (при автономном перемеще-нии второй секции).


ЗРК может снабжаться несколькими зенитными ракетами. Пусковая установ-ка может выполняться универсальной и также использоваться для пуска ПТУР по наземным целям.

Для обнаружения воздушных целей в условиях плохой видимости в помощь оператору в боевом отделении имеется радиолокационная станция (РЛС), на эк-ран которой выводится текущая обста-новка. Антенны РЛС устанавливаются по бокам верхней поверхности корпуса в специальных углублениях за радиопроз-рачными кожухами.

Особенностью силовой установки яв-ляется использование типового двигате-ля (дизеля), дополненного специальным приводом генератора, вырабатывающего энергию для зарядки источников тока первого модуля. Этот же генератор так-же обеспечивает движение боевого моду-ля в сочлененном положении.

Разумеется, в небольшой журнальной публикации нельзя достаточно подробно описать устройство, тактико-технические характеристики и особенности примене-ния перспективной боевой сочлененной машины. В то же время можно с уверен-ностью сказать, что разработанная боевая сочлененная машина имеет следующие преимущества:

Повышены живучесть машины и за-щищенность членов экипажа;

Увеличен уровень информативности экипажа об обстановке на поле боя;

Улучшена экологическая безопас-ность и др.

Стоит сказать и о том, что все эти иряд других положительных качеств могут быть достигнуты с использованием зна- чительного числа уже имеющихся узлов и агрегатов. Конструкция машины полно-стью вписывается в существующую тех-нологию заводов, выпускающих и ремон-тирующих танки.

Заключение Авторы статьи отчетливо представля-ют серьезность поднятой проблемы. В связи с этим они приглашают заинте-ресованных лиц, и прежде всего танкис-тов, принять участие в обсуждении круга затронутых вопросов. Со своей стороны авторы планируют в последующих стать-ях дать более подробное описание свое-го видения будущего сочлененного танка, его основных узлов, систем и механиз-мов, стараясь максимально учесть дости-жения отечественной оборонной про-мышленности, других родов войск и ви-дов вооруженных сил. Только таким об-разом, синтезируя достижения военной техники, электроники и информатики, можно найти разумный выход из создав-шегося кризиса и застоя производства танков, свертывания научно-исследова-тельских и опытно-конструкторских ра-бот, уменьшения численности танков в войсках, а следовательно, и потребности в производстве танков вообще.

Литература

2. Степанов А.С. Война без потерь не бывает. Техника и вооружение, №5, 2005.

3. Уланов Р.Н. Возможные пути повышения боевых качеств танка. Техника и вооружение, №9, 1999.

ОБОСНОВЫВАЙТЕ НЕОБХОДИМОСТЬ ПЕРЕМЕН ВНЕШНИМИ ОБЪЕКТИВНЫМИ ПРИЧИНАМИ

Сообщая о переменах, найдите внешнюю силу, которая послужит основной (или дополнительной) причиной вашего решения.

Вполне может оказаться, что не все сотрудники воспринимают вас как носителя абсолютной истины. В таком случае одно лишь ваше желание реализовать перемены, пусть даже подкрепленное желанием вышестоящего руководства, не будет достаточным основанием для того, чтобы сотрудники поверили в необходимость и неизбежность перемен.

Будьте готовы назвать объективные причины, которые привели к необходимости перемен.

Это может быть действие рыночных сил или конкурентов, изменения в экономике или в законодательстве либо другие факторы, которые являются абсолютно неоспоримой причиной изменений. Для большинства людей наличие внешней причины - это абсолютно необходимое обоснование будущих перемен.

Одного лишь желания донести до людей важность предстоящих изменений, не подкрепленного очевидной внешней причиной, недостаточно для того, чтобы сотрудники вам поверили.

ДОНОСИТЕ ИНФОРМАЦИЮ О ПЕРЕМЕНАХ В ПРОСТОЙ ФОРМЕ

Руководитель часто считает, что говорить о переменах предельно просто - значит показать низкую ценность своих сотрудников как профессионалов. В действительности же люди будут благодарны за последовательную и простую для восприятия информацию о переменах.

Любой разговор о переменах - это стресс, а значит, люди усваивают информацию гораздо хуже, чем в повседневном рабочем общении.

Если информация не будет структурирована и подана в запоминающейся форме, велик риск, что ее не услышат.

Обеспечить хороший уровень запоминаемости ключевых моментов помогают слоганы. Слоган в коммуникации перемен - это несложная, часто повторяющаяся конструкция, обеспечивающая одинаковое понимание всем коллективом ключевых вопросов, связанных с переменами.

Сформулируйте кратко те вопросы, которые наиболее важны:

  • каковы цели перемен;
  • каким образом они будут достигаться;
  • что будет, если сейчас не вмешаться в происходящее;
  • что нужно сделать, чтобы свести риски к нулю и уверенно идти к успеху.

И воспроизводите слоган постоянно, раз за разом, используя разные способы коммуникации. Например, в одной из компаний слоган звучал так: «Рост ключевой категории в 2013 году в полтора раза за счет микроулучшений», а в другой так: «Нулевой показатель ошибочных доставок к 31.12.2012 г. за счет персональной ответственности каждого».

Эго можно делать с помощью видео. Так, например, в одной компании сотрудники, приходя на работу и включая компьютер, видели автоматически появляющееся обращение руководителя самого высокого уровня, которое менялось каждый день, но удерживало внимание персонала на проекте перемен (при этом основной слоган был одним и тем же). Для разных уровней вы можете формулировать слоган разными словами, но смысл должен

оставаться неизменным. Задумайтесь о визуальной коммуникации - тот же самый слоган можно изобразить в виде картинки.

Использование слогана перемен (четкого и простого повторяющегося сообщения) при общении с сотрудниками постепенно снижает уровень сопротивления. Это может показаться надуманным, но это так. Повторное сообщение о переменах вызывает больше доверия, чем первичное!

Когда мы убедились в этом, проводя замеры, первая реакция клиента была такова: «Это слишком просто, чтобы работать». Однако похоже, что это работает. Ведь во внешней коммуникации, например с помощью телерекламы, производитель стремится добиться нескольких контактов целевой аудитории с рекламным сообщением.

Чем проще и подробнее вы расскажете о переменах, гем быстрее сотрудники с вами согласятся.

Никогда ещё не писала сообщений в блог... Ладно, начну без долгих предисловий.
"Наверное все сталкивались с тем, что привычное и довольно сносное течение жизни начинает утомлять. Вроде и на работе/на учёбе всё отлично, и в семье, и с друзьями, и любовь есть, а всё-таки чего-то не хватает...Чего-то яркого и радостного, как весеннее солнышко ", - так я размышляла, когда однажды утром поняла, что заигралась. Загралась в тёмный мир... Под этими странными словами я подразумеваю свою безотчётную любовь к триллерам и боевикам, тяжёлой музыке, тёмным цветам в одежде и всякому прочему "недевичьему" скопу вещей и явлений. Просто меня однажды осенило, что я не тот человек. В том смысле, что чувствую и вижу себя я несколько иначе, чем должны, по моему мнению, воспринимать меня окружающие. В мечтах я довольно общителный оптимист с красивой внешностью, хорошим вкусом и остальным набором качеств супер-девушки. А вот в реальном(!) мире я замкнутый, чуть ли не озлобленный (скорее действительно озлобленный) меланхолик-оптимист-пофигист. Но тут меня остановил мой здравый смысл. Я наконец-то поняла чего мне не хватает. Это одно единственное качество,но как мне кажется, именно оно способно вытащить из меня то, что я так упорно боюсь показать всем людям, все те качества, которые я так бережно храню внутри себя, боясь, что на них посягнут, что я вовремя не замечу лазутчика-шпиона-предателя-и т.д., не успею отреагировать... В общем и целом я пришла к выводу что мне катастрофически недостаёт женственности.

Тут-то и помогли мне мои привязанности. Я начала рассуждать так: раз мне нравятся фильмы, в которых главные героини - сильные, храбрые, но тем не менее любящие и женственные женщины, значит какого-то из этих качеств мне не достаёт, поэтому я подсознательно тянусь к этому. Вообще-то мне не хватает ни силы, ни храбрости, ни, тем более, жественности. Короче говоря, я решила, что мне необходимо поменяться. Но есть много загвоздок, поэтому относительно быстро изменить себя я не смогу, а вот если тщательно работать над собой, то можно пусть и за долгое время, но всё-таки достигнуть успеха.
Ещё одна вещь привлекла моё внимание - реалистичность. Все те героини увлечены собственной жизнью, то бишь проблемами, которые решают на протяжении всего фильма. А вот я решения проблем откладываю в долгий ящик, либо вообще стараюсь делать так, чтобы всё решилось само-собой. Это плохо... Я хочу быть человеком активной жизненной позиции. Хотя бы для того, чтобы в старости было что вспомнить и рассказать потомкам.
Я хочу измениться и это не сиюминутный порыв, а продуманное решение. Но единственное, от чего я не смогу отказаться - это любимая музыка и кино. Я хочу быть личностью, а не копией и не собирательным образом девушки-которая-принадлежит-какой-то-из-субкультур. Я наконец-то хочу научиться ценить себя,как личность, свою жизнь, своё тело, своих родителей (вообще своё окружение)... Просто необходимо немного постараться, чтобы претворить мечты в жизнь.
___________________________________________________________________
Я не считаю себя ванильной. Это современное течение привлекло моё внимание только из-за того, что главная его концепция - женственность, гармоничность, разностороннее развитие и творчество.

Если вы добьетесь, чтобы все в компании осознали неотложность перемен, то, скорее всего, сами это ясно увидите и почувствуете. Вот несколько признаков, которые могут об этом свидетельствовать:

Ø Люди сомневаются, задают вопросы и пытаются сами удостовериться в необходимости преобразований.

Ø Сотрудники чаще обсуждают и уточняют риск, связанный с сохранением статус-кво.

Ø Служащие чаще обсуждают, что ожидает компанию в перспективе, особенно долгосрочной.

Ø Люди стали внимательнее следить за конкурентами, положением в отрасли и экономике в целом.

Ø Рабочие группы начинают анализировать причины проблем.

Ø В компании принимают дополнительные меры по удовлетворению запросов потребителей.

Кроме того, используйте следующие вопросы, чтобы определить, создано ли уже ощущение неотложности перемен, достаточное для начала преобразований.

Как ваши менеджеры оценивают текущую ситуацию?

Большей части компаний легко удается сформировать команду для проведения преобразований и разработать видение, однако они не могут обеспечить широкую поддержку программе изменений, если только большинство менеджеров не приходят к выводу об опасности дальнейшего сохранения статус-кво.

Поддерживают ли вас большинство сотрудников компании? Чтобы преобразования долго сохраняли свой импульс, а их результаты оказались устойчивыми, большинство служащих, возможно 75% менеджеров и практически все высшие руководители, должны быть абсолютно уверены в необходимости серьезных перемен. Главное доказательство этой уверенности – действие, т.е. то, что люди реально делают, а не то, что только собираются сделать.

Инструмент диагностики ощущения необходимости перемен

Этот инструмент позволит вам определить, в какой мере сотрудники вашей компании ощущают неотложность перемен. Кроме того, он поможет вам обнаружить препятствия, с которыми вы, вероятно, столкнетесь на первом этапе преобразований. Данный инструмент диагностики включает в себя вопросы двух типов.



Вопросы о том, как работают и ведут себя ваша компания и ее сотрудники. В данном случае речь идет обо всей компании, а не о ее отдельных подразделениях. Вопросы, касающиеся вашего конкретного подразделения, обозначены особо.

Вопросы без предлагаемых ответов. В конце опроса его участники могут дать свои предложения, как создать в компании ощущение неотложности перемен. Мнения сотрудников позволят определить результаты первой фазы, поэтому важно не пропустить этот раздел данного вопросника.

Для успешного использования вопросника необходимо:

Ø распространить форму (инструмент оценки 1.2) во всех подразделениях компании, чтобы узнать мнение как можно большего числа людей;

Ø попросить опрашиваемых отвечать на вопросы исходя из собственного опыта и знания компании;

Ø как видно из прилагаемых к вопроснику указаний, респонденты должны проставить против каждого вопроса балл от 1 до 6, при этом 1 означает «совершенно не согласен», а 6 – «полностью согласен»;

Опрос должен проводиться конфиденциально, с тем чтобы респонденты смогли откровенно высказать свое мнение.

Предложения по улучшению

Если полученная вами сумма баллов очень невысока, то, похоже, создать ощущение необходимости перемен в вашей компании будет довольно сложно. Кроме того, вы можете столкнуться и с более общими проблемами, связанными с самоуспокоенностью, страхом и раздражением людей. Вот несколько способов решить проблемы, мешающие создать ощущение неотложности перемен или порождающие самоуспокоенность, страх и недовольство.

Инструмент оценки 1.2

Ощущают ли люди необходимость перемен?

Указания

Ø Пожалуйста, прочтите каждое утверждение и укажите, насколько оно справедливо по отношению ко всей вашей компании. Ответы должны отражать ваш собственный опыт и то, что вы заметили в своей компании.

Ø Ответьте на вопросы, используя шестибалльную шкалу: 1 означает, что вы абсолютно не согласны с этим утверждением, а 6 – полностью согласны. Для ответа поставьте, пожалуйста, галочку в соответствующей клетке.

Ø Если вы не знаете, что ответить, поставьте галочку в клетке «Не знаю».

Ø Найдите, пожалуйста, время на ознакомление с приведенными в конце вопросами без предлагаемых ответов. Ваши ответы на них чрезвычайно важны, так как они позволят усовершенствовать программу преобразований.

Ø Отвечайте на вопросы откровенно. Никаких правильных или неправильных ответов не существует, и вам гарантирована полная конфиденциальность.

Осознание необходимости перемен Совершенно не согла сен (1) Полностью согласен (6) Не знаю
1. Наша компания должна изменить свои методы работы
2. Мой отдел должен изменить свои методы работы
3. Я должен изменить свои методы работы
4. Руководство нашей компании, похоже, настроено на немедленные преобразования
5. Чтобы оставаться впереди, мы должны меняться
6. Мы не сможем сохранить лидерство, продолжая работать по старинке
7. Стремясь повысить мотивацию людей в процессе преобразований, руководители полагаются не только на продуманное обоснование необходимости перемен
8. Высшие менеджеры действительно принимают участие в руководстве программой преобразований
9. Руководители привели убедительные доказательства того, что нам необходимо меняться
10. Руководители поделились с нами информацией из внешних источников, подтверждающей необходимость перемен
11. Руководители достаточно разбираются в моей работе, чтобы посоветовать мне изменить методы деятельности
12. В прошлом подобные программы преобразований уже приносили успех нашей компании
13. В нашей компании изменения обычно идут на пользу служащим
14. Я думаю, что эти преобразования пойдут мне на пользу
15. Руководители нашли время, чтобы разъяснить необходимость преобразований, прежде чем приступить к их проведению
Промежуточные суммы Общий результат х1 + х2 + х3 + х4 + х5 + х6

Подсчитайте общий результат

Чтобы получить промежуточные суммы, сложите баллы в столбцах таблицы. Умножьте каждую сумму на цифру внизу соответствующего столбца, аатем сложите промежуточные суммы – и получите общий результат.

Что означает общий результат: 15 баллов – серьезные проблемы, 90 баллов – никаких проблем. Любая сумма ниже 60 баллов свидетельствует о необходимости улучшений.

Обратная связь без предлагаемых ответов

1. Ощущаете ли вы необходимость перемен? Если да, то почему? Если нет, то почему?

_______________________________

2. Что могло бы побудить вас принять участие в преобразованиях?

_______________________________

_______________________________

3. Как преобразования улучшат работу вашей компании?

_______________________________

4. Какие риски связаны, по вашему мнению, с этими преобразованиями?

_______________________________

5. Что могло бы сделать руководство, чтобы доказать необходимость трансформации для долгосрочного успеха вашей компании?

6. Что могло бы помешать вам принять участие в реализации программы преобразований?