Постановление 373 от 20.04 сбербанк. Кто может получить поддержку от государства. Требования к ипотечному жилью

Постановление 373 от 20.04 сбербанк. Кто может получить поддержку от государства. Требования к ипотечному жилью

Весь сайт Законодательство Типовые бланки Судебная практика Разъяснения Фактура Архив

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 12.08.2002 n 585 (ред. от 11.11.2002) ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОДАЖИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ИЛИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА НА АУКЦИОНЕ И ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОДАЖИ НАХОДЯЩИХСЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИЛИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ АКЦИЙ ОТКРЫТЫХ АКЦИОНЕРНЫХ ОБЩЕСТВ НА СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОМ АУКЦИОНЕ

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 августа 2002 г. N 585
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ
ИЛИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА НА АУКЦИОНЕ И ПОЛОЖЕНИЯ

(в ред. Постановления Правительства РФ от 11.11.2002 N 810)
В соответствии с Федеральным законом "О приватизации государственного и муниципального имущества" Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые:
Положение об организации продажи государственного или муниципального имущества на аукционе;
Положение об организации продажи находящихся в государственной или муниципальной собственности акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе.
2. Признать утратившими силу:
Постановление Правительства Российской Федерации от 27 марта 1998 г. N 356 "Об утверждении Положения о продаже на аукционе государственного или муниципального имущества" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 14, ст. 1590);
Постановление Правительства Российской Федерации от 23 мая 1998 г. N 487 "Об утверждении Положения о продаже на специализированном аукционе находящихся в государственной и муниципальной собственности акций открытых акционерных обществ, созданных в процессе приватизации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 22, ст. 2460);
Постановление Правительства Российской Федерации от 17 сентября 1998 г. N 1110 "О внесении изменения в Положение о продаже на аукционе государственного или муниципального имущества" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 38, ст. 4814);
пункты 1 и 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 21 ноября 2001 г. N 809 "О внесении изменений в Постановления Правительства Российской Федерации по вопросам организации продажи государственного и муниципального имущества" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 48, ст. 4527).
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.КАСЬЯНОВ

Утверждено
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 12 августа 2002 г. N 585
ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОДАЖИ ГОСУДАРСТВЕННОГО
ИЛИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА НА АУКЦИОНЕ
(в ред. Постановления Правительства РФ от 11.11.2002 N 810)
I. Общие положения
1. Настоящее Положение определяет порядок проведения аукциона по продаже государственного или муниципального имущества (далее именуется - имущество), условия участия в нем, а также порядок оплаты имущества.
2. При продаже находящегося в федеральной собственности имущества продавцами на аукционе выступают Российский фонд федерального имущества (его отделения) или иные специализированные государственные учреждения, которым Правительством Российской Федерации поручено от его имени осуществлять функции по продаже приватизируемого федерального имущества.
При продаже на аукционе имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности, продавцы определяются в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации или правовыми актами органов местного самоуправления.
3. Продавец в соответствии с законодательством Российской Федерации при подготовке и проведении аукциона осуществляет следующие функции:
а) определяет на основании отчета об оценке имущества, составленного в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, начальную цену продаваемого на аукционе имущества (далее именуется - начальная цена продажи), а также величину повышения начальной цены ("шаг аукциона") при подаче предложений о цене имущества в открытой форме;
б) определяет размер, срок и условия внесения задатка физическими и юридическими лицами, намеревающимися принять участие в аукционе (далее именуются - претенденты), а также иные условия договора о задатке;
в) заключает с претендентами договоры о задатке;
г) определяет место, даты начала и окончания приема заявок, место и срок подведения итогов аукциона;
д) организует подготовку и публикацию информационного сообщения о проведении аукциона;
е) принимает от претендентов заявки на участие в аукционе (далее именуются - заявки) и прилагаемые к ним документы по составленной ими описи, а также предложения о цене имущества при подаче предложений о цене имущества в закрытой форме;
ж) проверяет правильность оформления представленных претендентами документов и определяет их соответствие требованиям законодательства Российской Федерации и перечню, опубликованному в информационном сообщении о проведении аукциона;
з) ведет учет заявок по мере их поступления в журнале приема заявок;
и) принимает решение о признании претендентов участниками аукциона или об отказе в допуске к участию в аукционе по основаниям, установленным Федеральным законом "О приватизации государственного и муниципального имущества", и уведомляет претендентов о принятом решении;
к) назначает из числа своих работников уполномоченного представителя, а также нанимает аукциониста или назначает его из числа своих работников - в случае проведения аукциона с подачей предложений о цене имущества в открытой форме;
(пп. "к" в ред. Постановления Правительства РФ от 11.11.2002 N 810)
л) принимает от участников аукциона предложения о цене имущества, подаваемые в день подведения итогов аукциона (при подаче предложений о цене имущества в закрытой форме);
м) определяет победителя аукциона и оформляет протокол об итогах аукциона;
н) уведомляет победителя аукциона о его победе на аукционе;
о) производит расчеты с претендентами, участниками и победителем аукциона;
п) организует подготовку и публикацию информационного сообщения об итогах аукциона;
р) обеспечивает передачу имущества покупателю (победителю аукциона) и совершает необходимые действия, связанные с переходом права собственности на него.
4. Продавец вправе привлекать к осуществлению функций, указанных в подпунктах "в", "е", "ж" и "з" пункта 3 настоящего Положения, отобранных на конкурсной основе юридических лиц на основании заключенных с ними договоров.
II. Условия участия в аукционе
5. Для участия в аукционе претендент представляет продавцу (лично или через своего полномочного представителя) в установленный срок заявку по форме, утверждаемой продавцом, платежный документ с отметкой банка плательщика об исполнении для подтверждения перечисления претендентом установленного задатка в счет обеспечения оплаты приобретаемого на аукционе имущества и иные документы в соответствии с перечнем, опубликованным в информационном сообщении о проведении аукциона. Заявка и опись представленных документов составляются в 2 экземплярах, один из которых остается у продавца, другой - у заявителя.
6. Для участия в аукционе претендент вносит задаток на счет (счета) продавца. Договор о задатке заключается в порядке, предусмотренном статьей 428 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Размер задатка, срок и порядок его внесения, реквизиты счета (счетов) продавца, порядок возвращения задатка и иные условия договора о задатке, определенные продавцом в качестве условий договора присоединения, публикуются в информационном сообщении о проведении аукциона.
Документом, подтверждающим поступление задатка на счет (счета) продавца, является выписка (выписки) со счета (счетов) продавца.
7. Прием заявок начинается с даты, объявленной в информационном сообщении о проведении аукциона, осуществляется в течение не менее 25 календарных дней и заканчивается не позднее чем за один календарный день до даты рассмотрения продавцом заявок и документов претендентов.
8. Заявка с прилагаемыми к ней документами регистрируется продавцом в журнале приема заявок с присвоением каждой заявке номера и указанием даты и времени подачи документов. На каждом экземпляре заявки продавцом делается отметка о принятии заявки с указанием ее номера, даты и времени принятия продавцом.
9. Заявки, поступившие по истечении срока их приема, указанного в информационном сообщении о проведении аукциона, вместе с описью, на которой делается отметка об отказе в принятии документов, возвращаются претендентам или их уполномоченным представителям под расписку.
10. Продавец принимает меры по обеспечению сохранности заявок и прилагаемых к ним документов, в том числе предложений о цене имущества, поданных претендентами при подаче заявок, а также конфиденциальности сведений о лицах, подавших заявки, и содержания представленных ими документов до момента их рассмотрения.
III. Порядок проведения аукциона и оформление
его результатов
11. Решения продавца о признании претендентов участниками аукциона оформляется протоколом.
В протоколе о признании претендентов участниками аукциона приводится перечень принятых заявок с указанием имен (наименований) претендентов, перечень отозванных заявок, имена (наименования) претендентов, признанных участниками аукциона, а также имена (наименования) претендентов, которым было отказано в допуске к участию в аукционе, с указанием оснований отказа.
При наличии оснований для признания аукциона несостоявшимся продавец принимает соответствующее решение, которое оформляется протоколом.
12. В день подведения итогов аукциона (или в день определения участников аукциона - при подаче предложений о цене имущества в открытой форме), указанный в информационном сообщении о проведении аукциона, продавец рассматривает заявки и документы претендентов, устанавливает факт поступления от претендентов задатков на основании выписки (выписок) с соответствующего счета (счетов). По результатам рассмотрения документов продавец принимает решение о признании претендентов участниками аукциона или об отказе в допуске претендентов к участию в аукционе.
Дата определения участников аукциона (при подаче предложений о цене имущества в открытой форме) указывается в информационном сообщении о проведении аукциона.
13. Претенденты, признанные участниками аукциона, и претенденты, не допущенные к участию в аукционе, уведомляются о принятом решении не позднее следующего рабочего дня с даты оформления данного решения протоколом путем вручения им под расписку соответствующего уведомления либо направления такого уведомления по почте заказным письмом.
14. Претендент приобретает статус участника аукциона с момента оформления продавцом протокола о признании претендентов участниками аукциона.
15. Аукцион с подачей предложений о цене имущества в открытой форме проводится в следующем порядке:
а) аукцион должен быть проведен не позднее 5 календарных дней с даты определения участников аукциона, указанной в информационном сообщении о проведении аукциона;
б) аукцион ведет аукционист в присутствии уполномоченного представителя продавца, который обеспечивает порядок при проведении торгов;
в) участникам аукциона выдаются пронумерованные карточки участника аукциона (далее именуются - карточки);
г) аукцион начинается с объявления уполномоченным представителем продавца об открытии аукциона;
д) после открытия аукциона аукционистом оглашаются наименование имущества, основные его характеристики, начальная цена продажи и "шаг аукциона".
"Шаг аукциона" устанавливается продавцом в фиксированной сумме, составляющей не более 5 процентов начальной цены продажи, и не изменяется в течение всего аукциона;
е) после оглашения аукционистом начальной цены продажи участникам аукциона предлагается заявить эту цену путем поднятия карточек;
ж) после заявления участниками аукциона начальной цены аукционист предлагает участникам аукциона заявлять свои предложения по цене продажи, превышающей начальную цену. Каждая последующая цена, превышающая предыдущую цену на "шаг аукциона", заявляется участниками аукциона путем поднятия карточек. В случае заявления цены, кратной "шагу аукциона", эта цена заявляется участниками аукциона путем поднятия карточек и ее оглашения;
з) аукционист называет номер карточки участника аукциона, который первым заявил начальную или последующую цену, указывает на этого участника и объявляет заявленную цену как цену продажи. При отсутствии предложений со стороны иных участников аукциона аукционист повторяет эту цену 3 раза. Если до третьего повторения заявленной цены ни один из участников аукциона не поднял карточку и не заявил последующую цену, аукцион завершается;
и) по завершении аукциона аукционист объявляет о продаже имущества, называет его продажную цену и номер карточки победителя аукциона. Победителем аукциона признается участник, номер карточки которого и заявленная им цена были названы аукционистом последними;
к) цена имущества, предложенная победителем аукциона, заносится в протокол об итогах аукциона, составляемый в 2 экземплярах.
Протокол об итогах аукциона, подписанный аукционистом и уполномоченным представителем продавца, является документом, удостоверяющим право победителя на заключение договора купли - продажи имущества.
Если при проведении аукциона продавцом проводились фотографирование, аудио- и (или) видеозапись, киносъемка, то об этом делается отметка в протоколе. В этом случае материалы фотографирования, аудио- и (или) видеозаписи, киносъемки прилагаются в течение суток к протоколу в соответствии с актом, подписываемым лицом, осуществлявшим фотографирование, аудио- и (или) видеозапись, киносъемку, аукционистом и уполномоченным представителем продавца;
л) задаток возвращается участникам аукциона, за исключением его победителя, в течение 5 дней со дня подведения итогов аукциона;
м) если после троекратного объявления начальной цены продажи ни один из участников аукциона не поднял карточку, аукцион признается несостоявшимся.
В случае признания аукциона несостоявшимся продавец в тот же день составляет соответствующий протокол, подписываемый им (его уполномоченным представителем), а также аукционистом.
(п. 15 в ред. Постановления Правительства РФ от 11.11.2002 N 810)
16. Аукцион с подачей предложений о цене имущества в закрытой форме проводится в следующем порядке:
а) в день подачи заявки или в день подведения итогов аукциона участники аукциона представляют продавцу в запечатанном конверте предложения о цене имущества;
б) перед вскрытием конвертов с предложениями о цене имущества продавец проверяет их целость, что фиксируется в протоколе об итогах аукциона;
в) продавец рассматривает предложения участников аукциона о цене имущества. Указанные предложения должны быть изложены на русском языке и подписаны участником (его полномочным представителем). Цена указывается числом и прописью. В случае если числом и прописью указываются разные цены, продавцом принимается во внимание цена, указанная прописью.
Предложения, содержащие цену ниже начальной цены продажи, не рассматриваются;
г) при оглашении предложений помимо участника аукциона, предложение которого рассматривается, могут присутствовать остальные участники аукциона или их представители, имеющие надлежащим образом оформленную доверенность, а также с разрешения продавца представители средств массовой информации;
д) решение продавца об определении победителя оформляется протоколом об итогах аукциона, составляемым в 2 экземплярах, в котором указывается имя (наименование) победителя аукциона и предложенная им цена покупки имущества.
Подписанный уполномоченным представителем продавца протокол об итогах аукциона является документом, удостоверяющим право победителя на заключение договора купли - продажи имущества.
Протокол об итогах аукциона направляется победителю аукциона одновременно с уведомлением о признании его победителем.
17. При уклонении или отказе победителя аукциона от заключения в установленный срок договора купли - продажи имущества результаты аукциона аннулируются продавцом.
18. Информационное сообщение об итогах аукциона публикуется в тех же средствах массовой информации, в которых было опубликовано информационное сообщение о проведении аукциона, и должно соответствовать требованиям, установленным Федеральным законом "О приватизации государственного и муниципального имущества".
19. По результатам аукциона продавец и победитель аукциона (покупатель) заключают в соответствии с законодательством Российской Федерации договор купли - продажи имущества.
20. Оплата приобретаемого на аукционе имущества производится в порядке, размере и сроки, определенные в договоре купли - продажи имущества. Задаток, внесенный покупателем на счет (счета) продавца, засчитывается в оплату приобретаемого имущества.
Ответственность покупателя в случае его отказа или уклонения от оплаты имущества в установленные сроки предусматривается в соответствии с законодательством Российской Федерации в договоре купли - продажи.
21. Организация продажи на аукционе имущественного комплекса унитарного предприятия, земельных участков, объектов культурного наследия, объектов социально - культурного и коммунально - бытового назначения и передача указанных объектов в собственность покупателям осуществляются с учетом особенностей, установленных законодательством Российской Федерации о приватизации в отношении указанных видов имущества.

Утверждено
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 12 августа 2002 г. N 585
ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОДАЖИ НАХОДЯЩИХСЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ИЛИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ АКЦИЙ ОТКРЫТЫХ
АКЦИОНЕРНЫХ ОБЩЕСТВ НА СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОМ АУКЦИОНЕ
I. Общие положения
1. Настоящее Положение определяет порядок проведения специализированного аукциона по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности акций открытых акционерных обществ (далее именуется - специализированный аукцион), условия участия в нем и осуществления расчетов за приобретенные акции, а также особенности организации всероссийских и межрегиональных специализированных аукционов по продаже находящихся в федеральной собственности акций открытых акционерных обществ.
2. При продаже на специализированном аукционе (в том числе на всероссийских и межрегиональных специализированных аукционах) находящихся в федеральной собственности акций продавцами выступают Российский фонд федерального имущества (его отделения) или иные специализированные государственные учреждения, которым Правительством Российской Федерации поручено от его имени осуществлять функции по продаже приватизируемого федерального имущества.
При продаже на специализированном аукционе акций, находящихся в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности, продавцы определяются в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации или правовыми актами органов местного самоуправления.
3. Продавец в соответствии с законодательством Российской Федерации при подготовке и проведении специализированного аукциона осуществляет следующие функции:
а) определяет на основании отчета об оценке имущества, составленного в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, начальную цену одной акции (далее именуется - начальная цена продажи);
б) организует подготовку и публикацию информационного сообщения о проведении специализированного аукциона (далее именуется - информационное сообщение);
в) принимает от юридических и физических лиц, намеревающихся принять участие в специализированном аукционе (далее именуются - претенденты), заявки на участие в специализированном аукционе (далее именуются - заявки) и прилагаемые к ним документы по составленной ими описи;
г) проверяет правильность оформления представленных претендентами документов и определяет их соответствие требованиям законодательства Российской Федерации и перечню, опубликованному в информационном сообщении о проведении специализированного аукциона;
д) ведет учет заявок по мере их поступления в журнале приема заявок;
е) обеспечивает прием от претендентов денежных средств в оплату акций (далее именуются - денежные средства);
ж) по окончании срока приема заявок принимает решение об итогах приема заявок;
з) принимает решение о допуске (отказе в допуске) претендентов к участию в специализированном аукционе по основаниям, установленным Федеральным законом "О приватизации государственного и муниципального имущества";
и) уведомляет претендентов о допуске (отказе в допуске) к участию в специализированном аукционе и участников специализированного аукциона - о признании их победителями;
к) определяет в установленном порядке единую цену продажи;
л) подводит итоги специализированного аукциона и определяет победителей;
м) производит расчеты с претендентами, участниками и победителями специализированного аукциона;
н) оформляет протокол об итогах специализированного аукциона;
о) организует подготовку и публикацию информационного сообщения об итогах специализированного аукциона;
п) обеспечивает передачу акций покупателям (победителям специализированного аукциона) и осуществляет необходимые действия, связанные с переходом права собственности на них.
4. Продавец вправе привлекать к осуществлению функций, указанных в подпунктах "в", "д" и "и" пункта 3 настоящего Положения, отобранных им на конкурсной основе юридических лиц на основании заключенных с ними договоров.
Продавец вправе уполномочить одного или нескольких из таких лиц на координацию деятельности других лиц, привлекаемых к приему заявок.
II. Условия участия в специализированном аукционе
5. Для участия в специализированном аукционе претенденты представляют продавцу (лично или через своего полномочного представителя) заявки по форме согласно приложению и иные документы в соответствии с перечнем, опубликованным в информационном сообщении. Опись представленных документов составляется в 2 экземплярах, один из которых остается у продавца, другой - у заявителя.
6. Заявки подразделяются на два типа:
а) заявками первого типа считаются заявки, в которых претендент выражает намерение купить акции по любой единой цене продажи, сложившейся на специализированном аукционе;
б) заявками второго типа считаются заявки, в которых претендент выражает намерение купить акции по единой цене продажи, сложившейся на специализированном аукционе, но не выше максимальной цены покупки одной акции, указанной в заявке (далее именуется - максимальная цена покупки).
7. В заявке указывается сумма денежных средств, направляемая претендентом в оплату акций, выставленных на специализированный аукцион.
Сумма денежных средств, указанная в заявке первого типа, и максимальная цена покупки, указанная в заявке второго типа, не могут быть меньше начальной цены продажи, опубликованной в информационном сообщении.
Сумма денежных средств, указанная в заявке второго типа, не может быть меньше указанной в этой заявке максимальной цены покупки.
8. Заявка и прилагаемые к ней документы регистрируются продавцом в журнале приема заявок с присвоением каждой заявке номера и указанием даты и времени подачи документов. На каждом экземпляре заявки продавцом делается отметка о принятии заявки с указанием ее номера, даты и времени принятия.
9. Заявки, поступившие по истечении срока их приема, указанного в информационном сообщении, не принимаются и вместе с описью, на которой делается отметка об отказе в принятии документов, возвращаются претендентам или их уполномоченным представителям под расписку.
10. Сумма денежных средств, указанная в заявке, перечисляется на один из указанных в информационном сообщении счетов продавца после подачи заявки. В платежном документе на перечисление денежных средств в обязательном порядке указывается номер заявки.
Документом, подтверждающим поступление денежных средств в оплату акций, продаваемых на специализированном аукционе, является выписка со счета (счетов) продавца, указанного в информационном сообщении.
11. Продавец принимает меры по обеспечению сохранности заявок и прилагаемых к ним документов, а также конфиденциальности сведений о лицах, подавших заявки, содержании представленных ими документов и произведенных платежах.
III. Порядок проведения специализированного аукциона,
оформления его результатов и осуществления расчетов
с претендентами, участниками и победителями
12. Решения продавца, в том числе об итогах приема заявок, об определении участников специализированного аукциона и об итогах специализированного аукциона, оформляются соответствующими протоколами.
Копия протокола об итогах приема заявок направляется банкам, в которых открыты счета продавца для приема денежных средств от претендентов, для подтверждения оплаты акций претендентами.
13. На основании протокола об итогах приема заявок, выписок со счетов продавца продавец принимает решение о допуске (отказе в допуске) претендентов к участию в специализированном аукционе.
К участию в специализированном аукционе допускаются претенденты, в отношении которых продавец не выявил ни одного обстоятельства, являющегося в соответствии с Федеральным законом "О приватизации государственного и муниципального имущества" основанием для отказа в допуске к участию в специализированном аукционе.
14. Решение продавца о допуске (отказе в допуске) претендентов к участию в специализированном аукционе оформляется протоколом об определении участников специализированного аукциона (с соответствующим номером и датой), в котором указываются:
а) наименование продавца;
б) полное наименование открытого акционерного общества, акции которого подлежат продаже на специализированном аукционе;
в) претенденты, признанные участниками специализированного аукциона;
г) претенденты, которым было отказано в допуске к участию в специализированном аукционе, с указанием оснований такого отказа.
15. Претендент приобретает статус участника специализированного аукциона с момента оформления продавцом протокола об определении участников специализированного аукциона.
16. Претенденты, которым было отказано в допуске к участию в специализированном аукционе, уведомляются об этом не позднее 5 рабочих дней со дня утверждения продавцом протокола об итогах специализированного аукциона путем вручения им под расписку соответствующего уведомления либо направления такого уведомления по почте заказным письмом.
17. После определения участников специализированного аукциона продавец определяет единую цену продажи. При определении единой цены продажи все расчеты выполняются с точностью до 1 копейки.
18. В случае если общая сумма денежных средств, указанных в заявках участников специализированного аукциона, меньше стоимости акций, выставленных на специализированный аукцион по начальной цене продажи, количество продаваемых акций определяется путем деления общей суммы денежных средств на начальную цену продажи. В остальных случаях количество продаваемых акций равно количеству выставленных на специализированный аукцион акций.
19. Единая цена продажи определяется по следующим правилам:
а) при расчете единой цены продажи учитываются только денежные средства претендентов, допущенных к участию в специализированном аукционе;
б) единая цена продажи рассчитывается таким образом, чтобы она обеспечивала максимально возможный коэффициент реализации акций, который рассчитывается как отношение количества акций, подлежащих передаче победителям специализированного аукциона, к количеству продаваемых акций.
Коэффициент реализации акций не должен быть менее 0,95.
20. При нарушении правил определения единой цены продажи, предусмотренных пунктом 19 настоящего Положения, специализированный аукцион считается несостоявшимся.
21. После определения единой цены продажи продавец определяет победителей специализированного аукциона по следующим правилам:
а) количество акций, получаемых победителем, определяется путем деления суммы денежных средств, указанной в заявке победителя, на единую цену продажи (при получении дробного числа количество акций соответствует целой его части);
б) в первую очередь удовлетворяются все заявки первого типа, в которых указанная сумма денежных средств больше единой цены продажи;
в) во вторую очередь удовлетворяются все заявки второго типа, в которых указанная максимальная цена покупки превышает единую цену продажи;
г) акции, оставшиеся после удовлетворения заявок, указанных в подпунктах "б" и "в" настоящего пункта, распределяются следующим образом. В первую очередь удовлетворяются заявки первого типа, в которых указанная сумма денежных средств равна единой цене продажи. Во вторую очередь удовлетворяются заявки второго типа, в которых указанная максимальная цена покупки равна единой цене продажи. Такие заявки удовлетворяются последовательно от заявки, в которой указана большая сумма денежных средств, к заявке, в которой указана меньшая сумма денежных средств. При равенстве указанных в заявках первого и второго типа сумм денежных средств удовлетворяется заявка, принятая по времени ранее. Последняя из удовлетворяемых заявок второго типа может быть удовлетворена частично;
д) заявки первого типа, в которых указанная сумма денежных средств меньше единой цены продажи, и заявки второго типа, в которых указанная максимальная цена покупки меньше единой цены продажи, не удовлетворяются.
22. В протоколе об итогах специализированного аукциона указываются:
а) наименование продавца;
б) полное наименование и местонахождение открытого акционерного общества, акции которого подлежат продаже на специализированном аукционе;
в) общая сумма указанных в заявках денежных средств;
г) сумма денежных средств, принятых к оплате;
д) сумма денежных средств, подлежащих возврату;
е) общее количество и номинальная стоимость акций, выставленных на специализированный аукцион;
ж) общее количество и номинальная стоимость акций, проданных на специализированном аукционе;
з) единая цена продажи;
и) общая стоимость проданных акций;
к) коэффициент реализации акций;
л) перечень победителей с указанием количества акций, подлежащих продаже каждому из них.
Протокол об итогах специализированного аукциона оформляется продавцом в день подведения итогов аукциона и с этого дня вступает в силу.
23. Утвержденный продавцом протокол об итогах специализированного аукциона означает для победителей специализированного аукциона заключение договоров купли - продажи.
24. Уведомление о признании участника специализированного аукциона победителем вручается победителю (его полномочному представителю) под расписку либо направляется ему по почте заказным письмом не позднее 5 рабочих дней со дня утверждения продавцом протокола об итогах специализированного аукциона.
25. Продавец возвращает не позднее 5 рабочих дней со дня утверждения протокола об итогах специализированного аукциона претендентам, участникам и победителям специализированного аукциона:
а) денежные средства, поступившие от претендентов, не допущенных к участию в специализированном аукционе;
б) денежные средства, указанные в заявках, которые не были удовлетворены;
в) денежные средства, составляющие разницу между суммой денежных средств, указанных в заявках, которые были удовлетворены, и стоимостью проданных по таким заявкам акций (по каждой заявке такая разница должна быть меньше единой цены продажи);
г) остаток денежных средств по заявкам, которые были удовлетворены частично;
д) денежные средства, указанные во всех заявках, при признании специализированного аукциона несостоявшимся.
26. Признание отдельных договоров купли - продажи акций недействительными или их расторжение в установленном порядке не влечет признания недействительными итогов специализированного аукциона в целом и не является основанием для пересмотра единой цены продажи.
27. Для регистрации покупателей в реестре владельцев акций эмитента (с целью учета перехода прав) продавец направляет реестродержателю эмитента (соответствующему депозитарию) не позднее чем через 30 дней со дня подведения итогов аукциона передаточные распоряжения.
IV. Особенности организации всероссийских
и межрегиональных специализированных аукционов
28. При проведении всероссийских и межрегиональных специализированных аукционов:
информационное сообщение подлежит опубликованию в средствах массовой информации, распространяемых на территории субъектов Российской Федерации, где планируется прием заявок, с соблюдением требований, установленных Федеральным законом "О приватизации государственного и муниципального имущества";
продавец обязан обеспечить прием и учет заявок во всех субъектах Российской Федерации, на территории которых объявлен прием заявок в соответствии с информационным сообщением.
29. Юридические лица, привлекаемые в установленном порядке продавцом к сбору заявок:
а) обеспечивают доступность пунктов приема заявок для всех заявителей;
б) направляют продавцу в установленном им порядке по окончании срока приема заявок сведения о поступивших заявках, а также заявки с прилагаемыми к ним документами;
в) обеспечивают конфиденциальность собираемых сведений.
30. В случае если прием заявок осуществляется одновременно на территории нескольких субъектов Российской Федерации, расположенных в разных часовых поясах, срок начала и окончания приема заявок определяется по времени местонахождения продавца.
Способ доставки заявок, прилагаемых к ним документов и выписок со счетов продавца должен обеспечивать соблюдение опубликованных в информационном сообщении сроков приема заявок и подведения итогов аукциона.
31. Денежные средства для оплаты акций, продаваемых на всероссийских и межрегиональных специализированных аукционах, вносятся на специальные счета продавца, которые открываются в банках, отобранных им на конкурсной основе.
32. Итоги всероссийских и межрегиональных специализированных аукционов подводятся продавцом в течение 20 рабочих дней по окончании срока приема заявок.

Приложение
к Положению об организации продажи
находящихся в государственной или
муниципальной собственности акций
открытых акционерных обществ на
специализированном аукционе
Типовая форма
Продавцу
_______________________________
(полное наименование)
ЗАЯВКА НА УЧАСТИЕ В СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОМ АУКЦИОНЕ
--T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-¬
N ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+--
(заполняется претендентом (его полномочным представителем)
--¬ --¬
Претендент - физическое лицо ¦ ¦ юридическое лицо ¦ ¦
L-- L--
ФИО / Наименование претендента...................................

(для физических лиц)
Документ, удостоверяющий личность: ...............................
серия........ N ............, выдан ".." .............. .... г.
...................................................... (кем выдан)
(для юридических лиц)
Документ о государственной регистрации в качестве юридического
лица.............................................................
серия......... N ......., дата регистрации ".." ......... .... г.
Орган, осуществивший регистрацию.................................
Место выдачи.....................................................
ИНН..............................................................
Место жительства / Место нахождения претендента: .................
..................................................................
Телефон................. Факс................. Индекс..........
Банковские реквизиты претендента для возврата денежных средств:
расчетный (лицевой) счет N .......................................
..................... в..........................................
корр. счет N ................ БИК..............., ИНН..........
Представитель претендента................. (ФИО или наименование)
Действует на основании доверенности от ".." ...... .... г. N .....
Реквизиты документа, удостоверяющего личность представителя -
физического лица, или документа о государственной регистрации в
качестве юридического лица представителя - юридического лица: ....
..................................................................
....... (наименование документа, серия, номер, дата и место выдачи
(регистрации), кем выдан)
Внесенные денежные средства желаю использовать в качестве
платежа за продаваемые акции
..................................................................
(наименование акционерного общества - эмитента акций)
На вносимую сумму желаю получить (отметить одно из двух):
--¬
¦ ¦акции, количество которых определяется в соответствии с единой
+-+ценой продажи (заявка первого типа)
¦ ¦акции, количество которых определяется в соответствии с единой
L--ценой продажи, по цене за одну акцию не более
.............. рублей........... копеек (........................
(прописью)
...........................................) (заявка второго типа)
Вносимая для участия в специализированном аукционе сумма денежных
средств:
--T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-¬ --T-¬
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ руб. ¦ ¦ ¦ коп.
L-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-- L-+--
цифрами
....................................................... (прописью)
Наименование банка, в котором на счет продавца перечислены
денежные средства, вносимые претендентом: ........................
........................................ (рекомендуется заполнить)
Подпись претендента (его полномочного представителя) .............
Дата ".." ......... 20.. г.
М.П.
Заявка принята продавцом (его полномочным представителем)
".." ......... 20.. г. в.. ч. .. мин.
Подпись уполномоченного лица, принявшего заявку..................
М.П.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 12.08.2002 n 585 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОДАЖИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ИЛИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА НА АУКЦИОНЕ И ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОДАЖИ НАХОДЯЩИХСЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИЛИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ АКЦИЙ ОТКРЫТЫХ АКЦИОНЕРНЫХ ОБЩЕСТВ НА СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОМ АУКЦИОНЕ »

Приветствуем Вас на страницах онлайн журнала «Ипотековед.RU». Сегодня мы расскажем о том, что такое программа помощи ипотечным заемщикам и как именно вы можете получить помощь в погашении ипотеки от государства в 2019г.

Сегодня вы узнаете:

— Что это такое программа помощи отдельным категориям ипотечных заемщиков?

— Как получить помощь в погашении ипотеки от государства?

— Отзывы получивших помощь государства в выплате ипотеки.

Итак, вперед!

Ипотека стала одним из эффективных инструментов решения жилищного вопроса в России. Да, у неё есть ряд минусов и плюсов, которые мы рассмотрим в отдельном посте нашего проекта, но это реальная возможность, особенно молодым семьям, приобрести жилье.

С наступлением очередного кризиса в экономике, государству пришлось оказать поддержку ипотечным заемщикам, попавшим в сложную финансовую ситуацию. В апреле 2015 вышло соответствующее 373 Постановление Правительства РФ от 20.04.2015, подписанное Д.А. Медведевым. Оператором реализации данного проекта стало АО «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию».

Первоначально данное постановление предусматривало срок действия программы помощи до конца 2016 года, но неоднократно вносились в него изменения и дополнения. На сегодняшний день, согласно последним изменениям 373 Постановления Правительства от 24.11.2016 года , помощь ипотечным заемщикам (реструктуризация ипотеки) действует до 1 марта 2017 г (продлено до 31 мая 2017 Постановление правительства РФ от 10.02.2017 №172, с 07.03.2017 прием новых заявок приостановлен в связи с израсходованием средств по программе.

Однако в июле 2017 года было выделено дополнительно 2 млрд. рублей из фонда правительства на возобновление программы. 11.08.2017 вышли новые условия участия в программе помощи ипотечным заемщикам — , о которых вы узнаете из этого поста) и заключается в следующем:

  • Снижаются обязательства заемщика по ипотеке перед банком в размере от 20% до 30% от остатка (на усмотрение банка кредитора), но не более чем на 1500 000 руб.
  • По согласованию заемщика и банка можно выбрать формат помощи, а именно, либо направить всю сумму помощи в ипотеку в гашение основного долга и тем самым уменьшить ежемесячный платеж, либо на снижение ежемесячного платежа на 50% и более сроком до 1,5 лет.
  • Замена валютной ипотеки на рублевую. При этом ставка по ипотеке не может быть выше 11,5% годовых. Для рублевой ипотеки не выше действующей в банке ставки за исключением случаев, предусмотренных договором ипотеки, при нарушении правил страхования.
  • До 1 сентября должна быть создана специальная межведомственная комиссия, которая сможет увеличивать предельную выплату по программе в 2 раза и одобрять заявки на участия если есть отклонения от базовых условий, но не более чем в двух пунктах.

Пример: Если у семьи остаток по ипотеке на момент реструктуризации составляет 2 млн. рублей и, после проверки документов АИЖК, банк кредитор принял решение списать долг в размере 20% остатка основного долга, то при ипотеке в 12% годовых с остатком срока в 10 лет платеж сократиться с плановых 28694 руб. в месяц до 22955. Выгода 5739 рублей.

Существует мнение, что очень часто банки отказывают в проведении реструктуризации ипотеки, но на самом деле данная процедура им очень выгодна т.к. понесенные банком убытки (неполученный процентный доход) из-за досрочного гашения компенсируется государством.

Изменения в программе помощи ипотечных заемщиков от 10.02.2017 предполагают, что максимальное возмещение 30% от остатка (до 1,5 млн. руб.) компенсируется государством только в том случае, если в семье есть двое детей или вы инвалид (ребенок инвалид), а также могут претендовать ветераны боевых действий. С одним ребенком можете претендовать только на 20%. Изменения от 10 августа 2017 года позволяют увеличить размер максимальной выплаты в два раза по решению специальной межведомственной комиссии. Также ипотечный кредит должен быть выдан не ранее 12 месяцев до даты подачи заявления на реструктуризацию.

Проанализировав негативные отзывы о выплате ипотеки с помощью государства, наши эксперты пришли к выводу, что чаще всего основанием отказа является недостоверная информация, предоставленная заемщиком и не знание основных требований и условий поддержки государства. Давайте поговорим сейчас о них.

Важный момент! Приём документов по Программе приостановлен со 2.12.2018 и программа больше пока не работает.

Кто может получить поддержку от государства

Постановление Правительства № 373 с изменениями от 24.11.2016 предусмотрен следующий список лиц, кому государство может помогать выплачивать платеж по ипотеке:

  • Граждане РФ с 1 или более несовершеннолетним ребенком;
  • Опекуны (попечители) 1 или более несовершеннолетнего ребенка;
  • Участники боевых действий;
  • Инвалиды или семьи с детьми инвалидами;
  • Граждане с иждивенцами детьми до 24 лет, которые обучаются на очной форме в образовательном заведении.

Требования к ипотечному жилью

Чтобы получить помощь от государства, залоговая квартира по ипотеке обязана соответствовать этим характеристикам:

  • Не должна превышать общей площади для однушки – 45 кв.м., для квартиры с двумя комнатами – 65 кв.м. и для трешки и более — 85 кв.м.
  • Стоимость 1 кв.м. общей площади жилья превышает не больше 60% средней стоимости типовой квартиры в вашем регионе на дату заключения кредитного договора (по данным Федеральной службы государственной статистики).
  • Жилое помещение должно быть единственным для заемщика по ипотеке. При этом разрешается иметь совокупную долю собственности всех членов семьи не более 50% в одном другом жилом помещении. Отсчет о наличии собственности ведется от 30.04.2015. Т.е. не получиться оперативно переписать/подарить «лишнюю» недвижимость, чтобы стать участником.

Важный момент! Требование к общей площади ипотечного жилья и стоимости квадратного метра не распространяется на семьи с 3 и более несовершеннолетними детьми. Если у вас есть собственность в другом жилье более 50%, то вам откажут по программе, но можно переписать её на родственников и тогда все будет ок. Чтобы это сделать быстро и без проблем, рекомендуем записаться на бесплатную консультацию к нашему юристу (акция до 31.12.2019) в специальной форме в углу. С 11.08.2017 споры по квадратным метрам и отклонениям по программе должна решать специальная межведомственная комиссия, которая будет создана в сентябре.

Требования к ипотечным заемщикам

  • Гражданство России
  • Ваш доход ниже двух прожиточных минимумов в вашем месте проживания на каждого человека в семье, если отнять от него ваш ежемесячный платеж по ипотеке. Анализируются три полных последних месяца. При этом платеж по ипотеке должен вырасти не менее чем на 30% от первоначального платежа.

Т.е. данная программа подходит только под валютных ипотечников и тех заемщиков у кого плавающая ставка. Для обычных ипотечных заемщиков невозможна ситуация, когда текущий платеж выше первоначального на 30%. Но когда заработает межведомственная комиссия можно будет подать туда заявку на рассмотрение т.к. допускается до 2-х отклонений от условий. Отклонение по увеличению ежемесячного платежа в том числе.

Если у вас в ипотеке есть созаемщик и у него оформлена доля в собственность в этой квартире, то он обязан предоставить полный пакет документов как по себе, так и по членам своей семьи.

А теперь ответьте на эти вопросы. Если по одному из них у вас получен ответ «НЕТ», то претендовать на участие в программе поддержки ипотечных заемщиков в 2019 году вы не сможете.

  1. У вас есть несовершеннолетние дети или вы опекун (попечитель) таких детей?
  2. Жилье в ипотеку куплено в России?
  3. Все заемщики по ипотеке граждане РФ?
  4. После вычета ипотечного платежа, доход на каждого члена вашей семьи меньше двух прожиточных минимумов в вашем регионе?
  5. Ваш платеж увеличился на 30% от первоначального графика?
  6. Ипотека оформлена на покупку готового или жилья в стройке?
  7. Общая площадь жилья меньше 45 кв.м для однушки, 65 кв.м. для двушки и 85 кв.м. для трешки и выше (кроме семей с 3-я и более детьми).
  8. Стоимость 1 кв.м. не более 60% средней стоимости квадрата в типовой квартире вашего региона?

Если у вас все ответы «Да», то вы сможете получить поддержку от государства в гашении ипотечных кредитов.

Как получить государственную поддержку

Теперь вы уже знаете, что можете рассчитывать на поддержку от государства в погашении ипотеки. Теперь осталось узнать, как её получить.

Прежде всего вам необходимо обратиться в банк, где вы получали ипотеку. В данной программе помощи ипотечных заемщиков участвуют почти все основные банки. Полный список можно скачать .

Как правило, данным вопросом занимается отдел по работе с просроченной задолженностью. Достаточно просто позвонить в контактный центр вашего банка и узнать, где он находится.

В банке вам выдадут список документов для государственной поддержки по ипотеке. Примерный список представлен ниже:

  1. Заявление-анкета с обязательным указанием причины для оказания вам помощи со стороны государства (снижение доходов, сокращение, декрет и т.д.).
  2. Паспорта, свидетельства о рождении несовершеннолетних всех членов семьи.
  3. Свидетельство о браке (если брак зарегистрирован).
  4. Свидетельство о расторжении брака, смене ФИО, родителей и детей, соглашение родителей о проживании ребенка с одним из родителей (если требуется).
  5. Решение органов опеки или решение суда об установлении опекунства (для опекунов и попечителей).
  6. Удостоверение ветерана боевых действий (для ветеранов).
  7. Документы по инвалидности у заемщика или созаемщика или у их детей.
  8. Свидетельство о рождении для лиц в возрасте до 24 лет, находящихся на иждивении.
  9. Справка о составе семьи для подтверждения проживания иждивенца до 24 лет у заемщика/созаемщика.
  10. Справка из образовательного учреждения о том, что ребенок до 24 лет находящийся на иждивении заемщика/созаемщика, обучается по очной форме обучения.
  11. Извещение из Пенсионного Фонда о том, что лицо до 24 лет, находящиеся на иждивении не имеет самостоятельных трудовых доходов.
  12. Заверенная копия трудовой книжки заемщика/созаемщика.
  13. Официальная справка с работы (для военных или сотрудников правоохранительных органов).
  14. Свидетельство о регистрации ИП (для индивидуальных предпринимателей).
  15. Приказ Минюста России о назначении нотариусом (для нотариусов).
  16. Трудовая книжка и/или истекший трудовой договор для безработных.
  17. Документ о постановке на учет в службу занятости (для неработающих).
  18. Извещение пенсионного фонда о состоянии лицевого счета застрахованного лица (для всех).
  19. Справка из ФСС РФ о доходе по временной нетрудоспособности, пособиях и иных выплатах.
  20. Справка о доходе по форме 2 НДФЛ или по форме банка от всех членов семьи.
  21. Справка банка о совокупном размере дохода семьи (предоставляется банком).
  22. Налоговые декларации, патенты и т.д.
  23. Справка о размере пенсии для пенсионеров.
  24. Кредитный договор
  25. Закладная (если оформлялась, то она находится в банке).
  26. Заявление от заемщиков о наличии у них недвижимого имущества на территории России.
  27. Договор долевого участия (для ипотеки на новостройку).
  28. Договор оценки залога по ипотеке.
  29. Технический/кадастровый паспорт по жилому помещению.
  30. График платежей по ипотеке.

Список достаточно внушительный и заставит вас немного побегать, но оно того стоит. Единственный момент достаточно сложный – это выписки из ЕГРН. Они стоят денег. Одна выписка о правах на имущество по всей России 1500 рублей на человека и их вам никто не вернет при отказе. В прошлый раз было много жалоб на это. С 11.08.2017 требование о наличии выписки из ЕГРН отменено. Банк не в праве её требовать. АИЖК самостоятельно запрашивает её.

После того как полный список документов предоставлен в банк, ответственный сотрудник должен направить их в АИЖК для проверки. В среднем она длится 30 дней, но отзывы участников свидетельствуют, что может доходить и до полугода т.к. банк и АИЖК запрашивают дополнительные документы по своему усмотрению.

Когда АИЖК примет положительное решение, банк сообщит вам о дате встречи. Далее вам нужно будет подписать новый график платежей, новый документ ПСК, заключить договор о реструктуризации (дополнительное соглашение к договору ипотеки), соглашение об изменений условий закладной. Далее нужно будет ждать от 2-х до 4 недель, когда будет запрошена из архива банка закладная. После этого необходимо вместе с полным пакетом кредитных документов и соглашением об изменений условий закладной (обязательно сделайте копии) посетить юстицию для госрегистрации изменений.

Аналогично проходит процесс в Газпромбанке. В ВТБ 24 закрывают ипотеку и выдают новый кредит на меньшую сумму, а это значит, что у вас опять возникают расходы по оплате страховки и оценки.

Плата за реструктуризацию ипотеки не предусмотрена. Проведение данной процедуры не освобождает вас от уплаты ежемесячного платежа и страховых взносов, предусмотренных договором.

С началом кризиса резко увеличились неплатежи граждан по всем видам кредитов. В 2015 году Постановлением Правительства РФ N 373 принимались меры по оказанию помощи со стороны государства некоторым категориям заемщиков, у которых возникли финансовые трудности. Это касалось только ипотечных кредитов на покупку жилья. Хотя Постановление предусматривало возможности изменения кредитных договоров для всех должников, основная масса пострадавших была среди валютных заемщиков.

От них принимались заявления, если на 30% произошло удорожание кредита за счет изменения курса. От остальных — если доход семьи снизился на треть по сравнению с прошлогодним.

Агентство ипотечного жилищного кредитования выделяло средства на поддержку банков при реструктуризации ими долгов граждан.

Кто может претендовать на уменьшение ипотечного заёма?

Критерии заемщика:

  1. Доход каждого члена семьи после выплат по ипотеке становится ниже полутороразового размера прожиточного минимума, который определяется по региону проживания заявителя;
  2. Заявитель не банкрот;
  3. Просрочка платежей не меньше 30 суток и не больше 120.

Цели ипотеки:

  • долевое участие в строительстве;
  • постройка, купля жилого дома;
  • покупка квартиры;
  • капремонт, другой вид улучшения имеющегося жилья.

Заем получен до первого января 2015 года.

Предоставлялись следующие возможности помощи:

  • изменение валюты договора займа на рубли;
  • фиксирование процентной ставки с момента реструктуризации до полного погашения на уровне не больше 12%;
  • при реструктуризации рублевого займа, не выше той, по которой он был изначально взят;
  • снижение ежемесячного платежа. Предоставляется на срок от полугода до года. Общий размер снижения не менее 200 000 рублей или
  • уменьшение части основного долга на ту же сумму при изменении валюты первоначального договора на рубли;
  • предоставление возможности не выплачивать тело кредита на срок до одного года при обязательной оплате процентов. Перенос платежей и увеличение сроков для погашения кредита.

Всю работу по изменению условий кредитования банки проводят без взимания с заемщиков дополнительных платежей.

Кредиторы неохотно шли на изменения условий, отказывали по разным причинам, в том числе и добросовестным заемщиком, у которых не было нарушений графика платежей. Мотивируя отказ тем, что нормативный акт предполагает просрочку.

Основная идея Постановления сводилось к предоставлению возможности заемщикам обсуждать со своими кредиторами переструктурирование долгов. При этом на банки никаких обязательств по изменению условий не налагалось. Суды рассматривали такую категорию дел по-разному и единой практики так и не сложилось.

В августе прошлого года в эти нормы Правительством РФ были внесены изменения, изложенные в Постановлении N 961. По новым условиям могут быть рассмотрены заявления тех, кто не получил возмещения к моменту принятия нового документа при их повторном обращении.

Здесь уже четко указывается, что изменения вносятся по решению кредитора на основании обращения конкретного должника. Реструктуризация проводится путем заключения сторонами соглашений:

  • об изменении предыдущих положений договора;
  • о закрытии кредита;
  • мировых.

Вне зависимости от формы, все подписанные документы должны включать следующие пункты:

Сокращение сроков ипотеки не допускается.

По сравнению с предыдущим последнее Постановление содержат четкие формулировки, а размер возмещения существенно увеличен.

При этом ужесточаются требования к заемщикам, которые могут претендовать на финансовую помощь, и к объектам недвижимости. Заемщики должны являться гражданами РФ и входить в одну из следующих групп:

  • иметь одного и более детей, не достигших совершеннолетия, или являться их опекунами;
  • инвалидность, имеющаяся инвалидность у ребенка;
  • участники боевых операций;
  • наличие иждивенцев — учащихся в возрасте до 24 лет.

Материальное положение

  1. Средний семейный доход в месяц за последний квартал перед подачей заявления о реструктуризации, за вычетом кредитного платежа, не должен превышать больше чем в 2 раза прожиточный минимум на каждого. ПМР определяется по региону проживания заемщика.
  2. Кредитные платежи с момента его оформления увеличились не меньше чем на тридцать процентов.

Требования к ипотечному объекту

Находится в РФ. Строящийся объект на условиях долевого участия должен отвечать положениям ФЗ N214.

Постановление Правительства РФ от 20 апреля 2015 г. N 373
"Об основных условиях реализации программы помощи отдельным категориям заемщиков по ипотечным жилищным кредитам (займам), оказавшихся в сложной финансовой ситуации, и увеличении уставного капитала акционерного общества "ДОМ.РФ"

17 июля, 7 декабря 2015 г., 24 ноября 2016 г., 10 февраля, 11 августа 2017 г., 3 октября 2018 г.

В целях реализации плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 января 2015 г. N 98-р, Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые основные условия реализации программы помощи отдельным категориям заемщиков по ипотечным жилищным кредитам (займам), оказавшихся в сложной финансовой ситуации.

2. Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации направить акционерному обществу "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию" в установленном порядке средства федерального бюджета в размере 4,5 млрд. рублей, предусматриваемые в Федеральном законе "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов", в качестве взноса в уставный капитал акционерного общества "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию" на реализацию программы помощи отдельным категориям заемщиков по ипотечным жилищным кредитам (займам), оказавшихся в сложной финансовой ситуации.

3. Федеральному агентству по управлению государственным имуществом обеспечить в установленном порядке увеличение уставного капитала акционерного общества "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию" на 4,5 млрд. рублей путем размещения дополнительных акций и осуществить действия, связанные с приобретением указанных акций и оформлением на них права собственности Российской Федерации, в соответствии с трехсторонним договором между Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Федеральным агентством по управлению государственным имуществом и акционерным обществом "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию".

3.1. Разрешить акционерному обществу "Агентство ипотечного жилищного кредитования":

использовать денежные средства, полученные в соответствии с пунктом 2 настоящего постановления, на цели возмещения недополученных доходов или убытков (их части) кредиторам (заимодавцам) по ипотечным жилищным кредитам (займам), ипотечным агентам, осуществляющим деятельность в соответствии с Федеральным законом "Об ипотечных ценных бумагах", по ипотечным жилищным кредитам (займам), права требования по которым приобретены ипотечными агентами, и акционерному обществу "Агентство ипотечного жилищного кредитования" по ипотечным жилищным кредитам (займам), права требования по которым приобретены этим обществом, в случае, если указанные ипотечные жилищные кредиты (займы) реструктурированы в соответствии с утвержденными настоящим постановлением основными условиями реализации программы помощи отдельным категориям заемщиков по ипотечным жилищным кредитам (займам), оказавшихся в сложной финансовой ситуации (далее - программа);

размещать временно свободные денежные средства, полученные на цели реализации программы, в соответствии с законодательством Российской Федерации и использовать полученный от их размещения доход на финансирование программы и компенсацию своих операционных расходов, связанных с реализацией программы, перечень которых определяется наблюдательным советом акционерного общества "Агентство ипотечного жилищного кредитования".

Утверждены
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 20 апреля 2015 г. N 373

Основные условия
реализации программы помощи отдельным категориям заемщиков по ипотечным жилищным кредитам (займам), оказавшихся в сложной финансовой ситуации

С изменениями и дополнениями от:

1. Основные условия реализации программы помощи отдельным категориям заемщиков по ипотечным жилищным кредитам (займам), оказавшихся в сложной финансовой ситуации (далее - программа), определяют условия реструктуризации ипотечных жилищных кредитов (займов) для отдельных категорий заемщиков, оказавшихся в сложной финансовой ситуации, а также условия возмещения кредиторам (заимодавцам) по ипотечным жилищным кредитам (займам), ипотечным агентам, осуществляющим деятельность в соответствии с Федеральным законом "Об ипотечных ценных бумагах", по ипотечным жилищным кредитам (займам), права требования по которым приобретены ипотечными агентами, и акционерному обществу "ДОМ.РФ" по ипотечным жилищным кредитам (займам), права требования по которым приобретены этим обществом, убытков (их части), возникших в результате проведения такой реструктуризации (далее соответственно - кредитор, заемщик, возмещение, реструктуризация).

2. Возмещение в рамках программы осуществляется единоразово по ипотечным жилищным кредитам (займам), реструктурированным в соответствии с настоящим документом, в порядке, установленном акционерным обществом "ДОМ.РФ", опубликованном на его официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

3. Возмещению подлежат убытки (их часть) кредитора по каждому ипотечному жилищному кредиту (займу), реструктурированному в соответствии с настоящим документом, в сумме, на которую в результате реструктуризации в случаях, предусмотренных подпунктом "в" пункта 10 настоящего документа, снижен размер денежных обязательств заемщика по кредитному договору (договору займа), но не более предельной суммы возмещения, установленной пунктом 6 с учетом пункта 7 настоящего документа.

4. Возмещение в рамках программы осуществляется в пределах денежных средств, предусмотренных на реализацию программы.

5. Реструктуризация проводится на основании решения кредитора по заявлению о реструктуризации, предоставляемому заемщиком кредитору (далее - заявление о реструктуризации).

Реструктуризация может осуществляться путем заключения кредитором и заемщиком (солидарными должниками) соглашения об изменении условий ранее заключенного кредитного договора (договора займа), заключения нового кредитного договора (договора займа) на цели полного погашения задолженности по реструктурируемому ипотечному жилищному кредиту (займу), заключения мирового соглашения (далее - договор о реструктуризации). Условия договора о реструктуризации должны соответствовать требованиям, установленным пунктом 10 настоящего документа.

6. Предельная сумма возмещения по каждому реструктурированному ипотечному жилищному кредиту (займу) составляет 30 процентов остатка суммы кредита (займа), рассчитанного на дату заключения договора о реструктуризации, но не более 1500 тыс. рублей, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7 настоящего документа.

7. В соответствии с решением межведомственной комиссии по принятию решений о возмещении кредиторам (заимодавцам) по ипотечным жилищным кредитам (займам), ипотечным агентам, осуществляющим деятельность в соответствии с Федеральным законом "Об ипотечных ценных бумагах", по ипотечным жилищным кредитам (займам), права требования по которым приобретены ипотечными агентами, и акционерному обществу "ДОМ.РФ" по ипотечным жилищным кредитам (займам), права требования по которым приобретены этим обществом, убытков (их части), возникших в результате реструктуризации ипотечных жилищных кредитов (займов) в соответствии с условиями программы (далее - межведомственная комиссия), предельная сумма возмещения по каждому реструктурированному ипотечному жилищному кредиту (займу) на основании соответствующего обращения кредитора в межведомственную комиссию может быть увеличена, но не более чем в 2 раза, в порядке, предусмотренном положением о межведомственной комиссии.

8. Если иное не предусмотрено настоящим документом, по состоянию на дату подачи заявления о реструктуризации должны быть одновременно соблюдены следующие условия:

а) заемщик (солидарные должники) является гражданином Российской Федерации, относящимся к одной из следующих категорий:

граждане, имеющие одного или более несовершеннолетних детей или являющиеся опекунами (попечителями) одного или более несовершеннолетних детей;

граждане, являющиеся инвалидами или имеющие детей-инвалидов;

граждане, являющиеся ветеранами боевых действий;

граждане, на иждивении которых находятся лица в возрасте до 24 лет, являющиеся учащимися, студентами (курсантами), аспирантами, адъюнктами, ординаторами, ассистентами-стажерами, интернами и обучающиеся по очной форме обучения;

б) изменение финансового положения заемщика (солидарных должников) - среднемесячный совокупный доход семьи заемщика (солидарных должников), рассчитанный за 3 месяца, предшествующие дате подачи заявления о реструктуризации, после вычета размера планового ежемесячного платежа по кредиту (займу), рассчитанного на дату, предшествующую дате подачи заявления о реструктуризации, не превышает на каждого члена семьи заемщика (солидарного должника) двукратной величины прожиточного минимума, установленного в субъектах Российской Федерации, на территории которых проживают лица, доходы которых учитывались в расчете. При этом среднемесячный совокупный доход семьи заемщика (солидарных должников) в расчетном периоде равен сумме среднемесячных доходов заемщика (солидарных должников) и членов его семьи, к которым для целей настоящего подпункта относятся супруг (супруга) заемщика (солидарного должника) и его несовершеннолетние дети, в том числе находящиеся под его опекой или попечительством, а также лица, указанные в абзаце пятом подпункта "а" настоящего пункта, и размер планового ежемесячного платежа по кредиту (займу), рассчитанного на дату, предшествующую дате подачи заявления о реструктуризации, увеличился не менее чем на 30 процентов по сравнению с размером планового ежемесячного платежа, рассчитанного на дату заключения кредитного договора (договора займа);

в) обеспечением исполнения обязательств заемщика по кредитному договору (договору займа) является ипотека жилого помещения, расположенного на территории Российской Федерации, или залог прав требования на такое жилое помещение, вытекающих из договора участия в долевом строительстве, отвечающего требованиям Федерального закона "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - договор участия в долевом строительстве);

г) общая площадь жилого помещения, в том числе жилого помещения, право требования на которое вытекает из договора участия в долевом строительстве, ипотека которого является обеспечением исполнения обязательств заемщика по кредитному договору (договору займа), не превышает 45 кв. метров - для помещения с 1 жилой комнатой, 65 кв. метров - для помещения с 2 жилыми комнатами, 85 кв. метров - для помещения с 3 или более жилыми комнатами;

д) жилое помещение, в том числе жилое помещение, право требования на которое вытекает из договора участия в долевом строительстве, ипотека которого является обеспечением исполнения обязательств заемщика по кредитному договору (договору займа), является (будет являться) единственным жильем залогодателя. При этом в период, начиная с даты вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 20 апреля 2015 г. N 373 "Об основных условиях реализации программы помощи отдельным категориям заемщиков по ипотечным жилищным кредитам (займам), оказавшихся в сложной финансовой ситуации, и увеличении уставного капитала акционерного общества "ДОМ.РФ" по дату подачи заемщиком заявления о реструктуризации, допускается наличие совокупной доли залогодателя и членов его семьи в праве собственности не более чем на 1 иное жилое помещение в размере не более 50 процентов. Для целей настоящего подпункта к членам семьи залогодателя относятся супруг (супруга) залогодателя и его несовершеннолетние дети, в том числе находящиеся под его опекой или попечительством. Соблюдение указанных условий подтверждается заявлением заемщика в простой письменной форме. Представление заемщиком сведений из Единого государственного реестра недвижимости не требуется. Акционерное общество "ДОМ.РФ" осуществляет проверку предоставляемых в соответствии с настоящим подпунктом заемщиком сведений;

е) кредитный договор (договор займа) заключен не менее чем за 12 месяцев до даты подачи заемщиком заявления о реструктуризации, за исключением случаев, если ипотечный кредит (заем) предоставлен на цели полного погашения задолженности по ипотечному жилищному кредиту (займу), предоставленному не менее чем за 12 месяцев до даты подачи заемщиком заявления о реструктуризации.

9. В случае несоблюдения не более двух условий, предусмотренных пунктом 8 настоящего документа, выплата возмещения в рамках программы допускается в соответствии с решением межведомственной комиссии в порядке, предусмотренном положением о межведомственной комиссии.

10. Договором о реструктуризации должны быть предусмотрены одновременно следующие условия:

а) изменение валюты кредита (займа) с иностранной валюты на российские рубли по курсу не выше курса соответствующей валюты, установленного Центральным банком Российской Федерации по состоянию на дату заключения договора о реструктуризации (для кредитов (займов), номинированных в иностранной валюте);

б) установление размера ставки кредитования не выше 11,5 процента годовых (для кредитов (займов), номинированных в иностранной валюте) или не выше ставки, действующей на дату заключения договора о реструктуризации (для кредитов (займов), номинированных в российских рублях);

в) снижение денежных обязательств заемщика (солидарных должников) в размере не менее предельной суммы возмещения, установленной пунктом 6 с учетом пункта 7 настоящего документа, за счет единовременного прощения части суммы кредита (займа) и (или) изменения валюты кредита (займа) с иностранной валюты на российские рубли по курсу ниже курса соответствующей валюты, установленного Центральным банком Российской Федерации на дату заключения договора о реструктуризации (для кредитов (займов), номинированных в иностранной валюте);

г) освобождение заемщика (солидарных должников) от уплаты неустойки, начисленной по условиям кредитного договора (договора займа), за исключением неустойки, фактически уплаченной заемщиком (солидарными должниками) и (или) взысканной на основании вступившего в законную силу решения суда.

11. При заключении договора о реструктуризации не допускаются сокращение сроков ипотечных жилищных кредитов (займов) и (или) взимание кредитором с заемщика (солидарных должников) комиссии за действия, связанные с реструктуризацией.

12. Все расчеты в рамках программы осуществляются в российских рублях по курсу соответствующей валюты, установленному Центральным банком Российской Федерации на дату заключения договора о реструктуризации (для кредитов (займов), номинированных в иностранной валюте).

Решено принять ряд мер, направленных на поддержку отдельных категорий заемщиков по ипотечным жилищным кредитам (займам), оказавшихся в сложной финансовой ситуации.

Установлен перечень таких заемщиков. В их числе - граждане, имеющие 2 несовершеннолетних детей и более, ветераны боевых действий, инвалиды, работники научных организаций, государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, культуры, соцзащиты, занятости населения, физкультуры и спорта, организаций оборонно-промышленного комплекса.

Для данных лиц предусматривается возможность реструктуризации долга по ипотеке на основании заявки. Например, если их доходы снизились более чем на 30%. Кредит предоставлен в иностранной валюте, платежи по которому выросли более чем на 30% из-за снижения курса рубля (по сравнению с ежемесячным платежом в сентябре 2014 г.).

Установлены требования к предмету ипотеки (в т. ч. к местонахождению, к площади жилого помещения, к стоимости), а также к самому займу. Цель последнего - участие в долевом строительстве, покупка жилья, капремонт и т. п. Просрочка платежей по состоянию на дату подачи заявки составляет не менее 30 и не более 120 дней. Кредит выдан не позднее 1 января 2015 г.

В рамках реструктуризации предусмотрено снижение платежей заемщика по кредиту в течение периода помощи до 12 месяцев, прощение части основного долга и изменение кредитором условий займа, а также установление процентной ставки на уровне не выше 12% годовых.

Кредитору предоставлено право получить возмещение части недополученных доходов в период оказания помощи, который составляет от 6 до 12 месяцев.

Предельная сумма возмещения по каждому займу части недополученных доходов либо убытка - 200 тыс. руб.

В целях реализации программы помощи уставный капитал ОАО "АИЖК" увеличен на 4,5 млрд руб.

Постановление Правительства РФ от 20 апреля 2015 г. N 373 "Об основных условиях реализации программы помощи отдельным категориям заемщиков по ипотечным жилищным кредитам (займам), оказавшихся в сложной финансовой ситуации, и увеличении уставного капитала акционерного общества "ДОМ.РФ"


Настоящее постановление вступает в силу его официального опубликования

Подпункт "в" пункта 2 основных условий реализации программы, утвержденных настоящим постановлением, вступает в силу названного постановления


Изменения вступают в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования названного постановления


Изменения вступают в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования названного постановления


Изменения вступают в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования названного постановления