Основная цель реформирования национальной системы бухгалтерского учета. Реформирование бухгалтерского учета в россии

Понятие реформирования бухгалтерского учета

Процесс сложных, многоступенчатых преобразований в области бухгалтерского учета, обусловленных общим процессом экономических реформ в Российской Федерации представляет собой реформирование бухучета .

Реформирование заключается в разработке ключевых правил, норм постановки и ведения бухгалтерского учета предприятиями, соотносимых с требованиями современной экономики.

Ранее, в условиях плановой экономики реализовывалась система бухгалтерского учета, обусловленная общественной собственностью и государственным управлением экономикой. Основным потребителем информации при этом выступало государство. Действовавшая в советском государстве система государственного финансового контроллинга выявляла отклонения от установленных моделей хозяйственной деятельности организаций.

Реорганизация гражданско-правовой среды и системы общественных отношений определила необходимость трансформации российского бухгалтерского учета. Процесс реформирования учета и приведения его к международным стандартам финансовой отчетности был разработан и утвержден в 1998г.

Замечание 1

Основная цель реформирования существующей системы бухгалтерского учета заключается в приведение российской системы бухучета в соответствие с насущными требованиями рыночной экономики и МСФО.

Основные задачи реформы бухгалтерского учета

Основные задачи реформы заключаются в следующем:

  • формирование системы стандартов учета и отчетности, для обеспечения полезной информацией пользователей разного уровня;
  • обеспечение связи реформ бухгалтерского учета с основными тенденциями определения стандартов на международном уровне;
  • оказание методической помощи компаниям в понимании и внедрении новой модели бухгалтерского учета.

Стандартизация процедур учета проводится Комитетом по международным стандартам финансовой отчетности, (International Accounting Standards Committee или сокращенно - IASC). Унификация проводится посредством разработки и публикации Международных стандартов финансовой отчетности или сокращенно - МСФО (International Accounting Standards или IAS).

Основной смысл данного подхода заключается в разработке унифицированных стандартов, которые применимы к любой ситуации и в любой стране мира, и делают нецелесообразным создание национальных стандартов. Внедрение единых стандартов должно проходить не законодательным путем, а через добровольное соглашение профессиональных организаций различных стран.

Этапы реформирования бухгалтерского учета

Для приведения российской системы учета и отчетности в соответствие с требованиями современной экономики, а также международными стандартами, реформа реализуется по следующим основным направлениям:

  • совершенствование правового регулирования;
  • формирование нормативной базы;
  • методическое обеспечение, включающее инструкции, комментарии, методические указания;
  • кадровое обеспечение, заключающееся в подготовке и повышении квалификации специалистов бухучета;
  • международное сотрудничество.

Важным аспектом в процессе реформ является обеспечение стабильности в развитии национальной системы учета. Основная задача заключается в создании условий последовательного, рационального, успешного и полезного выполнения учетной системой присущих ей функций в реальной экономической среде. С этой целью следует:

  • обеспечить отсутствие противоречий между российской системой бухгалтерского учета и мировым подходам к ведению бухгалтерского учета;
  • сформировать модель взаимодействия системы бухгалтерского учета и системы налогообложения;
  • утвердить процедуры корректировки бухгалтерской отчетности, обусловленной инфляцией;
  • пересмотреть способы оценки активов и обязательств;
  • обеспечить открытость бухгалтерской отчетности.

Замечание 2

Одним из этапов реформирования бухгалтерского учета и финансовой отчетности в соответствии с МСФО стало создание системы нормативного регулирования бухучета с разработкой новых и уточнением старых стандартов, внедрением их в практику. В процессе реформы проведена смена ориентации нормативного регулирования с самого учетного процесса на бухгалтерскую отчетность, в частности на регулирование бухгалтерского и финансового учета.

Развитие методик организации российского бухгалтерского учета и становление профессии бухгалтера требует усиление роли профорганизаций и Института профессиональных бухгалтеров России. На сегодняшний день все проекты положений по бухучету и иных нормативных документов, утверждаемых Министерством финансов России, разрабатываются специалистами этого института.

В действие введены новые Положения по бухгалтерскому учету, определяющие содержание, а также признаки объектов учета, порядок классификации объектов учета, условия их принятия и списания в учете, основные требования к учетной политике предприятий, состав и содержание информации, подлежащей раскрытию в бухгалтерской отчетности.

Значительную роль в реформировании российского бухгалтерского учета играет Федеральный закон № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». Данный Закон имеет большое значение для развития бухгалтерского учета в России, поскольку:

  • устанавливает общие правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета;
  • повышает юридический статус норм бухгалтерского учета для всех организаций;
  • обязывает юридические лица вести бухгалтерский учет;
  • приравнивает статус норм бухгалтерского учета к статусу норм прочего законодательства.

Рисунок 1. Реформирование бухгалтерского учета в России. Автор24 - интернет-биржа студенческих работ

Переход на МСФО способствует наделению отчетности российских организаций очень важными характеристиками, такими как понятность, прозрачность, сравнимость, надежность. Отчетность нового уровня позволит пользователям отчетности сократить издержки на ее анализ. Компаниям больше не надо будет согласовывать внутренний и внешний учёт.

Учитывая современную российскую специфику, часть информационного учетного пространства, консолидирующая финансовый и управленческий учет в одну систему для более эффективного управления, есть стратегический учет. Стратегический учет позволяет обеспечить комплексный подход к распознаванию и решению проблем, встающих перед организацией.

Замечание 3

Основным же преимуществом перехода на МСФО становится увеличение притока в страну инвестиций. Это спровоцировано доступностью для инвесторов большего объема информации об объектах потенциальных вложений и снижения рисков инвестирования.

Введение

До перехода на рыночную экономику была создана система бухгалтерского учета, отвечающая требованиям плановой экономики. Основным потребителем информации, формируемой в бухгалтерском учете, являлось государство в лице отраслевых министерств и ведомств, планирующих, статистических и финансовых органов.

Выбранная тема актуальна, т.к. изменение системы общественных отношений, пользователей информации, гражданско-правовой среды, а также необходимость приведения отечественной системы бухгалтерского учета в соответствие с международными стандартами финансовой отчетности обусловили необходимость соответствующей трансформации системы бухгалтерского учета в России.

Реформирование бухгалтерского учета в России осуществляется на основе Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, утвержденной постановлением Правительства РФ от 06.03.98 г. № 283.

Основная цель реформирования бухгалтерского учета - ведение национальной системы бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями рыночной экономики. В соответствии с этой целью главные задачи реформирования определены следующим образом:

формирование системы национальных стандартов учета и отчетности, обеспечивающих полезность информации для внешних пользователей;

обеспечение увязки реформы бухгалтерского учета в России с основными тенденциями гармонизации стандартов на международном уровне;

оказание методической помощи организациям в понимании и внедрении управленческого учета.

В своей работе я выделяю следующие задачи реформы:

сформировать систему стандартов учета и отчетности, обеспечивающих полезной информацией пользователей, в первую очередь инвесторов;

обеспечить увязку реформы бухгалтерского учета в России с основными тенденциями гармонизации стандартов на международном уровне;

оказать методическую помощь организациям в понимании и внедрении реформированной модели бухгалтерского учета.

Актуальность и значимость обусловили цель работы, которая состоит в анализе международных стандартов учета и отчетности и возможности их применения в российской отчетности.

В данной работе представлены следующие задачи:

Изучить значение бухгалтерского учета в рыночной экономике;

Определить сущность международных стандартов;

Проанализировать процесс реформирования и гармонизации бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности.

В любой организации рекомендуется вести бухгалтерский учет. Для управления производственно-хозяйственной деятельностью организации необходимо иметь информацию о ее имущественном состоянии и обязательствах, которую получают в системе бухгалтерского учета.

С развитием рыночной экономики появилась необходимость приведения отечественной системы бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности.

Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО)- это система принятых в общественных интересах положений о порядке составления и представления финансовой отчетности.

Основное назначение МСФО - гармонизация учета и отчетности в разных странах.

Цель реформирования системы бухгалтерского учета – приведение национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с требованиями рыночной экономики и международными стандартами финансовой отчетности.

Для осуществления этой цели Министерством финансов РФ была разработана программа реформирования бухгалтерского учета и концепция развития бухгалтерского учета на среднесрочную перспективу (2004 – 2010гг.).


1. Значение бухгалтерского учета в рыночной экономике

1.1 Сущность бухгалтерского учета

Развитие рыночных отношений обусловило возникновение и функционирование большого числа хозяйствующих субъектов. Хозяйствующие субъекты выступают объектом гражданских прав. Каждая организация представлена имущественным комплексом, который располагает необходимым имуществом для осуществления производственно-хозяйственной деятельности. Имущество хозяйствующего субъекта включает здания, сооружения, машины, материалы, готовую продукцию, обязательства и др.

Имущество любой организации находится в постоянном движении. Для управления производственно-хозяйственной деятельностью организации необходимо иметь информацию о ее имущественном состоянии и обязательствах, которую получают в системе бухгалтерского учета.

Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.

Бухгалтерский учет имеет ряд особенностей: является сплошным и непрерывным во времени, строго документальным, использует специфические приемы и способы обработки учетных данных, применяет три вида измерителей, но обобщающим является денежный измеритель, организуется в рамках отдельных хозяйствующих субъектов.

Основными задачами бухгалтерского учета являются:

формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности - руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним - инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности;

обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;

предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости .

В теоретическом аспекте эти задачи можно систематизировать по этапам развития бухгалтерского учета:

Обеспечение сохранности имущества собственников;

Обеспечение функции контроля с целью эффективного управления организацией;

Исчисление финансового результата: выявление экономических и юридических последствий хозяйственных операций;

Обеспечение возможности перераспределения ресурсов в народном хозяйстве на основе информации, формируемой в финансовой отчетности организаций .

Суть первой задачи учета заключается в защите интересов собственников – сохранении их имущества, переданного в управление организации.

Вторая задача с одной стороны направлена на обеспечение сохранности имущества, с другой стороны – на создание информационной базы для принятия управленческих решений.

Третья задача – исчисление финансового результата. Существуют два основных подхода к проблеме идентичности финансового результата в экономическом и юридическом смысле. Первый – тесная связь между системами бухгалтерского учета и налогообложения, обеспечивается выполнением требований правительства в отношении налогообложения. Второй подход – независимость систем учета и налогообложения, бухгалтерский учет существует параллельно с налоговым учетом.

Четвертая задача рассматривает бухгалтерский учет как средство перераспределения ресурсов в народном хозяйстве.

На основе данных бухгалтерского учета осуществляется анализ хозяйственной деятельности, принимаются различные управленческие решения.

Бухгалтерский учет является основным источником информации, поставляемой разным уровням управления. На ее основе принимаются соответствующие решения. Информация, получаемая в системе бухгалтерского учета, широко используется всеми видами хозяйственного учета. Для того чтобы получаемая информация удовлетворяла всех пользователей, она должна быть достоверной, объективной, своевременной и оперативной.

Развитие финансового рынка, концентрация международного капитала, международное разделение труда, выход российских организаций на международный рынок и привлечение иностранных инвестиций потребовали качественных преобразований в организации бухгалтерского учета.


Цель нормативного регулирования бухгалтерского учета будет состоять в обеспечении доступа всем заинтересованным пользователям к информации, представляющей объективную картину финансового положения и результатов деятельности хозяйствующих субъектов. В этой связи будут решены вопросы:

переориентации нормативного регулирования с учетного процесса на бухгалтерскую отчетность;

регулирования финансового учета;

органичного сочетания нормативных предписаний федеральных органов исполнительной власти с профессиональными рекомендациями;

взвешенного использования международных стандартов в национальном регулировании.

По мере становления бухгалтерской профессии, адекватной требованиям рыночной экономики, степень участия профессиональных организаций в регулировании вопросов бухгалтерского учета возрастет. При этом будут приняты во внимание исторические и культурные традиции регулирования общественной жизни в России.

Важной составляющей нормативного обеспечения является сохранение стабильности развития системы бухгалтерского учета.

Главная задача состоит в создании приемлемых условий последовательного, полезного, рационального и успешного выполнения системой бухгалтерского учета присущих ей функций в конкретной экономической среде.

Будет обеспечена непротиворечивость российской системы бухгалтерского учета общепризнанным в мире подходам к ведению бухгалтерского учета, сформирована модель сосуществования и взаимодействия системы налогообложения и системы бухгалтерского учета, введены процедуры корректировки бухгалтерской отчетности в связи с инфляцией, пересмотрены допустимые способы оценки имущества и обязательств, созданы механизмы обеспечения открытости (публичности) бухгалтерской отчетности.

В целях обеспечения поставленных задач предлагается:

подготовить необходимые изменения и дополнения в Федеральный закон "О бухгалтерском учете", в том числе по вопросу проведения аттестации бухгалтеров, и иные нормативные правовые акты;

в течение двух лет разработать и утвердить положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, включающие в себя основную массу требований международных стандартов;

пересмотреть первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета и иные документы, относящиеся к унифицированным системам бухгалтерской учетной и отчетной документации;

пересмотреть планы счетов бухгалтерского учета и инструкции по их применению, учитывая появление и особенности деятельности финансовых институтов, особенности обращения ценных бумаг и иные новые явления;

ввести упрощенную систему бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства.

Ключевым элементом реформирования бухгалтерского учета и финансовой отчетности в соответствии с международными стандартами является разработка новых и уточнение ранее утвержденных положений (стандартов) по бухгалтерскому учету, внедрение их в практику.

Предполагаются создание ряда авторитетных и представительных профессиональных (саморегулирующихся) объединений, формирование системы профессиональной аттестации бухгалтеров и аудиторов, присоединение к деятельности соответствующих международных профессиональных организаций (Международной федерации бухгалтеров и др.), разработка и широкое общественное признание норм профессиональной этики, организация общественного контроля за профессиональной деятельностью и др.

В ходе реализации Программы будет предусмотрено широкое участие в реформировании бухгалтерского учета Института профессиональных бухгалтеров и иных профессиональных организаций.

При этом ставится задача возрастания роли профессиональных организаций в развитии методического обеспечения организации бухгалтерского учета и становления бухгалтерской профессии (бухгалтеров, консультантов, финансовых менеджеров и др.).

Перевод национальной системы бухгалтерского учета на международные стандарты включает в себя соответствующие изменения в работе по подготовке и повышению квалификации специалистов бухгалтерского учета. Будет обеспечено расширение и улучшение качества подготовки кадров в учреждениях начального профессионального образования, среднего специального и высшего образования, где реализуются долгосрочные программы, а также создание системы профессионального ускоренного образования, обеспечивающего краткосрочные программы подготовки и переподготовки.

Система профессиональной подготовки бухгалтерских кадров будет соответствовать государственным образовательным стандартам и должна содержать необходимые квалификационные характеристики по уровням профессионального образования.

Переход к международным стандартам бухгалтерского учета невозможен без активного сотрудничества как с соответствующими специализированными международными организациями, так и с национальными. Будет осуществлен переход от эпизодических контактов к систематической целенаправленной работе со следующими организациями: Комитетом по международным стандартам финансовой отчетности, Международной федерацией бухгалтеров, секцией по бухгалтерскому учету Комитета по торговле и развитию ООН, Организацией экономического сотрудничества и развития и др.

Международное сотрудничество с целью реформирования национальной системы бухгалтерского учета будет осуществляться по отдельному плану. Ключевую роль в повышении эффективности данной работы призван сыграть международный центр по реформе бухгалтерского учета, который должен начать свою деятельность в 1998 году.

Приложение

к программе реформирования бухгалтерского

учета в соответствии с международными

стандартами финансовой отчетности

План
мероприятий по реализации Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности

Содержание мероприятия Срок
выполнения
Ответственные
исполнители
1. Совершенствование нормативного правового регулирования
1. Разработка проекта
федерального закона о
внесении изменений и
дополнений в Федеральный
закон
"О бухгалтерском учете",
в том числе по вопросу
проведения аттестации
бухгалтеров
декабрь
1999 г.
Минфин России,
Межведомственная
комиссия по
реформированию
бухгалтерского учета
и финансовой
отчетности,
Центральный банк
Российской Федерации
(по согласованию)
2. Разработка и утверждение положений (стандартов)
бухгалтерского учета
2. Разработка новых и
уточнение ранее
утвержденных положений
(стандартов) по
бухгалтерскому учету
2000 год Минфин России,
Центральный банк
Российской Федерации
(по согласованию),
Минэкономики России,
ФКЦБ России
3. Уточнение правил по
формированию
бухгалтерской отчетности
коммерческих организаций,
сводной бухгалтерской
отчетности по группам
организаций
сентябрь
1998 г.
Минфин России,
ФКЦБ России,
Минэкономики России
4. Разработка нового плана
счетов бухгалтерского
учета для:

а) коммерческих
организаций

б) бюджетных организаций

в) профессиональных
участников рынка ценных
бумаг и инвестиционных
фондов

декабрь
1998 г.

декабрь
1998 г.

декабрь
1998 г.

Минфин России

Минфин России

ФКЦБ России,
Минфин России

5. Издание перевода на
русский язык
международных стандартов
финансовой отчетности и
словаря терминов,
употребляемых в них
март
1998 г.
Минфин России,
ФКЦБ России
3. Разработка и утверждение инструкций,
методических указаний, комментариев
6. Разработка инструкций,
методических указаний и
рекомендаций по
бухгалтерскому учету в
разрезе отдельных
положений (стандартов)
март
2000 г.
Минфин России,
ФКЦБ России,
Центральный банк
Российской Федерации
(по согласованию)
7. Подготовка методических
рекомендаций по учету
затрат на производство и
реализацию продукции,
работ, услуг
август
1998 г.
Минфин России,
Минэкономики России,
Госкомстат России,
ФКЦБ России
8. Подготовка типовых
рекомендаций по
организации
бухгалтерского учета для
субъектов малого
предпринимательства с
учетом требований
международных стандартов
август
1998 г.
Минфин России,
заинтересованные
федеральные органы
исполнительной власти
9. Пересмотр регистров
бухгалтерского учета для:
а) коммерческих
организаций

б) бюджетных организаций

в) профессиональных
участников рынка ценных
бумаг и инвестиционных
фондов

декабрь
1998 г.

август
1998 г.

декабрь
1998 г.

Минфин России

Минфин России

ФКЦБ России

10. Пересмотр первичной
учетной документации с
учетом требований
рыночной экономики и
международных стандартов
финансовой отчетности

декабрь
1998 г.
Госкомстат России,
Минфин России,
Минэкономики России,
ФКЦБ России
4. Формирование бухгалтерской профессии, подготовка
и повышение квалификации специалистов бухгалтерского учета
11. Проведение аттестации
профессиональных
бухгалтеров (главных
бухгалтеров и
бухгалтеров-экспертов) в
соответствии с
законодательством
Российской Федерации
декабрь
1998-2000 гг.
Минфин России
12. Разработка норм
профессиональной этики
август
1998 г.
Институт
профессиональных
бухгалтеров
13. Разработка учебно-
методической литературы
1998-1999 гг. Минобразование
России,
Минфин России,
Госналогслужба
России,
ФКЦБ России
14. Разработка программы
переподготовки
сотрудников бухгалтерских
служб
1998-2000 гг. Минобразование
России,
Минфин России,
ФКЦБ России,
Центральный банк
Российской Федерации
(по согласованию)
15. Разработка программы
подготовки специалистов в
области бухгалтерского
учета
1998-2000 гг. Минобразование
России,
Минфин России,
ФКЦБ России,
Центральный банк
Российской Федерации
(по согласованию)
5. Международное сотрудничество
16. Организация
международного центра по
реформе бухгалтерского
учета
июнь
1998 г.
Минфин России,
Минэкономики России,
ФКЦБ России
17. Вступление в Комитет по
международным стандартам
финансовой отчетности
1998 г. Минфин России с
участием Института
профессиональных
бухгалтеров
18. Организация
взаимодействия с
международными и
национальными
специализированными
организациями
1998-1999 гг. Минфин России,
Межведомственная
комиссия по
реформированию
бухгалтерского учета
и финансовой
отчетности
19. Обеспечение
взаимодействия с
Координационным советом
по методологии
бухгалтерского учета
стран СНГ
1998-2000 гг. Минфин России

Реформирование бух учета в России


Введение

1) Бухгалтерский учет в России: до и в период рыночных отношений

1.1) Бухгалтерский учет в России до рыночных отношений

1.2) Бухгалтерский учет в России в период рыночных отношений

1.3) Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике России

2) Сущность международных стандартов финансовой отчетности

2.1) Классификация систем бухгалтерского учета

2.2) Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО)

2.3) Совет по международным стандартам финансовой отчетности (СМСФО

2.4) Установление МСФО

3) Гармонизация бухгалтерского учета с международными стандартами финансовой отчетности

3.1) Национальные бухгалтерские стандарты

3.2) Различия российских положений по бухгалтерскому учету (ПБУ) и МСФО

4) Реформирование бухгалтерского учета в России

4.1) Необходимость и цели реформирования бухгалтерского учета в России

4.2) Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности

4.3) Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в РФ на среднесрочную перспективу

4.3.1) Основные направления дальнейшего развития бухгалтерского учета и отчетности в РФ

4.3.2) Этапы развития бухгалтерского учета и отчетности в среднесрочной перспективе

Заключение

Литература

Практическая часть

ВВЕДЕНИЕ

Цель курсовой работы – проанализировать направления реформирования бухгалтерского учета в России.

Для достижения цели поставлены следующие задачи:

Изучить правительственную программу реформирования бухгалтерского учета в России;

Проанализировать результаты достигнутые в ходе выполнение программы;

Определить основные проблемы реформирования бухгалтерского учета в России;

Исследовать существующие международные стандарты бухгалтерского учета и сопоставить их с российской системой бухгалтерского учета;

Сделать выводы о соответствии между РСПБУ и МСФО.

Последние годы отмечены усилением внимания к проблеме международной унификации бухгалтерского учета. Развитие бизнеса, сопровождающееся возрастанием роли международной интеграции в сфере экономики, предъявляет определенные требования к единообразию и понятности применяемых в разных странах принципов формирования и алгоритмов исчисления прибыли, налогооблагаемой базы, условий инвестирования, капитализации заработанных средств и т.п. Многие западные инвесторы и банкиры полагают, что бухгалтерский учет в России не отвечает международным нормам, бухгалтерская отчетность российских организаций не отражает их реального имущественного и финансового положения и вообще «не прозрачна и не надежна». Давление международных валютно-банковских организаций привело к необходимости перехода России на международные нормы бухгалтерского учета, массового переучивания бухгалтеров и аудиторов.

Следует отметить, что международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) представляют собой свод компромиссных и достаточно общих вариантов ведения учета. МСФО не являются догмой, нормативными документами, регламентирующими конкретные способы ведения бухгалтерского учета и нормы составления отчетности. Они носят лишь рекомендательный характер, т.е. не являются обязательными для принятия. На их основе в национальных учетных системах могут быть разработаны национальные стандарты с более детализированной регламентацией учета определенных объектов.


1) БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ В РОССИИ: ДО И В ПЕРИОД РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ

1.1) БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ ДО РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИИ

В нашей стране регламентация коснулась всех сторон учета, включая первичный. Для предприятий всех отраслей народного хозяйства разрабатывались счетные планы, положения по учету кассовых, расчетных операций, ведению материального учета, учета производственных затрат и калькулирования себестоимости продукции. Эти положения подкреплялись созданием альбомов форм первичных документов и регистров бухгалтерского учета, в первую очередь для нормативного учета и журнально-ордерной формы счетоводства. Наряду с двойной бухгалтерией допускалась простая система учета по принципу «приход-расход», которая еще до начала 60-х годов использовалась в небольших колхозах.

Такой стандартизации и унификации учета могло бы позавидовать любое высокоразвитое государство. Единственный недостаток системы советской системы учета состоял в том, что регламентированная со стороны государственных органов управления (Министерства финансов, ЦСУ, Госплана и Госкомцен СССР), она не была гибкой и приспособленной к постоянно меняющимся рыночным условиям, где ассортимент производимой продукции и применяемые сырье, материалы, производственное оборудование, а самое главное, цены должны были ориентированы на спрос – предложение и определялись рынком, а не директивами руководящих органов.

С начала 30-х годов в стране был начисто уничтожен хозяйственный расчет, ввели хозрасчет мнимый, никто не нес никакой ответственности и ничего не закрывал, можно было иметь убытки и получать премии и пр. Оригинальным способом был переход к ежедневному балансу. Такое решение открывало возможность получать ежедневную информацию о состоянии предприятия.

Определенный интерес представлял вопрос о том, кто и как должен устанавливать нормативы. Уже в 60-е годы Н. Н. Иванов исходил из необходимости разработки нормативного учета в зависимости от отраслей народного хозяйства. Несмотря на широкую пропаганду “чистого” варианта нормативного учета, отмеченные обстоятельства тормозили его распространение. Серьезным фактором, тормозящим распространение “чистого” нормативного учета затрат на производство, следует признать отсутствие научно обоснованных нормативов.

Вопрос о совершенствование организационных структур бухгалтерского учета приобрел в эпоху застоя огромное значение. До 1964 г. была принята установка на децентрализованный учет, затем - на централизованный, с начала перестройки все вновь заговорили о пользе децентрализации.

Учетная система в СССР в соответствии с требованиями централизованной экономики была жестко регламентированной и практически полностью стандартизированной. Она существовала без существенных поправок на новые экономические условия вплоть до 1990г, хотя уже тогда было зарегистрировано в СССР более 200 тысяч кооперативов и около 1300 совместных советско-иностранных предприятий.

Новые формы предприятий и предпринимательской деятельности не вписывались в традиционную советскую систему учета и требовали ее изменений. Эти изменения были неизбежны, но начинались они очень медленно. Но затем государственная машина была вынуждена отступить перед многочисленными предприятиями негосударственных и смешанных форм собственности. Министерство финансов СССР стало предусматривать некоторые отклонения от действующих предписаний, которые законодательно закреплялись отдельными инструкциями и письмами. С начала 1992 года многие положения бухгалтерского учета значительно приблизились к стандартам, принятым за рубежом. Эти изменения были закреплены в новых документах, регламентирующих бухгалтерский учет в России.

1.2) БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ В ПЕРИОД РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИИ

С распадом СССР и выделением России как нового государства в ее экономической политике произошли значительные изменения. Переход от командно-административной системы управления к рыночным отношениям не мог не сказаться и на системе бухгалтерского учета. Произошел переход к принятой во всем мире системе Международных стандартов.

Изменения в экономической системе Российской Федерации привели к изменению в деятельности предприятий, которое должно было найти адекватное отражение в бухгалтерском учете. И бухгалтерский учет в России действительно подвергся коренному изменению. В настоящее время он далеко ушел от бухгалтерского учета в СССР. При подготовке документов, регулирующих бухгалтерский учет, были учтены многие положения и стандарты международного учета.

Тем не менее, сегодняшняя система бухгалтерского учета в России имеет свою специфику, которая связана с её происхождением из бухгалтерского учета в условиях плановой экономики. Не все из “пережитков” старой системы действительно являются пережитками, российская и советская школа теории бухгалтерского учета разработала некоторые понятия и методы, которые не утратили своего значения и сегодня, более того, они начинают постепенно получать распространение и в практике учета в развитых странах. Также некоторые из различий носят номинальный характер, сводятся к различию терминов и понятий.

Но некоторые особенности современной российской системы бухгалтерского учета объективно снижают её ценность для участников хозяйственного оборота и препятствуют нормальному развитию экономики. Роль и концепции бухгалтерского учета потерпели кардинальные преобразования с переходом российской экономики к рынку. Был декларирован переход к современной системе учета. И действительно, преобразованная система учета много лучше соответствует потребностям рыночной экономики. Основное отличие все же продолжает сохраняться - основным потребителем бухгалтерской информации продолжает оставаться государство в лице налоговых органов, а регулирующая роль участников делового оборота - инвесторов, кредиторов, менеджеров, а также самих бухгалтеров и аудиторов - сведена к минимуму. Отсутствие реальной потребности в данных учета, которое наблюдалось до последнего времени, и достаточно низкая квалификация большинства бухгалтеров и потребителей бухгалтерской информации привели к тому, что подлинное развитие (т.е. движение и столкновение с различными проблемами) бухгалтерского учета для рыночной экономики в России только начинается.

В марте 1998 г. Правительством Российской Федерации была принята Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности. Целью этой Программы является приведение российской системы бухгалтерского учета в соответствие с требованиями рыночной экономики и международными стандартами финансовой отчетности. 2000 г. стал последним годом в выполнении этой Программы.

Основные цели и задачи реформы охватывали:

    формирование системы стандартов учета и отчетности, обеспечивающих полезной информацией пользователей, в первую очередь инвесторов;

    увязку реформы бухгалтерского учета в России с основными тенденциями гармонизации стандартов на международном уровне;

    оказание методической помощи организациям в понимании и внедрении реформированной модели бухгалтерского учета.

В соответствии с принятой Программой для достижения поставленных целей было предусмотрено проведение трех блоков мероприятий: обновление нормативной базы бухгалтерского учета; становление бухгалтерской профессии; повышение квалификации бухгалтерских кадров.

В конце 2000 г. Минфин России утвердил новый План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкцию по его применению, а Минюст России принял решение квалифицировать этот документ как не требующий государственной регистрации. В связи с этим для многих организаций появилась возможность применять новый План счетов бухгалтерского учета с 1 января 2001 г. Для большинства организаций переход на новый План счетов состоиялся 1 января 2002 г.

Подготовлена и внесена на рассмотрение в Правительство Российской Федерации новая редакция Федерального закона "О бухгалтерском учете". Изменения, внесенные в проект Федерального закона, согласуются с новациями, вытекающими из положений по бухгалтерскому учету (отдельные правила, терминология и др.). При этом в новую редакцию включены два важных дополнения. Первое связано с введением нормы обязательности составления сводной бухгалтерской отчетности группами взаимосвязанных организаций, образованных на добровольных началах. Несмотря на указания Минфина России (Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, Методические рекомендации по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности), многие группы взаимосвязанных организаций не составляют указанной отчетности, сужая базу информации, необходимой для успешного управления такой группой.

Второе дополнение вытекает из Плана мероприятий по реализации Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности в части, касающейся проведения аттестации профессиональных бухгалтеров (главных бухгалтеров и бухгалтеров-экспертов). Варианты формирования бухгалтерской отчетности

В ходе выполнения Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности были определены три группы организаций, по-разному формирующих бухгалтерскую отчетность в соответствии с российскими правилами бухгалтерского учета. Приказом N 4н предусмотрено три варианта формирования составляющих частей бухгалтерской отчетности (упрощенный, стандартный и множественный). Кроме того, имеется четвертый вариант формирования бухгалтерской отчетности - когда организация составляет отчетность в полном соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и не формирует ее параллельно по российским правилам. Необходимость выделения указанных групп связана с тем, что разные группы организаций в зависимости от стоящих перед ними задач в разной степени детализации должны решать проблему прозрачности при раскрытии итоговой бухгалтерской информации.

Организации первой группы применяют международные стандарты финансовой отчетности. Функционирование этих организаций характеризуется необходимостью привлечения капитала (включая иностранный) для дальнейшего развития производства, инфраструктуры и т.п. В первую группу входят открытые акционерные общества, акции которых котируются на фондовом рынке.

Во вторую группу входят организации, формирующие бухгалтерскую отчетность по множественному варианту. К ним относятся оставшиеся открытые акционерные общества, а также федеральные и крупные муниципальные унитарные предприятия, организации, представляющие эту группу, могут в дальнейшем перейти в первую группу.

К третьей группе относятся остальные организации (закрытые акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью и др., за исключением субъектов малого предпринимательства и некоммерческих организаций), которые составляют бухгалтерскую отчетность по стандартному варианту.

Четвертая группа объединяет субъекты малого предпринимательства и некоммерческие организации, составляющие отчетность по упрощенному варианту.

Кроме того, возникает задача установить определенную этапность в достижении поставленных целей. Например, разрешить для первой группы организаций составлять бухгалтерскую отчетность исключительно по международным стандартам финансовой отчетности с 2002 г. или 2003 г., а требовать обязательность такого составления - лишь с отчета за 2005 г. При этом необходимы разработка МНС России для составления налоговой отчетности определенных "мостиков" (корректировок), а также высокая финансовая составляющая для формирования итоговой информации в полном соответствии с МСФО.

Для представителей второй и третьей групп важно научиться пользоваться утвержденными российскими правилами при формировании и составлении бухгалтерской отчетности. Раскрывая информацию в отчетности, следует учитывать, что будет происходить постоянное совершенствование ранее принятых и утверждение новых положений но бухгалтерскому учету.

С основными направлениями совершенствования нормативной базы напрямую увязана Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике России, одобренная Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Минфине России и Институтом профессиональных бухгалтеров России в декабре 1997 г. (опубликована в профессиональной печати). В этой Концепции на основе проведенного скрупулезного анализа российской и международной практики, тенденций развития бухгалтерского учета сформулированы подходы к построению российской системы бухгалтерского учета на ближайшие 10-15 лет. К сожалению, этот документ незнаком большинству бухгалтеров и даже профессиональным комментаторам выходящих нормативных документов.

В этой связи, по нашему мнению, следует напомнить, что Концепция является основой построения системы бухгалтерского учета в стране и призвана:

 обеспечивать заинтересованных специалистов информацией об общих подходах к организации и ведению бухгалтерского учета;

 служить фундаментом для поэтапной разработки новых и пересмотра действующих актов по бухгалтерскому учету;

 быть основой принятия решения по вопросам, еще не урегулиурегулированным нормативными актами;

 помогать потребителям бухгалтерской информации в понимании данных, содержащихся в бухгалтерской отчетности.