Закон о неналоговых платежах. Закон об обязательных платежах предпринимателей вряд ли будет принят в этом году. Зачем Минфин готовит закон о неналоговых платежах? Чиновники обещали, что налоговая нагрузка компаний в ближайшие годы не вырастет. Теперь прид

Закон о неналоговых платежах. Закон об обязательных платежах предпринимателей вряд ли будет принят в этом году. Зачем Минфин готовит закон о неналоговых платежах? Чиновники обещали, что налоговая нагрузка компаний в ближайшие годы не вырастет. Теперь прид

ЗАКОН КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

О неналоговых платежах

(В редакции Законов КР от 5 января 2004 года N 3, 27 января 2006 года N 28, 17 октября 2008 года N 231, 26 мая 2009 года N 168, 27 июля 2009 года N 253, 15 октября 2009 года N 275, 22 октября 2009 года N 284, 11 марта 2011 года N 4, 30 мая 2011 года N 33, 16 июня 2011 года N 48, 14 марта 2012 года N 13, 20 июня 2012 года N 89, 9 августа 2012 года N 162, 10 октября 2012 года N 170, 17 июля 2013 года N 149, 17 мая 2014 года N 72, 18 июля 2014 года N 144, 13 февраля 2015 года N 32, 4 марта 2015 года N 50, 20 июля 2015 года N 181, 3 августа 2015 года N 211, 16 апреля 2016 года N 4, 29 июня 2016 года N 92)

(Введен в действие постановлением Жогорку Кенеша Кыргызской Республики от 14 апреля 1994 года N 1481-XII)

Настоящий Закон определяет понятие и перечень неналоговых платежей, создает законодательную основу для добровольного взноса и принудительного взыскания.

Раздел I
Общие положения

Установление и отмена, размеры и сроки, порядок зачисления в бюджет неналоговых платежей, а также предоставления льгот их плательщикам осуществляется Жогорку Кенешем Кыргызской Республики и другими органами государственной власти в соответствии с настоящим Законом.

Правоотношения в связи с применением режима стабилизации к условиям по уплате неналоговых платежей, за исключением платежей за оказываемые государственными органами услуги, регулируются законодательством Кыргызской Республики об инвестициях.

Законом определяются неналоговые платежи, поступающие в бюджет в виде сборов, платежей, отчислений, доходов и санкций.

Сбор - это обязательный, установленный государством за оказываемые государственными органами услуги денежный взнос, носящий разовый характер. Размер сбора соотносится со стоимостью предоставляемой услуги.

Платеж - это обязательный денежный взнос, периодически уплачиваемый юридическими и физическими лицами, пользующимися услугами государственных органов, за выполнение государственных функций.

Доход - это установленные государством отчисления, вносимые или взыскиваемые в размере полной стоимости имущества или денежных средств, собственником которых по Закону является государство.

Санкции - это предусмотренные Законом меры имущественного воздействия, применяемые к нарушителям.

Отчисление - установленный государством вид платежа, вносимый в обязательном порядке недропользователем на развитие и содержание инфраструктуры местного значения.

Раздел II
Сборы

Статья 3. Сборы, взимаемые за выдачу и замену специальной продукции, прием экзаменов и проведение технических осмотров автомототранспорта

Средства, получаемые уполномоченным государственным органом в сфере регистрации автотранспортных средств, специальных технологических машин, водительского состава от оплаты за выдачу и замену специальной продукции, прием экзаменов и проведение технических осмотров автомототранспорта, подлежат перечислению в доход республиканского бюджета.

Размеры сборов устанавливаются Правительством Кыргызской Республики.

Статья 4. Сбор при регистрации средств массовой информации

Регистрационный сбор вносится учредителем за выдачу ему свидетельства о регистрации средства массовой информации в размере, установленном законодательством Кыргызской Республики.

Порядок и сроки уплаты регистрационного сбора устанавливаются Правительством Кыргызской Республики. Суммы сборов за регистрацию средств массовой информации зачисляются в бюджет по месту регистрации средств массовой информации.

Статья 5. Сбор за регистрацию уставных документов общественных объединений

Сбор вносят общественные объединения за регистрацию уставных документов в порядке и размерах, установленных законодательством Кыргызской Республики. Суммы взыскиваемых сборов зачисляются в бюджет по месту регистрации общественных объединений.

Статья 6. Сборы, взимаемые уполномоченными государственными органами в сфере безопасности ведения работ в промышленности

Суммы взимаются подконтрольными органами Госгортехнадзора Кыргызской Республики с юридических и физических лиц за лицензирование видов деятельности, связанных с повышенной опасностью промышленных производств (объектов) и работ. Размер уплаты сборов устанавливается законодательством Кыргызской Республики.

Сборы за выдачу лицензий зачисляются в республиканский бюджет Кыргызской Республики.

Статья 7. Сбор за выдачу специалисту свидетельства на право ведения операций с ценными бумагами

Сбор за выдачу специалисту свидетельства на право ведения операций с ценными бумагами уплачивается специалистом в размере пятикратного расчетного показателя, установленного на день подачи документов о получении свидетельства.

Порядок и сроки уплаты сбора определяются Правительством Кыргызской Республики.

Сбор за выдачу специалисту свидетельства на право ведения операций с ценными бумагами зачисляется в республиканский бюджет Кыргызской Республики.

Статья 8. Сбор за выдачу лицензии на право ведения профессиональной деятельности по ценным бумагам

Сбор уплачивается юридическими лицами, осуществляющими профессиональную посредническую деятельность по выпуску ценных бумаг, комиссионную, коммерческую и прочие виды деятельности по ценным бумагам, в размере десятикратного расчетного показателя, установленного на день подачи документов о получении лицензии. В последующие годы действия лицензии устанавливается ежегодная плата в размере 0,1 процентов от стоимости оборота операций с ценными бумагами.

Порядок и сроки уплаты сбора и последующей платы определяются Правительством Кыргызской Республики.

Сбор за выдачу лицензии на право ведения профессиональной деятельности по ценным бумагам и последующая ежегодная плата зачисляются в республиканский бюджет Кыргызской Республики.

Статья 9. Сбор за выдачу лицензий на совершение банковских операций

Сбор взимается Национальным банком Кыргызской Республики за выдачу банкам и другим кредитным учреждениям лицензий на право занятия банковскими операциями в размере, устанавливаемом Правительством Кыргызской Республики.

Порядок и сроки уплаты сбора определяются Национальным банком Кыргызской Республики.

Сбор за выдачу лицензий на совершение банковских операций зачисляется в республиканский бюджет Кыргызской Республики.

постановление Правления Нацбанка КР от 8 июня 2017 года N 2017-П-12/23-4-(НПА) "О размере сбора и платы за лицензии, выдаваемые Национальным банком Кыргызской Республики"

Статья 10. Сбор за выдачу разрешений на открытие представительств иностранных фирм, банков и организаций

Сборы уплачиваются иностранными фирмами, банками и организациями, заинтересованными в открытии своих представительств в Кыргызской Республике, до получения разрешения на открытие в Кыргызской Республике их представительств.

За выдачу разрешения на открытие в Кыргызской Республике представительства иностранных фирм, банков и организаций сбор уплачивается в размере 700 долларов США.

Взимание сборов может быть прекращено или ограничено в соответствии с вступившими в установленном законом порядке в силу международными договорами, участницей которых является Кыргызская Республика.

Суммы сборов, взимаемых за выдачу разрешений на открытие в Кыргызской Республике представительств иностранных фирм, банков и организаций, зачисляются в республиканский бюджет Кыргызской Республики.

Статья 11. Сбор за выдачу лицензии на осуществление страховой деятельности

Сбор за выдачу лицензий на осуществление страховой деятельности вносится страховыми организациями в размере, установленном законодательством Кыргызской Республики.

Порядок и сроки внесения платы за выдачу лицензий устанавливаются Правительством Кыргызской Республики.

Суммы, поступившие от страховых организаций за выдачу лицензий зачисляются в республиканский бюджет Кыргызской Республики.

Статья 12. Сборы, устанавливаемые решениями Правительства Кыргызской Республики, а также разовые пожертвования

Юридические и физические лица могут в добровольном порядке вносить в доход государства имущественные взносы (пожертвования) на благотворительные цели. Правительство Кыргызской Республики при необходимости вправе, с согласия Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, устанавливать сборы на определенные цели.

Статья 12-1. Сбор за вывоз мусора с территорий населенных пунктов

1. Плательщиками сбора являются юридические и физические лица (владельцы строений).

2. Размер ставки сбора определяется решением местного кенеша по предложению его исполнительного органа с учетом закрепленной площади и численности работающих на предприятии (для юридических лиц), размера строений, числа жителей дома (для физических лиц), но не более размера расчетного показателя, и уплачивается в соответствующий местный бюджет до 1 апреля текущего года.

Статья 12-2. Сбор за парковку и стоянку автотранспорта

1. Плательщиками сбора являются юридические и физические лица, осуществляющие услуги по предоставлению парковок и стоянок автомашин в специально оборудованных или отведенных исполнительными органами местного самоуправления для этих целей местах.

2. Размеры, порядок администрирования и уплаты сборов за парковку или стоянку автотранспортного средства устанавливаются соответствующим местным кенешем по предложению его исполнительного органа с учетом места, времени суток и продолжительности парковки или стоянки, вида транспорта.

постановление Бишкекского Горкенеша от 28 мая 2009 года N 74 "Об утверждении ставки сбора за парковку автотранспорта на территории города Бишкек"

Статья 12-3. Сбор за проставление апостиля

1. За проставление уполномоченными государственными органами апостиля на официальных документах, исходящих из Кыргызской Республики, взимается сбор.

2. Размер сбора, порядок взимания и сроки уплаты определяются Правительством Кыргызской Республики.

постановление Правительства КР от 13 июня 2011 года N 304 "О размере сборов за проставление апостиля"

3. Сумма сборов за проставление апостиля зачисляется в республиканский бюджет Кыргызской Республики.

Статья 12-4. Сборы за взвешивание и измерение максимальных размеров и других линейных параметров транспортных средств и сборы за пропуск транспортных средств со специальным и неделимым грузом по автомобильным дорогам общего пользования

За взвешивание и измерение максимальных размеров и других линейных параметров, общей массы и осевых нагрузок транспортных средств, за пропуск транспортных средств со специальным и неделимым грузом по автомобильным дорогам общего пользования взимаются сборы дорожными органами Министерства транспорта и коммуникаций Кыргызской Республики.

Статья 12-5. Сборы (денежные взносы) за осуществление деятельности по производству и обороту этилового спирта и алкогольной продукции

Сборы (денежные взносы) за осуществление деятельности по производству и обороту этилового спирта и алкогольной продукции уплачиваются субъектами, осуществляющими деятельность по производству и обороту этилового спирта и алкогольной продукции, после получения соответствующей лицензии на производство и оборот этилового спирта и алкогольной продукции.

Размер сбора (денежного взноса), порядок взимания и сроки уплаты определяются Правительством Кыргызской Республики по согласованию с Жогорку Кенешем Кыргызской Республики.

Сбор (денежный взнос) за осуществление деятельности по производству и обороту этилового спирта и алкогольной продукции зачисляется в республиканский бюджет Кыргызской Республики.

Статья 12-6. Сбор за въезд транспортных средств иностранных государств на территорию Кыргызской Республики

Статья 12-7. Сбор за проезд по автомобильным дорогам общего пользования грузовых транспортных средств и автобусов, зарегистрированных в Кыргызской Республике и в иностранных государствах

За проезд по автомобильным дорогам общего пользования грузовых транспортных средств и автобусов, зарегистрированных в Кыргызской Республике и в иностранных государствах, взимается сбор.

Размер сбора за проезд по автомобильным дорогам общего пользования грузовых транспортных средств и автобусов, зарегистрированных в Кыргызской Республике и в иностранных государствах, категории транспортных средств, за проезд которых взимается сбор, методика расчета, порядок исчисления и взимания сбора, порядок осуществления контроля за взиманием сбора определяются Правительством Кыргызской Республики.

От взимания сборов за проезд по автомобильным дорогам общего пользования освобождаются грузовые транспортные средства и автобусы, зарегистрированные в Кыргызской Республике и в иностранных государствах:

Перевозящие товары, предназначенные для ликвидации последствий стихийных бедствий и иных чрезвычайных ситуаций, в том числе предназначенные для бесплатной раздачи лицам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, либо для передачи благотворительным некоммерческим организациям в этих же целях;

Принадлежащие дипломатическим представительствам и консульским учреждениям иностранных государств, а также международным организациям и их филиалам/представительствам, аккредитованным в Кыргызской Республике, в соответствии с вступившими в установленном законом порядке в силу международными договорами, участницей которых является Кыргызская Республика.

Освобождению от уплаты сбора за проезд подлежат грузовые транспортные средства, автобусы, зарегистрированные в Кыргызской Республике, используемые в целях обеспечения обороноспособности и правопорядка, транспортные средства специального назначения для осуществления деятельности службы пожарной охраны, медицинской скорой помощи, а также используемые для эксплуатации и технического обслуживания дорог и дорожной инфраструктуры.

Порядок освобождения от уплаты сбора за проезд транспортных средств, указанных в частях 3 и 4 настоящей статьи, определяется Правительством Кыргызской Республики.

Раздел III
Платежи

Статья 13. Плата за государственную регистрацию и выдачу лицензии

Плата за государственную регистрацию вносится юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм в размерах:

За регистрацию деятельности (Устава, Положения) - в размере расчетного показателя, установленного на день подачи документов;

За перерегистрацию Устава (Положения) - в размере 50 процентов расчетного показателя, установленного на день подачи документов.

Плата за регистрацию и перерегистрацию поступает в доход республиканского бюджета по месту регистрации плательщика; ответственность за правильность ее уплаты возлагается на плательщиков.

Плата за выдачу лицензии вносится всеми хозяйствующими субъектами независимо от форм собственности и гражданами, желающими заниматься предпринимательской деятельностью, подлежащей лицензированию, в следующих размерах:

С юридического лица в размере десятикратного расчетного показателя, установленного на день подачи документов о получении лицензии;

С граждан без образования юридического лица в размере пятикратного расчетного показателя, установленного на день подачи документов о получении лицензии.

Плата за лицензию поступает в республиканский бюджет Кыргызской Республики.

Статья 14. Плата за содержание воспитанников специальных школ и специальных профессионально-технических училищ

Предельные размеры платы родителей за содержание детей в этих учебных заведениях, порядок и сроки ее уплаты устанавливаются Правительством Кыргызской Республики.

Суммы, поступившие от родителей за содержание детей в специальных школах и специальных профессионально-технических училищах, перечисляются в доход республиканского бюджета Кыргызской Республики.

Статья 15. Плата за содержание детей в школах-интернатах

Размер, порядок и сроки внесения платы за содержание детей в указанных учебных заведениях устанавливаются Правительством Кыргызской Республики по согласованию с Министерством образования и Министерством финансов Кыргызской Республики.

Средства, получаемые за содержание детей в интернатных учреждениях зачисляются в доход того бюджета, из которого финансируется интернатное учреждение.

Статья 16. Платежи в бюджет за лом и отходы черных и цветных металлов

Плательщиками в доход бюджета сумм стоимости лома и отходов черных и цветных металлов являются юридические лица, осуществляющие заготовку, разделку и отгрузку сдаваемого им металлического лома.

Расчеты с бюджетом производятся:

За бесхозный лом и отходы черных и цветных металлов, собранные силами специализированных организаций, а также бесхозный лом, сданный заготовительным организациям потребительской кооперации;

За лом и отходы черных и цветных металлов, доставленные на базы (площадки) и в цеха для разделки от учреждений и организаций (в том числе войсковыми частями Государственного комитета по делам обороны Кыргызской Республики), состоящих на государственном бюджете, сданные налоговыми органами в составе конфискованного, бесхозного имущества и имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов. Перечисление в бюджет причитающихся сумм производится ежемесячно.

Суммы стоимости лома и отходов черных и цветных металлов подлежат зачислению в доходы бюджетов в зависимости от подчинения учреждений, организаций, сдающих металлолом.

Статья 17. Пробирная плата

Пробирная плата вносится за опробование, анализ и клеймение ювелирных, бытовых изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней как внутреннего производства, так и ввозимых в республику для реализации, техническую экспертизу оттисков пробирных клейм, экспертизу изделий и материалов, содержащих драгоценные металлы, и другие лабораторные работы.

Порядок проведения пробирного надзора, а также размер пробирной платы устанавливаются Правительством Кыргызской Республики.

Суммы платы зачисляются в доход республиканского бюджета Кыргызской Республики.

Статья 18. Поступления от предприятий и организаций за работы, выполненные лицами, арестованными за мелкое хулиганство

Суммы, начисленные за работы, выполненные лицами, арестованными за мелкое хулиганство, перечисляются предприятиями, учреждениями и организациями в доход бюджета. Стоимость содержания и питания указанных лиц определяются в порядке и размерах, устанавливаемых Жогорку Кенешем Кыргызской Республики.

Средства, поступающие от предприятий и организаций за работы, выполняемые этими лицами, зачисляются в доходы местных бюджетов.

Указанные средства по решению местных органов государственной власти полностью расходуются на содержание арестованных и милиции.

Статья 19. Арендная плата от сдачи в аренду государственного и муниципального имущества

Арендная плата от сдачи в аренду имущества, являющегося государственной или муниципальной собственностью, вносится арендаторами за пользование этим имуществом в порядке и на условиях, предусмотренных договором, заключенным в соответствии с требованиями законодательства об аренде.

Доходы, полученные от сдачи в аренду имущества, относящегося к государственной собственности, распределяются следующим образом:

30 процентов вносятся в республиканский бюджет;

70 процентов используются государственными органами и организациями на содержание и ремонт государственных зданий (помещений).

При аренде имущества, относящегося к муниципальной собственности административно-территориальных образований, арендная плата вносится в соответствующие бюджеты.

(В редакции Законов КР от 27 июля 2009 года N 253, 22 октября 2009 года N 284, 29 июня 2016 года N 92)

Внимание! Часть 2 статьи 19 настоящего Закона в отношении государственных организаций культуры вступает в силу с 1 января 2018 года в соответствии с частью 1 статьи 4 Закона КР от 29 июня 2016 года N 92.

Статья 19-1. Плата за право осуществления лотерейной деятельности

Статья 19-2. Платеж за удержание лицензии на право пользования недрами

Платеж за удержание лицензии на право пользования недрами вносится недропользователем, получившим право на поиск и/или разведку и/или разработку месторождений полезных ископаемых в Кыргызской Республике.

Порядок и сроки уплаты сумм платежа за удержание лицензии на право пользования недрами устанавливаются Правительством Кыргызской Республики в соответствии с Законом Кыргызской Республики "О недрах".

постановление Правительства КР от 6 ноября 2015 года N 760 "Об утверждении Порядка уплаты, исчисления платежа и ставок платежей за удержание лицензий на право пользования недрами"

Суммы от платежей за удержание лицензии поступают в бюджеты органов местного самоуправления.

В случае если лицензионная площадь или ее часть не входит в границы айылного аймака, города, то платежи за удержание лицензии на право пользования недрами данной площади направляются в республиканский бюджет.

Раздел III-1
Отчисления

Статья 19-3. Отчисления на развитие и содержание инфраструктуры местного значения

1. Плательщиком отчисления на развитие и содержание инфраструктуры местного значения является физическое или юридическое лицо, осуществляющее разработку (добычу) месторождений полезных ископаемых (за исключением угля, ртути, минеральных и термальных вод и полезных ископаемых, применяемых в качестве строительных материалов, в том числе как сырье при производстве строительных материалов) независимо от места регистрации и производящее отчисления в фонды развития областей, районов и в соответствующие местные бюджеты по месту нахождения месторождения полезных ископаемых (далее - плательщик).

Специализированные организации органов местного самоуправления, уполномоченные обеспечивать населенные пункты питьевой водой, не являются плательщиками отчислений в части полученной выручки от реализации питьевой воды населению.

2. Отчисления на развитие и содержание инфраструктуры местного значения вносятся в фонды развития областей, районов и в соответствующие местные бюджеты по месту нахождения месторождений полезных ископаемых до 20 числа месяца, следующего за отчетным, в размере 2 процентов от выручки без учета косвенных налогов, полученной от реализации полезных ископаемых.

3. В случае если субъект самостоятельно осуществляет переработку добытых полезных ископаемых и производство из них продукции, отчисления для развития и содержания инфраструктуры местного значения осуществляются от фактического объема выручки от реализации полезного ископаемого, за вычетом расходов, связанных с их переработкой.

4. В случае если месторождение расположено на территории двух и более айыльных аймаков, относящихся к разным районам, плательщик осуществляет учетную регистрацию в налоговом органе каждого района, сумма отчисления вносится пропорционально занимаемой площади, расположенной в том или ином районе.

Средства, предназначенные на развитие и содержание инфраструктуры местного значения, отчисляемые от реализации полезных ископаемых, месторождения которых расположены на территории земель лесного фонда и земель запасов, направляются в полном объеме в фонд развития района.

5. По месторождениям общегосударственного значения, в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Кыргызской Республики, где запасы золота составляют свыше 50 тонн, отчисления производятся в следующем порядке:

50 процентов - в фонд развития области;

30 процентов - в фонд развития района;

По месторождениям, где запасы золота составляют менее 50 тонн, отчисления производятся в следующем порядке:

80 процентов - в фонд развития района;

20 процентов - в соответствующие местные бюджеты по месту нахождения месторождения полезных ископаемых.

6. По месторождениям полезных ископаемых, кроме золота:

Включенным в перечень месторождений общегосударственного значения, зачисление отчислений осуществляется согласно абзацам 1-4 части 5 настоящей статьи;

Не включенным в перечень месторождений общегосударственного значения, зачисление отчислений осуществляется согласно абзацам 5-7 части 5 настоящей статьи.

7. He допускается использование средств, направленных на развитие и содержание инфраструктуры местного значения, на другие цели.

Лица, виновные в нецелевом использовании средств фонда развития регионов, несут ответственность в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

Раздел IV
Доходы

Статья 20. Доходы от реализации конфискованного, бесхозного имущества, имущества, перешедшего по праву наследования к государству и кладов

Имущество, конфискованное на основании приговоров, определений и постановлений судов или других уполномоченных на то государственных органов, имущество, признанное в установленном порядке бесхозным, имущество, перешедшее по праву наследования к государству, переданные государству клады подлежат передаче и реализации в порядке, определяемом Правительством Кыргызской Республики.

постановление Правительства КР от 3 октября 2014 года N 575 "Об утверждении Положения о порядке учета, оценки и реализации конфискованного, бесхозяйного и перешедшего по праву наследования к государству имущества"

Драгоценные металлы в любом виде и состоянии, драгоценные и полудрагоценные камни в сыром и обработанном виде, природный жемчуг, ювелирные и бытовые изделия из этих металлов и камней передаются в Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней Кыргызской Республики.

Предметы, имеющие историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, предметы религиозного культа, книги с библиотечными штампами, книги, утратившие товарный вид, но пригодные к использованию, открытки с детской тематикой, лекарственные средства, детское питание после проведения экспертизы передаются безвозмездно соответствующим организациям и учреждениям.

Средства, вырученные от реализации вышеуказанного имущества, зачисляются в доходы республиканского бюджета Кыргызской Республики и местного бюджета в зависимости от вида назначения имущества.

Статья 21. Доходы от реализации органами почтовой связи Кыргызской Республики нерозданных почтовых отправлений

Органы почтовой связи Кыргызской Республики, осуществляющие хранение, реализацию нерозданных почтовых отправлений перечисляют в доход республиканского бюджета Кыргызской Республики суммы, вырученные от их реализации, а также невостребованные отправителем в течение шести месяцев со дня приема регистрируемого почтового отправления.

Статья 22. Доходы от реализации невостребованных грузов на железнодорожном, водном, воздушном и автомобильном транспорте

Подлежат реализации невостребованные грузы, находящиеся на государственных железных дорогах, пароходствах, воздушно-транспортных и автотранспортных предприятиях, которые не имеют возможности доставить или выдать груз получателю вследствие возможной порчи или утраты при перевозке, неполучения указаний грузоотправителя, как поступить с грузом, прибывшим в адрес получателя, которого нет в районе станции назначения, а также бездокументный груз, имущество граждан и груз, невостребованные от железных дорог, пароходств, воздушно-транспортных и автотранспортных предприятий в установленный срок.

Средства, вырученные от их реализации, перечисляются в доход республиканского бюджета Кыргызской Республики.

Статья 23. Доходы от учреждений и организаций Министерства обороны Кыргызской Республики

Отпуск органами Министерства обороны Кыргызской Республики для нужд предприятий, учреждений, организаций нетабельного, излишнего и ненужного им имущества производится за плату.

Средства, поступившие от реализации имущества, зачисляются в доход республиканского бюджета Кыргызской Республики.

Статья 24. Доходы от сдачи в Управление драгоценных металлов и драгоценных камней при Министерстве финансов Кыргызской Республики изделий, невостребованных в установленный срок из ломбардов

Статья 25. Доходы, вырученные от реализации предметов, оказавшихся в качестве подарков от иностранных учреждений, фирм и их представителей во владении граждан

Обращению в доход государства подлежат суммы, вырученные от реализации дорогостоящих предметов, оказавшихся в качестве подарков иностранных (международных) организаций, учреждений, фирм и их представителей, а также частных лиц во владении должностных лиц государственных органов Кыргызской Республики, осуществляющих деловые контакты при исполнении ими служебных обязанностей или выполняющих какие-либо другие профессиональные функции в области науки, культуры, искусства, спорта и т.п.

К дорогостоящим подаркам, подлежащим обращению в доход государства, относятся предметы стоимостью свыше пятидесяти установленных законом размеров расчетного показателя.

Предметы, оказавшиеся в качестве подарков во владении должностных лиц государственных органов Кыргызской Республики, указанные в части первой настоящей статьи, изготовленные из драгоценных металлов и драгоценных камней, подлежат сдаче в Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней Кыргызской Республики.

Средства, вырученные от реализации подарков, зачисляются в доход республиканского бюджета Кыргызской Республики.

Лица, виновные в задержке или непередаче в доход государства дорогостоящих подарков, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Статья 26. Возмещение средств, затраченных на лечение граждан, потерпевших от преступных действий

Средства на лечение граждан, потерпевших от преступных действий, выделяются их республиканского бюджета Кыргызской Республики в порядке, определяемом Правительством Кыргызской Республики.

Понесенные при этом государством расходы возмещаются в бюджет в судебном порядке с виновных лиц в соответствии с действующим законодательством.

Статья 27. Средства, находящиеся на депозитных счетах бюджетных учреждений

Невостребованные депозитные суммы, находящиеся на депозитных счетах бюджетных учреждений, по истечении сроков исковой давности перечисляются в доход соответствующего бюджета в зависимости от того, на каком бюджете состоит учреждение или организация, на счетах которых числятся эти депозитные суммы.

Порядок и сроки уплаты указанных сумм устанавливаются Правительством Кыргызской Республики.

Статья 28. Доходы от Фонда государственных материальных резервов при Правительстве Кыргызской Республики

Порядок исчисления и уплаты сумм доходов от Фонда государственных материальных резервов при Правительстве Кыргызской Республики устанавливается Правительством Кыргызской Республики.

Статья 29. Превышение доходов над расходами специальных средств бюджетных учреждений

Суммы превышения доходов над расходами по сметам специальных средств бюджетных учреждений вносятся ими в доход соответствующих бюджетов, если законодательными актами Кыргызской Республики не установлено иное направление этих сумм.

Перечень специальных средств бюджетных учреждений, порядок и сроки их уплаты определяются Правительством Кыргызской Республики.

Раздел V
Санкции

Статья 30. Доходы инспекции исправительных работ

Доходы инспекции исправительных работ поступают от удержания в судебном порядке части заработной платы граждан, которые своими противоправными действиями нанесли государству или отдельным гражданам материальный ущерб.

Вся сумма поступающих средств зачисляется в республиканский бюджет Кыргызской Республики.

Статья 31. Суммы, взыскиваемые с лиц, виновных в хищении и недостаче материальных ценностей

С виновных лиц взыскивается в судебном порядке стоимость похищенных и недостающих материальных ценностей по ценам, действующим в данной местности на день причинения ущерба.

Удерживаемые суммы с лиц, виновных в хищении и недостаче материальных ценностей, являющихся государственной или муниципальной собственностью, зачисляются в доход республиканского или местного бюджета.

Статья 32. Поступление сумм за выпуск и реализацию продукции, изготовленной с отступлением от стандартов и технических условий

Предприятия, учреждения и организации независимо от организационно-правовых форм, а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью, уплачивают штраф за выпуск и реализацию продукции, изготовленной с отступлением от стандартов и технических условий, в порядке и сроки, устанавливаемые Правительством Кыргызской Республики.

Перечисление сумм производится в республиканский бюджет Кыргызской Республики в соответствии с установленным Правительством Кыргызской Республики порядком.

Статья 33. Санкции за нарушение порядка применения цен

К хозяйствующим субъектам (включая предприятия с иностранными инвестициями), допустившим нарушения государственной дисциплины цен, применяются соответствующие санкции.

По решению органов ценообразования и контроля за ценами с нарушителей взыскиваются налоговыми органами в бесспорном порядке суммы, полученные в результате нарушения государственной дисциплины цен, а также штраф в двухкратном, а при повторном нарушении - трехкратном размере.

Порядок и сроки уплаты сумм финансовых санкций устанавливаются Правительством Кыргызской Республики.

Статья 34. Административные штрафы и иные санкции

Административные штрафы и иные санкции уплачиваются юридическими и физическими лицами за допущенные ими правонарушения в случаях и в порядке, установленных законодательством Кыргызской Республики.

Суммы административных штрафов и иных санкций зачисляются в республиканский бюджет или бюджет иного уровня, если это предусмотренно законодательным или нормативным актом. Контроль за взысканием административных штрафов и иных санкций осуществляется органами, принявшими решение о наложении штрафа или применении санкции.

При получении решения о наложении штрафа или применении санкции налоговые органы производят их взыскание в соответствующие бюджеты с предприятий, учреждений, организаций в бесспорном порядке, а с граждан в судебном.

Раздел VI
Порядок учета неналоговых платежей

Расходы предприятий по уплате в бюджет неналоговых платежей, указанных в статьях 3, 4, 5, 6, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 16, 17, 18, 19, 23, 24 настоящего Закона, включаются в себестоимость продукции (работ, услуг).

Суммы, внесенные в бюджет в виде санкций (статьи 32, 33, 34), относятся на уменьшение прибыли (дохода), остающейся в распоряжении предприятия.

Физические лица уплачивают неналоговые платежи в бюджет за счет собственных средств.

Раздел VII
Обязанности и ответственность плательщиков

Плательщики обязаны своевременно и в полном размере уплачивать неналоговые платежи. В случае нарушений они несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Раздел VIII
Контроль за взиманием сборов прочих платежей

Контроль за правильностью и своевременностью уплаты неналоговых платежей в бюджет осуществляют налоговые органы в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

Минфин разработал законопроект, четко определяющий неналоговые платежи бизнеса и закрепляющий порядок их корректировки. Об этом говорится в письме замминистра финансов Владимира Колычева в уполномоченные органы и бизнес-организации («Известия» ознакомились с документом). Нововведения предполагают установление жесткого диапазона для всех подобных платежей - сейчас «потолка» по некоторым из них не существует, что отрицательно сказывается на деловом климате. Кроме того, плательщики получат право на бесплатные консультации и справки по платежам, а также на их возврат - в случае переплаты. Бизнес-объединения надеются, что принятие закона позволит забыть о спорах, которые возникали, например, после введения системы «Платон» или курортного сбора. Эксперты, в свою очередь, рассчитывают, что это также увеличит поступления в бюджет.

Бизнес-объединения («Опора России», «Деловая Россия», Торгово-промышленная палата и Российский союз промышленников и предпринимателей) в феврале направили премьер-министру Дмитрию Медведеву список из 25 предложений по повышению темпов экономического роста, в которые входило и создание кодекса неналоговых платежей. Сейчас в России существует только Налоговый кодекс и нормативные акты, определяющие, например, страховые взносы работодателей в Пенсионный и другие внебюджетные фонды. Однако все прочие платежи, сообщали предприниматели, регулируются множеством законов и постановлений, их параметры постоянно меняются - не определено даже их точное количество. В ответ на запрос Дмитрий Медведев по итогам Сочинского инвестфорума дал распоряжение разработать соответствующий документ.

Окончательный ведомственный проект закона «О регулировании обязательных платежей юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» 26 июля был разослан с письмом замминистра финансов Владимира Колычева в уполномоченные органы и бизнес-организации. «Известия» ознакомились с проектом закона.

К неналоговым документ относит все платежи, которые не содержатся в законодательстве о налогах и сборах, таможенных сборах, страховых платежах и не определяются в ходе конкурсов или аукционов. При этом реестр таких платежей будет утвержден в отдельном законе.

Минфин предлагает прежде всего четко определить порядок изменения и ввода новых неналоговых платежей. В частности, в законопроекте содержится инициатива о том, что введение новых или изменение прежних платежей допускается не ранее 1 января следующего года и не ранее шести месяцев после публикации законодательных изменений. Другое важное новшество - закрепление предельного размера платежей, которые сегодня во многих случаях не определены. В частности, статья 5 законопроекта определяет установление предельного размера платы обязательного платежа.

Также документ определяет и права плательщиков. Например, вводится право бизнеса получать «бесплатную информацию (в том числе в письменной форме) о принятых нормативных правовых актах, устанавливающих обязательные платежи, порядке их исчисления и уплаты». Также предпринимателей могут наделить правом зачета переплаты в счет будущих платежей и даже их возврата - это одна из наиболее актуальных проблем для бизнеса, ведь иногда такие платежи «сгорают».

Среди новых обязанностей для бизнеса законопроект вводит, например, обязательство четыре года хранить информацию обо всех неналоговых платежах.

Согласно планам ведомства, основная часть статей закона должна вступить в силу с 1 января 2018 года.

Поскольку в России законодательство, которое определяет порядок и размеры каких-либо платежей в бюджет, постоянно претерпевает изменения - причем не в пользу плательщиков - то именно у нас остро стоит вопрос о регламентации и урегулировании таких платежей, - заявила «Известиям» руководитель правового департамента Heads Consulting Диана Маклозян. - Несмотря на существенное значение доходов от неналоговых платежей, их правовое обеспечение недостаточно и очень запутано.

Так, подчеркнула она, законодательством не определены статус основного количества платежей, их основные элементы, права и обязанности администраторов неналоговых доходов, а также - не отработана система планирования поступления их в бюджетную систему и не определен орган государственной власти, ответственный за координацию процедур взимания таких платежей. По ее словам, «невозможно даже установить точное количество неналоговых платежей».

Новое законодательство прежде всего позволит бизнесу избежать неприятных «сюрпризов». Кроме того, указала Диана Маклозян, инвентаризация всех неналоговых платежей «облегчит вопросы администрирования и увеличит поступления в бюджет».

Президент «Опоры России» Александр Калинин отметил, что должна быть разработана еще и методика - как считать совокупную фискальную нагрузку на бизнес. По его мнению, требуется рассчитать максимальную фискальную нагрузку - налоговые и неналоговые платежи, - превышать которую запрещено.

У нас есть предложение по методике. Как минимум любая инициатива правительства по введению дополнительных неналоговых платежей или налоговых платежей должна обязательно сопровождаться технико-экономическим обоснованием: на сколько вырастет в связи с принятием того или иного нормативного акта нагрузка на бизнес. Пока этого нет, - отметил он в беседе с «Известиями».

По данным исследования PwC Paying Taxes 2017, общая налоговая и неналоговая нагрузка на бизнес в России составляет 47,4%. В других странах бывшего СССР она значительно ниже, например, в Грузии она составляет 16%, в Казахстане - 29%, в Азербайджане - 40%. Выше, чем в России, платежи только в Беларуси, Украине и Таджикистане.

Справка Известий

Неналоговые доходы включают в себя целый перечень пунктов. Это доходы от использования или продажи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности; доходы от платных услуг, оказываемых органами государственной власти; средства, полученные в возмещение вреда, причиненного муниципальным образованиям.

А также доходы в виде финансовой помощи, полученной от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ.

Минфин и Минэкономразвития не хотят перекраивать Налоговый кодекс ради упорядочения десятков неналоговых платежей. Они будут убеждать премьер-министра Дмитрия Медведева в нецелесообразности включения этих платежей в НК

Антон Силуанов (слева) и Максим Орешкин (справа) (Фото: Александр Миридонов / «Коммерсантъ»)

Все неналоговые платежи должны быть объединены в отдельном законе, считают Минфин и Минэкономразвития. Об этом РБК рассказали два источника в финансово-экономическом блоке правительства. Подобный закон уже был разработан Минфином совместно с Минэкономразвития и представлен в июле прошлого года. Однако в начале января премьер-министр Дмитрий Медведев поручил главам этих ведомств до 28 февраля представить предложения о возможности включения неналоговых платежей в Налоговый кодекс (НК).

Поручение премьера — «относительно новый сюжет в дискуссии о неналоговых платежах, поэтому единая позиция правительства по нему пока не формировалась», сказал РБК член Экспертного совета при правительстве Александр Брагин. «В настоящее время Минфин и Минэкономразвития придерживаются взгляда о создании отдельного закона, и вероятно, что эта позиция может возобладать», — говорит он.

Во вторник, 23 января, на базе Экспертного совета, в который входят представители бизнеса , пройдет дискуссия с участием всех заинтересованных сторон, посвященная законодательному урегулированию неналоговых платежей. А на прошлой неделе на совещании у министра экономического развития Максима Орешкина была сформирована единая позиция Минэкономразвития и Минфина по созданию отдельного законопроекта, рассказал РБК один из участников совещания. Оба ведомства будут представлять премьер-министру доводы против внесения платежей в Налоговый кодекс, добавил он.

Два варианта

Идею включения неналоговых платежей в Налоговый кодекс на Гайдаровском форуме 17 января поддержал глава комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров. «Идея написать закон о неналоговых платежах сродни тому, чтобы установить 2 тыс. показателей по эффективности государственных программ, отчитаться о проделанной работе, но никак не решить проблему», — заявил он в ходе экспертной дискуссии «Налоговая система России: образ будущего».

Сейчас эти платежи формально находятся за пределами налоговой системы и регулируются отдельными нормативными актами. Таких платежей несколько десятков, они взимаются по различным правилам, администрируются различными ведомствами. «Такая практика делает бесконтрольным фискальное давление на бизнес и снижает прозрачность механизма сбора этих платежей», — считает Макаров.

Тем не менее в правительстве не хотят отказываться от первоначальной идеи создать для неналоговых платежей свой «кодекс», сообщил РБК источник в финансово-экономическом блоке. «Большинство таких платежей по своей природе налоговыми не являются. Здесь нужен отдельный закон. Иначе либо значительная часть неналоговых платежей не подпадет под регулирование, либо мы до неузнаваемости перекроим стройную конструкцию Налогового кодекса — по сути искусственно «пришив» к нему отдельный закон», — добавил другой собеседник.

Боязнь налоговых санкций

У каждого варианта есть свои плюсы и минусы, сказали РБК в Минэкономразвития. «Включение в Налоговый кодекс может максимально упорядочить все процедурные вопросы, в том числе ответственность за неуплату, но и распространит все предусмотренные документом меры ответственности», — сказал собеседник агентства. С другой стороны, есть и другие требования для бизнеса — платежи, имеющие неналоговую природу, которые не получится туда включить. У них иные получатели средств и система взимания, добавили в ведомстве.

Предпринимательское сообщество неоднозначно относится к идее включить неналоговые платежи в Налоговый кодекс, рассказал в беседе с РБК глава Торгово-промышленной палаты (ТПП) Сергей Катырин. «Дело в том, что в таком случае все превентивные и «карательные» меры, предусмотренные НК РФ, например уголовное преследование, приостановление операций по счетам, штрафы, пени и т.д., будут также распространены и на неналоговые платежи, чего ранее не было», — отметил он.


Сергей Катырин (Фото: Владимир Смирнов / ТАСС)

В ТПП опасаются, что налоговые органы попросту не имеют соответствующих ресурсов, чтобы дополнительно администрировать еще и неналоговые платежи. Узнать позицию Федеральной налоговой службы не удалось: в ведомстве рекомендовали обратиться в Минфин. Сам Минфин не ответил на запрос РБК. Вопросы ресурсов и администрирования данных платежей будут зависеть от итогового решения правительства, добавили в Минэкономразвития.

«Включение неналоговых платежей в Налоговый кодекс ставит вопрос, какое ведомство будет их обслуживать, так как в настоящее время все платежи в НК администрируются налоговыми органами», — рассуждает руководитель практики налоговых споров «МЭФ-Аудит PKF» Александр Овеснов. Сейчас неналоговые платежи администрируются другими ведомствами, и неясно, готовы ли они работать по правилам НК, подразумевающим определенные нормы контроля, вычисления и обжалования, отмечает юрист.

Партнер PwC Legal Раиса Алексахина считает правильным включение неналоговых платежей в НК, но лишь в долгосрочной перспективе. «Сама идея унификации любых сборов правильная, но сразу включить их в Налоговый кодекс, скорее всего, не получится. Не все госорганы будут готовы жить по принципам налогового законодательства, которые будут также на них распространяться. На мой взгляд, любые неналоговые платежи, взимаемые государственными органами, местными органами власти или уполномоченными ими лицами, которые имеют принципы обязательности, должны быть в НК, это дает больше гарантий для бизнеса. В связи с этим перечень будет, скорее всего, промежуточным решением», — сказала она.

«Любые платежи, которые имеют признаки обязательных платежей за совершение в отношении плательщиков сборов юридически значимых действий или за осуществление отдельных видов предпринимательской деятельности на определенной территории, должны подчиняться правилам НК. Если их закрепить в НК, то плательщикам будут понятны права и обязанности», — рассуждает она.

Зачем нужен свой реестр

Отдельный законопроект «О регулировании отдельных обязательных платежей юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», представленный минувшим летом, предполагает объединение всех платежей и включение их в специальный перечень. В настоящее время к таким платежам относятся сбор за регистрацию бизнеса, плата за проезд по федеральным трассам «Платон», курортный сбор, сбор за регистрацию СМИ, патентные пошлины, различные штрафы и т.д. Взносы в Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования и Пенсионный фонд формально являются неналоговыми платежами, но уже включены в НК отдельной главой, поэтому их вряд ли включат в новый реестр.

Сейчас в России действует более 30 видов платежей федерального уровня, а с учетом региональных их число достигает 50. В 2015 году совокупный размер таких платежей приближался к 700 млрд руб., сейчас цифра уже существенно превышает 1 трлн руб., говорят в ТПП. Как писал Минфин в основных направлениях бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики, в 2016 году неналоговая нагрузка на экономику достигла 0,74% ВВП при общей фискальной нагрузке 29,95%.

Законопроект Минфина направлен на то, чтобы сделать систему введения и взимания с бизнеса неналоговых платежей понятной и прозрачной. Он определяет понятие обязательных платежей, а также регламентирует введение новых или изменение уже действующих. Согласно нынешней редакции документа, перечни обязательных платежей, установленных на федеральном, региональном и местном уровнях, должны быть утверждены до 1 января 2019 года. Все реестры с информацией о порядке их исчисления, размерах и сроках уплаты будут размещены в интернете.

В ТПП отмечают, что законопроект в таком виде допускает установление неналоговых платежей законами субъектов РФ и муниципальными актами. По мнению Катырина, неналоговые платежи должны устанавливаться исключительно федеральными законами, которые также должны определять базовые параметры и предельные размеры платежей. «А регионы и муниципалитеты в пределах, установленных этими федеральными законами, будут решать, вводить соответствующий платеж или нет», — говорит он.

В РСПП тоже выступают за отдельный закон о неналоговых платежах. Как отметил глава деловой организации Александр Шохин на Гайдаровском форуме, сейчас они не контролируются ни Счетной палатой, ни министерствами.

Проект федерального закона пока обсуждался лишь в правительстве и будет внесен в Госдуму в весеннюю сессию. Изначально представить закон на рассмотрение парламента планировалось осенью, говорил министр финансов Антон Силуанов. При подготовке госбюджета на 2018-2020 годы на рост неналоговых платежей. Президент Владимир Путин в декабре ограничить рост неналоговой нагрузки.

Федеральная налоговая служба не поддерживает идею включения неналоговых платежей в Налоговый кодекс. Систематизировать их по примеру налогов невозможно, говорят в ведомстве

Фото: Олег Харсеев / «Коммерсантъ»

Федеральная налоговая служба (ФНС) не поддерживает включение неналоговых платежей в Налоговый кодекс (НК), заявила замглавы службы Наталья Завилова на совещании в Совете Федерации во вторник, 6 февраля. Прописать такие платежи в НК не получится, так как их природа очень разнообразна, отметила Завилова.

Сейчас неналоговые платежи формально находятся за пределами налоговой системы и регулируются отдельными отраслевыми законами и нормативными актами. Ими же определяются база исчисления, ставки, порядок уплаты. Неналоговая нагрузка — одна из ключевых проблем для бизнеса: на повышение налогов президент Владимир Путин ввел мораторий на четыре года в 2014 году, для неналоговых платежей такого запрета нет.

«Если посмотреть на неналоговые платежи, то все, что их объединяет с налогами, — только фискальный аспект. Налоговый кодекс — достаточно системный, структурированный документ. Систематизировать все отраслевые законы таким же образом невозможно», — сказала Завилова. По оценке налоговой службы, необходимо ограничить порядок введения такого рода платежей, сроки вступления в действие, установление тарифов, но не в рамках НК, подчеркнула она.

В июле прошлого года Минфин и Минэкономразвития подготовили законопроект, объединяющий все неналоговые платежи в единый реестр для упрощения их регулирования. Однако в начале января премьер-министр Дмитрий Медведев поручил главам этих ведомств до 28 февраля представить предложения о возможности включения неналоговых платежей в Налоговый кодекс. Его поддержал глава комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров. «Идея написать закон о неналоговых платежах сродни тому, чтобы установить 2 тыс. показателей по эффективности государственных программ, отчитаться о проделанной работе, но никак не решить проблему», — сказал он на Гайдаровском форуме.

При этом Минфин и Минэкономразвития не поддерживают включение неналоговых платежей в НК, ранее РБК. «Большинство таких платежей по своей природе налоговыми не являются. Здесь нужен отдельный закон. Иначе либо значительная часть неналоговых платежей не подпадет под регулирование, либо мы до неузнаваемости перекроим стройную конструкцию Налогового кодекса — по сути искусственно «пришив» к нему отдельный закон», — объяснял источник в финансово-экономическом блоке.

Директор департамента доходов Минфина Елена Лебединская, которая также присутствовала на совещании в Совфеде во вторник, заявила, что подготовленный законопроект позволит охватить наибольшее число всех платежей и урегулировать их, не загоняя все под признаки налогов и соответствующее регулирование. «Учитывая, что большинство платежей не попадает в бюджет, применение к ним регулирования через НК — вопрос спорный и сложный. В частности потому, что тогда их придется включить в бюджет и поменять работу всех бюджетных учреждений. Несмотря на то что мы за единство кассы, переход на финансирование всех этих платежей через бюджет не вполне оправдан», — пояснила она.

Что даст отдельный реестр

Отдельный законопроект «О регулировании отдельных обязательных платежей юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», представленный минувшим летом, предполагает объединение всех платежей и включение их в специальный перечень. В настоящее время к таким платежам относятся сбор за регистрацию бизнеса, плата за проезд по федеральным трассам «Платон», курортный сбор, сбор за регистрацию СМИ, патентные пошлины, различные штрафы и т.д. Взносы в Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования и Пенсионный фонд формально являются неналоговыми платежами, но уже включены в НК отдельной главой, поэтому их вряд ли включат в новый реестр.

Сейчас в России действует более 30 видов платежей федерального уровня, а с учетом региональных их число достигает 50. В 2015 году совокупный размер таких платежей приближался к 700 млрд руб., сейчас цифра уже существенно превышает 1 трлн руб., говорят в Торгово-промышленной палате. Как писал Минфин в основных направлениях бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики, в 2016 году неналоговая нагрузка на экономику достигла 0,74% ВВП при общей фискальной нагрузке 29,95%.

Законопроект Минфина направлен на то, чтобы сделать систему введения и взимания с бизнеса неналоговых платежей понятной и прозрачной. Он определяет понятие обязательных платежей, а также регламентирует введение новых или изменение уже действующих. Согласно нынешней редакции документа, перечни обязательных платежей, установленных на федеральном, региональном и местном уровнях, должны быть утверждены до 1 января 2019 года. Все реестры с информацией о порядке их исчисления, размерах и сроках уплаты будут размещены в интернете.

Проект федерального закона пока обсуждался лишь в правительстве и будет внесен в Госдуму в весеннюю сессию. Изначально представить закон на рассмотрение парламента планировалось осенью, говорил министр финансов Антон Силуанов. Как отметил на совещании в Совфеде аудитор Счетной палаты Сергей Штогрин, если документ внести в Госдуму, дискуссия станет продуктивнее.​

14 августа 2017 года на официальном сайте правительства появилась информация о плане мероприятий по систематизации неналоговых платежей , который готовят Минфин и Минэкономразвития. Этот план актуализирует и вносит дополнения в план по систематизации и формированию единого перечня неналоговых платежей , утвержденный в октябре 2016 года. План предусматривает несколько важных мероприятий:

  • введение моратория на введение новых видов неналоговых платежей до принятия федерального закона с общими требованиями к порядку исчисления платежей, их размерам и срокам действия;
  • инвентаризацию уже существующих платежей;
  • установление в Бюджетном кодексе положений о реестре государственных и муниципальных платежей;
  • внесение в Регламент правительства изменений, предусматривающих включение в пакет материалов к проектам актов об установлении новых или изменении действующих платежей социально-экономических последствий принятия таких актов;
  • разработку федерального закона, устанавливающего общие требования к порядку исчисления, размерам и срокам введения в действие неналоговых платежей;
  • установление порядка и правил ведения реестра государственных и муниципальных платежей.

Предполагается, что все перечисленные меры в комплексе с усилением эффективности администрирования неналоговых платежей позволят минимизировать нагрузку на бизнес.

Мораторий на неналоговые платежи

Поручение о моратории на новые неналоговые платежи было подписано Дмитрием Медведевым в конце января 2017 года. «Воздержаться от принятия и внесения в правительство» проектов актов, предусматривающих новые неналоговые платежи, министерства и ведомства должны до принятия федерального закона о порядке их введения, взимания и расчета.

Мораторий распространяется только на обязательные платеж и, которые установлены не налоговым, а иным законодательством. К ним относятся: взносы в пенсионный и другие государственные внебюджетные фонды, сбор за регистрацию предприятия, корабельный сбор, патентные пошлины, сбор за регистрацию СМИ, экологические платежи и др.

По данным различных экспертных источников, всего таких платежей в России насчитывается от 30 до более 50. Торгово-промышленная палата подсчитала, что объем неналоговых сборов приближается к 1% ВВП, что в сумме составляет более 800 млрд руб. в год. Неудивительно, что, глядя на эти цифры, специалисты указывают на проблему увеличения нагрузки на бизнес.

Реестр неналоговых платежей

Чтобы защитить бизнес от роста налоговой нагрузки, чиновники предложили создать единый реестр неналоговых платежей. Эту идею одобрил сам президент в декабре 2015 года в рамках встречи с главой Торгово-промышленной палаты Сергеем Катыриным. Пока единый список неналоговых платежей в России не сформирован, платежи могут быть разными в зависимости от субъекта РФ и взиматься региональными властями. Для установления контроля за налоговой нагрузкой необходимо систематизировать платежи.

Что уже известно о создаваемом реестре неналоговых платежей? По информации чиновников, он будет разделен на четыре группы. Классификацией платежей по спискам занимается Минэкономразвития.

  • Первая группа — неналоговый платеж, поступающий в бюджет и имеющий безвозмездный характер (экологический и утилизационный сборы, патентные пошлины, плата за негативное воздействие на окружающую среду).
  • Вторая группа — платеж, имеющий характер услуги, поступающий в бюджетную систему или в федеральное бюджетное учреждение (плата за рассмотрение обязательной проектной документации с целью получения разрешения на сбросы отходов, за предоставление сведений о водном объекте, проведение обязательного энергетического исследования, затраты на проверку сортовых и посевных качеств семян).
  • Третья группа — платежи, связанные с издержками предприятий и направленные на выполнение обязательных требований (бесплатное предоставление спецодежды работникам, затраты на исполнение требований к критически важным и потенциально опасным объектам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций).
  • Четвертая группа — платежи, которые целесообразно исключить из перечня (плата за получение лицензии в сфере электросвязи на торгах, плата за парковку на автомобильных дорогах общего пользования, сбор за проход иностранных судов по внутренним водным путям).

Как предполагается, первые две группы неналоговых платежей как раз будут включены в соответствующий реестр, которым будет заниматься Минфин.

В первых числах сентября ведомство внесло в правительство законопроект о неналоговых платежах. К неналоговым платежам законопроект относит все платежи, которые не содержатся в законодательстве о налогах и сборах, таможенных сборах, страховых платежах и не определяются в ходе конкурсов или аукционов. По информации «Российской газеты», пока это «рамочный закон», который станет основой так называемого «кодекса неналоговых платежей». Согласно законопроекту, с 1 июля 2019 года платежи, которые не попали в реестр, можно будет не платить. После принятия документа Госдумой во втором чтении будет разработан проект закона, устанавливающий перечень обязательных платежей. Основная часть статей закона должна вступить в силу с 1 января 2018 года.

Каких нововведений стоит ожидать предпринимателям:

  • Закрепление предельного размера для всех неналоговых платежей, что положительно скажется на деловом климате.
  • Плательщики смогут воспользоваться бесплатными консультациями, получить справки по платежам.
  • Плательщикам дадут право зачета переплаты в счет будущих платежей и даже их возврата.
  • Введение обязательства четыре года хранить информацию обо всех неналоговых платежах.

Прежде всего Минфин предлагает установить четкий порядок изменения и ввода новых неналоговых платежей. Так, например, в законопроекте есть инициатива о том, что введение новых или изменение прежних платежей допускается не ранее 1 января 2018 года и не ранее шести месяцев после публикации законодательных изменений.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram , чтобы узнавать обо всех самых важных изменениях, которые касаются бизнеса!