Сеть еикц - бесплатный поиск деловых партнёров в россии и за рубежом. Способы привлечение иностранных инвестиций

Сеть еикц - бесплатный поиск деловых партнёров в россии и за рубежом. Способы привлечение иностранных инвестиций

Строительство объектов, как правило, ведется за счет кредитов или с привлечением средств инвесторов. Какие особенности следует учитывать, если финансирование осуществляет иностранный инвестор? Давайте разбираться.

Стройку финансирует иностранец
Рассмотрим такую практическую ситуацию. Филиал иностранной компании выступает в роли инвестора при строительстве офисного здания. Договор с техническим заказчиком, осуществляющим надзор за строительством, и с генподрядчиком тоже заключает инвестор. Участок земли арендован на 49 лет российским юридическим лицом, которое в процессе строительства не участвует вообще, только получает разрешения.

По окончании строительства часть здания будет принадлежать инвестору, а часть - арендатору земельного участка. При такой схеме строительства сразу возникает ряд вопросов. Легальна ли она? Возможна ли организация строительства в указанном порядке и имеет ли право инвестор получать возмещение НДС по сданным генподрядчиком строительно-монтажным работам, не дожидаясь ввода здания в эксплуатацию? Как в налоговом учете учитывать инвестору текущие затраты: аренду офиса, зарплату управленческого персонала и т. д. - как расходы текущего периода или включать в стоимость инвестиционного актива?

Юридические аспекты
В соответствии с Градостроительным кодексом РФ лицо, имеющее на праве собственности или аренды участок земли, на котором будет осуществляться строительство, является застройщиком. Как следует из ситуации, арендатором земельного участка является российское юридическое лицо (далее - застройщик). Именно застройщик уполномочен привлекать специализированных заказчиков для организации строительства, построения взаимоотношений с проектировщиками и подрядчиками, осуществления строительного контроля, что также следует из процедур, предусмотренных Градостроительным кодексом РФ.

При заключении договоров строительного подряда следует руководствоваться главой 37 Гражданского кодекса РФ. Заказчиком по договору строительного подряда может быть лицо, имеющее разрешение на строительство, права на строительную площадку, а также утвержденную техническую документацию. Техдокументацию и строительную площадку заказчик должен передать подрядчику для выполнения работ (ст. 743, 747 Гражданского кодекса РФ). Иными словами, чтобы привлечь подрядчика, нужно являться застройщиком или специализированным заказчиком, которому застройщик поручает привлечение подрядной строительной организации.
Таким образом, инвестор, не являющийся застройщиком, не имеет законодательных полномочий по привлечению заказчика или подрядчика. Следовательно, организация строительства в порядке, изложенном в ситуации, не соответствует требованиям градостроительных процедур и Гражданскому кодексу РФ.

Особенности учета и налогообложения
Что касается возмещения НДС инвестором в процессе строительства, то риски в отказе возмещения налога со стороны налоговых органов оценить невозможно из-за несоответствия фактического построения взаимоотношений между участниками строительства требованиям действующего законодательства. Экономически инвестор имеет право на такие вычеты. Насколько формальная сторона вопроса может повлиять на отказ в вычете, сказать трудно.

Текущие расходы инвестора, связанные со строительством объекта, могут быть учтены в составе инвестиционного актива. В процессе строительства инвестор может учитывать их по дебету счета 08 и включить их в первоначальную стоимость основного средства вместе с расходами по выполненным строительным работам. Учесть их как текущие расходы в налоговом учете достаточно проблематично, поскольку они могут не соответствовать критериям пункта 1 (экономическая обоснованность и связь с деятельностью, направленной на получение доходов).

Вопрос привлечения иностранных инвесторов в Россию продолжает оставаться актуальной темой исследования среди бизнесменов, государственных чиновников, представителей научной интеллигенции. Согласно действию законов макроэкономики, инвестиции от иностранных инвесторы являются важнейшей составляющей экономического роста. Некоторые проблемы привлечения инвесторов в Россию предлагаются к рассмотрению в статье.

Роль иностранных инвесторов в экономике страны

Пример: Завод Ямал СПГ в России. Состав акционеров на 01.01.2017г. : НОВАТЭК — Россия (50,1%), Total — Франция (20%), CNPC — Китай (20%), Фонд Шёлкового пути — Китай (9,9%).

Экономическое развитие любого государства невозможно без значительных вложений, определяемых как инвестиционный процесс. Его рост служит одним из условий выхода из экономических кризисов, потому что способствуют увеличению производственного потенциала страны. Инвестиционный процесс предполагает капиталовложения в развитие основных фондов для того, чтобы произвести определенный продукт, а значит, это служит инвестициями в экономику региона или страны, в которую они осуществляются.

Согласно существующему законодательству к инвестициям иностранных инвесторов относятся все виды инвестиционных иностранных компаний, а также филиалов российских фирм за рубежом с целью получения дохода.

  • Существуют государственные инвестиционные капиталы, такие как займ, ссуда, грант или кредит, которые выделяются из госбюджета.
  • Частные инвестиции – это капитал, который частные инвесторы предлагают использовать своим партнерам для развития любого вида деятельности.

Представители международных организаций в сфере финансового консалтинга ежегодно анализируют ситуацию, которую демонстрирует мировая экономика. Они определяют привлекательность и безопасность для инвесторов разных государств с точки зрения целесообразности капиталовложений в экономику данной страны.

В предыдущее десятилетие Россия показывала хорошие показатели в следующих отраслях, куда иностранные инвесторы предпочитали вкладывать деньги:

  • Промышленное машиностроение;
  • Сектор финансовых услуг;
  • Продовольственная сфера;
  • Недвижимость ().

До 2014 года Российская Федерация занимала в подобных рейтингах 11 место, но по состоянию на 2015 год она понизила позиции и не смогла попасть даже в 25 стран, соответствующих необходимым критериям. Несмотря на то, что из десяти анализируемых показателей, снижение произошло только по трем, таким как:

  • условия кредитования;
  • защита интересов инвесторов;
  • решение проблем неплатежеспособности страны.

В международных отношениях, сложившихся в настоящее время, эти факторы привели к снижению инвестиционной привлекательности России.

Политическая составляющая способствовала уменьшению иностранных вложений в 2015–2016 гг., в то время как в предыдущий период цифры показывали тенденцию к росту. Статистические данные от российских экспертов подтверждают, что до 2014 года росли совокупные показатели иностранных вложений в российскую экономику, однако после этого периода они значительно снизились. Что касается приоритетных сфер вложения, то если ранее это были промышленность, торговля и финансы, которые составляли до 90% объема всех иностранных денежных средств, сегодня эксперты делают акцент преимущественно на торговле.

Сложности для осуществления инвестиционной деятельности в России

Заброшенный мраморный завод в Рускеале

Сегодня в обществе продолжаются дискуссии о роли, которую выполняют иностранные инвестиции для улучшения общеэкономической ситуации. В связи с этим существуют определенные проблемы, скорейшее решение которых может способствовать изменению ситуации к лучшему.

Среди самых распространенных препятствий для иностранных инвесторов такие, которые существуют не первый год — это экономические санкции, направленные против России Европой и США. Санкции являются причиной того, что инвесторы отзывают свои вклады в российских компаний, что негативно сказывается на курсе рубля по отношению к доллару и евро (см. ).

Также негативную роль имеют так называемые административные факторы, которые имеют как явный, так и скрытый характер.

К первому типу относится сложность законодательной базы и недостаточное регулирование предпринимательства. Что касается скрытых факторов – безусловно, это высокий уровень бюрократизма, а также коррупция чиновников. Эти составляющие негативно влияют на привлекательность страны для инвесторов.

Помимо этого большое значение в ее снижении имеет уровень развития регионов.

В настоящее время в Российской Федерации наблюдается разрыв, демонстрирующий неравномерное развитие субъектов федерации. Наибольшую привлекательность в плане иностранных инвестиций имеет Москва. Среди региональных единиц приоритет в этом плане имеют Северо-Западный, Дальневосточный и Центральный округ.

Неблагоприятное влияние на инвестиционный климат в стране оказывают высокие инвестиционные риски, которые способствуют снижению кредитного рейтинга. Безусловно, это сдерживает привлечение значительных капиталовложений из-за границы. Нивелировать риски могут специальные льготы.

В то же время российский рынок очень часто используется иностранными инвесторами в качестве площадки для осуществления краткосрочных проектов с целью получения гарантированной прибыли. В свою очередь отсутствие долгосрочных вложений в силу указанных выше причин не способствует стабилизации ситуации в экономике РФ.

И, наконец, эксперты говорят о том, что принятая в России ставка рефинансирования не соответствует показателям рентабельности большинства предприятий в разных отраслях, что не способствует улучшению сложившейся ситуации с инвестированием.

Экспертное мнение — Перспективные направления для иностранных инвесторов в России, во что вкладываются капиталы?

В настоящее время Россия – очень интересное направление для международных инвестиций. Основа интереса – возросший аппетит к риску в мировом масштабе, как следствие минимальных и даже отрицательных процентных ставок в развитых странах. При этом инвестиции в Россию имеют свою специфику – это санкции и другие политические ограничения, что отсекает часть потенциальных инвесторов, особенно консервативных. Вместе с тем российская экономика и финансовая система адаптировались к санкциям и обладают серьезной устойчивостью от внешних шоков, что вызывает серьезный интерес.

Долговая нагрузка государства, муниципалитетов и частных компаний на внешних рынках находятся на низком уровне. Соответственно, главное направление интереса международных инвесторов – долговой рынок. Доля международных инвесторов в ОФЗ составляет не менее 30 процентов, доля инвестиций в корпоративный долг существенно меньше, и именно эта доля потенциально будет расти. Несмотря на стабильность национальной валюты в среднесрочной перспективе, больший интерес вызывают внешние долговые обязательства компаний. С учетом санкций, будет расти число выпусков облигаций на азиатских рынках. Облигации, номинированные в рублях, вызывают меньший интерес, поскольку ликвидного рынка для хеджирования валютных рисков пока нет.

Второе направление для иностранных инвестиций тоже традиционно – это российских эмитентов. В настоящее время они показывают неплохую доходность, в том числе дивидендную, а главное – имеют серьезный потенциал к росту. Конечно, позитивный сценарий может реализоваться в случае отсутствия политических шоков, но желающие рискнуть найдутся. На этом рынке есть нормальные механизмы для внешних инвестиций – российские биржевые площадки встроены в мировую финансовую инфраструктуру.

Есть и альтернативные механизмы, например, расписки, которые торгуются на глобальных рынках. Особый интерес иностранных инвесторов вызывают как традиционные отрасли – нефть и газ, металлы – так и отрасли, имеющие серьезный потенциал к росту при улучшении экономической активности, такие как ритейл, банки и компании энергетической отрасли.

Еще одним перспективным направлением для иностранных инвестиций имеют новые инструменты – секьюритизированные облигации, облигации проектов частно-государственного партнерства и стартапы. Эти отрасли имеют серьезный потенциал к развитию, они будут открыты для иностранных инвесторов.

Сегодня ставки по кредитам из-за финансового кризиса и увеличения ставки рефинансирования выросли настолько, что даже получение кредита нивелирует потенциальную прибыль. Увеличение ставки по кредитам ведет к тому, что компании не могут заложить в сметах нужную рентабельность.

Например, в строительной отрасли во втором квартале 2015 г. наблюдалось ухудшение ситуации с обеспеченностью строительных организаций кредитными и заемными финансовыми средствами (по сравнению с предшествующим кварталом). Баланс оценки изменения показателя снизился на 4 п. п. и составил –11 %.

Недостаточный спрос на продукцию, низкая платежеспособность заказчиков и высокие ставки по кредитам в коммерческих банках не способствовали повышению инвестиционной активности организаций. Среди строительных компаний с различной численностью занятых наиболее активно осуществляли инвестиционную деятельность крупные фирмы (90 %), малых организаций было значительно меньше (61 %).

За рубежом кредиты и займы достаточно дешевые. Правда, получить их в европейских странах сложно, поэтому многие компании обращаются к азиатским инвесторам (Китай, Сингапур).

Для любой компании привлечение иностранных инвестиций можно рассматривать с нескольких позиций:

  • получение статуса международной компании;
  • получение дополнительных средств на развитие;
  • возможность создания холдинговой структуры и расширения географии бизнеса;
  • получение гарантий со стороны иностранных инвесторов в отношении российских кредиторов.

Оценка экономических показателей проекта

В большинстве случаев инвесторам не требуются дорогостоящие отчеты и бизнес-планы компании. Для потенциального инвестора важно понять, какую прибыль он получит, когда вложения окупятся и принесут максимально ощутимый эффект. Прежде всего нужно показать потенциальному инвестору, какие капиталовложения необходимы для реализации того или иного проекта. Обычно достаточно рассчитать планируемые доходы и расходы в пятилетней перспективе. Пример таких вложений в строительной компании представлен в таблице.

Расчет показателей вложений в проект и выручки, тыс. руб.

№ п/п

Показатель

2015 г.

2016 г.

2017 г.

2018 г.

2019 г.

Инвестиционная деятельность

Капиталовложения

Прирост собственного капитала

Сальдо инвестиционной деятельности

Операционная деятельность

Выручка от реализации

Фонд оплаты труда со страховыми взносами

Стоимость материальных ресурсов (сырье, материалы, энергия)

Накладные расходы

Амортизация

Налоги в себестоимости

Проценты по кредитам

Прибыль до налогообложения (п. 2.1 – п. 2.2 – п. 2.3 – п. 2.4 – п. 2.5 – п. 2.6 – п. 2.7)

Налог на прибыль (20 %)

Чистый доход

Оценка сильных и слабых сторон проекта

Как показывает практика, очень часто для развития компании важно получить доступ к заемным средствам, иметь достаточный спрос и предложение на товары и услуги. В данном случае нужно представить инвестору SWОТ-анализ, предполагающий оценку различных положительных и отрицательных моментов деятельности.

Рассмотрим пример оценки сильных и слабых сторон строительной компании (рис. 1).

Преимущества компании

Недостатки компании

Опыт работы в строительной отрасли с 1998 г.;

Опыт возведения 12 жилых домов;

Высокая компетентность;

Опыт грунтовых работ и проведения работ в тяжелых климатических условиях;

Партнерство с европейскими компаниями (Bauer, SoilMec);

Наличие гарантийных условий после сдачи домов в эксплуатацию в течение двух лет;

Наличие программы социальной ответственности;

Наличие высококвалифицированных рабочих

Отсутствие возможности получить банковское финансирование по низким процентам;

Непостоянство денежных средств и наличие дебиторской и кредиторской задолженности, нереальной к взысканию;

Высокие издержки строительного производства;

Слабая маркетинговая политика

Возможности рынка

Угрозы рынка

Необеспеченность потенциальных потребителей дешевым жильем;

Наличие постоянного спроса на жилье;

Приток частного и внешнего (иностранного) капитала в строительную отрасль

Угроза нарушения сроков строительства и штрафных санкций;

Дефицит специалистов в области строительства;

Изменение контроля в области строительства;

Угроза поглощения более крупной компанией

Рис. 1. SWОТ-анализ строительной компании

Исходя из слабых и сильных сторон, строительная компания может выбрать одно из четырех направлений развития:

1. Стратегия быстрого роста . Пути реализации данной стратегии:

  • внешнее кредитование иностранными инвесторами;
  • продажа части компании или выход на IPO с целью получения новых финансовых возможностей для реализации новых проектов в строительной отрасли.

2. Стратегия укрупнения посредством слияния и поглощения . Подобная стратегия характеризуется слиянием с другими строительными компаниями, продажей части акций иностранному инвестору с целью получения дополнительного финансирования для реализации новых строительных проектов.

3. Стратегия диверсификации предполагает:

  • выпуск на рынок новых продуктов (например, предложение вариантов малоэтажного, дачного строительства);
  • кооперацию с другими отраслями (производство бетона и железобетонных конструкций).

4. Создание холдинга . Для привлечения иностранных инвестиций компания может разработать концепцию создания холдинговой структуры с иностранным участием.

Иностранные инвесторы часто опасаются заключать договоры с российскими компаниями непосредственно в России и предпочитают выбрать иную юрисдикцию, которая позволит максимально обезопасить финансовые вложения. Это может быть как европейская юрисдикция (Великобритания, Германия), так и азиатское направление с использованием в холдинговой структуре Сингапура, Китая.

Оценка юридической стратегии привлечения инвестиций

Необходимо представить инвестору правовые аспекты привлечения инвестиций.

1. Продажа акций компании . При использовании данной стратегии важно понять, какую долю компании-учредители готовы продать для привлечения инвестиций.

Согласно ст. 93 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) переход доли или части доли участника общества в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью к другому лицу допускается на основании сделки или в порядке правопреемства либо на ином законном основании. Важно, чтобы все участники общества были готовы на отчуждение доли иностранному инвестору, ведь они пользуются преимущественным правом покупки доли или части доли участника общества.

Порядок осуществления преимущественного права и срок, в течение которого участники общества могут воспользоваться указанным правом, определяются законом об обществах с ограниченной ответственностью и уставом общества. Уставом общества также может быть предусмотрено преимущественное право покупки обществом доли или части доли участника общества, если другие участники общества не использовали свое преимущественное право покупки доли или части доли в уставном капитале общества.

Публичные и непубличные общества вправе проводить открытую подписку на выпускаемые ими акции и осуществлять свободную продажу акций с учетом требований правовых актов Российской Федерации (Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ (в ред. от 29.06.2015) «Об акционерных обществах»).

2. Привлечение займов и кредитов . Привлечение займов и кредитов позволяет при сохранении доли владения компанией получить дополнительные инвестиции и открыть новые проекты и направления деятельности. Плюсом такой схемы является возможность сохранения контроля над компанией, минусом - необходимость выплаты процентов.

Обратите внимание

Предоставляя целевое финансирование, иностранные инвесторы часто прописывают в договоре специальные условия в отношении достижения объемов производства или продаж. В связи с этим необходимо внимательно изучать все пункты договора.

В соответствии со ст. 807 ГК РФ по договору займа одна сторона (займодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить займодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества.

Договор займа считается заключенным с момента передачи денег или других вещей.

Предметом договора займа может быть иностранная валюта (п. 2 ст. 807 ГК РФ). Займы в иностранной валюте также имеют свои особенности. Поскольку контрагентом организации является нерезидент России, валютные операции, связанные с исполнением договора займа, осуществляются без ограничений (подп. «б» п. 7 ст. 1, ст. 6 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ (в ред. от 29.06.2015) «О валютном регулировании и валютном контроле»).

Доходы и расходы, выраженные в иностранной валюте, для целей налогообложения прибыли пересчитываются в рубли по официальному курсу, установленному Банком России на дату признания соответствующего дохода (расхода) (п. 8 ст. 271, п. 10 ст. 272 Налогового кодекса РФ; далее - НК РФ).

В силу положений подп. 7 п. 4 ст. 271, подп. 6 п. 7 ст. 272 НК РФ датой признания доходов и расходов в виде курсовых разниц по имуществу и требованиям (обязательствам), стоимость которых выражена в иностранной валюте, является последнее число текущего месяца.

Из приведенных норм можно сделать вывод : пересчет обязательств по займу, выраженных в иностранной валюте, и признание доходов и расходов в виде курсовых разниц следует производить ежемесячно.

3. Создание новой компании . Часто инвесторы предлагают создать совместное предприятие для целей реализации нового инвестиционного проекта. Порядок создания такого предприятия определяется сторонами. Российская компания может внести НИОКР, свой бренд и имущество, иностранный инвестор - денежные средства. Создание такой компании можно показать схематично (рис. 2).

Рис. 2. Создание совместного предприятия

Создание совместного предприятия с участием иностранного капитала позволяет повысить привлекательность компании, расширить географию работы компании.

Создание и ликвидация коммерческой организации с иностранными инвестициями осуществляются на условиях и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и ГК РФ. Особенность данной схемы: создается новое юридическое лицо, не обремененное рисками предыдущей деятельности учредителей, директоров, принятием неправильных решений. Репутация компании создается заново.

Юридическим лицом признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (ст. 48 ГК РФ).

4. Выход на IPO . Выход на IPO позволяет действительно привлечь в компанию денежные средства. Например, в российской экономике в первой половине 2000-х гг. отсутствовали длинные инвестиционные деньги при хорошем экономическом росте. В эти годы наши компании массово отправились за инвестиционными деньгами на международные рынки капитала. В результате повального выхода российских компаний на IPO сформировался отчетливый тренд по приглашению в состав совета директоров иностранного директора. Это обеспечивало условную уверенность иностранных инвесторов в приемлемом качестве корпоративного управления, а следовательно, более высокую оценку стоимости акций.

Публичным признается обращение ценных бумаг на организованных торгах, а также обращение ценных бумаг путем их предложения неограниченному кругу лиц, включая использование рекламы.

Публичное обращение эмиссионных ценных бумаг возможно только при наличии следующих условий, которые должны быть соблюдены одновременно :

  • регистрация проспекта ценных бумаг, допуск биржевых облигаций или российских депозитарных расписок к организованным торгам с представлением бирже проспекта ценных бумаг либо допуск эмиссионных ценных бумаг к организованным торгам без их включения в котировальные списки;
  • раскрытие эмитентом информации в соответствии с требованиями, установленными в законе, а в случае допуска к организованным торгам эмиссионных ценных бумаг, в отношении которых не осуществлена регистрация проспекта ценных бумаг, - в соответствии с требованиями организатора торговли.

Сегодня азиатские биржи с удовольствием принимают российские компании для выхода на IPO. Азиатские зарубежные компании готовы инвестировать даже в маленький бизнес. Достаточно получить независимое заключение и разместить биржи с помощью посредников на зарубежных площадках, таких как Сингапур или Китай.

Кризис на Украине и санкции уменьшили приток в Россию свободных капиталов. Но рынки США и ЕС - лишь части глобальной финансовой системы. Если есть спрос, то всегда найдется тот, кто готов его удовлетворить. Возможна ли переориентация инвестпотоков в РФ с Запада на Восток? Об этом сайт рассказал член Торгово-промышленной палаты Николай Силин.


Восток - дело выгодное?

- Николай, некоторые аналитики сейчас уверяют, что без западных инвестиций российской экономике придется тяжело. Насколько велик вклад иностранных инвесторов в экономику России и критично ли его уменьшение?

Сразу скажу, что в значительной степени иностранные инвестиции были так называемые портфельные — в акции, в ценные бумаги. И в силу глобализации этих рынков пугливые инвесторы как только наступала какая-то критическая ситуация очень быстро выходили из российских активов.

Гораздо интереснее для страны вложения прямые, когда инвесторы участвуют в капитале компаний, совместных предприятий, открывают здесь производство или занимаются добычей полезных ископаемых, вкладываются в инфраструктурные объекты.

Понятно, что просто так забрать в таком случае деньги практически невозможно — это всерьез и надолго. Но, к сожалению, такой объем инвестиций для российской экономики крайне незначителен. В 2014 году (по последним данным) в российскую экономику поступило около 19 млрд долларов прямых инвестиций. При этом утечка капитала за тот же год составила 150 млрд.

Но когда говорят об утечке капитала, зачастую не очень понимают, куда он, собственно, утекает. И здесь надо понимать, что утечка капитала — это просто цифры на счетах, а вот если посмотреть какой объем внешних долгов за тот же период погасили, а это 133 млрд долларов.

- То есть б ольшая часть этих так называемых утекших долларов ушла именно на погашение долгов…

Это не утечка, а просто добросовестные платежи.В 2014 году многие российские компании, которые брали дешевые кредиты за рубежом, попали в ситуацию, когда им надо было срочно рассчитываться по этим долгам, но никто им вновь в долг давать не собирался. Но, несмотря на эти трудности, они все-таки справились. При этом, тоже для сравнения, из Великобритании за 15 месяцев на конец 2014 года утекло 356 млрд долларов.

- А у них по какой причине?

Потому что не такой уж замечательный инвестиционный климат в Великобритании. Она находится в кризисе, поскольку спрос на финансовые и юридические услуги, которые составляют значительную долю ВВП Великобритании, падает. Кроме того, они активно начали в последнее время исследовать происхождение вложенных в экономику Великобритании средств.

Соответственно российские, китайские, арабские инвесторы начали сильно задумываться, а надо ли им инвестировать в Великобританию. И в последнее время статистику в Европе в основном спасают манипуляции с ВВП.

- Но давайте вернемся к России и иностранным инвесторам. Если их вклад не столь значителен, почему все-таки эта тема настолько важна, что мы ищем партнеров и активно стараемся переориентироваться с Запада на Восток.

Дело в том, что мы заинтересованы не столько в деньгах от иностранных инвесторов, сколько в передаче технологий. Поскольку иностранными многих инвесторов можно считать с большой натяжкой. Часто это, собственно, российские деньги, которые были ранее выведены в офшорные компании, а теперь они возвращаются в Россию.

Теперь инвесторы предпочитают структурировать сделки по англо-саксонскому праву, не доверяя российской судебной, налоговой и законодательной системам. К примеру, продажа АвтоВАЗа, одна из последних самых больших и громких сделок, была структурирована в Нидерландах, а отнюдь не в России.

Те инвестиции, которые приходят, очень сложно реализовать с технико-внедренческих позиций. Приходят проекты, которые в принципе не могут быть реализованы у нас, исходя из имеющихся технологий. Например, те же японцы открывают производство комплектующих. Но трубки для тормозной системы автомобилей, которые сделаны из отечественного металла и на отечественном оборудовании, не могут использоваться в принципе, потому что наши металлурги привыкли выпускать полуфабрикаты, не вкладываясь в конечный передел продукции.

Поэтому мы заинтересованы в том, что называется smart money, "умные деньги", которые позволяют получить не только относительно дешевые финансовые ресурсы, но и получить технологии, улучшить организацию труда, восстановить производственные цепочки и так далее.

- В какие направления предполагается привлекать инвестиции в первую очередь, в какие конкретно отрасли?

Дело в том, что правительство Российской Федерации предполагает, а инвестор располагает. То есть, мы можем сколько угодно говорить о том, что нас интересуют прежде всего инвестиции в высокие технологии, но если инвесторы предпочитают вкладываться в нефтянку или добычу полезных ископаемых, их переубедить крайне сложно, тем более что у нас нет никаких специальных отраслевых режимов, например, налогового.

У нас есть законодательство о СПГ (Соглашение о разделе продукции), но, во-первых, этот режим действовал только для Сахалина, и новые договоренности отсутствуют. Наглядный пример избирательности — это обсуждение проекта высокоскоростной железной дороги Казань-Москва, куда Китай согласился вложить деньги только после того, как ему было обещано, что все конструкторские работы и все технические решения будут китайскими или теми, которые он хочет привлечь.

То есть никаких дочерних компаний РЖД, никаких компаний, которые китайцам будут активно рекомендовать в качестве субподрядчиков, там быть не должно. То есть Китай индивидуально для себя расчистил площадку.

Но далеко не все инвесторы обладают такими возможностями, и поэтому получается, что мы в основном сосредотачиваемся на крупных инвестициях в государственные или окологосударственные компании. Очень плохо обстоит дело с массовым звеном, то есть с частным инвестором, который здесь пытается создать какое-то небольшое предприятие.

Я принимал участие в общественных слушаниях по проектам законов, которые пытается предложить московское правительство для создания определенных привилегий для иностранных и прочих инвесторов и размещения производства в Москве. Местные власти имеют очень мало рычагов для того, чтобы дать этим предприятиям какие-то привилегии, которые бы действительно их привлекли.

Надо понимать, что за инвестора конкурируют все — и Россия привлекла 19 млрд долларов в прошлом году, а Китай привлек 128 миллиардов. Этот порядок цифр показывает, куда инвесторы идут с наибольшей охотой, несмотря на то, что Китай никак не соответствует европейским ценностям, идеалам демократии.

- Получается, что инвестиционный климат, то есть привлекательные условия для инвесторов, важнее всего?

- Основная проблема — это именно условия ведения бизнеса. В настоящее время в России проводится большая работа по дорожным картам, которые должны поднять нас в индексе Всемирного банка, то есть ведения бизнеса в стране.

И мы действительно совершили там достаточно большой рывок, где-то с 60-й позиции на 40-ю сразу перешли. Сам по себе индекс включает как раз все ключевые стороны ведения бизнеса — от открытия предприятия до подключения к энергосетям и удобства уплаты налогов.

Но мы, к сожалению, не сможем пока конкурировать с тем же самым Сингапуром, Гонконгом, Китаем именно по большей части административных процедур, потому что, например, в Китае создано порядка пяти десятков государственных технологических парков, в каждом из которых сидит координатор от государства, который решает все вопросы. То есть инвестору не надо ходить по министерствам и ведомствам, он может поднять трубку, вызвать какого-нибудь замминистра и изложить ему просьбу, требование и так далее.

Китай исторически та держава, которая обладает очень серьезными административными традициями. Достаточно вспомнить о процедуре отбора чиновников в Китае, которые должны не только знать грамоту, но и слагать стихи и обладать достаточно широким кругозором…

- Для меня, например, "административные процедуры" — это синоним слова "бюрократия".

- Дело ведь не в том, насколько все забюрокроатизировано, а в том, насколько эта бюрократизация является оптимальным управлением. То есть, это некий алгоритм, который оптимальным образом позволяет найти баланс интересов между обществом, государством и инвесторами, что наглядно показала ситуация, например, с добычей сланцевого газа в Европе. Очень много разговоров, но все уперлось в то, что если вы хотите добывать в этой стране сланцевый газ, то выберите место, куда можно переселить население.

Америка это себе может позволить, поскольку есть достаточно большие незаселенные территории, но в плотно заселенной Европе заниматься разрывом гидропластов — это нонсенс, поэтому американские компании практически свернули все изыскания, которые были в Польше, на Украине, и решили с этим направлением в Европе не связываться. Это вот как раз процедуры бюрократические.

Другое дело, что современная Европа — она как раз очень сильно политизирует эту проблему, и как раз беспристрастная бюрократия Китая, не связанная ни с какими уходами в "зеленую энергетику" или в "необходимость пропорционального представительства женщин в компании", оказывается более эффективной и привлекательной для инвесторов. Потому что это чистый бизнес, не отягощенный какими-то идеологическими, политическими или социальными нагрузками.

- Если вернуться к нашему инвестиционному климату, то, получается, что все дело упирается в институциональные преобразования, то есть в реформу управления? Это очень сложное дело, потому что отсюда вытекает и борьба с коррупцией, и еще много чего, на чем, соответственно, во многом, к сожалению, пока наша система и держится, да?

К сожалению, в традициях Российской империи наша система заточена на максимальный контроль. Контроль, который требует значительных ресурсов, и получается, что число охранников и контролеров у нас зашкаливает по сравнению с производительной силой.

Откупщики, конечно, были и в Западной Европе. Во Франции, чиновникам отдавали в кормление целые области, таким образом собирая налоги. Проблема в том, что мы стремимся не создать условия, чтобы что-то было, а стремимся создать условия, чтобы чего-то не было.

Конкретный пример — Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат, который не могли закрыть десятилетиями, несмотря на экологическую экспертизу и даже на попытки переориентации города на другие виды бизнеса, тот же самый туристический. При этом те, кто сидел в московских кабинетах и планировал, они не понимали одну простую вещь.

Вопрос заключался даже не в том, насколько очистные сооружения готовы перерабатывать весь объем сброса, сколько в том, что это производство в прямом смысле дурно пахнет. И когда опять запустили ЦБК, то весь туристический бизнес, естественно, скончался, потому что гулять по берегу Байкала в противогазе или с отдушкой нашлось мало желающих.

- Сейчас Россия пытается переориентироваться с Запада на Восток, искать инвесторов на Востоке. Какие страны наиболее нам интересны? И интересны ли этим странам мы?

- Нам, в первую очередь, интересны те страны, которые входят в так называемую БРИКС, то есть Бразилия, Индия, Китай и Южная Африка. Ну, насчет Южной Африки вопрос спорный, потому что непонятно, есть ли у нее свободные деньги для инвестиций в Россию, а вот Индия и Китай такими ресурсами вполне располагают.

Но при этом надо понимать, что опять-таки их интерес достаточно специфический, и наши отношения с ними специфические. Например, объем наших инвестиций в Индию больше, чем у них в нашу страну. Индийские инвестиции в основном приходились на полезные ископаемые, то есть Индия участвовала в наших нефтяных проектах или в создании фармпредприятий, благо в Индии огромный объем производства не лицензируемых лекарственных препаратов, так называемых дженериков.

Вот именно это они, собственно говоря, собираются выпускать в России. А вот наш экспорт в Индию, наши инвестиции — это как раз высокие технологии: самолетостроение, производство грузовиков КАМАЗ, и так далее.

Нас, естественно, в большей степени сейчас интересует Китай. Есть планы довести объем инвестиций до 12 млрд в год.

Но Китай прежде всего вкладывается в крупные проекты, связанные с полезными ископаемыми — Ямал-СПГ, Уралкалий или какие-то сельскохозяйственные и лесные проекты.

Но наши инвестиции в Китай пока выглядят достаточно смешно — официальная цифра по российским инвестициям в КНР 22 млн долларов. Другое дело, что эта цифра отчасти лукавая, мы же не знаем, какие инвестиции пришли из тех же Нидерландов, офшоров Британских Виргинских островов и так далее. Вовсе необязательно, что российские компании вкладывались в Китай напрямую из России.

Ситуацию во многом может изменить отказ от использования доллара в сделках, поскольку сейчас создана система, которая позволяет осуществлять прямой обмен "рубль-юань". Когда мы сможем спокойно привлекать инвестиции в рупиях и в юанях, тогда ситуация может радикально измениться.

Сейчас в рамках прямых двусторонних договоров уже начинаются какие-то подвижки. Кроме того, Россия, Индия и Китай фактически являются главными участниками амбициозного проекта под названием "Великий шелковый путь". Он позволит многие инвестиции конвертировать в инфраструктурные проекты.

В чем интерес Китая? КНР хочет получить, условно говоря, прямую железную дорогу Пекин-Лондон, путь для перевозки своих товаров в Европу. Сейчас это можно сделать контейнерами по морю, либо через Россию по Транссибирской магистрали. Но она и медленная, и обладает относительно низкой пропускной способностью, тем более, что мы не можем даже увеличить грузоподъемность платформ.

Поэтому Китай заинтересован в том, чтобы сделать нормальную дорогу, а вот где она пройдет — это и есть предмет торга. Мы уже говорили о высокоскоростной дороге Казань-Москва. Основной проблемой была попытка навязать Китаю какие-то российские компании, которые выступали у него субподрядчиками.

Китай на это не пойдет, то есть если Китай придет как инвестор, то большая часть его средств достанется китайским компаниям, которые будут и производить работы, и выпускать рельсы, вагоны, тепловозы и так далее.

Введение режима санкций показало, что надежды на поставки высокотехнологичной продукции со стороны Запада крайне ненадежны. Мы с тем же самым Ямал СПГ имеем сейчас колоссальные проблемы, потому что американцы отказались поставлять насосы для газовых резервуаров и их нечем заменить.

Мы создали ситуацию, когда у нас проблема даже не в том, чтобы провести импортозамещение, поднять какие-то отрасли, а надо элементарно восстановить какие-то технологические разрывы.

- Импортное сырье. Иногда даже в голове не укладывается. Сельское-то хозяйство абсолютно все, от мальков до цыплят, оказывается, закупалось за рубежом, не говоря уже о более серьезных отраслях, как нефтегазовое оборудование…

С другой стороны, у нас сейчас вот тормозится производство спутников, потому что высоконадежная компьютерная электроника, не та, бытовая, которую мы совершенно спокойно ставим в обычные компьютеры, а та, которая способна выдержать космические излучения, нагрузки, удары — она в основном американская. И быстро провести импортозамещение вряд ли удастся.

Сейчас запущен проект производства двух, по крайней мере, отечественных процессоров — это "Эльбрус" и "Байкал". Но тот же самый "Байкал" производиться будет на Тайване, потому что, к сожалению, возможности отечественных технологических кластеров пока не позволяют достичь нужного уровня производства. "Байкал" — это 25 нанометров размерностью, а у нас — 45.

- Получается, что у нас привлечение инвесторов упирается, с одной стороны, в управленческие недостатки, с другой стороны, в технологический пробел.

Это одна сторона проблемы, а другая сторона проблемы — инвестор же не собирается здесь организовывать экспортное производство, его интересует Россия как рынок. И соответственно его интересует возможность встроиться в систему государственного заказа.

И здесь он попадает в такие тяжелые джунгли, просто не понимая даже, как вообще проводятся тендеры, почему тендер может выиграть компания, у которой нет вообще на балансе ни оборудования, ни специалистов в штате, которая просто предложила минимальную цену.

- Казалось бы, разговоры об этом идут уже лет 10, причем такие предметные, но ведь чего проще, изменить критерии конкурса?

Их изменили, были внесены поправки, приняты новые законы — 44-й, 223-й.

- И они не работают?

Они не просто не работают, они ухудшили ситуацию, потому что, введя в качестве гарантии исполнения контрактов банковскую гарантию, разработчики этого закона как раз малый и средний бизнес фактически отстранили.

Чтобы получить банковскую гарантию, надо в банке депонировать тот аванс, который компания получила на исполнение контракта, и в этой ситуации она фактически должна исполнить контракт вообще без денег, да еще потом подождать 40-60 дней, когда с ней наконец рассчитаются господрядчики.

При этом передать это, например, факторинговой компании, которая может расплатиться не сразу, а с дисконтом уже, скидкой, а потом взыскивать с заказчика после исполнения контракта невозможно, потому что по законодательству уступка права требования третьей стороне госконтрактом не предусмотрена.

И инвесторы (индийские, китайские) вкладывают в то, что позволяет им решать собственные проблемы. То есть либо создавать инфраструктуру, как Китай поступает в Азии — строит трубопроводы, чтобы качать себе газ, строит дороги, чтобы вывозить свои товары, участвует в разработке месторождений, чтобы контролировать, например, нужные ему редкоземельные металлы.

Многие, может быть, не знают, что в настоящее время Китай контролирует 70 процентов месторождений редкоземельных металлов в мире и 90 процентов их производства, то есть вся абсолютно электроника мира зависит от Китая.

Мало того, Китай не вкладывает в быстрорастущие компании, в акции предприятий, он вкладывает во что-то реальное, грубое, то есть в землю, в месторождения полезных ископаемых. Даже если китайцы покупают заводы, они зачастую их демонтируют и перевозят к себе, как это было с заводом Rover в Англии, например.

— То есть их интересуют технологии?

Станки, оборудование и технологии, а вот патенты, какие-то новые финансовые решения, быстрорастущие юридические компании их не интересуют совершенно. Китай готов идти на все для того, чтобы достигнуть цели. И как раз когда инвесторы начинают смотреть, как вот в случае санкций против России через призму идеологии, через призму контроля со стороны Соединенных Штатов, они как раз и освобождают место для китайских инвестиций.

С другой стороны, Китай прекрасно понимает, что, будучи самым крупным держателем долларов в мире, ему их надо куда-то пристроить, потому что перспективы американской валюты никому не понятны. Это пирамида, но она может как пирамида Хеопса простоять 3 тысячи лет, а может, как пирамида Мавроди, рухнуть через два года.

- Наши планы не ограничиваются Индией и Китаем. Чем больше инвесторов, чем больше стран мы привлечем, тем лучше. Какие еще государства могут быть нам интересны и почему?

Нам интересны страны, которые отвечают двум критериям — имеют свободные средства и имеют технологии, которые в чем-то превосходят наши технологии. Есть еще третий критерий — это страны, которые не завязаны на американский доллар.

Нас интересуют в данном случае, например, корейские воны, если мы будем с Южной Кореей потом подписывать прямые соглашения. Южная Корея — это технологический гигант, который ничем не хуже Японии, а в настоящее время, может быть, даже лучше, тем более, что корпорация Samsung является чуть ли не одной из немногих, кто в состоянии бороться с тем же Apple, с точки зрения технологий и продвижения в мире.

Нас могут интересовать страны Юго-Восточной Азии, такие как Индонезия, Малайзия, которые будут заинтересованы в продукции нижнего передела — в первую очередь, это поставка продовольствия, леса, полезных ископаемых и так далее.

Мы сейчас, создавая банк БРИКС и участвуя в Азиатском банке инфраструктурных инвестиций, постепенно налаживаем механизмы, приводные колеса, которые позволят нам уйти из-под долларового контроля и создать собственную систему. На основе односторонних или двухсторонних договоров без доминирования какой-то валюты будет создана корзина валют, которая еще недавно существовала в Европе и прекрасно себя чувствовала до введения евро.

ФАКТОРЫ И ПРИНЦИПЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В РОССИЙСКУЮ ЭКОНОМИКУ

Рязанцева Маргарита Васильевна 1 , Якушова Елена Сергеевна 2
1 Московский государственный университет геодезии и картографии, кандидат технических наук, доцент кафедры экономики и предпринимательства
2 Московский государственный университет геодезии и картографии, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и предпринимательства


Аннотация
В ходе исследования был проведен анализ эффективности привлечения иностранных инвестиций в экономику России. С помощью статистических методов сформулированы проблемы, препятствующие росту объемов и улучшения качестве иностранных инвестиций в российскую экономику. В частности, выделены следующие проблемы: ухудшение качества иностранных инвестиций, рост диспропорций в региональной экономике, явные и скрытые административные барьеры, коррупция. На основе корреляционного анализа ранжированы факторы, мотивирующие приток иностранных инвесторов в Россию. Как показал анализ, прослеживается большая корреляция между притоком иностранных инвестиций и рынком недвижимости, ростом инвестиций в инновации и основные фонды. Сформулированы принципы, которыми следует руководствоваться при разработке государственной инвестиционной политики: принцип стратегического единства, принцип децентрализации, гибкости, информационной открытости, стабильности.

FACTORS AND PRINCIPLES OF ATTRACTING FOREIGN INVESTMENTS IN THE RUSSIAN ECONOMY

Ryazantseva Margarita Vasilevna 1 , Yakushova Elena Sergeevna 2
1 Moscow State University of Geodesy and Cartography, PhD in, Тechnical Sciences, Assistant Professor of Economics and entrepreneurship
2 Moscow State University of Geodesy and Cartography, PhD in, Economic Sciences, Assistant Professor of Economics and entrepreneurship


Abstract
The study analyzed the effectiveness of attracting foreign investments into the Russian economy. With the help of statistical methods formulated problems hindering the growth of the volume and improve the quality of foreign investment in the Russian economy. In particular, it identifies the following problems: the deterioration of the quality of foreign investment, the growth of regional imbalances in the economy, overt and hidden administrative barriers and corruption. On the basis of the correlation analysis are ranked the factors motivating the influx of foreign investors in Russia. Analysis showed strong correlation between the inflow of foreign investment and the real estate market, the growth of investment in innovation and fixed assets. Laid down the principles which should guide the development of the state investment policy: the principle of strategic unity, the principle of decentralization, flexibility, transparency and stability.

Библиографическая ссылка на статью:
Рязанцева М.В., Якушова Е.С. Факторы и принципы привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику // Современные научные исследования и инновации. 2013. № 7 [Электронный ресурс]..03.2019).

В последнее время все отчетливее прослеживается стремление российских властей убедить иностранных инвесторов и рейтинговые агентства в относительной привлекательности России. Об этом в частности наглядно свидетельствует объявление на Всемирном экономическом форуме в Давосе о запуске имиджевой кампании «Инвестируй в Россию». В условиях глобализации и перехода к «открытой» модели экономики России для сохранения и усиления своих позиций на мировой арене необходимо осуществить комплекс стратегических преобразований, для реализации которых требуются внешние ресурсы. Правительством России был сделан ряд значительных шагов в направлении стимулирования иностранных инвестиций (ИИ): изменена нормативно-правовая база, установлены налоговые льготы, созданы особые экономические зоны и др. . В последнее время были приняты новые меры по деофшорризации экономики России. Но, несмотря на все усилия, качество иностранных инвестиционных ресурсов продолжает ухудшаться, доля прямых иностранных инвестиций (ПИИ) снижается. И самое главное, возрастает отток капитала из страны.

Цель работы заключалась в анализе факторов, влияющих на приток ИИ в российскую экономику и формулировке общих принципов, на которые следует опираться при разработке государственной инвестиционной политики.

Исследование проводилось методами сравнения, анализа временных рядов, корреляционного анализа, методами анализа и синтеза. В исследовании использованы официальные данные Росстата, Банка России , UNCTAD и др.

Российская экономика постепенно выходит из кризиса, о чем свидетельствуют положительные темпы экономического роста, которые превышают среднемировой уровень. Во многом это стало возможно благодаря иностранным инвестициям, особенно в автомобильную, пищевую промышлен­ности, торговлю. Но, несмотря на успехи в отдельных отраслях, имеется ряд существенных проблем, без решения которых невозможно устойчивое развитие экономики и социальной сферы.

Проблема 1. Ухудшение качества привлекаемых ИИ. В последнее время наблюдается устойчивое снижение доли прямых иностранных инвестиций (ПИИ), (67,72% от общего объема в 1995 г. до 9, 66% в 2011) и стабильное увеличение доли прочих инвестиций, которые в основном состоят из краткосрочных займов (30,98% – в 1995 г., 89,92% – в 2011) . Иностранные инвесторы не хотят или опасаются надолго оставлять свой капитал в России и используют российский рынок как площадку для проведения высокодоходных спекулятивных операций.

Проблема 2. Отток инвестиций из России. Данные табл. 1 свидетельствуют о том, что средние темпы роста ИИ в период 2009-2011 гг. в

российскую экономику были выше общемирового уровня (148,26% против 111,62%), но в тоже время средние темпы роста вывоза капитала из российской экономики также выше среднемировых (149,6% против 127,63%). Причем основным каналом вывода денежных средств за рубеж являются оффшорные компании.

Проблема 3. Рост диспропорций в региональной экономике. Современные механизмы привлечения ИИ являются одним из факторов усиления диспропорций в социально-экономическом развитии субъектов РФ. Наиболее привлекательным для инвесторов регионом является Москва . В московском регионе при поддержке Правительства созданы условия для притока ИИ в торговлю, строительство, транспорт, связь. Но одновременно с развитием именно этих сфер усугубляются проблемы Москвы (транспортные коллапсы, нелегальный рынок рабочей силы, теневая экономика).

В разных регионах России существенно различается уровень доходов населения: по итогам 2011 г. уровень среднедушевых доходов в Москве (47 318,9 руб.) более чем в 5 раз превышал минимальный уровень

Таблица 1 – Динамика ПИИ в мировую экономику, в млрд. долл. США

Средний темп роста, в %

Общемировой уровень ПИИ (приток)
Общемировой уровень ПИИ (отток)
Развитые страны (приток)
Развитые страны (отток)
Развивающиеся страны (приток)
Развивающиеся страны (отток)
Россия (приток)
Россия (отток)

Источники: Росстат, UNCTAD

среднедушевых доходов, который был зафиксирован в Республике Калмыкия (8 829,4 руб.). В целом по России среднедушевые расходы более чем в 2 раза меньше московского уровня (20 754,9 руб.). При этом доля Москвы в общем объеме занятого населения составляет 8,64%.

Проблема 4. Административные барьеры (явные и скрытые). Несмотря на усилия властей разного уровня по совершенствованию администра­тивных процедур и законодательства, регулирующего предпринимательскую и инвестиционную деятельность, большинство инвесторов в качестве основных факторов, негативно влияющих на инвестиционную привлекатель­ность России, по прежнему называют неэффективность законодательства (53%), высокий уровень бюрократии (47%), непрозрач­ность системы регулирования предпринимательской деятельности (37%) .

По результатам исследования «Индекс восприятия коррупции», которое ежегодно проводит Центр Трансперенси Интернешнл, Россия в 2012 г. заняла 133 место из 176 стран . Учитывая количество коррупционных скандалов, которые сотрясают российское общество в последние годы, сомневаться в результатах ранжирования не приходится.

По мнению аналитиков UNCTAD, при разработке государственной инвестиционной политики в большинстве стран существуют общие проблемы . Это и несогласованность инвестиционной политики с другими целями, отсутствие интеграция инвестиционной политики, в том числе в части привлечения ПИИ с общей стратегией развития страны. Многие страны сталкиваются с проблемой оптимизации положительного и отрицательного воздействия инвестиций на экономические и социальные процессы. В ряде случаев используемые механизмы недостаточно стимулируют ответственное поведение инвесторов, особенно в области занятости и экологии.

В ходе исследования был выполнен парный корреляционный анализ между темпами роста ИИ в российскую экономику и рядом экономических факторов. В анализе были использованы данные Росстата. В табл. 2 представлены результаты анализа, которые позволили ранжировать факторы, участвующие в анализе.

Таблица 2 – Значения парной корреляции между притоком иностранных инвестиций в экономику России и рядом экономических показателей

Показатель

Значение коэффициента парной корреляции

1. Динамика цен на недвижимость
2. Объем строящейся недвижимости
3. Общие затраты на инновации
4. Объем ВВП
5. Темпы экономического роста
6. Уровень рентабельности российских организаций
7. Уровень обновления основных фондов
8. Уровень инфляции
9. Курс доллара
10. Ставка рефинансирования Банка России
11. Численность населения России

Результаты анализа наглядно свидетельствуют о чисто спекулятивных мотивах иностранных инвесторов. Как видно наибольшая корреляция наблюдается между объемом иностранных инвестиций и рынком недвижимости, уровнем инвестиций в инновации и в основные фонды. Результаты данного анализа позволяют увидеть главные мотиваторы для иностранных инвесторов и на их основе разрабатывать соответствующие меры.

После определения основных проблем в сфере привлечения ИИ в российскую экономику, были сформулированы основные принципы, которыми следует руководствоваться при разработке государственной инвестиционной политики.

1. Принцип стратегического единства. Суть этого принципа заключается в разработке общей стратегии развития страны на долгосрочную перспективу, которая будет определять направление развития регионов. В настоящее время такая работа уже ведется и имеет конкретный результат в виде документа «Стратегия-2020».

2. Принцип децентрализации управления. Централизованная система принятия решений способствует росту негативной конкуренции между инвесторами за лояльность тех или иных чиновников. Поэтому на федеральном уровне следует больше внимания уделять стимулированию региональной активности инвесторов. Кроме того необходимо пересмотреть структуру финансовых ресурсы регионов, т.к. существующая налоговая система практически лишает регионы финансовых ресурсов.

3. Принцип гибкости. Инвестиционная политика должна регулярно пересматриваться и адаптироваться к меняющимся условиям. В бюрократизированной системе управления государством это очень сложно реализовать. Необходимо в систему госуправления внедрять современные организационные структуры управления более гибкие к изменению динамики развития.

4. Принцип информационной открытости. Инвестиционная политика должна предусматривать создание и развитие информационных порталов, содержащих сведения об инвестиционных проектах и мероприятиях, административных процедурах и законодательных особенностях и прочее. Стоит отметить, что отдельные субъекты РФ, включая Москву и Санкт-Петербург, уже активно используют такие информационные ресурсы.

5. Принцип стабильности. Как известно, одним из важных факторов инвестиционной привлекательности является государственные гарантии и стабильное их обеспечение. Для завоевания доверия инвесторов необходимо дальнейшее совершенствование нормативно-правовой базы и укрепление государственных и общественных институтов.

6. Принцип инновационности развития. Инвестиционная политика должна исходить из приоритетности развития обрабатывающих отраслей и стимулирования ПИИ, направленных на преодоление технологического отставания российской промышленности. И хотя этот принцип активно пропагандируется руководством страны, инвестиционные потоки пока своего направления не изменили.

7. Принцип легальности инвестиций. Необходимо создать эффектив­ные барьеры для вывоза капитала, в том числе через оффшоры. Использование оффшоров и других механизмов теневой экономики приводят к снижению эффективности реальной экономики. Именно поэтому средний уровень рентабельности активов российских организаций остается очень низким – в 2011 г. он составил 6,5% (при ставке рефинансирования Банка России выше 8%). Без подобных барьеров невозможно обеспечить рост экономики, снизить диспропорции и социальную напряженность.

8. Принцип социальной ориентированности. Инвестор, как любой предприниматель, прежде всего, стремится получить максимальную прибыль на вложенный капитал, поэтому социальные гарантии, как правило, стоят для него не на первом месте. Поэтому государственная инвестиционная политика должна в том числе решать следующие задачи: 1) способствовать созданию рабочих мест и росту благосостояния населения, 2) создавать стимулы для выпуска социально значимой продукции, 3) обеспечивать контроль за соблюдением трудовых прав работников предприятия.

9. Принцип сбалансированности. Сложность разработки любой политической программы заключается в необходимости учета интересов разных групп лиц, мотивы поведения которых не всегда ясны. Если говорить об инвестиционной политике, то это столкновение интересов государства и инвесторов, инвесторов и собствен­ников предприятий, борьба отечественных и зарубежных инвесторов и т.д. Понятно, что всем сразу угодить невозможно, но это и не главное. Главное, чтобы в инвестиционной политике были четко определены приоритеты национального развития и те, кто отвечают за реализацию этой политики, добросовестно выполняли свои обязанности.


Библиографический список
  1. Рязанцева М.В. Стимулирование прямых региональных инвестиций [Текст] // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – январь, 2013. – с. 128-132
  2. Рязанцева М.В. Стимулирование инвестиций в особые экономические зоны. // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2013. – № 5. – с. 67-69
  3. Инвестиции в России. 2011: Стат.сб./ Росстат. – М., 2011. – 303 с.
  4. Официальный сайт Росстата [Электронный ресурс]. – URL: http://www.gks.ru
  5. Официальный сайт Банка России [Электронный ресурс]. – URL: http://www.cbr.ru
  6. World investment report 2012. Towards a New Generation of Investment Policies [Электронный ресурс]. – URL: http://www.unctad-docs.org/files/UNCTAD-WIR2012-Full-en.pdf
  7. Официальный сайт компании «Эрст энд Янг» [Электронный ресурс]. – URL: http://www.ey.com
  8. Официальный сайт Центра Трансперенси Интернешнл – Россия [Электронный ресурс]. – URL: http://www.transparency.org.ru
Количество просмотров публикации: Please wait