![Из федерального бюджета на государственную. Финансирование за счет средств федерального бюджета. О рассмотрении и утверждении годового федерального бюджета](https://i0.wp.com/fb.ru/misc/i/gallery/26834/709536.jpg)
Реконструкции учреждений неприбыльного характера и многие другие мероприятия государственного значения в большей степени компенсируются за счет национального богатства. Его формирование и структуризация - процесс непростой и трудоемкий, и в нем мы попытаемся разобраться в данной статье.
Федеральный бюджет - это основополагающая казны любого государства, которая представляет собой систему взаимоотношений, основанных на императивных денежных средствах, являющихся неотъемлемой частью правительственных фондов. Национальное финансовое богатство в базу своего формирования принимает основные социально-экономические функции страны, из которых выделяются главные направления будущих доходов и расходов.
В свою очередь, федеральный выполняет важнейшие функции в жизнеобеспечении государственной системы:
Как мы видим, задач у этого финансового инструмента более чем достаточно, поэтому правительство подходит основательно к его формированию и структуризации, о чем мы дальше и поговорим.
Все мы понимаем, что федеральный бюджет - это не просто денежная масса, это огромный комплексный механизм, и каждому из нас интересно, какими принципами руководствуются чиновники при его принятии.
Как правило, казна утверждается в четыре слушания и включает в себя следующий ряд процедур:
Проект федерального бюджета как финансовый инструмент также несет определенную социальную ответственность перед своим народом, поэтому некоторые обязательные программы все же имеют место быть, однако каждая из них тщательно проверяется на соответствие.
Для этого существует утвержденный законодательно четкий алгоритм действий:
Любые детали, относящиеся к формированию и распоряжению государственной казной, регулирует настоящий нормативно-правовой акт - Федеральный Закон о федеральном бюджете. Четкий прописанный алгоритм действий при возникновении той или иной ситуации крайне важен в современных нестабильных рыночных отношениях. Поскольку было бы странным и весьма нецелесообразным после принятия структуры казны на текущий год распоряжаться средствами на социальные выплаты в пользу укрепления государственной обороны.
Поэтому каждое, даже незначительного характера распоряжение государственными средствами регулируется действующим законодательством и основывается на следующих принципах:
В целом сложно описать механизм управления государственной казной в нескольких предложениях, но далее мы попробуем разобраться с этой сложной структурой.
Все мы понимаем, что огромным комплексом движения денежных средств не в состоянии управлять лишь вышестоящие органы исполнительной власти. Федеральный бюджет - это ни с чем не соизмеримых размеров финансовый институт, и в мировой практике существует несколько общепринятых структур его регулирования:
Когда-то в РФ практиковалась банковская структура, которая позволяла фиксировать движение на уровне осуществления платежа и регулировалась Центральным банком. Но такая система оказалась несовершенной по причине несвоевременного отображения информации, поэтому было принято решение перейти на казначейское управление.
Помимо принципов распоряжения, федеральный закон о федеральном бюджете также регулирует и все данным имуществом.
Так, на первой ступени находится Главное управление федерального казначейства, которое занимается балансировкой всех текущих доходов и расходов, а также информированием об этом органов исполнительной власти.
На втором уровне располагается Управление казначейства, напрямую подчиняющееся окружным властям. Функции данного учреждения заключаются в информировании вышестоящих органов о доходах и исполнении распоряжений о расходах на своей территории.
К третьей ступени управления относятся местные городские и районные казначейства, которые осуществляют учет движения государственных средств на отведенном участке.
Все средства федерального бюджета так или иначе проходят учет сотрудниками Центрального казначейства, на которое возложен ряд важнейших функций и задач:
Кто формирует государственную казну? Давайте ознакомимся с участниками этого комплексного и беспрерывного процесса:
Таким образом, можно сказать, что крайне важными и незаменимыми участниками этого механизма являются субъекты хозяйствования, которые имеют определенные обязательства перед страной. Но существуют также и неналоговые к которым можно отнести штрафы, пени и прочие неустойки, возникшие в ходе взаимоотношений с государственными органами.
Расходный федеральный бюджет - это результат расчетных формирований, которые в полной мере зависят от доходной части. Размер данного сектора государственной казны напрямую пропорционален как населения, так и страны в целом. Конечно, это не значит, что они полностью удовлетворяются, тем не менее учитываются при годовом планировании. Распределяются они согласно следующим принципам:
Любые решения по государственным расходам принимаются непосредственно Центральным казначейством и Министерством финансов.
Федеральный бюджет РФ за последние десятилетия не смог похвастать своей сбалансированностью, что, в принципе, нормально в мировой практике - всегда что-то превышает: либо доходы, либо расходы.
Так, в 90-е годы прошлого столетия упорно наблюдался бюджетный дефицит, а это значит, что потребностей в социально-экономическом регулировании государства было гораздо больше, чем поступлений средств от налогоплательщиков.
Однако в последние годы ситуация изменилась с точностью до наоборот, и на данный момент наблюдается устойчивый профицит национальной казны.
Сейчас правительством установлена важнейшая задача - повышение экономической эффективности на фоне внешней политики, а это значит, что в первую очередь регулируется структура государственных финансовых запасов. Различного рода принципы управления социальными средствами регулирует ФЗ о федеральном бюджете.
Но все мы понимаем, что трудно что-либо предугадать в таких нестабильных рыночных отношениях, которые во многом зависят от международных отношений. Поэтому на фоне последних событий был создан специальный Стабилизационный фонд, ориентированный на поддержку экономического роста за счет бюджетного профицита.
"...Распорядитель средств федерального бюджета - федеральный орган исполнительной власти или иная организация, получающая ассигнования федерального бюджета от вышестоящего распорядителя средств федерального бюджета для их распределения между нижестоящими распорядителями и получателями средств федерального бюджета, находящимися в ведении данного распорядителя средств федерального бюджета..."
Источник:
<Письмо> Минфина РФ от 25.08.1999 N 3-12-5/62
<О Перечне терминов, используемых Главным управлением федерального казначейства при подготовке проектов нормативных и инструктивных документов>
Пограничный словарь
Большой экономический словарь
Официальная терминология
Финансовый словарь
Финансовый словарь
Официальная терминология
Официальная терминология
Официальная терминология
Официальная терминология
Официальная терминология
Официальная терминология
Официальная терминология
Официальная терминология
Официальная терминология
Официальная терминология
3.2. Бюджетный процесс. Структура федерального бюджета Бюджетный процесс в РФ - это регламентированная законодательством деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджета.Возможны два подхода к разработке государственного
Из книги Учет и налогообложение расходов на страхование работников автора Никаноров П ССтатья 15. Инвестирование средств федерального бюджета, направленных на софинансирование формирования пенсионных накоплений Средства федерального бюджета, направленные на софинансирование формирования пенсионных накоплений и поступившие в бюджет Пенсионного фонда
Понятие и роль бюджета Под бюджетом понимается образование и расходование денежных средств государства. Средства государственного бюджета могут расходоваться на различные нужды государства и местного самоуправления. Например, за счет этих средств содержится армия,
Из книги Государственные и муниципальные финансы автора Новикова Мария Владимировна12. Источники финансирования дефицита федерального бюджета В ходе рассмотрения статей доходов и расходов может появиться дефицит. В таких случаях утверждаются источники финансирования дефицита бюджета.Источники финансирования утверждаются органами законодательной
6. Расходы, финансируемые из федерального бюджета В соответствии с законодательством РФ, из федерального бюджета финансируются следующие расходы:1) обеспечение деятельности Президента РФ, Центральной избирательной комиссии РФ, Федерального Собрания РФ, Счетной палаты
22. Порядок составления проекта федерального бюджета Составление проекта федерального бюджетаосуществляется Правительством РФ и начинается не позднее чем за 10 месяцев до начала очередного финансового года.Уполномоченный орган исполнительной власти организовывает
28. Доходы федерального бюджета В федеральный бюджет зачисляются налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов:1) налога на прибыль организаций;2) налога на прибыль организаций;3) налога на добавленную стоимость;4) акцизов на спирт этиловый из пищевого
29. Доходы федерального бюджета Российской Федерации Перечень доходов федерального бюджета установлен ст. ст. 50, 51 БК РФ.В федеральный бюджет зачисляются налоговые доходы от федеральных налогов и сборов, а также налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами.
Вопрос 2 Доходы федерального бюджета При анализе состава и структуры доходов федерального бюджета интерес, прежде всего, представляет доля доходов федерального бюджета в доходах консолидированного бюджета РФ (табл. 4.1).В доходах консолидированного бюджета 2007 г.
автора Коллектив авторовГлава 7. ДОХОДЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА Статья 49 Утратила
Из книги Бюджетный кодекс Российской Федерации. Текст с изменениями и дополнениями на 2009 год автора Коллектив авторовСтатья 92. Дефицит федерального бюджета 1. Дефицит федерального бюджета, утвержденный федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, не может превышать размер ненефтегазового дефицита федерального бюджета.2. Кредиты
Из книги Бюджетный кодекс Российской Федерации. Текст с изменениями и дополнениями на 2009 год автора Коллектив авторовГлава 7. ДОХОДЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА Статья 49. Виды доходов федерального бюджетаУтратила силу. – Федеральный закон от 20.08.2004 № 120-ФЗ.Статья 50. Налоговые доходы федерального бюджета(в ред. Федерального закона от 20.08.2004 № 120-ФЗ)В федеральный бюджет зачисляются налоговые
Глава 25. ИСПОЛНЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА Утратила силу с 1 января 2008 года. – Федеральный закон от 26.04.2007
100. Главный распорядитель средств местного бюджета Главный распорядитель средств местного бюджета – орган местного самоуправления, бюджетное учреждение, имеющее право распределять бюджетные средства по подведомственным распорядителям и получателям средств местного
Каждый работодатель, будь то организация или индивидуальный предприниматель, имеющий работников, должен уплачивать на выплаты и вознаграждения им страховые взносы в бюджет. Но важно не только правильно начислить и уплатить, но и своевременно и в полном объеме отчитаться о взносах.
С 2017 года страховые взносы (кроме взносов «на травматизм») перешли «под крыло» налоговиков. За периоды начиная с 1 квартала 2017 года расчет по страховым взносам на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование нужно сдавать в налоговую инспекцию. Форма расчета – совершенно новая. Она утверждена Приказом ФНС России от 10 октября 2016 № ММВ-7-11/551.
Расчет по страховым взносам представляется в налоговую инспекцию по месту нахождения организации и отдельно по месту нахождения каждого обособленного подразделения, которому открыт расчетный счет и которое производит выплаты физическим лицам (п.7 ст.431 НК). Срок сдачи расчета – не позднее 30 числа месяца, следующего за окончанием квартала (отчетный период – квартал).
Состав расчета по страховым взносам в 2017 году такой:
В данной статье мы разберем две специфические ситуации, которые влияют на порядок заполнения Раздела 1, а именно на Приложения 3 и 4:
Особенности заполнения расчета в данных ситуациях будем разбирать на практическом примере.
ООО «Каравай» находится на общей системе налогообложения. В этой организации по трудовому договору работают сотрудники.
Изюмов И.И.: период нетрудоспособности в связи с болезнью с 20 по 24 марта. Заработок за два предыдущих года, на который начислены страховые взносы в ФСС, составил 452899,60 руб.
Рассчитаем среднедневной заработок:
СДЗ = 452899,60 / 730 = 620,41 руб. руб.
Страховой стаж сотрудника 6 лет. Пособие за счет организации согласно страховому стажу:
620,41 руб. * 3 дня * 80% = 1488,98 руб.
Пособие за счет ФСС:
620,41 руб. * 2 дня * 80% = 992,66 руб.
Однако Изюмов работал в подразделении особого риска, поэтому ему полагается оплата пособия по нетрудоспособности в размере 100% среднего заработка .
620,41 руб. * 3 дня * 100% = 1861,23 руб.
620,41 руб. * 2 дня * 100% = 1240,82 руб.
Образующаяся разница в сумме 248,16 руб. (1240,82 – 992,66) компенсируется Фонду социального страхования за счет федерального бюджета . Для нас эта цифра является справочной, т.к. организации всю сумму пособия за 2 дня компенсирует ФСС. Но для данных выплат в расчете есть особые строки.
Сотрудник организации Пирогов П.П. обратился с заявлением о предоставлении ему четырех оплачиваемых дополнительных выходных дней для ухода за ребенком-инвалидом с 20 по 23 марта. На иждивении сотрудника, который является не единственным родителем, находится один несовершеннолетний ребенок-инвалид.
Также Пирогов предоставил справку с места работы жены о том, что на момент обращения в этом календарном месяце (т.е. в январе) она не использовала дополнительные оплачиваемые выходные дни для ухода за ребенком-инвалидом.
Справка (копия) бюро медико-социальной экспертизы об установлении инвалидности ребенка была предоставлена ранее, как и копии документов, подтверждающие место жительства ребенка-инвалида и свидетельство о рождении.
Рассчитанный бухгалтером средний заработок за 4 дополнительных выходных дня составил 4800 руб. На эту выплату начисляются страховые взносы в ПФР, ФФОМС и ФСС, в т.ч. на страхование от несчастных случаев.
Причем и средний заработок, и начисленные на него страховые взносы оплачиваются за счет средств ФСС . Расходы на оплату дополнительных выходных дней для ухода за детьми-инвалидами и страховые взносы по ним финансируются из федерального бюджета.
Сумма страховых взносов на оплату выходных дней составит:
4800 * 30,4% = 1459,20 руб.
В приложении 3 к разделу 1 расчета мы должны указать сведения о расходах на цели обязательного социального страхования. Речь идет о следующих видах страховых выплат, которые есть в нашем примере:
По строкам 010 – 090 показываем по каждому виду выплат количество случаев выплат, число оплаченных дней, а также суммы произведенных расходов (в т. ч. те, которые финансируют из федерального бюджета).
По строке 100 фиксируем итоговую сумму расходов на названные выплаты (в т. ч. те, которые финансируются из федерального бюджета).
Вот как мы заполним Приложение 3 для нашего примера.
В приложении 4 к разделу 1 расчета отразим сведения о пособиях, финансируемых из федерального бюджета:
по строкам 150–200 – денежные перечисления гражданам, перенесшим лучевую болезнь, а также из подразделений особого риска
В строках 240 –310 отразим итоговые показатели, в том числе оплату дополнительных выходных дней (есть специальные строчки).
Если же названных выше выплат не было, то приложение 4 не формируется и составе отчетности за 1 квартал в ИФНС не подается.
Вот как мы заполним Приложение 4 для нашего примера.
Как заполняется расчет по страховым взносам в 1С: Бухгалтерия, смотрите в видео ниже. К сожалению, в отличие от 1С:ЗУП, оплата дополнительных выходных дней по уходу в программе не автоматизирована.
Выплаты за счет федерального бюджета в расчете по страховым взносам
Необходимо отличать экономическое понимание бюджета от юридического понимания. Нас интересует прежде всего первое из них.
С точки зрения экономической практики федеральный бюджет — важнейший элемент . Он обеспечивает аккумулирование финансовых ресурсов и их перераспределение.
За счет средств бюджета формируется большая часть платежеспособного спроса. Это достигается тем, что из бюджета выплачиваются значительные объемы заработной платы, приобретаются товары и услуги, осуществляются капиталовложения.
Параметры бюджета непосредственно воздействуют на важнейшие макроэкономические показатели — объемы инвестиций и производства, уровень занятости, .
Таким образом, по своему содержанию федеральный бюджет есть одновременно экономическая категория и инструмент политики.
По своей форме федеральный бюджет есть финансовый план государства, т. е. план сбора и использования финансовых ресурсов в целях обеспечения государственных функций.
С юридической точки зрения федеральный бюджет представляет собой нормативный акт — закон. Он разрабатывается органами исполнительной власти и принимается органами законодательной (или представительной) власти.
См.также:Доходы федерального бюджета делятся на налоговые и неналоговые . В доходы федерального бюджета зачисляется остаток средств на конец предыдущего года.
Налоговые доходы федерального бюджета составляют:Доходы федерального бюджета могут передаваться бюджетам субъектов Федерации и местным бюджетам по нормативам, устанавливаемым законом о федеральном бюджете на очередной год.
Из федерального бюджета финансируются следующие расходы:При формировании бюджетов всех уровней предусматривается создание резервных фондов. Резервный фонд в федеральном бюджете не может превышать 3% утвержденных расходов федерального бюджета.
Размер резервных фондов в бюджетах субъектов Российской Федерации устанавливается органами законодательной власти субъектов Российской Федерации при их утверждении на очередной финансовый год.
Резервные фонды используются на финансирование непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ по ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций.
Порядок расходования из этих фондов определяется правительством. Кроме того, федеральным бюджетом на очередной финансовый год предусматривается создание резервного фонда президента Российской Федерации в размере не более 1% утвержденных расходов федерального бюджета. Бюджетным кодексом РФ установлено, что средства резервного фонда президента РФ расходуются на финансирование непредвиденных расходов, а также дополнительных расходов, предусмотренных указами президента РФ.
Не допускается расходование средств резервного фонда президента РФ на проведение выборов, референдумов, освещение деятельности президента РФ.
Данные о доходах и расходах федерального бюджета за 1997-2003 гг. представлены в табл. 1. Федеральный бюджет имел значительный дефицит в 1997-2000 гг. В 2001 г. была предпринята попытка обеспечить сбалансированность бюджета. На 2003 г. запланирован профицит федерального бюджета в объеме 72,2 млрд. руб.
Основными расходными статьями федерального бюджета являются:Составление проекта федерального бюджета — исключительная прерогатива правительства РФ. Оно начинается не позднее чем за 10 месяцев до начала очередного финансового года.
Проект федерального бюджета основывается на следующих документах:1. Бюджетное послание Президента РФ направляется Федеральному собранию РФ не позднее марта года, предшествующего очередному финансовому году. В бюджетном послании Президента РФ формулируется бюджетная политика на очередной год. Она определяется на основе приоритетных задач развития экономики и социальной сферы.
2. Прогноз социально-экономического развития разрабатывается на основе данных статистики за последний отчетный период и тенденций развития экономики и социальной сферы на планируемый год.
Исходными макроэкономическими показателями для составления проекта бюджета являются: объем валового внутреннего продукта на очередной финансовый год и темп его роста; уровень инфляции.
Так, в основу параметров федерального бюджета на 2003 г. положены прогнозные показатели: ВВП — 13050,0 млрд. руб., темп инфляции — 10-12% в год.
При разработке прогноза социально-экономического развития используются следующие методы:
3. Основные направления бюджетной и налоговой политики на очередной финансовый год представляют собой документ, содержащий план изменений в бюджетной и налоговой политике и соответственно в бюджетном и налоговом законодательстве. В частности, в этом документе могут быть предусмотрены изменения ставок некоторых налогов и распределения налогов между бюджетами.
4. Прогноз сводного финансового баланса — это прогноз доходов и расходов всех бюджетов по территории РФ. Он составляется на основе отчетного баланса за предыдущий год и прогноза социально-экономического развития на будущий период. Этот баланс отражает общий объем финансовых ресурсов, имеющихся в стране, и их распределение между федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Федерации и бюджетами местного самоуправления. Сводный финансовый баланс позволяет принимать решения об изменениях в распределении ресурсов между бюджетами.
Из перечисленных документов следует отметить перспективный финансовый план. Он составляется на основе среднесрочного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и содержит данные о прогнозных возможностях бюджета по мобилизации доходов и финансированию основных расходов.
Перспективный финансовый план законодательно не утверждается. Он разрабатывается в целях информирования законодательных органов о предполагаемых среднесрочных тенденциях развития экономики и социальной сферы. Этот план разрабатывается на три года, из которых: первый год — это год, на который составляется бюджет; следующие два года — плановый период.
Перспективный финансовый план ежегодно корректируется с учетом показателей уточненного среднесрочного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации. Он составляется по укрупненным показателям бюджетной классификации.
Обратимся теперь непосредственно к процессу составления бюджета. В Бюджетном кодексе РФ выделены два этапа этого процесса. Для учебных целей мы разобьем их на подэтапы.
Первый этап — это разработка на основе плана-прогноза экономики основных характеристик проекта федерального бюджета. Данный этап имеет следующие подэтапы:Одновременно завершается разработка законопроектов, принятие которых должно быть учтено в проекте бюджета. К ним относятся законопроекты о минимальном размере оплаты труда и минимальном размере пенсии;
Составленный правительством РФ проект федерального бюджета рассматривается и утверждается Государственной думой.
Проект федерального бюджета должен поступить в Государственную думу не позднее 24 часов 15 августа текущего года. Одновременно проект бюджета предоставляется президенту РФ для ознакомления.
Государственная дума рассматривает проект закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в первом чтении в течение 30 дней со дня его внесения.
Первое чтение бюджета
При рассмотрении Государственной думой проекта закона о федеральном бюджете в первом чтении обсуждается его концепция, прогноз социально-экономического развития страны, основные направления бюджетной и налоговой политики на очередной финансовый год, проект программы государственных внешних заимствований. При первом чтении утверждаются основные характеристики федерального бюджета:
При утверждении в первом чтении основных характеристик проекта федерального бюджета, поступившего из правительства РФ, Государственная дума не имеет права увеличивать его доходы и дефицит без согласия правительства РФ.
В случае отклонения проекта закона о федеральном бюджете на очередной год в первом чтении Государственная дума обладает полномочиями:
По итогам рассмотрения проекта закона о федеральном бюджете принимается постановление Государственной думы об одобрении проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в первом чтении.
Второе чтение
При рассмотрении Государственной думой проекта закона о федеральном бюджете во втором чтении утверждаются расходы федерального бюджета по разделам функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации в пределах общего объема расходов федерального бюджета, утвержденного в первом чтении, а также общий объем Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации.
Комитет по бюджету разрабатывает и вносит на рассмотрение Государственной думой проекта постановления о принятии проекта закона о федеральном бюджете во втором чтении
Государственная дума рассматривает во втором чтении указанный законопроект в течение 15 дней со дня его принятия в первом чтении.
Если Государственная дума отклоняет во втором чтении проект закона о федеральном бюджете на очередной год, она передает указанный законопроект в согласительную комиссию.
Третье чтение
При рассмотрении Государственной думой проекта закона о федеральном бюджете в третьем чтении утверждаются расходы по подразделам функциональной классификации и главным распорядителям средств по всем четырем уровням функциональной классификации, а также распределяются средства Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ по субъектам Федерации, Федеральной адресной инвестиционной программы на очередной год и Программы государственных внешних заимствований РФ на очередной год.
Государственная дума рассматривает в третьем чтении проект закона о бюджете на очередной год в течение 25 дней со дня принятия этого законопроекта во втором чтении.
Общая сумма ассигнований по каждому разделу функциональной классификации с учетом принятых поправок не должна превышать сумму расходов по соответствующему разделу, утвержденному во втором чтении проекта закона о федеральном бюджете на очередной год.
Четвертое чтение
Государственная дума рассматривает в четвертом чтении проект закона о федеральном бюджете в течение 15 дней со дня принятия указанного законопроекта в третьем чтении.
При рассмотрении в четвертом чтении законопроект о федеральном бюджете голосуется в целом. Внесение в него поправок не допускается.
Принятый Государственной думой закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год в течение пяти дней со дня принятия передается на рассмотрение Совета Федерации. Совет Федерации рассматривает закон о федеральном бюджете на очередной год в течение 14 дней со дня представления Государственной думой. Совет Федерации обладает правом либо принять, либо отклонить закон о федеральном бюджете. Но он не может вносить в него изменения или дополнения.
В случае отклонения закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год Советом Федерации указанный федеральный закон передается в согласительную комиссию.
При несогласии Государственной думы с решением Совета Федерации закон о федеральном бюджете на очередной год считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей общего числа депутатов Государственной думы.
В случае отклонения президентом РФ федерального закона о бюджете на очередной год этот закон передается в согласительную комиссию. В состав этой комиссии включается представитель Президента РФ.
Если закон о федеральном бюджете не принят в установленный срок, то правительство РФ имеет право осуществлять в следующем году расходы, руководствуясь бюджетом на предшествующий год, но в размерах не более 1/12 прежних ассигнований в расчете на месяц.
Если закон о федеральном бюджете не принят в течение 3-х месяцев нового финансового года, то правительство РФ продолжает осуществлять текущие расходы, но теряет право:В хозяйственной жизни могут складываться обстоятельства, которые приводят к нарушениям ранее сделанных прогнозов социально-экономического развития и соответственно параметров принятого бюджета. Такими обстоятельствами могут стать как негативные события внутри страны, так и резкие колебания конъюнктуры мирового рынка. Но возможны иные ситуации, когда фактические доходы бюджета значительно превышают запланированные.
В случае снижения ожидаемых поступлений доходов в федеральный бюджет более чем на 10% годовых назначений, правительство РФ обязано внести в Государственную думу проект закона о внесении изменений и дополнений в закон о федеральном бюджете. Одновременно в Государственную думу вносятся документы:
Государственная дума должна рассмотреть этот законопроект во внеочередном порядке в течение 15 дней в трех чтениях.
Если проект федерального закона о внесении изменений и дополнений в закон о федеральном бюджете не принимается в установленный срок, правительство РФ имеет право на пропорциональное сокращение расходов федерального бюджета до момента принятия законодательного решения по данному вопросу.
Сокращение бюджетных расходов получило название секвестра. Это достаточно редкая процедура и применяется она в исключительных случаях.
В предшествующие годы использовалось понятие "защищенные статьи бюджета". Расходы по таким статьям должны были финансироваться в первоочередном порядке. Они не подлежали секвестированию.
Федеративное бюджетное устройство Российской Федерации предопределяет особое значение федерального бюджета в распределении и перераспределении общественных финансов. Стоит отметить, что мобилизация бюджетных средств в России характеризуется достаточно высокой централизацией финансов, которые в дальнейшем путем распределения поступают в нижестоящие бюджеты. Это позволяет контролировать существенную долю денежных потоков в государстве. Однако это тормозит движение денежных средств и количество оборотов снижается, а сроки реализации программных мероприятий отодвигаются. Поэтому часть расходов реализуется несвоевременно, хотя и в течение одного финансового года. Поэтому важнейшим направлением реформирования бюджетного процесса является повышение его открытости. Эго позволит переместить центры ответственности на субфедеральный уровень.
Федеральный бюджет - эго основной финансовый документ страны и инструмент бюджетной политики, который имеет законодательную силу. Это обуславливает обязательства по исполнению всех расходных полномочий Российской Федерации. Использование федеральными органами государственной власти иных форм образования и расходования денежных средств, предназначенных для исполнения расходных обязательств Российской Федерации, не допускается. Вместе со сводом бюджетов субъектов он образует консолидированный бюджет Российской Федерации.
Современный федеральный бюджет можно представить в следующем виде (табл. 5.6).
Таблица 5.6
Это обобщенная форма бюджета детализируется по всем указанным наименованиям. Рассмотрим состав федерального бюджета более подробно.
Наполнение бюджета происходит в основном за счет налоговых и прочих обязательных платежей. На уровне Российской Федерации аккумулируются по 100%-ному нормативу следующие поступления:
За счет поступлений от нефтегазовой отрасли в составе федерального бюджета формируются следующие фонды:
Резервный фонд Российской Федерации (РФР), представляет собой часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учету, управлению и использованию в целях обеспечения сбалансированности (покрытия дефицита) федерального бюджета. Он формируется за счет дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета в случае, если накопленный объем средств Резервного фонда не достигает его нормативной величины (7% от ВВП). Дополнительные нефтегазовые доходы федерального бюджета определяются как разница между нефтегазовыми доходами, рассчитанными исходя из прогнозируемой цены на нефть либо поступившими в федеральный бюджет за отчетный финансовый год, и нефтегазовыми доходами, рассчитанными исходя из базовой цены на нефть;
- Фонд национального благосостояния (ФНБ), представляет собой часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учету и управлению в целях обеспечения софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан Российской Федерации, а также обеспечения сбалансированности (покрытия дефицита) бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации. Он также формируется за счет дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета в случае, если накопленный объем средств Резервного фонда достигает его нормативной величины, т.е. 7% от ВВП.
Таким образом, эти фонды формируются в составе федерального бюджета для поддержания стабильности бюджетной системы, так как их средства могут быть направлены на погашение обязательств государства. Их объем, как и доходы всего федерального бюджета, напрямую связаны с биржевыми ценами на сырье.
Кроме перечисленных фондов в составе федерального бюджета формируются целевые фонды для финансовой поддержки территорий:
Фонд финансовой поддержки регионов (ФФПР);
Среди отраслевых целевых фондов можно выделить Дорожный фонд, который формируется в составе бюджетов различных уровней для целевого финансирования инфраструктурных проектов.
К сожалению, наибольшую долю всех поступлений формируют отрасли нефтегазового сектора экономики, что влечет за собой следующие риски:
Все это связано с нестабильностью цен на сырье, которое в условиях кризиса характеризуется существенной волатильностью.
Принято считать, что доходы федерального бюджета Российской Федерации существенно зависят от биржевых цен на сырье, прежде всего, на нефть. Марка нефти Brent определяет ценовые тенденции на сырьевом рынке нефти, поэтому ориентиром служит именно она, хотя в России добывается нефть марки Urals. Конечно, биржевые цены характеризуются волатильностью.
Если посмотреть, как изменялись биржевые цены на нефть марки Brent и доходы федерального бюджета, то такая взаимосвязь действительно просматривается (рис. 5.1).
Именно поэтому Правительство РФ заявляет о необходимости проведения структурных реформ экономики. Рассмотрим структуру доходов федерального бюджета в табл. 5.7.
Наблюдается стабильность в структуре источников пополнения федерального бюджета. В структуре доходов от внешнеэкономической деятельности большую часть составляют вывозные пошлины па товары сырьевого сектора экономики (нефть, газ и нефтепродукты).
Это относится к регулярным сборам и платежам за пользование природными ресурсами. Таким образом, структура федерального бюджета иллюстрирует серьезную проблему российской экономики - отсутствие отраслевой диверсификации. По мнению некоторых экспертов, доля «углеводородных» статей федерального бюджета составляла 58% в 2014 г. К сожалению, это подтверждается статистикой.
Рис. 5.1. Изменение цен на нефть марки Brent и доходов федерального бюджета Российской Федерации в 2008-2014 гг.:
Щ - динамика цен нефти Brent,
Изменение доходов федерального бюджета РФ
Таблица 5.7
Структура доходов федерального бюджета Российской Федерации
за 2011-2014 гг., %
Безусловно, в зависимость от нефтегазовых отраслей попадают и расходные статьи бюджета, однако существует эффект запаздывания, поэтому изменение бюджетных расходов проявляется позже, вслед за изменениями биржевых цен на нефть (рис. 5.2).
Современный федеральный бюджет России в публикациях часто называют «социальным бюджетом». Вообще, отечественная бюджетная система достаточно социально-ориентирована, что требует качественной мобилизации доходов.
Рис. 5.2. Изменение цен на нефть марки Brent и расходов федерального бюджета Российской Федерации в 2008 2014 гг.:
Рассмотрим структуру расходов бюджета федерации более подробно. По составу расходы федерального бюджета можно классифицировать на следующие группы:
В предыдущем параграфе уже приводились различные группировки расходов, поэтому рассмотрим состав расходов федерального бюджета России по основным направлениям в табл. 5.8.
Таблица 5-8
Структура расходов федерального бюджета Российской Федерации за 2011-2014 гг., %
Таким образом, федеральный бюджет можно назвать социально-ориентированным. Что касается обеспечения безопасности и обороны, то доля затрат на их финансирование возрастает в связи со сложной геополитической ситуацией. В прочих расходах существенную долю составляют межбюджетные трансферты. Тенденции к росту финансирования наблюдаются и по направлению развития национальной экономики, без которой невозможно поддерживать социальную сферу.
Вопросы практики
Сложившиеся структурные проблемы экономики требуют от государства проведения активной бюджетно-налоговой политики. Уже реализуется оптимизация бюджетных расходов, однако она не даст должного эффекта без мобилизации доходов в бюджет. Если рассматривать опыт зарубежных стран с развитой экономикой, то можно увидеть существенную долю ВВП в составе общегосударственного бюджета. Если в Российской Федерации аккумулируется не более 20% ВВП, то в Германии - 35%, в США - 40%.
Конечно, противники такой политики заявляют о слишком высокой нагрузке на бюджет по финансированию социальной сферы, но смешанная модель экономики предполагает прямое участие государства в решении не только экономических, но и социальных проблем. Если таких изменений не произойдет, то, в скором времени, федеральный бюджет на сможет в полном объеме исполнять обязательства по социальным направлениям.
Совершенствование системы бюджетного финансирования заключается в реализации программного подхода. Это позволяет сопоставить бюджетные затраты с достигнутыми результатами и оценить эффективность их реализации. Все разделы функциональной классификации представлены в форме программ и подпрограммных мероприятий, которые разрабатывают главные распорядители бюджетных средств. Конечно, не все расходы можно запланировать в форме программ, однако, большая часть расходов федерального бюджета представлена в таком виде. К настоящему времени Правительством РФ утверждены 40 государственных программ из 42 (утверждение программ «Развитие пенсионной системы» и «Обеспечение обороноспособности страны» планируется в более поздние сроки). Начиная с 2014 г., федеральный бюджет сформирован и исполняется в «программном» формате с классификацией расходов по государственным программам и подпрограммам (в том числе утвержденным федеральным целевым программам).