Федеральные службы министерства промышленности и торговли рф. Министерство промышленности и торговли российской федерации. Ведомственные знаки отличия

Тема:

Цель: Закрепить знание основ государственной системы, российского законодательства, направленных на защиту населения от внешних и внутренних угроз

Задачи:

Закрепить знания о государственных службах, направленных на защиту населения от внешних и внутренних угроз;

Определить основные функции государственных службах, направленных на защиту населения от внешних и внутренних угроз;

Изучить нормативно – правовую базу государственных службах, направленных на защиту населения от внешних и внутренних угроз.

5. Оформить ответ в виде таблицы.

6. Сдать на контроль преподавателю.

Литература:

Интернет – ресурсы:

Теоретическая часть:

Государственные службы по охране здоровья и безопасности граждан

Государственными службами по охране здоровья и безопасности граждан являются:

1. противопожарная служба Российской Федерации;

2. милиция Российской Федерации;

3. служба скорой медицинской помощи;

4. государственная санитарно-эпидемиологическая служба Российской Федерации;

5. гидрометеорологическая служба.

Противопожарная служба Российской Федерации создана в целях защиты граждан, личного, общественного и государственного имущества от пожаров и реализации на территории субъектов Российской Федерации единой государственной политики в области пожарной безопасности. Правовые основы деятельности противопожарной службы РФ заложены в Федеральном законе от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности». Государственная противопожарная служба является самостоятельной оперативной службой в составе Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).

Кроме государственной противопожарной службы в систему пожарной охраны входят:


  • ведомственная пожарная охрана;

  • добровольная пожарная охрана;

  • объединения пожарной охраны.
Основными задачами противопожарной службы являются:

  • организация и осуществление профилактики пожаров на территории субъектов Российской Федерации;

  • организация и осуществление тушения пожаров и проведение аварийно-спасательных работ на территории субъектов Российской Федерации;

  • спасение людей и имущества при пожарах.
Согласно Федеральному закону «О милиции» от 18 апреля 1991 г. № 1026-1 (действует в последней редакции от 22 декабря 2008 г. № 272-ФЗ) милиция (полиция) в Российской Федерации  это система «государственных органов исполнительной власти, призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств и наделенных правом применения мер принуждения» в пределах, установленных законом.

Задачами полиции являются:


  • обеспечение безопасности личности;

  • предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;

  • выявление и раскрытие преступлений;

  • охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности;

  • защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности;

  • оказание помощи физическим и юридическим лицам в защите их прав и законных интересов.
Деятельность полиции строится в соответствии с принципами уважения прав и свобод человека и гражданина, законности, гуманизма, гласности.

Стоящие перед ней задачи российская полиция решает в тесном взаимодействии с другими государственными органами и организациями, общественными объединениями, трудовыми коллективами и отдельными гражданами.

Следует различать криминальную полицию (занимается выявлением, предупреждением, пресечением и раскрытием преступлений) и полицию общественной безопасности (занимается обеспечением безопасности граждан и общественного порядка).

В своей деятельности криминальная полиция подчиняется Министерству внутренних дел РФ, а полиция общественной безопасности  соответствующим органам исполнительной власти субъектов РФ.

Полиция защищает права и свободы человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Полиции запрещается прибегать к пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению. Сотрудник милиции во всех случаях ограничения прав и свобод гражданина обязан разъяснить ему основание и повод такого ограничения, а также возникающие в связи с этим его права и обязанности.

Задержанные полицией лица могут реализовать установленное законом право на юридическую помощь. По их просьбе (а в случае задержания несовершеннолетних  в обязательном порядке) о задержании сообщается родственникам либо администрации по месту работы или учебы. Полиция обязана обеспечить лицу возможность ознакомления с документами и материалами, в которых непосредственно затрагиваются его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

Полиция не имеет права собирать, хранить, использовать и распространять информацию о частной жизни лица без его согласия, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

Служба скорой медицинской помощи  социально значимая служба, представленная в Российской Федерации станциями (отделениями) скорой медицинской помощи, организуемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Служба скорой медицинской помощи является первым звеном медицинского обеспечения при ликвидации медицинских последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий. Организационно-методическое руководство службой скорой медицинской помощи осуществляется Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и подчиненными ему органами управления здравоохранения субъектов Российской Федерации с учетом научных разработок научно-исследовательских институтов и профильных кафедр вузов.

Служба скорой медицинской помощи решает следующие задачи:


  • оказание скорой медицинской помощи при состояниях, угрожающих жизни и здоровью больного;

  • транспортировка больных по экстренным показаниям в лечебно-профилактические учреждения;

  • участие в ликвидации медицинских последствий чрезвычайных происшествий, аварий, катастроф и стихийных бедствий.
Каждый гражданин Российской Федерации и иное лицо, находящееся на ее территории, имеет право на получение бесплатной экстренной медицинской помощи на догоспитальном этапе круглосуточно, во все дни недели. Такая помощь оказывается выездными бригадами «скорой помощи»  основными функциональными единицами службы скорой медицинской помощи.

Государственная санитарно-эпидемиологическая служба Российской Федерации представляет собой систему органов, предприятий и учреждений, действующих в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и профилактики заболеваний человека.

Существенной задачей Государственной санитарно-эпидемиологической службы РФ является предупреждение, выявление и ликвидация вредного и опасного влияния среды обитания человека на его здоровье.

Основное назначение гидрометеорологической службы  мониторинг окружающей природной среды, выявление ее загрязнения, в том числе загрязнение ионосферы и околоземного космического пространства, предоставление информации о состоянии окружающей среды и опасных природных явлениях.

Гидрометеорологическая служба осуществляет свою деятельность на основе следующих принципов:


  • единство, глобальность, непрерывность и сопоставимость наблюдений за состоянием окружающей природной среды, ее загрязнением;

  • единство методов сбора, обработки, хранения и распространения полученной в результате наблюдений информации;

  • интеграция с внутригосударственными и международными системами мониторинга окружающей природной среды, ее загрязнения;

  • эффективность использования информации о фактическом и прогнозируемом состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении;

  • обеспечение достоверности информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении и ее доступности для пользователей (потребителей);

  • безопасность проведения работ по активному воздействию на метеорологические и другие геофизические процессы;

  • соответствие деятельности гидрометеорологической службы задачам охраны здоровья населения, защиты окружающей природной среды и обеспечения экологической безопасности.
Контрольные вопросы:

  1. Каковы функции противопожарной службы Российской Федерации?

  2. Какие задачи решает милиция Российской Федерации?

  3. Охарактеризуйте деятельность службы скорой медицинской помощи.

  4. Каковы функции государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации?

  5. Назовите принципы, лежащие в основе гидрометеорологической службы России.
Практическая работа №8
Тема: Планирование и проведение мероприятий гражданской обороны

Цель: закрепить знания основ государственной системы, российского законодательства, направленных на защиту населения от внешних и внутренних угроз.

Задачи: - определитьоснову плана гражданской обороны и защиты населения;

Изучить нормативно – правовую основу планирования и проведения мероприятий гражданской обороны;

Применять на практике полученные знания.

1. Изучить литературу по теме.

2. Составить план или графическую структуру ответа.

3. Выделить основные понятия.

4. Ввести в текст дополнительные данные, характеризующие объект изучения.

5. Оформить ответ в виде теста.

6. Решить тест.

7. Сдать на контроль преподавателю.

Литература:

А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников Основы безопасности жизнедеятельности. 10 класс: учебник для общеобразоват. учреждений: базовый и профил. уровни / А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников; под ред. А.Т.Смирнова; Рос. акад. Наук, Рос. акад. Образования, изд-во Просвещение – 3-е изд., 2011. – 351 с., л. ил.

Интернет – ресурсы:

1. BiblioFond.ru›view.aspx?id=785942

2. StudFiles.ru›preview/5661785/page:14/

3. nsportal.ru›Школа›ОБЖ›…/osnovy-bezopasnosti

4. vtpp-spo.ru›downloads/files/lektsiioudb.06.pdf

Теоретическая часть:

Планирование мероприятий гражданской обороны включает оперативное планирование, которое является составной частью подготовки и ведения гражданской обороны и имеет основной целью обеспечение организованного перевода гражданской обороны с мирного на военное время, проведения мероприятий по защите населения, его первоочередному жизнеобеспечению и повышению устойчивости функционирования объектов экономики в военное время, поддержанию в готовности систем управления, связи и оповещения, а также по созданию группировок сил и средств для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в возможных очагах поражения и их всестороннего обеспечения.

В обязательном порядке разрабатываются План гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации, планы гражданской обороны федеральных органов исполнительной власти, планы гражданской обороны и защиты населения субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, планы гражданской обороны организаций.

План гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации разрабатывается Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в соответствии с Положением о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. № 868.

Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления разрабатывают и реализуют планы гражданской обороны, а организации планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне в соответствии с Федеральным законом «О гражданской обороне».

В соответствии с пунктом 5 постановления Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 г. № 804 «Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации» ведение гражданской обороны осуществляется:

в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях - на основе соответствующих планов гражданской обороны и защиты населения субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;

в федеральных органах исполнительной власти и организациях - на основе соответствующих планов гражданской обороны федеральных органов исполнительной власти и организаций.

План гражданской обороны и защиты населения (план гражданской обороны) представляет собой комплекс документов, в которых на основе оценки возможной обстановки детализируется решение соответствующего руководителя гражданской обороны по реализации мероприятий ГО, действиям органов управления и сил гражданской обороны, намечаются целесообразные способы и последовательность выполнения важнейших оперативных задач, порядок взаимодействия, организации всех видов обеспечения и управления мероприятиями гражданской обороны.

План гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации разрабатывается на основе единых подходов к отражению возможных вооружённых агрессий в рамках подготовки Плана обороны Российской Федерации. Наиболее вероятный сценарий ведения военных действий на территории Российской Федерации предусматривает применение по объектам тыла только обычных, специальных или высокоточных неядерных боеприпасов, имеющихся на вооружении вероятного противника.

В основу Плана гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации заложены базовые сценарии ведения войн и вооружённых конфликтов, согласованные с Генеральным штабом Вооружённых сил Российской Федерации. Впервые в практике планирования оценка возможной обстановки была возложена на территориальные органы МЧС России. Это обусловлено тем, что грамотно выбрать объекты, разрушение которых окажет существенное влияние на условия жизнеобеспечения региона и устойчивость его функционирования, можно только зная реальную обстановку на данной территории. Исходя из данного порядка планирования мероприятий гражданской обороны издан приказ МЧС России от 16.03.2012 № 70, на основе которого органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и федеральные органы исполнительной власти разрабатывают планы гражданской обороны и защиты населения (планы гражданской обороны).

Текстовая часть планов гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации состоят из разделов:

общие положения;

оценка возможной обстановки на территории Российской Федерации при ведении военных действий;

организация управления гражданской обороной в Российской Федерации;

порядок приведения в готовность гражданской обороны в Российской Федерации;

порядок приведения в готовность сил гражданской обороны;

ведение гражданской обороны.

Текстовая часть планов гражданской обороны и защиты населения субъектов Российской Федерации и муниципальных образований состоит из трех разделов:

краткая оценка возможной обстановки после нападения противника с применением современных средств поражения;

выполнение мероприятий по гражданской обороне при приведении в готовность гражданской обороны;

Текстовая часть гражданской обороны федеральных органов исполнительной власти состоят из разделов:

краткая оценка возможной обстановки в результате воздействия противника;

выполнение мероприятий при планомерном приведении в готовность гражданской обороны;

выполнение мероприятий по гражданской обороне при внезапном нападении противника.

Основу плана гражданской обороны и защиты населения составляет его оперативная часть – детально разработанное решение на подготовку и ведение гражданской обороны – на карте с пояснительной запиской.

К планам разрабатываются необходимые приложения, в которых раскрывается и детализируется содержание текстовой части.

План гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации разрабатывается МЧС России, согласовывается с Минобороны России и представляется на утверждение Президенту Российской Федерации.

План гражданской обороны и защиты населения субъекта Российской Федерации:

согласовывается с начальником регионального центра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и руководителями органов военного управления – командующим войсками военного округа и начальником территориального гарнизона;

подписывается заместителем высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (заместителем руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации);

утверждается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

План гражданской обороны и защиты населения муниципального образования:

согласовывается с начальником Главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации и руководителем органа военного управления – начальником местного гарнизона. В случае отсутствия на территории муниципального образования местного гарнизона план гражданской обороны и защиты населения муниципального образования согласовывается с начальником территориального гарнизона.

Подписывается руководителем структурного подразделения органа местного самоуправления, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны;

утверждается руководителем органа местного самоуправления.

По решению органов местного самоуправления городским и сельским поселениям, входящим в состав муниципального образования, направляются соответствующие выписки из плана гражданской обороны и защиты населения муниципального образования.

План гражданской обороны федерального органа исполнительной власти согласовывается с Главным управлением МЧС России по городу Москве и МЧС России, подписывается руководителем структурного подразделения, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны федерального органа исполнительной власти, утверждается руководителем федерального органа исполнительной власти.

План гражданской обороны организации, отнесенной к категориям по гражданской обороне согласовывается с органом местного самоуправления и Главным управлением МЧС России по субъекту Российской Федерации, подписывается работником, уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны организации, утверждается руководителем организации.

План гражданской обороны и защиты населения (планы гражданской обороны) ежегодно уточняется до 1 марта по состоянию на 1 января текущего года, а также при принятии Президентом Российской Федерации решения о непосредственной подготовке к переводу Российской Федерации на условия военного времени при нарастании угрозы агрессии против Российской Федерации до объявления мобилизации в Российской Федерации.

Корректировка планов гражданской обороны осуществляется при необходимости в ходе ведения гражданской обороны в соответствии с реально складывающейся обстановкой.

Переработка плана гражданской обороны осуществляется в случае существенных изменений структуры федерального органа исполнительной власти (организации) по решению соответствующего руководителя федерального органа исполнительной власти (организации) или по решению МЧС России.

Предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты

Проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки

Проведение аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

Первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при проведении военных действий или вследствие этих действий, в том числе медицинское обслуживание, оказание первой помощи, срочное предоставление жилья и принятие других необходимых мер

Борьба с пожарами, возникшими при ведении военных действий или вследствие этих действий

Обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению

Санитарная обработка населения, обеззараживание зданий и сооружений, специальная обработка техники и территорий

Восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствии этих действий а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

Срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время

Срочное захоронение трупов в военное время

Обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны

Контрольные вопросы:

1. Что включает в себя планирование мероприятий гражданской обороны?

2. Кем разрабатывается план гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации?

3. Из каких разделов состоит текстовая часть планов гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации?

4. С кем согласовывается и подписывается план гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации?

5. Какие мероприятия включает в себя план гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации?

Практическая работа №9

О Министерстве промышленности и торговли РФ
Постановление Правительства РФ № 438 от 5 июня 2008 г.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2008 г. №724
"Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти"

Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение о Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации.
2. Разрешить Министерству промышленности и торговли Российской Федерации иметь 6 заместителей Министра, в том числе одного статс-секретаря - заместителя Министра, и в структуре центрального аппарата до 22 департаментов по основным направлениям деятельности.
3. Установить предельную численность работников центрального аппарата Министерства промышленности и торговли Российской Федерации в количестве 1075 единиц (без персонала по охране и обслуживанию зданий), работников территориальных органов - 283 единиц (без персонала по охране и обслуживанию зданий).
4. Осуществить:

а) формирование предельной численности работников центрального аппарата Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, установленной в соответствии с пунктом 3 настоящего постановления, и финансовое обеспечение расходных обязательств по предоставлению Министерству бюджетных ассигнований в следующем порядке:
527 единиц - за счет 527 единиц предельной численности работников центрального аппарата преобразованного Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации и бюджетных ассигнований, предусмотренных Министерству в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций;
446 единиц - за счет предельной численности работников центрального аппарата упраздненного Федерального агентства по промышленности и бюджетных ассигнований, предусмотренных Агентству в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций;
102 единицы - за счет 102 единиц предельной численности работников центрального аппарата преобразованного Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации и бюджетных ассигнований, предусмотренных Министерству в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций;
б) формирование предельной численности работников территориальных органов Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, установленной в соответствии с пунктом 3 настоящего постановления, и финансовое обеспечение расходных обязательств по предоставлению Министерству бюджетных ассигнований за счет передачи предельной численности работников территориальных органов преобразованного Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации и бюджетных ассигнований, предусмотренных территориальным органам Министерства на руководство и управление в сфере установленных функций.

5. Министерству промышленности и торговли Российской Федерации внести в Правительство Российской Федерации в установленном порядке предложения о приведении актов Правительства Российской Федерации в соответствие с Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2008 г. № 724 "Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти" и настоящим постановлением.
6. Согласиться с предложением Министерства промышленности и торговли Российской Федерации о размещении в установленном порядке его центрального аппарата в г. Москве, Китайгородский проезд, д. 7, ул. Щепкина, д. 42, строения 1 и 2, Миусская пл., д. 3, Трубниковский пер., д. 19.
7. Установить, что в ведении Министерства промышленности и торговли Российской Федерации находятся организации, ранее находившиеся в ведении Федерального агентства по промышленности.
8. Министерству промышленности и торговли Российской Федерации внести в Правительство Российской Федерации в установленном порядке предложения об отнесении к ведению Министерства организаций, ранее находившихся в ведении Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации и Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации в сфере установленных функций.
9. Установить, что до внесения изменений в соответствующие нормативные правовые акты Российской Федерации Министерство промышленности и торговли Российской Федерации осуществляет:
лицензирование отдельных видов деятельности, отнесенных к его компетенции;
в пределах своей компетенции контроль за экспортом и импортом химикатов, микроорганизмов и других биологических агентов и токсинов, оборудования, научно-технической информации и услуг, которые могут быть использованы при создании химического и бактериологического (биологического) оружия, а также других товаров и технологий, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники, в соответствии с утвержденными списками контролируемых товаров и технологий.
10. Внести в постановление Правительства Российской Федерации от 17 июня 2004 г. № 294 "О Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 25, ст. 2575; № 44, ст. 4357; 2006, № 37, ст. 3881) следующие изменения:

а) в пункте 4 слова "Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации" заменить словами "Министерства промышленности и торговли Российской Федерации";
б) в Положении о Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии, утвержденном указанным постановлением:
в пунктах 2 и 3 слова "Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации" заменить словами "Министерства промышленности и торговли Российской Федерации";
в абзацах первом и третьем пункта 8 и подпункте 9.2 слова "Министр промышленности и энергетики Российской Федерации" в соответствующем падеже заменить словами "Министр промышленности и торговли Российской Федерации" в соответствующем падеже;
в подпункте 9.8 слова "Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации" заменить словами "Министерства промышленности и торговли Российской Федерации".

11. Признать утратившими силу акты Правительства Российской Федерации согласно прилагаемому перечню.

Председатель Правительства
Российской Федерации В.Путин

УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 5 июня 2008 г. N 438

ПОЛОЖЕНИЕ
о Министерстве промышленности и торговли
Российской Федерации

I. Общие положения

1. Министерство промышленности и торговли Российской Федерации (Минпромторг России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим:
функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере промышленного и оборонно-промышленного комплексов, а также в области развития авиационной техники, технического регулирования и обеспечения единства измерений, науки и техники в интересах обороны и безопасности государства, внешней и внутренней торговли;
функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере машиностроения, металлургической, химической, фармацевтической, биотехнологической, медицинской, легкой, лесной, целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей, электронной, авиационной и судостроительной промышленности, промышленности средств связи, радиопромышленности, промышленности боеприпасов и специальной химии, химического разоружения, промышленности обычных вооружений;
функции по поддержке экспорта промышленной продукции, обеспечения доступа на рынки товаров и услуг, выставочной и ярмарочной деятельности, по проведению расследований, предшествующих введению специальных защитных, антидемпинговых или компенсационных мер при импорте товаров, по применению мер нетарифного регулирования, а также функции уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственное регулирование внешнеторговой деятельности, за исключением вопросов таможенно-тарифного регулирования и вопросов, связанных с присоединением Российской Федерации к Всемирной торговой организации;
функции федерального органа по техническому регулированию.
Министерство промышленности и торговли Российской Федерации является уполномоченным (национальным) органом Российской Федерации по выполнению Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и его уничтожении и Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении.
2. Министерство промышленности и торговли Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности подведомственного Министерству Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии.
3. Министерство промышленности и торговли Российской Федерации руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также настоящим Положением.
4. Министерство промышленности и торговли Российской Федерации осуществляет свою деятельность непосредственно, через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

II. Полномочия

5. Министерство промышленности и торговли Российской Федерации осуществляет следующие полномочия:

5.1. вносит в Правительство Российской Федерации проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и другие документы, по которым требуется решение Правительства Российской Федерации, по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности Министерства и к сфере деятельности подведомственного ему федерального агентства, а также проект плана работы и прогнозные показатели деятельности Министерства;
5.2. на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации самостоятельно принимает следующие нормативные правовые акты:

5.2.1. порядок, объем, формы и сроки предоставления информации для ведения сводного реестра организаций оборонно-промышленного комплекса и уникальной стендовой испытательной базы, а также для принятия решений о включении организаций в реестр и об их исключении из реестра;
5.2.2. перечень взаимных поставок специальных комплектующих изделий и материальных ресурсов для изготовления продукции военного и гражданского назначения в рамках производственной кооперации организаций государств - участников Содружества Независимых Государств;
5.2.3. порядок формирования, ведения и сохранения культур промышленных микроорганизмов;
5.2.4. порядок ведения единого реестра зарегистрированных систем добровольной сертификации;
5.2.5. формы декларации о соответствии продукции нормам технических регламентов;
5.2.6. правила регистрации деклараций о соответствии продукции нормам технических регламентов;
5.2.7. формы сертификата соответствия продукции нормам технических регламентов;
5.2.8. порядок передачи сведений о выданных сертификатах соответствия в единый реестр выданных сертификатов;
5.2.9. порядок исполнения функций национальным органом по стандартизации;
5.2.10. порядок формирования экспертных комиссий по техническому регулированию;
5.2.11. правила создания, утверждения, хранения и применения эталонов единиц величин;
5.2.12. метрологические правила и нормы;
5.2.13. порядок разработки и аттестации методики выполнения измерений;
5.2.14. перечни групп средств измерений, подлежащих поверке;
5.2.15. порядок представления средств измерений на поверку и испытания, а также установления интервалов между поверками;
5.2.16. порядок аккредитации на право выполнения калибровочных работ и выдачи сертификата о калибровке или нанесения калибровочного знака, а также требования к выполнению калибровочных работ;
5.2.17. порядок проведения государственного метрологического надзора;
5.2.18. положение о регистрации образцов изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства по представлению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
5.2.19. нормативные правовые акты по другим вопросам в установленной сфере деятельности Министерства и подведомственного Министерству федерального агентства, за исключением вопросов, правовое регулирование которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации осуществляется исключительно федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;

5.3. размещает в установленном законодательством Российской Федерации порядке заказы на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, на проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ для государственных нужд в установленной сфере деятельности, а также для обеспечения нужд Министерства;
5.4. осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти в установленной пунктом 1 настоящего Положения сфере деятельности, в том числе имущества, переданного федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным государственным учреждениям и казенным предприятиям, подведомственным Министерству;
5.5. организует выполнение работ по созданию авиационной техники;
5.6. организует и проводит расследования авиационных происшествий с экспериментальными воздушными судами;
5.7. осуществляет ведение:

5.7.1. сводного реестра организаций оборонно-промышленного комплекса;
5.7.2. государственного реестра аэродромов экспериментальной авиации Российской Федерации;
5.7.3. государственного учета воздушных судов экспериментальной авиации;
5.7.4. государственного реестра контрольно-кассовой техники;
5.7.5. ведомственного раздела государственного реестра опасных производственных объектов;
5.7.6. ведомственного регистра ядерных материалов;
5.7.7. баланса производства, распространения и применения взрывчатых материалов промышленного назначения;

5.8. осуществляет:

5.8.1. закрепление за Российской Федерацией прав на объекты интеллектуальной собственности и другие результаты научно-технической деятельности, созданные за счет средств федерального бюджета при реализации государственных контрактов, заключаемых Министерством, а также распоряжение закрепленными за Российской Федерацией правами на результаты научно-технической деятельности в целях доведения их до стадии промышленного применения и реализации готовой продукции;
5.8.2. совместно с другими государственными заказчиками формирование, согласование и доведение до сведения организаций-исполнителей, относящихся к сфере деятельности Министерства, государственного оборонного заказа, программ военно-технического сотрудничества с иностранными государствами и обеспечение в установленном порядке их выполнения этими организациями-исполнителями;
5.8.3. принятие решений по вопросам оборота в установленной сфере деятельности Министерства специальных материалов и специального оборудования для производства вооружения, боеприпасов к нему, военной техники, запасных частей, комплектующих изделий, приборов к ним и документации на их производство, а также оборота взрывчатых веществ и отходов их производства, средств взрывания, порохов промышленного назначения и пиротехнических изделий;
5.8.4. распределение инструментов и оборудования, находящихся под специальным контролем и использующихся для производства наркотических средств и психотропных веществ, по организациям, а также согласование в установленном порядке их отпуска, реализации и приобретения;
5.8.5. в установленной сфере деятельности Министерства функции органа управления использованием атомной энергии, в том числе по обеспечению физической защиты ядерных установок, радиационных источников, ядерных материалов и радиоактивных веществ, государственному учету и контролю ядерных материалов и радиоактивных веществ на ведомственном уровне;
5.8.6. в рамках реализации международных договоров Российской Федерации о производственной кооперации государств - участников Содружества Независимых Государств координацию взаимных поставок организациями, относящимися к установленной сфере деятельности Министерства, специальных комплектующих изделий и материальных ресурсов для изготовления продукции военного назначения, определение и согласование перечней таких взаимных поставок;
5.8.7. определение в установленном порядке организаций, являющихся разработчиками и производителями продукции военного назначения, участвующих в выполнении внешнеторговых контрактов на поставку продукции военного назначения;
5.8.8. внесение в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по военно-техническому сотрудничеству с иностранными государствами предложений о предоставлении российским организациям - разработчикам и производителям продукции военного назначения, осуществляющим свою деятельность в установленной сфере деятельности Министерства, права на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения;
5.8.9. в пределах своих полномочий координацию разработки, производства и испытаний авиационной техники и создания новых авиационных технологий;
5.8.10. государственное регулирование деятельности в области экспериментальной авиации;
5.8.11. проведение расследований, предшествующих введению специальных защитных, антидемпинговых или компенсационных мер в отношении импорта товаров (за исключением сельскохозяйственной и рыбной продукции), подготовку и представление в установленном порядке предложений о целесообразности введения, применения, пересмотра или отмены указанных мер;
5.8.12. выдачу лицензий и других разрешительных документов на осуществление экспортно-импортных операций с отдельными видами товаров, паспортов бартерных сделок, а также формирование и ведение федерального банка выданных лицензий;
5.8.13. выдачу разрешений на реэкспорт товаров (за исключением товаров военного и двойного назначения), происходящих с территории Российской Федерации, другими государствами - членами Евразийского экономического сообщества;

5.9. согласовывает планы и программы комплексного социально-экономического развития, генеральный план и проект планировки территории закрытых административно-территориальных образований, на территории которых располагаются подведомственные Министерству организации, а также резервирование земель для муниципальных нужд;
5.10. осуществляет экономический анализ деятельности подведомственных организаций и утверждает экономические показатели их деятельности, проводит в подведомственных организациях проверки финансово-хозяйственной деятельности и использования имущественного комплекса;
5.11. осуществляет функции государственного заказчика федеральных целевых, научно-технических и инвестиционных программ и проектов в установленной сфере деятельности Министерства;
5.12. обобщает практику применения законодательства Российской Федерации и проводит анализ реализации государственной политики в установленной сфере деятельности Министерства;
5.13. осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Министерства и реализацию возложенных на Министерство функций;
5.14. организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение устных и письменных обращений граждан, принятие по ним решений и направление ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок;
5.15. обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну;
5.16. обеспечивает мобилизационную подготовку Министерства, а также контроль и координацию деятельности находящегося в его ведении федерального агентства и подведомственных организаций по их мобилизационной подготовке;
5.17. организует профессиональную подготовку работников Министерства, их переподготовку, повышение квалификации и стажировку;
5.18. взаимодействует в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности Министерства;
5.19. осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в процессе деятельности Министерства;
5.20. организует конгрессы, конференции, семинары, выставки и другие мероприятия в установленной сфере деятельности Министерства;
5.21. осуществляет регистрацию образцов изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства;
5.22. осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности Министерства, если такие функции предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.

6. Министерство промышленности и торговли Российской Федерации в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право:

6.1. запрашивать и получать в установленном порядке сведения, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности Министерства;
6.2. учреждать в установленном порядке знаки отличия в установленной сфере деятельности Министерства и награждать ими работников, осуществляющих деятельность в установленной сфере;
6.3. привлекать в установленном порядке для проработки вопросов, отнесенных к сфере деятельности Министерства, научные и иные организации, ученых и специалистов;
6.4. создавать координационные и совещательные органы (советы, комиссии, группы и коллегии), в том числе межведомственные, в установленной сфере деятельности Министерства;
6.5. давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности Министерства;
6.6. осуществлять контроль за деятельностью подведомственных организаций;
6.7. учреждать в установленном порядке печатные средства массовой информации для публикации нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности Министерства, официальных объявлений, размещения других материалов по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности Министерства и подведомственного федерального агентства.

7. Министерство промышленности и торговли Российской Федерации в установленной сфере деятельности не вправе осуществлять функции по контролю и надзору, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента Российской Федерации или постановлениями Правительства Российской Федерации.
При осуществлении правового регулирования в установленной сфере деятельности Министерство не вправе устанавливать не предусмотренные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции и полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также не вправе устанавливать ограничения на осуществление прав и свобод граждан, прав негосударственных коммерческих и некоммерческих организаций, за исключением случаев, когда возможность введения таких ограничений актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти прямо предусмотрена Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и издаваемыми на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов и федеральных законов актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

III. Организация деятельности

8. Министерство промышленности и торговли Российской Федерации возглавляет Министр, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Правительства Российской Федерации.
Министр несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Министерство промышленности и торговли Российской Федерации полномочий и реализацию государственной политики в установленной сфере деятельности.
Министр имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Правительством Российской Федерации.
Количество заместителей Министра устанавливается Правительством Российской Федерации.
9. Структурными подразделениями Министерства промышленности и торговли Российской Федерации являются департаменты по основным направлениям деятельности Министерства. В состав департаментов включаются отделы.
10. Министр:

10.1. распределяет обязанности между своими заместителями;
10.2. утверждает положения о структурных подразделениях центрального аппарата Министерства и о его территориальных органах;
10.3. в установленном порядке назначает на должность и освобождает от должности работников Министерства;
10.4. решает в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной службе вопросы, связанные с прохождением федеральной государственной службы в Министерстве;
10.5. утверждает структуру и штатное расписание Министерства в пределах установленных Правительством Российской Федерации фонда оплаты труда и численности работников, смету расходов на его содержание в пределах утвержденных на соответствующий период ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете;
10.6. утверждает ежегодный план работы и показатели деятельности подведомственного Министерству федерального агентства, а также отчеты о его деятельности;
10.7. вносит в Правительство Российской Федерации по представлению руководителя подведомственного Министерству федерального агентства проект положения о федеральном агентстве, предложения о фонде оплаты труда и предельной численности работников федерального агентства;
10.8. вносит в Министерство финансов Российской Федерации предложения по формированию федерального бюджета и финансированию подведомственного Министерству федерального агентства;
10.9. вносит в Правительство Российской Федерации проекты нормативных правовых актов и другие документы, предусмотренные подпунктом 5.1 настоящего Положения;
10.10. представляет в Правительство Российской Федерации в установленном порядке предложения о создании, реорганизации и ликвидации федеральных государственных предприятий и учреждений, находящихся в ведении Министерства и подведомственного Министерству федерального агентства;
10.11. дает поручения подведомственному Министерству федеральному агентству и контролирует их исполнение;
10.12. отменяет противоречащие законодательству Российской Федерации решения подведомственного Министерству федерального агентства, если иной порядок отмены решений не установлен федеральным законом;
10.13. назначает на должность и освобождает от должности руководителей и заместителей руководителей территориальных органов Министерства, а также руководителей подведомственных организаций;
10.14. назначает на должность и освобождает от должности по представлению руководителя подведомственного Министерству федерального агентства заместителей руководителя федерального агентства, а также руководителей территориальных органов подведомственного Министерству федерального агентства;
10.15. представляет в установленном порядке работников Министерства и подведомственного Министерству федерального агентства и других лиц, осуществляющих деятельность в установленной сфере деятельности Министерства, к присвоению почетных званий и награждению государственными наградами Российской Федерации;
10.16. издает приказы, имеющие нормативный характер, а по оперативным и другим текущим вопросам организации деятельности Министерства - приказы ненормативного характера.

11. Финансирование расходов на содержание Министерства промышленности и торговли Российской Федерации осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете.
12. Министерство промышленности и торговли Российской Федерации является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца, счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
13. Место нахождения Министерства промышленности и торговли Российской Федерации - г. Москва.

ПЕРЕЧЕНЬ
утративших силу актов
Правительства Российской Федерации

1. Постановление Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2004 г. № 179 "Вопросы Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 15, ст. 1472).
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2004 г. № 190 "Вопросы Федерального агентства по промышленности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 15, ст. 1484).
3. Постановление Правительства Российской Федерации от 16 июня 2004 г. № 284 "Об утверждении Положения о Министерстве промышленности и энергетики Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 25, ст. 2566).
4. Постановление Правительства Российской Федерации от 16 июня 2004 г. № 285 "Об утверждении Положения о Федеральном агентстве по промышленности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 25, ст. 2567).
5. Подпункт "б" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2004 г. № 477 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов градостроительной деятельности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 38, ст. 3803).
6. Пункты 2 и 5 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2005 г. № 40 "Об утверждении Положения о Министерстве регионального развития Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, № 5, ст. 390).
7. Пункт 5 изменений, которые вносятся в постановления Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2005 г. № 513 "О введении в федеральных министерствах, руководство которыми осуществляет Правительство Российской Федерации, должности статс- секретаря - заместителя федерального министра" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, № 34, ст. 3506).
8. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. № 861 "О внесении изменения в Положение о Федеральном агентстве по промышленности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 2, ст. 221).
9. Пункт 3 изменений, которые вносятся в постановления Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2006 г. № 107 "О введении в отдельных федеральных министерствах дополнительно должности заместителя федерального министра" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 10, ст. 1105).
10. Пункты 17 и 18 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросам лицензирования отдельных видов деятельности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2006 г. № 767 "Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации по вопросам лицензирования отдельных видов деятельности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 52, ст. 5587).
11. Постановление Правительства Российской Федерации от 10 ноября 2007 г. № 770 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2004 г. № 179" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, № 47, ст. 5766).
12. Пункт 2 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросам, связанным с формированием и использованием государственных информационных ресурсов топливно- энергетического комплекса Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2008 г. № 138 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам, связанным с формированием и использованием государственных информационных ресурсов топливно-энергетического комплекса Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 10, ст. 936).
13. Постановление Правительства Российской Федерации от 26 марта 2008 г. № 208 "О внесении изменения в Положение о Министерстве промышленности и энергетики Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 13, ст. 1309).