Федеральный бюджет как распределяется. Социальные выплаты за счет средств федерального бюджета. Доходы федерального бюджета Российской Федерации

Федеральный бюджет как распределяется. Социальные выплаты за счет средств федерального бюджета. Доходы федерального бюджета Российской Федерации

Крестный путь Сына Божия в Иерусалиме — не просто достопримечательность или туристический объект. Это возможность лично и без всяких посредников прикоснуться к величайшим христианским святыням, увидеть своими глазами все то, о чем читал сотни раз в Евангелии, пережить все то, что переживали самые первые христиане Иерусалима.

Историки утверждают, что дорога Иисуса Христа от резиденции прокуратора Пилата до Голгофы — очень условное обозначение пути, который совершил Сын Божий перед смертью на кресте. За две тысячи лет Иерусалим был несколько раз практически полностью разрушен, а культурный слой навсегда скрыл от глаз людей те улицы, на которые ступала нога Спасителя.

Ученые считают, что самая известная улица священного города христиан Виа Долороза — это не что иное, как попытка средневековых монахов-пилигримов воскресить далекое прошлое. А главная задача этой улицы — укрепление веры, визуальное воплощение главной христианской догмы о Великой жертве, призванной искупить людские грехи.

Но люди едут сюда совсем не за исторической правдой. Сюда едут, чтобы услышать самого себя, чтобы забыть на время о хлопотах, проблемах, задачах и жизненных неурядицах. Потому что все людские проблемы и неурядицы здесь становятся мелкими, не стоящими внимания. Если попробовать сравнить их с той трагедией, с теми чудесами, что происходили здесь две тысячи лет назад.

Крестный путь Иисуса Христа — от дворца прокуратора Пилата до места распятия и Воскресения — Голгофы — занимает менее полутора километров. На этом пути отмечено 14 мест, связанных с самыми трагическими и триумфальными событиями, как описанными в Евангелии, так и бережно сохраненными сотнями поколений христиан в легендах и преданиях.

Сегодня на пути паломников, желающих пройти путем скорби и духовного триумфа, расположены церкви, монастыри, часовни, памятные знаки, арки. Все священные места (остановки Крестного пути) теперь принадлежат разным христианским Церквям, разным конфессиям. Но доступ ко всем святыням открыт для всякого, кто хочет лично прикоснуться к величайшему событию, дающему надежду всякому христианину в самые трудные минуты жизни вот уже более двух тысячелетий.

Не заметить эти «остановки» нельзя, они обозначены специальными знаками, табличками с надписями и указателями.

Читайте в этой статье

Начало: суд и приговор

Началом крестного пути считаются Ворота Девы Марии или, как их называют в арабском квартале Иерусалима, «Львиные». Через эти ворота Иисус въехал в город в Вербное воскресение. Здесь и начался тот самый путь к Божьей Славе через великое страдание.

Дворец иудейского прокуратора, где происходил допрос, где Спаситель пережил издевательства охраны и выслушал приговор, канул в лету. На этом месте стоит женский монастырь францисканского ордена (Сестры Сиона). Здесь можно осмотреть:

  • Темница — камера, где пребывал Иисус во время скорого и неправедного следствия;
  • Часовня Осуждения — стоит на месте, где Спасителю был зачитан смертный приговор, в подвале часовни сохранились плиты «лобного места» прокураторского двора, на котором стоял Христос;
  • Часовня Бичевания — установлена в том месте, где начался крестный путь на Голгофу, где Иисус претерпел издевательства солдат, принял терновый венец и свой Крест;
  • Монастырский музей — небольшое, но ценное собрание археологических находок I века нашей эры (открыт для осмотра только в утренние часы);
  • Ecce Homo — арка, у которой Пилат представил толпе Спасителя, где вопила толпа: «Распни его!».

Монастырь включает в себя первые две остановки Крестного пути.

Скорбный путь

Название улицы Виа Долороза переводится, как «Скорбный путь». На этом пути отмечено еще семь знаковых мест Крестного пути Иисуса Христа:

  • Польская часовня — установлена на месте Первого падения Христа под тяжестью Креста, вход в часовню украшает барельеф, изображающий падение, а само здание построено на пожертвования, собранные польскими солдатами;
  • Армянская церковь Богородицы Великомученицы — стоит на месте встречи Иисуса и Его Матери, в церковной крипте можно осмотреть византийское мозаичное панно, отмечающее место, где стояла Богородица, лицезревшая страдания и унижения Сына;
  • Францисканская часовня Симона Киринеянина — установлена в конце позапрошлого века на месте, где Симон перенял Крест у Иисуса, особым вниманием паломников пользуется место на старой стене, на которую оперся обессиленный Спаситель;
  • Греко-католическая часовня Младших сестер Иисуса — стоит на месте, где Блаженная Вероника утерла лицо Христа платком (сам платок с отпечатком лица Сына Божия хранится в Ватикане). Часовня закрыта для посещений, но ее стену вмурована колонна, обозначающая место, где стоял дом Блаженной;
  • Александровское подворье Русской Православной Церкви — расположено у порога Судных Врат, места, где осужденным на казнь еще раз зачитывали приговор или помилование. Здесь Иисус упал под тяжестью Креста во второй раз. Для осмотра доступны плиты мостовой и ступени Порога Судных Врат;
  • Харлампиев монастырь — стоит на месте, где Спаситель обратился к женщинам, оплакивавшим Его. Место обозначено небольшой каменной плитой с надписью на греческом языке: «Иисус Христос Победитель»;
  • Коптская церковь и эфиопский монастырь — место третьего и последнего падения Спасителя на Крестном пути, отсюда Иисус увидел Голгофу — место своего распятия. Место падения обозначено вмурованной в стену колонной;

Оставшиеся пять остановок пути расположены непосредственно под крышей :

  • Часовня разоблачения — стоит на месте, где с Христа сорвали одежды перед казнью;
  • Место прибития к Кресту — обозначено алтарем;
  • Место распятия — обозначено отверстие, в которое был вставлен Крест Спасителя, здесь же можно прикоснуться к самой Голгофе;
  • Снятие с креста и помазание благовониями — каменная плита, на которой тело Христа было подготовлено для погребения после смерти на Кресте;
  • Гроб господень — самое святое и почитаемое место всех христиан, часовня-кувуклия, которая стоит над местом погребения и Воскресения Сына Божия.

В храме Гроба Господня заканчивается Крестный путь Иисуса Христа на Голгофу.

Полезно знать

Лучшее время для посещения

Нет города более противоречивого и сложного, чем современный Иерусалим. Виа Долороза — сейчас очень оживленная торговая улица. Сотни торговых лавок, лотков, магазинчиков встретят вас на всем пути от Львиных ворот до храма Гроба Господня.

Если принять во внимание, что первая половина «пути» находится в арабском квартале, то станет понятно, что для торговцев всякий паломник, турист, а то и просто прохожий, это потенциальный покупатель.

Ближневосточный темперамент и умение «работать» с вялым европейским клиентом для многих приезжих становится пыткой. Поэтому, если для вас Крестный путь не просто очередная достопримечательность и увеселительная прогулка, а вереница величайших христианских святынь, приходите к Львиным воротам к 8 часам утра.

К этому времени торговцы еще не успели развернуть свои лотки и открытые витрины, а массовый турист только просыпается. Посещение Виа Долороза в эти утренние часы будет тихим, осмысленным и неторопливым.

С гидом или самостоятельно?

Есть преимущества и недостатки как в первом, так и во втором случае. Если вы предпочитаете путешествовать самостоятельно:

  • Вам не придется успевать за своей группой в ущерб своим интересам (гиды всегда спешат);
  • Вы избавитесь от необходимости выслушивать массу информации, которая вас не особо интересует;
  • Никто не будет отвлекать вас разговорами, больше напоминающими пустую болтовню;
  • Вы сэкономите на экскурсионных расходах.

Если без гида вы свое пребывание в Иерусалиме просто не представляете:

  • Вам не придется тратится на путеводитель и туристическую карту;
  • Вы сэкономите массу времени, потому что все маршруты разработаны гидами максимально удобно и целесообразно;
  • Вы сможете побывать там, куда пускают не всех;
  • Вы будете чувствовать себя уверенно, языковой барьер волновать не будет, а группа соотечественников делает ваше пребывание комфортным и беззаботным.

Выбирать, разумеется, вам. Все зависит от того, как вы привыкли проводить свободное время и насколько вы коммуникабельны.

В храме Гроба Господня

Самый главный христианский храм принадлежит сразу шести конфессиям. Несмотря на то, что время служб строго распределено не только по дням, но и по часам и минутам, то и дело вспыхивают конфликтные ситуации: люди есть люди. Увы, но здесь постоянно кто-то на кого-то кричит — католики на православных, православные на коптов, копты на сирийцев, сирийцы на армян, армяне на эфиопов и т.д.

Уходите от конфликтных мест. Отводите взгляд от разгоряченных служителей. Ваше внимание может быть расценено, как сочувствие одной из сторон.

Если, несмотря на вашу осторожность и полную толерантность, кто-то из служителей сделал вам замечание, извинитесь, даже если вы не поняли в чем ваша вина. Ваше смирение будет оценено, возможно сам строгий служитель, проникнувшись вашей покорностью, сопроводит вас во время осмотра храма и перед вами откроются те святыни, доступ к которым ограничен.

Самое главное, помните о том, что в это место приходит тот, кто хочет побыть несколько минут один на один с Господом. Все остальное — суета.

Теперь мы должны пройти пешком путь, по которому Иисус шёл от места приговора до места казни на Голгофе, так называемый Крестный путь . Перед нами узкая извилистая улица длиной 600 метров, вымощенная белым камнем. В XVI веке эта улица стала называться Виа Долороза – Дорога скорби. На протяжении этого пути происходили события, которые останавливали печальное шествие.

Начинается путь от Претории , где во Времена Иисуса находилась темница, в которой содержали узников перед судом Римского прокуратора Понтия Пилата. Здесь был заключён Иисус вместе с другими разбойниками. Мы проходим с группой по узкому проходу в небольшую пещеру. Здесь видим каменную лавку с двумя отверстиями для ног.

В помещении полумрак. Единственным украшением этого мрачного места является икона, с изображением Спасителя в окружении двух Ангелов. Здесь же Пилат вершил суд, по приговору которого Христа осудили на Крестную смерть. Здесь же в этой темнице сидел разбойник Варавва.


Вторая станция или остановка считается церковь Бичевания . Здесь Иисус подвергался бичеванию. Здесь его одели в багряную плащаницу, возложили терновый венец, и здесь он принял Крест. Купол церкви Бичевания украшен терновым венцом.


Третья остановка Крестного пути – место первого падения Иисуса . Это место отмечено небольшой католической часовней. Барельеф над дверью часовни изображает Христа, изнемогающего под тяжестью свой ноши.



Идём дальше по улице, сворачиваем на соседнюю улочку и подходим к 4 остановке. Здесь по преданию произошла встреча с матерью , которая поджидала Сына из-за угла. На этом месте стоит часовня. Над дверями барельеф с изображением встречи Иисуса с матерью. Мы прошли внутрь. На видном месте видим композиционную статую Спасителя в багряном хитоне и его матери Марии. Очень выразительна печаль и тоска в глазах и жестах несчастной женщины. На полу перед пьедесталом видны следы, где примерно стояла Мария.

На следующем перекрёстке узких улочек пятая остановка. На этом месте солдаты римской охраны, раздражённые медленным продвижением своего пленника, заставили нести деревянный крест Симона Киринейского вместо Иисуса . Это место отмечено францисканской часовней.

Справа на стене виден камень с мостовой, с углублением, который запечатлел отпечаток от руки Иисуса . Мы с благоговением приложились к этому отпечатку.

Шестая остановка Скорбного пути - это встреча с Вероникой , когда Иисус проходил мимо, она вышла ему навстречу и отёрла его лицо своим платком, смоченным в холодной воде. На платке отпечатался лик Христа. Спас Нерукотворный, который впоследствии творил чудеса, и сейчас он находится в соборе Святого Петра в Риме. Остановка отмечена часовней Св. Вероники, а кусок колонны, вмурованный в стену обозначал место, где был её дом.

Седьмая остановка - это второе падение Иисуса . Это место пересечения улиц, и оно отмечено остатком колонны. Рядом располагается францисканская часовня.

Говоря о федеральном бюджете Российской Федерации, необходимо отличать юридическое и экономическое понимание этого термина. В данной статье речь пойдет о последнем.

Прежде всего – определение. Бюджет – это экономическая категория, устойчивая общественная связь. Федеральный бюджет Росси можно охарактеризовать как общественные отношения, которые касаются формирования и дальнейшего использования федеральными властями данного финансового фонда.

В РФ структуру доходов федерального бюджета определяют таким образом:

  • По существующим потребностям страны в финансовых ресурсах;
  • По возможностям государства в мобилизации денежных ресурсов;
  • По особенностям проводимой экономической политики.

Сегодня федеральный бюджет – один из самых важных элементов макроэкономической политики, который дает возможность аккумулировать финансовые ресурсы и перераспределять их на нужды государства.

Также за счет федерального бюджета в России формируют большую часть платежного спроса – из него выплачиваются большие объемы заработной платы, покупаются услуги и товары, производятся . А по собственному содержанию федеральный бюджет Российской Федерации – это инструмент политики и, одновременно с этим, экономическая категория.

О доходах и расходах Федерального Бюджета РФ

Доходы, которые получает федеральный бюджет, делятся на два вида – неналоговые и налоговые. К последнему относят:

  • Государственную пошлину
  • Федеральные налоги, а также сборы, что устанавливаются налоговым законодательством
  • Таможенные сборы, пошлины, другие платежи

К неналоговым доходам относятся:

Нормы закона, устанавливающего федеральный бюджет на будущий год, предполагает возможность передачи местным бюджетам и бюджетам субъектов федерации.

О расходах федерального бюджета

Основные направления налоговой и бюджетной политики на очередной финансовый год – это документ, который содержит в себе план изменений в налоговой и бюджетной политике государства, а также в бюджетном и налоговом законодательстве России. Отметим, что данный документ может предусматривать возможные изменения ставок некоторых налогов, а также распределение налогов между бюджетами.

Прогноз сводного финансового баланса – это прогноз расходов и доходов всех бюджетов России. Данный прогноз составляется на основе отчетного баланса (за прошлый год), а также прогноза социально-экономического развития на грядущий год. Баланс наглядно отражает существующий объем имеющихся в России финансовых ресурсов, распределение их между бюджетами субъектов Федерации, бюджетами местного самоуправления и федеральным бюджетом.

План развития государственной экономики РФ включает в себя:

  • Информацию о количестве государственных служащих по главным распорядителям бюджетных средств;
  • Программу приватизации госимущества;
  • Сводный план финансово-хозяйственной деятельности предприятий, находящихся в собственности государства.

Как составляется годовой бюджет России?

Процесс составления годового бюджета прописан в Бюджетном кодексе РФ – здесь выделены два этапа такого процесса, которые мы подробно разберем ниже в статье.

В рамках первого этапа разрабатываются основные характеристики проекта федерального бюджета РФ. Происходит это таким образом:

  • Минэкономики РФ разрабатывает план-прогноз развития государства, в котором отображены важнейшие макроэкономические показатели;
  • рассматривает план-прогноз и утверждает его;
  • Минфин на основе полученного плана-прогноза разрабатывает главные характеристики проекта федерального бюджета. На данном этапе бюджетные расходы распределяются в соответствии с основными разделами функциональной классификации;
  • Правительство утверждает разработанные Минфином , после чего они направляются федеральным ведомствам и министерствам. На основе характеристик составляется предварительное распределение финансовых потоков по конкретным получателям.

На втором этапе формирования государственного бюджета происходит распределение объемов финансирования (в соответствии с функциональной детализированной классификацией, ведомственными и экономическими классификациями). Происходит это таким образом:

Минфин формирует бюджетные расходы, после чего согласует предполагаемые расходы с профильными ведомствами и министерствами. Несогласованные вопросы по бюджетным проектировкам требуют рассмотрения в межведомственной правительственной комиссии, которая возглавляется министром финансов.

Согласование, а также разработка проекта бюджета должна быть завершена не позже 15 июля текущего года.

В период с 15 июля по 15 августа российское правительство рассматривает прогнозы социально-экономического развития страны на следующий год, а также уточненные параметры социально экономического развития страны (среднесрочная перспектива), проект федерального бюджета. После утверждения проекта закона о федеральном бюджете он вносится на рассмотрение в Госдуму. В Государственную думу проект должен поступить не позже 15 августа текущего года. Также проект бюджета высылается президенту страны для ознакомления.

О рассмотрении и утверждении годового федерального бюджета

Депутаты Госдумы должны рассмотреть проект закона о федеральном бюджете на будущий финансовый год в первом чтении (не более, чем через 30 дней с момента внесения на рассмотрение).

В первом чтении депутаты Государственной думы обсуждают:

  • Прогноз социально-экономического проекта России;
  • Концепцию федерального бюджета;
  • Направления в налоговой и бюджетной политике;
  • Программу внешних государственных заимствований.

В первом чтении происходит утверждение:

  • Дефицита федерального бюджета в абсолютных цифрах и процентах;
  • Суммарный объем расходов Федерального бюджета на будущий год;
  • Распределение доходов от сборов и налогов между федеральным бюджетом, а также бюджетами субъектов Федерации;
  • Доходы федерального бюджета по группам, подгруппам, а также статьям классификации доходов бюджетов РФ.

Бюджетные расходы на систему здравоохранения играют важнейшую роль. За счёт бюджетных средств реализуется государственная политика в области охраны здоровья, которая включает в себя: разработку и реализацию целевых программ; обеспечение профессиональной подготовки кадров; финансирование научных исследований; развитие материально- технической базы учреждений здравоохранения; оплату особо дорогостоящих видов лечения; финансирование медицинских учреждений, оказывающих помощь при социально значимых заболеваниях; оказание медицинской помощи при массовых заболеваниях, в зонах стихийных бедствий и катастроф.

Несмотря на то, что основную нагрузку по финансированию массовой сети лечебно-профилактических учреждений и проведению мероприятий в области здравоохранения несут субъекты Федерации, это хорошо видно из таблицы 1.1 и рисунка 1.1.

Таблица 1

Финансирование здравоохранения за счёт различных источников

Источник финансирования

Величина расходов

млрд. руб.

млрд. руб.

млрд. руб.

млрд. руб.

млрд. руб.

Федеральный бюджет

Бюджеты субъектов Федерации

Фонды обязательного медицинского страхования

Как видно из таблицы 1 и рисунка 1, по-прежнему из трёх основных источников финансирования лидируют бюджетные средства, в 1999 году они составляли чуть менее 70%, в 2006 году в связи реформой местного самоуправления эта цифра приблизилась к 80%, 66% из них составляет доля бюджетов субъектов Федерации. Далее следуют ресурсы, привлекаемые фондами обязательного медицинского страхования в 1999 году 31%, в 2006 году - 20%, как видно доля значительно снизилась.

Рисунок 1.1 - Финансирование здравоохранения за счёт различных источников, в процентах

Следует отметить, что за последние годы расходы федерального бюджета на здравоохранение в целом постепенно увеличивались как в абсолютных, так и в относительных показателях. Удельный вес раздела «Расходы на физическую культуру и спорт» в общем объёме расходов федерального бюджета составил в 2004 г. 1,8% (в 2003 г. - 1,68%). Причём расходы на здравоохранение выросли более быстрым темпом (22,5%), чем общий объём расходов федерального бюджета (13,4%). Такая положительная тенденция свидетельствует о повышенном внимании государства к системе здравоохранении, о признании необходимости решения проблем здравоохранения. Федеральный бюджет имеет большое значение для финансового обеспечения системы здравоохранения в РФ. Проанализируем структуру соответствующих расходов федерального бюджета за период 2002 - 2004 гг., таблица 1.2.

Таблица 1.2

Расходы федерального бюджета на здравоохранение, относящиеся к компетенции Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития

Статья расходов

Величина расходов

в тыс. руб.

в% к общему объёму расходов

в тыс. руб.

в% к общему объёму расходов

в тыс. руб.

в% к общему объёму расходов

Всего расходов на здравоохранение:

В том числе:

Расходы на НИОКР

Федеральная целевая программа «Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера (2002-2006 годы)»

Подпрограмма «Сахарный диабет»

Подпрограмма «Вакцинопрофилактика»

Подпрограмма «Неотложные меры по предупреждению распространения в РФ заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (АНТИ-ВИЧ/СПИД)

Подпрограмма «Неотложные меры по борьбе с туберкулёзом в России»

Подпрограмма «О мерах по развитию онкологической помощи населению Российской Федерации»

Подпрограмма «Совершенствование Всероссийской службы медицины катастроф»

Федеральная целевая программа «Профилактика и лечение артериальной гипертонии в Российской Федерации»

Федеральная целевая программа «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2002 - 2004 годы»

Федеральная целевая программа «Ядерная и радиационная безопасность России на 2000 - 2006 годы»

Больницы, родильные дома, клиники, госпитали

Поликлиники, амбулатории, диагностические центры

Санатории для больных туберкулёзом

Санатории для детей и подростков

Целевые расходы на оказание дорогостоящих видов медицинской помощи гражданам Российской Федерации

Промышленность, энергетика и строительство

Образование

Международная деятельность

Санитарно - эпидемиологический надзор

На основании данных таблице 1.2 можно сказать следующее. Наблюдается рост бюджетных ассигнований на подпрограмму «Вакцинопрофилактика» федеральной целевой программы «Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера (2002-2006 годы)» (на 45% по сравнению с 2003 г.). Также увеличиваются расходы на подпрограмму «О мерах по развитию онкологической помощи населению Российской Федерации». В то же время практически не растут ассигнования на подпрограммы «Сахарный диабет», «Неотложные меры борьбы с туберкулёзом в России» и «Совершенствование Всероссийской службы медицины катастроф». Ниже уровня 2002г. опустились расходы на подпрограмму «Неотложные меры по предупреждению распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека «АНТИ-ВИЧ/СПИД».

Наблюдается рост расходов на содержание больниц, поликлиник, диагностических центров (на 72,4% по сравнению с 2002 г.), на содержание медицинских санаториев (39%). Резко возросли бюджетные ассигнования на промышленность, энергетику и строительство (на 125% по сравнению с 2002 г.), на образование (60%) и международную деятельность (649%).

В целом относительно показателей 2003 г. рост расходов по разделу «Здравоохранение и физическая культура» составил 122,5%, что заметно выше роста расходов федерального бюджета в целом - 113,4%. Удельный вес указанного раздела в расходах федерального бюджета увеличился с 1,68% до 1,8%.

В экономической структуре расходов на здравоохранение и физическую культуру расходы по основным предметным статьям выросли следующим образом (по сравнению с 2003 г.): оплата труда с начислениями - на 27,5%, медикаменты и перевязочные средства - на 8%, продукты питания - на 1%, приобретение оборудования - на 27%, капитальный ремонт - на 46,5%. Расходы на оплату коммунальных услуг снизились на 0,2%. Всё это свидетельствует о стремлении Правительства РФ улучшить ситуацию в отрасли.

Снова вернёмся к таблице 1.2, одними из основных расходных статей являются расходы федерального бюджета на содержание медицинских учреждений: больниц, родильных домов, клиник, госпиталей, поликлиник. Чтобы высветить основные проблемы, стоящие перед здравоохранением РФ в настоящее время, ознакомимся с механизмом финансирования медицинских учреждений на примере федеральных клиник.

Финансирование федеральных клиник производится на основе сметного принципа: каждому учреждению утверждается смета расходов, производимых за счёт выделяемых средств. Финансовые средства планируются и выделяются учреждениями по статьям экономической классификации бюджетных расходов.

Согласно установленному порядку, смета расходов должна рассчитываться исходя из показателей пропускной способности медицинского учреждения: количество больничных коек, расчётное число амбулаторно-поликлинических посещений врачей за смену. Эти показатели являются базовыми для определения отдельных видов затрат. Так, в зависимости от коечной мощности стационара определяется общее количество требуемого медицинского персонала и соотношение должностей, различающихся по уровню оплаты труда. Полученные показатели умножаются на ставки заработной платы. Необходимые затраты на медикаменты, приобретение мягкого инвентаря (постельного белья и пр.), питание больных рассчитываются как произведение количества больничных коек на нормативные показатели удельных затрат соответствующих видов в расчёте на одну больничную койку.

Однако реальность несколько отличается от вышеуказанной схемы.

Во-первых, нормативная база, используемая для проведения таких расчётов, в значительной степени унаследована от плановой системы здравоохранения с назначаемыми государством ценами. Старые стоимостные нормативы нередко просто механически корректируются с помощью индексов-дефляторов, причём рассчитанных для экономики в целом.

Во-вторых, потребности в финансировании федеральных клиник, рассчитанные вышеуказанным способом даже на основе несовершенной нормативной базы, оказываются выше тех финансовых ресурсов, которые выделяются Министерству здравоохранения РФ. В результате показатели потребности в финансировании отдельных статей расходов той или иной федеральной клиники, рассчитанные с использованием имеющихся нормативов, корректируются Министерством здравоохранения в сторону уменьшения. Принципы проведения такой корректировки и соответственно установления итоговых размеров бюджетного финансирования конкретных федеральных клиник чётко не формулируются.

Медицинские учреждения должны истратить полученные средства строго по целевому назначению (то есть в соответствии с утверждёнными показателями расходов по отдельным статьям) и не имеют права самостоятельно перераспределять их между разными статьями расходов без разрешения Министерства здравоохранения.

Параллельно с бюджетным финансированием содержания федеральных клиник существует дополнительный канал их финансирования - целевое бюджетное финансирование высокотехнологичных видов помощи. Федеральные клиники получают средства из федерального бюджета на эти цели по статье «Целевые расходы на оказание дорогостоящих видов медицинской помощи гражданам Российской Федерации». Финансирование высокотехнологичных видов помощи так же было введено в рамках механизма сметного финансирования. Выделение ассигнований на оказание высокотехнологичных видов медицинской помощи производится без чёткой увязки с какими-либо показателями, характеризующими объёмы оказываемой высокотехнологичной медицинской помощи. Особенностью выделения данных ассигнований является то, что они предназначаются для осуществления лишь части видов бюджетных расходов, предусмотренных экономической классификацией, а именно: оплата труда; начисления на оплату труда; медицинские расходы (включая расходы на медикаменты, перевязочные материалы); приобретение оборудования и предметов длительного пользования.

Метод сметного финансирования удобен финансовым органам. Он даёт возможность проконтролировать направления их использования и быть уверенным, что выделенные средства не направлены, к примеру, на оплату труда в ущерб другим необходимым видам расходов. Но сметное финансирование обладает серьёзными недостатками с точки зрения обеспечения эффективного использования ресурсов. Главный его недостаток связан с тем, что выделение средств осуществляется без увязки с результатами работы их получателей. Сметное финансирование не создаёт у медицинских учреждений стимулов к более рациональному использованию ресурсов и воспроизводит затратный тип хозяйствования /15, с.364/.

Эти общие недостатки сметного финансирования с особой силой проявляются в ситуации, когда бюджетное финансирование клинической деятельности федеральных клиник производится по двум каналам, предметы, финансирования которых чётко не разграничены. Средства на оказание высокотехнологичных видов медицинской помощи выделяются в дополнение к средствам, выделяемым на финансирование содержания учреждения в целом.

Существующая модель бюджетного финансирования федеральных клиник является, по сути, моделью двойного финансирования их деятельности, которое осуществляется без увязки с результирующими показателями их работы. Этот недостаток финансирования усугубляется ещё и тем, что выделяемых бюджетных ассигнований не хватает для возмещения затрат федеральных клиник. А именно такая ситуация имеет место в последнее десятилетие. Это открывает возможности для теневых экономических отношений между персоналом и клиентами по поводу возмещения недостающих финансовых средств на лечение. Клиники должны либо перекладывать часть расходов на пациентов, либо снижать эффективность использования имеющегося коечного фонда. На практике имеет место и то, и другое. Занятость койки в федеральной клинике меньше, чем в среднем по стране по всем стационарам. Пациентов федеральных клиник вынуждают оплачивать приобретение лекарств и услуг медицинского персонала.

Бюджетные средства покрывают немногим более половины расходов федеральных клиник. А выделяются они на финансирование деятельности федеральных клиник в целом. Такая модель бюджетного финансирования не обеспечивает прав граждан на бесплатное получение медицинской помощи. За счёт имеющихся средств можно обеспечить действительно бесплатное лечение хотя бы для части пациентов. Вместо этого выделяемые бюджетные средства фактически «размазываются» на всех пациентов, и с большинства из них требуют дополнительной оплаты.

российский здравоохранение бюджет страхование