Штраф за неуплату страховых взносов. За неуплату взносов в срок штраф платить не нужно. Чего ожидать от нововведений

1. Договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов. Договор заключается с лицом, выигравшим торги.

2. В качестве организатора торгов могут выступать собственник вещи, обладатель иного имущественного права на нее, другое лицо, имеющее интерес в заключении договора с тем, кто выиграет торги, а также лицо, действующее на основании договора с указанными лицами и выступающее от их имени или от своего имени, если иное не предусмотрено законом (нотариус, специализированная организация и др.).

3. В случаях, указанных в настоящем Кодексе или ином законе, договоры о продаже вещи или имущественного права могут быть заключены только путем проведения торгов.

4. Торги (в том числе электронные) проводятся в форме аукциона, конкурса или в иной форме, предусмотренной законом.

Выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену, а по конкурсу - лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия.

Форма торгов определяется собственником продаваемой вещи или обладателем реализуемого имущественного права, если иное не предусмотрено законом.

5. Аукцион и конкурс, в которых участвовал только один участник, признаются несостоявшимися. Иные основания признания торгов несостоявшимися устанавливаются законом.

6. Правила, предусмотренные статьями 448 и 449 настоящего Кодекса, применяются также к торгам, проводимым в целях заключения договоров на приобретение товаров, выполнение работ, оказание услуг или приобретение имущественных прав, если иное не установлено законом или не вытекает из существа отношений.

К организованным торгам правила, предусмотренные статьями 448 и 449 настоящего Кодекса, не применяются, если иное не установлено законом.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 июня 2015 года Федеральным законом от 8 марта 2015 года N 42-ФЗ.

Комментарий к статье 447 ГК РФ

1. Комментируемая статья содержит общие положения о таком способе заключения гражданско-правового договора, как заключение на торгах. Данный способ заключения договора отличается от рассмотренного более традиционного способа наличием дополнительных стадий и более сложной процедурой.

Легальное определение торгов в российском законодательстве отсутствует, в связи с чем при уяснении данного понятия следует руководствоваться общепринятым значением этого слова. При этом следует учитывать, что на практике торги, организуемые с целью заключения договора, зачастую именуются тендером.

2. По общему правилу, закрепленному в п. 1 комментируемой статьи, любой гражданско-правовой договор, как предусмотренный законом, так и прямо не урегулированный, может быть заключен посредством проведения торгов. На торгах не может быть заключен лишь такой договор, существо которого этому противоречит. В законе отсутствует даже примерный перечень таких договоров. Представляется, что путем проведения торгов не могут быть заключены так называемые фидуциарные договоры (договор поручения, договор доверительного управления имуществом, договор пожизненной ренты, договор пожизненного содержания с иждивением и др.), публичные договоры (договор розничной купли-продажи, договор бытового подряда, договор проката и др.), договоры, заключаемые в сфере личных неимущественных отношений (соглашение о соавторстве, соглашение об использовании изображения гражданина), договоры, порождающие семейные правоотношения (брак, брачный договор, соглашение об уплате алиментов, соглашение о детях и т.д.), а также договор дарения и договор простого товарищества.

3. В случае заключения договора на торгах в качестве организатора соответствующих торгов должны выступить либо само заинтересованное лицо, либо специализированная организация, действующая в интересах оферента на основании договора поручения, договора комиссии или агентского договора. Указание в комментируемой статье на то, что организация, действующая в интересах оферента, должна быть специализированной, не в полной мере согласуется с закрепленным в п. 1 ст. 49 ГК правилом об общей правоспособности коммерческих организаций. В связи с этим данное указание не следует понимать буквально: в роли специализированной организации может выступить любая коммерческая организация (за исключением унитарных предприятий). Наличие специального разрешения (лицензии) на осуществление деятельности по организации торгов по действующему законодательству не требуется.

4. Пункт 3 комментируемой статьи устанавливает одно из исключений из принципа свободы договора, согласно которому в установленных ГК или иным федеральным законом случаях договор о продаже вещи или имущественного права может быть заключен исключительно путем проведения торгов. В настоящий момент ГК такие случаи не установлены. В то же время некоторые специальные законы предусматривают обязательность проведения торгов для заключения договора (см. ст. ст. 56, 59 Закона об ипотеке, ст. ст. 89 - 93 Закона об исполнительном производстве).

5. В зависимости от критерия, по которому оферент выбирает контрагента по будущему договору, комментируемая статья различает две формы торгов - аукцион и конкурс. Если критерием отбора является условие о цене, то данные торги являются аукционом. Если же в качестве критерия выступают какие-либо иные условия договора, такие торги являются конкурсом. По общему правилу критерий, по которому должен быть определен контрагент по договору, определяется их организатором. Однако данное право организатора может быть ограничено специальной нормой закона (см., например, п. 2 ст. 56 Закона об ипотеке).

6. Торги, в которых принял участие только один участник, признаются несостоявшимися. Как следствие, договор, заключенный в результате проведения торгов с единственным участником, должен также считаться несостоявшимся (незаключенным). Имущество, переданное по данному договору, может быть истребовано по правилам о неосновательном обогащении (гл. 60 ГК).

7. Общие нормы об организации, порядке и последствиях проведения торгов, содержащиеся в ст. ст. 448, 449 ГК, в силу прямого указания п. 6 комментируемой статьи распространяются также на публичные торги, проводимые в рамках исполнительного производства. Определенные отступления от данных правил могут быть установлены процессуальным законодательством. Так, в настоящий момент специальные нормы относительно организации, порядка и последствий реализации имущества должника на торгах на стадии исполнительного производства содержатся в ст. ст. 89 - 93 Закона об исполнительном производстве.

Другой комментарий к статье 447 ГК РФ

1. Положения комментируемой, как и двух последующих, статьи посвящены особенностям заключения договоров на торгах. Эти положения применяются в тех случаях, когда правила торгов не установлены специальными актами. Торги используются для организации заключения договоров в таких сферах, как приватизация, инвестиционные конкурсы, государственные закупки и подряды, предоставление земельных участков и нежилых помещений в аренду, продажа экспортных квот и др.

Использование торгов возможно при заключении любых договоров, направленных на продажу имущества (недвижимости, ценных бумаг, активов предприятий), а также прав (например, права на заключение договора и др.), исключая лишь договоры, совершение которых на торгах несовместимо с их сущностью. В частности, торги непригодны для заключения договора дарения, издательского договора, договора о совместной деятельности.

Общие положения о такой форме торгов, как конкурс, содержащиеся в комментируемой и двух последующих статьях, действуют также для художественных, творческих, профессиональных конкурсов, поскольку последние предполагают присуждение наград в денежной и натуральной формах. Это вытекает из предписаний гл. 57 ГК и из норм специальных подзаконных актов (см., например, разд. III приложения 2 к Приказу Минфина России от 14.08.92 N 71 "Об утверждении классификации доходов и расходов бюджетов в Российской Федерации").

Цель торгов состоит в выявлении их победителя, т.е. лица, предлагающего наилучшие для продавца (заказчика торгов) условия договора. Заключение договора с победителем торгов составляет обязанность продавца (заказчика торгов), неисполнение которой влечет за собой гражданско-правовую ответственность. В частности, победитель торгов вправе требовать понуждения уклоняющегося лица к заключению договора либо возмещения убытков, вызванных таким уклонением.

Нормы, предусматривающие процедуру торгов, содержатся в различных актах. В числе законодательных актов это: Закон о приватизации, Закон об исполнительном производстве, Федеральный закон от 27.12.95 N 213-ФЗ "О государственном оборонном заказе" (СЗ РФ, 1996, N 1, ст. 6).

Ряд важных положений о торгах содержится в указах Президента РФ: Положение о порядке продажи государственных предприятий-должников, утв. Указом Президента РФ от 02.06.94 N 1114 (СЗ РФ, 1994, N 6, ст. 592); Правила проведения аукционов на право заключения договоров кредита, залога находящихся в федеральной собственности акций и комиссии, утв. Указом Президента РФ от 31.08.95 N 889 (СЗ РФ, 1995, N 36, ст. 3527).

Отношения, возникающие в связи с конкурсным размещением заказов на закупку продукции для государственных нужд за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов и внебюджетных фондов субъектов Федерации, регулируются Положением об организации закупки товаров, работ и услуг для государственных нужд, утв. Указом Президента РФ от 08.04.97 N 305 (СЗ РФ, 1997, N 15, ст. 1756). Данное Положение регулирует названные отношения постольку, поскольку они не урегулированы ГК и другими федеральными законами о поставке продукции для государственных нужд.

Имеется ряд актов Правительства РФ: Постановление СМ РФ от 08.06.93 N 531 "Об упорядочении в Российской Федерации строительства объектов, осуществляемого за счет государственных валютных средств и государственных иностранных инвестиционных кредитов" (СА РФ, 1993, N 24, ст. 2236); Основные положения о залоге недвижимого имущества - ипотеке, утв. распоряжением СМ РФ от 22.12.93 N 96-рз (РГ, 1994, 6 января); Положение о продаже на аукционе имущества (активов) ликвидируемых и ликвидированных государственных и муниципальных предприятий, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.05.95 N 469 (СЗ РФ, 1995, N 22, ст. 2059); Положение о порядке проведения конкурсов и аукционов по продаже экспортных и импортных квот при введении Правительством Российской Федерации количественных ограничений, утв. Постановлением Правительства РФ от 31.10.96 N 1299 (СЗ РФ, 1996, N 46, ст. 5249); Правила проведения конкурсов на право заключения договоров доверительного управления закрепленными в федеральной собственности акциями акционерных обществ угольной промышленности (угольных компаний), утв. Постановлением Правительства РФ от 11.12.96 N 1485 (СЗ РФ, 1996, N 52, ст. 5919); Порядок поэтапной продажи находящихся на балансе федеральных органов власти автомобилей иностранного производства, а также приобретения легковых автомобилей отечественного производства для обслуживания указанных органов, утв. Постановлением Правительства РФ от 23.04.97 N 476 (СЗ РФ, 1997, N 17, ст. 2015); Порядок проведения торгов (конкурсов) на размещение государственного оборонного заказа на поставку продовольственных товаров для военных и приравненных к ним спецпотребителей, утв. Постановлением Правительства РФ от 26.05.97 N 628 (СЗ РФ, 1997, N 22, ст. 2598).

Положения о торгах и порядке их проведения содержатся в ряде актов, изданных федеральными ведомствами. В их числе: Примерное положение об инвестиционных конкурсах (инвестиционных торгах) по продаже объектов приватизации, находящихся в государственной и муниципальной собственности, утв. распоряжением ГКИ РФ от 13.11.92 N 770-р (ЭЖ, 1992, N 48, с. 20); Положение о подрядных торгах в Российской Федерации, утв. распоряжением ГКИ РФ и Минстроя РФ от 13.04.93 N 660-р/18-7 (БНА РФ, 1993, N 8); Временное положение об уполномоченных Госкомимуществом России банках и о порядке приема заявок и денежных средств при проведении межрегиональных и всероссийских специализированных аукционов по продаже акций акционерных обществ открытого типа, созданных путем преобразования государственных (муниципальных) предприятий, утв. распоряжением ГКИ РФ от 15.06.95 N 821-р ("Экспресс-закон", 1995, N 31, ст. 541).

Среди иных ведомств, издающих акты по вопросам торгов, следует назвать акты: а) МВЭС РФ: Положение о проведении предварительного квалификационного отбора претендентов для участия в федеральных торгах на поставку продукции и товаров для государственных нужд, утв. Приказом МВЭС РФ от 23.02.93 (РВ, 1993, 18 марта, N 52); б) ГТК РФ: Инструкция об условиях организации и порядке проведения таможенных аукционов, утв. Приказом ГТК РФ от 28.12.92 N 648 "О порядке реализации имущества, конфискованного и обращенного в собственность государства по решению таможенных органов", с изм. от 07.05.97).

2. Лицо, заинтересованное в использовании торгов для выбора своего будущего контрагента, вправе самостоятельно организовать торги либо поручить их организацию иному лицу, специализирующемуся на их проведении. В качестве организатора торгов выступают специализированные организации. Так, Положение о подрядных торгах в Российской Федерации называет в качестве таковых Межведомственную комиссию по подрядным торгам, инженерно-консультационную и иные организации. Когда проведение торгов возлагается на специализированную организацию, собственник имущества именуется обычно заказчиком торгов. Специализированная организация получает полномочия на проведение торгов в силу договора с собственником имущества. В отдельных случаях эти полномочия могут быть получены в связи с исполнительным производством. Так, торги недвижимым имуществом организуются и проводятся специализированными организациями по заявке судебного пристава-исполнителя с указанием минимальной начальной цены имущества, выставляемого на торги (п. 2 ст. 62 Закона об исполнительном производстве).

3. Обязательное применение торгов предусмотрено, в частности, ст. 350 ГК для реализации заложенного имущества. Положения ст. 399 - 405 ГПК РСФСР предусматривают публичные торги при реализации принадлежащего должнику жилого строения, на которое обращается взыскание. В ходе приватизации государственного или муниципального имущества посредством продажи предприятия как имущественные комплексы могут быть проданы исключительно на коммерческом конкурсе с инвестиционными и (или) социальными условиями. Равным образом на таком же конкурсе должна производиться продажа акций созданного в процессе приватизации открытого акционерного общества, составляющих более 50% его уставного капитала (п. 1 ст. 20 Закона о приватизации).

Обязательное применение аукциона как формы проведения торгов предусмотрено и в ряде других правовых актов, в частности в п. 21 Положения о продаже на аукционе имущества (активов) ликвидируемых и ликвидированных государственных и муниципальных предприятий; абз. 7 п. 9 Положения о порядке продажи государственных предприятий-должников - в отношении исключенных из состава имущественного комплекса предприятия-должника объектов, не завершенных строительством.

Обязательное применение торгов предусмотрено также п. 16 Временного положения о порядке обращения взыскания на имущество организаций, утв. Указом Президента РФ от 14.02.96 N 199 (СЗ РФ, 1996, N 8, ст. 741). Открытые торги в обязательном порядке проводятся для выбора генерального подрядчика по реализации на территории Российской Федерации инвестиционных проектов, осуществляемых за счет государственных валютных средств и государственных иностранных инвестиционных кредитов (п. 1 Постановления СМ РФ от 08.06.93 N 531 "Об упорядочении в Российской Федерации строительства объектов, осуществляемого за счет государственных валютных средств и государственных иностранных инвестиционных кредитов").

4. Формами торгов являются аукцион и конкурс, между которыми имеются определенные различия. Аукцион предназначен по общему правилу для выявления покупателя, способного предложить наивысшую цену. Конкурс нацелен на выбор лиц, наиболее способных к оптимальному решению задачи, поставленной собственником имущества. Аукцион выступает способом привлечь предложения о заключении договора (оферты). Конкурс представляет собой разновидность публичного обещания награды, а объявление конкурса по своей природе - односторонняя сделка.

Федеральный закон "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в РФ" от 21.07.1997 N 123-ФЗ в числе способов приватизации разграничивает коммерческие конкурсы и аукционы в том отношении, что лишь для участников конкурсов предусматривает обязательное выполнение их победителями определенных инвестиционных и (или) социальных условий (ст. 21), для победителей аукционов выполнение каких-либо условий в отношении объектов приватизации не предусматривается (ст. 22). Если продаются акции созданного в процессе приватизации открытого акционерного общества, то их продажа может осуществляться на специализированном аукционе, каковым законодатель считает разновидность открытых торгов, на которых победители получают акции открытого акционерного общества по единой цене (п. 3 ст. 22 Закона N 123-ФЗ).

Общим признаком обеих форм проведения торгов выступает состязательность участников, конкурирующих между собой за право заключить договор и стремящихся выдвинуть наиболее выгодные предложения, отвечающие условиям торгов.

Состязание участвующих в аукционе покупателей может проводиться по различным правилам. Обычно конкурентный спор между ними, направленный на выявление победителя, ведется в активной форме в порядке выдвижения оферт, превышающих предыдущую предложенную цену выставляемого на торги имущества, начиная от начальной стоимости, назначенной собственником или специализированной организацией. В этом случае лицом, выигравшим аукцион, становится последний оферент, предложивший наивысшую цену. Другой способ заключения сделок на аукционе основан на пассивной конкуренции покупателей - вместо повышения начальной цены участниками аукциона применяется ее постепенное снижение аукционистом от уровня, превышающего в 2 - 3 раза среднюю рыночную цену, до уровня ее первого акцепта одним из участников, который, однако, не может быть ниже назначенного продавцом до начала аукциона. Здесь выигравшим аукцион становится первый оферент (например, Порядок поэтапной продажи находящихся на балансе федеральных органов власти автомобилей иностранного производства, а также приобретения легковых автомобилей отечественного производства для обслуживания указанных органов).

Форма аукциона может использоваться для приобретения права на заключение договора, в частности, аренды нежилых помещений в жилых домах, а также зданий и сооружений, находящихся в собственности Российской Федерации, в государственной собственности республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга, а также в муниципальной собственности (п. 4.5 Основных положений государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 года, утв. Указом Президента РФ от 22.07.94 N 1535 - СЗ РФ, 1994, N 13, ст. 1478).

Конкурс используется для выбора поставщиков, исполнителей или специалистов из числа лиц, удовлетворяющих определенным квалификационным требованиям. В числе таких требований порядок проведения конкурса предусматривает по общему правилу наличие у его участников необходимых возможностей (финансовых средств, оборудования, трудовых ресурсов, профессиональных навыков, необходимого опыта, положительной деловой репутации и др.). Если конкурс направлен на достижение каких-либо общественно полезных целей, то он признается публичным (см. п. 2 ст. 1057 ГК).

В некоторых нормативных актах о торгах встречается понятие "тендер", которое является синонимом понятия "подрядные торги" (см. п. 1 Постановления СМ РФ от 08.06.93 N 531 "Об упорядочении в Российской Федерации строительства объектов, осуществляемого за счет государственных валютных средств и государственных иностранных инвестиционных кредитов").

5. При наличии лишь одного участника конкурс не проводится. Законодательство признает заключенную подобным образом сделку несостоявшейся (п. 5 ст. 447 ГК). Судебная практика также констатирует фактическое отсутствие торгов при совершении сделки, подлежащей заключению посредством инвестиционных торгов, если в торгах не принимали участие другие, помимо ответчика, покупатели (определение Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ от 24.03.94 - Бюллетень ВС РФ, 1994, N 6, с. 2).

6. Публичные торги служат способом реализации имущества должника, на которое обращено взыскание по решению суда. Согласно ст. 399 ГПК РСФСР должник в течение одного месяца со дня наложения ареста на жилое строение может самостоятельно, но под контролем судебного исполнителя произвести продажу строения по цене не ниже указанной в акте об аресте. Положения ГПК применяются и в арбитражном производстве при решении вопроса о порядке обращения взыскания на имущество должника (ст. 207 АПК).

Если подготовка торгов возложена на судебного пристава-исполнителя, то он направляет заявку на проведение торгов в специализированную организацию, управомоченную на совершение операций с недвижимостью. К заявке должны быть приложены: копия исполнительного документа, копия акта ареста имущества, документы, характеризующие объект недвижимости, копии документов, подтверждающих право пользования земельным участком или право собственности на него (п. 3 ст. 62 Закона об исполнительном производстве). Специализированная организация обязана провести такие торги в пределах двухмесячного срока со дня получения ею заявки судебного пристава-исполнителя (п. 1 ст. 63 Закона об исполнительном производстве).

ВАС РФ пришел к выводу, что в случае если страховые взносы уплачены с опозданием, но при этом исчислены правильно, то работники Пенсионного фонда РФ не вправе предъявить плательщику штраф за неуплату взносов в срок 1 .

Нарушениям законодательства РФ о страховых взносах и ответственности за их совершение посвящена глава 6 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212 ФЗ (далее - Закон № 212 ФЗ).

В частности, неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) плательщиков страховых взносов влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов неуплаченной суммы страховых взносов 2 .

В случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными Законом № 212 ФЗ сроки плательщик должен выплатить пени 3 .

Как видим, Закон № 212 ФЗ разделяет ответственность за неуплату или неполную уплату страховых взносов в результате занижения базы для их исчисления и несвоевременную уплату страховых взносов*.

Таким образом, несвоевременная уплата правильно исчисленных страховых взносов влечет за собой только начисление пеней, но не взимание штрафа.

В случае выявления недоимки по страховым взносам плательщику направляется требование об их уплате (форма 5 ПФР) 4 в течение трех месяцев со дня выявления недоимки 5 .

До недавнего времени в указанной форме сообщалось, что в случае неисполнения в установленный срок такого требования плательщик страховых взносов несет ответственность, определенную статьей 47 Закона № 212 ФЗ. То есть, в случае несвоевременной уплаты взносов плательщик мог быть привлечен к ответственности по статье, предусматривающей наложение штрафа за неуплату (неполную уплату) сумм страховых взносов в результате занижения базы для их начисления.

Такая формулировка на практике позволяла территориальным отделениям Пенсионного фонда РФ привлекать плательщиков страховых взносов в случае неисполнения ими в установленный срок требования к ответственности в виде штрафа.

В результате организация - плательщик взносов обратилась в ВАС РФ с заявлением о признании недействующей формы 5 ПФР.

Судьи, приняв во внимание нормы статей 25 и 47 Закона № 212 ФЗ, а также пункта 2.2 Методических рекомендаций по организации работы территориальных отделений Пенсионного фонда РФ по привлечению к ответственности плательщиков страховых взносов за нарушение законодательства РФ о страховых взносах 6 , удовлетворили заявленные требования. В своем решении арбитры отметили, что форма требования содержит положение, согласно которому в случае неисполнения в установленный срок настоящего требования плательщик страховых взносов несет ответственность, определенную статьей 47 Закона № 212 ФЗ. Из буквального содержания указанной формы требования следует, что плательщик может быть привлечен к ответственности за сам факт неисполнения в установленный срок требования, в том числе и в случае, когда сумма страховых взносов, подлежащих уплате, была исчислена им правильно.

По мнению суда, данное положение является причиной формирования территориальными отделениями Пенсионного фонда РФ незаконной практики по привлечению к ответственности за сам факт неисполнения в установленный срок требования, в том числе и в случае, когда сумма страховых взносов, подлежащих уплате, была исчислена им правильно, тем самым нарушая права неопределенного круга лиц, являющихся плательщиками страховых взносов.

В то же время судьи не нашли оснований для признания всей формы требования не соответствующей закону и недействующей. В результате форма требования признана недействующей только в части указания на возможность привлечения плательщика страховых взносов к ответственности в виде штрафа.

Однако это не единственный положительный момент.

Вынося решение, судьи ВАС РФ также отметили, что в случае неуплаты или неполной уплаты сумм страховых взносов при отсутствии факта занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) ответственность в виде штрафа 7 не применяется.

Таким образом, судьи еще раз обратили внимание чиновников, что привлечение к ответственности в виде штрафа плательщиков взносов, верно исчисливших базу, но по тем или иным причинам не вовремя исполнивших обязанность по их уплате, незаконно.

Можно предположить, что в настоящее время работники Пенсионного фонда РФ, привлекая к ответственности плательщиков страховых взносов, будут учитывать выводы, содержащиеся в рассматриваемом решении ВАС РФ.

При этом, если работники Пенсионного фонда РФ в случае несвоевременной уплаты страховых взносов все же выставили штраф, плательщику целесообразно воспользоваться своим правом на обжалование 8 и, подкрепив свою позицию указанным решением ВАС РФ, обратиться в суд 9 .

В заключение следует отметить, что аналогичные положения, касающиеся привлечения страхователей к ответственности по статье 47 Закона № 212 ФЗ, по-прежнему содержатся в других формах документов, применяемых при осуществлении контроля за уплатой страховых взносов (формы 5 ФСС РФ, 6 ПФР, 6 ФСС РФ).

В связи с этим полностью исключать в настоящее время вероятность неправомерного привлечения плательщиков взносов к ответственности, предусмотренной статьей 47 Закона № 212 ФЗ, нельзя.

Однако в случае обращения организации в суд, по нашему мнению, высока вероятность того, что с учетом выводов, сделанных ВАС РФ, такой штраф будет признан незаконным.

Сноски:
1 ВАС РФ от 31.05.2013 № ВАС-3196/13
2 ч. 1 ст. 47 Закона № 212-ФЗ
3 ч. 1 ст. 25 Закона № 212-ФЗ
4 утв. Минздравсоцразвития России от 07.12.2009 № 957н
5 ч. 2 ст. 22 Закона № 212-ФЗ
6 утв. Правления ПФР от 05.05.2010 № 120р
7 ст. 47 Закона № 212-ФЗ
8 ст. 53 Закона № 212-ФЗ
9 ст. 54 Закона № 212-ФЗ

Вопрос: Я не смогла в конце года вовремя внести страховые взносы за работников и за себя. Не было возможности. Какие пени и штрафы мне назначат?

Ответ: Если индивидуальный предприниматель не перечислит в положенные сроки страховые взносы в ПФР, ему будут начислены пени на задержанную сумму и могут наложить штраф.

В отношении пеней санкции определены статьей 25 Закона 212-ФЗ («О страховых взносах в ПФР, ФСС и ФФОМС»), в отношении штрафов – статьей 47 этого же закона.

Штраф

Если предприниматель не уплатил страховые взносы вовсе или внес их в фонд не в полной мере, то его могут оштрафовать в размере 20% от суммы недоимки. При неуплате, совершенной умышленно, размер штрафа увеличивается до 40%.

Отметим, что территориальные органы ограничиваются пенями, если уплата производится через короткий промежуток времени и суммы задолженности невелики. При длительных задержках вступает в силу процедура наказания, о которой пойдет речь ниже. Для вашего успокоения можем сказать, что из практики известно: штрафы назначаются чаще всего при занижении базы страховых взносов или при обнаружении искаженного учета.

Пени

Пенями называется сумма денежных средств, которые уплачиваются при просрочке платежей. Они начисляются независимо от того, какие иные санкции применяются к ИП, задержавшего платеж.

Счетчик работает каждый день до того момента, пока недоимка не будет полностью погашена. Начисление ведется в процентах (1/300 от ставки рефинансирования) от неуплаченной суммы.

Процедура назначения санкций

Закон 212-ФЗ позволяет ПФР взыскать пени и штрафы в бесспорном порядке, однако для этого должны сложиться определенные условия:

  • Если сумма долга превысит 1500 рублей, то ее можно взыскать таким путем лишь в течение двух месяцев с момента оформления требования.
  • Если сумма долга будут меньше 1500 рублей, то взыскать ее можно в течение года и двух месяцев с момента оформления требования ПФР.

Если фонд в сроки не уложится, то заставить платить пени и штрафы фонд может только через суд.

Процедура взысканий такова:

  1. Территориальное отделение ПФР выставляет требование об уплате недоимки, пени по этой сумме и, если назначены, штрафов. Страхователю дается 10 дней на исполнение документа.
  2. Если требование не выполнено, принимается решение о взыскании недоимки за счет денег в банках. ПФР при оформлении данного акта должен уложиться в два месяца по истечении срока, данного предпринимателю на добровольную уплату.
  3. Если денег на расчетном счете нет в течении месяца с момента направления в банк соответствующего распоряжения, ПФР подает заявление в суд. На оформление иска фонду дается полгода.

Вот такие санкции вам грозят. Судите сами, насколько они серьезны для вас. Учтите, что скоро по страховым взносам в ПФР по наемным работникам придется отчитываться каждый месяц. В результате фонд будет более оперативно отслеживать все задержки с платежами. Ранее отчеты составлялись раз в квартал.

На сегодняшний день страховые взносы являются обязательными, обойти их никак не получится. Фиксированные взносы – это оплата медицинской страховки и начисление в Пенсионный фонд. А вот какие последствия несет за собой неуплата страховых взносов ИП или несвоевременная оплата, об этом мы сегодня и поговорим.

Штрафы и пени

Для начала разберемся, за что начисляется штраф, а за что – пени. Пеня будет начислена за каждый день опоздания, начиная со следующего дня после указанного срока. Если срок просроченного платежа – считаные дни, пени будут невелики. Фонд рассчитывает их самостоятельно и присылает реквизиты для оплаты, сами ничего считать вы не должны. Штраф за неуплату страховых взносов следует всегда, если суммы не оплачены в положенный срок.

Штраф за неуплату страховых взносов следует всегда, если суммы не оплачены в положенный срок.

Штраф начисляется в размере от 20% до 40% от неоплаченной суммы. Если сумма взноса рассчитана неправильно и фонд выяснил, что ИП оплатил меньше, чем нужно, штраф будет наложен обязательно. Если же ИП обнаружил недостачу сам и доплатил нужную сумму до того, как ее нашел фонд, штрафа не будет.

Если фонд докажет умышленность недоплаты, устанавливается максимальный штраф (40%). Иными словами, пени начисляются за просроченные дни, а штрафы – за заниженную уплату взносов.

Доначисление

Доначисление фиксированных взносов проводится за не вовремя отправленный отчет. В том случае, когда налог оплачен, а декларация не сдана, последует минимальный штраф (1000 рублей). За несдачу «нулевой» декларации сумма штрафа не меняется. Если налог вы не уплатили и декларация не была сдана, штраф будет начислен в размере 5% от суммы налога по этой декларации.

Когда можно не платить налоги за себя?

Такие случаи имеются, их всего пять:

  • Если вы проходите военную службу.
  • Отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет.
  • Если вы ухаживаете за инвалидом 1 группы, ребенком-инвалидом или за пенсионером от 80 лет.
  • Проживание супруги военнослужащего в условиях, при которых нет возможности трудоустроиться (но не более 5 лет).
  • Если вы проживаете за границей по причине работы в дипломатических представительствах и консульских учреждениях РФ или торговых представительствах (не более 5 лет).

Неуплата страховых взносов грозит неприятными последствиями в виде штрафов и пеней. Вся ответственность за оплату лежит непосредственно на ИП. О нарушениях и ответственности за них можно прочитать в