Государственное управление структурными преобразованиями в промышленности. Государственное управление структурными преобразованиями сферы лизинга в народном хозяйстве современной россии малахова наталья викторовна. федеральные министерства и ведомства-зак

Государственное управление структурными преобразованиями в промышленности. Государственное управление структурными преобразованиями сферы лизинга в народном хозяйстве современной россии малахова наталья викторовна. федеральные министерства и ведомства-зак

Критерии оценивания работы студента в учебной дискуссии

Критерии оценивания работы студента в деловой игре

Критерий Балл
Принимает активное участие в работе группы, предлагает собственные варианты решения проблемы, выступает от имени группы с рекомендациями по рассматриваемой проблеме либо дополняет ответчика; демонстрирует предварительную информационную готовность в игре 1,4
Принимает активное участие в работе группы, участвует в обсуждениях, высказывает типовые рекомендации по рассматриваемой проблеме, готовит возражения оппонентам, однако сам не выступает и не дополняет ответчика; демонстрирует информационную готовность к игре 1,0
Принимает участие в обсуждении, однако собственной точки зрения не высказывает, не может сформулировать ответов на возражения оппонентов, не выступает от имени рабочей группы и не дополняет ответчика; демонстрирует слабую информационную подготовленность к игре 0,7
Принимает участие в работе группы, однако предлагает не аргументированные, не подкрепленные фактическими данными решения; демонстрирует слабую информационную готовность 0,5
Не принимает участия в работе группы, не высказывает никаких суждений, не выступает от имени группы; демонстрирует полную неосведомленность по сути изучаемой проблемы.


Индивидуальные домашние задания

Пояснительная записка

Индивидуальные домашние задания являются важным этапом в формировании компетенций обучающегося. Выполнение таких заданий требует не только теоретической подготовки, но и самостоятельного научного поиска. Выполнение заданий и их проверка позволяют сформировать и оценить уровень освоения всех компетенций, предусмотренных рабочей программой дисциплины. Индивидуальное домашнее задание предполагает поиск и обработку статистического, теоретического и практического материала по заданной теме. Домашние задания, их информационное обеспечение устанавливаются в Материалах для подготовки к семинарским занятиям и методических указаниях по выполнению самостоятельных и творческих работ по дисциплине «Менеджмент в туристской индустрии».

Объектами данной формы контроля выступают компетенции: ОК-6, ПК-7, ПК-8, ПК-12. Объектами оценивания являются:

– знание функций менеджмента, форм управления предприятиями туристской индустрии;

– знание видов управленческих решений и методов их разработки;

– знание основ управления персоналом туристского предприятия;

– умение диагностировать и выявлять различные типы проблемных ситуаций в туристской индустрии, разрабатывать меры по их предупреждению и преодолению, планировать и осуществлять контроль за реализацией проекта, обеспечивать координацию действий со всеми функциональными подразделениями предприятий туристской индустрии.

– понимание места и роли менеджмента в деятельности предприятий туристской индустрии.

– способность применения информационного обеспечения и коммуникаций в менеджменте;

– знание менеджмента человеческих ресурсов;

– знание организации и технологии менеджмента в туризме.

– способность анализировать проблемы менеджмента туризма и находить пути их решения;

– умение применять теоретические знания в работе туристских предприятий;

– способность обосновывать принципы рационального использования транспорта;

– способность обобщать, анализировать изучаемый материал, делать выводы, иллюстрировать теоретические и практические основы организации менеджмента на предприятиях индустрии туризма.

ПК-12:

– владение опытом организации менеджмента на предприятиях индустрии туризма;

– умение вести переговоры, устанавливать отношения, удовлетворять потребностям клиентов в турфирме;

– способность устанавливать коммуникации;

– способность применить профессиональные знания в сфере оказания туристических услуг.

На правах рукописи

ДОЛМАТОВА Елена Владимировна

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ

СТРУКТУРНЫМИ ПРЕОБРАЗОВАНИЯМИ

В РЫБНОЙ ОТРАСЛИ

Специальность 08.00.05 – экономика и управление народным хозяйством

по специализации: экономика, организация и управление предприятиями,

отраслями, комплексами (промышленность)

диссертации на соискание ученой степени

кандидата экономических наук

Мурманск

Диссертационная работа выполнена на кафедре национальной экономики в Федеральном государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования "Мурманский государственный технический университет"

Научный руководитель:

Официальные оппоненты:

доктор экономических наук, профессор

кандидат экономических наук, доцент

Ведущая организация:

Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет

Защита диссертации состоится " ____ " ноября 2006 г. в 10 часов на заседании диссертационного совета К 307.009.03 при Федеральном государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования "Мурманский государственный технический университет" по адресу: 183010 3

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Мурманский государственный технический университет"

Ученый секретарь диссертационного совета,


кандидат экономических наук, доцент

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Осуществление рыночных реформ порождает множество экономических и социальных проблем. Изменения в экономической системе России поставили перед властью и обществом сложные задачи, которые, если и осознавались в начале реформ, то не представлялись такими значимыми и серьезными, какими они оказались в действительности. Тем не менее, в экономике страны произошли структурные преобразования, которые были вызваны необходимостью формирования институтов, основанных на российских традициях и заимствующих опыт зарубежных стран с целью создания эффективной национальной экономики.

В сложившихся условиях в России разработка качественно новой для рыбной отрасли методологии хозяйственных отношений на основе партнерства государства и бизнеса представляет актуальную научную проблему.

Анализ форм партнерства позволяет выделить среди них контрактную систему как наиболее приемлемую для России, так как в этой области уже имеется законодательная база и небольшой отечественный опыт. Контрактная система отношений предполагает объединение ресурсов и потенциалов двух хозяйствующих субъектов – государства и бизнеса. Хозяйственное партнерство государства и бизнеса позволяет наиболее эффективно привлекать в государственный сектор экономики дополнительные ресурсы, ослабить остроту бюджетных проблем, переложить на предпринимательский сектор значительную часть рисков.

В современном понимании партнерство государства и частного сектора представляет собой стратегический, институциональный и организационный альянс между государств ом и бизнесом в целях реализации общественно значимых проектов во всех сферах деятельности. Каждый такой альянс носит временный характер, так как заключается на определенный срок с целью реализации конкретного проекта.

Контракты все более широко используются в качестве инструмента экономического и социального развития как на федеральном уровне, так и на уровне муниципальных образований . Система партнерских отношений между государством и частным сектором составляет один из основополагающих элементов теории смешанной экономики . На практике она проявляется в форме определенной институциональной среды, совокупности взаимосвязей и системы регулирования.

Объектом исследования является система структур государственного управления и предприятий рыбной отрасли всех форм собственности.

Предметом исследования являются формы государственного управления рыбной отраслью в условиях современных рыночных отношений.

Исследование классифицировано в соответствии с разделом 15 паспорта специальностей ВАК (экономические науки) «Экономика, организация и управление предприятиями, отраслями и комплексами. Промышленность» п.15.6 «Государственное управление структурными преобразованиями в народном хозяйстве» .

Степень изученности проблемы. Изучению методов государственного управления в современной экономике посвящено множество работ, среди которых следует выделить монографии российских ученых, и фундаментальные труды зарубежных авторов Дж. М. Кейнса, Д. Стиглица, Дж. Гэлбрейта, П. Самуэльсона, Э. Хансена, Дж. Хикса и др.

Современное состояние рыбной отрасли и ее проблемы раскрываются в работах,

Зарубежная и отечественная практика формирования и развития федеральной контрактной системы отражена и проанализирована в монографиях и публикациях ученых,


Несмотря на достаточную изученность и внимание к проблематике государственного управления в рыбной отрасли, существует необходимость в исследовании вопроса развития государственного рынка рыбных ресурсов. До настоящего времени недостаточно аргументирована необходимость интеграции добывающих и обрабатывающих предприятий как важного условия вывода отрасли из кризисного состояния.

Целью диссертационной работы является разработка современных инструментов государственного управления структурными преобразованиями в рыбной отрасли.

Поставленная цель определила необходимость решения следующих задач:

Изучение факторов развития государственного рынка товаров (работ, услуг), в том числе рыбы и морепродуктов;

Оценка эффективности инструментов государственного регулирования в развитии рыбной отрасли с учетом зарубежного опыта;

Определение основных проблем в развитии рыбной отрасли России;

Выявление негативных последствий структурных преобразований в рыбохозяйственном комплексе в период рыночных реформ;

Разработка комплекса мер государственного управления эффективным развитием рыбохозяйственного комплекса.

Методология исследования. Методологическую и теоретическую основу исследования составили труды российских и зарубежных ученых по проблемам развития рыбной отрасли, теории государственного управления, смешанной экономики, партнерства государства и бизнеса, практики управления рыбохозяйственным комплексом.

Работа осуществлялась с использованием современного научного инструментария, различных методов исследования, в том числе системного, статистического, анализа, экспертных оценок, аналогии. Информационными источниками анализа являлась научная отечественная и иностранная информационно-аналитическая и статистическая литература.

Основные защищаемые положения:

1. Необходимым условием эффективного функционирования рыбной отрасли является реализация следующих форм и методов государственного управления: развитие государственного рынка рыбного сырья и обрабатывающего сектора; направленность внешнеторговой политики на уменьшение в экспорте рыбных товаров доли сырья; стимулирование добывающих, обрабатывающих, сбытовых предприятий к интеграции совместной деятельности с использованием рентных, налоговых и компенсационных инструментов воздействия.

2. При создании государственного рынка рыбного сырья в системе национального рынка рыбопродукции целесообразно использовать эффективную модель федеральной контрактной системы США, а также норвежский опыт организации сбыта рыбной продукции.

3. Задача ускоренного развития обрабатывающей промышленности в рыбохозяйственной отрасли, увеличения загрузки производственных мощностей и создания значительного числа рабочих мест наиболее эффективно может быть решена на основе принципа бесплатности квот добычи морских биоресурсов, направляемых для переработки на отечественные обрабатывающие предприятия.

Продажа по конкурсу в Федеральный фонд недостаточно развита. Федеральный фонд, как правило, пополняется через систему государственных закупок . Объемы пополнения Фонда высоки, только государственный резерв комплектуется на 90 суток на весь личный состав силовых министерств и ведомств по нормам обеспечения. Это поставки огромных размеров, выполнить которые под силу лишь при организации закупок государством.

Поставку рыбных товаров на внутренний рынок страны в 2005 г. осуществляли свыше 1 тыс. производителей. Оптово-закупочной и посреднической деятельностью на рынке рыбных товаров занимались более 2 тыс. организаций. Следовательно, в канале товародвижения рыбной продукции на каждого производителя приходилось по два посредника.

Количество промежуточных звеньев в сети товаропроводящих каналов оказывает влияние на формирование конечных цен на продукцию. Так в структуре розничной цены на рыбные товары большая доля принадлежит посредникам. Если принять себестоимость продукции за 100%, то с учетом прибыли при рентабельности в 25% оптовая цена производителя составит 125%. Оптовая цена с НДС, в свою очередь, составит 137,5% (125 х 1,1). А с учетом оптовой сбытовой надбавки в 20% цена определяется на уровне 165% (137,5 х 1,2). При 30% надбавке в розничной сети цена будет составлять 214,5% (165 х 1,3) от себестоимости. Таким образом, рост цены в 2,15 раза напрямую связан с посредническим звеном в канале продвижения готовой продукции к потребителю.

В настоящее время разрыв между спросом и предложением на рыбную продукцию оценивается в 10 млн. т, что составляет 10% общего мирового улова. По прогнозам ФАО (Всемирной продовольственной организации по рыболовству) в XXI веке разрыв между спросом и предложением рыбы будет и далее нарастать. По объему вылова морских биоресурсов в 2004 г. Россия лишь достигла уровня 1959 г. Таким образом, существует возможность создавать условия для повышения объемов добычи рыбы отечественными промысловиками.

В рыбохозяйственном комплексе России в настоящее время функционирует более 5,5 тыс. хозяйствующих субъектов, занятых добычей и обработкой рыбы и нерыбных объектов, в том числе около 3,8 тыс. пользователей водных биоресурсов. Это превышает количество организаций, работающих в 1991 г. в 20 раз, следовательно, большинство организаций рыбной отрасли – мелкие фирмы.

Для эффективного развития рыбной отрасли необходимо использовать интеграцию как между обрабатывающими предприятиями, так и их объединение со сбытовыми и добывающими организациями. Применение контрактной системы выявит потенциальных поставщиков рыбной продукции - устойчивые, кредитоспособные организации, имеющие производственные возможности для расширения производства. Для получения контракта мурманские обрабатывающие предприятия оказываются перед дилеммой – либо интегрироваться для достижения конкурентных преимуществ, либо отказываться от участия в контракте в виду недостаточности финансовых ресурсов и старения основных фондов. Примером тому служит появление ассоциаций, представляющих собой объединения предприятий рыбопромышленного комплекса для координации усилий в решении организационных и прочих сложных вопросов. Таким образом, укрупнение проводится естественным путем для удовлетворения общих интересов государства-заказчика и поставщиков продукции. Государственный рынок при наличии в стране крупных исполнителей заказа получает более быстрое развитие.

Контрактная система в смешанной экономике принимает форму специфического инструмента налогово-бюджетной политики правительства. Источником ее финансирования является федеральный, региональный или муниципальный бюджеты, а основным элементом - государственные закупки, которые вызывают рост конкурентоспособности продукции.

Таким образом, при создании государственного рынка рыбного сырья в системе национального рынка рыбопродукции целесообразно использовать эффективную модель федеральной контрактной системы США, а также норвежский опыт организации сбыта рыбной продукции , что является вторым защищаемым положением.

В третьей главе «Совершенствование государственного управления преобразованиями в рыбной отрасли» разработан механизм функционирования государственного рынка рыбной продукции, структура которого показана на рис. 1, определены и обоснованы способы повышения эффективности государственного рынка рыбной продукции на основе регулирования рентных отношений, показан порядок организации поставок рыбной продукции на внутренний рынок.

Добывающим компаниям (рис. 1) отводится важная роль поставщика сырья на обрабатывающие предприятия. Заключение контракта между добывающими судами и государством на взаимовыгодных условиях (насыщение государственного рынка рыбным сырьем для государства и получение права на дополнительные объемы вылова для судов) повлечет за собой рост объемов производства на береговых предприятиях. С учетом того, что от качества сырья и своевременности поставок напрямую зависит цена продукции, деятельность добывающих компаний не останется без внимания государства и в последующие годы. Например, с 2009 г. Правительством предусмотрен поэтапный переход на долговременное (до 25 лет) закрепление долей промышленных квот за российскими пользователями с соответствующей разбивкой по промысловым судам, находящимся в собственности россиян.

Относительно контракта государства с обрабатывающими предприятиями по поставкам готовой рыбной продукции на государственный рынок можно отметить, что взаимная выгода присутствует и в этих отношениях: насыщение государственного рынка рыбной продукцией повысит потребление рыбопродукции населением страны, а обрабатывающая подотрасль, наращивая объемы производства, перестанет быть убыточной.

Эффективность представленного механизма функционирования государственного рынка зависит и от наличия высокопрофессиональных специалистов по проведению госзакупок, уровень знаний и опыт которых устранят большую часть нарушений при проведении закупок.

Анализ деятельности рыбодобывающих предприятий выявил наличие приловов и сбросов некондиционного вылова в практике российских добывающих судов. Для устранения проблемы сбросов необходимо создать в Мурманске рынок малоценной и маломерной рыбы, устанавливая стоимость такого сырья на уровне затрат добывающих судов на хранение и доставку сырья на берег. При этом сбросы прилова необходимо запретить, а при выявлении таких фактов применять к нарушителям штрафные санкции.

федеральные министерства и ведомства-заказчики

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЛИЗИНГА НА 9 ПРЕДПРИЯТИЯХ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

1.1. Экономико-исторический аспект развития лизинга в структурах 9
производства

1.2. Концептуальные положения эффективности развития 23
предприятий в сфере лизинга

1.3. Государственная стратегия развития лизинговой деятельности в 33
интересах развития производства

ГЛАВА 2. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ 55 ЛИЗИНГА В ЭКОНОМИКЕ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

2.1. Место и роль лизинга в системе производства 55

2.2. Ресурсный потенциал лизинговой деятельности в системе 78
производства России

2.3. Интерполяция опыта работы транснациональных корпораций в 82
сфере лизинга на российские условия

ГЛАВА 3. НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ПУТИ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ 97 ЛИЗИНГА В ИНТЕРЕСАХ ЭКОНОМИКИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

    Формирование механизма устойчивого развития сферы лизинга 97

    Государственная модель функционирования сферы лизинга 102

3.3. Блок-схема алгоритма государственного управления ^з
народного хозяйства

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 138

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 142

ПРИЛОЖЕНИЕ 153

Введение к работе

Актуальность темы. Российская Федерация стала на путь глубоких социально-экономических изменений, непременным условием успешной реализации которых является развитие производственной сферы. Известно, что сейчас производственно-техническая база нашей страны находится в кризисной ситуации: процесс замены устаревших и изношенных машин и оборудования, по сути, остановился. Анализ тенденций структурных изменений экономики свидетельствует о том, что без всесторонне обоснованных инвестиций в приоритетные отрасли народного хозяйства не возможно дальнейшее развитие экономики.

Инвестиции имеют решающее значение в модернизации неэффективного устаревшего производства (физический износ основного капитала, по официальным данным, превысил в России 40-60%), обновлении продукции. Проблема инвестиций - узловая проблема российской экономики, от которой зависит решение всех других экономических и социальных проблем. Повышение инвестиционной активности является главным фактором преодоления спада производства, увеличения количества рабочих мест, реализации структурных сдвигов в экономике. Поэтому необходимо использовать альтернативные методы финансирования затрат на обновление материальной базы и на модификацию производства. Одной из таких альтернатив является лизинг. Активное внедрение лизинговых операций на предприятиях страны может стать мощным импульсом технического развития, переоборудования производства и структурной перестройки экономики.

Лизинг по своей сущности является синтезом известных форм финансирования капиталовложений, перспективным инструментом активизации инвестиционного процесса страны. Классический лизинг является универсальной и гибкой формой соглашений, способной

использовать льготы в налогообложении, механизм страхования и предпочтений. По этой причине лизинг распространился практически во всех промышленно развитых странах мира. В начале 90-х годов XX столетия от 10 до 30% инвестиций в новые технологии и оборудование производились при помощи лизинга, а в некоторых отраслях экономики этот показатель был ещё более высоким. Преимущества лизинга очевидны и для экономики России.

Государственное управление структурными преобразованиями развития сферы лизинга в народном хозяйстве современной России закладывает фундамент стратегического управления экономикой на основе рационального использования финансовых ресурсов страны и обеспечения адекватного управления экономикой в соответствии с объективно действующими закономерностями. Все вышесказанное определило актуальность темы диссертационного исследования.

Степень научной разработанности проблемы. Вопросам становления и развития сферы лизинга в российской экономике посвящено большое количество монографий и статей в периодической печати. В экономической литературе получили отражение вопросы, касающиеся определения сущности и функций лизинга, вариантов его использования в хозяйственной деятельности различными субъектами рыночной экономики. Этой стороне лизинга посвящены труды А. М. Акиндинова, В. П. Голощапова, Е. В. Кабатовой. Историческим, правовым и практическим аспектам применения лизинга в современных российских экономических условиях, а также различным аспектам формирования отечественного лизингового рынка уделено пристальное внимание в общеэкономической и финансовой периодике - в статьях А. А. Кулешова, Н. В. Медведевой, С. К. Николаевой, К. М. Парфенова, Л. В. Никифорова и других авторов. Кроме того, автор опирался также на исследования таких зарубежных ученых, как Т. М. Кларк, М. Колберг, Д. Т. Леви и др., которые внесли важный вклад в разработку данной проблемы.

При работе над диссертацией были использованы труды научных коллективов Национального института системных исследований проблем предпринимательства, Института проблем предпринимательства, Института экономики и предпринимательства, Московского государственного университета (МГУ), Российского государственного социального университета (РГСУ), Института стратегического анализа и развития предпринимательства (ИСАРП). Кроме того, автор использовал материалы и документы Российской ассоциации лизинговых компаний, Торгово-промышленной палаты (ТПП), Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ).

Вместе с тем необходимо отметить, что имеющиеся теоретические работы, публикации, практические рекомендации по данной проблематике не дают достаточно ясной оценки действующего государственного управления структурными преобразованиями развития сферы лизинга в народном хозяйстве на современном этапе развития РФ. Этим обуславливается выбор темы, целей, задач, объекта диссертационного исследования.

Цель и задачи исследования. Целью диссертационной работы является разработка научно-практических путей развития сферы лизинга в интересах народного хозяйства России.

В соответствии с поставленной целью в диссертации осуществлялось решение следующих задач, определивших структуру работы:

систематизировать теоретические основы лизинга на предприятиях современной России;

вскрыть актуальные проблемы развития сферы лизинга в народном хозяйстве современной России;

выявить экономико-исторические аспекты развития лизинга в структурах производства;

обозначить концептуальные положения эффективности развития предприятий в сфере лизинга;

показать ресурсный потенциал сферы лизинга в интересах роста производства России.

предложить и обосновать научно-практические пути развития сферы лизинга в интересах народного хозяйства;

построить государственную модель функционирования сферы лизинга;

разработать блок-схему алгоритма государственного управления структурными преобразованиями сферы лизинга в интересах развития народного хозяйства.

Предмет исследования - управленческие отношения, возникающие в процессе государственного управления структурными преобразованиями развития сферы лизинга в народном хозяйстве на современном этапе развития РФ.

Объект исследования - структурные преобразования сферы лизинга в России.

Теоретическая и методологическая основа исследования. Теоретической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых в области менеджмента, предпринимательской деятельности, банковского дела, финансов и кредита, страхования, экономической безопасности, государственного регулирования, планирования и программирования, а также экономики производства.

В методологическую основу исследования были положены разнообразные современные методы: системный подход, аналитический, комплексно-факторный, абстрактно-логический, экономико-статистический анализы, методы аналогии, сравнительных и экспертных оценок, статистической обработки данных.

Информационной базой исследования послужили статистические и другие информационные источники, материалы, характеризующие производственно-хозяйственную деятельность производственных структур

РФ, экспертные заключения, законодательные акты и другие нормативно-правовые документы в хозяйственной сфере.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:

выявлены экономико-исторические аспекты развития лизинга в структурах производства;

обозначены концептуальные положения эффективности развития предприятий в сфере лизинга;

показан ресурсный потенциал сферы лизинга в интересах роста производства России;

Построена модель функционирования сферы лизинга;

Разработана блок-схема алгоритма государственного управления
структурными преобразованиями сферы лизинга в интересах развития
народного хозяйства

Наиболее существенные научные результаты, полученные лично соискателем и выносимые на защиту, состоят в следующем:

систематизированы, уточнены теоретические основы лизинга на предприятиях современной России;

представлена интерполяция опыта работы транснациональных корпораций в сфере лизинга на российские условия;

вскрыты актуальные проблемы развития сферы лизинга в народном хозяйстве современной России;

предложены и обоснованы научно-практические пути развития сферы лизинга в интересах народного хозяйства;

Определен механизм устойчивого развития сферы лизинга в
современных экономических условиях России.

Теоретическая и практическая значимость работы. Основные положения и выводы диссертационного исследования могут быть использованы инвесторами, руководителями, специалистами планово-экономических служб, государственными структурами в процессе

становления и развития лизинговых отношений в России, а также в преподавании ряда экономических дисциплин, в которых значительное внимание уделяется экономике, организации и управлению производством.

Маницкая Людмила Николаевна

Шифр специальности:

08.00.05 Экономика и управление народным хозяйством

Формула специальности:

В рамках данной специальности исследуются экономические системы, их генезис, формирование, развитие, прогнозирование. Разграничительным признаком специальности 08.00.05 по отношению к другим экономическим специальностям, и в частности 08.00.01 – Экономическая теория, является изучение экономических систем в качестве объектов управления. Объектом исследования могут служить экономические системы различного масштаба, уровня, сфер действия, форм собственности.

Составной частью специальности 08.00.05 являются теоретические и методологические принципы, методы и способы управления этими системами, а также институциональные и инфраструктурные аспекты развития экономических систем:

Важной составной частью специальности 08.00.05 являются различные аспекты изучения субъектов управления экономическими системами (государственные, транснациональные, региональные, корпоративные управленческие структуры, а также менеджеры как субъекты управления).

Предметом исследования данной специальности являются управленческие отношения, возникающие в процессе формирования, развития (стабилизации) и разрушения экономических систем.

Области исследований:

1. Экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами

1.1. Промышленность.

Объект исследования: национальные, отраслевые, региональные и отдельные экономические системы, сложившиеся и формирующиеся в результате институциональных преобразований в первичных и агрегированных звеньях промышленности (предприятия, хозяйственные ассоциации, финансовопромышленные объединения топливно-энергетического, машиностроительного, металлургического и др. комплексов народного хозяйства).

1.1.1. Разработка новых и адаптация существующих методов, механизмов

и инструментов функционирования экономики, организации и управления хозяйственными образованиями в промышленности.

1.1.2. Формирование механизмов устойчивого развития экономики промышленных отраслей, комплексов, предприятий.

1.1.3. Механизмы формирования корпоративных образований в российской экономике с учетом глобализации мировой экономики.

1.1.4. Инструменты внутрифирменного и стратегического планирования на промышленных предприятиях, отраслях и комплексах.

1.1.5. Гармонизация промышленной и торговой политики с учетом экономической безопасности.

1.1.6. Государственное управление структурными преобразованиями в народном хозяйстве.

1.1.7. Механизмы изменения форм собственности (приватизация, национализация, интеграция, демонополизация и др.) хозяйственных образований.

1.1.8. Совершенствование организационно-правовых форм хозяйствования в корпоративных образованиях.

1.1.9. Инструменты функционирования товарных рынков с ограниченной и развитой конкуренцией в условиях глобализации мировой экономики и свободной торговли.

1.1.10. Внешнеторговая деятельность предприятий в условиях либерализации внешнеэкономической деятельности.

1.1.11. Оценки и страхование рисков хозяйствующих субъектов.

1.1.12. Условия и инструменты создания транснациональных корпораций, механизмы их адаптации к российским условиям хозяйствования.

1.1.13. Инструменты и методы менеджмента промышленных предприятий, отраслей, комплексов.

1.1.14. Диверсификация вертикально- и горизонтально-интегрированных хозяйственных структур.

1.1.15. Теоретические и методологические основы эффективности развития предприятий, отраслей и комплексов народного хозяйства.

1.1.16. Промышленная политика на макро- и микроуровне.

1.1.17. Теоретические и методологические основы мониторинга развития экономических систем народного хозяйства.

1.1.18. Проблемы повышения энергетической безопасности и экономически устойчивого развития ТЭК. Энергоэффективность.

1.1.19. Методологические и методические подходы к решению проблем в области экономики, организации управления отраслями и предприятиями топливно-энергетического комплекса.

1.1.20. Состояние и перспективы развития отраслей топливноэнергетического, машиностроительного, металлургического комплексов.

1.1.21. Состояние и основные направления инвестиционной политики в топливно-энергетическом, машиностроительном и металлургическом комплексах.

1.1.22. Методология развития бизнес-процессов и бизнес-планирования в электроэнергетике, нефтегазовой, угольной, металлургической, машиностроительной и других отраслях промышленности.

1.1.23. Методологические и методические вопросы прогнозирования топливно-энергетического баланса страны, территориальноадминистративного образования.

1.1.24. Тарифная политика в отраслях топливно-энергетического комплекса. Методологические и методические подходы к решению проблем

в области экономики, организации и управления отраслями и предприятиями металлургического комплекса.

1.1.25. Методологические и методические подходы к решению проблем в области экономики, организации и управления отраслями и предприятиями машиностроительного комплекса.

1.1.26. Теоретические и методические подходы к созданию системы контроллинга в промышленной организации.

1.1.27. Управление производственной программой в различных условиях хозяйствования подразделения организации.

1.1.28. Проблемы реструктуризации отраслей и предприятий промышленности.

1.1.29. Методологические проблемы экономики промышленности как

1.2. АПК и сельское хозяйство.

Содержание этой области исследований: экономические отношения в сфере агропромышленного комплекса и его отраслей: сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности, сельскохозяйственного машиностроения, производства минеральных удобрений, лесного, водного и рыбного хозяйства, оптовой и розничной торговли продовольственными и сельскохозяйственными товарами, обслуживания предприятий и организаций комплекса, производственной и социальной инфраструктуры.

Объект исследований: организационное устройство, структура АПК и межотраслевые связи; материально-техническая база АПК и его отраслей, продовольственные и ресурсные рынки АПК; продуктовые подкомплексы, социальные, экономические и организационно-управленческие проблемы предприятий и отраслей АПК, в том числе сельского хозяйства; сельская местность.

1.2.30. Теория аграрных отношений, в том числе земельных; развитие отношений собственности в сельском хозяйстве и других отраслях АПК.

1.2.31. Функционирование и развитие агропродовольственных и ресурсных рынков АПК, методы их защиты.

1.2.32. Государственное регулирование сельского хозяйства и других отраслей АПК.

1.2.33. Особенности воспроизводственного процесса в сельском хозяйстве,

в том числе воспроизводства основных фондов, земельных и трудовых ресурсов, инвестиционной деятельности, финансирования и кредитования.

1.2.34. Особенности развития материально-технической базы АПК и его отраслей.

1.2.35. Особенности формирования и использования человеческого капитала в аграрном секторе, занятость и доходы сельского населения

1.2.36. Рынок сельскохозяйственных земель, земельные отношения в аграрном секторе экономики и сельской местности

1.2.37. Институциональные преобразования в АПК.

1.2.38. Эффективность функционирования отраслей и предприятий АПК.

1.2.39. Обоснование прогнозов и перспектив развития агропромышленного комплекса и сельского хозяйства.

1.2.40. Инновации и научно-технический прогресс в агропромышленном комплексе и сельском хозяйстве

1.2.41. Планирование и управление агропромышленным комплексом, предприятиями и отраслями АПК

1.2.42. Организационный и экономический механизм хозяйствования в АПК, организационно-экономические аспекты управления технологическими процессами в сельском хозяйстве

1.2.43. Экономические проблемы формирования и функционирования интегрированных структур в АПК и сельском хозяйстве

1.2.44. Развитие сельскохозяйственной кооперации, в том числе производственной, обслуживающей и кредитной.

1.2.45. Экономические проблемы создания и функционирования малого и среднего бизнеса в АПК и сельской местности

1.2.46. Формирование, развитие и функционирование информационноконсультативных систем в АПК

1.2.47. Развитие сельских подсобных производств и промыслов

1.2.48. Экономические проблемы развития личного подсобного хозяйства

1.2.49. Экономика, организация и управление в крестьянских (фермерских) хозяйствах и у сельских индивидуальных предпринимателей

1.2.50. Многофункциональный характер сельского хозяйства, устойчивое развитие сельских территорий и социальной инфраструктуры

1.2.51. Продовольственная безопасность страны, последствия мирового продовольственного кризиса, аграрные аспекты присоединения России к Всемирной торговой организации.

1.3. Строительство.

Содержание этой области исследования: разработка экономических проблем современного состояния и прогнозирования развития строительного комплекса под влиянием таких тенденций и факторов, как реструктуризация национальных экономик, инновационные технологии, совершенствование технологической и воспроизводственной структур инвестиций, повышение роли социально-ориентированных направлений развития и др.

Объект исследования: строительный комплекс в целом; предприятия различных форм собственности, функционирующие в инвестиционностроительной сфере; организационно-правовые формы взаимодействия участников инвестиционно-строительного процесса, их объединения;

государственное регулирование в сфере капитального строительства, жилищно-коммунального хозяйства, на рынке недвижимости.

1.3.52. Теоретические и методологические основы развития строительного комплекса.

1.3.53. Организационно-экономические аспекты формирования систем управления строительным комплексом; исследования современных тенденций развития строительства и его организационных форм как самоорганизующейся и саморегулируемой системы; государственные функции регулирования рыночных отношений в строительстве.

1.3.54. Анализ современного состояния и основных тенденций развития строительного рынка и его отдельных сегментов.

1.3.55. Анализ и оценка эффективности инвестиций в повышение технологического уровня, механизации и автоматизации строительного производства; обеспечение конкурентоспособности строительной продукции

и предприятий строительного комплекса.

1.3.56. Методологические и методические подходы к развитию сметного нормирования и рыночных методов ценообразования в строительстве.

1.3.57. Развитие теории, методологии и организации подрядных торгов (конкурсов) на объекты и услуги в строительстве и городском хозяйстве.

1.3.58. Развитие теории, методологии и методов оценки эффективности деятельности строительных организаций.

1.3.59. Методологические основы формирования системы взаимоотношений между участниками инвестиционного процесса в строительстве (инвестор – заказчик – застройщик – проектировщик – подрядчик).

1.3.60. Методология формирования рыночного механизма управления корпоративными структурами в строительном комплексе.

1.3.61. Развитие методологических подходов к экономике и управлению различными направлениями капитального строительства.

1.3.62. Методологические основы экономического механизма функционирования предприятий строительного комплекса и материальнотехнической базы строительства, в том числе промышленности строительных материалов, изделий и конструкций.

1.3.63. Формирование теоретических и методологических основ управления лизинговыми операциями в строительстве.

1.3.64. Теоретические и методологические основы обеспечения заданных сроков, стоимости, качества, экологичности и конкурентоспособности строительной продукции.

1.3.65. Развитие методологии управления качеством и конкурентоспособностью строительной продукции.

1.3.66. Развитие теории и методологии управления объектами недвижимости различного функционального назначения.

1.3.67. Теоретические и методические основы разработки и внедрения инноваций в основные, вспомогательные и обслуживающие

производственные процессы по созданию, эксплуатации и обслуживанию объектов недвижимости.

1.3.68. Методологические подходы к анализу портфельных инвестиций на рынке недвижимости.

1.3.69. Теоретические и методологические проблемы управления стоимостью объектов недвижимости на различных стадиях жизненного цикла.

1.3.70. Государственное регулирование рынка недвижимости, формирование федеральной и муниципальной инвестиционной политики в сфере жилищного строительства в условиях социально ориентированной рыночной экономики.

1.3.71. Организационно-экономический механизм управления инвестициями в комплексную застройку в крупных мегаполисах, развитие программы паспортизации жилищного фонда и формирование кадастра городских территорий.

1.3.72. Развитие методологии комплексного управления жилищным фондом. Методы оценки эффективности эксплуатации, воспроизводства и расширения жилищного фонда (реконструкция, модернизация и новое строительство).

1.3.73. Анализ состояния и определение тенденций развития сферы жилищно-коммунального хозяйства различных организационно-правовых форм функционирования.

1.3.74. Организационно-экономические аспекты формирования систем управления ресурсо- и энергосбережением в жилищно-коммунальном хозяйстве.

1.3.75. Экономические проблемы реконструкции и восстановления основных фондов ЖКХ различных форм собственности.

1.3.76. Развитие методологии управления и организации инвестиционного проектирования в строительстве.

1.3.77. Теоретические, методологические и методические основы определения эффективности инвестиционных проектов в строительстве.

1.3.78. Развитие теории и методологии управления рисками инвестиционных проектов в строительстве.

1.4. Транспорт.

Объект исследования: транспортные предприятия и организации.

1.4.79. Развитие методологии и экономической теории транспорта.

1.4.80. Экономический анализ деятельности предприятий и организаций различных видов транспорта, выполняемый на уровне транспортной системы страны, ее регионов, видов транспорта и их структурных подразделений – железных дорог, морских и речных пароходств, авиакомпаний и др.

1.4.81. Исследование влияния транспортных факторов на развитие рынков,

размещение производительных сил, повышение эффективности общественного производства и экономическую безопасность страны.

1.4.82. Оценка качества транспортного обслуживания экономики и населения страны.

1.4.83. Экономическое обоснование систем управления на транспорте.

1.4.84. Оценка экономической эффективности нового транспортного строительства, технического перевооружения и модернизации путей сообщения.

1.4.85. Определение экономической эффективности модернизации подвижного состава и создания новых транспортных средств.

1.4.86. Исследование экономической эффективности новых форм и способов организации перевозок, транспортного строительства, технического обслуживания и ремонта подвижного состава.

1.4.87. Исследование закономерностей и принципов распределения пассажиро- и грузопотоков по видам транспорта, выбора экономически целесообразных схем освоения перевозок и организации перевозочного процесса.

1.4.88. Методы прогнозирования и стратегического планирования грузовых и пассажирских перевозок.

1.4.89. Планирование и анализ производственно-хозяйственной и коммерческой деятельности предприятий транспорта.

1.4.90. Совершенствование грузовых и пассажирских тарифов.

1.4.91. Организация лицензирования и сертификации деятельности предприятий транспорта.

1.4.92. Организация управления на транспорте.

1.5. Связь и информатизация.

Объект исследования: информационная инфраструктура страны и ее отдельные компоненты.

1.5.93. Развитие методологии, экономической теории и методов управления в области связи и информатизации.

1.5.94. Экономический анализ деятельности предприятий и организаций связи и информатизации, выполняемый на уровне отрасли и отдельных структурных звеньев, а также в территориальном (региональном) разрезе.

1.5.95. Исследование влияния связи и информатизации на развитие рынков, производительных сил, эффективность общественного производства, социально-экономический прогресс и экономическую безопасность страны.

1.5.96. Оценка качества обслуживания экономики и населения страны средствами связи и информатизации.

1.5.97. Определение экономической эффективности модернизации материально-технической базы предприятий и организаций связи и информатизации.

1.5.98. Исследование экономической эффективности новых форм и способов информационного обеспечения с использованием различных видов связи.

1.5.99. Исследование закономерностей и принципов распределения информационных потоков по сетям различных видов связи на уровне страны

и отдельных регионов.

1.5.100. Планирование и анализ производственно-хозяйственной и коммерческой деятельности предприятий связи и информатизации.

1.5.101. Организация лицензирования и сертификации деятельности предприятий связи и информатизации.

1.5.102. Исследование форм и методов государственного регулирования на предприятиях связи и информатизации

1.5.103. Исследование закономерностей, производственных отношений, научных принципов, форм, методов и средств формирования информационной инфраструктуры.

1.5.104. Исследование финансовых и организационных методов и механизмов управления инновационным развитием средств связи и информатизации.

1.5.105. Проблемы повышения информационной безопасности и устойчивого развития рынка средств отрасли связи и информатизации.

1.5.106. Исследование и развитие организационно-экономических принципов, форм и методов международного и государственного регулирования информационной безопасности отрасли связи и информатизации.

1.5.107. Развитие методологии аудита информационных систем, включая разработку руководящих, организационно-методических и нормативных документов, методов обоснования выбора технических и программных средств, процедур управления ходом разработки, методов оценки рисков и мероприятий по минимизации последствий их наступлений.

1.5.108. Развитие новых информационных технологий, обеспечивающих эффективное функционирование электронного бизнеса.

1.6. Сфера услуг.

Содержание этой области исследования: анализ современных тенденций и прогнозов развития экономики, управления сферой услуг; определение научно обоснованных организационно-экономических форм деятельности, типологий форм хозяйственного механизма предприятий, учреждений, организаций и комплексов отраслей сферы услуг; совершенствование методов управления и государственного регулирования.

Объект исследования: все организационно-правовые формы предприятий и организаций (коммерческие частные предприятия, некоммерческие учреждения, общественные организации, союзы, ассоциации, федеральные органы, органы субъектов федерации, региональные и местные органы

управления отраслями и комплексами, международные организации и союзы и др.), обеспечивающих основную деятельность в сфере услуг, а также производственную и социальную инфраструктуру, подготовку кадров.

1.6.109. Совершенствование организации, управления в сфере услуг в условиях рынка.

1.6.110. Особенности формирования и развития общественного (государственного) сектора сферы услуг.

1.6.111. Ресурсный потенциал отраслей сферы услуг и эффективность его использования.

1.6.112. Факторы, влияющие на размещение и эффективность деятельности предприятий сферы услуг.

1.6.113. Экономические методы и критерии обоснования эффективности специализации и кооперирования в сфере услуг.

1.6.114. Организационно-экономическое обеспечение стандартов на услуги

1.6.117. Современные тенденции развития организационно-экономических

форм хозяйствования в сфере услуг.

1.6.118. Формирование

и развитие отраслевых, региональных

общенациональных рынков услуг.

1.6.119. Особенности малых и

форм предпринимательской

деятельности в отраслях сферы услуг.

1.6.120. Экономические

государственного

регулирования

интеллектуальной собственности в сфере услуг.

обеспечения

1.6.121. Организационно-экономические

механизмы

инновационного развития отраслей сферы услуг.

1.6.122. Соотношение

рыночных

и государственных

регуляторов

развитии отраслей и комплексов сферы услуг.

1.6.123. Обеспечение конкурентоспособности предприятий сферы услуг.

1.6.124. Формы

государственной

поддержки

отечественных

производителей в сфере услуг.

1.6.125. Повышение

эффективности

использования

рыночных

инструментов в сфере услуг.

1.6.126. Социальная инфраструктура предприятий в условиях рынка.

1.6.127. Экономические

функционирования

некоммерческих

организаций в сфере услуг.

1.6.128. Государственная поддержка некоммерческих организаций сферы услуг.

1.6.129. Экономические проблемы благотворительности, меценатства и спонсорства в сфере услуг.

1.6.130. Экономические основы социальной защиты и поддержки населения.

1.6.131. Механизм антикризисного управления в сфере услуг.

1.6.132. Государственно-частное партнерство в сфере услуг. 2. Управление инновациями.

Содержание этой области исследования: выявление, анализ и разрешение проблем инновационного развития национальной экономики, управления основными параметрами инновационных процессов в современной экономике, научно-технического и организационного обновления социальноэкономических систем, а также методов и инструментов оценки результатов инновационной деятельности.

Объект исследования: экономические процессы формирования и организации эффективного функционирования инновационной сферы народного хозяйства, включающей совокупность инноваций, создаваемых и осваиваемых регионами, отраслями и предприятиями в результате инновационной деятельности; механизмы ее инвестиционного, информационного и организационного обеспечения; методы и инструменты обоснования направлений и оценки эффективности инновационного развития хозяйственных систем.

2.1. Развитие теоретических и методологических положений инновационной деятельности; совершенствование форм и способов исследования инновационных процессов в экономических системах.

2.2. Разработка методологии и методов оценки, анализа, моделирования и прогнозирования инновационной деятельности в экономических системах.

2.3. Формирование инновационной среды как важнейшее условие осуществления эффективных инноваций. Определение подходов, форм и способов создания благоприятных условий для осуществления инновационной деятельности. Пути улучшения инновационного климата.

2.4. Исследование интеграционных процессов в инновационной среде. Концепции обновлений и формы их практической реализации.

2.5. Особенности создания и исследования национальных инновационных систем: принципы построения и развития, структуры и функции, оценка эффективности.

2.6. Разработка методов и механизмов интеграции вузовской науки в национальную инновационную систему и мировой инновационный процесс. Развитие методов и форм коммерциализации вузовских инноваций в малых инновационных предприятиях.

2.7. Особенности и проблемы формирования малых инновационных предприятий на базе бюджетных научных и учебных организаций.

2.8. Исследование жизненного цикла инноваций: параметры цикла, инструменты и технологии управления параметрами жизненного цикла, сбалансированное развитие инновационного и инвестиционного циклов в экономических системах.

2.9. Оценка инновационного потенциала экономических систем.

2.10. Оценка инновационной активности хозяйствующих субъектов в целях обеспечения их устойчивого экономического развития и роста стоимости.

1

1 Красноярский институт железнодорожного транспорта - филиал ФГБОУ ВПО «Иркутского государственного университета путей сообщения»

Целью данной работы является сопоставление принятых мероприятий с основными целями стратегического развития Российской экономики, классификация принятых правительством Российской Федерации мероприятий по стимулированию отраслей народного хозяйства, а также представление модели расчета экономической эффективности государственной материальной и нематериальной поддержки отраслей народного хозяйства. Результатами данной работы являются примеры классификации и сопоставления мероприятий государственного стимулирования отраслей народного хозяйства по отношению к действующей программе стратегического развития экономики и представление модели расчета экономической эффективности государственной материальной и нематериальной поддержки. Они могут быть приняты за основу, при определении методологии, в части классификации и определения экономической эффективности принятых мероприятий правительства, по государственному стимулированию отраслей народного хозяйства. По итогам данного исследования можно сделать вывод о соответствии действий правительства ключевым аспектам программы поддержки отраслей народного хозяйства в период действия шоковой нагрузки на экономическую систему. Основные государственные мероприятия направлены в значительной степени на прямую поддержку банковского сектора экономической системы страны. Благодаря модели расчета экономической эффективности, можно оценить качественную сторону принятых правительством мероприятий, по государственному стимулированию отраслей народного хозяйства.

государственное управление

структурные преобразования

экономические санкции

1. Боровская М.А., Шевченко И.К., Развадовская Ю.В. Управление структурными преобразованиями в экономике промышленного сектора / М.А. Боровская, И.К. Шевченко, Ю.В. Развадовская. – М.: КРАСАНД, 2013. – 256 с.

2. Демченко С.К. Структурные изменения в экономике и макроэкономическая динамика // С.К. Демченко // Проблемы современной экономики. – 2008. – № 2. – С. 61–65.

3. Демченко С.К. Структурные сдвиги и проблемы экономического роста национальной экономики / С.К. Демченко, М.А. Юдина // Проблемы современной экономики. – 2014. – № 2. – С. 96–99.

4. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: материал из КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi req=doc;base=LAW;n=90601 frame=23 (дата обращения: 10.08.15).

5. Кузьбожев Э.Н., Шугаева О.В. Структурная трансформация и устойчивость производственных систем / Э.Н. Кузьбожев, О.В. Шугаева. – М.: ИНФРА – М, 2014. – 91 с.

6. Распоряжение Правительства РФ от 27.01.2015 N 98-р «Об утверждении плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году»: материал из Консультант Плюс [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi req=doc;base=LAW;n=183223 (дата обращения: 10.08.15).

7. Санкции в связи с украинскими событиями 2014 года: материал из Википедии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Санкции_в_связи_с_украинскими_событиями_2014_года (дата обращения: 10.08.15).

8. Сухарев О.С., Логвинов С.А. Управление структурными изменениями экономики / О.С. Сухарев, С.А. Логвинов. – М.: ИНФРА – М, 2013. – 367 с.

9. Demchenko S.K. Structural Shifts of Russian Economy in Globalization Process / S.K. Demchenko, M.A. Yudina // Журнал Сибирского федерального университета. Сер. Гуманитарные науки (Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences). – 2014. – Т. 8, № 7. – С. 1410–1422.

На сегодняшний день экономика России находится в стадии структурных преобразований и в связи с этим характеризуется многочисленными структурными сдвигами, и, как следствие, постоянными структурными изменениями экономической системы.

Структурные сдвиги, как правило, обусловлены неравномерным развитием того или иного элемента экономической системы, в зависимости от изменения потребительского спроса либо от технологической, организационной модернизации производственного цикла. Наряду с этими закономерными и в значительной степени прогнозируемыми аспектами существует ситуация шоковой нагрузки на экономическую систему, вызванную внешними факторами.

Одной из таких шоковых нагрузок является введение санкций Европейским союзом в отношении некоторых секторов российской экономики.

Так, на основе точечной дестабилизации экономической системы со стороны Европейского союза в значительной степени пострадал один из крупнейших налоговых агентов, добывающая промышленность, а также финансовой сектор экономической системы.

Но стоит учесть, что наша страна до сих пор находится в стадии структурной реформы. А любая структурная реформа, должна отталкиваться от ранее намеченных ориентиров развития. В случае отсутствия данных ориентиров реформа теряет свой стратегический смысл.

При всех значительных изменениях, произошедших в экономической структуре в период действия шоковой нагрузки, важно не упустить основную мысль стратегического развития экономической системы. Иными словами, при выборе мероприятий, направленных на поддержание экономики страны, необходимо отталкиваться не от среднесрочного развития экономической системы, а от стратегического целенаправленного развития. Именно поэтому необходимо продолжать политику долгосрочного развития экономической системы, в части стимулирования потенциально значимых и конкурентоспособных отраслей экономики.

Подробная программа и направления развития Российской экономики представлены в плане стратегического развития РФ на период до 2020 года . Согласно данному документу, основные направления развития Российской экономики ориентированы на целенаправленное развитие аграрного и промышленного комплекса нашей страны. Здесь планируется наладить процессы глубокой переработки сырья в готовую продукцию, а также внедрить мощное сопровождение научно-технологического комплекса, позволяющего повысить конкурентоспособность и инновационное развитие отраслей народного хозяйства. Также планируется формирование оптимальной структуры региональной концентрации производственных сил с учетом мощностей и инфраструктурного комплекса.

Основными инструментами реализации данной программы является финансовое стимулирование новых и уже существующих высокотехнологичных конкурентоспособных и инновационных отраслей народного хозяйства через эффективное налогообложение и создания соответствующих центров компетенций, направленных на повышение эффективности соответствующих мероприятий.

Также для реализации программы стратегического развития и снижения негативного воздействия санкционных ограничений, согласно Распоряжению от 27 января 2015 года № 98-р, утверждены одни из ключевых направлений действий Правительства Российской Федерации, направленных на восстановление и поддержание экономики России .

С целью определения эффективности действий правительства Российской Федерации, направленных на восстановление и поддержание экономики страны в период действия санкций, были проанализированы постановления и распоряжения Правительства Российской федерации, с классификацией их по программе и по направлению финансирования.

Рис. 1. Постановления и распоряжения правительства РФ по программе финансирования

Рис. 2. Постановления и распоряжения правительства РФ по направлению финансового стимулирования реального сектора Российской экономики

Рассмотрев диаграмму (рис. 1), можно отметить, что помимо компенсации дополнительных инфляционных издержек, правительство Российской федерации ведет целенаправленное финансирование реального и финансового секторов Российской экономики, что соответствует программе поддержки отраслей народного хозяйства в период действия шоковой нагрузки.

Данные представленные в диаграмме (рис. 2) свидетельствуют о значительном распределении средств, в банковскую систему, тем самым напрямую воздействуя лишь на финансовый сектор Российской экономики с последующим распределением мультипликативного эффекта на весь реальный сектор народного хозяйства. Данную ситуацию можно охарактеризовать как докапитализацию Российских банков.

Необходимо отметить соответствие мероприятий ключевым аспектам стратегического развития Российской экономики и ключевым направлениям восстановления и поддержания экономики России. Но при этом огромная доля финансирования направлена не на разработку, внедрение или переналадку действующих и вновь вводимых отраслей народного хозяйства, а на реструктуризацию, докапитализацию и субсидию по кредитным обязательствам, тем самым обеспечивая прямую поддержку только финансового сегмента Российской экономики, а не реального сектора народного хозяйства.

Иными словами мероприятия направлены на погашение негативного воздействия финансового сектора на реальный сектор экономики, без учета комплексной поддержки наиболее значимых и перспективных отраслей народного хозяйства.

В связи с этим необходимо создание методики классификации государственного стимулирования Российской экономики с последующей разработкой оценки экономической эффективности данного стимулирования в области развития экономической системы страны. Основой такой классификации может служить распределение государственного стимулирования по программе финансирования и по направлению финансовой и иной нематериальной поддержки:

Классификация государственного стимулирования отраслей народного хозяйства

Наименование

нормативного акта

Государственное стимулирование по территориальному признаку

Государственное стимулирование по направлению поддержки

Государственное стимулирование по программе финансирования

Сумма по программе, млрд руб.

Федеральное стимулирование отраслей

Государственная прямая финансовая поддержка реального сектора экономики

Финансирование проектов реального сектора экономики (автомобильная промышленность)

Государственное стимулирование по программе финансирования:

1. Компенсация дополнительных инфляционных издержек.

2. Повышение устойчивости банковской системы.

3. Финансирование проектов реального сектора экономики.

4. Финансирование социально значимых проектов.

5. Финансирование национально значимых проектов.

Классификация по программе финансирования необходима для определения соответствия краткосрочного государственного стимулирования по отношению к стратегическому развитию экономики.

Государственное стимулирование по направлению поддержки:

1. Государственная прямая финансовая поддержка реального сектора экономики.

2. Государственная поддержка через финансовый сектор Российской экономики.

3. Нематериальная государственная поддержка (нормативно-правовые акты в области налогового и иного сопровождения деятельности организаций).

Классификация по направлению поддержки необходима для соотношения эффекта от реализации государственного стимулирования с объемом прямого материального и нематериального стимулирования отраслей народного хозяйства.

Государственное стимулирование по территориальному признаку:

1. Федеральное стимулирование отраслей.

2. Региональное стимулирование отраслей.

Классификация по территориальному признаку необходима для соотношения эффекта от государственного стимулирования к максимально возможным инфраструктурным возможностям регионов.

Приведенная выше классификация государственного стимулирования позволит дать оценку и произвести расчет экономического эффекта от прямого и мультипликативного воздействия на структурные преобразования экономической системы.

Основой расчета экономической эффективности может быть функция Кобба - Дугласа Y = A*L α *K β (зависимость объёма производства Y от создающих его факторов производства - затрат труда L и капитала K). При этом рассчитанное до шоковой нагрузки значение объема производства принимать за ориентир сбалансированного экономического развития конкретного сегмента экономической системы.

Формула изменения объема производства в зависимости от принятых мероприятий или шоковой нагрузки примет вид:

Y = A*L α *K β ,

где Y - объем производства в определенный момент времени с учетом пересчитанных коэффициентов эластичности по труду и эластичности по капиталу, в зависимости от принятых мероприятий и, как следствие, изменения фактора капитала, A - технологический коэффициент, α ≥ 0 - коэффициент эластичности по труду, а β ≥ 0 - коэффициент эластичности по капиталу. Используя формулу перед применением мероприятия, направленного на поддержание и восстановление элемента экономической системы и после введения мероприятия можно определить экономический эффект от материального стимулирования или негативного последствия от действия экономических санкций.

Таким образом, расчет коэффициента экономического эффекта примет следующий вид:

I = K β x - β o ;

где K капитальные вложения по введению мероприятий, βх - коэффициент эластичности по капиталу после принятия мероприятий, βо - коэффициент эластичности по капиталу, расчитанный как ориентир сбалансированного экономического развития.

Коэффициент экономического эффекта:

I = K β x - β o ; I = 0 - каждый рубль капитальных вложений по стимулированию отрасли приводит к пропорциональному увеличению объема производства; I > 1 - каждый рубль капитальных вложений по стимулированию отрасли приводит к значительному увеличению объема производства; I < 1 - каждый рубль капитальных вложений по стимулированию отрасли приводит к незначительному увеличению объема производства.

Значение коэффициента экономического эффекта меньше 1 предполагает превышение капитала по отношению к технологическим особенностям отрасли и от оснащенности трудовыми ресурсами либо от неэффективного выполнения принятых мероприятий. Также данное значение коэффициента может быть вызвано превышением финансирования по отношению к недостаточному совокупному спросу, что, в свою очередь, требует дополнительных мероприятий по стимулированию спроса.

По результатам данных исследований можно сделать вывод о соответствии действий правительства ключевым аспектам программы поддержки отраслей народного хозяйства в период действия шоковой нагрузки, а именно экономических санкций, о значительной прямой поддержке банковского сектора экономической системы страны. Благодаря модели расчета экономической эффективности можно оценить качественную сторону принятых правительством мероприятий по государственному стимулированию отраслей народного хозяйства. Также хотелось бы отметить о необходимости оценки вновь вводимых мероприятий с учетом их экономической эффективности, направленных на смягчение последствий экономических санкций, а также, в первую очередь, принимать меры по повышению производительности и качества труда реального сектора экономики Российской Федерации.

Библиографическая ссылка

Огурцов П.Г. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ СТРУКТУРНЫМИ ПРЕОБРАЗОВАНИЯМИ В ПРОМЫШЛЕННОСТИ // Фундаментальные исследования. – 2016. – № 9-1. – С. 172-176;
URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=40716 (дата обращения: 20.12.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»