Значение прямых иностранных инвестиций. Прямые иностранные инвестиции. сокращения
 наукоемкого производства

Значение прямых иностранных инвестиций. Прямые иностранные инвестиции. сокращения наукоемкого производства

Сегодня сайт практически любой крупной и уважающей себя компании является не просто визиткой, а эффективным инструментом продаж. Не удивительно, что ему уделяется особое внимание. все чаще отдается в руки профессионалов.

Грамотный подход к нему способен:

  • обеспечить рост клиентской базы;
  • стимулировать повышение продаж;
  • расширить возможности для выхода на новые рынки.

Вы понимаете это? Значит, пора заняться поиском SEO-подрядчика.

На что обращать внимание при выборе SEO-агентства?

Обозначьте важные для себя критерии (расставьте приоритеты). Рекомендуем обращать внимание на:

  1. Опыт.
  2. Подход к работе.
  3. Стоимость услуг.

Не стоит торопиться выбирать SEO-подрядчика, который готов взяться за работу по низкой цене. Профессионалы никогда не «продают себя» дешево. Им просто незачем это делать.

Раскрутку большой площадки с сотнями и даже тысячами страниц лучше доверить SEO-агентству. В этом случае вы можете рассчитывать на полноценную оптимизацию. Профильные специалисты будут работать параллельно друг другу и в команде. Это позволит получить качественные результаты.

Как оценить опыт специалистов?

Обязательно попросите предоставить вам результаты работы над другими проектами, оцените их. Также мы рекомендуем попросить профессионалов прислать кейсы. Уверенная в своих силах компания обязательно продемонстрирует готовность ознакомить потенциального клиента с результатами своей работы.

Хорошо, если специалисты:

  1. Работают давно.
  2. Умеют быстро перестраиваться.
  3. В кратчайшие сроки находят дополнительные варианты взаимодействия с поисковыми системами.
  4. Владеют современными методиками работы.
  5. Умело оценивают перспективные факторы ранжирования.

Плохо, если SEO-специалисты:

  1. Работает недавно.
  2. Давно ведет профессиональную деятельность, но никак не развивается (не посещает курсы, семинары и др.).
  3. Работает с устаревшими методиками.
  4. Ничего не знает об новых алгоритмах поисковых систем.
  5. Ориентируется только на «свое чутье».

Особое внимание следует уделить и подходам SEO-агентства к работе

О «черных» методах продвижения знают многие. Как ни странно, они используются до сих пор и многими. Обязательно поинтересуйтесь, как именно работает компания. Насторожитесь, если результат вам обещают «быстро и дешево». Скорее всего, даже попав в ТОП выдачи поисковой системы, вы в кратчайшие сроки потеряете позиции и даже попадете под действие . Вывести из-под фильтров сайт будет очень непросто.

Отбор и проверка кандидатов

Предварительно сообщите о том, что вам необходимы:

  • коммерческое предложение;
  • договор.

На что обращать внимание при изучении коммерческого предложения и договора с SEO-агентством?

  1. На недосказанности и нечеткие фразы.

Согласитесь, фразы: «мы гарантируем соблюдение обязательств» и «мы гарантируем возврат денег при отсутствии должного результата» только звучат одинаково, но имеют разное значение.

  1. На мнимые и реальные конкурентные преимущества SEO-агентства.

К мнимым можно отнести:

  • время продвижения и его низкую стоимость,

Заранее определить скоростные показатели и конкретные временные рамки продвижения практически невозможно. Все прогнозы имеют существенную погрешность. Опытные специалисты никогда не озвучат четких сроков. Это обусловлено тем, что скорость продвижения зависит от массы факторов. В их числе и уровень квалификации сотрудников, и наличие систем автоматизации процессов, и используемые технологии. О низкой стоимости мы уже рассказывали. Упрощение услуг нередко осуществляется в ущерб их качеству.

К реальным преимуществам можно отнести:

  • опыт сотрудников;
  • наличие собственных систем автоматизации и отдела аналитики;
  • невысокий уровень загрузки оптимизаторов;
  • проводимые исследования.

Автоматизация процессов избавляет оптимизаторов и других специалистов от рутинной работы. Благодаря этому они получают больше времени для эффективной аналитики.

Оценивая опыт, следует уделить внимание специфике деятельности своей компании. Возможно, SEO-подрядчик уже работает с вашими конкурентами. Это совсем не плохо! Напротив, у специалистов есть опыт работы в отрасли. Это значит, что профессионалы имеют в запасе действительно эффективные методики.

Отлично, если в SEO-агентстве работает аналитик. Это значит, что оптимизаторы регулярно получают актуальные сведения.

Невысокий уровень загрузки позволит специалисту много времени уделить именно вашему проекту. Если в работе у оптимизатора постоянно находится 20 и более сайтов, то, скорее всего, его деятельность является мало продуктивной. Продвижение выполняется по стандартным схемам, отработанным годами. Но поисковые системы постоянно изменяются. Опытный специалист должен подстраиваться под них.

  1. На четко прописанные права и обязанности обеих сторон. Лучше отдать договор на проверку опытному юристу. Это позволит исключить появление «подводных камней» при работе над продвижением вашего сайта.

На что еще обращать внимание?

  • На рейтинг SEO-компаний. В нем представлены организации, которые демонстрируют успешную работу и хорошие показатели эффективного продвижения.
  • Также мы рекомендуем посетить офис SEO-агентства. Многое сразу же станет ясно. Обратите внимание на работу специалистов. Внешний вид сотрудников, их общее настроение расскажут больше, чем любое, даже самое полное и понятное, коммерческое предложение.

Несмотря на то, что для многих поисковое продвижение кажется чем-то из области разрешенной Хогвартсом магии, разобраться в большей части нюансов и подводных камней не составит огромного труда. А научиться выбирать грамотного подрядчика и того легче.

Опыт и результаты.

Опыт - один из основополагающих критериев при выборе веб-студии. Но не стоит забывать, что объективной оценкой опыта команды может являться только количество УСПЕШНЫХ проектов. Кроме того, важны тематика проекта и опыт сотрудников. Если студия присутствует на рынке не меньше 10 лет, и имеет более 50 успешно реализованных проектов, то, вероятнее всего, это хорошая студия.

И успешные некогда проекты могут оказаться глубоко за пределами ТОП 10...

Правда, стоит отметить, что SEO - довольно нестабильная сфера, и успешные некогда проекты могут оказаться глубоко за пределами ТОП 10, если продвижение по каким-либо причинам было приостановлено.

Гарантии.

Как ни парадоксально, но гарантировать 100% успех продвижения могут только жулики. Дело в том, что поисковые системы - изменчивая среда. И в случае даже незначительной корректировки поискового алгоритма сайт может оказаться на задворках выдачи поисковиков. Кроме того, довольно глупо считать, что из сотен тысяч конкурирующих проектов именно ваш сайт окажется в десятке избранных, которые будут стопроцентно в ТОП 10 по любому тематическому запросу. СЕО-шники не являются волшебниками, и чудес в нашем деле не бывает. Есть только упорный труд.

Состав команды.

Успешное продвижение сайта невозможно без слаженной работы специалистов разной направленности, ведь и доработки сайта могут носить разный характер: изменения в дизайне, верстке, программном коде, которые должны вносить компетентные специалисты. Несомненно, талантливый человек может быть талантливым во многом, но согласитесь, что очень хороший дантист вряд ли заменит отличного автослесаря, и наоборот, равно как и программист - дизайнера.

Методика продвижения.

Существуют общепринятые стандарты поискового продвижения, многие из которых прописаны в технической документации поисковиков. И если, компания не объясняет за счет чего осуществляется поисковое продвижение сайта, доверять такой организации не стоит. Несомненно, у каждой веб-студии могут быть какие-либо "фишечки", но, в целом, алгоритм довольно стандартный и ничего "секретного" в нем быть не должно.

Отчётность.

Этот пункт прямо вытекает из предыдущего. Прозрачная методика влечет за собой прозрачную отчетность по проделанным работам. Если студия работает честно, то ей совершенно нечего скрывать от заказчика. Таким образом, развернутая отчетность - признак хорошей компании.

Кроме всех вышеперечисленных пунктов хотелось бы добавить, что многое зависит от вашей осведомленности и компетентности в вопросах SEO. Речь не идет о знании всех технологий и хитростей на уровне специалиста, но знание основных алгоритмов ранжирования и принципов продвижения могут сэкономить и деньги, и время, и нервы, которые, как известно не восстанавливаются.

Иностранные инвестиции играют особую роль среди форм .

— вложение капитала с целью приобретения долгосрочного экономического интереса в стране приложения капитала, обеспечивающее контроль инвестора над объектом размещения капитала.

Таким образом к прямым иностранным инвестициям относятся как первоначальное приобретение инвестором собственности за рубежом, так и все последующие сделки между инвестором и предприятием, в которое инвестирован капитал.

Основными формами прямых иностранных инвестиций являются открытие за рубежом предприятий, в том числе создание дочерних компаний или открытие филиалов, создание совместных предприятий, покупка контрольного пакета акций предприятий страны-донора и др.

Предприятие с иностранными инвестициями может иметь форму:

  • дочерней компании — предприятие, в котором прямой инвестор-нерезидент владеет более 50% капитала;
  • ассоциированной компании — предприятие, в котором прямой инвестор-нерезидент владеет менее 50% капитала;
  • филиала — предприятие, полностью принадлежащее прямому инвестору.

Прямой инвестор — государственные и частные организации, физ. и юр. лица, а также их объединения, владеющие предприятием с прямыми инвестициями за рубежом.

В настоящее время акции компаний в значительной мере разбросаны и, как правило, контрольный пакет составляет менее 50% акций предприятий. Бывает, что владение даже 5% предоставляет владельцу право решающего голоса в управлении, так как остальные владельцы имеют на руках меньший пакет акций. Например, в США прямыми считаются инвестиции с долей 10% и более в уставном капитале предприятия. Если доля инвестиций составляет менее 10%, то они относятся к портфельным. Граница для предприятий с иностранным капиталом в 10% установлена международными организациями условно в целях обеспечения сопоставимости учета движения прямых и портфельных инвестиций.

Роль прямых иностранных инвестиций

Главная цель экспорта капитала — максимизация прибыли за счет его инвестирования в страны и отрасли, обеспечивающие более высокую прибыль по сравнению со страной происхождения капитала.

Причины прямых инвестиций

ПИИ осуществляются по тем же причинам, что и вложения иностранного капитала в экономику других стран.

Главная выгода для принимающей страны состоит в получении в свое распоряжение дополнительных ресурсов, включая капитал, технологии, управленческий опыт и квалифицированный труд. ПИИ стимулируют развитие национальной экономики, увеличивают объем производства продукта и дохода, ускоряют экономический рост и развитие.

Для стран-доноров основная выгода ПИИ состоит в возможности получить максимальную прибыль, в том числе и за счет сокращения уровня налогообложения и диверсификации рисков по сравнению с аналогичными внутренними инвестициями.

Масштабы и географическое распределение ПИИ

ПИИ составляют основу господства ТНК на мировом рынке. Крупнейшими инвесторами в послевоенный период были ТНК США, а направлялись инвестиции преимущественно в развивающиеся страны.

Однако с начала 1970-х гг. рост ПИИ замедлился, изменилась их направленность. Все больше инвестиции стали направляться в страны Западной Европы. С начала 1980-х гг. ПИИ из Англии, Германии, Канады, Нидерландов стали направляться в США, которые превратились в крупнейшего импортера капитала. С конца 1980-х сформировалось новое направление ПИИ — регион Центральной и Восточной Европы и экономическое пространство бывшего СССР. В настоящее время основными экспортерами и импортерами ПИИ выступают развитые страны. На них приходится почти 90% накопленного объема вывезенных инвестиций и свыше 60% ввезенного капитала. Лидирующее положение в этой области занимают США. За ними следуют Великобритания, Германия, Франция. В 2006 г. в американскую экономику было вложено прямых иностранных инвестиций на 175,4 млрд. долл. По данным ЮНКТАД общий объем ежегодных ПИИ в 2006 г. превысил сумму в 13000 млрд. долл. (для сравнения в 1995 г. — 315 млрд. долл.).

В последние 15 лет спрос РС и стран ЦВЕ на иностранный капитал превышает его предложение. Это объясняется тем, что в 1990-е гг. многие развивающиеся страны перешли от стратегии опоры на собственные силы к стратегии экономической открытости. Им не хватает внутренних накоплений, и они активно прибегают к иностранному капиталу.

Фаворитом для иностранного бизнеса среди РС остается Китай и Гонконг. В 2006 г. приток ПИИ в эту страну достиг около 70 млрд. долл.

Однако масштабы этого процесса пока невелики. Кроме того, финансовый кризис 1995-1997 гг. существенно сократил резервы свободных капиталов в экономиках НИС. В странах Восточной Европы и СНГ основные получатели ПИИ — Венгрия, Польша, Чехия. Их притоку способствует либерализация условий миграции капитала. Политика государств строится на устранении всех возможных ограничений в его движении, создавая наиболее благоприятный инвестиционный климат в стране.

Инвестиционный климат — это совокупность экономических, политических, юридических, социальных, бытовых и других факторов (условий), предопределяющих прибыльность капитала и степень риска капиталовложений.

Государственное и международное регулирование ПИИ

Учитывая возрастающее политическое значение ПИИ, они регулируются как на национальном уровне, так и в международном масштабе.

Государственное регулирование ПИИ

Национальное регулирование основано прежде всего на использовании в каждой стране норм и институтов традиционных отраслей права (административное, гражданское и др.). Но в связи с интенсивным развитием международного инвестиционного процесса во многих странах появилось специальное законодательство в виде инвестиционных законов и кодексов. Основу такого законодательства составляют условия инвестирования, а также правовые гарантии для иностранных инвесторов в принимающей стране.

Государственное стимулирование ПИИ включает:

1. Предоставление государственных гарантий

В рамках этих гарантий происходит учет взаимных интересов принимающей страны и иностранного инвестора. В большинстве стран законодательство включает положения, которые предоставляют иностранным инвесторам (юридическим и физическим лицам) национальный режим принимающей страны, т.е. отсутствует дискриминации иностранных инвесторов по сравнению с местными. Эта гарантия своего рода международный стандарт, благодаря которому иностранным инвестициям гарантируются условия не хуже, чем местным.

В законодательстве ряда стран содержатся положения о защите от политических рисков, стихийных бедствий. Например, оговаривается, что национализация частной собственности может быть осуществлена только в исключительных случаях и с гарантией равноценной компенсации, гарантируется свобода вывоза прибылей и репатриации капитала.

2. Предоставление налоговых, таможенных и административных льгот в принимающей стране

В развивающихся странах и странах с переходной экономикой иногда вводятся специальные льготы для иностранных инвесторов. Особенно большие льготы предоставляются инвесторам в офшорных центрах и СЭЗ, в которых значительно упрощены процедуры регистрации новых предприятий, предоставлены широкие налоговые и другие льготы для иностранных предприятий, сняты валютные ограничения, упрощена финансовая отчетность, обеспечивается охрана тайны личности владельца компании и др.

3. Страхование зарубежных инвестиций

4. Урегулирование инвестиционных споров

5. Исключение двойного налогообложения

Законодательства многих стран, предусматривают взаимные прямые инвестиции. С этой целью оговаривается вопрос об исключении двойного налогообложения.

Международное регулирование ПИИ

Международный режим включает в себя специальные межгосударственные соглашения по поводу регулирования отношений, возникающих в связи с прямыми инвестициями частного капитала. Международно-правовой режим может действовать на двусторонней и многосторонней основах.

Двусторонние соглашения определяют принципиальные положения о статусе иностранных инвестиций, согласно которым стороны соглашения взаимно предоставляют национальный режим инвестициям друг друга, а также положения о защите инвестиций и о порядке разрешения споров между инвесторами и принимающим государством.

Международно-правовой режим основан на многосторонних универсальных договорах, заключенных в рамках , и т. д. В рамках стран — членов ОЭСР принят принцип международного арбитража, своего рода третейского суда. Правовое регулирование иностранных инвестиций в рамках ЕС предусмотрено Римским договором (1957 г.) и является примером многостороннего регулирования на национальном уровне.

Важный практический документ по регулированию иностранных капиталовложений, разработанный в рамках организации Азиатско-Тихоокеанского сотрудничества (1994 г., Джакарта) — Добровольный кодекс прямых иностранных инвестиций.

При МБРР действует Международное агентство по страхованию иностранных частных инвестиций (МАИГ).

Приоритетное значение среди рассмотренных форм иностранных инвестиций имеют прямые инвестиции, поскольку они оказывают существенное воздействие на национальные экономики и междуна­родный бизнес в целом.

Позитивное влияние ПИИ на экономику принимающей страны выражается в следующем:

*создание дочерних компаний и филиалов ТНК содействует расширению капиталовложений в экономику, росту производительности труда и занятости;

* наблюдается передача технологий, управленческих и маркетинговых навыков (но это наблюдается не всегда);

* расширяется доступ национальных фирм на международные рынки сбыта, т. е. налаженные связи ТНК нередко используются для экспорта товаров;

* ТНК покрывают риски, с которыми могут столкнуться их филиалы в принимающих странах. Если филиал нерентабелен, полученные доходы репатриируются, т. е. капиталовложения окупаются за счет прибыли;

* ПИИ обеспечивают дополнительные ресурсы и возможности, а именно: капитал, технологическое и управленческое искусство, культура труда;

* происходит вливание в экономику нового предпринимательства и дополнительной конкуренции;

* путем более эффективного управления размещением ресурсов, конкурентными стимулами и эффектами перепроизводства или отношениями поставщиков к потребителям можно поднять внутренние ресурсы и возможности, а также производительность местных фирм. В результате создаются новые рабочие места;

* рост экономики, стимулируемый иностранными инвестициями, приводят к росту суммы налоговых поступлений в казну;

* улучшается торговый баланс страны за счет замещения импорта внутренним производством. Улучшение платежного баланса. И как результат – стабильность валютного курса;

* включение страны в мировой рынок и в международное разделение труда;

* социальная интеграция с другими странами через обмен взглядами на отношение к работе, повседневным национальным обычаям и поведенческим нормам.

Однако ПИИ могут приводить и к негативным последствиям, в числе которых:

* принимающая страна теряет контроль над национальным производством и выбором стратегии развития. Фактически ПИИ означают передачу контроля над отдельными отраслями иностранным фирмам, определяющим стратегию развития;



* ПИИ могут вытеснять менее конкурентоспособные по сравнению с зарубежными национальные компании;

* ПИИ негативно влияют на платежный баланс принимающей страны, если филиалам требуется увеличение импорта (негативный эффект сильнее при импортозамещающем характере производства);

* в долгосрочной перспективе ПИИ ведут к росту издержек, т. к. чем длительнее срок вложений, тем выше репатриированные доходы и роялти. Происходит так называемое старение инвестиций, и возможно, что объем вывезенного капитала в форме полученных доходов превысит объем вложенных ПИИ;

* стили предпринимательского управления, культура труда могут быть нежелательными для местных фирм или рабочей силы;

* неправильный способ конкуренции может привести к монополии;

* могут ограничить подъем местных ресурсов и возможностей посредством ограничения привлекательности организации производства местной продукции через низкие цены на товары;

* в результате может быть снижена экономическая активность, которая приведет к снижению налоговых поступлений;

* возможно ухудшение платежного баланса страны через ограничения экспорта и продвижение импорта или посредством вытеснения местных фирм, которые экспортируют больше, а импортируют меньше;



* возможно вмешательство в политический процесс в стране, принимающей инвестиции.

Если же в целом говорить о значении иностранных инвестиций, то для страны-реципиента иностранные инвестиции имеют ряд существенных преимуществ по сравнению с дру­гими формами международного экономического партнерства, а именно:

· во-первых, это дополнительный источник накопления, существенно увеличивающий ресурсы для обновления и расширения основного капитала, реализации инвестиционных проектов и программ, обеспечивающих оживление и подъем экономики, насыщение внутреннего рынка конкурентоспособными товарами и услугами, дополнительными источниками (через налоги) пополнения государственного бюджета;

· во-вторых, прямым иностранным инвестициям обычно сопутствует приток, как было отмечено, прогрессивных технологий, обеспечивающих выпуск конкурентоспособной продукции по двум основным параметрам: по уровню новизны и качества производимых товаров и услуг и по издержкам их производства. Вкладывая свой капитал в тот или иной проект, иностранный инвестор прямо заинтересован в том, чтобы производимая продукция пользовалась спросом. Причем ее конкурентоспособность должна быть гарантирована на период, по крайней мере, соответствующий возврату вложенного капитала;

· в-третьих, иностранные инвестиции способствуют преодолению профессиональной некомпетентности непосредственных участников инвестиционного процесса: отдельных руководителей различных уровней, менеджеров, конструкторов, инженеров и рабочих. Иностранные инвестиции в конкретные объекты обычно сопровождаются обучением персонала – переподготовкой его на месте, зарубежными стажировками. Это помогает эффективно использовать новые технологии, рыночные механизмы и развивать международные контакты;

· в-четвертых, иностранные инвестиции побуждают к освоению и закреплению международного опыта функционирования рыночной экономики, адаптации к новым «правилам игры». Сближение экономических условий функционирования капитала с общепринятыми в мировой практике, гарантии его защиты способствуют притоку иностранного капитала, порождает уверенность инвестора в возврате вложенных средств. Одновременно ускоряется процесс формирования в стране инвестиционного климата, благоприятного как для зарубежных, так и для отечественных инвесторов. Привлечение иностранных инвесторов ускоря­ет процесс разгосударствления, демонополизации экономики и формирования многообразных форм собственности и т. п.;

· в-пятых, поток иностранных инвестиций ускоряет процесс включения экономики страны в мировое хозяйство. Развитие эффективных интеграционных процессов благоприятствует использованию преимуществ международного разделения и кооперации труда, проведению эффективного маркетинга, поиску своего места на мировом рынке товаров и капитала;

· в-шестых, приток иностранных инвестиций способствует укреплению социально-политической стабильности внутри страны и в международных отношениях, что немаловажно для обеспечения национальной безопасности. Инвесторы заинтересованы в улучшении инвестиционного климата, а следовательно, и в снижении социально-политического риска при осуществлении инвестиционной деятельности.

Необходимо отметить также и причины вывоза капита­ла. К основным можно отнести:

Относительный избыток капитала в стране-доноре, что позволяет размещать капитал за границей в поисках срав­нительно большей прибыльности;

Стремление к максимизации прибыли за счет более дешевого за рубежом сырья, земли, рабочей силы, более низ­ких налогов и требований к охране природной среды, льгот­ных кредитов;

Завоевание рынка другой страны, который защищен таможенными барьерами (такое поведение характерно для политики японских фирм в США). В этих случаях чаще возникают совместные с местными фирмами предприятия, и именно они становятся наиболее характерной формой за­рубежного предпринимательства;

В отдельных случаях вывоз товаров из стран – получа­телей иностранного капитала позволяет окольным путем проникать на рынки третьих государств, установивших эм­барго на продукцию стран пребывания родительской корпорации. Например, Израиль и Южная Корея ввели запрет на ввоз автомобилей из Японии. Но такой запрет не распрост­раняется на импорт автомобилей, производимых в филиалах японских фирм, расположенных в США;

Внедрение результатов собственных научно-техничес­ких исследований и разработок, в том числе запрещенных у себя в стране.

Могут существовать и политические причины экспорта капитала, особенно государственного. Ведущие страны мира напрямую заинтересованы в определенной эволюции новых государств, поэтому они используют экспорт капитала как политическое средство давления на них, а уж затем как экономическую помощь. Цель такого экспорта капитала – не получение прибыли, а выполнение определенных поли­тических и идеологических интересов.

Специфика восприятия инвестиций, как экономического феномена, неоднозначна и во многом предопределяется принадлежностью страны к группе развитых или развивающихся стран. Так, развитые страны в ряде случаев опасаются подрыва контроля над национальными экономическими ресурсами и поэтому пытаются ограничить иностранные инвестиции на своей территории. В целом же они придерживаются политики либерализации инвестиционной деятельности. Позиция развивающихся стран двойственна: они обеспокоены тем, что иностранные фирмы будут вкладывать средства в их экономику, и тем, что инвестиции сократятся. Таким образом, с одной стороны, существуют опасения эксплуатации, а с другой – опасения, что ограничится доступ к иностранному капиталу и технологиям. Правительства запрещают или ограничивают прямое инвестирование в некоторые отрасли, где присутствие зарубежных фирм рассматривается либо как непозволительно расточительное, либо как формирующее избыточное иностранное влияние. В качестве условий иностранного инвестирования правительства часто выдвигают такие требования, как использование местных полуфабрикатов и узлов, осуществление НИОКР в принимающей стране, расширение экспорта. С другой стороны, некоторые правительства активно привлекают ТНК на территорию страны, влияние и число которых постепенно возрастает.

Тем не менее, однозначного ответа на вопрос о влиянии иностранных инвестиций нет, как нет единого экономического пути достижения абсолютного благосостояния. Кроме экономических факторов на оценку феномена иностранных инвестиций, вкладываемых в национальную экономику, в значительной мере влияют политические факторы, общественное мнение и т. п.

Цели привлечения иностранного капитала весьма раз­нообразны и определяются теми приоритетами, которые име­ет каждая страна. Большинство государств использует ино­странные инвестиции для индустриализации, повышения наукоемкости производства, роста занятости населения и др. Многие развивающиеся государства строят на базе иностранного капитала стратегии импортозамещения, а также экспортной ориентации производства.

Контрольные вопросы

1. Назовите основные признаки инвестиций.

2. В чем заключается экономическая сущность международных инвестиций?

3. Какие функции выполняют международные инвестиции в мировой экономике?

4. По каким критериям можно классифицировать инвестиции?

5. Какие виды международных инвестиций вы знаете?

6. Каковы основные отличительные черты прямых, портфельных и прочих иностранных инвестиций?

7. Какие положительные и отрицательные эффекты могут вызывать иностранные инвестиции?

8. Каковы причины экспорта и импорта капитала?

Литература

1. Зубченко, Л. А. Иностранные инвестиции: учеб. пособие для студентов / Л. А. Зубченко – М.: Зерцало. – М., 2004. – 144 с.

2. Инвестиции: учеб. / С. В. Валдайцев, П. П. Воробьев и др.; под ред.

В. В. Ковалева, В. В. Иванова, В. А. Лялина. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. – 440 с.

3. Кадочников, С. М. Прямые зарубежные инвестиции: микроэкономический анализ эффектов благосостояния / С. М. Кадочников. – СПб.: Экономическая школа, 2002. – 267 с.

4. Марголин, А. М. Инвестиции: учеб./ А. М. Марголин. – М.: Издательство РАГС, 2006. – 464 с.

5. Международные экономические отношения: учеб. для вузов / В. Е. Рыбалкин, Ю. А. Щербанин, Л. В. Балдин и др.; под ред. В. Е. Рыбалкина. – 5-е изд. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 605 с.