Казакова Мария Владимировна - Институт экономической политики им. Е.Т. Гайдара (Институт Гайдара). Участие в конференциях

Казакова Мария Владимировна - Институт экономической политики им. Е.Т. Гайдара (Институт Гайдара). Участие в конференциях

По мнению специалистов, региональный инвестиционный климат представляет собой систему социально-экономических отношений, формирующихся под воздействием широкого круга взаимосвязанных процессов на макро-, микро- и собственно региональном уровнях управления и создающих предпосылки для появления устойчивых инвестиционных мотиваций.

Инвестиционный климат обычно рассматривается как комплексная система, состоящая из трех важнейших подсистем:

инвестиционного потенциала - совокупности имеющихся в регионе факторов производства и сфер приложения капитала (характеристика количественная, учитывающая основные макроэкономические индикаторы, насыщенность территории факторами производства, потребительский спрос населения и др.);

инвестиционного риска - совокупности переменных факторов риска инвестирования (характеристика качествен-


ная, оценивающая вероятность потери инвестиций и доходов от них);

законодательных условий - правовой системы, обеспечивающей стабильность деятельности инвестора. Анализ инвестиционной активности в субъектах Российской Федерации показывает, что практически во всех регионах отсутствуют необходимые предпосылки, способствующие оздоровлению инвестиционного климата, тем более в короткие сроки. Вместе с тем имеется совокупность факторов, предопределивших различия в глубине спада инвестиций по регионам, качественные изменения в инвестиционной сфере. Обобщенно последствия влияния данных факторов можно определить как рыночную реакцию регионов на проводимые реформы.

Российской академией наук по заказу Торгово-промышлен-
ной палаты России проведен анализ инвестиционного климата
в субъектах Федерации. В результате все регионы страны были
подразделены на пять групп.

1. Области с наиболее благоприятным инвестиционным климатом - высокий уровень социально-экономического развития и наименьший спад производства за 1992-1995 гг. (Башкортостан и Татарстан, Белгородская, Вологодская, Липецкая, Ниже-городская, Самарская, Свердловская и Челябинская области).

2. Сырьевые регионы, развитие которых в основном зависит от состояния отраслей специализации, достаточно благоприятные для инвестиций (Республики Коми, Саха, Хакасия, Красноярский край и др.).

3. Регионы с потенциально благоприятным инвестиционным климатом (Московская, Тульская, Ульяновская, Владимирская и другие области).

4. Важнейшие сельскохозяйственные регионы страны, имеющие лучшие потенциальные условия для эффективного сельскохозяйственного производства (Краснодарский, Ставропольский края и Ростовская область).

5. Регионы с неблагоприятным инвестиционным климатом (Республики Мордовия, Чувашия, Марий Эл, Удмуртия, Кировская и другие области).

Если рассматривать предпринимательский климат в стране с позиций малых предприятий, то серьезной поддержки со стороны государства они не ощущают. Хотя разработана и выполняется Федеральная целевая программа государственной поддержки малого предпринимательства, механизмы поддержки работа-
ют недостаточно. Особо это заметно на примере различных регионов.

Эксперты называют три группы регионов, существенно отличающихся по основным характеристикам предпринимательского сектора экономики.

В первой группе, где можно говорить о росте малого предпринимательства, Москва и Московская область, Санкт-Петербург, Новгородская, Нижегородская и другие области.

Во второй - Калининградская, Кировская области и ряд других. Там малый бизнес только начинает развиваться, слаба и его государственная поддержка.

Третья группа - так называемые кризисно-депрессивные районы: Читинская, Магаданская и другие области, где малое предпринимательство почти не развито.

Подобное различие связано в первую очередь с расстановкой политических сил и с личностью региональных руководителей. Относительно стабильное положение малого сектора экономики в Москве и Нижнем Новгороде во многом связано с персональной деятельностью глав исполнительной и законодательной властей, уделяющих этим вопросам большое внимание.

Немаловажны также финансовое состояние региона, традиции - отношение населения к институту частной собственности и предпринимательству.

На безопасность предпринимательской деятельности в значительной мере влияют демографические и национальные особенности населения региона. Население отдельных городов и поселков самостоятельно приступило к борьбе с организованной преступностью. Из ряда населенных пунктов были насильственно выселены преступные элементы, захватившие доминирующее положение на колхозных рынках и в палаточной торговле.

Наоборот, в ряде регионов, в основном с мусульманским населением, преступные группировки долгое время находили и находят убежище, хранят награбленные материальные ценности, проводят сходки воров "в законе" и т.п. Примером тому может служить Чеченская Республика.

Таким образом, предпринимательский климат в регионах, стартовые условия для предпринимательской деятельности в России крайне неравноценны. Первопричиной этого являются унаследованные российской экономикой структурные искажения дореформенного периода, а также в определенной мере географические факторы. Однако то обстоятельство, что это неравенство воспроизводится и, возможно, продолжает усугуб-


ляться, связано как с нарушениями федеральных законов местными властями, так и с неразвитостью полноценного общероссийского рынка труда и таких предпосылок инвестиций, как предсказуемый правовой и налоговый режим, гарантии прав собственности и общая политическая стабильность в государстве.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-30

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

Аннотация

Дипломный проект на тему «Улучшение предпринимательского климата в регионе» состоит из трех разделов.

В первом разделе работы рассмотрены основные теоретические основы формирования предпринимательского климата: рассмотрена сущность предпринимательского климата и факторы его формирования. Объективную значимость и ценность представляет собой классификация факторов формирования предпринимательского климата на уровень муниципального образования.

Второй раздел работы посвящен анализу объекта исследования и организации развития малого бизнеса в Курганской области. В рамках анализа было определено место предпринимательского климата в социально-экономических условиях Курганской области.

Третий раздел дипломного проекта представлен разработкой мероприятий, направленных на улучшение предпринимательского климата в регионе. Раздел содержит компьютерное обеспечение проектных решений, их социальную эффективность и экономическое обоснование.

Введение

1.3 Нормативная правовая база развития предпринимательства

2. Анализ объекта и организация развития предпринимательства на уровне субъекта Российской Федерации

2.2 Место предпринимательства в системе экономического развития Курганской области

2.4 Координационные органы в области развития малого бизнеса

3. Проект мероприятий по улучшению предпринимательского климата в регионе

3.1 Разработка предложений по улучшению регионального предпринимательского климата

3.2 Пути реализации предложенных мероприятий в регионе

3.3 Компьютерное обеспечение проекта

3.4 Социально-экономическая оценка эффективности предложенных мероприятий

Заключение

Список использованных источников

Введение

Ключевой задачей предстоящего десятилетия в России является модернизация всех сфер деятельности и экономический рост. Объективно в России существуют предпосылки для ускоренного экономического развития. Одной из основных причин, которые препятствую реализации потенциала страны является неблагоприятный деловой климат. Из мирового опыта известно, что малое предпринимательство играет ключевую роль в развитии рыночной экономики, в обеспечении баланса между рыночной эффективностью и решением социальных проблем.

В развитых странах формированию предпринимательского климата уделяется большое внимание, о чем свидетельствуют следующие данные: количество малых и средних предприятий достигает 80-90 % от общего числа предприятий; объем производства в сфере малого предпринимательства составляет от 33 до 66 % валового национального продукта; в этом секторе занято 50-70 % активного населения.

В России, несмотря на, казалось бы, разносторонние меры до сих пор не созданы условия, действительно способствующие не только увеличению количества малых предприятий, но и их эффективному развитию. Необходимость развития теоретической базы и используемых методов, способствующих созданию благоприятного предпринимательского климата, как на уровне Российской Федерации, так и на уровне отдельных муниципальных образований становится важным в условиях трансформационной экономики.

Актуальность темы исследования определятся процессами, происходящими в экономике России и направленными на реформирование всего хозяйственного механизма в связи с его переориентацией на рыночный тип хозяйствования.

К анализу проблем формирования предпринимательского климата обращались отечественные ученые О. Аборнева, А. Висленский, Н. Гловацкая, А. Дадашев, М. Еваленко, Л. Колесникова, А. Контарбаев. Современные теории и подходы к предпринимательству используют и развивают на новом уровне сложности понятие предпринимательство, сформулированное классиками различных школ и течений, используя в предпринимательской теории и практике достижения различных наук, таких как экономика, философия, социология, психология, антропология и ряда других.

Так, анализируя положения трудов выше перечисленных ученых и практиков, предпринимательский климат в общем виде можно определит как совокупность факторов, образующих инфраструктуру развития и поддержки малого предпринимательства.

Систематизация и анализ исследований по проблеме показывают, что недостаточно разработаны теоретико-методологические и методические основы по формированию и развитию предпринимательского климата, как на уровне субъекта РФ, так и на уровне муниципального образования. Недостаточно полно представлены методические основы выбора стратегии развития малого предприятия в условиях постоянно изменяющегося окружения. Это актуализировало выбор темы дипломного проектирования.

Следует отметить, что актуальность вопросов формирования и совершенствования предпринимательского климата на уровне субъекта Российской Федерации подчеркивается объективной необходимость развития малого предпринимательства как способа самозанятости населения, его экономическом обеспечении. Так, можно сказать, что предпринимательский климат непосредственно способствует развитию предпринимательской деятельности (повышению предпринимательской активности населения региона) и опосредовано на уровень и качество жизни населения, - что является первоочередной задачей и целью функционирования региональных органов государственной власти и органов местного самоуправления.

В настоящее время немаловажное значение уделяется вопросам поддержки и развитию малого предпринимательства в регионе - разработана и принят ряд нормативных законодательных актов, регулирующих деятельность субъектов малого предпринимательства, сформированы координационные органы поддержки малого предпринимательства в регионе при Правительстве области. Однако данная проблема стоит очень остро для объекта дипломного проектирования, где условия формирования и улучшения предпринимательского климата оставляют желать лучшего.

Таким образом, целью дипломного проектирования является разработка мероприятий, направленных на улучшение предпринимательского климата в регионе.

В рамках поставленной темы необходимо решить ряд задач дипломного проектирования:

1) изучить теоретические основы формирования предпринимательского климата на уровне субъекта РФ;

2) проанализировать нормативную правовую базу развития малого бизнеса;

3) определить место малого предпринимательства в социально-экономическом развитии субъекта Российской Федерации (объекта исследования);

4) спроектировать мероприятия, направленные на улучшение предпринимательского климата;

5) разработать пути реализации проектных мероприятий;

6) определить социально-экономическую эффективность предложенных мероприятий.

Объектом исследования является малое предпринимательство в Курганской области.

Предметом дипломного проектирования является предпринимательский климат Курганской области.

Структура данного исследования выбрана с целью более полного охвата методов и сфер по управлению качеством продукции предприятия.

В соответствии с рассматриваемой проблематикой данной работы анализируемым периодом основных социально-экономических, финансовых и производственных показателей является 2005 - 2007 гг.

В ходе работы над дипломным проектом была использована современная нормативно правовая и методическая база развития малого предпринимательства; статистические региональные данные и справочные материалы; актуальные статьи тематических периодических изданий; информационные ресурсы Интернет.

1. Теоретические основы формирования предпринимательского климата

1.1 Сущность предпринимательского климата

История развития предпринимательства как науки уже накопила достаточно обширный материал по описанию фигуры предпринимателя как центрального субъекта предпринимательских отношений, концептуально-теоретических разработок по исследованию природы предпринимательства, а также условий и факторов, способствующих созданию и функционированию предпринимательской структуры.

Прежде чем перейти к рассмотрению сущности предпринимательского климата, а также вопросам становления и развития предпринимательской структуры в условиях муниципального образования, необходимо рассмотреть понятия «предприниматель» и «предпринимательство» в исторической ретроспективе.

Толкование сути предпринимательства претерпевало существенные изменения в разные промежутки времени. Следует отметить, что большинство классических исследований понятия «предприниматель» сводилось к выявлению личностных качеств человека, занимающегося бизнесом и определению выполняемых им функций для организации и развития своего дела. В развитии научных подходов в определении предпринимателя можно выделить ряд основных направлений управленческой мысли, каждое из которых стало существенным этапом в ее эволюции.

Ричард Кантильон был первым теоретиком предпринимательства. Именно он ввел в научный оборот термин «предприниматель». Он определял предпринимателя как «человека, который за определенную цену покупает средства производства, чтобы произвести определенную продукцию и продать ее в целях получения доходов и который, принимая на себя обязательства по издержкам, не знает, по каким ценам может осуществиться реализация».

К последователям этого течения можно отнести Ж.-Б. Сэя, выделившего функцию предпринимателя как координатора факторов производства, а также американского экономиста Ф. Найта. Суть его идей сводится к тому, что «предприниматель - это претендент на остаточный и непредсказуемый доход. Уникальная неопределенность будущего позволяет предпринимателю получить дополнительный доход».

Предприниматели не являются капиталистами в прямом смысле этого слова, хотя, естественно, им необходим капитал для их экономической (и неэкономической) деятельности. Не являются они и инвесторами. Они, конечно, рискуют, но не более чем другие лица, занятые экономической деятельностью. Предприниматель - это не работодатель. Однако может быть (довольно часто) наемным работником или самостоятельно занятым, т.е. работающим не по найму.

Значительный вклад в развитие теории предпринимательства внес известный американский ученый П. Друкер. По мнению ученого, базой предпринимательства являются современные знания. Содержанием, функцией предпринимательства являются нововведения во всех сферах деятельности, в том числе и в управлении, поэтому управление - это новая технология (а не новая отрасль или изобретение).

Питер Друкер считает, что инновационность - особый инструмент предпринимательства, который направлен на то, чтобы вдохнуть в имеющиеся ресурсы новые свойства с целью создания благ.

Ошибочным можно считать мнение, что предпринимательская и инновационная деятельность лежит в областях свободного творчества и носит стихийный характер. Эта деятельность должна быть организованной, иначе, она может закончиться полным провалом. Предпринимательство -это труд, это работа. Предпринимательству и новаторству можно научиться, но для этого требуется приложить немало усилий.

Другой подход к предпринимательству был предложен представителями неоавстрийской школы экономического анализа Л. Мизесом и Ф. Хайеком. Предпринимательство - это регулирующее начало в уравновешивающей экономической системе. Крупнейший мыслитель XX в. Л. Мизес уделял предпринимательству особое место. Особая роль предпринимательства заключалась в знании как усовершенствовать процесс производства, и каким образом внести в него новшества для лучшего удовлетворения потребностей людей. «Предпринимательство бросает вызов не только рутинерам и экспертам и практикам традиционных методов, а даже в большей степени тем, кто в прошлом были сами новаторами.

Анализируя эволюционные представления о предпринимательстве, можно отметить, что предпринимательский климат - комплексная характеристика предпринимательской деятельности (бизнеса) на данной территории. Он включает в себя:

1) условия ведения бизнеса

2) результаты:

Ведения предпринимательской деятельности, уже существующей на территории, или открытия нового дела;

- "вхождения" нового бизнеса на территорию или расширения существующего в форме инвестирования в основной капитал.

В результате многочисленных интервью с представителями бизнеса выясняется, что предпринимательский климат определяется двумя составляющими: условиями, которые созданы бизнесу, и собственно результатами развития бизнеса (то есть желанием воспользоваться созданными возможностями).

Сегодня в России предпринимательский климат является наиболее благоприятным за последние пять лет"- об этом президент РСПП Аркадий Вольский заявил на ХI съезде Российского союза промышленников и предпринимателей.

Подавляющее большинство предприятий преодолели спад без использования кредитных ресурсов и без ощутимой финансовой поддержки со стороны государства. Недавний опрос руководителей 1189 базовых предприятий 11 отраслей промышленности в 73 регионах России продемонстрировал максимальный, начиная с 1995 года, индекс предпринимательской уверенности. 85 проц. опрошенных руководителей оценили состояние своих предприятий как хорошее, что в 2-3 раза выше показателей 1999 года.

По данным РСПП примерно 15 % промышленных компаний достигли высокой прибыльности, около 30 % - хорошо адаптировались к рынку, хотя их продукция пока еще недостаточно конкурентоспособна. По мнению А. Вольского для того, "чтобы эти новые ростки стали развиваться и далее, требуется пересмотр многих позиций в государственной политике". Эта политика должна, прежде всего, "опираться на использование понятных работникам реального сектора экономики рычагов повышения эффективности производства".

Выступая на круглом столе в апреле 2007 года, Александр Иоффе, президент Российской ассоциации развития малого и среднего предпринимательства, отметил “очевидную вещь - с предпринимательским климатом в стране плохо, а со статистикой по малому предпринимательству совсем плохо”. По его словам, он как советник мэра Москвы по малому предпринимательству уже несколько лет пытается собрать воедино данные по малому бизнесу, и предоставляемые разными ведомствами цифры отличаются в разы.

Президент РАРМП подчеркнул, что развитие малого бизнеса должно быть идеологией, которая превалирует в обществе - “сегодня же не обсуждается, куда мы придем (в экономике) и с чем”. Он также считает, что не проводится грамотной структурной политики: при всех проблемных моментах плановой экономики следовало бы определиться с численностью субъектов малого предпринимательства, например, в краткосрочной, среднесрочной перспективе и т.д.

1.2 Факторы формирования предпринимательского климата

Предпринимательский климат - это совокупность факторов формирования рыночной основы функционирования предпринимательства.

Причем следует отметить, что Дадашев включает в совокупность факторов и уделяет наибольшее внимание таким объективным и субъективным факторам, как:

1) уровень жизни населения;

2) развитие региональной логистики и транспортной инфраструктуры;

3) инвестиционный климат и развитие финансово-кредитных инструментов и уровень финансовых отношений (наличие инвестиционных региональных программ, анализ внешнеторговых по отношению к субъекту РФ отношений).

Таким образом, предпринимательский климат - это результат взаимодействия объективных и субъективных факторов.

Первые составляет географическая "начинка" территории. Она включает место рассматриваемой территории в общей системе территориальной организации, тип освоения и уровень развития территории, её экономико-географическое положение, природные условия и природные ресурсы, население и расселение, структуру, уровень развития и особенности. Сами по себе вышеперечисленные факторы меняются довольно медленно. Однако их влияние на социально-экономические процессы, в том числе и на предпринимательство, весьма динамично. Многое зависит от того, кто, как и, самое главное, для каких целей оценивает эти факторы. Кроме того, один и тот же фактор может одновременно, и ухудшать и улучшать предпринимательский климат территории.

Мировой практике известно немало методик оценки территорий с точки зрения предпринимательства и вообще ведения экономической деятельности и это подтверждает тот факт, что ввиду вышеперечисленных причин нет, и не может быть единой, верной для всех случаев методики оценки не только предпринимательского климата вообще, но и его наиболее стабильных факторов. Нужно понимать их суть и затем адаптировать эти знания к конкретным условиям и целям.

Не меньшее значение играют и субъективные факторы предпринимательского климата территории. Их суть - это целенаправленная деятельность государственных органов власти и управления (если речь идёт о территории государства), пытающихся оказать влияние на развитие территории и происходящие в её пределах процессы.

Итак, предпринимательский климат, можно определить как сложившиеся на данной территории условия и возможности для ведения предпринимательской деятельности, есть результат динамичного взаимодействия субъективных и объективных факторов, а также местной ситуации.

На рисунке 1 представлена классификация факторов, влияющих на формирование предпринимательского климата на уровне субъекта Российской Федерации. Необходимо отметить, что данные факторы составляют основу методологии оценки предпринимательского климата, так как выступают основой для разработки критериев оценки.

Так, в соответствии с рисунком, успех предпринимательства зависит не только от личных способностей и таланта предпринимателя, его возможностей и финансов, но и от объективных обстоятельств. Как уже говорилось, к их числу относятся экономико-географическое положение, природные условия и ресурсы, население и хозяйство. Объективность этих факторов обуславливается тем, что они заданы географией или историей, а возможности воздействия на них весьма ограничены. Рассмотрим все объективные факторы инвестиционной привлекательности территории более подробно.

Размещено на http://www.allbest.ru

Размещено на http://www.allbest.ru

Рисунок 1 - Структура факторов, влияющих на формирование предпринимательского климата

Экономико-географическое положение территории - это важная характеристика, определяющая наличие ближайших и отдалённых соседей и их количество, проницаемость границ, доступность для внешних субъектов хозяйственных отношений (степень выгодности или невыгодности), масштаб этих отношений (макро-, мезо-, микро уровни) и функциональные составляющие (транспортно-географическое, демографо-географическое и другие виды положений).

Природные условия - среда, в пределах которой осуществляется функционирование всех важнейших составляющих экономики и общества территории (населения и расселения, первичной, вторичной, третичной экономических сфер).

Природные ресурсы - один из базисов экономического потенциала территории. Они включают в себя:

1) размеры и конфигурацию территории, как особого вида ресурса;

2) структуру землепользования;

3) стоимостные и качественные характеристики земельных ресурсов, включая оценку агроклиматического потенциала;

4) минерально-сырьевые ресурсы с их качественной и количественной оценкой, возможностями освоения и местом в специализации территории;

5) биологические, и, прежде всего лесные ресурсы, оценку их потенциала для формирования специализации территории;

6) водные (в т. ч. гидроэнергетические) ресурсы и оценку их возможностей обеспечить развитие региона;

7) рекреационные ресурсы с оценкой их потенциала для дальнейшего развития территории.

Население - рассматривается как производительная сила, трудовые ресурсы и как потребитель продукции и услуг. Его анализ включает изучение таких аспектов, как: численность, плотность населения и его расселение; воспроизводство населения и его миграционную подвижность; демографическую, этническую, конфессиональную и социально-профессиональную структуры; образ жизни и менталитет населения.

В последнее время всё большее значение приобретают ресурсы, слабо учитываемые в классических территориальных характеристиках. К ним относятся инновационные, инвестиционные, культурные ресурсы, институциональная инфраструктура (биржи, банки, ярмарки, технопарки, фонды и т.д.). Особое значение для предпринимательства имеет финансово-банковская система.

Субъективные факторы - это наиболее сложный для оценки элемент предпринимательского климата. Именно он аккумулирует в себе действие различных факторов и условий, отображает позитивные и негативные черты территории, её различных компонентов.

Экономическая ситуация характеризует состояние экономики территории, тенденции её развития. Важнейшими составными частями экономической ситуации являются динамика производства, состояние рынка труда, инвестиционная и внешнеэкономическая активность.

Для оценки динамики промышленного производства обычно используется индекс физического объёма промышленной продукции (ИФОПП), т.е. изменение объёма производимой продукции в сопоставимых ценах, приведённое к сопоставимой ассортиментной структуре производства. Чем выше значение ИФОПП данного периода по отношению к базовому периоду, тем меньше спад производства и наоборот. Хотя данный показатель и имеет ряд недостатков (привязка к данным о выпуске лишь основных видов продукции, охват главным образом крупных и средних предприятий, невозможность учёта оборотов теневой экономики), в настоящее время ему нет приемлемой замены.

Наиболее точно уровень безработицы в стране можно измерить отношением числа безработных к численности экономически активного населения (по критериям Международной организации труда). Ещё одним важным элементом рынка труда является уровень заработной платы. Он зависит от уровня развития и отраслевой структуры хозяйства территории.

Одним из ключевых показателей экономической ситуации на территории является объём капитальных вложений, который определяет перспективы развития территории. Сворачивание капиталовложений - крайне тревожный сигнал даже при относительно благополучной текущей экономической ситуации, признак её неустойчивости.

Внешнеэкономическая деятельность - это палка о двух концах. В целом экспортная ориентированность экономики территории - позитивный фактор предпринимательского климата. Однако она может иметь и негативные последствия. Например, при изменении внешнеэкономической конъюнктуры, режима внешнеторговой деятельности, разного рода политических катаклизмах такие территории могут пострадать в большей степени, нежели территории, ориентированные на внутренний рынок. Измерить же внешнеэкономический потенциал территории можно на основе таких показателей, как стоимость поставок на экспорт, доля экспорта в промышленной продукции территории, сальдо внешнеторгового оборота, зависимость территории от импорта, и их динамики за последние 2-3 года.

Таким образом, экономическая ситуация создаёт общий фон для ведения предпринимательской деятельности. Если экономика территории находится в кризисе, не в состоянии генерировать доходы населения и предприятий, формировать устойчивый спрос, привлекать инвестиции, предпринимательский климат территории ухудшается.

Социальную ситуацию территории можно дифференцировать, прежде всего, по уровню жизни населения, который в свою очередь зависит от структуры и эффективности функционирования местной экономики, состояния рынка труда, демографического состава населения, природно-климатических условий, экономико-географического положения, политики местных властей. Измерить его весьма непросто. Можно использовать количественный (на основе формальных статистических параметров) и качественный (на основе миграционного поведения населения) подходы.

Финансовая ситуация на территории определяется состоянием государственных финансов (бюджета территории), корпоративных финансов (или финансов предприятий), финансов населения.

Состояние государственных финансов отражается бюджетной обеспеченностью территории - соотношением между её расходами и налоговым потенциалом. Чем ниже бюджетная обеспеченность территории, тем выше её предрасположенность к хронической дефицитности бюджета, меньше степень финансовой самостоятельности территориальных властей и, соответственно, хуже предпринимательский климат. Основными факторами, определяющими различия в уровне потребностей территорий в финансовых ресурсах, являются: численность и социально-демографическая структура населения, природно-климатические условия, размеры и уровень освоенности территории, система расселения, уровень доходов населения, состояние рынка труда, уровень развития социальной инфраструктуры, экономико-географическое положение, экологическая ситуация.

Финансовое состояние предприятий территории - это отражение их экономического благополучия или деградации, эффективности управления и общей экономической конъюнктуры в стране. Чем больше на территории финансово-устойчивых предприятий, тем больше там платёжеспособных партнёров, заказчиков и потребителей, тем лучше перспективы для экономического роста и тем в целом благоприятнее предпринимательский климат. Определённое представление о состоянии предприятий региона можно получить на основе таких показателей, как объём и соотношение дебиторской и кредиторской задолженностей, доля просроченной задолженности в общей её сумме, объём налоговой недоимки, размер просроченной задолженности по зарплате, задолженность по банковским кредитам, рентабельность производства и т.д.

По характеру своего воздействия на предпринимательский климат территории финансовая ситуация сходна с экономической и социальной ситуацией. К тому же грань между ними, особенно в частях корпоративных финансов и финансов населения, довольно призрачна. Особенность финансовой ситуации - её прямое соприкосновении с предпринимательством, которое, например, может не замечать спад промышленного производства или уровень жизни населения, но непосредственно ощущает финансовую несостоятельность своих непосредственных контрагентов.

Политическая ситуация данной территории определяется состоянием "умов" её жителей и аппарата управления. Склонность, восприимчивость населения к социальным нововведениям, экономическим и политическим реформам - одна из составных частей предпринимательского климата. Вторая составляющая политической ситуации - структура и влиятельность территориальных элит, их политическая ориентация и, самое главное, способность контролировать общественно-экономическую ситуацию территории. Взаимодействие этих двух частей формирует относительно устойчивую политическую ситуацию и, соответственно, предпринимательский климат региона.

С точки зрения развития предпринимательства наибольшее значение имеет стабильность и предсказуемость политической ситуации. Неустойчивость политической обстановки, обусловленная неопределённость населения в своих политических предпочтениях, слабостью территориальной элиты, борьбой за передел власти и сфер влияния, как правило, ухудшает предпринимательский климат региона, ставя его в зависимость от множества трудно прогнозируемых факторов и условий.

Экологическая ситуация территории - это состояние окружающей среды с точки зрения её воздействия на население и хозяйство. Нарушенная природная среда не способствует потеплению предпринимательского климата данной территории, в то время, как благополучная экологическая обстановка способствует многим видам предпринимательской деятельности, например, в сфере туризма и рекреации, в сельском хозяйстве (производство экологически чистой продукции), рыболовстве, лесном хозяйстве и пр. На важность экологического фактора в формировании предпринимательского климата территории указывает пример из жизни развитых стран Запада: там состояние окружающей среды, в частности атмосферного воздуха, ограничивает или способствует развитию таких отраслей, как микроэлектроника.

Экологическая ситуация формируется в результате взаимодействия двух основных факторов - загрязнения среды и её самоочищения. При этом загрязнение зависит от производственно-экономических условий (отраслевая структура хозяйства, масштабы производства и т.п.), то самоочищение - это естественная характеристика природной среды, зависящая от географического положения, характера атмосферной циркуляции, климатических особенностей, рельефа, почвенно-растительного покрова и других природных условий.

Располагая информацией о современной экологической ситуации на территории, предприниматель сможет своевременно учесть местную экологию со всеми её плюсами и минусами. Подобная информация способна повлиять на перечень особо ценных видов продуктов (особенно в сельском хозяйстве), издержки производства, предстоящие инвестиции, налоги, штрафы и сборы, и другие аспекты хозяйственной деятельности бизнесмена. Иначе говоря, знание экологической ситуации приводит к минимизации издержек и выявлению предпосылок экономического развития.

Все эти элементы тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Они образуют сложную систему - территориальный хозяйственный комплекс, через который и проявляется действие объективный факторов предпринимательского климата территорий. Наиболее негативное влияние на предпринимательский климат оказывает не столько не благоприятная, сколько неустойчивая и чрезмерно насыщенная событиями (пусть даже и позитивными) местная ситуация, чреватая резким изменением условий предпринимательской деятельности, в том числе сменой критериев для оценки выгодных и невыгодных сфер предпринимательства.

Для оценки предпринимательского климата в крупных городах все факторы развития разделены на условия для предпринимательства (бизнеса) и результаты (интенсивность) развития бизнеса - рисунок 2.

Размещено на http://www.allbest.ru

Размещено на http://www.allbest.ru

Рисунок 2 - Факторы, влияющие на формирование предпринимательского климата в регионе

Так, на основании классификации приведенной на рисунке, можно утверждать, что к факторам формирования предпринимательского климата на уровне муниципального образования можно отнести элементы региональной инфраструктуры.

1.3 Нормативная правовая база развития малого бизнеса

Нормативное правовое регулирование развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации и осуществляется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативно-правовыми актами Российской Федерации и нормативно-правовых актов органов местного самоуправления.

На современном этапе основой для развития и поддержки малого предпринимательства является ФЗ от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» - Приложение А.

Государственная политика в области развития малого и среднего предпринимательства представляет собой совокупность правовых, политических, экономических, социальных, информационных, консультационных, образовательных, организационных и иных мер, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и направленных на обеспечение реализации целей и принципов, установленных законом.

Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, включает в себя финансовую, имущественную, информационную, консультационную поддержку таких субъектов и организаций, поддержку в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации их работников, поддержку в области инноваций и промышленного производства, ремесленничества, поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность.

Инфраструктурой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства является система коммерческих и некоммерческих организаций, которые создаются, осуществляют свою деятельность или привлекаются в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд при реализации федеральных программ развития малого бизнеса, региональных и муниципальных программ развития предпринимательства, обеспечивающих условия для создания субъектов малого и среднего предпринимательства, и оказания им поддержки.

Инфраструктура поддержки субъектов включает в себя также центры и агентства по развитию предпринимательства, государственные и муниципальные фонды поддержки предпринимательства, фонды содействия кредитованию (гарантийные фонды, фонды поручительств), акционерные инвестиционные фонды и закрытые паевые инвестиционные фонды, привлекающие инвестиции для субъектов малого и среднего предпринимательства, технопарки, научные парки, инновационно-технологические центры, бизнес-инкубаторы, палаты и центры ремесел, центры поддержки субподряда, маркетинговые и учебно-деловые центры, агентства по поддержке экспорта товаров, лизинговые компании, консультационные центры и иные организации.

Требования к организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, устанавливаются в федеральных программах развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональных и муниципальных программах развития малого бизнеса.

2. Анализ объекта и организация развития малого бизнеса на уровне субъекта Российской Федерации

2.1 Общая характеристика Курганской области

Объектом исследования дипломной работы является Курганская область, которая была выделена из Челябинской области 6 февраля 1943 года. Первоначально в ее состав были включены и четыре района Омской области, но уже в 1944 году они были переданы Тюменской области.

В настоящее время на территории области находится 458 муниципальных образований, из них 24 района и 9 городов, 6 поселков городского типа.

Область занимает удобное географическое положение, она расположена в юго-восточной части Западно-Сибирской низменности, в бассейне реки Тобол и является своеобразными воротами Сибири. По ее территории проходит Сибирская железнодорожная магистраль, которая связывает объект исследования с важнейшими районами Европы и Азии.

Курганская область занимает 0.4 % территории России и 4 % территории Уральского Федерального Округа, к которому она относится. За годы существования области плотность населения увеличилась с 13.6 до 15 человек на один квадратный километр - это почти вдвое меньше среднего российского показателя.

В Курганской области имеются различные полезные ископаемые, богата она и сырьем для производства строительных материалов (глиной, гипсом, известняком, строительным камнем, запасами песка). Одной из особенностей является месторождение бентонитовых глин (одно из восьми месторождений в мире), которые применяются в сельском хозяйстве в качестве минеральной подкормки животных, повышая производительность сельскохозяйственной продукции: надоев молока, увеличение яйценоскости и мясной массы животных. Но главным природным богатством области является плодородная земля.

Уровень жизни и платежеспособности населения в области находится на низком уровне (таблица 1), уступая средним российским и средним региональным показателям. Доля жителей, имеющих доходы ниже прожиточного минимума, в 2005 году составила 33,5 % (в 2003 - 45,2%, в 2004 - 36,5%).

Таблица 1 - Социальные индикаторы Курганской области

Показатели

Номинальные денежные доходы населения, млрд. руб.

Среднедушевой денежный доход, руб.

Среднедушевой денежный расход, руб.

Прожиточный минимум для трудоспособного населения, руб.

Прожиточный минимум пенсионера, руб.

Среднесписочная численность занятости населения, тыс. чел.

Уровень зарегистрированной без-цы, %

Среднемесячная заработная плата, руб.

Производство промышленной продукции, млн. руб.

Оборот розничной торговли, млрд. руб.

Индекс потребительских цен по России, %

Темпы инфляции на потребительском рынке Курганской области, %

* Данные таблицы приведены в соответствии с показателями Курганского областного комитета государственной статистики - www.Kurganstat.ru

Исходя из данных таблицы, можно сделать следующие выводы:

1. Номинальные денежные доходы населения возросли к 2006 году на 20 %, а среднедушевой денежный доход - на 19,6 %. Общий прожиточный минимум на душу населения возрос на 20,6 %, в частности для трудоспособного лица на 10,5 % и составил 2764 руб. (на начало 2007 года - 2879 руб.).

2. Прирост среднемесячной заработной платы составил к 2006 году 22,7 %. Однако, темпы индексации заработной платы не адекватны (несоразмерны) темпам инфляции Курганской области. Необходимо отметить, что увеличился и размер пенсии, хотя темпы роста значительно ниже, чем средней заработной платы.

3. Уровень зарегистрированной безработицы (и скрытой) снижается в среднем на 8 % ежегодно. Анализ состава безработных, состоящих на учете в службе занятости, свидетельствует о высоком уровне безработицы среди женщин. По данным Департамента федеральной государственной службы занятости населения, на конец 2006 года удельный вес женщин среди безработных граждан составил 67 %.

4. Наряду с женщинами менее всего социально защищенной оказалась и молодежь, так, на конец 2005 года на учете состояло 2,2 тыс. молодых людей в возрасте от 16 -23 лет или 27,4 % от общего числа зарегистрированных безработных.

5. В настоящее время объем товаров народного потребления, производимых курганскими предприятиями, не превышает в общем товарообороте 20 %, а непродовольственных - 10 %. За десять месяцев 2005 года выпуск потребительских товаров снизился на 4,6 %.

Инвестиции в основной капитал увеличились на 6,1 %, что говорит об улучшении инвестиционного потенциала региона.

Подготовлены и находятся на согласовании проекты законов «О государственных облигационных займах Курганской области», «О развитии малого и среднего предпринимательства в Курганской области».

Основные направления деятельности Правительства определены Программой социально-экономического развития Курганской области. Сегодня по базовым экономическим показателям Курганская область имеет устойчивые результаты: растут денежные доходы населения, производство промышленной продукции, внешнеторгового оборота Зауралья, ввод жилых домов, оборот розничной торговли. Более чем в два раза увеличилась сальдированная прибыль предприятий области, растут инвестиции в основной капитал.

Также можно отметить, что особенности социально-экономического развития объекта исследования не позволяет в ближайшее время (2-3 года) приблизиться к минимальным нормам и нормативам обеспечения населения учреждениями социально-культурного и жилищно-коммунального обслуживания. Отсюда вытекает необходимость законодательного утверждения минимального, но гарантированного размера средств на финансирование социального комплекса муниципальных образований, учитывающего:

1) уровень защищенных бюджетных средств;

2) территориально-административный статус (областной центр);

3) жизненный уровень населения;

4) удельный вес и уровень бюджетных затрат на 1000 жителей по двум-трем группам социальных отраслей;

5) одновременное построение взаимоотношений областного и городского бюджета таким образом, чтобы обеспечить гарантированный размер финансирования социального пакета.

В результате мер, принимаемых Правительством области, удалось включить многие действенные механизмы воздействия на ситуацию, о чем свидетельствует положительная динамика основных социально-экономических показателей за последние три года.

2.2 Место предпринимательства в системе социально-экономического развития Курганской области

В современных условиях малый бизнес является одним из важнейших источников благосостояния населения регионов России. Это доказывается, прежде всего, его социальной значимостью, экономическая сущность которого складывается из налогов, заработной платы, создания новых рабочих мест, оказания материальной помощи и финансовой поддержке работникам данной сферы.

В России по данным Росстата, доля малого бизнеса в ВВП на сегодняшний день не превышает 10-12 %, в то время как в европейских странах доля малого бизнеса приближается к 50 % от ВВП.

Рисунок 3 - Сравнительный анализ динамики показателей развития малого бизнеса субъектов УрФО на 1 января 2007 год

По данным рисунка 3, можно сказать, что наименьшее количество малых предприятий на 1000 чел. населения приходится на Курганскую область, поэтому все показатели, характеризующие уровень развития предпринимательства в регионе (что является основной для анализа и оценки уровня развития предпринимательского климата) намного ниже, чем в соседних субъектах.

Так, в Курганской области самые низкие инвестиции в основной капитал, самая низкая занятость населения в сфере малого бизнеса, и как следствие, незначительный объем произведенной продукции (оказанных услуг, выполненных работ) и уровень средней заработной платы, занятых в предпринимательстве.

Однако малый бизнес в Курганской области имеет положительные тенденции. В таблице 2 приведена динамика основных показателей, характеризующих уровень развития предпринимательства в Курганской области.

Таблица 2 - Динамика показателей деятельности субъектов малого предпринимательства в Курганской области

Показатель

Темп прироста, в % к 2005 г.

Темп прироста, в % к 2006 г.

Численность субъектов малого предпринимательства, всего

в том числе:

число малых предприятий

число индивидуальных предпринимателей

число КФХ

Занятость в сфере малого предпринимательства, тыс. чел.

Выпуск товаров (работ, услуг) собственного производства малыми предприятиями, млрд. руб.

Средняя месячная заработная плата работников на малых предприятиях, руб.

Инвестиции малых предприятий в основной капитал, млн. руб.

Доля в валовом региональном продукте, %

Доля налоговых поступлений, %

Прирост субъектов малого предпринимательства за анализируемый период составляет 22,6 %. Так, если в 2005 году, на предприятиях малого бизнеса Курганской области было занято 26,8 тыс. человек, то в 2007 году уже 30,9 тыс. человек (прирост составляет 15,3 %), что составляет около 20 % от общего числа занятых в экономике.

Анализ состояния малого и среднего предпринимательства в области показывает, что с момента становления и до 2007 года предпринимательство значительно изменилось. И не только количественно, но и качественно. Так, на 1 октября 2007 года в области действует 3,6 тыс. малых предприятий, наибольшее число малых предприятий задействовано в торговле и сфере платных услуг - рисунок 4.

предпринимательский климат экономический анализ

Высокий удельный вес малых предприятий в сфере торговли объясняется меньшим, чем в производственной сфере объемом затрат и небольшим сроком окупаемости инвестиций, и возможностью кредитования.

Оборот розничной торговли малых предприятий всех видов деятельности составил 3,7 млрд. руб. Увеличивается объем производства товаров и услуг.

Положительная динамика прослеживается практически по всем показателям деятельности.

Таким образом, в области созданы и действуют малые предприятия практически во всех отраслях экономики, но анализ основных показателей деятельности малых предприятий указывает на недостаточные темпы их развития на фоне Уральского региона и Российской Федерации.

Анализируя состояние малого бизнеса, можно выделить и проблемы развития малого бизнеса в Курганской области. Так, несмотря на значимость малого бизнеса в росте благосостояния населения, в его развитии сохраняется огромное количество проблем, что значительно снижает его социальную значимость. Трудности начинаются с регистрации предприятия.

Сложность в отсутствии четкого алгоритма процесса регистрации предприятия. Оформление большого числа документов, требующих частых визитов в соответствующие организации и органы местного самоуправления, оплаты их услуг в той или иной форме.

Несовершенство системы лицензирования. В процессе лицензирования необходимо заключение противопожарной службы о соответствии помещения профилю деятельности и безопасном состоянии данного помещения. Для этого необходимо обратиться в областное управление по пожарной охране, где очередь на несколько месяцев. Стоимость же заключения и справки от санитарно эпидемиологической станции составляет 5000 рублей и выше, в зависимости от профиля деятельности.

Также несовершенна процедура сертификации, которую проводит центр стандартизации, где данная экспертиза занимает достаточно продолжительное время (2,5 - 3 недели), что для предпринимателя невыгодно.

Серьезными препятствиями были и остаются до сегодняшнего дня пресловутые административные барьеры. Чиновники неимоверно затягивают «раскрутку» перспективных инициатив. Взять, скажем, оформление прав на аренду земельных участков: полгода уходит на рассмотрение в чиновничьих кабинетах предварительных документов; некоторые документы приходиться собирать не один год, поэтому получение землеотводства остается весьма непростым делом.

Отрицательное влияние на малый бизнес оказывает несовершенство налоговой системы. Уровень действующих ставок налогов превышает разумные пределы, а перечень налоговых льгот для малого предпринимательства ограничен. По некоторым оценкам Государственного комитета статистики совокупные изъятия в Федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации в виде более, чем 40 налогов и обязательных платежей достигают 70 % балансовой прибыли предпринимательских структур. Эта ситуация вынуждает предпринимателей искать способы уклонения от налогов - ведение двойной бухгалтерии, уход в «теневой» бизнес.

Налоги - это средства государства на обеспечение социальной жизни населения страны. Государство должно устанавливать такие размеры налоговых платежей, чтобы их суммарных поступлений было достаточно на нужды армии и охрану правопорядка, социальное обеспечение, заработную плату бюджетникам и т.д.

Налоговые освобождения (также освобождения по неналоговым сборам и платежам) - исключительная форма поддержки, которая может предоставляться в том случае, если указанная сумма будет направлена на финансирование конкретных социально значимых объектов и программ.

Скидки с налогов должны устанавливаться по таким налогам, как НДС, налог на прибыль, налог на имущество, налог на содержание жилого фонда. Установленная скидка в таком случае должна компенсироваться:

1) ростом поступлений по доходному налогу (на основе четкого финансового расчета);

2) соответствующим сокращением расходов на систему социальной поддержки безработных.

Налоговый кредит должен предоставляться предприятиям, отнесенным к категориям «перспективные» и «среднеперспективные». Цель такого налогового кредита - закупка нового оборудования, расширение производства, запуск нового производства. Предоставление налогового кредита должно сопровождаться убедительными расчетами по планируемому расширению налогооблагаемой базы.

Проблемой для малого бизнеса является получение кредита. Российские, и в частности уральские, банки неохотно кредитуют малое, и даже среднее предпринимательство. Помощь данной проблемы могут оказать органы управления региональной власти и органы местного самоуправления. Возможность и инструменты для этих целей у них имеются, об этом свидетельствует проект бюджета Курганской области на 2006 год, в котором сумму средств для поддержки малого бизнеса предполагается довести до 15 млн. рублей (в 2005 году было запланировано лишь 500 тыс. рублей).

Важную роль играет и кадровая политика в сфере малого бизнеса, которая требует значительного улучшения качества подготовки специалистов. В рамках Президентской Программы подготовки управленческих кадров в 2004 - 2005 годах прошло подготовку более 100 человек.

2.3 Государственная поддержка малого бизнеса на уровне субъекта Российской Федерации

Основными целями государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации являются:

1) развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в целях формирования конкурентной среды в экономике Российской Федерации;

2) обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства;

3) обеспечение конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства;

4) оказание содействия субъектам малого и среднего предпринимательства в продвижении производимых ими товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности на рынок Российской Федерации и рынки иностранных государств;

5) увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства;

6) обеспечение занятости населения и развитие самозанятости;

7) увеличение доли производимых субъектами малого и среднего предпринимательства товаров (работ, услуг) в объеме валового внутреннего продукта;

8) увеличение доли уплаченных субъектами малого и среднего предпринимательства налогов в налоговых доходах федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

В соответствии с вышеизложенными целями в 2005 году было принято Постановление Правительства РФ от 22 апреля 2005 года № 249 «Об условиях и порядке предоставления средств федерального бюджета, предусмотренных на государственную поддержку малого предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства».

В целях реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации могут предусматриваться следующие меры:

1) специальные налоговые режимы, упрощенные правила ведения налогового учета, упрощенные формы налоговых деклараций по отдельным налогам и сборам для малых предприятий;

2) упрощенная система ведения бухгалтерской отчетности для малых предприятий, осуществляющих отдельные виды деятельности;

3) упрощенный порядок составления субъектами малого и среднего предпринимательства статистической отчетности;

Подобные документы

    Место и роль малого предприятия в рыночной экономике. Зарубежный опыт развития предпринимательства. Общее состояние делового климата в России. Анализ тенденций развития предпринимательства в Иркутской области. Совершенствование сферы предпринимательства.

    курсовая работа , добавлен 30.06.2010

    История развития предпринимательского дела. Функции и классификация видов предпринимательства. Роль предпринимательства в экономике зарубежных стран. Направления государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в зарубежных странах.

    курсовая работа , добавлен 23.01.2012

    Факторы и условия функционирования и развития малого предпринимательства в Российской Федерации. Основные методы государственного регулирования развития малого предпринимательства в стране. Малый бизнес для России в перспективе как локомотив экономики.

    курсовая работа , добавлен 16.02.2015

    Методологические основы формирования, развития частного предпринимательства: Сущность, признаки, факторы развития. Роль малого бизнеса в экономике государства. Государственная политика в области поддержки предпринимательства, частного предпринимательства.

    курсовая работа , добавлен 27.10.2010

    Сущность предпринимательства, его признаки и факторы развития. Тенденции и проблемы становления и развития предпринимательства в Казахстане. Анализ этапов формирования системы финансово-кредитной и инвестиционной поддержки малого предпринимательства.

    курсовая работа , добавлен 26.10.2010

    Понятие, сущность, функции малого предпринимательства, методы и подходы к оценке развития. Статистическая оценка динамики развития по видам предпринимательства, анализ развития в Брянской области, существующие на сегодня проблемы, дальнейшие перспективы.

    курсовая работа , добавлен 06.02.2015

    Значение предпринимательского фактора и его роли в экономике Беларуси. Нормативно-правовая база, регулирующая предпринимательскую деятельность в РБ. Развитие предпринимательского сектора. Проблемы, препятствующие развитию предпринимательства в стране.

    дипломная работа , добавлен 07.06.2010

    Этапы развития предпринимательства в России. Место и роль предпринимательства в экономической системе общества. Сущность предпринимательства, его виды и формы. Значение предпринимательства в социально-экономической жизни общества Российской Федерации.

    курсовая работа , добавлен 10.12.2009

    Факторы, условия функционирования и анализ современных процессов развития малого бизнеса как вида экономической деятельности. Основные стратегические направления государственной политики в сфере малого предпринимательства в Российской Федерации.

    курсовая работа , добавлен 04.07.2011

    Экономическая природа бизнеса. Необходимость возникновения предпринимательства в экономике, экономическая свобода как условие его развития. Формирование структур предпринимательского бизнеса и его развитие в России. Шаги при создании собственного дела.

Предпринимательский климат региона формируется в результате взаимодействия объективных и субъективных факторов. Объективные факторы - это географические особенности региона: природные условия и ресурсы, состав и структура населения, место региона в системе общественного разделения труда. Субъективные факторы - это целенаправленная деятельность властных структур и различных групп стратегического влияния федерального и регионального уровней, направленная на регулирование экономической деятельности в рамках страны и региона.

Предпринимательский климат - общие для предпринимателей, действующих на определенной территории, возможности и условия достижения целей предпринимательства.

Взаимодействие объективных и субъективных факторов определяет региональную ситуацию - наблюдаемое в тот или иной момент времени состояние региона, тенденции изменения этого состояния. Основополагающее влияние на региональную ситуацию оказывают стратегические цели экономического и социального развития хозяйства региона, обусловленные его геополитическим и экономико-географическим положением. Набор внешних и внутренних стратегических зон хозяйствования, которые обслуживают регион, предъявляет спрос на определенный ассортимент товаров и услуг. Поэтому все отрасли региональной экономики должны быть адаптированы к удовлетворению этого спроса либо своими силами, либо в кооперации с отраслями, находящимися за пределами региона. При этом, естественно, не могут игнорироваться задачи, решаемые хозяйством региона в системе общефедерального и международного разделения труда.

Предпринимательский климат региона определяет важнейшую категорию, отражающую степень благоприятствования условий для достижения стратегических целей развития социально-экономической деятельности. Этой категорией является инвестиционная привлекательность региона, которая может быть определена как совокупность благоприятных для инвестиций факторов, отличающих данный регион от других.

В условиях рыночной экономики для правительства любой страны важнейшей задачей является создание необходимых условий для развития деловой активности? благоприятного предпринимательского климата для страны и регионов.

Существуют различные подходы к определению понятия «предпринимательский климат.

Под предпринимательским климатом региона, как правило, понимаются сложившиеся на данной территории (страны или региона) условия и возможности для ведения предпринимательской деятельности и достижения её целей крупными, средними и малыми предприятиями.

Благоприятный предпринимательский климат способствует созданию условий для успешного ведения бизнеса, в то время как бизнес, успешно развиваясь, выполняет свою основную социальную функцию, ? увеличивает отчисление налогов в бюджет территории, участвует в социально-экономическом развитии территории, на которой осуществляют свою деятельность компания и ее филиалы.

Успешность предпринимательской деятельности любого предприятия зависит от условий, складывающихся во внешней среде, в частности в регионе базирования предприятия. Для того чтобы правильно подойти к анализу условий внешней среды, необходимо четко определить категорию предпринимательского климата.

Под предпринимательским климатом можно понять общие для предпринимателей, действующих на определенной территории, возможности и условия достижения целей предпринимательства.

Ситуация в том или ином регионе в силу ряда факторов (процессов, явлений, действий, территориальных особенностей) может быть благоприятной или неблагоприятной для развития определённого вида деятельности.

Отсюда следует, что регион - часть территории страны, в рамках которой сложился определенный предпринимательский климат.

В Российском законодательстве нет достаточной четкости при определении понятий предпринимательской и инвестиционной деятельности.

В Гражданском кодексе РФ предпринимательская деятельность трактуется как самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений» определяет инвестиционную деятельность как вложение инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли или достижения иного полезного эффекта. Предпринимательская деятельность осуществляется на постоянной основе, а инвестиционная может носить разовый или периодический характер.

Понятие предпринимательской деятельности более широкое чем понятие инвестиционной деятельности. В связи с этим выделяют объективные и субъективные факторы предпринимательского климата.

Объективные факторы определяют место региона базирования предприятия в общей системе территориальной организации страны, тип освоения и уровень развития региона, его экономико-географическое положение, природные ресурсы, население и расселение, структуру, уровень развития и особенности хозяйства региона - производственной (промышленность, сельское хозяйство, строительство), непроизводственной и инфраструктурной сферы.

Субъективные факторы представляют собой целенаправленную деятельность различных структур, в основном государственных и муниципальных органов власти и управления, оказывающих влияние на развитие региона. Эта деятельность обусловлена складывающейся в регионе институциональной средой, особенностями ее формальных и неформальных институтов.

Учитывая это, можно дать определение понятию «предпринимательский климат». Предпринимательский климат территории - это сложившиеся на данной территории (страны или региона, населенного пункта) условия и возможности для ведения предпринимательской деятельности и достижения её целей предприятиями малого бизнеса. включающие условия внешней среды (уровень социально-экономического развития территории) и качество институциональной среды (качество государственных институтов, регулирующих предпринимательскую деятельность). Основные составляющие предпринимательского климата указаны на рисунке 4.

Любой предприниматель, прежде чем начать экономическую деятельность, должен проанализировать степень благоприятствования предпринимательского климата в предполагаемом регионе базирования своего предприятия. Это означает, что он должен оценить, насколько элементы предпринимательского климата и, в особенности, его институциональная составляющая, будут оказывать положительное или отрицательное влияние на результаты его деятельности. На основе такого анализа предприниматель формирует миссию своего предприятия, стратегию и тактику ее реализации. Особый интерес предпринимателя должен быть проявлен к различного рода возможностям и угрозам, которые могут возникнуть в том или ином регионе с точки зрения экономической безопасности предприятия.

Предприниматель должен формировать стратегический потенциал своего бизнеса, устанавливать соответствующие связи с потенциальными партнерами: потребителями, поставщиками, группами стратегического влияния и т.п.

Проанализировав первую главу, можно придти к следующему выводу: в современной рыночной экономике нашей страны, малый бизнес играет большую роль. Большинство налоговых отчислений в бюджет государства, происходит за счет малых предприятий. Развитие малого предпринимательства создает благоприятные условия для поддержания экономики, поскольку развивается конкурентная среда, создаются дополнительные рабочие места и расширяется потребительский сектор. Существуют определенные условия, которые благоприятно влияют на развитие малого бизнеса. Они включают в себя стабильность государственной экономической и социальной политики, льготный налоговый режим, развитую инфраструктуру поддержки малого предпринимательства, существование эффективной системы защиты интеллектуальной собственности, формирование гибких рыночных механизмов повышения деловой активности предпринимателей.

Для того чтобы бизнес развивался успешно, необходимо изучение предпринимательского климата данного региона. Предпринимательский климат определяет степень благоприятствования условий для достижения стратегических целей бизнеса. Благоприятный предпринимательский климат дает все возможности для ведения малого бизнеса и его дальнейшего развития и роста.

Главные темы выпуска: Заморозка цен на нефтепродукты – остановка налогового маневра?; Мировой рынок нефти: основные тенденции 2018 года; Миграционный прирост: самые низкие показатели за постсоветский период.

Мультирегиональные вычислимые модели общего равновесия с перекрывающимися поколениями (multiregional CGE-OLG models) позволяют количественно оценивать долгосрочный эффект от изменения макроэкономических условий на экономический рост и благосостояние поколений. С помощью данной модели в работе проанализированы следующие сценарии. В качестве шокового рассмотрен сценарий с сокращением нефтегазовых доходов. Как ответ на данный шок рассмотрен сценарий долгового финансирования прежнего уровня расходов государственного бюджета. Также моделируются последствия повышения пенсионного возраста в России.

Статьи номера: Модельные расчеты краткосрочных прогнозов социально-экономических показателей РФ; Оценка качества краткосрочных прогнозов российских внешнеторговых показателей и мировых цен на некоторые виды сырья; Перспективы использования технологии блокчейн в кадастровых системах.

К.э.н., зам. зав. международной лабораторией

- к.э.н., зам. зав. международной лабораторией изучения бюджетной устойчивости Научного направления "Макроэкономика и финансы"

Образование

  • 1996-2000 – Государственный университет – Высшая школа экономики (ГУ-ВШЭ), бакалавр экономики;
  • 2000-2002 – ГУ-ВШЭ, магистр экономики по специальности «Государственные и муниципальные финансы»;
- Университет Париж-1 Пантеон-Сорбонна, диплом магистра теоретической направленности (Diplôme d’Etudes Approfondies, mention «bien») по специальности «Экономический анализ государственных решений» (обучение в рамках совместной магистерской программы двух дипломов факультета экономики ГУ-ВШЭ и Университета Париж-1 Пантеон-Сорбонна);
  • 2003-2005 - Университет Париж-1 Пантеон-Сорбонна, программа франко-российской аспирантуры под двойным научным руководством ГУ-ВШЭ и Университета Париж-1 Пантеон-Сорбонна (специальность «Экономика общественного сектора»).
В 2009 г. защитила кандидатскую диссертацию в ИЭПП, тема: «Структурная и конъюнктурная составляющие темпов экономического роста в Российской Федерации».

Иностранные языки

французский – свободно
английский – свободно

Опыт работы

  • 2013 - н.в.: зам. зав. международной лабораторией изучения бюджетной устойчивости;
  • 2008-2013: Институт экономики переходного периода, зав. лабораторией проблем экономического развития научного направления «Реальный сектор»;
  • 2007-2008: Институт экономики переходного периода, научный сотрудник лаборатории бюджетной политики Научного направления «Макроэкономика и финансы»;
  • 2003-2007: ГУ-ВШЭ, заместитель начальника отдела по сотрудничеству с Францией Управления международной академической мобильности ГУ-ВШЭ;
  • 2001-2003: ГУ-ВШЭ, референт проректора по международным связям.

Профессиональные интересы

  • Государственные и муниципальные финансы:- налоговая политика,
- бюджетная политика и бюджетный процесс,
- стабилизационный фонд РФ,
- нефтегазовый бюджет,
- проблемы финансирования дефицита государственного бюджета и государственного долга,
- структура и устойчивость государственного долга,
- инструменты управления государственным долгом: российская и мировая практика.
  • Макроэкономический анализ:
- моделирование экономического роста,
- исследование влияния мировых цен на энергоносители на экономический рост,
- оценка потенциального ВВП.
  • Эконометрика

Основные темы исследований

· Анализ структурной и конъюнктурной компонент налоговой нагрузки в экономике РФ.
· Разработка модели прогноза налоговых баз и налоговых поступлений по основным налогам (НДФЛ, ЕСН, налог на прибыль и НДС).
· Оценка последствий изменения базы налога на добавленную стоимость, включая изменение порога выручки для регистрации предприятия плательщиком налога на добавленную стоимость.
· Прогнозирование последствий изменения потребления табачных изделий и алкогольной продукции на поступление акцизов.
· Анализ мирового опыта применения акцизов как инструмента стимулирования повышения качества нефтепродуктов и использования прочих экологических налогов (помимо акцизов на нефтепродукты) и иных стимулов защиты окружающей среды.
· Анализ налоговой нагрузки при применении режима единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН).
· Направления повышения эффективности бюджетных расходов в условиях бюджетной реформы.

Участие в проектах

  • Анализ и оценка эффективности применения налогового законодательства в части налогообложения табачной отрасли в условиях экономического кризиса (ЗАО «Международные услуги по маркетингу табака», 2009);
  • Исследование долгосрочного экономического роста в Российской Федерации на примере оценки потенциального объема ВВП (АМР США, 2009);
  • Выбор методики анализа структурной и конъюнктурной компонент налоговой нагрузки в экономике РФ (АМР США, 2008);
  • Разработка подходов к построению модели налоговой системы с возможностью непосредственной и взаимной оценки последствий изменения параметров основных налогов и макроэкономических показателей (Министерство финансов РФ, 2008);
  • Анализ и оценка эффективности применения налогового законодательства в части налогообложения табачной отрасли (2008);
  • Разработка экономически обоснованных ставок налога на добавленную стоимость и таможенные пошлины при ввозе на территорию Российской Федерации судового и технологического оборудования, оборудования для оснащения рыбоперерабатывающих производств, которое не производится на территории Российской Федерации (Госкомрыболовства России, 2008);
  • Разработка методики оценки риска неуплаты налогов и несоблюдения налогового законодательства (2008);
  • Анализ и разработка налогового законодательства и налоговой политики (Министерство финансов РФ, 2007);
  • Разработка концепций поправок в законодательство на основе разработанных предложений по совершенствованию налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей (Министерство финансов РФ, 2007);
  • Доработка и уточнение прогноза развития экономики РФ и основных отраслей (секторов) до 2030 года, в том числе, в региональном разрезе (РАО «ЕЭС России», 2007);
  • Разработка предложений по приведению правового обеспечения деятельности Фонда поколений Ханты-Мансийского автономного округа в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации и методических рекомендаций по организации инвестирования средств Фонда с учетом необходимости достижения финансовой эффективности, необходимой для выполнения принятых расходных обязательств (Департамент инвестиций, науки и технологий Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, 2007);
  • Разработка стратегии социально-экономического развития Костромской области до 2030 г. (Администрация Костромской области, 2007);
  • Анализ уровня достижения целей Правительства Российской Федерации в 2007 году и предложения по повышению эффективности деятельности субъектов бюджетного планирования в рамках достижения целей социально-экономического развития Российской Федерации (Минэкономразвития России, 2007).

Стажировки и гранты

  • повышение квалификации по теме «Экономические вопросы исследований, инноваций, сельского хозяйства и глобализации» в Университете Пьер Мендес Франс (Université Pierre Mendès France), Гренобль, Париж, Франция, 30 ноября – 6 декабря 2008 г.;
  • грант Научного фонда ГУ-ВШЭ (travel grant) на участие в 62-м Конгрессе Международного Института Государственных финансов, г. Пафос, Кипр, 28-31 августа 2006 г.;
  • стипендия Правительства Франции для проживания в Париже и обучения в рамках франко-российской магистерской программы двух дипломов факультета экономики ГУ-ВШЭ и Университета Париж–1 Пантеон-Сорбонна (октябрь 2001 г. – январь 2002 г.);
  • стипендия Правительства Франции для проживания в Париже и обучения в рамках франко-российской аспирантуры под двойным научным руководством ГУ-ВШЭ и Университета Париж–1 Пантеон-Сорбонна (февраль 2003 г. – август 2005 г.).

Участие в конференциях

  • Международная конференция АНХ и ИЭПП «Социально-экономическое развитие России: новые рубежи» (Москва, 26-27 октября 2007 г.).
  • 62-й Конгресс Международного института государственных финансов «Public finance: 50 years of the Second best and beyond» (Пафос, Кипр, 28-31 августа 2006 г.).

Публикации

  • Мультирегиональная вычислимая модель общего равновесия с перекрывающимися поколениями для российской экономики и остального мира / А. Зубарев, М. Казакова, К. Нестерова. – М. : Изд-во Ин-та Гайдара, 2018. – 80 с. : ил. – (Научные труды / Ин-т экон. политики имени Е.Т. Гайдара; № 177P).
  • Вызовы и риски сценарного прогноза на 2019-2024 гг / Соавт.: Ведев А., Дробышевский С., Казакова М. // Экономическое развитие России. 2018. №10. С. 3-6.
  • Неравенство доходов и экономическая сложность в зарубежных странах: есть ли взаимосвязь? / Соавт.: Казакова М.В., Поспелова Е.А. // Экономические отношения. 2018. Т.8. №2. Апрель-июнь. С. 151-172.
  • Закон Оукена: теоретические основы и оценки для России // Экономическое развитие России. 2017. № 11. С. 27–36.
  • Структура спроса на факторы производства как отражение уровня защищенности прав собственности / Соавт.: И. Любимов, М. Казакова // Экономическая политика. 2017. №4. С. 30–59.
  • Качество инфраструктуры как одно из ограничений экономического роста: сравнительный анализ России и стран мира / Соавт.: Казакова М.В., Поспелова Е.А. // Экономические отношения. 2017. Т.7. №3. С.247–268.
  • / Соавт.: С. Дробышевский, М. Казакова// Российская экономика в 2016 году. Тенденции и перспективы (Выпуск 38) / М.: Ин-т Гайдара, 2017. С. 179–185.
  • Проблема глобального потепления и последствия борьбы с ней для российской экономики / Соавт.: Котликофф Л.Д., Казакова М.В., Нестерова К.В. // Российское предпринимательство. 2017. Т. 18. № 4. С. 633–640.
  • Сложность экономики и возможность диверсификации экспорта в российских регионах / Соавт.: М.В. Казакова, И.Л. Любимов, К.В. Нестерова, М.А. Гвоздева // Журнал Новой экономической ассоциации. 2017. № 2(34). С.94–122.
  • Иммиграция, школьная система и накопление человеческого капитала / Соавт.: М. Гвоздева, М. Казакова, И. Любимов, К. Нестерова // Экономическая политика. 2017. №1. С.40–57.
  • Подходы к определению агломерации / Соавт.: Казакова М.В.,Гвоздева М.А., Поспелова Е.А. // Российское предпринимательство. 2016. Т. 17. № 24.
  • Исследование понятия человеческого капитала в экономической литературе / Соавт.: М.А. Гвоздева, М.В. Казакова // Социум и власть. 2017. № 1(63). С. 82–87.
    Декомпозиция темпов роста ВВП в 2016-2019 гг. / Соавт.: С. Дробышевский, М. Казакова // Экономическое развитие России. 2016. № 6. С. 3–7.
  • Декомпозиция темпов роста ВВП России в 2015–2016 гг. // Российская экономика в 2015 году. Тенденции и перспективы (Выпуск 37) / Соавт.: С. Дробышевский. М.: Ин-т Гайдара, 2016. С. 199–206.
  • / Соавт.: Казакова М.В.,Любимов И.Л., Нестерова К.В. // Экономический журнал ВШЭ. 2016. Т. (20). № 4. С. 624–654.
  • A theoretical interpretation of the oil prices impact on economic growth in contemporary Russia / Co-authors: G. Idrisov, M. Kazakova, A. Polbin // Russian Journal of Economics. Volume 1, Issue 3, September 2015, Pages 257–272.
  • Бег на месте или шаг вперед // Ведомости, 07.07.2015.
  • Декомпозиция темпов роста ВВП России в 1999–2015 гг. //

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени Г.В. ПЛЕХАНОВА»

ФАКУЛЬТЕТ БИЗНЕСА

НАПРАВЛЕНИЕ Экономика

ПРОГРАММА Международная экономика и бизнес

ЭССЕ

по дисциплине Основы современного предпринимательства

студента 2 курса Самарковой Светланы Олеговны

Тема: Предпринимательский климат в России

Преподаватель: Д. Завьялов

Москва 2011

В данном эссе рассматриваются основные проблемы, касающиеся предпринимательского климата в Российской Федерации.

Для России характерна концентрация населения в крупных городах. В настоящее время в городах проживает более трех четвертей населения России. В них сконцентрирована вся научно-техническая и подавляющая часть хозяйственной и финансовой активности. Жизнедеятельность подавляющей массы населения происходит в крупных городах - региональных центрах и крупнейших промышленных центрах.

Крупные города для России - это наиболее благоприятные места для развития бизнеса, от ситуации в котором во многом зависит наличие рабочих мест, повышение доходов и благосостояния населения. Поэтому формирование в крупных городах благоприятного предпринимательского климата является главным фактором экономического роста, социальной и политической стабильности в обществе.

Крупные города являются наиболее притягательными для экономики, где существует развитая инфраструктура, которая является дополнительным фактором развития предпринимательской и инвестиционной активности.

Основными факторами развития бизнеса являются:

        • Транспортная доступность города.
        • Законодательные условия ведения бизнеса.
        • Уровень развития телекоммуникаций.
        • Уровень развития бизнес-инфраструктуры.
        • Уровень жизни населения.

Лучшую транспортную доступность в России имеет Москва, занимающая центральное положение в наиболее экономически освоенной зоне. Кроме Москвы, высокой транспортной составляющей условий предпринимательства обладают приморские города-порты на морях: Санкт-Петербург, Калининград, Ростов-на-Дону, Новороссийск, Сочи, Таганрог, Мурманск, Владивосток.

Большая территория и расстояние между населенными пунктами - одна из особенностей, отличающих Россию от других государств, и требующая значительных финансовых вложений.

Одной из основных проблем, стоящих на пути российского предпринимательства, являются административные барьеры. Неэффективная работа государственных служб, несовершенное законодательство в данной области и избыточное давление на бизнес при проверках налагает на предпринимателя дополнительную нагрузку при развитии своего бизнеса на ранних стадиях.

Важнейшим условием создания благоприятного предпринимательского климата в России является коррекция форм государственного вмешательства в экономику, отказ от избыточного бюрократического регулирования и повышение эффективности действий государственной власти в тех сферах, где ее участие абсолютно необходимо.

По мнению не только российских, но и зарубежных специалистов, проводящих исследования в области предпринимательства в России, одной их основных проблем в нем выступает коррупция. Международная антикоррупционная организация Transparency International опубликовала доклад, содержащий индекс взяточничества экспортных компаний за рубежом. Ситуация с Россией является серьезным поводом для беспокойства. Учитывая тот факт, что присутствие компаний на мировых рынках неуклонно растет, такой высокий уровень взяточничества может негативно сказаться на предпринимательском климате в соответствующих отраслях и на возможности этих компаний вести честную рыночную конкуренцию. Страна по сей день борется с внутренней коррупцией, в особенности в государственных учреждениях. Вполне естественно, что взятки распространяются и на частные предприятия как внутри РФ, так и за рубежом.

В мае 2011 года Россия и Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) подписали антикоррупционный законопроект по борьбе с подкупом иностранных чиновников, предполагающий обязательное расследование фактов взяточничества и уголовное преследование в случае их обнаружения.

Основная задача, которую призвано решить дерегулирование экономики – ослабление бюрократического давления на бизнес, повышение уровня экономической свободы для всех участников хозяйственной деятельности. Решение этой задачи предполагает принятие следующих ключевых мер:

  • снижение барьеров входа на рынок;
  • устранение излишнего и неэффективного административного регулирования предпринимательской деятельности;
  • обеспечение согласованности действий федеральных и региональных органов власти.

Одной из наиболее острых задач для малого предприятия является поиск средств на развитие бизнеса и поддержание финансовой самостоятельности. Согласно данным общероссийской общественной организации малого и среднего бизнеса «Опора России», основным источником финансирования при создании и развитии предприятия являются личные средства учредителей, второе место занимают средства, полученные в заём от частных лиц. К банковскому кредитованию прибегают лишь 12% предпринимателей.

С 2000 до 2010 года объём кредитования малого бизнеса вырос примерно на 80%, но, согласно оценкам экспертов, общая потребность представителей малого бизнеса в кредитах сегодня удовлетворяется не более чем на 17%. Небольшая компания более всего нуждается в заёмных средствах в период своего учреждения (с такими трудностями сталкивается 65% предпринимателей).

Основным препятствием становится отсутствие у малых предприятий ликвидного залогового имущества. Чаще всего в распоряжении частного предприятия нет собственности, способной компенсировать размер кредита в случае его невыплаты. Это препятствие усугубляется недоверием к малым предприятиям со стороны банковской системы.

В качестве залогового имущества чаще всего выступает недвижимость, дорогостоящая техника и автотранспортные средства, находящиеся в собственности предприятия или его владельца. Оценку банки, как правило, проводят своими силами, при этом в расчет принимается не более 70% рыночной стоимости залога. При оформлении крупных кредитов на продолжительный срок стоимость залога в большинстве случаев должна значительно превышать размер ссуды.

Большие залоги и проценты по кредитам безусловно являются сдерживающим фактором для предпринимателей.

Не только административные, финансовые и коррупционные барьеры мешают развитию предпринимательства в России, также отрицательное влияние оказывают такие факторы, как: высокие тарифы на электроэнергию, нехватка квалифицированного персонала.

Первым этапом решения одной из этих проблем является подписание постановления Правительства, регламентирующего отношения между потребителями электроэнергии и энергосбытовыми компаниями и предусматривающее отмену взимания штрафов за недобор электроэнергии.

Значительный вклад в развитие предпринимательства и малого и среднего бизнеса могли бы внести региональные и городские целевые программы нового поколения, сфокусированные на ключевых проблемных зонах и включающие сбалансированный набор инструментов, показавших свою эффективность в других странах. Примером такой поддержки могут являться программы в сфере сельского хозяйства. Также, получили государственную поддержку инновационные предприятия, попавшие в структуру РОСНАНО.

Краткое описание

В данном эссе рассматриваются основные проблемы, касающиеся предпринимательского климата в Российской Федерации.
Для России характерна концентрация населения в крупных городах. В настоящее время в городах проживает более трех четвертей населения России. В них сконцентрирована вся научно-техническая и подавляющая часть хозяйственной и финансовой активности. Жизнедеятельность подавляющей массы населения происходит в крупных городах - региональных центрах и крупнейших промышленных центрах.
Крупные города для Росси