Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Проблема в том, что по меньшей мере половина этих денег ушла из страны почти сразу же, как только в нее пришла. Больше 44 миллиардов долларов были вложены в, как расплывчато выразился Росстат, «сектор финансовой деятельности», и практически такая же сумма - 44,5 миллиарда долларов-- была инвестирована за соответствующий период этим сектором за рубеж. Большая часть этих средств пришла в страну из Швейцарии.
Чьи это были деньги и куда они отправились, можно только догадываться. Согласно одной из предлагаемых аналитиками теорий, более высокие, чем ожидалось, цены на нефть принесли нефтяным экспортерам огромную выручку. Экспортеры перевели эти деньги в Россию, но, так как в стране их инвестировать некуда, отправили их обратно за границу. Есть также версия о том, что деньги в страну и из страны переводили финансовые спекулянты, пытавшиеся получить выгоду благодаря сравнительно высоким российским процентным ставкам. Многие также предполагают, что речь идет о теневых махинациях российских чиновников, пытающихся обеспечить безопасность своих денег в преддверии выборов 2012 года.
С определенностью можно сказать только одно: истинный объем прямых иностранных инвестиций - то есть инвестиций, направленных на приобретение доли в российских предприятиях, - продолжает оставаться ничтожным. На сей раз он едва превысил 7 миллиардов долларов, которые в основном пришли в нефтегазовый сектор.
В годовом исчислении это означает 30% роста, однако по сравнению с зафиксированным в первую половину 2011 года оттоком капитала, объем которого составил более 30 миллиардов долларов, это все равно крайне небольшая сумма.
Безусловно, иностранные инвестиции никогда не были сильной стороной России. Среди прочего инвесторы всегда опасались вмешательства правительства в коммерческую деятельность, высокой инфляции и конкуренции со стороны контролируемых государством компаний-монополистов. Однако в течение последних шести месяцев Кремль прикладывал много усилий, чтобы изменить имидж России как направления для инвестиций. В частности он активизировал программу приватизации и убрал министров из советов директоров российских корпораций.
Хотя некоторые из принятых им мер были встречены осторожным одобрением, похоже, если он не осуществит более глубокие перемены, настоящие инвесторы будут продолжать держаться в стороне от России. Зато в ней по-прежнему будут в изобилии происходить странные и труднообъяснимые передвижения капиталов.
Заключение
В заключение отметим, что окончательно инвестиционный проект оформляется в виде бизнес-плана. В этом бизнес-плане, как правило, отражаются все перечисленные выше вопросы. В то же время, структура бизнес-плана не предполагает повторение разделов настоящей главы. Более того, следует однозначно уяснить, что нет строгих стандартов бизнес планирования, которым надлежит следовать “во всех случаях жизни”. Бизнес-план инвестиционного проекта, в первую очередь, должен удовлетворить требованиям того субъекта инвестиционной деятельности, от решения которого зависит дальнейшая судьба проекта. Инвестиционный климат - это обобщающая характеристика комплекса социальных, экономических, организационных, правовых, политических и иных условий, определяющихпривлекательностьицелесообразностьинвестированиявэкономикустраны./3/ Методики оценки инвестиционного климата разнообразны: описательные характеристики, расчеты экономических показателей, комплексные рейтинги инвестиционной привлекательности. Иностранный капитал может привнести в Россию достижения научно-технического прогресса и передовой управленческий опыт. Поэтому включение России в мировое хозяйство и привлечение иностранного капитала - необходимое условие построения в стране современного гражданского общества. Привлечение иностранного капитала в материальное производство гораздо выгоднее, чем получение кредитов для покупки необходимых товаров, которые по-прежнему растрачиваются бессистемно и только умножают государственные долги. Приток инвестиций как иностранных, так и национальных, жизненно важен и для достижения среднесрочных целей - выхода из современного общественно-экономического кризиса, преодоление спада производства и ухудшения качества жизни россиян. При этом необходимо иметь в виду, что интересы российского общества, с одной стороны, и иностранных инвесторов - с другой, непосредственно не совпадают. Россия заинтересована в восстановлении, обновлении своего производственного потенциала, насыщении потребительского рынка высококачественными и недорогими товарами, в развитии и структурной перестройке своего экспортного потенциала, проведении антиимпортной политики, в привнесении в наше общество западной управленческой культуры. Иностранные инвесторы естественно заинтересованы в новом плацдарме для получения прибыли за счет обширного внутреннего рынка России, ее природных богатств, квалифицированной и дешевой рабочей силы, достижений отечественной науки и техники и даже ее экологической беспечности.
Поэтому перед нашим государством стоит сложная и достаточно деликатная задача: привлечь в страну иностранный капитал, и, не лишая его собственных стимулов, направлять его мерами экономического регулирования на достижение общественных целей. В кругу российских исследователей встречаются различные трактовки понятия «инвестиционный потенциал». Помимо теоретических неоднозначностей, предлагаются и различные практические рекомендации по обеспечению эффективности инвестиционной деятельности. В большинстве случаев, предлагаемые модели лишь копируют зарубежные методики без учета особенностей современного состояния инвестиционного процесса в России. В данной работе я постаралась рассмотреть множество рекомендаций по привлечению иностранных инвестиций, изучить мнения экспертов, а также проанализировать инвестиционный потенциал как страны в целом, так и отдельных регионов. Из проделанной мной работы можно сделать вывод что понятие инвестиционный потенциал весьма обширно и многогранно. Наше правительство сталкивается с огромным количеством трудностей на пути его реализации, что на мой взгляд характеризует недостаточное исследование этого вопроса с научной точки зрения, а также весьма поверхностной характер этих исследований.
Список литературы
1. Абрамов С.И. Инвестирование. - М.: ИНФРА-М, 2010
2. Магденко В. Что мешает иностранным инвесторам в России? // Инвестиции в России. - М., № 2, 2009.
3. Нешитой А.С. Инвестиции // М: 2005г.
4. Уринсон Я. “О мерах по оживлению инвестиционного процесса в России” М., Ж. “Вопросы экономики”, №1, 2011
5. Актуальные проблемы вхождения России в мировое хозяйство / Центр внешнеэкономических связей РАН. М., 2009.
6.Национальная экономика: Учебник / Под общей ред. акад. РАЕНН354 [В. А. Шульги] -- М.: Изд-во Рос. экон. акад., 2009. -- 592 с. 7.»Безрадостные инвестиции в России» Россия получила 88 миллиардов долларов иностранных инвестиций, но радоваться тут нечему
("The Wall Street Journal", США) 10.2011г
8.http://www.kapital-rus.ru - Интернет-журнал «Капитал страны»журнал об инвестиционных возможностях России».
10.http://www.government.ru/ - сайт Правительства РФ.
11.http://www.b2russia.ru - интернет портал об инвестициях.
12.http://www.globfin.ru - новости мировой экономики, финансы и инвестиции.
Регионы России |
||||||||||
ресурсно- сырьевой |
в т. ч. топливно- сырьевой |
производ ственный |
потреби тельский |
инфрастру ктурный |
интеллек туальный |
институ циональный |
||||
Свердловская область |
||||||||||
Московская область |
||||||||||
Санкт-Петербург |
||||||||||
Самарская область |
||||||||||
Белгородская область |
||||||||||
Челябинская область |
||||||||||
Саратовская область |
||||||||||
Тульская область |
||||||||||
Кемеровская область |
||||||||||
Республика Татарстан |
||||||||||
Рязанская область |
||||||||||
Владимирская область |
||||||||||
Воронежская область |
||||||||||
Волгоградская область |
||||||||||
Нижегородская область |
||||||||||
Тюменская область (юг) |
||||||||||
Пермская область |
||||||||||
Республика Башкортостан |
||||||||||
Алтайский край |
||||||||||
Красноярский край |
||||||||||
Ленинградская область |
||||||||||
Тверская область |
||||||||||
Калининградская область |
||||||||||
Хабаровский край |
||||||||||
Иркутская область |
||||||||||
Ярославская область |
||||||||||
Курская область |
||||||||||
Удмуртская Республика |
||||||||||
Калужская область |
||||||||||
Приморский край |
||||||||||
Оренбургская область |
||||||||||
Мурманская область |
||||||||||
Архангельская область |
||||||||||
Республика Коми |
||||||||||
Ульяновская область |
||||||||||
Брянская область |
||||||||||
Смоленская область |
||||||||||
Республика Северная Осетия -- Алания |
||||||||||
Липецкая область |
||||||||||
Республика Саха (Якутия) |
||||||||||
Ханты-Мансийский авт. округ |
||||||||||
Ставропольский край |
||||||||||
Чувашская Республика |
||||||||||
Пензенская область |
||||||||||
Омская область |
||||||||||
Республика Бурятия |
||||||||||
Республика Карелия |
||||||||||
Астраханская область |
||||||||||
Орловская область |
||||||||||
Мордовская Республика |
||||||||||
Сахалинская область |
||||||||||
Ивановская область |
||||||||||
Магаданская область |
||||||||||
Камчатская область |
||||||||||
Вологодская область |
||||||||||
Республика Дагестан |
||||||||||
Тамбовская область |
||||||||||
Новгородская область |
||||||||||
Псковская область |
||||||||||
Амурская область |
||||||||||
Костромская область |
||||||||||
Читинская область |
||||||||||
Кабардино-Балкарская Республика |
||||||||||
Ямало-Ненецкий авт. округ |
||||||||||
Кировская область |
||||||||||
Республика Марий-Эл |
||||||||||
Курганская область |
||||||||||
Республика Адыгея |
||||||||||
Республика Хакасия |
||||||||||
Республика Ингушетия |
||||||||||
Еврейская авт. область |
||||||||||
Республика Тыва |
||||||||||
Республика Карачаево-Черкессия |
||||||||||
Чеченская Республика |
||||||||||
Чукотский авт. округ |
||||||||||
Республика Хальмг Тангч |
||||||||||
Таймырский авт. округ |
||||||||||
Республика Алтай |
||||||||||
Корякский авт. округ |
||||||||||
Ненецкий авт. округ |
||||||||||
Усть-Ордынский Бурятский авт. округ |
||||||||||
Коми-Пермяцкий авт. округ |
Таблица №2. Регионы с наиболее высоким инвестиционным потенциалом
для российских инвесторов |
для иностранных инвесторов |
||
Свердловская область |
Свердловская область |
||
Московская область |
|||
Московская область |
|||
Санкт-Петербург |
Санкт-Петербург |
||
Ростовская область |
Ростовская область |
||
Самарская область |
Самарская область |
||
Белгородская область |
Белгородская область |
||
Краснодарский край |
Краснодарский край |
||
Челябинская область |
Челябинская область |
||
Тульская область |
Саратовская область |
||
Саратовская область |
Кемеровская область |
||
Кемеровская область |
Тульская область |
||
Новосибирская область |
Новосибирская область |
||
Республика Татарстан |
Республика Татарстан |
||
Нижегородская область |
Волгоградская область |
||
Тюменская область (юг) |
Рязанская область |
||
Рязанская область |
Владимирская область |
||
Владимирская область |
Воронежская область |
||
Волгоградская область |
Нижегородская область |
||
Воронежская область |
Тюменская область (юг) |
Размещено на Allbest.ru
Виды инвестиционных проектов. Понятие проекта и проектного цикла. Предварительная стадия и общая последовательность разработки и анализа проекта. Анализ его коммерческой выполнимости. Технический, финансовый и экономический анализ инвестиционного проекта.
реферат , добавлен 11.06.2010
Понятие инвестиций и инвестиционного потенциала. Характеристика инвестиционного потенциала экономики. Анализ притока иностранных инвестиций в экономику России за 2009 год. Инвестиционный потенциал регионов России. Формы привлечения иностранных инвестиций.
курсовая работа , добавлен 19.02.2010
курсовая работа , добавлен 05.11.2010
Финансовые инвестиции и их основные виды. Основы организации инвестиционной деятельности. Инвестиционный портфель, цикл реального инвестиционного проекта. Особенности рынка инвестиций в современной экономике России. Инвестиционная активность регионов.
курсовая работа , добавлен 30.11.2010
Сущность, типы и цель инвестиционных проектов, содержание и этапы их разработки. Инвестиционная деятельность в условиях экономического кризиса. Анализ реализации инвестиционного проекта на примере ООО "Вавилон". Риски, связанные с реализацией проекта.
дипломная работа , добавлен 31.07.2010
Правила инвестирования. Цена и определение средневзвешенной стоимости капитала. Финансовые методы оценки эффективности реальных инвестиционных проектов. Анализ чувствительности инвестиционного проекта. Объемы и формы инвестиций.
курсовая работа , добавлен 19.09.2006
Жизненный цикл инвестиционного проекта, этапы проектного цикла. Показатели, позволяющие подготовить решение о целесообразности вложения средств (окупаемость). Влияние инфляции на эффективность инвестиционного проекта. Учет риска и неопределенности.
курсовая работа , добавлен 05.11.2010
Основные аспекты разработки современных инвестиционных проектов. Содержание и характеристики бизнес-планирования на современных предприятиях. Критерии эффективности инвестиционных проектов. Классификация, экспертиза, фазы развития инвестиционных проектов.
курсовая работа , добавлен 13.01.2011
Понятие инвестиционных проектов, их классификация. Риск в инвестиционной деятельности и диверсификация как направление его снижения. Методы количественного анализа рисков инвестиционных проектов. Вычисление доходности проекта и схемы денежных потоков.
контрольная работа , добавлен 26.05.2009
Понятие и виды инвестиционных рисков. Оценка инвестиционного проекта на основе метода анализа чувствительности к рискам. Вероятностная оценка результатов инвестиционного проекта. Бизнес-план строительства нового хранилища нефтепродуктов ООО "Концепт".
За последние годы произошел существенный сдвиг инвестиционного потенциала из восточных регионов, несмотря на богатство ресурсов, в европейскую часть России. Это создает серьезную угрозу перспективному развитию восточных регионов.
В период между кризисами инвестиционный потенциал сместился на запад, в районы развитого сельского хозяйства и преимущественно обрабатывающей промышленности, создающей высокую добавленную стоимость. Три западных округа -- Центральный, Северо-Западный и Южный -- увеличили свою суммарную долю в потенциале с 53 до 56%, в то время как преимущественно сырьевые регионы -- Уральский, Сибирский и Дальневосточный -- снизили ее с 29,6 до 27,1%. К тому же восточные регионы по сравнению с западными в среднем имеют более высокий и растущий уровень инвестиционного риска, хоть на западе и есть достаточно высокорисковый Южный федеральный округ.
Ситуацию возможной потери восточных регионов усугубляет и выявленная тенденция снижения инвестиционного потенциала и роста инвестиционного риска в Приволжском федеральном округе, который играет особую цементирующую роль в обеспечении территориальной целостности России. Особенно тревожат процессы, происходящие в узловом регионе Приволжского федерального округа -- Самарской области, которые отражаются в прогрессирующем снижении ее инвестиционной привлекательности.
Недостаточные объемы инвестиций за прошедшее десятилетие бескризисного развития так и не позволили перестроить экономику, сделать ее современной и устойчивой к кризисам. Более четверти общего объема и почти половина прямых иностранных капиталовложений было направлено в регионы Центрального федерального округа. Напротив, несмотря на высокую долю прямых иностранных инвестиций в регионы Дальневосточного федерального округа (преимущественно в Сахалинскую область), по общему объему накопленных инвестиций в основной капитал этот округ занимает последнее место в России.
Сохранение существующего распределения инвестиционной привлекательности будет притягивать средства лишь в отдельные территории, отличающиеся стабильным инвестиционным климатом. Наибольшие шансы в модернизационном процессе получают Северо-Западная, Центральная и Южная, а также Приволжская зоны.
Напротив, большинство регионов, особенно на востоке страны, похоже, могут оказаться за бортом модернизации. В перспективе это грозит постепенным переходом от линейно-узлового к очаговому принципу территориального развития производительных сил в значительной части России. Предполагаемое переселение из моногородов лишь усугубит потерю освоенной территории. В этих условиях необходима специальная инвестиционная политика опережающего развития восточных и северных регионов, предусматривающая сохранение существующих и создание новых инфраструктурных коридоров, а также точек и зон приоритетного развития. При этом меры по повышению инвестиционной привлекательности, принимаемые региональными властями, должны стать частью будущих региональных программ модернизации.
В первой десятке регионов России за 2009 год по уровню инвестиционного потенциала произошло лишь одно изменение: место Самарской области занял Пермский край. При этом Самарская область устойчиво снижала свой потенциал и в представленном рейтинге оказалась на 12-м месте -- самом низком за все годы рейтингования. Признаки экономического спада наметились в регионе еще в 2004 году, что объясняется затяжным кризисом АвтоВАЗа, ведущего предприятия региона. В наибольшей степени упал ранг совокупного инвестиционного потенциала в Томской и Астраханской областях. Томская область на 15 мест снизила трудовой и на шесть -- потребительский потенциал. В Астраханской области сдали свои позиции сразу пять потенциалов, особенно трудовой и инновационный.
Ускорился процесс постепенной деконцентрации инвестиционного потенциала за счет снижения доли столиц и ряда крупных регионов и, напротив, высоких темпов роста потенциала малых и средних регионов. Инвестиционный потенциал заметно снизился в Московской области, Пермском крае, Белгородской области и Республике Башкортостан. Уменьшили свои доли в совокупном инвестиционном потенциале России наиболее крупные восточные регионы: Красноярский край, Ямало-Ненецкий автономный округ и Республика Саха (Якутия).
Среди лидеров в улучшении инвестиционного потенциала по сравнению с предыдущим периодом три республики Северного Кавказа -- Чеченская Республика, Республика Северная Осетия -- Алания и Кабардино-Балкарская Республика, что стало результатом стабилизации социально-экономической ситуации. При этом Кабардино-Балкария -- единственный регион, который одновременно в числе лидеров рейтинга по динамике как риска, так и потенциала.
В дальнейшем можно ожидать улучшения инвестиционного климата республик Северного Кавказа. Согласно результатам ежеквартального «Бюллетеня антикризисной устойчивости регионов», выпускаемого рейтинговым агентством «Эксперт РА», эти регионы проявили в 2009 году наибольшую устойчивость к кризису. Там произошло улучшение изначально проблемной финансовой, экономической и социальной ситуации, создано значительное число рабочих мест, в разы снизилась напряженность на рынке труда, увеличился ввод в эксплуатацию нового жилья. В период кризиса произошел возврат некоторой части личных капиталов в республики Южного федерального округа из других регионов России, что также способствовало оживлению деловой активности.
Еще недавно инвесторы рассматривали в ряду наиболее привлекательных факторов инвестирования производственный, трудовой, потребительский и инфраструктурный потенциал регионов. В настоящее время лидерские позиции занимает трудовой потенциал. Дефицит квалифицированных кадров -- от рабочих до ведущих сотрудников управляющего звена -- во время кризиса нисколько не сократился. Более того, сегодня менеджеры компаний все чаще видят в кадровой проблеме одно из ключевых препятствий для развития бизнеса. Неудивительно, что регионы, способные обеспечить инвестора персоналом должного уровня, выигрывают конкуренцию за привлечение капиталовложений.
По мнению инвесторов, возросла значимость инфраструктурного потенциала, существенно влияющая на издержки производства в российских условиях. Понятно, что реализация проектов, связанных со строительством новых инфраструктурных объектов, в кризис крайне затруднена. Так что сейчас при определении площадки для инвестиций бизнес в большей степени ориентируется на доступность уже имеющейся инфраструктуры.
На третье место вышел финансовый потенциал, что в нынешней ситуации представляется вполне естественным.
Пока не оправдывают надежд региональных властей и не вызывают повышенного интереса у инвесторов туристический и по-прежнему монополизированный и законодательно труднодоступный природно-ресурсный потенциал. Вяло реагирует инвестор и на инновационный потенциал регионов. Но набольшее разочарование постигло инвесторов в оценке потребительского потенциала. Еще в прошлом году с высоким потребительским потенциалом населения связывались большие надежды, но теперь среди предпочтений инвесторов он передвинулся на седьмое место, и в ближайшем будущем значительного роста потребительского потенциала населения регионов не предвидится. Причин тому несколько. Во-первых, выход из кризиса, который практически достиг дна, не обещает быть быстрым. Во-вторых, пока темпы снижения потребительского потенциала от месяца к месяцу нарастают. В-третьих, на потребительский потенциал негативно влияет депопуляция, уменьшение физического числа потребителей. И наконец, в долгосрочной перспективе количество наиболее потребительски активного населения в трудоспособном возрасте будет существенно сокращаться, а подавляющая часть выходящих на пенсию в наших условиях автоматически перейдет в категорию бедных.
Распределение регионов по рейтингу инвестиционного потенциала показывает, что наибольший вклад в его формирование вносят факторы, накопленные в процессе многолетней хозяйственной деятельности: инфраструктурная освоенность территории, инновационный потенциал и интеллектуальный потенциал населения. Не случайно помимо таких общепризнанных экономических лидеров, как Свердловская, Самарская, Московская, Кемеровская, Нижегородская области, Татарстан, Москва, Санкт-Петербург и др., в первую двадцатку входят, может быть, не столь очевидно экономически мощные, но достаточно "обустроенные" области Центральной России -- Белгородская, Владимирская, Воронежская, Рязанская, Тульская. Более того, изъятие из расчета интегрального рейтинга не зависящей от хозяйственной деятельности человека "ресурсной" составляющей (Приложение таблица №1) По данным Аналитического отдела Golden Link International совместно с консалтинговым агентством "Эксперт-Регион" включает в число лидеров Калининградскую и Ярославскую области и выводит из них Кемеровскую и Тюменскую. Из двадцати замыкающих рейтинг регионов 17 являются национально-территориальными образованиями. Это свидетельствует не только об ограниченных возможностях инвестирования в них, но и о невозможности их экономического подъема без целевой государственной поддержки. В этой связи несколько странно выглядит само федеративное устройство России. Целый ряд нынешних ее субъектов суть мнимые величины, при том что на политическом уровне они представлены почти так же, как мощнейшие в экономическом отношении регионы. В России любят говорить о полюсах роста. Но если промышленные полюсы пока не обнаруживаются, то региональные выделить удалось. выделяются пять потенциальных полюсов инвестиционного роста, сосредоточенных в европейской России и на Урале: Северо-Западный во главе с Санкт-Петербургом, Центрально-российский во главе с Москвой и Московской областью, Поволжский (Самарская и Саратовская области), Южнороссийский (Краснодарский край и Ростовская область) и Уральский (Свердловская и Челябинская области).Оказалась несколько разной расстановка регионов в лидирующей группе с точки зрения их привлекательности для отечественных инвесторов, с одной стороны, и для иностранных - с другой (Приложение таблица №2) По материалам журнала “Business2Russia” . Для иностранных инвесторов в отличие от отечественных несколько более привлекательными являются Московская, Рязанская, Владимирская, Волгоградская, Воронежская, Саратовская и Кемеровская области. В то же время оказался ниже рейтинг Москвы, Тульской, Нижегородской и Тюменской областей. Большинство наименее рисковых регионов сосредоточено в почти непрерывной узкой полосе от Санкт-Петербурга до Екатеринбурга, в то время как большинство наиболее рисковых занимают почти всю Восточную Сибирь и Дальний Восток. В двадцатку регионов с наименьшим риском для иностранных инвесторов вошли Республика Марий-Эл и Республика Башкортостан, а покинули ее Вологодская и Липецкая области. Изменения рейтинга почти всех составляющих инвестиционного потенциала региона соответствуют изменению рейтинга интегрального риска. Как правило, регионы с наименьшим риском обладают наибольшими потенциалами. Обратная тенденция в изменении рейтинга ресурсного потенциала лишь доказывает независимый от хозяйственной деятельности человека, "богом данный" характер этого вида потенциала.
Без учета законодательства общая картина характеризуется хаотичным распределением регионов в инвестиционном поле, что позволяет говорить о достаточной корректности выделения групп по чисто формальным критериям. Регионы, отнесенные к группе 1А, являются наиболее предпочтительными для всех типов инвесторов, но в наибольшей степени -- для крупных. Тех инвесторов, которые предпочитают инвестировать в небольшие, но гарантированные проекты, должны заинтересовать в первую очередь регионы групп 2А и 3А. Наименее предпочтительными во всех отношениях являются регионы группы 3С. Наиболее благоприятные для инвестирования регионы образуют значительный сплошной массив из 12 регионов, протянувшийся с юго-запада на северо-восток от Краснодарского края до Свердловской области. Второе инвестиционно привлекательное ядро образуют 6 регионов вокруг Москвы. На востоке потенциальными очагами инвестиционной активности в первую очередь могут стать Новосибирская область, Алтайский, Красноярский и Хабаровский края. Наконец, на северо-западе наиболее благоприятным инвестиционным климатом обладают Ленинградская, Калининградская области и Санкт-Петербург. В первой тридцатке регионов с наиболее высоким инвестиционным потенциалом проживает 62% населения России, производится 64% валового регионального продукта и сконцентрировано 69% вкладов населения, в то время как в последних 29 регионах -- 12% населения, 9% ВРП и 8% вкладов. При этом все регионы, относящиеся к группам с высоким потенциалом (1А-1С), являются "бюджетоформирующими"
Обеспечение инвестиционной привлекательности региона зависит от работы региональных и местных органов власти. Здесь более современным и эффективным будет подход, согласно которому регион будут позиционировать как своеобразный «товар» инвестиционного рынка, т.е. необходимо наличие у региона определенных инвестиционных товарных свойств.
Разработка региональной политики в рамках данного подхода подразумевает определенную модель, которая включает в себя 5 уровней:
1) региональные власти должны руководствоваться концепцией выделения приоритетных направлений и проектов, вложения в которые будут стимулироваться;
2) разработка комплекса мероприятий по обеспечению благоприятной инвестиционной среды для иностранного капитала;
3) общая оценка потребностей в иностранных инвестициях, обеспечивающих экономическое развитие региона;
4) оценка эффективности и конкурсный отбор в случае появления потенциальных инвесторов и ретроспективный анализ (изучение влияния иностранного капитала на изменение валового продукта, на производство и уровень занятости региона);
5) корректировка элементов модели с учетом оценки эффективности инвестиционного проекта на стадии разработки и в процессе реализации.
Данная модель позволит выработать стратегические и тактические подходы к проблеме увеличения притока и использования зарубежных средств в экономике региона в условиях дефицитности внутренних инвестиционных ресурсов.
Крайне острой проблемой стало регулирование таможенного режима в России. В настоящее время ряд иностранных компаний, реализующих импортозамещающие проекты, столкнулись с ситуацией, в которой действующие ставки таможенных пошлин на сырье, комплектующие и готовую продукцию делают производство в России нецелесообразным. Неблагоприятный инвестиционный климат имеет для страны, принимающей инвестиции, реальное денежное выражение, в котором исчисляются материальные потери вследствие недополучения значительных инвестиций и низкой эффективности «работающих» капиталовложений.
Проблема количественной оценки инвестиционного потенциала активно обсуждается в научной литературе. Так, Н.В. Игошин предлагает применять триединый подход, учитывающий факторы формирования инвестиционного потенциал и инвестиционного риска. Н.И. Климова также выделяет три базовые компоненты - ресурсную, инфраструктурную и институциональную, сведение которых в единый интегральный показатель позволяет достаточно надежно охарактеризовать инвестиционный потенциал региона. Первичными признаются инвестиции в основной капитал (И), а производными - инвестиционные ресурсы (ИР), инвестиционный потенциал (ИП), инвестиционная активность (ИА), инвестиционный климат (ПК).
Активно используются математические методы: метод суммы мест и метод балльных оценок. Метод суммы мест предполагает ранжирование всех регионов по каждому показателю, характеризующему инвестиционный потенциал. Первое место присваивается наилучшим значениям. Метод балльных оценок отличается тем, что наилучшим значениям присваиваются наивысшие баллы по предварительно выбранной шкале.
Для оценки инвестиционного потенциала в экономических исследованиях широко используется многофакторный подход. Обобщающим показателем инвестиционного потенциала выступает сумма множеств средневзвешенных оценок по группам факторов. Используется следующая формула:
q=да х pj>, (2)
где Q- обобщающая взвешенная оценка инвестиционного потенциала региона; Xj - средняя балльная оценка у-го фактора для региона; P t - вес у-го фактора. Определение веса и выбор шкалы оценки проводятся экспертным методом.
Общий потенциал складывается из частных потенциалов. Один из вариантов состава показателей и весов (важности) составляющих элементов потенциала представлены в табл. 22.
Таблица 22
Показатели оценки инвестиционного потенциала региона
потенциал |
Показатели-характеристики |
|
ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ |
Душевой валовой региональный продукт |
|
ТРУДОВОЙ |
1. Среднегодовая численность занятых в экономике |
|
2. Ожидаемая продолжительность жизни |
||
3. Численность студентов ВУЗов на 10 тыс. жителей |
||
1. Душевое потребление домохозяйств |
||
ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ |
2. Число автомобилей на 1 тыс. жителей |
|
3. Общая площадь жилья в расчете на 1 жителя |
||
1. Эксплуатационная длина железнодорожных путей |
||
ИНФРА С ТРУКТУРНЫЙ |
2. Густота автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием на 1 тыс. кв. км территории |
|
3. Доля телефонизированных населенных пунктов |
||
1. Профицит или дефицит регионального бюджета |
||
ФИНАНСОВЫЙ |
2. Поступление налогов, сборов и иных платежей в консолидированный бюджет Российской Федерации |
|
3. Рентабельность продаж |
||
ИННОВАЦИОННЫЙ |
1. Доля организаций, осуществляющих инновации |
|
2. Число созданных передовых технологий |
||
3. Доля инновационных товаров, работ, услуг |
||
ПРИРОДНО РЕСУРСНЫЙ |
1. Отношение площади территории региона к площади территории Российской Федерации |
|
2. Добыча полезных ископаемых |
||
3. Экспертная оценка географического положения |
||
ТУРИСТИЧЕСКИЙ |
Экспертная оценка в баллах |
* Методика «Эксперт РА»
На базе статистических данных по 100-балльной шкале выполнена экспертная оценка инвестиционного потенциала Ставропольского края за период 2010-2012 гг., результаты представлены в табл. 23.
Обобщающий показатель инвестиционного потенциала равен:
(} = 0,7 х 43,3 + 0,07 х 59,0 + 0,065 х 57,7 + 0,05 х 38,5 + 0,06 х 41,3 + + 0,04 х 20,8 + 0,035 х 14,1 + 0,05 х 3,5 = 30,31 х 4,13 х 3,75 +
1,93 + 2,48 + 0,83 + 0,49 + 0,18=44,1.
Итак, обобщенная оценка инвестиционного потенциала по 100-балльной шкале составляет 44,1%, что соответствует идеальной модели всего на 44,1%. Потенциал региона следует оценить как невысокий.
Таблица 23
Показатели оценки инвестиционный потенциал Ставропольского края
Если принять, что идеальная модель инвестиционного потенциала оценивается в 100 баллов, то заметно несоответствие инвестиционного потенциала Ставропольского края этой модели. Наиболее низкий уровень развития получили туристическая, природно-ресурсная и инновационная составляющие инвестиционного потенциала.
Активно исследуется маркетинговый прием определения инвестиционного статуса региона, основанный на прогнозе изменений денежных потоков. Его достоинства:
На основе анализа региональных проблем осуществляется стратегическое планирование деятельности, определяются региональные бизнес-единцы (отрасли специализации, крупные предприятия, малый бизнес). По каждой региональной бизнес-единице разрабатываются маркетинговые стратегия и тактика, создается центр ответственности, провдится анализ рыночных возможностей, отбор целевых рынков, выбор инструментов маркетинга, составляется матрица возможных стратегических позиций (рис. 20).
Выделены 4 стратегии:
стратегия специализации. Характерна для территорий с высоким уровнем хозяйственной специализации в высокоразвитой стабильной базовой отрасли с эффективной инфраструктурой, прогрессивным капиталом и трудовым потенциалом, что обеспечивает высокие темпы роста товарооборота;
Рис. 20. Матрица стратегий развития регионов
Выбранная общая стратегия уточняется, например, с помощью портфельного анализа, определяются «точки роста», где планируется сконцентрировать ресурсы с целью получения максимальной отдачи, более четко позиционировать территорию с учетом потребностей ее рынков.
Основой портфельного анализа может стать расширенная Бостонская матрица (рис. 21), в которой учитываются отрицательные темпы роста рынка (кризисные периоды) на низкой и высокой доле рынка. К традиционным продуктовым сегментам добавляются «птицы до до» и «боевые лошади». Первые - это депрессивные, отсталые, нерентабельные виды экономической деятельности в небольших объемах (приносят региону убытки), вторые - такие же отрасли, но с большими объемами деятельности (например, регионообразующие предприятия).
Рис. 21. Расширенная концепция Бостонской матрицы
Для разделения высокого и низкого уровня роста на рынке используется точка 5%-го ежегодного прироста рынка, а границей разделения рыночной доли является соотношение рыночной доли продукции основных конкурентов, равное 2.
Применение расширенной матрицы позволяет выявить «центры роста», определять источники инвестиций и вырабатывать экономическую политику региона, вырабатывать стратегические альтернативы развития для отдельных отраслей.
Для построения Бостонской матрицы используют показатели:
Масштабные ориентиры матрицы:
1. Темп роста продаж отраслевого продукта (ТРП):
ТРП = Е,/Е,_ Ь (3)
где: Е- емкость рынка, т/год; I- период времени; Е, - емкость рынка в текущий год, т/год; Е м - емкость рынка в предыдущий год, т/год.
2. Доля продаж отраслевого продукта на рынке рассчитывается по формуле
ДП = 100% х (2 Ф / Е р, (4)
где: ?>ф - объем продаж отраслевого продукта в данный период, т/год; Е р - емкость рынка в данный период, т/год (принимаем равной величине регионального продукта).
3. Относительная доля рынка отрасли (ОДРО) рассчитывается по формуле
ОДРО = 100% х?)ф / Ок, (5)
где: ?>ф - объем продаж отрасли, т/год; ?> к - объем продаж других отраслей (конкурентов), т/год.
Рассмотрим пример. В регионе функционируют предприятия 5 отраслей (табл. 24). Определить стратегические позиции отраслей на региональном рынке. Решение проводим поэтапно.
Исходные данные для построения Бостонской матрицы
Таблица 24
Емкость рынка, тыс. т/год |
Продажи, тыс. т/год |
|||
другие сектора |
||||
1. Сельскохозяйственная продукция |
||||
2. Продукция машино-строения |
||||
3. Продукция энергетики |
||||
4. Услуги транспорта |
||||
5. Пищевая промышлен-ность |
||||
Результаты занесены в табл. 25.
Как следует из расчетов, ведущими «звездными» отраслями являются машиностроение и пищевая промышленность, потому что темпы роста производства и продаж выше 5%, а относительная доля рынка более 1. Успешной и эффективной отраслью является энергетика. Депрессивные отрасли - транспорт и связь, а проблемной отраслью является сельскохозяйственное производство.
Маркетинговый поход к оценке инвестиционного потенциала региона позволяет раскрыть понимание того, что инвестиции в производство продуктов, выполнение работ и оказание услуг (реальные инвестиции) в первую очередь должны соответствовать потребностям жителей данной территории и реальной рыночной ситуации и хозяйственным возможностям региона.
Инвестиционная стратегия формируется и развивается под влиянием изменений, происходящих в экономическом пространстве, поэтому региональный инвестиционный потенциал характеризует возможные вложения в развитие активов территории. Инвестиционный потенциал и инвестиционный риск взаимосвязаны, что позволяет специалистам и экспертам выделить наиболее характерные типы регионов страны.
Таблица 25
Результаты расчета рабочих характеристик матрицы
Год |
Доля рынка, % |
Позиция в матрице |
||||
секторов |
||||||
I 4 /~ч п 1 ЛІ/АХ/ЛОПІДОТ |
«трудный |
|||||
венная продук- |
ребенок» |
|||||
(«знак во- |
||||||
«Звезда» |
||||||
Машинострое- |
||||||
^ 1-І р п ГРТ м кя |
||||||
ПСрі С 1 VI ГС4 |
||||||
Транспорт |
«Собаки» |
|||||
промышлен- |
«Звезда» |
|||||
По итогам последних лет экспертами определены следующие типы.
Комплекс показателей состояния инвестиционного потенциала региона представлен в табл. 26.
Таблица 26
Показатели состояния инвестиционного потенциала региона
Составляющая потенциала |
Показатели оценки |
Ресурсно-сырьевая |
А (легкодобываемые), Б (среднеосваиваемые), В (трудно-осваиваемые)
|
Производственная |
|
Трудовая |
1. Уровень безработицы в регионе (по методологии
|
|
|
Финансовая |
|
Инфраструктурная |
|
Институциональная |
1. Выполнение государственного заказа на управление, % |
|
|
Инновационная |
|
Потребител ьская |
|
Итак, инвестиционный потенциал означает способность региона привлекать, аккумулировать и эффективно использовать соответствующие ресурсы с учетом риска, а также мотивировать реинвестирование этих ресурсов в воспроизводственном цикле. Общий показатель потен-
циала оценивают как взвешенную сумму частных видов потенциала. Показатели суммируются каждый со своим весовым коэффициентом. Итоговый ранг региона определяется по величине взвешенной суммы частных показателей. Инвестиционный потенциал региона - это важный фактор успешной реализации региональной инвестиционной стратегии и создания устойчивого позитивного имиджа территории.
Как уже отмечалось, показатели для оценки инвестиционной привлекательности регионов для разных организаций-инвесторов различны. Вместе с тем вариация систем показателей по отношению к подмножеству, включающему ряд основных из них, незначительна. В этой связи изложим результаты исследования, проведенного с целью выбора наиболее благоприятных районов Воронежской области в реализации коммерческой деятельности ОАО «Спектр». В данном случае использовалась информация, предоставленная Главным управлением экономического развития администрации Воронежской области.
Экспертным путем были отобраны семь показателей, играющих в совокупности ключевую роль в задачах обоснования выбора наиболее привлекательных районов для проведения торговой деятельности. Однако статистически значимых показателей оказалось только четыре: 1) объем промышленной продукции (работ, услуг) в действующих ценах, млн руб.; 2) стоимость валовой продукции агропромышленного комплекса в действующих ценах, млн руб.; 3) оборот розничной торговли (по разным каналам реализации) в действующих ценах, млн руб.; 4) средняя заработная плата, руб.
Путем экспертного опроса были получены обобщенные оценки степени инвестиционной привлекательности каждого района. Рейтинговое ранжирование проводилось в соответствии со следующей шкалой:
1 - высокая степень привлекательности;
2 - хорошая степень привлекательности;
3 - удовлетворительная степень привлекательности.
Результаты анализа показывают, что потенциальные возможности для повышения уровня своей привлекательности имеют два района - Богучарский и Кантемировский. Что касается Павловского района, то он уверенно (с вероятностью, близкой к единице) входит в рейтинговую группу самой высокой привлекательности. Фактором, оказывающим наиболее существенное влияние на рост степени инвестиционной привлекательности, служит стоимость валовой продукции АПК, что вполне естественно для сельскохозяйственных районов. Далее по убыванию степени значимости факторы расположились следующим образом: оборот розничной торговли, средняя заработная плата и, наконец, объем промышленной продукции (работ, услуг). Полученные результаты не противоречат представлениям аналитиков о закономерностях, действующих в экономике сельских районов.
Приведенный подход, безусловно, не может считаться бесспорным. Скорее всего, его надо рассматривать как один из возможных вариантов построения методики оценки конкурентоспособности региона. Конкретный вариант может быть выстроен под конкретную задачу, а еще точнее - под конкретную целевую группу «потребителей» территории, с учетом которой выбираются как конкуренты, так и критерии и показатели оценки, а также весовые коэффициенты.
Что касается более широких и географически распределенных задач, то здесь приходится использовать другие технологии.
Одну из них уже несколько лет разрабатывает и реализует исследовательский коллектив, работающий по заказу журнала «Эксперт» и измеряющий инвестиционную привлекательность регионов России. В качестве основных составляющих этой привлекательности приняты две характеристики: инвестиционный потенциал и инвестиционный риск.
Инвестиционный потенциал учитывает основные макроэкономические характеристики: насыщенность территории факторами производства, потребительский спрос населения и др. Совокупный инвестиционный потенциал региона складывается из восьми частных потенциалов (трудовой, потребительский, производственный, финансовый, институциональный, инновационный, инфраструктурный, природоресурсный), каждый из которых, в свою очередь, характеризуется отдельной системой показателей.
Ранг каждого региона по каждому из видов потенциала зависит от количественной оценки его доли (в процентах) в суммарном потенциале всех российских регионов.
Инвестиционный риск характеризует вероятность потери инвестиций и, следовательно, дохода от них. Интегральная оценка риска складывается из семи видов риска (законодательный, политический, экономический, финансовый, социальный, криминальный, экологический). Ранг региона по каждому из этих рисков определяется по значению индекса инвестиционного риска - относительному отклонению от среднероссийского уровня риска, принимаемого за единицу.
Общий показатель потенциала или риска рассчитывался как взвешенная сумма частных видов потенциала или риска. Показатели суммировались каждый со своим весовым коэффициентом. Итоговый ранг региона рассчитывался по величине взвешенной суммы частных показателей. В результате каждый регион помимо его ранга характеризуется количественной оценкой: насколько велик его потенциал как объекта инвестиций и до какой степени велик риск инвестирования в данный регион.
Основными информационными источниками являлись данные Госкомстата РФ, Минфина РФ, Министерства экономического развития и торговли РФ, ЦБ РФ, Министерства РФ по налогам и сборам, Министерства природных ресурсов РФ, Центра экономической конъюнктуры при Правительстве РФ, базы данных рейтингового агентства «Эксперт РА».
По результатам исследования все регионы в 2004-2006 гг. распределились на определенные категории (табл. 13.6).
Как видно из исследований «Эксперта», инвестиционный климат в стране стабилизируется: сокращается число «маргинальных» регионов, растет объем регионов «среднего класса», выравниваются условия в столицах и пригородах.
Таблица 13.6
|
Продолжение табл. 13.6
1 | 2 |
15 | Тверская область |
26 | Мурманская область |
4 | Воронежская область |
8 | Курская область |
76 | Омская область |
16 | Тульская область |
47 | Удмуртская республика |
81 | Приморский край |
57 | Ульяновская область |
82 | Хабаровский край |
3 | Владимирская область |
Незначительный потенциал | - умеренный риск (362) |
27 | Новгородская область |
45 | Республика Мордовия |
11 | Орловская область |
67 | Республика Хакасия |
28 | Псковская область |
7 | Костромская область |
30 | Республика Адыгея |
49 | Кировская область |
64 | Республика Алтай |
22 | Ненецкий автономный округ |
13 | Смоленская область |
19 | Республика Карелия |
5 | Ивановская область |
14 | Тамбовская область |
40 | Астраханская область |
65 | Республика Бурятия |
79 | Агинский Бурятский автономный округ |
Максимальный потенциал - высокий риск (1С0) | |
Средний потенциал - | высокий риск (2С) |
Пониженный потенциал | - высокий риск (3С1) |
20 | Республика Коми |
2 | Брянская область |
68 | Алтайский край |
31 | Республика Дагестан |
Незначительный потенциал - высокий риск (3С2) | |
44 | Республика Марий Эл |
78 | Читинская область |
83 | Амурская область |
58 | Курганская область |
89 | Чукотский автономный округ |
88 | Еврейская автономная область |
71 | Эвенкийский автономный округ |
54 | Коми-Пермяцкий автономный округ |
87 | Сахалинская область |
36 | Республика Северная Осетия - Алания |
34 | Республика Калмыкия |
Окончаниетабл. 13.6
|
Возможны и другие подходы. Так, ярославский исследователь В. Андреев предлагает вариант расчета конкурентоспособности региона, основанный на ранжировании регионов по численным значениям каждого из частных показателей с определением соответствующего места региона. Затем ранг (место, занятое регионом) умножается на весовое значение каждого показателя и все они суммируются. Вес показателя определяется его «влиянием» на всю группу показателей, исходя из выбранной темы исследования, ставящей целью проследить взаимосвязь механизма ценообразования и конкурентоспособности региона. Регион, набравший меньшее количество баллов, считается более конкурентоспособным. Веса показателей имеют следующие значения:
♦ РС = 0,5 - в большей степени учитывает взаимосвязь двух рынков: а) товаров и услуг; б) труда;
♦ G = 0,3 - концентрация доходов является следствием функционирования рынка труда и сильно зависит от социальной политики региональной власти;
♦ L = 0,2 - показатель безработицы имеет существенные погрешности, так как в условиях кризиса не всегда учитывает большую долю скрытой безработицы;
♦ = 0,7 - объем реальных (как внутренних, так и внешних) инвестиций свидетельствует о действительной инвестиционной привлекательности региона, а следовательно, и об эффективности регионального хозяйствования;
♦ I = 0,5 - инвестиционный потенциал учитывает основные макроэкономические характеристики, насыщенность территории факторами производства и другие показатели;
♦ 1 г = 0,4 - интегральный показатель, рассчитываемый консалтинговым агентством «Эксперт РА» и учитывающий законодательный, политический, экономический, финансовый, криминальный и экологический риски;
♦ Q = 0,3 - число убыточных предприятий свидетельствует об их слабой адаптированности в силу различных причин к функционированию в условиях рыночной экономики.
Проведя расчеты, В. Андреев констатирует, что показатели конкурентоспособности составят для Владимирской области:
RC = 2 ■ 0,5 + 2 ■ 0,3 + 2 ■ 0,2 + 2 ■ 0,7 + 2 ■ 0,5 + 1 ■ 0,4 + 2 ■ 0,3 = 5,4; для Ярославской области:
RC = 1 ■ 0,5 + 1 ■ 0,3 + 1 ■ 0,2 + 1 ■ 0,7 + 1 ■ 0,5 + 2 ■ 0,4 + 1 ■ 0,3 = 3,3.
Следует отметить, что метод В. Андреева не лишен ряда существенных недостатков:
1) ограничение на использование ряда шкал, применяемых в экономических измерениях, например шкалы интервалов, шкалы отношений, шкалы разностей;
2) невозможность учета в методике объемных показателей , что приводит к утрате важной количественной информации;
3) измерение весов показателей и рангов объектов сравнения по ним в разных шкалах, что искажает вклад различных факторов в обобщенную оценку, и др.
Таким образом, обе рассмотренные методики обладают рядом существенных недостатков. Это связано с тем, что в них не обеспечено выполнение ряда требований к частным показателям, интегрируемым в комплексную оценку, например не обеспечена корректная сопоставимость показателей, измеряемых в различных шкалах или принимающих значения, различающиеся между собой на порядок и более. Кроме того, сведения о технологии расчета рейтинга «Экспертом РА» представлены в самом общем виде, что не позволяет составить «репрезентативное» суждение о корректности процедуры.
Следует также иметь в виду, что в России весьма активную роль в формировании рейтинга играют географические, климатические, национальные и другие различия. Рейтинг принципиально зависит также от роли (донора или реципиента), которую регион играет в народном хозяйстве страны, характера взаимоотношений с федеральными властями и другими центральными учреждениями и организациями, сложившейся динамики макроэкономических региональных пропорций и от многих других обстоятельств.
В рассмотренных методиках не учитывается достаточно важная информация: в России разрыв в уровне доходов между богатыми и бедными районами достигает 13,7 раза и продолжает увеличиваться. При этом «богатство» концентрируется лишь в четырех - пяти регионах, в числе которых обе столицы и нефте- и газодобывающая Тюменская область.
В качестве макрорегионов в России выступают федеральные округа, а также трансграничные регионы (например, регион Балтийского моря, Баренц-регион и т.п.). Методами определения позиции рейтинга региона в макрорегионе являются сопоставительный анализ показателей развития, тенденций межрегиональной миграции населения, различные региональные рейтинги, экспертные оценки, конкурсы среди регионов и входящих в их состав территориальных образований.
Для усиления позиций в макрорегионе региону необходимы ясная стратегия развития и адекватная ей программа регионального маркетинга, нацеленная на распространение современного имиджа региона; сотрудничество и кооперация с соседними регионами, что позволит региону заявить о себе в рамках более крупного образования; участие в межрегиональных мероприятиях презентационного характера - конкурсах, выставках, ярмарках, позволяющих добиться более широкого распространения рекламы и формирования позитивного образа региона. Сущность и уровни позиционирования региона представлены на рис.13.1.
Наиболее типичным и широко применяемым в мировой практике является национальное позиционирование крупнейших городов. В России такое позиционирование традиционно относится к городам с численностью населения не менее 1 млн человек, при этом единственным критерием значимости является общая численность населения. Как уже было отмечено, существуют также рейтинговые оценки субъектов РФ с точки зрения их инвестиционной привлекательности. В то же время практически отсутствуют исследования, посвященные комплексной оценке позиций регионов и городов и выявлению наиболее конкурентоспособных и активных с точки зрения стратегического развития территорий.
Рис. 13.1. Позиционирование региона |
К способам международного позиционирования можно отнести укрупненные международные сопоставления уровня развития регионов и их городов, интернациональные рейтинги по различным характеристикам и сферам развития, специальные международные научные исследования.
Важными факторами активного международного позиционирования региона являются также традиционные побратимские связи с зарубежными регионами, современные формы приграничного и международного сотрудничества, участие в работе сетевых организаций регионов европейского и мирового уровня, например в Совете коммун и регионов Европы. Оценка конкурентоспособности региона также играет существенную роль в его позиционировании.
Поскольку конкурентоспособность представляет собой сложное многоуровневое понятие, его анализ и оценку необходимо тесно увязывать с рейтинговым полем. Можно утверждать, что главный уровень обеспечения конкурентоспособности территории - макроэкономический уровень страны. Именно он определяет основные условия функционирования всей хозяйственной системы. Вторым по значимости является мезоуровень, где формируются перспективы развития региона, отрасли или разветвленной корпорации, охватывающей большую группу предприятий. На микроуровне конкурентоспособность как бы обретает окончательную, завершающую форму в виде соотношения цены и качества конкретного товара, произведенного в конкретном локальном месте конкретной фирмой.
Кроме того, региональный рынок находится в эпицентре хозяйственного механизма региона - при определенной законодательством регулирующей роли федеральных и местных органов власти. На рынках конкурируют между собой товары и предприятия из разных регионов. Представители региональной власти ведут борьбу на федеральном уровне за предоставление региону более благоприятных экономических условий по сравнению с другими, за трансферты, дотации и федеральные заказы региону, лоббируют интересы крупных структурообразующих предприятий региона, ищут возможность для самостоятельного налаживания международных связей, пытаются административными мерами защитить местных производителей. Проявления территориальной конкуренции становятся настолько серьезными и значительными, что региональные и местные органы власти уже не могут их игнорировать.
Конкурентоспособность региона, по определению А.З. Селезнева, - это обусловленное экономическими, социальными, политическими и другими факторами положение региона и его отдельных товаропроизводителей на внутреннем и внешнем рынках, отражаемое через показатели (индикаторы), адекватно характеризующие его состояние и его динамику.
Коллектив исследователей Санкт-Петербургского института «Евроград» под руководством Б.М. Гринчеля определяет конкуренцию территорий в целом и между регионами и городами как соревнование в стремлении завоевать различные целевые группы потребителей местных ресурсов и условий жизнедеятельности.
Самоанализ и стратегический выбор профильности являются залогом будущего успеха в развитии факторов конкурентоспособности и привлечении или сохранении потребителей (инвесторов). Оценка конкурентоспособности регионов может быть важным элементом мониторинга реализации стратегии и поэтапного позиционирования территории во внешней среде. С учетом этого В.А. Андреев предположил, что конкурентоспособность региона включает два основополагающих момента: необходимость достижения высокого уровня жизни населения и эффективность функционирования хозяйственного механизма региона. Под конкурентоспособностью региона он совершенно справедливо предложил понимать его роль и место в экономическом пространстве России, способность обеспечить высокий уровень жизни населения и возможность реализовать имеющийся в регионе потенциал (производственный, трудовой, инновационный, ресурсно-сырьевой и др.).
Если следовать этой логике, становится ясно, что основными факторами, определяющими конкурентоспособность региона ^С), являются:
♦ факторы регионального ценообразования (уровень цен по товарным группам, механизм их установления, зависимость от внешних рынков, удаление региона от источников сырья и основных рынков сбыта);
♦ наличие, распределение и функциональная направленность основных факторов производства в регионе (трудовые ресурсы, полезные ископаемые, отраслевая структура капитала);
♦ уровень жизни населения региона (доходы, их структура и дифференциация, покупательная способность, степень занятости и др.);
♦ социально-политические факторы, характеризующие взаимодействие основных субъектов регионального рынка - администрации, населения, предпринимательства, взаимоотношения с федеральным центром.
Понятно, что анализ экономической модели конкурентоспособности региона правильнее всего осуществлять, используя такие категории, как «региональный спрос» и «региональное предложение» . Региональный спрос представляет собой сумму всех расходов на конечные товары и услуги, произведенные в региональной экономике. Он отражает связь между объемом совокупного выпуска, на который предъявлен спрос экономическими агентами, и общим уровнем цен. Региональное предложение показывает уровень наличного объема производства при каждом возможном уровне цен. Оба эти показателя, в свою очередь, тесно связаны с такими макроэкономическими показателями, как уровень валового регионального продукта и дохода (оба - на душу населения).
В. Андреев предложил алгоритм оценки конкурентоспособности региона (рис. 13.2).
По методике, предложенной им, комплексный показатель конкурентоспособности региона складывается из двух групп:
♦ Y - показатель уровня жизни;
♦ I - инвестиционная привлекательность региона.
С целью информационного обеспечения инвесторов и привлечения на этой основе финансовых ресурсов регионов в настоящее время все активнее разрабатываются и распространяются так называемые инвестиционные паспорта регионов, содержание которых также позволяет сформулировать систему показателей для
разработки рейтинговых оценок. Инвестиционные паспорта регионов к настоящему времени не унифицированы, их содержание варьируется от региона к региону. Вместе с тем можно выделить некоторые показатели, используемые большинством регионов:
1) суммарный объем производства базовых отраслей экономики (промышленности, сельского хозяйства, строительства) (млн руб.);
2) объем налоговых платежей и других доходов, поступивших в бюджетную систему региона (млн руб.);
3) доход предприятий и организаций региона (млн руб.);
4) общая сумма балансовой прибыли предприятий и организаций (млн руб.);
5) доля прибыли предприятий промышленности и сельского хозяйства в общей сумме балансовой прибыли (прибыль минус убыток) предприятий и организаций региона (%);
6) общий объем дебиторской задолженности (тыс. руб.);
7) объем инвестиций в основной капитал (млн руб.);
8) объем иностранных инвестиций (тыс. долл.);
9) доля прямых иностранных инвестиций в общем объеме иностранных инвестиций;
10) доля долгосрочных финансовых вложений предприятий и организаций (без субъектов малого предпринимательства) (тыс. руб.);
11) сальдо внешнеторгового оборота (экспорт минус импорт);
13) численность трудовых ресурсов (численность работающих в экономике плюс численность трудоспособных незанятых граждан) (тыс. чел.);
14) оборот розничной торговли, общественного питания и платных услуг (млн руб.);
15) доля непродовольственных товаров в общем объеме розничного товарооборота;
16) численность постоянного населения на конец периода (численность на начало года плюс естественный прирост (убыль) плюс сальдо миграции) (тыс. чел.);
17) число лиц, совершивших преступление, на конец отчетного года (тыс. чел.);
18) доля социальных трансфертов в совокупном объеме денежных доходов населения (%);
19) производственный потенциал. Общий объем производства базовых отраслей экономики (промышленность, сельское хозяйство, строительство)/численность населения; коэффициент уровня покупательной способности населения (руб.);
20) финансовая обеспеченность региона с учетом паритета покупательной способности (доходы консолидированного бюджета/численность населения х 1/коэффициент покупательной способности населения);
21) соотношение доходов и расходов консолидированного бюджета предприятий и организаций (%);
22) соотношение дебиторской и кредиторской задолженности (%);
23) соотношение просроченной дебиторской и просроченной кредиторской задолженности (%);
24) удельный вес убыточных предприятий в общем количестве отчитавшихся предприятий (%);
25) объем инвестиций в основной капитал/численность населения х 1 /индекс цен производителей по инвестициям;
26) объем внешнеторгового оборота (экспорт минус импорт)/ численность населения на конец периода;
27) уровень зарегистрированной безработицы в процентах к экономически активному населению;
28) коэффициент напряженности на рынке труда (число незанятых на одну вакансию) (чел.);
29) численность трудоспособного не занятого трудовой деятельностью населения, ищущего работу, минус число заявленных предприятиями и организациями вакансий/среднесписочная численность работающих в экономике х 100 (%);
30) оборот розничной торговли, общественного питания и платных услуг/численность населения х 1 /коэффициент покупательной способности населения (руб.);
31) коэффициент естественной убыли населения (промилле);
32) коэффициент младенческой смертности (промилле);
33) возмещение смертности (коэффициент рождаемости/коэффициент смертности) х 100%;
34) уровень преступности (случаев на 10 000 чел.);
35) процент раскрываемости преступлений;
36) доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума (%);
37) производственный потенциал. Индекс физического объема промышленности к соответствующему периоду предыдущего года (%);
38) индекс физического объема по сельскому хозяйству к соответствующему периоду предыдущего года (%);
39) индекс физического объема выполнения работ по договорам строительного порядка к соответствующему периоду предыдущего года (%);
40) сумма налогов (поступило налоговых платежей и сборов / сумма поступивших платежей и задолженности по ним х 100) предприятий и организаций (%);
41) индекс физического объема инвестиций в основной капитал к соответствующему периоду предыдущего года (%);
42) темпы роста внешнеторгового оборота (экспорт плюс импорт) к соответствующему периоду предыдущего года (%);
43) темпы роста числа трудоспособных незанятых граждан к соответствующей дате предыдущего года (чел.);
44) темпы роста числа заявленных вакансий к соответствующей дате предыдущего периода (%);
45) индекс физического объема оборота розничной торговли к соответствующему периоду предыдущего года (%);
47) индекс физического объема платных услуг к соответствующему периоду предыдущего года (%);
49) темпы роста числа лиц, совершивших преступление, по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года (%);
50) темпы роста уровня преступности по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года (%);
51) темпы роста реальных денежных доходов по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года (%);
53) доходы области;
54) число предприятий;
55) доля крупных и средних в общей численности предприятий;
56) доля продукции по отраслям;
57) ресурсно-сырьевой потенциал;
58) развитие инвестиционной инфраструктуры;
59) развитие технической инфраструктуры;
60) региональная правовая база в сфере инвестиций;
61) информация о реализации инвестиционных проектов;
62) внешнеторговый оборот;
63) интеллектуальный потенциал;
64) туризм;
Приведенный перечень позволяет выделить необходимую систему показателей, использование которых позволит экспертам наиболее объективно оценить инвестиционный рейтинг регионов. Рассмотрим особенности этого достаточно сложного и трудоемкого процесса.