Современная приватизация. Приватизация в России, её этапы, особенности и социально-экономические последствия. Приватизация. Ее особенности в России

Международные валютные отношения - необходимый элемент мировой экономики. Это отношения, посредством которых осуществляются все расчетные, кредитные и денежные сделки между различными странами. Субъектами международных валютных отношений выступают правительства государств, предприятия, физические лица, осуществляющие внешнеэкономическую деятельность. Валютные отношения разрабатываются специальными межгосударственными органами, согласовываются, должным образом оформляются и принимают обязательный характер для всех участников международных экономических сделок.

Мировая валютная система (МВС) является исторически сложившейся формой организации международных денежных отношений, закрепленной межгосударственными договоренностями 1 . МВС представляет собой совокупность способов, инструментов и межгосударственных органов, с помощью которых осуществляется платежно-расчетный оборот в рамках мирового хозяйства. Совокупность форм организации валютных отношений, закрепленных межгосударственными соглашениями, и составляет международную валютную систему. Ее возникновение и последующая эволюция отражают объективное развитие процессов интернационализации капитала, требующих адекватных условий в международной денежной сфере.

Различаются национальная, мировая, региональная валютные системы 2 .

Исторически вначале возникли национальные валютные системы, закрепленные национальным законодательством с учетом норм международного права 3 . Национальная валютная система является составной частью денежной системы страны, хотя она относительно самостоятельна и выходит за национальные границы. Ее особенности определяются степенью развития и состоянием экономики и внешнеэкономических связей страны.

Национальная валютная система неразрывно связана с мировой валютной системой. Мировая валютная система сложилась к середине XIX века. Характер функционирования и стабильность мировой валютной системы зависят от степени соответствия ее принципов структуре мирового хозяйства, расстановке сил и интересам ведущих стран.

Хотя мировая валютная система преследует глобальные мирохозяйственные цели и имеет особый механизм функционирования, она тесно связана с национальными валютными системами 1 . Эта связь осуществляется через национальные банки, обслуживающие внешнеэкономическую деятельность, и проявляется в межгосударственном валютном регулировании и координации валютной политики ведущих стран. Взаимная связь национальных и мировой валютной систем не означает их тождества, поскольку различны их задачи, условия функционирования и регулирования, влияние на экономику отдельных стран и мировое хозяйство.

Основными элементами мировой валютной системы, раскрывающими ее содержание, являются: денежная единица- международная валюта, которая принимается всеми субъектами международных экономических отношений в качестве единого расчетного материала; валютный рынок и валютный курс; конвертируемость валют; платежный баланс.

Связь и различие национальных и мировой валютной систем проявляются в их элементах 2:

Национальная валютная система

Мировая валютная система

Национальная валюта

Резервные валюты, международные счетные валютные единицы

Условия конвертируемости национальной валюты

Условия взаимной конвертируемости валют

Паритет национальной валюты

Унифицированный режим валютных паритетов

Режим курса национальной валюты

Регламентация режимов валютных курсов

Наличие или отсутствие валютных ограничений, валютный контроль

Межгосударственное регулирование валютных ограничений

Национальное регулирование международной валютной ликвидности страны

Межгосударственное регулирование международной валютной ликвидности

Регламентация использования международных кредитных средств обращения

Унификация правил использования международных кредитных средств обращения

Регламентация международных расчетов страны

Унификация основных форм международных расчетов

Режим национального валютного рынка и рынка золота

Режим мировых валютных рынков и рынков золота

Национальные органы, управляющие и регулирующие валютные отношения страны

Международные организации, осуществляющие межгосударственное валютное регулирование

МВС включает в себя ряд конструктивных элементов, среди которых можно назвать следующие: мировой денежный товар и международная ликвидность; валютный курс; валютные рынки; международные валютно-финансовые организации; межгосударственные договоренности 1 .

Мировой денежный товар принимается каждой страной в качестве эквивалента вывезенного из нее богатства и обслуживает международные отношения (экономические, политические, культурные).

Первым международным денежным товаром выступало золото 2 . Далее мировыми деньгами стали национальные валюты ведущих мировых держав (кредитные деньги). В настоящее время в этом качестве также распространены композиционные, или фидуциарные (основанные на доверии к эмитенту), деньги. К ним относятся международные и региональные платежные единицы (такие, как СДР и ЭКЮ, с недавнего времени замененная на евро).

Валюта – это не новый вид денег, а особый способ их функционирования, когда национальные деньги опосредуют международные торговые и кредитные отношения. Таким образом, деньги, используемые в международных экономических отношениях, становятся валютой.

Различают понятия «национальная валюта» и «иностранная валюта».

Под национальной валютой понимается установленная законом денежная единица данного государства. Национальная валюта – основа национальной валютной системы. В международных расчетах обычно используется иностранная валюта – денежная единица других стран. К иностранной валюте относят иностранные банкноты и монеты, а также требования, выраженные в иностранных валютах в виде банковских вкладов, векселей и чеков. Категория «валюта» обеспечивает связь и взаимодействие национального и мирового хозяйства.

Кроме того, важным является понятие «резервная валюта», под которой понимается иностранная валюта, в которой центральные банки других государств накапливают и хранят резервы для международных расчетов по внешнеторговым операциям и иностранным инвестициям.

К резервным валютам относятся: доллар США, евро, японская иена.

Валюты по степени конвертируемости, т.е. размену на иностранные, различаются на: конвертируемые и неконвертируемые.

Кроме национальных валют в международных расчетах используются международные валютные единицы – СДР и ЭКЮ, но ЭКЮ можно рассматривать только как историю, так как его место заняла евро 1 .

Специальные права заимствования (СДР, Special Drawing Rights) представляют собой безналичные деньги в виде записей на специальном счете страны в МВФ. Стоимость СДР рассчитывается на основе стандартной «корзины», включающей основные мировые валюты.

В 1979 г. появилась ЭКЮ (European Currency Unit) – валютная единица европейской валютной системы, существующая в виде безналичных записей по счетам стран-участниц ЕВС в Европейском валютном институте Европейского союза 2 . Условная стоимость ЭКЮ и СДР исчисляется на базе средневзвешенной стоимости и изменения курса валют, входящих в валютную корзину. Очень часто условная стоимость СДР и ЭКЮ исчисляется в долларах США. Ежедневные котировки публикуются в основных финансовых газетах.

Международная валютная ликвидность (МВЛ) – способность страны (или группы стран) обеспечивать своевременное погашение своих международных обязательств приемлемыми для кредитора платежными средствами. Структура МВЛ включает в себя следующие компоненты 3: официальные валютные резервы стран; официальные золотые резервы; резервную позицию в МВФ (право страны-члена автоматически получить безусловный кредит в иностранной валюте в пределах 25% от ее квоты в МВФ); счета в СДР и ЭКЮ (евро).

Показателем МВЛ обычно служит отношение официальных золото-валютных резервов к сумме годового товарного импорта.

Основным наднациональным валютно-финансовым институтом, обеспечивающим стабильность мировой валютной системы, является Международный валютный фонд (МВФ) 1 . В его задачу входит противодействие валютным ограничениям, создание многонациональной системы платежей по валютным операциям и т.д. Кроме того, к международным валютно-финансовым организациям относится ряд международных институтов, инвестиционно — кредитная деятельность которых носит одновременно и валютный характер. Среди них можно назвать Международный банк реконструкции и развития, Банк международных расчетов в Базеле, Европейский инвестиционный банк и др.

Международный обмен ставит такие же проблемы, какие существуют и внутри каждой страны. Необходим товар-посредник в обмене, выполняющий функции счетной единицы, средства обращения и расчетов, средства накопления и резерва стоимости.

Каждая страна имеет свою денежную систему, и проблема ее соотношения с денежными системами других стран труднорешаемая. В середине XIX в. без всяких международных соглашений вследствие необходимости обеспечения торговых расчетов между крупными промышленно развитыми странами в качестве общепризнанного средства расчетов выступило золото. Система золотого стандарта основывалась на простых принципах, обеспечивала почти автоматическую стабильность валютных курсов и равновесие международных платежей. Золотой стандарт был замечательным примером международного сотрудничества между индустриальными странами. Без договоров, без институциональной основы, без совещаний глав правительств он обеспечил исключительно длительную стабильность международной валютной системы, способствуя при этом развитию международной торговли.

Первая мировая война разрушила эту систему, правительства приостановили обратимость в золото своих национальных валют, установив принудительный курс.

Система была восстановлена в 1922 г. после Генуэзской конференции, где было достигнуто соглашение золотодевизного стандарта, при котором основным механизмом регулирования международных расчетов становятся заместители золота (девизы), в качестве которых должны выступать некоторые национальные и коллективные валюты. Золотодевизионный стандарт предусматривал обязательный обмен банковских билетов по усмотрению эмиссионного банка на золото или на валюты стран с золотым стандартом. Эти урезанные формы золотого стандарта просуществовали до мирового экономического кризиса 30-х годов, когда они были отменены во всех странах.

В 1936 г. все развитые страны практически отказались от золотой обратимости валют. Нагнетание протекционистских мер и порождаемых конкуренцией девальваций 1 , осуществляемых каждой страной в ущерб другой, вызвало настоящий крах международной торговли. В 1939 г. ее объем стал на одну треть меньше, чем десять лет назад. Последовавшее за этим экономическое и валютное обособление внесло существенный вклад в подъем национализма, который вызвал Вторую мировую войну.

Во время войны международные расчеты носили в основном клиринговый характер.

Новый этап в развитии мировой валютной системы был открыт и 1944 г. на Бреттон-Вудской конференции. Валютная система получила название Бреттон-Вудской. Впервые международная валютная система стала основываться на межправительственном соглашении, которое фиксирует правила, применяемые ко всем, устанавливает реальное сотрудничество между странами в валютной сфере и учреждает международную организацию. В функции этой организации входит обеспечение соблюдения принципов, закрепленных общим соглашением, и нормального функционирования системы.

Суть Бреттон-Вудской мировой валютной системы состояли во введении золотодолларового стандарта и взаимной конвертируемости валют.

В период Второй мировой войны США накопили огромные запасы золота. возросло доверие к доллару и к устойчивости американской экономической валютной политики. Благодаря этому удалось стабилизировать цену золота на уровне 35 долл. за тройскую унцию и практически ликвидировать инфляцию.

Доверие к доллару подкреплялось также и тем, что иностранные девизные банки могли в любое время обменять имеющиеся у них доллары на золото. В результате курсы валют могли свободно колебаться в пределах 0,75% в ту или другую сторону от их паритета к доллару и. следовательно, к золоту. Если колебания курса достигали этой точки, государственные девизные банки обязаны были покупать на валютном рынке собственную валюту, или, иначе говоря, продавать доллары из своих резервов с целью создать искусственный спрос на свою валюту, повысить ее курс. В результате такой операции предложение денег внутри страны уменьшалось, процентные ставки на кредиты повышались, создавались благоприятные условия для притока иностранного капитала, значительно расширялся экспорт. Через определенное время курс данной национальной валюты вновь укреплялся. Этот механизм не имел резкого отличия от прежнего золотого стандарта, но в нем имелось два вида резервов: золото и доллар.

Доллар в соответствии с Бреттон-Вудской валютной системой превратился в конвертируемую валюту, т.е. национальную валюту США, свободно обмениваемую на национальные валюты других стран. Валюты, не способные к такому обмену, получили название неконвертируемых.

Доллар был единственной конвертируемой в золото валютой: американский золотой запас (20 – 25 млрд долл.) составлял три четверти официальных резервов.

Введение Бреттон-Вудской валютной системы способствовало оздоровлению международных экономических отношений: мировая экономика и торговля увеличивались быстрыми темпами, индекс инфляции оставался устойчивым на относительно низком уровне (3% в год).

В этот период особенно заметно влияние устойчивости эффективной валютной системы на экономическое развитие мировой экономики и обратное влияние последней на первую. Вместе с тем лидирующее положение доллара в мировой валютной системе послужило причиной ее развала.

Привилегированное положение доллара позволяло США проводить экономическую политику независимо от динамики курса доллара и финансировать свои заграничные расходы за счет дополнительного выпуска национальной валюты. которая предъявлялась к обмену на золото. С 1969 г. положительный баланс американского бюджета стал отрицательным, увеличивался долг другим странам; в 1970 г. США снизили процентную ставку на казначейские бумаги с 8% до 3,3%. США отказались от дальнейшего обмена доллара на золото по официальной цене. Это означало развал Бреттон-Вудской валютной системы.

Действующая система мировых валютных отношений была заложена в 1976 г. на совещании представителей стран МВФ в Кингстоне (Ямайка) и получила название Ямайского соглашения, которое вступило в силу в 1978 году. Новым в нем в сравнении с ранее действовавшей Бретгон-Вудской системой является следующее:

1) отказ от функции золота в качестве меры стоимости валютных единиц и, следовательно, ликвидация твердой цены на золото.

2) банкам была предоставлена возможность свободно покупать и продавать золото на частных рынках по складывающимся ценам;

3) валютные отношения между странами стали основываться на плавающих курсах их денежных единиц.

Новая валютная система закрепляла отказ от фиксированных паритетов. составляющих одно из основных положений Бреттон-Вудса, и предоставляла странам свободу: каждая страна может позволить своей валюте быть плавающей по отношению к другим и, таким образом, поручать рынку заботу об определении валютных курсов. Однако МВФ исходил из того, что свобода не должна приводить к вседозволенности. Каждая страна обязывалась тесно сотрудничать с МВФ и другими странами-членами, чтобы обеспечивать поддержку упорядоченных валютных постановлений и стремиться к системе стабильных валютных курсов.

МВФ сохранил за собой три принципа, которыми должны руководствоваться страны в своей валютной политике:

1. Запрет на манипуляции валютным курсом или международной валютной системой для уклонения от урегулирования.

2. Обязательство проведения в случае необходимости интервенций на валютных рынках для прекращения беспорядка, который может быть вызван в числе прочего краткосрочными колебаниями курса одной из валют.

3. Обязательство каждой страны учитывать в своей политике интервенции интересы своих партнеров, в особенности тех, в чьей валюте она осуществляет свои интервенции.

Для понимания механизма функционирования современной мировой валютной системы необходимо рассмотреть содержание категорий валютного рынка, валютного курса, конвертируемости национальных валют, платежного баланса и его влияния на валютные рынки.

2. ВАЛЮТНЫЙ КУРС КАК КУРС ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ВАЛЮТНЫЙ КУРС

Развитие внешнеэкономических отношений требует особого инструмента, посредством которого субъекты, действующие на международном рынке, могли бы поддерживать между собой тесное финансовое взаимодействие. Таким инструментом выступают банковские операции по обмену иностранной валюты. Важнейшим элементом в системе банковских операций с иностранной валютой является обменный валютный курс, т.к. развитие международных экономических отношений требует измерения стоимостного соотношения валют разных стран.

Валютный курс - это цена денежной единицы данной страны, выраженная в денежной единице другой страны или международных счетных валютных единицах. 1

Валютный курс необходим для установления пропорций обмена валют при международной торговле товарами и услугами, при движении капиталов в виде инвестиций и кредитов, для сравнения цен на мировых товарных рынках и стоимостных показателей различных стран, переоценке счетов в иностранной валюте фирм, банков, правительств и частных лиц.

Итак, валютный курс необходим для 2:

    взаимного обмена валютами при торговле товарами, услугами, при движении капиталов и кредитов. Экспортер обменивает вырученную иностранную валюту на национальную, так как валюты других стран не могут обращаться в качестве законного покупательного и платежного средства на территории данного государства. Импортер обменивает национальную валюту на иностранную для оплаты товаров, купленных за рубежом. Должник приобретает иностранную валюту за национальную для погашения задолженности и выплаты процентов по внешним займам;

    сравнения цен мировых и национальных рынков, а также стоимостных показателей разных стран, выраженных в национальных или иностранных валютах;

    периодической переоценки счетов в иностранной валюте фирм и банков.

Валютный курс – это обменное соотношение между двумя валютами. В основе валютного курса, особенно при фиксированном режиме, лежит валютный паритет - это соотношение между двумя валютами, устанавливаемое в законодательном порядке. В настоящее время паритеты активно применяются в странах ЕВС.

При золотомонетном стандарте основу валютного курса составлял золотой паритет, то есть соотношение двух валют по весовому содержанию золота 1 .

Гипотетически существуют пять систем валютных курсов: свободное («чистое») плавание; управляемое плавание; фиксированные курсы; целевые зоны; гибридная система валютных курсов 2 .

Так, в системе свободного плавания валютный курс формируется под воздействием рыночного спроса и предложения. Валютный форексный рынок при этом наиболее приближен к модели совершенного рынка: количество участников, как на стороне спроса, так и на стороне предложения огромно, любая информация передается в системе мгновенно и доступна всем участникам рынка, искажающая роль центральных банков незначительна и непостоянна.

В системе управляемого плавания, кроме спроса и предложения, на величину валютного курса оказывают сильное влияние центральные банки стран, а также различные временные рыночные искажения.

Примером системы фиксированных курсов является Бреттон – Вудская валютная система 1944– 1971 гг.

Наконец, примером гибридной системы валютных курсов является современная валютная система, в которой существуют страны, осуществляющие свободное плавание валютного курса, имеются зоны стабильности и т.п. Подробное перечисление режимов курсов валют различных стран, действующих в настоящее время, можно найти, например, в изданиях МВФ.

Одним из наиболее важных понятий, используемых на валютном рынке, является понятие реального и номинального валютного курса.

Реальный валютный курс можно определить как отношение цен товаров двух стран, взятых в соответствующей валюте.

Номинальный валютный курс показывает обменный курс валют, действующий в настоящий момент времени на валютном рынке страны.

Валютный курс, поддерживающий постоянный паритет покупательной силы – это такой номинальный валютный курс , при котором реальный валютный курс неизменен.

Кроме реального валютного курса, рассчитанного на базе отношения цен, можно использовать этот же показатель, но с другой базой. Например, приняв за нее отношение стоимости рабочей силы в двух странах.

Множество валютных курсов можно классифицировать по различным признакам 1:

КРИТЕРИЙ
ВИДЫ ВАЛЮТНОГО КУРСА

1. Способ фиксации

плавающий, фиксированный, смешанный

2. Способ расчета

Паритетный, фактический

3. Вид сделок

Срочных сделок, спот-сделок, своп-сделок

4. Способ установления

Официальный, неофициальный

5. Отношение к паритету покупательной способности валют

Завышенный, заниженный, паритетный

6. Отношение к участникам сделки

Курс покупки, курс продажи, средний курс

7. По учету инфляции

Реальный, номинальный

8. По способу продажи

Курс наличной продажи, курс безналичной продажи, оптовый курс обмена валют, банкнотный

Курс национальной валюты может изменяться неодинаково по отношению к различным валютам во времени. Так, по отношению к сильным валютам он может падать, а по отношению к слабым – подниматься. Именно поэтому для определения динамики курса валюты в целом рассчитывают индекс валютного курса. При его исчислении каждая валюта получает свой вес в зависимости от доли приходящихся на нее внешнеэкономических сделок данной страны. Сумма всех весов составляет единицу (100%). Курсы валют умножаются на их веса, далее суммируются все полученные величины и берется их среднее значение.

В современных условиях валютный курс формируется, как и любая рыночная цена, под воздействием спроса и предложения. Уравновешивание последних на валютном рынке приводит к установлению равновесного уровня рыночного курса валюты. Это так называемое «фундаментальное равновесие».

Размер спроса на иностранную валюту определяется потребностями страны в импорте товаров и услуг, расходами туристов данной страны, выезжающих в иностранные государства, спросом на иностранные финансовые активы и спросом на иностранную валюту в связи с намерениями резидентов осуществлять инвестиционные проекты за рубежом.

Чем выше курс иностранной валюты, тем меньше спрос на нее; чем ниже курс иностранной валюты, тем больше спрос на нее.

Валютные курсы оказывают существенное влияние на внешнюю торговлю различных стран, выступая инструментом связи между стоимостными показателями национального и мирового рынка, воздействуя на ценовые соотношения экспорта и импорта и вызывая изменение внутриэкономической ситуации, а также изменяя поведение фирм, работающих на экспорт или конкурирующих с импортом.

Используя валютный курс, предприниматель сравнивает собственные издержки производства с ценами мирового рынка. Это дает возможность выявить результат внешнеэкономических операций отдельных предприятий и страны в целом. На основе курсового соотношения валют, с учетом удельного веса данной страны в мировой торговле рассчитывается эффективный валютный курс. Валютный курс оказывает определенное влияние на соотношение экспортных и импортных цен, конкурентоспособность фирм, прибыль предприятий.

Резкие колебания валютного курса усиливают нестабильность международных экономических, в том числе валютно-кредитных и финансовых, отношений, вызывают негативные социально-экономические последствия, потери одних и выигрыши других стран.

В целом обесценивание национальной валюты предоставляет возможность экспортерам этой страны понизить цены на свою продукцию в иностранной валюте, получая премию при обмене вырученной подорожавшей иностранной валюты на подешевевшую национальную и имеют возможность продавать товары по ценам ниже среднемировых, что ведет к их обогащению за счет материальных потерь своей страны.

При повышении курса валюты внутренние цены становятся менее конкурентоспособными, эффективность экспорта падает, что может привести к сокращению экспортных отраслей и национального производства в целом. Импорт, наоборот, расширяется. Стимулируется приток в страну иностранных и национальных капиталов, увеличивается вывоз прибылей по иностранным капиталовложениям. Уменьшается реальная сумма внешнего долга, выраженного в обесценившейся иностранной валюте.

Многие страны манипулируют валютными курсами для решения своих задач, как в области экономического развития, так и в области защиты от валютного риска. Манипулирование включает в себя целый ряд мероприятий – от искусственного занижения или, наоборот, завышения курсов национальных валют, использования тарифов и лицензий до механизма интервенций.

Завышенный курс национальной валюты – это официальный курс, установленный на уровне выше паритетного курса. В свою очередь, заниженный валютный курс – это официальный курс, установленный ниже паритетного.

Разрыв внешнего и внутреннего обесценения валюты, т.е. динамики его курса и покупательной способности, имеет важное значение для внешней торговли. Если внутреннее инфляционное обесценивание денег опережает снижение курса валюты, то при прочих равных условиях поощряется импорт товаров в целях их продажи на внутреннем рынке по высоким ценам. Если внешнее обесценивание валюты обгоняет внутреннее, вызываемое инфляцией, то возникают условия для валютного демпинга – массового экспорта товаров по ценам ниже среднемировых, связанного с отставанием падения покупательной способности денег от понижения их валютного курса, в целях вытеснения конкурентов на внешних рынках.

Для валютного демпинга характерно следующее 1:

    экспортер, покупая товары на внутреннем рынке по ценам, повысившимся под влиянием инфляции, продает их на внешнем рынке на более устойчивую валюту по ценам ниже среднемировых;

  1. вывоз товаров в массовом масштабе обеспечивает сверхприбыли экспортеров.

    Демпинговая цена может быть ниже цены производства или себестоимости. Однако экспортерам невыгодна слишком заниженная цена, т.к. может возникнуть конкуренция с национальными товарами в результате их реэкспорта иностранными контрагентами.

    Валютный демпинг, будучи разновидностью товарного демпинга, отличается от него, хотя их объединяет общая черта – экспорт товаров по низким ценам. Но если при товарном демпинге разница между внутренними и экспортными ценами погашается главным образом за счет государственного бюджета, то при валютном – за счет экспортной премии (курсовой разницы). Валютный демпинг впервые стал практиковаться в период мирового экономического кризиса 1929–1933 гг. Его непосредственной предпосылкой являлась неравномерность развития мирового валютного кризиса. Великобритания, Германия, Япония, США использовали снижение курса своих валют для бросового экспорта товаров.

    Валютный демпинг обостряет противоречия между странами, нарушает их традиционные экономические связи, усиливает конкуренцию.

    Изменения курса валют влияют на перераспределение между странами части совокупного общественного продукта, которая реализуется на внешних рынках. В условиях плавающих валютных курсов усиливается воздействие курсовых соотношений на ценообразование и инфляционный процесс.

    В настоящее время валютный курс зависит не от золотого содержания, а от целого ряда факторов. Таковыми являются 1: покупательная способность валют; макроэкономические показатели страны - ВНП, ВВП, национальный доход и др.; степень инфляции и инфляционные ожидания; состояние платежного баланса страны; валютная политика; уровень процентных ставок; ускорение или замедление международных платежей; конъюнктура валютного рынка; степень доверия к валюте; субъективные факторы и др.

    Факторы, влияющие на величину валютного курса, подразделяются на структурные (действующие в долгосрочном периоде) и конъюнктурные (вызывающие краткосрочное колебание валютного курса).

    К структурным факторам относятся: конкурентоспособность товаров страны на мировом рынке и ее изменение; состояние платежного баланса страны; покупательная способность денежных единиц и темпы инфляции; разница процентных ставок в различных странах; государственное регулирование валютного курса; степень открытости экономики.

    Конъюнктурные факторы связаны с колебаниями деловой активности в стране, политической обстановкой, слухами и прогнозами. К ним относятся: деятельность валютных рынков; спекулятивные валютные операции; кризисы, войны, стихийные бедствия; прогнозы; цикличность деловой активности в стране.

    Существует рыночное и государственное регулирование величины валютного курса. Рыночное регулирование, основанное на конкуренции и действии законов стоимости, а также спроса и предложения, осуществляется стихийно. Государственное регулирование направлено на преодоление негативных последствий рыночного регулирования валютных отношений и на достижение устойчивого экономического роста, равновесия платежного баланса, снижения роста безработицы и инфляции в стране. Оно осуществляется с помощью валютной политики – комплекса мероприятий в сфере международных валютных отношений, реализуемых в соответствии с текущими и стратегическими целями страны. Юридически валютная политика оформляется валютным законодательством и валютными соглашениями между государствами.

    К мерам государственного воздействия на величину валютного курса относятся: 1 а) валютные интервенции; б) дисконтная политика; в) протекционистские меры.

    Важнейшим инструментом валютной политики государств являются валютные интервенции – операции центральных банков на валютных рынках по купле-продаже национальной денежной единицы против ведущих иностранных валют.

    3. МЕЖДУНАРОДНЫЕ РАСЧЕТЫ. ПЛАТЕЖНЫЙ БАЛАНС

    Баланс (от франц. - весы) - это установление равновесия или количественное выражение отношений между сторонами какой-либо деятельности, которые должны уравновешивать друг друга.

    Все имеющие взаимоотношения страны с другими странами мирового хозяйства отражаются в различных балансах международных расчетов. Такие балансы являются устоявшимися формами статистической отчетности об экономическом развитии государства и его финансовом положении.

    Балансы международных расчетов - это отчетность, отражающая соотношение денежных требований и обязательств, поступлений и платежей одной страны по отношению к другим странам.

    Общими требованиями при составлении данных балансов являются:

    – агрегатный (сборный из экономических показателей) характер;

    – учет чистого сальдо международных требований и обязательств;

    – сбор данных за определенный период.

    В международной практике выделяют три вида балансов международных расчетов:

    1) расчетный баланс;

    2) баланс международной задолженности;

    3) платежный баланс.

    В расчетном балансе отражается отчетность о соотношении требований и обязательств данной страны к другим странам независимо от сроков поступлений платежей, т. е. включаются как погашенные, так и непогашенные платежи.

    Различают расчетный баланс за определенный период (соотношение тех требований и обязательств, которые возникают за этот период) и на определенную дату (например, на начало 2003 г. показывает, является ли страна нетто-должником или нетто-кредитором на эту дату и из каких основных статей состоят ее требования и обязательства).

    Расчетные балансы учитывают экспорт и импорт товаров и услуг, предоставленные и полученные займы и инвестиции. Сальдо данного баланса отражает международную расчетную позицию страны:

    – если сальдо активное, то страна является нетто-кредитором и в будущем она должна получить валютные поступления;

    – если сальдо пассивное, то страна является нетто-должником и в будущем она должна будет осуществлять валютные платежи.

    Баланс международной задолженности широко используется в международной практике и отличается от расчетного баланса набором статей. Так, он включает золотовалютные резервы страны, частные активы, расположенные за рубежом.

    В платежном балансе отражаются качественно и количественно масштабы, структура и характер внешнеэкономических связей страны. Платежный и расчетный балансы имеют существенные различия:

    1) платежный баланс включает только фактически произведенные поступления и платежи, тогда как в расчетном учитываются и непогашенные;

    2) платежный баланс включает только реально произведенные (полученные или выданные) кредиты и инвестиции, а расчетный - и неосуществленные еще фактически;

    3) платежный баланс включает только оплаченный экспорт и импорт товаров и услуг, а расчетный баланс - и неоплаченную часть внешнеторговой сделки. Таким образом, сальдо платежного и расчетного балансов не совпадают.

    Платежный баланс, по определению МВФ, - это «статистический отчет за определенный период, показывающий:

    а) операции с товарами, услугами и доходами, совершенные какой-либо страной с остальным миром;

    б) смену собственности и другие изменения в принадлежащих данной стране монетарном золоте, специальных правах заимствования (СДР), а также финансовых требованиях и обязательствах по отношению к остальному миру;

    в) односторонние переводы и компенсирующие записи, которые необходимы для балансирования в бухгалтерском смысле тех операций и изменений, которые взаимно не покрываются».

    В основе составления платежного баланса лежат два принципа:

    1) охват всех внешнеэкономических операций страны за определенный период (месяц, квартал, год);

    2) двойная бухгалтерская запись операций (кредит в конечном счете должен совпадать с дебетом), в результате чего дисбаланс по одним статьям балансируется другими статьями.

    Международная статистика свидетельствует, что платежные балансы стран мира постоянно находятся в неравновесии, т. е. сальдо по текущим операциям и сальдо итогового баланса обычно не равны нулю и поэтому балансируются движением капиталов, государственными балансирующими операциями и изменениями в резервах, чтобы уравновесить платежный баланс.

    Стабильно положительное сальдо по текущим операциям укрепляет позиции национальной валюты и одновременно позволяет иметь прочную финансовую базу для вывоза капитала из страны, в отличие от стабильно отрицательного сальдо, ослабляющего позиции национальной валюты и подталкивающего страну ко все большему привлечению иностранного капитала. Если подобный приток капитала осуществляется не через долгосрочные предпринимательские инвестиции (прямые и портфельные), а через долгосрочные государственные и частные банковские займы и особенно посредством чрезвычайного финансирования и роста внешних обязательств, то это ведет к быстрому увеличению внешнего долга страны и выплат по нему. Страна начинает жить в кредит.

    Сильные колебания сальдо по текущим операциям (в ту или другую сторону) вызывают неблагоприятные для страны последствия. Так, резкое увеличение положительного сальдо создает базу для быстрого роста денежной массы и тем самым стимулирует инфляцию, а резкое увеличение отрицательного сальдо вызывает «обвальное» падение обменного курса, что вносит хаос во внешнеэкономические операции страны. Поэтому, когда речь идет о равновесии платежного баланса, то в-центре внимания оказывается прежде всего дефицит текущего платежного баланса (если он образовался) и сильные колебания его сальдо.

    Государство регулирует платежный баланс страны. Здесь существует несколько методов государственного воздействия.

    1. Прямой контроль, включая регламентацию импорта (например, через количественные ограничения), и таможенные и другие сборы, запрет или ограничения на перевод за рубеж доходов по иностранным инвестициям и денежным трансфертам частных лиц, резкое сокращение безвозмездной помощи, вывоза краткосрочного и долгосрочного капитала и др.

    В краткосрочном плане прямой контроль дает положительный эффект, в долгосрочном плане эффект от этих мер противоречив, так как создает «тепличный режим» для местных производителей, снижает интерес иностранных инвесторов к стране из-за запрета на перевод их доходов, возникают трудности с привлечением иностранных специалистов, создаются препятствия для расширения за рубежом товаре- и услугопроводящей сети для отечественных экспортеров.

    2. Дефляция (т. е. борьба с инфляцией), которая нацелена на решение внутриэкономических задач, но в качестве побочного эффекта улучшается и состояние платежного баланса.

    3. Изменения обменного курса, которые помогают государству регулировать равновесие платежного баланса, но при этом надо учитывать, что эффект от ревальвации/девальвации ослабляется эластичностью экспорта и импорта, а также инерцией внешнеторговых потоков. Поэтому различают кратко-, средне- и долгосрочное воздействие изменений в обменном курсе на платежный баланс.

    4. Изменение учетной ставки ЦБ, направленное на регулирование валютного курса и платежного баланса путем воздействия на международное движение капитала, с одной стороны, и динамику внутренних кредитов, денежной массы, цен, совокупного спроса - с другой.

    5. Диверсификация валютных резервов - политика государства, банков, ТНК, направленная на регулирование структуры валютных резервов путем включения в их состав разных валют с целью обеспечить международные расчеты, проведение валютной интервенции и защиту от валютных потерь. Эта политика обычно осуществляется путем продажи нестабильных валют и покупки более устойчивых.

    Таким образом, государство вырабатывает разнообразные способы воздействия на определенные статьи платежного баланса и на его состояние в целом.
    СУЩНОСТЬ МИРОВОЙ ВАЛЮТНОЙ системы Валютные отношения – их сущность и характеристика ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА СТРАНЫ: ПОНЯТИЕ, ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ СФЕРЫ И ЗВЕНЬЯ РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ РЫНКА Раскройте требования законодательства в области обязательной продажи части валютной выручки на внутреннем валютном рынке РФ Формы и методы валютной политики в России на современном этапе

    2015-01-25

Валютная система – государственно-правовая форма организации валютных отношений, регулируемая национальным законодательством или межгосударственными соглашениями. Валютные отношения представляют собой разновидность денежных отношений, возникающих при функционировании денег в международном обороте.

Деньги, обслуживающие международные отношения, называются валютой.

Различают: – национальную; – мировую; – региональную валютные системы.

Основные элементы национальной валютной системы: 1.национальная валюта - денежная единица страны;

2. регулирование международной валютной ликвидности страны – способность отдельной страны или всех стран своевременно погашать свои международные обязательства; 3.режим валютного курса: фиксированный – ЦБ устанавливает курс нац. валюты на определенном уровне по отношению к валюте какой-либо страны, к которой «привязана» валюта данной страны, к «валютной корзине»; «плавающий» или колеблющийся курс – валютный курс относительно свободно меняется под влиянием спроса и предложения на валюту; 4.условия ее конвертируемости, т.е. обмена на иностранные валюты: а) свободно конвертируемые валюты, которые без ограничений обмениваются на иностранные валюты (свободно используемая валюта); б) частично конвертируемая валюта (рубль) – в стране сохраняются ограничения по отдельным видам операций и(или) для отдельных держателей валюты; в) неконвертируемые (замкнутые) валюты – в стране действуют практически все виды ограничений и прежде всего запрет на покупку-продажу иностранной валюты, ее хранение, ввоз и вывоз; 5.национальные органы, осуществляющие валютное регулирование (ЦБ, министерство финансов, Федеральная служба валютного и экспортного контроля, таможенные комитет и т.д.); 6.режим валютного паритета – соотношения между двумя валютами.

Эволюция:С 20-х гг. XX в. функции мировых денег наряду с золотом стали выполнять национальные валюты Англии и США (резервные валюты – конвертируемые национальные валюты, выполняющие ф-ии международного платежного и резервного средства). Конец 60-х снижение роли $ и повышение роли немецкой марки и японской йены в 80-90 гг. С 1970 МВФ ввел в оборот новую международную денежную единицу СПЗ (специальные права заимствования). В рамках Европейской валютной системы, созданной в 1979 г., стала выпускаться международная единица ЭКЮ), с 1999 заменяется коллективной валютой евро в безнал форме, с 2002 – выпуск в нал.

Форме.

Мировая валютная система. Этапы: 1) Парижская мировая валютная система была основана на золотомонетном стандарте и юридически закреплена межгосударственным соглашением в 1867г. на конференции промышленно развитых стран в Париже. Курс национальных валют стран-участниц жестко привязывался к золоту и через золотое содержание валюты соотносился друг с другом по твердому валютному курсу. 2) Генуэзская мировая валютная система, сформированная в 1922 г., была основана на золотодевизном стандарте. В качестве девиза выступала иностранная валюта в любой форме. В 1931 г. $ США стал единственной резервной валютой. 3) Бреттон-Вудсская мировая валютная система 1944г. – установлена официальная цена золота, закреплены твердые обменные курсы валют стран-участниц к курсу $ США, ЦБ обязаны были поддерживать стабильный курс валют по отношению к резервной валюте с помощью валютных интервенций, образованы МВФ и МБРР для оказания содействия стабильности валютных курсов; 4) Устройство современной мировой валютной системы было официально оговорено на конференции МВФ в Кингстоне (1976 г.), основа: плавающие обменные куры и многовалютный стандарт, золото утратило функции денег.

Региональная валютная система, получившая название Евро­пейская валютная система (ЕВС) была сформирована в 1979 г. в рамках Европейского экономического сообщества с целью со­действия развитию стран Западной Европы. Эту систему можно рассматривать как составную часть мировой валютной системы, поскольку страны, входящие в ЕВС, являются членами МВФ.

Этапы: 1) Базировалась на ЭКЮ, которая выпускалась Европейским валютным институтом. Стоимость ЭКЮ определялась на базе «валютной корзины», в которую входят валюты 12 стран. 2) Европейский валютный институт выпускает ЭКЮ взамен взносов стран-получателей ЭКЮ в золоте и $. 3) В ЕВС существует режим совместного плавания курсов валют стран-членов ЕВС. 4) Важным этапом в развитии ЕВС явилось подписание в но­ябре 1994 г. Маастрихтского договора о формировании валют­ного союза (Европейского союза ЕС), конечной целью которого является создание Евро­пейского центрального банка, который проводил единую европейскую денежно-кредитную политику и осуществлял эмиссию новой коллективной валюты - ЕВРО.

Еще по теме 18. Валютные отношения и валютная система: понятие, категории, элементы и эволюция.:

  1. ГЛАВА 11 ВАЛЮТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И ВАЛЮТНАЯ СИСТЕМА: ПОНЯТИЕ, КАТЕГОРИИ, ЭЛЕМЕНТЫ И ЭВОЛЮЦИЯ
  2. Валютные отношения и валютная система: понятие, категории, элементы
  3. 25. Понятие, структура и элементы валютных систем Валютная система – форма организации отношений валютного рынка на нац / межд уровне (если среди элементов 1 гос-во – нац отношения, несколько - межд)

Международные валютно-финансовые и кредитные отношения — составная часть и одна из сложных сфер рыночной экономики. В этом разделе рассматриваются основные категории и структурные принципы и , изучаются традиции в организации международных валютных, кредитных и расчетно-платежных операций, освещаются основные формы и методы валютной политики. Особое внимание уделяется валютно-финансовым и платежным условиям внешнеторговых контрактов, традиционным и современным формам кредитования международной торговли. В каждой теме читатель найдет специальный раздел, посвященный валютно-кредитным и финансовым отношениям России.

Валютные отношения и валютная система: общие положения

Валютные отношения представляют собой общественные отношения, связанные с функционированием валюты при осуществлении внешней торговли, оказании экономического и технического содействия, предоставлении и получении за границей различного рода кредитов и займов, совершении сделок по покупке или продаже валюты и т.д.

Участниками валютных отношений являются государства, международные организации, юридические и физические лица. Правовой основой для возникновения, изменения или прекращения валютных отношений служат международные соглашения и внутригосударственные акты.

Отдельные элементы валютных отношений появились еще в античном мире в виде вексельного и меняльного дела. Меняльное дело сосредоточивалось в Афинах в силу их торговых связей с другими странами и в силу их первенствующего положения в экономике Древней Греции. Размен денег получил дальнейшее развитие в первоначальную эпоху денежного хозяйства, именно с XII столетия, когда всякие мелкие владетели и города стали чеканить свою монету и появилась масса денег, различных по своему происхождению, счету, весу, роду и качеству металла. Разобраться в этой пестрой массе мог только меняла по профессии. Преобладание внешней торговли над внутренней в этот период содействовало тому, что крупные торговые центры (Венеция, Флоренция, Антверпен, Амстердам) стали одновременно ведущими центрами международной торговли благородными металлами, центрами международных расчетов, где производились расчеты по переводным векселям (траттам). На нидерландских «плакатах» в 1606 г. давались изображения и указывались курсы почти одной тысячи иностранных монет. С появлением банков они становятся главными финансовыми посредниками в международных расчетах.

И всесторонняя взаимная зависимость стран обусловливают развитие международных валютных отношений.

Со временем международные валютные отношения и составляющие их элементы приобретают определенные формы организации, которые затем закрепляются законодательно:

  • национальное законодательство устанавливает форму и элементы национальной валютной системы (НВС). Так, форма организации и регулирования, а также основные элементы НВС Российской Федерации закреплены Федеральным законом «О валютном регулировании и валютном контроле», указами Президента, постановлениями Правительства и документами Центрального банка РФ;
  • в Уставе Международного валютного фонда (МВФ) закреплены форма организации и основные элементы мировой валютной системы (МВС);
  • межгосударственные соглашения группы стран устанавливают форму организации и основные элементы региональной валютной системы. Маастрихтский договор 1992 г. заложил основы Экономического и валютного союза ЕС (ЭВС ЕС).

Исторически первыми формировались национальные валютные системы. По мерс накопления мирового опыта наиболее применимые и передовые элементы унифицировались и закладывались в основу мировой валютной системы, с учетом которой происходило дальнейшее формирование валютных систем отдельных стран.

Введение.......................................................................................................... 2

1. Теория приватизации.................................................................................. 4

1.1 Сущность приватизации........................................................................... 4

1.2 Формы и способы приватизации.............................................................. 7

2. Практические аспекты приватизации....................................................... 11

2.1 Цели приватизации................................................................................. 11

2.2 Этапы приватизации в России................................................................ 13

2.3 «Плюсы» и «минусы» процесса приватизации в России...................... 21

3. Результаты и уроки приватизации в РФ.................................................. 24

3.1 Итоги приватизации государственной собственности в РФ.................. 24

3.2 Реальные проблемы приватизации в РФ............................................... 27

3.3 Оценка и уроки приватизации в РФ....................................................... 32

Заключение.................................................................................................... 37

Список литературы....................................................................................... 40


Введение

Просматривая множество тем и статей по экономической жизни современной России для выбора темы курсовой работы, меня привлек вопрос о приватизации государственной собственности в Российской Федерации. Мне кажется, что в современных условиях это достаточно актуальный вопрос, тем более что в нашем обществе сейчас всё чаще можно услышать высказывания по поводу не законности проведенной приватизации, её экономической и политической не целесообразности. А некоторые известные политические деятели высказываются за пересмотр итогов проведенной приватизации.

Экономическая реформа в России (структурная, ценовая, финансовая) проводится в каждой сфере как бы в разных временных потоках, с разной скоростью и интенсивностью. Приватизация государственного и муниципального имущества, являющаяся сердцевиной экономической реформы, проходила быстро и стала (наряду с либерализацией цен) самым ощутимым проявлением изменений в экономике.

Анализ теории и практики приватизационного процесса занимает все более важное место в отечественной экономической науке. Это обусловлено тремя причинами. Во-первых, необходимостью осмысления происходящих в экономиках различных стран изменений при переходе от административно-командной к рыночной экономике; во-вторых, постоянным вниманием российских исследователей к проблемам развития отношений собственности; в-третьих, использованием «карты» приватизации в острой политической полемике и вовлечением всего населения в процесс обсуждения ее хода и результатов.

В теории приватизации и обобщении ее практики сохраняется множество дискуссионных и нерешенных проблем как методологического, так и прикладного характера. Более того, в условиях перехода России к рыночной экономике появляются новые моменты, имеющие важное значение для дальнейшего развертывания приватизационного процесса.

Следует иметь в виду, что до сих пор по-разному трактуется даже само понятие «приватизация», его соотношение с категориями «частная собственность», «разгосударствление». Особенно остры дискуссии о месте приватизации в экономической реформе; об очередности или одновременности приватизации, либерализации цен и структурной перестройки; о целях приватизации; наконец, о сочетании экономической эффективности и социальной справедливости, платности и бесплатности в используемых моделях приватизации. Самостоятельными проблемами остаются критерии выбора способа приватизации, определение ее темпов приоритетов.

Процесс приватизации в нашей стране подходит к концу, и его завершение требует от нас подведения итогов важнейшего экономико-политического процесса за последние десятилетия. В своей работе я постараюсь обозначить основные черты и подвести итоги этого процесса.


1. Теория приватизации 1.1 Сущность приватизации

Приватизация является одним из важнейших преобразований при переходе к рынку и представляет собой особую систему экономических отношений, возникающих в связи с изменением формы собственности на средства производства: с «государственной» на «частную». Рассмотрение методологических основ разгосударствления и приватизации позволяет раскрыть экономическое содержание приватизации как системы отношений по изменению формы собственности на средства производства с государственной на частную (в том числе индивидуальную, паевую, акционерную) под непосредственным воздействием государственных органов. Наиболее короткое определение приватизации формулируется как переход государственного имущества в частый сектор экономики. Связь понятия приватизации и разгосударствления заключатся в том, что приватизация является разгосударствлением собственности. Иногда эти процессы воспринимаются как возврат государственной собственности её истинным владельцам. Но до сих пор нет единого определения приватизации. В западных странах можно встретить множество определений, такие как:

· переход прав собственности государства в пользу частных лиц (частного сектора) или смена государственной собственности на частную;

· полная продажа государственных предприятий частным лицам;

· продажа части активов;

· передача функций государственной собственности частному сектору народного хозяйства с тем, чтобы распределение и взаимодействие ресурсов осуществлялось через рынок.

Несмотря на разнообразие определений можно выделить две основные модели приватизации: платная и бесплатная, каждая из которых опирается на определенные доводы и аргументы.

Бесплатная приватизация. Основные доводы в её пользу сводятся к следующему: так как при государственной монополии каждый гражданин являлся совладельцем собственности, то его надо превратить из формального в реального собственника наделив частью государственного имущества. Таким образом должны возникнуть стимулы к производительному труду, к экономии затрат и более рациональному использованию ограниченных ресурсов. Практически реализация связана с наделением всех граждан приватизационными чеками - ваучерами.

Платная приватизация. В этом случае государственная собственность подлежит продаже по различным схемам. Основная идея этого процесса продажа на аукционах за деньги. Предполагается, что предварительно предприятие акционируется, а затем его акции продаются на фондовом рынке. Её сторонники указывают, что только в этом случае появится эффективный собственник. Кроме того, она приводит к увеличению доходной части бюджета.

Один из серьезных вопросов касающийся приватизации это сроки её проведения: или она должна быть растянутой на несколько десятилетий, или быстрой. Существует мнение части ведущих экономистов, что находящуюся в государственной собственности экономику вряд ли возможно приватизировать за 2-3 года. Реальное её осуществление должно быть медленным по трем основным причинам:

1. сбережения, необходимые для приобретения в частную собственность объектов промышленности, накапливаются медленно;

2. требуется время, чтобы рынок начал хорошо функционировать и определил рыночную стоимость предприятий;

3. монополизированную социалистическую промышленность необходимо реструктурировать, прежде чем производственные предприятия можно было бы выставить на продажу.

Сторонники быстрой приватизации считают, что таким путем можно в сжатые сроки создать новый класс частных собственников - основную базу социальных реформ. В конкретном плане предлагается «обвальная» приватизация жилого фонда, мелких и средних (особенно торговых) предприятий. Но ни одна из моделей не используется в полном объеме, только их объединение приводит к ожидаемому эффекту.

Приватизация с одной стороны, должна стать элементом экономической реформы, ядром радикальных преобразований, а с другой, - инструментом государственного регулирования долговременного характера.

Основными критериями выбора способа приватизации являются отраслевая принадлежность и размер предприятия, учет принципов социальной справедливости и приоритета трудового коллектива, демонополизация, необходимость сохранения профиля предприятия и его производственного потенциала, рентабельность предприятия, привлечение инвестиций. Названные критерии обусловили следующие основные способы приватизации - акционирование (с закрытой подпиской или продажей акций); продажа предприятий и имущества по коммерческому или инвестиционному конкурсу (на аукционе); выкуп арендованного имущества; банкротство. Чтобы добиться наибольшего результата надо отдать предприятие в руки умелых управляющих и суметь заинтересовать их в достижениях наилучших конечных результатов.

Основным принципом приватизации должен являться генеральный принцип всех реформ - не навреди!

На основе опыта приватизации в странах с рыночной экономикой и с экономикой переходного периода можно сформулировать ряд принципов:

· приватизация не должна являться догмой или капризом моды, государственная собственность необходима как дополнение к рыночному механизму;

· приватизации должны предшествовать реструктуризация и разрушение неоправданных монополий;

· изменения структуры собственности должны носить постепенный характер;

· обязательными условиями приватизации должны быть новые, инвестиции, совершенствование управления, сохранение определенного уровня занятости и социального обеспечения, формирование и поддержка средних слоев;

· приватизация должна проводится с учетом национальной безопасности;

· каждый шаг приватизации должен быть обоснованным, публичным и доступным народному контролю.

Приватизация является важнейшим инструментом институциональной политики, и ее осуществление ведет к формированию новой социально-экономической структуры народного хозяйства. Приватизация на самом деле сделала реформы необратимыми, поскольку здесь возврат затронул бы интересы миллионов людей. Возник искусственный инвестиционный спрос и определенная концентрация прав собственности.

1.2 Формы и способы приватизации

Понятие «приватизация» не всегда употребляется в одинаковом значении. Порой преобразование предприятий или сфер деятельности из государственных в частные называется приватизацией даже в том случае, если пакеты акций данных компаний продолжают оставаться полностью во владении государства. В более узком понимании приватизация имеет место лишь тогда, когда государство перестает быть основным собственником, а покупателями или владельцами долей выступают частные лица или предприятия с преобладающим частным капиталом. Имеются различные пути передачи прав собственности из рук государства в руки частных лиц. Выбор того или иного пути зависит от политических, экономических и социальных реалий, а также от приоритетов в каждой конкретной стране.

Формальная приватизация. Данная форма приватизации предполагает перевод государственного предприятия в частноправовую форму. Это может происходить в порядке общего или частного правопреемства. Формальная приватизация ничего не меняет ни в отношениях собственности, ни в капиталовооруженности предприятия, ни в доступе к техническим знаниям или управленческим ресурсам. В процессе проведения формальной приватизации задачи государства не определяются заново. Для реализации этих задач государство использует инструменты частного права. Здесь также можно говорить об организационной приватизации, при которой не происходит никаких существенных изменений в распределении задач между государством и частными лицами. В таких случаях формальная приватизация рассматривается как необходимый подготовительный этап для проведения материальной приватизации.

Реальная приватизация. О реальной приватизации говорят в том случае, когда государственное предприятие продается частным стратегическим инвестором. Подобная форма приватизации встречается, прежде всего, на муниципальном уровне и имеет четыре основные формы:

· продукция - услуги, производимые государственными предприятиями, заменяются продукцией - услугами других предприятий;

· при использовании так называемой «контрактной системы» частный продавец оказывает государственному органу определенные платные услуги, которые потребляются непосредственно населению;

· при использовании «концессионной модели» частное предприятие оказывает гражданам платные услуги;

· в случае использования «чековой системы» государство размещает финансируемые за счет налоговых поступлений чеки, которыми можно производить расчеты с любыми предприятиями - поставщиками.

Открытый и ограниченный тендер. С помощью этого в высшей степени открытого метода можно охватить широкий круг потенциальных инвесторов. При выборе инвестора цена не имеет первостепенного значения; важную роль могут играть и другие критерии. В отличие от массовой приватизации здесь может иметь место значительный приток капитала.

Аукцион. Целью этого метода является продажа предприятия по наивысшей цене. При этом не учитываются особенности или профиль инвесторов.

Прямая продажа. По стратегическим соображениям предпочтение отдается ведению переговоров непосредственно с отдельными инвесторами. Наиболее важную роль здесь играет правильное определение реальной стоимости предприятия.

Приватизация сопровождается рядом сопутствующих мероприятий, таких как разукрупнение, реструктуризация, оценка предприятий, поиск инвесторов, изменение антимонопольного законодательства и реализация мероприятий в социальной сфере.

Обычно процесс приватизации предприятия состоит из следующих этапов.

Предпродажный анализ и оценка предприятия.

· стратегический анализ и оценка предприятия;

· определение мероприятий по реструктуризации и разукрупнению предприятия;

· определение потребности в капитале, ноу-хау, технологиях, обучении;

· анализ потенциальных покупателей;

· определение методов продажи;

· определение критериев проведения тендера, поиска инвесторов, оценки поступающих предложений, которые должны обеспечить объективность и «прозрачность» соответствующих процедур;

· образование комиссии по оценке поступающих предложений;

Подготовка предприятия к продаже.

· реализация необходимых мероприятий по реструктуризации;

· разукрупнение;

· осуществление кадровых перестановок.

· проведение национальных или международных тендеров. Оценка предложений;

· рассмотрение всех поступивших предложений комиссией по проведению тендера;

· проведение переговоров с одной или несколькими заинтересованными сторонами.

Заключение договора.

· разработка текста стандартных договоров.


2. Практические аспекты приватизации

2.1 Цели приватизации.

Приватизация, как и любое экономическое явление, имеет множество трактовок своих целей и задач (как правило, они несколько противоречивы), и в зависимости от политической ситуации в стране на первый план выходят то одни, то другие цели. Попробуем отметить понимание задач приватизации в целом, и в России в частности.

Основные цели приватизации в переходной экономике должны быть следующими:

1. Экономическая (повышение эффективности функционирования хозяйства).

2. Фискальная (увеличение доходов государственного бюджета за счет продажи предприятий в частные руки).

3. Социальная (обеспечение социального мира).

4. Перераспределение экономических основ власти. Следует отметить, что реализация целей приватизации взаимопротиворечива.

Эксперты по-разному пишут о целях приватизации государственной собственности в России, но все они сходятся во мнении на том факте, что реформирование отношений собственности в соответствии с идеалами свободы и справедливости обеспечивает создание многоукладной экономики, в которой каждая из форм собственности и соответствующих им типов хозяйствования, секторов экономики занимает свою нишу в удовлетворении совокупных потребностей. В разумном и сбалансированном сочетании различных форм собственности, их здоровой конкуренции, как свидетельствует опыт развитых стран, - залог успешного функционирования экономики.

Учет данной закономерности трансформации мировой экономики, а также первых результатов реформирования национальной экономики убеждают в том, что:

· долю государственного сектора в структуре ВВП необходимо существенно сократить, при этом ответственность за производство большей части продукции и услуг и за принятие инвестиционных решений должна перейти от должностных лиц к частным предпринимателям;

· государственный контроль за естественными монополиями и стратегически важными отраслями экономики (энергетика, связь, транспорт, оборонный комплекс, часть банков) должен быть сохранен;

· необходимо провести инвентаризацию государственной собственности и усилить контроль за сохранностью государственного имущества;

· прозрачным и подотчетным должно стать управление государственной собственностью; ответственность за результаты хозяйственной деятельности лиц, уполномоченных управлять государственной собственностью, повысится;

· реструктуризация и модернизация государственных предприятий должна обеспечить их конкурентоспособность;

· с целью недопущения захвата государственного имущества монопольными структурами, сращивания бизнеса с государством и появления привилегированного сектора экономики, ее криминализации, необходимо изменить методы приватизации. Процесс приватизации должен быть максимально открытым, с детально разработанным правовым механизмом, поскольку только легальная приватизация способна противостоять коррупции и привести к позитивным экономическим и политическим результатам;

· должен быть усовершенствован правовой механизм банкротства и закрытия неперспективных предприятий. Нового собственника приватизированных государственных предприятий необходимо определять с учетом национальных интересов, обеспечив контроль и периодическое информирование общественности о ходе выполнения принятых им обязательств;

· должен быть создан правовой механизм деприватизации и передачи новому собственнику на выгодных государству и обществу условиях объектов, которые управляются неэффективно.

В результате этих мер государство, все в большей мере отказываясь от роли владельца, контролирующего производство, станет гарантом стабильной рыночной среды для предпринимательства, создаст правовое поле для эффективной частной экономической деятельности, будет содействовать выходу на рынок новых экономических субъектов и осуществлять регулирование экономики с помощью преимущественно экономических методов - денежно-кредитной, финансовой, налоговой, амортизационной политики.

Но всё же приватизация выполняла две основные функции. С одной стороны, она должна была стать элементом экономической реформы, ядром радикальных преобразований, а с другой, - инструментом государственного регулирования долговременного характера.

Также можно сказать о том, что каждый гражданин на начальном этапе приватизации в России по-разному понимал её цели: кто-то извлекал из этого собственную выгоду, «прибирая к рукам» огромное государственное имущество, а кто-то смотрел на это со стороны, удивляясь, как же быстро меняется время.


Долларов наличными. Ночью 1 марта после работы Листьев подъехал к своему дому. В темноте мрачного подъезда его караулил убийца. Прогремели выстрелы. 4.Приватизация прибылей Аэрофлота «Наш интерес здесь очевиден» « Приватизация в России проходит три этапа», – сказал Березовский в 1996 году. «На первом этапе приватизируется прибыль. На втором этапе приватизируется собственность. На третьем...

Еще на этапе «Перестройки», когда советская экономика вплотную подошла к необходимости постепенного перехода от единой государственной собственности к многообразию ее форм. 2.2 Необходимость и предпосылки приватизации в России Приватизация - процесс преобразования государственной или муниципальной собственности в частную. Частная собственность - ключевой институт рыночной экономики, ...

На средства производства в РФ путем приватизации государственных и муниципальных предприятий в целях создания эффективной социально-ориентированной рыночной экономики. 3. Особенности приватизации в России 3.1. Понятие приватизации в России Понятие приватизация государственных и муниципальных предприятий было дано в Законе РФ «О приватизации» от 3 июля 1991 г., где сказано, что « ...

...). Данное понимание приватизации, устраняя ряд юридических недостатков терминологии, все же требовало дополнительной детализации в специальном законодательстве. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества» существенно изменил понятие приватизации. Приватизация – это возмездное отчуждение государственного...

Билет № 17

Приватизация. Ее особенности в России.

Приватизация является одним из важнейших преобразований при переходе к рынку и представляет из себя особую систему экономических отношений, возникающих в связи с изменением формы собственности на средства производства: с «государственной» на «частную». Рассмотрение методологических основ разгосударствления и приватизации позволяет раскрыть экономическое содержание приватизации как системы отношений по изменению формы собственности на средства производства с государственной на частнуюи (в том числе индивидуальную, паевую, акционерную) под непосредственным воздействием государственных органов. Наиболее короткое определение приватизации формулируется как переход государственного имущества в частый сектор экономики. Связь понятия приватизации и разгосударствления заключатся в том, что приватизация является разгосударствлением собственности. Иногда эти процессы воспринимаются как возврат государственной собственности её истинным владельцам. Но до сих пор нет единого определения приватизации. В западных странах можно встретить множество определений, такие как:

1)переход прав собственности государства в пользу частных лиц (частного сектора) или смена государственной собственности на частную;

2)полная продажа государственных предприятий частным лицам;

3)продажа части активов;

4)передача функций государственной собственности частному сектору народного хозяйства с тем, чтобы распределение и взаимодействие ресурсов осуществлялось через рынок.

Несмотря на разнообразие определений можно выделить две основные модели приватизации: платная и бесплатная. Каждая из которых опирается на определенные доводы и аргументы.

Бесплатная приватизация. Основные доводы в её пользу сводятся к следующему: так как при государственной монополии каждый гражданин являлся совладельцем собственности, то его надо превратить из формального в реального собственника наделив его частью государственного имущества. Таким образом должны возникнуть стимулы к производительному труду, к экономии затрат и более рациональному использованию ограниченных ресурсов. Практически реализация связана с наделением всех граждан приватизационными чеками - ваучерами.

Платная приватизация. В этом случае государственная собственность подлежит продаже по различным схемам. Основная идея этого процесса продажа на аукционах за деньги. Предполагается, что предварительно предприятие акционируется, а затем его акции продаются на фондовом рынке. Её сторонники указывают, что только в этом случае появится эффективный собственник. Кроме того, она приводит к увеличению доходной части бюджета.

Основные цели приватизации в переходной экономике должны быть следующими:

1. Экономическая (повышение эффективности функционирования хозяйства).

2. Фискальная (увеличение доходов государственного бюджета за счет

продажи предприятий в частные руки).

3. Социальная (обеспечение социального мира).

4. Перераспределение экономических основ власти. Следует отметить, что реализация целей приватизации взаимопротиворечива.

На основе опыта приватизации в странах с рыночной экономикой и с экономикой переходного периода можно сформулировать ряд принципов:

1) приватизация не должна являться догмой или капризом моды, государственная собственность необходима как дополнение к рыночному механизму;

2) приватизации должны предшествовать реструктуризация и разрушение неоправданных монополий;

3) изменения структуры собственности должны носить постепенный характер;

4) обязательными условиями приватизации должны быть новые, инвестиции, совершенствование управления, сохранение определенного уровня занятости и социального обеспечения, формирование и поддержка средних слоев;

5) приватизация должна проводится с учетом национальной безопасности;

6) каждый шаг приватизации должен быть обоснованным, публичным и доступным народному контролю.

Переходя к вопросу о необходимости проведения приватизации в России, следует сказать следующее. Дело в том, что российская экономика долгое время находилась под влиянием административно-командной системы хозяйствования. Уже с конца 20-х годов мы тщательно пытались заменить ее чем-то более рациональным, не стихийным, «научно обоснованным». На деле же был создан неэффективный механизм хозяйствования. Достаточно сказать, что на его основе непроизводительные расходы и потери в народном хозяйстве страны оцениваются примерно в 38-40% валового общественного продукта страны. В сущности, мы ушли не вперед, а в сторону от магистрального пути цивилизации и зашли в тупик, из которого и пытаемся сейчас выбраться. Попыткой правительства выхода из сложившегося положения явилось создание рыночной экономики в России (хотя следует сказать, что путь к сбалансированной рыночной экономике длительный и противоречивый, как показывает иностранный опыт. Он включает также и переходный период). Для этого потребовалось создание условий формирования рынка, рыночной инфраструктуры. Эти условия следующие:

1) приватизация собственности; самостоятельность субъектов рынка;

2) система социальной поддержки населения; право субъектов самостоятельно

договариваться о цене: достаточное число производителей, формирующих

предложения товаров;

3) устойчивость рубля и денежного обращения; демонополизация хозяйственной

деятельности и хозяйственных связей;

4) система социальной поддержки населения; наличие конкуренции; независимое

судопроизводство, необходимая сеть учреждений Госарбитража;

5) право субъектов самостоятельно договариваться о цене;

6) развитие внешнеэкономических связей;

7) формирование у людей рыночных норма поведения.

В ходе приватизации в России государство, будучи практически главным инвестором и содержателем огромного числа убыточных и малорентабельных предприятий, отказалось от этого груза в условиях рыночной экономики, т.к при сохранении монопольного положения одного собственника (в данном случае государства) невозможно полноценное развитие рыночных отношений.

Таким образом, цель приватизации, как фундаментального элемента реформы в «переходной» экономике заключалась в обеспечении условий для нормального функционирования будущей рыночной системы. Именно в ходе процессов трансформации отношений собственности в масштабах страны возможно формирование новых мотиваций хозяйствующих субъектов и предпосылок для рационального изменения структуры производства как базовых условий повышения эффективности производства и роста национального дохода.

При этом важную роль при достижении целей приватизации играла программа оссийского правительства, определявшая очередность практических шагов иватизации:

1) преодоление монополии государства и создание условий гражданского общества и социально ориентированной рыночной экономики. Для этого нужны реальные субъекты рыночных отношений, которые смогут доказать свою жизнеспособность лишь эффективным ведением хозяйства на основе заинтересованности и ответственности;

2) преодоление бесхозяйственности, убыточности, дефицитов, в том числе и дефицита бюджета как одного из основных источников инфляции;

3) стимулирование инициативы собственников как источника самодвижения, саморазвития экономики;

4) изменение роли государства, ибо государство перестает быть монопольным собственником, но сохраняется как один из собственников; при этом государство берет на себя функции регулирования рынка в основном экономическими методами.

Итак, каковы же негативные итоги прошедшего этапа приватизации в России?

1. Разрыв между поставленными целями и реальными результатами: практически ни одна из поставленных целей приватизации не была достигнута.

2. Несовпадение становления комплекса рыночных механизмов и институтов, необходимых для создания сферы эффективного функционирования приватизированных предприятий, с темпами приватизации.

3. Не была проведена реальная оценка приватизированного имущества, в результате чего допущено его разбазаривание.

4. Формы и способы проведения приватизации не обеспечивали учета разнообразия конкретных условий, в которых находились приватизируемые предприятия, и превратили широкие слои населения в пассивных участников развивающихся процессов.