РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ В НАЧАЛЕ XXI В.
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ И ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ В 1990-Е ГОДЫ: ДОСТИЖЕНИЯ И ПРОБЛЕМЫ.
К концу 90-х годов произошли радикальные перемены в экономике и социальной структуре российской общества. В стране сложилось рыночное хозяйство, мало отличающееся от экономики среднеразвитых капиталистических государств. Однако данная социально-экономическая система имела ряд недостатков. Отсутствовала юридическая защита прав собственности и отечественных производителей. Не был разработан план социальной защиты населения. Не уменьшились размеры внешнего долга.
Производство находилось в депрессивном состоянии. Руководство страны обладало недостаточной компетентностью. Все это привело в августе 1998 г. к финансовому кризису. Кризис поразил все отрасли хозяйства. Потери банковской системы составила 100 - 150 млрд. руб.
Финансово-экономический кризис тяжело отразился на положении российского населения. Стали привычными задержки выплат заработной платы и пенсий. В 1999 г. насчитывалось 8,9 млн. безработных, что составляло 12,4% трудоспособного населения страны: за 1989 - 1999 гг. его численность сократилась на 2 млн. человек.
Только во второй половине 1999 г. были преодолены негативные последствия кризиса. Начался медленный подъем производства.
В политической жизни отчетливо проявился кризис власти. Падал авторитет Б.Н. Ельцина . Участились кадровые перестановки в правительстве, министерствах и ведомствах. С апреля 1998 г. по март 2000 г. на должности Председателя Правительства РФ сменились 5 человек: С.В. Кириенко, В.С. Черномырдин, Е.М. Примаков, С.В. Степашин, В.В. Путин. В апреле 2000г. главой правительства стал М.М. Касьянов. В 2004 г. его сменил Фрадков. Однако смена лидеров правительства не меняла положения в стране. По-прежнему не проводилась стратегия развития реформы в экономике и политике. В республиках и областях принимались законы, противоречащие федеральному законодательству.
В середине 1999 г. вновь обострилась обстановка в Чечне. Усилилось сепаратистское движение во главе с президентом Асланом Масхадовым. Участились террористические акты чеченских боевиков. Чечня стала центром международного терроризма. Все это стало причинами второй чеченской войны (август 1999 г.), гибелью А. Масхадова.
В декабре 1999 г. состоялись очередные выборы в Государственную Думу. В избирательной кампании приняли участие многие объединения и партии: «Наш дом - Россия», КПРФ, ЛДПР, «Яблоко». Проявились новые политические движения: «Отечество - вся Россия» (лидеры - Е.М. Примаков, Ю.М. Лужков), «Союз правых сил» (С.В. Кириенко, Б.Е. Немцов, И. Хакамада), «Единство» (С. Шойгу). В результате выборов в составе III Государственной Думы лидирующим фракциями стали «Единство» и КПРФ, а в IV Государственной Думе (декабрь 2003 г.) большинство принадлежит «Единой России».
31 декабря 1999 г. о своем досрочном уходе в отставку объявил первый Президент РФ Б.Н. Ельцин. Временно исполняющим президентские обязанности он назначил В.В. Путина На выборах 26 марта 2000 г. В.В. Путин был избран президентом РФ., а в 2004 г. Путин В.В. был переизбран на второй срок.
Третье тысячелетие Россия встретила с новым — моло-дым, пользующимся высоким доверием народа Президен-том — В. В. Путиным . В канун 2000 г. он опубликовал ста-тью «Россия на рубеже тысячелетий», в которой изложил свое видение задач и проблем, стоящих перед российским обще-ством: укрепление демократического, правового, дееспособ-ного федеративного государства; повышение эффективности социально-экономической политики; поддержка науки, об-разования, культуры, здравоохранения. В то же время трезво и жестко отмечалось, что страна «стоит перед лицом реальной опасности оказаться во втором, а то и в третьем эшелоне го-сударств в мире».
Первые шаги нового Президента прежде всего затронули политическую сферу. В мае 2000 г. Президент своим Указом № 849 «О полномочных представителях Президента Россий-ской Федерации в федеральных округах» в целях повышения эффективности органов власти и совершенствования систе-мы контроля за исполнением их решений разделил страну на семь округов. В каждый из них были назначены полити-ческие представители Президента. Они инициировали рабо-ту по отмене правовых актов субъектов РФ, противоречащих Конституции России.
Если до начала 2000 г. в Совете Феде-рации заседали непосредственно руководители субъектов Федерации: президенты, губернаторы и председатели законо-дательных (представительных) органов, то теперь законода-тельно было закреплено, что от субъектов Федерации делеги-руются в верхнюю палату российского парламента не первых лиц регионов, а их представителей. Это уменьшило вес и ав-торитет руководителей регионов, да и самого Совета Федерации. При этом роль Президента России, центральной власти еще более возросла. В августе 2000 г. был создан совещатель-ный орган при Президенте РФ, формируемый из представи-телей губернаторского корпуса, — Государственный совет, призванный давать стратегические рекомендации для разра-ботки новой законодательной базы.
В последние годы президентства Б. Н. Ельцина в рос-сийской бюрократии сформировались два клана. Они были представлены общественно-политическими объединениями «Единство» и «Отечество». В. В. Путин, сделав ставку на бю-рократию как единственную в стране организованную, спло-ченную, относительно дисциплинированную социальную группу, традиционно являвшуюся основной двигательной силой отечественного исторического процесса, добился ее консолидации. К парламентским выборам 2003 г. на основе двух общественно-политических объединений российского чиновничества была сформирована Всероссийская полити-ческая партия «Единая Россия». Она одержала убедительную победу на выборах 7 декабря 2003 г., набрав 37,5% голосов из-бирателей, значительно опередив своих соперников комму-нистов (12,6% голосов), жириновцев (11,5%) и представите-лей созданного Кремлем с целью раскола коммунистического электората блока «Родина» (9% голосов).
Выборы в Государственную Думу четвертого созыва по-казали кризис либерально-демократического направления общественно-политической жизни. Партии этого спектра — «Яблоко» и «Союз правых сил» — не прошли в Думу, набрав менее 5% голосов избирателей каждая. Кроме того, выявился сдвиг общественного сознания: все оппозиционные «Единой России» партии в IV Государственной Думе занимали нацио-налистические и лево-социалистические позиции.
Такая ситуация, когда стала явной неготовность россий-ского общества к усвоению демократических норм и прин-ципов, подтолкнула идеологическое окружение Президента к дальнейшему укреплению мягко авторитарного режима, что проявилось в разработке концепции управляемой или суве-ренной демократии.
В 2000-2003 гг. главе государства удалось сформировать устойчивое большинство в Государственной Думе на основе фракций «Единство», «Отечество — Вся Россия», «Народный депутат» и группы «Регионы России», что способствовало поддержке президентских законодательных инициатив. В 2004 г. при Президенте В. В. Путине изменилось за-конодательство об избрании глав регионов. Если раньше они избирались на всеобщих выборах, то теперь кандидату-ры на пост руководителей субъектов РФ стали предлагаться Президентом РФ, а решение о наделении их полномочиями стал принимать региональный законодательный орган. Та-ким образом, окрепла «вертикаль власти», страна стала более управляемой.
Важным составляющим элементом политических пре-образований В. В. Путина стало партийное строительство. В 2001 г. был принят Федеральный закон «О политических партиях», предусматривающий минимальную численность политической партии не менее 10 тыс. человек, что привело к сокращению числа зарегистрированных политических пар-тий в стране. В 2004 г. в этот Закон были внесены изменения, и минимальная численность политической партии возросла до 50 тыс. человек. Тогда же была введена пропорциональная система выборов в Государственную Думу (по партийным спискам) вместо прежней смешанной избирательной систе-мы (по партийным спискам и по одномандатным избира-тельным округам), а минимальный процент голосов, который должна была набрать политическая партия для допуска к рас-пределению мест в Государственной Думе («заградительный барьер»), был поднят с 5 до 7%.
Переход от смешанной избирательной системы к пропор-циональной преследовал цели упрочения демократии, рас-ширения представительства оппозиции в законодательных органах власти, усиления влияния партий на формирование демократической власти, роста конкуренции между ними, а следовательно, укрепления и улучшения качества россий-ской политической системы.
На состоявшихся 14 марта 2004 г. президентских выборах в первом туре с огромным отрывом от соперников победил действовавший Президент В. В. Путин.
К важнейшим социальным преобразованиям начала XXI в. следует отнести судебную, армейскую, пенсионную реформы, изменения в области образования и здравоохра-нения. Судебная реформа представляла собой комплекс мер, направленных на повышение авторитета и независимости третьей власти. С 1 июля 2002 г. в стране был введен в дей-ствие новый Уголовно-процессуальный кодекс РФ, заме-нивший устаревший и не отвечающий современным реалиям УПК РСФСР.
Новый УПК РФ обеспечивает участие защитника уже на первом этапе досудебных разбирательств. С мо-мента задержания человек может воспользоваться своим пра-вом на услуги адвоката, в том числе на безвозмездной основе. Правоохранительные органы должны получать разрешение суда для заключения под стражу, обыска, временного отстра-нения от должности, прослушивания телефонных разгово-ров. Судебная реформа 2002 г. укрепила независимость орга-нов юстиции, усилила бремя доказательств для прокуратуры и защиту прав обвиняемых.
Реформа армии опиралась на достаточно разработанную нормативно-правовую базу: Концепцию национальной без-опасности РФ, Военную доктрину РФ, Государственную про-грамму вооружений на 2001-2010 гг., Основы государствен-ной политики РФ по военному строительству и др. Основным нововведением реформы являлось изменение принципов комплектования личного состава и перевооружения войск современными видами вооружений. Произошло сокращение личного состава вооруженных сил до 1 млн чел. В 2002 г. был принят Федеральный закон «Об альтернативной гражданской службе». Срок службы солдат-срочников начиная с 2008 г. был сокращен с двух лет до одного года. Одним из приори-тетов реформы стал постепенный переход к профессиональ-ной армии, к формированию частей постоянной готовности. В целом реформа способствовала повышению обороноспо-собности страны.
Более последовательной и жесткой стала политика по от-ношению к чеченским сепаратистам. После заключения Хаса-вюртских соглашений Чечня фактически стала независимой. Оттуда были выведены российские войска, там не действо-вали российские органы власти. Это привело к образованию на территории республики мятежно-террористического ан-клава, находящегося под контролем полевых командиров — террористов. Здесь прекратились занятия в школах, выпла-та пенсий, практически было разрушено здравоохранение, практиковались похищение людей, работорговля, угон скота с соседних территорий.
Осенью 1999 г. с территории Чечни в Дагестан вторглись отряды исламских боевиков. В Москве, Буйнакске, Волго-донске ими были взорваны жилые дома. Российское пра-вительство ответило на это проведением в Чечне мощной контртеррористической операции. Она была поддержана подавляющим большинством населения страны и вызвала консолидацию основных политических сил. К 2001 г. масштабные военные действия были в основном прекращены. В Чечне начался процесс восстановления органов власти.
Указом Президента муфтий Чечни А. Кадыров был назначен главой местной администрации, а после его гибели в резуль-тате террористического акта республику возглавил его сын Рамзан Кадыров. Ему удалось в очень сложной обстановке в определенной мере удерживать ситуацию в республике под контролем. Боевики перешли к тактике партизанской войны и проведению террористических акций, направленных про-тив мирного населения (взятие заложников зрителей мю-зикла «Норд-Ост» в Москве в 2002 г., взрывы в московском метро, захват заложников в средней школе № 1 г. Беслана в Северной Осетии в 2004 г. и др.).
Необходимость начатой в 2002 г. по инициативе главы го-сударства пенсионной реформы возникла из-за ухудшения демографической ситуации в России. Реформирование пен-сионного обеспечения преследовало цель — переход от чисто распределительной системы к распределительно-накопи-тельной. Наряду с государственным обеспечением пенсион-ные средства пополнились обязательной накопительной ча-стью и индивидуальными добровольными взносами.
Осенью 2005 г. В. В. Путин в обращении к правительству, парламенту и руководителям регионов выдвинул программу приоритетных национальных проектов: здравоохранение, образование, жилье, сельское хозяйство. В 2005 г. был создан Совет по реализации этих проектов, который возглавил лич-но Президент, введена должность нового вице-премьера, от-вечающего за реализацию приоритетных национальных про-ектов.
Наиболее заметным мероприятием в области экономи-ки стало установление «плоской» шкалы налогообложения. Если раньше уровень налогообложения повышался с ростом доходов, то теперь для всех, независимо от получаемых дохо-дов, была установлена единая ставка уплаты налогов — 13%. Кроме того, был введен единый социальный налог, отменен ряд налоговых льгот. Подобная мера преследовала цель рас-ширения налогооблагаемой базы, привлечения инвестиций в экономику, легализации ее теневой части, ужесточения налоговой дисциплины. Эту же задачу ставил Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии лега-лизации (отмыванию) доходов, полученных преступным пу-тем, финансированию терроризма», на основе которого был создан орган финансовой разведки — Комитет по финансо-вому моторингу.
В 2001 г. были приняты новые Земельный и Трудовой ко-дексы, обеспечивающие проведение реформ в области аграр-ных, трудовых отношений. Серьезная борьба в Государствен-ной Думе развернулась вокруг правительственных инициатив, направленных на реформирование транспорта, энергетики, жилищно-коммунального хозяйства, законопроектов, каса-ющихся малого бизнеса, продолжения земельной реформы.
К 2003 г. было восстановлено доверие населения к банков-скому сектору, подорванное кризисом 1998 г. Объем вкладов стал увеличиваться, обозначился рост реальных доходов на-селения.
Одним из приоритетов В. В. Путина явилось «равно-удаление олигархов» от социально-экономических и поли-тических привилегий. Ряду из них были инкриминированы многочисленные уголовные преступления. В результате этих кампаний произошли отстранение таких наиболее одиозных фигур, как Березовский, Гусинский, Ходорковский, от поли-тической деятельности, перераспределение их собственно-сти, была предпринята попытка создать равные правила для всех участников хозяйственной деятельности, повысить со-циальную ответственность крупного бизнеса.
В начале XXI в. руководством страны не раз высказывалась озабоченность развитием страны преимущественно за счет сырьевой составляющей. Попыткой преодоления «сырьевого крена» экономики явилось создание государственных корпо-раций: авиационной, судостроительной, «Роснано», «Ростех-нология», «Росатом» и др. Они преследовали цель техноло-гического обновления экономики на основе концентрации частного и государственного капитала в наиболее наукоемких отраслях.
В феврале 2008 г. на заседании Госсовета В. В. Путин оз-вучил амбициозную программу социально-экономического развития страны. Она получила название «План Путина». По нему к 2020 г. Россия должна войти в пятерку ведущих экономик мира, для чего ей необходимо добиться четырех-кратного роста производительности труда. Средние доходы россиян должны возрасти до 30 тыс. долларов в год, средняя продолжительность жизни увеличиться до 75 лет. Программа предусматривает проведение реформы здравоохранения, мо-дернизацию пенсионной системы, развитие инфраструктуры экономики, обеспечение рациональной интеграции России в систему мировой торговли.
Ужесточение финансовой политики, благоприятная ситу-ация на мировом рынке нефти, сложившиеся в 90-е гг. и за-работавшие рыночные механизмы позволили погасить долги по заработной плате, пенсиям, улучшить материальную обес-печенность населения.
Подводя итоги президентства В. В. Путина в 2000-2008 гг., следует отметить, что социально-экономическое развитие было успешным. По данным Международного валютного фонда (МФВ), объем валового внутреннего продукта (ВВП) России в текущих ценах вырос более чем в 6 раз — со 196 млрд долл. (23 место в мире) в 1999 г. до 1290 млрд долл. — в 2007 г. (11 место в мире). Россия вышла на первое место по добыче нефти и газа. Объем продукции сельского хозяйства вырос более чем в 3 раза. Объем жилищного строительства почти удвоился. Экспорт вырос почти в 5 раз. Бюджет увеличил-ся в 10 раз и стал профицитным. Золотовалютные резервы выросли более чем в 40 раз. Государственный внешний долг снизился более чем в 3 раза — с 158,4 до 44,1 млрд долл.
В 1999-2007 гг. средняя месячная зарплата выросла почти в 9 раз. Средний размер пенсий увеличился в 7 раз при инфля-ции, возросшей в 2000-2007 гг. в 2,5 раза.
В то же время страна сталкивалась с трудностями и про-блемами. Продолжалось падение численности населения России. Чиновный аппарат вырос в 1,5 раза. Увеличилась доля нефтегазового сектора в экономике страны. Серьезного перелома в сторону инновационного пути развития не про-изошло. Огромной проблемой, сдерживающей социально-экономическое развитие, оставалась коррупция. Несмотря на 8-летний экономический рост, инфраструктура России находилась в тяжелом положении, крайне низким оставался уровень инвестиций.
В 2000 г. Министерство экономического развития и торговли подготовило обширный документ - «Основные направления социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу», который определил стратегические приоритеты экономической политики государства на период до 2010 г. С первых дней нового тысячелетия внимание президента и правительства, руководимого в период первого президентского срока В. В. Путина премьер-министром М. М. Касьяновым, было сосредоточено на решении серии безотлагательных вопросов.
Уже вскоре после избрания президент провозгласил необходимость «равноудаления олигархов» от власти, т.е. ликвидации необоснованных привилегий и, следовательно, доходов, которые имели некоторые предприниматели за счет «особых» отношений с чиновничеством и политиками. К этой теме общественное внимание было привлечено в 2003 г. при расследовании так называемого «дела ЮКОСА», когда были усилены многие акценты, касавшиеся ответственности крупного бизнеса перед государством и обществом. Власть стремилась создавать равные «правила игры» для всех участников хозяйственной деятельности. Закон РФ «О противодействии отмыванию преступных доходов». Для реализации этой задачи в ноябре 2001 г. при Минфине был учрежден новый орган - Комитет по финансовому мониторингу. Россия вступила в сообщество международных финансовых разведок.
Улучшению делового климата способствовало принятие в конце 2000 г. новых Налогового и Таможенного кодексов, а также добавлений в Гражданский кодекс РФ. Шкала налогов снижена с 30 до 13% и стала самой низкой в Европе, что создало предпосылки для выхода многих секторов экономики из «тени». Уменьшены таможенные ввозные пошлины. Эти меры уже привели к заметному пополнению казны за счет налогов и таможенных сборов в 2001 г. Но обсуждаются и пути дальнейшей оптимизации налоговой системы.
В 2000-2003 гг. сделаны важные шаги к углублению рыночных преобразований в секторах, которые называют «естественными монополиями». Уже осуществленные и намечаемые преобразования в управлении нефтяной, газовой индустрией, электроэнергетикой, в системе железнодорожного транспорта и сфере жилищно-коммунального хозяйства направлены на создание конкурентной среды, привлечение инвестиций, что должно привести к качественному улучшению положения в этих областях. Многие министры экономического блока правительства исходили из того, что государственное управление неэффективно «по определению» и потому государство должно оставить в своей собственности лишь те объекты, которые необходимы для реализации его функций. На этой основе проводилась дальнейшая приватизация государственных предприятий, которая постепенно охватывала новые отрасли.
Огромное экономическое, а также политическое значение имело принятие Думой в сентябре 2001 г. нового Земельного кодекса, закрепившего право собственности на землю и определившего механизм ее купли-продажи. Документ не затрагивал лишь земли сельскохозяйственного назначения. Однако уже в июне 2002-го парламент одобрил закон «Об обороте земель сельхозназначения», который санкционировал куплю-продажу и этой категории угодий. Принятый акт сравнивали по значению с реформой Александра II. На улучшение ситуации в аграрной сфере направлено льготное кредитование аграрных предприятий, увеличение поставок техники, некоторые протекционистские меры.
В 2000-2004 гг. руководство страны не раз высказывало озабоченность по поводу «сырьевого крена» в развитии российской промышленности. В качестве стратегической поставлена задача добиться прогресса в отраслях, базирующихся на современных технологиях и производящих наукоемкую продукцию. Указывалось на необходимость обеспечить прорыв на тех направлениях, где российская наука соответствует мировому уровню.
В этой связи государство стало уделять больше внимания оборонно-промышленному комплексу (ОПК), в котором традиционно сосредоточен колоссальный высокоинтеллектуальный потенциал. Расширение финансирования и начавшиеся в ОПК. преобразования направлены на решение проблем как военного, так и гражданского характера.
Новые инициативы экономической политики уже дали положительный эффект. В течение трех последних лет государственный бюджет сводился с профицитом. Это дало возможность поставить вопрос о подготовке перехода страны к устойчивому и более динамичному экономическому развитию.
Позитивные перемены в народном хозяйстве позволили значительно усилить социальную направленность проводимой политики. Уже к концу 2000-го удалось погасить большую часть многомесячной задолженности по зарплате, пособиям и пенсиям. В 2001-2004 гг. несколько раз повышалась зарплата различным категориям работников бюджетной сферы, увеличены пенсии. Постепенно стали расти реальные доходы граждан. Появлялись новые рабочие места, что только в 2001 г. привело к сокращению числа безработных на 700 тыс. человек. Приняты новый Трудовой кодекс, пакет законов по пенсионной реформе. На перспективы социального развития благотворное влияние оказывает увеличение ассигнований на поддержку учреждений науки, культуры и образования. Особое внимание правительство уделяет модернизации средней и высшей школы.
В начало XXI века наша страна вступила с непростым экономическим наследием, которое усугублялось острыми социальными и политическими противоречиями, падением престижа страны на мировой арене. В этой ситуации новому руководству предстояло выбрать оптимальный путь социально-экономического и политического развития. Многие эксперты отмечают, что эволюционный, достаточно консервативный поначалу путь, выбранный Президентом В.В. Путиным, фактически был безальтернативным: в сложившихся условиях Россия могла поступательно двигаться вперед только в рамках очень узкого коридора, и всякое отклонение от этого пути вело бы к социальным потрясениям и разрушительным для общества последствиям. Последовательная реализация этого эволюционного курса позволила за несколько лет решить две важнейших задачи: во-первых, вывести Россию из глубин социально-экономического кризиса; во-вторых - обеспечить политическую стабильность.
О реальных успехах социально-экономического развития за последние семь лет говорят следующие факты:
Преодолен спад производства, наблюдается его устойчивый рост.
С 2000 г. ВВП имеет устойчивый ежегодный прирост.
Расходы федерального бюджета на решение значимых для общества задач выросли.
Россия прочно заняла место в десятке крупнейших национальных экономик мира. В 90-е годы это положение было под угрозой, уступая по объему ВВП в 5 раз Китаю и в 10 раз США, Россия имела все шансы его утратить.
Россия практически полностью рассчиталась по внешним долгам.
Наметился рост инвестиций в экономику. Значительная часть инвестиций в самые последние годы стала направляться в несырьевой сектор экономики: машиностроение, перерабатывающую промышленность, сферу услуг.
Начиная с 2001 г., доходы населения стали увеличиваться быстрее, чем стоимость жизни.
В основу успешного экономического развития легла доктрина, сочетающая идеи рыночного хозяйства и эффективного государственного регулирования. Она была сопряжена со структурными преобразованиями. Было создано несколько крупных компаний с большими капиталами, которые могли служить "локомотивами" российской экономики и обладали конкурентоспособностью в рамках глобальной мировой экономики (примерами могут служить компании "Роснефть" или "Газпром"). Государство выступило инициатором слияний в ряде других отраслей - в оборонной, автомобильной промышленности. Одновременно это позволило усилить государственное присутствие в стратегических отраслях. В то же время с первых лет нахождения у власти В.В. Путина стали предприниматься меры борьбы против некоторых олигархов, стремившихся оказывать недопустимое давление на проведение государственной политики.
Характеризуя состояние экономики России в начале XXI века, нельзя не отметить присущих ей противоречивых черт. С одной стороны, можно говорить о ряде особенностей, сближающих Россию со слаборазвитыми странами:
Экономическое производство и экспорт России носят преимущественно сырьевой характер. Экономические успехи последних лет были достигнуты нашей страной во многом за счет благоприятной конъюнктуры мировых цен на нефть и газ. Уникальные топливно-энергетические ресурсы делают ее одним из ключевых игроков на геополитической арене. Однако ставка на сырьевой экспорт ставит развитие страны в жесткую зависимость от скачков мировых цен на энергоносители. Развития сырьевого сектора недостаточно, чтобы Россия встала в один ряд со странами "большой восьмерки", бурно развивающимися Китаем и Индией, олицетворяющими передовые рубежи современной экономики. Для этого необходима диверсификация экономики.
Показатели качества и продолжительности жизни в России пока еще несопоставимы с уровнем высокоразвитых государств. По величине ВВП на душу населения (885 $) Россия в 2005 г. занимала примерно 40-е место в мире, следуя в этом рейтинге за такими странами, как ЮАР и Чили, и незначительно опережая Мексику.
Одна из острейших проблем России - резкое расслоение общества по уровню доходов и качеству жизни. Прообраз среднего слоя в России не превышает 20-25% населения, причем разрыв в доходах богатой верхушки и основной массы общества, несмотря на общий рост реальных доходов населения, не проявляет тенденции к сокращению.
В начало XXI века Россия вступила страной с криминализованной экономикой и высоким уровнем коррупции.
С другой стороны, экономика России обладает рядом черт, характерных для высокоразвитых государств:
Существуют высокотехнологичные отрасли промышленности, работавшие в прошлом в основном на оборону.
Сохранилась высококвалифицированная рабочая сила.
Относительно высок уровень науки, специального и общего образования.
В России создается ряд высоких технологий и передовых разработок, конкурентоспособных и востребованных на мировом рынке.
Таким образом, у нашей страны, несмотря на значительные потери 1990-х гг., имеется значительный потенциал для реализации инновационного пути развития.
Благодаря результатам, достигнутым начиная с 2000 года, возможности маневрирования, тот "коридор", в котором реально может развиваться Россия, сегодня заметно расширились. Появилась возможность выстраивать стратегические планы, не связанные жесткой необходимостью использования всех ресурсов для срочного решения самых острых и злободневных проблем. Такого рода стратегический план содержался в ежегодном Послании Президента Федеральному Собранию, с которым он выступил 26 апреля 2007 года. Оно вобрало в себя в концентрированном виде ключевые моменты, которые высказывались в предыдущих Посланиях и дополнило их рядом новых положений. В нем содержится трезвая оценка нынешнего положения России со всеми его плюсами и минусами. С другой стороны, ключевые идеи Послания фактически превратились в директивы, которые активно воплощаются на практике.
Стратегия социально-экономического развития нынешнего руководства России направлена, прежде всего, на обеспечение конкурентоспособности страны, укрепление ее позиций на мировой арене. Для финансирования проектов, прямо связанных с повышением конкурентоспособности, создан Банк развития.
Изменение характера экономических задач, стоящих перед государством, привело к изменению функций Стабилизационного фонда. Его основной источник доходов - нефтегазовые доходы
Средства этого фонда должны идти на широкомасштабное повышение качества жизни людей и на развитие экономики, в конечном счете создающие условия для улучшения благосостояния нынешних и будущих поколений. В частности, речь идет о софинансировании добровольных пенсионных накоплений и покрытии дефицита пенсионной системы, о создании условий для более эффективного использования природных ресурсов, устранении инфраструктурных ограничений в экономике, о модернизации и развитии высокотехнологичных производств.
В качестве важнейшей цели совершенствования экономики сегодня рассматривается создание инновационной экономики. В современном постиндустриальном обществе именно этот путь определяет основной вектор движения передовых стран. Переход к инновационной модели развития должен быть достаточно динамичным - иначе Россия останется за порогом той группы стран, которые сегодня достигли показателей постиндустриального общества или вплотную приблизились к нему. В то же время общеэкономический рост не должен болезненным образом сказываться на социальном положении населения или отдельных его групп. Напротив, в качестве важнейшей задачи рассматривается использование результатов экономического развития для обеспечения нового, более высокого качества жизни людей.
Система хозяйствования, унаследованная современной Россией, в целом маловосприимчива к инновациям в сфере научно-технического прогресса и управления. Поэтому актуальным является создание национальной инновационной системы, подобной тем, которые существуют в США, Японии, странах Западной Европы.
Усилия государства в данном направлении включают в себя несколько составляющих. Во-первых, это пятилетняя программа поддержки фундаментальных исследований на 2008-2012 гг. Значение поддержки фундаментальной науки в современных условиях огромно, поскольку открытия в этой сфере сегодня очень быстро находят практическое применение в экономике.
Второе направление поддержки - принятие и финансирование специальных целевых программ, связанных с государственным заказом на прикладные исследования и разработки. Распределение госзаказов в рамках этих программ происходит на конкурсной основе, по итогам которых договора заключаются с конкретными научными коллективами и организациями.
Особым приоритетным направлением является проведение исследований в области нанотехнологий и разработка стратегии развития наноиндустрии.
Не менее важное направление совершенствования инфраструктуры связано с созданием эффективной транспортной сети. Из-за плохого состояния дорог Россия несет прямые потери в размере 3% ВВП, а мобильность населения у нас в 2,5 раза ниже, чем в развитых странах. Ныне принята Программа развития дорожной сети до 2015 года. Ее главные приоритеты - строительство высококачественных федеральных трасс, реконструкция дорог, являющихся международными транспортными коридорами в Европейской части России, а также обеспечивающих использование экономического потенциала Сибири и дальнего Востока. Для крупных городов все более угрожающей по своим экономическим последствиям проблемой становятся транспортные пробки. Поэтому выделяются крупные средства на развитие улично-дорожной сети.
Россия - страна, исключительно богатая природными ресурсами, в первую очередь - нефтью и газом. Но используются, с точки зрения современных условий, неэффективно. Однако продажа сырой нефти приносит значительно меньший доход, чем продуктов ее глубокой переработки. А в этой сфере Россия существенно отстает.
При добыче нефти в России сжигается огромное количество попутного газа, в то время как во многих странах мира этот газ успешно используется. Это лишь один из примеров расточительного использования природных ресурсов. Для борьбы с ними намечено увеличить экологические штрафы, создать систему учета, ужесточить выдачу лицензий на использование недр.
Предпринимаются меры для изменения положения в лесной и деревообрабатывающей отрасли. За счет поэтапного повышения пошлин на экспорт леса за пределы страны должны быть созданы условия для организации его переработки внутри страны и экспорта уже готовой продукции. Этой же цели способствует снижение пошлин на ввоз в страну технологического оборудования для деревообрабатывающих предприятий.
Серьезные усилия направлены на то, чтобы навести порядок в рыбной отрасли: сократить незаконный лов рыбы, контрабанду рыбы и икры за границу.
Важная роль в экономическом развитии страны отводится поддержке малого и среднего предпринимательства. Важнейшим ресурсом экономического развития в современном мире выступает человеческий капитал. Человеческий капитал - это совокупность образовательного, культурного, научного потенциала нации, воплощенного в конкретных людях. В современных условиях качество и количество интеллектуальной элиты, способной генерировать новые идеи, наличие высококвалифицированного персонала, привыкшего к производству сложных, подчас уникальных образцов продукции и услуг, во многом определяют прогресс экономики.
Для развития и эффективного использования человеческого капитала необходимо, прежде всего, повышение качества жизни людей во всех ее проявлениях. Понятие "качество жизни" включает в себя уровень реальных доходов населения (зарплат, пенсий), качество и доступность жилья, услуг системы здравоохранения и образования, уровень безопасности и правовой защищенности граждан, эффективность системы социальных услуг, благоприятную экологическую среду.
С 2005 года началась реализация приоритетных национальных проектов. Их главная цель - инвестиции в человеческий капитал, в повышение качества жизни. Целый ряд программ в рамках национальных проектов стал фактически совместными программами федерального правительства, региональных и местных властей.
В рамках приоритетного национального проекта "Здоровье" многие медицинские учреждения получили современное диагностическое оборудование, санитарный транспорт. Сократилась смертность. Однако динамика качества услуг здравоохранения, по оценкам правительства и общества, недостаточна.
Позитивные результаты дает нацпроект по демографической политике - зафиксировано повышение рождаемости. Указом Президента от 9 октября 2007 года утверждена концепция демографического развития до 2025 года, которая предполагает очень существенное сокращение уровня смертности и увеличение суммарного показателя рождаемости в 1,5 раза.
В проекте "Образование" главным стало стимулирование лучших учителей и школ, внедряющих инновационные программы, а также информатизация и развитие материально-технической базы школ. Значительно расширились масштабы поддержки инновационных вузов и впервые осуществлена поддержка субъектов РФ, внедряющих комплексные проекты модернизации образования.
Национальный проект "Развитие АПК" показал наличие потенциала для развития аграрного производства.
Проект "Доступное и комфортное жилье" направлен на создание условий, облегчающих приобретение гражданами жилья.
Усилия по повышению качества жизни не ограничиваются рамками приоритетных национальных проектов.
России приходится искать пути интеграции своей экономики в мировую систему хозяйствования. Главное при этом - определение статуса, места своей экономики в современном мире и выработка на этой основе соответствующей линии поведения. В связи с этим существенное значение имеет реальная оценка сильных и слабых сторон экономического и геополитического положения России. Следует отметить, что России предстоит развиваться в весьма специфических условиях, которые не обеспечивают ей режим наибольшего благоприятствования. Новый мировой порядок уже сформирован, и это заставляет страны действовать по единым унифицированным процедурам, и Россия не в силах его изменить. Тем не менее сегодняшняя Россия обладает такими преимуществами, которые не только позволяют ей достаточно успешно войти в развивающееся мировое разделение труда, но и попытаться обернуть конкуренцию в свою пользу.
В ходе поступательного экономического развития возникли определенные условия. Первое условие можно назвать технологический прогресс, обеспечивающий прорыв в сфере коммуникаций и транспортных связей, позволивших связать мировое хозяйство в единое целое. Второе условие - либерализация мировой торговли, ограничивающая национальную протекционистскую политику государств, сделавшая мировой рынок более свободным для транснациональных корпораций. Третье условие - появление возможностей для глобализации производственного процесса, пространственного разобщения технологии производства одного товара в различных частях мира. Появилась возможность производить и собирать продукцию в различных странах. Сегодня старый тип производства, замкнутый в рамках национальных государств, окончательно вытесняется.
Также экономический рост и его факторы отражают функционирование национальной экономики в целом. Сегодня в большинстве стран преобладает смешанная экономика, где государственному сектору принадлежит важная роль. В смешанной экономике роль государства возрастает. Сегодня государство - необходимый фактор обеспечения социальной стабильности, национальной безопасности, обеспечения конкурентоспособности экономики, научно-технического развития страны. В современных условиях государство является важнейшим фактором координации становления всех структур современной развитой индустриальной экономики.
Решающим фактором конкурентоспособности национальной экономики является наличие условий, предпосылок, возможностей осуществления нововведений и внедрения новых технологий. Именно в этой области будут осуществляться необходимые кооперация и координация усилий правительства, бизнеса, научных, академических центров и университетов.
Перспективы России не безнадежны, если будет обеспечена большая степень координации внутри страны. Ресурсы и предпосылки к этому в России есть. Необходимы реальные целенаправленные усилия.
Процесс реформирования Российской экономики оказался очень длительным и еще далеко не завершен. Но, пройдя наиболее тяжелый этап реформ, современная Россия сумела сохранить положение в группе ведущих экономически развитых стран мира.
Российская экономика ХХI в. нуждается в защите и поддержке со стороны государства. Назрела необходимость резкого оживления внутреннего производителя, подъема инвестиционной активности, а главное - окончательного закрепления рыночных приоритетов в сознании масс и в институциональных формах современной экономики.
Главная задача современной России - найти новое качество экономического роста, сформировать экономику, которая будет опираться на максимальную реализацию человеческого потенциала. Сегодня Россия имеет уникальный исторический шанс занять достойное положение в современном глобальном обществе мировых цивилизаций
31 января 1999 г. Президент РФ Б. Н. Ель-цин во время новогоднего Обращения к гражданам России объявил о своей отставке. Обязанности президента, в соответствие с Конститу-цией, возлагались на Председателя Правительства В. В. Путина, а но-вые президентские выборы назначались на май 2000 г.
Началась интенсивная работа по совершен-ствованию всех общественных структур. 2000 г. Россия приобрела ряд призна-ков, присущих «не федеративному, а децентрализованному», конфе-деративному государству. Ослабление Центра не позволяло ему про-водить в регионах России эффективный социально-политический и экономический курс. Поэтому насущной стала задача укрепления ста-рой и создание новой «вертикали власти». С этой целью уже в мае 2000 г. Указом Президента РФ на территории России создано семь федеральных округов: Северо-Западный, Центральный, Приволжский, Южный, Уральский, Сибирский, Дальневосточный. Они не были ни новыми административными единицами, ни тем более субъектами Федерации. Их возглавили полномочные представители президента, на которых возлагалась обязанность координировать деятельность ме-стных органов власти на основе общероссийского законодательства, добиться неукоснительного исполнения Конституции России всеми субъектами Федерации. Развернулась большая работа по приведению региональных правовых актов (конституций, законов, указов) в соответствие с общефедеральными нормами.
На повышение эффективности государственного управления была направлена и реформа верхней палаты Федерального Собрания России - Совета Федерации, в который входили главы исполнительной власти (президенты, губернаторы) и законодательных собраний субъек-тов Федерации. В 2000 г. места руководителей республик, краев и обла-стей стали постепенно занимать их представители, которые теперь работали в Совете Федерации на постоянной основе. Бывшие члены Совета Федерации вошли в состав созданного Государственного сове-та - нового совещательного органа при Президенте РФ.
В 2000-2003 гг. изменились отношения между Государственной Думой и органами высшей исполнительной власти. Удалось преодо-леть характерную для ельцинской эпохи конфликтность между парла-ментом и президентом. В Думе сформировалось устойчивое пропрези-дентское большинство, стоящее на центристских позициях. В 2000 г. его составляли фракции «Единство», «Отечество - вся Россия», «На-родный депутат» и группа «Регионы России», которые вместе распо-лагали 235 мандатами. Это позволяло президенту проводить более ак-тивную политику, опираясь на поддержку законодателей.
Дан был новый импульс реформе Российской армии. В соответствии с «Планом строительства Вооруженных сил РФ» (январь 2001) предус-матривался рост их финансирования при сокращении личного состава; запланировано оснащение войск современной и перспективной боевой техникой. К 2010 г. предполагается перейти преимущественно на кон-трактную основу комплектования армии. В процессе экспериментов 2001- 2004 гг. отрабатывались элементы этой программы. В июне 2002 г. был принят закон «Об альтернативной гражданской службе».
Произошли значительные структурные изменения в системе орга-нов государственной безопасности. В 2003 г. Федеральной службе безо-пасности возвращены Федеральная погранслужба (ФПС) и Федераль-ное агентство правительственной связи (ФАПСИ). Расформирована Федеральная служба налоговой полиции (ФСНП), налогово-фискальные функции которой переданы в МВД.
Активизировалась работа по совершенствованию организацион-ных и правовых основ деятельности других звеньев государственного аппарата. Модернизируется судебно-правовая система: в 2002 г. при-няты новые акты, регулирующие деятельность суда и адвокатуры, интенсивно вносились поправки в действующие кодексы. В 2003 г. под-готовлены акты, определяющие основные параметры административ-ной реформы, призванной четко определить перечень полномочий различных уровней власти и обеспечить их необходимыми финансо-выми источниками.
Широкая поддержка антитер-рористической операции федеральных сил в Дагестане и Чечне осе-нью 1999 г. отразила стремление россиян к избавлению от беспредела, обеспечению безопасности, наведению порядка, утверждению стабильности в обществе. Вновь избранный президент придавал большое значение преодолению разобщенности, достижению национального согласия, развитию структур гражданского общества в России.
После долгих лет острых дискуссий в декабре 2000-го по предло-жению президента Дума утвердила государственные символы России. Ими стали: герб в виде двуглавого орла и трехцветный флаг; за Воору-женными силами сохранялись красные знамена советской эпохи; в качестве музыкального символа был возвращен созданный в годы Великой Отечественной войны гимн А. В. Александрова с новыми сло-вами того же автора - С. В. Михалкова. Такое сочетание элементов символики имеет целью объединить различные эпохи истории Рос-сии, примирить сторонников различных политических настроений, продемонстрировать преемственность и новизну в развитии страны.
Весной 2001 г. Госдума приняла новый закон о политических парти-ях. Его идея состояла в том, чтобы партии были не узкими регио-нальными объединениями, а являлись выразителями интересов граж-дан в государственном масштабе. Поэтому все существующие долж-ны в течение двух лет пройти перерегистрацию, чтобы доказать свое право выступать от имени граждан в качестве общефедеральных объе-динений.
В 2000-2004 гг. большое внимание в публичной политике уделя-лось укреплению института президента, который рассматривался не только как высшее должностное лицо, но и один из сплачивающих общество личностных символов. Президент и правитель-ство налаживали конструктивный диалог с организациями, отражаю-щими интересы различных корпоративных и других структур.
Уже вскоре после избрания президент провозгласил необходимость «равноудаления олигархов» от власти, т.е. ликвидации необоснован-ных привилегий и, следовательно, доходов, которые имели некото-рые предприниматели за счет «особых» отношений с чиновничеством и политиками. Власть стремилась создавать равные «правила игры» для всех участников хозяйственной деятель-ности.
Улучшению делового климата способствовало принятие в конце 2000 г. новых Налогового и Таможенного кодексов, а также добавле-ний в Гражданский кодекс РФ. Шкала налогов снижена с 30 до 13% и стала самой низкой в Европе, что создало предпосылки для выхода многих секторов экономики из «тени». Уменьшены таможенные ввоз-ные пошлины. Эти меры уже привели к заметному пополнению казны за счет налогов и таможенных сборов в 2001 г. Но обсуждаются и пути дальнейшей оптимизации налоговой системы.
В 2000-2003 гг. сделаны важные шаги к углублению рыночных преобразований в секторах, которые называют «естественными мо-нополиями». Уже осуществленные и намечаемые преобразования в управлении нефтяной, газовой индустрией, электроэнергетикой, в системе железнодорожного транспорта и сфере жилищно-коммуналь-ного хозяйства направлены на создание конкурентной среды, при-влечение инвестиций, что должно привести к качественному улучше-нию положения в этих областях. Многие министры экономического блока правительства исходили из того, что государственное управле-ние неэффективно «по определению» и потому государство должно оставить в своей собственности лишь те объекты, которые необходи-мы для реализации его функций. На этой основе проводилась даль-нейшая приватизация государственных предприятий, которая посте-пенно охватывала новые отрасли.
Огромное экономическое, а также политическое значение имело принятие Думой в сентябре 2001 г. нового Земельного кодекса, закре-пившего право собственности на землю и определившего механизм ее купли-продажи. Документ не затрагивал лишь земли сельскохозяй-ственного назначения. Однако уже в июне 2002-го парламент одобрил закон «Об обороте земель сельхозназначения», который санкциони-ровал куплю-продажу и этой категории угодий. Принятый акт срав-нивали по значению с реформой Александра II. На улучшение ситуа-ции в аграрной сфере направлено льготное кредитование аграрных предприятий, увеличение поставок техники, некоторые протекцио-нистские меры.
В 2000-2004 гг. руководство страны не раз высказывало озабочен-ность по поводу «сырьевого крена» в развитии российской промыш-ленности. В качестве стратегической поставлена задача добиться про-гресса в отраслях, базирующихся на современных технологиях и про-изводящих наукоемкую продукцию. Указывалось на необходимость обеспечить прорыв на тех направлениях, где российская наука соответствует мировому уровню.
В этой связи государство стало уделять больше внимания оборон-но-промышленному комплексу (ОГЖ), в котором традиционно со-средоточен колоссальный высокоинтеллектуальный потенциал. Рас-ширение финансирования и начавшиеся в ОГЖ преобразования на-правлены на решение проблем как военного, так и гражданского характера.
Новые инициативы экономической политики уже дали положи-тельный эффект. В течение трех последних лет государственный бюд-жет сводился с профицитом. Это дало возможность поставить вопрос о подготовке перехода страны к устойчивому и более динамичному экономическому развитию.
Позитивные перемены в народном хозяйстве позволили значи-тельно усилить социальную направленность проводимой политики. Уже к концу 2000-го удалось погасить большую часть многомесячной за-долженности по зарплате, пособиям и пенсиям. В 2001-2004 гг. не-сколько раз повышалась зарплата различным категориям работников бюджетной сферы, увеличены пенсии. Постепенно стали расти реаль-ные доходы граждан. Появлялись новые рабочие места, что только в 2001 г. привело к сокращению числа безработных на 700 тыс. человек. Приняты новый Трудовой кодекс, пакет законов по пенсионной ре-форме. На перспективы социального развития благотворное влияние оказывает увеличение ассигнований на поддержку учреждений на-уки, культуры и образования. Особое внимание правительство уделяет модернизации средней и высшей школы.
Летом 2000 г. началась административная реформа. Было создано 7 крупных округов: Центральный, Южный, Северо-Западный, Приволжский, Уральский, Сибирский и Дальневосточный, включившие в свой состав сохраненные 89 регионов. Во главе каждого округа президент поставил своих полномочных представителей, среди которых первоначально преобладали генералы. На полномочных представителей легла задача координации деятельности местных органов власти с усилиями федерального правительства, контроль за бюджетным финансированием. Была проведена большая работа по приведению в соответствие местного законодательства с федеральным. С 2002 г. изменился состав Совета Федерации. Из него были выведены губернаторы и главы администраций. Губернаторы образовали новый совещательный орган при Президенте России - Государственный совет. А в Совет Федерации - верхнюю палату Федерального собрания - вошли по два представителя от 89 регионов России -" от законодательного и исполнительного органа каждого из этих регионов. В экономической области началась налоговая реформа. Вместо существовавшего прогрессивного налога, достигавшего 30%, вводился единый социальный налог с физических лиц в размере 13%. Одновременно отменялись различные налоговые льготы. В первый президентский срок Путина регулярно повышалась заработная плата работникам бюджетных организаций и предприятий, увеличился минимальный размер оплаты труда и соответственно стипендии студентов, повысился прожиточный минимум на душу населения, а также оклады военнослужащих и размеры пенсий. С 2001 г. началось постепенное проведение военной реформы. Среди ее задач: постепенное сокращение численности Вооруженных сил России на 20%, перевод ряда воинских частей на контрактную основу. С 2004 г. начал действовать механизм оформления альтернативной службы. В 2001 г. были утверждены Гимн, Герб и Флаг Российской Федерации. Критики Путина обращали внимание на то, что рост доходов населения отставал от темпов роста инфляции и платы за коммунальные услуги. От снижения налоговых ставок, по мнению аналитиков, выиграли только богатые. Путину постоянно вспоминали его «кэгэбэшное» прошлое и обвиняли в стремлении установить жесткий контроль над средствами массовой информации, региональными органами власти через полномочных представителей. Оценку Путину фактически выставили избиратели. Если в марте 2000 г. за него проголосовало 52% избирателей, то в марте 2004 г. Путин получил более 70% голосов российских избирателей. Абсолютное большинство на выборах в IV Государственную думу в декабре 2003 г. завоевала партия «Единая Россия», которую В. В. Путин однозначно поддержал. В стране возникла новая политическая ситуация: президент, парламентское большинство и правительство принадлежат к одной «команде».
Начало XXI века в России становится временем экономического восстановления и социально-политической стабилизации. Приход к власти Владимира Путина ознаменовывается массивным увеличением мировых цен на энергоносители, что приводит к сверхдоходам от экспорта нефти и газа, экономическому профициту, а так же резкому, скачкообразному росту уровня жизни населения.Параллельно, Россия сталкивается с проблемой исламского терроризма, в сочетании с проблемами сепаратизма в отдельных российских республиках. Российскими спецслужбами был проведён ряд блестящих антитеррористических операций, в ходе которых большая часть боевиков была поймана, либо уничтожена.
В феврале 2007-го года, на конференции по вопросам политики безопасности в Мюнхене, Владимиром Путиным произносится речь на тему чрезмерного доминирования военного блока НАТО и давления им на Россию. С этого времени отношения России и США стремительно охлаждаются. В 2008-м году президентом страны избирается Дмитрий Медведев, в то время как бывший президент - Владимир Путин, назначается премьер-министром страны. 2008-й год запомнился участием России в вооружённом конфликте с Грузией в Южной Осетии, в ходе которого Российская Федерация применила вооружённые силы для деэскалации конфликта. В этом году так же начинается мировой финансовый кризис, оказавший очень негативное влияние как на мировую, так и на Российскую экономику. Однако, при этом, период правления Медведева характеризуется стабильным ростом экономических показателей, что в основном связано с продолжающимися тенденциями к росту цен на нефть.
2011-й год - это период роста протестных настроений в стране, вызванных негативной реакцией населения на прошедшие выборы в государственную думу, подвергнувшиеся критике и обвинениям в фальсификации их итогов. Оппозиционные силы собирают крупнейшие протестные митинги, названные «маршем миллионов».
В 2012 Владимир Путин на первом же туре выборов был переизбран президентом Российской Федерации, с подавляющим перевесом в голосах.
В 2014-м, в ходе кризиса власти на Украине, республика Крым, после проведения референдума, официально вошла в состав Российской Федерации, что было подвергнуто массивной критике со стороны мирового сообщества и привело к введению антироссийских санкций многими мировыми державами. Так же, правительство Владимира Путина подвергается обвинениям в поддержке сепаратистского движения на Юго-Востоке Украины. Многими журналистами данный этап отношений между Россией и Западом рассматривается как новый этап «холодной войны» и поворотным моментом в жизни России в двадцать первом веке.