Рассчитать сумму долга по ставке рефинансирования. Формула, по которой рассчитывается ставка рефинансирования. Ставка рефинансирования в России

Рассчитать сумму долга по ставке рефинансирования. Формула, по которой рассчитывается ставка рефинансирования. Ставка рефинансирования в России

Расчет ставки рефинансирования - это процедура, которая используется во многих финансовых процессах. Ставка рефинансирования складывается как размер годовых процентов, которые должны быть уплачены Центральному банку за кредиты, предоставляющиеся кредитным предприятиям. В Российской Федерации расчет ставки рефинансирования осуществляется по специальной формуле.

Ставка рефинансирования в России.

В нашей стране ставка рефинансирования является ключевым индикатором кредитной политики, проводимой Центральным Банком РФ. Ее используют при налогообложении, а также для расчета различных пеней и штрафов. Фактически ставка рефинансирования - это основание кредитной политики.

Ставка рефинансирования была утверждена ЦБ 10 апреля 1992 года, и тогда ее первоначальное название было - ставка по централизованным кредитным ресурсам. С 1992 по 1998 годы - она была аналогичной ставке по ломбардному кредиту. С 1993 - 1994 г.г. ставка рефинансирования стала максимально высокой и оказалась в промежутке от 100 до 210%. Затем она стала понижаться и теперь, если все же начинает повышаться, то это достаточно незначительная доля, которая составляет 8,25%.

Формула, по которой рассчитывается ставка рефинансирования.

Официальная формула расчета ставки рефинансирования устанавливается ЦБ РФ. Непосредственно сам размер ставки условно можно принять за показатель экономической стабильности. Собственно поэтому для организаций и граждан он очень важен.

Размер процентов можно определить по несложной формуле: Пеня = Сумма х Ставка: 300 х Дни. В данной формуле сумма выступает, как сумма кредита, ставка, как ставка рефинансирования, а дни принимаются за количество дней просрочки.

Области применения ставки рефинансирования.

Несмотря на то, что для граждан использование ставки рефинансирования при кредитовании - наиболее актуальный и важный вопрос, есть и другие области ее применения. Согласно п.4. ст. 75 Налогового кодекса РФ за каждый день просрочки уплаты любого сбора, либо налога взимается сумма в размере 1/300 от ставки рефинансирования.

Кроме этого ставка рефинансирования используется также при налогообложении НДФЛ рублевых банковских вкладов. Это заключается в следующем: согласно п.2 ст. 224 Налогового кодекса РФ, если % выше ставки рефинансирования , которая действует в течение периода начисления, то в свою очередь процент облагается налогом.

Что же касается валютных банковских вкладов, то они тогда облагаются НДФЛ, когда процентная ставка - более 9%. В соответствии с пунктами 1 и 2 ст.212 Налогового кодекса РФ налоговая база при получении дохода налогоплательщиком от экономии на использование заёмных средств тоже основывается на ставке рефинансирования. Расчет ставки финансирования Центрального Банка РФ в данной ситуации предоставляет возможность - представить налоговую базу, как превышение над суммой процентов по договору суммы процентов (в руб.). Такая сумма вычисляется исходя из 2/3 ставки рефинансирования на время получения дохода.

В той ситуации, когда работодатель срывает оплату отпуска, установленные сроки выплаты зарплаты сотруднику и т.п., то он обязан оплатить ему не только их, но и денежную компенсацию - не ниже 1/300 от действующей ставки рефинансирования. Эта компенсация исчисляется за каждый день просрочки.

Размер такой денежной компенсации, которую обязан выплатить работодатель может повышаться в соответствии с трудовым или коллективным договором. Согласно ст.236 ТК РФ, надобность в данной выплате появляется в любом случае, неважно, есть ли вина работодателя в задержке.

Пример расчетов ставки рефинансирования.

Для лучшего понимания, что такое расчет ставки рефинансирования , рассмотрим вышеуказанный пример - нарушение сроков выплат.

Расчет ставки рефинансирования осуществляется следующим образом:

Работодатель на 5 дней задержал заработную плату своему работнику в размере 20 000 руб. Размер денежной компенсации, которую должен выплатить работодатель сотруднику, минимально составит: 20 тыс. * 8,25%/300 * 5 = 27,5 руб. Пускай данная сумма выплат и кажется не особо высокой, но при значительных сроках просрочки и задержки (при кредитовании и выплатах) она серьезно увеличивается и может достигать даже десятки тысяч рублей.

Т. Войтова

Ставка рефинансирования - это ставка кредита, устанавливаемая Банком России, под которую осуществляется кредитование банков, в том числе учет и переучет векселей (ст. 40 Федерального закона от 02.12.90 N 394-1 “О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)” (далее по тексту - Закон о ЦБ РФ) (в ред. Федеральных законов от 26.04.95 N 65-ФЗ, 27.12.95 N 210-ФЗ, 27.12.95 N 214-ФЗ, 20.06.96 N 80-ФЗ, 27.02.97 N 45-ФЗ, 28.04.97 N 70-ФЗ, 04.03.98 N 34-ФЗ, 31.07.98 N 151-ФЗ).

Само понятие “рефинансирование” подразумевает инвестирование прежде всего инвестированных ранее денежных средств. Поэтому ставка рефинансирования отличается от иных подобных инструментов тем, что исключает начисление сложных процентов: при ее расчете и установлении предполагается, что ставка уже включает сложный процент.

Изначально ставка рефинансирования Банка России являлась чисто банковской категорией и применялась в сфере банковских расчетов.

С началом рыночных преобразований резко и непредсказуемо стала развиваться инфляция (справедливости ради следует заметить, что инфляция не является необходимым атрибутом перехода к рынку - она обусловлена изменениями структуры общественного производства и структуры потребления). В связи с этим появилась необходимость в универсальном показателе для оценки степени инфляции, который мог бы применяться во всех отраслях производственной сферы и сферы обращения, а также в сфере банковского и финансового капитала.

В качестве такого универсального показателя и была выбрана ставка рефинансирования Банка России. В конце статьи приведены таблицы, характеризующие ее размер по отдельным временным периодам. Нетрудно заметить, что суммарная ставка за истекший период - семь лет и пять месяцев - существенно (примерно на порядок) ниже реального уровня инфляции. Это объясняется тем, что рентабельность финансового капитала экономически должна быть ниже рентабельности промышленного капитала. При этом необходимо учесть, что реальная ставка кредита, под который организациями могут быть получены инвестиции, будет еще выше. Таким образом, с экономической точки зрения, ставка рефинансирования должна быть существенно ниже уровня инфляции. Тем не менее на сравнительно небольших промежутках времени (до одного года) использование этой ставки для корректировки расчетов может дать вполне удовлетворительный результат. Что касается использования ставки за пределами отчетного года, то, по мнению автора, должен использоваться обычный метод дисконтирования - то есть с начала нового года действующая ставка должна не складываться со ставками, действующими в отчетном году, а умножаться. Еще раз обращаем внимание на то, что это - мнение автора и законодательно такая позиция нигде не закреплена.

В настоящее время для аналогичных целей, кроме ставки рефинансирования, активно используется индекс-дефлятор. Но, во-первых, этот показатель стал применяться не с начала перехода к рыночным отношениям, а только с 1995 года, а во-вторых, сфера его использования довольно ограничена - реализация имущества, принадлежащего ор-ганизации.

Таким образом, ставка рефинансирования - это в настоящее время единственный реальный инструмент корректировки денежных расчетов практически во всех отраслях производства и обращения, а также при некоторых видах расчетов между физическими лицами.

Ниже приводятся некоторые примеры применения ставки рефинансирования Банка России.

Банковская сфера

Наиболее активно и последовательно ставка рефинансирования Банка России используется в сфере обращения банковского капитала. Помимо того, что под эту ставку предоставляются кредиты другим субъектам банковской системы, встречаются еще несколько случаев использования этого инструмента.

Статьей 38 Закона о ЦБ РФ Банку России предоставлено право взыскивать в бесспорном порядке с кредитной организации при нарушении нормативов обязательных резервов сумму недовнесенных средств, а также штраф в установленном размере, но не более двойной ставки рефинансирования.

Статья 31 Федерального закона от 02.12.90 N 395-1 “О банках и банковской деятельности” регулирует взаимоотношения кредитной организации и ее клиентов:

”...в случае несвоевременного или неправильного зачисления на счет или списания со счета клиента денежных средств кредитная организация, Банк России выплачивают проценты на сумму этих средств по ставке рефинансирования Банка России”.

Статьей 8 Федерального закона от 25.02.99 N 40-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций” устанавливается порядок оказания финансовой помощи кредитной организации ее учредителями (участниками) и иными лицами:

“ѕфинансовая помощь кредитной организации ее учредителями (участниками) и иными лицами может быть оказана в форме размещения денежных средств на депозите в кредитной организации со сроком возврата не менее шести месяцев и с начислением процентов по ставке, не превышающей процентной ставки рефинансирования (учетной ставки) Банка России”.

Статьей 26 Федерального закона N 40-ФЗ установлено, что в случае введения моратория на удовлетворение требований кредиторов кредитной организации (на срок не более трех месяцев) проценты по ставке рефинансирования Банка России начисляются на сумму требований кредитора по денежным обязательствам и (или) обязательным платежам в размере, установленном на момент введения моратория, без учета начисленных процентов, а также примененных неустоек (штрафов, пени) и иных финансовых (экономических) санкций.

В связи с принятием части первой Налогового кодекса РФ (далее по тексту - НК РФ) с 1 января 1999 года ставка рефинансирования Банка России в банковской сфере применяется дополнительно в следующих случаях:

При нарушении срока исполнения поручения о перечислении налога или сбора:

В соответствии со ст. 133 НК РФ нарушение банком установленного срока исполнения поручения налогоплательщика (плательщика сбора) или налогового агента о перечислении налога или сбора, влечет взыскание пени в размере одной стопятидесятой ставки рефинансирования Банка России, но не более 0,2 процента за каждый день просрочки;

При неисполнении банком решения о взыскании налога:

В соответствии со ст. 135 НК РФ неисполнение банком в установленный срок инкассового поручения (распоряжения) налогового органа о перечислении со счета налогоплательщика или налогового агента при наличии на нем достаточных денежных средств для уплаты суммы налога, включая пени, влечет взыскание штрафа в размере одной стопятидесятой ставки рефинансирования Банка России, но не более 0,2 процента за каждый день просрочки.

По налоговым отношениям, возникающим в процессе осуществления банками своей деятельности, ставка рефинансирования Банка России применяется еще в одном случае, предусмотренном п. 2.6 инструкции Госналогслужбы России от 10.08.95 N 37 “О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций” (далее по тексту - Инструкция N 37). Речь идет о выдаче работникам банка ссуды, уровень процентной ставки по которой ниже той, которая обычно применяется банком для сторонних клиентов. При этом в целях налогообложения валовая прибыль увеличивается по таким ссудам на сумму компенсации разницы в процентах. Сумма компенсации разницы в процентах по ссудам, выдаваемым работникам банка, определяется по средневзвешенному проценту, рассчитанному по всем ссудам, выданным юридическим и физическим лицам по состоянию на 1-е число месяца, в котором получены ссуды вышеуказанными лицами. Если банк не может обеспечить расчеты средневзвешенного процента по выданным ссудам на 1-е число месяца, сумма компенсации может быть определена исходя из учетной ставки Банка России, действовавшей на дату выдачи ссуды физическому лицу, увеличенной на три пункта.

Исчисление и уплата налогов

После принятия части первой НК РФ сфера применения ставки рефинансирования Банка России существенно расширилась. Кроме применения при определении размера санкций за налоговые правонарушения, допущенные банками, она применятся в следующих случаях:

А . При предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога

В соответствии с п. 4 ст. 64 НК РФ при предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога на сумму задолженности начисляются проценты исходя из ставки, равной одной второй ставки рефинансирования Банка России, действовавшей за период отсрочки или рассрочки. Следует обратить внимание на то, что проценты начисляются только в случае, если отсрочка или рассрочка предоставлена по одному из двух оснований:

1) если этому лицу угрожает банкротство в случае единовременной выплаты им налога;

2) если имущественное положение физического лица исключает возможность единовременной уплаты налога.

Б . При предоставлении налогового кредита

Согласно п. 6 ст. 65 НК РФ, если налоговый кредит предоставлен по основанию угрозы банкротства этого лица в случае единовременной выплаты им налога, проценты на сумму задолженности начисляются исходя из ставки рефинансирования Банка России, действовавшей за период договора о налоговом кредите.

В . При предоставлении инвестиционного налогового кредита

В данном случае использование ставки рефинансирования Банка России несколько иное. Статьей 67 НК РФ установлено, что в договоре об инвестиционном налоговом кредите не допускается устанавливать проценты на сумму кредита по ставке, менее одной второй и превышающей три четвертых ставки рефинансирования Банка России.

Но в соответствии со ст. 68 НК РФ, если в течение срока действия договора об инвестиционном налоговом кредите заключившая его организация нарушит предусмотренные договором условия реализации либо передачи во владение, пользование или распоряжение другим лицам оборудования или иного имущества, приобретение которого явилось основанием предоставления инвестиционного налогового кредита, эта организация в течение 30 дней со дня расторжения договора об инвестиционном налоговом кредите обязана уплатить все не уплаченные ранее в соответствии с договором суммы налога, а также соответствующие пени и проценты на неуплаченные суммы налога, начисленные на каждый день действия договора об инвестиционном налоговом кредите исходя из ставки рефинансирования Банка России, действовавший за период от заключения до расторжения указанного договора.

В случае если инвестиционный налоговый кредит получен для выполнения организацией особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или оказания особо значимых услуг населению и договорные обязательства организацией нарушены, она также обязана уплатить всю сумму неуплаченного налога и проценты на эту сумму. Разница состоит в том, что для таких организаций срок уплаты увеличен - три месяца вместо 30 дней.

Г . При зачете или возврате излишне уплаченной суммы налога

Порядок возврата излишне уплаченной суммы налога, сбора, а также пени регулируется ст. 78 НК РФ. Пунктом 9 данной статьи установлено, что возврат суммы излишне уплаченного налога производится в течение двух недель со дня подачи заявления о возврате.

При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченного налога, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата.

Процентная ставка принимается равной ставке Банка России, действовавшей в дни нарушения срока возврата.

Аналогичный порядок предусмотрен ст. 79 НК РФ для корректировки сумм излишне взысканного налога, сбора, а также пени. Разница с предыдущей ситуацией заключается в том, что здесь предполагается бесспорное взимание налога. Поэтому проценты на сумму излишне взысканного налога начисляются со дня, следующего за днем взыскания (а не по прошествии двух недель), по день фактического возврата. Процентная ставка также принимается равной действовавшей в эти дни ставке рефинансирования Банка России.

Д . При осуществлении платежей налога на прибыль

До 1997 года практически все организации уплачивали налог на прибыль по авансовой системе. Начиная с 1 января 1997 года организациям предоставлено право самостоятельно решать продолжать использовать такую схему уплаты налога или переходить на ежемесячные платежи.

В случае если организация использует авансовый способ уплаты, то в соответствии с п. 5.2 Инструкции N 37 разница между суммой налога, подлежащей внесению в бюджет по фактически полученной прибыли, и фактическими авансовыми взносами налога за истекший квартал подлежит уточнению на сумму, рассчитанную исходя из процента за пользование банковским кредитом, установленного в истекшем квартале Банком России.

Для исчисления данной суммы следует применять годовую учетную ставку Банка России за пользование банковским кредитом, действовавшую на 15 число второго месяца истекшего квартала отчетного периода, деленную на четыре.

Если ставка рефинансирования меняется динамично, данная схема уплаты становится действенным фактором, побуждающим предприятия к совершенствованию налогового планирования. В настоящее время, когда ставка рефинансирования Банка России не менялась в течение 10 месяцев, следует признать, что использование авансовой системы более выгодно организации, нежели бюджету. Фактически получается, что организация получает за счет бюджета кредит на сумму заниженных налоговых платежей под процент, равный ставке рефинансирования Банка России. В реальных условиях получить кредит на таких условиях практически невозможно.

Применение льготы по налогу на прибыль для субъектов малого предпринимательства ограничено следующим условием (п. 4 ст. 6 Федерального закона от 27.12.91 N 2116-1 “О налоге на прибыль”):

“...при прекращении малым предприятием деятельности, в связи с которой ему были предоставлены налоговые льготы, до истечения пятилетнего срока (начиная со дня его государственной регистрации) сумма на-лога на прибыль, исчисленная в полном размере за весь период его деятельности и увеличенная на сумму дополнительных платежей, определенных исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации за пользование банковским кредитом, действовавшей в соответствующих отчетных периодах, подлежит внесению в федеральный бюджет”.

Е . Налоги и платежи при исполнении соглашения о разделе продукции (НДС)

В последнее время законодательные органы активно разрабатывают документы, необходимые для реального применения положений Федерального закона от 30.12.95. N 225-ФЗ “О соглашениях о разделе продукции”.

Статьей 13 данного Закона установлено:

“...в случае, если законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и правовыми актами органов местного самоуправления не преду-смотрено освобождение инвестора от взимания налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты, часть прибыльной продукции, являющаяся долей инвестора в соответствии с условиями соглашения, подлежит увеличению за счет соответствующего уменьшения доли государства на величину, эквивалентную сумме фактически уплаченных в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты налогов, сборов, иных обязательных платежей и уточненную на сумму, рассчитанную исходя из ставок рефинансирования Банка России, действовавших в истекшем периоде”.

В развитие данного положения Федеральным законом от 10.02.99 N 32-ФЗ "О внесении в законодательные акты Российской Федерации изменений и дополнений, вытекающих из Федерального закона “О соглашениях о разделе продукции”" в ст. 7 Федерального закона от 06.12.91 N 1992-1 “О налоге на добавленную стоимость” внесены изменения, которыми предусмотрен возврат сумм налога, уплаченного инвестором и подлежащего зачету, с уточнением суммы, подлежащей возврату, исходя из ставок рефинансирования Банка России, действовавших в соответствующем истекшем периоде.

Справедливости ради следует отметить, что данный подход (правда, пока только к суммам излишне уплаченного или взысканного налога) заложен в части первой НК РФ в отношении всех плательщиков (а не только участников соглашения о разделе продукции).

Осуществление таможенных платежей

Пунктом 11 письма ГТК России от 28.07.95 N 01-13/10735 “О взимании таможенных платежей” было предусмотрено использование ставки рефинансирования Банка России при предоставлении отсрочки или уплате таможенных платежей. Однако решением Верховного Суда Российской Федерации от 18.02.99 N ГКПИ 99-58 данное письмо признано недействующим.

Формирование себестоимости
продукции (работ, услуг)

Другой известной сферой применения ставки рефинансирования Банка России является отнесение на затраты производства и обращения процентов за пользование банковским кредитом. В соответствии с Положением о составе затрат для целей налогообложения затраты по оплате процентов по просроченным кредитам не принимаются, а по оплате процентов банков принимаются в пределах учетной ставки Банка России, увеличенной на три пункта.

Газоснабжение

Статьей 13 Федерального закона от 31.03.99 N 69-ФЗ “О газоснабжении” установлено, что при включении в федеральный фонд резервных месторождений газа, поиск и разведку которого организация провела за счет собственных средств, указанная организация получает компенсацию из средств федерального бюджета в размере фактически произведенных затрат и прибыли, равной величине ставки рефинансирования Банка России.

Расчеты по договору займа

Статьей 809 ГК РФ предусмотрено, что займодавец имеет право на получение с заемщика процентов на сумму займа в размерах и в порядке, определенных договором. При отсутствии в договоре условия о размере процентов их размер определяется существующей в месте жительства займодавца, а если займодавцем является юридическое ли-цо, в месте его нахождения ставкой банковского процента (ставкой рефинансирования) на день уплаты заемщиком суммы долга или его соответствующей части.

Приватизация государственного имущества

В соответствии с п. 1.4 Положения об инвестиционном конкурсе по продаже пакетов акций акционерных обществ, созданных в порядке приватизации государственных и муниципальных предприятий, утвержденного распоряжением Госкомимущества России от 15.02.94 N 342-р критерием выбора победителя конкурса является максимальный объ-ем инвестиций, определяемый как общая величина инвестиций (независимо от формы внесения), дисконтированная с учетом срока осуществления инвестиций по ставке рефинансирования Банка России, действующей на дату подведения итогов конкурса.

Согласно ст. 13 Федерального закона от 21.07.97 N 123-ФЗ за несвоевременное перечисление денежных средств, полученных в результате приватизации государственного и муниципального имущества, соответственно в федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации, местные бюджеты продавцы федерального имущества, продавцы государственного имущества субъектов Российской Федерации и продавцы муниципального имущества (далее по тексту - продавцы имущества) уплачивают пени за каждый день просрочки в размере одной трехсотой процентной ставки рефинансирования Банка России, действующей на дату выполнения продавцами имущества денежных обязательств перед соответствующими бюджетами.

Применение положений
статьи 395
ГК РФ

Статья 395 ГК РФ предусматривает ответственность за пользование чужими денежными средствами. Данной статьей установлено, что за пользование чужими денежными средствами подлежат уплате проценты на сумму этих средств. Размер процентов определяется ставкой, существующей в месте жительства кредитора, а если кредитором является юридическое лицо, в месте его нахождения учетной ставкой банковского процента на день исполнения денежного обязательства или его соответствующей части. При взыскании долга в судебном порядке суд может удовлетворить требование кредитора исходя из учетной ставки банковского процента на день предъявления иска или на день вынесения решения. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.

Проценты за пользование чужими средствами взимаются по день уплаты этих средств кредитору, если законом, иными правовыми актами или договором не установлен более короткий срок для начисления процентов.

Более детально порядок использования ставки рефинансирования Банка России разъ-яснен в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 13, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 14 (далее по тексту - ВАС РФ) от 08.10.98 “О практике применения положений Гражданского Кодекса Российской Федерации о процентах за пользование чужими денежными средствами”. В частности, п. 2 данного постановления установлено, что при расчете подлежащих уплате годовых процентов по ставке рефинансирования Банка России число дней в году (месяце) принимается равным соответственно 360 и 30 дням, если иное не установлено соглашением сторон, обязательными для сторон правилами, а также обычаями делового оборота.

Это уточнение является весьма важным, так как нормативными и разъясняющими документами МНС России, Минфина России и Минэкономики России предлагается в расчетах использовать продолжительность календарного года, равную 365 дням, а продолжительность месяца, равную продолжительности соответствующего месяца по календарю.

Обобщая эту ситуацию, можно сделать вывод, что на практике, продолжительность года, равная 360 дням, принимается для экономических расчетов (при планировании и т.п.), а равная 365 дням - для финансовых расчетов (расчеты с бюджетом).

Еще одна особенность использования ставки рефинансирования Банка России при расчетах за пользование денежными средствами состоит в том, что в соответствии с п. 3 упомянутого постановления N 13/14, в общем случае при взыскании процентов применяется учетная ставка банковского процента на день фактического исполнения денежного обязательства (уплаты долга), если договором не установлен иной порядок определения процентной ставки. Но судам предоставлено право самим определять, какую учетную ставку банковского процента следует применить: на день предъявления иска или на день вынесения решения суда.

Верховный Суд РФ и ВАС РФ рекомендуют отдавать предпочтение той учетной ставке банковского процента (на день предъявления иска или на день вынесения решения судом), которая наиболее близка по значению к учетным ставкам, существовавшим в течение всего периода просрочки платежа (если за время неисполнения денежного обязательства учетная ставка банковского процента изменялась).

Исполнение федерального бюджета

Статьей 55 Федерального закона от 22.02.99 N 36-ФЗ “О Федеральном бюджете на 1999 год” предусмотрена возможность предоставления Правительством РФ финансирования некоторых расходов на условиях возвратности и платности. Это:

Расходы на сезонное кредитование предприятий и организаций агропромышленного комплекса, в первую очередь сельскохозяйственных товаропроизводителей, с уплатой процентов за пользование предоставленными средствами в размере одной четвертой ставки рефинансирования Банка России, действующей на день вступления в силу данного Федерального закона;

Закупки сельскохозяйственной продукции в Федеральный продовольственный фонд на конкурсной основе в объеме потребностей, которые не могут быть обеспечены рыночными механизмами, - на срок до одного года с уплатой процентов за пользование предоставленными средствами в размере одной четвертой ставки рефинансирования Банка России, действующей на день вступления в силу данного Федерального закона;

Расходы на развитие межфермерской кооперации в порядке, установленном Правительством РФ на срок до четырех лет, с уплатой процентов за пользование предо-ставленными средствами в размере одной четвертой ставки рефинансирования Банка России, действующей на день вступления в силу данного Федерального закона.

Упомянутым Законом ответственность за нецелевое использование предприятиями и организациями средств федерального бюджета установлена также с применением ставки рефинансирования Банка России. Статьей 60 предусмотрено, что за подобное нарушение взимается штраф в размере двойной ставки рефинансирования Банка России, действующей в течение срока использования бюджетных средств не по целевому назначению в 1999 году.

За просрочку уплаты основной суммы долга, а также процентов за пользование средствами федерального бюджета, предо-ставленными на возвратной основе, начисляется и взимается пени в размере одной трехсотой действующей в течение 1999 года ставки рефинансирования Банка России за каждый календарный день просрочки исполнения обязательств.

Статьей 132 указанного выше Закона Правительству РФ предоставлено право за счет дополнительных доходов федерального бюджета предоставлять бюджетные ссуды под высокоэффективные контракты, заключенные на производство и поставку продукции, в том числе на экспорт, на срок не более шести месяцев с уплатой процентов за пользование предоставленными средствами в размере одной третьей действующей на день вступления в силу настоящего Федерального закона ставки рефинансирования Банка России.

Исчисление и уплата подоходного налога с физических лиц

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 07.12.91 N 1998-1 “О подоходном налоге с физических лиц” сумма материальной выгоды, полученной в качестве процентов и выигрышей по вкладам в банках в размерах, превышающих суммы, рассчитанные исходя из ставки рефинансирования, действовавшей в период существования вклада, подлежит налогообложению у источника вы-платы отдельно от других видов доходов.

Кроме того, если суммы страховых вы-плат по договорам добровольного страхования окажутся больше сумм, внесенных физическими лицами в виде страховых взносов, увеличенных страховщиками на сумму исходя из ставки рефинансирования на момент заключения договора страхования, материальная выгода в виде разницы между этими суммами подлежит налогообложению у источника выплаты отдельно от других видов доходов.

Наряду с этим подлежит налогообложению в составе совокупного годового дохода физических лиц материальная выгода в виде положительной разницы между суммой, исчисленной из двух третей ставки рефинансирования, и суммой фактически уплаченных процентов по полученным заемным денежным средствам от предприятий, учреждений, организаций, а также физических лиц, зарегистрированных в качестве предпринимателей.

Порядок определения сумм материальной выгоды уточнен инструкцией Госналогслужбы России от 29.06.95 N 35 "По применению Закона Российской Федерации “О подоходном налоге с физических лиц”".

При получении процентов и выигрышей по вкладам в банках, находящихся на территории Российской Федерации, сумма материальной выгоды определяется следующим образом.

Сумма материальной выгоды по рублевым вкладам исчисляется как положительная разница между суммой начисленного дохода по ставке, определенной условиями договора банковского вклада, и суммой дохода, рассчитанной по этому вкладу исходя из ставки рефинансирования, установленной Банком России, действовавшей в течение периода существования вклада, за который производится начисление процентов. Если в течение периода, за который начисляются проценты, учетная ставка Банка России изменялась, то при расчете необлагаемой суммы начисленных процентов за этот период учитываются ставки рефинансирования, по-следовательно действовавшие в течение соответствующего календарного периода, за который начисляются проценты. При этом вновь установленная ставка рефинансирования, учитываемая в целях налогообложения материальной выгоды, применяется начиная с расчетного месяца, следующего за месяцем ее изменения.

Налогообложение материальной выгоды определяется ежегодно в течение всего срока пользования заемными средствами по истечении каждого расчетного месяца исходя из разницы между исчисленной суммой процентов по ссуде в размере двух третей ставки рефинансирования Банка России, действовавшей в течение периода пользования рублевыми заемными средствами, и суммой фактически уплаченных процентов по этой ссуде за истекший период отчетного года. Если же уплата процентов по заемным средствам не осуществлялась, расчет производится исходя из суммы процентов в размере двух третей ставки рефинансирования Банка России.

В качестве приложений к данной статье приводится следующий справочный материал:

Даты и номера телеграмм, которыми устанавливались соответствующие ставки рефинансирования Банка России;

Справочная таблица для определения ставок рефинансирования Банка России в целях финансовых расчетов (продолжительность года принята равной 365 дням);

Справочная таблица для определения ставок рефинансирования ЦБ РФ в целях экономических расчетов и определения процентов за пользование чужими денежными средствами (продолжительность года принята равной 360 дням).

Даты и номера телеграмм ЦБ РФ по установлению ставок рефинансирования

Срок установления ставки

Размер ставки рефинансирования (%, годовых)

Документ, в котором сообщена ставка

с 24.07.98

Телеграмма ЦБ РФ от 24.07.98 N 298-У

с 29.06.98

Телеграмма ЦБ РФ от 26.06.98 N 268-У

с 05.06.98

Телеграмма ЦБ РФ от 04.06.98 N 252-У

с 27.05.98

Телеграмма ЦБ РФ от 27.05.98 N 241-У

с 19.05.98

Телеграмма ЦБ РФ от 18.05.98 N 234-У

с 16.03.98

Телеграмма ЦБ РФ от 13.03.98 N 185-У

с 02.03.98

Телеграмма ЦБ РФ от 27.02.98 N 181-У

с 17.02.98

Телеграмма ЦБ РФ от 16.02.98 N 170-У

с 02.02.98

Телеграмма ЦБ РФ от 30.01.98 N 154-У

с 11.11.97

Телеграмма ЦБ РФ от 10.11.97 N 13-У

с 06.10.97

Телеграмма ЦБ РФ от 01.10.97 N 83-97

с 16.06.97

Телеграмма ЦБ РФ от 13.06.97 N 55-97

с 28.04.97

Телеграмма ЦБ РФ от 24.04.97 N 38-97

с 10.02.97

Телеграмма ЦБ РФ от 07.02.97 N 9-97

с 02.12.96

Телеграмма ЦБ РФ от 29.11.96 N 142-96

с 21.10.96

Телеграмма ЦБ РФ от 18.10.96 N 129-96

с 19.08.96

Телеграмма ЦБ РФ от 16.08.96 N 109-96

с 24.07.96

Телеграмма ЦБ РФ от 23.07.96 N 107-96

с 10.02.96

Телеграмма ЦБ РФ от 09.02.96 N 18-96

с 01.12.95

Телеграмма ЦБ РФ от 29.11.95 N131-95

с 24.10.95

Телеграмма ЦБ РФ от 23.10.95 N 111-95

с 19.06.95

Телеграмма ЦБ РФ от 16.06.95 N 75-95

с 16.05.95

Телеграмма ЦБ РФ от 15.05.95 N 64-95

с 06.01.95

Телеграмма ЦБ РФ от 05.01.95 N 3-95

с 17.11.94

Телеграмма ЦБ РФ от 16.11.94 N 199-94

с 12.10.94

Телеграмма ЦБ РФ от 11.10.94 N 192-94

с 23.08.94

Телеграмма ЦБ РФ от 22.08.94 N 165-94

с 01.08.94

Телеграмма ЦБ РФ от 29.07.94 N 156-94

На протяжении всей жизни человек хоть раз обращался за помощью к банку. Хочу купить машину — беру кредит. Хочу новый холодильник - беру кредит. И часто так получается, что такие желания человека не успевают за его возможностями. Кредитов появляется все больше, а денег их выплачивать все меньше. И банки не спешат облегчить жизнь людям. Чтобы еще больше привязать к себе клиента, они прописывают в договорах различные пени, неустойки за просрочку платежей. Чтобы не быть обманутым, нужно разбираться во всех этих понятиях. Разберемся что же такое пени и неустойка, как производится расчет пени и что такое ставка рефинансирования.

Определение понятия рефинансирование

Для начала узнаем, что такое рефинансирование. Простым русским языком, можно сказать, что это перекредитование. Человек берет кредит в одном банке и своими силами не может его выплатить. И обращается либо в тот же банк, либо в другой за новым кредитом, чтобы погасить старый. Таким образом, все больше и больше загоняя себя в долговую яму.

Ставка рефинансирования

Теперь разберем такое понятие, как ставка рефинансирования. Это определенный процент, под который Центральный банк занимает деньги обычным коммерческим банкам, то есть снабжает их деньгами. А те, в свою очередь, снабжают деньгами обычных граждан или юридические организации. На примере это выглядит следующим образом: Центральный банк предоставляет кредит коммерческому банку в сумме 5 миллионов рублей. Спустя год коммерческий банк должен выплатить центральному банку 5 миллионов с процентами. Вот этот процент называется ставкой рефинансирования. За тот год, когда коммерческий банк взял деньги у Центробанка, он предоставляет кредиты людям и различным предприятиям под больший процент. Таким образом он получает прибыль.


Ставка рефинансирования устанавливается на основании того, какая экономическая ситуация в стране и на каком уровне находится инфляция. Если высокий уровень инфляции, следовательно, Центральный банк увеличивает ставку рефинансирования. С 2012 года эта ставка была неизменна и на сегодняшний день составляет 8,25%.

Отличие неустойки от пени

Теперь разберем, что такое неустойка и пеня, и чем они отличаются. Неустойка - это платеж, который в обязательном порядке нужно будет выплатить, если условия договора не были исполнены должным образом. Неустойка может быть 4 видов:

  1. Зачетная неустойка. Заказчик заключил договор на выполнение определенных работ. Подрядчик выполнил работу некачественно, и заказчик переделывает ее своими силами. Подрядчик за свою некачественную работу заплатит неустойку. Эта сумма складывается из тех денег, которые заказчик потратил на переделывание работ плюс сумма возмещения ущерба.
  2. Штрафная неустойка - штраф за грубое нарушение условий договора.
  3. Исключительная неустойка. При такой неустойке выплачивается сама неустойка.
  4. Альтернативная неустойка. Подрядчик может на выбор возместить либо неустойку, либо убытки.

Пеня - отдельный вид неустойки, который начисляется в процентах от общей суммы договора за каждый просроченный день. Расчет пени за просрочку платежа следует проводить. Данный вид неустойки бывает двух типов: законная и договорная.


Договорная пеня

Размер договорной пени прописывается в договоре и определяется двумя сторонами. Такая пеня может быть определенной суммой или в виде процентов, которые начисляются за каждый просроченный день. Расчет пени по договору производится по формуле:

П = Д х П х С/100, где

П - процент пени;

Д - сумма долга;

Пример: Компания должна оплатить задолженность в сумме 10 тыс. рублей в срок до 30 апреля 2016 года. По факту оплата произошла 20 мая 2016 года в размере 5 тыс. рублей. Остальная сумма была оплачена спустя 5 дней, то есть 25 мая 2016 года, еще 5 тыс. рублей. В договоре прописано, что размер пени составляет 0,1% от каждого просроченного дня. По формуле рассчитываем размер законной пени :

  1. 10000 х 0,1 х 21 день/100 = 210 рублей;
  2. 5000 х 0,1 х 5 дней/100 = 25 рублей.

Итого размер пени составляет 235 рублей.

Законная пеня применяется, когда в договоре не прописываются условия, при которых должны выплачиваться пени. Условия расчета и сумма определяется статьей №395 Гражданского кодекса.


Как рассчитать пени?

Расчет пени требуется, когда физическое или юридическое лицо не выплатило определенную сумму в срок, но в договоре не прописаны условия о выплате неустойки. Закон установил, что пени должны быть в любом случае выплачены, но по определенным правилам. За каждый просроченный день требуется выплатить определенный процент от суммы договора. Этот процент равняется ставке Центробанка, то есть ставки рефинансирования. Расчет пени по ставке рефинансирования рассчитывается по формуле:

П = Д х i х С/360, где

Д - сумма задолженности;

i - ставка Центробанка;

С - количество просроченных дней.

Подробнее рассмотрим на примере: Между физическим лицом и организацией был заключен договор. Товар привезли заказчику 15 декабря 2014 года. Оплатить товар он должен 18 декабря 2014 года. Сумма составляет 50 тыс. рублей. Товар не оплачен в срок и начинает накапливаться пени с 19 декабря 2014 года. Заказчик оплачивает его спустя месяц, то есть 18 января 2015 года. Количество дней просрочки составляет 30 дней. Таким образом, подставляем все данные в формулу и получаем :

50000 х 30 х 8,25%/360 = 343,75 рублей.


В каких еще ситуациях рассчитывается пени?

Расчет пени по ставке также используется при уменьшенной неустойке. Такое уменьшение образуется, если ущерб от невыполненных обязательств не соответствует размеру суммы неустойки. Уменьшение неустойки может произойти по договоренности сторон, но в часто встречающихся случаях неустойку уменьшает суд, ссылаясь на статью №333 Гражданского кодекса. Чтобы снижение состоялось необходимо ходатайствовать об уменьшении ее размера по причине несоответствия ущерба от нарушений размеру пеней.

Суд рассмотрит данное ходатайство и уменьшит размер неустойки до двукратной ставки рефинансирования. Для этого следует произвести выше представленный расчет и умножить его на два.

Как рассчитать пени по налогам

Также пени начисляются, когда компании или физическое лицо не оплачивают налоги в срок. Не стоит путать пени с другими санкциями, предусмотренными в налоговом кодексе РФ. Сумма пени начисляется исходя из задолженности налога. Процент пени от суммы задолженности определяется как 1 к 300 от ставки Центробанка.

Формула расчета пени по налогам:

П = Дн х i/100/300 х С, где

Дн - сумма задолженности по налогам;

i - ставка Центробанка;

С - количество дней неуплаты задолженности.

Разберем на примере, как производить расчет пени по налогам. Организация не оплатила земельный налог в сумме 7 тыс. рублей в срок до 16 февраля 2015 года. Всю сумму задолженности организация погасила 17 марта 2015 года. Ставка рефинансирования на сегодняшнее число составляет 8,25%. Расчет производится следующим образом:

7000 х 8.25%/100/300 х 29 дней = 56 рублей.


Если на протяжении начисления пеней ставка рефинансирования изменялась, то расчет пени за просрочку следует производить на период действия ставки.

Заключение

Исходя из вышесказанного, следует сделать один вывод: стараться всеми силами не влезать в долги. Если все же задолженность образовалась, то выплачивать ее следует в установленный срок, дабы избежать дальнейших проблем с кредиторами. Чтобы не быть обманутыми, нужно знать, как правильно производить расчет пени, в какие сроки она начисляется и как избежать ситуации, когда приходят платежи с существенно увеличенными суммами долга.