Коэффициент финансирования больше 1. Расчет коэффициента финансовой активности в Excel: формула по балансу. Анализ коэффициента финансовой независимости

Коэффициент финансирования больше 1. Расчет коэффициента финансовой активности в Excel: формула по балансу. Анализ коэффициента финансовой независимости

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Читинский государственный университет»

(ЧитГУ)

Институт переподготовки и повышения квалификации

Региональная экономика и управление

(103 часов, реферат, зачет)

Краткое содержание курса

Тема 1. Региональная экономика как научная область знаний. Предмет региональной экономики – природно-ресурсный потенциал России и её регионов, население, трудовые ресурсы, основные факторы размещения производительных сил, структура хозяйства, региональные финансово-кредитные отношения, процесс формирования региональных рынков. Методы, используемые в региональных экономических исследованиях. Метод таксонирования, экономико-географического исследования, системный анализ, систематизации, балансовый, экономико-математического моделирования, вариантный метод размещения производительных сил региона, картографический, геоинформационный, социологических исследований, сопоставления региональных уровней жизни населения и прогнозирования развития региональной социальной инфраструктуры.

Тема 2. Понятие управления в экономике. Система. Основные элементы любой системы. Объекты и субъекты управления. Управляющее воздействие и обратная связь в управлении экономикой. Уровни управления. Макро и микроэкономическое управление.

Тема 3. Региональные экономические исследования в России. Роль экономического районирования в их развитии. Система региональных экономических исследований. Направления в исследованиях. Зарубежные региональные исследования. Теории учёных-регионалистов (Кристаллера, Леша, Хекшера-Оуэна,), теории специализации Смита и Рикардо.

Тема 4. Политико-правовые основы формирования и функционирования регионов – субъектов Российской Федерации. Конституция РФ. Федеральные законы, определяющие основы деятельности регионов. Другие нормативные акты.

Тема 5. Природно-ресурсный фактор регионального экономического развития. Наличие природных ресурсов – основное условие размещения производительных сил на данной территории. Количество, качество и сочетание природных ресурсов. Классификация природных ресурсов. Экономическая классификация природных ресурсов. Основные региональные задачи изучения природных ресурсов, выявления экономической эффективности их территориального сочетания и рационального использования в хозяйстве.

Тема 6. Понятие политики вообще. Понятие региональной экономической политики. Виды региональной политики. Политико-правовая основа региональной политики. Особенности, которые необходимо учитывать при разработке региональной политики. Зарубежный опыт формирования региональной политики.

Тема 7. Понятие и сущность территориально-отраслевой структуры. Отраслевая (компонентная) структура. Функциональная отраслевая классификация. Территориальная структура. Специализация. Показатели для определения специализации. Территориальные аспекты развития промышленности.

Тема 8. Промышленность Российской Федерации, формы её территориальной организации. Экономические зоны. Промышленные районы. Промышленные агломерации. Промышленные узлы. Современные формы промышленной интеграции.

Тема 9. Топливно-энергетический комплекс. Нефтяная промыш-ленность. Нефтеперерабатывающая, газовая, угольная промышленность. Электроэнергетика. Перспективы развития ТЭК.

Тема 10. Чёрная и цветная металлургия. Металлургические базы России. Перспективы развития. Машиностроительный комплекс. Тяжёлое, общее, среднее машиностроение.

Тема 11. Химико-лесной комплекс. Лесозаготовительная промыш-ленность. Проблемы комплекса. Лесопильная промышленность, производство мебели, стандартное домостроение, химическая переработка древесины, целлюлозно-бумажная промышленность.

Тема 12 . Лёгкая промышленность. Проблемы и перспективы развития. Территориальная специализация. Факторы размещения предприятий лёгкой промышленности. Сырьевой, населенческий т.е. потребительский фактор, фактор трудовых ресурсов. Сырьевая база лёгкой промышленности.

Тема 13. Агропромышленный комплекс. Структура АПК. Особенности сельскохозяйственного производства. Факторы размещения и специализации сельского хозяйства. Направления и пути развития сельского хозяйства. Важнейшие сельскохозяйственные базы России. Аграрная реформа.

Тема 15. Транспортный комплекс и проблемы его территориального развития. Виды транспорта. Развитие рынка автотранспортных услуг.

Тема 16. Бюджетно-налоговая система. Финансово-экономический механизм федеративных отношений. Региональный бюджет – финансовая база региональных структур власти. Функции, которые выполняет региональный бюджет. Экономическая сущность региональных бюджетов. Принципы межбюджетных отношений.

Тема 17. Региональные инвестиции. Региональный инвестиционный климат. Понятие "рыночная реакция". Группировка регионов в соответствии с этим понятием. Пути повышения инвестиционной активности.

Тема 18. СЭЗ – важнейшая форма экономических связей. Определение свободной экономической зоны. Различия в определении СЭЗ в разных странах. Задачи, которые ставит государство при создании СЭЗ. Экономические цели. Социальные цели. Научно-технические цели. Специфика формирования СЭЗ в России. Этапы развития СЭЗ. Особые режимы существования СЭЗ. Действующие зоны России. Законодательная база СЭЗ. Роль свободных экономических зон в развитии региональной экономики.

Темы рефератов

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Финансовая академия при Правительстве

Российской Федерации»

(Финакадемия)

Кафедра «Государственное, муниципальное и корпоративное управление»

КУРС ЛЕКЦИЙ

на тему: «Региональная экономика и управление»

О.С. Семкина, Г.Г. Чахкиев

Москва 2010

Введение

1. Теория и методы региональной экономики

1.1 Предмет, цели и задачи дисциплины «Региональная экономика и управление»

1.2 Методы изучения региональной экономики и управления

2. Региональная структура Российской Федерации

2.1 Системная экономико-географическая терминология

2.2 Система административно-территориального деления страны

2.3 Планово-экономическое деление

2.4 Территориально-поселенческое деление

2.5 Программно-целевое деление Российской Федерации

2.6 Закономерности, принципы и факторы размещения производственных сил

3. Государственное регулирование регионального развития

3.1 Региональный рост и равновесие

3.2 Модель конкурентного регионального роста

3.3 Равновесный рост в моделях кумулятивного роста

3.4 Бюджетно-налоговое регулирование

Учебно-методическое обеспечение

Введение

Реформирование социально-экономических процессов в России вызвало серьезные проблемы и послужило источником социальной напряженности. На современном этапе развития страны, особенно на уровне конкретных территорий: регионов и муниципальных образований возникает необходимость в поиске новых подходов регионального управления.

В условиях развитых экономических отношений, характеризующихся обменом экономических благ между товаропроизводителями и потребителями товаров и услуг, основная хозяйственная деятельность сосредоточена в регионах. Вызвано это целым рядом факторов. Прежде всего стоимость основных ресурсов- сырья и рабочей силы определяются именно в регионах. Стоимость воспроизводства рабочей силы в конкретном месте определяется именно природными и социально-экономическими условиями конкретных регионов. Стоимость добычи и первичной обработки природного сырья определяются также конкретными условиями, формирующимися на месторождениях и природными условиями.

До недавнего времени региональная экономика, как самостоятельная наука, имеющая специфический предмет, инструментарий, в России не изучалась. Вызвано это было тем, что все ресурсы распределялись централизованно и величина дифференциальной ренты для них никак не учитывалась.

Изучение теории и практики региональной экономики и управления является сегодня актуальной и значимой проблемой. Материал данного учебного пособия позволит найти ответы на некоторые вопросы региональной экономики и управления.

Главными целями изучения региональной экономики являются:

- изучение роли региональных аспектов и факторов в социально-экономическом развитии;

- изучение проблем регионального развития и региональной экономической политики;

- освоение теоретических основ региональной экономики и методов региональных исследований.

Пособие содержит следующие разделы:

Теория и методы региональной экономики;

Региональная структура Российской Федерации;

Государственное регулирование регионального развития.

Решение организационных, финансовых, и управленческих проблем развития регионов России требует соблюдения интересов государства, что невозможно без знания теории и практики регионального управления, так как каждый регион имеет свои собственные резервы развития.

В учебном пособии содержится систематизация наиболее значимых и перспективных методов и подходов, которые используются в практике регионального управления. Оно предназначено для студентов и преподавателей вузов, слушателей курсов и факультетов переподготовки и повышения квалификации, специалистов в области государственного и муниципального управления.

1. Теория и методы региональной экономики

1.1 Предмет, цели и задачи дисциплины «Региональная экономика и управление»

Региональная экономика и управление является достаточно самостоятельной наукой, имеющей специфический предмет изучения и методы, во многом, присущие только ей.

Региональная экономика - область знаний, изучающая экономику отдельных регионов. Социально-экономическое развитие общества тесно связано с определенной территорией и особенностями ее управления. Региональная экономика и управление (РЭиУ) - область научных знаний, изучающая территориальную организацию хозяйства, предметом которой являются экономические районы всех уровней. Регионы, фигурирующие как объекты региональной экономики, существенно различаются по размерам, плотности населения, природному потенциалу и многим другим факторам. Важнейшей составляющей дисциплины является изучение структуризации территориально-экономического пространства и составляющих его территориальных образований. Система регионов представляет собой живой организм, состоящий из множества единиц со своим поведением, которая обусловлена рядом специфических факторов. РЭиУ - по сути экономика территориального развития, изучающая аспекты экономической жизни и управления, связанные с пространственным аспектом

Конкретными сферами, изучаемыми региональной экономикой являются:

- объективные предпосылки экономического развития региона (географическое положение, природно-ресурсный, демографический, производственный потенциал):

- производственная структура,

- социальная сфера и условия жизни;

- система расселения и размещения хозяйства;

- экономические связи региона;

- механизм функционирования и управления экономикой.

Регионы имеют право самостоятельно решать свои экономические проблемы, устанавливать межрегиональные связи и связи с зарубежными странами. Каждый регион России имеет свои особенности в объеме и структуре природных ресурсов, исторические и национальные особенности в развитии производительных сил, сложившейся структуре хозяйства и специализации. Благодаря этому экономика страны является система взаимодействующих и взаимозависимых региональных экономик.

Экономически целесообразные решения в первую очередь апробируются в регионах, после чего они могут быть рекомендованы в качестве общесистемных в целом для страны. Предметом РЭиУ является изучение размещения производительных сил России, социально-экономического регионального развития, размещения отраслей экономики, важнейших природно-экономических особенностей региона, а также межрегиональных связей. Экономика каждого региона является частью какой-либо системы или нескольких региональных систем. Поэтому в предмет региональной экономики также входят региональные экономические системы.

В условиях рынка на первый план выходят процессы экономического и социального развития регионов. Поэтому важной задачей является изучение уровня экономического развития регионов, природно-ресурсного потенциала, региональных, демографических, социальных, экономических и экологических проблем.

Ее решения сопровождаются реконструкцией структуры хозяйства регионов, формированием инфраструктурных систем межгосударственного и межрайонного значения, созданием зон со специальным экономическим режимом и т.д.

Изучение регионов требует глубокого понимания современной экономической ситуации в них. При вхождении в рынок все регионы России испытывали кризис. Идет процесс ломки структуры экономики, который является очень болезненным для страны.

Регионы имеют разный уровень развития, многие регионы ограничены возможностями самообеспечения, имеют слаборазвитую инфраструктуру рынка предпринимательства и внешнеэкономической деятельности. Одна из основных задач регионального развития - преодоление различий в уровне жизни населения отдельных регионов. На сегодняшний день эта задача становится все более сложной

Таким образом, составляющими предмета, изучаемого региональной экономикой являются:

Экономика отдельно взятого региона;

Система экономических связей регионов;

Региональные системы (субрегиональные);

Размещение производительных сил (социологические аспекты);

Региональные особенности экономической жизни.

Для выполнения задач регионального развития разрабатываются государственные программы хозяйственного развития отсталых регионов с учетом их экономического уровня и особенностей, нацеленных на формирование территориально-производственных комплексов на базе уникальных природных богатств. К числу новых задач региональной экономики можно отнести развитие экспорта и импортозаменяющих производств, осуществление экономических реформ, создание рыночной инфраструктуры, развитие предпринимательства. Основные задачи регионов состоят в обеспечении достойного уровня жизни населения в каждом регионе и обеспечении баланса общероссийских и региональных интересов. Что возможно при усилении контроля и сохранении направляющего руководства регионами со стороны государства.

Место региональной экономики и управления в системе и управление входит в систему наук о регионах, затрагивает экономические аспекты таких наук, как география, демография, социология, политология, культурология, геология, принадлежит к системе экономических наук, обладая собственным предметом и объектом изучения.

1.2 Методы изучения региональной экономики и управления

Региональная экономика использует совокупность методов и подходов для развития методологической и информационной базы, в то же время обогащает эти дисциплины своими специфическими данными.

В своих исследованиях региональная экономика использует комплекс научных методов, одним из важнейших является балансовый.

Балансовый метод обычно используется для разработки балансов производства и распределения каких-либо ресурсов (материальных, финансовых, каких-либо товаров и услуг и др.).

Раньше в практике планирования балансовый метод был основным, а все остальные были по существу некоторым дополнением или уточнением.

Составление отраслевых и межотраслевых (региональных) балансов позволяет выбрать оптимальные соотношения по производству и потреблению различных ресурсов между отраслями производственной и социальной инфраструктуры.

Балансы необходимы также для оптимизации межрегиональных и региональных связей. Экономические обоснования размещения предприятий (выбор региона для сооружения предприятия, определение места строительства, расчет обеспечения его сырьем, топливом, энергией, водой, трудовыми и другими ресурсами) составляют содержание балансового метода. В основу региональной экономики входят балансы регионального производства и потребления основных видов продукции.

Составление отраслевых и региональных балансов позволяет установить уровень комплексного развития региона, наличие в его развитии диспропорций.

Специфической разновидностью балансовых методов является матричный.

Матричный метод предполагает дифференциацию источников поступления (производства) и потребления различных ресурсов. Использование матричного метода позволяет проводить более тонкий экономический и системный анализ эффективности производства и использования материальных и других ресурсов. Это соответственно позволяет проводить более тонкую настройку социально- экономических механизмов. Кроме того, этот метод позволяет создавать обширную нормативную базу. Нормативный метод - метод обоснования показателей с помощью установленных норм и нормативов, в пределах которых должны совершаться проектные, экономические, социальные, технологические процессы и явления.

Нормы и нормативы представляют собой необходимую базу, для научной разработки региональных прогнозов, планов, программ, балансов, технико-экономических проектов.

Существуют 3 подсистемы норм и нормативов:

- ресурсные - это нормы и нормативы расхода и запасов сырья, материалов, топлива, энергии на единицу продукции, услуг, использования производственных мощностей, удельные капитальные вложения, нормы продолжительности строительства и т.д.

- нормы эффективности общественного производства. (производство продукции на рубль затрат, фондоотдача, производительность труда и т.д.)

- социально-экономические и экологические нормативы (денежные доходы на душу населения, средняя заработная плата, количество продуктов питания на душу населения, потребительский бюджет, предельно допустимые концентрации вредных веществ и т.д.).

В современных условиях важное значение приобретают создание единой научно-обоснованной системы норм и нормативов, их дифференциация на региональном уровне и поэтапное введение в каждом регионе с учетом имеющихся материальных и финансовых ресурсов.

Специфическим методом исследования в региональной экономике является картографический метод. Карта в региональной экономике является не только объектом изучения, но и источником получения информации по размещению производительных сил и экономике регионов. Благодаря использованию карт, картосхем, картограмм, картодиаграмм наглядно воспринимаются и отлично запоминаются не только особенности размещения, но и статистические материалы, характеризующие уровни развития отраслей и регионов.

Системный анализ -- это метод научного исследования, при котором комплексное изучение проблемы, структуры хозяйства и внутренних взаимосвязей дополняется изучением их взаимодействия и окончательные выводы делаются на основе соизмерения прямых и обратных связей. Системный анализ является всесторонним анализом, использующим принцип поэтапности, начиная от постановки цели, определения задач, формулировки научной гипотезы, всестороннего изучения особенностей оптимального варианта размещения производства. При этом критерием оптимальности могут являться как эффективность, то есть наиболее эффективное использование ресурсов, так и повышение занятости, то есть наиболее полное удовлетворение социально- экономических потребностей населения.

В целях решения специфических задач (например - создание и развитие производства особо, важных производств или решения важнейших социальных задач) используется программно - целевой метод. Сущность программно - целевого метода заключается в расчете потребных ресурсов и эффективности их использования под конкретную программу. Результаты и объемы потребных ресурсов далее используются в балансовых или иных методах. регулирование экономики региональное развитие

Проблемы размещения производительных сил и развития хозяйства регионов становятся все более сложными, а отраслевые и территориальные связи все более трудно управляемыми в условиях большой неопределенности и необходимости учета большого количества факторов на рынках сырья и ресурсов. Поэтому возникает необходимость в разработке и применении экономико-математических моделей, охватывающих главные, узловые проблемы. Можно выделить следующие основные направления экономико-математического моделирования территориальных экономических процессов:

- моделирование территориальных пропорций развития экономики России;

- моделирование размещения по отраслям хозяйства;

- моделирование формирования хозяйственных комплексов регионов.

Использование экономико-математических моделей и компьютеров позволяет выбирать оптимальные решения в соответствии с условиями и критериями решения поставленных задач. Полученные результаты чаще всего нуждаются в дальнейшем осмыслении и изучении.

Несмотря на разработку математического аппарата, он пока не может учесть многие долговременные последствия, которые возникают в хозяйстве при принятии того или иного варианта размещения предприятий, того или иного направления развития региональных комплексов. Кроме того, трудно дать точную количественную оценку целого ряда важных принципов и факторов, влияющих на размещение производительных сил, таких, например, как сдерживание роста крупных городов и т.д. В региональной экономике наблюдается очень много трудно формализуемых факторов.

В региональной экономике используются статистические методы (исчисление индексов на базе статистических данных, корреляционный анализ), а также и другие методы, например метод выборочного изучения, генерализация. Статистические методы чаще всего используют в тех случаях, когда социально- экономические процессы могут в достаточной мере идентифицированы.

Метод систематизации довольно часто используется для выделения классификации. Он связан с разделение изучаемых явлений, исходя из целей исследования и избранных критериев по совокупности, характеризуемых определенной общностью и отличительными признаками. Речь идет о таких приемах как, концентрация и других.

Метод экономико-географического исследования. Этот метод тесно связан с территориальными особенностями и географическим положением объектов исследования. Делится на 3 составные части. Это региональный метод, отраслевой метод и местный метод. При изучении региональной экономии и управления используются также: метод таксонирования, вариантный метод размещения производительных сил региона метод социальных исследований и др.

Все научные методы тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга.

2. Региональная структура Российской Федерации

2.1 Системная экономико-географическая терминология

Ключевым экономико-географическим понятием \является понятие территории. Она служит основой для всех остальных географических и социально-экономических объектов. Территория это ограниченная часть земной поверхности с присущими ей природными и привнесенными человекам свойствами и ресурсами. Понятие территория включает земную поверхность, и находящихся в ее границах околоземное воздушное пространство и недра.

Базовой понятийной единицей региональной экономики является территория. Наряду с понятием территория используются понятия акватория (ограниченная часть водной земной поверхности), аэротория (часть воздушной оболочки, соотнесенная с территорией и акваторией) и геотория (часть недр, соотнесенная с территорией и акваторией). Территория включает в себя все перечисленные выше понятия.

Неоднородность территории по различным факторам и чрезмерная ее величина с точки зрения целей исследования и практической деятельности требует членения территории на части- регионы.

Регион - это часть территории, отличающаяся от других частей рядом признаков или элементов и обладающая некоторой целостностью и взаимосвязанностью составляющих элементов. Регион понятие типологическое, предполагающее это членение с определенными целями и задачами.

1. административно-территориальными;

2. территориально-поселенческими;

3. планово-экономическими;

4. программно-целевыми.

Каждый из вариантов территориального деления РФ служит определенным целям и выполняет определенные функции в системе регионального управления страны. Основным принципом структурирования территории РФ является принцип административно-территориального деления. Административно-территориальное деление - система территориальной организации государства, на основе которой образуются и функционируют органы государственной власти и местного самоуправления. Организация власти в государстве связана с его территориальным устройством, т.к. функционирование органов власти осуществляется в границах определенных территориальных единиц, на которые делится территория государства.

2.2 Система административно-территориального деления страны

Основой экономического районирования является административно- территориальное устройство. До XVIII в. в России существовали различные административно- территориальные единицы -- уезды, воеводства, станы, округа и пр. Петр I предпринял ряд реформ в этом направлении. В 1708 г. страна была разделена на восемь крупных губерний, губернии же были разделены на уезды. В 1727 г. была выделена промежуточная единица между губерниями и уездами -- провинция. К каждой губернии приписывались полки, их комплектование осуществлялось за счет населения губерний. Петровские губернии просуществовали почти семьдесят лет, до 1775 их число за это время выросло до двадцати. В 1775 г. по указу Екатерины II была проведена новая административная реформа. Произошло разукрупнение губерний - их стало сорок, а затем 68. Каждая губерния должна была насчитывать не менее 300--400 тыс. человек, причем количество мужчин призывного возраста от 20 до 30 тыс. чел. Это административное деление сохранялось неизменным вплоть до Октябрьской революции. Южные территории России по существ были колониями России, а по форме считались военными областями, управляемыми генерал-губернаторами. Их называлитакжевоенными округами. Например, Туркестанский военный округ управлялся генерал- губернатором, Кавказский военный округ возглавлял наместник. В состав дореволюционной России входили Польша и Финляндия на правах самоуправляющихся единиц.

После отмены крепостного права в 1861 г. оформилась еще одна административная единица - волость.

Формирование послереволюционного административно - территориального деления нашей страны началось с 1917 г. 7 ноября 1917 г. была образована Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика. В декабре 1917 т. -- Украинская ССР, в январе 1919 г.-- Белорусская ССР. В 1918 г. в результате борьбы революционных и оппозиционных сил в Закавказье была провозглашена государственная независимость Грузии, Армении, Азербайджана, однако внутренняя борьба продолжалась. В 1920--1921 гг. были учреждены три Советские социалистические республики в Закавказье, -- Азербайджанская, Грузинская, Армянская, которые в 1922 г. были объединены в Закавказскую Социалистическую Федеративную Советскую Республику (ЗСФСР). В 1924 г. были созданы Туркменская, Узбекская, Таджикская АССР, в 1926 г. -- Киргизская (которая с 1924 г. называлась Каракиргизской автономной областью). В декабре 1922 г. произошло образование Союза ССР. В него вошли: РСФСР, Украинская ССР, Белорусская ССР, Закавказская СФСР. В 1924 г, в Союз вошли Туркменская и Узбекская республики. В 1929 г. Таджикская АССР была преобразована в союзную республику и тоже вошла в состав СССР. В 1936 г. из Киргизской ССР выделилась Казахская ССР и она также вошла в состав СССР. В 1940 г. на территории Прибалтики в Молдавии согласно сговору Молотова--Риббентропа были введены советские войска и образованы еще четыре союзные республики, также вошедшие в состав СССР -- Эстонская, Латвийская, Литовская, Молдавская ССР.

В первые годы Советской власти происходила ломка старых административных границ -- губерний, уездов и волостей. Были введены новые административные единицы -- края, области и районы, ликвидировавшие многие несоответствия административно - территориального деления царской России экономическому значению регионов.

К концу 1930-х годов сформировалось современное политико-административное деление СССР, которое просуществовало вплоть до 1990-х годов. В этот период существовали 15 союзныхреспублик -- РСФСР, Украинская ССР, Белорусская ССР, Казахская ССР, Узбекская ССР, Грузинская ССР, Азербайджанская ССР, Латвийская ССР, Литовская ССР, Армянская ССР, Киргизская ССР, Таджикская ССР, Молдавская ССР, Туркменская ССР, Эстонская ССР.

В составе союзных республик существовали 20 автономных республик, 8 автономных областей и 10 автономных (национальных) округов.

Сложившаяся к началу 1990-х годов политическая и экономическая обстановка привела к распаду Советского Союза. Этот процесс объясняется рядом причин, главная из которых господство тоталитарной системы, концентрация всех властных структур в руках КПСС, полный политико-экономический диктат руководящих структур КПСС над всеми сферами политической и экономической жизни страны. Естественно, диктат должен был рано или поздно быть свергнут. Произошел развал империи, который сопровождался финансовым, экономическим и политическим кризисом. Сначала 6 союзных республик заявили о государственной независимости -- Эстония, Латвия, Литва, Молдавия, Грузия, Армения. Они отказались от участия в подписании союзного договора о сохранении Союза и утверждении Федерации свободных государств. Предполагалось изменение названия страны -- Союз Советских Суверенных Республик. Однако его подписание было сорвано государственным переворотом, организованным ГКЧП в августе 1991. И хотя путч был подавлен демократическими силами России, его последствия привели к дальнейшему распаду СССР и обострению политико-экономической обстановки в стране. О полной независимости в этой обстановке заявили Украина, Казахстан, Узбекистан, Азербайджан и другие республики. И в процессе национализации общесоюзной собственности разрушилось и без того хрупкое равновесие республик, которое поддерживалось двусторонними экономическими соглашениями.

На территории огромной империи образовались суверенные государства, признанные мировым сообществом: Россия (Российская Федерация), Украина, Белоруссия (Беларусь), Молдавия (Молдова), Латвия, Литва, Эстония, Грузия, Армения, Азербайджан, Казахстан, Киргизия (Кыргызстан), Узбекистан, Таджикистан, Туркмения. Все эти государства -- республики по форме государственного устройства, в основном президентские республики. По инициативе России, Украины, Белоруссии - было создано Содружество независимых государств (СНГ), целью которого является создание единого экономического пространства и установление взаимовыгодных связей, а также совместное управление стратегической обороной, установление контактов по действию на их территориях единой транспортной системы, системы связи, единого энергоснабжения и т.д.. В состав СНГ в настоящее время входят 12 бывших союзных республик СССР, хотя соглашение о создании СНГ ратифицировано не всеми парламентами.

В настоящее время уже сложилось современное административно-территориальное деление России. В Российскую Федерацию входят следующие республики: Республика Адыгея, Республика Алтай, Республика Башкортостан, Республика Бурятия, Республика Дагестан, Республика Ингушегия, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Карелия, Республика Коми, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Саха (Якутия), Республика Северная Осетия, Республика Татарстан, Республика Тува, Удмуртская Республика, Республика Хакасия, Чеченская Республика, Чувашская Республика.

Автономной областью в составе России пока осталась одна -- Еврейская; другие же автономные области преобразованы в республики. В состав России входят 6 Автономных округов: Ненецкий, Таймырский (Долгано-Ненецкий), Ханты-Мансийский, Чукотский, Эвенкийский, Ямало-Ненецкий. Осталось неизменным количество краев -- 8: Алтайский, Закбайкальский, Краснодарский, Красноярский, Приморский, Ставропольский, Хабаровский, Пермский, и областей -- 47.

2 .3 Планово-экономическое деление

Экономическое районирование является основой территориального управления народным хозяйством России.

Система экономических районов -- основа построения материальных и других балансов в территориальном разрезе при разработке целевых, и региональных программ.

Экономическое районирование служит предпосылкой совершенствования территориального развития экономики и имеет первостепенное значение и для организации регионального Управления экономикой. Особенно это важно в настоящее бремя, когда регионы России получили экономическую самостоятельность.

Экономическое районирование, неразрывно связанное специализацией районов на определенных видах производства, является одним из факторов повышения производительно общественного труда, рационального и эффективного размещения производительных сил.

Экономическое районирование имеет свою историю. Первые попытки экономического районирования и первые публикации по вопросам районирования давали начальную ориентировку в хозяйственных различиях отдельных частей страны. Так как хозяйственная жизнь России в дореволюционные годы строилась главным образом сельским хозяйством, в основы районирования были положены климатические и другие зональные природные условия. Эти первые опыты экономического районирования были по преимуществу районированием природно-хозяйственным или сельскохозяйственным. В период развития капитализма в России с усилением территориального разделения труда и хозяйственных связей встали новые задачи перед сельским хозяйством и промышленностью России. Это потребовало углубления работ на базе данных статистики населения, промышленности, сельского хозяйства, транспорта. Особенно выделялись работы по экономическому районированию России известного статистика и географа П.П. Семенова-Тян-Шанского. Он осуществил в середине прошлого века районирование европейской части России на так называемые 14 естественных областей. Во внимание брались как природные, так и экономические условия территорий. Второе районирование им было проведено в конце XIX в., в результате которого были выделены 12 районов европейской части России. Эти районы представлялись как компактные, своеобразные по своим природным и хозяйственным условиям территории. В конце XIX и начале XX вв. появляется целый ряд работ по экономическому районированию России

Однако все опыты дореволюционного районирования не имели достаточного практического значения, они носили главным образом, познавательный характер. Вместе с тем работы таких дореволюционных ученых, как А.Н. Челинцева, А.И. Скворцова, П.П. Семенова-Тян-Шанского были использованы при разработке госплановской сетки районов.

Важнейшим условием экономического районирования в послереволюционный период явилось соответствие его административно- территориальному устройству. В 1920 г. был разработан план электрификации страны ГОЭЛРО. По плану ГОЭЛРО объявлялись 8 районов: Северный, Центрально-Промышленный, Центральный. Поволжский, Уральский, Кавказский, Западно-Сибирский, Туркестанский. Это был первый опыт советского экономического районирования.

В 1921 г. проект районирования страны подготовил Госплан СССР: согласно этому проекту территория СССР была разделена на 21 экономический район. В нем отражалось сочетание отраслевого и территориального разрезов плана.

В 1938--1940 гг. Госпланом СССР была разработана новая сетка экономических районов. По этой сетке территория СССР делилась на 13 крупных экономических районов. В соответствии с ней составлялись и утверждались государственные планы народного хозяйства в четвертой, пятой и шестой пятилетках. Планы составлялись по отраслям, экономическим районам и союзным республикам.

В 1963 г. Госплан СССР предложил разделить территорию СССР на 18 крупных экономических районов с учетомих природных и экономических особенностей. В РСФСР были выделены 10 крупных экономических районов -- Центральный, Северо-Западный, Центрально-Черноземный, Волго-Вятский, Поволжский, Северо-Кавказский, Уральский, Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский и Дальневосточный.

В 1982 г. Северо- Западный район был разделен на два района -- Северо-Западный и Северный. Таким образом, последняя сетка районов СССР включала 19 крупных экономических районов, из них 11 -- на территории России.

Современный экономический район -- это целостная территориальная часть народного хозяйства страны, имеющая свою производственную специализацию, прочные внутренние экономические связи. Экономический район неразрывно связан с другими, частями страны общественным территориальным разделением труда как единое хозяйственное целое с прочными внутренними связями.

Образование экономических районов является объективным процессом, выраженным развитием территориального разделения труда.

Основные принципы районирования:

Экономический принцип, рассматривающий район как специализированную часть единого народнохозяйственного комплекса страны с определенным составом вспомогательных и обслуживающих производств. Согласно этому принципу специализацию района должны определять такие отрасли, в которых затраты труда, средств на производство продукции и ее доставку потребителю по сравнению с другими районами будут наименьшими. Экономическая эффективность специализации района должна оцениваться как с точки зрения установления наиболее целесообразного территориального разделения труда в масштабе всей страны, так и с точки зрения наиболее производительного использования имеющихся ресурсов района.

Национальный принцип, учитывающий национальный состав населения района, его исторически сложившиеся особенности труда и быта.

Административно-территориальный принцип, определяющий единство экономического районирования и территориального политико-административного устройства страны. Этот принцип создает условия для эффективного самостоятельного развития регионов и укрепления их роли в территориальном разделении труда России. Членение страны на регионы называют районирование.

Для региональной экономики наибольшее значение имеют группировки (районирование) по административно-территориальному, территориально-поселенческому принципам.

Административно-территориальный - принцип, определяющий единство экономического районирования и территориального политико-административного устройства страны. Этот принцип создает условия для эффективного самостоятельного развития регионов и укрепления их роли в территориальном разделении труда России.

В настоящее время уже сложилось современное административно-территориальное деление России. В Российскую Федерацию входят:

- 21 республика;

- 8 краев;

- 46 областей;

- 2 города федерального значения;

- 1 автономная область;

- 6 автономных округов;

- 1867 районов;

- 1091 город;

- 329 городских районов;

- 1922 поселка городского типа;

- 24444 сельские администрации.

Система административно-территориального районирования регулируется Конституцией РФ и республик, уставами областей и краев.

Административно-территориальный принцип учитывает и национальный принцип районирования.

В мае 2000 года в России были образованы 7 федеральных округов, которые были созданы с целью укрепления вертикали исполнительной власти. В их состав были включены все субъекты федерации, имеющие совместные административные границы. В границах Федеральных округов был создан институт полномочных представителей Президента Российской Федерации с целью повышения эффективности реализации конституционных полномочий Президента и совершенствования системы контроля за исполнением принятых решений.

Федеральные округа не являются административно-территориальными образованиями Российской Федерации. Они выполняют задачу территориально - функционального разделения полномочий Президента Российской Федерации. В центрах Федеральных округов сосредотачиваются руководящие органы региональных подразделений всех основных федеральных органов исполнительной власти. На рисунке № 1 приводится состав семи Федеральных округов Российской Федерации.

Экономический район - пространственно ограниченная интегральная часть территории страны, сформировавшаяся как целостное образование в процессе территориального разделения труда. Экономический район характеризуется определенным экономико-географическим положением, своеобразием природных и экономических условий, исторически сложившейся производственной специализацией. В настоящее время РФ разделена на 11 экономических районов. Экономические районы могут объединяться в экономические зоны и субзоны. На территории РФ рассматриваются две экономические зоны - Западная и Восточная. В западную входит 2 экономические субзоны - Центр и Урал, в Восточную - Сибирь и Дальний Восток. Экономическая зона Сибирь в свою очередь делится на западно-сибирский и восточно-сибирский эконом районы.

Экономическое районирование представляет собой научно обоснованное выделение экономически и территориально обособленных целостных частей народного хозяйства. Планово-экономическое деление территории РФ используется в основном при общегосударственном регулировании экономики и стратегическом планировании социально-экономического развития страны.

Эти принципы являются основополагающими для современной теории и практики экономического районирования России. В современных условиях выделение крупных экономических районов диктуется развитием научно-технического прогресса. Контуры границ экономических районов определяются ареалом размещения отраслей рыночной специализации важнейших вспомогательных производств, связанных с отраслями рыночной специализации, технологическими поставками сырья, деталей, узлов, т.е. кооперацией производства.

К регионообразующим факторам современных экономических районов можно отнести наличие крупных месторождений полезных ископаемых, высокую плотность населения и накопленный трудовой опыт и т.д.

Экономическое районирование не застывший процесс, он может изменяться, совершенствоваться в процессе экономического развития страны в зависимости от многих факторов. Формирование в ряде крупных экономических районов программно-целевых ТПК может привести к разукрупнению экономических районов. Идет процесс развития программно-целевых ТПК -- Тимано-Печорского, Западно-Сибирского, Канско-Ачинского, Саянского, Южно Якутского. Они формируются на базе уникальных природных ресурсов.

Современное экономическое районирование России включает три основных звена (таксономические единицы): высшее звено районирования - крупные экономические районы; регионы среднего звена -- края, области, республики; низовые регионы - административно-хозяйственные районы, городские и сельские районы.

Каждый вид экономического районирования отвечает определенным задачам территориального развития. Высшее звено районирования - крупные экономические районы - используется центральными республиканскими органами власти для общегосударственного управления экономикой в территориальном разрезе.

Крупные экономические районы - это четко специализированные и относительно завершенные территориальные хозяйственные комплексы, играющие важную роль в общероссийском разделении труда. Располагая значительной территорией, большой численностью населения, разнообразным природно-ресурсным потенциалом, крупные экономические районы имеют четко выраженную специализацию. К этой форме группировки можно отнести систему федеральных округов. Их структура представлена на рис. 1 .

Среднее звено районирования используется для руководства некоторыми отраслями хозяйства в пределах области, края, республики. Велика его роль в руководстве сельским хозяйством и сферой услуг.

Низшее звено районирования -- городские и сельские районы, представляют собой первичные звенья в таксономии экономического районирования. На их основе образуются начальные специализированные территориальные производственные комплексы. Низовые районы играют важную роль в разработке и выполнении перспективных и годовых программ развития районного хозяйства и социально-культурного строительства, в размещении и специализации предприятий по производству и переработке сельскохозяйственной продукции, местной промышленности, бытового обслуживания, торговли и общественного питания.

Экономические районы могут объединяться в макрорегионы, или экономические зоны, отличающиеся общими природными условиями, чертами экономики, тенденциями дальнейшего развития. На больших территориях зон четко вырисовываются общие крупные межрайонные проблемы.

Главные принципы выделения экономических зон -- уровень хозяйственного освоения территории, соотношение между важнейшими ресурсами и степенью их использования. Существуют две экономические зоны -- Западная (Европейская часть России и Урал) и Восточная (Сибирь и Дальний Восток). Для выполнения долгосрочных целевых программ, сбалансированности производства и потребления важных видов продукции группы районов в экономических зонах объединяются в укрупненные районы. В Западной зоне четыре укрупненных района -- Север и Центр Европейской части России, Урале-Поволжье и Европейский Юг. В Восточной зоне два укрупненных района -- Сибирь и Дальний Восток.

В настоящее время в составе России находятся 11 экономических районов (регионов) (Рис.2): Северный, Северо-3ападный, Центральный, Центрально-Черноземный, Волго-Вятский, Поволжский, Северо-Кавказский, Уральский, Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский, Дальневосточный и Калининградская область. Статус самоуправления имеют Москва и Санкт- Петербург.

В современных условиях можно выделить три типа регионов России:

- Трудоизбыточные - республики Северного Кавказа, Ставропольский и Краснодарский края. Ростовская область;

- Оборонно-промышленные -- Санкт-Петербург, Москва, Московская и Нижегородская область, Урал, промышленные узлы юга Сибири;

- Многоотраслевые и депрессивные -- значительная часть зоны Севера.

В регионах первой группы рекомендуется всемерно поощрять мелкотоварный уклад, как в городах, так и в селах. Для регионов второго типа предусматривается привлекать иностранный капитал, в регионах третьего типа -- создавать благоприятный режим для предпринимательской деятельности за счет частичного освобождения от налогов и других факторов.

Для улучшения финансирования регионов создаются рыночные инфраструктуры -- фонды жилья, пенсионные страховые фонды, биржи, ассоциации и т.д.. Кроме того, рекомендуется образовывать ассоциации для комплексного решения задач по реализации программ развития макрорегионов, созданию региональных целевых фондов, повышению эффективности территориального разделения труда, развитию производства с учетом приватизации, внедрению новых технологий, расширению фермерских и подсобных хозяйств, разработке региональных программ возрождения сел, развитию малых городов, охране окружающей среды, развитию связей с другими регионами.

В настоящее время в наиболее сложном положении оказались регионы, где развита тяжелая промышленность - особенно угольно-металлургическая, с крупными предприятиями-монополистами -- Кемерово, Челябинск, Екатеринбург, Ростов, Тула, крупные города Красноярского края, а также регионы, где сосредоточены предприятия оборонного комплекса -- Москва и Санкт-Петербург, Московская, Ленинградская, Челябинская, Нижегородская, Свердловская, Пермская, Тульская области, Удсмуртия и отдельные промышленные узлы с узкой производственной базой, в основном на севере.

В период структурной перестройки для регионов особенно реальна угроза резкого спада производства, массовой безработицы и обострения социальной напряженности. Поэтому для существования этих регионов могут устанавливаться льготы по федеральным и местным налогам, кредиты, льготы на налог от прибыли коммерческих банков, расширение прав местных органов и социальная защита населения. Отдельным предприятиям в этих регионах будут выдаваться кредиты для поддержания производства и перепрофилирования на выпуск социально значимой продукции.

Все сказанное относится к интегральному экономическому районированию. Кроме того, существует отраслевое районирование, например, районы размещения черной металлургии (металлургические базы), районы размещения транспортного, сельскохозяйственного машиностроения и других отраслей промышленности, а также сельскохозяйственное районирование. Так, предполагается, что в будущем с развитием рыночных отношений можно будет выделить пять сельскохозяйственных районов России:-- основная часть Нечерноземной зоны, земледельческие районы южной части Восточной Сибири и Дальнего Востока;

- Регионы, где сочетаются крупные коллективные хозяйства с фермерскими -- Черноземный Центр, Поволжье, предгорье Северного Кавказа, Южный Урал, юг «Западной Сибири;

- Горные регионы -- республики Северного Кавказа, Алтайская республика;

- Регионы отгонно-пастбищного животноводства -- Калмыкия, Тува, Бурятия, Читинская область;

- Слабо освоенные территории с очаговым развитием земледелия и особым режимом землепользования -- это основная часть зоны Севера.

Наиболее радикальные аграрные преобразования намечаются в регионах первого типа. Здесь предусматривается форсированное развитие фермерских хозяйств за счет дополнительных государственных инвестиций и субсидий, а также переселение в эти регионы экономически активного населения -- демобилизованных военнослужащих, русскоязычного населения из стран нового зарубежья, а также переселенцев из городов.

Особенно уязвимы регионы нового освоения с суровыми, экстремальными условиями -- зоны Севера, а также регионы со структурной безработицей, аграрным перенаселением (например, Северный Кавказ) и территории со слабой финансово-экономической базой -- Забайкалье, Тува, Калмыкия, Дагестан. Эти регионы поддерживаются из республиканских и федеральных фондов.

В настоящее время формируются свободные экономические зоны, которые получат все преимущества для промышленного, сельскохозяйственного развития, с высоким уровнем инфраструктуры. Это -- Санкт-Петербург, на Дальнем Востоке -- Находка, Магадан, Сахалин; в Сибири -- Кузбасс; в Московской области -- Зеленоград, в Калининградской области -- Янтарь и др.

В условиях становления и развития рыночных отношений формируется новая региональная политика. Следует отметить особую важность регионального аспекта экономических реформ, проводимых в стране.

В зависимости от источников наполнения доходной части регионального бюджета может быть применена следующая группировка регионов:

- Регионы доноры;

- Регионы реципиенты;

- Кризисные регионы.

К первой категории регионов могут быть отнесены субъекты, имеющее положительное сальдо платежей с федеральным бюджетом. В настоящее время таковых среди субъектов федерации насчитывается очень мало.

2 .4 Территориально-поселенческое деление

В зависимости от размеров различаются локальные и региональные системы расселения.

Система расселения - территориально целостная и функционально взаимосвязанная совокупность поселений и исходное понятие при изучении и исследовании территориальных аспектов жизнедеятельности населения. Локальной системой расселения называется расположенная в пределах компактной территории совокупность поселений имеющих единую энергетическую, производственную, транспортную, социальную систему обслуживания населения. Одним из основных критериев выделения компактных территорий является транспортная доступность - время поездки от границы территории до ее центра (обычно 1,5 часа).

Региональные системы расселения - системы, состоящие из нескольких локальных систем расселения в пределах неконтактных территорий различного размера. При этом между локальными системами расселения имеются социально-экономические связи. В качестве одного из видов локальной системы расселения можно рассматривать городское муниципальное образование, а в качестве региональной - районные муниципальные образования. В настоящее время отсутствует единая система классификации муниципальных образований. Основы для построения общей классификации муниципальных образований являются:

1. градостроительная классификация поселений

2. экономико-географическая классификация городов.

Обобщенная классификация муниципальных образований представляет собой их иерархическую группировку, отражающую особенности структуры и процессов функционирования.

Выделяют 3 уровня классификации, характеризующие вид, тип и размер муниципального образования.

Классификация вида муниципального образования разделяется на вид поселения и структуру поселения.

Классификация размера муниципального образования характеризуется численностью населения и плотностью населения.

Классификация типов муниципальных образований характеризуется

функциональной специализацией, бюджетным режимом, режимом жизнедеятельности, экономическим значением.

В настоящее время с России с 1 января 2003 года в соответствии с постановлением Госстандарта от 06.11.2001 № 454-ст взамен ОКОНХ на территории России вводится в действие Общероссийский классификатор видов экономической деятельности. (ОКВЭД) Он входит в состав Единой системы классификации и кодирования технико-экономической информации (ЕСКК) Российской Федерации и предназначен для описания структуры российской экономики. ОКВЭД является одним их наиболее важных для государственной статистики общероссийских классификаторов, на основе которого осуществляется идентификация деятельности хозяйствующих субъектов в процессе их государственной регистрации и статистического учета.

2 .5 Программно-целевое деление Российской Федерации

Программно-целевое деление Российской Федерации связано с реализацией принципов программно-целевого управления экономикой страны и ее отдельных регионов. Программно-целевое региональное деление может быть двух типов:специальное или проблемное и общее или комплексное. К первому типу относятся территории в пределах которых реализуются целевые программы различных уровней - федерального, регионального и местного.

Ко 2 типу программно-целевых регионов относятся территории с особым статусом, такие как ТПК, СЭЗ, ЗАТО, ЗЧЭС (закрытые чрезвычайные экологические ситуации)

В условиях социально-экономического кризиса особым объектом государственного регулирования становятся проблемные регионы и территории. К проблемным относятся регионы и территории, имеющие важное народно-хозяйственное значение, где на фоне общего социально-экономического кризиса имеется особо острая доминантная проблема, решение которой не может быть осуществлено традиционными методами без прямого или косвенного участия государства. Основными типами проблемных регионов являются отстающие, депрессивные, кризисные, а также регионы особого стратегического значения.

К отстающим относятся регионы, характеризующиеся слабым развитием собственной экономической базы, низкими душевыми доходами населения, недостаточно развитым производственным и финансовым потенциалом.

К депрессивным относятся регионы, обладающие достаточным экономическим потенциалом, но в результате структурного кризиса характеризуются устойчивым снижением производства и реальных доходов населения, а также растущей безработицей.

Кризисными являются регионы с экстремальным характером экономических, социально-политических и эколого-природных процессов.

К группе регионов особого стратегического значения относятся регионы крайнего Севера, Дальнего Востока, Калининградской области и регионы, граничащие с республиками бывшего СССР. Основным способом комплексной государственной поддержки и участия государства в реабилитации проблемных регионов и территорий являются федеральные целевые программы. Федеральная целевая программа - увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и др мероприятий, обеспечивающих эффективное решение задач в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития.

Подобные документы

    Сущность и содержание государственного регулирования региональной экономики России. Инструменты и методы государственного регулирования экономики Пермского края. Описание региона и его проблемы. Тенденции экономического развития Коми-Пермяцкого округа.

    курсовая работа , добавлен 03.12.2010

    Место региональной экономики в системе общественно-экономических отношений. Разделение труда и процесс регионального воспроизводства. Хозяйственный механизм деятельности фирмы. Классификация методов управления. Связи и зависимость в сфере потребления.

    реферат , добавлен 17.04.2012

    Методы исследований в региональной экономике. Региональное развитие: цели, критерии и методы управления. Факторы социально-экономического развития и конкурентоспособности регионов. Методы управления региональной экономикой, классификация методов.

    курсовая работа , добавлен 16.12.2007

    Создание целостной картины экономики региона, ее динамика и история. Элементы системы региональной экономики. Комплексная структура и особенности функционирования при движении к цели. Устройство и связь с окружающей средой. Развитие системы во времени.

    контрольная работа , добавлен 28.08.2012

    Общая характеристика региона, региональной экономики и региональной политики. Оценка уровня жизни с учетом особенностей (специфики) региона. Формирование уровня жизни в современных экономических условиях. Особенности региональных инвестиционных процессов.

    курсовая работа , добавлен 02.01.2009

    Место региональной экономики в воспроизводственном процессе страны. Показатели, характеризующие межрегиональные связи страны. Территориальное разделение труда как основа регионального воспроизводственного процесса. Экономика отдельных регионов России.

    контрольная работа , добавлен 03.03.2009

    контрольная работа , добавлен 19.03.2011

    Суть региональной экономики, которая призвана изучать закономерности и проблемы функционирования и развития экономики страны как системы взаимодействующих регионов. Принципы, механизмы и цели региональной политики в странах Европейского Союза и России.

    курсовая работа , добавлен 13.09.2011

    Структура и функционирование региональной экономики. Производственно-функциональные, географические, градостроительные, социологические критерии региона. Производительные силы региона и комплексность хозяйства. Определение региональной специализации.

    курсовая работа , добавлен 29.05.2016

    В основу региональной экономики входят балансы регионального производства и потребление основных видов продукции. Экономико-математическое моделирование. Метод системного анализа. Закономерности, принципы и факторы развития и размещения производства.

Оценка финансового состояния организации осуществляется с применением системы или набора коэффициентов. Данные показатели призваны характеризовать финансовую устойчивость и отвечать за стабильное положение компании.

Финансовое положение субъекта может считаться устойчивым в случае, когда им может быть покрыто до 50 процентов за счет собственных средств. При этом предприятие должно эффективно использовать эти ресурсы, соблюдать расчетную, кредитную и финансовую дисциплину и являться платежеспособным. О финансовом состоянии компании можно сказать после проведенного оценки финансовой устойчивости и платежеспособности.

Коэффициент финансирования показывает экономическую стабильность той хозяйственной среды, в которой предприятием осуществляется его основная деятельность. Принимаются во внимание его результаты функционирования, эффективного и активного реагирования на любые изменения внешних и внутренних факторов.

Финансовая устойчивость любой компании должна основываться на стабильном превышении дохода над расходами, эффективном использовании денежных средств, беспрерывном производственном процессе. Коэффициент финансирования рассчитывается исходя из производственной и хозяйственной деятельности субъекта, и является одним из главных показателей устойчивости предприятия.

Насколько правильно предприятие управляет своими по состоянию на определенную дату, позволяет охарактеризовать соответствующий анализ устойчивости финансирования. Очень важным в данном случае является соответствие финансов рыночным требованиям, и должно отвечать стратегическим направлениям развития субъекта хозяйствования.

Для оценки сложившейся экономической ситуации и служит коэффициент финансирования, рассчитываемый отношением собственных источников к заемным средствам предприятия на основании данных бухгалтерского баланса. Данный показатель должен определять, в какой доле активы состоят из собственного капитала. Этот фактор характеризует независимость субъекта хозяйствования от внешних финансовых источников.

При благоприятном экономическом положении предприятия коэффициент финансирования должен быть больше единицы. При величине показателя меньше единицы возникает риск неплатежеспособности. И предприятию будет крайне сложно получить кредит в банковских учреждениях.

Другим важным показателем оценки эффективности жизнедеятельности предприятия является коэффициент устойчивого финансирования. Он определяется отношением общей суммы долгосрочных обязательств и собственного капитала к валюте бухгалтерского баланса.

Данный показатель отображает ту часть которая может быть профинансирована за счет постоянных источников. Другими словами, доля длительно используемых в хозяйственной деятельности источников финансирования.

У любого предприятия одной из основных целей должно быть обеспечение стабильности деятельности на долгосрочную перспективу. Достижение положительных возможно только при низкой зависимости от инвесторов и кредиторов. Сегодня существует такая тенденция, что в производство вкладываются в минимальных размерах, а основное «вливание» финансов осуществляется за счет заимствованных. Именно поэтому и придается особое значение показателю устойчивости финансирования. Ведь только этот коэффициент покажет зависимость предприятия от внешних финансовых источников. Кроме использования указанного коэффициента, может проводиться с использованием показателей «чистых активов».

Финансовая устойчивость организации оценивается при помощи следующих показателей рыночной устойчивости.

1. Коэффициент обеспеченности собственными средствами , характеризует степень обеспеченности предприятия собственными оборотными средствами, необходимую для финансовой устойчивости. Нормативное значение этого показателя – 0,1- 0,5

где СК – величина собственного капитала;

ОА – величина оборотных активов.

2.Коэффициент обеспеченности материальных запасов собственными средствами, показывает, в какой степени материальные запасы покрыты собственными средствами или нуждаются в привлечении заемных. Норма 0,6-0,8

3.Коэффициент маневренности собственного капитала , показывает насколько мобильны собственные источники средств с финансовой точки зрения. Нормативное значение – 0,5

4.Коэффициент (индекс) постоянного актива показывает долю основных средств и внеоборотных активов в источниках собственных средств. Нормативное значение составляет 0,5

5.Коэффициент долгосрочного привлечения заемных средств , показывает, какая часть деятельности финансируется за счет долгосрочных заемных средств для обновления и расширения производства наряду с собственными средствами.

,

6. Коэффициент автономии, характеризует долю собственного капитала в общей сумме источников финансирования. Норма 0,5- 0,7

где ВБ – валюта баланса

7., характеризует долю собственного капитала и долгосрочных заемных средств в совокупном капитале организации. Норма 0,7 - 0,8

,

8.Коэффициент финансовой активности или финансового риска (финансовый леверидж) – показывает, сколько заемных средств предприятие привлекает на 1 рубль собственного капитала, норма менее или равно 1

где ЗК – величина заемного капитала (сумма строк 590 и 690ф.№1).

Для удобства формулирования выводов по результатам расчетов представим их в таблице 4.2.



Вывод: По приведенным расчетам коэффициент обеспеченности собственными средствами ОАО «Транспорт» не соответствовал его нормативному значению (≥ 0,1) и имел отрицательные значения: н.г -0,43, в к.г. -0,31, наблюдается тенденция к уменьшению данного коэффициента. Отрицательные значения коэффициента обеспеченности собственными средствами свидетельствуют о том, что оборотные (текущие) активы ОАО «Транспорт» не обеспечиваются собственными оборотными средствами, т.к. предприятие не располагает собственными оборотными средствами, финансирование текущей деятельности зависит от кредиторов и внешних инвесторов.

Коэффициент обеспеченности материальных запасов имеет отрицательное значение из-за фактического отсутствия у организации собственных оборотных средств



Коэффициент маневренности собственного капитала показывает, какая часть собственного капитала используется для финансирования текущей деятельности, т.е. вложена в оборотные средства, в наиболее маневренную часть активов. В н.г показатель равен -0,19, в к.г. он значительно уменьшился и составил -0,15. Оба значения ниже нормативных, это означает что собственный капитал не вкладывается в оборотные средства. Коэффициент маневренности собственного капитала характеризует, насколько мобильны собственные источники средств с финансовой точки зрения. Чем больше величина данного коэффициента, тем лучше финансовое состояние предприятие, его нормативное значение 0,5.

Индекс постоянного актива - это отношение стоимости внеоборотных активов к собственному капиталу и резервам, которое показывает, какая доля собственных источников средств направляется на покрытие внеоборотных активов. В организации ОАО «Транспорт» индекс = 1,2, это значение выше нормы, свидетельствует о том, что, большая часть собственных средств идет на покрытие внеоборотных активов.

Коэффициент автономии характеризует долю собственности владельцев предприятия в общей сумме активов. Кроме того, чем выше значение коэффициента, в ОАО «Транспорт» (н.г.=0,62 и к.г.=0,61) тем более предприятие финансово устойчиво и тем менее зависимо от сторонних кредитов. С точки зрения инвесторов и кредиторов чем выше значение коэффициента, тем меньше риск потери инвестиций вложенных в предприятие и предоставленных ему кредитов.

Коэффициент финансовой устойчивости показывает, какая часть актива финансируется за счет устойчивых источников, то есть долю тех источников финансирования, которые организация может использовать в своей деятельности длительное время. Если величина коэффициента колеблется в пределах 0,5-0,7 (в нашем случае на н.г.=0,82 и к.г.=0,84) и имеет положительную тенденцию, то финансовое положение организации является устойчивым .

Коэффициент финансовой активности или финансового риска (финансовый леверидж) – показывает, сколько заемных средств предприятие привлекает на 1 рубль собственного капитала, т.е. 0,62р. и 0,63р. соответственно привлекает организация «Транспорт» на 1 рубль собственного капитала.

I. Коэффициенты ликвидности

1. Коэффициент абсолютной ликвидности

Показывает, какая доля текущих долговых обязательств (кредиторская задолженность, краткосрочные банковские кредиты и другие обязательства) может быть немедленно погашена за счет денежных средств и их эквивалентов.

К АЛ = (Денежные средства + Краткосрочные финансовые вложения) / Текущие обязательства

2. Коэффициент срочной ликвидности (критической оценки)

Отношение наиболее ликвидной части оборотных средств (денежных средств, дебиторской задолженности, краткосрочных финансовых вложений) к краткосрочным обязательствам.

К СЛ = (Денежные средства + Краткосрочные финансовые вложения + Краткосрочная дебиторская задолженность) / Текущие обязательства

3. Коэффициент текущей ликвидности

Показывает, какая доля текущих долговых обязательств может быть погашена в короткие сроки за счет ликвидных оборотных активов

К ТЛ = Оборотные активы / Текущие обязательства

  1. 1. Собственные оборотные средства

Показывает в каком объеме оборотные активы сформированы за счет собственного капитала.

СОС = Собственный капитал – Внеоборотные активы

  1. 2. Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами

K осс = СОС / Оборотные средства

6. Чистый оборотный капитал

Показывает превышение оборотных средств над краткосрочными обязательствами. Отражает возможность предприятие продолжать текущую производственную деятельность после погашения своих краткосрочные обязательства.

ЧОК = Оборотные активы - Текущие обязательства = Собственный капитал + Долгосрочные пассивы – Внеоборотные активы

II. Показатели структуры капитала (коэффициенты финансовой устойчивости)

7. Коэффициент автономии (финансовой независимости)

Данный коэффициент показывает, в какой степени активы предприятия сформированы за счет собственного капитала, и насколько предприятие независимо от внешних источников финансирования.

К А = Собственный капитал / Валюта баланса

8. Коэффициент финансирования (соотношения заемных и собственных средств) характеризует объем привлеченных заемных средств на единицу собственного капитала.

К Ф = Заемный капитал / Собственный капитал

9. Коэффициент текущей задолженности характеризует долю краткосрочного заемного капитала в общей сумме капитала.

К ТЗ = Краткосрочные обязательства / Валюта баланса

10. Коэффициент финансовой устойчивости (долгосрочной финансовой независимости)

показывает, в какой степени активы предприятия сформированы за счет собственных и долгосрочных заемных средств.

К ФУ = Собственный капитал + Долгосрочный заемный капитал / Валюта баланса

III. Коэффициенты рентабельности

11. Коэффициент рентабельности продаж, %

Демонстрирует долю чистой прибыли в объеме продаж предприятия. Рассчитывается по всей продукции в целом и по отдельным ассортиментным видам.

ROS = Чистая прибыль от реализации / Выручка от реализации * 100 %

12. Коэффициент рентабельности оборотных активов, %

Демонстрирует возможности предприятия в обеспечении достаточного объема прибыли по отношению к используемым оборотным средствам компании. Чем выше значение этого коэффициента, тем более эффективно используются оборотные средства.

RCA = Чистая прибыль * 100 % / Средняя величина текущих активов

13. Коэффициент рентабельности активов , %

Наряду с показателем ROE является основным, используемым в странах рыночной экономики для характеристики эффективности вложений в деятельность того или иного вида.

ROA = Прибыль* 100% / Средняя стоимость активов

14. Коэффициент рентабельности собственного капитала, %

Позволяет определить эффективность использования капитала, инвестированного собственниками предприятия. Обычно этот показатель сравнивают с возможным альтернативным вложением средств в другие активы.

ROE = Чистая прибыль* 100 % / Собственный капитал

15. Коэффициент рентабельности инвестиций

Показывает, сколько денежных единиц потребовалось предприятию для получения одной денежной единицы прибыли. Этот показатель является одним из наиболее важных индикаторов конкурентоспособности.

ROI = Чистая прибыль* 100% / (Собственный капитал + Долгосрочные обязательства)

IV. Коэффициенты оборачиваемости (деловой активности)

16. Коэффициент оборачиваемости основных средств (Фондоотдача)

Этот коэффициент характеризует эффективность использования предприятием имеющихся в распоряжении основных средств.

К ОС = Выручка от реализации / Средняя стоимость основных средств

17. Коэффициент оборачиваемости активов (коэффициент трансформации, ресурсоотдача)

Характеризует эффективность использования компанией всех имеющихся в распоряжении ресурсов, независимо от источников их привлечения.

К ОА = Выручка от реализации / Средняя стоимость активов

18. Коэффициент оборачиваемости запасов

Отражает скорость реализации запасов.

К ОЗ = Себестоимость реализованной продукции / Средняя величина запасов

19. Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности

Чем выше коэффициент оборачиваемости и чем короче период инкассации, тем меньше средств заморожено в счетах дебиторов, тем мобильнее оборотные активы предприятия.

К ОДЗ = Выручка от реализации / Средняя величина дебиторской задолженность

Период инкассации дебиторской задолженности: Т ИДЗ = 365 / К ОДЗ

20. Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности

К ОКЗ = Себестоимость реализованной продукции / Средняя величина кредиторской задолженности

V. Коэффициенты рыночной активности

21. Прибыль на акцию

Один из наиболее важных показателей, влияющих на рыночную стоимость компании. Показывает долю чистой прибыли (в денежных единицах), приходящуюся на одну обыкновенную акцию.

EPS = (Чистая прибыль – Дивиденды по привилегир-м акциям) / Число обыкновенных акций

22. Дивиденды на акцию

Показывает сумму дивидендов, распределяемых на каждую обыкновенную акцию.

DPS = Дивиденды, выплачиваемые по обыкновенным акциям) / Число обыкновенных акций

23. Соотношение цены акции и прибыли

Этот коэффициент показывает, сколько денежных единиц согласны платить акционеры за одну денежную единицу чистой прибыли компании. Он, также, показывает, насколько быстро могут окупиться инвестиции в акции компании.

P / E = Рыночная цена акции / EPS

24. Коэффициент устойчивости экономического роста

Данный коэффициент показывает, какими темпами увеличивается собственный капитал за счет финансово-хозяйственной деятельности, а не за счет привлечения дополнительного акционерного капитала.

sgr = (Чистая прибыль – Общая сумма выплачиваемых дивидендов) / Собственный капитал