Строительство и развитие инженерной инфраструктуры. Программно-целевые методы управления развитием инженерной инфраструктуры крупного города костылев антон юрьевич. Структура целей и задач, требующих применения программно-целевых методов в реформировании

Строительство и развитие инженерной инфраструктуры. Программно-целевые методы управления развитием инженерной инфраструктуры крупного города костылев антон юрьевич. Структура целей и задач, требующих применения программно-целевых методов в реформировании

Доклад

и.о. Руководителя Исполнительного комитета г.Казани Р.Т.Бурганова

на очередной XXVI сессии Казанской городской Думы

О генеральном плане муниципального образования г.Казань»

Уважаемый Фарид Хайруллович!

Уважаемый Мэр, депутаты и приглашенные!

В соответствии с действующим законодательством, мне как лицу, представляющему орган исполнительной власти муниципального образования Казани, предстоит доложить вам о разработанном генеральном плане города и вынести его на утверждение.

Многие в этом зале так или иначе уже имели возможность ознакомиться с данным документом, а так же представить свои замечания и предложения. 26 декабря прошлого года проект Генплана обсуждался с жителями города на публичных слушаниях. В рамках требований Градостроительного кодекса проект Генерального плана был направлен на согласование в Министерство регионального развития Российской Федерации, в Кабинет Министров Республики Татарстан, а также Главам прилегающих муниципальных районов Республики Татарстан.

Основными целями нового генерального являются: :

Обеспечение устойчивого пространственного и социально - экономического развития города;

Четкое определение перспектив использования территории города;

Создание комфортной и благоприятной среды жизни для горожан и улучшение экологической обстановки в городе;

Резервирование территорий для строительства дорог и инженерных объектов;

Разработка проектов планировок и межевания;

Повышение инвестиционной привлекательности города и пригородных районов.

Анализ генплана 1969 года.

Действовавший до настоящего времени генеральный план был утвержден в 1969 году и был рассчитан до 2000-го года. Коротко скажу о том, как он реализовался. Это важно для понимания сегодняшнего планирования:

По численности населения прогнозы подтвердились более чем на 90 процентов, однако территория города выросла на треть больше запланированных объемов. Вопреки генплану в центре города сохранились поселки, в 2 раза увеличилась доля земель сельскохозяйственного назначения.



Предыдущий Генплан на 94 процента выполнен по показателям общей площади жилищного фонда (21,8 млн.м2 - 23,0 млн.м2). Более чем на 96 процентов - по обеспеченности жильем на одного человека (23 квадратных метра на сегодняшний день)

Серьезные «перекосы» возникли в городской транспортной схеме и пассажироперевозках. Фактическая протяженность магистралей к настоящему времени составляет всего 83 процента от задач, поставленных Генпланом 1969 года. Остался незавершенным каркас кольцевых и радиальных магистралей. Протяженность линий метрополитена даже на сегодня составляет всего 15 процентов от запланированных 64-х километров. В итоге доля пассажирских перевозок наземными видами транспорта выросла на треть, а протяженность автобусных линий - в 2,3 раза (643 км против 280 км).

Что касается воздушного транспорта, то основное мероприятие - вынос из городской черты старого аэропорта и строительство нового - полностью реализовано.

Таким образом, Генплан 1969 года в части тех городских проблем, которые не получили своего решения, дает четкий алгоритм для формирования целей и задач нового Генплана.

Новый Генеральный план.

Расчетный срок действия вынесенного на рассмотрение Генерального плана – это 2020 год.

Первую очередь Генплана планируется реализовать к 2010 году. Данный момент является принципиальным, потому что некоторые задача, обозначенные в положениях проекта, относятся к перспективе на 2050 год. Они были необходимы для обоснования ближайшей перспективы. Поэтому задачи тактические и стратегические в документе четко разделены.

Базовыми показателями для разработки генплана стали:

Ожидаемая численность населения;

Жилищная обеспеченность на одного человека;

И оптимальный баланс между территориями массовой жилой застройки, площадками с размещением промышленных предприятий, между зоной внешнего транспорта и природным каркасом города.

Базовые показатели

Расчёты показали, что численность населения на 2050 год составит 1,5 миллиона человек. Увеличение численности горожан требует серьезного увеличения показателей жилищной обеспеченности. Если в 2006 года данный показатель составлял 20,6 квадратных метра на человека, то 2020 году уровень жилищной обеспеченности должен вырасти до 31 квадратного метра, а к 2050 году – до 39 квадратных метров на человека.Прогноз жилищной обеспеченности на 2020 год рассчитан на численность населения в 1 миллион 180 тысяч человек и соответствует европейским стандартам.

Прирост территории

Активное жилищное строительство предполагает наличие свободной земли, и здесь в ходе разработке Генплана мы столкнулись с серьезной проблемой. И анализ городской территории, площадь которой составляла 42,5 тысяч гектаров, показал, что свободных либо неэффективно используемых земельных участков практически не осталось.

Для решения данной проблемы было предложено увеличение территории города на 18,8 тысяч гектаров до общей площади в 61,3 тысячи гектар.

В итоге к территории города Казани были присоединены:

9,3 тысячи гектаров Высокогорского муниципального района;

2,1 тысячи гектаров Пестречинского муниципального района;

7,4 тысячи гектаров Лаишевского муниципального района.

В границы вошли 7 населенных пунктов. Кроме Казани, это:

Белянкино, Константиновка, Озерный, Самосырово, Чебакса - в Высокогорском районе;

Чернопенье - в Пестречинском районе.

При всем этом Генеральный план преду­сматривает интенсивное развитие города за счет резервов внутри старых гра­ниц. И только после того, как эти резервы будут полностью исчерпаны, начнется освоение свободных территорий, расположенных на присоединенных землях в северо-восточном, восточном, юго-восточном направлениях.

Реконструкция исторического центра

Одним из приоритетных направлений развития города должна стать реконструкция исторического центра с возможным переносом располагающихся сегодня там экологически вредных и малорентабельных предприятий, а также коммунально-складских объ­ектов. Это путевое хозяйство, складские территории центрального железнодо­рожного вокзала, северный участок терри­тории объединения «Мелита», фабрика «Заря», объединение «Спартак» и другие объекты.

На освободившихся территориях исторического центра предлагается разместить общественно-деловые зоны между рекой Волга и железной дорогой, гостиницы, элитное? жилье, а также создать рекреационные зон вдоль Волги от Кировской дамбы до Речного порта, вдоль озера Нижний Кабан и Казанки.

Производство

Новый Генеральный план предполагает вынос промышленных предприятий и из других частей города. Прежде всего, речь идет о Восточном промышленном районе, который ограничен улицами Аделя Кутуя, Бухарская, Ро­дина, Зорге и Гвардейская. На освободившей территории предполагается создание нового жилого района. Аналогичные изменения ждут южный промышленный узел, на месте которого предлагается организовать в многофункциональный рекреационный и общественно-деловой центр.

Предполагается, что промышленная и ком­мунально-складская зона переместится в восточную часть города. А в северной части города (за «Казаньоргсинтезом») предлагается раз­витие существующей промышленной зоны.

Жилищное строительство до 2020 года предполагается сосредоточить, во-первых, на свободных территориях в пределах старых границ города . Я позволю себе перечислить определенные на сегодня площадки:

Район старого аэропорта в Советском районе (945,2 тыс. кв. м жилья),

Микрорайоны в Азино-1 и Азино-2 в Советском районе (254,4 тыс. кв. м жилья),

Микрорайон 5А в Приволжском районе (360,5 тыс. кв. м жилья),

Район Фермы-2 в Приволжском районе (1млн. 193 тыс. кв. м жилья),

Участки в пос. Салмачи (926 тыс. кв. м жилья),

Жилые квартала в прибрежной части р.Казанка (368,82 тыс. кв. м жилья),

Район в Куземетьево в Кировском районе (598,4 тыс. кв. м жилья),

Район в пос. Залесный (414 тыс. кв. м жилья),

Участки в северо-восточной части от ОАО «Казаньоргсинтез» (248,0 тыс. кв. м
жилья).

Общая площадь - свыше 5-ти млн. кв. м жилья.

Следующей группой площадок являются территории, требующие ре­конструкции (общая площадь – порядка 8 млн. кв. м). Это:

Район Большая Крылова в Кировском районе (555,5 тыс.кв. м жилья),

Квартала в Авиастроительном районе (4384,62 тыс.кв. м жилья),

Квартала в Ново - Савиновском районе (783 тыс.кв. м жилья),

Квартала в Вахитовском районе (Калуга-Аметьево, Аметьево, район ул. Павлюхина -797,4 тыс.кв. м жилья).

Квартала в Московском районе (541 тыс.кв. м жилья),

Квартала в Советском районе, занятые промышленно-складскими объектами в
районе улиц Гвардейская, Родины, А.Кутуя (876 тыс.кв. м жилья).

На присоединенных к Казани территориях жилищное строительство предполагается на площадках в Северо-Восточном, Восточном и Юго-Восточном направлении от города. Здесь предлагается построить 4,5 млн. кв. м жилья

Транспорт

Транспортные проблемы города у всех на слуху. Это перегруженность улиц, нехватка стояночных мест для машин, «пробки», и повышение аварий­ности. Причиной тому недостаточно развитая сеть магистра­лей и нехватка многоуровневых развязок и пешеходных переходов. Вместе с тем, уровень автомобилизации постоянно растет, и сегодня составляет 150 автомашин на тысячу жителей. Прогноз на ближайшее будущее 250 автомобилей на тысячу жителей.

Проект Генплана предусматривает формирование системы кольцевых и радиальных магистралей общегородского значения, а также развитие сети районных магистралей. Предусматривается завершение строительства Большого Казанского кольца, Малого Казанского кольца, а также основных радиальных магистралей – Мамадышского и Вознесенского тракта, магистрали в Салмачах, магистрали от Оренбургского тракта до обходной магистрали М-7, реконструкция Горьковского шоссе. Предусматривается строительство новых и реконструкция существующих транспортных развязок, внеуличных пешеходных переходов.

Перспективная уличная сеть представлена 4-мя классами улиц и дорог :

Общегородские магистрали непрерывного движения . Это 8 полос, 8 тысяч автомобилей в час плюс развязки на разных уровнях. (Объездная дорога, Мамадышский тракт)

Общегородские дороги координированного движения - 6-8 полос, 6,5 тыс. автомобилей в час плюс развязки в разных уровнях на «глав­ных» пересечениях. (Большое казанское кольцо, Вознесенский тракт, Ленинградская)

Общегородские дороги регулируемого движения , которые будут иметь по 6 полос и пропускать 5-6 тыс. автомобилей в час. (Малое казанское кольцо)

Улицы районного значения и городские дороги

Для реализации меро­приятий, намеченных до 2020 года, необходимо построить и реконструировать 170 км улиц и дорог, а так же 9 мостов, в том числе 2 новых моста через реку Казанку, 5 путепроводов через железную дорогу, 24 транспортные развязки и около 10-ти подземных и надземных пешеходных пе­реходов.

Что касается сети городского пассажирского транспорта , то здесь главным является:

Обеспечение транспортной связи крупных жилых районов с центром города и объектами массового посещения скоростными видами транспорта;

Приоритетное развитие городского электротранспор­та и, в первую очередь, метрополитена;

Первая линия (21 км ) казанского метрополитена должна соединить станцию «Заводскую» Авиастроительного района со станцией «Азино», вторая - Разъезд Восстания со станцией «Компрессорная» - 8 км. Возвращаясь к анализу генерального плана 1969 года, следует подчеркнуть важность завершения к 2020 году обоих линий метрополитена , которые составят 29 км.

Главная задача Генерального плана по разделу внешнего транспорта за­ключается в реконструкции Казанского железнодорожного узла.

Сегодня через центр города подаются грузовые составы в район речного порта и в Южный промышленный район. Станция «Казань» имеет 18 путей различного назначения, что препятствует выходу центральной части города к акватории Волги и проложения магистрали непрерывного движения на ее западом уча­стке. Ценнейшая городская территория между защитной дамбой и же­лезной дорогой используется не рационально.

В связи с этим, до 2020 планируется строительство железнодорожного вокзала на северном ходу железной дороги и устройство нового подъездного пути к грузовому порту от ст. Вахитова. В результате станция Казань сохранит только формирование фирменных пассажир­ских поездов и пригородных маршрутов.

Кроме того, в Генплане заложено строительство нового автовокзала в районе пересечения Мамадышского тракта и проспекта Победы, трех автостанций и реконструкция въезда в город со стороны основных внешних автодорог (Горьковского шоссе, Мамадышского тракта).

Развитие инженерной инфраструктуры

В части развития инженерной инфраструктуры запланированы следующие мероприятия:

Система водоснабжения :

Строительство нового подземного водозабора «Столбищи»;

Ликвидация всех подземных водозаборов на территории города по причине несоответствия их нормативным требованиям;

Расширение водозабора «Волжский» и объединение его с водозабором «Оргсинтез»;

Перекладка уличных сетей центральной части города по причине высокого износа (свыше 90 процентов) и создание кольцевой сети водопровода;

Системы хозяйственно-фекальной канализации такжетребуют большой реконструкции и модернизации. Это:

Строительство новых и реконструкция старых сетей и сооружений, включая установку надежного насосного оборудования;

Модернизация очистных сооружений, введение в строй цеха обезвоживания осадков и строительство полигона для захоронения осадка.

Перечисленные мероприятия позволят практически исключить возможность загрязнения неочищенными стоками акватории рек Волга и Казанка.

Система дождевой канализации в городе практически отсутствует и почти все дождевые стоки сбрасываются в озеро Кабан, Ноксу, Казанку и частично в Волгу без очистки. Основные мероприятия в рамках нового Генплана предполагают строительство новой сети ливневки и очистных сооружений.

Переходя ксистеме теплоснабжения надо сказать, что основными производителями тепла в Казани являются: ОАО "Татэнерго" (57,5%), ПО «Казэнерго» (20,5%) и ведомственные котельные (20%).

Существующие тепловые нагрузки полностью обеспечены. Имеется даже избыток теп­ловой мощности: наибольший в Северной части города.

Однако, для удовлетворения будущих потребностей и увеличения на­дежности теплоснабжения Казани, необходимо передать тепловые мощности в центральную часть города, построив дополнительный тепловод от РК "Савиново" в центр города - по 4-ой транспортной дамбе до ул.Вишневского ли по Кировской дамбе.

Учитывая развитие жилого района Ферма-2, новых мик­рорайонов Ново-Савиновского района запланировано строительство необходимых насосных станций и тепловодов. Строительство котельной в Азино-1 обеспечит теплом новые мик­рорайоны.

Обеспечение теплом жилых массивов за границами старой городской черты в районах новых площадок в Восточном и Северо-Восточном направлениях предполагается путем строительства новых источников тепла и электро­энергии на базе газотурбинных установок.

Существующие источники электроснабжения города не могут обеспечить требуемую электрическую нагрузку. Дефицит электроэнергии в среднем составляет: летом ~ 69%, зимой ~ 33,5%.

Сложившийся дефицит покрывается за счет внешней энергосисте­мы, где основная тяжесть ложится на подстанцию «Киндери». Отсутствие второго внешнего источника не обеспечивает надежность всей системы электроснабжения города.

Новым Генеральным планом предлагается:

Строительство новой подстанции «Казань»;

Прокладка линии «Кама – Казань – Киндери»;

А так же строительство новых и реконструкция существующих подстанций.

В развитиесистемы газоснабжения Генпланом предлагается строительство новых газораспределительных пунктов и газопроводов, а так же вынос магистральных газопроводов с территорий, подлежащих застройке.

По системам связи заложено24 новых АТС, 4 радиоусилительные станции и развитие эфирного и кабельного телевидения.

Особое внимание уделено инженерной защите города , которую предлагается усилить усиливается за счет реконструкции защитных дамб протяженностью 18,3 км, строительства новых берегоукрепительных сооружений на реках Казанка и Волга, протяжностью 8,3 км и реконструкции придамбового дренажа протяженностью 3,8 км, 7-ми дренажных насосных станций.

И в заключение несколько слов о развитии природного каркасагорода.

Именно от него напрямую зависит его экологическая безопасность. По данным Всемирной организации здравоохранения соотношение застроенных и открытых озелененных пространств не должно превышать 70% к 30%, а в Казани зеленые насаждения занимают всего 19% территории. И если вычесть лесопарк в районе оз.Лебяжье, то этот показатель сокращается до 15%. Долю озелененных пространств предлагается увеличить до 40%, а площадь застроенных территорий предлагается уменьшить с 77% до 60%. Такие изменения возможны только с учетом расширения границ городской черты и создания из состава городских лесов и лесопарков единого непрерывного природного каркаса города.

Инженерная инфраструктура - подотрасль материального производства.

Понятие «инженерная инфраструктура» утвердилась в 70-х годах ХХ-го столетия в связи с переходом от планирования развития городов к планированию регионов и городских агломераций. Впервые это понятие ввел А.А. Сегединов, представляя территориальную организацию инженерного обеспечения городов как комплекс инженерных систем, обслуживающих потребности промышленности, транспорта, все другие объекты производственных сил, а также население городов, поселков и сельских населенных мест водоснабжением, тепло-, газо-, электроснабжением, средствами связи, водоотведением, дорожно-транспортными коммуникациями.

Инфраструктура - это система предприятий по обслуживанию основного производства и населения, которая выполняет социально-экономические функции на территории городов по созданию необходимых условий эффективной деятельности предприятий, отраслей материального производства и объектов непроизводственной сферы.

Инфраструктура региона включает в себя производственную, социально-бытовую, экологическую и институционную инфраструктуры. Инженерная инфраструктура является составной частью производственной инфраструктуры, а также входит составной частью объектов ЖКХ и отдельными сооружениями в экологическую инфраструктуру. Таким образом, имея общую материальную базу как системы в целом, отдельные ее элементы подчинены различным ведомственным интересам, различным конечным целям, что и обусловило экстенсивное развитие отраслевых систем инженерного оборудования на территории, которые противостоят задачам регионального водопользования, энергопотребления.

Инженерная инфраструктура, в отличие от других инфраструктур, наряду с транспортной системой имеет комплекс производств по выработке инженерной продукции, к которым относятся предприятия по «обогащению» - очистке природных и сточных вод, источников по выработке электрической и тепловой энергии, предприятия по уничтожению и переработке отходов, а также сооружения по преобразованию потенциала транспортируемой продукции.

Функциональное назначение инженерной инфраструктуры состоит в обеспечении на конкретной территории всех потребителей водой, энергией, топливом, удалении и захоронении бытовых и производственных отходов производства, в создании воздушно-теплового режима в помещении и санитарно-гигиенических условий для проживания.

Процесс производства инженерной продукции носит межотраслевой характер и определяется специализацией и сложившейся отраслевой системой управления отдельными элементами систем, подчиненных ведомственным интересам.

Территориальный принцип планирования диктуется региональными ресурсными признаками формирования комплексов инженерного обеспечения - энергетического (система энергоснабжения энергетического района), водохозяйственного (водные ресурсы) и природный комплекс (земельные ресурсы и природная среда).

Примером межотраслевого производственного комплекса инженерной инфраструктуры является топливно-энергетический комплекс, который относится к материальной сфере производства. Планирование развития этого комплекса осуществляется по конечному результату - выпускаемой продукции (электричество, кВт; тепловая энергия, ГДж; пар, т).

Возникла необходимость выделения водохозяйственного комплекса, продукцией которого является вода питьевого и технического качества. Специальную подготовку воды потребители осуществляют на предприятиях. Это промышленные, коммунальные предприятия и лабораторные комплексы.

Инженерная продукция по форме отличается от продукции материального производства. Ее нематериальная форма, исключающая возможность хранения, обуславливает возможность включения процесса транспортирования (по сетям) в продолжение производственного. Не поданная потребителю инженерная продукция потребительской стоимости не имеет. Потребленная продукция называется инженерной услугой. При этом невостребованная инженерная продукция может быть передана в другие регионы (передача электроэнергии в единую энергетическую систему страны).

Инженерная продукция, выступая в виде полезного эффекта, исчезает с ее потреблением. Поэтому резервирование инженерной продукции осуществляется в виде резервирования производственных мощностей и пропускной способности систем.

Процесс производства инженерной продукции технологически и экономически взаимосвязан с процессом ее подачи и потреблением.

Инженерная инфраструктура представляет собой межотраслевой региональный комплекс по производству инженерной продукции и ее транспортированию потребителям.

Еще одна важная особенность инженерной инфраструктуры состоит в том, что ее продукция имеет всеобщий характер. Производственный продукт становится только тогда продуктом потребления, когда он доставлен потребителю. Если предприятия базисных отраслей поставляют свою продукцию ограниченному количеству потребителей, то производственные связи отраслей инфраструктуры гораздо шире.

Потребителям необходим весь комплекс инженерного обеспечения (вода, энергия, отвод стоков и удаление отходов). Предоставление инженерной продукции носит непрерывный характер, хотя ее потребление и не постоянно во времени.

Объем производства продукции планируется, как любая другая продукция обслуживающих производств, а реализуется она в сфере народного хозяйства, личного потребления и природной среды на конкретной территории, что и определяет ее региональный характер.

Рост численности городов и концентрация в них промышленных производств обусловили рост объемов применения инженерной продукции, а, следовательно, тенденцию сокращения исчерпаемости топливных и водных ресурсов, а также усиления отрицательного влияния на окружающую среду, нарушения естественного процесса ее самоочищаемости.

Поскольку вода, топливо и земля являются их материальным базисом, вопросы и охраны природной среды являются неотъемлемой частью функционирования и условий развития производственных комплексов инженерного обеспечения территории.

Ухудшение экологической среды требуют выделения млрд. сомов на осуществление природоохранных мероприятий атмосферного воздуха, охрану и рационального использования водных ресурсов.

Состояние природной среды, ее отдельных компонентов - таких, как качество воды в источнике, загрязненность атмосферы, грунтовые условия почв, наличие ресурсов - определяют технические требования к технологии производства и транспорта инженерной продукции и уровни издержек ее получения. Исчерпаемость топливных ресурсов увеличила не менее чем в три раза себестоимость тепловой энергии вследствие роста цен на топливо, что ведет к вынужденной необходимости перехода на новые виды энергии (атомную, солнечную) и использованию некондиционных видов ресурсов (ВВР, ВЭР, малоэффективных ресурсов).

Решение экологических проблем отдельными предприятиями не приносит ощутимых результатов. Поэтому вопросы охраны природной среды обитания человека - задача общая, а значит региональная. В решении экологических проблем обязаны участвовать все потребители города: путем межведомственной координации инвестиционного и строительного комплекса, в долевой форме, в виде дифференциальной ренты за природопользование. Предприятия, участвующие в реализации природосберегающих мероприятий, должны компенсировать свои издержки из централизованного фонда природопользования. Рациональное потребление инженерных услуг - одно из основных направлений интенсификации производства, развитие инженерной инфраструктуры и рационального природопользования. Это обусловливает не только материальный характер производства, но и межотраслей и региональный принципы планирования развития инженерной инфраструктуры.

Для инженерной инфраструктуры специфична система возмещения инженерных .

Процесс потребления инженерной продукции осуществляется в двух формах:

Производственного и личного потребления. В первом случае инженерная продукция выступает вспомогательным материалом (средством труда), обеспечивающим нормальное осуществление производства промышленной продукции.
- Во втором случае инженерная продукция является материальной субстанцией услуги.

Процесс потребления играет первостепенное значение в характере и количественном соотношении возмещения издержек производства и обращения инженерной продукции. При производственном потреблении возмещение стоимости инженерной продукции происходит в результате реализации промышленной продукции. При личном потреблении возмещение издержек следует практически неразрывно во времени и пространстве с самим потреблением услуг.

Для инженерной продукции характерен неэквивалентный обмен. Только производственные потребители инженерной продукции возмещают полностью народнохозяйственные издержки и планируемую прибыль предприятий инженерной инфраструктуры. Население и приравненные к нему потребители (объекты социальной инфраструктуры), лишь частично возмещают их по льготным тарифам, исключающим долю затрат на (реновацию) и прибыль.

Такой подход к воспроизводственному процессу способствовал отрыву стоимости инженерной продукции от потребительской стоимости и обусловил более чем 50%-ю компенсацию из фондов общественного потребления для обеспечения расширенного воспроизводства комплекса инженерного обеспечения городов.

Приведенные выше признаки позволяют классифицировать межотраслевой комплекс предприятий инженерного обеспечения территорий как комплекс материального производства, конечным результатом которого является инженерная продукция: вода необходимого качества, электрическая и тепловая энергия, топливо, услуги (удаление бытовых и производственных отходов, атмосферных осадков) в целях обеспечения условий жизнедеятельности и труда населения.

Региональный характер производства и тесная связь с природопользованием вызывают необходимость комплексной оценки народнохозяйственных затрат при выборе эффективных вариантов развития инженерной инфраструктуры и ее отдельных элементов. В обобщенном виде комплексная экономическая оценка систем инженерного оборудования должна включать общественно необходимые затраты по ресурсопотреблению с учетом природоохранных мероприятий, экономические последствия функционирования систем в сопряженных отраслях городского хозяйства наряду с производственно-технологическими затратами по созданию и функционированию систем инженерного оборудования.

Выбор эффективных путей развития инженерной инфраструктуры и ее отдельных подотраслей производится на основе сравнительной эффективности по критерию минимума региональных социально-экономических затрат при условии тождественности экологических нормативов и экономически целесообразном уровне ресурсопотребления.

Одной из основных задач повышения эффективности

Концепция (от лат. conceptio - понимание, система) - определённый способ понимания (трактовки) какого-либо предмета, явления или процесса; основная точка зрения на предмет; руководящая идея. Употребляется также для обозначения основного замысла, конструктивного принципа.

Чтобы сформировать концепцию развития инженерных инфраструктур на территории Республики Крым нужно понимание этой территории.

Для нас Республика Крым − это в первую очередь крупный рекреационный регион колоссального курортного и туристического потенциала и богатой историей, что даёт возможность развития международного туризма, а также это регион виноградников и крупнейших знаменитых винзаводов. Кроме того, не стоит забывать про топливно-энергетические ресурсы полуострова (в частности, газовые шельфы Чёрного и Азовского моря), промышленные предприятия Крыма (тяжёлая, лёгкая, пищевая, химическая промышленность - крупные химкомбинаты на севере Крыма, занимающие серьёзную часть мирового рынка в производстве компонентов для удобрений и реагентов для нефтеперегонной промышленности), а также сельскохозяйственные угодья республики.

Рисунок 1 Республика Крым

Инженерная инфраструктура на территории Республики Крым находится далеко не в лучшем состоянии. Объекты инженерной инфраструктуры на территории Республики Крым, построенные в основном в прошлого века, без реконструкций и ремонтов исчерпали свой ресурс.

В целом в инженерной инфраструктуре Республики Крым существуют некоторые трудности системного характера, которые в настоящее время решаются.

Важнейший вопрос для Крыма - это энергетика. Энергетическая система Республики Крым дефицитна. Линии электропередачи находятся в неудовлетворительном состоянии, имеют большую степень износа и ограниченную пропускную способность, выработали расчетный ресурс работоспособности, требуют реконструкции. На большинстве электроподстанций работает физически и технологически устаревшее оборудование, что вызывает частые отказы и ремонты, ухудшение технологических процессов. Доля потребления электроэнергии населением и социально значимыми объектами составляет свыше 50% от общего электропотребления. В целом система электроснабжения оценивается как удовлетворительная с высоко выраженным потенциалом для дальнейшего развития.

Проблемы энергетической системы планируется решать двумя путями: строительством собственной генерации и включением энергосистемы Крыма в энергосистему России. На территории полуострова будут построены две газотурбинные электростанции, которые практически полностью обеспечат потребности Крыма в электроэнергии. Площадками, обеспечивающими их необходимой инфраструктурой, будет Симферополь и Севастополь. Кроме того, проложен подводный кабель с материка, который обеспечит не только включение Крыма в российскую энергосистему, но и резервную подачу электроэнергии для полуострова.

В сфере водоснабжения существуют трудности обеспечения населения водой нормативного качества. Водопроводные сети и сооружения имеют высокий физический и моральный износ. Распределительные сети фактически отработали свой ресурс, в связи с этим более 35% воды питьевого качества теряется при ее транспортировке к потребителям.

Низкая санитарная надежность объектов водоотведения, в том числе канализационных очистных сооружений и канализационных насосных станций. Низкая степень очистки сточных вод. Высокая изношенность основных элементов (сооружений и трубопроводов) систем водоотведения. Эксплуатация систем водоотведения осуществляется не в оптимальном режиме.

Города и населенные пункты Республики Крым обеспечены централизованным теплоснабжением. Часть малоэтажной и индивидуальной застройки для отопления и горячего водоснабжения использует автономные теплогенераторы, работающие на природном газе, часть индивидуальной застройки используют печное отопление.

Оборудование ТЭЦ и части котельных выработало свой ресурс. Тепловые сети требуют реконструкции. В целом, централизованное теплоснабжение Республики Крым можно оценить, как удовлетворительное.

Газотранспортная система Республики Крым эксплуатируется более 30 лет, её состояние в целом работоспособное, но существует ряд проблем. Уровень фактической загрузки основных объектов достиг предельного значения или превысил его. Система газораспределения имеет недостаточную развитость разводящих газовых сетей. Система газораспределения также имеет высокий процент износа. Требуется реконструкция сетей и сооружений.

При формировании основных принципов концепции можно пойти по обычному, стандартному принципу - наращиванию мощностей и пропускной способности инженерных объектов, их модернизации, реконструкции и новому строительству. Но можно подойти к этому с использованием современных инноваций .

В связи с тем, что Республика Крым на данный момент уже испытывает дефицит мощностей энергоресурсов, а в дальнейшем при развитии будет только будет наращивать потребление, возникает необходимость эффективного использования существующих ресурсов, а также эффективного использования выделяемых средств для строительства и реконструкции инженерных объектов. Всё это невозможно без энергоэффективности и энергосбережения. Эффективное использование существующих мощностей инженерных объектов и мероприятия по энергосбережению способны снизить существующее потребление .

Для развития курортного и туристического потенциала региона, обеспечения полноценного отдыха, оздоровления, лечения, экскурсионного обслуживания наиболее важна экологическая составляющая, которая напрямую зависит от состояния инженерных объектов.

Учитывая всё вышесказанное, можно сформулировать основную руководящую идею, принцип развития инженерных инфраструктур на территории Республики Крым.

Принцип "Трех Э" – Энергоэффективность, Энергосбережение, Экологичность.

Эта концепция направлена на обеспечение повышения энергетической и экологической безопасности региона, а также роста уровня и качества жизни населения за счет реализации потенциала энергосбережения и повышения энергетической эффективности на основе модернизации, технологического развития и перехода к рациональному и экологически ответственному использованию энергетических ресурсов.

Экология и энергосбережение - базовые понятия современной экономики. В условиях Республики Крым энергосбережение - жизненно важный фактор в связи со значительным дефицитом энергоресурсов.

Если энергоэффективность и энергосбережение – это экономическая составляющая данной концепции, её финансовая часть, то экологичность – это природная составляющая, её нравственная часть.

Энергоэффективность и Энергосбережение.

Энергоэффективность - это комплекс организационных, экономических и технологических мер, направленных на повышение значения рационального использования энергетических ресурсов в производственной, бытовой и научно-технической сферах. Под энергоэффективностью понимается эффективное использование энергетических ресурсов, т.е. достижение экономически оправданной эффективности использования топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) при существующем уровне развития техники и технологий и соблюдении требований к охране окружающей среды. Таким образом, повышение энергоэффективности объединяет в себе комплекс мер по повышению КПД оборудования и производственных процессов, оптимизации взаимодействия звеньев внутри производственной цепочки, улучшению бизнес процессов, повышению экологичности производства, улучшению эффективности управления, развитию нематериальных механизмов создания продукта и услуг, а также роста финансовой эффективности.

Хотелось бы отметить, что энергоэффективность даёт возможность не только эффективно использовать ТЭР, но и эффективно использовать земельные ресурсы, что особо важно для прибрежных курортных городов Крыма. К примеру, модернизация, реконструкция инженерных объектов с применением современных технологий позволяет значительно повысить их мощность в рамках существующего земельного участка, без выделения дополнительных земель.

Слова энергоэффективность и энергосбережение часто упоминаются вместе. Хотя существует взаимосвязь, все же это разные вещи. Эффективность означает получение необходимого результата с использованием меньшего количества энергии. Сбережение означает потребление меньшего количества энергии или вовсе отказ от ее использования. Эффективность часто приводит к сбережению энергии, но не наоборот.

Схематично разницу между повышением энергоэффективности и энергосбережением можно выразить следующим образом: энергосбережение - это уменьшение затрат энергии при сохранении исходного полезного продукта, а энергоэффективность - увеличение полезного продукта при сохранении исходных затрат энергии.

В отличие от экономии энергии сбережение главным образом направлено на уменьшение энергопотребления, энергоэффективность (полезность энергопотребления) направлена на полезное (эффективное) расходование энергии.

Работа в направлении повышения энергоэффективности требует технологического прогресса и развития. Энергосбережение не может привести к увеличению производительности продукта для удовлетворения наших потребностей. Эффективность означает прогресс и может сохранить наши ресурсы и деньги. Повышение энергоэффективности означает, что мы можем достичь целей по сбережению энергии, не отказываясь от желаемых результатов.

Энергоэффективность и энергосбережение входят в пять стратегических направлений приоритетного технологического развития Российской Федерации и являются огромным резервом отечественной экономики. В Российской Федерации один из самых больших в мире технический потенциал повышения энергетической эффективности – более 40% от уровня потребления энергии в стране.

Россия занимает третье место в мире по совокупному объёму энергопотребления (после США и Китая) и её экономика отличается высоким уровнем энергоёмкости (количество энергии на единицу ВВП). По объёмам энергопотребления в стране первое место занимает обрабатывающая промышленность, на втором месте жилищный сектор, около 25% у каждого.

Для Республики Крым наибольший объём энергопотребления сосредоточен в жилищно-коммунальном хозяйстве (ЖКХ).

Наиболее кризисными коммунальными системами городов Крыма являются жилые здания и системы теплоснабжения, не меньшие проблемы накапливались и в городских водопроводных хозяйствах (ВКХ) и системах электроснабжения.

С присоединением Крыма к России снизилась надёжность систем газоснабжения, электроснабжения и водоснабжения. Появились новые задачи снижения энергетической и водной зависимости Крыма от материка. Быстрые решения основаны на строительстве новых электростанций в Крыму и интеграции Крыма в материковые газовые и электрические сети России через Керченский пролив. Огромные пиковые нагрузки на суточных и сезонных интервалах по системам электроснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, газоснабжения приводят к низкому коэффициенту использования установленных энергетических мощностей.

Кроме быстрых, по сути, аварийных решений, Крыму нужно глубоко модернизировать сектор потребления (ЖКХ) со значительным снижением потребления тепла, воды, электроэнергии и газа от существующих сегодня уровней. Крыму также нужна новая, современная энергетика, основанная на финансовой и топливной самодостаточности.

Необходима глубокая модернизации энергетических систем и жилищно - коммунального хозяйства городов и сельских населённых пунктов на основе современных технологий с использованием принципов энергоэффективности и энергосбережения. Необходимо построить экономически эффективную систему энергоснабжения Крыма за счёт снижения энергоёмкости базовых инфраструктур экономики Крыма.

Повышение надёжности энергоснабжения Крыма и его энергетической безопасности потребует одновременного решения двух связанных задач:

Строительства новых энергоисточников, развития сетевой и топливодобывающей инфраструктуры;

Радикального снижения энергоёмкости зданий, промышленности, энергетики, сельского хозяйства и транспорта.

Экологичность.

Объекты инженерной инфраструктуры оказывают значительное влияние на экологию.

Главными загрязнителями, сбрасывающими загрязненные сточные воды, являются объекты коммунального хозяйства. Анализ существующей ситуации с водоотведением сточных вод показал, что практически во всех городах и поселках сложилась крайне сложная обстановка с отведением и очисткой сточных вод. Существующие канализационные очистные сооружения и сети морально и технически устарели, работают с большой перегрузкой, не обеспечивают должной степени очистки стоков, что приводит к загрязнению водоемов, подземных вод и ухудшению состояния окружающей среды. Все это приводит к ухудшению состояния водной среды, прежде всего в городах Симферополь, Саки, Армянск, Старый Крым, Судак и практически во всех поселках городского типа.

Количество сточных вод, прошедших очистку и сброшенных в водные объекты составляет 93,6 млн. м 3 , из них 37,31 млн. м 3 недостаточно очищенные.

Причиной неудовлетворительной работы канализационных очистных сооружений является изношенность оборудования, несвоевременное проведение текущих и капитальных ремонтов.

Источниками загрязнения атмосферного воздуха объектами инженерной инфраструктуры в Республике Крым являются в основном объекты теплоснабжения (ТЭЦ, промышленные и отопительные котельные).

Потенциальными источниками загрязнения земель являются сооружения, связанные с разведкой, добычей, переработкой, хранением, транспортировкой и реализацией нефти и нефтепродуктов. Особый вред наносит техническое состояние разведочных и эксплуатационных скважин на месторождениях углеводородов.

Источниками электромагнитного поля (ЭМП), влияющими на окружающую среду, являются радиотехнические объекты (далее РТО) и линии электропередач (ЛЭП).

В СТП Республики Крым экологическая стратегия, касающаяся инженерной инфраструктуры, сформулирована следующим образом:

Перейти к экологически сбалансированному, не истощительному природопользованию на основе максимально эффективного использования имеющегося природно-ресурсного потенциала;

Экологизировать деятельность хозяйственного комплекса, максимально снизив его воздействие на окружающую среду и состояние здоровья населения.

Мероприятия по реализации региональной экологической политики в области объектов инженерной инфраструктуры предусматривают:

Атмосферный воздух

Снизить выбросы в атмосферу от отопительных котельных и прочих теплоисточников на основе реализации энергосберегающих мероприятий и более активного использования в жилищно-коммунальном хозяйстве нетрадиционных возобновляемых источников энергии;

Разработать и реализовать до 2010 года региональную программу газификации населенных пунктов, с оптимизацией схем их газоснабжения.

Водные ресурсы

Водопотребление:

Внедрение водосберегающих технологий во всех отраслях хозяйственного комплекса;

Обеспечить бесперебойное водоснабжение во всех населенных пунктах Крыма, не допуская снижения давления в водораспределительной сети, что предотвратит загрязнение питьевой воды;

Улучшить качество потребляемой населением питьевой воды;

Для снижения дополнительных инвестиционных расходов снизить нормы потребления воды: потребление воды населением за среднесрочный период в 5-10 лет должно быть снижено до западноевропейского уровня – около 170 литров на человека в сутки; потребление прочими потребителями (на единицу продукции) также должно быть снижено до уровня, соизмеримого с западноевропейским; значительно увеличить степень обеспеченности населения приборами учета используемой воды

Для более эффективного использования местных водных ресурсов: изыскать новые источники, родники и обустроить существующие; максимально обеспечить населенные пункты подземными водами; районам с недостаточной обеспеченностью подземными водами обеспечить гарантированное водоснабжение водой; обеспечить водохозяйственной инфраструктурой поселки компактного проживания и сельхоззоны с низким уровнем обеспеченности централизованным водоснабжением.

Водоотведение:

Запрещение сброса в природную среду неочищенных стоков в зонах, охваченных централизованным водоотведением;

Внедрение новых технологий очистки сточных вод (доподготовка стоков, раздельное канализование, локальные очистные сооружения и т.д.);

Обеспечение нормативной степени очистки сточных вод на существующих КОС на основе их реконструкции и внедрения новых технологий;

Завершение ведущегося строительства КОС;

Увеличение длины и ремонт глубоководных выпусков КОС;

Создание организационной среды и правовой базы для развития альтернативного водоснабжения и водоотведения (очистка и повторное использование воды) на коммерческой основе.

Особое внимание следует уделить более активному использованию в жилищно-коммунальном хозяйстве нетрадиционных возобновляемых источников энергии.

Использование нетрадиционных и возобновляемых источников энергии позволяет не только экономить органическое топливо, но и улучшить экологическое состояние за счет уменьшения вредных выбросов.

Одним из эффективных решений проблемы снижения затрат на электроэнергию, отопление, горячее водоснабжение является использование нетрадиционных и возобновляемых источников энергии.

Анализ реального положения в централизованной энергетике и топливно-энергетическом комплексе Крыма, а также экологического состояния окружающей среды, свидетельствуют о возможностях и целесообразности более широкого использования на местах нетрадиционных экологически чистых источников энергии.

Крым является уникальным регионом, в котором 5 % всех потребностей в электроэнергии покрывается за счёт солнечной энергии и ветра. С технической точки зрения альтернативная энергетика может полностью обеспечить потребности полуострова, но в экономическом плане это является спорным решением и требует государственной поддержки.

Рисунок 2 Карта энергоисточников Республики Крым

Широкое использование возобновляемых нетрадиционных источников энергии в Крыму для целей теплоснабжения зданий и сооружений позволит реконструировать существующие мелкие отопительные котельные на органическом топливе, значительно снизив выбросы вредных веществ в окружающую среду и снизить затраты топлива на них.

1. Гелиоустановки

Наиболее мощным и доступным из всех видов возобновляемых нетрадиционных источников энергии на территории Крыма является солнечная энергия. Солнечное излучение не только неисчерпаемый, но и абсолютно чистый источник энергии - он не дает никаких вредных выбросов. Для Крыма этот источник имеет плотность до 5 ГДж на 1 квадратный метр горизонтальной поверхности и подвержен колебаниям в течение суток и года в зависимости от погодных условий.

Существует два основных направления использования солнечной энергии: преобразование солнечной энергии в электрическую и солнечное теплоснабжение.

С сентября 2015 года установленная мощность пяти введенных в эксплуатацию солнечных электростанций составляет 297 МВт.

В Крыму компанией Activ Solar было построено всего шесть солнечных электростанций:

- Солнечная электростанция «Владиславовка» 110 МВт (не реализована схема выдачи мощности);

- с. Перово 105,56 МВт;

- Солнечная электростанция «Охотниково» с. Охотниково 82,65 МВт;

- Солнечная электростанция «Николаевка» 70,3 МВт пгт. Николаевка;

- Солнечная электростанция «Митяево» 31,55 МВтс. Родниковое.

- Солнечная электростанция «Родниковое» с. Родниковое 7,5 МВт; первая фотоэлектрическая станция в Крыму;

Строительство СЭС «Хлебное» 115 МВт и СЭС «Островская» 45 МВт было прекращено на начальной стадии.

Солнечная электростанция «Перово» с. Перово

Развитие солнечной энергетики в Крыму - это, в первую очередь, гелиосистемы с плоскими солнечными коллекторами для обеспечения автономного теплоснабжения (горячего водоснабжения и отопления) жилых и производственных объектов (частных домов, небольших гостиниц, пансионатов, мини-производств, сельскохозяйственных ферм, предприятий перерабатывающей отрасли, хлебопекарен и т. д.).

2. Ветроустановки

С точки зрения нетрадиционной энергетики Крым является самым перспективным местом по строительству ветровых электрических станций (ВЭС), чему оказывает содействие наличие в причерноморской и приазовской зонах значительного ветрового потенциала.

Крымский регион, береговая линия и мелководные участки Азовского и Черного морей являются наиболее пригодными для ветроэнергетики. Республика Крым находится в зонах, среднегодовая скорость ветра которых колеблется от 4,5 до 5,5м/с.

В Крыму действуют шесть государственных ветроэлектростанций. На них установлено 549 ветроагрегатов общей мощностью 64,22 МВт.

В 2014 году частной компанией ООО «Ветряной парк Керченский» была запущена «Останинская ВЭС» мощностью 25 МВт.

Ветровые электростанции:

- Останинская ВЭС (Водэнергоремналадка) 25,0 МВт (10x2,5 МВт) в Ленинском районе (Останинкий и Новониколаевкий сельсоветы);

- Сакская ВЭС 19 МВт - представлена двумя участками: Мирновским и Воробьёвским; 2,8 МВт (15x107,5 кВт, 2x600 кВт) в районе г. Щелкинозаконсервирована.

Рисунок 4 Тарханкутская ВЭС недалеко от с. Оленёвка

Проблемой дальнейшего наращивания мощностей ВЭС является слабо развитая сетевая инфраструктура. Такая ситуация сложилась на Судакской, Сакской, Тарханкутской и Пресноводненской ВЭС. Дальнейшее увеличение мощностей при существующих линиях электропередач и маломощных подстанциях практически невозможно.

В целом территориальные особенности Республики Крым и ветровые условия благоприятны для строительства ветроэлектростанций. Но при этом крайне необходимое использование современных компьютерных технологий для оценки ветрового потенциала и выбора площадок ВЭС.

Также на территории Крыма актуальным является строительство небольших ветровых электрических установок маленькой мощности для индивидуального использования: для энергообеспечения коттеджей, дачных участков, ферм, а также санаториев и домов отдыха.

3. Геотермальная энергия

Крым обладает большим потенциалом ресурсов для создания объектов геотермальной энергетики. Перспективными в отношении использования геотермальных вод являются северная, восточная, и западная части Крыма, где на глубине до 4000м залегают термальные воды с температурой до 200°С, на основе которых в перспективе можно создать сеть станций геотермального теплоснабжения в сельской местности.

Геотермальные источники могут давать тепло на отопление и горячее водоснабжение жилых и производственных зданий в течение всего года, что позволит сэкономить в большом количестве органическое топливо на отопительных котельных и улучшить экологическую обстановку в населенных пунктах Крыма.

В настоящее время в Крыму находятся два действующих геоциркуляционных модуля (ГЦМ) с двумя скважинами в с. Янтарное на Октябрьской площадке температурой воды 56-85°С, и в с. Медведевка на Северо-Сивашской площадке температурой воды 45-65°С, которые обеспечивают теплоснабжение поселков. Также в Крыму находится одиннадцать законсервированных геоциркуляционных систем: на Новоселовской площадке в с. Ильинка, с. Сизовка, с. Трудовое, с. Зерновое (47-69°С), на Октябрьской площадке в с. Котельниково, с. Пятихатка, с. Ново-Алексеевка, с. Ровное (56-85°С), на Джанкойской площадке с. Предмостное (70-75°С), на Тарханкутской площадке (40-50°С) и на Бабенковской площадке (30-38°С).

Одним из перспективных направлений развития геотермальной энергетики является создание комбинированных энерготехнологических узлов для получения электроэнергии, теплоты и ценных компонентов, которые содержатся в геотермальных теплоносителях.

4. Тепловые насосные установки

Наиболее подготовленной технологией для широкого использования низкопотенциальной тепловой энергии всех видов нетрадиционных источников энергии для целей теплоснабжения (низкотемпературное отопление, горячее водоснабжение) потребителей жилищно-коммунального хозяйства в Крыму в настоящее время является применение тепловых насосов.

Одним из путей внедрения альтернативных источников теплоснабжения относительно решения проблем энергосбережения является использование систем утилизации тепла на очистительных сооружениях канализации (в условиях развитой многоэтажной застройки городской территории с широким использованием горячего водоснабжения в городах получается большое количество сточных вод), использование тепла грунтов как источника низкопотенциального тепла для теплонасосных установок.

5. Биоэнергетические установки

Биоэнергетические установки предусматривают использование источника возобновляемой энергии биомассы. Крым имеет довольно большой потенциал биомассы, доступный для получения энергии. Биомасса может покрыть около 4-5 % общей потребности в первичной энергии. Одним из возобновляемых видов топлива, который характеризуется экологической чистотой, является растительная биомасса. Количество отходов растениеводства (солома, стебли подсолнечника, кукуруза, виноградная лоза, древесина) в Крыму - 800 тыс. т в год, что эквивалентно 30-32 млн. куб. м газа и составляет до 1% в общем энергетическом балансе региона.

6. Приливные электростанции и волновые электроустановки

Обозримые перспективы и реальное воплощение в Республике Крым могут иметь приливные гидроэлектростанции. Так же невероятным потенциалом для получения электроэнергии обладают морские волны, плотность энергии в колеблющейся воде очень велика, а это значит, что можно получать большие мощности из небольшого объёма. В реальных условиях ветровые волнения являются нерегулярными и для оценки удельной мощности волновых энергетических установок (ВлЭУ) необходимо иметь долгосрочные статистические данные по высоте и о периодах волн.

Волновая энергетика пока крепко не встала на ноги хотя данный вид энергии имеет огромный потенциал. В условиях Крыма использование ВлЭУ на волнах Черного и Азовского морей достаточно перспективно, поэтому следует больше внимания уделять энергии волн.

В завершении хотелось бы отметить, что принцип "Трех Э" актуален и применим не только для Республики Крым, но и для всей остальной территории нашей страны. Применение этих принципов приведет к росту уровня и качества жизни населения за счет реализации потенциала энергосбережения и повышения энергетической эффективности на основе модернизации, технологического развития и перехода к рациональному и экологически ответственному использованию энергетических ресурсов.

Соблюдение этих принципов необходимо не только органам власти, предприятиям, организациям, но и простым гражданам как потребителям коммунальных услуг.