К гос внебюджетным фондам относятся. Характеристика основных звеньев финансовой системы и особенности их функционирования. Государственный финансовый контроль может быть

К внебюджетным фондам сегодня относятся: Пенсионный фонд РФ, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования РФ. Кроме того, к внебюджетным фондам могут быть отнесены денежные фонды субъектов РФ и муниципальных образований.

Финансовые отношения, опосредующие государственные и муниципальные внебюджетные фонды, весьма многообразны. Это отношения по уплате налогов, сборов, добровольных пожертвований в названные фонды, по выделению средств из этих фондов, а в ряде случаев и по их распределению.

Государственный кредит - это особая форма денежных отношений между государством и юридическими и физическими лицами, при которых государство выступает в основном как заемщик средств, а также кредитор и гарант. Необходимость государственного кредитования связана с опережающим темпом роста государственных расходов по сравнению с возможностями расширения собственной доходной базы, что позволяет обеспечить покрытие запланированных расходов бюджета в условиях его дефицита. Государственные заимствования необходимы и для преодоления временного разрыва в формировании доходов и расходов бюджетов всех уровней.

Для разрешения противоречия между величиной необходимых потребностей общества и возможностями государства их удовлетворить за счет бюджета Россия, как и большинство стран мира, использует государственные займы. Кредиторами выступают физические и юридические лица, заемщиком - государство в лице его органов. Дополнительные финансовые ресурсы государство привлекает путем продажи на финансовом рынке облигаций, казначейских обязательств и других видов государственных ценных бумаг.

Финансовый рынок - составная часть финансовой системы. Финансовым называют рынок, где обращается капитал.

Финансовый рынок в России стал ускоренно развиваться с 1992 г., когда правительство начало предпринимать решительные шаги по либерализации практически всех сторон экономической деятельности. Этот процесс характеризовался в первую очередь возникновением достаточно разветвленной структуры финансового сектора, состоящего из банковской системы, инвестиционных и пенсионных фондов, бирж и страховых компаний. Большое влияние на развитие финансового сектора оказал процесс приватизации, который способствовал развитию рыночной инфраструктуры, совершенствованию соответствующей законодательной базы, вовлечению населения в операции на фондовом рынке и формированию у людей рыночного менталитета.

В первый год экономических реформ (1992 г.) состояние российского финансового рынка было достаточно неустойчивым, операции на денежном рынке и рынке ценных бумаг характеризовались низкими объемами. Банковский сектор был развит слабо, особенно в регионах. К 1995 г. на российском финансовом рынке сформировалась достаточно широкая инфраструктура, выделились самостоятельные крупные сегменты. В настоящее время выделяют различные секторы финансового рынка: рынок межбанковских кредитов, рынок ценных бумаг, рынок валюты.

Как отмечалось, централизованная часть финансовой системы отвечает за процесс перераспределения национального дохода и валового внутреннего продукта. Перераспределение происходит при помощи бюджетных, страховых отношений и отношений, возникающих на финансовом рынке. Все эти отношения взаимосвязаны.

Бюджет нуждается в привлечении средств для покрытия дефицита. Для этого государство выпускает в обращение и продает государственные ценные бумаги, такие, как облигации государственного займа. Следует подчеркнуть, что в настоящее время рынок государственных ценных бумаг является наиболее значительным по объему в, составе финансового рынка. Государственные ценные бумаги, эмитируемые Министерством финансов Российской Федерации, представлены следующими видами ценных бумаг:

государственные краткосрочные облигации (ГКО);

облигации федерального займа (ОФЗ);

облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ).

Основная цель выпуска облигаций государственного внутреннего долга (подчеркнем еще раз) - это мобилизация средств для финансирования расходов, предусмотренных Законом о федеральном бюджете на каждый год. Приоритетом при решении поставленной задачи должна была стать надежность всей конструкции заимствований, а также оптимизация стоимости внутреннего долга и сроков его погашения. Надо подчеркнуть, что на первых порах, по крайней мере до 1996 г., так оно и было. Позднее ситуация изменилась.

К внебюджетным фондам в Российской федерации относятся наделенные статусом юридического лица самостоятельные кредитные организации. Государственные внебюджетные фонды формируются за пределами государственного бюджета и являются централизованными целевыми фондами. Такие фонды формируются за счет обязательных отчислений и платежей юридических лиц для реализации конституционных гражданских прав населения Российской Федерации. Средства, размещаемые в таких фондах, предназначаются для трат на конкретные цели - страхование, социальное обеспечение, пенсионное обеспечение, медицинскую помощь.

Внебюджетные фонды документы

После регистрации ООО или ИП в налоговой инспекции, вновь учрежденным юридическим лицам необходимо вставать на учет в государственные внебюджетные фонды для своевременного отчисления страховых взносов. Организациям необходимо вставать на учет в Пенсионном Фонде (ПФР), Фонде Обязательного Медицинского Страхования (ФОМС) и Фонде Социального Страхования (ФСС). Индивидуальным предпринимателям нужно встать на учет только в двух фондах - ФОМС и ПФР. Для того чтобы встать на учет в указанных фондах необходимо заполнить соответствующие бланки заявлений в двух экземплярах. За несвоевременную подачу документов в фонды в качестве страхователя предусмотрены штрафы.

Государственные внебюджетные фонды

К основным государственным внебюджетным фондам относятся следующие организации:

  • Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - фонд, финансирующий медицинское обслуживание населения и регулирующий распределение целевых денежных средств;
  • Фонд социального страхования Российской Федерации - фонд, занимающийся вопросами обязательного социального страхования населения и обеспечения страховой поддержки гражданам РФ;
  • Пенсионный фонд Российской Федерации - фонд, созданный для обеспечения прав граждан на пенсионное обеспечение и управления денежными средствами пенсионной системы РФ.

Органы внебюджетных фондов

Каждый из трех основных внебюджетных фондов имеет собственные органы управления и территориальные подразделения, отвечающие за выполнение функций фондов на местах. Органы внебюджетных фондов несут на себе ту же ответственность, что и государственные, и налоговые органы.

Федеральный Фонд Обязательного Медицинского Страхования (ФОМС):

  • Районные филиалы территориальных фондов обя-зательного медицинского страхования;
  • Территориальные фонды;
  • Директор фонда;
  • Правление Фонда.

Фонд Социального Страхования (ФСС):

  • Филиалы отраслевых и региональных отделений Фонда соци-ального страхования РФ;
  • Отраслевые и региональные отделения;
  • Председатель Фонда.

Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР):

  • Региональные организации Пенсионного фонда;
  • Исполнительная дирекция и Правление.

Система внебюджетных фондов

Система внебюджетных фондов содержит в себе как фонды целевые, так и общегосударственные. К целевым фондам относятся организации, призванные финансировать конкретные нужды образования, медицины, науки, снижать показатели безработицы. Перед общегосударственными внебюджетными фондами ставятся задачи решения более глобальных и программных вопросов - развития таможенной и экономической систем, поддержки конкретных отраслей промышленности, решение вопросов строительства, дорожного хозяйства, борьбы с преступностью. Некоторые функции внебюджетных фондов могут быть делегированы другим организациям, а сами фонды могут реформироваться.

Управление внебюджетными фондами

В зависимости от уровня управления внебюджетные фонды делятся на фонды местные, фонды региональные и фонды федерального масштаба. Деятельность внебюджетных фондов находится под контролем налоговых органов, которые контролируют определение объектов финансирования, формирование и пополнение фондов, распределение и отпуск денежных средств. Также работу внебюджетных фондов контролируют те же государственные органы, что и контролируют исполнение бюджетов. Отчетность внебюджетных фондов предоставляется в сроки, утвержденные Бюджетным кодексом Российской Федерации.


К внебюджетным фондам социального назначения относятся:
Государственный центр по выплате пенсий;
Государственный накопительный пенсионный фонд;
Фонд государственного социального страхования;
Фонд обязательного медицинского страхования;
Фонд содействия занятости.
Их функционирование регулируется Законом Республики Казахстан «Об обязательном социальном страховании», «О медицинском страховании граждан», «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан», в которых установлено, что средства обязательного социального стра- ховання образуются за счет страховых взносов работодателей и других поступлений. Размер взносов устанавливается и распределяется между фондами ежегодно утверждаемым Законом «О республиканском бюджете». Эти нормы приняты стабильными и составляли до 1998 г. 30% от фонда оплаты труда для юридических лиц, включая юридические лица с иностранным участием, а для представительств иностранных юридических лиц - в части фонда оплаты труда граждан Республики Казахстан. Физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, ежемесячно уплачивали взносы в размере одного месячного расчетного показателя на каждого работника.
По уплате взносов были установлены льгот6/для организаций инвалидов, лиц с ограниченной трудоспособностью, ветеранов, некоторых гуманитарных и детских организаций, коллегий адвокатов, для которых размер взноса составлял 5% от фонда оплаты труда.
Распределение суммы отчислений на обязательное социальное страхование принято по следующим нормативам: в Пенсионный фонд - 85% (или 23,5% от фонда оплаты труда - ФОТ);
в Фонд обязательного медицинского страхования - 10% (3% от ФОТ);
в Фонд государственного социального страхования - 5% (1,5% от ФОТ).
С 1998 г. в связи с проведением пенсионной реформы изменился порядок формирования и использования бывшего Пенсионного фонда, ныне - Государственного центра по выплате пенсий. Центр - юридическое лицо, осуществляющее пенсионные выплаты гражданам, имеющим право на пенсионное обеспечение за счет обязательных взносов юридических и физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, официальных трансфертов, объемы которых утверждаются законом о республиканском бюджете на соответствующий год. Пенсии из Центра получают граждане - состоявшиеся пенсионеры и имеющие стаж работы до 1 января 1998 г. (как минимум 6 месяцев).
Обязательные пенсионные взносы удерживаются юридическими и физическими лицами, занимающимися предпринимательской детельностью (работодателями) у источника выплаты дохода и относятся на издержки производства продукции, работ, услуг. Правительством установлена ставка взносов в размере 15% от фонда оплаты труда с постепенным ее понижением в последующие годы.
Граждане, начавшие трудовую деятельность с 1 января 1998 г., перечисляют (или их работодатели) пенсионные взносы в обязательном порядке в Государственный накопительный пенсионный фонд в размере 10% средств, предназначенных на оплату труда или из личных доходов. Фонд представляет собой юридическое лицо, которое производит сбор обязательных пенсионных взносов вкладчиков и пенсионные выплаты получателям в порядке, установленном правительством, а также осуществляет деятельность по формированию пенсионных активов, которые инвестирует через финансовый рынок. Пенсионные взносы накапливаются в течение 45 лет и выплачиваются после оформления пенсии из Фонда согласно пенсионному договору получателю пенсионных выплат или его наследникам.
Государственный накопительный пенсионный фонд является закрытым акционерным обществом, учредителем которого является Правительство Республики Казахстан. Он осуществляет инвестиционную деятельность путем размещения пенсионных активов в государственные ценные бумаги, депозиты государственных банков, международных финансовых организаций в соответствии с законодательством о рынке ценных бумаг. Размер уставного капитала государственного фонда определяется правительством. При инвестировании средств фонд получает инвестиционный доход, включаемый в пенсионные активы и служащий дополнительным обеспечением пенсионных выплат.
Лица, не достигшие к 1 января 1998 г. пенсионного возраста, дающего право на получение полных пенсий из Государственного центра по выплате пенсий, получают их после достижения этого возраста в размере, пропорциональном числу лет, отработанных при действии прежнего пенсионного законодательства; другую часть пенсии они получают в соответствии с накопленными суммами на персональных лицевых счетах в Государственном накопительном пенсионном фонде.
Таким образом, на период становления новой пенси-
ззз
онной системы общий норматив взносов на пенсионное обеспечение составляет 25% от фонда оплаты труда. В последующем, в связи со снижением ставки взносов в Государственный центр по выплате пенсий, будет установлен единый обязательный норматив отчислении, а взносы, исчисленные на его основе, будут перечисляться по выбору вкладчика на лицевые счета либо Государственного накопительного пенсионного фонда, либо в негосударственный накопительный пенсионный фонд.
Фонд содействия занятости формируется за счет обязательных страховых взносов работодателей, включая юридические лица с иностранным участием и представительства иностранных юридических лиц, в части фонда заработной платы граждан Республики Казахстан в размере 2% от фонда оплаты труда. Для бюджетных организаций, обществ инвалидов-афганцев, Общества Красного Полумесяца и Красного Креста, некоторых детских благотворительных организаций размер взносов установлен в 1%. Организации инвалидов и лица с ограниченной трудоспособностью освобождаются от уплаты этой части взносов.
На формирование фондов социального назначения могут направляться средства из других источников: доходов, получаемых от размещения свободных средств в государственные ценные бумаги или в депозит государственных банков;
сумм начисленной пени в случае неуплаты взносов в установленные сроки;
в необходимых случаях - бюджетные средства и кредиты банков (при недостаточности аккумулированных средств на текущие выплаты).
Так, в Государственый накопительный пенсионный фонд направляются бюджетные средства для выплат пенсий уже состоявшимся пенсионерам до начала действия нового пенсионного законодательства; в фонд социального страхования - поступления частичной стоимости санаторных путевок, выдаваемых за счет средств социального страхования, возмещение сумм расходов, произведенных на выплату пособий по временной нетрудоспособности в связи с трудовыми увечьями и профессиональными заболеваниями, произошедшими вследствие нарушения работодателями действующих правил по охране труда и технике безопасности.
Часть средств Фонда обязательного медицинского страхования, предназначенная для возмещения расходов медицинских учреждений по обслуживанию неработающего населения, также покрывается за счет государственного бюджета.
Взносы на обязательное социальное страхование относятся к вычитаемым расходам из совокупного годового дохода в соответствии с налоговым законодательством, а для бюджетных и других некоммерческих организаций предусматриваются в смете расходов на их содержание.
Бюджеты социальных фондов утверждаются Правительством Республики Казахстан.
Инвестирование временно свободных средств фондов обязательного социального страхования допускается только в государственные ценные бумаги, ценные бумаги Национального банка Республики Казахстан и в депозит государственных банков.
Расходы фондов дифференцированы согласно их целевому назначению.
Государственный центр по выплате пенсий и Государственный накопительный пенсионный фонд финансируют:
государственные пенсии состоявшимся пенсионерам и получателям пенсионных выплат, в пользу которых производились пенсионные взносы в указанный фонд;
социальные пособия в виде доплат, если размер пенсии ниже минимально установленного законодательством уровня.
Фонд социального страхования финансирует выплату пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, единовременные пособия при рождении ребенка и на погребение, оплату услуг оздоровительного характера.
За счет средств Фонда обязательного медицинского страхования возмещаются расходы медицинских организаций или лиц, занимающихся частной медицинской практикой, по оказанию застрахованным медицинских услуг в соответствии с условиями договоров. Кроме того, Фонд возмещает расходы застрахованных в рамках Базовой программы обязательного медицинского страхования в случаях получения медицинских услуг в медицинских организациях или у лиц, занимающихся частной практикой, с которыми у Фонда не заключены договоры по оказанию медицинских услуг.
Из средств Фонда содействия занятости финансируются мероприятия по реализации политики занятости и обеспечению эффективной деятельности государственной службы занятости. Сюда включаются выплаты пособий по безработице, расходы по профессиональному обучению и переподготовке безработных, а также выплате им стипендий на период обучения, расходы по созданию новых рабочих мест, финансирование общественных работ, расходы на компенсацию затрат предприятий на трудоустройство инвалидов сверх установленных норм, на их подготовку и переподготовку, возмещение до 50% расходов на организацию обучения принятых работников, высвобожденных с других предприятий, расходы на содержание службы занятости.
В целях оказания помощи беженцам и переселенцам формируется Государственный иммиграционный фюнд, который образуется:
а) из денежных средств, выделяемых из республиканского и местных бюджетов, из средств землячеств и культурных центров, из добровольных отчислений предприятий, организаций, предпринимателей, из пожертвований, в том числе валютных, зарубежных и отечественных организации и частных лиц;
б) из земельного фонда республики;
в) из жилых площадей, выделяемых государством в централизованном порядке и местными органами, а также приобретаемых местными администрациями на договорных условиях у выезжающих из республики лиц;
г) из товаров и денежных средств, выделяемых государствами, граждане которых переселяются в Казахстан.
Порядок формирования и использования Государственного иммиграционного фонда определяет Правительство республики. В связи с трудностями формирования средств фонда мероприятия по миграции финансировались в 1993-
  1. гг. из Фонда содействия занятости населения; с
  2. г. переселенческие мероприятия по установленной квоте иммиграции финансируются за счет средств местных бюджетов.
Отчеты об исполнении бюджетов фондов утверждаются Правительством Республики Казахстан.
Управление государственными пенсионными фондами, Фондом государственного социального страхования, Фондом содействия занятости находится в ведении Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан. Фонд обязательного медицинского страхования является структурой при Правительстве Республики Казахстан. Структура фондов состоит из областных, городских отделений, в районах - при районных отделах социальной защиты населения, отделах труда и занятости. Контроль за целевым использованием средств фондов осуществляется местными исполнительными органами, вышестоящими органами фондов, специализированными контрольными органами Комитета финансового контроля Министерства финансов Республики Казахстан. Для усиления оперативного контроля за своевременной выплатой пенсий с 1997 г. образована Рабочая оперативная группа при Президенте Республики Казахстан.

Еще по теме Социальные внебюджетные фонды:

  1. 13.Государственные внебюджетные фонды. Политика правительства в области социальных государственных внебюджетных фондов.
  2. ПРОТИВОРЕЧИВОСТЬ ЕДИНОГО СОЦИАЛЬНОГО НАЛОГА И СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ В СОЦИАЛЬНЫЕ ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ
  3. 60 Внебюджетные фонды и их роль в социально-экономическом развитии страны
  4. Внебюджетные фонды и их роль в социально-экономическом развитии страны
  5. 4 Единый социальный налог (взнос), зачисляемый в государственные внебюджетные фонды

- Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Антимонопольно-конкурентное право - Арбитражный (хозяйственный) процесс - Аудит - Банковская система - Банковское право - Бизнес - Бухгалтерский учет - Вещное право - Государственное право и управление - Гражданское право и процесс - Денежное обращение, финансы и кредит - Деньги - Дипломатическое и консульское право - Договорное право -