Ндпи что нового в году. Буланцева М.В., Кудрявцева Н.Ю. Налог на добычу полезных ископаемых: ожидания и реальность. Как рассчитывается размер выплат

Ндпи что нового в году. Буланцева М.В., Кудрявцева Н.Ю. Налог на добычу полезных ископаемых: ожидания и реальность. Как рассчитывается размер выплат

Об определении показателя (Тр), рассчитываемого в соответствии с пунктом 14 статьи 342.4. главы 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации

Значение показателя (Тр) с 1 января 2016 года принимается равным 0 (нулю). Значение показателя (Тр) с 1 января 2017 года принимается равным 0 (нулю). Значение показателя (Тр) с 1 января 2018 года принимается равным 0 (нулю). Значение показателя (Тр) с 1 января 2019 года принимается равным 0 (нулю).

Расчетная цена реализации газа за пределы территорий государств - участников Содружества Независимых Государств (Цдз), определенная в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2015 г. № 107 , за налоговый период февраль 2019 года составляет 16 966 руб. за 1000 куб. м газа (без НДС).

С информацией о расчетной цене за 2015-2019 гг. можно ознакомиться ниже:

Налоговый период

2015 г.

2016 г.

2017 г.

2018 г.

2019 г.

сентябрь

Данный показатель используется в целях расчета базового значения единицы условного топлива, определяемого пунктом 1 Статьи 342.4. главы 26 части второй Налогового Кодекса Российской Федерации, используемого в свою очередь для исчисления за налоговый период налоговой ставки, предусмотренной подпунктами 10, 11 пункта 2 Статьи 342 главы 26 части второй Налогового Кодекса Российской Федерации.

Об определении величины расходов на транспортировку и хранение газа за пределами территорий государств - членов Таможенного союза при его реализации за пределы территорий государств - участников Содружества Независимых Государств.

Величина расходов на транспортировку и хранение газа за пределами территорий государств - членов Таможенного союза при его реализации за пределы территорий государств - участников Содружества Независимых Государств определенная в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2015 г. № 107, с 1 марта 2016 года составляет 3399 руб. за 1 тыс. куб. м (без НДС), с 1 марта 2017 года составляет 2573 руб. за 1 тыс. куб. м (без НДС), с 1 марта 2018 года составляет 2496 руб. за 1 тыс. куб. м (без НДС), с 1 марта 2019 года составляет 2896 руб. за за 1 тыс. куб. м (без НДС).

О средней по Единой системе газоснабжения расчетной цены на газ, поставляемый потребителям Российской Федерации (кроме населения) (Цв)

В соответствии с пунктом 3 Правил определения средней по Единой системе газоснабжения расчетной цены на газ горючий природный, поставляемый потребителям Российской Федерации (кроме населения), расчетной цены реализации газа за пределы территорий государств - участников Содружества Независимых государств и расходов на транспортировку и хранение газа за пределами территорий государств - членов Таможенного союза при его реализации за пределы территорий государств - участников Содружества Независимых государств (далее Правила), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.02.2015 № 107, единая по системе газоснабжения расчетная цена на газ, поставляемый потребителям Российской Федерации (кроме населения) (Цв), определяется по формуле: Цв= ЦоптНН/0,9955

где ЦоптНН- предельный минимальный уровень оптовых цен на газ, используемый для определения оптовой цены для потребителей Нижегородской области, определенный в соответствии с пунктами 15(1) и Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2000 г. № 1021, на налоговый период.

С 1 июля 2015 года на основании приказа ФСТ России от 08.06.2015 № 218-э/3 (столбец 1 приложения к приказу) значение ЦоптНН - 4034 руб. за 1000 куб.м. газа. Значение показателя Цв составляет 4052 руб. за 1000 куб. м. газа (4034/0,9955, округленное в соответствии с пунктом 2 Правил).

С 1 июля 2017 года на основании приказа ФАС России от 13.06.2017 № 776/17 (столбец 1 приложения к приказу) значение ЦоптНН - 4192 руб. за 1000 куб.м. газа. Значение показателя Цв составляет 4211 руб. за 1000 куб. м. газа (4192/0,9955, округленное в соответствии с пунктом 2 Правил) и применяется до пересмотра регулируемых оптовых цен на газ в Российской Федерации.

С 1 сентября 2018 года на основании приказа ФАС России от 03.08.2018 № 1088/18 (столбец 1 приложения к приказу) значение ЦоптНН - 4335 руб. за 1000 куб.м. газа. Значение показателя Цв составляет 4355 руб. за 1000 куб. м. газа (4335/0,9955, округленное в соответствии с пунктом 2 Правил) и применяется до следующего пересмотра регулируемых оптовых цен на газ в Российской Федерации.

О средней по единой системе газоснабжения расчетной цене на газ (Црд), обеспечивающей равную доходность поставок газа потребителям Российской Федерации и потребителям, находящимся за пределами территорий государств - участников Содружества Независимых Государств, рублей за тысячу куб. метров и о понижающем коэффициенте (Кпониж), обеспечивающем соответствие изменения роста цен на газ средним параметрам ежегодного изменения цен на газ, поставляемый потребителям Российской Федерации (кроме населения)

Значение Црд:

Значение Кпониж:

НДПИ (расшифровка аббревиатуры – налог на добычу полезных ископаемых) подлежит начислению и уплате лицами, у которых имеется лицензия на пользование участком с целью добычи в его недрах полезных ископаемых. Стандарты расчета и правила применения регламентированы Налоговым кодексом.

Налог на добычу полезных ископаемых: общая информация

Добываемые полезные ископаемые могут быть разделены на такие группы:

  • горючие вещества (уголь, торф, сланцы);
  • углеводородные продукты, к которым относят нефть и добытый газ с метаном;
  • руда;
  • разные виды неметаллического сырья, добываемого горнорудными и горно-химическими предприятиями;
  • налог НДПИ начисляется и на редкие металлы;
  • цветные камни;
  • кварцевое сырье;
  • драгоценные и полудрагоценные металлы, камни;
  • соль;
  • вода лечебного назначения и промышленного, добываемая из-под земли или природных, термальных источников.

Полный перечень указан в ст. 337 НК РФ. Объект налогообложения НДПИ – объем добываемых полезных ископаемых на территории РФ и за ее границами (ст. 336 НК РФ). Не подлежит обложению налогом сырье, полученное из источников, которые не состоят на государственном учете и не являются для государственных структур балансовыми. Сырье из этой категории недр могут добываться предпринимателем для удовлетворения собственных нужд.

НДПИ в 2018 году: ставки и нововведения

Для расчета суммы налоговых обязательств применяются две шкалы ставок:

  1. Процентная сетка (адвалорные ставки), которая используется при начислении налога по налоговой базе, выраженной в стоимости сырья.
  2. Рублевые ставки (специфические), которые назначаются на каждую тонну сырья, учитываемого по объему добычи.

В п. 1 ст. 342 НК РФ приведен список ископаемых с предусмотренной для них нулевой ставкой налога. Расчет обязательств производится по каждому налоговому периоду – он равен календарному месяцу.

Законом от 30 сентября 2017 г. № 286-ФЗ внесены изменения в НК РФ. В части налога на добычу горючего природного газа предусмотрен налоговый вычет. Для получения вычета надо соблюсти несколько требований:

  • недра находятся в акватории Черного моря (частично или полностью);
  • месторождение не является новым;
  • предприятие, осуществляющее добычу, зарегистрировано в Республике Крым или в г. Севастополь до 2017 года;
  • в отчетном налоговом периоде были произведены траты на основные средства (приобретение, доставка, ведение в эксплуатацию), которые включены в программу инвестиционного развития газотранспортной системы РК и Севастополя.

Размер вычета соответствует величине фактически понесенных затрат на объекты основных средств, но не может быть выше предельного значения льготы (0,9 х сумма налога).

Налог на добычу полезных ископаемых-2018: определение налоговой базы

Налогооблагаемая сумма выводится налогоплательщиком самостоятельно. Расчеты производятся отдельно по каждому типу сырья. Стоимость сырья вычисляется:

  • по ценам реализации, фигурирующим на рынке в текущий момент;
  • по ценовым показателям, не учитывающим полученные суммы субсидирования для покрытия разрыва между рыночным и расчетным ценниками;
  • по расчетным нормативам, если в налоговом периоде не были осуществлены продажи для конкретного типа сырья.

Налоговая база по НДПИ определяется как количество ископаемых, которые были добыты предприятием, или стоимость полученного добывающими организациями сырья. На количественные показатели надо ориентироваться при разработке нефтяных месторождений, газовых, угольных, норма распространяется на многокомпонентные руды в Красноярском крае. Стоимостные значения используются в расчетах для добычи других видов ископаемых и углеводородного сырья на морских участках месторождений (нефть, газ).

НДПИ в 2018 году: формулы и примеры расчетов

Суммарное значение налога высчитывается путем перемножения налоговой базы со ставкой, которая закреплена за соответствующим видом сырья. Для добываемой нефти налог надо рассчитывать по обессоленной, обезвоженной и стабилизированной разновидности сырья. Для нефтяного материала характерно использование в формуле подсчета специфической ставки налога, которая дополнительно корректируется на условия добычи при помощи показателя Дм и динамику общемировых цен (через коэффициент Кц). Формула расчета НДПИ на нефть в 2018 году:

Налоговая база в тоннах х (ставка х Кц – показатель Дм).

Производить вычисления надо ежемесячно, данные показываются отдельно по налоговым периодам без накопления. Расчет НДПИ на нефть – пример основывается на ставке, действующей в 2017 году. Она равна 919 руб. за каждую тонну сырья. Вычисление коэффициентов – самая сложная часть работы. Они определяются по формулам:

  1. Дм = Кндпи х Кц х (1– Кв х Кз х Кд х Кдв х Ккан). Каждый из коэффициентов рассчитывается по нормативам ст. 342 НК РФ. Значения некоторых из них можно получить через форму запроса, направленную в Роснедр.
  2. Кц = (Цена барреля нефти «Юралс» - 15) х средний показатель курса доллара к рублю по данным ЦБ РФ / 261.

Пример расчета НДПИ при условии добычи в октябре 2017 года 17 000 тонн баррелей нефти:

  1. Значение КЦ можно брать с сайта ИФНС, на котором ежемесячно публикуются данные по составляющим этого показателя и его итоговому значению. На октябрь 2017 года коэффициент равен 9,1484.
  2. Кндпи с 2016 года не менялся и остался на уровне 559 рублей.
  3. Кд и Ккан заданы равными 1 (шкала значений предусмотрена ст. 342.2 и 342.5 соответственно).
  4. Остальные коэффициенты можно определить только при наличии доступа к сведениям из Роснедра. Для примера примем условные данные по Кв и Кдв в размере 0,3, Кз, равным 1.

НДПИ составит 63 812 560 рублей за октябрь (17 000 х (919 х 9,1484 – (559 х 9,1484 х (1 –0,3 х 1 х 1 х 0,3 х 1)))).

Налог на добычу полезных ископаемых в 2018 году для нефтяников планируется дополнить новым показателем НДД, который будет ориентироваться на получаемые доходы. Перейти на обновленные нормативы налогообложения сразу все предприятия не смогут – перевод будет постепенным, регулировать очередность будет Минфин.

НДПИ на газ определяется по фиксированному размеру ставки, назначенной для каждого кубометра сырья. В расчетах используется набор специальных коэффициентов:

  • Тг (учитывает расходы, связанные с доставкой газа до пункта его обработки);
  • Еут – обозначение единицы условного топлива;
  • Кс – применяется для идентификации степени сложности процесса получения сырья.

НДПИ на золото облагается по процентной шкале ставки, равной 6% (для остальных драгоценных металлов действует ставка 6,5%). Объем добытого металла определяется по условиям ст. 339 НК РФ. Налоговая база рассчитывается как произведение цены единицы сырья и его общего количества, которое было найдено за месяц. Срок уплаты налога на добычу полезных ископаемых установлен ст. 344 НК. Погасить налоговое обязательство надо до 25 числа в месяце, следующем за окончившимся налоговым периодом.

На сегодняшний день в налоговой системе Российской Федерации установлено более десятка действующих налогов. Все они различаются по своим определенным свойствам, функциям и играют важную роль в деятельности любого государства. Одним из значимых видов налогов является налог на добычу полезных ископаемых или НДПИ .

НДПИ - это прямой федеральный налог, который уплачивается недропользователями. Данный налог установлен и описан в главе 26 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), которая была утверждена и вступила в силу 1 января 2002 года. Согласно этой главе объект налогообложения по НДПИ – это полезные ископаемые: добытые из недр на территории России; добывающиеся из недр за пределами России на территориях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации, в т.ч. и арендуемых; извлеченные из фактических отходов или фактических потерь производства добычи, в случае, если такое промышленное извлечение лицензируется. Основной закон, принятый исторически в период формирования добывающего сектора экономики России, это закон Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах» .

Плательщиками такого вида налога являются предприятия и физические лица-индивидуальные предприниматели, добывающие полезные ископаемые по лицензии на право пользования недрами. В НК РФ определено, что обозначенные лица подлежат обязательной постановке, осуществляемой в течение 30 календарных дней с момента госрегистрации лицензии на пользование участком недр, на учет в качестве налогоплательщиков НДПИ.

Вступив в силу, НДПИ объединил в себе ранее действующие налоги и платежи, такие как: платеж за пользование недрами, акциз на нефть и стабильный газовый конденсат, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы. Была установлена, применительно к нефти, специфическая ставка НДПИ, корректируемая ценой нефти на мировом сырьевом рынке, а также при помощи валютного курса рубля и соответствующих коэффициентов, которые определены в НК РФ .

В 2015 году был нарушен тренд систематического ежегодного роста цены на нефть. Уровни цен на нефть варьировались от 46,3 долларов за баррель в 2009 году до 106,9 долларов за баррель в 2014 году. Однако к началу 2015 года цена нефть резко упала и в течение года не выходила за пределы 70 долларов за баррель. 18 октября 2015 года ее значение составило 47,26 долларов за баррель (см. рис. 1). В связи с этим повысилась степень инвестиционных рисков, затягивая или замораживая реализацию инвестиционных и инновационных проектов .

Рисунок 1. Среднемесячные цены на нефть марки Brent в период с 18.08.2014 по16.10.2015гг.

Налоговая база по НДПИ определяется количеством добываемых полезных ископаемых. При добыче учитывается: нефть, природный газ, газовый конденсат (кроме добытого на новых морских месторождениях углеводородного сырья), уголь, а также стоимость иных полезных ископаемых в процессе добычи .

Налоговая база по НДПИ – стоимость добытых полезных ископаемых по каждому виду, с учетом установленных различных ставок, определяемая обособленно для каждого вида добытого полезного ископаемого. Способ оценивания, исходя из расчетной стоимости, применяется при отсутствии объемов их реализации в соответствующем налоговом периоде .

Расчетная стоимость добытых полезных ископаемых определяет самостоятельно налогоплательщик на основании информации налогового учета. При этом применяется такой же порядок признания доходов и расходов, который применяется при расчете налоговой базы по налогу на прибыль организации .

По всем видам полезных ископаемых зафиксированы определенные ставки в соответствии со статьей 342 НК РФ. Распределение ставок происходит в зависимости от вида природных ресурсов. Ставки условно разделяются на два вида: твердые, распространяющиеся на нефть, газ, газовый конденсат и уголь (применяются по отношению к налоговой базе исходя из количества добытых природных ресурсов), а также адвалорные, действующие по остальным видам полезных ископаемых (ставки привязываются к стоимости ресурсов). В первом случае законодательство предусматривает понижающие коэффициенты. Их применение возможно только после выполнения плательщиками НДПИ определенных требований НК РФ .

Существуют льготные налоговые ставки 0%, применяемые по: полезным ископаемым в части нормативных потерь; попутному газу и др.

В соответствии с действующим законодательством, ставка НДПИ для природного газа составляла 622 рубля за 1 тысячу кубометров – до 31 декабря 2013 года; 700 рублей за 1 тысячу кубометров – до 31 декабря 2014 года. Твердая ставка в размере 788 рублей за 1 тысячу кубометров газа действует с 1 января 2015 года. Налогообложение для природного газа происходит по ставке, умноженной, на коэффициент, значение которых также прописано в действующем законодательстве . Ставка НДПИ в отношении газового конденсата составляла 590 рублей – до 31.12.2013; 647 рублей – до 31.12.2014. Твердая ставка в размере 679 рублей действует с 01.01.2015 года за 1 тонну газового конденсата. Базовая ставка НДПИ при добыче нефти установлена в следующих размерах: 470 рублей – до 31.12.2013; 493 рублей – до 31.12.2014. На 2015 год была запланирована ставка в размере 530 рублей за 1 тонну. Из приведенных статистических данных можно заметить, что ставки НДПИ по различным видам полезных ископаемых растут с каждым годом .

Ежегодно законодательство по НДПИ претерпевает изменения, касающиеся ставок. Так в 2014 году было принято решение ввести новый метод расчета ставок НДПИ по добыче газового конденсата и природного газа. Базовый параметр единицы условного топлива стал определяться по каждому конкретному участку, учитывая средние рыночные цены на углеводородное сырье и соотношение природного газа и газконденсата при добыче на таком участке недр. Нужно подчеркнуть, что на коэффициенты влияют различные факторы. Ранее действующая ставка НДПИ по природному газу устанавливалась ежегодно на перспективный период трех лет, при этом добывающие предприятия не были уверены, что их налоговые расходы не увеличатся по прошествии этого периода. Нововведенная методика расчетов позволила снизить риск неопределенности в налоговой сфере, что способствует более точному корпоративному прогнозу результатов деятельности предприятий и поиску путей снижения затрат, при необходимость. Также минимизирован риск резкого повышения НДПИ на газконденсат . Поэтому такое изменение является скорее положительным явлением, прежде всего для функционирования компаний.

Кроме того, с начала 2015 года используется новый порядок расчетов ставков по НДПИ в отношении нефти. Ставки НДПИ на нефть обезвоженную, обессоленную и стабилизированную были увеличены и на 2015 год составили 766 рублей за 1 тонну вместо запланированных ранее 530 рублей

Порядок и условия взимания НДПИ установлены правительством Российской Федерации, а суммы таких платежей перечисляются в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации по нормативам, представленным в таблице 2. Тем самым данные величины предопределяют не только экономику отдельных добывающих предприятий, но и оказывают существенное воздействие на экономику России в целом. Так в 2013 году сумма поступлений по НДПИ в федеральный бюджет составила 1 640 316 миллионов рублей, в консолидированный бюджет субъектов Российской Федерации 25 490 миллионов рублей; в 2014 году – 2 535 256 миллионов рублей и 40 522 миллионов рублей соответственно. Таким образом, прогнозируемая уплата НДПИ в 2015 году не только будет способствовать наполнению бюджетов субъектов Российской Федерации, но и на 1/3 заполнит федеральный бюджет .

В 2014 году Минфин России предсказывал, что в 2015 году выплаты в бюджет по НДПИ на нефть в десять раз должны превысить выплаты от НДПИ на газ. Они ожидали 3,979 триллионов рублей поступлений в бюджет от начислений нефти и 381,214 миллиардов рублей поступлений от газа. Данное ожидание было прописано в законопроекте о федеральном бюджете на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов .

Таблица 2. Установленные нормативы распределения сумм платежей по НДПИ

Согласно таким данным, в 2016 году выплаты в бюджет от НДПИ на нефть запланированы в объеме 4,621 триллионов рублей, газовые выплаты – 394,292 миллиардов рублей, в 2017 году – 5,091 триллионов рублей и 402,388 миллиардов рублей соответственно . По расчетам Министерства финансов, в совокупности по НДПИ на углеводородное сырье должен был принести в бюджет 4,415 триллионов рублей в 2015 году, 5,093 триллионов рублей в 2016 году, 5,589 триллионов рублей в 2017 году. НДПИ на газконденсат по их оценкам должен был привести в бюджет в 2015 году 54,911 миллиардов рублей, в 2016 году – 77,515 миллиардов рублей, в 2017 году – 95,61 миллиардов рублей .

В связи с дефицитом бюджета в сентябре 2015 года Президент Владимир Путин поручил правительству проработать задачу пополнении бюджета за счет перенаправления в него сверхдоходов экспортеров нефти, полученных в период и после девальвации рубля. Вследствие этого в октябре текущего года Минфин предложил пересмотреть методику расчета НДПИ на нефть с тем, чтобы повысить поступления в бюджет ориентировочно на 609 миллиардов рублей за 2016 год и еще до 1 триллионов рублей за период 2017–2018 годов. По мнению нефтяников, данное изменение может грозить частичной остановкой многих проектов или вызовет существенное падение добычи.

На данный момент времени базовая ставка НДПИ рассчитывается по формуле, в которой учитывается актуальная текущая цена на нефть, уменьшенная на 15 долларов по текущему актуальному курсу. Начиная с 2016 года такой вычет Министерство финансов предложило установить в рублях по курсу доллара на 2014 год, с условием ежегодной индексации по инфляции, вместо того, чтобы использовать средний курс доллара к рублю в текущем налоговом периоде. В данном случае налогом не облагаемая часть цены на нефть, которая должны быть выражена в рублях, станет меньше. Для вычета предлагалось установить курс доллара в 2016 году – 43,8 рублей, вместо прогнозируемых 63,5 рублей, в 2017 году – 47,1 рублей вместо планируемых 64,8 рублей, а также в 2018 году – в 49,8 рублей вместо 65,8 рублей . Позитивным последствием окажется сокращение вычета: в 2016 году его объем составит только лишь 657 рублей вместо ожидаемых 953 рублей на баррель, в 2017 году - 707 рублей, а ожидалось 972 рублей, в 2018 году - 747 рублей вместо планируемых 987 рублей. Из этого следует, что государственный бюджет пополнится дополнительными доходами в объеме 609 миллиардов рублей в следующем году и еще 525 и 476 миллиардов рублей в 2017-2018 годах соответственно.

При существующей системе расчетов налога государство изымает в виде НДПИ и экспортных пошлин от 35% при низких ценах на нефть, в случае, если они ниже 40 долларов за баррель, и до 48% (при стоимости выше 110 долларов за баррель) выручки, что представлено в материалах Минфина. При корректировке формулы налоговые изъятия могут составить от 45 до 47% от совокупной выручки добывающего предприятия.

В середине октября текущего года Правительство России приняло окончательное решение по вопросам изменения проводимой налоговой политики в топливно-энергетическом комплексе (ТЭК). Руководство страны приняло решение не оказывать давления на нефтяную отрасль и тем самым заморозить пошлину на нефть до конца августа. Помимо решения вопроса касающегося нефти, правительство решило повысить НДПИ на газ на весь 2016 год. Согласно новым правилам, в методике расчетов вводится дополнительный коэффициент, представляющий экспортную доходность добытого газа. Эта единичная корректировка обеспечивает повышение единицы условного топлива на 36,7 % *(исключительно для «Газпрома»).

Сохранение ставок позволяет поддерживать нефтеперерабатывающих организаций, не успевших провести модернизацию перерабатывающих мощностей, т.к. сохранившийся уровень ставов вывозных таможенных пошлин на нефть повышает маржинальность деятельности компаний. Сохранение ставков не должно привести к увеличению стоимости нефтепродуктов, т.к. ставки вывозных таможенных пошлин на нефтепродукты пропорциональны ставкам вывозных таможенных пошлин на нефть. Помимо этого, было принято решение о изменении ставок на: добычу полезных ископаемых по нефти, газу и газовому конденсату. Такое действие сможет пополнить бюджет страны дополнительно на 101,6 миллиардов рублей.

Вследствие подобных изменений необходимо будет скорректировать инвестиционные программы нефтяных и газодобывающих компаний. Ранее президент «Роснефти» и глава «Газпром нефти» прогнозировали снижение добычи нефти на горизонте трех лет на 25–30 миллионов тонн ежегодно из-за повышения налогового давления на отрасль. Также считается, что может сократиться совокупный объем инвестиций. По данным за первое полугодие текущего года при условиях снижения общего денежного потока в нефтяной отрасли произошло увеличение инвестиционных вложений российскими нефтяными компаниями. Такая ситуация сложилась, вероятно, за счет сокращения денежного потока, что подтверждается снизившимися налоговыми отчислениями, при одновременно получении компаниями прироста остающихся в их распоряжении финансов за счет опережающего роста рублевых сумм налоговых вычетов по НДПИ и экспортным пошлинам, а никак не за счет сокращения уровня собственных издержек.

По мнению экспертов, ежегодное увеличение налоговой нагрузки по НДПИ в среднем прогнозируется на уровне 6 %. Именно в первом году реализации предложенных мер рост нагрузки должен составить – 7,6 %, в связи с чем, основные последствия от вероятного внедрения предложенных мер можно ожидать к первой половине 2017 года. Рост налоговой нагрузки может оказать существенное влияние на небольших участников рынка нефтедобычи путем снижения доходность их бизнеса.

Таким образом, непрекращающиеся налоговые маневры усложняют нефтяным компаниям оценку эффективности их проектов и привлечение инвестиций в новые регионы по нефтедобыче. Как показывают данные, налог на добычу полезных ископаемых – наиболее прибыльный в России. Отечественная нефтяная отрасль получала существенную бюджетную поддержку на протяжении долгого времени. При этом даже в период кризиса нефтедобывающие компании оказались в выигрыше от девальвационных процессов, которые компенсировали снижение цен на нефть. Экспортные контракты составляются в долларовом эквиваленте, а отчитываются отечественные нефтяные компании в рублях. Нефтянка отрасль на данный момент единственная, пережившая относительно безболезненно дополнительную налоговую нагрузку. Именно поэтому государство, как и прежде, надеется получать высокий доход от отчислений для покрытия дефицита бюджета. Однако чрезмерный рост налогового давления на отрасль может вызвать снижение добычи нефти и как следствие уменьшить поступления средств в бюджет. Поэтому правительству следует найти баланс при увеличении давления на нефтяную отрасль и не отклоняться от него, иначе произойдет обратный эффект.

  • Гордиенко М.С. Анализ бюджетной политики Российской Федерации до 2020 г. // Экономика, статистика и информатика. Вестник УМО. 2014. № 6-2. С. 280-284.
  • Грызунова Н.В. // Экологические активы как инструмент финансовой стратегии организации. Вестник Университета Российской академии образования. 2008. № 1. С. 140-143.
  • Лупей Н.А., Соболев В.И. Финансы. Учебное пособие / Москва, 2012
  • Гордиенко М.С. Анализ основных направлений налоговой политики Российской Федерации на 2015-2017 гг. // Экономика и практический менеджмент в России и за рубежом Материалы II Международной научно-практической конференции. Коломенский институт (филиал) Московского государственного машиностроительного университета: сборник. Под ред.: Маруков А.Ф. и др. 2015. С. 107-113.
  • Сычева Е.И. Теоретические основы налогового учета как элементы системы налогового администрирования // Экономические науки. 2007. № 33. С. 146-149.
  • Гордиенко М.С. Бюджетная обеспеченность регионов Российской Федерации в 2009-2014 гг. // Science Time. 2015. № 5 (17). С. 101-107.
  • Грызунова Н.В. Моделирование структуры оборотного капитала предприятия (организации) на основе регулирования налоговой нагрузки // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. 2013. № 6. С. 257-260.
  • Гордиенко М.С. Факторы вариативности расходной части бюджетов Российской Федерации 2005-2012 гг. // Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование. 2012. Т. 5. № 3. С. 120-130.
  • Гордиенко М.С., Глубокова Н.Ю. Анализ налоговых поступлений в бюджеты муниципального уровня Российской Федерации в 2014 году // Ученые записки Российской Академии предпринимательства. 2015. № 44. С. 65-73.
  • Гордиенко М.С. Внутренний государственный долг как важнейший стабилизатор бюджетной политики Российской Федерации. // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия: Экономика и экологический менеджмент. 2012. № 1. С. 122-136.
  • Гордиенко М. С. Бюджетная политика России: эволюционное развитие, оценка качества: диссертация кандидата экономических наук: 08.00.10/Гордиенко Михаил Сергеевич. – Москва, 2014. – 251 с.
  • Количество просмотров публикации: Please wait

    Основание и правовые основы

    Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) - это федеральный налог, регулируемый главой 26 Налогового кодекса РФ. Так как его уплачивают пользователи недр, одним из важнейших документов для понимания и применения НДПИ также является Закон РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах".

    Налогоплательщики

    1. Организации и индивидуальные предприниматели, зарегистрированные и признаваемые пользователями недр.
    2. Организации, сведения о которых внесены в ЕГРЮЛ на основании статьи 19 Федерального закона от 30 ноября 1994 года N 52-ФЗ, признаваемые пользователями недр в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также на основании лицензий и иных разрешительных документов, действующих в порядке, установленном статьей 12 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя".

    По общему правилу налогоплательщики должны встать на учет в качестве налогоплательщика НДПИ по месту нахождения участка недр, который они используют, в течение 30 календарных дней с момента государственной регистрации лицензии на пользование участком недр.

    Особый порядок постановки на учет установлен для пользователей недр в Крыму и Севастополе.

    Постановка на учет производится по месту нахождения организации либо по месту жительства физического лица (если налогоплательщик является ИП).

    Минфин РФ также дополнительно определяет особенности постановки на учет в качестве налогоплательщиков НДПИ - см. приказ Приказ МНС РФ от 31.12.2003 N БГ-3-09/731.

    Объект налогообложения НДПИ

    Объектом налогообложения признаются полезные ископаемые:

    1. добытые из недр на территории РФ на предоставленном по закону участке недр (в том числе из залежи углеводородного сырья);
    2. извлеченные из отходов (потерь) добывающего производства, подлежащие отдельному лицензированию;
    3. добытые из недр за пределами РФ на территориях, арендуемых или используемых по международным договорам, а также находящихся под юрисдикцией РФ.

    Не являются объектами налогообложения:

    • общераспространенные полезные ископаемые, в т.ч. подземные воды, добытые индивидуальным предпринимателем и используемые им непосредственно для личного потребления;
    • добытые (собранные) минералогические, палеонтологические и др. геологические коллекционные материалы;
    • добытые из недр при образовании, использовании, реконструкции и ремонте особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное или иное общественное значение;
    • полезные ископаемые, извлеченные из собственных отвалов или отходов (потерь) горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств;
    • дренажные подземные воды;
    • метан угольных пластов.

    Виды полезных ископаемых

    1. Уголь и горючие сланцы
    2. Углеводородное сырье (нефть, газовый конденсат, газ горючий природный, метан угольных пластов)
    3. Товарные руды черных и цветных металлов, редких металлов, образующих собственные месторождения
    4. Полезные компоненты комплексной руды
    5. Горно-химическое неметаллическое сырье (апатит, фосфоритовые руды, соли, сера, шпат, краски земляные и др.)
    6. Горнорудное неметаллическое сырье
    7. Битуминозные породы
    8. Сырье редких металлов (индий, кадмий, теллур, таллий, галлий и др.)
    9. Неметаллическое сырье, используемое, в основном, в строительной индустрии (гипс, ангидрид, мел, известняк, галька, гравий, песок, глина, облицовочные камни)
    10. Кондиционный продукт пьезооптического сырья (топаз, нефрит, жадеит, родонит, лазурит, аметист, бирюза, агаты, яшма и др.)
    11. Природные алмазы, др. драгоценные камни (алмазы, изумруд, рубин, сапфир, александрит, янтарь)
    12. Концентраты и др. полупродукты, содержащие драгметаллы (золото, серебро, платина, палладий, иридий, родий, рутений, осмий) а также лигатурное золото, соответствующее национальному стандарту (техническим условиям) и (или) стандарту (техническим условиям) организации-налогоплательщика
    13. Соль природная и чистый хлористый натрий
    14. Подземные воды, содержащие полезные ископаемые и лечебные ресурсы, а также термальные воды
    15. Сырье радиоактивных металлов (в частности, уран и торий).

    Налоговая база

    Налоговая база по НДПИ определяется как стоимость добытых полезных ископаемых по каждому виду, с учетом установленных различных ставок. Она определяется отдельно по каждому добытому полезному ископаемому.

    Особым образом определяется стоимость углеводородного сырья, добытого на новом морском месторождении углеводородного сырья. Как определять по нему налоговую базу, говорится в статье 340.1 НК РФ. О таких месторождениях налоговые органы информирует федеральный орган исполнительной власти, ответственный за ведение государственного баланса запасов полезных ископаемых.

    В отношении иных видов добываемого углеводородного сырья, а также угля, налоговая база определяется как количество добытых полезных ископаемых в натуральном выражении.

    Общий порядок оценки стоимости добытых полезных ископаемых при определении налоговой базы указан в статье 340 Налогового Кодекса РФ.

    Налоговый период

    Календарный месяц.

    Налоговые ставки

    Ставки установлены по каждому виду полезных ископаемых статьей 342 Налогового Кодекса РФ.

    Ставки в 2017 году

    • 0% или 0 рублей, если в отношении добытого полезного ископаемого налоговая база определяется как количество добытых полезных ископаемых в натуральном выражении (при добыче, например, полезных ископаемых в части нормативных потерь полезных ископаемых и др.);
    • от 3,8% до 8% для различных полезных ископаемых, налоговая база по которым определяется исходя из их стоимости;
    • 919 рублей на период с 1 января 2017 года за 1 тонну добытой нефти обессоленной, обезвоженной и стабилизированной. При этом указанная налоговая ставка умножается на коэффициент, характеризующий динамику мировых цен на нефть (Кц). Полученное произведение уменьшается на величину показателя Дм, характеризующего особенности добычи нефти. Величина показателя Дм определяется в порядке, установленном ст. 342.5 НК РФ. В формулу определения коэффициента Дм новой редакцией Налогового кодекса N 204 от 28.12.2016 внесены изменения: добавлено значение Кк, уменьшающее показатель. Кк на период с 1 января по 31 декабря 2017 года включительно равен 306, 357 - на период с 1 января по 31 декабря 2018 года включительно, 428 - на период с 1 января по 31 декабря 2019 года включительно, 0 - с 1 января 2020 года. В 2016 году ставка по нефти составляла 857 руб.;
    • 42 рубля за 1 тонну добытого газового конденсата из всех видов месторождений углеводородного сырья. При этом указанная налоговая ставка умножается на базовое значение единицы условного топлива, на коэффициент, характеризующий степень сложности добычи газа горючего природного и (или) газового конденсата из залежи углеводородного сырья, и на корректирующий коэффициент;
    • 35 рублей за 1 000 кубических метров газа при добыче газа горючего природного из всех видов месторождений углеводородного сырья. При этом указанная налоговая ставка умножается на базовое значение единицы условного топлива и на коэффициент, характеризующий степень сложности добычи газа горючего природного и (или) газового конденсата из залежи углеводородного сырья. Полученное произведение суммируется со значением показателя, характеризующего расходы на транспортировку газа горючего природного. Если полученная сумма оказалась меньше 0, значение налоговой ставки принимается равным 0.
    • 47 рублей за 1 тонну добытого антрацита.
    • 57 рублей за 1 тонну добытого угля коксующегося;
    • 11 рублей за 1 тонну добытого угля бурого;
    • 24 рубля за 1 тонну добытого угля, за исключением антрацита, угля коксующегося и угля бурого;
    • 730 рублей за 1 тонну многокомпонентной комплексной руды, добываемой на участках недр, расположенных полностью или частично на территории Красноярского края, содержащей медь, и (или) никель, и (или) металлы платиновой группы;
    • 270 рублей за 1 тонну многокомпонентной комплексной руды, не содержащей медь, и (или) никель, и (или) металлы платиновой группы, добываемой на участках недр, расположенных полностью или частично на территории Красноярского края.
    • на антрацит - 1,102;
    • на уголь коксующийся - 1,668;
    • на уголь бурый - 0,996;

    В прошлом году улучшились условия, при которых коэффициент Ккан равен нулю в отношении участков недр, полностью или частично расположенных в Каспийском море. Эти условия вынесены в отдельный подпункт 9 пункта 4 статьи 342.5 НК РФ.

    В отношении нефти, добытой на этих участках недр, коэффициент Ккан сохраняет нулевое значение до 1-го числа месяца, следующего за тем, в котором наступило одно из перечисленных в НК РФ обстоятельств. Таким обстоятельством является, например, достижение определенного уровня накопленного объема добычи нефти (за исключением накопленного объема на новых морских месторождениях на данном участке недр). С 2016 года этот предел составляет 15 млн т. вместо 10 млн т., как было установлено ранее.

    При расчете НДПИ по газу применяется коэффициент Кгп, характеризующий экспортную доходность. Напомним, базовое значение ставки НДПИ в отношении газового конденсата из всех видов месторождений углеводородного сырья умножается на коэффициент Ккм, а также на базовое значение единицы условного топлива Еут и коэффициент Кс, характеризующий степень сложности добычи газа горючего природного и (или) газового конденсата из залежи углеводородного сырья.

    Значение корректирующего коэффициента изменилось в редакции Федерального закона от 30.11.2016 N 401-ФЗ.

    Налоговый вычет по НДПИ

    Статья 343.1 Налогового кодекса РФ регулирует право налогоплательщика на получение налогового вычета - можно по своему выбору уменьшить сумму налога, исчисленную за налоговый период при добыче угля на участке недр, на сумму экономически обоснованных и документально подтвержденных расходов налогоплательщика в налоговом периоде и связанных с обеспечением безопасных условий и охраны труда при добыче угля на данном участке недр.

    В налоговый вычет включаются следующие расходы:

    • материальные расходы налогоплательщика, определяемые в порядке, предусмотренном главой 25 "Налог на прибыль" НК РФ;
    • расходы налогоплательщика на приобретение и (создание) амортизируемого имущества;
    • расходы на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию, техническое перевооружение объектов основных средств.

    Право на применение данного налогового вычета непосредственно связано с обязанностью налогоплательщика НДПИ - работодателя обеспечивать безопасные условия труда и их охрану.

    Порядок признания расходов в целях применения данного вычета должен быть отражен в учетной политике для целей налогообложения.

    Порядок и сроки уплаты налога, отчетность

    По итогам месяца исчисляется сумма налога отдельно по каждому виду добытых полезных ископаемых. Налог подлежит уплате в бюджет по месту нахождения каждого участка недр, предоставленного налогоплательщику в пользование.

    Налог уплачивается не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

    Пользователи недр уплачивают регулярные платежи ежеквартально не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим кварталом, равными долями в размере одной четвертой от суммы платежа, рассчитанного за год (Закон РФ от 21.02.1992 N 2395-1).

    Порядок и условия взимания регулярных платежей за пользование недрами с пользователей недр устанавливаются Правительством РФ, а суммы этих платежей направляются в федеральный бюджет.

    Декларация по НДПИ представляется в налоговый орган по месту нахождения российской организации, месту жительства индивидуального предпринимателя, месту осуществления деятельности иностранной организации через филиалы и представительства, созданные на территории РФ.

    Обязанность представления налоговой декларации возникает, начиная с налогового периода, в котором стала осуществляться фактическая добыча полезных ископаемых. Представляется не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Налоговую декларацию по НДПИ можно подавать как в бумажном, так и в электронном виде.

    Обращаем внимание!

    Налогоплательщики, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 100 человек, а также вновь созданные организации, численность работников которых превышает указанный предел, представляют налоговые декларации и расчеты только в электронной форме. Это же правило распространяется и на крупнейших налогоплательщиков.

    С полным списком федеральных операторов электронного документооборота , действующих на территории определенного региона, можно ознакомиться на официальном сайте Управления ФНС России по субъекту РФ.

    НДПИ: что нового в 2017 году?

    В 2017 году изменились некоторые налоговые ставки и значения, необходимые для расчета коэффициентов.

    При уплате налога при добыче нефти ставка составит 919 рублей на период с 1 января 2017 года за 1 тонну добытой нефти обессоленной, обезвоженной и стабилизированной. При этом указанная налоговая ставка умножается на коэффициент, характеризующий динамику мировых цен на нефть (Кц). Полученное произведение уменьшается на величину показателя Дм, характеризующего особенности добычи нефти.

    Величина показателя Дм определяется в порядке, установленном ст. 342.5 НК РФ. В формулу определения коэффициента Дм новой редакцией Налогового кодекса N 204 от 28.12.2016 внесены изменения: добавлено значение Кк, уменьшающее показатель.

    Кк на период с 1 января по 31 декабря 2017 года включительно равен 306, 357 - на период с 1 января по 31 декабря 2018 года включительно, 428 - на период с 1 января по 31 декабря 2019 года включительно, 0 - с 1 января 2020 года. В 2016 году ставка по нефти составляла 857 руб.;

    Налоговые ставки в отношении угля умножаются на коэффициенты-дефляторы, которые определяются и подлежат официальному опубликованию в порядке, установленном Правительством РФ (Постановление Правительства РФ от 3 ноября 2011 г. N 902 "О порядке определения и официального опубликования коэффициентов-дефляторов к ставке налога на добычу полезных ископаемых при добыче угля").

    Коэффициенты-дефляторы на 1 квартал 2017 года составят:

    • на антрацит - 1,102;
    • на уголь коксующийся - 1,668;
    • на уголь бурый - 0,996;
    • на уголь, за исключением антрацита, угля коксующегося и угля бурого, - 1,132.

    Это установлено приказом Минэкономразвития России от 18.01.2017 N 8 "О коэффициентах-дефляторах к ставке налога на добычу полезных ископаемых при добыче угля".

    При расчете НДПИ по газу значение корректирующего коэффициента изменилось в редакции Федерального закона от 30.11.2016 N 401-ФЗ.

    С 1 января 2017 года пункт 15 статьи 342.4 гласит, что коэффициент Ккм равен результату деления числа 6,5 на значение коэффициента Кгп. Кгп новой нормой установлен такой: 1,7969 - на период с 1 января по 31 декабря 2017 года включительно, 1,4022 - на период с 1 января по 31 декабря 2018 года включительно, 1,4441 - на период с 1 января по 31 декабря 2019 года включительно - для налогоплательщиков - собственников объектов Единой системы газоснабжения, либо участников с долей собственности;

    Для остальных налогоплательщиков Кгп равен 1.

    Обращаем внимание !

    При уплате недоимок по всем налогам с 1 октября 2017 года изменяются правила начисления пеней. При длительной просрочке предстоит уплачивать большие суммы пеней - это касается недоимок, возникших после 1 октября 2017 года. Изменения внесены в правила расчета пеней, которые установлены для организаций п. 4 ст. 75 НК РФ.

    Если, начиная с указанной даты, просрочить платеж более чем на 30 дней, пени предстоит рассчитывать так:

    • исходя из 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей в период с 1-го по 30-й календарные дни (включительно) такой просрочки;
    • исходя из 1/150 ставки рефинансирования ЦБ РФ, актуальной в период начиная с 31-го календарного дня просрочки.

    При просрочке в 30 календарных дней и меньше юрлицо заплатит пени исходя из 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ.

    При уплате недоимок до 1 октября 2017 года количество дней просрочки не имеет значения, ставка в любом случае составит 1/300 ставки рефинансирования ЦБ. Напомним, что с 2016 года ставка рефинансирования равна ключевой ставке.

    Добыча нефти-сырца регулируется государством. Контроль сводится к учету выработки скважин, налогообложению, что постоянно подвергается оптимизации.

    Лица, занимающиеся использованием ресурсов недр, должны иметь лицензию.

    Кто платит

    Состав налогоплательщиков состоит из ИП и юридических лиц, которые занимаются добычей ископаемых ресурсов и являются пользователями недр.

    Контроль налоговых органов в отношении добытчиков нефти имеет особенности:

    1. Постановка на учет в качестве налогоплательщика производится через 30 дней после получения лицензии.
    2. Плательщиком в ИФНС представляется , срок сдачи – последнее число месяца, следующего за истекшим периодом. Данные формируются только по месячному периоду, накопительные суммы не применяются с помощью .
    3. Налоговым периодом по НДПИ считается календарный месяц. Обязанность подачи сведений возникает с момента начала добычи углеродного ископаемого.
    4. Представление отчетности для организаций и ИП, действующих в рамках соглашения о разделе имущества, производится в региональную ИФНС по месту нахождения недр.
    5. Основные или крупные налогоплательщики подают декларацию НДПИ по месту учета. В случае расположения места добычи в экономической зоне или на континентальном шельфе контроль производится также налоговой инспекцией, где компания поставлена на учет.

    Налог, рассчитанный по итогам календарного месяца, уплачивается в бюджет не позднее 25-го числа месяца, следующим за отчетным периодом.

    Уплата НДПИ производится отдельно по каждому месторождению по месту его нахождения. Налог в отношении углеводородного сырья является полностью федеральным.

    Объект налогообложения

    Определение объекта налогообложения для пользования недр по добыче нефти служит натуральный показатель, выраженный в тоннах.

    В качестве ископаемого ресурса принимается нефть в обессоленном, обезвоженном или стабилизированном виде .

    К полезным ископаемым, попадающим под действие законодательства по использованию недр, относятся ресурсы, добытые на территории РФ, вне ее пределов или добытые из отходов перерабатывающих производств.

    Рассчитывается НДПИ на нефть за рубежом, добытую компаниями страны, в том же порядке, что и при расчете ресурсов, полученных на территории государства.

    На основании международных договоров налогоплательщикам могут предоставляться в аренду площади иностранных государств для разработки шельфов.

    Качество добываемого сырья должно соответствовать российским стандартам. Не признается природным ресурсом и полезным ископаемым продукция, которая добыта путем обогащения.

    При определении объекта налогообложения законодательством исключается часть процессов добычи, в том числе не учитываются добычи:

    • при получении материала из отходов собственной переработки. Условием служит оплата, произведенная ранее за добытый ресурс;
    • в случае принадлежности полученного сырья к геологическим образцам;
    • добытые в момент использования, реконструкции геологических объектов, имеющих культурное или научное значение;
    • в случае использовании недр, которые не числятся на балансе государства, а добытое ИП сырье используется в личных целях.

    Все действия, производящиеся налогоплательщиком по разработке полезных ископаемых, контролируются Роснедром.

    Любое неправомерное действие в отношении недр и полезных ископаемых РФ трактуется как вред, нанесенный экономике государства.

    Налоговая база

    Налогооблагаемая база для расчета НДПИ по добыче нефти определяется на основании: количества или стоимости добытой нефти.

    Для исчисления количества добытого сырья допускается применение 2-х способов:

    1. Прямой, основанный на данных измерительных показателей.
    2. Косвенный, который основывается на показателе содержания нефти в общем количестве получаемого сырья.

    Косвенный метод расчета применяется только при отсутствии возможности расчета добываемого количества прямым методом.

    Используемый в определении налога метод выбирается один раз, не меняется и применяется в течение всего использования месторождения.

    Выбранный способ закрепляется в учетной политике. Изменить вариант подсчета можно только при внесении изменений в технологический процесс и технический проект разработки.

    При использовании прямого метода расчета налоговой базы можно использовать расходы, перечень которых включает:

    Показатели Описание
    Прямые показатели В состав входят материальные затраты, сумма фонда оплаты труда наемных работников, амортизационных отчислений. Порядок списания прямых расходов аналогичен затратам всех производственных процессов. Величина прямых затрат списывается из расчета сумм, относящимся к конкретным доходамданном варианте – добыче), полученным в налоговом периоде. Из расчета убираются величины незавершенного производства. Для НДПИ расходы определяются в рамках месячного периода.
    Косвенные показатели В состав включаются данные материальных расходов, не относящихся к прямым. Косвенными расходами могут быть затраты на ремонт оборудования, технологическое дооборудование, прочие виды. Списываются в полном объеме пропорционально добыче и другими видами деятельности.

    Выручка от продажи полезных ископаемых определяется как цена, уменьшенная на стоимость доставки.

    Размер НДПИ на нефть в 2019 году

    В настоящий момент НК РФ имеет четкие указания в статье 342 документа на ставки НДПИ, которые приняты на 2019 год (493 рубля), 2019 год (530 рублей) и далее на 2019 год (559 рублей).

    Предлагается перераспределить налоговую нагрузку с экспортеров на добытчиков нефти. Правительством планируется снизить экспортные пошлины и увеличить НДПИ, начиная с 2019 года.

    Налог будет изменен с 530 до 775 рублей в 2019 году, с 559 до 856 рублей в 2019 году, а в 2019 принять 918 рублей за тонну.

    Цель ввода законопроекта – увеличение конкурентоспособности на мировом рынке, поскольку экспортная пошлина включается в стоимость продукта.

    Нагрузка компаний в виде повышения ндпи на нефть может привести к сворачиванию ряда проектов, требующих капиталовложений.

    Ставка

    Применяемая при расчете НДПИ на добычу нефти ставка рассчитывается исходя из базовой ставки и плавающих коэффициентов, определяющие индивидуальные условия места добычи и динамику цен на нефть в зависимости от мировых показателей.

    Базовая ставка определяется НК РФ на основании постановлений, принятых правительством РФ.

    Для корректировки ставки применяются:

    Среднемесячный расчет для применения Кц уровня мировых цен публикуется ежемесячно, в 15-х числах следующего месяца, в «Российской газете».

    Для проведения расчета используется средняя цена нефти марки «Юралс», установленная на рынках сырья и среднемесячный курс доллара к рублю.

    Есть ли льготы?

    Законодательством установлены льготы при расчете НДПИ по нефти, которые выражаются в применении «0» ставки.

    Данная ставка применяется при получении при разработке нефтяного месторождения:

    • нормативных потерь;
    • добычи попутного газа.

    Нормативные потери учитываются в месяце добычи и произведении замера. Расчет норм потерь рассматриваются в разрезе конкретного места добычи углеводородного сырья.

    Законодательством установлен коэффициент Кдв, применяемый к ставке при подсчете НДПИ, указывающий и зависящий от степени выработки месторождения.

    Коэффициент может принимать понижающее значение при выработке более 80 %, что является льготой для старых месторождений.

    Расчет (формула)

    При подсчете НДПИ используются объем выработки (Ов), ставка, принятая в расчетном году и коэффициенты, которые определяются в каждом конкретном месяце.

    Решается задача НДПИ нефть в простом варианте, если применяемые коэффициенты не нужно дополнительно рассчитывать, исходя из индивидуальных условий.

    Пример

    Компания «Корунд» в феврале 2019 году получила добычу в размере 520 т нефти, из которых нормативные потери составили 20 т.

    Предположим, что коэффициент мировых цен Кц в феврале составил 1,2000 (показатель берется в значении 4-х знаков после запятой). Остальные коэффициенты, применяемые для расчета, составили 1.

    НДПИ = (520 -20) х 493 х 1,2000 х 1 х 1 х 1 = 295 800 (рублей).

    Сумма налога указывается в декларации и подлежит уплате в бюджет. Состав декларации включает все цифры, которые сформировали НДПИ.

    Изменения 2019 года

    В 2013 году были внесены поправки, касающиеся ставки НДПИ. Повышение произошло с 470 до 493 рублей. Базовая ставка была увеличена на 4,9 % по сравнению с величиной, утвержденной ранее.

    Одновременно были предоставлены льготы на ряд туронских месторождений и добычи, производимой в Красноярском крае.

    Льготы предоставлены на несколько лет, например, для туронских месторождений период составляет 15 лет. По нефти ведутся сведения государственного баланса, предоставляемые Роснедром.

    Видео: нефтяники против повышения налога НДПИ

    Расчет НДПИ в 2019 году будет производится на основании новых ставок, которые принимаются Правительством страны.

    Данная мера явилась необходимостью компенсировать снижение стоимости экспортной пошлины и цены на нефть.

    В данном варианте возникает разрыв, касающийся нефти, которая перерабатывается и реализуется на внутреннем рынке.

    Нефтяные компании планируют увеличить доли экспортируемой сырой нефти для компенсации потерь.

    Правительство обдумывает мероприятия, направленные на снижение убытков добывающих компаний от повышения НДПИ.