Ставки обложения ндс являются. Как платить НДС? НДС: расчет, уплата, возмещение. Кто обязан платить налог на добавленную стоимость

ТЕМА 1: Предмет, система и источники финансового права Российской Федерации.

План:

1. Финансы, финансовая система Российской Федерации. Финансовая деятельность государства.

1. Финансы, финансовая система Российской Федерации. Финансовая

Финансовое право – одна из отраслей права, входящих в систему российского права. Встретившись с выражением «финансовое право», сразу же предполагаешь его обусловленность термином «финансы», связью с денежными отношениями. Однако в данном случае имеются в виду не любые, а особые отношения. Ведь иначе и упомянутая отрасль права могла бы называться, к примеру, денежным, а не финансовым правом. Это не случайность. И на других языках мира этот термин выделяется особо.

Между тем он широко используется в человеческом общении, но всегда ли при этом употребляется соответственно своему содержанию? И являются ли в действительности финансами, как нередко о них говорят, денежные средства, которые мы используем из своего кошелька для покупки продуктов, одежды и т. д.?

Не разобравшись в этом вопросе нельзя составить чёткое представление о финансовом праве, его предмете, методах правового регулирования, особенностях и отличиях от других отраслей права, что имеет важное значение для формирования эффективного законодательства и правильного его применения.

Финансы одна из экономических категорий, развитие которой связано с товарно-денежными отношениями и существованием государства, использующего эту категории для выполнения своих задач.

Государство не может реализовывать свою внутреннюю и внешнюю политику, обеспечить выполнение своих социально-экономических программ, функций обороны и безопасности страны, не располагая финансовыми ресурсами, не используя широкие возможности воздействия на все эти явления посредством финансового механизма. Развитие в стране местного самоуправления, призванного решать задачи местного значения, также требует соответствующего финансового обеспечения, функционирования финансов муниципальных образований.

В современных государствах с различным общественно-политическим строем используется и другие экономические категории – деньги, прибыль, себестоимость и др. каждая из них выполняет свои функции (выражение стоимости или цены товаров, средство обращения, определение меры труда и меры потребления, стимулирование производства, оценка результатов деятельности предприятий и т.д.), в которых выражаются сущность и значение этих категорий в развитии общества. Финансы отличаются от всех них своими специфическими функциями.

Переход к рыночным отношениям требует усиления роли экономических, в том числе и финансовых, рычагов в регулировании общественного производства взамен административно-командных методов управления. Развитие этих отношений обусловлено общественным разделением труда, наличием разных форм собственности и основанных на них организационно- правовых форм хозяйственной деятельности, экономической обособленностью и равноправием их субъектов, внешнеэкономическими связями. В результате распределение общественного продукта и национального дохода происходит в денежной форме. Конституционное и законодательное закрепление разнообразия форм собственности и развития рыночного механизма определяет перспективы расширения и углубления товарно-денежных отношений в Российской Федерации.

Однако финансы не охватывают всей сферы денежных отношений. Их содержанием являются те из них, посредством которых образуются денежные фонды государства, его территориальных подразделений, а также предприятий, организаций, учреждений. Необходимость функционирования финансов связана с существованием государства и его потребностями в финансовых ресурсах.

По своему материальному выражению финансы представляют собой денежные фонды государства, его территориальных подразделений (субъектов РФ, муниципальных образований), предприятий, учреждений, организаций, используемые для потребностей общества и развития производства. Точнее, это финансовые ресурсы страны.

Но такой характеристики недостаточно, так как сущность финансов как экономической категории раскрывается не в их количественной стороне, хотя она и является важной, а в содержании тех общественных отношений, которые возникают при функционировании этой категории, выполнении свойственных именно ей функции. При таком подходе финансы это экономические денежные отношения по формированию, распределению и использованию фондов денежных средств государства, его территориальных подразделений, а также предприятий, организаций учреждений, необходимых для обеспечения расширенного воспроизводства и социальных нужд, в прочесе осуществления которых происходит распределение и перераспределение общественного продукта и контроль за удовлетворением потребностей общества.

Финансам свойственны распределительная и контрольная функции , в реализации которых и выражается из социально-экономическая роль в жизни общества и государства. При посредстве финансов происходит распределение совокупного общественного продукта и национального дохода, а также контроль за производством и распределением материальных и социальных благ в стране.

В результате функционирования финансов создаются, распределяются и используются денежные фонды, обеспечивающие различные потребности общества и государства: расширенное воспроизводство, экологическую безопасность, удовлетворение социально-культурных и бытовых нужд (образование, здравоохранение, культура, содержание нетрудоспособных и т.п.), обеспечение обороны страны и др.

Распределительная функция финансов призвана способствовать организации сбалансированного и эффективного производства, развитие всех его отраслей соответственно потребностям общества в целях наиболее полного удовлетворения нужд людей. Таким образом, финансы – важный рычаг регулирования экономики с широкими возможностями воздействия на неё.

Активное использование регулирующей роли финансов, осуществляемой экономическими методами воздействия, а также их контрольной функции – необходимое условие функционирования рыночной экономики. Однако эффективной реализации этой роли препятствуют кризисные явления в экономике страны. В сфере финансов и денежного обращения они выражаются в бюджетном дефиците (превышением расходов бюджета над его доходами), несобираемостью налогов в намеченных суммах, росте задолженности по внешнему и внутреннему государственному долгу, падении покупательной способности рубля, угрозе гиперинфляции, низком уровне финансовых вложений в развитие производства, социальной сферы, в неплатежах при взаимозачётах в хозяйственном обороте, задержках выплат заработной платы и социальных пособий, неэффективности налогового и кредитного механизма как стимуляторов производственной деятельности и др.. К этому ряду следует добавить и политическую нестабильность – в разных её проявлениях.

Финансы и деньги – различные экономические категории. Несмотря на их близость и определенное сходство внешнего выражения, они имеют различия в функциях и выполняемой роли в общественной жизни. Если деньги выступают как средство платежа и обращения, мера стоимости и т.д., то финансы выполняют распределительную и контрольную функции. Финансы не охватывают всех денежных отношений (например, денежных отношений, возникающих в связи с куплей – продажей, оплатой труда и др., носящих эквивалентный характер). Содержанием финансовых отношений являются только те из них, посредством которых образуются денежные фонды государства, его территориальных подразделений, предприятий организаций, учреждений. В то же время эти категории взаимодействуют между собой, переходят из одного качества в другое.


Финансовая система

Финансы как целостная экономическая категории с присущими ей общими свойствами вместе с тем имеют и свою структуру, в которую входят несколько взаимосвязанных звеньев (институтов), отличающихся своими особенностями. Необходимость их выделения обусловлена многообразием потребностей общества, которые обслуживают финансы. Многозвенность финансов способствует более эффективному их воздействию на экономику страны и социальную сферу.

Совокупность входящих в состав финансов звеньев (институтов) в их взаимосвязи образует финансовую систему страны. В финансовой системе Российской Федерации в последние годы произошли существенные изменения. Они обусловлены преобразованиями в экономике (переход к рыночным отношениям) и политическими условиями распад СССР, изменения федеративных отношений в РФ, становление местного самоуправления и др.). в результате появились новые институты в финансовой системе, изменилось содержание вошедших в неё звеньев, их взаимодействие между собой.

В современном этапе в состав финансовой системы Российской федерации входят следующие звенья (институты):

1. Бюджетная система, состоящая из государственных (федерального и бюджетов субъектов Федерации) и местных бюджетов. Это центральное звено финансовой системы. Концентрируемые в бюджетах денежные фонды используются для решения общих задач соответствующей территории. Средства бюджетной системы в основном образуются за счёт налогов и других обязательных платежей юридических и физических лиц. Однако используется привлечение средств и на возвратной основе через внутренний и внешний кредит.

2. Внебюджетные целевые государственные и муниципальные (местные) денежные фонды , создаваемые соответствующими представительными или исполнительными органами власти и местного самоуправления. Они используются на определённые цели соответственно своему предназначению. Это новое, появившееся в начале 90-х гг., звено финансовой системы, при создании которого использован зарубежный опыт. К ним относятся такие социальные фонды, как Пенсионный, Фонд государственного социального страхования, Фонд занятости, Фонд обязательного медицинского страхования, сформированные во исполнение требования законодательства. Появились и другие внебюджетные фонды, в том числе на основании актов Правительства РФ. Они образуются как за счёт обязательных платежей юридических и физических лиц, та и за счёт поступлений добровольного характера. Однако в связи с недостаточностью средств в бюджетной системе (бюджетным дефицитом), распылённостью государственных средств по многочисленным фондам, фактами неэффективного использования средств этими фондами начала проводится политика включения их (консолидации) в бюджет. С 1995 г. в федеральном бюджете консолидируются фонды: дорожный, экологический, государственный фонд борьбы с преступностью, фонд развития таможенной системы РФ и др.

3. Финансы предприятий, организаций, учреждений, отраслей народного хозяйства как обособленные денежные фонды, находящиеся в распоряжении соответствующих субъектов (предприятий, министерств и т.д.) и используемые ими для выполнения своих функций и задач. Для современных условий характерно многообразие форм собственности, на основе которых функционируют финансы предприятий, организаций и учреждений. Это звено подразделяется на финансы коммерческих и некоммерческих организаций. Финансы предприятий – исходное звено, основа всей финансовой системы, так как они непосредственно связаны с материальным производством, в процессе которого создаётся доход, затем распределяемый и перераспределяемый посредством финансовой системы.

4. Имущественное и личное страхование обеспечивает формирование страховых денежных фондов, направляемых на возмещение материального ущерба, причиненного юридическим и физическим лицам стихийными бедствиями, несчастными случаями и различного рода другими неблагоприятными событиями. Средства таких фондов образуются за счёт взносов юридических и физических лиц, вступивших в отношения по страхованию. Однако законодательство предусматривает случаи страхования за счёт государственного бюджета (военнослужащих, государственных служащих, работников государственной налоговой службы и т.д.). в связи с переходом к рыночной экономике страхование перестало быть государственной монополией. Наряду с государственными в этой сфере действуют в качестве предпринимательских негосударственные страховые организации, находясь под надзором государства.

5. Кредит означает привлечение свободных денежных средств различных субъектов, аккумуляцию их денежные фонды, именуемые кредитными ресурсами, а также предоставление их во временно использование на началах за счёт привлечённых, но и собственных средств кредитора.


Различают две формы кредита:


1. Государственный кредит выражается во временном использовании денежных средств юридических и физических лиц государством при недостаточности государственных (бюджетных) доходов для осуществления намеченных расходов. Государство в этих отношениях выступает в качестве заёмщика. В результате использования такой формы кредита образуется государственный долг , который может быть внутренним (порядок его образования и погашения урегулирован законом) и внешним , регулируемым международными договорами. В настоящее время Россия активно использует государственный кредит для покрытия бюджетного дефицита.

Вместе с тем и государство может предоставлять из бюджета средства для временного использования (кредит) субъектам Федерации, организациям для оказания финансовой поддержки. Такую форму кредита также следует отнести к государственному кредиту. Однако государство в этих случаях выступает уже в качестве кредитора. В рассмотренных формах осуществляется также муниципальный кредит.

2. Банковский кредит – это образование кредитных ресурсов в распоряжении банков (кредитных организаций) в результате использования хранящихся на их счетах временно свободных средств юридических и физических лиц и предоставление ресурсов юридическим и физическим лицам для производственных, социальных и иных нужд на основе договора, во временное использование на условиях возмездности (платности), срочности, материальной обеспеченности долга. В настоящее время система кредитных организаций существенно изменилась, они основаны теперь на разных формах собственности и получили большую самостоятельность в осуществлении кредитных операций.

В процессе функционирования финансовой системы производятся денежные платежи и расчёты, то есть используется денежная система. Эти платежи и расчеты производятся как в безналичной форме, так и с использованием наличных денег. При формировании и использовании валютных фондов производится соответствующие валютные операции.


Понятие финансовой деятельности государства .


Необходимость использования финансов (финансовой системы) обусловила осуществление государством в этой специальной деятельности, а именно – финансовой деятельности.

Финансовая деятельность государства – это осуществление им функций по планомерному формированию, распределению и использованию денежных фондов (финансовых ресурсов) в целях реализации задач социально-экономического развития, обеспечения обороноспособности и безопасности страны .

Разумеется финансовые ресурсы требуются также (и в значительном количестве) для содержания государственных органов, которые призваны выполнять названные задачи в соответствии сл свое компетенцией, а также осуществлять финансовую деятельность от имени государства. Финансовую деятельность, помимо государственных органов, осуществляют и органы местного самоуправления. Деятельность тех и других связана между собой общей целенаправленностью на потребление общества, носит публичный характер, однако различается конкретными задачами. Финансовая деятельность органов местного самоуправления направлена на решение задач местного значения. Она представляет собой осуществление органами местного самоуправления функций по планомерному формированию, распределению и использованию муниципальных (местных) денежных фондов в целях реализации социально-экономических задач местного значения и обеспечения финансовой базы деятельности органов местного самоуправления.

Составной частью каждой из функций финансовой деятельности государства и местного самоуправления является финансовый контроль, что вытекает из сущности финансов.

Многозвенность финансовой системы обусловила разнообразие её функций соответственно особенностям каждого из её звеньев (институтов).

Финансовая деятельность государства выступает как важная и необходимая сторона социального управления . Аккумулированные государством (и органами местного самоуправления) денежные средства направляются в экономическую и социальную сферы с учётом приоритетности финансируемых мероприятий. Воздействие на социально-экономические процессы производится и путём стимулирования деятельности, признанной приоритетной, посредством предоставления налоговых льгот, низких процентных ставок при кредитовании, предоставления беспроцентных ссуд и т.д.

Финансовая деятельность влияет на развитие федеративных отношений и местного самоуправления.

Как управляющая система финансовая деятельность проявляется в разнообразных методах. Для аккумуляции денежных средств в государственные и муниципальные фонды применяются методы различных обязательных платежей и разнообразные формы привлечения средств на добровольных началах.

При распределении государственных и муниципальных денежных средств применяются методы финансирования (выделение средств на началах безвозмездности и безвозвратности) и кредитования (предоставление средств на условиях возмездности и возвратности).

Поступление денежных средств в процессе финансовой деятельности в распоряжение государства, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, а также использование их производится посредством расчётов (безналичных или с помощью денежных знаков).

Для осуществления внешних экономических, научных, культурных, других связей используются различные формы международных расчётов, валютные операции.

Особенностью финансовой деятельности в современных условиях является активное развитие финансового рынка в России как сферы реализации ценных бумаг, функционирования кредита, используемых для пополнения финансовых ресурсов государства и органов местного самоуправления, для формирования денежных фондов предприятий, организаций.

Финансовая деятельность в РФ осуществляется в условиях экономического сотрудничества со странами СНГ и взаимодействия со странами дальнего зарубежья.


2. Предмет, система, принципы и источники финансового права.


Осуществление финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления требует правовой урегулированности возникающих в процессе этой деятельности отношений: чёткого закрепления прав, обязанностей, ответственности участвующих в ней субъектов. В этом и заключается предназначение финансового права. Посредством его норм финансовая система приводится в действие и используется государством соответственно стоящим перед ним задачам.

Для выявления предмета финансового права необходимо учитывать, что в определённой мере область финансов и отдельные их стороны затрагивают нормы и других отраслей права. Однако именно в сферу финансового права эта область попадает в целом, хотя на разные звенья финансовой системы его нормы распространяются не в одинаковой мере. Это объясняется тем, что к предмету финансового права относятся государственные финансы и финансы муниципальных образований. С другими звеньями финансовой системы эта отрасль права связана постольку, поскольку регулирует отношения, связанные с аккумуляцией средств в денежные фонды государства и муниципальных образований, а также использованием этих средств (например, налоговые платежи из финансовых ресурсов предприятий, основанных на негосударственных формах собственности), т.е. с формированием и использованием государственных и муниципальных финансов.

Следует заметить, что в ходе финансовой деятельности государства, возникают, помимо финансовых, другие общественные отношения, которые не относятся к предмету финансового права: например, трудовые, гражданские и т.д., регулируемые соответствующими отраслями права. Финансовое же право, распространяется только на финансовые отношения.

Предмет финансового права – это общественные отношения, возникающие в процессе деятельности государства и органов местного самоуправления по планомерному образованию, распределению и использованию денежных фондов в целях реализации своих задач.

Итак, финансовое право – это совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в процессе образования, распределения и использования денежных фондов (финансовых ресурсов) государства и муниципальных образований, необходимых для реализации своих задач.

Нормы финансового права закрепляют структуру финансовой системы, распределение компетенции в данной области между Федерацией и её субъектами, муниципальными образованиями, регулирование на основе этих исходных норм отношений, возникающих в процессе финансовой деятельности.

Входящие в предмет финансового права отношения отличаются по своему содержанию большим разнообразием, что обусловлено многозвенностью финансовой системы, её связью со всеми структурами общественного производства и распределения. Разнообразен также и круг участников финансовых отношений: Российская Федерация вступает во взаимоотношения со своими субъектами, государственные органы – с юридическими и физическими лицами, взаимодействуют между собой государственные и местные органы всех видов и уровней.

Формирующееся ныне финансовое право Российской Федерации отражает экономические и политические преобразования в стране. В его развитии можно видеть следующие наиболее существенные направления.

Во-первых , это изменения финансово-правовых норм, учитывающие особенности экономики переходного к рыночным отношениям периода. Они исходят из принципа равенства субъектов права всех форм собственности и соответственно этому – их финансовых обязанностей перед государством, их прав на защиту своих законных интересов, из самостоятельности хозяйствующих субъектов и т.д. Можно заметить и нацеленность финансово-правовых институтов на стимулирование производства, использование их для регулирования народного хозяйства и другие подобные явления.

Во-вторых , усиливается материальная (финансовая) ответственность (увеличение финансовых и других санкций, денежных штрафов) за правонарушения в области финансов. Это относится к ответственности государственных органов, осуществляющих финансовую деятельность.

В-третьих, имеется направленность финансово-правового регулирования на установление большего разнообразия в методах финансовой деятельности государства. Однако заметно усилилась их фискальная сторона (расширение системы налогов для привлечения средств в казну) при недостаточном ещё развитии социальной направленности.

В-четвертых, финансовое право отражает развитие России как федеративного государства. Изменения в его нормах ориентированы на повышение роли субъектов Российской Федерации, расширение их самостоятельности с сферы правового регулирования. Одновременно такую же направленность финансового права можно отметить в отношении органов местного самоуправления. Не только субъекты Федерации, но и эти органы могут принимать нормативные акты, регулирующие финансовые отношения в соответствующих территориальных пределах (например, положение о местных налогах и сборах).

И наконец, отражение в финансово-правовых нормах, закрепляющих полномочия государственных органов в области финансов, принципа разделения властей.

Вместе с тем, отмеченные направления в развитии финансового права Российской Федерации во многих случаях пока представляют лишь наметившиеся тенденции, требующие своего углубления и упрочнения. Важно при этом, чтобы финансовое право в целом соответствовало Конституции РФ и Декларации прав и свобод человека и гражданина, нормам международного права.

Основной метод финансово-правового регулирования – государственно-властные предписания ожним участникам финансовых отношений со стороны других, выступающих от имени государства и наделённых в связи с этим соответствующими полномочиями. Такой метод свойственен и другим отраслям права, например, административному. Но в финансовом праве он имеет специфику в своём конкретном содержании, а также в круге органов, уполномоченных государством на властные действия.

По своему содержанию эти предписания касаются порядка и размеров платежей в государственную или муниципальную казну, целей использования государственных денежных средств и т.п. Такой метод способствует своевременному и в полном объёме поступлению средств в распоряжение государства, их использованию по целевому назначению в соответствии с государственными планами и программами, соблюдению режима экономии.

При использовании государством для формирования своих ресурсов платежей добровольного характера (государственные займы, казначейские обязательства, лотереи и т.д.) в определённой части также действует метод властных предписаний.

Например, таким методом государство устанавливает условие проведения государственных внутренних займов. Выпуска государственных казначейских обязательств, что не может быть изменено по соглашению сторон и является обязательным для соблюдения лицами, вступившими в данные отношения.

Особенности основного метода финансового права заметно проявляются в круге государственных органов, уполномоченных давать властные предписания участникам финансовых отношений.

Однако финансово-правовому регулированию свойственны и иные методы: рекомендации, согласования и т.д. В настоящее время такие методы получают всё более широкое применение. Это обусловлено повышением уровня самостоятельности субъектов Федерации, местного самоуправления, предприятий, организаций и учреждений. Так, в законодательстве России содержится перечень местных налогов и сборов, из числа которых органы местного самоуправления определяют платежи для установления на своей территории.


Система и источники финансового права.

Финансовое право состоит из множества отдельных финансово-правовых норм. Совокупность их выражается в сложной целостной системе. Внутри этой единой системы финансово-правовые нормы группируются в различные институты и более крупные подразделения (подотрасли, разделы), располагаемые в определённой последовательности и взаимной связи. Группировка финансово-правовых норм зависит от особенностей и взаимосвязи регулируемых ими финансовых отношений, т.е. имеет объективную основу.

Следовательно, система финансового права – объективно обусловленное системой общественных финансовых отношений внетреннее его строение, объединение и расположение финансово-правовых норм в определённой последовательности.

Наиболее крупные подразделения финансово права – части. Оно состоит из дух частей – Общей и Особенной.

К Общей части относятся нормы финансового права, которые закрепляют основные общие принципы, правовые нормы и методы финансовой деятельности государства, систему государственных органов и органов местного самоуправления, осуществляющих финансовую деятельность, и разграничение их полномочий в данной области, основные черты финансово-правового положения других субъектов, с которыми они вступают во взаимоотношения, формы и методы финансового контроля и другие подобные им финансово правовые нормы. Они действуют в масштабе всей финансовой деятельности государства и имеют для неё общее значение.

Нормы Общей части финансового права конкретизируются в его Особенно части. Особенная часть состоит из нескольких разделов включающих в себя соответствующие финансово-правовые институты. Каждый из них представляет собой совокупность финансово-правовых норм, регулирующих группу однородных финансовых отношений. Финансово-правовой институт объединяет правовые нормы, регулирующие более узкую и близкую по содержанию группу финансовых отношений, чем раздел.

В Особенную часть финансового права входят разделы, в которых сгруппированы нормы, соответственно звеньям финансовой системы.

Таким образом, в системе финансового права находит отражение финансовая система РФ как объективно существующая экономическая категория. Единство финансов получило правовое выражение в Общей части. Построение Особенной части отражает состав финансовой системы, выделение в ней нескольких звеньев.

Научная обоснованность системы права построением на основе объективно существующих отношений даёт возможность наиболее правильного применения финансово-правовых норм и, следовательно, содействует укреплению законности и выполнению финансовым правом своей активной роли.

Нормы финансового права содержатся в большем числе различных правовых нормативных актов, или источников. К ним относятся акты органов представительной и исполнительной власти разных масштабов и уровней, акты Президента РФ.

Итак, источники финансового права, как и отрасли – это правовые акты органов государственной власти и местного самоуправления, в которых содержатся нормы финансового права.

Главный источник финансового права – Конституция РФ . В ней закрепляются основы правовой организации финансовой деятельности государства в целом и по отдельным её направлениям соответственно используемым звеньям финансовой системы. Наибольшее внимание конституционное законодательство уделило бюджетной деятельности, что объясняется ролью государственного бюджета как центрального звена финансовой системы.

Какого-либо источника по данной отрасли права в целом, типа кодекса, не имеется. Однако в настоящее время разработаны проекты кодифицированного законодательства по отдельным, главным направлениям финансовой деятельности – проекты Налогового кодекса РФ И бюджетного кодекса РФ.

Характерно, что на современном этапе развития российского государства усилилась роль законодательных актов, то есть актов, принятых представительными органами власти.

Согласно разделению компетенции по правовому регулированию области финансов, состав источников финансового права имеет трёхуровневую структуру:

а) нормативные акты федерального уровня;

б) нормативные акты субъектов Федераций;

в) нормативные акты органов местного самоуправления.


Конституционные принципы финансовой деятельности .

1. Принцип федерализма . Финансовая деятельность направлена на сочетание общефедеральных интересов с интересами субъектов РФ.

2. Единство финансовой политики и денежной системы . Самостоятельность субъектов РФ не должна выходить за рамки основ федеральной финансовой политики, а также установленных совместно общих принципов налогообложения и сборов.

3. Равноправие субъектов Федерации . На каждого из субъектов РФ в равной мере распространяется федеральное финансовое законодательство.

4. Самостоятельность финансовой деятельности органов местного самоуправления . Органы местного самоуправления руководствуются в своей деятельности законодательством РФ и соответствующего субъекта Федерации. Они самостоятельно утверждают и исполняют местный бюджет, образуют и используют внебюджетные целевые фонды. Устанавливают местные налоги и сборы в соответствии с упомянутым законодательством.

5. Социальная направленность финансовой деятельности . РФ – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

6. Участие граждан РФ в финансовой деятельности . Каждый гражданин РФ имеет право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.

7. Принцип гласности . Обязательность опубликования финансовых законов. Любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина. Не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

8. Принцип плановости . Выражается в том, что деятельность государства по образованию, распределению и использованию финансовых ресурсов осуществляется на основании финансовых планов, разрабатываемых в соответствии с государственными и местными планами и программами, а также планами предприятий, организаций и учреждений.

9. Принцип законности . Означает необходимость строгого соблюдения требований законодательства всеми участниками финансовых отношений.


3. Перечень использованной литературы.


2. Сенчагогов В.К. Финансы, денежное обращение и кредит. Проспект. М. 2004.

3. Химичев Н.И. Финансовое право. ЮРИСТЪ. М. 2000.

4. Соколова О.В. Финансы, деньги, кредит. ЮРИСТЬ. М. 2000.

5. Дробозина Л.А. Финансы, денежное обращение, кредит. ЮНИТИ. М. 1997.

6. Белоглазова Г.Н. Деньги, кредит, банки. ЮРАЙТ. М. 2004.

7. Самсонова Н.Ф. Финансы, денежное обращение и кредит. ИНФРА. М. 2001.

8. Финансовое право. ЮНИТА. 2002.

9. Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ «О социально-экономической и финансовой ситуации в стране» от 2 сентября 1998 г. //СЗ РФ. 1998. № 37. Ст. 4571.


Контрольную работу выполнил слушатель 2-го ускоренного курса

капитан милиции Захаркин А.И.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

(Российское финансовое право)

Методический комментарий:

(А) Делœение программы на темы и вопросы

Структура программы рассчитана на чтение курса лекций в течение 2 семестров из расчета в среднем 1 лекция – 1 тема программы. Количество тем – 36, академических часов в 2 семестрах - до 72, что составляет 36 лекций по 2 академических часа.

Вопросы в рамках темы указывают на объём сведений, которые студент должен усвоить по итогам полного изучения курса: путем слушания лекций, участия в семинарских занятиях, а также в ходе самоподготовки, знакомясь со специальной литературой и, в случае крайне важно сти, посœещая консультации.

По этой причине не предполагается, что вопросы в рамках темы являются планом соответствующей лекции или вопросами для обсуждения на семинарском занятии. План лекций и семинаров должен определяться преподавателœем самостоятельно.

На практике, при чтении лекционного курса весь объём указанных в программе вопросов удается раскрыть максимум на 75-80%. В рамках семинарских занятий эта цифра ниже, около 50 %, поскольку в условиях дефицита учебного времени задачей семинара является отработка и закрепление базовых знаний и навыков, а также глубокая проработка наиболее актуальных или дискуссионных вопросов.

Попытка полностью осветить всœе вопросы в рамках лекционного курса и/или семинарских занятий была бы некорректной и с методической точки зрения. Поле для самостоятельного изучения предмета должно оставаться в обязательном порядке. Только самостоятельная работа формирует профессиональный и исследовательский опыт. Вопросы программы в данном случае выступают в качестве ориентира, позволяющего студенту уяснить, какие аспекты темы остались не изученными, какие вопросы задать преподавателю на консультации, что именно искать в специальной литературе.

(В) Делœение программы на разделы. Литература к разделам.

Темы сгруппированы в 7 разделов, сопровождаемых списками рекомендуемой литературы к каждому разделу. Такая группировка облегчает поиск литературы при работе с программой, а также позволяет избежать дублирования наименований тех источников, которые относятся к однородным темам.

Раздел I содержит темы общей теории финансового права. Остальные разделы соответствуют подотраслям и основным институтам российского финансового права (разделы II-VII) , либо объединяют близкие по содержанию регулируемых отношений институты, так или иначе связанные с финансовой деятельностью государства (раздел VII):

Общая часть финансового права:

Раздел I. Предмет и метод финансового права - 3 темы.

Раздел II. Финансовый контроль - 4 темы.

Особенная часть финансового права:

Раздел III. Бюджетное право – 5 тем.

Раздел IV. Государственные (муниципальные) расходы – 4 темы.

Раздел V. Государственные (муниципальные) доходы и налоговое право – 11 тем.

Раздел VI. Государственный (муниципальный) кредит - 4 темы.

Раздел VII. Государственное регулирование банковской деятельности, денежного обращения и валютных операций - 5 тем.

Поскольку курс посвящен российскому финансовому праву, в нем не выделяются специальные разделы и темы, посвященные финансовому праву зарубежных стран. Предполагается, что в рамках общетеоретических вопросов по каждой теме преподаватели должны сообщать сведения о правовом регулировании того или иного института͵ ориентируясь как на российское законодательство, так и на общемировой опыт. При этом подробное изучение института производится на актуальном российском нормативном материале. Тот же принцип предлагается использовать для изложения исторического материала: отдельные темы по истории финансов не выделяются, но каждый институт должен освещаться с учетом исторических аспектов его развития.

Программа нацелена на преподавание учебного курса финансового права наряду с последующим чтением отдельного лекционного курса по налоговому праву. В связи с этим темы Раздела V ʼʼГосударственные (муниципальные) доходы и налоговое правоʼʼ рассчитаны на формирование у студентов первоначальных, базовых знаний о роли налогов в формировании доходов публичной власти, о налоговой системе и базовых налогах Российской Федерации. Освоение этих тем не заменяет собой изучения студентами налогового права как самостоятельной учебной дисциплины.

1. Понятие финансового права. Особенности предмета и метода правового регулирования.

Понятие финансового права рассматривается в разных аспектах:

    как отрасль российского права (основная роль финансового права);

2) отрасль правоведения, правовая наука;

3) учебная дисциплина.

Финансовое право как отрасль права - совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью юридических норм, регулирующих общественно-финансовые отношения, возникающие в процессе образования, распределения и использования денежных фондов государства, необходимых для осуществления задач социально-экономического развития страны.

Финансовое право опирается на принципы:

    законность - весь процесс образования, распределения и использования фондов денежных средств регулируется нормами финансового права;

2) федерализм - компетенция РФ и субъектов РФ в области финансов четко разграничена;

3) разделение властей - в соответствии с российским законодательством в сфере финансовой деятельности органы представительной (законодательной) власти имеют более широкие полномочия, чем органы исполнительной власти.

4) плановость - вся финансовая деятельность государства построена на системе финансово-плановых актов (федеральный бюджет, бюджеты субъектов Федерации, сметы бюджетных учреждений, балансы предприятий, балансы доходов и расходов населения и др.);

5) гласность - финансовая деятельность государства (проекты различных финансово-правовых актов и другие сведения) подлежит доведению до сведения физических и юридических лиц, в том числе и через средства массовой информации.

Предмет финансового права как науки - система знаний о финансовом праве и управлении государственными финансами.

По отношению к действующему финансовому законодательству наука финансового права выполняет функции:

1) аналитическая - состоит в анализе, классификации, комментарии финансово-правовых норм. Значение данной функции состоит в том, что она приводит финансово-правовые нормы в стройную и понятную систему;

2) критическая - выявляет дефекты и несоответствия в действующем финансовом законодательстве;

3) конструктивная - способствует образованию новых финансово-правовых норм и институтов. Ре-

зультаты действия данной функции используются государством в процессе нормотворческой деятельности.

Предмет финансового права как отрасли права - отношения, возникающие:

1) в процессе распределения государственного бюджета РФ между ее субъектами, которое осуществляется федеральными органами власти и управленческими органами субъектов;

2) между финансовыми органами РФ (которые являются представителями интересов государства в целом) и отдельными предприятиями (организациями, учреждениями) в связи с выполнением ими финансовых обязательств перед государством;

3) между финансово-кредитными органами (например, между Центральным банком России и коммерческими банками) в связи с образованием и распределением средств соответствующих фондов (бюджетных, кредитных, страховых);

4) между внебюджетными фондами (Пенсионным фондом, Фондом технологического развития, Фондом обязательного медицинского страхования и др.), предприятиями (организациями), гражданами в связи с распределением денежных средств на предусмотренные цели (например, выплату пенсий);

5) между государственными (муниципальными) предприятиями (организациями, учреждениями) в связи с образованием соответствующих государственных (муниципальных) денежных фондов, распределением и использованием ресурсов.

Такие отношения отличаются большим разнообразием по своему содержанию и по кругу их участников. Главная особенность общественных отношений , являющихся предметом финансового права, состоит в том, что одной стороной в них всегда выступает государство или его орган.

Метод финансового права - способ воздействия на общественные отношения. В действующей системе права закреплены два возможных способа воздействия с целью выполнения норм права: административно-правовой способ (исходит из неравного положения сторон - из отношения власти и подчинения) и гражданско-правовой способ (основан на равенстве сторон, на экономических инструментах регулирования). Содержание того или иного способа воздействия на общественные отношения, его специфика проистекают из особенностей правового воздействия, т. е. из тех материальных благ, по поводу которых возникают и развиваются общественные отношения.

Характерные особенности метода финансового права:

1) одной из сторон финансовых правоотношений всегда выступает орган государственной власти;

2) каждое юридическое и физическое лицо обязано выполнить предписание, поступившее от органа

государственной власти;

3) властные предписания не основаны на отношениях подчинения «по вертикали».

Основной метод финансово-правового регулирования - императивный метод, или метод властных

предписаний, предполагающий неравенство субъектов данных правоотношений. Суть данного метода состоит в том, что государство принимает решения в одностороннем порядке, давая обязательные для исполнения другой стороной финансового правоотношения предписания. Такие предписания исходят в основном от финансовых, налоговых и кредитных органов, входящих

в систему государственных органов, которые наделены соответствующими полномочиями.

Финансовое право состоит из двух частей: к общей части финансового права относятся нормы, регулирующие общие принципы, правовые формы и методы финансовой деятельности государства, их правовое положение, а также правовое положение всех субъектов финансовых правоотношений, вопросы финансового регулирования, финансового контроля в государстве; особенная часть включает в себя расположенные в определенном порядке институты финансового права, связь между которыми объективно обусловлена. Основные институты финансового права: бюджетное право, налоговое право, право, регулирующее кредитные, эмиссионные, валютные и другие финансовые отношения.

2. Место финансового права в системе Российского права, соотношение его с другими отраслями права.

Особенности финансового права раскрываются полнее при его сопоставлении и отграничении от других отраслей права.

В связи с тем, что финансовое право распространяется на одну из областей деятельности государства, оно тесно соприкасается с государственным (конституционным) иадминистративным правом , которое охватывает своим воздействием организацию и деятельность государства в целом.

Существует взаимосвязь между ними и по видам государственной деятельности, на которые распространяется регулирование со стороны этих отраслей права.

Государственное (конституционное) право закрепляет основы организации и деятельности представительных и исполнительных органов власти.

Так, государственное (конституционное) право - ведущая отрасль в системе права. Она закрепляет основы общественного строя и политики Российской Федерации, правового положения личности, федеративное государственное устройство, принципы организации и деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления. Финансовое право базируется и развивается на этих основах.

Административное право регулирует общественные отношения в области государственного управления, осуществляемого органами исполнительной власти.

Финансовое право распространяется на оба этих вида государственной деятельности, поскольку финансовая деятельность может осуществляться и теми и другими органами

Финансовое право находится в тесной связи с гражданским правом , поскольку в его предмет среди имущественных отношений входят и денежные отношения.

Прослеживается связь финансового права и с другими отраслями российского права (трудовое, уголовное и др.), однако в рассмотренных выше случаях она наиболее тесная.

3. Финансовое право как наука

Понятие "финансовое право" может употребляться в двух аспектах - как отрасль российского права и как отрасль правоведения.

Финансовое право являясь отраслью российского права, регулирует общественные отношения, возникающие в процессе осуществления финансовой деятельности, т.е. деятельности, направленной на создание, распределение и использование определенных фондов денежных средств.

Финансовое право как правовая наука изучает нормы, регулирующие общественные отношения, возникающие при осуществлении финансовой деятельности; изучает практику их применения, закономерности развития финансового права как отрасли российского права.

Наука финансового права - это совокупность знаний, положений, категорий, выработанных учеными, изучающими систему норм финансового права, анализирующими практику применения финансово-правовых норм. На основании полученных результатов ученые вырабатывают предложения по совершенствованию финансово-правового регулирования общественных отношений в области финансов. Наука финансового права использует знания, выработанные представителями других отраслей правоведения, и в первую очередь, теории права и государства.

Финансовое право как учебная дисциплина, учебный курс предусматривает обучение студентов финансовому праву, тем правовым нормам, которые в совокупности образуют финансовое право как отрасль права.

Система курса финансового права- это последовательность изложения, изучения финансово-правовых норм, позволяющая более эффективно раскрыть их сущность и значение. Система курса финансового права подразделяется на общую и особенную части.

В общей части курса выявляется единство финансового права, изучаются его предмет и метод правового регулирования, раскрывается специфика финансово-правовых норм, выявляются особенности форм и методов осуществления финансовой деятельности и финансового контроля, определяется место финансового права в общей системе российского права.

В особенной части курса разделы и отдельные финансово-правовые институты рассматриваются в историческом плане, предлагаются пути совершенствования финансово-правовых норм, проводится сравнительно-правовой анализ соответствующих разделов и финансово-правовых институтов.

4. Система финансового права: понятие, структура, краткая характеристика её элементов.

Система финансового права - не просто совокупность норм соответствующего содержания, а совокупность финансово-правовых норм, внутри которой финансово-правовые нормы расположены в определенной последовательности и взаимосвязаны настолько, насколько это обусловлено соответствующей системой общественных финансовых отношений.

В системе финансового права выделяются части, разделы, подотрасли и институты.

Наиболее крупные подразделения российского финансового права - части: Общая и Особенная.

Общая часть финансового права – охватывает нормы, которые регулируют общие принципы и методы финансовой деятельности государства. В Общей части определяется правовое положение всех субъектов финансовых правоотношений, в том числе государственных органов и учреждений, осуществляющих финансовую деятельность.

Общая часть изучает:

1) принципы, правовые формы и методы финансовой деятельности государства;

2) систему органов РФ, осуществляющих финансовую деятельность;

3) структуру финансовых звеньев финансовой системы;

4) вопросы регулирования финансового контроля в РФ;

5)финансово-правовую ответственность;

6) другие вопросы.

Особенная часть финансового права - конкретизирует нормы Общей части финансового права,

регулирует круг финансовых отношений, возникающих в сфере финансовой деятельности государства.

Особенная часть состоит из нескольких разделов, включающих в себя соответствующие финансово-правовые институты, которые имеют свой объект правового регулирования:

1) бюджетную систему;

2) внебюджетные государственные и муниципальные денежные фонды;

3) финансы государственных и муниципальных предприятий;

4) государственные и муниципальные доходы;

5) государственный и муниципальный кредит;

6) организацию имущественного и личного страхования;

7) государственные и муниципальные расходы;

8) банковское кредитование;

9) денежное обращение и расчеты;

10) валютное регулирование.

Значение системы финансового права состоит в том, что удобнее изучать и использовать на практике систематически расположенные нормы.

Структура финансовой системы периодически корректируется, а система права как раз и позволяет более эффективно применять нормы права, способствует укреплению законности и правопорядка в государстве. Финансово-правовые нормы содержатся в источниках права, являются способом внешнего выражения правовых норм.

Финансы обслуживают разнообразные потребности общества и охватывают своим воздействием всю экономику страны и социальную сферу, что обусловливает наличие многочисленных институтов внутри финансовой системы.

Финансовая система - совокупность финансовых институтов и государственных органов и учреждений, осуществляющих в пределах своей компетенции финансовую деятельность.

Управление финансами в РФ осуществляют высшие органы государственного аппарата.

5. Источники финансового права: понятие, основания классификации, краткая характеристика.

Источники финансового права – разнообразные нормативно-правовые акты, содержащие в себе нормы финансового права.

Источники финансового права:

1) Конституция РФ;

2) Кодексы РФ (Гражданский, Налоговый, Бюджетный, Арбитражно-процессуальный, Таможенный и др.);

3) федеральные законы;

4) указы Президента РФ;

5) постановления Правительства РФ;

6) акты органов государственного управления, ведомственные положения, приказы, инструкции;

7) решения Конституционного Суда РФ;

8) международные договоры и соглашения РФ с другими государствами.

Финансовое законодательство - все нормативные акты, содержащие в себе нормы финансового

права в совокупности.

6. Финансово-правовые нормы: понятие, особенности, структура. Классификация финансово-правовых норм.

Финансово-правовая норма – установленное государством, обеспеченное возможностью применения принуждения и закрепленное в источниках финансового права правило поведения, регулирующее отношения в сфере государственного управления.

Особенности финансово-правовой нормы:

    императивность - в отличие от норм, например гражданского или трудового права, нормы финансового права носят государственно-властный характер и изменению в зависимости от воли участников финансовых правоотношений не подлежат;

2) финансово-правовые нормы регулируют особый вид правоотношений - финансовые.

Классификация финансово-правовых норм:

1) по юридической силе:

а) законодательные;

б) подзаконные;

2) по характеру воздействия на поведение субъектов правоотношений:

а) обязывающие - нормы в обязательном порядке предписывают субъектам финансово-правовых отношений совершать определенные активные действия (выдавать кредиты коммерческие банки не имеют права без наличия лицензии ЦБ РФ и т. п.);

б) управомочивающие - диспозитивные нормы, предоставляют субъектам финансовых правоотношений право выбора: совершать какие-либо действия или воздерживаться от них (определяют круг полномочий ЦБ РФ, Счетной палаты и т. д.);

в) запрещающие - в обязательном порядке предписывают субъектам финансово-правовых отношений воздержаться от совершения определенных активных действий (запрет открывать обменные пункты по обмену иностранной валюты без получения лицензии ЦБ РФ и т.п.);

3) по характеру содержащихся в них предписаний:

а) материальные - финансово-правовые нормы, закрепляющие совокупность прав, обязанностей и ответственности субъектов финансово-правовых отношений;

б) процессуальные - нормы, регулирующие порядок реализации материальных норм финансового права;

4) по охвату территории действия :

а) федеральные;

б) субъектов РФ;

в) ммуниципальных образований;

5) по сроку действия:

а) постоянные;

б) срочные (например, нормы бюджета на очередной год).

Структура финансово-правовой нормы:

1) гипотеза - закрепляет те обстоятельства, при которых могут возникнуть (либо не возникнуть) определенные финансовые правоотношения;

2) диспозиция - непосредственно определяет меру должного поведения субъектов финансово-правовых отношений;

3) санкция - регулирует меру ответственности субъектов финансовых правоотношений за нарушение законодательных предписаний, закрепленных в диспозиции.

7. Финансовые правоотношения: понятия особенности, структура, основания классификации.

Финансовые правоотношения

Структура финансовых правоотношений:

1) субъект - физические, юридические лица, государственные (РФ и ее субъекты) и муниципальные образования;

2) объект - денежные фонды государственных, муниципальных образований, а также юридических и физических лиц;

4) основания возникновения, изменения и прекращения финансовых правоотношений – юридические факты (события и действия: правомерные либо неправомерные) и юридические составы;

5) метод финансово-правового регулирования – чаще всего императивный;

6) способ защиты финансовых правоотношений - выделяют 3 способа: самозащиту, защиту прав и интересов в административном и судебном порядке.

Особенности финансовых правоотношений:

1) обязательным субъектом финансовых правоотношений является государство или муниципальное образование (государственный или муниципальный орган). При этом права и обязанности участников финансовых правоотношений четко определены нормативно-правовыми актами и не могут определяться соглашением сторон;

2) обязательным объектом финансовых правоотношений являются соответствующие денежные фонды;

3) финансовые правоотношений возникают в процессе перераспределения денежных фондов;

4) финансовые правоотношения имеют властноимущественный характер;

5) финансово-правовые отношения, особенно налоговые, наиболее подвержены законодательным изменениям.

Классификации финансовых правоотношений:

1) в зависимости от институтов и подотраслей финансового права:

а) правоотношения, возникающие в сфере государственного страхования;

3) по субъектному составу:

а) финансовые правоотношения с участием федеральных органов РФ;

б) финансовые правоотношения с участием органов власти субъектов РФ;

в) финансовые правоотношения с участием органов местного самоуправления;

4) в зависимости от источников правовых норм, регулирующих финансовые отношения:

а) урегулированные исключительно нормами финансового права;

б) урегулированные как нормами финансового, так и нормами иных отраслей права.

5) по особенностям объекта:

а)имущественные - объектом являются непосредственно деньги - налог, бюджетный кредит, трансферт и т. д.;

б) неимущественные - объектом являются не деньги, а иные явления, связанные с деньгами, - проект бюджета, закон о бюджете, финансовый контроль и т. д.

в) правоотношения в сфере государственного финансирования;

г) налоговые правоотношения;

д) правоотношения, возникающие в сфере денежного обращения;

е) правоотношения, возникающие в банковской сфере;

ж) валютные правоотношения;

2) по характеру:

а) материальные - через которые реализуются права и обязанности субъектов финансового права

б) процессуальные - в которых выражается юридическая форма реализации материальных прав и обязанностей субъектов финансового права

б) правоотношения, возникающие в сфере государственного кредитования;

8. Субъекты финансового права и финансовых правоотношений: понятие, группы, краткая характеристика их финансово-правового положения.

Финансовые правоотношения – общественные отношения в бюджетной сфере, в области кредитования, страхования и налогообложения, урегулированные нормами финансового права.

Субъекты финансовых отношений:

1. РФ, к ведению которой относятся:

1) установление основ федеральной политики и федеральные программы в области экономического развития РФ;

2) установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование;

3)денежная эмиссия;

4) основы ценовой политики;

5) федеральные экономические службы, включая федеральные банки;

6) федеральный бюджет;

7) федеральные налоги и сборы;

8) федеральные фонды регионального развития.

Полномочия РФ в сфере финансового регулирования осуществляются государственными федеральными органами власти:

1) Правительством РФ;

2) Министерством финансов РФ;

3) Министерством по налогам и сборам РФ;

4) Федеральным казначейством;

5) Центральным банком и т. д.

2. Субъекты РФ - в совместном ведении РФ и ее субъектов в области финансовых правоотношений находятся следующие сферы:

1) установление общих принципов налогообложения и сборов в РФ;

2) вне пределов ведения РФ и совместного ведения России и ее субъектов, субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти.

3. Муниципальные образования, в пределы, ведения которых входят:

1) местные финансы;

2) формирование, утверждение и исполнение местного бюджета;

3) установление местных налогов и сборов;

4) решение других финансовых вопросов местного значения.

4. Юридические и физические лица :

Классификация субъектов финансово-правовых отношений:

    в зависимости от обязательности участия субъектов в финансовых правоотношениях:

а) обязательные субъекты - РФ, ее субъекты или муниципальное образование в лице своих органов;

б) факультативные - юридические или физические лица (финансовые правоотношения могут возникать и действовать, например, между РФ и ее субъектом);

2) по количеству участников:

а) публичные субъекты - органы государственной власти и органы местного самоуправления;

б) частные субъекты - физические и юридические лица.

Одним из основных способов взаимоотношений между субъектами финансовых правоотношений являются межбюджетные отношения.

Межбюджетные отношения - отношения между органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.

Межбюджетные отношения основываются на принципах:

1) распределения и закрепления расходов бюджетов по определенным уровням бюджетной системы РФ;

2) разграничения (закрепления) на постоянной основе и распределения по временным нормативам регулирующих доходов по уровням бюджетной системы РФ;

3) равенства бюджетных прав субъектов РФ, равенства бюджетных прав муниципальных образований;

4) выравнивания уровней минимальной бюджетной обеспеченности субъектов РФ, муниципальных образований.

  • 7. Финансовая деятельность государства
  • 8. Понятие и значение финансового контроля
  • 9. Понятие и виды методов финансового контроля
  • 10. Государственный финансовый контроль
  • 11. Аудиторский (независимый) финансовый контроль
  • 14. Понятие, роль и функции бюджета
  • 15. Бюджетное устройство рф: организация, принципы построения
  • 16. Характеристика доходной и расходной части федерального бюджета
  • 17. Понятие и значение бюджетной классификации
  • 18. Понятие и стадии бюджетного процесса
  • 3) Утверждение бюджета:
  • 19. Бюджетное финансирование
  • 20. Внебюджетные средства
  • 22. Характеристика налоговых правоотношений
  • 23. Права и обязанности налогоплательщиков
  • 24. Права и обязанности налоговых органов
  • 25. Характеристика налогов и сборов в рф
  • 26. Характеристика акцизов
  • 28. Понятие и виды кредитных организаций
  • 29. Структура банковской системы рф. Банковская группа, банковский холдинг
  • 30. Банковские операции и другие сделки кредитной организации
  • 31. Органы управления кредитной организации
  • 32. Регистрация и лицензирование кредитной организации
  • 33. Ликвидация и реорганизация кредитной организации. Принудительная ликвидация кредитной организации
  • 34. Меры обеспечения стабильности банковской системы
  • 35. Наложение ареста и обращения взыскания на денежные средства, находящиеся в кредитной организации
  • 36. Организационно-правовой статус цб рф
  • 37. Цели деятельности и функции цб рф
  • 38. Указания, положения и инструкции цб рф
  • 39. Принципы организации цб рф. Органы управления цб рф
  • 40. Правовое регулирование наличных и безналичных расчетов на территории рф. Характеристика форм безналичных расчетов
  • 41. Организация денежного обращения. Денежно-кредитная политика цб рф
  • 42. Банковские операции и сделки цб рф
  • 43. Банковское регулирование и банковский надзор цб рф
  • 44. Валютное регулирование в рф
  • Глава 4 фз от 10.12.2003 № 173-фз "о валютном регулировании и валютном контроле" регулирует вопросы валютного контроля в рф:
  • 45. Правовое регулирование финансов предприятий
  • 46. Общие особенности разрешения споров в сфере финансовых правоотношений
  • 47. Особенности разрешения споров в сфере налогов и сборов
  • 48. Общая характеристика правонарушений в сфере обращения финансов
  • 49. Виды правонарушений в сфере бюджетного права
  • 50. Виды правонарушений в сфере банковской деятельности
  • ФИНАНСОВОЕ ПРАВО

    1. Понятие, предмет, метод финансового права

    Финансовое право находится в ведении РФ.

    В состав финансового права входят такие отрасли права, как: бюджетное, налоговое, фондовое, валютное, коммерческое, корпоративное, предпринимательское, банковское и др.

    Финансовое право как отрасль российского права представляет собой совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства для обеспечения бесперебойного осуществления его задач и функций.

    Задачи государства: внешние – обеспечение безопасности и сотрудничество с другими государствами мира, внутренние .

    Предмет финансового права – это общественные отношения, возникающие в процессе осуществления государством финансовой деятельности, т.е. деятельности по образованию, распределению и использованию фонда денежных средств.

    К предмету финансового права относятся:

      отношения между РФ, субъектами РФ и закрытыми административно-территориальными образованиями, в лице соответствующих государственных органов в связи с распределением средств РФ (осуществляет Минфин РФ);

      между финансовыми органами как представителями интересов государства в целом и отдельными предприятиями и организациями;

      между финансово-кредитными органами (Минфин РФ, ЦБ РФ, коммерческие банки) в связи с образованием и распределением соответствующих фондов (бюджетных, страховых и кредитных).

    По состоянию на 2008 г. в РФ существует 80 субъектов РФ, при Путине их было 82, а до него – 89.

    Закрытые административно-территориальные образования – это структуры, где полностью управляет Правительство РФ. На сегодняшний день их 47.

    Предметом регулирования финансового права являются финансы.

    Отношения сферы финансовой деятельности государства и муниципальных образований, составляющие предмет финансового права, подразделяются:

    1. в зависимости от функций финансовой деятельности :

      мобилизации денежных средств в государственные и муниципальные фонды,

      распределения финансовых ресурсов государства,

      использования финансовых ресурсов государства и муниципальных образований,

      контроля за движением финансовых ресурсов государства и муниципальных образований,

      эмиссии денежных знаков;

    2. в зависимости от субъектов, между которыми они возникают :

      с одной стороны, между органами, осуществляющими финансовую деятельность государства и муниципальных образований, с другой – между организациями и физическими лицами,

      между самими органами, осуществляющими финансовую деятельность государства и муниципальных образований;

    3. по экономическому критерию :

      финансовые относятся – отношения, опосредующие движение денежных средств, имеющие распределительный характер и др. признаки, характерные для финансов. Среди них: отношения по взиманию налогов и сборов неналоговых платежей в бюджет и государственные внебюджетные фонды, отношения по бюджетному финансированию и т.д.,

      нефинансовые – это отношения, при которых не осуществляется движение денежных средств, что является главным признаком финансов;

    4. критерий финансово-правового регулирования по финансово-правовым институтам :

      бюджетные,

      возникающие при формировании и исполнении бюджетов государственных и муниципальных внебюджетных фондов,

      налоговые,

      неналоговые,

      отношения по государственному внутреннему долгу,

      по сметно-бюджетному финансированию,

      по государственному внебюджетному финансированию,

      по бюджетным кредитам,

      по государственному страхованию,

      по денежному обращению и расчётам,

      по валютному регулированию.

    Метод финансового права – это способ воздействия на общественные отношения, а также система специфических средств, приемов, с помощью которых права регулирует общественные отношения, устанавливая правила поведения участников данных отношений, наделяя их правами и возлагая на них обязанности.

    Существует 2 метода финансового права:

      административно-правовой метод , т.е. «власть и подчинение». Отношение власти и подчинения при регулировании финансовых отношений, как правило, не основываются на отношении «субординации» (подчинения по вертикали). Властные предписания исходят в большинстве случаев от финансовых, налоговых, кредитных органов, с которыми другие участники финансовых отношений не находятся в административной зависимости;

      гражданско-правовой метод основан на равенстве сторон и регулируется экономическими методами (штрафы, пени, неустойки).

    Существует другая классификация методов финансового права. Их также два:

      императивный метод – метод властных, обязывающих предписаний (между налоговыми органами и гражданами, организациями);

      диспозитивный метод – метод, предоставляющий возможность выбора (между банками и гражданами).