Организационная структура финансовой системы - совокупность финансовых органов и институтов, которые управляют денежными потоками. Финансовая система: сущность и развитие

Организационная структура финансовой системы - совокупность финансовых органов и институтов, которые управляют денежными потоками. Финансовая система: сущность и развитие

Финансовая система

Вопросы для обсуждения на семинарском занятии

1. В какой исторический период появились финансы?

Они появились одновременно с возникновением государства при расслоении общества на классы; При первобытно-общинном строе не было классов, не было государства. Первое государство возникло при рабовладельческом строе, где произошло первое крупное разделение общества на классы – рабовладельцев и рабов.

2. Что старше: термин «финансы» или финансовые отношения?

3. Что такое процесс распределения?

Финансовые операции обеспечивают формирование доходов, поступлений и накоплений одних субъектов (организаций, государства, домохозяйств) и расходование средств других. Такой процесс называется распределением .

4. Всегда ли распределение бывает в денежной форме? Приведите примеры неденежного распределения общественного продукта?

5. Какие субъекты участвуют в распределении?

Домохозяйства. Госуд.и муниципальные органы, ораганизации

6. Какие первичные доходы формируются в процессе распределения и подлежат перераспределению?

7. В 1999 году в нашей стране валовое потребление превысило объем ВВП, объясните причину.

8. Перечислите специфические признаки финансов и дайте определение финансов. Финансы – совокупность денежных отношений, связанных с распределением ВВП, поступлений от внешнеэкономической деятельности, части национального богатства, в результате которых у домохозяйств, организаций, а также органов государственной власти и местного самоуправления формируются и используются денежные доходы, поступления и накопления в целях социально-экономического развития.

9. Приведите примеры финансовых операций и отметьте при этом общие черты. финансовые операции органов государственной власти и местного самоуправления по привлечению (заимствованию) средств на финансовом рынке для покрытия дефицита бюджетов

10. Всегда ли финансовые ресурсы бывают в фондовой форме?

11. Почему в условиях административно-командной системы экономики финансовые ресурсы всегда рассматривались как фонды денежных средств?

12. Назовите характерные черты финансовых ресурсов?

13. Приведите примеры, когда финансовые ресурсы находятся не в собственности тех или иных субъектов, а в оперативном управлении.

14. Приведите примеры фондов денежных средств коммерческих и некоммерческих организаций, органов власти и местного самоуправления.. Перечислите методы формирования и использования финансовых ресурсов.

15. Определите понятие «финансовый рынок».

Финансовый рынок – это особая сфера экономических отношений, которые возникают по поводу перераспределения имеющихся финансовых ресурсов всех субъектов экономики на основе механизма купли-продажи в различных формах временно свободных денежных средств населения, организаций, государства и местного самоуправления.

16. Какие возможности дает финансовый рынок тем или иным субъектам? Назовите основные элементы финансового рынка?

17. Приведите примеры мобилизации средств коммерческими организациями на финансовом рынке.

18. Приведите примеры размещения средств различных экономических субъектов на финансовом рынке.

19. Доступность привлечения дополнительных средств на финансовом рынке различными субъектами хозяйствования.

20. Любую ли совокупность элементов можно называть системой?

21. Какие характерные черты системы вы можете назвать?

22. Сравните понятия «финансовая система» и «экономическая система».

Экономическая система - совокупность всех экономических процессов, совершающихся в обществе на основе сложившихся в нём отношений собственности и хозяйственного механизма. В любой экономической системе первичную роль играет производство в совокупности с распределением, обменом, потреблением. Во всех экономических системах для производства требуются экономические ресурсы, а результаты хозяйственной деятельности распределяются, обмениваются и потребляются. В то же время в экономических системах есть также элементы, которые отличают их друг от друга: - социально-экономические отношения; - организационно-правовые формы хозяйственной деятельности; - хозяйственный механизм; - система стимулов и мотиваций участников; - экономические связи между предприятиями и организациями.

финансовая система - это совокупность взаимосвязанных между собой сфер и звеньев финансовых отношений.

23. Чем отличается подход, используемый для определения финансовой системы, от подхода, используемого для определения денежной, кредитной и банковской систем?

24. Дайте определение финансовой системы.

совокупность организованных и взаимосвязанных между собой финансовых отношений в обществе;

25. Назовите сферы финансовой системы. Финансы домохозяйств, финансы организаций, государственные и муниципальные финансы

26. Перечислите возможные критерии выделения отдельных элементов финансовой системы.

27. Приведите пример влияния внешних факторов на изменения, происходящие в финансовой системе.

28. Приведите пример взаимосвязи отдельных сфер финансовой системы.

Финансы домохозяйств и организаций взаимодействуют с государственными и муниципальными финансами – при уплате налогов и страховых взносов в бюджеты и внебюджетные фонды, при получении бюджетных средств некоторыми организациями для финансирования своей деятельности и т.д.

29. К каким сферам финансовой системы можно отнести налоги? страхование? Налоги – гос.финансы, страхование – финансы организаций

©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19


Функционирование финансов на практике обеспечивается с помощью финансовой системы.
Многочисленность субъектов распределения (государство в лице органов публично-правовой власти; предприятия всех форм собственности, население), многообразие форм фондов в распоряжении каждого участника (бюджет, зарплата, прибыль, накопленный капитал), различие потребностей и т. п. являются основанием для необходимости выделения из общей совокупности финансовых отношений особых групп, сфер, звеньев. Поэтому проявляется в действительности сущность финансов как финансовая система.
В буквальном смысле система определяется как нечто целое, состоящее из отдельных частей. Между частями должны быть определенные связи; при всех особенностях они имеют общую основу, правильное расположение относительно друг друга.
При всех различиях в определении того, что представляет собой финансовая система, она есть совокупность обособленных и в то же время взаимосвязанных сфер финансовых отношений (подсистем). Отличия состоят в назначении фондов денежных средств, источниках образования, организационной структуре, правовом обеспечении. Целостность же, единство финансовой системы состоит в тех особенностях, присущих финансам, о которых говорилось ранее.
Следовательно, понятие финансовой системы является развитием более общего определения - финансов.
В теории систем и менеджменте системой называют то, что решает определенную проблему: организационную (система просвещения), научную (система понятий) и т. п.
В качестве проблем современного общества, которые призвана решать финансовая система, можно назвать:
  • недостаточные темпы развития экономики;
  • диспропорции экономической системы;
  • неприспособленность к изменениям на внешних товарных и финансовых рынках;
  • излишнюю социальную напряженность, отрицательно влияющую на воспроизводственный процесс;
  • низкий уровень удовлетворения потребностей индивидуума и др.
В зависимости от характера и частоты взаимодействия с внешней средой, выделяют два основных типа систем: закрытые и открытые.
Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия независимы от среды, внешней систему. В условиях директивной экономики существовала закрытая финансовая система, поскольку:
  • курс валюты был строго фиксирован;
  • собственником средств производства, земли, крупной недвижимости было государство;
  • предприятия не могли обменивать отечественную валюту на иностранную в пределах установленного жесткого плана (плановая конвертируемость);
  • имела место замкнутость валюты в том смысле, что в контрактных договорах цены не выражались в отечественной валюте;
  • валютные ценности в крупных размерах могли вывозиться только государством, но не гражданами или предприятиями и др.
Открытая финансовая система характеризуется достаточно частым и интенсивным взаимодействием с внешней средой.
Финансовые ресурсы, информация - это объекты обмена с внешней средой через проницаемые границы открытой системы.
Финансы организационно-производственной системы в условиях рынка - это более открытая система, чем в условиях директивной экономики.
Открытость финансовой системы в условиях рынка обусловлена многообразием форм собственности, в частности, акционерной, совместной, кооперативной, частной собственностью.
Подобное многообразие форм собственности открывает возможность создания ряда финансовых инструментов как-то; лизинг, залог, ипотека и др. Открытость определяется возможностью свободно продавать и покупать валюту, ценные бумаги, совершать внешнеэкономические страховые операции, участвовать в деятельности международных финансовых организаций, на финансовых рынках и т. д.
Степень открытости финансовой системы должна регулироваться в интересах развития экономики страны.
В экономической литературе финансовая система рассматривается с двух сторон:
  • Финансовая система страны - совокупность всех сфер финансовых отношений.
  • Финансовая система - совокупность финансовых учреждений, функционирующих в государстве.
Т. е. определение финансовой системы имеет две стороны согласно признакам: Во-первых, финансовая система - это совокупность относительно отдельных взаимосвязанных финансовых отношений, которые отображают специфические формы и методы распределения и перераспределения ВВП (по признаку каналов движения денежных потоков и места концентрации финансовых ресурсов).
Во-вторых, финансовая система - это совокупность органов и институтов, которые управляют денежными потоками (по признаку органов, характеризующих систему управления финансами).
Финансовая система Украины может быть также определена как взаимосвязанное объединение в экономико-правовом пространстве объективного процесса распределения стоимости ВВП и субъективного процесса влияния на него политики государства.
Последнее определение вбирает в себя оба предыдущих и отражает указанное ранее мнение о том, что финансовая система есть понятие синтетическое:
  • с одной стороны, она выражает финансовые отношения в разных формах их существования, объективно обслуживающих общество;
  • с другой - представляет собой совокупность административных органов и служб, организующих эти отношения.
Представление о таком подходе к понятию «финансовая система» схематически можно показать на схеме 2.1.

Схема 2.1. Финансовая система и финансовый аппарат
По нашему мнению, такое соединение различных по природе слагаемых - финансовых отношений с управленческими структурами - неправомерно. Как нельзя отождествлять кредит и банки, Госкомценообразования и цены и т. п., так не следует смешивать Госказначейство с бюджетом или ГНАУ с налогами.
В правовом аспекте понятие «финансовая система» определено как взаимосвязанное объединение в экономико-правовом просторе объективного процесса распределения стоимости ВВП и субъективного воздействия на него политики государства.
Свойства финансовых систем могут быть реализованы в полной мере при определении исходящих условий:

  • каждое звено имеет свойственные ему методы мобилизации средств для создания фондов финансовых ресурсов, направления и способов их использования;
  • каждое звено является относительно самостоятельным, имеет личную специфическую сферу применения;
  • между звеньями действует тесная взаимосвязь и взаимообусловленность, каждое звено может успешно функционировать только при совершенстве системы вообще;
  • законодательно закреплена и настроена деятельность каждого звена системы;
  • звенья могут состоять из подразделений (элементов подсистемы).
Мы различаем: финансы как отношения; финансовую инфраструктуру как условия, обеспечивающие функционирование этих отношений; финансовое управление как целенаправленную деятельность, влияющую на субъект управления с целью достижения необходимых результатов.
Структуризация такого сложного образования, как финансовая система, производится, исходя из свойств отдельных подсистем, их назначения и других свойств. Признаки, положенные в основу структуризации финансовых систем:
  • воспроизводственный, характеризующий отношение к процессу воспроизводства (макро- и микроуровень);
  • функциональный, выражающий специфику каждой составляющей, ее назначение;
  • иерархический, учитывающий уровень управления;
  • форма собственности также определяет строение системы.
Тип финансовой системы страны отражает специфику каждого государства:
  • политическое устройство и функции государства;
  • уровень развития производительных сил;
  • модель экономики.
Эти особенности определяют пропорции структуризации, приоритеты, роль в обществе, но в той или иной форме выделяются одни и те же звенья:
  • бюджет государства;
  • местные финансы;
  • целевые фонды;
  • государственный кредит;
  • финансы предприятий (микроуровень).
Формирование финансовых систем происходит эволюционным путем: на основе первичного звена в процессе экономического развития и других преобразований появляются новые, которые могут усложняться, расщепляться и превращаться в сложную систему.
Считается, что первым в ходе исторического развития возник Государственный бюджет, который впоследствии разделился на центральный (государственный, федеральный, республиканский) и местные, муниципальные; при недостаточности средств в казне стали прибегать к займам у владельцев ссудного капитала, т. е. ростовщикам, а впоследствии - к банкам.
Различного рода целевые фонды выделялись тогда, когда понадобилось накапливать средства заранее для определенных расходов. С усилением демократических начал фонды позволяли правительствам скрывать истинные размеры и направление государственных расходов от общественности, от парламентского контроля.
Но первоосновой финансовой системы, по нашему мнению, были финансы предприятий. Подсчет доходов и расходов, распределение прибыли, хотя и в примитивной форме, вел каждый субъект экономической деятельности.
Индустриальное общество породило новые специфические финансовые отношения, планово-административная экономика ограничивала сферу финансов только исполнением государственных функций.
Рыночная модель экономики имеет свою специфику, расширяет финансовую систему и усиливает ее роль в обществе.
Свойства сложной финансовой системы
Эффективность ^
Достижение целей в установленный срок с наименьшими расходами

Неоднородность,
многоэлементность

Наличие многих подсистем и их составляющих

Стойкость

Несоответствие свойств отдельных подсистем

Иерархия ^

Наличие нескольких уровней, дающих возможность межуровневых и внутриуровневых конфликтов, необходимость гармонизации

Многофункцио
нальность

Одновременное выполнение нескольких функций

Гибкость

Возможность адаптации к изменившимся условиям функционирования или изменениям целей, в зависимости от состояния подсистем

Надежность

Свойство реализовать заданные функции с заданными параметрами к определенному периоду времени

Безопасность

Обеспеченность финансовых условий, необходимых отдельным объектам, субъектам, обществу

Энергетичность

Сохранение возможности функционировать в особых, в т. ч. экстремальных условиях

Впечатлительность

Возможность возвращения к исходному состоянию после устранения возмущающего воздействия

Устойчивость

Возможность повреждения систем, потери вследствие ошибочных, неправомерных действий

Схема 2.2. Принципы (свойства) финансовой системы
По степени сложности финансовая система относится к числу сложных: она решает разносторонние задачи, функционирует как на макро-, так и микроуровне, базируется на общих для всех сложных систем принципах (Схема 2.2).

Еще по теме Финансовая система: сущность и развитие:

  1. 9.1. Сущность валютных отношений и история развития международной валютно-финансовой системы
  2. Введение. 5 Глава 1. Содержание финансов и основы управления системой финансов 8 1.1. Экономическая сущность финансов. 8 1.2. Структура финансовой системы России. 15 1.3. Реализация финансовой политики как главная цель управления финансами 22 Контрольные вопросы к главе 1. 37 Глава 2. Место и роль бюджетной системы в финансовой системе страны 38 2.1. Становление и развитие бюджетной системы в России. 38 2.2. Роль бюджета в социально-экономическом развитии страны 47 2.3. Основы современного бюджетного устройства в России. 57 2.4. Законодательное регулирование бюджетных правоотношений 72 2.5. Государственные внебюджетные фонды.. 76 Контрольные вопросы к главе 2. 79 Глава 3. Межбюджетные отношения. 80 3.1. Межбюджетные отношения и бюджетный федерализм 80 3.2. Формирование системы межбюджетных отношений в России. 86 3.3. Основы межбюджетного выравнивания в России. 91 3.4. Характеристика межбюджетных трансфертов. 94 Контрольные вопросы к главе 3. 107 Глава 4. Доходы бюджетов бюджетной системы РФ.. 108 4.1. Сущность и виды доходов бюджетов. 108 4.2. Доходы федерального бюджета. 115 4.3. Особенности формирования доходов бюджетов субъектов РФ и бюджетов муниципальных образований. 117 4.4. Проблема рационализации структуры доходов бюджетов различных уровней бюджетной системы РФ.. 122 Контрольные вопросы к главе 4. 125 Глава 5. Расходы бюджетов бюджетной системы РФ.. 126 5.1. Сущность расходов бюджетов и их роль в макроэкономическом регулировании. 126 5.2. Структура расходов бюджетов бюджетной системы РФ 129 5.3. Особенности осуществления программно-целевого бюджетного финансирования 145 Контрольные вопросы к главе 5. 149 Глава 6. Сбалансированность бюджетов бюджетной системы РФ.. 150 6.1. Сущность и причины возникновения бюджетного дефицита 150 6.2. Источники финансирования дефицита бюджета в России. 153 6.3. Государственный и муниципальный долг. 157 Контрольные вопросы к главе 6. 161 Глава 7. Бюджетный процесс в Российской Федерации. 163 7.1. Участники бюджетного процесса и их полномочия. 163 7.2. Составление проектов бюджетов бюджетной системы РФ.. 167 7.3. Рассмотрение и утверждение бюджетов бюджетной системы РФ 171 7.4. Исполнение бюджетов бюджетной системы РФ.. 175 7.5. Внешняя проверка бюджетной отчетности. 181 Контрольные вопросы к главе 7. 184 Список литературы.. 185 Приложения. 192 ВВЕДЕНИЕ

Функции и роль финансов реализуются через финансовую систе­му, с помощью которой осуществляется распределение и перерасп­ределение денежных средств в экономике страны. Финансовая сис­тема представляет собой встроенный элемент экономической систе­мы, обслуживающий субъекты экономики, обладающие избытком или недостатком денежных средств.

Необходимо отметить, что содержание и структура финансовой системы по-разному трактуются в отечественной и зарубежной ли­тературе. В западной литературе понятие «финансовая система» оп­ределяется как совокупность финансовых рынков и финансовых ин­струментов, используемых для заключения финансовых сделок, об­мена активами и рисками. Однако следует обратить внимание на ограниченность этого определения, так как оно связывает финансо­вую систему только с ее институциональными элементами. Такой од­носторонний подход не отражает функциональной основы и, соответ­ственно, функциональной структуры финансовой системы как сис­темы, обеспечивающей аккумуляцию и распределение денежных средств различными субъектами экономики (государством, органи­зациями, домохозяйствами), цели функционирования которых, а сле­довательно, и методы аккумуляции, распределения и использования ограниченных денежных средств принципиально различны.

Напротив, в отечественной литературе превалирует функциональ­ный подход к содержанию финансовой системы. Она определяется как совокупность взаимосвязанных сфер и звеньев финансовых от­ношений, обладающих особенностями в формировании и использо­вании фондов денежных средств. Таким образом, в основу трактов­ки финансовой системы положен принцип наличия различных фун­кциональных сфер и звеньев специфических финансовых отношений. Необходимость выделения ее отдельных сфер (звеньев) обусловли­вается различным участием субъектов экономических отношений в образовании, распределении и перераспределении ВВП, формирова­нии и использовании денежных фондов и доходов.

Каждому звену финансовой системы присущи специфические цели функционирования, а следовательно, формы и методы образо­вания и использования денежных фондов и доходов. Например, фи­нансы организаций в основном обслуживают материальное производ­ство и услуги, создание ВВП, его распределение внутри организаций и перераспределение части ВВП в бюджет и внебюджетные фонды. Через государственный бюджет мобилизуются ресурсы в централи­зованный бюджетный фонд государства с дальнейшим перераспре­делением между экономическими регионами, отраслями, министер­ствами, службами, агентствами, социальными группами населения.

Следует иметь в виду, что первичные денежные доходы сферы финансов частных и государственных предприятий, а также доходы граждан создают основу финансовой системы любого государства.

В соответствии с рассматриваемой точкой зрения отечественных экономистов финансовая система России в целом состоит из двух укрупненных подсистем : государственных и муниципальных финан­сов, финансов хозяйствующих субъектов. В зависимости от конкрет­ных форм и методов формирования доходов и денежных фондов они в свою очередь делятся на звенья (рис. 1).

Государственные и муниципальные финансы:

    бюджетная система;

    внебюджетные фонды;

    государственный кредит.

Финансы хозяйствующих субъектов:

    коммерческих предприятий и организаций;

    финансовых посредников (кредитных организаций, частных пенсионных фондов, страховых организаций и других финансовых институтов);

    некоммерческих организаций.

В настоящее время государственная бюджетная система России представлена следующими звеньями:

    федеральный бюджет;

    территориальные бюджеты субъектов РФ (бюджеты республик в составе РФ, краевые, областные автономных областей, автономных округов и городские Москвы и Санкт-Петербурга);

    бюджеты муниципальных образований (местные бюджеты).

Рис. 1. Подсистемы и звенья финансовой системы

Современная бюджетная система России трех уровней определен­ным образом приблизилась к структуре бюджетных систем западных стран, имеющих федеративное устройство.

Внебюджетные фонды создаются на определенный срок или дей­ствуют постоянно. Их формирование связано с необходимостью иметь независимые от принятия или непринятия государственного бюджета целевые источники средств. В первую очередь это касается удовлетворения таких важнейших общественных благ, как социаль­ное обеспечение и здравоохранение. Для аккумуляции и использо­вания средств этих фондов государство применяет специфические формы и методы. В связи с этим правомерно их выделение в самосто­ятельное звено государственных финансов. По признаку целевой направленности использования средств внебюджетные фонды мож­но объединить в две группы: внебюджетные фонды социального на­значения и внебюджетные фонды межотраслевого и отраслевого ха­рактера. Кроме того, образуются внебюджетные фонды территори­ального назначения.

В российской действительности концентрация значительных средств (почти равных федеральному бюджету) во внебюджетных фон­дах при ослаблении государственного финансового контроля в ряде случаев приводила к их неэффективному использованию. Для усиления контроля за распределением государственных финансовых ресурсов была произведена консолидация ряда государственных внебюджетных фондов в федеральном бюджете. Это касалось внебюджетных фондов, доходы которых формировались за счет обязательных платежей пред­приятий и организаций. Целевая направленность консолидированных фондов сохраняется. Консолидация не распространилась на государ­ственные целевые внебюджетные фонды социального назначения: Пен­сионный фонд (ПФР), Фонд социального страхования (ФСС) и Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС).

Государственный кредит выделяется в самостоятельное звено госу­дарственных финансов, так как ему присущи специфические формы финансово-кредитных отношений по привлечению средств в цент­рализованные фонды государства. Государственный кредит представля­ет собой особую форму денежных отношений между государством и юридическими и физическими лицами. В данном случае государство выступает в качестве заемщика средств, а также кредитора и гаранта.

Наиболее широко деятельность государства проявляется как за­емщика средств. Его операции в качестве кредитора, предоставляю­щего ссуды или гарантии юридическим и физическим лицам, значи­тельно уже. Тем не менее, в последнее время финансирование из бюджета на условиях возвратности и платности получило существен­ное развитие. Необходимость государственного кредита связана с опережающим темпом роста государственных расходов над возмож­ностями расширения собственной доходной базы, что позволяет обес­печить покрытие запланированных расходов бюджета в условиях его дефицита. Государственные заимствования необходимы и для пре­одоления временного разрыва в формировании доходов и расходов бюджетов всех уровней.

Финансы хозяйствующих субъектов, или финансы организаций и предприятий различных форм собственности, - относительно само­стоятельное звено финансов. Именно здесь формируется основная часть доходов, которая в результате перераспределения по установ­ленным государством правилам образует доходы бюджетов всех уров­ней, а также внебюджетных фондов. В то же время определенная часть бюджетных (финансовых) средств в форме прямого бюджетно­го финансирования, бюджетных ссуд, гарантий государства направ­ляется на финансирование как текущей, так и инвестиционной дея­тельности предприятий, в соответствии с действующим законода­тельством.

В сфере финансов хозяйствующих субъектов выделяются следу­ющие звенья: финансы коммерческих организаций, финансы некоммер­ческих организаций. Финансовые отношения каждого из этих звень­ев имеют специфику, связанную с формами организации предприни­мательской деятельности, формированием доходов и расходов, владением имуществом, выполнением обязательств.

Таким образом, в отечественной трактовке финансовой системы, как уже отмечалось, преобладает функциональный подход. При этом в рам­ках финансовой системы, как правило, не рассматриваются институты, инструменты и информационные системы, обеспечивающие распреде­ление и перераспределение денежных ресурсов в экономике. Необхо­димо отметить, что такое одностороннее определение является реци­дивом действовавшей в нашей стране командно-административной системы, при которой все распределительные функции выполняло го­сударство и фактически не существовало финансовых рынков.

Обобщая рассмотренные подходы к трактовке финансовой систе­мы, следует исходить из того, что она в странах с рыночной экономи­кой представляет собой сложно структурированную систему, которой имманентно присущи как функциональная, так и институциональная основы. Согласно этому можно дать следующее определение финан­совой системы.

Финансовая система представляет собой совокупность финан­совых организаций (учреждений) и финансовых рынков, обеспечи­вающих с помощью различных финансовых инструментов форми­рование и использование денежных средств государства, организа­ций и населения. Таким образом, финансовая система состоит из трех взаимосвязанных подсистем (рис. 2), каждая из которых в свою очередь включает несколько подсистем более низкого уровня.

Рис. 2. Финансовая система как сложно структурированный объект

Так, в подсистеме финансов секторов экономики выделяют три круп­ные взаимосвязанные сферы: финансы государства, финансы хозяй­ствующих субъектов, финансы граждан (домохозяйств). Реализация соответствующих отношений осуществляется через финансовые институты двумя способами: путем прямых финансовых отношений между отдельными субъектами названных сфер (а также внутри них) и опосредованных финансовых отношений между субъектами, т.е. через финансовые рынки.

Институциональная подсистема представляет собой инфраструк­туру финансовой системы. Институциональная подсистема как сово­купность финансовых рынков, организаций (учреждение-посредни­ков, финансовых инструментов и информационных технологий обес­печивает перераспределение (переток) ограниченных финансовых ресурсов от экономических субъектов с избытком этих ресурсов в определенный период времени к экономическим субъектам, имею­щим недостаток этих ресурсов.

Перераспределение средств с помо­щью различных финансовых инструментов и институтов принято называть движением финансовых потоков (рис. 3).

Рис. 3. Финансовые потоки

Финансовые организации и учреждения как коммерческие, так и некоммерческие являются активными посредниками в реализации финансовых отношений, движении финансовых потоков, а следова­тельно, и в обеспечении эффективности финансовой политики всех субъектов системы. Их основная деятельность заключается в предо­ставлении финансовых услуг и продуктов. К таким финансовым ин­ститутам относятся организации, учреждения, осуществляющие и регулирующие финансовую деятельность: Министерство финансов РФ, Федеральное казначейство, Центральный банк РФ, Федеральная налоговая служба, фондовые и валютные биржи, коммерческие бан­ки, страховые и инвестиционные компании, использующие для ока­зания услуг различные финансовые инструменты.

Финансовая система относится к динамичным системам, что обус­ловливает ее подвижное равновесие, ведущее к развитию и измене­нию структурных компонентов системы, финансовых институтов, инструментов и технологий, обслуживающих эти компоненты. Фи­нансовая система, постоянно развиваясь, предлагает новые финансо­вые инструменты и услуги, обеспечивающие бесперебойное движе­ние финансовых потоков в пространстве и времени. Администра­тивная реформа, начавшаяся в нашей стране в 2004 г., внесла существенные изменения в государственную инфраструктуру фи­нансовой системы. Однако эффективность этих преобразований мож­но будет оценить немного позднее.

Современная финансовая система принимает глобальный харак­тер, поскольку финансовые рынки и финансовые посредники взаи­мосвязаны через всеобъемлющую международную телекоммуникаци­онную сеть и систему контрактов, обеспечивающую бесперебойное движение капитала и финансовых потоков. В развитии финансовых систем важную роль играет финансовая политика, реализация кото­рой в значительной степени обусловливается функционированием и самой финансовой системы.

Финансы – это совокупность экономических отношений, возникающая в процессе создания, а также использования фондов (централизованных или децентрализованных) денежных средств, используемых для нужд государства и обеспечения условий для расширения производства. Возникновение финансов связывают с наличием такого условия, как регулярный товарно-денежный обмен и потребность государства в привлечении дополнительных ресурсов. Не существует одного верного определения, закрепленного в нормативных документах, однако, есть несколько определений понятия «финансы», единых в одном: финансы связаны с образованием, распределением и использованием денежных фондов и целью их существования является выполнение функций и задач государства. Однако, узнать, что такое финансы, можно из таких публичных нормативных источников, как: Гражданский, Налоговый, Семейный, Трудовой, Бюджетный кодексы.

Что такое финансы: разные определения

Если же мы рассмотрим значение финансов с бытовой точки зрения, то в первую очередь этим понятием называются деньги – не только наличные, используемые в российском обществе особенно часто при оплате покупок в магазинах, но также безналичные (на банковских счетах, ). Сам термин «финансы », перешел в русский язык из французского. Он имеет дословный перевод как «денежные средства». И хотя многие определения сформированы вокруг понятия «деньги», сами финансы могут включать в себя другие активы, в том числе: предприятия, недвижимость, автомобильный транспорт, драгоценные камни или металлы.

Говоря о финансах с широкой точки зрения, следует учитывать такие компоненты, как мировая финансовая система и международные финансовые отношения, финансовый рынок и кредитные отношения , гражданское и коммерческое финансирование, государственные «публичные» финансы и т.д. Более узкий смысл понятия перемещается в сферу непосредственного денежного обращения на стадии формирования и применения фондов, направленных на решение задач управления государством, преимущественно, бюджетными фондами. Также финансовая система выражает взаимоотношения физических и юридических лиц.

Финансы по своей роли в общественном производстве, можно разделить на:

  • Общественные
  • Ф-сы хозяйственного субъекта

При этом каждое звено имеет собственный аппарат, но, в целом, это части единой финансовой системы. Роль финансов стала особенно заметной в капиталистическую эпоху, когда финансовое положение предприятия определяет его место в рыночной структуре, конкурентоспособность, перспективы развития. Когда мы говорим о потребностях экономики, то прежде всего делаем акцент на следующих моментах:

  1. Обеспечение потребностей более широкого производства – покрытие затрат, привлечение собственного или заемного капитала
  2. Регулирование при помощи финансов процессов экономических и социальных – финансирование может значительно увеличить темпы развития, в то время как недостаток обеспеченности финансовыми ресурсами – тормозит или приостанавливает прогресс
  3. Стимулирование финансами рационального использования всех видов экономических ресурсов возможно осуществить несколькими способами: эффективным вложением финансовых ресурсов, бюджетным стимулирование определенных секторов экономики, использованием санкций в виде штрафов, пеней и т.д., созданием фондов материального поощрения.

А теперь обсудим саму сущность финансов. Прежде всего, стоит запомнить, что в отличие от других экономических отношений, финансовые имеют ряд особенностей, а именно:

  • связаны с деньгами, одной из их целью является распределение денежных средств,
  • связаны с созданием фондов государственных и хозяйствующих субъектов.

Формирование фондов в данном случае происходит на двух уровнях: микро и макро. На макроуровень выходят такие субъекты финансовых отношений, как государственный бюджет , гос. внебюджетные фонды , гос. фонды страхования, определяющие характер денежного обращения между государством и юридическими или физическими лицами. На микроуровне финансовые отношения представлены фондами, формируемыми из собственных, заемных или привлеченных средств. При этом, все виды представленных средств имеют свое собственное деление. Собственные средства предприятия состоят из уставного, резервного и добавочного , нераспределенной прибыли. Также включают фонды разного типа: накопления, потребления и социальной сферы. Заемные средства представляют совокупность, собственно, займов и , в то время, как привлеченные средства не что иное, как кредиторская задолженность организации . Анализируя денежное обращение на микроуровне, можно утверждать, что это отношения между поставщиками и потребителями, предприятием и его структурными подразделениями, фирмой и кредитно-банковской системой.

Финансы, как важный структурный элемент экономической системы государства в целом, выполняют ряд важнейших функций, ознакомиться с которыми вы можете в статье « ».

Структура финансовой системы РФ

Разберем немного более подробно, устройство финансовой системы Российской Федерации. В первую очередь, уточним ее составляющие элементы, в качестве которых выступают финансы государственные, местные и собственно, те, которыми владеют юридические и физические лица.

Последний вид (финансы юридических и физических лиц) есть нечто иное, как совокупность экономических отношений, направленная на обеспечение процесса расширенного воспроизводства, и связанная с формированием и использованием денежных средств компаний, индивидуальных предпринимателей, частных лиц. Фин-сы юридических лиц (корпоративные) образуются двумя составляющими: ф-сами коммерческих организаций и финансами НКО, а финансы физических лиц ко всему прочему включают в себя также финансы лиц, ведущих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (т.е. без образования ИП, ООО и т.д.)

Для нас большие интерес будут представлять государственные финансы , поскольку они имеют более крупную дальнейшую градацию. Отличительная черта данного типа финансов – участие в процессах создания и перераспределения денежных средств в централизованные фонды, целью которых является обеспечение гарантий возможности выполнения государством своих функций. Гос. финансы это прежде всего государственный бюджет и государственные внебюджетные фонды.

Государственный бюджет есть не что иное, как основной план финансового развития страны, сила которого приравнена к закону. Но это лишь описывает положение данного элемента финансовой системы в общей структуре, с материальной же точки зрения – это централизованный денежный фонд, образованный посредством распределения и перераспределения валового национального продукта и национального дохода.

Государственный бюджет как важный элемент финансовой системы, выполняет следующие функции:

  1. Регулирующую – позволяет, во-первых, корректировать темпы развития экономики, а, во-вторых, осуществлять развитие секторов в разных пропорциях
  2. Контрольную – учитывает и контролирует рациональность использования имеющихся у государства ресурсов
  3. Стимулирующую – определяет цель бюджетных отношений, заключенную в стимулировании эффективного использования имеющихся у государства экономических ресурсов, частью которых являются бюджетные средства
  4. Перераспределительную – заключается в том, что гос. бюджет способен позволяет перераспределять до 50% национального дохода страны.

Государственный бюджет предполагает наличие деления в зависимости от уровня управления на федеральный бюджет и бюджет субъектов РФ. Федеральный бюджет представляет собой республиканский бюджет страны (создан для обеспечения выполнения функций центральными государственными органами), в то время как бюджеты субъектов РФ это бюджеты республик, автономных областей и округов, областей, бюджеты Санкт-Петербурга и Москвы. При этом, стоит отметить важный момент: местные финансы не подчиняются государственной системе управления – их движение управляется органами местного самоуправления (это закреплено в конституции РФ). Местными бюджетами в таком случае являются бюджеты округов, городов, районов, поселков и сельских населенных пунктов, а также районов в составе городов.

Государственные внебюджетные фонды созданы для достижения двух главных целей:

  • Для обеспечения социальных потребностей
  • Для финансирования дополнительных территориальных нужд

Внебюджетные фонды имеют целевое назначение, их зона влияния – федеральный и территориальный уровни. Сюда относят Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС), Фонд социального страхования (ФСС), Фонд занятости населения, Пенсионный Фонд России (ПФР).

Теперь скажем об особом положении, занимаемом Министерством финансов РФ , в финансовой системе страны. Его положение определено его функциями, которые он выполняет, в том числе это:

  1. Разработка и реализация программ бюджетной, финансовой, валютной и налоговой политик страны
  2. Развитие бюджетной системы (в том числе бюджетного федерализма)
  3. Перераспределение и сосредоточение финансовых ресурсов в определенных направлениях, наиболее значимых для страны
  4. Составление и дальнейшее обеспечение исполнения федерального бюджета, по итогам – отчет об исполнении федерального и консолидированного бюджетов
  5. Составление программы заимствований и контроль за внутренним и внешним долгами
  6. Разработка концепций в сфере развития финансовых рынков страны
  7. Формирование и контроль за проведение политики формирования государственных запасов драгоценных камней и драг. металлов
  8. Формирование единой для бюджетов всех уровней методологии наполнения бюджетов
  9. Обеспечение государственного финансового контроля
  10. Составление методологий для бухгалтерского учета, аудита и отчетности в пределах РФ.

Для посетителей нашего сайта действует специальное предложение - вы можете совершенно бесплатно получить консультацию профессионального юриста, просто оставив свой вопрос в форме ниже.

Про управление финансами подробнее будет рассказано в рамках следующих статей проекта .

Глава 1 ФИНАНСОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОСУДАРСТВА И МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ. ПРЕДМЕТ И МЕТОД ФИНАНСОВОГО ПРАВА. ФИНАНСОВО-ПРАВОВЫЕ НОРМЫ И ФИНАНСОВО-ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Понятие и состав финансовой системы

Природа и сущность экономических категорий, в том числе финансов, изучаются экономической наукой. В экономической литературе отмечалось, что «финансы - неотъемлемый элемент общественного воспроизводства на всех уровнях хозяйствования ; они одинаково необходимы и низовому звену - предприятиям (организациям), и межхозяйственным объединениям (ассоциациям, концернам), и государственной системе управления народным хозяйством. Без финансов невозможно обеспечивать индивидуальный и общественный кругооборот производственных фондов на расширенной основе, регулировать отраслевую и территориальную структуру экономики, стимулировать быстрейшее внедрение научно-технических достижений, удовлетворять другие общественные потребности»: .

Финансы возникают и существуют в обществе, где действуют товарно-денежные отношения. С помощью финансов государство управляет различными денежными потоками, направляя их на обеспечение решения задач общественного развития. Финансы выступают всегда в денежной форме, однако денежные отношения не исчерпываются финансами , они находятся в различных плоскостях.

В литературе финансы рассматриваются в двух аспектах:

- как совокупность денежных отношений, возникающих в процессе создания, распределения (перераспределения) и использования определенных фондов денежных средств, необходимых государству и местному самоуправлению для выполнения задач и функций;

- как совокупность фондов денежных средств, созданных государством и местным самоуправлением для обеспечения выполнения своих задач и функций.

При любом определении финансов необходимо иметь в виду, что финансы - экономическая категория, т. е. ее сущность определяется теми общественными отношениями, которые возникают в обществе в процессе создания, распределения (перераспределения) и использования фондов денежных средств, которые в свою очередь обусловлены процессом распределения и перераспределения стоимости совокупного общественного продукта и части национального дохода страны. Финансы объективно необходимы, поскольку их существование обусловлено общественными потребностями. Но они не проявляются стихийно, а находятся в зависимости от действий государства и местного самоуправления, которые, используя распределительную и контрольную функции финансов, создают необходимые условия для своего функционирования в обществе, основанном на товарном производстве, где действуют товарно-денежные отношения. Зависимость финансов от развития товарно-денежных отношений подтверждается всем ходом развития человеческого общества. Финансы, т. е. денежные отношения, возникающие в процессе распределения и перераспределения стоимости совокупного общественного продукта и части национального дохода общества в связи с созданием и использованием фондов денежных средств, очень разнообразны. Но при всем своем разнообразии они взаимообусловлены и взаимозависимы. Разнообразие финансов обусловило возможность объединения их в различные группы, получившие в литературе название «финансовые институты». Взаимозависимость и взаимообусловленность финансовых институтов позволили объединить их в понятие «финансовая система».



В литературе финансовым институтом называют совокупность денежных отношений однородных и взаимосвязанных между собой по формам и методам мобилизации и использования денежных средств в различных фондах, необходимых для обеспечения выполнения задач и функций государства, местного самоуправления, хозяйствующих субъектов. Финансовым институтом являются, например, денежные отношения, возникающие в процессе создания и использования федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации, местных бюджетов или в процессе создания и распределения государственных внебюджетных фондов (Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, фондов обязательного медицинского страхования) и т. д.

Финансовая система России в литературе рассматривается в двух смыслах:

- как совокупность финансовых институтов, т. е. совокупность различных групп денежных отношений, однородных по методам и формам мобилизации и использования денежных средств в различных фондах, необходимых для обеспечения выполнения задач и функций государства, местного самоуправления и хозяйствующих субъектов;

- как совокупность специальных органов исполнительной власти государства и местного самоуправления, основной целью создания и существования которых является управление финансами для создания необходимых условий функционирования государства и местного самоуправления, для решения различных вопросов развития общества, в котором действуют товарно-денежные отношения.

В первом смысле финансовая система рассматривается как экономическая категория; во втором - как категория управленческая, раскрывающая отношения, возникающие между органами государства, местного самоуправления, хозяйствующими субъектами при совершении действий, направленных на создание, распределение и использование денежных фондов, необходимость существования которых обусловлена объективными потребностями развития общества, в основе которого лежат товарно-денежные отношения.

Рассмотрим финансовую систему в первом смысле, как экономическую категорию, представляющую собой совокупность финансовых институтов. В экономической и юридической литературе состав финансовой системы (ее структура) определяется авторами по-разному. При определении состава финансовой системы некоторые экономисты за основу принимают роль, участие субъекта денежных отношений, возникающих при создании, распределении и использовании фондов денежных средств, в общественном производстве, поскольку общественное производство является первоосновой возникновения финансов. Исходя из указанной посылки данные авторы предлагают следующий состав финансовой системы:

Хозяйствующие субъекты, непосредственно участвующие в общественном производстве, становятся участниками тех денежных отношений, которые в своей совокупности образуют финансовый институт «финансы предприятий, организаций»;

Хозяйствующие субъекты, непосредственно не участвующие в общественном воспроизводстве материальных благ, но осуществляющие деятельность по защите общественного производства, интересов отдельных членов общества от неблагоприятных последствий, которые могут наступить в результате воздействия различных чрезвычайных или случайных обстоятельств. Такие субъекты становятся участниками тех денежных отношений, которые в совокупности образуют финансовый институт «страхование»;

Государство в условиях рынка призвано, в основном, осуществлять регулирование общественным производством, поэтому оно становится участником тех денежных отношений, которые в совокупности образуют финансовый институт «государственные финансы».

Итак, финансовая система, по мнению некоторых экономистов, состоит из:

Финансов предприятий, организаций;

Страхования;

Государственных финансов.

В свою очередь, финансы предприятий, организаций, по их мнению, подразделяются на финансы коммерческих организаций, некоммерческих организаций и общественных объединений; страхование делится на: социальное, личное, имущественное, страхование ответственности, страхование предпринимательских рисков; государственные финансы включают в себя: государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит 1 .

Е. Ю. Грачева в финансовую систему включает следующие финансовые структуры (группы экономических отношений):

Государственные финансы;

Финансы предприятий, учреждений, организаций всех форм собственности;

Кредитование;

Страхование.

При этом государственные финансы объединяют бюджет страны, внебюджетные фонды, государственный кредит, а институт кредитования образует отношения, возникающие между вкладчиками и коммерческими банками, иными кредитными учреждениями по поводу привлечения денежных средств, а также предоставления банковских ссуд. Финансовую систему Е. Ю. Грачева определяет как совокупность финансовых и кредитных институтов, при помощи которых государство собирает, распределяет и расходует денежные средства 2 .

Н. И. Химичева, отмечая изменения, произошедшие в финансовой системе в связи с новыми экономическими и политическими условиями общественного развития в стране, выделяет в ней следующие звенья (институты):

- бюджетную систему с входящими в нее государственными (федеральным, республиканскими, краевыми, областными) и местными бюджетами;

- внебюджетные целевые фонды;

- финансы предприятий, объединений, организаций, учреждений, отраслей народного хозяйства;

- имущественное и личное страхование;

- кредит (государственный, муниципальный и банковский) 3 .

О. Н. Горбунова характеризует финансовую систему как совокупность финансовых институтов, отражающую особенности развития государства в условиях перехода к рынку и включающую в себя следующие звенья:

Бюджетную систему, состоящую из федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации и бюджетов органов местного самоуправления (муниципалитетов);

Государственные внебюджетные фонды (глава 17 БК РФ);

Фонды, консолидированные в бюджете;

Внебюджетные децентрализованные фонды;

Фонды страхования;

Кредит (государственный и банковский);

Финансы хозяйствующих субъектов и отраслей 1 .

Все ученые, изучающие финансовую систему, подчеркивают, что центральное место в финансовой системе России принадлежит бюджетной системе, с помощью которой образуются фонды денежных средств государства и местного самоуправления. Все звенья финансовой системы так или иначе определяются или связаны с бюджетной системой.

Своеобразную точку зрения по этому вопросу высказала М. В. Карасева. Она считает, что в настоящее время финансовая система России состоит из следующих относительно самостоятельных звеньев:

Бюджетных фондов;

Внебюджетных фондов;

Государственного и муниципального кредитов; -. страховых фондов;

Финансов предприятий и организаций.

М. В. Карасева не включает в финансовую систему фонд банковского кредитования, поскольку «Центральный банк РФ независим от органов исполнительной власти и подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания РФ. Более того, - пишет М. В. Карасева, - финансовая и кредитная системы Российской Федерации относительно автономны». Из чего делается вывод, «что банковская система кредитования не входит в финансовую систему Российской Федерации» 2 .

Высказанная точка зрения не является бесспорной по следующим основаниям. Кредитная система, как и финансовая, может рассматриваться в двух аспектах: как совокупность общественных (денежных) отношений, возникающих при создании кредитными

См.: Финансовое право: учеб. / под ред. проф. О. Н. Горбуновой. М.: Юристъ, 2000. С. 20.

Карасева М. В. Финансовое право. Общая часть: учеб. М.: Юристъ, 1999. С. 36; см. также: Финансовое право Российской Федерации: учеб. / отв. ред. м - В. Карасева. М.: Юристъ, 2002. С. 20.

организациями фондов денежных средств (ссудного капитала), и как совокупность кредитных организаций, осуществляющих кредитование. И если можно согласиться с мнением о наличии определенной автономии кредитной системы как совокупности кредитных организаций, то исключать фонды денежных средств кредитных организаций из финансовой системы как совокупности определенных денежных отношений, возникающих при создании, распределении (перераспределении) и использовании государством и местным самоуправлением фондов денежных средств, вряд ли возможно. Фонды кредитных организаций можно включить в категорию «финансы хозяйствующих субъектов», поскольку наблюдается процесс сращивания банковского капитала с производственным и нельзя недооценивать тот факт, что фонды кредитных организаций обеспечивают сбалансированность движения соответствующих денежных потоков в процессе воспроизводства общественного продукта и без привлечения ссудного капитала кредитных организаций немыслимо функционирование общественного производства.