Если вам кажется, что разобраться в налоговых режимах очень непросто, то вы не одиноки, в вашей компании сам Альберт Эйнштейн. Создатель теории относительности считал, что самое непостижимое в этом мире - налоговая шкала. Тем не менее, если вы хотите вести эффективную, в финансовом плане, предпринимательскую деятельность, то разбираться в этом все же придется.
А тем, у кого все же останутся вопросы или тем, кто хочет получить совет от профессионала, мы можем предложить бесплатную консультацию по налогообложению от специалистов 1С:
Под системой налогообложения понимают порядок взимания налогов, то есть тех денежных отчислений, которые каждое лицо, получающее доход, отдаёт государству. Налоги платят не только предприниматели, но и обычные граждане, чей доход состоит только из зарплаты. При грамотном планировании налоговая нагрузка бизнесмена может быть ниже, чем подоходный налог наемного работника.
Ну и коль мы говорим о системе налогообложения, то надо понимать ее основные элементы. Согласно ст. 17 НК РФ налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:
На сегодняшний день в России можно работать в рамках следующих налоговых режимов (систем налогообложения):
Как видим, есть из чего выбрать.
В нашем сервисе Вы можете абсолютно бесплатно подготовить уведомление о переходе на УСН (актуально на 2019 г.):
Примечание: Есть еще одна редко используемая система налогообложения - при выполнении соглашений о разделе продукции , которая применяется при добыче полезных ископаемых, но мы не будем рассматривать ее в рамках этой статьи.
Давайте ознакомимся с главными элементами российских налоговых режимов. Учтем, что на ОСНО платят несколько разных налогов: , налог на имущество организаций или физических лиц, плюс ИП на ОСНО платят налог на доходы физических лиц, а организации - налог на прибыль.
Объект налогообложения | Доходы (для УСН Доходы) или доходы, уменьшенные на расходы (для УСН Доходы минус расходы) | Вмененный доход налогоплательщика | Доходы, уменьшенные на величину расходов | Потенциально возможный к получению годовой доход | Для налога на прибыль - прибыль, то есть доходы, уменьшенные на величину расходов. Для НДФЛ - доход, полученный физлицом. Для НДС - доход от реализации товаров, работ, услуг. Для налога на имущество организаций и физлиц - недвижимое имущество. |
Налоговая база | Денежное выражение доходов (для УСН Доходы) или денежное выражение доходов, уменьшенных на расходы (для УСН Доходы минус расходы) | Денежная величина вмененного дохода | Денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов | Денежное выражение потенциально возможного к получению годового дохода | Для налога на прибыль - денежное выражение прибыли. Для НДФЛ - денежное выражение дохода или стоимость имущества, полученного в натуральной форме. Для НДС - выручка от реализации товаров, работ, услуг. Для налога на имущество организаций - среднегодовая стоимость имущества. Для налога на имущество физлиц- инвентаризационная стоимость имущества. |
Налоговый период | Календарный год | Календарный год | Календарный год либо срок, на который выдан патент | Для налога на прибыль - календарный год. Для НДФЛ - календарный год. Для НДС - квартал. Для налога на имущество организаций и физлиц - календарный год. |
|
Налоговые ставки | по регионам от 1% до 6% (для УСН Доходы) или от 5% до 15% (для УСН Доходы минус расходы) | 15% величины вмененного дохода | 6% от разницы между доходами и расходами | 6% потенциально возможного к получению годового дохода | Для налога на прибыль - 20% в общем случае, и от 0% до 30% для отдельных категорий плательщиков. Для НДФЛ - от 13% до 30%. Для НДС - 0%, 10%, 20% и расчетные ставки в виде 10/110 или 20/120. Для налога на имущество организаций - до 2,2% Для налога на имущество физлиц - до 2%. |
Таких критериев немало, и среди них:
Если вы хотите избежать досадных финансовых потерь, при любой системе налогообложения нужно в первую очередь грамотно организовать . Чтобы вы без каких-либо материальных рисков могли попробовать вариант аутсорсинга бухучета и решить подходит ли он вам, мы совместно с фирмой 1С готовы предоставить нашим пользователям месяц бесплатного бухгалтерского обслуживания :
Работать на общей системе налогообложения могут абсолютно все налогоплательщики, на ОСНО не распространяются никакие ограничения. К сожалению, эта система является самой обременительной в России как финансово, так и административно (то есть, сложной в учете, отчетности и взаимодействии с налоговыми органами).
Но для субъектов малого бизнеса есть и гораздо более простые и выгодные налоговые режимы, такие как УСН, ЕНВД, Патентная система налогообложения, ЕСХН. Называют такие режимы льготными или специальными, и они позволяют работать начинающему или небольшому бизнесу в достаточно щадящих условиях. Вы можете ознакомиться в подробностях с этими системами налогообложения в отдельных, посвященных им, статьях.
Для работы на льготных режимах или должны удовлетворять целому ряду требований, таких как:
Требования | ЕСХН | ЕНВД | ||
Вид деятельности | Запрещено производство подакцизных товаров (алкогольная и табачная продукция, легковые автомобили, бензин, дизтопливо и др.); добыча и реализация полезные ископаемые, кроме общераспространенных, таких как песок, глина, торф, щебень, строительный камень. Запрет на применение банками, ломбардами, инвестфондами, страховщиками, НПФ, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, частными нотариусами и адвокатами. Полный перечень см. в ст. 346.12 (3) НК РФ. | Предназначен только для сельхозпроизводителей, т.е. тех, кто производит, перерабатывает и продает сельхозпродукцию. Сюда же относят и рыбохозяйственные организации и предпринимателей. Главное условие для применения ЕСХН - доля дохода от реализации сельзохпродукции или улова должнапревышать 70% общих доходов от товаров и услуг. ООО или ИП, которые не производят сельхозпродукцию, а только осуществляют ее переработку, не вправе применять ЕСХН. Не могут применять ЕСХН также производители подакцизных товаров (алкоголь, табак и др.). | Разрешены услуги: бытовые, ветеринарные, общепита, автостоянок, автоперевозок, СТО и др., а также некоторые виды розничной торговли на площадях до 150 кв. м. (полный список видов деятельности на ЕНВД приведен в п.2 346.26 НК РФ). Указанный перечень видов деятельности может быть сокращен региональными законами. | Разрешены определенные виды предпринимательской деятельности, указанные в ст. 346.43 НК РФ, среди которых услуги и розничная торговля (а также услуги общепита) на площадях до 50 кв. м. Указанный список может быть расширен в регионах дополнительными видами бытовых услуг по ОКУН. |
Организационно-правовая форма | ООО и ИП, кроме иностранных организаций, казенных и бюджетных учреждений и организаций, доля участия в которых других организаций более 25 % | Только ООО и ИП сельхозпроизводители или рыбохозяйства. | ООО и ИП кроме организаций, доля участия в которых других организаций более 25 %, а также категории крупнейших налогоплательщиков | Только ИП |
Кол-во работников | Не более 100 | Для сельхозпроизводителей ограничений нет, а для рыболовецких хозяйств - не более 300 работников. | Не более 100 | Не более 15 (с учетом самого ИП и работников на других режимах) |
Размер получаемого дохода | Уже работающее ООО не может перейти на УСН, если по итогам 9 месяцев года, в котором оно подаёт уведомление о переходе, его доходы превысили 112,5 млн. рублей. Для ИП такого ограничения нет. Дополнительно - ООО и ИП, получившие в течение года доходы сверх 150 млн. рублей, теряют право на УСН. | Не ограничен, при условии, что доля дохода от реализации сельзохпродукции или улова превышает 70% общих доходов от товаров и услуг. | Не ограничен | Предприниматель теряет право на патент, если с начала года его доходы, по видам деятельности, на которые получен патент, превысили 60 млн. рублей. |
Здесь мы привели только самые основные требования к применению льготных режимов, за полной информацией обращайтесь к соответствующим статьям на сайте.
Итак, мы разобрались в основных элементах российских налоговых систем. Что со всем этим делать? Надо оценить - требованиям каких налоговых режимов удовлетворяет ваш бизнес.
Примечание: нижеприведенные примеры для простоты сравнения имеют условный характер (например, ЕНВД рассчитывают поквартально, а мы сравниваем годовые суммы налогов), но подходят для сравнения налоговой нагрузки.
ООО «Солнышко» планирует открыть магазин непродовольственных товаров в городе Вологда. Имеются следующие данные:
По виду деятельности магазин непродовольственных товаров (с учетом того, что это ООО, для ИП был бы возможен еще и патент) удовлетворяет требованиям следующих систем налогообложения: ЕНВД, УСН и ОСНО. Поскольку ООО "Солнышко" соответствует ограничениям, установленным для льготных режимов, то сравнивать будем только ЕНВД, УСН Доходы, УСН Доходы минус расходы. ОСНО в расчетах не участвует, как однозначно невыгодный вариант.
1.Для ЕНВД доходы и расходы в учет не берутся, а расчет вмененного налога производится по формуле: БД * ФП * К1 * К2 * 15%:
Сумма вмененного дохода составит 89 622 рубля в месяц. Рассчитаем ЕНВД по ставке 15% - равно 13 443 рублей в месяц. Итого, за год ЕНВД составит 161 320 рублей. Эту сумму можно уменьшить на выплаченные страховые взносы и пособия на работников (15 тыс. руб. * 12 мес.), но не более чем наполовину. Годовая сумма ЕНВД к уплате составит 80 660 рублей (напоминаем, что рассчитывают и платят ЕНВД поквартально).
2. Для УСН Доходы расчет единого налога выглядит так: 1 млн. рублей * 12 мес. * 6% = 720 000 рублей. Эту сумму тоже можно уменьшить на выплаченные страховые взносы и пособия на работников (15 тыс. руб. * 12 мес.), но не более чем наполовину. Считаем: 720 000 - 180 000 (страховые взносы за работников в год) = 540 000 рублей единого налога к уплате за год.
3. Для УСН Доходы минус расходы - обычная налоговая ставка в Вологодской области равна 15%. Считаем: 12 млн. рублей (доходы за год) минус 9 млн. рублей (расходы за год) = 3 млн. рублей * 15% = 450 000 рублей единого налога к уплате за год. Уменьшать эту сумму за счет страховых взносов мы здесь не можем, а можем только учитывать взносы в расходах.
Примечание: расчет и уплата единого налога на УСН происходит несколько в ином порядке - через выплату авансовых платежей поквартально, но на годовую итоговую сумму налога это не влияет.
Итого: Самым выгодным вариантом в этом конкретном случае оказался ЕНВД .
Означает ли это, что ЕНВД для всех предприятий торговли - самый выгодный режим? Конечно же, нет. Давайте немного изменим расчетные показатели. Пусть, например, К2 в формуле составит 0,9 (напоминаем, что К2 устанавливают региональными законами), тогда годовая сумма вмененного налога к уплате составит уже 139 603 рубля . А если выручка магазина будет не 1 млн. рублей, а 300 тыс. рублей в месяц, то единый налог на УСН Доходы составит 108 000 рублей, в то время как сумма ЕНВД не снижается при уменьшении оборота, т.к. рассчитывается на базе физического показателя, в данном случае кв. м.
Если же еще предположить, что даже на такие, довольно скромные обороты, магазин выйдет не в первый месяц своей работы, то плательщик ЕНВД должен все равно платить фиксированную расчетную сумму налога с первого дня постановки на учет, в то время как упрощенец начнет рассчитывать единый налог только с началом получения доходов. С учетом такого расклада выгоднее становится УСН Доходы. Именно поэтому начинающему бизнесмену, когда реальный доход еще неизвестен, рекомендуют поработать на УСН.
Обращаем внимание всех ООО - организации могут уплатить налоги только путем безналичного перечисления. Это требование ст. 45 НК РФ, согласно которому обязанность организации по уплате налога считается выполненной только после предъявления в банк платежного поручения. Платить налоги ООО наличными деньгами Минфин запрещает. Рекомендуем вам открыть расчетный счет на выгодных условиях.
Как быть, если вы хотите вести несколько направлений деятельности, например, розничная торговля в магазине и оказание услуг по автоперевозке? Вы можете совмещать налоговые режимы. Предположим, что магазин, при небольшой площади, дает хороший оборот. Для снижения налоговой нагрузки его можно перевести на ЕНВД или ПСН (для ИП), а перевозки, которые осуществляются от случая к случаю, облагать единым налогом на УСН. Если наоборот - перевозки приносят стабильный доход, а торговля в магазине имеет спады и подъемы, то выгоднее транспортные услуги вести на ЕНВД, а торговлю - на УСН.
Какие режимы можно совмещать? Возможны разные комбинации: ОСНО и ЕНВД, ПСН и УСН, ПСН и ЕНВД и др. Но есть и запреты: не совмещают ОСНО и ЕСХН, ОСНО и УСН, УСН и ЕСХН.
И обязательно при выборе системы налогообложения надо учитывать региональные особенности. Потенциально возможный годовой доход для ПСН, К2 для ЕНВД, размер дифференцированной налоговой ставки для УСН Доходы минус расходы устанавливаются местными властями. Иногда в соседних городах, схожих по покупательной способности, но находящихся на территории разных муниципальных образований, суммы налогов к уплате на льготных режимах могут отличаться в несколько раз. Может быть, в вашем случае стоит рассмотреть возможность открытия бизнеса в соседней области?
Таким образом, выбор налогового режима зависит от многих нюансов. В вашем конкретном случае рекомендуем , которые предложат вариант налогообложения специально для вас, и с учетом перспектив вашего бизнеса. Мы даем только общие рекомендации по выбору системы налогообложения.
Налоги и сборы : неотъемлемая часть предпринимательской деятельности, бизнес процессов, да и вообще жизни любого человека. Налоги и сборы являются основным способом пополнения бюджета страны и ее регионов. Невыполнение налоговых обязательств может повлечь за собой штрафные санкции со стороны государства. Поэтому базовые знания о налоговой системе просто необходимы каждому, тем более предпринимателю. Далее рассмотрим: какие налоги и сборы применяются в РФ, их классификацию и виды, а также специальные налоговые режимы.
основной вид прямых налогов. Исчисляется в процентах от совокупного дохода физических лиц за вычетом документально подтверждённых расходов, в соответствии с действующим законодательством.
Плательщиками
налога на доходы физических лиц являются физические лица, для целей налогообложения подразделяемые на две группы:
— лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации (фактически находящиеся на территории России не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев);
— лица, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, в случае получения дохода на территории России.
налоговая ставка:
9%,13%
,15%,30%,35%
Это прямой налог, его величина прямо зависит от конечных финансовых результатов деятельности организации.Налог начисляется на прибыль, которую получила организация, то есть на разницу между доходами и расходами.
Прибыль – результат вычитания суммы расходов из суммы доходов организации – является объектом налогообложения.
Правила налогообложения налогом на прибыль определены в главе 25. Налогового кодекса РФ.
Плательщики:
— Все российские юридические лица (ООО, АО, ПАО и пр.)
— Иностранные юридические лица, которые работают в России через постоянные представительства или просто получают доход от источника в РФ
— Иностранные организации, признаваемые налоговыми резидентами Российской Федерации в соответствии с международным договором по вопросам налогообложения, — для целей применения этого международного договора
— Иностранные организации, местом фактического управления которыми является Российская Федерация, если иное не предусмотрено международным договором по вопросам налогообложения
налоговая ставка
:
2%
в федеральный бюджет (3%
в 2017 — 2020 годах); 0%
для отдельных категорий налогоплательщиков.
18%
в бюджет субъекта РФ (17 %
в 2017 — 2020 годах). Законодательные органы субъектов РФ могут понижать ставку налога для отдельных категорий налогоплательщиков, но не более чем до 13,5%
(12,5 %
в 2017 — 2020 годах).
Это косвенный налог. Исчисление производится продавцом при реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) покупателю. Сумма НДС, которую налогоплательщик-продавец уплачивает в бюджет, рассчитывается как разница между суммой налога, исчисленной им при реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) покупателям, и суммой налога, предъявленной этому налогоплательщику при приобретении им товаров (работ, услуг, имущественных прав), используемых для облагаемых НДС операций.
Плательщиками
НДС признаются:
организации (в том числе некоммерческие)
предприниматели
налоговая ставка: (0%, 10%, 20%
)
Налогоплательщиками акциза признаются (ст. 179 НК РФ):
-организации;
-индивидуальные предприниматели;
-лица, признаваемые налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, определяемые в соответствии с правом Евразийского экономического союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.
Организации и иные лица, указанные в статье 179 Налогового кодекса Российской Федерации, признаются налогоплательщиками, если они совершают операции (с подакцизными товарами), подлежащие налогообложению в соответствии с главой 22 НК РФ.
Смотри .
В целях налогообложения добытым полезным ископаемым признается продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров, содержащаяся в фактически добытом из недр (отходов, потерь) минеральном сырье (породе, жидкости и иной смеси), первая по своему качеству соответствующая национальному стандарту, региональному стандарту, международному стандарту, а в случае их отсутствия — стандарту организации.
Плательщики:
организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие добычу полезных ископаемых на основании лицензии на право пользования недрами
Налоговым Кодексом определено, что указанные лица подлежат постановке на учет в налоговых органах по отдельному основанию - в качестве налогоплательщика НДПИ.
Организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, осуществляющие пользование водными объектами, подлежащее лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Кроме того, плательщиками водного налога признаются организации и индивидуальные предприниматели, которые пользуются подземными водными объектами на основании лицензий по Закону РФ от 21.02.92 № 2395-1 «О недрах» .
Порядок исчисления налога на имущество организаций установлен главой 30 НК РФ.
Налоговую ставку порядок и сроки уплаты налога определяют законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации в пределах, установленных указанной главой НК РФ, .
Налоговые ставки не могут превышать 2,2 процента, если иное не предусмотрено статьей 380 НК РФ.
Налогоплательщиками налога признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 НК РФ.
Налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства (ст. 357 НК РФ).
Организации
исчисляют сумму налога и сумму авансового платежа по налогу самостоятельно
. Физическим
лицам
сумма налога, подлежащая уплате исчисляется налоговыми органами
на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
Сфера его регулирования – налогообложение доходов, полученных от организации и проведения азартных игр. Согласно действующему законодательству, деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах подлежит обязательному лицензированию. Такая лицензия действует бессрочно.
Устанавливается в отношении организаций и индивидуальных предпринимателей, занимающихся торговой деятельностью через объекты движимого или недвижимого имущества (статьи 411, 412 главы 33 Налогового Кодекса Российской Федерации — далее НК РФ).
К объектам осуществления торговли относятся здания, сооружения, помещения, стационарные и нестационарные торговые объекты и торговые точки, а также объекты недвижимого имущества, используемые управляющими рынками компаниями в деятельности по организации розничных рынков (статья 413 НК РФ).
Плательщиками
сбора признаются организации и индивидуальные предприниматели.
Порядок налогообложения земельных участков в Российской Федерации определен гл. 31 НК РФ. Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.
Плательщиками земельного налога признаются физические лица и организации, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения (п. 1 ст. 388 НК РФ). Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков. Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя): не более 0,3% и 1,5%.
Налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество. Объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 Кодекса признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество:
1) жилой дом;
2) жилое помещение (квартира, комната);
3) гараж, машино-место;
4) единый недвижимый комплекс;
5) объект незавершенного строительства;
6) иные здание, строение, сооружение, помещение.
В муниципальных образованиях субъектов Российской Федерации, в которых в качестве налоговой базы будет применяться кадастровая стоимость налоговые ставки устанавливаются в размерах, не превышающих: 0,1%
, 2%, 0,5%
Объектами обложения признаются объекты животного мира (т.е. сами животные) в соответствии с установленным перечнем, – при изъятии их из среды обитания.
Плательщики:
граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, получающие в установленном порядке лицензию (разрешение) на пользование объектами животного мира на территории Российской Федерации.
Согласно ст. 333.3 НК РФ ставки сбора устанавливаются за каждый объект животного мира отдельно.
Объектами обложения признаются объекты водных биологических ресурсов в соответствии с установленным перечнем, – изъятие которых из среды их обитания осуществляется на основании разрешения на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, в том числе объекты, подлежащие изъятию из среды их обитания в качестве разрешенного прилова.
Плательщики:
физические лица, индивидуальные предприниматели и организации, получающие в установленном порядке разрешение на добычу (вылов) водных биологических ресурсов во внутренних водах, в территориальном море, на континентальном шельфе РФ и в исключительной экономической зоне РФ, а также в Азовском, Каспийском, Баренцевом морях и в районе архипелага Шпицберген.
Ставки сбора установлены в рублях за 1 тонну разрешенного к вылову объекта в зависимости от бассейна, в котором разрешен вылов объектов водных биологических ресурсов.
Совокупность обязательных платежей, уплачиваемых пользователями недр при получении исключительных прав на выполнение определенных видов работ в качестве одного из обязательных условий получения и реализации права пользования недрами:
— Разовые платежи уплачиваются при наступлении определенных событий, оговоренных в Лицензии (ссылка на лицензии).
— Сбор за участие в конкурсе (аукционе) уплачивается при регистрации заявки.
— Регулярные платежи за пользование недрами уплачиваются пользователями недр в течение периода действия Лицензии (ссылка), независимо от фактического проведения работ.
Подробнее см. Закон РФ «О недрах» от 21.02.1992 № 2395-1
При исчислении и уплате ЕНВД размер реально полученного дохода значения не имеет, налогоплательщики руководствуются размером вмененного им дохода, который установлен Налоговым кодексом РФ.
ЕНВД применяется в отношении отдельных видов предпринимательской деятельности (п.2 ст.346.26 НК РФ).
Один из налоговых режимов, который подразумевает особый порядок уплаты налогов и ориентирован на представителей малого и среднего бизнеса. В связи с применением УСН, налогоплательщики освобождаются от уплаты налогов, уплачиваемых в связи с применением общей системой налогообложения:
Вводится в действие законами субъектов Российской Федерации и применяется на территориях указанных субъектов Российской Федерации.
Налогоплательщиками признаются индивидуальные предприниматели, перешедшие на патентную систему налогообложения
Переход на патентную систему налогообложения или возврат к иным режимам налогообложения индивидуальными предпринимателями осуществляется добровольно
Специальный налоговый режим, который разработан и введен специально для производителей сельскохозяйственной продукции.
В целях налогообложения к сельскохозяйственной продукции относится продукция растениеводства, сельского и лесного хозяйства, животноводства, в том числе полученная в результате выращивания и доращивания рыб и других водных биологических ресурсов.
Налогоплательщики
— сельскохозяйственные товаропроизводители: организации и индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию, а также оказывающие услуги сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства и животноводства, также рыбохозяйственные организации и ИП.
В 2015 году для отечественных компаний и ИП предусмотрены следующие режимы налогообложения: один общий (ОСН) и четыре специальных (УСН, ЕНВД, ЕСХН, ПСН). Поговорим об особенностях каждого из них.
Общий режим налогообложения - традиционный (или основной), назначаемый автоматически всем вновь регистрируемым ИП и предприятиям, если только ими не подано заявление о применении одного из существующих упрощенных режимов.
ОСН - наиболее сложный режим с весомой налоговой нагрузкой и серьезной финансовой отчетностью. Но многие предприятия не могут работать на упрощенной форме в силу особенностей деятельности (например, при импортно-экспортных операциях необходимо являться плательщиком НДС) либо из-за превышающей нормативы «упрощенцев» численности персонала и размеров доходов. Общий режим налогообложения обязывает уплачивать налоги:
На прибыль;
На имущество;
Региональные - транспортный, земельный, водный;
Специальный режим налогообложения УСН наиболее выгоден малому предпринимательству, поскольку отчетность при использовании этой системы сведена к минимуму, а налоговая нагрузка весьма умеренная. Обширный список видов деятельности, подпадающих под упрощенный режим, дает возможность применять его большому количеству предприятий и бизнесменов. Находясь на «упрощенке», ИП и организации уплачивают один налог в соответствии с выбранной налогооблагаемой базой (6% от полученных доходов или 15% от прибыли). Применение УСН освобождает от обязанности перечислять НДС и налог на прибыль.
Принятые нормативные акты обязали «упрощенцев» уплачивать имущественный налог на недвижимость, участвующую в производственном процессе. Но данные объекты должны быть включены в региональные перечни имущества, оцененного по кадастру, и опубликованы в субъектах РФ. По завершении налогового года «упрощенцы» представляют в ИФНС декларацию, а уплачивают налог поквартально, рассчитывая авансовые платежи.
Специальные режимы налогообложения включают ЕНВД - единый налог, рассчитанный не от фактического, а предполагаемого, т. е. вычисленного по разработанным законодателями нормативам, дохода. Именно этот критерий используется при уплате налога: даже если работа предприятия приостановлена и доход в отчетном периоде не получен, платить придется, поскольку налог на этом режиме рассчитан предварительно и не зависит от полученных доходов. ЕНВД используется для некоторых видов предпринимательства (в основном это розничная торговля и оказание бытовых услуг). Так же, как и «упрощенцы», ИП и предприятия, применяющие ЕНВД, не уплачивают НДС и налог на прибыль, но не освобождены от уплаты налога на имущество, оцененного по кадастровой стоимости.
«Вмененка» предполагает поквартальное предоставление деклараций и перечисление единого налога. При наличии земельных участков, водоемов или использовании транспорта в деятельности компании на УСН или ЕНВД уплачиваются земельный, водный или транспортные налоги.
Единый сельхозналог - спецрежим, предназначенный специально для сельскохозтоваропроизводителей, доход которых более, чем на 70 %, состоит именно от деятельности сельскохозяйственной направленности. Как и другие специальные режимы налогообложения, ЕСХН освобождает от начисления и уплаты НДС, налогов на прибыль и имущество.
Особенность использования ЕСХН - право уменьшить облагаемую базу на сумму допущенного в прошлые периоды (на протяжении 10 лет) убытка. Размер налога рассчитывается как 6% от выручки. Уплачивается он за полугодие и год. Декларация подается по окончании года.
Специальные режимы налогообложения совсем недавно пополнила ПСН. Работать на патенте может исключительно предприниматель. Патент на определенные виды деятельности (в основном на розничную торговлю и предоставление услуг населению) представляет собой своеобразный налог, уплаченный заранее. Расчет цены патента производится из суммы потенциально возможного дохода, размер которого определяется соответствующими нормативными актами субъектов РФ.
Он дает возможность предпринимателю с наемным персоналом численностью до 15 человек заниматься видом деятельности, на который патент приобретен, и не отчитываться в ИФНС. Единственное условие налоговиков - ведение КУДиР для контроля доходов, поскольку применение ПНС возможно до получения дохода в 60 млн рублей. Предприниматель вправе заниматься несколькими видами деятельности при покупке на каждый отдельного патента.
Представленный читателю краткий обзор действующих в настоящее время режимов налогообложения предпринимательской деятельности поможет бизнесмену выделить особенности каждого и выбрать наиболее подходящий.
Налоги — обязательные, безвозмездные, невозвратные, собираемые на регулярной основе платежи, взыскиваемые уполномоченными государственными учреждениями с целью удовлетворения потребностей государства в финансовых ресурсах.
Налоговая система — это совокупность налогов и сборов, взимаемых с плательщиков в порядке и на условиях, определенных .
Необходимость налоговой системы вытекает из функциональных задач государства. Исторические особенности эволюции государственности предопределяют каждый новый этап развития налоговой системы. Таким образом, структура и организация налоговой системы страны характеризуют уровень ее государственного и экономического развития .
Принципы построения налоговой системы в Российской Федерации определены и . В России действует трехуровневая налоговая система , состоящая из , и , что соответствует мировому опыту федеративных государств.
На сегодняшний день основным законодательным актом о налогах является Налоговый кодекс Российской Федерации , состоящий из двух частей (общей и специальной), регламентирующих как общие принципы построения налоговой системы, так и взаимоотношения государства и налогоплательщиков по конкретным видам налогов. Первая часть Налогового кодекса вступила в действие 1 января 1999 года, вторая — двумя годами позже.
Эффективность налоговой системы обеспечивается соблюдением определенных критериев, требований и принципов налогообложения. В основе построения большинства действующих налоговых систем лежат идеи , сформулированные в его труде «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 г.) в виде четырех основных принципов налогообложения :
Налоговая система страны представляет собой сложный механизм, состоящий из большого числа разнообразных налогов. Как уже говорилось, эти налоги имеют целью пополнение государственного бюджета или воздействие на поведение экономических агентов . Зачастую эти цели противоречат друг другу.
Например, для выплаты пособий беднейшим слоям населения, государство может быть заинтересовано в повышении налоговых поступлений, однако, если будет введен налог, обладающий регрессивным характером, то тяжесть этого налога ляжет на тех же бедных.
Усложненность налоговой системы возникает как раз из-за стремления распределить налоговое бремя между различными группами налогоплательщиков исходя из принципов справедливости и эффективности . Полностью совместить эти принципы невозможно — всегда приходится частично жертвовать эффективностью в пользу справедливости или наоборот.
Поскольку некоторые несовершенства налоговой системы в принципе неизбежны, необходимо определить критерии, на основании которых будет оцениваться налоговая система.
1. Равенство обязательств . Данный критерий основывается на принятом в обществе пониманиисправедливости. Право государства на принуждение (принудительный сбор налогов) должно в равной степени применяться ко всем гражданам. Поскольку люди находятся в разном экономическом положении, то их необходимо объединить в более однородные группы. Дифференциация должна производится по четким критериям, связанным с результатами действий индивидов, а не с их врожденными качествами. Равенство обязательств рассматривают по вертикали и по горизонтали.
2. Экономическая нейтральность отражает эффективность налоговой системы. С помощью этого критерия оценивается воздействие налогов на рыночное поведение потребителей и производителей, а также на эффективность распределения ограниченных ресурсов.
Как было показано выше, большинство налогов воздействует на мотивацию экономических агентов, побуждая их принимать решения, отличающиеся от тех, которые были приняты при отсутствии данного налога. Такие налоги называют искажающими. Налог, который не оказывает такого действия, является неискажающим (например, единовременная подушная подать). В идеале налоговая система должна состоять из неискажающих налогов, однако такая система не отвечает другим критериям.
3. Организационная (или административная) простота связана с затратами на сбор налогов. В затраты на сбор налогов входят расходы на содержание налоговой системы, затраты времени и средств плательщиков, связанных с определением причитающихся налоговых сумм, их перечислением в бюджет и документированием правильности уплаты налогов, расходы на консультации и др.
Чем проще построенная система, тем ниже издержки ее функционирования.
4. Гибкость налогов предполагает способность системы адекватно реагировать на изменение макроэкономической ситуации, прежде всего, на смену фаз делового цикла.
Примером гибкого налога может служить налог на прибыль, который сглаживает цикл деловой активности и действует как встроенный стабилизатор. В фазе подъема данный налог сдерживает предпринимательскую активность, поскольку увеличение бремени налога происходит скорее, чем рост прибыли. И наоборот, на стадии спада бремя налога сокращается быстрее, чем прибыль, что стимулирует предпринимателей увеличивать их активность.
5. Прозрачность — предполагает возможность контроля налоговой системы со стороны основной массы налогоплательщиков. Люди должны четко представлять, какие налоги они платят, по какой ставке, как осуществляется платеж и т.п. С этой точки зрения, не являются прозрачными косвенные (покупатель в магазине не может оценить НДС, таможенный сбор и т.п., включаемые в цену товара), немаркированные (так как неизвестно, на какие цели они будут использованы), организационно-сложные налоги.
Из-за существующего многообразия налогов в РФ возникла необходимость их классификации. Отнесение того или иного налога к определенному виду позволяет более четко уяснить его суть и содержание. В теории налогообложения для классификации налогов используются различные критерии.
Налоги подразделяются на следующие виды:Закрытый список региональных и местных налогов служит гарантией налогоплательщику от попыток местных органов власти пополнить доходы соответствующих бюджетов путем введения дополнительных взносов.
Налоговым кодексом устанавливаются также , определяются порядок установления таких налогов, а также порядок введения в действие и применения указанных специальных налоговых режимов. Специальные налоговые режимы могут предусматривать освобождение от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов, указанных в статьях 13-15 Налогового кодекса.
В соответствии со статьей 18 Налогового кодекса к специальным налоговым режимам относятся:
Классификация налогов по принадлежности к уровням управления и власти в связи с федеративным устройством Российской Федерации подразумевает введение понятия налогового федерализма — законодательное установление равноправных отношений между федеральным центром и субъектами Федерации при формировании доходов бюджетов всех уровней, достигаемое за счет оптимального сочетания их налогового потенциала, выполняемых финансово-хозяйственных, социальных функций и имеющихся общественно необходимых потребностей.
Налоговый федерализм — это разграничение и распределение налогов между уровнями бюджетной системы страны, т. е. это совокупность отношений в налоговой сфере между РФ и ее субъектами, органами местного самоуправления, которые обусловлены необходимостью реализации закрепленных в Конституции полномочий.
Основная цель налогового федерализма состоит в обеспечении единства государства и стабильности его социально-экономического развития на основе удовлетворения потребностей в денежных средствах всех уровней власти за счет перераспределения части ВВП между звеньями бюджетной системы.
В основу налогового федерализма положены следующие принципы:
Вид налога |
Определение |
управление |
Комментарии |
|
Налоговой базы |
Налоговой ставки |
|||
Налог на прибыль |
Мобильная налоговая база, стабилизационный инструмент |
|||
Налог на доход физических лиц |
Перераспределительный, стабилизационный инструмент, мобильная налоговая база |
|||
Многоуровневый налог с продаж (НДС) |
Децентрализированное управление трудноосуществимо, если ставки и базы различаются в регионах |
|||
Налогообложение по месту производства предотвращает экспорт налогов |
||||
Налог на недвижимость |
Иммобильная налоговая база, оплата по принципу получаемых выгод |
Исходя из первого признака, к прямым налогам относятся налоги, которые вносятся в бюджет действительными плательщиками налогов, а косвенные налоги вносятся в бюджет третьими лицами и ими перелагаются на конечных потребителей товаров, работ, услуг. Исходя из второго признака к прямым налогам относятся налоги, взимаемые по окладным листам, кадастрам; а к косвенным налогам — налоги, взимаемые по тарифам. В соответствии с экономическим признаком к прямым налогам относятся налоги, взимаемые с производства (доходов, имущества), а к косвенным — налоги, взимаемые с потребления (расходов, пользования имуществом). К прямым налогам можно отнести налог на имущество, налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций, а к косвенным налогам — налог на добавленную стоимость, акцизы.
Налоговый предел — это предельный уровень налогообложения, превышение которого ведет к снижению налоговых поступлений и при котором достигается оптимальная для плательщиков и государственной казны доля валового внутреннего продукта, перераспределяемого через бюджетную систему. Налоговый предел выражается в принципе соразмерности. Принцип соразмерности ярко иллюстрируется кривой Лаффера. Кривая показывает, что при повышении ставки налога до налогового предела налоговые доходы бюджета возрастают.
Однако при превышении уровня налогового предела уплата налога приводит к тому, что у налогоплательщика чистого дохода практически не остается. Начинается спад экономической активности, а уклонение от налогов приобретает массовый характер. Происходит искусственное занижение налоговой базы, перемещение валового внутреннего продукта в сферу теневой экономики и, как следствие, сокращение налоговых доходов бюджета.
При определении влияния налогов на экономический рост необходимо учитывать связь между уровнем налогообложения и объемом налоговых поступлений в бюджет. Для характеристики изменений налоговых поступлений под влиянием определяющих экономических факторов (валового внутреннего продукта, доходов населения, уровня розничных цен и т. д.) в макроэкономике применяется коэффициент эластичности налогов.
Коэффициент эластичности налогов рассчитывается по формуле:Коэффициент эластичности налогов показывает, насколько процентов изменяются налоговые поступления при изменении определяющего фактора на 1%. Если он равен единице, то доля налоговых доходов государства в остается стабильной. Если коэффициент больше единицы, то налоговые доходы увеличиваются более быстрыми темпами, чем возрастает ВВП, и удельный вес налоговых доходов в ВВП возрастает. При коэффициенте меньше единицы доля налоговых поступлений в ВВП снижается.
Согласно ст. 17 Налогового кодекса России, налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и следующие элементы налогообложения:
Налогоплательщики — организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом возложена обязанность уплачивать налоги.
Права налогоплательщиков (ст. 21 НК РФ). Налогоплательщики имеют право:
Обязанности налогоплательщиков (ст. 23 НК РФ). Обязанности у налогоплательщика возникают при наличии объекта (предмета) налогообложения и по основаниям, установленным законодательными актами. Налогоплательщики в соответствии с налоговым законодательством должны:
Налоговый агент — лицо, на которое в соответствии с Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет налогов (например, налоговый агент по налогу на доходы физических лиц — организация-работодатель.)
Объект налогообложения — реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога (ст. 38 НК РФ).
Налоговая база — стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения.
Налоговый период — календарный год или иной период времени (месяц, квартал) применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате.
Налоговая ставка — величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Налоговые ставки могут устанавливаться в абсолютных суммах (твердые ставки) или в долях к объекту налогообложения (процентные ставки). Процентные ставки, в свою очередь, подразделяются на пропорциональные, регрессивные и прогрессивные (причем прогрессия может быть как простой — применяется ко всему объекту, так и сложной — повышенная ставка применяется к части объекта налогообложения).
Порядок исчисления налога — в соответствии со ст. 52 Российской Федерации налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.
В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. В налоговом уведомлении должны быть указаны размер налога, подлежащего уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога. Налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения. В случае, если указанными способами налоговое уведомление вручить невозможно, это уведомление направляется по почте заказным письмом. Налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Порядок и сроки уплаты налогов — уплата налога производится разовой уплатой всей суммы налога либо в ином порядке, предусмотренном законодательством, в или . Конкретный порядок и сроки уплаты налога устанавливаются в соответствии с Налоговым кодексом применительно к каждому налогу. При нарушении срока уплаты налога налогоплательщик уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством. Сроки уплаты налогов и сборов определяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, либо действие, которое должно быть совершено. В случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
Налоговые льготы в соответствии с Налоговым кодексом льготами признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере. Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера.
Специальные налоговые режимы представляют собой особый, установленный Налоговым кодексом порядок определения элементов налогов, а также освобождение от уплаты налогов и сборов при определенных условиях . Эти налоговые режимы направлены на создание более благоприятных экономических и финансовых условий деятельности организаций, индивидуальных предпринимателей, относящихся к сфере малого предпринимательства, сельскохозяйственных товаропроизводителей и участников выполнения соглашений о разделе продукции.
К специальным налоговым режимам в системе налогов РФ относятся четыре системы налогообложения:
Переход к упрощенной системе или возврат к общей системе налогообложения осуществляется налогоплательщиком добровольно в порядке, определенном кодексом.
Применение «упрощенки» организациями предусматривает замену уплаты налога на прибыль, налога на имущество организаций уплатой единого налога. Дня индивидуальных предпринимателей, перешедших на «упрошенку», предусмотрена замена уплаты налога на доходы физических лиц, налога на имущество уплатой единого налога.
Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрошенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками НДС, за исключением НДС, уплачиваемого на таможне. Однако налогоплательщики, применяющие «упрощенку», производят уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством РФ.
Налогоплательщиками признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и применяющие ее в порядке, установленном кодексом.
Использовать упрощенную систему могут как организации, так и индивидуальные предприниматели.
Индивидуальные предприниматели могут перейти на «упрощенку» в том случае, если у них выполняется только одно ограничение: средняя численность наемных работников не превышает 100 человек. Что касается организаций, то у них должно выполняться пять условий, указанных в ст. 34б НК РФ, а именно:
Даже если эти условия соблюдены, не вправе перейти на упрощенную систему лица, занимающиеся определенным видом деятельности:
Чтобы перейти на упрощенную систему налогообложения, в налоговую инспекцию нужно подать соответствующее заявление с 1 октября по 30 ноября. Вновь созданные организации и вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, вправе подать заявление о переходе на «упрощенку» в течение трех дней после подачи заявления о постановке на учет в налоговых органах.
Организация должна вернуться к общему режиму, если:
Для индивидуального предпринимателя действует только одно ограничение — размер выручки.
О том, что произошло превышение лимита выручки или стоимости амортизируемого имущества, налогоплательщик должен уведомить налоговую инспекцию в течение 15 дней по окончании того квартала, в котором произошло превышение. Переходить на общий режим налогообложения нужно с начала того квартала, в котором произошло превышение лимитов.
Объектом налогообложения признаются:
Выбор объекта налогообложения осуществляется самим налогоплательщиком.
В случае, если объектом налогообложения являются доходы, налоговая ставка устанавливается в размере 6%. В случае, если объектом обложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, налоговая ставка устанавливается в размере 15%. Начиная с 1 января 2009 г. эта ставка может быть дифференцирована в пределах от 5 до 15% законами субъектов РФ.
Налогоплательщик вправе уменьшить полученные доходы на расходы, определенные НК РФ. При этом следует подчеркнуть, что перечень расходов является закрытым: уменьшат доход только те расходы налогоплательщика, которые прямо поименованы в ст. 346 НК РФ. Особый порядок установлен для расходов на приобретение основных средств.
Датой получения дохода признается день поступления средств на счета в банке (кассовый метод). Расходами налогоплательщика признаются затраты после их фактической оплаты.
Налоговым периодом признается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года.
Сумма налога определяется налогоплательщиком самостоятельно. По итогам каждого отчетного периода исчисляют сумму квартального авансового платежа исходя из ставки налога и фактически полученных доходов.
Сумма налога уменьшается на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых за тот же период, но не более чем на 50%. Уплаченные авансовые платежи засчитываются в счет уплаты налога по итогам налогового периода.
Налоговые декларации по итогам отчетного периода не предоставляются, а по итогам налогового периода — не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Сроки уплаты авансовых платежей — 25-е число месяца, следующего за отчетным периодом. Налогоплательщики обязаны вести налоговый учет показателей своей деятельности, необходимых для исчисления налоговой базы и суммы налога, на основании книги учета доходов и расходов.
Виды систем налогообложения РФ: ОСНО, УСН, ЕНВД, ЕСХН.
ОСНО - общая система налогообложения (классическая). Чаще всего используется на предприятиях. В классической системе налогообложения ОСНО, юридическое лицо (организация или ИП — индивидуальный предприниматель) платит подоходный налог, налог на добавленную стоимость, единый социальный налог и другие налоги, необходимость уплаты которых предусмотрена налоговым законодательством, а также платит взносы в Пенсионный фонд, Фонд обязательного медицинского страхования, в Фонд социального страхования.
УСН – упрощенная система налогообложения. Является добровольным режимом, при применении которого организации освобождаются от уплаты: НДС, налога на прибыль, налога на имущество, страховые взносы, а индивидуальные предприниматели — НДС, НДФЛ, налога на имущество, страховые взносы. Вместо указанных налогов уплачивается один налог. Остальные налоги уплачиваются в общем порядке. Применение УСН позволяет серьезно снизить налоговую нагрузку. Для ее использования достаточно отправить уведомление в местную налоговую инспекцию. Но при этом важно помнить, что существует целый перечень видов деятельности, для которых применение УСН запрещено. Он представлен в ст. 346.12. п.2 п.п. 1. второй части НК РФ.
ЕНВД – единый налог на вмененный доход. Система налогообложения в виде вмененной системы налогообложения – налоговый режим, обязательный для организаций и ИП в случае когда они осуществляют предусмотренные законодательством виды деятельности и соответствуют предъявляемым требованиям. При применении вмененной системы налогообложения в отношении деятельности, связанной с уплатой единого налога, организации освобождаются от уплаты: НДС, налога на прибыль, налога на имущество, страховых взносов, а индивидуальные предприниматели — НДС, НДФЛ, налога на имущество, страховых взносов. Вместо указанных налогов уплачивается единый налог.
Остальные налоги уплачиваются в общем порядке. С 1 января 2012 года планируется поэтапная отмена ЕНВД. То есть к тому времени применять ее смогут компании, численностью не более 15 человек. Кроме того, существенно сократятся виды деятельности, попадающие под этот режим. Об отмене ЕНВД говорят все, но никто точно не может сказать, когда оно произойдет. Взамен единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности новым законопроектом (17 мая, в первом чтении был одобрен законопроект о создании патентной системы налогообложения и поэтапной отмене единого налога на вмененный доход), предлагается установить добровольный специальный налоговый режим «Патентная система налогообложения». Напомним, что с 2012-го года индивидуальные предприниматели смогут получить патент на оказание услуг, и при этом им не придется платить подоходный налог, налог на имущество и НДС.
ЕСХН – единый сельскохозяйственный налог. Этот режим, как правило, спросом не пользуется, поэтому не будем тратить на него время.
Налоговые ставки
Кроме систем налогообложения в РФ, необходимо определиться с его объектом. То есть понять, какова будет величина налоговой ставки 6 % (доходы) или 5–15 % (доходы, уменьшенные на величину расходов). Для этого достаточно посчитать примерный доход, величину расходов и возможность подтверждения расходов первичными документами (чеки, товарные накладные, путевые листы и пр.).
Объект налогообложения «доходы» выгоднее, если:
Объем расходов небольшой;
ИП осуществляет деятельность без наемных работников;
Оплата происходит через электронные платежные системы.
Объект налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов» выгоднее, если:
Большой объем расходов;
Расходы можно легко подтвердить перед налоговой;
Планируется, что доходы будут регулярными;
Если для выбранного вида деятельности установлена льготная ставка в регионе (в ряде регионов нужно, чтобы доход от этого вида деятельности был не менее 70–80% от общего дохода).
Помимо традиционной системы налогообложения Налоговым кодексом предусмотрены так называемые специальные налоговые режимы – упрощенная система налогообложения и система в виде уплаты единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.
Упрощенная система налогообложения
Одной из форм совершенствования налоговой системы Российской Федерации является принятие Федерального закона РФ от 20.12.1995 г. № 222-ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектами малого предпринимательства», который вступил в силу с 01.01.1996 года.
Перейти на упрощенную систему налогообложения могут как организации, так и индивидуальные предприниматели. Но законодательством установлен перечень лиц, которые не вправе применять упрощенную систему налогообложения.
· организации и индивидуальные предприниматели, средняя численность работников которых за налоговый период, по статистике не превышает 100 человек;
· организации, у которых остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, превышает 100 млн. руб.
Кроме того, для перехода на упрощенную систему налогообложения необходимо, чтобы по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, доход от реализации, определяемый в соответствии со ст. 249 Налогового кодекса РФ, не превышал 11 млн. руб. Индивидуальные предприниматели вправе перейти на упрощенную систему налогообложения независимо от размера полученных ими доходов от предпринимательской деятельности за указанный период.
Единый налог на вмененный доход
Альтернативным подходом к налогообложению малого бизнеса является введение единого налога на вмененный доход.
Вмененный доход является потенциально возможным доходом организации или предпринимателя. Рассчитывается он на очередной календарный год. Основная особенность данного порядка налогообложения состоит в том, что он опирается на натуральные показатели.
Основой для его расчета является базовый тариф, например доходность 1 м2занимаемой площади или единицы основных средств (1 посадочное место, 1 телефонная линия и пр.). Базовый тариф повышается или понижается при помощи соответствующих коэффициентов в зависимости от месторасположения, качества занимаемого помещения и т.д.
По мнению разработчиков этой системы налогообложения, номинальная налоговая нагрузка на предприятие снижается, а доходы бюджета растут за счет расширения налогооблагаемой базы. А так как все, что предприниматель зарабатывает сверх фиксированной суммы налога, остается в его распоряжении, то вмененный налог выгоден предпринимателям. Но это в идеальных условиях.
Система налогообложения на основе вмененного дохода имеет несколько узких мест, связанных с недоработкой системы оценки вмененного дохода, результатом чего может стать рост злоупотреблений, как со стороны государственных чиновников, так и со стороны налогоплательщиков.
Направления и формы государственной поддержки малого предпринимательства
В соответствии с федеральным законодательством государственная поддержка малого предпринимательства должна осуществляться по следующим направлениям:
· формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства;
· создание льготных условий использования субъектами малого предпринимательства государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий;
· установление упрощенной системы порядка регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации их продукции, представления государственной статистической и бухгалтерской отчетности;
· поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включая развитию их торговых, научно-технических, производственных, информационных связей с зарубежными государствами;
· организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий.
Важную роль в механизме поддержки малых предприятий должны сыграть общества взаимного кредитования субъектов малого предпринимательства, создаваемые для сосредоточения денежных средств его участников, пожертвований и иных поступлений для оказания взаимной финансовой помощи и предоставления льготных кредитов.
Развитие малого предпринимательства во многом зависит от материально-технической поддержки субъектов малого предпринимательства, предоставления органами самоуправления на льготных условиях в аренду нежилых помещений, в лизинг оборудования. В современных экономических условиях важное значение в развитии предпринимательства имеет предоставление его субъектам оборудования в лизинг на определенный срок с правом выкупа на льготных условиях.