Регрессивная налоговая ставка в рф применяется. Регрессивное налогообложение. Какие бывают типы налоговых ставок

Регрессивная налоговая ставка в рф применяется. Регрессивное налогообложение. Какие бывают типы налоговых ставок

Законодательно установленная обязанность граждан платить налоги — предмет бесконечных споров и корректировок, цель которых — создание максимально справедливой системы налогообложения. В большинстве государств применяется так называемая прогрессивная система, суть ее в том, что чем больше человек зарабатывает, тем больше платит налогов. В противовес существует обратная, регрессивная система, предполагающая снижение размера уплачиваемых налогов по мере роста дохода. Рассмотрим ее особенности.

В чем суть регрессивного налогообложения?

Как уже было сказано, при регрессивном налогообложении ставка налога уменьшается с увеличением дохода. Данная система не нашла широкого применения, однако для некоторых видов косвенных налогов, в т.ч. при расчете таможенных пошлин, она с успехом применяется многими государствами.

На первый взгляд подобная система кажется несправедливой, ведь получается, что более бедные люди несут более тяжелое налоговое бремя. Но глубинная идея регрессивного налогообложения в том, что возможность уплаты меньших налогов стимулирует людей во – первых, больше зарабатывать, а во – вторых, не уводить свои доходы «в тень». И в этом ее важнейшее преимущество перед прогрессивной системой, для которой сокрытие официальных доходов и уклонение от уплаты налогов – основные проблемы.

Какие налоги уплачиваются по регрессивному принципу?

Прямых отсылок к регрессивной схеме начисления в Налоговом Кодексе РФ нет, но если брать в расчет экономический смысл, а не собственно ставку, то к регрессивным можно причислить некоторые виды таможенных пошлин, акцизные ставки, различные госпошлины, экологический сбор. А учитывая возможность получить налоговый вычет (ст. 171 НК РФ), к этому же виду налогов можно отнести и НДС.

Но наиболее широкое применение эта система нашла в начислении страховых взносов. Так, ставка по пенсионному страхованию для дохода, не достигшего порога в 1021 тыс. руб., установлена в 22%, а сверх порогового значения -10%. Аналогичная ситуация и с социальным страхованием: до порога в 815 тыс. руб. применяется ставка 2,9%, а доходы выше этого уровня облагаются по 0%, т.е. фактически освобождены от налогообложения.

Проиллюстрируем на примере:

Совокупный годовой доход работника А. составил 1 800 тыс. руб., работника В – 1 050 тыс. руб., работника С. 520 тыс. руб. В Пенсионный фонд и Фонд Социального Страхования работники перечислят:

Работник А.

(1 021 000 * 22%)+((1 800 000 -1 021 000)*10%) +((815 000 * 2,9%)+((1 800 000 – 815 000)*0%)) =224 620+77 900+23 635 =326 155 руб.

Работник В.

(1 021 000 * 22%)+((1 050 000 -1 021 000)*10%) +((815 000 * 2,9%)+((1 050 000 – 815 000)*0%)) =224 620+2 900+23 635 =251 155 руб.

Работник С.

(520 000 * 22%) +(520 000 * 2,9%)=114 400+15 080 =129 480 руб.

На первый взгляд кажется, что работник с большей заработной платой платит больше налогов. Однако, если подсчитать величину налоговой нагрузки по отношению к размеру зарплаты, получим следующее:

Работник А.

Системы налогообложения

326 155 / 1 800 000 *100 = 18,1%

Работник В. 251 155 / 1 050 000 *100 =23,9%

Работник С. 129 480 / 520 000 *100 =24,9%

Т.е. работник В. с меньшим доходом несет значительно большую нагрузку на свой доход, чем более высокооплачиваемый работник А. Самый же низкооплачиваемый из них платит самый большой, в процентном отношении, размер налога.

В целом, регрессивную систему налогообложения нельзя однозначно назвать более эффективной, чем традиционная прогрессивная система. Однако то, что более высокооплачиваемые работники при такой системе менее склонны скрывать свои доходы – ее несомненный плюс.

#налоги#налогообложение#регрессивное налогообложение

Отправить

Пропорциональная, прогрессивная и регрессивная налоговые системы.

Регрессивное налогообложение

Кривая Лаффера.

Поскольку наибольшая часть налогов прямо или косвенно уплачивается из доходов домашних хозяйств, мы в дальнейшем для простоты анализа будем считать, что доходы государственного бюджета формируются в основном за счет подоходного налога.

В настоящее время существуют несколько систем подоходного налогообложения: пропорциональная, прогрессивная и регрессивная .

· При пропорциональной системе налогообложения имеется единая налоговая ставка (t ) и общая сумма налоговых поступлений (T ) определяется по формуле:

Т = t × Y

· При прогрессивной (регрессивной) системе имеется как минимум две ставки: базовая и предельная.

Базовая ставка применяется только к начальному диапазону налогооблагаемого дохода.

Если чей-либо доход превышает рамки этого диапазона, то к этому превышению применяется предельная ставка налогообложения, которая больше базовой при прогрессивной и меньше базовой при регрессивной системах.

Средняя ставка налогообложения (t ) рассчитывается как отношение общей суммы выплаченных налогов к совокупному доходу: t = Соответственно, если известна средняя ставка налогообложения t , то общая сумма налоговых поступлений рассчитывается по приведенной выше формуле

T = t×Y

Из этой формулы следует вывод:

при данной ставке налогообложения t общая сумма доходов (полученных государством налоговых поступлений) государственного бюджета больше во времена подъёмов и меньше во времена спадов.

Рис. 13.5

Кривая Лаффера .

Что касается ставки налогообложения (t ), то ее связь с общей суммой собираемых налогов (T ) не так однозначна, как может показаться. Эту связь показывает кривая Лаффера (рисунок 13.5):

при росте ставки налогообложения от 0 до t0 общая сумма налогов растет, если рост ставки продолжится, то сумма налогов начнет уменьшаться, пока не достигнет нулевого значения при ставке 100%.

Это явление объясняется очень просто:

по достижении ставки t0 люди начинают терять интерес к зарабатыванию дохода, или укрывают доходы от налогообложения.

Кривая Лаффера является эмпирической моделью и не дает возможности определить уровень ставки t0 , однако она указывает, что существует предел для увеличения налоговой ставки, по достижению которого собираемость налогов падает. Модель, разработанная представителем теории экономики предложения и названная его именем, послужила обоснованием для проведения налоговой реформы в США и Великобританией в 80-е гг., в результате которой были снижены налоги на богатые слои населения. Эта реформа, наряду с другими мероприятиями, означала отход от кейнсианской политики в этих странах (рейганомика и тэтчеризм ).

Регрессивный налог

Cтраница 1

Регрессивный налог — это налог, ставка которого снижается по мере роста величины базы налогообложения. Налоговой системой РФ такие налоги не предусмотрены.  

Регрессивный налог — налог, ставка которого снижается по мере роста величины базы налогообложения.  

Регрессивный налог (regressive tax) — налог, средняя ставка которого уменьшается (повышается) по мере увеличения (уменьшения) дохода налогоплательщика.  

При регрессивных налогах процент изъятия дохода налогами уменьшается при возрастании дохода. Косвенные налоги, взимаемые в ценах товаров, всегда регрессивные.  

При регрессивных налогах процент изъятия дохода налогами уменьшается при возрастании дохода. Косвенные налоги, взимаемые в ценах товаров, всегда регрессивные. При пропорциональных налогах взимается одна и та же ставка налога независимо от размера дохода. При прогрессивных налогах ставка налога повышается при возрастании дохода. Различают простую и сложную прогрессию. При простой профессии ставка налога повышается для всего дохода.  

В зависимости от характера ставок различают: пропорциональные, прогрессивные и регрессивные налоги.  

НАЛОГОВАЯ СТАВКА — отношение суммы налогов к доходу; она указывает, какая доля дохода изымается государством. В зависимости от характера ставок различают регрессивные, пропорциональные и прогрессивные налоги. При регрессивных налогах процент изъятия дохода уменьшается с возрастанием дохода. При пропорциональных налогах независимо от размера дохода действуют одинаковые ставки. Пропорциональное обложение — система налогообложения, при которой налоговые ставки устанавливаются в едином проценте к доходу налогоплательщика независимо от его величины. При прогрессивных налогах процент изъятия возрастает с увеличением дохода.  

Федеральный подоходный налог с физических лиц является прогрессивным. Налог на прибыли корпораций по преимуществу пропорционален. К категории регрессивных налогов относятся налоги с продаж, акцизы, налоги на зарплату и имущество.  

При регрессивном налоге средняя ставка уменьшается по мере роста дохода. Когда доход увеличивается, все меньшая и меньшая его доля взимается в виде налога. В некоторых случаях регрессивный налог может привести к увеличению абсолютной величины, изъятой из дохода при его возрастании.  

При системе NHI могут возникнуть малозаметные и, возможно, нежелательные процессы перераспределения средств. При частном медицинском страховании определенный набор медицинских услуг стоит одинаково, независимо от дохода владельца страховки. Это делает страховые издержки похожими на регрессивный налог, так как работники с низкими доходами платят за страховку большую долю своего дохода, чем работники с высокими доходами.  

Многие ученые и специалисты высказывают необходимость серьезного научного обоснования соотношения прямых и косвенных налогов.

Что такое прогрессивный и регрессивный налог?

В настоящее время упор сделан на косвенные налоги как основу налоговой системы. В рыночной экономике традиционно считается целесообразным использовать косвенные налоги для сдерживания потребления. Они считаются самыми несправедливыми, поскольку регрессивны по отношению к доходу. Регрессивный налог означает взимание более высокого процента с низких доходов и меньшего процента с высоких.  

Страницы:      1

Методы налогообложения и реализация принципа справедливости. Влияние прогрессивного налогообложения на выравнивание доходов и имущественного положения населения. Кривая Лоренца.

Одним из главных принципов организации обложения налогами хозяйствующих субъектов и населения является принцип справедливости. На практике этот принцип реализуется через методы налогообложения. Под методами понимают способы построения ставок налогов в соотношении их с налоговой базой. По этому критерию выделяют четыре главных метода обложения: пропорциональное, равное, прогрессивное, регрессивное.

При равном налогообложении устанавливается одинаковая сумма налога для каждого налогоплательщика без учета налогооблагаемой базы, имущественного положения налогоплательщика и т. п. Данный метод более широко применялся в прошлом, когда, например, устанавливалась одинаковая сумма сбора для всех жителей государства.

Пропорциональное налогообложение характеризуется одинаковой налоговой ставкой для каждого налогоплательщика, и размер ее не зависит от роста или уменьшения налоговой базы, чего нельзя сказать о сумме налога, которая соответственно изменению налоговой базы возрастает или уменьшается. Сегодня метод пропорционального налогообложения применяется в отношении доходов физических лиц: вне зависимости от размера дохода, подоходный налог взимается по ставке 13%.

Прогрессивное налогообложение – порядок налогообложения, при котором с ростом налоговой базы возрастает ставка налога.

Регрессивное налогообложение – порядок налогообложения, при котором с ростом налоговой базы происходит сокращение размера налоговой ставки (т.е. норма налогообложения уменьшается по мере возрастания дохода налогоплательщика).

Принцип справедливости предполагает установление обязанности каждому юридическому и физическому лицу принимать участие в финансировании расходов государства соразмерно своим доходам и возможностям. Зачастую этот принцип также характеризуют как принцип справедливости и равенства (распределение налогового бремени должно быть равным) либо как принцип справедливости и всеобщности (обложение налогами должно быть всеобщим и равномерно распределяться между налогоплательщиками).

Реализация принципа справедливости:

Налоги прогрессивные и регрессивные

Бюджетная и налоговая политика государства должны строиться на началах перераспределения налоговых платежей между плательщиками с разными возможностями.

2. Для достижения справедливости налоговая система должна быть дифференцирована в части разновидности тех или иных налогов. В любой налоговой системе должны быть налоги, ориентированные на финансирование определенных государственных нужд. плательщиками которых выступают лица, больше других получающие блага от государства.

3. Основной признак справедливой налоговой системы — наличие льгот. Льготы, представляющие собой определенные преимущества при исчислении и уплате налоговых платежей.

4. Налоговые органы и налогоплательщики должны иметь равные права и равные возможности при защите своих интересов.

Согласно классическому определению, налоговая система является прогрессивной, если после выплаты налогов неравенство в экономическом положении плательщиков сокращается. Фактически это достигается посредством сложной прогрессии: размер ставки растет вместе с объектом налогообложения, но повышенная ставка применяется не ко всему объекту, а только к сумме, превышающей предельный уровень. Таким образом, при пропорциональном обложении более состоятельный плательщик платит в качестве налогов большую долю своих доходов, чем менее состоятельный плательщик.

Характерной чертой рыночной экономики является дифференциация доходов населения а следовательно вытекающее из этого имущественное неравенство и причины возможных очагов соц напряженности.

Впервые графическую интерпретацию неравномерности распределения дохода в обществе предложил амер экономист Макс Лоренц (1876-1959). Кривая названая в его честь наглядно показывает на сколько фактически распределение дохода отличается от равномерного. Данный график иллюстрирует степень экономического неравенства и показывает влияние прогрессивного налогообложения на выравнивание доходов и имущества населения. Кривая Лоренца показывает какую часть совокупного денежного дохода страны получает каждая доля низкодоходных и высокодоходных семей, то есть она отражает в процентах распределение дохода между семьями с разным достатком. Кривая Лоренца показывает насколько фактическое распределение доходов между разными семьями отличается от равномерного.

По абциссе расположены нарастающим итогом удельные веса получателей дохода, по ординате – нарастающим итогом удельный все расположенной по возрастающей доли получателей дохода в валовом нац доходе. Вначале строится точечная диаграмма для каждой конкретной группы населения. Соединяя полученным таким образом точки, можно получить график для каждого конкретного момента распределения, позволяющий охарактеризовать распределения дохода в целом.

Читайте в этой же книге:Порядок и условия предоставления стандартных и социальных налоговых вычетов по НДФЛ | Кейнсианские взгляды на роль налогов и налоговой политики государства в достижении макроэкономического равновесия. Налоговый мулитипликатор. | Принципы налогообложения и их характеристика. Эволюция принципов налогообложения. Реализация принципов налогообложения в налоговой системе РФ. | Роль налоговой ставки в реализации функций налогов. | Льготы по акцизам. | Порядок исчисления и уплаты в бюджет авансовых платежей. | Налогообложение доходов организаций по операциям с ценными бумагами | Порядок и условия предоставления стандартных и социальных налоговых вычетов по НДФЛ | ПОРЯДОК РАСЧЕТА НАЛОГА | Срок действия патента от6до12месяцев | mybiblioteka.su — 2015-2018 год. (0.007 сек.)

Уровень развития и функционирования государства во многом зависит от наполнения доходной части бюджета, основным источником которой являются налоги. Налоговая система – мощный экономический регулятором в условиях рыночных отношений. От эффективности данной системы зависит благополучие всего государства. Существует четыре системы соотношений налоговых ставок к доходу: пропорциональная, равная, прогрессивная и регрессивная системы налогообложения.

Мировая практика

В наиболее развитых странах общество принимает оплату сборов, как нечто вполне естественное. Однако существует определенная грань между посильной и чрезмерной нагрузкой на бизнес и население, которую переходить нельзя.

Методы для регулирования налогообложения в мировой практике

  1. Равный. Вариант примитивный и самый простой, но не в полном объеме учитывает интересы малоимущих граждан страны. Такой метод используется в Японии. Суммы налоговых платежей равны для всех жителей государства независимо от их платежеспособности.
  2. Пропорциональный. Ставка одинакова для всех, сумма зависит от базы налогообложения. В России при расчете множества платежей применяется данный метод. Такой способ в большей степени бьет по карману среднестатистических плательщиков по сравнению с состоятельными гражданами. Нагрузка на свободный доход довольно высокая.
  3. Прогрессивный. Такой метод прост и понятен – платит больше тот, кто зарабатывает много. В Новой Зеландии применяется прогрессивный метод начисления подоходного налога. В этой стране хорошо развиты социальное обеспечение населения, бесплатное образование и качественное медицинское обслуживание. Такой метод имеет самую высокую поддержку среди граждан, и выглядит вполне справедливо: с увеличением дохода растет и ставка налога. Однако не во всех государствах он эффективен и нередко провоцирует уклонение от налогов: в странах, применяющих прогрессивную схему, бизнесмены выводят свои доходы из-под налогообложения путем перевода бизнеса в другие страны, тем самым сокращая налоговые поступления в бюджет родной страны.
  4. Регрессивный. На первый взгляд формула расчета кажется необъективной: большие обязательные отчисления в бюджет при меньших доходах. Однако регрессивное налогообложение показывает, что богатство можно декларировать. В результате увеличения прибыли понижается коэффициент сбора. Регрессивный метод порой дает больший эффект, чем прогрессивный.

Плюсы и минусы регрессивного налогообложения

Этот вариант начисления платежей до достижения определенного размера дохода можно рассматривать как пропорциональный или прогрессивный, но затем вместо увеличения ставка налога по мере роста дохода снижается.

В чистом виде регрессивная шкала налогообложения встречается в современной мировой экономике очень редко. Однако в Российской Федерации начиная с 2001 года единый социальный налог (сейчас – страховые взносы) рассчитывается по данной схеме. Снижение ставки взносов при увеличении расходов на фонд оплаты труда направлено на выведение из тени заработной платы, сокращение выплаты дохода «в конвертах».

Так, например, в 2018 году лимит по взносам на обязательное социальное страхование составит 755 000 руб. (в 2016 году он был равен 718 000 руб.), а предельная база по пенсионным взносам в 2018 году – 876 000 руб. (в 2016 году – 796 000 руб.); медицинские взносы в 2018 году придется платить со всех выплат, как и в 2016 году. При этом необходимо отслеживать совокупный доход каждого работника.

К регрессивным можно отнести и косвенные налоги (акциз, НДС, пошлина), если рассматривать не номинальную ставку, а экономическую, то есть отношение суммы перечисленного налога к общей сумме дохода. Акцизный сбор устанавливается в отношении отдельных товаров массового потребления и зависит от вида товара. НДС добавляется к цене товара на всех этапах – от производства до реализации. Налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму НДС в соответствии со ст. 171 Налогового кодекса РФ, что доказывает отнесение этого вида налога к регрессивному. А, например, в суде государственная пошлина на подачу заявления зависит от размеров имущественных требований истца.

Так как вся нагрузка по косвенным платежам ложится непосредственно на носителя (конечного потребителя), их бремя будет выше для той части населения, доход у которой меньше.

Напрямую о применении регрессивного вида налогообложения в российском законодательстве не говорится. А обратившись к мировому опыту, нельзя сделать однозначный вывод о положительных либо отрицательных моментах данного подхода. В целом большинству указанная система кажется несправедливой.

Ведь получается, что при таком виде налогообложения гражданин, имеющий меньшие доходы, в процентном выражении платит больше гражданина с большими доходами. Так, например, еще австрийский экономист Карл Менгер (1840-1921) – основатель «австрийской школы» маржинализма – в своей книге «Основания учения о народном хозяйстве» писал, что N-ная сумма денег для бедного дороже, чем для богатого.

Но рассмотрим в качестве примера расчет страховых взносов.

В 2018 году замдиректора ООО «Альфа» Иванов П.С. получал заработную плату в размере оклада 90 000 руб. В августе 2018 года его совокупный доход за год достиг 720 000 руб.

Бухгалтер Петрова С.И. на зарплату Иванова за период с января по октябрь начислила следующие взносы (для наглядности для расчета принимаем взносы в Пенсионный фонд и Фонд социального страхования, без учета Фонда медицинского страхования):

в Пенсионный фонд

720 000 х 22% = 158 400 руб.

720 000 х 2,9% = 20 880 руб.

За этот же период с заработной платы бухгалтера Петровой С.И., имеющей оклад 30 000 руб., доход которой достиг 300 000 руб., было начислено взносов:

в Пенсионный фонд

240 000 х 22% = 52 800 руб.

и в Фонд социального страхования

240 000 х 2,9% = 6 960 руб.

За весь 2018 год эти работники получили доход: Иванов – 1 080 000 руб. и Петрова – 360 000 руб.

Тогда годовые взносы с зарплаты Петровой при общей ставке 24,9% (т.е. 22% + 2,9%) составят:

в Пенсионный фонд

360 000 х 22% = 79 200руб.

и в фонд социального страхования

360 000 х 2,9% = 10 440 руб.

Годовые же взносы с зарплаты Иванова составят:

в Пенсионный фонд

876 000 х 22% + (1 080 000 – 876 000) х 10% = 213 120 руб.

и в Фонд социального страхования

755 000 х 2,9% = 21 895 руб.

Итого 213 120 + 21 895 = 235 015 руб., что в процентном выражении от совокупного годового дохода Иванова составит

235 015: 1 080 000 х 100% = 21,76%

Следовательно, в процентном выражении налоговая нагрузка на организацию при регрессивном налогообложении ниже.

Но бухгалтер Петрова будет обижаться и думать о несправедливости жизни: «Этот замдиректора получает больше зарплаты, чем я; так и взносы в процентах гораздо ниже, чем начисленные на мою зарплату!».

Итак, регрессивный метод нельзя назвать однозначно полезным или вредным для налогоплательщиков, но для экономии на процентной ставке он стимулирует граждан зарабатывать больше.

Таким образом, сокращая долю налогов и тем самым уменьшая налоговое бремя при применении регрессивной шкалы налогообложения по социальным взносам, Россия добилась снижения коррупционной составляющей, вывода «из тени» выплат зарплаты работникам, роста наполнения бюджета: поступления от этой статьи доходов в % от ВВП составили в 2014 году 6,46%, а в 2015 году – 6,96%.

Налоги – регрессивная шкала налогообложения: Видео

Е.А. Котко,
эксперт ИНФОРМЦЕНТРА XXI века

При расчете единого социального налога (ЕСН) для налогоплательщиков-организаций предусмотрены ставки налога, установленные п. 1 ст. 241 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), представляющие собой регрессивную шкалу (в виде соответствующих таблиц).

Однако для применения регрессивной шкалы налоговых ставок необходимо выполнение условий, указанных в п. 2 ст. 241 НК РФ.

В соответствии с п. 3 ст. 22 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) тарифы страховых взносов, предусмотренные п. 2 ст. 22 Закона N 167-ФЗ (также представляющие собой регрессивную шкалу), применяются соответствующими страхователями только в случае, если соблюдены требования, установленные п. 2 ст. 241 НК РФ.

При этом определение условий для применения тарифов страховых взносов производится в целом по организации, включая обособленные подразделения (п. 8 ст. 24 НК РФ).

Определение права использования регрессивной шкалы по ЕСН также производится в целом по организации (включая все обособленные подразделения), поскольку плательщиком ЕСН является организация в целом.

В соответствии с п. 2 ст. 241 НК РФ если на момент уплаты авансовых платежей по ЕСН налогоплательщиками, указанными в подпункте 1 п. 1 ст. 235 НК РФ*1, накопленная с начала года величина налоговой базы в среднем на одно физическое лицо, деленная на количество месяцев, истекших в текущем налоговом периоде, составляет сумму менее 2500 руб., то налог уплачивается по максимальной ставке независимо от фактической величины налоговой базы на каждое физическое лицо.
_____
*1 К ним, в частности, относятся и организации, производящие выплаты физическим лицам, то есть организации-страхователи.

Налогоплательщики, у которых налоговая база соответствует вышеуказанному критерию, не вправе до конца налогового периода использовать регрессивную шкалу ставки налога.

При расчете величины налоговой базы в среднем на одного работника у налогоплательщиков с численностью работников свыше 30 человек не учитываются выплаты в пользу 10 % работников, имеющих наибольшие по размеру доходы, а у налогоплательщиков с численностью работников до 30 человек (включительно) - выплаты в пользу 30 % работников, имеющих наибольшие по размеру доходы.

При расчете налоговой базы в среднем на одного работника учитывается средняя численность работников, определяемая в порядке, устанавливаемом Госкомстатом России*1.
_____
*1 При расчете фактического размера выплат (налоговой базы), начисленных в среднем на одного работника, средняя численность работников организации определяется в соответствии с Инструкцией по заполнению организациями сведений о численности работников и использовании рабочего времени в формах федерального государственного статистического наблюдения, утвержденной постановлением Госкомстата России от 07.12.1998 N 121, далее - Инструкция N 121 [п. 22.2 Методических рекомендаций по порядку исчисления и уплаты единого социального налога (взноса), утвержденных приказом МНС России от 29.12.2000 N БГ-3-07/465, далее - Методические рекомендации по ЕСН].

При определении условий, предусмотренных п. 2 ст. 241 НК РФ, принимается средняя численность работников, учитываемых при расчете суммы налога, подлежащего уплате в федеральный бюджет. Следовательно, при расчете налоговой базы в среднем на одного человека используются базы по ЕСН в части, уплачиваемой в федеральный бюджет.

Читателям журнала следует обратить внимание на то, что необходимо различать понятия "право на применение регрессивной шкалы" и непосредственно "применение регрессивной шкалы".

Право на применение регрессивной шкалы возникает у организации при выполнении условия, проверка которого осуществляется в соответствии с нижеприводимым алгоритмом.

Проверка права на применение регрессивной шкалы производится независимо от того, достигла налоговая база кого-либо из работников 100 000 руб. или нет.

Но применение регрессивной шкалы [то есть непосредственно исчисление налога (взносов) по регрессивной шкале] начинается в том случае и только для тех работников, у которых налоговая база превысила 100 000 руб.

Использовать регрессивную шкалу можно только при получении права на ее применение.

Алгоритм определения права применения регрессивной шкалы ЕСН

Предлагаем вниманию читателей журнала алгоритм определения права применения регрессивной шкалы ставок ЕСН (тарифов страховых взносов в ПФР), разработанный автором данной статьи на основании НК РФ и принятых в соответствии с ним правовых актов налогового законодательства (см. схемы 1 и 2).

Схема 1

Алгоритм определения права применения регрессивной шкалы

Схема 2

Определение количества работников (К ), имевших наибольшие по размеру доходы за период с начала года
по соответствующий месяц последнего квартала отчетного периода (включительно)

Пункт 1 алгоритма.

Если "да", переходите к п. 3 алгоритма, если "нет", переходите к п. 2 алгоритма.

Пункт 2 алгоритма.

Определить, имела ли организация право применять регрессивную шкалу по итогам предыдущего месяца?

Если "да", переходите к п. 3 алгоритма, если "нет", переходите к п. 11 алгоритма.

Пункт 3 алгоритма.

Как уже отмечалось, средняя численность работников за период с января по соответствующий месяц отчетного периода включительно определяется в соответствии с Инструкцией N 121 (см. п. 2 ст. 241 НК РФ и п. 22.2 Методических рекомендаций по ЕСН).

Читателям журнала следует обратить внимание на то, что вознаграждения, выплачиваемые по авторским договорам, а также численность авторов в расчет условия на право применения регрессивных ставок ЕСН не включаются (см. Порядок заполнения расчета по авансовым платежам по единому социальному налогу для лиц, производящих выплаты физическим лицам: организаций; индивидуальных предпринимателей; физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями, приведенный в приложении N 2 к приказу МНС России от 01.03.2002 N БГ-3-05/49, далее - Порядок заполнения расчета по авансовым платежам по ЕСН).

Согласно положениям раздела II Инструкции N 121 средняя численность работников организации за какой-либо период (месяц, квартал, с начала года, год) складывается из трех составляющих:

Среднесписочной численности работников;

Средней численности внешних совместителей;

Средней численности работников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера.

Средняя численность работников показывается в целых единицах.

Согласно п. 5.1 Инструкции N 121 среднесписочная численность работников за месяц исчисляется путем суммирования списочной численности работников за каждый календарный день месяца, то есть с 1-го по 30-е или 31-е число (для февраля - по 28-е или 29-е число), включая праздничные (нерабочие) и выходные дни, и деления полученной суммы на число календарных дней месяца.

При этом численность работников списочного состава за выходной или праздничный (нерабочий) день принимается равной списочной численности работников за предшествующий рабочий день. При наличии двух или более выходных или праздничных (нерабочих) дней подряд численность работников списочного состава за каждый из этих дней принимается равной численности работников списочного состава за рабочий день, предшествовавший выходным и праздничным (нерабочим) дням.

Расчет среднесписочной численности работников производится на основании ежедневного учета списочной численности работников, которая должна уточняться на основании приказов о приеме, переводе работников на другую работу и прекращении трудового договора (контракта).

Основными унифицированными формами первичной документации по учету труда и его оплаты являются приказы (распоряжения) о приеме на работу, переводе на другую работу, предоставлении отпуска, прекращении трудового договора (контракта) (формы N Т-1, Т-5, Т-6, Т-8), личная карточка (форма N Т-2), табель учета использования рабочего времени и расчета заработной платы (форма N Т-12), табель учета использования рабочего времени (форма N Т-13), расчетно-платежная ведомость (форма N Т-49) и другие документы, утвержденные постановлением Госкомстата России от 06.04.2001 N 26.

Среднесписочная численность работников за период с начала года по отчетный месяц включительно определяется путем суммирования среднесписочной численности работников за все месяцы, истекшие за период с начала года по отчетный месяц включительно, и деления полученной суммы на число месяцев работы организации за период с начала года, то есть, соответственно, на 2, 3, 4 и т.д. (п. 5.7 Инструкции N 121).

Согласно п. 6 Инструкции N 121 средняя численность внешних совместителей исчисляется в соответствии с порядком определения средней численности лиц, работавших неполное рабочее время, изложенным в п. 5.4 Инструкции N 121.

Согласно п. 7 Инструкции N 121 средняя численность работников, выполнявших работу по до- говорам гражданско-правового характера, за месяц исчисляется по методологии определения среднесписочной численности. Эти работники учитываются за каждый календарный день как целые единицы в течение всего срока действия этого договора. За выходной или праздничный (нерабочий) день принимается численность работников за предшествующий рабочий день.

Средняя численность работников, выполнявших работу по договорам гражданско-правового характера, за период с начала года и год в целом определяется путем суммирования средней численности за все месяцы, истекшие с начала года, и деления полученной суммы на число месяцев, то есть на 3, 4, 5... 12.

Если работник, состоящий в списочном составе, заключил договор гражданско-правового характера с этой же организацией, он не включается в среднюю численность работников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера.

Пункт 4 алгоритма.

Определить общую сумму налоговых баз по ЕСН (в части, уплачиваемой в федеральный бюджет) всех физических лиц, которым организация производила начисления с января по месяц, за который производится расчет (включительно).

При расчете учитываются налоговые базы всех физических лиц, которым производились начисления за указанный период, независимо от продолжительности их работы в организации.

В расчет принимаются налоговые базы, определенные в соответствии со ст. 237 НК РФ.

Повторим, что согласно Порядку заполнения расчета по авансовым платежам по ЕСН вознаграждения, выплачиваемые по авторским договорам, а также численность авторов в расчет условия на право применения регрессивных ставок ЕСН не включаются.

При этом по расчету условия на право применения регрессивных ставок ЕСН организация имеет право на применение регрессивных ставок налога, и оно распространяется на выплаты гонораров авторам, превышающие 100 000 руб. нарастающим итогом с начала года.

Пункт 5 алгоритма.

Определить количество работников (), имевших наибольшие по размеру доходы за период с начала года по соответствующий месяц последнего квартала отчетного периода включительно.

Согласно п. 2 ст. 241 НК РФ при расчете величины налоговой базы в среднем на одного работника у налогоплательщиков с численностью работников свыше 30 человек не учитываются выплаты в пользу 10 % работников, имеющих наибольшие по размеру доходы, а у налогоплательщиков с численностью работников до 30 человек (включительно) - выплаты в пользу 30 % работников, имеющих наибольшие по размеру доходы.

Следовательно, если средняя численность работников, определенная в п. 3 алгоритма, меньше 30 человек, то определяемое количество работников (согласно п. 2 ст. 241 НК РФ) рассчитывается по формуле:

Где - количество работников (имеющих наибольшие по величине налоговые базы), налоговые базы которых не будут участвовать в расчете величины налоговой базы в среднем на одного работника;

Средняя численность работников, определенная в п. 3 алгоритма.

Если же средняя численность работников, определенная в п. 3 алгоритма, больше или равна 30, то определяемое количество работников (согласно п. 2 ст. 241 НК РФ) рассчитывается по формуле:

Если в результате расчета получилось дробное число, его нужно округлить по правилам округления до целых единиц.

Полученное в результате число будет равно количеству работников с максимальными общими суммами выплат, налоговые базы которых не будут участвовать в расчете величины налоговой базы в среднем на одного работника.

Пункт 6 алгоритма.

Выбрать работников (в количестве, определенном в п. 5 алгоритма), имеющих наибольшие по величине налоговые базы по ЕСН (в части, уплачиваемой в федеральный бюджет), рассчитанные нарастающим итогом с начала года по расчетный месяц (включительно), и найти общую сумму налоговых баз этих работников.

Читателям журнала следует обратить внимание на то, что в расчет принимаются налоговые базы, определенные в соответствии со ст. 237 НК РФ.

Если организация ведет установленный п. 4 ст. 243 НК РФ учет сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, сумм ЕСН, относящегося к ним, а также сумм налоговых вычетов по каждому физическому лицу, в пользу которого осуществлялись выплаты с применением формы индивидуальной карточки учета, утвержденной приказом МНС России от 21.02.2002 N БГ-3-05/91, то значение указанных налоговых баз можно узнать из графы 6 "Налоговая база/По единому социальн. налогу в федер. бюджет и фонды ОМС, страховым взносам в ПФР" (подстрока "за месяц" строки с названием месяца, за который производится расчет).

Пункт 7 алгоритма.

Определить сумму налоговых баз работников, которые будут участвовать в расчете величины налоговой базы в среднем на одного работника.

Для этого из суммы, полученной при выполнении п. 4 алгоритма, вычитаем сумму, полученную при выполнении п. 6 алгоритма.

Пункт 8 алгоритма.

Определить величину налоговой базы в среднем на одного работника, приходящуюся на один месяц (за истекшие месяцы налогового периода).

Налоговая база в среднем на одного работника, приходящаяся на один месяц, рассчитывается по формуле:

Где - величина налоговой базы в среднем на одного работника, приходящаяся на один месяц (за истекшие месяцы налогового периода);

Рассчитанная в п. 7 алгоритма сумма налоговых баз работников, которые будут участвовать в расчете величины налоговой базы в среднем на одного работника;

Средняя численность работников, определенная в п. 3 алгоритма;

Количество работников (имеющих наибольшие по величине налоговые базы), налоговые базы которых не будут участвовать в расчете величины налоговой базы в среднем на одного работника. Расчет значения производился в п. 5 алгоритма;

Количество месяцев, истекших в налоговом периоде или, другими словами, порядковый номер месяца, за который производится расчет (для января это будет 1, для февраля - 2, для марта - 3 и т.д.).

Пункт 9 алгоритма.

Сравнить величину налоговой базы в среднем на одного работника (определенную в п. 8 алгоритма) с суммой 2500 руб.

Если величина налоговой базы в среднем на одного работника меньше 2500 руб., то необходимо перейти к п. 11 алгоритма.

Если величина налоговой базы в среднем на одного работника больше или равна 2500 руб., то следует перейти к п. 10 алгоритма.

Пункт 10 алгоритма.

По итогам месяца организация имеет право применять регрессивную шкалу.

Необходимо перейти к п. 12 алгоритма.

Пункт 11 алгоритма.

По итогам месяца организация не имеет права применять регрессивную шкалу и теряет это право до конца налогового периода (то есть до конца года).

Расчет налога производится по максимальным ставкам независимо от величины налоговой базы.

Пункт 12 алгоритма.

Конец алгоритма.

Теперь рассмотрим применение приведенного алгоритма на примере.

Пример. Определение права применять регрессивную шкалу ставок ЕСН и тарифов по взносам в ПФР.

Начиная с 1 января 2002 года в ООО "Облачко" числится шесть человек. С 4 февраля 2002 года на работу принят еще один сотрудник. Со всеми работниками заключены трудовые договоры, согласно которым им установлен полный рабочий день.

Налоговые базы по ЕСН (в части, уплачиваемой в федеральный бюджет) всех сотрудников представлены в табл. 1.

Необходимо определить: имеет ли право организация применять регрессивную шкалу ставок по ЕСН и тарифов по взносам в ПФР в марте 2002 года.

Таблица 1

Налоговые базы по ЕСН работников ООО "Облачко", используемые в расчете при определении возможности применять регрессивную шкалу ставок

Табельный номер работника

Налоговая база по ЕСН в части, уплачиваемой в федеральный бюджет

январь 2002 года

февраль 2002 года

март 2002 года

за месяц

с начала года

за месяц

с начала года

за месяц

с начала года

Итак, для возможности использовать регрессивную шкалу по итогам какого-либо месяца необходимо, чтобы установленные НК РФ условия, дающие право на применение этой шкалы, выполнялись в каждом месяце периода с начала года по текущий месяц (включительно).

Таким образом, необходимо проверить выполнение этих условий для ООО "Облачко" в январе, феврале и марте 2002 года.

Определение права использования регрессивной шкалы ставок налога по итогам января 2002 года

Пункт 1 алгоритма.

Месяц, за который производится проверка права применять регрессивную шкалу, - январь?

"Да". Переходим к п. 3 алгоритма.

Пункт 3 алгоритма.

Определить среднюю численность работников организации за период с января по месяц, за который производится расчет (включительно).

Иными словами, необходимо определить среднюю численность работников организации за январь.

В ООО "Облачко" за рассматриваемый период не работали внешние совместители, а также не было работников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера. Поэтому средняя численность работников организации будет равна среднесписочной численности основных работников, работающих по трудовым договорам.

С 1 января 2002 года в организации числилось пять работников, то есть за каждый день января списочная численность работников организации составляет пять человек (см. табл. 2).

Таблица 2

Списочная численность работников ООО "Облачко" за январь - март 2002 года

январь

февраль

Списочная численность, чел.

Списочная численность, чел.

Списочная численность, чел.

Регрессивная система налогообложения призвана повысить охват налогоплательщиков за счет дополнительной мотивации их выхода из теневого бизнеса. Увеличение доходов в бюджет происходит не за счет усиления фискального давления, а благодаря либеральному подходу к работе с бизнесом путем расширения числа плательщиков. Суть системы заключается в постепенном снижении налоговых ставок по мере увеличения доходной базы.

Системы налогообложения

Существуют такие системы налогообложения:

  1. Регрессивная.

При пропорциональной методике удержания налогов со всех налогоплательщиков удерживается одинаковый процент налога. Такой подход применяется в отношении подоходного налога в России – 13% действует для всех категорий работников с любым уровнем дохода.

Прогрессивная модель налогообложения предполагает увеличение процента удержаний с привязкой к росту доходов. Такой метод применяется во многих европейских странах, Израиле, Аргентине, Бразилии и Китае. Эффективность в отношении наполняемости бюджета высокая, но при завышении ставок начинается отток капитала.

Регрессивная налоговая ставка – процент удержаний уменьшается по мере роста налогооблагаемой базы. Основные цели этой методики – легализация теневого сектора предпринимательства и увеличение налоговых поступлений в бюджет за счет увеличения численности активных налогоплательщиков.

Регрессивная налоговая система: примеры

В российском законодательстве нет действующих регрессивных ставок по налоговым отчислениям. Но такая модель применяется по отношению к страховым взносам, уплачиваемым работодателями за своих наемных работников (ст. 426 НК РФ). Например, на пенсионное страхование начисляется 22% от суммы заработка. Но при достижении законодательно зафиксированного предела ставка понижается до 10%. Пониженный процент применятся для части суммы, которая по накопительной превышает лимит.

С 1 января 2017 года предельный размер дохода для страховых взносов на пенсионное обеспечение равен 876 000 рублей (Постановление Правительства № 1255 от 29.11.2016).

Пример расчета.

Работнику за год был начислен заработок в размере 925 000 рублей. С этой суммы работодатель перечислит страховых взносов на пенсионное обеспечение в размере 197 620 рублей:

  • 876 000 х 22% = 192 720 рублей;
  • (925 000 – 876 000) х 10% = 4900 рублей;
  • 192 720 + 4900 = 197 620 рублей.

Регрессивная система налогообложения: плюсы и минусы

В числе преимуществ регрессивных ставок значительный мотивационный элемент. Стремление к применению к собственным доходам пониженных ставок заставляет работать более эффективно и стимулирует искать пути увеличения своих доходов. В условиях стабильного экономического роста такая модель может оказаться успешной и поможет увеличить поступления в бюджет.

В условиях кризиса регрессивная налоговая система не может оказать существенного влияния на размер налоговых вливаний в бюджеты разных уровней. Особенностью этого механизма является достижение эффекта медленными темпами. В долгосрочной перспективе при наличии активного звена бедных трудоспособных граждан такой подход к налогообложению может спровоцировать вспышки недовольства у населения.

Каждый год Правительство РФ утверждает максимальный размер суммы выплат физлицам, с которой можно начислять страховые взносы по общей ставке. Эта сумма называется предельной базой для начисления взносов и рассчитывается она нарастающим итогом с начала года по каждому работнику. На какие предельные показатели следует ориентироваться работодателям в наступающем 2017 году, расскажем в этой статье.

Страховые взносы в 2017 году: предельная база

База для расчета страховых взносов – это все выплаты и вознаграждения физлицу, подлежащие обложению взносами в ПФР, ФСС и ОМС. По достижении утвержденного предельного лимита, доход физлица будет облагаться взносами по более низкой ставке либо не будет облагаться вовсе – здесь в действие вступает своего рода регрессивная шкала.

Напомним, что до 2015 года предельная база устанавливалась в одинаковом размере по всем страховым взносам (например, в 2014 году она равнялась 624 000 руб.), а с 2015 года лимит для взносов ПФР и ФСС стал утверждаться раздельно. Для взносов на ОМС предел и вовсе был отменен, и с тех пор медвзносы начисляются на всю сумму полученного физлицом дохода без ограничений.

На сегодня предельный лимит для начисления страховых взносов 2017 года еще не утвержден, но уже известны его новые значения , указанные в проекте постановления, который сейчас обсуждается. Лимит ежегодно индексируется в соответствии с ростом среднего заработка в стране, к нему также применяются повышающие коэффициенты. В сравнении с 2016 годом, нас ожидают следующие показатели:

  • По пенсионному страхованию предельная база страховых взносов 2017 года составит 876 000 руб., что на 80 000 руб. выше нынешнего лимита (796 000 руб. в 2016 году);
  • По взносам на соцстрахование лимит базы составит 755 000 руб., это увеличит действующую предельную сумму на 37 000 руб. (лимит 2016 года 718 000 руб.).
  • По взносам на медицинское обязательное страхование лимита по-прежнему не будет, так что начислять взносы продолжаем со всех облагаемых выплат сотрудникам.
  • Таким же образом, без лимита, начисляются взносы в ФСС на «травматизм».

Учитывая названные пределы, тарифы страховых взносов будут применяться в следующем порядке:

  • В ПФР взносы начисляются по ставке 22%, пока облагаемый доход сотрудника с начала года не превысит 876 000 руб. Далее взносы рассчитываются по ставке 10%.
  • В ФСС взносы на случай нетрудоспособности и материнства начисляются по ставке 2,9%, пока облагаемый доход не достигнет 755 000 руб., а с сумм, превысивших этот лимит, взносы в соцстрах не начисляются.
  • На ОМС начисляются взносы по ставке 5,1% со всех облагаемых доходов без ограничения по сумме.

Как будут влиять новые пределы на начисление страховых взносов 2017 года, рассмотрим на примере.

Ежемесячный доход сотрудника, облагаемый страховыми взносами – 90 000 руб. Соответственно, его годовой доход превышает установленные лимиты и равен 1 080 000 руб. (90 000 х 12 мес.). Рассчитаем страховые взносы за год с учетом предельных лимитов 2017 года.

ПФР: 876 000 руб. х 22% = 192 720 руб. – взносы с сумм в пределах лимита.

(1 080 000 руб. – 876 000 руб.) х 10% = 20 400 руб. – взносы с дохода, превышающего лимит начисления страховых взносов 2017.

Итого: 192 720 руб. + 20 400 руб. = 213 120 руб. – пенсионные взносы работника за 2017 год.

ФСС: 755 000 руб. х 2,9% = 21 895 руб. – взнос с суммы, не превышающей лимит. С суммы превышающей предельную базу – 325 000 руб. (1 080 000 – 755 000) взнос на соцстрахование начисляться не будет.

ОМС: 1 080 000 руб. х 5,1% = 55 080 руб. – взнос на медстрахование за 2017 год начисляется на весь доход работника.