Курс лекций по макроэкономике. Репетиторы макроэкономики. Базовая макроэкономическая модель

МАКРОЭКОНОМИКА

ТЕМА1: СИСТЕМА НАЦИОНАЛЬНЫХ СЧЕТОВ

1. Агрегирование в макроэкономике

2. Система национальных счетов (СНС)

3. Валовой национальный продукт (ВНП). Расчет по доходам и расходам. Номинальный и реальный Валовой национальный продукт.

4. Макроэкономические показатели и проблема их измерения.

1в. АГРЕГИРОВАНИЕ В МАКРОЭКОНОМИКЕ

Макроэкономика-раздел экономической теории, изучающий поведение народного хозяйства в целом, а также совокупных агрегированных величин (например: национальный доход, совокупный спрос).

Начало макроэкономическому изучению в экономической теории было положено английским экономистом Джоном Кейнсом.

В 1936 году была выпущена книга “Общая теория занятости, процента и денег”, в ней обоснован макроэкономический подход.

Агрегирование-это соединение составных частей в одно общее целое, таким агрегатами является:

1) Домохозяйство (поставляют на рынок факторы производства и предъявляют спрос на потребительские товары).

(C- на графике обозначается домашнее хозяйства).

2) Предпринимательский сектор - фирмы, они предъявляют спрос на инвестиционные товары (уголь, цемент)

(J- на графике обозначается фирма).

3) Государственный сектор

(G- на графике обозначается государственный сектор).

4) Сектор Заграница.(X n – на графике обозначается сектор заграница).

Он включает в себя экономических субъектов, имеющих постоянное местонахождение за пределами данной страны.

Связи с данным понятием, в свою очередь, вводится понятие «чистый экспорт», он может быть величиной, как положительной: если экспорт больше импорта, так и отрицательной если импорт больше чем экспорт.

Во второй половине 20 века сложился так называемый «магический» четырехугольник» целей регулирования экономики:

1)Обеспечение стабильных темпов экономического роста.

2) Стабильность национальной валюты.

3) Обеспечение высокого уровня занятости.

4) Обеспечение равновесия платежного баланса.

2в. СИСТЕМА НАЦИОНАЛЬНЫХ СЧЕТОВ

СНС- это система национальных счетов и балансовых таблиц, представляющая собой количественное описание экономики за определенный период времени.

Цель СНС: информационное обеспечение анализа процесса создания и использования национального продукта и национального дохода.

СНС отражает:

1) объем совокупного выпуска продукции;

2) размер национального дохода;

3) структуру доходов и расходов общества.

В современной экономике СНС основана на балансовом методе. Он был предложен Ричардом Стоуном. Этот метод основан на двойном счете, когда учитываются и доходы и расходы.

В СНС 7 основных счетов:

1) производства

2) образования доходов

3) распределения доходов

4) использования доходов

5) капитальных затрат

6) продуктов и услуг

7) финансовый счет

3в. ВАЛОВЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОДУКТ. РАСЧЕТ ПО РАСХОДАМ И ДОХОДАМ

ВНП- это основной показатель, с помощью которого измеряется объем национального производства.

ВНП- это исчисленная в рыночных ценах стоимость произведенного страной в течение года конечного продукта, включая стоимость продукта, созданного как внутри самой страны, так и зарубежом с использованием факторов производства принадлежащих данной стране.

Валовой внутренний продукт представляет собой совокупную рыночную стоимость всех конечных продуктов и услуг, созданных в течение года резидентами страны на территории данной страны.

Резиденты- лица, проживающие на территории данной страны, кроме иностранцев приезжающих в нее на срок менее года.

В России этот показатель стал использоваться с 1988года.

ВВП России чуть больше триллиона долларов.

ВВП Китая 2 триллиона 750 миллиардов долларов.

ВВП США 12,6 триллионов долларов.

ВНП имеет денежное измерение, с этим связаны некоторые особенности его расчета:

1) при подсчете ВНП исключаются двойной, повторный счет - это промежуточные продукты, предназначенные для дальнейшей переработки или перепродажи (пример: производство шерстяного костюма).

Вывод: таким образом, при расчете стоимости костюма исключается двойной счет, и конечная стоимость составляет 250.

Добавленная стоимость- разница между вырученной от реализации продукции и стоимостью материальных затрат.

Конечные продукты- товары и услуги, которые покупаются для конечного использования, а не для перепродажи или переделки.

2) При подсчете ВНП исключается не производительные сделки:

а) государственные и частные трансфертные платежи, финансовые сделки (к ним относят сделки с ценными бумагами, так как последние являются титулами собственности.

б) купля-продажа подержанных товаров.

Расчет ВНП по расходам и доходам.

Расчет ВНП по расходам:

1. Личные потребительские расходы;

2. Валовые внутренние инвестиции. Валовые внутренние инвестиции включают:

а) все конечные покупки машин и оборудования;

б) изменения запасов;

в) все строительство.

Валовые инвестиции делятся на 2 части:

Инвестиции на возмещение потребленного капитала (амортизация);

Чистые инвестиции (добавочные);

3. Государственные закупки товаров и услуг;

4. Чистый экспорт;

Расчет ВНП по доходам:

1.Заработная плата с начислениями на нее:

Начисления:

а) пенсионный фонд 18%;

б) фонд медицинского страхования (2,8% с 2006года);

в) фонд социального страхования (зависит от риска, связанного с работой).

б) дивиденды;

в) нераспределенная прибыль - она или инвестируется в текущем году, или накапливается и поступает на инвестиции в будущих периодах.

3. Доходы предпринимателей находящихся в индивидуальной или семейной частной собственности, а также доходы самостоятельных работников (писателей, художников).

4. Рентные платежи – это доходы, получаемые владельцами собственности, а также другого недвижимого имущества.

5. % на ссудный капитал, то есть выплаты поставщикам денежного капитала, который использован при создании ВНП.

6. Амортизационные отчисления - это отчисления на потребление капитала (то есть создание фонда, возмещающего износ основных средств, участвующих в создании ВНП).

7. Косвенные налоги (НДС - налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины.

ВНП, рассчитанный по доходам и расходам должны быть равны.

Номинальный и реальный ВНП:

Номинальный ВНП измеряется в текущих ценах (рыночных).

Реальный ВНП измеряется в базовых ценах, посредством него анализируется физический объем производства. Таким образом, проблема деления ВНП на номинальный и реальный вызвана существованием инфляции.

Дефлятор ВНП =

С помощью дефлятора рассчитывают также темпы инфляции в экономике.

4в. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ И ПРОБЛЕМА ИХ ИЗМЕРЕНИЯ.

ВНП и общественное благосостояние.

По ВНП можно судить о том, быстро или медленно развивается экономика той или иной страны. Судить о благосостоянии по этому показателю мы не можем по следующим причинам:

1) ВНП не включает нерыночные операции, например, труд в домашнем хозяйстве.

2) При расчете ВНП не учитывается качество товаров и услуг.

3) Не учитывается свободное время. (В России продолжительность рабочей недели 40 часов, зарубежом-35 часов).

4) Расчет ВНП не учитывает структуру произведенных товаров и услуг.

5) Если говорить о благосостоянии, то нужно рассчитывать ВНП, произведенный на душу населения.

6) ВНП и окружающая среда. Рост ВНП приводит к увеличению загрязнения окружающей среды, затраты на очистку включаются в ВНП, но это не показатель роста благосостояния.

7) Теневая экономика занижает ВНП, завышает уровень безработицы и повышает благосостояние. Размер теневой экономики установить очень сложно.

8) Производство вредных товаров (сигарет, спиртных напитков) повышает ВНП, но при этом снижает благосостояние.

Таким образом, основными показателями в СНС являются:

1) ВНП или ВВП

2) Чистый национальный продукт (ЧНП)

ЧНП=ВНП-амортизация;

3) НД (национальный доход);

НД=ЧНП-косвенные налоги;

НД рассчитывается также, как совокупный доход, зарабатываемый владельцами факторов производства (зарплата+прибыль+%+рента);

4) Личный получаемый доход (ЛПД),

ЛПД=НД - а) взносы на социальное страхование

б) прибыль корпораций;

в) нераспределенная прибыль;

+ а) доходы получения, но не являющиеся результатом текущей деятельности (то есть трансферты);

5) Располагаемый доход = ЛПД - индивидуальные налоги:

а) подоходный налог(13%);

б) налог на имущество;

в) налог на наследство.

ТЕМА 2: ПОТРЕБЛЕНИЕ. СБЕРЕЖНИЕ. ИНВЕСТИЦИИ. ЭФФЕКТ МУЛЬТИПЛИКАТОРА.

1.Потребление. Сбережение. Инвестиции.

2. Эффект мультипликатора.

3. Равновесный объем производства кейнсианской модели.

1в. ПОТРЕБЛЕНИЕ. СБЕРЕЖЕНИЕ. ИНВЕСТИЦИИ.

Доход, рассматриваемый как функция других экономических величин.

Потребление, сбережение и инвестиции рассматриваются как факторы, определяющие уровень производства и занятости.

Ряскова Марина Валерьевна
к.э.н., доцент

ПРОГРАММА КУРСА ПО МАКРОЭКОНОМИКЕ
(INTERMEDIATE)

36 - 40 часов

Цель курса. Курс предназначен для подготовки аспирантов первого года обучения ИЭПП к экзамену на сдачу кандидатского минимума по макроэкономике. Ввиду различного исходного уровня подготовки аспирантов и различной их специализации, курс ориентирован, прежде всего, на получение глубокой базовой подготовки на промежуточном (Intermediate) уровне, но включает также и ряд продвинутых разделов и тем.

Исходные требования. Исходный уровень подготовки предполагается в рамках стандартной программы высшего образования по высшей математике (математическому анализу, дифференциальным уравнениям, теории вероятностей и мат. статистике), экономической теории (курсам макро- и микроэкономики).

Итоговый контроль. По окончании курса предполагается письменный итоговый экзамен, который оценивается в 100 баллов. Для получения положительной оценки ("удовлетворительно"), экзаменуемый должен набрать не менее 50 баллов. Оценка "хорошо" предполагает не менее 65 баллов. Оценку отлично получают аспиранты, получившие не менее 80 баллов.

1. Основные макроэкономические понятия.
Валовый внутренний продукт (ВВП). Методы измерения. Соотношение показателей в системе национальных счетов. Основные макроэкономические тождества. Реальные и номинальные величины. Индексы цен. Инфляция и безработица. Закон Оукена.
Литература
1. Макконелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс. Гл. 7.
2. Мэнкью. Принципы экономикс. Гл. 22, 23.
3. Фишер С., Дорнбуш Р. Макроэкономика. Гл. 2.
4. Шагас Н., Туманова Е. Долгосрочный аспект. Гл. 1.

2. Потребление: краткосрочный и долгосрочный аспекты.
Функции потребления Кейнса: предельная и средняя склонность к потреблению. Теория межвременного выбора Фишера. Теория жизненного цикла Модильяни. Гипотеза постоянного дохода Фридмана. Взаимосвязь между моделями планирования потребления долгосрочного периода.
Литература



4. Шагас Н., Туманова Е. Долгосрочный аспект. Гл. 3.

3. Инвестиции.
Неокейнсианская модель планирования инвестиций. Неоклассическая модель инвестиций в основные фонды предприятия. Инвестиции в жилищное строительство. Инвестиции в запасы. Показатель q Тобина и его взаимосвязь с моделями долгосрочного планирования инвестиций.
Литература
1. Макконелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс. Гл. 9
2. Мэнкью. Принципы экономикс. Гл. 32.
3. Фишер С., Дорнбуш Р. Макроэкономика. Гл. 3, 9.
4. Шагас Н., Туманова Е. Долгосрочный аспект. Гл. 4.

4. Денежный рынок: предложение денег.
Природа и функции денег. Предложение денег. Денежные агрегаты. Принципы функционирования банковской системы. Центральный банк и коммерческие банки.
Предложение денег коммерческими банками. Банковский мультипликатор. Денежная база и денежная масса. Денежный мультипликатор.
Литература
1. Макконелл К Р., Брю С.Л. Экономикс. Гл. 13, 14.

3. Фишер С., Дорнбуш Р. Макроэкономика. Гл. 10, 11.

5. Денежный рынок: спрос на деньги.
Классическая дихотомия и количественная теория денег. Теория предпочтения ликвидности и спрос на деньги. Трансакционный спрос на деньги и модель Баумоля-Тобина. Портфельная теория спроса на деньги. Денежная природа происхождения инфляции. Инфляция спроса и издержек.
Литература
1. Макконелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс. Гл. 13.
2. Мэнкью. Принципы экономикс. Гл. 27.
3. Фишер С., Дорнбуш Р., Макроэкономика. Гл. 10.
4. Шагас Н., Туманова Е. Краткосрочный аспект. Гл. 1.

6. Совокупное предложение.
Взаимосвязь между безработицей и инфляцией. Кривая Филипса. Учет времени в построении кривой совокупного предложения. Факторы, влияющие на сдвиг кривой совокупного предложения.
Литература
1. Макконелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс. Гл. 9.
2. Мэнкью. Принципы экономикс. Гл. 32.
3. Фишер С., Дорнбуш Р. Макроэкономика. Гл. 3, 9.
4. Шагас Н., Туманова Е. Долгосрочный аспект. Гл. 7, 8. Краткосрочный аспект. Гл. 4.

7. Макроэкономическое равновесие в неоклассической модели.
Рынок труда в неоклассической модели. Распределение национального дохода по факторам производства. Спрос на товары и услуги. Количественная теория денег в неоклассической модели. Закон Вальраса в неоклассической модели.
Литература
1. Мэнкью. Принципы экономикс. Гл. 31, 33.
2. Фишер С., Дорнбуш Р. Макроэкономика. Гл. 7, 14.
3. Шагас Н., Туманова Е. Долгосрочный аспект. Гл. 2.

8. Модель IS-LM в закрытой экономике.
Предпосылки модели IS-LM. Равновесие на товарном рынке, кривая IS. Равновесие на рынке денег, кривая LM. Равновесный уровень выпуска и равновесная ставка процента в модели IS-LM. Анализ неравновесных состояний.
Литература
1. Фишер С., Дорнбуш Р., Макроэкономика. Гл. 4, 5.
2. Шагас Н., Туманова Е. Краткосрочный аспект. Гл. 2.

9. Бюджетная политика: основные понятия.
Понятие бюджета. Основные статьи доходной части бюджета. Основные статьи расходной части бюджета. Бюджетный дефицит: фактический, структурный и циклический. Встроенные стабилизаторы.
Литература
1. Макконелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс. Гл. 10, 12, 18.
2. Мэнкью. Принципы экономикс. Гл. 32.
3. Фишер С., Дорнбуш Р., Макроэкономика. Гл. 3, 4, 5

10. Бюджетная политика в интерпретации модели IS-LM.
Стимулирующая бюджетная политика: политика бюджетного дефицита; политика
бюджетного дефицита с расходами; политика сбалансированного бюджета. Мультипликаторы расходов и налоговый мультипликатор (простейшие и в модели
IS-LM). Теорема Хаавельмо. Эффект вытеснения инвестиций. Эффективность бюджетной политики в краткосрочном и долгосрочном периоде.
Литература
1. Макконелл К. Р., Брю С. Л. Экономикс. Гл. 10, 12, 18.
2. Мэнкью. Принципы экономикс. Гл. 32.
3. Фишер С., Дорнбуш Р. Макроэкономика. Гл. 3, 4, 5.
4. Шагас Н., Туманова Е. Краткосрочный аспект. Гл. 2.

11. Дефицит государственного бюджета и государственный долг.
Традиционный взгляд на государственный долг. Гипотеза Барро-Рикардо. Проблема измерения дефицита государственного бюджета. Платежеспособность государства.
Литература
1. Шагас Н., Туманова Е. Краткосрочный аспект. Гл. 6.

12. Кредитно-денежная политика: основные понятия.
Рынок денег и рынок облигаций. Равновесие на денежном рынке. Цели и инструменты кредитно-денежной политики. Виды кредитно-денежной политики: экспансионистская и сдерживающая политика. Эффективность кредитно-денежной политики, временные лаги.
Литература


3. Фишер С., Дорнбуш Р., Макроэкономика. Гл. 11.
4. Шагас Н., Туманова Е. Краткосрочный аспект. Гл. 2.

13. Кредитно-денежная политика в интерпретации модели IS-LM.
Взаимодействие бюджетной и кредитно-денежной политик. Эффективность бюджетной и кредитно-денежной политик в зависимости от параметров модели IS-LM. Вывод кривой совокупного спроса. Денежный мультипликатор в модели IS-LM. Монетаристская и кейнсианская модель стабилизации экономического равновесия. Краткосрочные и долгосрочные последствия экономических политик.
Литература
1. Макконелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс. Гл. 15.
2. Мэнкью. Принципы экономикс. Гл. 27, 32.
3. Фишер С., Дорнбуш Р. Макроэкономика. Гл. 11.
4. Шагас Н., Туманова Е. Краткосрочный аспект. Гл. 2.

14. Проблемы эффективности макроэкономической политики.
Рациональные; статические и адаптивные ожидания. Четыре модели совокупного предложения: модель жесткой заработной платы; модель неверных предпочтений работников; модель жестких цен; модель несовершенной информации. Вывод динамической модели совокупного предложения. Процесс перехода к долгосрочному равновесию в случае стимулирующей бюджетной налоговой политики. Анализ последствий проведения шоковой терапии и политики градуализма в краткосрочном и долгосрочном периодах.
Литература
1. Макконелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс. Гл. 17.
2. Мэнкью. Принципы экономикс. Гл. 33.
3. Фишер С., Дорнбуш Р., Макроэкономика. Гл. 14.
4. Шагас Н., Туманова Е. Краткосрочный аспект. Гл. 4.

15. Открытая экономика.
Платежный баланс и обменный валютный курс. Модель Манделла-Флеминга. Воздействие государственной политики на макроэкономические показатели в условиях открытой экономики (фиксированный и плавающий курсы).
Литература
1. Фишер С., Дорнбуш Р., Макроэкономика. Гл. 6, 20.
2. Шагас Н., Туманова Е. Краткосрочный аспект. Гл. 3.

МОСКОВСКИЙ АВТОМОБИЛЬНО-ДОРОЖНЫЙ ИНСТИТУТ

(ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ)

И.В. КИРОВА

МАКРОЭКОНОМИКА
КУРС ЛЕКЦИЙ

МОСКВА 2007

УДК 330.101

Кирова И.В. Макроэкономика. Курс лекций / МАДИ-ГТУ, 2007. - 190 с.

Рецензенты:

Г.И. Арутюнова , заведующий кафедрой экономических теорий МАДИ (ГТУ), кандидат экономических наук , профессор;

Т.П. Минаева , Директор Учебно - консультационного центра АСМАП, кандидат экономических наук.

Данное учебное пособие в доступной лекционной форме раскрывает основные вопросы макроэкономической теории и акцентирует внимание на тех макроэкономических проблемах, решение которых в наибольшей степени отвечает национальным интересам и перспективам развития России.

Учебное пособие предназначено для студентов факультетов экономики и менеджмента технических вузов всех форм обучения. Оно также будет полезно практическим работникам, занятым в финансовых, маркетинговых, управленческих структурах и всем интересующимся макроэкономическими проблемами.

Курс лекций по макроэкономике является базовой частью учебно-методического комплекса по макроэкономике, на основе которого разработаны практикум и сборник итоговых контрольных заданий по основным темам курса.

 Московский автомобильно-дорожный институт

(государственный технический университет), 2007.

Содержание

Предисловие ………………………………………………………… …… 6
Тема 1. Введение в макроэкономику ..............................................8


    1. Предмет макроэкономики. Ключевые макроэкономические проблемы и цели…………………………………………...………..8
1.2. Методологические принципы макроэкономики………….……..11

    1. 1.3. Макроэкономические модели и их показатели….……...……….12

Тема 2. Модель круговых потоков ……………………………...……14

2.1. Двухсекторная модель экономики………………………………...14

2.2. Трехсекторная модель экономики……………………………...…17

2.3. Четырехсекторная модель экономики…………………………....20
Тема 3. Система национального счетоводства и основные макроэкономические показатели ………………………………22

3.1. Система национального счетоводства……………………………22

3.2. Валовой внутренний продукт , способы его подсчета…………..24

3.3. Соотношение показателей в СНС…………………………………31

3.4. Номинальный и реальный ВВП. Индексы цен…..………………34
Тема 4. Макроэкономическое равновесие

Базовая макроэкономическая модель

«совокупный спрос – совокупное предложение» ………...38


    1. Сущность и виды макроэкономического равновесия………….38
4.1.1. Сущность базовой модели макроэкономического равновесия «совокупный спрос - совокупное предложение»……. …...……………………………………..39

    1. Совокупный спрос и его факторы………………………………...39

    2. Совокупное предложение………………………………...………..46

      1. Классическая модель совокупного предложения…...….47

      2. Кейнсианская модель совокупного предложения……....52

      3. Совокупное предложение в долгосрочном и кратко-срочном периодах и его факторы………………………….57

    3. Макроэкономическое равновесие в модели АD – AS……...…62
4.5. Шоки совокупного спроса и совокупного предложения….…….66

4.5.1. Шоки совокупного спроса……………………………………66

4.5.2. Шоки совокупного предложения……………………………67
Тема 5. Экономический рост …………………………………………..70

5.1. Экономический рост и варианты его графической

интерпретации…………………………………………………...…...70

5.2. Показатели экономического роста…………………………………72

5.3. Факторы и типы экономического роста……………………………73

5.4. Значение и издержки экономического роста…………………….77

5.5. Государственная политика и экономический рост……………..79
Тема 6. Экономический цикл ……………….………………………….82

6. 1. Экономический цикл, его фазы…………………………………….82

6.2. Причины экономических циклов…………………………...………84

6.3. Поведение макроэкономических показателей в течение

цикла…………………………………………………...……………...85

6.4. Показатели экономического цикла……………………...………...87

6.5. Виды экономических циклов……………………………………..…87

6.6. Современная антициклическая политика……………………...…89
Тема 7 . Безработица ………………………………………..……………90

7.1. Сущность безработицы, ее показатели и виды………………….90

7.2. Последствия безработицы…………………………………………..95

7.3. Государственная политика борьбы с безработицей……………98
Тема 8. Деньги …………………………………………………………….99

8.1. Деньги: их сущность и функции…………………………………...99

8.2. Виды денег и их происхождение…………………………………102

8.3. Денежные агрегаты…………………………………………………105

8.4. Уравнение количественной теории денег. Эмиссия………….107
Тема 9. Инфляция ……………………………………………………....110

9.1. Инфляция, ее виды и показатели. Монетарные и немонетарные объяснения инфляции………………..…………110

9.2. Причины инфляции………………………………………………….112

9.3. Последствия инфляции……………………………….……………113

9.3.1. Отличия в последствиях ожидаемой и непредвиденной инфляции………………………………………………………114

9.3.2. Последствия гиперинфляции……………………………….117

9.3.3. Инфляционная спираль………………………………..……118

9.4. Издержки инфляции………………………………………………..119

9.5. Антиинфляционная политика………………………………….….121
Тема 10. Кредитно - банковская система …………………………123

10.1. Сущность и состав кредитно-банковской системы………….123

10.2. Центральный Банк………………………………………………..123

10.3. Коммерческие банки……………………………………..………124

10.4. Создание денег коммерческими банками. Банковский мультипликатор …………………………………………………………..129
Тема 11. Монетарная политика ………………………………………134

11.1. Сущность, цели и инструменты монетарной политики……...134

11.2. Виды монетарной политики………………………………….….140

11.3. Влияние монетарной политики на экономику………………..141
Тема 12. Налоговая система ………………………………………….143

12.1. Сущность налогов и принципы налогообложения……………143

12.2. Виды налогов……………………………………………………….144

12.3. Воздействие налогов на экономику…………………………….147
Тема 13. Госбюджет и государственный долг ……………..……150

13.1. Госбюджет…………………………………………………………..150

13.1.1. Концепции государственного бюджета………………...151

13.1.2. Дефицит госбюджета и способы его покрытия……….153

13.2. Государственный долг, его виды и последствия……………..156
Тема 14. Фискальная политика ………………………………………159

14.1. Сущность и инструменты фискальной политики……………..159

14.2. Виды фискальной политики……………………………………...160

14.3. Влияние инструментов фискальной политики на

совокупный спрос…………………………………………………..163

14.3.1. Влияние государственных закупок на совокупный

спрос………………………………………………………….163

14.3.2. Влияние налогов на совокупный спрос ……………...…166

14.3.3. Влияние трансфертов на совокупный спрос ………….168
Тема 15. Социальная политика ………………………………………170

15.1. Понятие доходов населения и их назначение………………..170

15.2. Распределение доходов в обществе и измерение степени

их неравенства…………………………………………………...172

15.3. Бедность и ее черты………………………………………………174

15.4. Социальная политика: понятие, принципы и способы ее реализации…………………………………………………………175
Литература ………………………………………………………………..177
Приложение1. Краткие сведения об ученых - экономистах, упоминаемых в курсе лекций…………………………………………... 178
Приложение 2. Нобелевские премии по экономике

за 1969 – 2006 гг …………………………………………….…………... 186
Предисловие.
Макроэкономика в качестве самостоятельной научно-учебной дисциплины изучается в вузах Российской Федерации немногим более десяти лет. За эти годы было опубликовано немало учебников и учебных пособий по макроэкономике как иностранных , так и отечественных авторов, внесших большой вклад в развитие экономического образования в нашей стране. При подготовке данного пособия главной задачей было адаптировать по объему и уровню сложности все имеющиеся публикации и предложить отвечающее требованиям государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования Министерства образования РФ сравнительно краткое учебное пособие, соответствующее количеству часов, отведенных на изучение макроэкономики в технических вузах.

Данное учебное пособие представляет собой курс лекций по макроэкономике, в доступной форме раскрывающий основные вопросы макроэкономической теории. Это позволяет многие проблемы рассматривать в режиме самообучения.

В пособии широко используются графические, табличные и алгебраические формы объяснения, что обеспечивает более высокий уровень усвоения учебного материала. С этой же целью лекционный материал построен таким образом, что все сложные для понимания проблемы макроэкономики рассматриваются на основе хорошо знакомой (из курса экономической теории) базовой макроэкономической модели «совокупный спрос – совокупное предложение». Это позволяет овладеть логикой макроэкономической науки и акцентирует внимание на тех макроэкономических проблемах, решение которых в наибольшей степени отвечает национальным интересам и перспективам развития России.

Пособие снабжено двумя приложениями. В них содержатся краткие сведения об ученых-экономистах, внесших значительный вклад в становление и обогащение макроэкономической науки и упоминаемых в курсе лекций, и о Нобелевских премиях по экономике , присужденных в период с 1969 по 2006 гг. Данная информация имеет немаловажное научно-познавательное значение, она поможет студентам составить относительно цельное представление об изучаемом предмете и укажет источники дополнительных сведений. В сборе материалов для приложений принимали активное участие студенты экономического факультета МАДИ (ГТУ) Демина Е., Сафонова Е., Хренова Т.

Курс лекций, представленный в данном пособии, является базовой частью учебно-методического комплекса по макроэкономике, разработанного автором на основе зарубежных и отечественных учебников и учебных пособий, учебно-методических материалов ГУ ВШЭ и МГУ им. Ломоносова, экономических энциклопедий и словарей, собственных научных и учебно-методических работ. В учебно-методический комплекс по макроэкономике, кроме курса лекций, входят практикум, состоящий из тестов и задач для аудиторных практических занятий и самостоятельной работы студентов, а также сборник итоговых контрольных заданий по основным темам курса.

Данное учебное пособие предназначено , главным образом, для студентов всех форм обучения факультетов экономики и менеджмента технических вузов. Надеюсь, что оно также будет полезно практическим работникам, занятым в финансовых, маркетинговых, управленческих структурах и всем интересующимся макроэкономическими проблемами.

Автор продолжает дальнейшую работу над учебно-методическим комплексом по макроэкономике, планирует включить в него темы, не вошедшие по разным причинам в данное издание, поэтому будет признателен за все критические конструктивные замечания и пожелания.

ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ В МАКРОЭКОНОМИКУ


    1. Предмет макроэкономики . Ключевые макроэкономические проблемы и цели.
1.2. Методологические принципы макроэкономики

    1. 1.3. Макроэкономические модели и их показатели

    1. Предмет макроэкономики
Ключевые макроэкономические проблемы и цели

Макроэкономика изучает закономерности функционирования экономики в целом, исследует взаимодействие экономических субъектов и экономических рынков друг с другом. При таком подходе экономика рассматривается как сложная , иерархически организованная система, как совокупность экономических процессов и явлений, и их показателей.

Как самостоятельное научное направление макроэкономика начинает формироваться с начала 30-х годов ХХ века. Впервые термин «макроэкономика» в 1933 г. в своей статье использовал норвежский ученый, экономист-математик, один из основоположников эконометрики, Нобелевский лауреат 1969 г. Рагнар Фриш. Но сам макроэкономический анализ общеэкономических тенденций притягивает к себе внимание экономистов уже много веков. Так, французский экономист-физиократ Ф.Кенэ в работе «Экономическая таблица» (1758г.) впервые в экономической науке сделал попытку провести анализ общественного воспроизводства с точки зрения определения балансовых пропорций между натуральными и стоимостными элементами общественного продукта. Определенные моменты макроэкономического анализа содержатся в работах английского экономиста Д.Юма в его монетаристском подходе к платежному балансу. Макроэкономический подход к анализу общественного воспроизводства использовал К.Маркс во 2-м томе «Капитала» (1885г.). Он исходил из соответствия между натурально - вещественной и стоимостной структурами совокупного общественного продукта. Однако содержательные основы уже самостоятельного научного направления - макроэкономики были заложены выдающимся английским экономистом, представителем Кембриджской школы, лордом Джоном Мейнардом Кейнсом. В 1936 году выходит его книга «Общая теория занятости, процента и денег», в которой он заложил основы макроэкономического анализа.

В основе кейнсианского анализа лежит проблема занятости, достижение которой нужно искать на стороне эффективного спроса и его компонентов (потребительского и инвестиционного спросов), а также факторов, определяющих их динамику. Дж.М.Кейнс доказал возможность существования в рыночной экономике устойчивой безработицы и недоиспользованных производственных мощностей , но при этом разумная бюжетно-налоговая политика государства может влиять на производство, сокращая тем самым безработицу и сокращая продолжительность экономических кризисов. Таким образом, ДЖ.М.Кейнс обосновал необходимость государственного регулирования экономики как единого целого.

В экономической литературе появляется кейнсианский подход в противовес традиционному и единственному на тот момент классическому подходу к изучению экономических процессов. До середины 60-х гг. XX в. анализ макроэкономической политики государства основывался на кейнсианских догмах. Идеи Кейнса продолжали развивать его последователи: Дж. Хикс, А. Хансен, П. Самуэльсон. И только новые появившиеся теории поставили под сомнение идеи Кейнса. Наиболее весомой критике подверглось кейнсианство со стороны монетаристского направления, возглавляемого М. Фридменом. Большой вклад в развитие и обогащение макроэкономики внесли ученые шведской, чикагской школ, представители но вой классической макроэкономики.
Ключевыми макроэкономическими проблемами являются:


  • экономический рост, его факторы и темпы;

  • анализ экономических циклов;

  • взаимодействие инфляции и безработицы;

  • общий уровень цен и инфляция;

  • уровень ставки процента и денежное обращение;

  • взаимодействие реального и денежного секторов экономики;

  • состояние государственного бюджета и финансирование бюджетного дефицита;

  • анализ состояния торгового, платежного балансов страны и валютного курса ;

  • взаимосвязь национальных рынков внутри страны и с иностранным сектором экономики;

  • достижение эффективной макроэкономической политики государства.
210

Еще фильтры

У репетитора или ученика

У репетитора

У ученика

Дистанционно

Цена за час

От

До

руб

Показывать

Только с фото

Только с отзывами

Только проверенные

Аспирант

Школьный преподаватель

Преподаватель вуза

Частный преподаватель

Носитель языка

Больше 10 лет

Старше 50 лет

Статистика:

210 репетиторов найдено

711 отзыв оставлено учениками

Средняя оценка: 4,5 5 1 Средняя оценка репетиторов, найденных по фильтру

Найдено 210 репетиторов

Сбросить фильтры

подготовка к олимпиадам школьный курс АФХД Банковское дело Макростатистика Макроэкономика Международные экономические отношения +10 Микроэкономика Отраслевые рынки Построение сетевых моделей Финансовый менеджмент Финансовый учет Финансы Эконометрика Экономика предприятия Экономическая статистика Экономическая теория

Школьники 5-11 классов Студенты Взрослые

м. Славянский бульвар

Артур Ахядович

Студент Стаж 5 лет

от 1 200 руб / час

свободен Связаться

Репетитор по макроэкономике

Доброго времени суток, дорогие друзья! Скоро в жизни многих из вас наступит один из самых важных и ответственных периодов: сдача Единого Государственного Развернуть Экзамена, а для кого-то - подготовка к олимпиадам В своё время я прошёл эти нелёгкие испытания, поэтому знаю, сколько сил, времени и нервов отнимает подготовка к сдаче Единого Государственного Экзамена и вступительных экзаменов в университеты. Со своей стороны я хочу предложить вам комплексную подготовку к успешной сдаче ЕГЭ по математике: обеспечить вас необходимой базой для уверенной сдачи данной предметной дисциплины, нейтрализовать существующие пробелы, отработать алгоритмы решения заданий различного уровня сложности, а также вселить уверенность в свои силы и мотивировать ученика на достижение успеха. Также осуществляю подготовку школьников 9 классов к сдаче ОГЭ по аналогичной дисциплине. Помимо всего прочего, большое внимание уделяю подготовке школьников 11-ого класса к написанию олимпиад по экономике, а также подготовке студентов-выпускников к поступлению на магистерские программы по специальностям "Менеджмент", "Управление проектами" и "Маркетинг" в следующие университеты "НИУ ВШЭ", "РЭУ им. Плеханова. Имею 3,5 года суммарного репетиторского стажа работы с учениками старших классов и студентами младших/старших курсов. За это время подготовил более 10-ти человек к успешной сдаче финальных экзаменов.Теперь расскажу Вам немного о себе. Меня зовут Артур. Летом 2017 года я успешно закончил Национальный Исследовательский Университет "Высшая Школа Экономики" с красным дипломом. Окончил факультет бизнеса и менеджмента, а также являюсь сотрудником крупной международной IT-консалтинговой корпорации "Accenture". Поддерживаю активную жизненную позицию и считаю, что жизнь не имеет никакого смысла без двух важных составляющих: движения и цели. В свободное от работы время я занимаюсь спортом, изучаю иностранные языки и основы программирования, а также обучаюсь в магистратуре РЭУ им. Плеханова по направлению "Маркетинг"В работе с учениками одним из главных моих качеств является требовательность. Я считаю, что только совместными усилиями ученика и преподавателя можно достигнуть максимального результата, поэтому я предпочитаю осуществлять подготовку людей, готовых трудиться и прилагать свои усилия, готовых узнавать новое и открывать для себя прекрасные возможности. Со своей стороны я обещаю максимально подробно и понятно изложить необходимый материал для подготовки, применяя индивидуальный подход к каждому школьнику в зависимости от его навыков восприятия и моторики мышления.Если вас вдруг заинтересует моё предложение, по вопросам цены и организации занятий вы можете обратиться ко мне по 2-ум каналам: электронная почта или мобильный телефон.

Моя дочь, студентка первого курса экономического вуза, занималась микроэкономикой 4 занятия с Артуром, велась подготовка к экзамену. Репетитором очень Развернуть довольны. Артур доступно и понятно объяснил материал, научил решать экономические задачи, помог заполнить пробелы в знаниях, возникшие еще с начала учебного года. В результате, моя дочь сдала экзамен на отлично. Все отзывы (3)

Александр Николаевич

Частный преподаватель Стаж 15 лет

от 1 300 руб / час

свободен Связаться

Репетитор по макроэкономике

У репетитора, у ученика, дистанционно

Преподаватель дисциплин: анализ финансовой (бухгалтерской) отчетности, анализ кредитоспособности, АФХД, банковское дело, бухгалтерская отчетность, Развернуть бухгалтерский учет, инвестиционный анализ, корпоративные финансы, МСФО, налоги и налогообложение, налоговое планирование, налоговое право, проектное финансирование, риск-менеджмент, рынок ценных бумаг, финансовая отчетность, финансовое моделирование (в т.ч. в MS Excel), финансовый анализ, финансовый менеджмент, финансовый учет, финансы и кредит, финансы предприятий, экономика, экономика предприятия, экономический анализ, CFA, DipIFR, GAAP US.Опыт преподавательской деятельности с 2003 года.Преподаватель программ MBA и EMBA в Московской международной школе бизнеса МИРБИС, в РГУ нефти и газа им. Губкина, в бизнес-школе EMAS.Ведущий бизнес-семинаров в Институте банковского дела Ассоциации российский банков.Генеральный директор консалтинговой компании.ОПЫТ РАБОТЫ:Генеральный директор консалтинговой фирмы B&G Group (2007 по н/в).Руководитель программы MBA «Управление инвестиционно-строительным бизнесом» в Московской международной школе бизнеса МИРБИС (2016 – по н/в).Преподаватель дисциплин «Проектное финансирование и инвестиционный анализ», «Стратегический менеджмент в девелопменте и строительстве», «Управление проектами» в Московской международной школе бизнеса МИРБИС (2016 – по н/в).Преподаватель дисциплин ««Корпоративные финансы», «Инвестиционный менеджмент», «Финансовый анализ нефтегазовых компаний и их инвестиционная привлекательность», «Геополитические, экономические и инвестиционные риски в работе нефтегазовых компаний», «Финансовое прогнозирование и бюджетирование в нефтегазовых компаниях», «Финансово-инвестиционная документация в нефтегазовых проектах» на программах MBA и EMBA в РГУ нефти и газа им. Губкина (2016 – по н/в).Преподаватель дисциплин «Корпоративные финансы», «МСФО» в бизнес-школе EMAS (2018 – по н/в).Ведущий семинаров в Институте банковского дела Ассоциации российский банков по темам банковского дела, оценки кредитоспособности (2016 по н/в).Преподаватель дисциплин «Анализ финансовой отчетности», «Финансовый менеджмент», «Финансовый менеджмент на малых предприятиях», «Управленческий учет» «Экономический анализ» в Университете «Синергия» (2004 – 2007 гг.)Преподаватель курсов «Финансовый менеджмент» в Ассоциации дополнительного профессионального образования (2004 – 2007 гг.)Заместитель финансового директора в компании «Астон» (грузоперевозки) (2003-2007 гг.)Главный бухгалтер в ООО «Промторгпродукт» (оптовая торговля) (2002 – 2005 гг.)ОБРАЗОВАНИЕ, СЕРТИФИКАЦИИ:Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ), специальность «Финансы и кредит», специализация «Финансовый менеджмент». Год выпуска: 2003 г.Российский новый университет (РосНоУ), специализация «Юриспруденция», год поступления: 2015 (неоконченное), форма обучения: заочное.Московский электротехнический техникум (М.Э.Т.Т), специальность «Экономика, бухгалтерский учет и контроль». Год выпуска: 1998 г.Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов России: аттестат профессионального бухгалтера (уровень «Главный бухгалтер») + ежегодное повышение квалификации. Год присвоения квалификации: 2004 г.Аттестат Главного бухгалтера, выданный при Всероссийской аттестация бухгалтеров Высшей школы бухгалтеров и Финансового Университета при Правительстве РФ. Год аттестации: 2016 г.Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов России: преподаватель по направлениям «Бухгалтерский учет» и «Финансовый менеджмент-I», «Финансовый менеджмент-II».Московская школа экономики: курсы «Финансовый менеджмент».Московская школа экономики: курсы «Специалист по налогообложению».Московская школа экономики: курсы «Бухгалтерский учет и контроль».Институт профессиональных финансовых менеджеров (IPFM, Великобритания), диплом по МСФО.Институт профессиональных финансовых менеджеров (IPFM, Великобритания), диплом по Финансовому менеджменту.Институт прикладной информатики и управления: курсы «GAAP US».Центр компьютерного обучения «Школа программирования: курс «Основы программирования».Сертификат финансового аналитика, выданный Альт-Инвест.Сертификат базового курса Школы финансового директора.Сертификат продвинутого курса Школы финансового директора.Сертификат ФГУП ГНИВЦ ФНС о прохождении семинара «Трансфертное ценообразование. Контролируемые иностранные компании (КИК). Реализация в информационных системах (в т.ч. электронный документооборот). Безопасная сдача отчетности».Сертификат ООО «Аукцион Консалтинг» о прохождении семинара «Налоговые проверки малого бизнеса. Блокирование счетов банками. Банковский контроль операций».ПУБЛИКАЦИИ:Строительный бизнес не чувствует себя успешным // Деловое обозрение, 2018.Рынок жилой недвижимости: новые горизонты // Оценка инвестиций, 2018.Проверенные практикой способы управления деньгами компании (соавторство с Лисицыной Е.В.) // Финансовый директор, № 9, 2009.Договоры в налоговом планировании, офшоры и другие вопросы // Практическое налоговое планирование, N 9, 2009.Организация финансового менеджмента на малых предприятиях // Финансовый менеджмент, № 6, 2004.ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ НАВЫКИ ВЛАДЕНИЯ КОМПЬЮТЕРОМ:Знание последних версий MS Office (продвинутый пользователь), в т.ч. MS Access, MS Visio, MS Project, Power BI.Project Expert ver. 7.Business Studio ver. 4.Базовые знания запросов SQL.1C вер. 7, 1С вер. 8 (продвинутый пользователь). Базовые знания конфигурирования 1С вер. 8.Базовые знания программирования на языке VBA.Базовые знания разметки HTML, языка программирования PHP.ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИАнглийский (Pre-Intermediate).

АФХД Банковское дело Бухучет Деловое администрирование Инвестиционный анализ Кредит Макростатистика +16 Макроэкономика Менеджмент Микроэкономика МСФО Налогообложение Опционы Рынок ценных бумаг Стратегический менеджмент Управленческий учет Финансовый анализ Финансовый менеджмент Финансовый учет Финансы Фондовые рынки Экономика предприятия Экономическая теория

Школьники 10-11 классов Студенты Взрослые

м. Измайловская