Инвестиционный портфель предприятия представляет совокупность. Контрольная работа управление инвестиционным портфелем предприятия. Контрольные вопросы и задания

Исполнение уголовных наказаний как специфическое направление деятельности государства выступает в качестве одного из инструментов реализации общегосударственной задачи по борьбе с преступностью . Учреждения и органы, исполняющие уголовные наказания , осуществят эту задачу путем достижения таких целей уголовного наказания, как исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений . Сущностью уголовного наказания является государственное принуждение, заключающееся в лишении или ограничении прав и свобод осужденного (кара). В связи с этим исполнение уголовного наказания означает установленную нормами уголовно-исполнительного права деятельность учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, направленную на реализацию целей уголовного наказания посредством применения к осужденным мер государственного принуждения.

Основаниями исполнения уголовных наказаний и применения иных мер уголовно-правового характера являются приговор либо изменяющие его определение или постановление суда , вступившие в законную силу, а также акт помилования или акт об амнистии (ст. 7 Уголовно-исполнительного кодекса РФ). Согласно ст. 392 УПК РФ вступившие в законную силу приговор, определение, постановление суда обязательны для всех органов государственной власти , органов местного самоуправления , общественных объединений , должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории РФ. К мерам, обеспечивающим фактическое исполнение вступившего в законную силу приговора, относятся: а) наличие специальных органов, на которые возложена обязанность исполнения конкретных видов уголовного наказания; б) возможность замены назначенного уголовного наказания другим его видом в связи с уклонением осужденного от отбывания наказания; в) установление уголовной ответственности за уклонение от отбывания наказания, неисполнение должностным лицом приговора, определения или постановления суда. Неисполнение приговора, определения, постановления суда влечет за собой ответственность, предусмотренную ст. 315 УК РФ.

Применение мер государственного принуждения к осужденным носит комплексный характер и реализуется в правовых ограничениях, установленных для осужденных порядком и условиями отбывания конкретного вида уголовного наказания. Принуждение присуще всем видам уголовного наказания, но объем правовых ограничений при исполнении каждого из них различен. Наиболее широкий спектр правовых ограничений, в которых заложен карательный потенциал наказания, установлен для осужденных, отбывающих уголовные наказания, связанные с изоляцией от общества (арест , лишение свободы , содержание в дисциплинарной части). Главными здесь выступают ограничения: свободы передвижения, свободы общения, поддержания связи с родственниками и знакомыми, права свободно распоряжаться своими способностями к труду и др. В меньшем объеме правовые ограничения реализуются при исполнении уголовных наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества (ст. 39, 40 Уголовно-исполнительного кодекса РФ). Так, при исполнении наказания в виде исправительных работ кара выражается в ограничении права осужденного на выбор места трудовой деятельности и в удержании из его заработка в доход государства от 5 до 20%. При штрафе карательное воздействие заключается во временном ограничении имущественных прав осужденного, которое продолжается со дня вступления приговора суда в законную силу и до момента полной выплаты назначенной судом суммы штрафа (ст. 31 Уголовно-исполнительного кодекса РФ).

Помимо применения к осужденным мер принуждения исполнение уголовного наказания включает в себя оказание на них психолого-педагогического воздействия, организацию их жизнедеятельности (обеспечение питанием, коммунально-бытовое и медико-санитарное обслуживание), создание условий для труда и отдыха и др. Исполнение любого вида уголовного наказания тесно связано с оказанием исправительного воздействия на осужденного и образует единый карательно-исправительный процесс.

Понятие исправления осужденных и его основные средства

В ч. 1 ст. 9 Уголовно-исполнительного кодекса РФ впервые на законодательном уровне дается определение понятия исправления осужденных. Исправление осужденных - это формирование у них уважительного отношения к человеку , обществу , труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения. Оно рассматривается как процесс изменения личности осужденного, который происходит под воздействием как внешних (объективных), так и внутренних (субъективных) условий ее развития. Внешнее влияние оказывают сотрудники учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания , представители иных государственных и общественных структур, родственники и близкие лиц, отбывающих уголовные наказания , а также другие осужденные. Все они участвуют в процессе нравственного, правового, трудового, эстетического, интеллектуального и физического развития личности осужденного. Именно такая деятельность и охватывается термином «исправительное воздействие».

Исправление осужденных одновременно рассматривается и как результат исполнения наказания и применения средств исправительного воздействия. В настоящее время УК РФ связывает применение, например, условно-досрочного освобождения (ст. 79) с убежденностью суда в том, что для своего исправления осужденный не нуждается в полном отбывании назначенного судом наказания. Следовательно, речь идет об оценочном понятии. Его содержание будет зависеть от степени исправления осужденного, определять которую предстоит учреждениям и органам, исполняющим уголовные наказания. УИК РФ употребляет различные термины, устанавливающие данную степень. Так, ч. 2 ст. 56 определяет, что активное участие осужденных к ограничению свободы в проводимых мероприятиях воспитательного характера поощряется и учитывается при определении степени их исправления.

При определении понятия исправления законодатель акцентирует внимание на формировании у осужденных реально достижимых при исполнении наказания качеств личности - привитие элементарных привычек и навыков поведения в обществе: уважение к человеку, труду, нормам и правилам человеческого общежития.

В соответствии с ч. 2 ст. 9 Уголовно-исполнительного кодекса РФ к основным средствам исправления относятся: 1) установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим); 2) воспитательная работа; 3) общественно полезный труд; 4) получение общего образования; 5) профессиональная подготовка; 6) общественное воздействие (рис. 5).

Рис. 5.

Понятие режима, который определяется как установленный порядок исполнения и отбывания наказания, ранее в исправительно-трудовом законодательстве употреблялось только применительно к исполнению лишения свободы . Режим исполнения и отбывания наказания многофункционален по своей направленности. Он выступает в качестве одного из средств исправления (ч. 2 ст. 9 Уголовно-исполнительного кодекса РФ), создает условия для применения других средств исправления (ч. 2 ст. 82 Уголовно-исполнительного кодекса РФ). Применительно к определенным видам наказаний режим приобретает конкретное содержание. Наиболее полно и всесторонне правила режима реализуются в исправительных учреждениях, арестных домах, дисциплинарных воинских частях и исправительных центрах. Он регламентирует весь образ жизни осужденных как во внерабочее время, так и в процессе трудовой деятельности. Он охватывает все сферы их жизнедеятельности в местах отбывания наказания.

Поскольку режимом определяется внутренний распорядок исправительных учреждений и других учреждений, исполняющих наказания, он включает в себя соответствующие требования по обеспечению правопорядка на территории указанных учреждений, соблюдению как осужденными, так и персоналом своих обязанностей и реализации их прав . Его нормы обращены также к другим лицам, посещающим эти учреждения (представителям органов власти , общественных объединений , служителям культа, родственникам осужденных).

При отбывании наказаний, не связанных с изоляцией от общества, совокупность основных элементов, образующих содержание режима, существенно сужает объем правоограничений осужденных, сокращается регламентация специфических правил их поведения. Однако при исполнении этих наказаний имеет место контроль за поведением осужденных, который выступает в качестве одного из основных элементов режима.

К числу основных средств исправления законодатель относит воспитательную работу, которая направлена на формирование у осужденных элементарных навыков социально одобряемого поведения: уважения к личности человека, обществу, господствующим в нем нормам, правилам поведения и традициям человеческого общежития, к труду и его результатам, к закону . Применительно к конкретным видам наказания УИК РФ определяет направления и основные формы воспитательной работы с осужденными (ст. 56, 109 - 110, 165). Воспитательная работа составляет основную часть профессиональной деятельности многих сотрудников учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания. Она основана на принципах гуманизма и педагогики: включения осужденных в активную общественно полезную деятельность; формирование в среде осужденных отношений, основанных на общечеловеческих ценностях; сочетание требовательности к осужденным с гуманным и справедливым отношением к ним; опора в воспитательной работе на положительные качества личности; комплексный подход к организации воспитательной работы; индивидуальный и дифференцированный подход в процессе воспитания. Воспитательная работа с осужденными включает в себя индивидуальную воспитательную работу, работу с отдельными группами и категориями осужденных, организацию нормального психолого-педагогического климата в их среде, использование воспитательного потенциала других средств исправления осужденных и др.

Общественно полезный труд традиционно является одним из основных средств исправления осужденных. Международные правовые акты о правах человека и обращении с осужденными признают обязательность труда осужденных (п. 2 ст. 71 Минимальных стандартных правил обращения с заключенными). Новые Европейские пенитенциарные правила 2006 г. (п. 26.1) отмечают, что труд в местах заключения следует рассматривать как позитивный элемент внутреннего режима и никогда не применять в качестве наказания. Международный пакт о гражданских и политических правах (п. 3 ст. 8) не относит работу, которую выполняют лица, находящиеся в заключении на основании распоряжения суда, в категории принудительного труда. В ранее действовавшем исправительно-трудовом законодательстве и правоприменительной практике его роль гипертрофировалась: долгое время труд только формально рассматривался как основа исправления осужденных, а исправительные учреждения выступали по существу как промышленные предприятия , которые обязаны были выполнять производственный план и приносить прибыль . Сегодня сложилась противоположная ситуация. Кризис в экономике привел к тому, что многие осужденные из-за отсутствия работы не привлекаются к труду, а безделье, особенно в условиях изоляции от общества, способствует росту количества правонарушений среди осужденных. Но даже в этих условиях в УИК РФ общественно полезный труд рассматривается как обязанность осужденных (ч. 4 ст. 40, ч. 3 ст. 50, ч. 1 ст. 103, ч. 1 ст. 164). Значение общественно полезного труда для исправления осужденного состоит в том, что добросовестное отношение к трудовым обязанностям учитывается при определении степени исправленности конкретного осужденного; позволяет осужденным поддерживать свое физическое и душевное здоровье; является основой удовлетворения материальных потребностей не только осужденного, но и оказания им помощи семье , накопления необходимых средств для устройства после отбывания наказания; нередко трудовые навыки, приобретенные во время отбывания наказания, позволяют осужденному после отбытия наказания решить проблему трудоустройства.

К основным средствам исправления осужденных относятся получение ими общего образования и профессиональная подготовка. Международные акты об обращении с осужденными уделяют значительное внимание их общеобразовательному и профессиональному обучению и рассматривают их в качестве составного элемента воспитания. Этому вопросу посвящен специальный раздел Минимальных стандартных правил обращения с заключенными. В п. 2 ст. 77 подчеркивается, что «обучение заключенных следует по мере возможности увязывать с существующей в стране системой образования». Правило 28.7 Европейских пенитенциарных правил (2006 г.) конкретизирует данное положение. В нем говорится, что насколько это реально осуществимо образование заключенных должно: а) быть интегрировано в общенациональную систему образования и профессионального обучения с тем, чтобы после освобождения они могли без проблем продолжать свое образование и профессиональную подготовку; б) проходить под патронажем внешних учебных заведений. Такое внимание к организации обучения осужденных не случайно, поскольку реализует познавательную деятельность личности. Оно способствуют формированию интеллекта личности, ее жизненных перспектив, нравственному изменению осужденного. В современных условиях учреждения и органы, исполняющие уголовные наказания, совместно с органами образования вынуждены решать сложные вопросы ликвидации неграмотности среди осужденных, получения ими общего образования. Так, в исправительных учреждениях организуется обязательное получение осужденными к лишению свободы, не достигшими возраста 30 лет, общего образования. Осужденным, отбывающим наказания в виде ограничения или лишения свободы, не имеющим необходимой специальности, обеспечиваются получение начального профессионального образования или профессиональная подготовка. Формы и организация образовательного процесса регламентируются УИК РФ (ч. 4 ст. 53, ч. 4 ст. 129, ст. 108, 112, 141) и законодательством РФ об образовании. Федеральный закон от 21 июля 2007 г. № 194-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с установлением обязательности общего образования» установил обязанность администрации исправительного учреждения с учетом имеющихся возможностей оказывать содействие осужденным в получении высшего профессионального образования (ч. 4 ст. 108 УИК). Эта норма позволяет расширить возможности получения осужденными высшего образования посредством дистанционного и заочного обучения.

Повышение образовательного и профессионального уровней создает предпосылки для успешной социальной адаптации осужденного после освобождения от отбывания уголовного наказания.

Впервые в уголовно-исполнительном законодательстве в качестве одного из средств исправления осужденных закреплено общественное воздействие, хотя в ранее действовавшем исправительно-трудовом законодательстве участие общественности в исправлении осужденных предусматривалось в самых разнообразных формах. Положения ч. 2 ст. 9 Уголовно-исполнительного кодекса РФ нашли отражение в различных его статьях (ст. 14, 23, 142). Так, в ст. 23 подчеркивается, что общественные объединения оказывают содействие в работе учреждений и органов, исполняющих наказания, принимают участие в исправлении осужденных. В развитие данного положения в проекте Федерального закона «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии общественных объединений их деятельности» установлены основные направления содействия общественных объединений учреждениям и органам, исполняющим уголовные наказания: а) улучшение условий содержания и медико-санитарного обеспечения осужденных; б) участие в организации труда, досуга, обучения осужденных; в) участие в нравственном, правовом, культурном, социальном, трудовом, физическом воспитании и развитии осужденных; г) обеспечение свободы совести и свободы вероисповедания осужденных; д) оказание помощи осужденным в подготовке к освобождению, решении вопросов жилищно-бытового устройства, трудоустройства, медицинского обслуживания и социального обеспечения , социально-психологической реабилитации и адаптации; е) укрепление материально-технической базы мест принудительного содержания (ст. 16). Для осуществления указанной деятельности в ст. 17 законопроекта определены следующие организационные формы: а) передача учреждениям и органам, исполняющим наказания, и в места содержания под стражей безвозмездной материальной помощи; б) финансирование программ содействия в работе учреждений и органов, исполняющих наказания, и мест содержания под стражей; в) иные формы, не запрещенные законом.

В ч. 3 ст. 9 Уголовно-исполнительного кодекса РФ подчеркивается, что все рассмотренные средства исправления должны применяться в комплексе, при этом должны учитываться вид наказания, характер и степень общественной опасности совершенного преступления , личность осужденного и его поведение. В данном положении отражается принцип дифференциации и индивидуализации исполнения наказания и применения средств исправления. Дифференциация исполнения наказания и применения средств исправления прежде всего базируется на учете вида наказания, которое отбывают осужденные, типологических особенностей различных их категорий (мужчины, женщины, несовершеннолетние , взрослые, инвалиды и т.д.) С учетом особенностей каждого вида наказания и группы осужденных УИК РФ определяет специфический порядок и условия его исполнения и применения исправительных средств.

Индивидуализация применения средств исправления основывается на учете следующих перечисленных в законе признаков: характера совершенного преступления, т.е. является ли оно насильственным, корыстным, направлено ли оно против конкретного гражданина или общества в целом, носит ли оно антигосударственный характер; степени общественной опасности совершенного преступления, т.е. является ли оно преступлением небольшой или средней тяжести, тяжким или особо тяжким (ст. 15 УК РФ); личности осужденного, т.е. его социально-демографических, нравственно-психологических и других признаков, в частности степени социально-нравственной испорченности, которая определяется продолжительностью и интенсивностью прошлой криминальной деятельности, рецидивом преступлений; поведения осужденных, т.е. степени исправления с точки зрения отношения к соблюдению установленного порядка отбывания наказания, участия в общественно полезном труде, самодеятельных организациях осужденных и др.

Таким образом, исполнение уголовных наказаний базируется на действующем уголовно-исполнительном законодательстве и заключается в деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания, по реализации мер государственного принуждения, определенных для конкретного вида уголовного наказания. Исполнение уголовного наказания неразрывно связано с исправительным воздействием на осужденного, которое осуществляется путем применения к нему средств исправления. Исправление осужденных - это формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения. Основными средствами исправления в настоящее время являются: 1) установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим); 2) воспитательная работа; 3) общественно полезный труд; 4) получение общего образования; 5) профессиональная подготовка; общественное воздействие. Эти средства применяются к осужденным на основе принципа дифференциации и индивидуализации.

Исполнение уголовных наказаний как специфическое направление деятельности государства выступает в качестве одного из инструментов реализации общегосударственной задачи по борьбе с преступностью. Учреждения и органы, исполняющие уголовные наказания, осуществляют эту задачу путем достижения целей уголовного наказания. Содержание целей наказания во многом определяет содержание деятельности по их достижению. Устанавливая цели уголовного наказания в качестве конечного результата, которые стремится достичь государство, осуждая виновного за совершение преступления, законодатель предполагает широкомасштабную деятельность специализированных правоохранительных органов по исполнению уголовного наказания.

Статья 43 УК РФ в качестве целей уголовного наказания называет восстановление социальной справедливости, исправление осужденного и предупреждение совершения новых преступлений. Целями уголовно-исполнительного законодательства (ч. 1 ст. 1 УИК РФ) охватываются две последние, но это нс означает, что цель восстановления социальной справедливости ему не присуща.

Как уже отмечалось, восстановление социальной справедливости происходит, прежде всего, на этапе назначения лицу, виновному в совершении преступления, справедливого наказания. Вместе с тем сущностью уголовного наказания как на стадии его назначения, так и в процессе его исполнения является государственное принуждение, заключающееся в лишении или ограничении прав и свобод осужденного (каре). Именно в карательном потенциале любого из видов уголовного наказания объективно заложена необходимость для осужденного претерпеть определенные ограничения, тяготы, страдания в процессе его исполнения. Применяя к осужденному то или иное уголовное наказание и воздействуя на него, государство вторгается в область прав и интересов гражданина, причиняя ему определенные лишения и страдания в соответствии с тяжестью совершенного преступления. Кара заключается в ограничении или лишении различных прав и свобод осужденного: от имущественных прав при штрафе до права на жизнь - при смертной казни. При этом социальная справедливость восстанавливается - в объективно и субъективно возможных пределах соразмерно с совершенным преступлением - в обвинительном приговоре суда, находит свое отражение в содержании назначенного наказания и установленных законом порядке и условиях его исполнения (отбывания).

Основаниями исполнения уголовных наказаний и применения иных мер уголовно-правового характера являются приговор либо изменяющие его определение или постановление суда, вступившие в законную силу, а также акт помилования или акт об амнистии (ст. 7 УИК РФ).

Согласно ст. 392 УПК РФ вступившие в законную силу приговор, определение, постановление суда обязательны для всех органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории РФ. К мерам, обеспечивающим фактическое исполнение вступившего в законную силу приговора, относятся: а) наличие специальных органов, на которые возложена обязанность исполнения конкретных видов уголовного наказания; б) возможность замены назначенного уголовного наказания другим его видом в связи с уклонением осужденного от отбывания наказания; в) установление уголовной ответственности за уклонение от отбывания наказания, неисполнение должностным лицом приговора, определения или постановления суда. Неисполнение приговора, определения, постановления суда влечет за собой ответственность, предусмотренную ст. 315 УК РФ.

Восстановление социальной справедливости посредством применения к осужденному государственного принуждения пронизывает весь процесс исполнения уголовных наказаний. Применение мер государственного принуждения к осужденным носит комплексный характер и реализуется в ограничениях и лишениях прав и свобод, установленных для осужденных содержанием конкретного вида наказания и порядком и условиями его отбывания.

Принуждение (кара) присуще всем видам уголовного наказания, но объем ограничений при исполнении каждого из них различен. Наиболее широкий спектр ограничений установлен для осужденных, отбывающих уголовные наказания, связанные с изоляцией от общества (арест, содержание в дисциплинарной части, лишение свободы). Главными элементами кары здесь выступают ограничения: свободы передвижения, свободы общения, поддержания связи с родственниками и знакомыми, права свободно распоряжаться своими способностями к труду и др. В меньшем объеме кара присуща исполнению уголовных наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества. Так, при исполнении наказания в виде исправительных работ кара выражается в ограничении права осужденного на выбор места трудовой деятельности и в удержании из его заработка в доход государства от 5 до 20%. При штрафе каратель-нос воздействие заключается во временном ограничении имущественных нрав осужденного, которое продолжается со дня вступления приговора суда в законную силу и до момента полной выплаты назначенной судом суммы штрафа.

Однако восстановление социальной справедливости, заложенное в самом процессе исполнения уголовного наказания и связанное с его карательным содержанием, не означает ее отождествления с карой как целью уголовного наказания. Даже самое строгое наказание применяется не для того, чтобы причинить осужденному физические мучения и унизить его личное достоинство: согласно ст. 5 Всеобщей декларации прав человека и ст. 7 Международного пакта о гражданских и политических правах "наказание не ставит перед собой цель причинения физических страданий или унижения человеческого достоинства". Наказание несет с собой конкретные лишения и ограничения прав и свобод осужденному лицу, которые, несомненно, причиняют ему определенные физические неудобства и даже нравственные страдания, но без них исполнение уголовного наказания и восстановление социальной справедливости потеряли бы всякий смысл. Отсюда следует вывод: чем ценнее благо, с лишением и ограничением которого связано то или иное преступление, тем ощутимее должно быть карательное воздействие наказания за его совершение. Кара выражает сущность уголовного наказания и одновременно выступает его пределом, позволяя соразмерно с содеянным воздавать должное виновному лицу.

Таким образом, карательное содержание процесса исполнения уголовного наказания не является самоцелью; лишения и ограничения прав и свобод осужденных должны быть настолько суровы, насколько это предусмотрено законом в интересах обеспечения безопасности личности, общества и государства, достижения таких целей уголовного наказания, как исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений.

Комплекс лишений и ограничений применительно к исполнению конкретного вида уголовного наказания реализуются в режиме, который рассматривается как установленный порядок исполнения и отбывания наказания. Режим обязателен для любого уголовного наказания, так как не только раскрывает карательное содержание данного вида наказания, но и определяет механизм его реализации.

В науке уголовно-исполнительного права выделяют режим исполнения и режим отбывания уголовного наказания.

Режим исполнения уголовного наказания установлен для персонала учреждений и органов, которые в своей деятельности обязаны реализовать весь комплекс лишений и правоограничений, предусмотренных конкретным видом наказания.

Режим отбывания уголовного наказания означает уклад или образ жизни осужденных, связанный с выполнением возложенных на них законом обязанностей, лишений и ограничений, а также осуществлением ими своих прав и законных интересов.

Режимные требования в большем или меньшем объеме присутствуют при исполнении наказаний как связанных, так и не связанных с изоляцией осужденного от общества. Режим исполнения обязательных работ требует от осужденного соблюдать правила внутреннего распорядка организации, в которой он отбывает обязательные работы; добросовестно относиться к труду; работать на определенном для него объекте и отработать установленный судом срок обязательных работ; ставить в известность инспекцию об изменении места жительства.

Применительно к лишению свободы режим содержит ограничения, запреты, правила, охватывающие всю жизнь и деятельность осужденных, их труд, быт, отношения с администрацией и внешним миром. Именно через понятие "режим" раскрывается содержание этого наказания, заключающеюся в изоляции осужденного от общества (ч. 1 ст. 56 УК РФ). Степень изоляции, объем лишений и ограничений для осужденного напрямую зависят от вида исправительного учреждения, где он отбывает лишение свободы. Максимальные лишения и правоограничения, связанные с изоляцией осужденного от общества, установлены в тюрьмах и колониях особого режима для осужденных, отбывающих пожизненное лишение свободы, минимальные - в колониях-поселениях. Режим в местах лишения свободы позволяет осуществлять постоянный надзор за поведением осужденного, предупреждать совершение им новых правонарушений. Кроме того, п. 3 ст. 10 Международного пакта о гражданских и политических правах определяет: "Пенитенциарной системой предусматривается режим для заключенных, существенной целью которого является их исправление и социальное перевоспитание". Тем самым подчеркивается значение карательного воздействия в воспитании осужденных, что позволяет говорить о едином карательно-воспитательном процессе.

Кара и воспитание присутствуют при исполнении любого вида уголовного наказания. Воспитательное воздействие обращено к сознанию, свойствам личности осужденного, его мировоззрению, отношению к назначенному ему уголовному наказанию. В его основе лежат нравственные нормы и правила человеческого общения, принятые в цивилизованном обществе. Именно они определяют порядок и условия, обеспечивающие нормальное отбывание наказания осужденными, способствуют развитию у них нравственных воззрении и установок, формируют навыки и привычки правопослушного поведения. Значение карательных элементов в воспитательном процессе состоит в том, что они содействуют разрушению тех стереотипов асоциального поведения, отрицательных взглядов и установок, которые способствовали совершению преступления, приучают осужденных к дисциплине, порядку, ответственности за выполнение возложенных на них обязанностей и ограничений.

Воспитательная цель уголовного наказания законодателем обозначена как исправление осужденных (ч. 2 ст. 43 УК РФ и ч. 1 ст. 1 УИК РФ). Исправление - это не что иное, как достижение определенного социально полезного результата в воспитании осужденного, в формировании у него внутренней потребности в соблюдении законов, правил, установленных в человеческом обществе.

Исправление осужденного в процессе исполнения уголовного наказания осуществляется по двум общественно значимым направлениям. Во-первых, осуществляется комплексное воздействие на личность с целью нивелирования тех свойств и качеств, которые привели осужденного к совершению преступления, воспитания у него потребностей, интересов, взглядов, нравственных позиций, соотносимых с общечеловеческими ценностями. Для этого механизм исправительного воздействия на осужденного включает в себя различные методы, средства и формы, позволяющие осужденному (безусловно, при его желании) стать законопослушным человеком и не совершать новых преступлений.

Во-вторых, исправление предполагает создание условий для ресоциализации осужденного, т.е. восстановления утраченных им позитивных социальных связей. Особенно это важно при исполнении уголовных наказаний, связанных с изоляцией осужденного от общества. Длительные сроки лишения свободы не только нарушают устойчивые связи осужденных с родными, близкими, трудовыми коллективами, но и способствуют появлению у осужденных иждивенчества, инфантильности, неумения и нежелания принимать и реализовывать решения в жизненных ситуациях, что во многом затрудняет их адаптацию после освобождения. Поэтому процесс исправления тесно увязан с исполнением уголовного наказания и направлен на противодействие негативным последствиям изоляции от общества, развитие у осужденных социально полезных качеств, необходимых для жизни в условиях свободы, формирование в местах лишения свободы межличностных отношений, основанных на общечеловеческих ценностях. Указанные положения образуют две стороны единого исправительного процесса, который осуществляется на всем протяжении исполнения уголовного наказания. Более подробно содержание исправительного воздействия па осужденных будет рассмотрено в следующем параграфе.

В ст. 43 УК РФ и ст. 1 УИК РФ при определении целей наказания и уголовно-исполнительного законодательства говорится не только об исправлении, но и предупреждении совершения новых преступлений. При исполнении уголовного наказания в соответствии с уголовно-исполнительным законодательством используются меры принуждения, создаются условия и используются различные средства (охрана, надзор, контроль и др.)- снижающие либо исключающие возможность совершения осужденным нового преступления. Исполнение уголовного наказания взаимосвязано с общепредупредительным влиянием па всех граждан. Лишения и ограничения нрав и свобод, присущие любому уголовному наказанию, воздействуют на граждан своей угрозой, предостерегают их от совершения преступных деяний, но одновременно и воспитывают их, заставляя соблюдать законы и нормативные предписания.

Таким образом, исполнение уголовного наказания означает установленную нормами уголовно-исполнительного права деятельность учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, направленную на реализацию целей уголовного наказания посредством применения к осужденным мер государственного принуждения.

Помимо применения к осужденным мер принуждения исполнение уголовного наказания включает в себя оказание на них психолого-педагогического воздействия, организацию их жизнедеятельности (обеспечение питанием, коммунально-бытовое и медико-санитарное обслуживание), создание условий для труда и отдыха и др.

Если уголовное право предусматривает основание уголовной ответственности, перечень конкретных составов преступлений и их признаки, виды наказаний, порядок их назначения, основание освобождения от уголовной ответственности и освобождение от наказания, то уголовно-исполнительное право регламентирует порядок и условия исполнения и отбывания наказаний, а также реализации двух мер уголовно-правового характера - условного осуждения и принудительного лечения. Уголовное право, регламентируя виды, сроки и содержание наказаний, решающим образом определяет предмет уголовно-исполнительного права. Правда, следует заметить, что в предмет уголовно-исполнительного права входит, наряду с исполнением наказания, и исправительное воздействие. Цели наказания, обозначенные в уголовном законе (ч. 2 ст. 43 УК РФ), таким же образом определяют задачи и цели уголовно-исполнительного законодательства. Взаимодействие указанных отраслей права осуществляется и при регулировании общих институтов, например освобождения от отбывания наказания и предупреждения рецидива преступлений Уголовное право России. Общая часть: учебник / под ред. Ф.Р. Сундурова, И.А. Тарханова. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Статут, 2009. // СПС Консультант плюс..

В соответствии со ст. 7 УИК РФ основаниями исполнения наказаний и применения иных мер уголовно-правового характера являются приговор либо изменяющее его постановление или определение суда, вступившие в законную силу, а также акт помилования или акт об амнистии. Обвинительный приговор суда, вступивший в законную силу, определение и постановление суда обязательны для всех государственных и общественных предприятий, учреждений и организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории государства.

После обращения приговора к исполнению возникают и начинают развиваться специфические общественные отношения между государством в лице органов, исполняющих уголовные наказания, и осужденным. Специально уполномоченные органы государства и должностные лица применяют меры по реализации обвинительного приговора в соответствии с сущностью и содержанием назначенного судом уголовного наказания.

Наказание по уголовному праву выступает как одно из необходимых средств решения задач сокращения преступности в обществе. Назначая наказание, суд тем самым в рамках определенного вида наказания ограничивает осужденного в осуществлении присущих ему общегражданских прав. Иными словами, в процессе исполнения уголовных наказаний лицу создаются определенные "неудобства", выражающиеся в целом ряде правоограничений, обусловленных полной или частичной изоляцией осужденного.

При исполнении различных видов уголовных наказаний имеет место и спектр различных ограничений.

Наряду с действием норм Общей части УИК РФ законодатель установил специальное регулирование исполнения (отбывания) уголовных наказаний в отношении военнослужащих. Оно касается трех наказаний - ограничения по военной службе, ареста и содержания в дисциплинарной воинской части. Причем если арест может применяться и к гражданским лицам, и к военнослужащим, то два остальных наказания являются специализированными, согласно ст. 51 и 55 УК РФ они могут применяться лишь в отношении военнослужащих Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации (постатейный) / под ред. В.И. Селиверстова. М.: "Проспект", 2011..

Правовое регулирование исполнения и отбывания наказания обеспечиваются в рамках режима, содержащего в себе не только элементы карательного воздействия на осужденных, но и иные элементы, не содержащие в себе каких-либо правоограничений. Строгое соблюдение режимных требований и детальная регламентация в сфере применения наиболее в острой форме принуждения - исполнение уголовного наказания будет способствовать повышению эффективности исправительного воздействия на осужденных.

В соответствии со ст. 7 УИК РФ основаниями исполнения наказаний и применения иных мер уголовно-правового характера являются приговор либо изменяющее его постановление или определение суда, вступившие в законную силу, а также акт помилования или акт об амнистии.

Обвинительный приговор суда, вступивший в законную силу, определение и постановление суда обязательны для всех государственных и общественных предприятий, учреждений и организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории государства.

После обращения приговора к исполнению возникают и начинают развиваться специфические общественные отношения между государством в лице органов, исполняющих уголовные наказания, и осужденным. Специально уполномоченные органы государства и должностные лица применяют меры по реализации обвинительного приговора в соответствии с сущностью и содержанием назначенного судом уголовного наказания.

Наказание по уголовному праву выступает как одно из необходимых средств решения задач сокращения преступности в обществе. Назначая наказание, суд тем самым в рамках определенного вида наказания ограничивает осужденного в осуществлении присущих ему общегражданских прав. Иными словами, в процессе исполнения уголовных наказаний лицу создаются определенные «неудобства», выражающиеся в целом ряде правоограничений, обусловленных полной или частичной изоляцией осужденного.

При исполнении различных видов уголовных наказаний имеет место и спектр различных ограничений.

Так, при исполнении наказаний в виде обязательных работ ограничения состоят в отсутствии права выбора трудовой деятельности. Осужденные к этому виду наказания в соответствии со ст. 26 УИК РФ обязаны работать на определенных для них объектах. При исполнении наказания в виде ограничения свободы осужденный лишается права выбора: места работы, места жительства, права свободного передвижения.

В процессе исполнения наказаний, связанных с полной изоляцией осужденного от общества (арест, лишение свободы), спектр правоограничений увеличивается.

Правоограничения осужденных при исполнении уголовных наказаний определяются режимом, установленным для конкретного вида уголовного наказания.

Режим является своего рода выражением сущности и содержания наказания. А так как сущность и содержание уголовного наказания как особой формы государственного принуждения является кара, то режим выступает одним из концептуальных способов выражения кары и принуждения. Он обеспечивает карательное воздействие на осужденных и создает условия для более эффективного воздействия на осужденного в рамках осуществления процесса исправления.

Исходя из режимных требований определяется внутренний распорядок дня в том или ином исправительном учреждении, т.е. исходя из специфики наказания режим наполняется конкретным содержанием. Наиболее полно требования режима реализуются в местах лишения свободы.

Они определяют весь образ жизни осужденных в период их пребывания в исправительных учреждениях определенного вида режима.

Действующее уголовно-исполнительное законодательство обеспечивает карательное воздействие на осужденного, с одной стороны, в процессе отбывания ими наказания, а с другой стороны, в процессе исполнения наказания компетентными государственными органами. Термины «отбывание» и «исполнение» характеризуют единый процесс карательного воздействия на осужденного, но обращены к различным субъектам уголовно-исполнительных правоограничений.

Нормы режима, в свою очередь, обеспечивают порядок реализации правоограничений, прав и обязанностей соответствующих субъектов и участников процесса исполнения и отбывания наказания.

Режимными правилами определяется внутренний распорядок исправительного учреждения, а также обеспечивается соблюдение соответствующих правил на предприятиях исправительных учреждений, производственных объектах других ведомств, где трудоиспользуются осужденные. Нормы режима обращены к иным гражданам, посещающим места лишения свободы (представителям общественных организаций, служителям культа, родственникам лица, оказывающим юридическую помощь, и т.д.). Правила режима распространяются и на прилегающую к исправительному учреждению территорию.

Исходя из вышесказанного, при отбывании лишения свободы под регламентацию режима подпадают все стороны жизни осужденных, вся

деятельность администрации исправительных учреждений и поведение лиц, посещающих исправительные учреждения.

Являясь элементом выражения карательного воздействия на осужденного, режим в то же время содержит ряд элементов, которые по своему характеру не являются проявлением принудительных мер. Так, правила соблюдения личной гигиены, содержания в чистоте жилых и служебных помещений и т.п. не содержат каких-либо ограничений и соответственно не могут рассматриваться как элементы карательного воздействия.

При исполнении наказаний, не связанных с лишением свободы, законодатель не применяет термин «режим», а использует такие термины, как «порядок» и «условия» отбывания наказания. А режим является не чем иным, как средством, определяющим порядок исполнения и отбывания уголовных наказаний.

Таким образом, подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что правовое регулирование исполнения и отбывания наказания обеспечиваются в рамках режима, содержащего в себе не только элементы карательного воздействия на осужденных, но и иные элементы, не содержащие в себе каких-либо правоограничений. Строгое соблюдение режимных требований и детальная регламентация в сфере применения наиболее в острой форме принуждения - исполнение уголовного наказания будет способствовать повышению эффективности исправительного воздействия на осужденных.