Налоговое стимулирование инноваций в предпринимательском секторе экономики

Диссертация: содержание автор диссертационного исследования: кандидата экономических наук, Шалина, Марина Александровна

Введение.

Глава 1. Современное состояние НИОКР в промышленности средств связи РФ и система налогообложения научных организаций отрасли.

1.1. Методологические подходы к исследованию системы налогового стимулирования НИОКР.

1.2. Особенности НИОКР как объекта налогообложения.

1.3.Характеристика действующей системы налогообложения НИОКР в

Глава 2. Методологические основы определения оптимальной налоговой нагрузки для научных организаций промышленности средств связи.

2.1. Влияние налогообложения на хозяйственную деятельность научных организаций.

2.2. Распределение налоговой нагрузки научной организации по видам налогов.

Глава 3. Основные направления совершенствования системы налогообложения научных организаций.

3.1. Концептуальный подход к исчислению и уплате налогов научными организациями промышленности средств связи в РФ.

3.2. Порядок налогообложения научных организаций и оценка его эффективности.

Диссертация: введение по экономике, на тему "Налоговое стимулирование НИОКР"

Актуальность темы настоящего диссертационного исследования обусловлена тем, что в начале XXI в. главная проблема российской экономики заключается в росте темпов расширенного воспроизводства в стране. Ее решение непосредственно связано с использованием инновационного потенциала отечественной промышленности, в структуре которой особое место занимает производство средств связи. Именно от его уровня развития, в первую очередь, зависят количественные и качественные параметры научно-технического прогресса (НТП) в стране, успех научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок (НИОКР) и их внедрение в российскую экономику.

При равной значимости НТП во всех отраслях отечественного производства, его реализация в промышленности средств связи является объективной основой информационного обеспечения экономической системы России. Именно средства связи обеспечивают создание и использование технологии передачи и защиты информации, что в условиях глобализации экономики является важнейшим фактором роста конкурентоспособности национального хозяйственного комплекса.

Необходимость качественного обслуживания информационных потоков делает проблему развития НИОКР в промышленности средств связи стратегически важной задачей, решаемой параллельно с удвоением ВВП в стране. В этой связи теоретическую и практическую значимость приобретает механизм эффективного регулирования деятельности научных организаций в промышленности средств связи и поиск наиболее результативных финансовых инструментов стимулирования НИОКР в этой отрасли. Наибольшей эластичностью при этом обладают налоговые стимулы деятельности научных организаций и система налогообложения специализированных хозяйственных операций, связанных с реализацией НИОКР.

Эффективная модель налогообложения и распределения налоговой нагрузки между участниками НИОКР в промышленности средств связи является непременным условием их успешной деятельности и дальнейшего развития. Однако до настоящего времени в современном российском налоговом законодательстве эта проблема не решена. В этой связи особую актуальность приобретает разработка концептуальных подходов к формированию особой системы налогообложения НИОКР и научных организаций, а также методическое обеспечение внедрения результатов НТП в практику их деятельности. Только в этих условиях можно добиться наиболее полной реализации потенциальных возможностей промышленности средств связи как объективной основы внедрения инновационных начал в национальное промышленное производство. Именно это позволит в конечном итоге реализовать фискальную и регулирующую функции финансов, позволяющие решить задачу формирования доходов бюджетов всех уровней и стимулирования хозяйственной деятельности в стране.

Таким образом, разработка мер налогового стимулирования НИОКР в научных организациях промышленности средств связи имеет исключительно важный макроэкономический эффект, связанный с ростом темпов развития национальной промышленности и повышения ее конкурентоспособности на мировом рынке.

Все сказанное выше обусловило актуальность темы настоящего исследования, его цель и задачи, теоретическую новизну и практическую значимость.

Целью диссертационного исследования является разработка концептуальных основ налогообложения научных организаций, адаптированных к специфике их деятельности и необходимости стимулирования ускоренного развития НИОКР как базы современного инновационного развития в стране.

Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи.

Во-первых, обобщить теоретический подход к трактовке особенностей налогообложения и дать оценку регулирующей и фискальной функций налогов в отношении реализующих НИОКР научных организаций в Российской Федерации.

Во-вторых, проанализировать особенности налогообложения научных организаций в промышленности средств связи и разработать методологическую основу оптимизации налогообложения.

В-третьих, разработать модель, позволяющую выявить влияние важнейших факторов на эффективность хозяйственной деятельности научной организации в отрасли средств связи, выступающей в качестве налогоплательщика.

В четвертых, рассчитать оптимальный уровень налоговой нагрузки научной организации в отрасли средств связи и варианты ее эффективного распределения между хозяйствующими субъектами, участвующими в процессах осуществления НИОКР.

В-пятых, обосновать направления совершенствования налогообложения научных организаций в промышленности средств связи и методику ее адаптации к сфере НИОКР в других отраслях российской промышленности.

Предметом настоящего исследования является теория и практика налогового стимулирования НИОКР и деятельности научных организаций в отечественной промышленности.

Объектом исследования являются налоговые отношения между государством и организациями, выполняющими научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в промышленности средств связи.

Теоретической основой настоящего исследования послужили работы ученых и практиков в области налогового регулирования, которые находятся в тесной взаимосвязи с положениями экономической теории. Проблемам фискальной и регулирующей функций налогообложения, их взаимосвязей, а также оптимизации налогового бремени посвящены работы таких исследователей, как Е.В. Балацкий, С.В. Барулин, JI.A. Дробозина, М.И. Литвин, Л.П. Окунева, Л.П. Павлова, В.Г. Пансков, А.Б. Паскачев, Г.Б. Поляк, С.В. Разгулин, Д.Г. Черник и других. Кроме того, были использованы практические работы в области налогообложения НИОКР В.Р. Берника, А.В. Брызгалина, А.А. Васильева, А.Н. Головкина. Анализ научной литературы показывает, что вопросы налогового регулирования хозяйствующих субъектов и, в частности, оптимизации налоговой нагрузки разрабатывались широко и продуктивно, однако они почти не касались налогового стимулирования НИОКР.

Методологической базой исследования явились законодательные и нормативные акты Российской Федерации, материалы официальной статистики РФ, Федеральной налоговой службы РФ, Министерства образования и науки РФ, Федерального агентства по промышленности. В диссертационном исследовании использовались методы системного подхода, экономический и логический анализ, математические и статистические методы сопоставлений.

Основной научный результат диссертационного исследования заключается в обосновании и разработке системы эффективного налогообложения научных организаций, нацеленной на стимулирование развития НИОКР и деятельности научных организаций, осуществляющих их в промышленности средств связи. В ходе исследования получены следующие конкретные результаты, обладающие научной новизной.

Во-первых, обобщен теоретический подход к трактовке особенностей налогообложения НИОКР и разработан механизм налогового стимулирования НИОКР, позволяющий оптимально сочетать фискальную и регулирующую функции налогов.

Во-вторых, предложена методологическая основа для разработки программы оптимизации налогообложения научных организаций, осуществляющих НИОКР в промышленности средств связи в условиях вариабельности налогообложения, уровня налоговой нагрузки, а также для оценки эффективности рычагов налогового стимулирования.

В-третьих, определен оптимальный уровень налоговой нагрузки на научную организацию в промышленности средств связи и оценена эффективность различных вариантов ее распределения, с учетом возможностей переложения части нагрузки на иных участников научно-технической деятельности.

В-четвертых, разработан комплекс мер по совершенствованию налогообложения НИОКР, включающий в себя создание единой программы налогообложения научных организаций, не только обеспечивающей налоговое стимулирование НИОКР в промышленности средств связи, но и пригодной к адаптации для аналогичных целей в иных отраслях.

Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования представлена в предложениях по реформированию налогообложения НИОКР с целью стимулирования их ускоренного развития. Самостоятельную значимость имеет разработанный в ходе исследования методологический подход к определению оптимального уровня налоговой нагрузки, который позволяет строить модели, адекватно отображающие влияние налогообложения на хозяйственную деятельность не только научных организаций, относящихся к отрасли промышленности средств связи, но и иных хозяйствующих субъектов. На основании таких моделей можно будет находить предельно допустимый и оптимальный уровни налоговой нагрузки для любой заданной категории организаций.

Основные положения и материалы диссертации могут быть полезны при чтении лекций в высших учебных заведениях по таким дисциплинам, как «Налоги и налогообложение», «Анализ и оптимизация налогооблагаемой базы», «Организация и методы налоговых проверок».

Диссертация: заключение по теме "Финансы, денежное обращение и кредит", Шалина, Марина Александровна

Заключение

В результате проведенного в диссертационной работе исследования автором были получены следующие результаты.

Дана характеристика НИОКР как особого объекта налогообложения. Выявлены проблемы научных организаций, главная из которых заключается в недостатке средств для проведения исследований и разработок. На основании проведенного анализа действующей системы налогообложения научных организаций и научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ сделан вывод о том, что в настоящее время в Российской Федерации не существует единой системы налогообложения научных организаций, которая учитывала бы особенности их деятельности. При этом налоговая нагрузка на научные организации чрезвычайно высока и имеет тенденцию к дальнейшему росту. Действующее налоговое законодательство в части, относящейся к научным организациям, неудовлетворительно, что не позволяет осуществлять налоговое стимулирование НИОКР и нуждается в коренном пересмотре.

Проблемы нехватки средств и несовершенства налогообложения взаимосвязаны: первая могла бы быть решена путем совершенствования системы налогообложения научных организаций. Для этого, прежде всего, должна быть разработана схема налогообложения, учитывающая, во-первых, максимально допустимый уровень налоговой нагрузки и, во-вторых, важнейшие особенности научно-технического производства, на основании которой следует разработать новый порядок налогообложения НИОКР. Сделанный в результате проведенного исследования вывод о необходимости реформирования именно системы налогообложения НИОКР и научных организаций, является одним из результатов диссертационной работы.

Результатом проведенного исследования является разработанная автором методология определения оптимального уровня налоговой нагрузки. В рамках ее предложен авторский способ исчисления налоговой нагрузки, который без дополнительных расчетов позволяет отслеживать взаимосвязь между совокупной величиной уплачиваемых налогов и величиной средств, направляемых на развитие производства, т.е. влияние уровня налоговой нагрузки на расширение научно-технического производства, чему и посвящено настоящее исследование. Для этой же цели была построена модель процесса хозяйственной деятельности научной организации, относящейся к отрасли промышленности средств связи, в условиях расширенного воспроизводства. Следует отметить, что разработанная методика позволит строить аналогичные модели и для других категорий организаций. Построение модели является самостоятельным результатом проведенной работы.

В результате исследования установлены предельно допустимый и оптимальный уровни налоговой нагрузки. Предельно допустимым признан такой уровень налоговой нагрузки, при котором сумма совокупных налоговых поступлений в бюджет достигает максимальной величины. Оптимальным - уровень налоговой нагрузки, при котором достигаются одновременно максимальные из возможных величин совокупные налоговые поступления в бюджет и прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия.

С целью стимулирования развития НИОКР разработан концептуальный подход к исчислению и уплате налогов научными организациями промышленности средств связи в Российской Федерации.

Рассматривается проблема разработки единой программы налогообложения научных организаций, призванной стимулировать развитие НИОКР в Российской Федерации. Для этого была разработана общая схема налогообложения научных организаций, обеспечивающая оптимальный уровень нагрузки. Особенностью этой схемы является использование пониженных ставок налогов в первые годы ее применения, благодаря чему научные организации получают льготный период для ускоренного расширения производства, а первоначальные потери бюджета от низких ставок впоследствии с избытком компенсируются за счет увеличения налогооблагаемой базы.

На основе описанной схемы разработан единый «Порядок налогообложения научных организаций», что является итоговым результатом проведенного диссертационного исследования. Использование данного «Порядка» на практике должно обеспечить расширение научно-технического производства не только на уровне отдельных научных организаций, но и на макроэкономическом уровне за счет следующего механизма. Проблема нехватки у научных организаций средств для создания научно-технического задела решается благодаря снижению уровня налоговой нагрузки, что увеличивает прибыль, остающуюся в распоряжении организаций. Имея возможность создавать заделы, научная организация сможет более успешно привлекать новых заказчиков, в том числе негосударственных. Таким образом, объем выполняемых НИОКР будет постоянно расти; кроме того, разнообразится их качественный состав, поскольку основной прирост составят НИОКР гражданского характера.

Помимо непосредственно стимулирования развития НИОКР, предлагаемый «Порядок.» позволит в долгосрочной перспективе увеличить налоговые доходы бюджета, получаемые от налогоплательщиков - научных организаций. Рост объемов выполняемых и реализуемых НИОКР сопровождается ростом налогооблагаемых баз по всем налогам, что даже при сравнительно низких ставках обеспечит значительные поступления в бюджет. Таким образом, внедрение разработанного «Порядка налогообложения научных организаций» позволит выполнить две задачи: обеспечить ускоренное развитие научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и одновременно увеличить доходы государственного бюджета.

Введение

Глава 1. Современное состояние НИОКР в промышленности средств связи РФ и система налогообложения научных организаций отрасли 8

1.1. Методологические подходы к исследованию системы налогового стимулирования НИОКР 8

1.2. Особенности НИОКР как объекта налогообложения 12

1.3.Характеристика действующей системы налогообложения НИОКР в РФ 30

Глава 2. Методологические основы определения оптимальной налоговой нагрузки для научных организаций промышленности средств связи 52

2.1. Влияние налогообложения на хозяйственную деятельность научных организаций 52

2.2. Распределение налоговой нагрузки научной организации по видам налогов 83

Глава 3. Основные направления совершенствования системы налогообложения научных организаций 91

3.1. Концептуальный подход к исчислению и уплате налогов научными организациями промышленности средств связи в РФ 91

3.2. Порядок налогообложения научных организаций и оценка его эффективности 128

Заключение 140

Список использованной литературы 143

Приложения

Введение к работе

Актуальность темы настоящего диссертационного исследования обусловлена тем, что в начале XXI в. главная проблема российской экономики заключается в росте темпов расширенного воспроизводства в стране. Ее решение непосредственно связано с использованием инновационного потенциала отечественной промышленности, в структуре которой особое место занимает производство средств связи. Именно от его уровня развития, в первую очередь, зависят количественные и качественные параметры научно-технического прогресса (НТП) в стране, успех научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок (НИОКР) и их внедрение в российскую экономику.

При равной значимости НТП во всех отраслях отечественного производства, его реализация в промышленности средств связи является объективной основой информационного обеспечения экономической системы России. Именно средства связи обеспечивают создание и использование технологии передачи и защиты информации, что в условиях глобализации экономики является важнейшим фактором роста конкурентоспособности национального хозяйственного комплекса.

Необходимость качественного обслуживания информационных потоков делает проблему развития НИОКР в промышленности средств связи стратегически важной задачей, решаемой параллельно с удвоением ВВП в стране. В этой связи теоретическую и практическую значимость приобретает механизм эффективного регулирования деятельности научных организаций в промышленности средств связи и поиск наиболее результативных финансовых инструментов стимулирования НИОКР в этой отрасли. Наибольшей эластичностью при этом обладают налоговые стимулы деятельности научных организаций и система налогообложения специализированных хозяйственных операций, связанных с реализацией НИОКР.

Эффективная модель налогообложения и распределения налоговой нагрузки между участниками НИОКР в промышленности средств связи является

4 непременным условием их успешной деятельности и дальнейшего развития. Однако до настоящего времени в современном российском налоговом законодательстве эта проблема не решена. В этой связи особую актуальность приобретает разработка концептуальных подходов к формированию особой системы налогообложения НИОКР и научных организаций, а также методическое обеспечение внедрения результатов НТП в практику их деятельности. Только в этих условиях можно добиться наиболее полной реализации потенциальных возможностей промышленности средств связи как объективной основы внедрения инновационных начал в национальное промышленное производство. Именно это позволит в конечном итоге реализовать фискальную и регулирующую функции финансов, позволяющие решить задачу формирования доходов бюджетов всех уровней и стимулирования хозяйственной деятельности в стране.

Таким образом, разработка мер налогового стимулирования НИОКР в научных организациях промышленности средств связи имеет исключительно важный макроэкономический эффект, связанный с ростом темпов развития национальной промышленности и повышения ее конкурентоспособности на мировом рынке.

Все сказанное выше обусловило актуальность темы настоящего исследования, его цель и задачи, теоретическую новизну и практическую значимость.

Целью диссертационного исследования является разработка концептуальных основ налогообложения научных организаций, адаптированных к специфике их деятельности и необходимости стимулирования ускоренного развития НИОКР как базы современного инновационного развития в стране.

Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи.

Во-первых, обобщить теоретический подход к трактовке особенностей налогообложения и дать оценку регулирующей и фискальной функций налогов в отношении реализующих НИОКР научных организаций в Российской Федерации.

Во-вторых, проанализировать особенности налогообложения научных организаций в промышленности средств связи и разработать методологическую основу оптимизации налогообложения.

В-третьих, разработать модель, позволяющую выявить влияние важнейших факторов на эффективность хозяйственной деятельности научной организации в отрасли средств связи, выступающей в качестве налогоплательщика.

В четвертых, рассчитать оптимальный уровень налоговой нагрузки научной организации в отрасли средств связи и варианты ее эффективного распределения между хозяйствующими субъектами, участвующими в процессах осуществления НИОКР.

В-пятых, обосновать направления совершенствования налогообложения научных организаций в промышленности средств связи и методику ее адаптации к сфере НИОКР в других отраслях российской промышленности.

Предметом настоящего исследования является теория и практика налогового стимулирования НИОКР и деятельности научных организаций в отечественной промышленности.

Объектом исследования являются налоговые отношения между государством и организациями, выполняющими научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в промышленности средств связи.

Теоретической основой настоящего исследования послужили работы ученых и практиков в области налогового регулирования, которые находятся в тесной взаимосвязи с положениями экономической теории. Проблемам фискальной и регулирующей функций налогообложения, их взаимосвязей, а также оптимизации налогового бремени посвящены работы таких исследователей, как Е.В. Балацкий, СВ. Барулин, Л.А. Дробозина, М.И. Литвин, Л.П. Окунева, Л.П. Павлова, В.Г. Пансков, А.Б. Паскачев, Г.Б. Поляк, СВ. Разгулин, Д.Г. Черник и других. Кроме того, были использованы практические работы в области налогообложения НИОКР В.Р. Берника, А.В. Брызгалина, А.А. Васильева, А.Н. Головкина. Анализ научной литературы показывает, что вопросы налогового регулирования хозяйствующих субъектов и, в частности, оптимизации налоговой

нагрузки разрабатывались широко и продуктивно, однако они почти не касались налогового стимулирования НИОКР.

Методологической базой исследования явились законодательные и нормативные акты Российской Федерации, материалы официальной статистики РФ, Федеральной налоговой службы РФ, Министерства образования и науки РФ, Федерального агентства по промышленности. В диссертационном исследовании использовались методы системного подхода, экономический и логический анализ, математические и статистические методы сопоставлений.

Основной научный результат диссертационного исследования заключается в обосновании и разработке системы эффективного налогообложения научных организаций, нацеленной на стимулирование развития НИОКР и деятельности научных организаций, осуществляющих их в промышленности средств связи. В ходе исследования получены следующие конкретные результаты, обладающие научной новизной.

Во-первых, обобщен теоретический подход к трактовке особенностей налогообложения НИОКР и разработан механизм налогового стимулирования НИОКР, позволяющий оптимально сочетать фискальную и регулирующую функции налогов.

Во-вторых, предложена методологическая основа для разработки программы оптимизации налогообложения научных организаций, осуществляющих НИОКР в промышленности средств связи в условиях вариабельности налогообложения, уровня налоговой нагрузки, а также для оценки эффективности рычагов налогового стимулирования.

В-третьих, определен оптимальный уровень налоговой нагрузки на научную организацию в промышленности средств связи и оценена эффективность различных вариантов ее распределения, с учетом возможностей переложения части нагрузки на иных участников научно-технической деятельности.

В-четвертых, разработан комплекс мер по совершенствованию налогообложения НИОКР, включающий в себя создание единой программы налогообложения научных организаций, не только обеспечивающей налоговое стимули-

7 рование НИОКР в промышленности средств связи, но и пригодной к адаптации для аналогичных целей в иных отраслях.

Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования представлена в предложениях по реформированию налогообложения НИОКР с целью стимулирования их ускоренного развития. Самостоятельную значимость имеет разработанный в ходе исследования методологический подход к определению оптимального уровня налоговой нагрузки, который позволяет строить модели, адекватно отображающие влияние налогообложения на хозяйственную деятельность не только научных организаций, относящихся к отрасли промышленности средств связи, но и иных хозяйствующих субъектов. На основании таких моделей можно будет находить предельно допустимый и оптимальный уровни налоговой нагрузки для любой заданной категории организаций.

Основные положения и материалы диссертации могут быть полезны при чтении лекций в высших учебных заведениях по таким дисциплинам, как «Налоги и налогообложение», «Анализ и оптимизация налогооблагаемой базы», «Организация И методы налоговых проверок».

Методологические подходы к исследованию системы налогового стимулирования НИОКР

Методологический подход к исследованию системы налогового стимулирования НИОКР подразумевает, прежде всего, установление некоторых ограничений объекта исследования.

Во-первых, в данной работе рассматриваются только специализированные учреждения, занимающиеся научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими работами, т.е. научно-исследовательские организации, относящиеся к промышленности средств связи.

Во-вторых, необходимо учесть, что собственно НИР и ОКР - лишь часть деятельности научных организаций, большинство которых осуществляют и целый ряд дополнительных видов деятельности, как непосредственно связанных с НИОКР (внедрение разработанного оборудования, оказание консультационных и экспертных услуг и т.п.), так и не связанных. В настоящем исследовании рассматривается деятельность научных организаций, связанная с НИОКР, при этом последним уделяется основное внимание.

В-третьих, специфика отрасли не позволяет оперировать натуральными измерителями, поскольку ни для научно-исследовательских, ни для опытно-конструкторских работ их не существует. Поэтому в данном исследовании применяются только экономические показатели без их натурального выражения.

Настоящее исследование посвящено стимулированию развития НИОКР. Развитие НИОКР как отрасли или (и) вида деятельности, можно охарактеризовать следующими факторами. Первый характеризует общее увеличение объема НИОКР, в том числе за счет увеличения количества организаций, выполняющих НИОКР и объемов НИОКР, выполняемых каждой организацией, а также большей масштабности отдельно взятых НИР и ОКР.

Второй определяет повышение уровня производимых НИОКР, в том числе за счет уровня «научного наполнения» работ (т.е. доли новых знаний и решений в каждой разработке), расширение практической применимости результатов, их пригодности к дальнейшей модификации и доработке, сокращение уровня затратности и рост уровня рентабельности.

Третий связан с упрочением финансового положения научных организаций, повышением прибыльности их деятельности, и, как следствие, повышением благосостояния их сотрудников, что выражается в увеличении заработной платы и различных выплат социального характера.

Очевидно, что все три фактора взаимосвязаны, и без любого из них остальные не могут быть осуществлены в полной мере.

Если брать количественные показатели, которые характеризуют успешное развитие либо упадок, то двумя главными будут объем выполняемых работ и размер прибыли. При этом необходимо сделать некоторые уточнения.

Влияние налогообложения на хозяйственную деятельность научных организаций

В первой главе данной диссертации были проанализированы основные принципы налогообложения НИОКР на примере отдельно взятой научной организации отрасли промышленности средств связи, в качестве которой был выбран НИИ «ABC». В ходе анализа была определена налоговая нагрузка, приходящаяся на данный НИИ, которая оказалась равной 69,4%. Один из вопросов, на который необходимо ответить в ходе исследования, заключается в следующем: является ли данный уровень налоговой нагрузки приемлемым для научных организаций, или же он слишком тяжел.

В первом случае целью дальнейшего исследования будет разработка такой схемы налогообложения научных организаций, которая при сохранении существующего уровня нагрузки будет более удобной для организаций. Во втором случае - нахождение оптимального уровня нагрузки и построение схемы налогообложения на его основе.

Критерием оптимальности налоговой нагрузки выступает сочетание как можно более полного выполнения двух условий: наибольшего размера поступлений в бюджет и достаточности средств, которые остаются в распоряжении научной организации и могут быть направлены на расширение научно-технического производства. При этом следует различать предельно допустимую (максимальную) налоговую нагрузку и оптимальную нагрузку, которая, как можно предположить, должна быть несколько ниже предельно допустимой. Подобным образом термины «максимальная» и «оптимальная» налоговая нагрузка использует М.И. Литвин своей статье «Налоговая нагрузка и экономиче 53 ские интересы предприятий». Определения предельно допустимой и оптимальной налоговых нагрузок будут предложены ниже.

Поступления в бюджет выделены в качестве первого из условий оптимальности, поскольку научные организации, как и любые другие предприятия, встроены в единую экономическую систему страны, и не могут рассматриваться изолировано. С одной стороны, большинство из них, особенно в указанной отрасли, выполняют государственный заказ и потребляют бюджетные средства. С другой, они являются и крупными налогоплательщиками. Таким образом, денежные средства, полученные государством от научных организаций в виде налогов и сборов, возвращаются к тем же научным организациям в виде оплаты заказанных государством НИОКР, являющихся важнейшим элементом экономики, без которого она не может успешно развиваться.

Разумная бюджетная политика (и экономическая политика в целом) должна строиться на принципах полной отдачи всех включенных в сферу ее действия налогоплательщиков, согласно которому ни один налогоплательщик не должен уплачивать налогов меньше, чем может уплатить без ущерба для себя. Только таким способом достигается всеобщность и равенство налогообложения, заявленные в статье 3 Налогового кодекса «Основные начала законодательства о налогах и сборах». Этому же должны служить и налоговые льготы, которые могут преследовать одну из двух целей. Во-первых, снижение налоговой нагрузки позволяет налогоплательщику высвободить дополнительные средства, за счет которых может осуществляться расширение производства, а следовательно, и налогооблагаемой базы, и поступлений в бюджет. Во-вторых, посредством налоговых льгот осуществляется принцип налогообложения, установленный статьей 3 первой части Налогового кодекса:

«При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога» .

1 Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая. - М.,2004. - с.4. Важным обстоятельством, оправдывающим приоритет интересов бюджета над интересами научных организация, является и то, что существуют другие налогоплательщики, кроме научных организаций, и другие расходные статьи бюджета, кроме НИОКР. При всей важности науки для экономического развития государства, нет никаких оснований делать для нее исключение и взимать с организаций, связанных с НИОКР, меньше налогов, чем они могут уплатить без ущерба для себя.

Концептуальный подход к исчислению и уплате налогов научными организациями промышленности средств связи в РФ

Во второй главе настоящей диссертации была разработана общая схема налогообложения научных организаций. Для того, чтобы эта схема могла применяться на практике, необходимо наполнить ее конкретным содержанием и описать порядок исчисления каждого включенного в нее налога.

Предлагаемый в данном параграфе «Порядок налогообложения научных организаций» (далее - «Порядок») базируется на схеме налогообложения научных организаций, разработанной во второй главе, а именно Варианте 2. Сохранены использованные в этом варианте ставки всех налогов, которые были подобраны так, чтобы совокупная сумма налоговой нагрузки (в период использования фиксированных ставок) максимально приблизилась к величине нагрузки, признанной оптимальной, т.е. 62%. Впрочем, возможны некоторые колебания уровня нагрузки вокруг этой величины, поскольку по сравнению с предварительным расчетом уточнены налогооблагаемые базы.

«Порядок» разработан для применения исключительно научными организациями, в том числе в случаях, когда они выступают в качестве заказчиков НИОКР.

Здесь необходимо отметить следующее. Использование для какой-либо отдельно взятой отрасли либо типа предприятий собственной системы налогообложения, никак не связанной с общей действующей системой налогообложения, разумеется, неправомерно, и противоречит «Основным началам законодательства о налогах и сборах», установленным Налоговым кодексом. Однако вполне правомерно и даже необходимо учитывать в налоговом законодательстве отраслевую специфику хозяйственной деятельности различных организаций, с тем, чтобы и фискальная, и регулирующая функции налогообложения проявлялись с максимальной эффективностью. Этот учет отраслевой специфики может выражаться в предоставлении налоговых льгот, в особом порядке учета и налогообложения отдельных хозяйственных операций, характерных для данных организаций; все это, в большей или меньшей степени присутствует в действующем Налоговом кодексе и не противоречит «Основным началам...». Не противоречит «Основным началам...» и отраслевая дифференциация ставок налогов, поскольку она является разновидностью льготирования. Такая дифференциация напрямую не предусмотрена в кодексе, однако встречается в неявном виде, например, в отношении ставок налога на добавленную стоимость, когда предприятия, в зависимости от основного вида своей деятельности, и, следовательно, принадлежности к определенной отрасли, преимущественно уплачивают налог по большей либо меньшей ставке (18%, 10%, 0%), либо не уплачивают его.

Разработку в настоящем исследовании особого порядка налогообложения научных организаций не следует рассматривать, как попытку ввести для них изолированную от действующего законодательства систему налогообложения. Все включенные в данный «Порядок» налоги, за исключением налога на прибыль, базируются на соответствующих положения Налогового кодекса; предлагаемые изменения касаются только хозяйственных операций, характерных для научных организаций, реже других предприятий, непосредственно связанных с научно-технической деятельностью.

Что касается налога на прибыль, то предлагается коренным образом изменить порядок исчисления данного налога, а именно отказаться от изолированного налогового учета и вернуться к исчислению налогооблагаемой прибыли на основании данных бухгалтерского учета. О многочисленных недостатках действующего в настоящее время порядка исчисления налога на прибыль говорилось в первой главе данного исследования: это, прежде всего, значительное расхождение между суммой налогооблагаемой и фактически полученной прибылью и сложность ведения учета. Первое может привести к завышению ре 93 альной налоговой нагрузки по сравнению с формально предлагаемой, либо к ее занижению и, следовательно, неисполнению доходной части бюджета. Что же касается второго пункта, то в литературе, посвященной вопросам совершенствования налогообложения, неоднократно отмечалось, что упрощение порядка исчисления налогов является важным элементом этого совершенствования. На основании вышеизложенного можно утверждать, что не только для научных организаций, но и для всех хозяйствующих субъектов, уплачивающих налог на прибыль, предпочтительнее отказаться от параллельного ведения бухгалтерского и налогового учетов. В остальном же изменения, которые предлагается внести в налог на прибыль, как и в остальные налоги, касаются только специфики деятельности научных организаций.

Налоговое стимулирование инноваций

в предпринимательском

секторе экономики

АЛЕКСАНДР ДАГАЕВ

ведущий научный сотрудник ИМЭМО РАН

Технологические нововведения - залог обеспечения конкурентоспособности

хозяйствующих субъектов в современной экономике

Государственное регулирование может и должно способствовать усилению

инновационного потенциала предприятий

Одним из основных механизмов такого регулирования являются

налоговые льготы

Одна из наиболее важных задач государственного регулирования в условиях открытой рыночной экономики - повышение конкурентоспособности национальных предприятий на внутреннем и внешнем рынках. Ее актуальность в последние годы усиливается под влиянием глобализации экономических отношений и расширения масштабов деятельности ТНК.

Конкурентоспособность - это прежде всего эффективность производства и качество продукции (товаров и услуг) в сочетании с возможностями наиболее полного удовлетворения рыночного спроса. Стратегическим направлением обеспечения конкурентоспособности в современной экономике является использование достижений науки и техники, материализованных в продуктовых или технологических нововведениях. Не случайно многие компании, находящиеся в первых рядах рейтингов по показателю капитализации (т. е. фактической стоимости на фондовом рынке), одновременно лидируют и по затратам на проведение НИОКР.

Однако расходы на НИОКР, которые у некоторых крупнейших компаний превышают иногда 5 млрд долл. в год, подобны двуликому Янусу. С одной стороны, без них невозможно освоение новых перспективных идей и продвижение инноваций, с другой - они увеличивают и без того немалые издержки наукоемкого производства , что ведет к повышению себестоимости конечной продукции и, следовательно, ее стоимости для потребителя. По сути, имеет место порочный круг, выйти из которого во многих случаях помогает государственное регулирование.

Формы государственного

стимулирования НИОКР

Как свидетельствует мировой опыт, государственная политика в отношении НИОКР и инноваций частного сектора осуществляется в различных формах. Наиболее часто применяются такие методы, как предоставление предприятиям права на использование новых технологий , разработанных в госсекторе или при финансовом содействии государства в университетах и других учебных заведениях (трансфер технологий), а также различные формы государственной финансовой поддержки.

Последние можно условно разделить на четыре основные категории:

Не использованный в текущем году НК может быть перенесен на будущий период. В 2000 г. на право его получения претендовало около 7 тыс. предприятий различных секторов экономики, но только около 3,2 тыс. фирм смогли воспользоваться этой льготой. Более половины из них относились к малому и среднему бизнесу. Предоставление исследовательского НК стоило государству 426,8 млн евро.

В настоящее время во Франции готовятся две новые схемы фискального стимулирования НИОКР в частном секторе. Первая рассчитана на новые компании в наукоемком секторе производства, исследовательские расходы которых превышают 15% оборота. Ожидается, что они получат освобождение от налогов на восемь лет, хотя окончательное решение еще не принято. Вторая схема должна стимулировать частных инвесторов («ангелов»), вкладывающих средства в стартовые инновационные фирмы.

В налоговом законодательстве Испании, стимулирующем затраты на НИОКР с 1979 г., предусматривается комбинация объемных и приростных налоговых льгот. В 2002 г. компании могли претендовать на НК в размере 30% от объема расходов в текущем налоговом году и 50% от превышения средних расходов за последние два года. Кроме того, дополнительные налоговые льготы в сфере НИОКР введены на региональном уровне.

Во многих странах устанавливаются льготные нормы для амортизации капитальных расходов на научное оборудование, которые помимо стимулирующего эффекта способствуют поддержанию конкурентоспособности самих НИОКР.

Если предприятие расходует свои средства на проведение НИОКР и приобретение оборудования, но не имеет достаточной прибыли, чтобы воспользоваться налоговыми льготами в полном объеме, законодательство ряда стран предусматривает возможность переноса такого права на будущее. Период действия отложенных налоговых льгот может составлять от одного года до 15 лет в зависимости от характера осуществляемых инвестиций.

Необходимость в подобной мере обусловлена цикличностью рыночной экономики, чередованием периодов спада и оживления конъюнктуры. В моменты кризисов, когда прибыль резко падает или вообще отсутствует, предприятия часто больше всего нуждаются в обновлении ассортимента продукции и переходе на новые, более эффективные технологии. Однако доход, позволяющий рассчитывать на получение предусмотренных законом налоговых льгот, может появиться лишь спустя определенное время, когда наступит оживление экономики, и во многом благодаря модернизации производства.

В переносе налоговых льгот на будущее могут быть заинтересованы также новые или перепрофилируемые наукоемкие предприятия, особенно создающиеся малые инновационные фирмы, не получающие прибыль в данный период.

В Нидерландах выработана особая схема налоговых льгот, ориентированная на привлечение исследовательского персонала в частные компании. С 1994 г. фирмы могут вычитать из своих налоговых обязательств и обязательств по социальному страхованию часть затрат на выплату заработной платы работникам, участвующим в проведении НИОКР. Данная льгота первоначально составляла 25% соответствующих затрат на заработную плату в диапазоне до 100 тыс. гульденов и 12,5% сверх данного лимита, при этом ее суммарная величина не могла превышать 10 млн гульденов. Лица, ведущие самостоятельную хозяйственную деятельность и тратящие на НИОКР более 875 рабочих часов в год, могли в соответствии с законом дважды в течение года подавать заявку на проведение дополнительных вычетов в размере 6 тыс. гульденов.

После введения в странах ЕС единой валюты указанная схема несколько изменилась.

Работодатели получили право уменьшать для целей налогообложения сумму затрат на заработную плату исследовательскому персоналу на 40% в пределах 90,7 тыс. евро и на 13% - свыше этого уровня.

Швеция, Дания, Нидерланды и Финляндия с помощью налоговых льгот стимулируют привлечение в частный сектор высококвалифицированных зарубежных специалистов, однако данная мера носит общий характер и относится не только к сфере НИОКР. Так, в Швеции предусматривается снижение налогооблагаемого дохода иностранцев на 25% в течение первых трех лет пребывания в стране.

Ряд государств практикует адресные налоговые льготы для фирм, осуществляющих фундаментальные или общественно значимые исследования (например, работы по созданию вакцин в Великобритании).

Что касается стран Восточной Европы, а также России и других государств СНГ, то они применяют механизм налогового стимулирования исследований и разработок в меньшей степени. В Венгрии предусмотрено полное списание затрат на НИОКР из налогооблагаемой базы, в Чехии в 2000 г. введены налоговые стимулы для компаний, стремящихся к расширению масштабов деятельности. В Словении и Эстонии налоговые льготы для проведения НИОКР не предоставляются. Польша отказалась от их использования в 2000 г.

Еще раньше, чем Польша, от исследовательских налоговых льгот отказались Германия и Финляндия. Власти Германии, например, более эффективным механизмом в рассматриваемом контексте считают общее сокращение налога на прибыль корпораций (к такому же выводу пришли и некоторые исследователи, изучавшие новые теоретические модели экономического роста с эндогенным научно-техническим прогрессом). Кроме того, поддержание льгот в сфере НИОКР заметно усложняет общее налоговое законодательство.

Эффективность мер налогового стимулирования

За последние 20 лет в разных странах (США, Канаде, Франции, Швеции, Нидерландах, Австралии) проведен ряд научных исследований по изучению эффективности налоговых льгот на макро - и микроуровнях. Как правило, они подтверждают, что такие льготы ведут к дополнительным инвестициям на проведение НИОКР в частных компаниях. Наблюдаемый эффект измеряется показателем эластичности затрат на НИОКР - чем больше по абсолютной величине отрицательное значение эластичности, тем отчетливее выражен эффект, на который рассчитывали при установлении данной льготы.

Э. Мэнсфилд и Л. Свитзер в одной из пионерских работ 1985 г. получили значение этой эластичности на уровне -0,04, что говорило о незначительном увеличении расходов на НИОКР со стороны промышленных компаний. Однако средняя эластичность, полученная в последующих исследованиях, оценивалась на уровне, близком к -1. Таким образом, один доллар налоговых льгот дает примерно один доллар дополнительных капиталовложений в сферу НИОКР.

Возможно, разбросы в оценке эластичности вызваны временным лагом между появлением налоговых стимулов и реакцией на них со стороны промышленных компаний. Его существование подтвердилось при оценке схем предоставления НК, применяемых во Франции.

Большинство работ последнего времени, выполненных на основе данных по нескольким странам (от 8 до 17), также свидетельствует об отрицательном значении ценовой эластичности, т. е. о положительной связи между налоговыми льготами и увеличением инвестиций в сферу НИОКР со стороны частного сектора.

В целом прослеживается тенденция к увеличению масштабов использования механизмов налогового стимулирования в научно-технической политике развитых стран. Вместе с тем однозначной точки зрения на их роль в обеспечении инновационного роста в настоящее время нет. Это связано с рядом обстоятельств.

Так, во многих случаях частные промышленные фирмы не имеют достаточного налогооблагаемого дохода, который позволял бы рассчитывать на получение ощутимых преимуществ от налоговых льгот в текущем периоде или в обозримой перспективе, что сужает рамки действия налоговых стимулов.

Кроме того, налоговые льготы на НИОКР распределяются неравномерно между крупными промышленными компаниями и малыми фирмами. В США, например, согласно одной из оценок, около 70% льгот, связанных с предоставлением НК, приходится на долю компаний с активами не менее 100 млн долл.

Немалую трудность представляют многие методические вопросы, в частности наличие отраслевых различий у получателей налоговых льгот и их влияние на финансирование и проведение НИОКР. Вызывают споры разные подходы к определению базы, от которой рассчитывается увеличение затрат на НИОКР в случае предоставления НК.

Конкретные меры налогового стимулирования имеют существенные страновые отличия, касающиеся определения видов НИОКР и минимальных объемов затрат на них, дающих право на получение налоговых льгот; установления величины процентных ставок НК; определения верхнего предела налоговых льгот; выбора адресата налоговых льгот (крупный или малый бизнес, приоритетные направления НИОКР, конкретные отрасли экономики (виды технологии); соотношения федеральных и региональных налоговых льгот.

Отсутствие однозначных ответов на многие важные вопросы привело к тому, что одни страны (США, Япония, Франция, Канада, Австралия,

Южная Корея , Сингапур, Нидерланды) активно используют в своей научно-технической и промышленной политике различные схемы предоставления налоговых льгот, в то время как другие (Германия, Финляндия, Польша) отказались от них или применяют в ограниченном объеме.

Накопленный мировой опыт, несомненно, представляет интерес для совершенствования российской экономической политики в сфере НИОКР. По объему национальных расходов на исследования и разработки Россия заметно отстает от многих других индустриальных стран. Дополнительные налоговые льготы могут способствовать повышению этого показателя за счет притока частных инвестиций. Однако сегодня значительная часть описанных выше мер налогового стимулирования, широко применяемых за рубежом в таких целях, в России практически не используется.

Поэтому с учетом задач, сформулированных в «Основах политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 г. и дальнейшую перспективу», а также мировых тенденций в научно-технической сфере представляется актуальным вернуться к обсуждению на государственном уровне вопроса о расширении механизмов налогового стимулирования НИОКР и инновационной деятельности промышленных предприятий, разработать соответствующие меры, отвечающие задачам формирования и развития национальной инновационной системы, а также внести необходимые поправки в Налоговый кодекс РФ.

Таблица 1

Структура финансирования НИОКР в странах ОЭСР, %

В экономике в целом

В промышленности

правительство

промышленность

прочие источники

правительство

прочие источники