Иностранная компания в нефтегазовых проектах. Особенности развития нефтегазовой отрасли зарубежных стран. Проблемы совершенствования государственного регулирования. Нефтегазового комплекса России в усл

Не стоит думать, что в западных столицах все только о том и мечтают, как насолить России, ослабив ее экономический потенциал. На днях мне позвонили из посольства одной из европейских стран и попросили помочь в подготовке плана работы на следующие пять лет, обозначив основные направления перспективного участия компаний из этой страны в российских нефтегазовых проектах. Санкции санкциями, а зарубежным инвесторам не дает покоя гигантский рынок развития самой главной отрасли России, где можно хорошо заработать на поставке технологий, оборудования и опыта, не говоря уже о выгодном кредитовании.

Помощь же посольству понадобилась из-за того, что найти в России объекты для сотрудничества становится все сложнее, и причины такого сужения возможностей кроются отнюдь не в отсутствии интереса со стороны западных инвесторов.

Дискриминация иностранных компаний в российском нефтегазе приняла официальную форму в 2008 году, когда руководство страны решило законодательно ужесточить правила их доступа к ресурсам отрасли. Чужакам запретили настоящее партнерское участие в проектах на континентальном шельфе, оставив для них что-то вроде сервисных контрактов, которые не предусматривают собственности на часть запасов и продукции. Кроме этого, иностранцев предупредили в законе о недрах, что в случае открытия на суше месторождения с запасами более 70 млн тонн нефти или 50 млрд кубометров газа лицензию на добычу может отобрать у них отечественная государственная компания.

«Патриотическая» редакция законодательства нанесла мощный удар по перспективам освоения нефтегазовых богатств России. Лицензии на шельфе поделили между собой «Газпром» и «Роснефть», ничего не оставив иностранцам (и оставив лишь крохи частным компаниям внутри страны). Выполнять лицензионные обязательства по полученным участкам неповоротливые гиганты не смогли, и в правительство пошли просьбы о переносе программ сейсмических исследований и бурения скважин. Освоение углеводородных ресурсов на российском шельфе замедлилось, а с падением цен на нефть в конце 2014 года практически остановилось.

Низкие цены на продукцию нефтегаза стали вторым ударом по перспективам сотрудничества с иностранцами. Высокая себестоимость добычи на арктическом шельфе, доходящая, по некоторым оценкам, до $150 за баррель, вывела такие проекты из списка коммерчески рентабельных. А на суше оказалось, что почти 70% запасов российской нефти относятся к категории трудноизвлекаемых, с себестоимостью добычи $70-80 за баррель. Открытие новых месторождений (и новых залежей на старых месторождениях), которых появляется на карте России более 50 в год, идет сейчас по мелочи. Крупных запасов обнаружить не удается.

В таких условиях работающие в России компании стали сокращать инвестиции в разведку новых запасов и усиленно эксплуатировать уже действующие промыслы, интенсифицируя добычу на них, истощая запасы с низкой себестоимостью и приближая конец старых проектов. У отечественных операторов инвестиционные программы даже выросли в рублевом выражении. В прошлом году они сделали на 13% больше капиталовложений, чем в 2015 году, если верить агентству Fitch.

Часть международных санкций, введенных в отношении отрасли в связи с захватом Крыма и военными действиями в Донбассе, потеряла смысл. Запреты на работу западных компаний на арктическом шельфе и на разработке трудноизвлекаемых запасов померкли перед лицом низких нефтяных цен, которые оказали здесь куда больший негативный эффект.

Специалисты из Государственной комиссии по запасам полезных ископаемых на условиях анонимности утверждают, что провозглашенные правительством планы поддержания нефтедобычи на уровне более 525 млн тонн в год вплоть до 2035 года не основаны на реальном положении дел в отрасли. По их мнению, после 2020 года добыча российской нефти начнет снижаться быстрыми темпами – до 10% ежегодно. По природному газу потенциал запасов в России практически неисчерпаем, но ограниченность рынков создает непреодолимые препятствия для значительного повышения добычи, а после 2030 года приведет к быстрому падению спроса.

Возможный рост цен на нефть и совершенствование технологий ее извлечения из недр лишь отодвинут сроки истощения рентабельных запасов. В долгосрочной перспективе нефтегаз должен утратить ведущую роль в наполнении государственного бюджета России, а заменить сырьевой источник дохода другой конкурентоспособной экспортной продукцией будет очень и очень трудно, если не невозможно. Во всяком случае, независимая команда авторов недавно опубликованного «Прогноза развития энергетики мира и России» до 2040 года такой альтернативы не обнаружила, как ни старалась.

Расчеты западных посольств на то, что они помогут своим инвесторам найти в России крупные и надежные объекты для приложения усилий и получения прибыли в процессе сотрудничества, не подкрепляются настроениями уже действующих в стране зарубежных фирм.

Если верить данным опроса в отрасли, проведенного компанией Deloitte, всего 18% респондентов считают, что приток капитала в российский нефтегаз в течение предстоящих пяти лет увеличится. В 2015 году таких оптимистов насчитывалось 48%. Еще 36% уверены в том, что денег будет поступать меньше, чем сейчас, и 37% полагают, что капиталовложения останутся на нынешнем уровне.

Компания Global Data Upstream Analytics опубликовала данные, которые свидетельствуют о резком сокращении планируемых иностранных капиталовложений в российскую нефтегазовую отрасль. Если в 2010-2016 годах четыре крупнейших инвестора - англо-американская BP, германская BASF, международная Shell и итальянская Eni - инвестировали более $9,3 млрд, то на период 2017-2020 годов новые капиталовложения планируют сделать только BASF и Shell, да и то меньше, чем на полмиллиарда. Обе компании должны поддерживать добычу на давно действующих проектах.

Американская ExxonMobil, хотя и отказывается объявить потерянными средства, вложенные в совместный с «Роснефтью» проект поиска запасов в Карском море, инвестиции туда приостановила из-за санкций, оставив в планах возможное строительство завода по сжижению газа в рамках старого проекта «Сахалин-1». Капиталовложения на следующие четыре года планируют также партнеры «Новатэка« по проекту «Ямал СПГ», то есть французы из Total и китайцы. Но здесь мотивация понятна. По решению российского руководства, пожелавшего видеть страну в числе крупных поставщиков сжиженного газа на мировой рынок, запасы газа по этому проекту были просто «подарены» консорциуму, чтобы гарантировать хотя бы минимальную рентабельность для инвесторов: Россия не получит тут ни копейки в виде налогов и пошлин и к тому же возьмет на себя расходы по строительству порта, аэропорта и атомных ледоколов под этот проект. Некоторые инвестиции заложили в планы индийская ONGC, японская JOGMEC и испанская Repsol, но суммы не сравнимы с тем, что эти компании вложили в России в 2010-2016 годах.

В целом можно заключить, что российские компании-операторы активизируют извлечение запасов, торопясь извлечь прибыль из опустошаемых рентабельных месторождений до начала падения добычи по стране, в то время как их иностранные коллеги сократили инвестиционные программы на период до 2020 года. Перспективы для новых зарубежных инвесторов в таких условиях выглядят не слишком радужными.

Изучение зарубежного опыта управления и развития нефтегазовой отрасли, исследование основных проблем отрасли в странах, являющихся конкурентами России на мировом нефтегазовом рынке, а также тенденций развития мирового нефтегазового комплекса в целом является необходимым условием для формирования научных представлений об основных направлениях повышения эффективности функционирования современной российской нефтегазовой отрасли как составной части мировой. Российская практика управления нефтегазовой отраслью заметно отличается от тех, которые применяются в зарубежных странах. Так, например, в странах с либеральным подходом частные компании могут разрабатывать месторождения самостоятельно, прямое государственное участие в добыче отсутствует либо незначительно.

Интересными с точки зрения регулирования рынка нефти и газа является опыт США и Канады. Мировая экономика к характерным особенностям американского энергетического рынка относит: жесткое ограничение на использование иностранного капитала при добыче углеводородов; патентная система на право проведения разведочных работ и добычу углеводородов; эффективное правовое обеспечение; жесткая антимонопольная политика, предусматривающая равный доступ компаний к рынку, исключающий монопольное положение любой из них даже на территории отдельного штата; тенденция к усилению централизованного регулирующего воздействия на НГК. На рынке США осуществляют деятельность тысячи частных добывающих компаний. При этом отсутствует налог на добычу полезных ископае-мых (НДПИ), что способствует более легкому достижению рентабельности. Добыча нефти дебюрократизирована. В отличие от России, где управление осуществляется через тяжеловесную систему бюджетного планирования с минимальными возможностями оперативного корректирования, в США местные нефтедобытчики имеют возможность оперативно и гибко реагировать на изменения рынка. Наличие значительного числа небольших нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) полностью снимает проблему реализации добытой нефти. Так, в России действуют всего 50, а в США - более 8 тысяч предприятий малого и среднего бизнеса в нефтяной сфере. Канада осуществляет действенное разноплановое регулирование сферы недропользования, которое производится на основе принципов обеспечения эффективного использования недр, недопущения неоправданного истощения запасов, обеспечения эффективности экспорта с точки зрения национальных интересов.

В Канаде действует гибкая система налогообложения недропользования: регулируются ставки налогов, предоставляются «налоговые каникулы», применяется система скидок. Роялти зависят от цен на нефть, дебита скважин, качества нефти, типа месторождений, уровня издержек на добычу и транспорт, времени открытия. Такой механизм поощряет поиск и разведку новых месторождений и площадей, системно повышает эффективность нефтедобычи. Налоговая нагрузка нефтедобычи в стране относительно высока. Налог на прибыль составляет 40,8-45,8%, в том числе федеральный - 28%, отчисления в провинциальный бюджет - 12,6-17,8%. Совокупная доля государства в доходах от добычи нефти по экспертным оценкам составляет 45-52%. Кроме того, одним из основных направлений регулирования является стимулирование привлечения внутренних и иностранных инвестиций. Закон об иностранных инвестициях содержит такие условия их привлечения, которые обеспечивают соблюдение интересов Канады в области эффективного использования ресурсов, охраны природной среды, коммерческих интересов, поддержку геологоразведочных работ (включая прямое субсидирование), экспортный контроль (включая контроль за возвратом экспортных доходов), протекционизм в отношении богатых ресурсами, но слабо освоенных районов, а также соблюдение интересов коренного населения.

Крайне показательно с точки зрения российской действительности, применяются также такие меры, как запрет компаниям и фирмам с участием государства использовать офшорные схемы; запрет на участие менеджеров компаний с государственным участием на создание собственных фирм, которые могут быть использованы для вывода активов компаний, в том числе в офшоры; контроль за доходами компаний.

В крупных нефтедобывающих странах доходы от экспорта нефти органично перевариваются и усваиваются национальными экономиками и перераспределяются среди многочисленного населения. В арабских монархиях ситуация иная. Огромные нефтяные доходы растворило в себе немногочисленное население.

По запасам нефти и газа первое место занимает Ближний и Средний Восток. Страны этого региона на протяжении последних десятилетий входят в десятку лидеров мировой нефте- и газодобычи. Огромные запасы нефти и газа, а также высокий уровень их добычи при небольшой численности коренного населения являются главными факторами для стран подобного типа. Нефтегазовая отрасль полностью национализирована и контролируется государством через государственные нефтяные компании.

Крупнейшие страны-нефтеэкспортеры Ближнего и Среднего Востока весьма преуспели в области инвестирования в западную экономику путем целенаправленных вложений в структуры транснациональных корпораций и крупных международных финансовых организаций (включая МБРР и МВФ). Объем иностранных инвестиций Саудовской Аравии исчисляется уже сотнями миллиардами долларов, причем большая часть направляется в США. Кувейт является совладельцем десятков британских, канадских, американских, западноевропейских и японских компаний (British Petroleum, General Motors, IBM, Kodak, Total, Sony и др).

Помимо трех НПЗ на своей территории Кувейт владеет тремя европейскими заводами - в Дании, Нидерландах и Италии. В собственности Кувейта тысячи АЗС в Дании, Швеции, Великобритании, Италии и Норвегии, десять авиазаправочных станций в крупных западноевропейских аэропортах. Обладая флотом из 25 собственных танкеров, Кувейт, по сути, имеет сегодня собственную сеть сбыта (весь цикл от добычи до продажи конечному потребителю) для значительной части добываемой нефти. Прибыль от заграничных капиталовложений становится все более существенным источником валютных доходов. Таким образом, одним из стратегических направлений нефтяной политики стран Ближнего и Среднего Востока является создание инфраструктуры переработки нефти и сбыта нефтепродуктов за рубежом путем приобретения активов иностранных нефтекомпаний, что позволяет осуществлять эффективный контроль за полным циклом добычи, переработки, и сбыта. Практический интерес представляет также опыт Норвегии, в котором нефтегазовая отрасль занимает наибольший удельный вес в структуре ВВП, при этом полностью контролируется государством. Данная отрасль является крупнейшим источником доходов страны, а также важнейшим драйвером технологического и инновационного развития. В 2012 г. на нефтегазовый сектор пришлось 23 % ВВП, 30 % поступлений в государственный бюджет, 52 % экспортных доходов и 29 % всех инвестиций. Норвегия занимает седьмое место среди крупнейших мировых экспортеров нефти и третье - среди экспортеров газа (по данным за 2013 год).

Доходы от нефтегазовой промышленности Норвегии поступают в Государственный Пенсионный Фонд, а затем инвестируется в иностранные ценные бумаги. Фонд, являясь одновременно сберегательным и стабилизационным, обеспечивает долгосрочную стабильность бюджетной системы страны. Правительство Норвегии формирует политику нефтегазового сектора, осуществляет долгосрочное планирование в отрасли, выбирает территории, на которые могут быть выданы лицензии, проводит оценку запасов, геологоразведку неизученных площадей и т.д. Государство контролирует реализацию проектов на всех этапах, требуя от компаний программу бурения, отчет об открытии залежи, план по добыче, план по транспортировке, план по переработки добытого сырья и обеспечивая их соблюдение. За формирование энергетической политики Норвегии отвечает Министерство энергетики и нефти. Оно же играет ключевую роль в выдаче лицензий.

Оперативный контроль за соблюдением условий лицензий осуществляет Норвежский нефтяной директорат, который подведомственен Министерству. Сильной стороной нефтегазового комплекса Норвегии является выбранная модель управления, основным элементом которой стало государственное регулирование. Государством изначально была разработана эффективная программа развития нефтегазодобывающего комплекса, были поставлены правильные задачи: национальный контроль и участие в нефтяных проектах, рациональность управления ресурсами, высокий уровень технологической компетентности, долговременный потенциал. Среди методов достижения поставленных целей были выбраны активное привлечение зарубежных лидеров отрасли и стремительное заимствование финансовых и интеллектуальных ресурсов для вложения в нефтедобычу. Подпуская иностранные компании к своим запасам, Норвегия обязала их передавать свой технологический опыт и готовить местные кадры. Также транснациональные нефтяные компании были обязаны вносить свой вклад в финансирование проектных инженерных программ, что позволило стране решить множество научноисследовательских задач. Высокая развитость экономики, в частности социальной сферы, (перефразировать, так как экономика и частная сфера - не одно и то же) Норвегии свидетельствуют об эффективности проводимой политики в области недропользования, управления нефтегазовым сектором и его правового регулирования. - почему фрагмент текста выделен серым цветом? П

Таблица 1. Особенности развития рынка нефти и газа зарубежных стран

Особенности

  • ? жесткое ограничение на использование иностранного капитала;
  • ? патентная система на право проведения разведочных работ и добычу;
  • ? эффективное правовое обеспечение;
  • ? жесткая антимонопольная политика;
  • ? тенденция к усилению централизованного регулирующего воздействия на НГК;
  • ? отсутствие налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ)
  • ? разноплановое регулирование сферы недропользования;
  • ? гибкая система налогообложения недропользования;
  • ? стимулирование привлечения внутренних и иностранных инвестиций.

Ближний и Средний Восток

  • ? нефтегазовая отрасль полностью национализирована;
  • ? инвестирование в западную экономику путем целенаправленных вложение в структуры транснациональных корпораций и крупных международных фи-нансовых организаций;
  • ? создание инфраструктуры переработки нефти и сбыта нефтепродуктов за рубежом

Норвегия

  • ? эффективная модель управления, основным элементом которой является го-сударственное регулирование;
  • ? национальный контроль и участие в нефтяных проектах;
  • ? рациональность управления ресурсами;
  • ? высокий уровень технологической компетентности;
  • ? активное привлечение зарубежных лидеров отрасли и стремительное заимствование финансовых и интеллектуальных ресурсов для вложения в нефтедобычу

Таким образом, ряд приведенных выше подходов имеет актуальное значение для дальнейшего совершенствования механизмов развития рынка нефти и газа. К ним относятся регулирование отрасли со стороны государства, жесткая позиция в отстаивании национальных интересов, использование нефтегазовых доходов для инвестирования в национальную экономику, ориентация на инновационные технологии и т.д. Изучение и рациональное применение зарубежного опыта позволит повысить эффективность нефтегазового комплекса России.

Инвестиционная деятельность Российских и зарубежных нефтегазовых компаний

Investment activity of Russian and foreign oil and gas companies

Лазарева Анна Игоревна

Lazareva Anna Igorevna

аспирант кафедры «Экономика и управление

на предприятии нефтяной и газовой промышленности»,

«Уфимский государственный нефтяной технический университет»

[email protected]

Аннотация. В данной статье представлены результаты анализа инвестиционной деятельности российских нефтегазовых компаний таких, как «Роснефть», «Лукойл», «Газпромнефть», «Татнефть», «Сургутнефтегаз» в сравнении с зарубежной компанией «Total». В ходе исследования, можно прийти к выводу, что, н

Annotation. This article presents the results of the analysis of the investment activities of Russian oil and gas companies such as «Rosneft», «Lukoil», «Gazpromneft», «Tatneft», and «Surgutneftegaz» in comparison with the foreign company «Total». In the course of the study, it can be concluded that, despite the active investment policy of Russian oil companies, the leader of the Russian market, PJSC «NK Rosneft» inferior to the foreign company «Total» in total investment by 2-3 times.

Ключевые слова: инвестиционная деятельность, нефтегазовая компания, «Роснефть», «Лукойл», «Газпромнефть», «Татнефть», «Сургутнефтегаз», «Total».

Keywords: investment activities, oil and gas company, «Rosneft», «Lukoil», «Gazpromneft», «Tatneft», «Surgutneftegaz», «Total».

Введение

Влияние энергетических факторов на развитие мировой и национальных экономик, систему международныхэкономических и геополитических отношений постоянно возрастает по мере роста мирового ВВП и увеличенияэнергопотребления. Согласно прогнозам, потребности мировой экономики в энергетических ресурсах в ближайшие30 лет могут увеличиться почти на 60% по сравнению с началом XXI в., что требует дальнейшегоразвития нефтегазовой отрасли, как в мире, так и в России. .

Управление развитием нефтегазовых компаний является совокупностью мероприятий, методов и средств, связанных с целенаправленным регулированием движения денежных, имущественных и интеллектуальных ценностей, вложенных в предприятие с целью достижения избранных целей.

Основой развития предприятия являются инвестиции. Для удовлетворения растущего спроса на углеводороды основным субъектам нефтегазовой отрасли – международным и национальным нефтегазовым компаниям – необходимо разрабатывать четкую, рассчитанную на перспективу инвестиционную стратегию, предусматривающую привлечение масштабных капиталовложений в разведку, добычу, транспортировку и переработку углеводородного сырья, а также нацеленную на повышение отдачи от этих капиталовложений. Выбор данного объекта исследования продиктован ролью нефтегазовых компаний на мировом рынке энергоносителей и продуктов нефтепереработки, значением их деятельности в поддержании мирового и отечественного топливного баланса, и связанной с этим необходимостью регулирования инвестиционного процесса и повышения эффективности инвестиционных программ в современных условиях.

Анализ инвестиционной деятельности ведущих нефтегазовых компаний соответствует сегодняшней необходимости в глубоком исследовании вышеуказанного процесса, особенно в условиях ценовой нестабильности на мировых рынках углеводородов и с учетом политической нестабильности в регионах их добычи, влияющих как на развитие отрасли, так и на процесс принятия инвестиционных решений. Необходимость основательного исследования этого вопроса также связана с постоянным повышением роли нефтегазовой индустрии в энергетическом секторе мировой экономики, продолжением процесса транснационализации в этой отрасли, перманентным ростом ее влияния на конкурентоспособность национальных экономик, их энергетическую и экономическую безопасность.

Цель статьи заключается в анализе инвестиционной деятельности российских и зарубежных нефтегазовых компаний таких, как «Роснефть», «Лукойл», «Газпромнефть», «Татнефть», «Сургутнефтегаз» и «Total».

Основной раздел

Инвестиционный процесс определяется как последовательность этапов, действий и операций по осуществлению инвестиционной деятельности. Конечной целью инвестиционной деятельности является получение прибыли, создание добавленной стоимости и увеличение рыночной стоимости бизнеса и компании. Применительно к нефтегазовому сектору задачами инвестиционной деятельности являются рост разведанных запасов нефти и газа, увеличение объема продаж (добычи) углеводородного сырья, оптимизация производственных показателей (повышение коэффициента извлечения нефти и коэффициента восстановления или регенерации запасов), удержание и расширение рыночной ниши, снижение удельных издержек на добычу и транспортировку сырья. К этому необходимо добавить, что значимость инвестиционной деятельности нефтегазовых компаний обусловлена необходимостью обеспечения бесперебойных поставок энергоносителей потребителям.

Нефтегазовые предприятия являются многоцелевыми системами, которые объединяют производственные, финансово-экономические, социальные, маркетинговые и другие цели, связанные с решением задач, которые приводят к стратегически важным изменениям. Для осуществления эффективной инвестиционной деятельности необходимо решать проблему выбораприоритетных направлений инвестирования, т.е. определять подмножество инвестиционных проектов, обладающихдостаточным инвестиционным потенциалом и обеспечивающих достижение стратегических целей развития, и осуществлятьинвестиционное проектирование выбранных для реализации вариантов .

В начале ХХ I в. на нефтегазовую отрасль, вместе с другими добывающими отраслями, приходится наибольшая доля прямых иностранных и отечественных инвестиций. Возобновление интереса к нефтегазовой промышленности частично отражает структурный сдвиг, который происходит практически на всех мировых сырьевых рынках. Он характеризуется ростом спроса на минеральные ресурсы со стороны азиатских рынков в сочетании с высоким уровнем спроса в развитых странах, что приводит к росту цен на минеральные ресурсы. В этом контексте стоит отметить, что глобальным рынкам минерального сырья присуще неравномерное географическое распределение запасов, производства и потребления. К примеру, некоторые развивающиеся страны являются страганми с транзитивной экономикой (Индонезия, Алжир, Малайзия, Нигерия, Россия, Казахстан и др.), они являются нетто-экспортерами углеводородного сырья, тогда как другие развивающиеся страны (Китай, Индия, Турция, Украина и др.), а также развитые страны (Германия, Франция, Италия и др.) – нетто-импортерами. Подобные дисбалансы вызывают беспокойство относительно безопасности поставок со стороны импортеров и относительно доступа к рынкам сбыта – со стороны экспортеров. И это естественно, учитывая важность поставок углеводородного сырья для устойчивого экономического развития стран. В такой ситуации нефтегазовые компании могут быть полезными как для принимающей страны, так и для страны базирования. Для стран, которые не имеют необходимых возможностей полноценного преобразования своих природных ресурсов в коммерческие товары, нефтегазовые компании могут выступать источником необходимого капитала, знаний и вхождения на рынки, а для стран базирования – своеобразным «мостиком» для обеспечения доступа к зарубежных поставок. Здесь также следует подчеркнуть, что политика нефтегазовых компаний и государств формируется в условиях волатильности сырьевых рынков с тенденцией к росту цен, которая поддерживает увеличение расходов на эксплуатацию новых месторождений углеводородного сырья.

В нефтегазовой отрасли международные нефтегазовые компании остаются крупнейшими корпорациями по объему иностранных активов. В то же время, с точки зрения масштабов производства, национальные нефтегазовые компании стран, развивающихся, и стран с транзитивной экономикой с 2005 г. начинают опережать международные. К таким корпорациям принадлежат Saudi Aramco (Саудовская Аравия), Газпром (Россия), NIOC (Иран) и др. И хотя в последние годы развитие национальных нефтегазовых компаний характеризуется значительным динамизмом в сочетании с контролем над большинством разведанных запасов сырья и его добычей, степень интернационализации по сравнению с международными нефтегазовыми компаниями остается достаточно низким. Тем временем некоторые компании из развивающихся стран и стран с переходной экономикой расширяют свои зарубежные интересы и быстро становятся глобальными игроками. К таким компаниям относятся: CNPC, Sinopec (Китай), Лукойл (Россия), ONGC (Индия), Petrobras (Бразилия), Petronas (Малайзия) и др. CNPC (Китай) и Petronas (Малайзия) принимают участие в добыче нефти и газа в более чем 10 зарубежных странах.

Увеличение инвестиционных потоков в мировой нефтегазовой отрасли наблюдается в течение последнего десятилетия – после периода минимальных инвестиций 1990-х гг. Как отмечалось выше, активный процесс увеличения объемов инвестирования со стороны национальных нефтегазовых компаний начался в 2005 г. и вывел их на лидирующие позиции по уровню производства.

Рассмотрим инвестиционную деятельность вертикально-интегрированных компаний, таких как «Роснефть» [6], «Лукойл» [5], «Газпромнефть» [ 2], «Татнефть» [7], «Сургутнефтегаз» [4].

1. ПАО «НК Роснефть» – лидер российской нефтяной отрасли и одна из крупнейших публичных нефтегазовых компаний мира. Инвестиционная программа ПАО «НК Роснефть» сформирована в консервативных сценарных параметрах. За 2016 г. общий объем инвестиций составил 10 966 млн. долл. (табл. 1).

Таблица 1 – Объем инвестиций ПАО «НК Роснефть» 2014-2016 гг., млн. долл.

Наименование

2014

2015

2016

Изменение 2015/2014

Изменение 2016/2015

Upstream

10 146

7 957

9 266

2 189

1 309

Downstream

4 476

2 026

1 316

2 450

Other

ИТОГО:

14 921

10 362

10 966

4 559

По сравнению с 2015 г. объем инвестиций вырос на 6%, в основном за счет сектора «Upstream». Данный рост обусловлен выполнением стратегических целей по росту объемов добычи углеводородов за счет увеличения темпов эксплуатационного бурения и обустройства месторождений, а также началом активной фазы разработки новых и крупных проектов добычи нефти и газа. В тоже время инвестиции в сектор «Downstream» в 2016 г. сократились на 35%.

Согласно структуре инвестиций ПАО «НК Роснефть» за 2016 г. основную долю 85% занимает сектор «Upstream».

2. ПАО «Газпром нефть» и ее дочерние общества представляют собой вертикально-интегрированную нефтяную компанию (ВИНК), основными видами деятельности, которой являются разведка, разработка, добыча и реализация нефти и газа, а также производство и сбыт нефтепродуктов.

За 2016 г. общий объем инвестиций составил 5 973 млн. долл. По сравнению с 2015 г. общий объем инвестиций сократился на 2%. Как видно, основной сдвиг в 2016 г. в сторону блока переработки – рост на 15% (табл. 2).

Таблица 2 – Объем инвестиций ПАО «Газпром нефть» 2014-2016 гг., млн. долл.

Наименование

2014

2015

2016

Изменение 2015/2014

Изменение 2016/2015

Upstream

5 819

4 530

3 863

1 289

Downstream

1265

Other

2 022

1 218

1 231

ИТОГО:

9 106

6 079

5 973

3 027

Объем вложений в сегмент «Upstream» сократился на 667 млн. долл. или на 17%. В 2016 г. сектор занимал основную долю в общем объеме инвестиций – 65%.

Следует отметить, что к апитальные затраты по зрелым месторождениям сохранились на уровне предыдущего года и составили 1 753 млн. долл. Затраты по новым проектам снизились на 5% и составили 1 887 млн. долл. Это обусловлено снижением активности на зарубежных проектах. Затраты на переработку выросли на 41% за счет продолжения реализации проектов по модернизации на Омском и Московском НПЗ.

3. ОАО «Сургутнефтегаз» одно из крупнейших предприятий нефтяной отрасли России. На его долю приходится около 13% объемов добычи нефти в стране и 25% газа, добываемого нефтяными компаниями России. За 2016 г. общий объем инвестиций составил 3 384 млн. долл. По сравнению с 2015 г. общий объем инвестиций сократился на 7%. Как видно, основной сдвиг в 2016 г. в сторону блока переработки – рост на 10% (табл. 3).

Таблица 3 – Объем инвестиций ОАО «Сургутнефтегаз» 2014-2016 гг., млн. долл.

Наименование

2014

2015

2016

Изменение 2015/2014

Изменение 2016/2015

Upstream

4 926

3 397

3 106

1 529

Downstream

Other

ИТОГО:

5 172

3 653

3 384

1 518

В соответствие со структурой инвестиций ОАО «Сургутнефтегаз», вложения в сегмент «Upstream» занимают ежегодно более 90% от общего объема инвестиций. Однако, в 2016 г. объем инвестиций в сектор добычи нефти и газа сократился на 9% и составил 3 106 млн. долл. Из данной суммы 89,4% или 2 777 млн. долл. пришлось на Западную Сибирь, 10,2% или 317 млн. долл. – на Восточную Сибирь и 0,4% или 12 млн. долл. – на Тимано-Печорскую нефтегазоносную провинцию.

4. ПАО «Лукойл» – одна из крупнейших международных вертикально-интегрированных компаний, обеспечивающая 2,2% мировой добычи нефти. ПАО «Лукойл» реализует проекты по разведке и добыче нефти и газа в 12 странах мира. За 2016 г. общий объем инвестиций составил 7 601 млн. долл. (табл. 4).


Таблица 4 – Объем инвестиций ПАО «Лукойл» 2014-2016 гг., млн. долл.

Наименование

2014

2015

2016

Изменение 2015/2014

Изменение 2016/2015

Upstream

12 185

8 041

6 582

4 144

1 459

Downstream

3 071

1 524

1 547

Other

ИТОГО:

16 082

10 003

7 601

6 078

2 403

По сравнению с 2015 г. общий объем инвестиций сократился на 24%. Данное сокращение капитальных затрат связано с завершением основной программы модернизации НПЗ и сокращением инвестиций в международные проекты.

Примерно 80% ежегодных капиталовложений приходится на добычу и только 10% на нефтепереработку. Объясняется это тем, что у «Лукойла» практически выполнена программа модернизации НПЗ и существует необходимость поддержки уровня добычи нефти, так как она ежегодно падала с 2009 года из-за истощения месторождений в Западной Сибири.

В сегменте «Downstream» капитальные затраты на российских НПЗ Группы составили в 2016 г. 416 млн. долл., что на 49% меньше уровня 2015 г. Снижение связано с окончанием основного инвестиционного цикла по модернизации нефтеперерабатывающих мощностей.

5. ПАО «Татнефть» – одна из крупнейших отечественных нефтяных компаний, осуществляющая свою деятельность в статусе вертикально интегрированной Группы. На долю Компании приходится около 8% добываемой нефти в РФ и свыше 80% нефти, д обываемой на территории Татарстана.

За 2016 г. общий объем инвестиций составил 1 445 млн. долл. (табл. 5).

Таблица 5 – Объем инвестиций ПАО «Татнефть» 2014-2016 гг., млн. долл.

Наименование

2014

2015

2016

Изменение 2015/2014

Изменение 2016/2015

Upstream

Downstream

Other

ИТОГО:

1 815

1 601

1 445

Как видно, основной сдвиг в 2016 г. в сторону блока переработки – рост на 12%. Однако з начительная доля инвестиционных средств была направлена на разведку и добычу нефти и газа – около 805 млн. долл., а также на строительство Комплекса нефтеперерабатывающих и нефтехимических заводов (более 536 млн. долл.). В тоже время и нвестиции в сегмент «Upstream» ежегодно занимают около половины общего объема инвестиций.

Стоит отметить, что инвестиционная деятельность ПАО «Татнефть» в 2016 г. осуществлялась в соответствии со стратегическими планами развития и текущими приоритетами в решении производственных задач. Так на разведку и добычу в пределах республики Татарстан было вложено 440 млн. долл., на разработку месторождений сверхвязкой нефти – 304 млн. долл. Остальные средства, около 61 млн. долл., были направлены на разведку и добычу в Российской Федерации, а также зарубежные проекты.

Следует отметить, что нефтегазовая отрасль России является чрезвычайно капиталоемкой, поэтому период отдачи на инвестированный капитал длиннее, чем во многих других отраслях. Это связано с рядом причин, а именно :

- значительные затраты времени и средств на проведение переговоров с владельцем потенциальных месторождений углеводородного сырья по проведению поисково-разведочных работ и условий будущего производства;

- непосредственное проведение поисково-разведочных работ может быть затруднено из-за неблагоприятных климатических, геологических, технологических, социально-политических и других условий;

- поиск высококвалифицированной рабочей силы для обеспечения всех звеньев цепи создания стоимости – от разведки залежей углеводородного сырья до этапа продажи продуктов переработки конечному потребителю;

- значительные затраты времени и средств на начальной стадии производства, связанные с трудностями транспортировки добывающего оборудования (буровые платформы, буровые колонны и др.), достаточно длительные пуско-наладочные работы (всегда существует вероятность возможного частичного изменения конструкций или их модификации в соответствии с современными условиями на месте добычи);

- решение проблем эффективной транспортировки от места добычи до места переработки и от места переработки к месту продажи (строительство или модернизация танкерного флота и флота газовозов; строительство или использование уже существующих нефтеналивных терминалов и терминалов для транспортировки сжиженного газа; строительство газо- и нефтепроводов, перекачивающих станций, а также необходимой инфраструктуры);

- строительство или модернизация мощностей по хранению и переработки углеводородного сырья;

- создание оптовой, мелкооптовой и розничной торгово-покупательской сети для сбыта продуктов переработки;

- высокий уровень рисков, характерный для нефтегазовой отрасли в целом.

Сравним инвестиционную деятельность российских нефтяных компаний с деятельностью зарубежных. Для сравнения возьмем одного из лидеров распределения топлива в Западной Европе и в Африке ТНК «Total» . Для сравнения была выбрана именно эта компания, т.к. она является четвертой по объему добычи в мире после Royal Dutch Shell, BP и ExxonMobil.

Так, з а 2016 г. общий объем инвестиций составил 20 530 млн. долл. (табл. 6).

Таблица 6 – Объем инвестиций «Total» 2014-2016 гг., млн. долл.

Наименование

2014

2015

2016

Изменение 2015/2014

Изменение 2016/2015

Upstream

26 520

24 270

16 035

2 250

8 235

Downstream

3 840

3 684

4 355

Other

ИТОГО:

30 509

28 033

20 530

2 476

7 503

Снижение инвестиций по сравнению с 2015 г. на 27% означает завершение и запуск девяти основных проектов по росту производства в 2015 г. и пять в 2016 г. Сокращение также стало результатом успешной программы повышения эффективности капиталовложений в ответ на падение цен на нефть марки Brent.

Инвестиции в сегмент «Upstream» ежегодно, также как и у российских компаний, занимают более 80% от общего объема инвестиций.

Далее приведем показатель (объем инвестиций) в сопоставимые условия, так как все компании различаются как по производственным, так и финансовым показателям. В качестве сравнения возьмем объем добычи нефтяного эквивалента (табл. 7).

Таблица 7 – Размер инвестиций на 1 тонну добытой нефти за 2014-2016 гг., долл./т

Из таблицы 7 можно прийти к заключению, что в 2016 г. лидерами среди рассмотренных нефтяных компаний являлись ПАО «Газпром нефть» и ПАО «Лукойл», чьи инвестиции составили 100 и 92 долл. на 1 тонну добытой нефти. Однако, только ПАО «НК «Роснефть» увеличила данный показатель в 2016 г. на 6%, в то время как остальные компании показали спад данного показателя. Основываясь на полученных ранее данных, преимущественную долю (более 50%) ежегодно занимает сектор «Upstream». Хотя сумма вложений в сектор «Downstream» увеличивается, но доля остается небольшой, не более 20%.

В секторе « Downstream » динамика выпуска нефтепродуктов по всем компаниям в 2016 г. изменилась несущественно (процент изменения составил не более 3%). В тоже время, рассматривая структуру нефтепродуктов, можно прийти к заключению, что доля автобензинов у рассматриваемых российских компаний составляет 20%, дизельное топливо – 32%, мазут и вакуумный газойль – 29%. В то время как у « Total

Таким образом, получается, что нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) выпускают больше тяжелых дистиллятов, которые находятся на нижней границе ценового диапазона, это связано с тем, что в развитых странах работают сложные НПЗ, выпускающие главным образом бензин (каталитический крекинг) и средние дистилляты (термическая обработка и гидрокрекинг). На российских нефтеперерабатывающих предприятиях процесс вакуумной перегонки мазута, как правило, дополняется каталитическим риформингом для производства бензина и базовой гидроочисткой для производства дизельного топлива.

Заключение

Проведя анализ инвестиционной деятельности нефтяных компаний в России и за рубежом можно сделать следующие выводы:

Размер годовых инвестиций российских компаний на 1 тонну добытой нефти соответствует уровню зарубежной компании « Total » – 59 долл./т. в 2016 г. Однако, за отчетный год, размер инвестиций у ПАО «Газпром нефть» и ПАО «Лукойл» составил 100 и 92 долл. на 1 тонну добычи нефти. Вместе с тем только ПАО «НК «Роснефть» увеличила данный показатель в 2016 г. на 6%, в то время как остальные компании показали спад.

Преимущественную долю (более 50%) ежегодно занимает сектор « Upstream ». Хотя сумма вложений в сектор « Downstream » увеличивается, но доля остается небольшой, не более 20%.

Структура выпуска нефтепродуктов за последние 3 года была следующая: доля автобензинов у рассматриваемых российских компаний составляет 20%, дизельное топливо – 32%, мазут и вакуумный газойль – 29%. В то время как у « Total » эти показатели составили: 28%, 45% и менее 5% соответственно.

Средняя глубина переработки в отчетном году по российским компаниям составила – 77%, « Total » – 97%. Выпуск светлых нефтепродуктов – 66% и 83%, соответственно.

Капитальные вложения в сегмент «Нефтепереработка и нефтехимия» характеризуются следующими особенностями: в России большинство проектов направлено на снижение содержания сернистых соединений в товарных нефтепродуктах или получение компонента высокооктанового бензина, легкого газойля и др.

В 2016 г. на российских НПЗ было завершено строительство и осуществление пуска установок каталитического крекинга, замедленного коксования, гидроочистки и т.д. Только на ОАО «Сургутнефтегаз» в 2016 г. впервые в России внедрена автоматическая система управления технологическим процессом. В свою очередь компания « Total » преследует иные цели, что существенно отличает ее от деятельности российских компаний, а именно: использование преимуществ различных типов сырья – компания планирует запустить новые программы для разработки различных технологий для производства жидких топлив, мономеров и промежуточных продуктов из газа; максимизация стоимости активов. Компания « Total » развивает опыт и технологии с целью повышения ценности активов. Усилия в основном касаются программ, направленных на гибкость и доступность объектов. Расширенное моделирование исходных материалов и процессов помогает подразделениям преодолевать связанные с обработкой ограничения и работать при одновременном использовании этих ограничений в реальном времени. А новые возможности, предлагаемые цифровой технологией, изучаются, чтобы проложить путь к «заводу будущего», который обеспечит еще более безопасную рабочую среду и повышенную производительность, потребляя меньше энергии и сокращая количество отходов;

Таким образом, инвестирование зарубежных и российских нефтяных компаний различна. Возможно, причиной низкой эффективности использования инвестиций заключается в том, что инвестиционная политика нефтяных компаний России направлена на эксплуатацию имеющихся месторождений, модернизацию существующих фондов. Предпочтение отдается тем инвестиционным проектам, которые имеют короткий срок окупаемости. Они не стремятся развить инновационные продукты или возобновляемые источники энергии. Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что на предприятиях отечественного нефтяного комплекса в должной мере не уделяется внимание обоснованию инвестиционной стратегии, оценке эффективности инвестиционных проектов, повышению уровня инвестиционной привлекательности для реализации инновационных проектов.

На основе полученных результатов, можно сделать вывод, что в существующих реалиях, нефтяным компаниям предпочтительней вкладывать средства в нефтепереработку и нефтехимию. Следует также отметить, что, н е смотря на активную инвестиционную политику российских нефтяных компаний, по общему объему инвестиций лидер российского рынка ПАО «НК Роснефть» уступает зарубежной компании «Total» в 2-3 раза.

Библиографический список

1. Мировой рынок природного газа: новейшие тенденции / Рук. авт. кол-ва С. В. Жуков. – М.: ИМЭМО РАН, 2009. – 107 с.

2.5.8. Сайфуллина Л. Д. Управление развитием предприятия на основе моделирования инвестиционной деятельности: диссертация кандидата экономических наук: 08.00.05 / Л. Д. Сайфуллина. – Уфа, 2006. – 168 с.

9. Череповицын А. Е. Концептуальные подходы к разработке инновационно-ориентированной стратегии развития нефтегазового комплекса: монография / А. Е. Череповицын. – СПб.: СПГГИ, 2008. – 212 с.

Россия является крупнейшим производителем углеводородов в мире. Высокие цены на нефть и газ способствуют аккумуляции российскими нефтегазовыми компаниями значительных инвестиционных ресурсов. В связи с этим участие иностранных компаний в нефтегазовом бизнесе в качестве источника значительных капиталовложений становится менее актуальным по сравнению с возможностью привлечения технологий, позволяющих российским компаниям повысить эффективность собственного бизнеса в суровых природно-климатических и географических условиях (шельфы северных морей). Кроме того, экспортируя основную часть своей продукции, российские компании заинтересованы в получении доступа к нефтегазовым активам в странах-потребителях. К настоящему времени в России сложилось несколько эффективных, отработанных на практике схем деятельности иностранных компаний.

Покупка пакета акций крупной российской ВИНК. По это схеме, в частности, действуют британская компания BP (в 2003 г. BP приобрела 50 % ОАО "ТНК" у российской ФПГ "Альфа-Групп" и российско-американского холдинга Access/Ренова за 6,57 млрд дол.; в январе 2004 г. ВР и Access/Ренова заключили договор о включении 50%-й доли ВР в компании "Славнефть" в ОАО "ТНК-ВР"), и американская компания ConocoPhillips (приобретение в 2004 г. 7,59%-й доли ОАО "НК "ЛУКОЙЛ", находившейся в федеральной собственности, за 1,988 млрд дол.; в последующем доля иностранного инвестора была доведена до 11,3 %, а в дальнейшем предполагается расширение пакета до 20 %).

В 2006 г. доля иностранных инвесторов в структуре акционерного капитала ОАО "Газпром" составила 7,4%, из которых 4,4 % обращалось в форме АДР, а 3 % в форме обыкновенных акций принадлежали компании (табл.9). При этом за последний год этот показатель уменьшился на 4,1 %. Часть акций компании, зарегистрированная за рубежом, была переоформлена на российские юридические лица.

Создание СП и консорциумов с российскими компаниями. Примерами могут служить СП "Полярное сияние" (по 50 % у ОАО "НК "Роснефть" и ConocoPhillips с объемом добычи в 0,7 млн т); ООО "СП "Ваньеганнефть" (по 50 % у "Оксидентал Россия" и ОАО "ТНК-ВР"); СП "Нарьянмарнефтегаз" (ОАО "НК "ЛУКОЙЛ" и ConocoPhillips); а также СП, созданное ОАО "НК "Роснефть" и китайской Sinopec (СП для управления производственной деятельностью ОАО "Удмуртнефть", в котором российской стороне будет принадлежать доля в 51 %, китайской - 49 %); СП для геологической разведки и изучения Венинского района по проекту "Сахалин-3". Сюда же можно отнести СП "Восток Энерджи" (ОАО "НК "Роснефть" и CNPC с 51 и 49 % акций соответственно).

Таблица 9. Структура акционерного капитала ОАО “Газпром” в 1996-2006 гг.

Держатели акций

Доли акционерного капитала по годам, %

Российская Федерация

Российские юридические лица

Российские физические лица

Иностранные инвесторы

Следует отметить и СП Nord Stream AG (ОАО "Газпром", BASF и E.ON - 51,0; 24,5 и 24,5 % соответственно) по строительству Северо-Европейского газопровода (СЕГ). Суммарные инвестиции, необходимые для реализации проекта СЕГ в двухниточном исполнении, превысят 4 млрд евро.

Другой пример - СП, созданное ОАО "Газпром" и Wintershal по освоению Южно-Русского месторождения. Планируется, что ОАО "Газпром" увеличит свою долю в российско-германском СП Wingas до 50 % (минус 1 акция) и получит долю в капитале компании группы Wintershal. В свою очередь Wintershal получит 25 % (минус 1 акция) и пакет неголосующих акций в компании ОАО “Севернефтегазпром”, владеющей лицензией на Южно-Русское месторождение. Еще одно СП - ООО “Ачимгаз” создано ОАО “Газпром” и Wintershal на паритетных условиях для разработки первого опытного участка ачимовских залежей Уренгойского газонефтеконденсатного месторождения.

Наконец, следует отметить предприятие Salym Petroleum Development (СП, созданное Royal Dutch/Shell и компанией "Эвихон", контролируемой Sibir Energy), разрабатывающее три месторождения Салымской группы.

Продолжает оставаться неясным создание СП для освоения Штокмановского месторождения.

Участие в проектах на условиях СРП. В настоящее время на условиях СРП в России реализуются три проекта - разработка Харьягинского месторождения компанией Total, проекты "Сахалин-1" и "Сахалин-2".

В проект "Сахалин-1" входят три морских месторождения: Чайво, Одопту и Аркутун-Даги. Участники проекта - ExxonMobil (30 %, оператор), японский консорциум "СОДЕКО" (30 %); индийская ONGC Videsh (20 %), ОАО "НК "Роснефть" (20 %).

Проект "Сахалин-2" "атакован" МПР России и ныне находится в стадии реформирования, где контрольный пакет инвесторы (Shell, Mitsui и Mitsubishi) уступили ОАО "Газпром" за 7,45 млрд дол.

Прояснилась судьба Харьягинского проекта, участниками которого являются французская Тотаl (50 %, оператор), норвежская Hydro (40 %) и российская ОАО "Ненецкая нефтяная компания" (10 %).В настоящее время все взаимные претензии сняты.

Участие в покупке мелких нефтяных компаний. Иностранные инвесторы активно приобретают небольшие российские компании, не консолидированные в состав крупных ВИНК, а также регистрируют в России юридические лица для участия в проектах освоения небольших нефтегазовых месторождений. Примерами могут служить "Восточная транснациональная компания", ОАО "Печоранефтегаз", ЗАО "Татех", ОАО "Самара-Нафта" и др. В Восточной Сибири лицензией на разведку и разработку Дулисьминского месторождения владеет ООО "НК "Дулисьма", принадлежащее Urals Energy Holdings Ltd. (Великобритания); Тамбейское месторождение контролируется ОАО "Тамбейнефтегаз" и Repsol (Испания).

Участие в подрядных работах и заключение сервисных контрактов. Крупные иностранные и мультинациональные сервисные, строительные и нефтегазовые компании участвуют в проектах НГК России через участие в подрядных работах и оказание сервисных услуг. Иностранный капитал стоит за большинством действующих в России сервисных компаний - Евразийской буровой компанией, группой "Интегра" и российскими подразделениями мировых сервисных компаний Schlumberger, Halliburton, Baker Hughes и др. В начале 2005 г. завершилась сделка по продаже компании "ЛУКОЙЛ-Бурение" сервисной группе - Eurasia Drilling Compаny Ltd. В июле 2005 г. Schlumberger передан контрольный пакет российской сервисной компании "Петроальянс". Американская компания Baker Hughes создала крупный сервисный центр в Ямало-Ненецком АО.

Деятельность иностранных компаний в качестве подрядчиков в основном сосредоточена в секторах, где российские технологии уступают уровню западных:

· разведка и добыча углеводородов на шельфе;

· проектирование строительства скважин, телеметрия в процессе бурения, оценка пласта для оптимизации эффективности бурения и позиционирования наклонно направленных скважин; оценка коллекторов;

· "скважинные" услуги по интенсификации добычи (включая гидроразрыв пласта, кислотную обработку и др.);

· испытание скважин, отбор проб на поверхности и из призабойной зоны, применение замерных приборов и насосов MultiPhase, скважинный мониторинг, замеры температуры и давления с помощью oптико-волоконных методов, стандартные и "интеллектуальные" методики заканчивания скважин и др.

Квазииностранные инвестиции. Эта схема представляет собой регистрацию российскими предпринимателями компаний за рубежом, прежде всего в оффшорных зонах или в странах с либеральным налоговым режимом. В 1990-е гг. многие российские нефтегазовые компании регистрировали управляющую компанию в оффшорной зоне с целью минимизации налогообложения, поэтому первоначально выведенные из России за рубеж финансовые средства впоследствии возвращались в форме иностранных инвестиций. В последние годы в связи с ужесточением финансовой дисциплины в стране, формированием новой организационной структуры нефтегазовой отрасли, изменением структуры собственности, усилением государственных компаний (ОАО "НК "Роснефть", ОАО "Газпром") практически все управляющие и производственные структуры российских ВИНК перешли под юрисдикцию РФ.

В то же время остается достаточно большое число мелких компаний, которые контролируются российским бизнесом, но формально зарегистрированы на территории других стран (Sibir Energy, "Енисейнефтегаз" и др.).

В соответствии с действующим законодательством объемы государственных гарантий, выставляемых в качестве обеспечения для внешних заимствований, должны утверждаться федеральным законом о бюджете. В его рамках могут быть просуммированы и выставлены отдельной строкой объемы государственных гарантий под реализацию проектов СРП, обеспечиваемые будущей госдолей нефти в этих проектах.

Сегодня российское законодательство требует утверждения каждого проекта СРП отдельным федеральным законом. Это означает, что при формировании бюджета на будущий год достаточно просуммировать по ратифицированным соглашениям объемы госдолей прибыльной нефти на этот год, не подвергая их отдельному обсуждения в рамках процедуры принятия бюджета. С другой стороны (нет худа без добра), ратификация отдельных проектов (требование, внесенное в законодательство о СРП, существенно “утяжелившее” для инвестора процедуру заключения соглашения с государством по каждому проекту) обеспечивает инвесторам максимальную правовую защиту в условиях высокой нестабильности российской экономики переходного периода и тем самым существенно понижает риск и повышает долгосрочный финансовый рейтинг выставляемых на базе СРП государственных гарантий.

Правда, на наш взгляд, при одном условии - что выставляемые на базе конкретного проекта СРП государственные гарантии используются на нужды проектного финансирования именно данного конкретного проекта. Такой подход даст возможность вывести эти государственные гарантии из зоны действия суверенного риска и существенно снизить цену заимствования. Если же выставляемые на базе конкретного проекта СРП государственные гарантии будут использованы не только внутри этого проекта, но и в интересах других проектов, то есть подвергнутся перераспределению через сегодняшний бюджет, они тут же подпадут под действие суверенного риска, что существенно увеличит цену заимствования и поставит под сомнение целесообразность применения предложенной схемы в целом.

Указанный подход даст возможность разорвать традиционную для стабильно развивающихся (непереходных) экономик общепринятую закономерность, в соответствии с которой финансовый рейтинг проекта не может быть выше рейтинга компании, которая его осуществляет, который в свою очередь не может быть выше финансового рейтинга материнской и/или принимающей страны, в которой осуществляется данный проект.

В мировой практике существует единственный известный нам пример, когда финансовый рейтинг проекта превышает финансовый рейтинг страны, в которой он осуществляется, - проект “Катаргаз” в Катаре (добыча природного газа на месторождении “Северное”, расположенном на пограничной с Ираном акватории Персидского залива, и его сжижение на заводе СПГ, расположенном на северной оконечности полуострова). Предлагаемый подход позволит обеспечивать высокие финансовые рейтинги выставляемых в рамках российских проектов СРП государственных гарантий нового типа вне зависимости от финансового рейтинга самой России, расширить возможности российских компаний по привлечению проектного финансирования в разрабатываемые на условиях СРП нефтегазовые проекты и снизить цену необходимого для них заемного капитала.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сегодня положение дел в мировой нефтедобыче несколько иное, чем десятилетие назад. Более совершенные технологии разведки и добычи углеводородного сырья позволили открыть в мире новые районы. Например, район глубоководной добычи у западного побережья Африки. Становятся более открытыми для международных компаний такие регионы, как Саудовская Аравия, где можно добывать баррель качественной нефти за один-два доллара и откуда легко транспортировать ее на экспортные рынки. Для добывающих стран мир нефти и газа в 2001 году стал гораздо более конкурентным, чем в 1991 году. К тому же опыт иностранных компаний в России также не соответствовал их ожиданиям начала 1990-х годов.

Хотя многие совместные предприятия, которые начались 10 лет назад, оказались успешными технически, очень немногие из них принесли достаточную окупаемость инвестиций, если вообще окупились.

Основные проблемы, с которыми пришлось столкнуться в России иностранным инвесторам, хорошо известны. Это, прежде всего, несовершенная законодательная база, непредсказуемость налогового режима и излишний бюрократический контроль.

Может ли рассчитывать российский нефтегазовый комплекс на масштабные иностранные инвестиции в будущем? На мой взгляд, если крупные инвестиции зарубежных компаний и будут направлены в российскую топливно-энергетическую отрасль, то это произойдет только на основе законодательства о разделе продукции.

Это не означает, что СРП панацея. И причина не в том, что раздел продукции будто бы подразумевает "налоговые льготы" или иные привилегии: специалистам хорошо известно, что когда цены на нефть высоки, нефтяные компании могут много больше заработать при лицензионной системе. Истинной причиной приверженности зарубежных компаний работе на условиях СРП является то, что раздел продукции может добавить их проектам тот существенный компонент, который отсутствовал в России в последние годы, - стабильность и предсказуемость условий для инвестиций.

Это не то же самое, что предсказуемость прибыли. При разделе продукции инвестор берет на себя геологический, технический и финансовый риски. В этих условиях говорить о гарантированной прибыли, конечно же, не приходится.

Однако при правовой и налоговой стабильности, которую может обеспечить раздел продукции, компании способны строить долгосрочные планы. Это означает, что рентабельность конкретного проекта больше зависит от эффективности функционирования компании (и, конечно, от одного внешнего фактора, который никто из нас не в состоянии контролировать, - цены на нефть), чем от хороших отношений с государственными чиновниками.

Очень часто раздел продукции ассоциируется с иностранными компаниями. На самом деле, из 22-х месторождений, утвержденных для разработки на условиях раздела продукции, только на 9-ти есть иностранные инвесторы. Все эти 9 месторождений имеют также и российских инвесторов.

Поэтому можно уверенно говорить о том, что реальную выгоду от режима раздела продукции получат российские компании. Здесь и прямые, и косвенные выгоды.

Самой прямой выгодой является доступ к финансированию, который принесет раздел продукции. Предсказуемость, стабильность и открытость режимов раздела продукции - это то, что делает их привлекательными не только для зарубежных компаний, но и для зарубежных банков и других финансовых организаций, которые могут предоставить для проектов большую часть капитала. Напомню: многие из проектов СРП потребуют от $10 млрд до $15 млрд инвестиций.

Банки заинтересованы в привлекательном и конкурентоспособном режиме раздела продукции не меньше, чем нефтяные компании. Банкиры обычно хотят быть уверенными в том, что окупят свои вложения и получат прибыль.

Если же российский режим раздела продукции не будет конкурентоспособным, тогда не только иностранные компании не будут осуществлять инвестиции, но и банки не станут финансировать проекты как иностранных, так и российских компаний.

Одной из характеристик мировой нефтегазовой промышленности является то обстоятельство, что компании, которые обычно являются конкурентами, работают над крупными проектами вместе. Компании получают выгоду от объединения ресурсов в нескольких отношениях: риск делится на всех, а партнеры могут учиться друг у друга. Российским компаниям тоже будет выгоден обмен технологиями и навыками управления, который принесет совместная работа с иностранными компаниями в проектах СРП. И наоборот. Препятствий для того, чтобы совместное ведение работ стало в России широко распространенной практикой, нет. Успешное партнерство в России могло бы привести к совместным работам и в других странах.

Другая косвенная выгода от прозрачности раздела продукции относится к области впечатлений. Если посмотреть на рыночную стоимость акций российских нефтяных компаний в отношении к запасам, которыми они располагают, то увидим, что их оценивают значительно ниже, чем акции иностранных компаний

Почему так происходит? Одной из основных причин является отсутствие в России прозрачности и хорошего корпоративного управления. В то же время рынок позитивно реагирует на перемены к лучшему в этой сфере. В этом убеждает и пример компании "ЮКОС", которой за 4 последних года удалось достичь 40-кратного роста рыночного курса своих акций.

Столь же позитивно рынок способен отреагировать на шаги, которые предпримет правительство, решившее показать, что Россия движется к созданию более прозрачного инвестиционного режима.

Одним из непосредственных следствий завершения формирования режима раздела продукции было бы большее инвестиционное доверие к тому, что Россия идет верным путем и что крупные неразработанные месторождения могут быть в конце концов разработаны - либо в рамках сотрудничества российских и иностранных компаний, либо российскими компаниями при иностранном финансировании. Эти факторы увеличили бы рыночную стоимость российских компаний.

Так что раздел продукции является важным вопросом не только для иностранных компаний в России. Это наилучший и, в обозримом будущем, единственный способ привлечения капиталов и технологий, необходимых для разработки крупных новых месторождений в России.

Ясно, что раздел продукции - это вопрос, над которым российские и иностранные компании могут работать вместе. Создание в России понятного, стабильного, предсказуемого, открытого, благоприятного и конкурентоспособного инвестиционного режима - в наших общих интересах. В настоящее время таких условий не существует. Поэтому в России не было инвестиций на условиях раздела продукции, кроме проектов СРП, заключенных до Федерального закона "О СРП".

Но этот блок законов имеет свои плюсы даже в нынешней, не самой эффективной для инвесторов редакции. Однако имеются и ограничения по его применению. Уже практически исчерпана "ресурсная" квота месторождений для освоения на условиях СРП (30% от объема разведанных запасов страны). Процедура получения права пользования недрами на условиях СРП чрезмерно сложна и забюрократизированна. Получение всех разрешений и виз, необходимых для проектов СРП, требует массу времени, и поэтому является дорогостоящим процессом. Это снижает конкурентоспособность всех компаний, работающих в России. Инвесторами поддерживаются усилия Правительства РФ по установлению для СРП "единого окошка" с тем, чтобы сократить бюрократическую волокиту.

Если же говорить об иных отраслях экономики (производство, сфера услуг), то СРП здесь вообще не применишь. Экономическое, инвестиционное законодательство страны нуждается в поступательном развитии не только по линии СРП

Для повышения инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности нефтегазовой отрасли НГК необходимо:

Направить усилия на наращивание ресурсной базы нефтегазового сектора ТЭК, обеспечить достаточную гласность в отношении состояния этой базы;

Создать централизованный банк данных отечественных прогрессивных видов техники и технологий, которые могут быть приобретены и использованы инвесторами;

Разработать программу поэтапного повышения инвестиционной привлекательности российского нефтегазового комплекса, включая меры по укреплению фондового рынка, который должен стать действенным механизмом мобилизации инвестиций, направления их в наиболее перспективные проекты развития НГК и в наиболее эффективные предпринимательские структуры. На нормативные акты потрачено уже слишком много времени и сил. Пришло время окончательно их оформить (в том виде, который бы обеспечил создание привлекательного инвестиционного режима) и двигаться дальше.

При громадности российских расстояний и несоответствии внутренних и мировых цен транспорт нефти всегда будет важным вопросом. Но никакая частная компания не станет прокладывать трубопровод, который стоит несколько миллиардов долларов, если отсутствует уверенность в том, что она будет иметь свободный доступ к этому трубопроводу для транспортировки своей продукции. Поэтому проект Закона "О магистральных трубопроводах должен предусматривать трубопроводы, которые прокладываются частными компаниями и поэтому принадлежат им и управляются ими.

Наконец, для соглашений о разделе продукции необходима отработка системы управления.

В заключение можно сделать следующие выводы.

    НГК является и, несомненно, будет оставаться важнейшей частью экономики России, обеспечивающей даже при современном кризисном состоянии четверть стоимости промышленной продукции, треть доходов в бюджет и около половины всех валютных экспортных поступлений. Он остается основой жизнеобеспечения нации, прочным фундаментом экономической безопасности страны, важным источником погашения внешней задолженности.

    Решение проблем НГК тесно связано с решением проблем всей российской экономики. Ухудшается обстановка в НГК - ухудшается социально-экономическое положение всей страны. Поэтому проблемы НГК должны рассматриваться в качестве первоочередных, наряду с проблемами АПК, ВПК, транспорта и связи.

    Роль НГК в предстоящие годы не только не уменьшится, она будет последовательно увеличена, с тем, чтобы обеспечить России возможность восстановить свой общий экономический потенциал, совершить необходимую структурную перестройку всей экономики, обеспечить россиянам новое качество жизни.

    НГК будет продолжать играть важнейшую роль во внешнеэкономической стратегии России. Это, прежде всего, будет относиться к возможностям получения экспортных доходов, столь необходимых для осуществления реформ. НГК и его потенциальные возможности будут продолжать выступать главным гарантом в нашей политике получения долгосрочных займов и кредитов в странах дальнего зарубежья. Не менее важна роль ТЭК в деле содействия развитию интеграции других стран СНГ с Россией на базе сохраняющейся заинтересованности этих стран в поставках российских топливно-энергетических товаров. «Энергетический фактор» способен содействовать более активной политике России в ее взаимоотношениях с ЕС, США, Японией и другими странами.

    Проблемы НГК не носят и не будут носить конъюнктурного характера, они долгосрочны и решаются только в общей увязке с проблемами всего экономического развития России. По этой причине исключительно важна постоянная координация при реализации программ «ЭС-2020» и «Стратегия-2010».

    Объемы инвестиций, которые необходимо привлечь в НГК России для решения приоритетных задач экономической стратегии России, столь велики, что делают бессмысленным спор о приоритете тех или иных источников инвестиций. На этом поприще места хватит всем - и частным отечественным структурам, и государству, и иностранным предпринимателям. Вопрос заключается в том, как и где получить инвестиционные средства.

    Мобилизация крупных инвестиций для нужд дальнейшего развития НГК может быть осуществлена только в случае существенного изменения инвестиционного климата как для отечественного, так и для иностранного капитала.

    Перспективы развития мирового рынка нефти и газа благоприятны для увеличения инвестиций в нефтегазовый сектор России.

    Россия имеет достаточную инвестиционную привлекательность, однако необходимы значительные усилия для дальнейшего ее повышения

В заключение хочу отметить, что иностранные нефтяные компании видят в России огромный потенциал. Вот почему они все еще здесь - несмотря на встречающиеся на их пути проблемы. Тем не менее, для того чтобы создать условия привлечения долгосрочных инвестиций в российский нефтегазовый комплекс, необходимо проделать еще много работы.

Создание этих условий - в общих интересах и российских, и зарубежных нефтяных и газовых компаний.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

    Лебедева Т.Я. «Основные направления привлечения инвестиций в н/г отрасль России». Москва 2001г.

    Хвалынский А.С. «Международные и региональные экономические организации». Москва 2002г.

    Н.А. Цветков «Российский нефтегазовый комплекс: международное инвестиционное сотрудничество» (М.: Архив-М, 2001

    «Экономика. Управление. Культура». №5,6 1999г.

    КРИСТИАН КЛОТИНКС «СРП и энергетический диалог» – «Нефтегазовая вертикаль», №2, 2002г.

    ГЛЕНН УОЛЛЕР «За инвестиции нужно бороться» – «Нефтегазовая вертикаль», №3, 2001г.

    «Нефтяная промышленность России, январь-декабрь 2002 г»,

АНАЛИТИЧЕСКАЯ СЛУЖБА «Нефтегазовой Вертикали»,«Десять ликов нефтянки»,

ХОДОРКОВСКИЙ М.Б., «Надо ждать удобных ситуаций»,

КРАВЕЦ М.А., «Инвестиционный потенциал 2030»,

ПАВЛОВА Г.С., «Сахалинские проекты итоги и перспективы» – «Нефтегазовая вертикаль». №2,3,4,16, 18, 2003г. соответственно.

    ВОЛКОВА Е.К., «Жизнь или кошелек»,

АНАЛИТИЧЕСКАЯ СЛУЖБА Нефтегазовой Вертикали, «Победителей не судят»,

СМИРНОВ С.П., «Национальный фонд Казахстана экспорт капитала» – «Нефтегазовая вертикаль». №1,2,3, 2004г. соответственно.

    ТЕРЕХОВ А.Н., «Кому выгодно инвестировать в российскую нефть?» –«Инвестиции в России» №9, 2001г.

    АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТДЕЛ, «Инвестиционный климат 2002» – «Внешнеэкономический бюллетень». №18, 2002г.

    КИРЧЕН А.Ю., «ЮКОС – лидер отрасли» – «Нефть. Газ. Бизнес». №1, 2003г.

    ШАПРАН В.М., «Нефтяные инвестиции в Россию или туманные перспективы» «Рынок ценных бумаг», №16, 2003г.

    ДРЕКСЛЕР КЛАЙД, «СРП – неэффективный механизм» –«Международная жизнь», №1, 2001г.

    Кокушкина И.В. «Иностранные инвестиции и СП в экономике России». СПбГУ 1999г.

    Кокушкина И.В., «Законодательная база инвестиционной деятельности РФ» – «Юридическая мысль». №2, 2001г.

    Сайт МПА СНГ www .mpa .ru

    Конопляник А.А. «Мировой рынок нефти: возврат эпохи низких цен? (последствия для России)» Москва 2000г.

    Конопляник А.А. «Развитие законодательного и инвестиционного процесса в России в условиях действия Федерального закона «О соглашениях о разделе продукции». Москва 1999г.

    Project Finance. The Book of Lists 1999. - A Supplement to “Project Finance”

    The Sakhalin-2 Project. Vityaz Production Complex Inaugurated. - Sakhalin Energy Investment Company, 1999

    Tax and Project Finance. Special Issue. - “International Business Lawyer“, May 1998, (International Bar Association, Section on Business Law).

    IEA Oil, Gas and Coal. Supply Outlook. Paris. 1995. P. 63.

    комплекс России как ресурс экономического ростаРеферат >> Экономическая теория

    Работы является рассмотреть нефтегазовый комплекс России как ресурс экономического... нефтегазовом комплексе , который не в состоянии быстро превратить эти ресурсы во внутренние инвестиции ... с участием иностранного капитала либо иностранными компаниями на...

  1. Проблемы совершенствования государственного регулирования. Нефтегазового комплекса России в усл

    Реферат >> Менеджмент

    Эссе №1: Проблемы совершенствования государственного регулирования Нефтегазового комплекса России в условиях рынка Выполнила: Проверил: ... крупные инвестиции в новые формы деловой активности: приобретения в добывающих отраслях других стран; иностранные ...

  2. Проблемы и перспективы развития нефтегазового комплекса России 2.1. Проблемы российской нефтегазовой отрасли За последние 10 ... среднего нефтедобывающего бизнеса в России , в том числе с участием иностранных инвестиций , сдерживает отсутствие необходимой...