Аральское море скоро может исчезнуть! Экологическая ситуация в регионе Аральского моря. Опасения промышленности не оправдались

Аральское море скоро может исчезнуть! Экологическая ситуация в регионе Аральского моря. Опасения промышленности не оправдались

За последние два года в структуре внешнего долга Российской Федерации произошли существенные изменения. Прослеживается положительная динамика в уменьшении государственного долга более чем на 200 миллиардов долларов. Многие аналитики отмечают, что этот показатель сокращения является самым стремительным за всю историю Российской Федерации.

Как отмечалось выше в современном мире нет ни одного государства без государственного долга. Но очень важно его регулировать и отслеживать изменения в параметрах, таких как структура или величина по отношению к экономике.

Если проследить динамику изменения, то можно увидеть, что внешний долг на протяжении почти 12 лет стабильно рос и за это время увеличился почти на 600 миллиардов долларов. Пик пришелся на июль 2014 года, когда цифра достигла 732,7 миллиарда долларов.

С июля 2014 года тенденция изменилась. В результате, за последние два года внешний долг сократился почти на 30 процентов и составил 522 миллиардов по состоянию на 1 ноября 2015 года. Это является огромным достижением на фоне негативных экономических последствий, таких как девальвация рубля и экономические санкции со стороны Евросоюза.

Нельзя не сказать, что введение экономических санкций привело и к положительным результатам, например к стремительному снижению объема внешнего долга. Это произошло из-за того, что отечественные компании фактически стали изолированы от внешних рынков капитала. Эксперты отмечают, что если бы не это вполне вероятно, что уровень государственного долга продолжал бы стремительно расти. Причем, в основном, за счет корпоративных займов, с помощью которых банки и компании финансировали развитие бизнеса.

По официальным данным статистики на 1 декабря 2015 года государственный долг едва превысил 50 миллиардов долларов, а это в несколько раз ниже, чем у других крупных экономик, как в абсолютном значении, так и по отношению к ВВП - примерно 15 процентов. При этом долги банков и компаний с большой долей государственных вложений достаточно велики и составляют около 90 процентов от общего внешнего долга Российской Федерации.

По мнению известного финансового эксперта и аналитика Лазаря Бадалова Компании и банки пользовались своими высокими рейтингами, деньги для них были дешевые и западные банки с удовольствием инвестировали в российскую экономику. Сегодня же ситуация изменилась: отечественный бизнес должен будет погашать свои кредиты самостоятельно.

Рисунок 1. Динамика внешнего долга России

Научный сотрудник Института "Центр развития" НИУ ВШЭ Андрей Чернявский отмечает, что при высоком уровне государственного долга происходит увеличивается отток капитала, а при нынешней неблагоприятной экономической обстановке это может привести к ряду негативных последствий. Таким образом снижение государственного долгая является положительной тенденцией, ослабляющей давление на экономику. Однако то, что банкам и компаниям раньше позволялось практически бесконтрольно наращивать объемы внешних займов, - будет осложнять ситуацию. В ближайшие год-два придется серьезно заниматься проблемой обслуживания и погашения этих долгов", - констатирует Андрей Чернявский.

Многие эксперты отмечают, что Россия может обратиться к опыту других стран, у которых функционирует более совершенная модель формирования долговой нагрузки. Данную модель активно применяют в США и Японии. Аналитики отмечают высокий уровень государственных долгов в этих странах, но при этом не учитывают, что основной долг именно внутренний, а не внешний. Для примера в США это порядка 60-70 процентов долгов, а в Японии почти 90 процентов. Конечно, в этих странах своя специфика экономики, с высокой долей сбережений населения. Но и россияне накопили достаточный инвестиционный потенциал, который можно направить как раз на развитие российского бизнеса - это вклады плюс сбережения в валюте, которые многие предпочли переложить в банковские ячейки в декабре 2014 года. Перед государством стоит важная задача, которая заключается в формировании благоприятных условий и инструментов развития инвестиционного рынка, который будет способствовать снижению государственных займов извне.

По прогнозам аналитиков в 2016 года уровень внешнего долга продолжит сокращаться в среднем на 40-50 миллиардов долларов и достигнет показателя 2008-2009 годов составит приблизительно 500 миллиардов долларов.

Как отмечала глава Банка России Эльвира Набиуллина, выплат по внешним долгам становится меньше с каждым годом. К примеру, в 2016 году они будут в два раза меньше, чем в 2015-м. В первом квартале их общая сумма составит 21,4 миллиарда долларов - на 43,8 процента меньше, чем в четвертом квартале 2015 года. Во втором квартале выплаты могут увеличиться до 30,1 миллиарда долларов.

По прогнозам минфина развитие внешнего долга не произойдет, хотя в бюджете на 2016 год предусмотрена возможность внешних займов в объеме до трех миллиардов долларов. На случай, если ситуация изменится. В настоящее же время министерство финансов будет проводить активную политику для развития национального долгового рынка. В программе развития появляется возможность внедрения выпуска выпуска облигаций федерального займа для населения объемом до 30 миллиардов рублей.

Речь идет о специальном долговом инструменте для жителей страны. Сегодня россияне могут купить облигации федерального займа через профессиональных участников рынка ценных бумаг. Ранее в минфине заявляли о намерении предоставить гражданам возможность покупать ОФЗ прямо в банках, как было во времена Советского Союза.

Одним из базовых положений финансовой политики со стороны России на 2016 год является отказ от кредитования других стран, в связи с тем, что в 2015 году объемы кредитования были существенны. Но в нынешней ситуации принятие новых обязательств по предоставлению кредитов иностранным заемщикам сопряжено с повышенными рисками. В том числе, и с рисками неисполнения этих обязательств в будущем, отмечают в минфине.

За последние годы прослеживается положительна тенденция по уменьшению доли внешнего долга Российской Федерации. В связи со сложившейся экономической обстановке РФ следует пересмотреть свою политику в области регулирования государственных долгов и сделать акцент на снижении доли внешнего долга, что поможет обеспечить независимость страны на мировой арене. Следует провести ряд реформ, направленных на развитие финансового и инвестиционного рынков.

Продолжение рецессии при обещаниях чиновников, что рост вот-вот возобновится, падение доходов и инвестиций, истощение резервов - этим запомнился уходящий 2016 год с точки зрения экономики. На другой чаше весов - рекордно низкая инфляция и ожидания экономического роста в новом году

Рекорд инфляции

Для бизнеса рост цен — главное препятствие для ведения дел в России, в сентябрьском рейтинге Давосского форума. Инфляция остается главной проблемой и для российских граждан, показал Левада-центра. Однако в 2016 году инфляция впервые за три года перестала быть двузначной. Рост цен к концу года, по официальному прогнозу, должен замедлиться до 5,8%, а Минфин ждет, что показатель окажется еще ниже — 5,5%, говорил 23 декабря министр финансов Антон Силуанов. «Это рекордно низкий уровень инфляции, — отмечал на ежегодной большой пресс-конференции президент Владимир Путин. — Это дает все основания полагать, что мы сможем достичь целевых показателей и в ближайшее время выйти на параметры 5% и далее 4% инфляции».

В 2014 году, после обмена санкциями и контрсанкциями, а также падения цен на нефть, уровень инфляции взлетел до 11,4%, а к концу прошлого года достиг 12,9%.

В этом году Центробанк и Минфин объединились в постановке амбициозной задачи — в 2017 году достичь инфляции в 4% и удержать ее на том же уровне в следующие два года. Именно достижение этой цели стало основной темой подавляющего большинства выступлений ЦБ. В то же время глава регулятора Эльвира Набиуллина отвергала претензии в «зацикленности» на инфляции. ЦБ не стремится замедлить цены в ущерб экономическому росту и понимает, что таргетирование само по себе не поможет увеличить ВВП, объясняла она. «Мы понимаем, что должна быть взаимоувязанная политика бюджетной консолидации, денежно-кредитной политики и структурных реформ», — говорила Набиуллина на съезде РСПП 19 декабря.


Доходы все еще падают

Российские чиновники не раз в 2016 году анонсировали скорое возвращение экономики к росту, но пока его нет — и это особенно заметно, если смотреть на доходы населения. В реальном выражении они . Наиболее глубокое падение в 2016 году наблюдалось в августе — по уточненным данным Росстата, в этом месяце реальные доходы снизились на 8,5%. Доходы , но только у некоторых групп населения, говорил в конце ноября первый вице-премьер Игорь Шувалов. Общая динамика остается отрицательной, хотя падение и не идет такими высокими темпами, как летом.

Экономика пережила арест своего министра

Одним из самых заметных событий в российской экономике и «околоэкономике» в 2016 году стал арест министра, отвечающего за ее развитие, но для бизнеса это шоком не стало. О задержании Алексея Улюкаева Следственный комитет сообщил в ночь на 15 ноября. Чиновника в размере $2 млн за выдачу положительной оценки, которая позволила «Роснефти» купить пакет акций «Башнефти». Впоследствии Улюкаева поместили под домашний арест, президент Владимир Путин уволил его из-за утраты доверия, а новым министром вместо 60-летнего чиновника , получивший статус самого молодого члена правительства.

Бюджетные расходы: на войну и на мир

​Сокращение расходов, призванное снизить бюджетный дефицит, происходит в условиях истощения резервов. Совокупный объем Фонда национального благосостояния и Резервного фонда по состоянию на 1 декабря 2016 года составил 6,7 трлн руб., хотя годом ранее находился на уровне 8,7 трлн руб. При этом Резервный фонд , предупреждал Минфин. Финансировать дефицит власти собираются с помощью наращивания государственных займов, а пополнять резервы рассчитывают в 2020 году, когда . Если цены на нефть будут держаться хотя бы на уровне $50 за баррель, бюджет может получить в 2017 году дополнительно 1 трлн руб., из которых половина может быть направлена в резервные фонды на поддержание их уровня, говорил Силуанов в этом месяце.


Опасения промышленности не оправдались

Деловая активность в России вышла на рост. Соответствующий индекс (PMI) рассчитывается компанией Markit — если он ниже 50 пунктов, деловая активность падает, если выше — растет. PMI в сфере услуг растет с февраля, а индекс в промышленности изменил траекторию в середине года: до мая он падал каждый месяц, однако с июня вышел на стабильный рост, а в ноябре и вовсе .

Особого спада именно в промышленности не было, хотя в декабре 2014 года его ожидали и чиновники, и аналитики, говорит заведующий лабораторией конъюнктурных опросов Института Гайдара Сергей Цухло. Однако в 2015 году власти «дезинформировали» промышленность постоянными разговорами о том, что экономика преодолела дно, напоминает он. Резкого отскока так и не произошло, из-за этого в начале 2016 года в промышленности наблюдалось разочарование, но к середине года риторика сменилась, и чиновники, по сути, признали наличие затяжного кризиса. Это позволило предприятиям более реально оценить свое положение, понять, что быстрых изменений не будет, и приспособиться к этому, считает Цухло.


Мантра о росте

О чем чаще всего говорили чиновники, комментируя ситуацию в экономике? РБК проанализировал попавшие в СМИ высказывания членов финансово-экономического блока правительства, а также вице-премьера Ольги Голодец, которая курирует социальный блок. В первую очередь представители кабмина говорили о бюджете, во вторую — о нефти. В тройку лидеров также вошло слово «приватизация» (в декабре консорциум Glencore и суверенного фонда Катара ).

Кроме того, чиновники уделяли внимание ценам — в их высказываниях они, правда, заняли только четвертое место. Но, по данным Левада-центра, россияне считают обесценивание денег . А на пятом месте расположилось слово «рост» — чиновники не раз анонсировали скорое восстановление экономики и увеличение, пусть и медленное, ВВП. Однако пока этот показатель продолжает снижаться, свидетельствуют


В соответствии с 6 статьей Бюджетного Кодекса РФ внешний долг - это обязательства, возникающие в иностранной валюте, за исключением обязательств субъектов Российской Федерации и муниципальных образований перед Российской Федерацией, возникающих в иностранной валюте в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований).

В динамике российского внешнего долга выделяют три этапа: период с 1992 года по 1998 год; период с 1999 года по 2001 год; период с 2002 года по настоящее время.

Первый этап (1992 - 1998 гг.) - многие специалисты высказывают мнение, что сегодняшний внешний государственный долг нашего государства - плод кропотливого одалживания взаймы СССР у других держав. На момент распада СССР ни одно новоиспеченное самостоятельное государство, кроме России, не смогло бы взяться за выполнение долговых обязательств своего предшественника. И по настоянию держав-кредиторов Запада сработал «нулевой вариант»: за два года (1992-1993 гг.) прежние республики Союза передали России свои зарубежные активы и обязательства по кредитам. Как некоторую компенсацию, Россия получила возможность также быть кредитором для Кубы, Ирака, Афганистана, Монголии, Сирии, Вьетнама, КНДР, Эфиопии, Алжира, Ливии, Индии.

Таким образом, к концу первого этапа общая сумма долга превысила 188 млрд. долларов. Прирост в размере около 92 млрд. долларов пришелся на долю новых долгов, да и долг бывшего СССР не только не сократился, но и значительно возрос. В конце 1993 года, внешний долг России превышал ее тогдашние международные валютные резервы в 13 раз, а пересчитанный в рубли по текущему валютному курсу составлял около 91% величины ВВП этого года. Уже в конце 1998 года внешний долг России превысил валютные резервы в 15 раз, тогда как в рублевом исчислении он почти на 48% превосходил размеры ВВП.

Второй этап (1999 - 2001 гг.) период после валютно-финансового кризиса и дефолта, когда России как неплатежеспособной стране фактически перекрыли доступ к мировым кредитным ресурсам. Новые заимствования свелись к минимуму, а по прежним займам так или иначе приходилось платить. В итоге за три года новый российский долг уменьшился на четверть с 90,2 до 67,9 млрд. долларов. Благодаря реструктуризации и частичному списанию, долг бывшего СССР также сократился до 78,4 млрд. долларов, так что общий внешний долг РФ снизился до 146,3 млрд. долларов.

Третий, нынешний этап (начиная с 2002 г.) отличается беспрецедентным нарастанием внешнего долга России, причем исключительно за счет новых заимствований.

Государственные внешние заимствования Российской Федерации осуществляются в целях финансирования дефицита (нефтегазового дефицита) федерального бюджета, а также для погашения государственных долговых обязательств Российской Федерации. Право осуществления государственных внешних заимствований Российской Федерации и заключения договоров о предоставлении государственных гарантий для привлечения внешних кредитов (займов) принадлежит Российской Федерации. От имени Российской Федерации осуществлять внешние заимствования может Правительство Российской Федерации либо уполномоченное им Министерство финансов Российской Федерации. В объем государственного внешнего долга Российской Федерации включаются:

  • - номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам Российской Федерации, обязательства по которым выражены в иностранной валюте;
  • - объем основного долга по кредитам, которые получены Российской Федерацией, и обязательства, по которым выражены в иностранной валюте, в том числе по целевым иностранным кредитам (заимствованиям), привлеченным под государственные гарантии Российской Федерации;
  • - объем обязательств по государственным гарантиям Российской Федерации, выраженным в иностранной валюте.

Основными кредиторами Российской Федерации на сегодняшний день являются коммерческие банки из 24 европейских стран, Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития и Европейский банк реконструкции и развития.

Лондонский клуб - неинституциализированное объединение коммерческих банков-кредиторов, созданное для переговоров с официальными заемщиками (в случае России объединяет свыше 600 банков, деятельность которых координируется Банковским консультационным комитетом во главе с «Дойче банком»).

Парижский клуб - неинституциализированное объединение стран-кредиторов (Австралия, Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Канада, Нидерланды, Норвегия, Россия, США, Финляндия, Франция, Швейцария, Швеция, Япония), созданное в 1956 году для обсуждения и урегулирования проблем задолженности суверенных государств; Россия - член Парижского клуба с 1997 года.

До введения в действие Бюджетного кодекса Российской Федерации законодательную основу в сфере управления государственным долгом составляли два основных закона: «О государственном внутреннем долге Российской Федерации» от 13 ноября 1992 года №3877-1 и «О государственных внешних заимствованиях Российской Федерации и государственных кредитах, предоставляемых Российской Федерацией иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям» от 17 декабря 1994 года №76-ФЗ.

С введением в действие Бюджетного кодекса Российской Федерации впервые на законодательном уровне было прописано понятие единой системы учета и регистрации государственных долговых обязательств.

Управление и обслуживание внешнего долга РФ возложено на Центральный банк РФ и Федеральное казначейство при Министерстве финансов РФ. Все затраты по обслуживанию долга осуществляются за счет государственного бюджета. Правительство РФ выполняет ряд действий для погашения кредитов. Это:

  • - реструктуризация (изменение условий кредитования) долга перед Парижским и Лондонским клубами;
  • - обмен государственных краткосрочных облигаций (ГКО) на евробонды (предъявительские ценные бумаги);
  • - переход ГКО в ОФЗ (облигации федерального займа);
  • - обмен ОВГВЗ (облигации внутреннего государственного валютного займа) на ОГВЗ (облигации государственного валютного займа);
  • - смена коммерческих задолженностей на еврооблигационные займы.

Кроме названых стандартных операций по погашению внешних кредитов, правительство РФ использовало ряд нестандартных:

Финансирование экспортных поставок товаров (в счет погашения долга) в Чехию, Словакию, Венгрию, Румынию, Китай, Польшу, Францию,

Финляндию, Италию, Южную Корею, Уругвай;

Дисконтирование с досрочной выплатой по кредитным обязательствам.

Как считают эксперты, такие нестандартные шаги приносят пользу России и помогают выплатить внешний долг. Если последовательно проводить все названные мероприятия, то существует перспектива выйти из долгового кризиса в течение ближайших десяти лет, а благодаря этому стабилизируется и экономическая ситуация в стране.

Важным экономическим итогом 2015г. стало сокращение (второй год подряд) внешней задолженности РФ.

Особенно актуальным это является в период рекордно низких цен на нефть и сохраняющихся секторальных санкций США и Евросоюза, включая финансовые.

Объем внешнего долга Российской Федерации по состоянию на 1 января 2017 года, по оценке Центрального Банка, составил 518,661 млрд. долларов США и за год практически не изменился (увеличение на 0,244 млрд. долларов США). В то же время вклад секторов экономики в динамику внешнего долга страны был разнонаправленным.

Внешние долговые обязательства банков за год уменьшились на 12,45 млрд. долларов, доля банковского сектора в структуре внешней задолженности по состоянию на отчетную дату составила 23,0 % против 25,41 % годом ранее. Внешние обязательства органов государственного управления за счет новых размещений и покупки нерезидентами суверенных инструментов на вторичном рынке, напротив, выросли на 6,949 млрд. долларов США, их удельный вес в структуре внешнего долга страны за год увеличился с 5,89 % до 7,23%. При этом надо заметить, что долг бывшего СССР снизился за рассматриваемый период на 724 млрд. долларов. Таким образом, долг бывшего СССР, принятый Россией в сумме 96,6 млрд. долларов, за двадцать лет практически выплачен.

Внутренний валовый продукт за 2016 год сократился на 0,2 % к предыдущему году и составил 3508,2 млрд. долларов. На фоне этого, на 0,3 % увеличилась доля внешнего долга к ВВП.

Прочие секторы экономики сохранили лидирующие позиции в объеме внешнего долга (67,68 % по состоянию на 1 января 2017 года), их внешняя задолженность за год выросла на 5,926 млрд. долларов.

Долговые обязательства перед прямыми инвесторами и предприятиями прямого инвестирования выросли на 1,78 млрд. долларов, или на 101,3 %, при этом наблюдается снижение долга по кредитам и депозитам на 0,957 млрд. долларов, или на 0,5 %. Так же снижена задолженность по финансовому лизингу на 0,318 млрд. долларов, или на 6,2 %. Практически в два раза выросла в данном секторе внешнего долга прочая задолженность.

Введение экономических санкций привело к положительным результатам - к снижению объема внешнего долга. Это произошло из-за того, что отечественные компании фактически стали изолированы от внешних рынков капитала. Эксперты отмечают, что, если бы не это вполне вероятно, что уровень государственного долга продолжал бы расти. Причем, в основном, за счет корпоративных займов, с помощью которых банки и компании финансировали развитие бизнеса.

Любой внешний долг для страны является показателем доверия к ней со стороны других государств. Если в этой стране стабильная экономическая ситуация, то внешний долг не будет являться ключевой проблемой для правительства и населения. Эксперты определили пределы, переход за которые может привести экономику страны к упадку - это отношение внешнего долга к валовому внутреннему продукту свыше 80% (низкая - до 48%, умеренная - до 80%). Эти расчеты основаны на том, что любая задолженность страны другим государствам-кредиторам отдается из стоимости продуктов, производимых на своей территории.

Министерство финансов планирует в 2017 году погасить 69,574 млрд. долларов в счет погашения основного долга и 17,55 млрд. долларов в качестве погашения процентной ставки.

Выплата внешнего долга РФ во 2 квартале 2017г., предположительно, составит 28,241 миллиардов долларов, из них 24,091 млрд. - основная сумма, 4.15 млрд. - проценты.

В течение 3 квартала 2017г. внешние выплаты оцениваются в 14,432 миллиардов долларов, в том числе 10,93 млрд. - основная сумма, 3.502 млрд. - проценты.

В 4 квартале 2017г. предстоит заплатить 23,952 млрд. долларов, из них 20,361 млрд. - основная сумма, 3.591 млрд. - проценты.

Финансовые аналитики делают выводы: за 2017 год придется выплатить меньше, чем уже выплаченная сумма задолженности за первые два месяца в 2017 году.

Центробанк прогнозирует, что избыточного спроса на валютном рынке не будет. Также не ожидается и девальвации российского рубля, какая была в конце 2016 года, когда резко снизились цены на нефть и при этом доступность финансовых рынков для компаний нашей страны была ограничена. Поэтому специалисты советуют с оптимизмом строить планы на будущее.

(ссылка на статью) от АБ-Центр. Данный материал включает в себя общие тенденции развития отраслей животноводства РФ за 2016 год (динамику поголовья скота, производства свинины, говядины, мяса птицы, молока, яиц).

Поголовье скота в России в 2016 году

Животноводство России в 2016 году характеризуется сокращением поголовья крупного и мелкого рогатого скота, приростом поголовья свиней.

Поголовье крупного рогатого скота в России по состоянию на 1 января 2017 года в хозяйствах всех категорий насчитывало 18 686,9 тыс. голов. В том числе, поголовье коров составляло 8 250,1 тыс. голов. По отношению к 1 января 2016 года поголовье КРС сократилось на 1,6% или на 305,0 тыс. голов, к 1 января 2012 года (за 5 лет) - на 7,1% или на 1 424,1 тыс. голов, к 1 января 2007 года (за 10 лет) - на 13,3% или на 2 874,7 тыс. голов. Поголовье коров за год сократилось на 1,9% или на 158,0 тыс. голов, за 5 лет - на 8,1% или на 725,5 тыс. голов, за 10 лет - на 11,9% или на 1 109,6 тыс. голов.

Поголовье овец и коз в хозяйствах всех категорий за год сократилось на 0,3% или на 84,2 тыс. голов до 24 796,9 тыс. голов по состоянию на 1 января 2017 года. Однако за 5 лет поголовье увеличилось на 8,5% или на 1 938,9 тыс. голов, за 10 лет также увеличилось на 22,8% или на 4 602,4 тыс. голов.

Поголовье свиней в России в хозяйствах всех категорий по состоянию на 1 января 2017 года насчитывало 22 033,3 тыс. голов. Рост поголовья за год составил 2,4% или 526,8 тыс. голов, за 5 лет - 27,7% или 4 775,0 тыс. голов, за 10 лет - на 36,1% или 5 848,4 тыс. голов.

Важно! Данная статья входит в Энциклопедию агробизнеса от "АБ-Центр". Для ознкомления с материалами энциклопедии, перейдите по ссылке - .

Производство мяса в России в 2016 году

Общий объем производства мяса всех видов в России в хозяйствах всех категорий в живом весе в 2016 году составил 13 939,1 тыс. тонн (9 929,0 тыс. тонн в перерасчете на убойный вес). За год объем производства в убойном весе вырос на 3,8% или на 363,8 тыс. тонн. За 5 лет - на 32,0% или на 2 409,5 тыс. тонн, за 10 лет - на 88,1% или на 4 650,9 тыс. тонн.

Производство говядины в перерасчете на убойный вес составило 1 623,5 тыс. тонн (2830,4 тыс. тонн в живом весе), что на 1,6% или на 25,9 тыс. тонн в убойном весе меньше, чем в 2015 году, на 0,1% или на 2,0 тыс. тонн меньше, чем в 2011 году и на 5,7% или на 98,0 тыс. тонн меньше, чем в 2006 году.

Производство свинины в 2016 году составило 3 388,4 тыс. тонн в перерасчете на убойный вес (4 346,1 тыс. тонн в живом весе). Для сравнения, в 2015 произвели 3098,7 тыс. тонн свинины в убойном весе, в 2011 году - 2 427,6 тыс. тонн, в 2006 году - 1 699,2 тыс. тонн.

Объем производства мяса птицы в убойном весе в 2016 году находился на уровне 4 630,9 тыс. тонн (6 159,8 тыс. тонн в живом весе). Прирост за год составил 2,1% или 95,4 тыс. тонн в убойном весе, за 5 лет - 44,5% или 1 426,7 тыс. тонн, за 10 лет - 183,7% или 2 998,8 тыс. тонн.

Баранины и козлятины в 2016 году произвели в убойном весе 209,7 тыс. тонн (465,8 тыс. тонн в живом весе), в 2015 году - 204,5 тыс. тонн, в 2011 году - 189,0 тыс. тонн, в 2006 году - 156,3 тыс. тонн.

В 2016 году других видов мяса в убойном весе было произведено 76,4 тыс. тонн (138,2 тыс. тонн). За год снижение составило 0,9% или 0,7 тыс. тонн, однако за 5 и 10 лет произошел рост производства на 4,4% и на 10,7% соответственно.

В структуре производства всех видов мяса в 2016 году преобладает мясо птицы - 46,6%, на свинину пришлось 34,1%, на говядину - 16,4%, на баранину и козлятину - 2,1%, на другие виды мяса - 0,8%. Еще за 15 лет до этого, в 2001 году доля мяса птицы (19,8%) была ниже доли говядины (42,0%) и свинины (33,8%). Отметим, что доля свинины в общем объеме производства мяса на протяжении ряда лет остается относительно стабильной (32-34%).

Производство молока и яиц в России в 2016 году

В 2016 году в хозяйствах всех категорий надои молока составили 30 724,2 тыс. тонн. По отношению к 2015 году производство снизилось на 0,2% или на 72,7 тыс. тонн, к 2011 году (за 5 лет) - на 2,9% или на 921,4 тыс. тонн, к 2006 году (за 10 лет) - на 2,0% или на 614,9 тыс. тонн.

Яиц в 2016 году было произведено 43 527,5 млн штук. Таким образом за год показатели выросли на 2,2% или на 955,8 млн штук за 5 лет - на 5,9% или на 2 415,0 млн штук, за 10 лет рост составил уже 13,9% или 5 311,2 млн штук.