Основная цель анализа социально экономического развития. Анализ социально-экономического развития региона. Изучение отраслевой структуры экономики региона

Одним из основных и традиционных методов региональной экономики является

анализ социально-экономического развития регионов. Он основывается на использовании

системы статистических показателей, которые характеризуют основные явления и

пропорции, существующие в региональной экономической системе, и, поэтому относится

к группе статистических методов.

Цель этого анализа – выявить диспропорции и неиспользуемые возможности

экономического роста для последующего обоснования вариантов стратегии социально-

экономического развития региона.

Анализ социально-экономического развития нацелен на решение следующих задач:

1. Оценка состояния природно-ресурсного потенциала региона.

2. Выявление причин ухудшения состояния окружающей среды.

3. Изучение особенностей, как динамики населения, так и его половозрастной

структуры, а также причины основных миграционных потоков.

4. Оценка использования трудовых ресурсов по основным отраслям экономики

5. Выяснение общих и особенных причин безработицы региона.

6. Оценка уровня и качества жизни населения, обеспеченность населения

основными объектами социальной инфраструктуры.

7. Оценка достигнутого уровня экономического развития региона, его

промышленности, сельского хозяйства, производственной инфраструктуры в целях

составления стратегии дальнейшего функционирования региональной экономики в

условиях рынка.

8. Оценка межрегиональных экономических связей.

9. Выявление потенциальных экспортных резервов производства.

10. Оценка финансового положения территорий, имеющейся у региона части

11. Оценка возможностей использования предприятий, относящихся к

различным формам собственности, в общих интересах населения и хозяйства региона.

Только такой комплексный анализ всех основных параметров жизнедеятельности

региона может дать более или менее объективную картину социально-экономического

положения в регионе, состояния комплексности хозяйства региона, основные пути

дальнейшего развития региона.

В процессе социально-экономического анализа проводится комплексная оценка

природно-ресурсного потенциала региона, чтобы оценить соответствие или

несоответствие уровня развития хозяйства региона, специализации региона его

наличествующему ресурсному потенциалу.

Особое внимание в ходе такого анализа соответствующие государственные

структуры обращают на реальные доходы населения, на сбалансированность или

несбалансированность денежных доходов и расходов населения, на динамику

производства товаров, на уровень обеспеченности населения жильем, на степень



развитости производственной и социальной инфраструктуры в регионе.

Чтобы своевременно выявить возникающие в хозяйстве региона экономические

диспропорции, которые тормозят его социально-экономическое развитие, детально

анализируется степень комплексности хозяйства региона. При данном анализе

оценивается:

1. Соотношение темпов и уровней социального и производственного развития

(анализ обеспечения населения основными социальными благами и услугами, товарами

народного потребления; динамика структуры материального производства, структуры

промышленности, производственных фондов, степень их износа; уровень капитальных

вложений, структура занятости и т.д.).

2. Степень социальной ориентации экономики (оценивается по доле производства

товаров народного потребления в общем объеме производства; по производству товаров

народного потребления на душу населения; по уровню самообеспеченности товарами

народного потребления и продовольственными товарами; по уровню мощностей

жилищного строительства в регионе).

3. Сбалансированность рабочих мест и трудовых ресурсов (оценивается емкость

регионального рынка труда, динамика и структура безработицы, система подготовки

региональных кадров, а также то, насколько она ориентирована на удовлетворение

потребностей региона).

4. Обеспеченность хозяйства территориальными ресурсами многоцелевого

назначения (земельные, водные, лесные ресурсы).

5. Состояние окружающей среды и степень использования экологически опасных

территорий, отраслей.

6. Масштабы использования и динамика возобновления биологических ресурсов.

7. Производственная ориентация хозяйственного комплекса, то есть соотношение

продукции производственного и непроизводственного назначения.

8. Соответствие производственной инфраструктуры (энергетические базы,

транспортные комплексы, строительные базы) потребностям региона.

В социально-экономическом анализе комплексности хозяйства региона особо

выделяется анализ развития отраслей промышленности региона. При проведении этого

анализа выделяют:

1.Динамику производства продукции, как в натуральном выражении, так и в

стоимостной оценке.

2.Финансовое состояние предприятий конкретных отраслей региона.

3.Использование трудового потенциала в промышленности региона.

4.Капитальные вложения с разделением затрат на техническое перевооружение,

реконструкцию и расширение этих предприятий, новое строительство с учетом

источников финансирования этих затрат.

5.Обеспечение производства материально-сырьевыми ресурсами.

6.Вычленяются показатели, которые характеризуют воздействие развития отрасли

промышленности на окружающую среду и ее влияние на эффективность

природоохранных мероприятий.

Эти 6 показателей дополняются целым рядом других данных, которые

характеризуют:

􀂃 Соотношение достигнутых объемов производства в натуральном выражении с

потребностью хозяйства и с уровнем спроса со стороны населения.

􀂃 Обеспеченность топливно-энергетическими, минерально-сырьевыми, водными,

лесными, земельными ресурсами и степень влияния этих ресурсов, как на экономические

показатели, так и на территориальное размещение отраслей промышленности.

􀂃 Уровни концентрации, специализации и кооперирования производства.

􀂃 Наличие либо отсутствие производственных возможностей по заготовке и

переработке вторичных ресурсов (отходов производства и потребления, которые

образуются в различных отраслях или которые подлежат обязательной переработке на

предприятиях этих отраслей).

􀂃 Развитие транспортно-экономических связей и инфраструктуры.

Анализ социально-экономического развития региона проводится по следующим

основным разделам:

1. Анализ общего уровня развития региона.

2. Анализ и оценка природно-ресурсного потенциала региона.

3. Анализ состояния окружающей среды и причин ее загрязнения.

4. Анализ и оценка уровня социального и экономического развития, включая

оценку демографических и миграционных процессов на территории региона.

5. Анализ занятости и безработицы, расселения по территории региона и

достигнутого уровня жизни населения.

6. Оценка достигнутого уровня развития промышленности, сельского хозяйства и

рыночной инфраструктуры.

7. Анализ и оценка экспортного потенциала, межрегиональных и

внешнеэкономических связей.

8. Оценка финансового положения региона, состояния бюджета региона.

9. Анализ направлений развития малого и среднего бизнеса в регионе.

В процессе того, как анализируется ресурсные и демографические предпосылки

регионального экономического развития, проводится инвентаризация минерально-

сырьевых, топливно-энергетических, земельных, водных и лесных ресурсов региона;

определяется структура трудовых ресурсов, количество и соотношение городских и

сельских жителей, основные половозрастные группы, средняя продолжительность жизни,

сложившиеся миграционные потоки, уровень безработицы, соотношение родившихся и

умерших и динамика этого показателя за несколько лет.

Уровень жизни оценивается изменением денежных доходов на душу населения,

уровнем цен на продукты питания и товары народного потребления, структурой и

объемами непродовольственных товаров. При достаточно высоком уровне жизни

соотношение непродовольственных и продовольственных товаров 90% : 10%. Сюда также

входит обеспеченность населения жильем, объектами социально-культурного,

медицинского, образовательного назначения.

Уровень жизни должен выражаться при помощи сопоставления имеющихся

показателей с федеральными нормативами потребления материальных благ и услуг.

возможности по изысканию дополнительных источников финансирования.

Анализ завершается оценкой развития рыночных отношений в регионе, при этом

анализируется соотношение произведенного и используемого на данной территории

валового регионального продукта, сбалансированность ввоза и вывоза с территории

региона основной продукции, оцениваются происходящий спад производства и влияющие

на этот процесс условия и факторы. Анализируется возможность создания на территории

региона свободных экономических зон и их возможное влияние в дальнейшем на развитие

регионального хозяйственного комплекса и повышение уровня жизни.

Вопросы :

Охарактеризуйте понятие социально-экономического развития региона.

Подумайте, какие органы региональной власти и управления играют главную роль

в обеспечении поступательного экономического развития субъекта РФ?

При помощи каких методов региональные власти разрабатывают программы

социально-экономического развития своих регионов?

Тестовое задание:

1. Какой из ниже перечисленных барьеров относится к барьерам эндогенного

характера:

а) Ограниченная емкость рынка.

б) Административные ограничения.

в) Контроль действующих предприятий над стратегическими ресурсами.

г) Неравенство стартовых условий.

2. К классификации инфраструктуры по пространственному признаку относится:

а) Межрегиональная инфраструктура.

б) Финансово-кредитная инфраструктура.

в) Внешнеэкономическая инфраструктура.

г) Кооперативная инфраструктура.

3. Основной целью анализа социально-экономического развития региона является:

а) Оценить состояние окружающей среды и степень использования экологически

опасных территорий, отраслей.

б) Выявить диспропорции и неиспользуемые возможности экономического роста

для последующего обоснования вариантов стратегии социально-экономического развития

в) Оценить финансовое положение территории, имеющейся у региона части

доходов регионального бюджета, расходование денег из регионального бюджета.

г) Оценить достигнутый уровень развития промышленности, сельского хозяйства и

рыночной инфраструктуры.

4. Экономический потенциал региональной рыночной инфраструктуры не

включает:

а) Складские помещения.

б) Здания и оборудование бирж.

в) Персонал торговых организаций.

г) Телекоммуникационные сети.

5.При определении степени социальной ориентации экономики региона:

а) Оценивается динамика структуры материального производства, структуры

промышленности, производственных фондов, степень их износа.

б) Оценивается по доле производства товаров народного потребления в общем

объеме производства.

в) Оценивается емкость регионального рынка труда, динамика и структура

безработицы.

г) Оценивается состояние окружающей среды и степень использования

экологически опасных территорий, отраслей.

Одним из основных и традиционных методов региональной экономики является анализ социально-экономического развития регионов. он основывается на использовании системы статистических показателей, которые характеризуют основные явления и пропорции, существующие в региональной экономической системе, и, поэтому относится к группе статистических методов.
Цель этого анализа - выявить диспропорции и неиспользуемые возможности экономического роста для последующего обоснования вариантов стратегии социально-экономического развития региона.
Анализ социально-экономического развития нацелен на решение следующих задач:
1. Оценка состояния природно-ресурсного потенциала региона.
2. Выявление причин ухудшения состояния окружающей среды.
3. Изучение особенностей, как динамики населения, так и его половозрастной структуры, а также причины основных миграционных потоков.
4. Оценка использования трудовых ресурсов по основным отраслям экономики региона.
5. Выяснение общих и особенных причин безработицы региона.
6. Оценка уровня и качества жизни населения, обеспеченность населения основными объектами социальной инфраструктуры.
7. Оценка достигнутого уровня экономического развития региона, его промышленности, сельского хозяйства, производственной инфраструктуры в целях составления стратегии дальнейшего функционирования региональной экономики в условиях рынка.
8. Оценка межрегиональных экономических связей.
9. Выявление потенциальных экспортных резервов производства.
10. Оценка финансового положения территорий, имеющейся у региона части доходов регионального бюджета, расходование денег из регионального бюджета.
11. Оценка возможностей использования предприятий, относящихся к различным формам собственности, в общих интересах населения и хозяйства региона.
Только такой комплексный анализ всех основных параметров жизнедеятельности региона может дать более или менее объективную картину социально-экономического положения в регионе, состояния комплексности хозяйства региона, основные пути дальнейшего развития региона.
В процессе социально-экономического анализа проводится комплексная оценка природно-ресурсного потенциала региона, чтобы оценить соответствие или несоответствие уровня развития хозяйства региона, специализации региона его наличествующему ресурсному потенциалу.
Особое внимание в ходе такого анализа соответствующие государственные структуры обращают на реальные доходы населения, на сбалансированность или несбалансированность денежных доходов и расходов населения, на динамику производства товаров, на уровень обеспеченности населения жильем, на степень развитости производственной и социальной инфраструктуры в регионе.
Чтобы своевременно выявить возникающие в хозяйстве региона экономические диспропорции, которые тормозят его социально-экономическое развитие, детально анализируется степень комплексности хозяйства региона. При данном анализе оценивается:
1. Соотношение темпов и уровней социального и производственного развития (анализ обеспечения населения основными социальными благами и услугами, товарами народного потребления; динамика структуры материального производства, структуры промышленности, производственных фондов, степень их износа; уровень капитальных вложений, структура занятости и т. д.).
2. Степень социальной ориентации экономики (оценивается по доле производства товаров народного потребления в общем объеме производства; по производству товаров народного потребления на душу населения; по уровню самообеспеченности товарами народного потребления и продовольственными товарами; по уровню мощностей жилищного строительства в регионе).
3. Сбалансированность рабочих мест и трудовых ресурсов (оценивается емкость регионального рынка труда, динамика и структура безработицы, система подготовки региональных кадров, а также то, насколько она ориентирована на удовлетворение потребностей региона).
4. Обеспеченность хозяйства территориальными ресурсами многоцелевого назначения (земельные, водные, лесные ресурсы).
5. Состояние окружающей среды и степень использования экологически опасных территорий, отраслей.
6. Масштабы использования и динамика возобновления биологических ресурсов.
7. Производственная ориентация хозяйственного комплекса, то есть соотношение продукции производственного и непроизводственного назначения.
8. Соответствие производственной инфраструктуры (энергетические базы, транспортные комплексы, строительные базы) потребностям региона.
В социально-экономическом анализе комплексности хозяйства региона особо выделяется анализ развития отраслей промышленности региона. При проведении этого анализа выделяют:
1. Динамику производства продукции, как в натуральном выражении, так и в стоимостной оценке.
2. Финансовое состояние предприятий конкретных отраслей региона.
3. Использование трудового потенциала в промышленности региона.
4. Капитальные вложения с разделением затрат на техническое перевооружение, реконструкцию и расширение этих предприятий, новое строительство с учетом источников финансирования этих затрат.
5. Обеспечение производства материально-сырьевыми ресурсами.
6. Вычленяются показатели, которые характеризуют воздействие развития отрасли промышленности на окружающую среду и ее влияние на эффективность природоохранных мероприятий.
Эти 6 показателей дополняются целым рядом других данных, которые характеризуют:
- Соотношение достигнутых объемов производства в натуральном выражении с потребностью хозяйства и с уровнем спроса со стороны населения.
- Обеспеченность топливно-энергетическими, минерально-сырьевыми, водными, лесными, земельными ресурсами и степень влияния этих ресурсов, как на экономические показатели, так и на территориальное размещение отраслей промышленности.
- Уровни концентрации, специализации и кооперирования производства.
- Наличие либо отсутствие производственных возможностей по заготовке и переработке вторичных ресурсов (отходов производства и потребления, которые образуются в различных отраслях или которые подлежат обязательной переработке на предприятиях этих отраслей).
- Развитие транспортно-экономических связей и инфраструктуры.
Анализ социально-экономического развития региона проводится по следующим основным разделам:
1. Анализ общего уровня развития региона.
2. Анализ и оценка природно-ресурсного потенциала региона.
3. Анализ состояния окружающей среды и причин ее загрязнения.
4. Анализ и оценка уровня социального и экономического развития, включая оценку демографических и миграционных процессов на территории региона.
5. Анализ занятости и безработицы, расселения по территории региона и достигнутого уровня жизни населения.
6. Оценка достигнутого уровня развития промышленности, сельского хозяйства и рыночной инфраструктуры.
7. Анализ и оценка экспортного потенциала, межрегиональных и внешнеэкономических связей.
8. Оценка финансового положения региона, состояния бюджета региона.
9. Анализ направлений развития малого и среднего бизнеса в регионе.
В процессе того, как анализируется ресурсные и демографические предпосылки регионального экономического развития, проводится инвентаризация минерально-сырьевых, топливно-энергетических, земельных, водных и лесных ресурсов региона; определяется структура трудовых ресурсов, количество и соотношение городских и сельских жителей, основные половозрастные группы, средняя продолжительность жизни, сложившиеся миграционные потоки, уровень безработицы, соотношение родившихся и умерших и динамика этого показателя за несколько лет.
Уровень жизни оценивается изменением денежных доходов на душу населения, уровнем цен на продукты питания и товары народного потребления, структурой и объемами непродовольственных товаров. При достаточно высоком уровне жизни соотношение непродовольственных и продовольственных товаров 90% : 10%. Сюда также входит обеспеченность населения жильем, объектами социально-культурного, медицинского, образовательного назначения.
Уровень жизни должен выражаться при помощи сопоставления имеющихся показателей с федеральными нормативами потребления материальных благ и услуг.
Далее проводится оценка финансового положения территории, и выявляются возможности по изысканию дополнительных источников финансирования.
Анализ завершается оценкой развития рыночных отношений в регионе, при этом анализируется соотношение произведенного и используемого на данной территории валового регионального продукта, сбалансированность ввоза и вывоза с территории региона основной продукции, оцениваются происходящий спад производства и влияющие на этот процесс условия и факторы. Анализируется возможность создания на территории региона свободных экономических зон и их возможное влияние в дальнейшем на развитие регионального хозяйственного комплекса и повышение уровня жизни.

Охарактеризуйте понятие социально-экономического развития региона.
. Подумайте, какие органы региональной власти и управления играют главную роль в обеспечении поступательного экономического развития субъекта РФ?
. При помощи каких методов региональные власти разрабатывают программы социально-экономического развития своих регионов?

Тестовое задание

1. Какой из ниже перечисленных барьеров относится к барьерам эндогенного характера:
а) Ограниченная емкость рынка.
б) Административные ограничения.
в) Контроль действующих предприятий над стратегическими ресурсами.
г) Неравенство стартовых условий.
2. К классификации инфраструктуры по пространственному признаку относится:
а) Межрегиональная инфраструктура.
б) Финансово-кредитная инфраструктура.
в) Внешнеэкономическая инфраструктура.
г) Кооперативная инфраструктура.
3. Основной целью анализа социально-экономического развития региона является:
а) Оценить состояние окружающей среды и степень использования экологически опасных территорий, отраслей.
б) Выявить диспропорции и неиспользуемые возможности экономического роста для последующего обоснования вариантов стратегии социально-экономического развития региона.
в) Оценить финансовое положение территории, имеющейся у региона части доходов регионального бюджета, расходование денег из регионального бюджета.
г) Оценить достигнутый уровень развития промышленности, сельского хозяйства и рыночной инфраструктуры.
4. Экономический потенциал региональной рыночной инфраструктуры не включает:
а) Складские помещения.
б) Здания и оборудование бирж.
в) Персонал торговых организаций.
г) Телекоммуникационные сети.
5. При определении степени социальной ориентации экономики региона:
а) Оценивается динамика структуры материального производства, структуры промышленности, производственных фондов, степень их износа.
б) Оценивается по доле производства товаров народного потребления в общем объеме производства.
в) Оценивается емкость регионального рынка труда, динамика и структура безработицы.
г) Оценивается состояние окружающей среды и степень использования экологически опасных территорий, отраслей.

Московский регион включает в себя два субъекта Российской Федерации: г. Москву и Московскую область. Социально-экономическое развитие двух субъектов оказывает взаимное влияние на развитие друг друга.

Московский регион расположен в центре Европейской части России, в междуречье Оки и Волги. Регион образует ядро Центрального федерального округа и граничит с Рязанской, Тульской, Калужской, Смоленской, Тверской, Ярославской и Владимирской областями.

Территория г. Москвы составляет 1 тыс. кв. км (0,01% территории России). г. Москва окружен Московской областью и граничит только с ней.

Территория Московской области составляет 46 тыс. кв. км, что составляет 0,28% территории России, общая протяженность границ - около 1200км.

Административно-территориальное деление г. Москвы имеет двухуровневую структуру: государственное административно-территориальное деление и муниципальное административно-территориальное деление. Государственное административно-территориальное деление Москвы состоит из 10 административных округов. Возглавляются префектами, назначаемых мэром г. Москвы. Административные округа делятся на районы. Сейчас их насчитывается 124 единицы. Возглавляются управами районов, являющихся территориальными органами исполнительной власти .

Местное самоуправление в городе Москве осуществляется в границах внутригородских муниципальных образований, создаваемых на территории районов. Внутригородское муниципальное образование - часть территории города Москвы, в пределах которой осуществляется местное самоуправление. Формирование муниципальных образований, установление их территорий и наименований осуществляются законом города Москвы по представлению Мэра Москвы. В настоящее время образовано на территории Москвы зарегистрировано 125 муниципальных образований.

Территория Московской области в целях осуществления функций государственного управления с учетом исторических и культурных традиций, хозяйственных связей, сложившейся инфраструктуры делится на административно-территориальные единицы. Административно-территориальное деление Московской области совпадает с границами, расположенных на ее территории муниципальных образований. В настоящее время в Московской области насчитывается 378 муниципальных образований, из них 36 городских округов, 36 муниципальных районов, 114 городских поселения и 192 сельских поселения.

Московская область - один из наиболее динамично развивающихся субъектов Российской Федерации. По валовому региональному продукту, объему промышленного производства, поступлению иностранных инвестиций, обороту розничной торговли, объему платных услуг населению, объему доходов бюджета Московская область занимает лидирующие места в Центральном федеральном округе .

Экономическая характеристика региона строится на совокупности ряда показателей:

Валовой региональный продукт (ВРП);

Индекс ВРП;

ВРП на душу населения;

Индекс ВРП на душу населения;

Структура ВРП;

Объем промышленного производства;

Индекс промышленного производства;

Объем потребительского сектора экономики;

Индексы потребительского сектора экономики;

Объем инвестиций в основной капитал;

Индекс инвестиций в основной капитал;

Инвестиции на душу населения;

Индекс инвестиций на душу населения;

Структура инвестиций в основной капитал.

Показатели ВВП Российской Федерации и ВРП Московского региона и разбивкой на г. Москву и Московскую область в сопоставимых ценах 2002 г. представлены в приложении 2.

Данные об объеме и динамике ВРП Московского региона показывают, что удельный вес Московского региона составляет практически пятую часть в ВВП России. При этом основную часть ВРП Московского региона образует экономика г. Москвы. В период 2002-2009 гг. доля ВРП Московского региона в экономике Российской Федерации увеличивается как за счет роста доли г. Москвы, так и за счет роста доли Московской области.

Структура экономики. Москва - это классический мегаполис, который живет за счет услуг. В структуре ВРП Москвы услуги занимают до 75%. В Московской области другая ситуация: наличие больших территорий позволяет развивать производство. Развитие Московской области связано, прежде всего, с развитием производства. Именно развитие собственного производства обеспечивает рост ВРП Московской области.

Промышленное производство. В 2002 г. промышленное производство составляло три четверти в экономике Московской области. К 2007-2009 гг. промышленное производство Московской области снизилось до 50 % в структуре ВРП за счет роста доли розничной торговли. Для Москвы значение промышленного производства не так велико. С 2002 г. оно снизилось с 25 % до 15 % в структуре ВРП города. Доля промышленного производства в ВРП Московского региона снизилась с одной третьей до одной пятой части в структуре экономики.

Несмотря на высокий удельный вес промышленного производства в экономике Московской области, его объем значительно уступает по сравнению с объемом промышленности Москвы. По объёму промышленного производства Московская область занимает среди регионов России второе место.

Наибольший удельный вес в промышленном производстве Московской области принадлежит обрабатывающим производствам, среди которых ключевое значение принадлежит легкой промышленности, производству пищевых продуктов, производству машин и оборудования, металлургическому и химическому производству. Следующая по значимости отрасль в структуре экономики Московской области - это торговля и коммерческая деятельность по реализации товаров и услуг (16,6% в 2008 г.). Далее располагаются нерыночные услуги (11,3%) и строительство (10,6%). Менее всего занимают сельское хозяйство (3,6%), транспорт (3,4%) и связь (1,2%).

Несмотря на высокие темпы роста экономики, ВРП на душу населения в Московской области находится на уровне ниже среднего российского показателя. В целом по Московскому региону объем ВРП на душу населения превышает аналогичный общероссийский показатель ВВП на душу населения по Российской Федерации. Немалую роль в этом играют показатели распределения ВРП на душу населения в г. Москве.

Потребительский сектор. За период 2002-2009 гг. оборот розничной торговли Московского региона вырос практически в четыре раза. По состоянию на 1 полугодие 2009 г. оборот розничной торговли Москвы и Московской области является самым крупным среди субъектов Российской Федерации, в том числе и Санкт-Петербурга.

В обороте розничной торговли России Москва занимает порядка 20 %, Московская область - 6 %. В итоге, Московский регион обеспечивает четверть всего розничного товарооборота России.

В последние годы, начиная с 2002 г. темпы роста розничной торговли Московской области более интенсивны, чем в Москве, как в сопоставимых, так и в текущих ценах.

Демографическая характеристика. В 2002-2009 гг. происходит рост численности населения Московского региона. Фактором прироста является миграционный приток, который компенсирует отрицательный прирост населения. Естественный прирост населения остается отрицательным на протяжении всего рассматриваемого периода, как в Москве, так и в Московской области.

Средняя плотность населения Московского региона составляет 144,1 чел. на кв. км, самая большая среди российских территорий, что обусловлено высокой долей городского населения - 80,5%. Наибольшая плотность населения в Московской области имеет место в ближайших к Москве районах, наименьшая - в окраинных районах, где она составляет порядка 20 чел. на кв.км. Ожидаемая продолжительность жизни в Москве превышает данный показатель Московской области. Факторами различий в продолжительности жизни являются как структура населения, так и условия жизни населения в этих субъектах Федерации.

Показатели уровня жизни населения в Московском регионе представлены в таблице 3.

Таблица 3

Показатели уровня жизни населения Московского региона (2002-2009 гг.)

Показатели

Среднедушевые денежные доходы в месяц в г. Москве, руб.

Среднедушевые денежные доходы в месяц в Московской области, руб.

Потребительские денежные расходы на душу населения в месяц в г. Москве, руб.

Потребительские денежные расходы на душу населения в месяц в Московской области, руб.

Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума в г. Москве, %

Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума в Московской области, %

Площадь жилых помещений на одного жителя в среднем в г. Москве, кв.м.

Площадь жилых помещений на одного жителя в среднем в Московской области, кв.м.

Структура населения Москвы отличается большим удельным весом экономически активного населения - более 60% по состоянию на 2009 г. В Московской области данный показатель составляет порядка 40%. Экономическая активность населения в Москве характеризуется большей успешностью: уровень безработицы не превышает единицы, в Московской области данный показатель выше 4%.

По уровню жизни населения Москва превышает развитие Московской области прежде всего по среднедушевому денежному доходу. На протяжении всего рассматриваемого периода сохраняется трехкратный разрыв между доходами населения Москвы и Московской области. Соответственно отличаются потребительские расходы жителей Москвы и Московской области как в абсолютном показателе (до трех раз), так и в относительном (доля расходов на потребительские нужды в среднедушевых доходах жителей Москвы составляет порядка 60%, жителей Московской области - 80%).

В то же время развитие Москвы имеет более социально опасную тенденцию. Если в Московской области удельный вес населения, имеющего доходы ниже прожиточного минимума, последовательно сокращается, то в составе населения г. Москвы доля населения, живущего за чертой бедности после 2008 г. имеет тенденцию к увеличению. В результате по данному показателю Московская область находится в более стабильном положении.

В рамках SWOT - анализа производится оценка сильных и слабых сторон объекта исследования, а также возможностей и угроз внешнего окружения. Все они излагаются в квадрантах SWOT - анализа.

Матрица SWOT - анализа развития Московского региона представлена в таблице 4.

В результате проведения анализа социально-экономического развития Московского региона можно сделать следующие выводы:

1. Социально-экономическое развитие Московского региона находится на пике в рассматриваемом периоде.

2. Основными факторами развития Московского региона является: обладание статусом федерального центра, выгодное географическое положение, развитая транспортная инфраструктура, высокий кадровый потенциал, активность местных властей по развитию экономики региона.

3. Развитие города Москвы связано в основном с ее столичным статусом, оказанием на ее территории инфраструктурных рыночных услуг, развитие на территории города промышленности имеет меньшее значение.

4. Развитие Московской области в основном связано с выгодным географическим положением: прохождение основных транспортных магистралей и близость к федеральному центру. Основой развития Московской области является размещение на ее территории новых промышленных предприятий.

Таблица 4

Матрица SWOT - анализа развития Московского региона

Возможности

высокая инвестиционная привлекательность;

наличие инновационного потенциала развития;

наличие возможностей для развития туристского бизнеса;

привлекательность для мигрантов;

наличие свободных рынков для организации и ведения бизнеса (финансовый рынок (включая рынок потребительских кредитов), фондовый рынок, логистика);

наличие возможностей для реализации государственно-частного партнерства.

возможные отрицательные последствия решений, принимаемых на федеральном уровне;

отсутствие мотивации к труду;

возрастание различий в социальном и экономическом развитии муниципальных образований Московской области.

Сильные стороны

выгодное географическое положение;

высокоразвитое промышленное производство;

близость к ключевым железнодорожному и автомобильному транспортным узлам,;

высокая инвестиционная активность;

наличие квалифицированной рабочей силы;

развитый научно-производственный комплекс;

большой культурно-исторический потенциал.

I. Сила и возможности

II Сила и угрозы

Слабые стороны

нестабильность федерального законодательства, затрудняющая разработку среднесрочных и долгосрочных планов и программ;

сложная демографическая ситуация,

высокий уровень демографической нагрузки на трудоспособное население;

высокий уровень трудовой маятниковой миграции населения;

экспансия импортных товаров на внутреннем рынке Московской области;

высокая степень износа производственного потенциала;

несоответствие темпов развития структуры производства и поддерживающей инфраструктуры;

отсутствие сырьевых источников;

отсутствие свободных земель, пригодных для жилищного строительства, прав по распоряжению земельными участками, являющимися государственной собственностью Российской Федерации и неиспользуемыми по целевому назначению;

высокая степень дифференциации муниципальных образований Московской области по уровню экономического и социального развития.

II. Слабость и возможности

IV. Слабость и угрозы

5. Потребительский сектор Московского региона имеет наивысшее значение в Российской Федерации. В Москве потребительский сектор развит намного сильнее, что связано, прежде всего, с высокой покупательской способностью ее жителей. За последние 5 лет разрыв между развитием потребительского сектора Москвы и Московской области сократился в два раза, что связано с более высокими темпами экономического развития Московской области по сравнению с Москвой.

6. Инвестиции и жилищное строительство Московского региона являются наиболее интенсивными на территории России. Установилась тенденция более активной динамики инвестиционного роста Московской области, что связано с догоняющим характером экономики Московской области по сравнению с экономикой Москвы.

7. Основное направление инвестиций Москвы связано с реализацией инвестиционных проектов по созданию инфраструктурных объектов. Инвестиции Московской области направляются на развитие новых производств .

После того, как мы провели анализ социально-экономического развития Московской области, выявили сильные и слабые стороны, а также возможности и угрозы, мы считаем необходимым, обобщить основные проблемы социально-экономического развития данного региона. Этому посвящен следующий раздел дипломной работы.

Региональное социально-экономическое развитие России в последние годы в значительной степени сохранило черты, приобретенные с начала периода коренных политических и экономических преобразований в стране.

Спад промышленного и сельскохозяйственного производства, инвестиционной активности, снижение уровня жизни, нарастание безработицы происходит во всех без исключения регионах страны. Повсеместно наблюдается обострение социальных проблем, ухудшение криминогенной обстановки и экологической ситуации.

В 1996 г. признаки стабилизации экономики еще себя не проявили ни в одном регионе. Это особенно заметно в финансовой сфере и материальном производстве. Сегодня создаются условия, при которых можно предположить, что происходит накопление потенциала позитивных явлений в хозяйственном механизме, появление класса собственников, укрепление рыночных институтов, приспособление к потребностям мирового рынка. Однако положение на подавляющем большинстве территорий остается тяжелым и неустойчивым, а иногда просто бедственным. Вместе с тем, как показали выборы Президента России (июль 1996 г.), в стране удалось избежать политической дезинтеграции. Усиление центральной власти, формирование четких вертикальных структур ее исполнительной ветви стало важнейшим стабилизирующим фактором.

В основном устранены административные преграды на путях перемещения товаров и капиталов между регионами России. Тем самым созданы необходимые условия для развития хозяйственных связей, упрочения единого экономического пространства и нормализации экономической жизни регионов.

Расширившиеся возможности государственного воздействия на ход регионального развития используются, однако, далеко не в полной мере. Не следует сбрасывать со счетов то обстоятельство, что на смену политическим амбициям местных элит, разрывавшим Россию, приходят устойчивые тенденции к экономической и политической интеграции, созданию единого государства. Пока указанные тенденции не превратятся в устойчивую реальность, эти противоречия будут тем острее, чем сильнее будет различаться экономическая и социальная ситуация по регионам России. Они будут тем опаснее, чем меньше для них будут значить связи с другими территориями страны.

Простые сопоставления и более точные методы математической статистики свидетельствуют о том, что по мере продвижения реформ межрегиональная дифференциация производства и потребления не только не снижается, но и несколько возрастает. Глубже становится различие между относительно благополучными и бедствующими территориями.

Спад промышленного производства по регионам России, не охваченным межрегиональными конфликтами, за 1992-1996 гг. колебался от 6 до 75%. Разброс снижения объемов сельскохозяйственного производства по территории России менее заметен, но также достаточно существенен. Уровень среднедушевых денежных доходов населения имеет шестикратную региональную амплитуду колебаний, уровень безработицы - почти пятидесятикратную.

Схема размещения регионов, в различной степени испытывающих трудности переходного периода, представляет собой достаточно пеструю картину. Территории одного таксономического ранга не составляют, как правило, замкнутых образований, а бедствующие регионы соседствуют с относительно благополучными. Примеры тому - Ивановская и Московская области, Алтайский край и Омская область, Удмуртская Республика и Республика Татарстан. Такое положение усиливает социальную напряженность и существенно усложняет выработку и проведение обоснованной региональной политики.

Территориальные диспропорции, возникшие за годы централизованного планирования и лишь приглушенные специфической системой цен и прямым перераспределением

национального богатства, со всей очевидностью проявили себя при переходе к рынку. Регионы России показали различную подготовленность к быстрому развертыванию рыночных отношений и их включению в мирохозяйственные связи. С позиций территориальных и отраслевых сдвигов тяжесть конкуренции мирового рынка стала более весомым фактором, нежели новые приоритеты внутреннего российского рынка. Если внутренний рынок требовал повышения доли перерабатывающих отраслей и прежде всего отраслей, ориентированных на выпуск товаров народного потребления, то мировой рынок, выставляя качественную продукцию обрабатывающей промышленности, предъявил спрос на сырье и полуфабрикаты. Переход к почти открытой конкуренции, произошедший вследствие распада Союза ССР и вынужденного установления «прозрачных» границ, выявил неспособность отечественных товаропроизводителей предоставить потребителю дешевые и качественные товары, соответствующие мировым стандартам.

Продукция обрабатывающих отраслей мировых товаропроизводителей, по мере становления соответствующей инфраструктуры, к середине 1993 г. захватила рынки ряда приграничных областей и Москвы, а затем стала продвигаться в глубь России. В 1994 г. процесс ее проникновения на российский рынок в целом был завершен. В результате уровень производство обрабатывающих отраслей продолжал быстро падать. В то же время продукция добывающих отраслей отечественной промышленности продолжает пользоваться спросом в основном иностранных потребителей.

Подобные структурные изменения непосредственно отразились на положении регионов, специализирующихся на добыче или переработке природного сырья. За 1992-1995 гг. Брянская, Московская, Владимирская, Челябинская и многие другие области и регионы с развитой обрабатывающей промышленностью утратили до 55-70% своего производства. Крайне неблагоприятно на положении целого ряда регионов сказалось резкое снижение объемов оборонных заказов и уменьшение экспорта оборонной продукции. От этого серьезно пострадали Москва и Московская область, Удмуртская Республика, Тульская, Свердловская, Челябинская и другие области.

Особенно тяжелым оказалось положение в Ивановской области, где высок удельный вес текстильной промышленности, в значительной мере вытесненной с российского и внешнего рынков. Здесь отмечается один из наиболее низких показателей денежных доходов на душу населения, как нигде высока безработица.

В сторону ухудшения ситуации действовал ценовой фактор. Спад в обрабатывающих отраслях во многом определил сложную обстановку в Псковской, Костромской, Владимирской, Курганской областях.

В значительно лучшем положении оказались территории, богатые природными ресурсами и прежде всего запасами полезных ископаемых - нефти, газа, алмазов, золота. Поставки сырья на внешние рынки позволили снизить в них остроту кризисных явлений.

Не столь заметны негативные проявления и на территориях с благоприятными для ведения сельского хозяйства климатическими условиями - в Белгородской, Тульской, Липецкой, Орловской, Ростовской областях, Краснодарском крае. Это обусловлено как сравнительно низкими темпами сокращения производства в сельском хозяйстве, так и более низкими ценами на продукты питания в этих регионах, что компенсирует относительно невысокие денежные доходы населения.

Структурная перестройка производительных сил, которая могла бы сгладить отрицательные последствия перехода к рыночным методам хозяйствования, сдерживалась из-за недостатка финансовых ресурсов, роста цен на строительную продукцию, низкой инвестиционной активности.

Производственные капитальные вложения, направляемые на развитие действующего производства, лишь стимулировали процесс усиления сложившихся территориальных диспропорций.

В том же направлении действовали иностранные инвесторы, вкладывавшие средства в разработку природных ресурсов. Недостаточная территориальная и профессиональная мобильность рабочей силы, зачаточное состояние, в котором находится рынок жилья, также способствовали межрегиональным диспропорциям.

Единственной привлекательной для инвестиций и бурно развивающейся сферой стала инфраструктура рынка, практически отсутствовавшая в стране в начале реформ. Размещение инфраструктурных отраслей до настоящего времени носит точечный характер и сосредоточивается в крупных городах -Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Ростове-на-Дону, Екатеринбурге, Красноярске, Хабаровске, Владивостоке. Безусловное лидерство здесь принадлежит московской агломерации, где созданы крупнейшие банки, страховые компании, биржи, торговые дома. Благодаря развитию инфраструктурных отраслей в крупных городах удалось подавить негативные последствия спада промышленного производства, создать новые рабочие места с высоким уровнем оплаты труда. Это послужило фактором,

стабилизирующим ситуацию в наиболее важных точках России. Процесс становления инфраструктуры рынка далеко не закончен и в дальнейшем следует ожидать ускорения темпов ее развития в средних и малых городах.

Сокращение бюджетных возможностей федерального правительства способствовало снижению прямой и косвенной поддержки традиционно отсталых регионов страны, что еще ухудшило их положение. Республики Мордовия, Бурятия, Дагестан, Калмыкия, Удмуртия, Чувашия и ряд других пополняют число бедствующих районов России. Наконец, наиболее тяжелое положение складывается в очагах национальных конфликтов и вооруженных противостояний. При этом затрагиваются интересы соседних территорий, где нарастает тяжесть криминогенной ситуации. Без разрешения таких конфликтов в предгорных республиках Северного Кавказа нельзя ожидать улучшения обстановки в Краснодарском крае, Ростовской области и особенно на Ставрополье.

Отнесение некоторых регионов России к отсталым только на основании сегодняшнего уровня социально-экономического развития не только достаточно условно, но и зачастую носит конъюнктурный, часто политический характер. К примеру, первые попытки определения отсталости регионов по ряду социальных и экономических показателей привел буквально к «всплеску» доказательств (писем, просьб региональных администраций в адрес Правительства Российской Федерации) о бедственном положении населения и необходимости государственной поддержки этих регионов.

Следует заметить, что состав групп существенно меняется во времени из-за крайне неустойчивой социально-экономической ситуации в стране. Периодическая нехватка топлива и отдельных продуктов питания, ценовые всплески, остановки крупных предприятий, перебои с выплатой заработной платы, неритмичность работы транспорта стали обыденной реальностью во всех регионах страны. Чрезвычайные или близкие к чрезвычайным ситуации провоцируются несовершенством нового хозяйственного механизма, нехваткой опыта государственного регулирования рынка, а также высокой степенью изношенности основных фондов. Далеко не всегда регионы в состоянии собственными силами преодолеть возникшие трудности, а помощь федеральных властей зачастую оказывается недостаточно масштабной и запоздалой.

Характерной тенденцией территориального развития,

заслуживающей пристального внимания, стала нарастающая экономическая обособленность региональных рынков. Об этом

свидетельствует высокий территориальный разброс цен и различная товарная насыщенность этих рынков. Даже столь высоко транспортабельный товар как деньги имеет существенно различную цену в регионах России. Так, размеры ставок по кредитам колебались от 124% в Москве до 165% в Приморском крае. Свою роль в этом процессе в начале реформ играли административные барьеры, затем межрегиональные связи сдерживались из-за неразвитости соответствующих отраслей рыночной инфраструктуры.

Значение последнего фактора еще сказывается до настоящего времени, однако, на первый план стал выступать другой фактор -транспортный. Рост транспортных тарифов в 1994-1996 гг. привел к увеличению доли транспортных расходов в цене приобретаемых материально-технических ресурсов с 4,3% до 14,9%. Это резко снижает возможности региональной специализации, ведет к сложной перестройке региональных комплексов в направлении большей самообеспеченности. В дальнейшем следует ожидать формирования в приграничных районах Европейской части страны, районах Сибири и Дальнего Востока специфических рынков, ориентированных на связи с сопредельными государствами. Эти процессы уже активно охватывают районы Дальнего Востока, развиваются в Калининградской, заметны в Ленинградской и Ростовской областях. Рост транспортных тарифов крайне негативно сказывается на удаленных от потребителя территориях Сибири, которые специализируются на выпуске грузоемкой продукции.

Таким образом, социально-экономическое положение регионов России в целом характеризуется:

Сохранением глубоких региональных различий в уровне социально-экономического развития и темпах проведения экономических реформ;

Нестабильностью хозяйственной сферы в отдаленных, высокоспециализированных и малых по масштабам регионах;

Нарастанием обособленности региональных хозяйственных комплексов;

Появлением признаков стабилизации на отдельных территориях и в крупных городах на фоне общего ухудшения социально-экономической обстановки в большинстве регионов России.

В интересах улучшения экономической и социальной ситуации в России и ее регионах целесообразно.

Одним из основных и традиционных методов региональной экономики является анализ социально-экономического развития региона. Он основывается на использовании системы статистических показателей, характеризующих основные явления и пропорции, существующие в региональной социально-экономической системе. Методология полной экономической диагностики довольно сложна и пока еще не стандартизирована, поэтому ограничимся рассмотрением только наиболее распространенных приемов анализа.

Цель анализа социально-экономического развития региона – выявление диспропорций и неиспользуемых возможностей экономического роста для последующего обоснования вариантов стратегии социально-экономического развития региона.

Анализ социально-экономического развития региона нацелен на решение следующих задач: оценка состояния природно-ресурсного потенциала региона;

Выявление причин ухудшения состояния окружающей среды; изучение особенности динамики и половозрастной структуры населения, причины основных миграционных потоков; оценка использования трудовых ресурсов в разрезе основных отраслей экономики; раскрытие специфических особенностей незанятости (безработных) в регионе; оценка достигнутого уровня и качества жизни населения, обеспеченности основными объектами социальной инфраструктуры; оценка достигнутого уровня экономического развития региона (промышленности, сельского хозяйства, производственной инфраструктуры) с позиций возможности функционирования в условиях рынка; анализ межрегиональных и внешнеэкономических связей региона;

Выявление экспортных резервов производства; оценка финансового положения территории, имеющихся источников доходной части бюджета и сложившихся направлений расходования финансовых ресурсов региона; оценка возможностей использования предприятий различных форм собственности в интересах хозяйства и населения региона.

Решение всех перечисленных задач анализа нацелено, с одной стороны, на выявление возможностей усиления комплексности в хозяйственном развитии региона. а с другой стороны – на оценку условий его успешного функционирования в условиях рыночной экономики, исходя из рационального использования трудовых, материальных, природных и финансовых ресурсов.

Анализ социально-экономического развития региона необходимо начинать с макроэкономической характеристики региона. На основе имеющейся статистической информации определить показатели уровня экономического развития (ВРП на душу населения), уровня потребления в фактических ценах (конечное потребление на душу населения), уровня производительности труда (ВРП на одного занятого). Кроме того, данные о конечном потреблении следует корректировать с учетом региональных различий покупательной способности доходов. Для этого величину конечного потребления на душу населения необходимо сопоставить с величиной прожиточного минимума.

Анализ социально-экономического развития региона проводится по следующим разделам: анализ общего уровня развития региона; анализ/ оценка природно-ресурсного потенциала; анализ состояния окружающей среды и причины ее загрязнения;

Анализ и оценка уровня социального и экономического развития, включая оценку демографических и миграционных процессов; проблему использования трудовых ресурсов, незанятости, расселения населения, уровня и качества жизни; оценку достигнутого уровня экономического развития региона (промышленности, сельского хозяйства, инфраструктуры, территориальной структуры хозяйства); оценку экспортного потенциала, межрегиональных и внешнеэкономических связей; оценку финансового положения; анализ направлений развития малого бизнеса в регионе.

В процессе оценки ресурсных и демографических предпосылок регионального развития рассматриваются: минерально-сырьевые, топливно-энергетические, земельные, водные, лесные, рекреационные ресурсы, экологический потенциал региона; структура трудовых ресурсов; численность населения в разрезе городской и сельской местности;

Основные возрастные группы; средняя продолжительность жизни; демографическая нагрузка занятых в хозяйстве; сложившиеся миграционные потоки; незанятость (безработица) населения; регулирование процесса воспроизводства населения.

Уровень жизни оценивается изменением денежных доходов на душу населения, уровня цен на продукты питания и товары народного потребления, структурой и фактическими объемами потребления основных продовольственных и непродовольственных товаров, обеспеченностью населения жильем, объектами культурно-бытового назначения, здравоохранения, просвещения, дошкольными учреждениями, изменением других экономических и социальных факторов. При этом уровень жизни населения должен оцениваться путем сопоставления достигнутых показателей с региональными нормативами потребления материальных благ и услуг.

Затем проводится оценка финансового положения территории и направления проведения разгосударствления и приватизации с целью выявления новых дополнительных источников финансирования на перспективу мероприятий и правильного выбора стратегии социально-экономического развития региона.

Анализ завершается оценкой развития рыночных отношений в регионе. При этом анализируется соотношение произведенного и использованного на территории ВРП, сбалансированность ввоза и вывоза из региона, проводится оценка спада производства, влияющих на него факторов и условий, рассматриваются региональные особенности кризиса неплатежей; анализируется исполнение бюджетов регионов; оцениваются ход формирования свободных экономических зон, соответствие их ожидаемой структуры задачам совершенствования хозяйственных региональных комплексов и повышения уровня жизни населения и др.

После завершения анализа производится определение масштабов и структуры территориального комплекса исходя из предпосылок его собственного развития.