Налоговый кодекс ст 428 п 1. Выплаты, освобождаемые от страховых взносов. Порядок возмещения начисленных пособий

Налоговые и другие контролирующие органы достаточно часто привлекают тех или иных лиц к ответственности за незаконное предпринимательство. Ежего дно выносится множество обвинительных приговоров за это преступление. Однако даже у судов часто возникают вопросы, связанные с его правовой квалификацией. Попробуем разобраться в наиболее важных из них.

Прежде всего обратимся к определению предпринимательской деятельности. По гражданскому законодательству таковой является «самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке» (п. 1 ст. 2 ГК РФ).

Исходя из общего правила «Участниками регулируемых гражданским законодательством отношений (в том числе и предпринимательских. — Авт.) являются граждане и юридические лица» (п. 1 ст. 2 ГК РФ), они и являются субъектами состава преступления, предусмотренного ст. 171 УК РФ. Возможное участие публично-правовых образований (например, Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований) в данном материале мы рассматривать не будем.

Граждане и юридические лица. Правоспособность

В отличие от юридических лиц, множество граждан неоднородно. Оно состоит из граждан, обладающих:

  • только общей правосубъектностью;
  • как общей, так и специальной правосубъектностью (то есть предпринимателей).
  • По Гражданскому кодексу РФ «гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица:» (п. 1 ст. 23 ГК РФ). К ней применяются правила, «которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения» (п. 3 ст. 23 ГК РФ).

    Кодекс выделяет несколько категорий таких граждан и на этом основании связывает момент приобретения ими специальной правосубъектности с наступлением разных событий:

  • общая категория (предприниматели без образования юридического лица) — «с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя» (п. 1 ст. 23 ГК РФ);
  • специальная категория «глава крестьянского или фермерского хозяйства, осуществляющий деятельность без образования юридического лица» — «с момента государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства» (п. 2 ст. 23 ГК РФ).
  • Правоспособность и дееспособность юридического лица возникают и прекращаются одновременно в момент его создания и в момент внесения записи о его исключении из Единого государственного реестра юридических лиц (п. 3 ст. 49 ГК РФ).

    Возникновение у граждан и юридических лиц специальной правосубъектности законодатель связывает с получением специального разрешения (лицензии). По гражданскому законодательству «право: осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами» (п. 3 ст. 49 ГК РФ).

    Отметим, что юридические лица также неоднородны, и согласно ст. 50 ГК РФ они делятся на две большие группы: коммерческие и некоммерческие организации. Критерием подобной классификации служит цель деятельности. Коммерческие организации являются субъектами предпринимательской деятельности. Основная цель их работы — получение прибыли. В то же время некоммерческие организации не являются субъектами предпринимательской деятельности, так как получение прибыли не является их основной целью (п. 1 ст. 50 ГК РФ). Далее мы расскажем о том, как данное обстоятельство проявляет свое позитивное и негативное значение для уголовно-правовой квалификации незаконного предпринимательства.

    Объективная и субъективная стороны преступления

    Обратимся к определению незаконного предпринимательства, которое дано в ст. 171 УК РФ. Под ним понимается «осуществление предпринимательской деятельности без регистра- ции или с нарушением правил регистрации, а равно представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов, содержащих заведомо ложные сведения, либо осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) в случаях, когда такое разрешение (лицензия) обязательно, или с нарушением лицензион- ных требований и условий, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере» (ч. 1 ст. 171 УК РФ).

    Начать характеризовать данный состав предпочтительнее с объективной стороны. Прежде всего, незаконное предпринимательство — это всегда действие. Оно может быть двух видов:

    • с пороком в регистрации его субъекта;
    • с пороком в специальной правосубъектности его субъекта.

    Таким образом, общественную опасность это преступление обретает не вследствие криминальной природы предмета, то есть самого действия (предпринимательской деятельности). Опасность возникает в результате криминально направленного умысла субъекта на совершение действий внешне абсолютно законных, но влекущих незаконное получение доходов.

    Поэтому Пленум ВС РФ указал, что «в тех случаях, когда лицо, имея целью извлечение дохода, занимается незаконной деятельностью, ответственность за которую предусмотрена иными статьями УК РФ (например, незаконным изготовлением огнестрельного оружия, боеприпасов, сбытом наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов), содеянное им дополнительной квалификации по статье 171 УК РФ не требует» (п. 18 постановления Пленума ВС РФ от 18.11.2004 N 23, далее — постановление N 23).

    С субъективной стороны данное преступление характеризуется прямым умыслом и корыстной целью.

    Субъекты преступления

    Описав незаконное предпринимательство с объективной и субъективной сторон, вернемся к субъектам данного преступления, а точнее — к проблеме установления их круга. Как отмечалось выше, законодатель для квалификации деяния как незаконного предпринимательства установил два вида порока субъекта:

  • в регистрации, то есть в самом существовании;
  • в возникновении специальной правосубъектности.
  • Порок в регистрации может выражаться в различных формах. Это может быть как отсутствие регистрации, так и нарушение ее правил.

    При этом «осуществление предпринимательской деятельности без регистрации будет иметь место лишь в тех случаях, когда в Едином государственном реестре для юридических лиц и Едином государственном реестре для индивидуальных предпринимателей отсутствует запись о создании такого юридического лица или приобретении физическим лицом статуса индивидуального предпринимателя либо содержится запись о ликвидации юридического лица или прекращении деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя» (п. 3 постановления N 23). Под осуществлением предпринимательской деятельности с нарушением правил регистрации следует понимать «ведение такой деятельности субъек том предпринимательства, которому заведомо было известно, что при регистрации были допущены нарушения, дающие основания для признания регистрации недействительной (например, не были представлены в полном объеме документы, а также данные или иные сведения, необходимые для регистрации, либо она была произведена вопреки имеющимся запретам» (п. 3 постановления N 23).

    Гражданский кодекс РФ дважды допускает возможность легально вести предпринимательскую деятельность без регистрации, как для граждан, так и для юридических лиц. Так, в случаях, предусмотренных п. 4 ст. 23 Кодекса, «гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица с нарушением требований: (о регистрации. — Авт.) не вправе ссылаться в отношении заключенных им при этом сделок на то, что он не являлся предпринимателем. Суд может применить к таким сделкам правила: (ГК РФ. — Авт.) об обязательствах, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности».

    Следует отметить, что норма ст. 198 УК РФ (в ней речь идет об уклонении от уплаты налогов с физлиц) сформулирована исходя из этого же принципа, то есть последующей легитимации неправомерных действий и применения к возникшим правоотношениям специального режима правового регулирования.

    Закрепляя в абз. 1 п. 3 ст. 49 ГК РФ положение об обретении юридическим лицом общей правосубъектности в полном объеме с момента его создания, законодатель допустил возможность существования «люфта». С момента создания компании до момента ее госрегистрации и внесения записи в ЕГРЮЛ должно пройти минимум пять дней. Таков срок регистрации юрлиц. Указанным исключением нельзя пренебрегать. Незаконное предпринимательство должно быть действительно незаконным. Кроме того, исключения являются специальными нормами — как по отношению к нормам о госрегистрации юридических лиц и ИПБОЮЛ, так и по отношению к нормам уголовного права (например, по отношению к норме, содержащейся в ст. 171 УК РФ).

    Есть еще один нюанс: коммерческая деятельность компаний, владеющих имуществом на праве хозяйственного ведения и оперативного управления, а также некоммерческих организаций, которые не распределяют прибыль между участниками, но в ходе своей деятельности ее извлекают с завидным постоянством. По данной проблеме молчат как УК РФ, так и Пленум ВС РФ. Акцент со ссылкой на п. 1 ст. 2 ГК РФ на систематическое получение прибыли от деятельности (п. 1 постановления N 23) не решает этой проблемы. Остается невыясненным, с какого момента начинается «систематичность», если учесть, что предпринимательская деятельность носит длящийся характер.

    Порок в возникновении специальной правосубъектности не вызывает особых вопросов. Процедура выдачи лицензии достаточно формализованна. Лишь в ситуации, когда срок ее действия истек, а лицо продолжает осуществлять лицензионный вид деятельности и спустя некоторое время получает новую лицензию либо продлевает срок действия предыдущей, может возникнуть необходимость в дополнительной квалификации подобного деяния по ст. 159 УК РФ «Мошенничество».

    Весьма оригинально выглядит интерпретация Пленумом ВС РФ юридической квалификации деятельности юридического лица, обладающего специальной правоспособностью и в связи с этим неспособного вести иную деятельность, кроме той, ради которой оно было создано, как деятельности без регистрации либо как деятельности без лицензии (п. 6 постановления N 23). Здесь Пленум противоречит сам себе: п. 6 постановления N 23 противоречит п. 3 этого же постановления, расширяя содержание понятий «деятельность без регистрации» и «деятельность без лицензии». Представляется, что в данном случае Пленум ВС РФ должен был воспользоваться правом толкования норм права и дать расширительное толкование не этим понятиям, а понятию «незаконное предпринимательство». Деятельность уже состоявшегося субъекта права и предпринимательскую деятельность вне пределов исключительной компетенции никак нельзя признать деятельностью без регистрации.

    Ответственность: уголовная, налоговая, административная

    Если лицо ведет предпринимательскую деятельность без регистрации (ст. 171 УК РФ), государство не имеет возможности доподлинно установить размер его доходов — налогооблагаемой базы и исчислить сумму налогов или сборов. Регистра- цию проводит Федеральная налоговая служба РФ (ст. 2 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ). В Налоговом кодексе РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение срока постановки на учет в налоговом органе (ст. 116 НК РФ) и уклонение от такового (ст. 117 НК РФ). Статья 14.1 КоАП РФ, устанавливая административную ответственность за ведение предпринимательской деятельности без госрегистрации или специального разрешения (лицензии), дублирует положения НК РФ (в частности, п. 1 ст. 117 НК РФ).

    При этом надо иметь в виду, что в КоАП РФ речь идет об административной ответственности за осуществление предпринимательской деятельности без госрегистрации. Налоговый кодекс РФ предусматривает наступление административной ответственности на более поздней стадии, то есть когда лицо зарегистрировано в качестве организации или индивидуального предпринимателя, но при этом уклоняется от постановки на учет в налоговом органе как субъект налогообложения (налогоплательщик). Этим обстоятельством обусловлено применение различных мер административной ответственности в случае совершения лицом того или иного из указанных выше правонарушений.

    При ограничении сферы действия норм административного и уголовного права необходимо иметь в виду, что уголовно-правовая норма (ст. 171 УК РФ) носит материальный характер (материальный состав правонарушения — преступления). Необходимым условием для ее применения является причинение ущерба определенного размера или незаконное извлечение дохода в определенной сумме. Административно-правовая норма носит формальный характер (формальный состав правонарушения) и потому не требует установления факта причинения ущерба. Достаточно лишь формального нарушения правового предписания (п. 13 постановления Пленума ВС РФ от 24.10.2006 N 18).

    К сожалению, Президиум ВС РФ оставляет без внимания очень важную для практической деятельности как правоохранительных, так и судебных органов проблему: отграничение сферы действия норм административного, уголовного и гражданского права при осуществлении смешанного правового регулирования одних и тех же правоотношений. В результате вопрос, норму какой отрасли права применять для разрешения конкретного казуса, всякий раз является актуальным и неразрешимым. Поэтому всякий раз он решается по-разному. А мизерная сумма ущерба, установленная в качестве низшей границы для применения нормы уголовного права, с одной стороны, делает ее номинальной, а с другой — дает широкий простор для злоупотреблений, создавая ситуацию, при которой за одни и те же действия одно лицо привлекают к административной, а другое — к уголовной ответственности. Причем за причиненный ущерб в размере 250 000 рублей и 1 копейки это лицо не всегда получает наказание в виде условной меры. Кстати, третье лицо вообще может отделаться легким испугом, получив на руки судебное решение о взыскании с него какой-то суммы.

    В теме «незаконное предпринимательство» остается еще один вопрос, который необходимо раскрыть. А именно — о квалификации по ст. 171 и 199 (198) УК РФ. С одной стороны, незаконное предпринимательство (ст. 171 УК РФ) является общей нормой по отношению к уклонению от уплаты налогов с организации (ст. 199 УК РФ) или с физического лица (ст. 198 УК РФ). Поэтому при установлении факта уклонения от уплаты налогов и (или) сборов действия лица должны квалифицироваться по ст. 198 или ст. 199 Кодекса во избежание назначения двойного наказания за одно и то же действие.

    С другой стороны, содержание нормы, сформулированной в ст. 171 УК РФ, значительно сужает объем понятия «незаконное предпринимательство». Это не позволяет определять данные составы как общий и специальный по отношению друг к другу, то есть объем одного состава не перекрывается объемом другого. К тому же и субъектный состав правоотношений в этих случаях различается существенно: в случаях уклонения от уплаты налогов и (или) сборов одной из сторон правоотношений выступают фискальные органы, а в случае незаконного предпринимательства — органы управления специальной компетенции, не относящиеся к фискальным, а также фискальный орган при осуществлении государственной регистрации и ведения единого госреестра. Следовательно, при наличии в действиях лица признаков состава преступлений, предусмотренных ст. 171 и 198 (199) УК РФ, их следует квалифицировать по совокупности. Это подтверждает п. 2 постановления N 23, в котором Пленум ВС РФ указывает, как квалифицировать действия физлица, которое приобрело имущество и сдает его в аренду, не уплачивая при этом налоги.

    Е.В. Семьянов,
    МГКА, кандидат юрид. наук

    Статья 171 УК РФ. Незаконное предпринимательство

    25 августа 2017

    28 июля 2017

    14 марта 2017

    28 сентября 2016

    7 июля 2016

    Обсуждение статьи

    Вопросы по статье

    Возможно ли без регистрации ИП оказывать услуги (маникюр, педикюр), если работа будет осуществляться без наема работников. (согласно изменениям в ст 23 Гражданского Кодекса)?

    Здравствуйте! Я работаю в киоске, где продаю газеты и журналы. Доход от 6-8 тыс. руб. Аренда 2400т. руб. Обязана ли я открыть И П? Спасибо.

    Вопрос относится к городу Прокопьевск. Кемеровская обл.

    я был ИП и арендовал место на ярмарке. закрыл ИП и стал торговать сельхозпродукцией со своего участка на этом же месте. дирекция ярмарки собирается расторгнуть со мной договор аренды, т. к. я не являюсь предпринимателем. вправе ли они это сделать?

    Вопрос относится к городу ипатово ставропольский край

    Добрый день.Занимаюсь мебелью.Так получилось,что «укасячил» заказ и сроки сдвинулись.Клиент ждать не хочет.Написал заявление в полицию.У меня ИП не оформлен.Что мне грозит? За ранее спасибо.

    Вопрос относится к городу Армавир

    Здравствуйте, подскажите пожалуйсто если я занимаюсь скупкой пухоперового сырья у населения и перевозкой до места жительства исключительно для себя, это является незаконной предпринемательской деятельностью? И какое наказание за это предусмотренно?

    Вопрос относится к городу Шахты

    какой штраф за покупку лома чёрного металла без лицензии частному лицу

    Вопрос относится к городу саранск- н. новгород

    Взял помещение в аренду и открыл там салон красоты,но И.П. не оформил. А тут как на зло налоговая с проверкой, а документов нет. На завтра на 10.00 вызвали в налоговую. Как объяснить и какие последствия для бизнеса?

    Вопрос относится к городу пермь

    Добрый день! Я планирую начать заниматься фрилансом через интернет. Я разрабатываю свой сайт, на котором буду рекламировать услуги консалтинга в области личного имиджа. На первоначальном этапе (около года), прибыль будет очень не значительная, менее 12 МРОТ в год. На этот период я не планирую открывать ИП и оказывать услуги клиентам по договору возмещенного оказания услуг. Нужно ли мне в таком случае подавать декларацию в налоговую и делать отчисления в ПФР? Заранее благодарю за Ваш ответ!

    Вопрос относится к городу Пенза

    Если я, физическое лицо, на своем сайте заведу кнопку «Помочь сайту», например путем оплаты добровольных пожертвований через какую-то платежную систему типа Робокасса или Интеркасса, должен ли я платить налог с полученных денег? С уважением, Александр

    Вопрос относится к городу Тамбов

    Здравствуйте. Я подрабатываю сдавая в порту черный лом на свой паспорт. 3-4 раза в неделю на сумму от 110000 рублей за один раз. От какой суммы я буду платить налог. Спасибо.

    Статья 171 УК РФ. Незаконное предпринимательство (действующая редакция)

    Примечание. Утратило силу. — Федеральный закон от 21.07.2004 N 73-ФЗ.

    Комментарий к ст. 171 УК РФ

    1. Объективная сторона преступления характеризуется четырьмя формами преступной деятельности:

    1) осуществление предпринимательской деятельности без регистрации, т.е. когда в соответствующем едином государственном реестре отсутствует запись о создании юридического лица или приобретении физическим лицом статуса индивидуального предпринимателя;

    2) осуществление предпринимательской деятельности с нарушением правил регистрации означает, что субъекты предпринимательской деятельности, например, не зарегистрировали реорганизацию юридического лица или изменения, внесенные в учредительный документ, подлежащие регистрации;

    3) представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию, документов, содержащих заведомо ложные сведения, т.е. такую заведомо ложную либо искаженную информацию, которая повлекла необоснованную регистрацию субъекта предпринимательской деятельности;

    4) осуществление деятельности, на занятие которой необходимо получение специального разрешения (лицензии), возникает с момента получения разрешения (лицензии) или в указанный в нем срок и прекращается по истечении срока его действия (если не предусмотрено иное), а также в случаях приостановления или аннулирования разрешения (лицензии) (п. 3 ст. 49 ГК РФ). Если лицо по истечении срока действия лицензии или ее приостановления продолжает заниматься предпринимательской деятельностью, то такую деятельность следует рассматривать как осуществляемую без специального разрешения (лицензии).

    2. Необходимым условием привлечения к уголовной ответственности за незаконное предпринимательство является причинение крупного ущерба гражданам, организациям или государству, либо совершаемое деяние должно быть сопряжено с извлечением крупного дохода (см. примечание к ст. 169 УК).

    Под доходом понимается выручка от реализации товаров (работ, услуг) за период осуществления незаконной предпринимательской деятельности без вычета произведенных лицом расходов, связанных с осуществлением незаконной предпринимательской деятельности.

    3. Если крупный ущерб от осуществления предпринимательской деятельности без регистрации образуется за счет неуплаты налогов, то ответственность наступает только по ст. 171 УК и дополнительной квалификации по ст. ст. 198, 199 УК не требуется.

    4. Субъективная сторона преступления характеризуется умышленной формой вины.

    5. Субъект преступления — вменяемое лицо, достигшее возраста 16 лет.

    www.zakonrf.info

    Статья 171. Незаконное предпринимательство

    1. Осуществление предпринимательской деятельности без регистрации или без лицензии в случаях, когда такая лицензия обязательна, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере, —

    а) совершенное организованной группой;

    Примечание. Утратило силу.

    Комментарий к статье 171 Уголовного Кодекса РФ

    1. Преступление посягает на законный порядок осуществления предпринимательской деятельности. Понятие предпринимательской деятельности и порядок ее осуществления были раскрыты в комментарии к ст. 169 УК.

    При анализе признаков преступления, предусмотренного ст. 171 УК, следует учитывать рекомендации Пленума Верховного Суда РФ, данные в связи с возникшими в судебной практике вопросами, в Постановлении от 18 ноября 2004 г. N 23 «О судебной практике по делам о незаконном предпринимательстве и легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем» // БВС РФ. 2005. N 1. С. 2 — 6.

    2. Преступление характеризуется пятью формами преступной деятельности. Все эти действия признаются преступными при наличии хотя бы одного из двух условий: если эти деяния причинили крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо были сопряжены с извлечением дохода в крупном размере. Совершение тех же действий при отсутствии указанных условий влечет административную ответственность. Понятие крупного ущерба или дохода в крупном размере дается в примечании к ст. 169 УК — свыше 1,5 млн. руб. Под доходом следует понимать выручку от реализации товаров, работ, услуг за период осуществления незаконной предпринимательской деятельности без вычета произведенных лицом расходов, связанных с осуществлением незаконной предпринимательской деятельности. При исчислении размера дохода, полученного организованной группой, следует исходить из общей суммы дохода, извлеченного всеми ее участниками (п. 12 и ч. 1 п. 13 указанного Постановления).

    3. Осуществление предпринимательской деятельности без регистрации, как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ, будет в тех случаях, когда в Едином государственном реестре для юридических лиц и Едином государственном реестре для индивидуальных предпринимателей отсутствует запись о создании юридического лица или приобретении физическим лицом статуса индивидуального предпринимателя (п. 3 указанного Постановления). В соответствии с нормами гражданского права любая предпринимательская деятельность граждан и юридических лиц должна быть зарегистрирована (ст. ст. 23, 50, 51 ГК). Государственная регистрация — это юридическое признание предпринимательства в определенной организационно-правовой форме: в качестве индивидуального предпринимателя, крестьянского (фермерского) хозяйства или юридического лица — коммерческой организации (требования, предъявляемые законом при регистрации предпринимательской деятельности, были рассмотрены в комментарии к ст. 169 УК). Статья 171 УК имеет в виду те случаи, когда лица без уважительных причин уклоняются от регистрации своей деятельности, конечно, если их деятельность может быть зарегистрирована. В тех случаях, когда лица занимаются запрещенной законом экономической деятельностью, которая не может быть зарегистрирована, ответственность наступает не по ст. 171 УК, а по другим статьям. Например, незаконное изготовление оружия, боеприпасов, взрывных устройств, комплектующих деталей, взрывчатых веществ влечет уголовную ответственность по ст. 223 УК; незаконное изготовление наркотических средств или торговля ими — по ст. ст. 228 — 228.2 УК (п. 18 указанного Постановления).

    Не влекут уголовной ответственности по ст. 171 УК действия лица, не зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, когда оно приобрело для личных нужд жилое помещение или иное недвижимое имущество либо получило его по наследству или по договору дарения и, сдав его в аренду или внаем, получило доход, в том числе в крупном или особо крупном размере. В действиях такого лица содержатся признаки состава преступления, предусмотренного ст. 198 УК (п. 2 указанного Постановления).

    4. Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением правил регистрации означает, что юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имея регистрационное свидетельство на один вид предпринимательской деятельности, осуществляет другую хозяйственную деятельность или в ином месте, или в иной организационно-правовой форме. Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением правил регистрации следует считать и те случаи, когда при регистрации заведомо для виновного были допущены нарушения, дающие основания для признания регистрации недействительной, например, были представлены документы не в полном объеме. В том случае, когда сроки действия регистрационного свидетельства истекли, будет иметь место первая форма преступной деятельности.

    5. Представление в орган, осуществляющий регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов, содержащих заведомо ложные сведения, свидетельствует о том, что регистрация была получена обманным путем, регистрирующий орган был введен в заблуждение представленными документами, фальсификация которых была обнаружена позднее, например, документ об уплате регистрационного сбора оказался поддельным.

    6. Осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) означает, что лицо, имеющее регистрационное свидетельство на право ведения предпринимательской деятельности, не получило специального разрешения (лицензии) на тот вид экономической деятельности, который оно осуществляет, когда такая лицензия обязательна (ст. 49 ГК РФ). Лицензия — это официальный документ, дающий право предпринимателю заниматься определенным видом экономической деятельности в течение установленного срока при соблюдении условий осуществления этой деятельности. Порядок лицензирования установлен Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (в ред. Федерального закона от 2 июля 2005 г.). К лицензируемым видам деятельности закон относит такие виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, нравственности и здоровью граждан, обороне страны и безопасности государства. Закон определяет общие принципы лицензирования с указанием конкретных видов предпринимательства, которые лицензируются только на федеральном уровне (торговля оружием, все операции с драгоценными металлами и камнями, с наркотическими и психотропными веществами и т.д.), а также виды деятельности, разрешение на осуществление которых выдаются органами исполнительной власти субъектов РФ (риелторская, медицинская и ветеринарная деятельность, эксплуатация автозаправочных станций и т.д.). Лицензирующими органами могут выступать также органы местного самоуправления, например, в случаях выдачи лицензии на право ведения образовательной деятельности (п. 7 ст. 33 Федерального закона «Об образовании») или на право розничной торговли алкогольной продукцией (ст. 18 Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции»). Лицензии должны быть получены зарегистрированными предпринимателями на каждый вид деятельности. (О порядке лицензирования см. также комментарий к ст. 169 УК РФ.)

    Действия лица, занимающегося частной медицинской практикой или частной фармацевтической деятельностью без соответствующего специального разрешения (лицензии), если они повлекли по неосторожности причинение вреда здоровью человека или его смерть, надлежит квалифицировать по ст. 235 УК. В том случае, когда такие действия не повлекли указанных последствий, но были сопряжены с извлечением дохода в крупном или особо крупном размере либо причинили крупный ущерб гражданам, организациям или государству, то их следует квалифицировать по соответствующей части ст. 171 УК (п. 5 указанного Постановления).

    7. Преступление совершается с прямым умыслом. Мотивы не указаны в законе, но они всегда являются корыстными.

    8. Субъект преступления — специальный: руководитель юридического лица или индивидуальный предприниматель, если они уклоняются от получения лицензии, а также любые лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без государственной регистрации. Следует иметь в виду, что лица (за исключением руководителя организации), находящиеся в трудовых отношениях с организацией или с индивидуальным предпринимателем, осуществляющими предпринимательскую деятельность без регистрации или без лицензии, не подлежат уголовной ответственности по ст. 171 УК, если они выполняли обязанности, вытекающие из трудового договора (см. п. 11 указанного Постановления). Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии) или с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), гражданином без причинения крупного ущерба влечет административную ответственность (ст. 14.1 КоАП РФ). Руководитель юридического лица или индивидуальный предприниматель, представившие в регистрирующий орган документы, содержащие заведомо ложные сведения, отвечают по ч. 4 ст. 14.25 КоАП.

    9. Часть 2 ст. 171 УК содержит два квалифицирующих обстоятельства: а) совершение преступления организованной группой; б) извлечение дохода в особо крупном размере. Понятие организованной группы дается в ч. 3 ст. 35 УК. Особо крупный размер доходов определен в примечании к ст. 169 УК: он составляет сумму свыше 6 млн. руб. При исчислении размера дохода, полученного организованной группой, следует исходить из общей суммы дохода (без вычетов понесенных расходов), извлеченного всеми ее участниками, и квалифицировать такие действия по п. п. «а» и «б» ч. 2 ст. 171 УК (п. 13 указанного Постановления).

    10. Если в процессе незаконной предпринимательской деятельности будут совершены действия, содержащие признаки иных преступлений, например, преступлений, предусмотренных ст. 171.1 (производство, приобретение, хранение, перевозка в целях сбыта или сбыт немаркированных товаров и продукции), 181 (нарушение правил изготовления и использования государственных пробирных клейм) или 238 УК (производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности) (п. п. 15 и 16 указанного Постановления), то такие действия следует квалифицировать по совокупности преступлений по ст. 171 и соответствующим статьям УК РФ. Исключение составляют ст. ст. 198 и 199 УК, поскольку неуплата налогов или сборов с доходов, полученных в результате незаконной предпринимательской деятельности, охватывается признаками ст. 171 УК (п. 16 указанного Постановления).

    Ук рф статья 171 незаконное предпринимательство

    УК РФ, Статья 171. Незаконное предпринимательство

    1. Осуществление предпринимательской деятельности без регистрации или без лицензии в случаях, когда такая лицензия обязательна, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере, за исключением случаев, предусмотренных статьей 171.3 настоящего Кодекса, —
    (в ред. Федеральных законов от 07.12.2011 N 420-ФЗ, от 26.07.2017 N 203-ФЗ)

    наказывается штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо арестом на срок до шести месяцев.
    (в ред. Федеральных законов от 08.12.2003 N 162-ФЗ, от 07.03.2011 N 26-ФЗ, от 07.12.2011 N 420-ФЗ)
    (см. текст в предыдущей редакции)

    б) сопряженное с извлечением дохода в особо крупном размере, —
    (в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ)
    (см. текст в предыдущей редакции)

    в) утратил силу. — Федеральный закон от 08.12.2003 N 162-ФЗ
    (см. текст в предыдущей редакции)
    наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового.
    (в ред. Федеральных законов от 08.12.2003 N 162-ФЗ, от 07.12.2011 N 420-ФЗ)
    (см. текст в предыдущей редакции)

    В общем, незаконное предпринимательство, наказание, предусмотренное ст. 171 УК РФ:

    Уголовная ответственность за незаконное предпринимательство устанавливается ст. 171 УК РФ. Данная статья предусматривает ответственность только в том случае, если в результате осуществления такой деятельности был причинен крупный ущерб гражданам, юридическим лицам или государству.

    Крупным же ущербом при осуществлении незаконного предпринимательства закон считает ущерб, превышающий 2 250 000 рублей. А особо крупным размером считается ущерб более 9 000 000 рублей.

    В соответствии с Уголовным кодексом незаконная предпринимательская деятельность (ст. 171 УК РФ) наказывается:

    1. В случае осуществления деятельности без регистрации или получения лицензии (если это необходимо), суд может применить в отношении нарушителя следующие виды наказаний:

    ◦штраф до 300 000 рублей;

    ◦штраф в размере зарплаты или иного дохода осужденного гражданина за период до 2 лет;

    ◦обязательные работы (сроком не более 480 часов);

    ◦арест на срок не более полугода.

    2. Часть 2 статьи 171 УК РФ незаконное предпринимательство, которое осуществлялось организованной группой, либо следствием такой деятельности явилось причинение ущерба в особо крупном размере, относит к преступлению, наказанием за которое являются следующие санкции:

    ◦штраф в размере 100 000–500 000 рублей;

    ◦штраф в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период от 1 до 3 лет;

    ◦принудительные работы (на срок, не превышающий 5 лет);

    ◦лишение свободы на срок до 5 лет, при этом может быть также наложен (на усмотрение суда) штраф до 80 000 рублей или в размере дохода (зарплаты) осужденного за период до полугода.

    Это теория. А практика такая. В инете существуют много сайтов по заработку. Например, Аvito, Юла, Dostavista и многие другие. Люди что-то друг-другу продают или выполняют услуги без регистрации юридического лица. Т.е., по идее, всё это есть незаконное предпринимательство, т.к. никакой договор в печатном виде с ними не подписывается и никакие налоги не платятся.

    Одно дело, если я продаю свои личные вещи. Но я «могу» утром пройтись по помойкам, найти три-четыре выброшенные тумбочки и продать их — они моими не являлись.

    Так это статья действует или как? Расскажите, если кто в курсе, является ли такая деятельность законной, ведь реальные доходы никто подтвердить не может? Товар на Avito я могу убрать проданным на Avito, а могу просто указать «по другим причинам».

    Объект: общественные отношения, связанные с нормальной экономической деятельностью.

    Объективная сторона: деяние выражается в форме осуществления предпринимательской деятельности без регистрации или с нарушением правил регистрации, а равно представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов, содержащих заведомо ложные сведения, либо осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) в случаях, когда такое разрешение (лицензия) обязательно, или с нарушением лицензионных требований и условий, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству (материальный состав) либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере (формальный состав).

    Субъект: вменяемое физическое лицо, достигшее 16 лет.

    Субъективная сторона: характеризуется умышленной формой вины.

    Конструкция состава: материальный.

    Квалифицированный состав (ч. 2 ст. 171 УК РФ):

    – п. «а»: совершенное организованной группой;

    – п. «б»: сопряженное с извлечением дохода в особо крупном размере.

    Пленум Верховного Суда РФ разъясняет (!):

      Сдача лицом во временное пользование (аренду или наем) жилого помещения или иного недвижимого имущества и получение дохода (в том числе, в крупном или особо крупном размере) не влечет уголовной ответственности за незаконное предпринимательство.

    Уклонение от уплаты налогов с полученного дохода этим лицом квалифицируется по статьей 198УК РФ.

      Осуществление предпринимательской деятельности без регистрации будет только в том случае, когда в ЕГРИПе или ЕГРЮЛе отсутствует запись о создании такого юридического лица или приобретении физическим лицом статуса индивидуального предпринимателя либо содержится запись о ликвидации юридического лица или прекращении деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

      Под осуществлением предпринимательской деятельности с нарушением правил регистрации следует понимать ведение такой деятельности субъектом предпринимательства, которому заведомо было известно, что при регистрации были допущены нарушения, дающие основания для признания регистрации недействительной (например, не были представлены в полном объеме документы, а также данные или иные сведения, необходимые для регистрации, либо она была произведена вопреки имеющимся запретам).

      Под представлением в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей , документов, содержащих заведомо ложные сведения, следует понимать представление документов, содержащих такую заведомо ложную либо искаженную информацию, которая повлекла за собой необоснованную регистрацию субъекта предпринимательской деятельности.

      Незаконным предпринимательством признается также осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), когда такое разрешение обязательно.

      Действия лица, занимающегося частной медицинской практикой или частной фармацевтической деятельностью без соответствующего специального разрешения (лицензии), если они повлекли по неосторожности причинение вреда здоровью или смерть человека, надлежит квалифицировать по соответствующей части статьи 235УК РФ.

      В том случае, когда осуществление частной медицинской практики или частной фармацевтической деятельности без соответствующего специального разрешения (лицензии) не повлекло последствий, указанных в статье 235УК РФ, но при этом был причинен крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо извлечен доход в крупном размере или в особо крупном размере, действия лица следует квалифицировать по соответствующей частистатьи 171УК РФ.

      Незаконным предпринимательством является осуществление иного вида деятельности, не предусмотренного учредительными документами и лицензией.

      Субъектом преступления, предусмотренного статьей 171УК РФ, может быть как лицо, имеющее статус индивидуального предпринимателя, так и лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, а также руководитель организации из числа учредителей данной организации.

      Выполнение обязанностей, вытекающих из трудового договора, руководителем организации (управляющим) в случае осуществления организацией незаконной предпринимательской деятельности не образует состава преступления, предусмотренного ст. 171 УК РФ.

      Под доходом в статье 171УК РФ следует понимать выручку от реализации товаров (работ, услуг) за период осуществления незаконной предпринимательской деятельности без вычета произведенных лицом расходов, связанных с осуществлением незаконной предпринимательской деятельности.

      Действия лица, признанного виновным в занятии незаконной предпринимательской деятельностью и не уплачивающего налоги и (или) сборы с доходов, полученных в результате такой деятельности, полностью охватываются составом преступления, предусмотренного статьей 171УК РФ.

      В тех случаях, когда лицо, имея целью извлечение дохода, занимается незаконной деятельностью, ответственность за которую предусмотрена иными статьями Уголовного кодексаРоссийской Федерации (например, незаконным изготовлением огнестрельного оружия, боеприпасов, сбытом наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов), содеянное им дополнительной квалификации постатье 171УК РФ не требует.

    1. Налог на добавленную стоимость уплачивается методом зачета в порядке, определенном настоящей статьей, плательщиками налога на добавленную стоимость по следующим товарам, импортируемым на территорию Республики Казахстан с территории государств-членов Евразийского экономического союза:

    1) оборудование;

    2) сельскохозяйственная техника;

    3) грузовой подвижной состав автомобильного транспорта;

    4) вертолеты и самолеты;

    5) локомотивы железнодорожные и вагоны;

    6) морские суда;

    7) запасные части;

    8) пестициды (ядохимикаты);

    9) племенные животные всех видов и оборудование для искусственного осеменения;

    10) крупный рогатый скот живой.

    Перечень указанных товаров и порядок его формирования определяются уполномоченным органом в области налоговой политики.

    При этом в данный перечень включаются товары, производство которых отсутствует на территории Республики Казахстан или не покрывает потребности Республики Казахстан.

    2. Положения настоящей статьи в части уплаты налога на добавленную стоимость методом зачета применяются в отношении товаров, ввозимых плательщиком налога на добавленную стоимость:

    1) не предназначенных для дальнейшей реализации;

    2) с целью передачи в финансовый лизинг, за исключением передачи в международный финансовый лизинг;

    3) указанных в подпункте 7) части первой пункта 1 настоящей статьи, используемых в производстве сельскохозяйственной техники, включенной в перечень, установленный уполномоченным органом в области развития агропромышленного комплекса по согласованию с центральным уполномоченным органом по государственному планированию и уполномоченным органом.

    3. Плательщик налога на добавленную стоимость одновременно с декларацией по косвенным налогам по импортированным товарам представляет в налоговый орган:

    1) документы, указанные в пункте 2 статьи 456 настоящего Кодекса;

    2) документы, описывающие основные технические, коммерческие характеристики товаров, позволяющие отнести товар к конкретной товарной подсубпозиции единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза. При необходимости представляются фотографии, рисунки, чертежи, паспорта изделий, пробы, образцы товаров и другие документы.

    4. Ввоз товаров, указанных в пункте 1 настоящей статьи, производится без фактической уплаты налога на добавленную стоимость при условии уплаты в установленном порядке акцизов по подакцизным товарам.

    5. Сумма налога на добавленную стоимость, уплаченная методом зачета, отражается в декларации по налогу на добавленную стоимость одновременно в начислении и зачете в порядке, определенном налоговым законодательством Республики Казахстан.

    В случае нарушения в течение пяти лет с даты ввоза товаров на территорию Республики Казахстан требований, установленных пунктами 1 и 2 настоящей статьи, налог на добавленную стоимость на ввозимые товары подлежит уплате с начислением пени со срока, установленного для уплаты налога на добавленную стоимость при ввозе товаров, в порядке и размере, которые определены налоговым законодательством Республики Казахстан.

    При этом не являются нарушениями требований, установленных настоящей статьей:

    1) реализация мяса и мясных продуктов, полученных в результате вынужденного забоя животных, указанных в подпунктах 9) и 10) части первой пункта 1 настоящей статьи, или убыль (падеж) таких животных в пределах норм естественной убыли, утвержденных уполномоченным органом в области развития агропромышленного комплекса;

    2) снятие с регистрационного учета по налогу на добавленную стоимость после даты принятия на учет импортированных товаров, определенной в соответствии со статьей 442 настоящего Кодекса.

    6. Обороты по реализации товаров, указанных в пункте 1 настоящей статьи, по которым налог на добавленную стоимость уплачен методом зачета, при передаче в финансовый лизинг освобождаются от налога на добавленную стоимость.

    7. Положения настоящей статьи также распространяются на товары, импортированные на территорию Республики Казахстан с территории государств-членов Евразийского экономического союза, по договорам (контрактам) лизинга в части суммы налога на добавленную стоимость, приходящейся на сумму лизингового платежа, предусмотренного договором лизинга, без учета вознаграждения.

    КОДИФИКАЦИЯ РФ действующее законодательство Российской Федерации Налоговый кодекс часть 2Раздел XI. СТРАХОВЫЕ ВЗНОСЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИГлава 34. СТРАХОВЫЕ ВЗНОСЫСтатья 428. Дополнительные тарифы страховых взносов для отдельных категорий плательщиков 1. Для плательщиков, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в пункте 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях», применяется дополнительный тариф страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 9 процентов (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи). 2.

    An error occurred.

    Статья 428. Дополнительные тарифы страховых взносов для отдельных категорий плательщиков [Налоговый кодекс] [НК РФ ч. 2] [Раздел XI.] [Глава 34.] 1. Для плательщиков, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в пункте 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях», применяется дополнительный тариф страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 9 процентов (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи). 2.
    Для плательщиков, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, в зависимости от установленного по результатам специальной оценки условий труда, проводимой в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, класса условий труда взамен установленных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи дополнительных тарифов страховых взносов применяются следующие дополнительные тарифы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование: Класс условий труда Подкласс условий труда Дополнительный тариф страхового взноса Опасный 4 8,0 процента Вредный 3.4 7,0 процента 3.3 6,0 процента 3.2 4,0 процента 3.1 2,0 процента Допустимый 2 0,0 процента Оптимальный 1 0,0 процента.
    Комментируемая статья предусматривает для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, в отношении тех выплат, которые производятся в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ «О страховых пенсиях», дополнительные тарифы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Пункт 3 комментируемой статьи позволяет взамен дополнительных тарифов страховых взносов, указанных в п.
    п. 1 и 2 данной статьи, применять перечисленные в нем тарифы в зависимости от определенного по результатам специальной оценки условий труда, проводимой в порядке, установленном Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», класса условий труда.

    G 3 ст 428 налогового кодекса рф

    Оптимальными условиями труда (1-й класс) являются условия труда, при которых воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов отсутствует или уровни их воздействия не превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда и принятые в качестве безопасных для человека, и создаются предпосылки для поддержания высокого уровня работоспособности работника. Допустимыми условиями труда (2-й класс) являются условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых не превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда, а измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается во время регламентированного отдыха или к началу следующего рабочего дня (смены).

    П 3 ст 428 налогового кодекса рф

    Опасными условиями труда (4-й класс) являются условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых в течение всего рабочего дня (смены) или его части способны создать угрозу жизни работника, а последствия воздействия данных факторов обусловливают высокий риск развития острого профессионального заболевания в период трудовой деятельности. Положения комментируемой статьи фактически воспроизводят нормы ст. 58.3 Федерального закона N 212-ФЗ. Рассмотрим судебную практику, сформировавшуюся в отношении применения ст.


    58.3 Федерального закона N 212-ФЗ, выводы которой могут быть применены и при толковании комментируемой статьи. В случае, рассмотренном в Определении ВС РФ от 9 февраля 2016 г. N 309-КГ15-19443 по делу N А07-27360/2014, ПФР полагал, что страхователю правомерно доначислены страховые взносы (пени, штраф) по ч.

    Основной целью передачи страховых взносов на администрирование налоговым органам чиновники считают:

    • усовершенствование порядка исчисления и уплаты страховых взносов в ПФР, ФСС и ОМС;
    • усиление платежной дисциплины при осуществлении расчетов с фондами.

    Физическим лицам (застрахованным) не нужно беспокоиться о своих социальных гарантиях (пенсиях и пособиях), так как данная передача в полном объеме сохранит права на обязательное социальное страхование и не отразится на обеспечении пенсионных прав граждан. Суммы страховых взносов, поступающие за застрахованное лицо в Пенсионный фонд РФ, как и раньше, будут учитываться на индивидуальных лицевых счетах граждан (Письмо Минфина РФ от 13.04.2016 N 03-04-05/21124).

    ПЛАТЕЛЬЩИКИ И ОБЛАГАЕМАЯ БАЗА С 2017 ГОДА.

    Плательщиками страховых взносов являются те же страхователи, которые были до 2017 года. Напомним, что это организации, индивидуальные предприниматели и физические лица, не имеющие статус индивидуального предпринимателя, которые производят выплаты в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений или гражданско-правовых договоров на выполнение работ, оказание услуг, по договорам авторского заказа и по договорам об отчуждении исключительных прав (ст.ст.419-420 НК РФ).

    При определении облагаемой базы также учитывается выплаченный доход в натуральном виде, который для исчисления страховых взносов оценивается в порядке аналогичном ст.105.3 НК РФ, т.е. по рыночной цене.

    Как и раньше, расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год, отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года.

    База для исчисления страховых взносов определяется отдельно в отношении каждого застрахованного путем суммирования выплат начисленных с начала расчетного периода нарастающим итогом, для исчисления страховых взносов в ПФР и ФСС база ограничивается предельной величиной (ст.421 НК РФ).

    Предельная величина базы для начисления страховых взносов в ФСС РФ в 2016 году составляет 718 000 руб. Согласно п.4 ст.421 НК РФ предельная величина подлежит ежегодной индексации с учетом роста средней заработной платы в Российской Федерации. Начисления, превышающие предельную величину, взносами в ФСС не облагаются.

    Предельная база по взносам в ПФР устанавливается Правительством РФ ежегодно в зависимости от размера средней зарплаты на соответствующий год, который увеличивается в 12 раз и на повышающий коэффициент. Величина этого коэффициента в 2017 году составляет 1,9, в 2018 году - 2,0, в 2019 году - 2,1, в 2020 году - 2,2, в 2021 году - 2,3 (п. 5 ст. 421 НК РФ).

    Дополнительные тарифы для лиц, имеющих право на досрочный выход на пенсию, в ПФР начисляются на вознаграждение без ограничения предельным размером.

    Предельная база для начисления медицинских взносов отсутствует. Это значит, что платить взносы нужно со всех выплат без ограничения по сумме.

    ТАРИФЫ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ.

    На 2017-2018 годы согласно ст.426 НК РФ предусмотрены следующие тарифы страховых взносов:

    • ПФР - 22 % к сумме вознаграждения не превышающую предельную величину и 10 % с суммы превышения.
    • ОМС - 5,1 % без ограничения по сумме.
    • ФСС - 2,9 % с суммы не превышающих предельную величину и 1,8 % с суммы вознаграждения в пользу временно пребывающих иностранцев за исключением высококвалифицированных специалистов.

    Статьей 428 НК РФ предусмотрены дополнительные тарифы в ПФР к вознаграждению застрахованных лиц имеющих право на досрочное назначение пенсии в соответствии с Федеральным законом № 400-ФЗ от 28.12.2013 года. Если не проведена специальная оценка условий труда и нет действующей аттестации рабочих мест, то дополнительный тариф страховых взносов в ПФР составляет 9% или 6 % к сумме начисленного вознаграждения без учета предельной величины, в зависимости от категории будущих пенсионеров-досрочников.

    В случае проведенной специальной оценки условий труда или действующей аттестации рабочих мест в зависимости от присвоенного подкласса условий труда дополнительные тарифы в ПФР зависят от присвоенного класса условий труда и находятся в интервале от 2% до 8 % без учета предельной величины вознаграждения.

    Так же сохранены пониженные тарифы страховых взносов для плательщиков, которые начисляют вознаграждения в пользу физических лиц и которые перечислены в ст.427 НК РФ. Например, это:

    • хозяйственные общества и партнерства, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности;
    • российские организации, которые осуществляют деятельности в области IT;
    • организации и ИП применяющие УСН с видами экономической деятельности, перечисленными в пп.5 п.1 ст.427 НК РФ. В частности, к льготируемым видам деятельности относятся деятельность по производству различных видов продукции, транспорт и связь, научные исследования, образование, здравоохранение и др.

    ВЫПЛАТЫ, ОСВОБОЖДАЕМЫЕ ОТ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ.

    Суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами, перечислены в ст.422 НК РФ. Данная статья полностью повторяет ст.9 Федерального закона № 212-ФЗ. Однако, по сравнению с Законом № 212-ФЗ с 1 января 2017 года согласно п.2 ст.422 будут по иному начисляться страховые взносы на суточные при оплате расходов на командировки. Начисление страховых взносов на суточные будет производиться по правилам исчисления НДФЛ.

    То есть суммы суточных, превышающие 700 рублей в день при командировке по России и 2500 рублей в день при командировке за пределами России, с 1 января 2017 года облагаются страховыми взносами.

    В настоящий момент страховые взносы не начисляются на суммы суточных установленных локальным актом по организации.

    ПОРЯДОК ВОЗМЕЩЕНИЯ НАЧИСЛЕННЫХ ПОСОБИЙ.

    Начисленная сумма страховых взносов в ФСС уменьшается на сумму начисленных пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и пособий связанных с рождением детей. До 1 января 2017 года действует правило, что зачет суммы превышения расходов на выплату пособий возможен только в пределах расчетного периода, по окончании расчетного периода производится возврат.

    В новом законе (ст.431 НК РФ) не сказано, что сумму начисленных пособий к возмещению можно принять только в рамках расчетного периода (календарного года ст.423 НК РФ).

    Как и прежде осуществлять контроль за правильностью начисления пособий будут фонды социального страхования на основании данных переданных ФНС в органы ФСС. Если сумма расходов превышает начисленные взносы, то после проверки правильности расходов территориальным органом ФСС, полученная разница подлежит зачету налоговым органом в счет предстоящих платежей, либо возмещению в порядке, прописанном в новой редакции Закона 255-ФЗ.

    Таким образом, камеральную проверку по одному и тому же расчету будут проводить сразу два контролирующих органа - ФНС и отделение ФСС.

    СРОКИ УПЛАТЫ И ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ОТЧЕТНОСТИ.

    Согласно п.3 ст.431 НК РФ сумма начисленных взносов уплачивается не позднее 15-го числа следующего календарного месяца. Перечисляются страховые взносы в рублях и копейках отдельными платежными поручениями в отношении страховых взносов в ПФР, ОМС и ФСС (п.6 ст.431 НК РФ).

    Ежеквартально, не позднее 30-го числа месяца следующего за отчетным кварталом, в налоговые органы предоставляется расчет по страховым взносам, в котором будут указываться обобщенные суммовые показатели о начисленных выплатах и страховых взносах за расчетный период и отдельно по каждому застрахованному лицу (п.7 ст.431 НК РФ, Письмо ФНС от 19.07.2016 г. № БС-4-11/12929@). Форму отчетности утвердит ФНС.

    Обратите внимание, что сумма страховых взносов в ПФР по застрахованным лицам должна соответствовать обобщенной сумме указанной в расчете. Если будут обнаружены расхождения, то расчет будет считаться непредставленным, о чем страхователю не позднее следующего дня будет направлено уведомление.

    В течение пяти дней с момента получения уведомления плательщик страховых взносов должен внести исправления и только тогда расчет будет считаться принятым первоначальной датой.

    Сведения персонифицированного учета, как и раньше, будут предоставляться в ПФР, но не ежеквартально, а один раз в год не позднее 1 марта года следующего за отчетным (ст.11 Федерального закона № 27-ФЗ от 01.04.1996 года).

    ОСОБЕННОСТИ ДЛЯ ОБОСОБЛЕННЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ.

    Организациям с обособленными подразделениями следует обратить внимание на изменения по уплате взносов и сдаче отчетности.

    С 1 января 2017 года не требуется обязательного наличия отдельного баланса у обособленных подразделений для постановки их на учет в целях исчисления и уплаты страховых взносов.

    До 2017 года данные требования были установлены п.11 ст.15 Закона № 212-ФЗ. Обязанность платить взносы с начисленного вознаграждения в пользу застрахованных начиная с 2017 года и представлять отчетность по месту нахождения каждого обособленного подразделения возникает, если это подразделение начисляет доходы в пользу физических лиц (п.7, п.п.11-13 ст.431 НК РФ).

    СТРАХОВЫЕ ВЗНОСЫ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ.

    Согласно 34 главе НК РФ плательщиками страховых взносов также являются индивидуальные предприниматели, адвокаты нотариусы и иные лица согласно пп.2 п.1 ст.419 НК РФ, не производящие выплаты в пользу физических лиц.

    База обложения взносами у данных страхователей, как и ранее, является минимальный размер оплаты труда, установленный на начало расчетного периода, увеличенный на 12. К этой сумме применяется тариф страхового взноса, установленный в ст. 425 НК РФ (26%). С дохода, превышающего в расчетном периоде 300000, 00 руб. тариф страхового взноса в ПФР составляет 1%. При этом сумма страховых взносов в ПФР не должна превышать восьмикратного годового тарифа.

    Сумма в ПФР на год = 7500,00(МРОТ) х 12(мес.) х 26 % = 23400,00 руб. + 1% с превышения дохода 300000,00 руб., но не более 187200,00 руб.(23400,00×8)

    Сумма в ОМС на год = 7500,00 (МРОТ) х 12(мес.) х 5.1% = 4590,00 руб.

    ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ.

    Для исполнения Указа Президента РФ от 15.01.2016 N 13 по передаче полномочий по администрированию страховых взносов налоговыми органами ФНС России подготовила проект дорожной карты по созданию единого механизма администрирования страховых взносов на обязательное пенсионное и социальное страхование (Письмо от 02.02.2016 N БС-4-11/1539@). В данном проекте предусмотрены переходные положения, согласно которым на ФНС будут возложены обязанности по:

    • приему уточненных расчетов по страховым взносам (РСВ-1 ПФР, РСВ-2, РВ-3, 4-ФСС и 4-а ФСС) за расчетные периоды до 2017 года;
    • приему уточненных обязательств страхователей по уплате страховых взносов в ФСС РФ при вынесении органами фонда решений о возврате перерасхода средств на цели социального страхования работников, относящихся к расчетным периодам до 2017 года;
    • проведению камеральных проверок уточненной отчетности (РСВ-1 ПФР, РСВ-2, РВ-3, 4-ФСС и 4-а ФСС) по обязательствам плательщиков страховых взносов, возникшим до 1 января 2017 года;
    • проведению выездных проверок страхователей по обязательствам, возникшим до 1 января 2017 года (глубина - 3 года);
    • контролю за погашением сумм задолженности по страховым взносам, пеням и штрафам по предоставленным отсрочкам (рассрочкам) и принятым решениям о реструктуризации до 1 января 2017 года.

    Как видим, с 1 января 2017 года плательщиков страховых взносов ожидает усиление фискального контроля за уплатой страховых взносов. Кроме того, придется изучить и освоить новые формы отчетности. У организаций с обособленными подразделениями появятся новые обязанности в части отчетности по страховым взносам.

    Приходите на ближайшие Круглые столы или заказывайте по ним конспекты, в том числе по теме страховые взносы, где вы узнаете последние новости и разрешите ваши вопросы

    Июль 2016 г. Эксперты компании «Правовест Аудит»