Прочие неналоговые доходы федерального бюджета. Неналоговые доходы бюджета рф. Источники неналоговых доходов

Заказ № 1841

Курсовая работа на тему: «Субъекты экономики и их виды»

Введение…………………………………………………………………..3

Глава 1. Субъекты экономики…………………………………………...5

1. 1. Субъекты рыночной экономики…………………………………...5

1. 2. Функции субъектов современного рыночного хозяйства и экономические цели в рыночной системе экономики………………………..9

Глава 2. Интересы субъектов экономики……………………………..13

2. 1. Экономические интересы и хозяйственный механизм…………13

2. 2. Экономические интересы агентов……………………………….16

Заключение……………………………………………………………...22

Список использованных источников………………………………….25

Введение

К экономическим агентам относят домашние хозяйства (отдельных лиц и семей), предприятия (фирмы) и государство (органы государственного управления, государственные учреждения), а также некоммерческие организации. Это самое общее, несколько условное деление.

Положение и роль каждого экономического агента определяется его отношением к факторам производства, которыми он владеет.

Актуальность темы работы. Рыночные отношения предполагают децентрализацию производства, относительно независимое принятие решений и осуществление хозяйственной деятельности субъектами экономики. Вместе с тем, в процессе реформирования экономической системы российского общества в качестве основных целей подобных преобразований провозглашалось улучшение качества жизни населения, устранение одного из крупнейших недостатков командно-административной экономики – отторжения достижений научно-технического прогресса воспроизводственным процессом, а также повышение эффективности функционирования системы в целом. Переход России от глубокого спада к стабилизации и экономическому росту вызывает необходимость выявления факторов, способствующих закреплению и усилению данной тенденции. К последним относятся совершенствование организации и управления производством, использование достижений НТП в воспроизводственном процессе, а также рост производительности труда. Каждый из них связан с экономическими интересами субъектов экономики, от согласования которых зависит решение поставленных задач.

Цель данной работы – изучение субъектов экономики и их интересов.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

Рассмотреть понятие субъектов;

Рассмотреть субъекты рыночной экономики;

Изучить функции экономических агентов;

Проанализировать интересы субъекты экономики.

Объектом исследования в данной работе выступают экономические субъекты, предметом является рыночная экономика.

Глава 1. Субъекты экономики

1. 1. Субъекты рыночной экономики

Рынок – это система взаимодействия продавца и покупателя.

Зарождения и развитие рыночной системы было обусловлено двумя причинами:

1. развитием разделения труда, которое дало возможность и необходимость обмена, вылившегося при появлении денег в куплю – продажу. Обмен стал возможным, поскольку в результате специализации у производителя появились значительные излишки продукции. Разделение труда ведёт к росту производительности, что, в свою очередь, делает возможным производить данный продукт в количестве больше, чем требуется самому производителю;

2. частной собственностью.

Для рыночной экономики характерными являются:

1. частная собственность

2. свобода выбора

3. личные экономические интересы как главный мотив поведения людей

4. конкуренция

5. механизм цен, координирующий экономические связи

Рынок выполняет следующие функции:

1. информационную, через постоянно меняющиеся цены рынок сообщает производителям, где и какой продукции не хватает и где и какая продукция произведена с избытком;

2. регулирующую, т.е. рынок устанавливает пропорциональность в развитии экономики, регулирует распределение ресурсов по отраслям и сферам хозяйства таким образом, чтобы уровень и структура производства были максимально приближены к уровню и структуре потребностей;

3. стимулирующую, т. е. фирмы, не способные совершенствовать технологию, снижать затраты на производство продукции и улучшать ее качество, перестают получать прибыль и даже терпят убытки;

4. санирующую, т. е. рынок очищает общественное производство от экономически неустойчивых, нежизнеспособных хозяйственных единиц и, напротив, дает зеленый свет более предприимчивым и эффективным.

В современных условиях рыночная система из саморегулирующейся трансформировалась в регулируемую, что привело к усложнению субъектной структуры рыночного хозяйства.

Домашнее хозяйство - экономическая единица, функционирующая в потребительской сфере экономики - может состоять из одного или нескольких лиц. Оно обеспечивает производство и воспроизводство человеческого капитала, самостоятельно принимает решения, является собственником и поставщиком какого-либо фактора производства в рыночной экономике, стремится к максимальному удовлетворению личных потребностей (а не для наращивания прибыли).

Предприятие (фирма) - экономическая единица, функционирующая с целью получения дохода (прибыли), стремится к максимизации дохода, самостоятельно принимает решения, использует факторы производства для изготовления продукции с целью ее продажи. Оно предполагает вложение в дело собственного или заемного капитала, что влечет за собой риск и ответственность. Полученный доход предприятие (фирма) расходует не просто на личное потребление, а для расширения производства.

Банк - финансово-кредитное учреждение, регулирующее движение денежной массы, необходимой для нормального функционирования экономики.

Государство (правительство) представлено различными правительственными учреждениями, осуществляющими юридическую и политическую власть для обеспечения в случае необходимости контроля над хозяйственными субъектами и над рынком для достижения общественных целей. Бюджетные организации, которые представляют государство, не имеют своей целью получение прибыли, а реализуют функции государственного регулирования экономики.

Рисунок 1. Общая модель взаимодействия субъектов рыночного хозяйства

Взаимодействие домашних хозяйств, фирм и государства может быть представлено моделью экономического кругооборота.

Модель экономического кругооборота позволяет исследовать поведение фирм и домашних хозяйств на рынках факторов производства и потребительских благ.

На рынке факторов производства домашние хозяйства выступают в роли продавцов, предлагая фирмам, выступающим здесь в роли покупателей, труд, землю, капитал, предпринимательские способности. Приобретя все необходимое для создания потребительских благ, фирмы осуществляют их производство.

Вторая встреча домашних хозяйств с фирмами происходит на рынке потребительских благ. Но теперь их роли поменялись: в качестве продавцов выступают фирмы, а покупателями являются домашние хозяйства. Движение по внешнему кругу схемы, по которому движутся потоки товаров, замыкается.

Но одновременно с движением товаров происходит перемещение денежных потоков. Движение денег начинается с фирм, которые являются владельцами стартового денежного капитала, необходимого для приобретения факторов производства. Деньги, отданные в обмен на факторы производства, выступают в виде затрат на производство. Но, оказавшись в руках собственников производственных ресурсов, деньги принимают форму доходов на факторы производства, а будучи истраченными на покупку потребительских благ, выступают в виде расходов домашних хозяйств. И, наконец, после продажи фирмами произведенных ими товаров и услуг деньги выступают в виде доходов владельцев фирм.

Модель показывает, что в экономике движутся два противоположно направленных потока: поток товаров и поток расходуемых на их приобретение денег. Оба потока непрерывны, протекают одновременно и представляют собой главный элемент механизма функционирования рыночной экономики. Важным следствием модели кругооборота является то, что суммарная величина продаж фирм равна суммарной величине доходов домашних хозяйств.

1. 2. Функции субъектов современного рыночного хозяйства и экономические цели в рыночной системе экономики

Отличительная черта экономических агентов - принятие и реализация самостоятельных решений в сфере хозяйственной деятельности.

Современное рыночное хозяйство основано на взаимодействии частного и государственного секторов экономики. В зависимости от степени интенсивности воздействия на экономику и от приоритетных задач, решаемых государством, различают следующие модели современного рыночного хозяйства: социально ориентированное хозяйство, смешанную экономику и корпоративную экономику.

При первой модели целевая направленность государственных программ связана с защитой интересов граждан, а принципы регулирования экономики получают выражение в долгосрочных программах. Доля государственного сектора в экономике 30%. (Германия) При смешанной экономике государство создает условия для развития предпринимательства, используя преимущественно тактические методы. Доля государственного сектора здесь относительно мала (США).

Корпоративная экономика предполагает целевую направленность государственных программ на защиту интереса крупного бизнеса и определение основных приоритетов (Япония, Швеция).

Что касается российской экономики, она исторически опиралась на примат либо государственной, либо общинной, либо общественной собственности, что и обусловило специфику основных проблем современных рыночных реформ.

Если оценивать экономические цели современной системы хозяйствования в масштабе всего общества, то их можно свести к следующим основным положениям:

1. Обеспечение экономического роста и более высокого уровня и качества жизни населения.

2. Повышение эффективности использования ограниченных производственных ресурсов в масштабе всего общества, то есть достижения наилучших результатов при минимальных затратах.

3. Достижение полной занятости трудоспособного населения. Все кто может и желает работать должны быть обеспечены рабочими местами.

4. Стабильный уровень цен. Постоянно изменяющиеся цены ведут к изменению поведения людей и предприятий, создают напряженность и неуверенность в экономической деятельности.

5. Экономическая свобода. Все хозяйствующие субъекты должны обладать в своей экономической деятельности высокой степенью свободы.

6. Справедливое распределение доходов. Мы уже говорили, что справедливость в распределительных отношениях не означает уравниловки. Она заключается в том, чтобы на равный капитал и равный труд обеспечивался равный доход и чтобы ни одна группа населения не пребывала в нищете при чрезмерной роскоши других.

7. Поддержание разумного соотношения экспорта и импорта, то есть по возможности активного торгового баланса в международных экономических и финансовых отношениях.

Таковы в общих чертах основы и характерные признаки рыночной экономики.

Глава 2. Интересы субъектов экономики

2. 1. Экономические интересы и хозяйственный механизм

Экономические отношения возникают между людьми под воздействием экономических интересов. Экономический интерес - это осознанная потребность человека, группы лиц, общества в целом в экономических благах.

Требуя удовлетворения, потребности рождают экономический интерес. Под воздействием экономических интересов люди вступают друг с другом в экономические отношения. Так, необходимость в удовлетворении потребностей в пище заставляет людей заниматься производством продуктов питания и вступать при этом в производственные, а затем в распределительные и обменные отношения, в результате которых возникают отношения потребления, в ходе которых удовлетворяются потребности в пище.

Таким образом, возникает целая цепь связей между потребностями и их удовлетворением: потребность их осознание экономический интерес экономические отношения (отношения производства, распределения и обмена) удовлетворение потребности (отношения потребления). Из этой цепочки видно, что экономические интересы создают побудительные мотивы к экономической деятельности, выступая в виде движущей силы всей экономической системы.

Выделяются три основных вида экономических интересов: личные, групповые, или коллективные, и общественные. В том числе личные и групповые интересы могут быть классовые, то есть выражать интересы целого класса.

Конкретное содержание экономических интересов отдельных людей зависит от их места в системе экономических отношений, прежде всего отношений собственности. Очевидно, что экономический интерес собственника рабочей силы иной, чем интерес нанимающего его собственника крупного капитала. И тот, и другой заинтересован в максимальной отдаче от своей собственности, но, как мы увидим в дальнейшем, отдача от капитала может находиться в обратной зависимости от отдачи рабочей силы. Это говорит о том, что интересы людей и классов могут противоречить друг другу.

Для экономики как функциональной системы важное значение имеет совпадение всех видов интересов, когда личный интерес является частью группового, а групповой, в том числе классовый, - частью общественного интереса. Несовпадение интересов ведет к неэффективному функционированию экономики и в конечном счете к ее расстройству.

Итак, экономический интерес - система экономических потребностей субъектов хозяйственной деятельности (работника, корпорации, кооперации, потребителя, государства). Отражая единство всех экономических потребностей, интерес, в отличие от потребностей, ориентированных на предметные цели (потребность в хлебе, обуви, машине и т. д.), направлен на экономические отношения, на жизненные условия в целом. Поэтому интерес выступает как стимул деятельности субъекта экономики, определяя его хозяйственное поведение и поступки.

Важную роль в обеспечении соответствия экономических интересов и тем самым в функционировании экономики как системы играет хозяйственный механизм. Под хозяйственным механизмом понимается совокупность мер, рычагов, управляющих воздействий, направленных на обеспечение производства необходимых благ и их доведение до потребителей.

Центральное место в хозяйственном механизме занимают стимулы. В экономике стимул предстает как побудитель экономической деятельности субъектов, основанный на наглядной демонстрации связи между результатом этой деятельности и степенью реализации экономических интересов субъектов. Стимулы могут быть применены к отдельным людям, побуждая их результативно трудиться, и к целым предприятиям, побуждая их к производству тех или иных благ.

По видам стимулы делятся на материальные и нематериальные.

Материальные стимулы основаны на возможности получения материальных благ и услуг в качестве вознаграждения за экономическую деятельность. Такие стимулы называют также экономическими. Нематериальные стимулы основаны на нематериальном вознаграждении, выступающем в виде морального или творческого удовлетворения от результатов экономической деятельности. Подобное удовлетворение может дать сам труд, если он интересен и содержателен творчески. Кроме того, такие стимулы могут быть основаны на чувстве страха, гордости, чести и прочих чувствах, не связанных с материальными потребностями. Эти стимулы называют также неэкономическими.

Воздействуя через систему стимулов на экономические интересы людей, хозяйственный механизм координирует их деятельность как автономных субъектов, обеспечивая внутреннюю организованность экономики как системы. Под воздействием хозяйственного механизма люди находят свое место в системе организационно-экономических отношений, а сами эти отношения приобретают конкретно-функциональный характер, то есть предстают как отношения между людьми, выполняющими определенные экономические функции.

Особую роль хозяйственный механизм играет в сфере распределения и обмена, где он обеспечивает связь между производителями различных благ и их потребителями. Через него потребители делают своего рода заказ производителям. С одной стороны, хозяйственный механизм обеспечивает выявление потребностей в благах как потребительского, так и производственного назначения, определяет приоритетность их удовлетворения и с учетом этого обеспечивает распределение «заказов» на соответствующие материальные блага и услуги между производителями по подразделениям общественного производства, отраслям и предприятиям. С другой стороны, с учетом этих «заказов» с помощью хозяйственного механизма идет распределение имеющихся ресурсов, их использование в качестве факторов производства и затем распределение и доведение до потребителей произведенных благ.

Именно под воздействием хозяйственного механизма производители получают ответы на такие главные вопросы экономики: что и для кого производить? как и сколько производить? С помощью различных стимулов он заставляет делать выбор в пользу производства тех или иных благ, производить их в определенном количестве и направлять потребителям. Тем самым хозяйственный механизм обеспечивает решение проблемы №1 любой экономики – проблемы выбора: выбора направлений использования ограниченных ресурсов, способов их использования, выбора направлений распределения произведенной с их помощью продукции.

2. 2. Экономические интересы агентов

Интересы экономических агентов обусловливаются их положением в экономической системе, выполняемыми ими функциями.

Если рассматривать непосредственно интересы субъектов экономики, то можно заметить, что они (а также их реализация) сильно варьируются в зависимости от типа субъекта экономики, объема, структуры и характера использования его собственности. Так, например, потребности и интересы государства, как экономического субъекта, с одной стороны, связаны с повышением производства и потребления общества, так как государство является выразителем его интересов, с другой - с интересами и потребностями государственных структур, возникающими в процессе их функционирования (как в экономических ресурсах, так и в инвестиционных, и потребительских благах).

Интересы домохозяйств сильно разнятся в зависимости от набора экономических ресурсов, поставляемых ими на рынок. Зарубежные субъекты экономики включают в себя домохозяйства, предприятия, государственные структуры, расположенные за пределами рассматриваемого национального хозяйства. Последние могут реализовывать свои интересы в рамках хозяйственной системы, по отношению к которой они являются иностранными, что вызывается как глобальной конкуренцией (в сфере эффективности производства, уровня нормы прибыли, рыночной цены природных и трудовых ресурсов и т.д.), так и процессом международного разделения труда. Главное отличие интересов зарубежных субъектов хозяйствования от отечественных заключается в том, что в процессе их реализации большее значение уделяется собственным задачам, которые часто противоречат интересам страны, в рамках которой осуществляется их экономическая деятельность.

Домашние хозяйства стремятся максимизировать полезность благ, приобретаемых на доходы; они ранжируют свои потребности и осуществляют расходы в пределах имеющихся у них бюджетов.

Решения, принимаемые предприятиями (фирмами), неоднозначны: они определяются не только стремлением максимизировать прибыль, но и другими мотивами, например, захват и удержание доли на рынке, расширение масштабов производства, утверждение экономической власти.

Выполняя функции, которые не может реализовать рынок, государство призвано обеспечивать общенациональный интерес, способствовать росту богатства нации. Исключительная роль общенационального интереса, особенно в переходные эпохи, далеко не всегда осознается членами общества. Но именно этот интерес, направляемый на решение коренных задач нации, страны в соответствии с ее положением в мире, наличием ресурсов, особенностями общественного устройства, историей и традициями, является ведущим и определяющим.

В свое время еще Т. Веблен с известной долей иронии замечал, что не следует представлять «экономического человека» в виде механического шарика, своего рода «генерального калькулятора удовольствий и тягот», который руководствуется исключительно денежными мотивами. «Экономический человек» - одно из наиболее общих понятий, своего рода модель человека с точки зрения его целей, средств достижения и знаний (информации), которыми он руководствуется. Поведение человека как потребителя и как участника производства весьма неоднозначно. Экономические интересы - одна из составляющих его интересов, представляющих достаточно сложную и противоречивую систему. Следует иметь в виду, что помимо чисто личных интересов люди руководствуются интересами коллектива, села или города, региона, в котором они живут. В решениях и поступках людей присутствуют и более широкие интересы - национальные, общества в целом.

В качестве основного фактора, определяющего взаимозависимость интересов субъектов экономики, выступает общественный характер производства, так как на любом уровне обнаруживается множество хозяйственных связей. Интегрирующая функция общественного характера производства детерминируется общественным разделением труда и проявляется в вертикальном аспекте, соединяя в единое целое (субъект более высокого уровня) субъекты-элементы, связывая частные интересы каждого из них с общими интересами субъекта-системы; и в горизонтальном - благодаря отношениям типа «производитель-потребитель» между отдельными субъектами экономики, что предопределяется экономическим разделением их функций.

Взаимозависимость интересов агентов хозяйствования диктуется необходимостью повышения эффективности производства, которое достигается за счет общественного разделения труда. В результате углубляется специализация отдельных субъектов. В современных условиях осуществлять полный производственный цикл могут только очень крупные хозяйственные единицы. Углубление процесса разделения труда вызывает возрастание количества субъектов производственных отношений, их специализацию на предоставлении отдельной продукции производственного и потребительского назначения, а также ресурсов, что вызывает удлинение технологических цепочек, усложнение процесса формирования и совершенствования части ресурсов (например, труда), качественную смену способов удовлетворения потребностей. В итоге, для реализации каждого конечного интереса, необходимо непосредственное участие все большего количества субъектов экономики, каждый из которых, в свою очередь, имеет собственные потребности.

В качестве основных объективных причин противоречий экономических интересов субъектов экономики, выступает общий источник экономических ресурсов, используемых для удовлетворения их потребностей, ограниченность последних и производимых на их основе благ, экономическая обособленность субъектов экономики. Таким образом, можно сделать вывод о том, что объективные причины противоречий в системе экономических интересов вызваны единым источником реализации этих интересов и противоречиями между типами, формами и видами самих интересов.

Увеличение объемов общественного производства служит основным источником постоянного углубления степени реализации интересов. Экономический рост - это, прежде всего, повышение эффективности производства на основе ограниченных экономических ресурсов, он не включает в свой состав эффективности процессов распределения, обмена и потребления. Между тем, интерес реализуется вместе с удовлетворением потребностей, которые являются его материальной основой. А качество данного процесса определяется эффективностью использования ресурсов не только в фазе производства, но и на всех стадиях воспроизводственного процесса – от производства до потребления. Дополнительным фактором связи между реализацией интересов общества и экономическим ростом в рамках его хозяйственной системы является воспроизводство ресурсов на качественно новом уровне.

Заключение

Субъектная структура рыночного хозяйства - это система взаимоотношений между множеством субъектов, выражающая их цели, равноправные, но встречно согласующиеся экономические интересы, характер, формы организации и взаимодействия по поводу движения товаров и услуг.

Субъектами рыночной экономики являются: предприниматели; работники, продающие свой труд; конечные потребители; владельцы ссудного капитала; собственники ценных бумаг; торговцы и т.д. Основные субъекты рыночного хозяйства принято подразделять на четыре группы: домашнее хозяйство; предприятие (фирма), банк и государство (правительство).

Положение и роль каждого экономического агента определяется его отношением к факторам производства, которыми он владеет. Одни располагают капиталом и обладают экономической властью, определяют формы хозяйствования, участвуют в управлении, занимаются предпринимательской деятельностью. Другие распоряжаются лишь собственной рабочей силой, их возможности влияния на организацию производства, распределение доходов, участие в управлении ограниченны.

К домашним хозяйствам принято относить тех, кто осуществлять операции, связанные с ведением домашнего хозяйства, т.е. преимущественно потреблением. Предполагается, что все экономические ресурсы в конечном счете принадлежат домашним хозяйствам. Они получают доходы, предоставляя экономические факторы - рабочую силу, капитал, землю и др., которыми они располагают, иначе говоря, путем оказания факторных услуг.

Полученные доходы используются ими на приобретение необходимых товаров, а также для создания сбережений. Как потребители домашние хозяйства независимы, т.е. они вправе принимать решения самостоятельно, но эта независимость ограничивается размерами доходов и системой регламентации, существующей в обществе.

Предприятия (фирмы) в отличие от домашних хозяйств, выполняющих преимущественно функцию потребления, в основном осуществляют производственную деятельность, а также инвестирование. Предприятия различаются по формам собственности (частные кооперативные, государственные), размерам и масштабам производства, видам производственной деятельности и т.д. В экономической статистике предприятия (фирмы) часто делят на два вида агентов: нефинансовые и финансовые.

Предприятия (фирмы) занимаются предпринимательской, коммерческой деятельностью, цель которой - извлечение прибыли. Несколько специфические функции выполняют в обществе некоммерческие организации, например благотворительные фонды, профсоюзные организации, спортивные общества, ассоциации предпринимателей. Их основная задача - непосредственное удовлетворение потребностей людей, а не получение прибыли. Так, цель некоммерческих организаций в области спорта - физическое развитие личности и подготовка спортсменов.

Хотя основные функции государства состоят в обеспечении общественных потребностей и безопасности, оно всегда играло важную роль в экономической жизни общества. Государство активно вмешивается в экономику, используя различные формы и методы. Существуют различные показатели и критерии экономической активности государства, среди них - доля государственных расходов в ВВП; доля налогов в ВВП; размеры государственной собственности и продукции, производимой государственными предприятиями.

Субъекты экономики представляют собой элементы открытой системы, в процессе функционирования которых, происходит изменение как внешней, так и внутренней, по отношению к ним, среды. Поэтому каждый из них характеризуется собственными потребностями. Эти потребности непосредственно связаны с экономическими интересами.

Список использованных источников

1. Акимов А.В. Основы национальной экономики / «ИНФРА – М», М.: 2004. - с. 332.

2. Куликов Л.М. Основы экономической теории. М.: Финансы и статистика, 2001. – с. 105

3. Николаев И. Р. Основы экономической теории. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – с. 791

4. Седов В. В. Экономическая теория: В 2 ч. Ч. 1. Введение в экономическую теорию: Учеб. Пособие. – Челябинск: Челяб. гос. ун-т, 2002. - 115 с.

5. Стадник И. С. Субъекты экономики и взаимозависимость их интересов. С. Стадник // Сб. науч. трудов: Вопросы согласования и реализации экономичеинтересов в условиях формирования цивилизованного рынка. Пятигорск, 2003.

6. Стадник И. С. Инвестиции субъектов экономики – условие экономического роста/ /И. С. Стадник // Материалы научно-методических чтений ПГЛУ: Университетские чтения – 2003. Часть IV. – Пятигорск: изд-во ПГЛУ, 2003.

7. Стадник И.С. Воздействие сбалансированной реализации интересов на процесс экономического роста. /И. С. Стадник // Сб. науч. трудов: Экономические интересы, стимулирование и мотивация в механизме рыночного хозяйствования. Пятигорск, 2004.

8. Экономика / Ред. А.С. Булатов. - М.: Экономистъ, 2006. - 831 с.

9. Экономика предприятия: Учебник // Под ред. О. И. Волкова. - М.: ИНФРА-М, 2004. - с. 416

10. Современная экономика. Лекционный курс. Многоуровневое учебное пособие. – Ростов н/Дону: издательство «Феникс», 2000. - с. 125.

11. Экономика: Учебник / С.Г. Землянухина, О.В. Мраморнова, А.В. Пахомова и др.; под общ. ред. С.Г. Землянухиной. Саратов: Сарат. гос. техн. ун-т., 2000. - с. 143.

12. Экономика отрасли. Серия. Учебники и учебные пособия. Ростов н/ Дону: «Феникс», 2003. - с. 311.

13. Экономический словарь//http://abc.informbureau.com/


Седов В. В. Экономическая теория: В 2 ч. Ч. 1. Введение в экономическую теорию: Учеб. Пособие. – Челябинск: Челяб. гос. ун-т, 2002. с. 43

Седов В. В. Экономическая теория: В 2 ч. Ч. 1. Введение в экономическую теорию: Учеб. Пособие. – Челябинск: Челяб. гос. ун-т, 2002. с. 44

Экономический словарь//http://abc.informbureau.com/

Седов В. В. Экономическая теория: В 2 ч. Ч. 1. Введение в экономическую теорию: Учеб. Пособие. – Челябинск: Челяб. гос. ун-т, 2002. с. 45

Стадник И. С. Субъекты экономики и взаимозависимость их интересов. С. Стадник // Сб. науч. трудов: Вопросы согласования и реализации экономичеинтересов в условиях формирования цивилизованного рынка. Пятигорск, 2003.

Экономика / Ред. А.С. Булатов. - М.: Экономистъ, 2006. с. 271

Экономика / Ред. А.С. Булатов. -М.: Экономистъ, 2006. с. 273

Исследование сущности рынка будет неполным, если не рассмотреть его основные субъекты. Рыночная система характеризуется не только сложной и многокритериальной структурой, но и не менее сложной системой взаимоотношений между ее субъектами. Все рыночные субъекты имеют собственные цели, интересы, разные формы деятельности.

К субъектам рыночной экономики относятся: промышленные и торговые предприниматели, наемные работники, владельцы ценных бумаг, собственники земли и т.д. В западной экономической литературе выделяются три основных хозяйственных субъекта - домохозяйства, фирмы и государство, хотя существуют и более расширенные классификации.

Домохозяйство есть экономическая единица, как правило функционирующая в потребительском секторе и состоящая из одного или нескольких лиц. Оно самостоятельно принимает решения, является собственником какого-либо фактора производства, стремится к максимальному удовлетворению собственных потребностей, к максимизации полезности своих ресурсов. К домохозяйствам относят всех потребителей, наемных работников, владельцев крупных и мелких капиталов, земли, средств производства.

Фирма (предприятие) есть экономическая единица, самостоятельно принимающая решения, использующая факторы производства для изготовления и продажи продукции другим субъектам в целях максимизации прибыли. Получаемый доход фирма направляет не только на личное потребление, но и на расширение производства.
Под государством понимаются все правительственные учреждения, обладающие юридической и политической властью и осуществляющие в случае необходимости контроль над хозяйственными субъектами и рынком для достижения общественных целей.

Домохозяйства и фирмы образуют частный сектор, а государство - государственный. Эти основные хозяйственные субъекты тесно взаимодействуют на всех рынках, образуя взаимоувязанный поток расходов и доходов.

Владельцы факторов производства - домохозяйства - предлагают их фирмам (предприятиям) через рынок факторов производства. В свою очередь, фирмы предъявляют спрос на эти факторы производства. Покупка факторов производства является для домохозяйств доходами, а для предприятий - расходами. Получив доходы, домохозяйства покупают на них предметы потребления, с их стороны это будут уже расходы. Фирмы, продавая свою продукцию, получают доход. Часть дохода домохозяйств идет на налоги и сбережения. Предприниматели тоже должны определенную долю выручки направлять на выплату налогов, осуществлять инвестиции и т.д.

На кругооборот доходов и расходов значительное влияние оказывает государство. Оно закупает часть продукции у фирм, предоставляет им различного рода субсидии, собирает налоги и т.д. Кроме того, государство может вести собственную предпринимательскую деятельность, поэтому оно выплачивает заработную плату, а также пособия по нетрудоспособности, безработице, пенсии и т.д. Следовательно, потоки доходов и расходов находятся в постоянном движении, и чем интенсивнее это движение, тем более благоприятна ситуация в экономике.

Учебно-методический комплекс по «Экономической теории» Ч.1 «Основы экономической теории»: учебно - методическое пособие. – Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2010. Составители: Огородникова Т.В., Сергеева С.В.


Основные субъекты экономики
Категория Функциональное назначение
Домашние хозяйства Это экономическая единица в составе одного или нескольких лиц, которая: 1. обеспечивает воспроизводство человеческого капитала; 2. самостоятельно принимает решения; 3. является собственником какого-либо фактора производства; 4. стремится к максимальному удовлетворению своих потребностей.
Предприятия (фирмы) Это основная производственная ячейка экономики или экономическая единица, которая: 1. использует факторы производства для изготовления продукции с целью ее продажи; 2. стремится к максимизации прибыли; 3. самостоятельно принимает решения.
Государство Субъект, который обеспечивает: 1.формирование общественных благ, а также перераспределение части ресурсов; 2. нормативно-правовое регулирование хозяйственной деятельности; 3. разработку и реализацию экономической политики.

Положение и роль каждого экономического агента определяется его отношением к факторам производства, которыми он владеет. Одни располагают капиталом и обладают экономической властью, определяют формы хозяйствования, участвуют в управлении, другие занимаются предпринимательской деятельностью.

Домашние хозяйства , как правило, распоряжаются лишь собственной рабочей силой, их возможности влияния на организацию производства, распределение доходов, участие в управлении ограничены. Домашние хозяйства выполняют в основном функцию потребления, т.е. полученные доходы используются для приобретения необходимых товаров. Помимо этой функции они формируют сбережения, которые в экономике являются источником инвестиций.

Основная роль предприятия (фирмы) – осуществление производственной и инвестиционной деятельности. Предприятия классифицируются по различным признакам: формам собственности; размерам фирмы; объемам производства; видам деятельности и др.

· Предприятие – самостоятельный хозяйственный субъект с правами юридического лица, который использует имеющееся имущество для производства и реализации продукции, выполнения работ, оказания услуг.

Предприятие имеет право заниматься любой хозяйственной деятельностью, не запрещенной законодательством и отвечающей целям, предусмотренным в уставе предприятия. Предприятие имеет самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в банках, печать со своим наименованием.

Государство имеет огромное значение для регулирования экономических процессов. Экономические функции государства формируются под влиянием потребностей общества и развития рынка. В последнее время к основным функциям государства добавились такие как регулирование естественных монополий, «внешних эффектов» (природоохранная деятельность), корректировка нежелательных социальных эффектов (безработица, социальное неравенство и др.).

Академик Н. Шмелев справедливо отмечает: «России (вопреки утверждениям монетаристов) нужно и сегодня, и в видимой перспективе сильное, а не слабое государство при его возрастающей, а вовсе не снижающейся роли в социально-экономической жизни страны».

Материальные интересы экономических субъектов. Материальные интересы субъектов экономики определяются их поло­жением в экономической системе, выполняемыми ими функция­ми.

· Экономические (материальные) интересы – осознанные, побудительные мотивы хозяйственной деятельности людей, обусловленные их местом в системе отношений собственности и общественного разделения труда.

Домашние хозяйства , как правило, стремятся максимизировать полезность благ, приобретаемых на доходы; они формируют свои потребности и осуществляют расходы в пределах своих доходов.

Предприятия, с одной стороны, проявляют стремление к получению максимальной прибыли, а с другой - заинтересованность в обеспечении стабильности функционирования (увеличение объемов производства, проведение стратегии, связанной с захватом определенных рыночных сегментов, усиление и удержании рыночной власти и др.)

Государство обеспечивает повышение благосостояния общества, национальные приоритеты экономического развития, экономический рост. Государство призвано обеспечить реализацию обще­национального интереса. В условиях переходной экономики претворение в жизнь национальных установок становится важнейшим направлением активизации экономических и социальных процессов. Общенациональный интерес нацелен на решение основных задач нации, страны в соответ­ствии с ее положением в мире, наличием ресурсной базы, а также спецификой общественного устройства и исторических традиций.

Большинство неналоговых доходов не имеют фискально-постоянного характера, твердо установленной ставки. В отличие от налоговых доходов неналоговые доходы не должны жестко планироваться, однако на практике они планируются на уровне поступлений прошлого года. Неналоговые доходы устанавливаются органами представительной власти РФ и ее субъектов для юридических и физических лиц. Неналоговые доходы могут иметь форму обязательных и добровольных платежей. Существует и принудительное взыскание определенных платежей в случае их неуплаты. Для неналоговых платежей характерна большая целевая направленность использования поступлений. Перечень неналоговых доходов является единым для бюджетов всех уровней, и определяется бюджетной классификацией.

Неналоговые доходы включают доходы от:

Использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности,

Продажи или иного возмездного отчуждения имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности (земли, квартир, запасов, и НМА),

Платных услуг, после уплаты налогов и сборов, оказываемых органами государственной власти или органами местного самоуправления, а также бюджетными учреждениями,

Доходы в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд, полученных от бюджетов других уровней, за исключением бюджетных ссуд и бюджетных кредитов,

Иные неналоговые доходы (штрафы, возмещение ущерба, доходы от внешнеэкономической деятельности, административные платежи и сборы, средства самообложения граждан).

Неналоговые доходы бюджета классифицируются:

По территориальному признаку - зачислению в бюджет определенного уровня (федеральные неналоговые доходы и доходы субъектов РФ);

По методам формирования и привлечения - (обязательные и добровольные);

По конкретным основаниям для взимания платежей, формирующих неналоговые поступления - (доходы от продажи гос. имущества, реализации запасов и т.д.).

Неналоговые поступления - составная часть доходов всех видов бюджетов - федеральных, региональных и местных.

Наибольший удельный вес неналоговые доходы занимают в доходах федерального бюджета (15%), в консолидированном бюджета - 10%, в бюджетах субъектов РФ - 5%. В составе неналоговых поступлений значительное место занимают доходы фискального характера. Это, прежде всего, относится к административным платежам и штрафным санкциям, причем в настоящее время существует тенденция к увеличению доли этих поступлений. Причина - бюджетный дефицит, который вынуждает субъектов РФ, органы местного самоуправления увеличивать поступления в бюджеты за счет применения административных мер.


Государственные займы - это денежные поступления, которые через определенное время необходимо вернуть, причем с доплатой в виде процентов. В действительности займы представляют лишь видимость доходов, которые оборачиваются чистыми расходами. Их положительная сторона в возможности удовлетворения временных неотложных нужд при чрезвычайных обстоятельствах, для ускорения развития каких либо процессов и т.д. Различают внутренние и внешние займы. Государственные займы требуют научно-обоснованного подхода.

Эмиссия - (выпуск в оборот акций) кредитных денег применяется для покрытия дефицита бюджета и ведет и инфляции. Поэтому эмиссия служит негласным поступлением бюджетов. Бюджетным кодексом РФ эмиссия в качестве источника пополнения бюджета не предусматривается.

Трансферты - (финансовая помощь) приняты в странах со сложной бюджетной системой, состоящей из нескольких бюджетных уровней, и включает дотации, субсидии, субвенции и другие выплаты вышестоящих бюджетов нижестоящим. Для большинства регионов они играют большую роль, так как составляют 70-80% доходов бюджетов.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ в составе доходов выделяются собственные и регулирующие доходы бюджетов (см. лекцию 3).

Основы планирования поступления доходов в бюджет

Работа по формированию бюджета по доходам включает три важнейших направления:

Расчет прогнозируемых сумм всех доходов;

Распределение регулирующих доходов по уровням бюджетной системы;

Определение взаимоотношений вышестоящих и нижестоящих бюджетов в части предоставления финансовой помощи и выравнивания бюджетной обеспеченности.

Важнейший этап по формированию доходов - прогнозирование налоговых поступлений. Планирование доходов федерального бюджета осуществляет министерство финансов совместно с министерством по налогам и сборам, т.к. оно располагает всей необходимой информационной базой и отслеживает состояние поступлений налогов в бюджет. Министерство по налогам и сборам доводит до министерства финансов обобщенные сведения о текущих поступлениях налогов за отчетный период, предшествующий началу работы над бюджетом следующего года. Мин. По налогам и сборам получает данные от территориальных налоговых служб, а те от местных.

Мин. финансов получает от министерства экономики, прогнозируемые макроэкономические показатели, которые определяют объем доходов, прежде всего налоговых платежей.

К основным макроэкономическим показателям относят: объем ВВП, показатели объема денежной массы, объем прибыли, размер ФОТ, объем товарооборота, численность населения и т.д. По налогам, формирующим основу доходов консолидированного бюджета в целом и бюджетов каждого уровня составляются специальные расчеты. На основании таких данных Минфин прогнозирует поступления налоговых и д.р. доходов и сообщает их в виде установочных показателей территориальным финансовым управлениям.

Территориальные фин. управления параллельно ведут работу по прогнозированию поступлений доходов на своей территории совместно с налоговым ведомством. База для расчетов - основные параметры прогноза социально-экономического развития, составной частью которого являются показатели, которые определяют объем платежей в бюджет по соответствующим налогам. Кроме данных о налоговой базе необходимо располагать сведениями об особенностях налогообложения в планируемом году.

Для реального использования бюджета по доходам необходима не только обновленная методика расчета каждого налога, каждого доходного источника, но и огромная работа по контролю за собираемостью платежей. Одна из главных причин сохранения высокой задолженности по платежам в федеральный бюджет - сложное финансовое состояние многих предприятий, а также многочисленные нарушения расчетно-платежной дисциплины, что не позволяет в полном объеме выполнять задания по сбору налоговых доходов. Методика планирования и прогнозирования доходов бюджета окончательно не отработана.

Неналоговые доходы бюджета в РФ для всех их уровней создаются из налоговых и неналоговых доходов. Кроме того, в них включаются средства целевых фондов. Величина и структура всех этих средств устанавливаются для каждого соответствующего бюджета раздельно.

Бюджетный Кодекс РФ утверждает следующие неналоговые доходы бюджета, получаемые от:

Использования госимущества, включая:

а) арендную либо другую плату за временное владение или использование;

б) проценты по остаткам средств, которые размещены на счетах кредитных организаций;

в) средства, начисляемые от пользования имуществом, находящимся под залогом;

г) поступления от возвращенных госкредитов, в том числе от продажи имущества;

д) уплаты сборов за использование бюджетных ресурсов;

е) прибыль, которая возникает от доли активов в уставных капиталах предприятий и организаций негосударственной формы собственности;

ж) части прибыли, государственных предприятий, которые остались в их распоряжении;

Средства, полученные государством от применения в установленном порядке в том числе и в случаях возмещения установленного судом ущерба;

Иные доходы, полученные в виде финансовой помощи;

Средства принудительного изъятия, а также другие возможные доходы бюджета.

В связи с федеральным устройством государства, все эти налоги на различных уровнях бюджетов имеют довольно существенные отличия. Порядок формирования бюджетов, их источники, процедуры взимания поступлений строго регламентируются законодательством. К примеру, алгоритм перечисления средств от приватизации госимущества, определяется законом РФ о приватизации, а взимание штрафных санкций регламентируется в основном Гражданским кодексом, применяется также и Уголовный кодекс.

Как правило, большая часть рассматриваемых доходов в полном объеме немедленно зачисляется на счета соответствующих разделов бюджетов.

Например, за федеральным закреплены доходы от ведения ВЭД, от реализации госзапасов, прибыль Центробанка, которые взимаются по установленным нормам.

Роль неналоговых поступлений в бюджет государства чрезвычайно велика. Например, в 1998 году снизилась их доля в ВВП, что непосредственно обусловило снижение физической величины ВВП и кризис экономики. Резкий по скорости и значительный по величине привел к стремительному падению рыночных цен на объекты госсобственности и невозможности выполнить в таких экономических условиях программу приватизации. В итоге, по уровню неналоговых доходов страна вышла на прежний уровень только в последние годы.

Мировой опыт свидетельствует, что неналоговые доходы бюджета всегда имеют резервы роста. Для РФ таким резервом представляется увеличение доходности от операций с имуществом, находящимся в госсобственности, а также от операций с ценными бумагами, в которых заключена определенная доля собственности государства в уставном капитале других предприятий и компаний.