Особенность образования как отрасли экономики. Образование как сложная социально-экономическая система и приоритетная отрасль экономики страны

Отрасль образования в современных условиях характеризуется наибольшими интегрирующими свойствами. Она относится к социальной сфере единого народнохозяйственного комплекса, которая охватывает весь экономический организм страны. В этом ее своеобразие, которое заключается в том, что сфере образования принадлежит особая роль, т.к.

Во-первых , образование занимает особе место в системе общественного разделения труда. Это единственная отрасль, которая удовлетворяет запросы населения в образовательных услугах и специализируется на воспроизводстве главной производительной силы общества – квалифицированных работников для всех отраслей материального и нематериального производства. Именно этим предопределяется приоритетность образования.

Во-вторых , уровень образования населения выступает одним из главных показателей благосостояния народа страны.

В-третьих , эта отрасль и она единственная, которая сама для себя готовит профессиональных работников – преподавательские кадры.

В-четвертых , труд в области образования стал одним из самых массовых видов человеческой деятельности. По количеству занятых сфера образования превосходит любую другую отрасль народного хозяйства. По данным статистики, в мире в процессе образования участвуют одновременно около 1 млрд учащихся и 50 млн педагогов.

Основным продуктом этой сферы являются образовательные услуги – как система знаний, информации, умения и навыков, которые используются для удовлетворения разнообразных образовательных потребностей личности, общества и государства.

Специфика отрасли:

1. Интеллектуальная отрасль национального хозяйства

2. Огромное влияние демографических процессов

3. Повышенная «инертность» отрасли

4. Специфическое соотношение затрат живого и овеществленного труда

5. Преобладание государственного финансирования отрасли

6. Эффективность отрасли зависит не только от экономических факторов, но и от развития психологии, школьной гигиены и других наук

Самой специфической чертой отношений собственности в отрасли образования является высокий удельный вес присвоения интеллектуальной собственности, своеобразие реализации ее и образовательных услуг. Под интеллектуальной собственностью подразумеваются социально-экономические и правовые отношения по поводу владения, распоряжения и пользования продуктом интеллектуального труда. Основой этой собственности выступают интеллект, знания, опыт и предвидение. На этапе современной НТР интеллектуальная собственность превращается в главную разновидность собственности, т.к. продуктивное ее использование становится решающим фактором экономического роста.

4.Образовательные услуги – продукция системы образования. Особенности образовательных услуг

Образовательные услуги – результат образовательной деятельности.
Образовательные услуги - оказываемые организацией, осуществляющей образовательную деятельность, или индивидуальным предпринимателем услуги по организации и осуществлению образовательного процесса (обучения) в целях освоения обучающимися образовательных программ или программ отдельных учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), если они не завершаются выдачей документа, дающего право на продолжение образования на следующем уровне и занятие профессиональной деятельностью; (Ст. 1 «Закон Об образовании РФ»).

Понятие образовательной услуги трактуется по-разному. С одной стороны под образовательными услугами понимается само образование, как процесс получения знаний.

Услуги по своему экономическому содержанию не отличаются от материально-вещественных продуктов. Они, также как и товары, служат удовлетворению потребностей человека и имеют потребительную стоимость, а также обладают стоимостью. Потребительная стоимость образовательной услуги заключается в ее способности удовлетворять все возрастающие потребности человека. Стоимость образовательной услуги определяется затратами на ее производство. В сфере образования главным фактором учебно-воспитательного процесса являются преподаватели. Значит характерная черта сферы образования – это высокая доля затрат квалифицированного труда таких особых работников, как преподаватели.

Предметом труда в образовательном процессе является непосредственно сам человек. Объектом педагогического воздействия выступает учащийся как личность, развивающаяся физически и умственно в соответствии с определенными объективными законами. Объект труда работников образования одновременно выступает и субъектом учебно-воспитательного процесса . В настоящее время лидирующей является точка зрения, что основными субъектами в процессе оказания образовательных услуг, являются преподаватель и учащийся с его способностью потреблять образовательные услуги и быть соучастником их производства.

Рынок образовательных услуг имеет сходство с рынком прочих товаров и в то же время ему характерны следующие особенности:
1. Образовательные услуги обладают свойством виртуальности и качество этого товара нельзя в полной мере оценить даже в процессе его потребления, не говоря даже о понятийной оценке.
2. Качество образовательных услуг зависит не только от условий их производства, но и от способностей обучающихся, принимаемых на обучение.
3. Образовательные услуги обладают свойством наращивания потенциала рабочей силы.

4.Образовательные услуги – высоколиквидный товар, его производство позволяет быстро вернуть ресурсы потраченные на получение специальности.
5. Образовательные услуги являются важным товаром не только для потребителя, но и для всего общества в целом.

Названные свойства образовательных услуг, как товара и их большая социально-экономическая значимость определяют необходимость высоких требований не только к объему этих услуг, но и к их качеству. Одним из направлений повышения качества образовательных услуг является разработка и внедрение системы государственных социальных стандартов в сфере образования.

ОУ- частично общественный товар. ОУ – обладает свойствами как частного так и общественного блага

Полезна (выгодна) как для личности, а так же создает

положительный побочный эффект для общества:

1. растет производительность труда;

2. снижается преступность;

3. повышается социальная и политическая стабильность общества

Особенности:

1. Неосязаемость

2. Неотделимы от педагогических работников

3. Сложность хранения и транспортировки

4. Оценка потребителем качества ОУ затруднена

5. Непостоянство качества

Современная экономика характеризуется особым динамизмом и чрезвычайной сложностью развертывающихся в ней процессов. Хорошо ориентироваться в ней позволяет только грамотно поставленная система образования. Значимость образования возрастает абсолютно во всех странах, но уровень его развития и доступность далеко не одинаковы для различных слоев населения даже в одной стране. Сегодня человек учится на протяжении всей жизни. Он выступает активным потребителем всех форм образовательных услуг. Понимание особенностей функционирования рынка данных услуг способствует достижении максимальной отдачи от образования.

В настоящий момент быстро развивается новое направление экономической науки — экономика образования. В рамках последнего изучаются пути совершенствования ресурсного обеспечения образовательных учреждений, проводится оценка эффективности вложений в образование, анализируется воздействие образования на экономический рост. Перечисленные направления достаточно освещены в экономической литературе. Большой вклад в исследование проблем развития высшего образования, его планирования в соответствии с прогнозируемыми потребностями экономики внесли такие известные зарубежные ученые, как Аллак Ж., Беккер Г., Белл Д., Кроуфорд Р., Махлуп Ф., Стоуньер Т., Туроу Л. В последние годы появился целый ряд исследований отечественных ученых, посвященных модернизации системы высшего образования в условиях переходной экономики России. К ним относятся работы Акперова И. Г., Балашова Г. В., Баскаковой М. В., Венчухиной Л. И., Воронина А. А., Глухова В. В., Дятлова С. А., Литвиновой Н. П., Федорова М. П., Шестопаловой Е. В. и др. Однако широкий круг проблем еще требует своего решения.

Пособие представляет комплексный подход к изучению проблем экономики образования, опирающийся на анализ правовой базы системы образования, оценку возможностей использования государственных и рыночных регуляторов на рынке образовательных услуг, применение маркетинговых разработок. Уделяется внимание развитию информационных технологий в образовательной сфере.

Одной из концепций экономики образования является теория человеческого капитала получившая широкое распространение благодаря разработкам американских нобелевских лауреатов Т. Шульца и г. Беккера. Основные понятия данной теории, не являются предметом изучения в данном разделе учебного пособия. Исходные положения данной концепции, методы оценки величины человеческого капитала, на макро и микроуровне, практический опыт управления элементами человеческого капитала, нашли достаточно широкое освещение в трудах Авторские выводы основаны на анализе опыта развития рынка образовательных услуг в нашей стране и за рубежом. Все ключевые положения изложены с учетом современных особенностей российской системы образования.

Место образования в жизни общества во многом определяется той ролью, которую играют в общественном развитии знания людей, их опыт, умения, навыки, возможности развития профессиональных и личностных качеств. Эта роль стала возрастать во второй половине 20-го века, принципиально изменившись в его последние десятилетия. Информационная революция и формирование нового типа общественного устройства — информационного общества — выдвигают информацию и знание на передний план социального и экономического развития. Возрастающее значение образования – важнейшего источника экономического роста, социальной стабильности и одного из показателей качества жизни населения, обусловливает необходимость, во-первых, более детального рассмотрения самого этого понятия.

Термин «Образование» имеет несколько значений: «процесс», «результат», «ценность», «система».

По определению, принятому 20-ой сессией Генеральной конференции ЮНЕСКО, под образованием понимается процесс и результат совершенствования способностей и поведения личности, при котором она достигает социальной зрелости и индивидуального роста. В Законе Российской Федерации «Об образовании» дается следующее определение образования — «целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов)».

Результат образования, таким образом, можно рассматривать как совокупность определенных качеств личности, а также знаний умений и навыков, удостоверенных соответствующим документом.

Иллюстрацией понятия «ценность», применительно к образованию, служит относительно новая экономическая категория «человеческий капитал», поскольку образование является ее главным элементом. Существуют стоимостные методы определения величины человеческого капитала. Очевидно, что понятие «ценность» по отношению к образованию не ограничивается денежными, т. е. рыночными оценками и выходит далеко за их пределы. Сегодня образование – важнейший фактор национальной безопасности и благосостояния страны, благополучия каждого гражданина.

Рассматривая образование как систему, необходимо отметить, что это полноценная и, как сказано в законе «Об образовании», «приоритетная область» — подсистема в системе отраслей народного хозяйства. Определение образования как отрасли, как системы, предполагает наличие экономики – составной части системы образования. Впервые в истории отечественного законодательства термин «экономика образования» появился в законе «Об образовании» (1992год), где глава 4 названа «Экономика системы образования».

Использование термина «экономика» по отношению к образованию имеет принципиальное значение, поскольку при социализме, вследствие господствовавшей тогда в СССР ограничительной трактовки производительного труда, труд в образовании, фундаментальной науке, здравоохранении, культуре и прочих отраслях, социальной сферы, считался непроизводительным (т.е. не создающим продукт и национальный доход), в отличие от отраслей материального производства, где производительным считался труд, участвующий в создании материальных благ. Статистика относила здравоохранение, образование, культуру и т.д.- к непроизводственной сфере, а термины «экономика» и «отрасль», в силу указанных выше причин, по отношению к ним не употреблялись. Бюджетное финансирование этих отраслей осуществлялось по остаточному принципу.

Основным видом деятельности учреждений образования является создание образовательных услуг. Что скрывается за термином «образовательная услуга»? Современная экономическая теория рассматривает образовательные услуги как нематериальные блага. Напомним, что экономические т.е. ограниченные блага (в том числе и нематериальные) предназначенные для обмена (продажи) называются товарами. Данное понимание процесса производства включает в себя создание как материальных, так и нематериальных благ (товаров).

Соответственно различают материальное и нематериальное производство.

Труд, создающий материальное или нематериальное благо (услугу), будет производительным, если товар найдет признание на рынке, т.е. если будет продан. Таким образом, спор о производительном характере труда, в рамках данного подхода становится бессмысленным.

Какие же критерии лежат в основе определения отрасли? В экономической литературе под отраслью народного хозяйства понимается качественно однородная совокупность предприятий, учреждений, и других хозяйственных единиц, характеризующихся общностью (сходством) условий труда (производства), профессионального состава кадров, выполняемых функций в системе общественного воспроизводства, производимой продукции или услуг.

Отрасль административно объединяет субъекты в рамках определенной управленческой структуры, например, министерства или ведомства. Для системы образования это Министерство образования и науки Российской Федерации.

Экономика образования выступает неотъемлемой составной частью системы образования в целом, поскольку образование как всякая определенная сфера деятельности обладает своей экономикой. Экономику образования следует рассматривать как достаточно сложную систему. Важнейшими элементами, подсистемами экономики образования как системы, являются: экономика дошкольного образования, экономика общеобразовательной школы, экономика профтехобразования, экономика среднего специального образования, экономика высшей школы и послевузовского образования. Каждая из этих подотраслей обладает своей спецификой.

Органическое взаимодействие педагогических и других социальных процессов, свойственных сфере просвещения, накладывает свой отпечаток на экономические процессы и предопределяет специфичность отрасли образования. Термины «сфера» и «отрасль» использованы здесь как синонимы, однако, строго говоря, это не идентичные понятия, поскольку сфера может объединять в себе несколько отраслей.

Образование как отрасль как составная часть народного хозяйства и необходимое звено общественного воспроизводства характеризуется тем же типом экономических отношений, который присущ остальным отраслям и всему народному хозяйству страны в целом. Однако эти отношения в сфере образования имеют свои особенности. Они обнаруживаются в частности в отношениях собственности, в обмене деятельности с работниками других отраслей, в способах и формах возмещения затрат труда в реализации хозяйственного механизма и т.д.

Экономика образования как наука, может быть поэтому определена как наука, изучающая отношения, связанные с производством, распределением, обменом и потреблением благ созданных в сфере образования. По мнению В.А. Жамина — одного из основоположников отечественной экономики образования:

« одна из главных задач экономики образования состоит в том, чтобы детально раскрыть экономическую сторону материальных условий, необходимых в каждый данный момент для достижения определенного образовательного уровня членов общества. Данная задача должна решаться с учетом общего состояния экономики страны, с учетом тех ресурсов, которые могут быть выделены на нужды образования… Экономика образования исследует движение материальных и денежных средств, направляемых обществом на расширенное воспроизводство квалифицированной рабочей силы через систему образования…»

Задачами экономики образования, таким образом, являются:

  • — систематизация знаний об образовании
  • — установление экономических закономерностей и причинно-следственных связей между экономическими процессами и явлениями в сфере образования;
  • — исследование особенностей действия экономических законов в сфере образования;
  • — поиск и анализ факторов, способствующих росту эффективности функционирования образовательных учреждений, а также повышению качества образовательных услуг.

Исходной задачей экономики образования следует считать выделение сферы образования в качестве объекта и изучение его свойств с целью выяснения общих и специфических черт, признаков и отличий.

Объектом изучения экономики образования является сфера образования, т.е. процессы, происходящие в ней: проблемы формирования здесь механизма устойчивого развития системы, её соответствия вызовам 21 века, социальным и экономическим потребностям развития страны, запросам личности.

«Непосредственным предметом изучения экономики социальной сферы,- по мнению другого современного специалиста – С.А. Белякова, — являются теоретические и практические проблемы, связанные с управлением, планированием, финансированием, оплатой труда, структурой, системой организации этой сферы».

В целом, по его мнению, большинство отечественных экономистов единодушны в том, что «объектом изучения экономики образования как науки можно считать сферу образования (или её отдельные части), а предметом изучения – отношения, складывающиеся в этой сфере по поводу производства, распределения, обмена и потребления создаваемых в ней благ».

Предметом исследования данной науки, поэтому могут быть экономические субъекты, проблемы, процессы, ситуации, теории и т.д, в экономической сфере отрасли образования.

Выбор методов исследования происходит на основе методологической позиции. Под методом понимается, комплекс разнообразных познавательных подходов и практических операций, направленных на приобретение научных знаний. Выбор методов осуществляется, с учетом специфики задач, поставленных ученым перед собой. Методологическая позиция и задачи у исследователей, разные, значит, здесь возможно многообразие. Использование, к примеру, в экономике образования элементов маркетинга или менеджмента, позволяет рассматривать их как инструменты, способствующие повышению эффективности производства, распределения или обмена образовательных услуг, т.е. делает эти функциональные науки, по существу предметом исследования.

Как всякая наука, экономика образования использует общенаучные методы познания, такие как:

  • — метод научной абстракции;
  • — анализ и синтез;
  • — индукцию и дедукцию;
  • — исторический и логический методы.

Все эти методы и инструменты используются в единстве.

При исследовании экономических явлений делаются многие упрощения, которые принято определять как метод научной абстракции.

При этом исследователь отвлекается от всего второстепенного, чтобы выявить наиболее существенные стороны явлений, повторяющиеся черты.

Методологическим фундаментом экономики образования, как и всех остальных экономических наук, является экономическая теория. Она вооружает их теоретическим содержанием, т.к. выясняет экономические категории и законы, в соответствии с которыми развиваются все отрасли народного хозяйства.

Различаются: отраслевые экономические науки (экономика промышленности, транспорта, связи, образования, торговли и т.д.);

  • функциональные (финансы, кредит, маркетинг, менеджмент, прогнозирование);
  • межотраслевые (экономическая география, демография, статистика и др.);
  • исторические (история экономических учений, история народного хозяйства).

Введение

Необходимость изучения экономики образования связана с кардинальными преобразованиями по мере становления рыночной экономики в России. Речь идет, во-первых, о коренной реконструкции отношений собственности и всей системы производственных отношений, как в масштабе всего хозяйства, так и в отрасли образования. Во-вторых, это связано с задачей превращения сферы образования в приоритетную отрасль государственной политики и жизнедеятельности общества. Главным гарантом успешного социально-экономического развития выступает образовательный, интеллектуальный потенциал. В-третьих, это связано с необходимостью преодоления кризиса путем глубокого реформирования всей системы образования и создания нового экономического механизма управления учебными заведениями.

Вся система экономического образования в педвузах нуждается в глубоких преобразованиях с учетом становления рыночной экономики, проникновения рыночных отношений в систему просвещения, появления рынка образовательных услуг и перехода к новому хозяйственному механизму управления образовательными учреждениями. Растет потребность в учителях экономических дисциплин в школах, ПТУ и техникумах.

Сегодня специалист и, прежде всего менеджер в области образования должен уметь не только четко и ясно экономически анализировать свой труд и его результаты, но и грамотно управлять трудовым процессом в учебном заведении.

Образование как система и отрасль экономики

Образование как приоритетная отрасль экономики

Экономическая функция образования. Образование является одним из факторов экономического и социального прогресса общества, оно обеспечивает воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества. Профессиональное образование любого уровня должно обеспечивать получение обучающимся профессии и специальной квалификации.

Сущность экономического образования.

Активное влияние на развитие производительных сил страны, повышение Эффективности общественного труда, подготовка дюжей к профессиональной деятельности в соответствии с потребностью общества в рабочей силе. Воспроизводство это постоянное повторение и непрерывное возобновление общественного производства. Всякое воспроизводство представляет собой единство трех взаимосвязанных процессов воспроизводства национального продукта (материальных и нематериальных благ); соответствующих экономических отношений; совокупной рабочей силы.

Рабочая сила или способность человека к труду - это совокупность его физических и духовных способностей, использование которых обеспечивает обществу создание необходимых благ. Образование относится к той сфере человеческой деятельности, где воспроизводятся способности работника к труду, приобретается общеобразовательные и специальные знания, формируются социально-психологические отношения к труду. Образование - это “подготовительный цех” экономики страны. Главная цел образования - удовлетворение потребности людей в образовательных услугах. Образование охватывает специфическую отрасль народного хозяйства, которая удовлетворяет потребности общества в образовательных услугах, занята подготовкой кадров, формированием их знаний, умений и навыков, необходимых для трудовой деятельности.

Наряду с материальным производством существует и нематериальное, в том числе духовное. Структура духовного производства включает важные части:

науку как накопление и обновление знаний о природе, обществе, самом человеке и создание им искусственного мира, выявление закономерностей строения и динамики окружающего мира, методов использования этих закономерностей в интересах человека;

образование как система, обеспечивающая передачу научных знаний, умений и навыков подрастающим поколениям и всему населению, удовлетворяющую их потребности в образовательных услугах и профессионально-квалификационной подготовке, а также формирующую соответствующие эстетические навыки и нравственные правила поведения в обществе;

книги и средства массовой информации, способствующие распространению и обновлению духовных ценностей;

культура как система учреждений (библиотеки, музеи, театры и т.д.), обеспечивающие распространение знаний о духовных и материальных ценностях;

нравственность как система этических норм, регулирующих поведение людей, оценивающих их поступки;

идеология как мировоззрение людей, религиозные взгляды, отражающие цели и мотивы человеческой деятельности.

Отраслевой аспект образования.

Применительно к образованию термин отрасль непрерывно связан с научной сферой. Под отраслью народного хозяйств понимается качественно однородная совокупность предприятий, учреждений и других хозяйственных единиц, характеризующихся общностью условий труда (производства) профессионального состава кадров, выполняемых функции в системе общественного производства, производимой продукции и услуг. Образование как отрасль представляет собой систему образовательных учреждений, организаций и предприятий, осуществляющих главным образовательную деятельность, направленную на удовлетворение многообразных потребностей населения в этих услугах и подготовку квалифицированных работников.

Элементы экономики образования - это прежде всего производительные силы и производственные отношения в сфере образования.

Подсистемы - экономика дошкольного образования, общеобразовательных школ, профтехобразования, высших школ и послевузовского образования.

Образовательная отрасль располагает наибольшими объединительными свойствами. Она относится к социальной сфере единого народно-хозяйственного комплекса, которая охватывает весь экономический организм страны.

Особая роль сферы образования заключается в следующем:

Cпецифическое место образования в системе общественного разделения труда. Это единственная отрасль, которая удовлетворяет запросы населения в образовательных услугах, специализируется на воспроизводстве главной производительной силы общества - квалифицированных работников всех отраслей материального и нематериального производства, а также для различных видов непроизводственной деятельности.

Уровень образования населения выступает как один из главных показателей благосостояния народа страны. Уровень образования отражается с помощью индекса развития человека, который характеризуется по трем критериям: а) средней продолжительности жизни; б) уровень образованности; в) размеры дохода на душу населения.

В 1991 г. СССР находился на 33 месте в мире, в 1996 г. Россия - на 57. Каждый год учебы продлевает жизнь на несколько лет, так как умные, знающие люди более здоровы, чем их сверстники. Малообразованные люди больше склонны к депрессии, у них в большей степени наблюдаются болезни века: сердечно-сосудистые, психические, повышенный риск ранней смертности связан с курением дешевых сигарет, плохим питанием, алкоголем, тучностью, тяжелыми физическими нагрузками.

Эта отрасль сама для себя готовит профессиональных работников - преподавательские кадры.

Труд в области образования стал одним из самых массовых видов человеческой деятельности. По количеству занятых сфера образования превосходит любую другую отрасль народного хозяйства.

В образовательных учреждениях РФ трудится 5,9 млн. работников, а обучением и воспитанием охвачено около 50 млн. человек. В промышленности занято 18,5 млн., в строительстве - 6,8 млн., в сельском и лесном хозяйстве - 10,5 млн., на транспорте - 5,4 млн.

Особенности образовательных услуг.

Работники образовательных учреждений удовлетворяют потребности членов общества в самобытных экономических благах, получивших наименование “образовательные услуги”. Они представляют собой систему знаний, информации, умений и навыков, которые используются в целях удовлетворения разнообразных образовательных потребностей личности, общества, государства. Образовательные услуги обеспечивают реализацию познавательных интересов обучающихся, удовлетворяют потребности личности в духовном, интеллектуальном развитии, создают условия для самоопределения и самореализации личности.

Эти услуги выражаются в обучении потенциальных и нынешних работников, формировании и развитии их способностей к труду, специализации и профессионализации и росте квалифицированной рабочей силы. Таким образом, образовательные услуги являются продукцией образовательных учреждений, а не знания, умения и навыки выпускников.

Образовательные услуги воплощаются в материальном продукте (программы, учебник, методические пособия и т.д.), они служат лишь средством материализации и вещественным носителем этих услуг как дух оных ценностей.

В условиях НТР на ведущее место выдвигаются не столько навыки и сноровка, а солидная вооруженность знаниями, творческие способности. Экономику образования можно рассматривать как экономику развития творческих человеческих способностей.

Образовательные услуги отличаются от продукции материального производства следующим: образовательные услуги - это не материальная, а социальная ценность. От других нематериальных услуг они отличаются особой потребительной ценностью - способностью удовлетворять потребности человека в его духовном, интеллектуальном развитии и в приобретении той или иной специальности.

Во-первых, производство образовательных услуг выступает в виде потребительного производства, в сфере деятельности и не оставляет вещественного видимого продукта. Эти услуги не осязаемы, они не образуют потребителя. Процесс собственно потребления образовательных услуг выступает наряду с продуктами питания как процесс производства способности человека к труду в соответствующем физическом и духовном качестве.

Во-вторых, образовательные услуги неотделимы от педагогического работника. Если товар вещественной формы существует независимо от его изготовителя, то образовательная услуга неотделима от человека, оказывающего услугу.

В-третьих, неосязаемостью и неотделимостью образовательных услуг связано и невозможность их хранения и транспортировки, рассредоточен-ность и локальность образовательных учреждений и рынка этих услуг.

В-четвертых, эти особенности затрудняют оценку потребителем потребительных свойств представляемых услуг.

Образовательные услуги в процессе обучения не принимают самостоятельного бытия отдельно от исполнителя - преподавателя. Как и материальные блага, эти услуги имеют потребительную стоимость, которая создается конкретным трудом. Услуга определяется как полезное действие той или иной потребительной стоимости товара, труда. В. Гюго писал, что школьный учитель и каретник, и ткач, и кузнец в деле, в котором он помогает Богу, он творит будущее.

1.Образование как отрасль народного хозяйства и предмет экономической теории.

2. Сущность экономики образования.

3.Специфика производительных сил и производственных отношений в сфере образования.

1.Образование как отрасль народного хозяйства и предмет экономической теории

Сущность национальной экономики состоит в том, что она представляет собой сложившуюся систему национального и общественного воспроизводства государства, в которой между собой взаимосвязаны отрасли, виды и формы общественного труда, сложившиеся в результате длительного исторического эволюционного развития конкретной страны. Влияние на особенности национальной экономики оказывают исторические, культурные традиции, географическое положение государства, его роль в международном разделении труда.

Структура национального хозяйства (от лат. structura - порядок) - комплекс производств той или иной территории, возникший на основе сочетания общественного разделения труда, природных ресурсов, исторических традиций и территориальной специфики. Сложная структура народного хозяйства определяется посредством таких понятий, как сектор, отрасль, сфера народного хозяйства.

Понятие «отрасль» - основное структурное подразделение народного хозяйства, которое представляет собой совокупность предприятий, учреждений и организаций, выполняющих в процессе общественного воспроизводства единообразные социально-экономические функции независимо от территориального расположения и ведомственного подчинения. Соответственно отраслевой структуре имеет место классификация отраслей народного хозяйства.

Группа однородных отраслей народного хозяйства образует сферу народного хозяйства. Так, в соответствии со спецификой производства, а также распределения и перераспределения производственных благ выделяются сфера материального производства и непроизводственная сфера или, как чаще говорят – социальная сфера.

Сфера материального производства – это совокупность предприятий, в которых создаются материальные блага, необходимые для удовлетворения материальных и духовных потребностей людей, где создается стоимость продукт – товар.

Социальная сфера – совокупность отраслей, производящих продукцию преимущественно в виде услуг и не принимающих непосредственного участия в создании национального дохода; отрасли данной сферы удовлетворяют социальные потребности.

Образование – отрасль социальной сферы – приоритетная отрасль народного хозяйства, занимающая особое место в системе общественного производства.

Понятие "образование", а также его роль и значение для общества в разных науках определяется по-своему, исходя из внутренней цели исследования. В этой связи историческая наука и экономика, философия и социология, педагогика и культурология дают свои определения образованию. Юридическая наука трактует проблему со своих позиций, учитывая, что образование по своей сути является публичной функцией государства, направленной на полноценное развитие общества и его граждан на основе мировых достижений в области знаний и мировой культуры, а также обеспечение экономического развития и безопасности государства.

В последнее время указанная миссия образования усложняется в связи с активным переходом большинства мировых экономик в новые координаты глобализирующегося мира, для которого характерны совершенно новые, нежели в XX веке, доктрины развития, а также параметры технологического уклада в промышленности, кросскультурных коммуникаций и информационных обменов. Индикатором конкурентоспособности стран становится интеллектуальный потенциал общества, генерируемый системой образования. Естественно, что системы образования стран мира, в том числе и России, являясь основным носителем этих парадигмальных вызовов, претерпевают перманентные трансформации. Поэтому всестороннее изучение этих процессов с целью достижения возможно более высокого уровня прогнозирования является важной научной задачей.

Процесс приобретения знаний, навыков, умений;

Воспитание всесторонне развитой личности;

Отражает уровень грамотности, профессионализма;

Формирует социальную среду общества.

В Законе РФ об образовании (273-ФЗ от 29 декабря 2012 г.) образование определяется как единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов (Статья 2).

Как отрасль социальной сферы, образование – это система образовательных учреждений, организаций и предприятий, осуществляющих главным образом образовательную деятельность, направленную на удовлетворение многообразных потребностей населения в образовательных услугах и подготовку квалифицированных кадров.

Отрасль образования в современных условиях характеризуется наибольшими интегрирующими свойствами. Они относятся к социальной сфере единого народнохозяйственного комплекса, которая охватывает весь экономический организм страны. В этом ее своеобразие, которое заключается в том, что сфера образования принадлежит особая роль.

Во-первых, образование занимает особое место в системе общественного разделения труда. Это единственная отрасль, которая удовлетворяет запросы населения в образовательных услугах и специализируется на воспроизводстве главной производительной силы общества – квалифицированных работников для всех отраслей материального и нематериального производства. Именно этим предопределяется приоритетность образования.

Во-вторых, уровень образования населения выступает одним из главных показателей благосостояния народа страны.

В-третьих, эта отрасль и она единственная, которая сама для себя готовит профессиональных работников – преподавательские кадры.

В-четвертых, труд в области образования стал одним из самых массовых видов человеческой деятельности. По количеству занятых сфера образования «превосходит любую другую отрасль народного хозяйства. По данным статистики, в мире в процессе образования участвуют одновременно около 1 млрд учащихся и 50 млн педагогов».

Образование – жизненно важная сфера социально-экономической деятельности. Значительная часть ресурсов общества задействована в образовании, к материальному обеспечению сферы образования имеют отношение многие отрасли экономики государства, являющиеся в то же время потребителем ее продукта. Образование является одним из факторов, обеспечивающих развитие общества, сглаживающих и даже нейтрализующих влияние на него негативных составляющих среды обитания экологического, техногенного и экономического порядка.

В современных условиях перед человечеством встала проблема обеспечения устойчивого развития в условиях существенных изменений среды обитания, и особая роль в решении данной проблемы отводится образованию. Значимость образования для развития общества объективно обусловлена растущей ролью организационных и информационных технологий при снижении роли материального производства; образование становится важнейшим фактором, обеспечивающим развитие общества. Являясь одной из важнейших подсистем социальной сферы государства, обеспечивающей процесс получения человеком систематизированных знаний, умений и навыков с целью их эффективного использования в профессиональной деятельности, образование обеспечивает развитие факторов и результатов производственной деятельности. В современном обществе образование выступает и как система экономических отношений, выражающая взаимосвязь, взаимодействие непосредственно образования и сопряженных с ним сфер деятельности. Поэтому система образования на уровне государства представляет собой сектор его экономики со всеми присущими ему характеристиками.

Главная цель образования - удовлетворение потребностей людей в знаниях, навыках, умениях в интересах успешного развития способностей потенциала личности и общественного прогресса.

Основная экономическая функция сферы образования – воспроизводство «человеческого капитала». Выполняя эту функцию, образование опосредствованно осуществляет производственную и доходную функции, поскольку повышение уровня общего и профессионального образования обеспечивает экономию использования материальных ресурсов, более высокое качество продукции, увеличение производительности труда.

Образование относится к той сфере жизнедеятельности людей, где воспроизводятся способности работника к труду, формируются знания и морально-психологическое отношение к труду, то есть исключительная важность экономической функции образования состоит в воспроизводстве квалифицированной рабочей силы для всех отраслей народного хозяйства.

Образование рассматривается в качестве «подготовительного цеха» для всей экономики страны. Таким образом, образование – специфическая отрасль народного хозяйства, которая удовлетворяет потребности общества в образовательных услугах, занята подготовкой кадров, необходимых для разнообразных видов трудовой и деятельности.

Образование как отрасль народного хозяйства производит своеобразный продукт – образовательную услугу. Образовательная услуга – это система знаний, информаций, умений и навыков, которые используются для удовлетворения разнообразных образовательных потребностей личности, общества и государства.

Образовательная услуга является товаром особого рода и отличается от продукта, производимого отраслями материального производства, следующим:

Производство образовательных услуг выступает в виде деятельности и не оставляет видимого вещественного продукта: они как бы вливаются в потребителя и преобразуют его;

Образовательные услуги неотделимы от педагогического работника;

С неосязаемостью и образовательных услуг связана невозможность их хранения и транспортировки;

Невозможно оценить, выразить в стоимостной форме.

Характеристика образовательной услуги как товара

Образовательная услуга

Продажа-отчуждение реализуемого товара продавцом, который лишается его при реализации

Продажа не связана с отчуждением. Образовательная услуга может быть продана столько раз, сколько найдется покупателей этого товара.

Продажа обезличена и анонимна.

Продажа адресна.

Наличие договора на продажу товара является обязательным условием сделки.

Для продажи образовательной услуги необходимо оформление договора, фиксирующего взаимные обязательства и ответственность сторон.

Товар используется до его физического либо морального износа

Образовательная услуга имеет жизненный цикл продолжительностью 3-6 лет.

Товар выполняет свое функциональное назначение в конкретное время и в конкретном месте.

Образовательная услуга оказывается по частям разными исполнителями, с возможностью территориального разрыва.

Таким образом, образовательная услуга являются товаром особого рода. Её специфика состоит в том, что последствия от потребления образовательных услуг оказываются не только для непосредственного потребителя (учитывая повышение качества и уровня его человеческого капитала), но и для экономики и общества в целом.

1. Особенности производства образовательных услуг.

2. Предмет, объект, субъект исследования экономики образования.

3. Экономика образования в структуре экономической теории.

4. Экономические задачи и функции образования.

Образование рассматривается в качестве важной отрасли на­родного хозяйства, что требует отдельного исследования осо­бенностей экономических отношений в этой сфере. Производ­ство образовательных услуг имеет свои существенные особен­ности, в том числе специальный вид труда - педагогический труд, особый предмет труда (объектом педагогического воз­действия выступает ученик, субъектами учебно-воспитатель­ного процесса - и преподаватель, и ученик); специфичные средства труда - материальные, вещественные средства труда имеют лишь подсобное значение, а основными являются неве­щественные (человеческий интеллект, знания, умения, лежа­щие в основе образовательных услуг). Педагог выступает не в качестве ретранслятора знаний (как, например, книга, спра­вочник), а в качестве творческой силы, адаптирующей знания применительно к конкретным, динамически изменяющимся условиям.

Предмет исследования экономики образования - образо­вательные организации и все экономические отношения, связан­ные с производством образовательных услуг, и потребители об­разовательных услуг - влияние образования на их экономичес­кий потенциал. Экономика образования как наука изучает осо­бенности проявления производственных отношений и их взаи­модействия с производительными силами, выясняет специфику экономических категорий и законов в системе образования и в процессе обучения и воспитания различных категорий населе­ния.

Объект исследования экономики образования - экономи­ческие отношения, возникающие в процессе деятельности обра­зовательных организаций и педагогического процесса.

Субъект изучения в экономике образования - часть насе­ления страны, которая участвует в производстве или потребле­нии образовательных услуг. Причём в потреблении образова­тельных услуг, например, участвуют не только сами ученики (об­щеобразовательных школ и др.), но и их родители (лица, их заме­няющие, и другие родственники), являющиеся сторонами в педа­гогическом процессе.

Рис.1 Экономика образования в структуре экономической теории.

Несмотря на то, что экономика образования - отраслевая экономическая наука и формально относится к уровню мезоэкономики, она неразрывно связана с микро- и макроэкономикой. Фактически именно на элементах этих уровней экономической теории, на их основе и в тесном сочетании сформирована эконо­мика образования.

С одной стороны, экономика образования всесторонне ис­следует экономические отношения образовательных учрежде­ний, в том числе и в качестве субъектов рынка; изучает экономи­ческие отношения, возникающие между производителями и по­требителями образовательных услуг, используя экономический аппарат микроэкономики. С другой стороны, экономика образо­вания исследует проблемы использования человеческого капи­тала, влияние образования на макроэкономические показатели (ВНП и др.), то есть на национальную экономику в целом, ис­пользуя методы макроэкономического анализа. В условиях со­временных тенденций глобализации и становления информаци­онного общества, когда основной ценностью становятся знания, информация, проблемы экономики образования выходят и на уровень мегаэкономики, возникает необходимость в изучении влияния образования на развитие всей цивилизации в планетар­ном масштабе.


Система экономических отношений в сфере образования включает такие отношения, как отношения между обществом и отдельным педагогическим работником, экономические взаимо­связи между обществом иколлективом конкретного образова­тельного учреждения или системой образования каждого из уровней; между коллективом образовательного учреждения и его членами, между руководителем образовательного учрежде­ния и педагогом, между образовательным учреждением и други­ми предприятиями, учреждениями и организациями и т.д..

В связи с ростом значения образования в развитии совре­менного общества экономика образования исследует взаимосвя­зи образования с другими отраслями и сферами народного хозяйства. Поэтому одной из важнейших задач экономики образо­вания становится разработка принципов экономического разви­тия образования на разных уровнях с учётом общемировых тен­денции развития и социально-экономических преобразований в стране.Это и определение оптимальных пропорций различных уровнен образования, и планирование подготовки квалифициро­ванных кадров необходимой квалификации для различных от­раслей народного хозяйства, а следовательно, обоснование дина­мики развития различных типов образовательных учреждений, различных форм обучения и длительности обучения.

Существенную часть предмета экономики образования со­ставляют проблемы финансирования и материально-техничес­кого обеспечения образовательных учреждений в условиях ры­ночной экономики. Это и проблемы многоканального финанси­рования, укрепления материально-технической базы в условиях экономического кризиса, оптимального сочетания бюджетной и внебюджетной деятельности образовательных учреждений, оказания платных дополнительных образовательных услуг как расширение возможностей для обучающихся и дополнение государственным образовательным стандартам.

Это ставит проблемы обновления нормативно-правовой ба­зы деятельности образовательных учреждений, совершенствова­ния бухгалтерского учёта и обеспечения льготного режима нало­гообложения образовательных учреждений и налогового стиму­лирования развития рынка образовательных услуг. Правовые ос­новы деятельности образовательных учреждений неразрывно связаны с проблемами экономики образования, так как нельзя, например, рассматривать отдельно экономические аспекты ста­туса образовательного учреждения, как юридического лица, от юридических аспектов.

Кроме того, в задачи экономики образования входит и раз­работка принципов организации оплаты труда и материального стимулирования работников образовательных учреждений в со­временных условиях. Учитывая специфику преподавательского труда в целом, необходимо выделять особенности труда различ­ных категорий педагогов и совершенствовать систему оплаты их труда, определять научно обоснованные штаты работников обра­зовательных учреждений различных видов и типов.

Столь обширный предмет экономики образования обуслав­ливает и многообразие методов исследования: методы сравне­ний, обобщений и аналогий, балансовый и диалектический мето­ды, анализ статистических данных, экономический и комплекс­ный анализ, социологический и программно-целевой методы, экономико-математическое моделирование и т.п. Необходимы системный и междисциплинарный подходы, обеспечивающие качественный анализ изучаемых тенденций и явлений.

Образование, как важнейшая составная часть народного хо­зяйства, подвержена действию объективных экономических за­конов и развивается в тесной взаимосвязи с другими отраслями. Однако действие экономических законов в сфере образования имеет свою специфику, связанную с тем, что образование являет­ся некоммерческой сферой и одним из «провалов» рынка, что требует государственного регулирования. Кроме того, связую­щим звеном образования с другими отраслями является специ­фический товар - рабочая сила, квалификацию и подготовку ко­торой обеспечивает именно система образования. Труд работни­ков системы образования качественно преобразует, трудовые способности людей и улучшает трудовые возможности рабочей силы, формирует морально-психологическое отношение к труду, создавая тем самым новую стоимость рабочей силы.

Другая важнейшая экономическая функция образования заключается в удовлетворении потребности людей в образова­тельных услугах. Производя специфический товар - образова­тельные услуги, образование, как отрасль, относится к производ­ственной сфере, хотя и нематериального производства. Роль не­материального производства в современном информационном обществе непрерывно возрастает. Экономика высокоразвитых стран фактически уже стала экономикой услуг.

Составными элементами экономики образования являются следующие подсистемы: экономика дошкольного образования, эко­номика общеобразовательной школы, экономика профессиональ­ного образования (в том числе экономика высшей школы) и т.д.

1. Конспект по плану. Можно печатный вариант. (Главное проработать материал)

2. Сформулируйте задачи экономики образования. (5-7 задач –9-10 баллов;

3-4 задачи – 6-8 баллов; 2-3 задачи – 3-5 баллов).

3. Конспект вложить в тетрадь и принести на урок в понедельник.