Современное рыночное хозяйство. Общие сведения о рыночном хозяйстве

В современных условиях рынок из саморегулирующегося трансформировался в регулируемый. Это привело к усложнению субъектно-объектной структуры рыночного хозяйства.

Субъектно-объектная структура рыночного хозяйства – это система взаимоотношений между субъектами, отражающая их цели.

Субъекты рыночного хозяйства: 1)домашнее хозяйство – это экономическая единица в составе одного или нескольких лиц, которая:

а) обеспечивает производство и воспроизводство человеческого капитала;

б) самостоятельно принимает решения;

в) является собственником какого-либо фактора производства;

г) стремится к максимальному удовлетворению своих потребностей;

2) предприятие – экономическая единица, которая:

а) использует факторы производства для изготовления продукции с целью ее продажи;

б) стремится к максимизации прибыли;

в) самостоятельно принимает решения;

3) государство – представлено правительственными учреждениями, осуществляющими юридическую и политическую власть для обеспечения контроля над хозяйственными субъектами и над рынком для достижения общественных целей.

Все субъекты рыночного хозяйства тесно взаимодействуют на рынке, образуя взаимосвязанный «поток» купли-продажи.

Объектами рыночного хозяйства являются товары и деньги. В качестве товаров выступает не только производственная продукция, но как факторы производства (земля, труд, капитал) услуги. В качестве денег – все финансовые средства, важнейшими из которых являются сами деньги.

Деньги – это выражение стоимости всех товаров и услуг.

Рынок как самостоятельное образование включает 3 основных элемента:

1) рынок товаров и услуг;

3) рынок капитала.

Все эти 3 рынка органически взаимосвязаны и воздействуют друг на друга. Развитость рынка рыночных отношений зависит от развития всех его составляющих.

Рынок предполагает наличие следующих признаков:

– неограниченное число участников актов купли-продажи, свободный доступ на рынок и свободный выход из него. Это значит, что каждый человек имеет право заняться предпринимательством или прекратить его. Производители выбирают любой вид деятельности. В свою очередь, потребители могут купить все что угодно;

– мобильность материальных, трудовых, финансовых ресурсов, так как предпринимательская деятельность преследует цель увеличения дохода, а на это можно рассчитывать только при расширении производства, освоения новой техники, внедрения новых технологий и т.д.;

– наличия у каждого субъекта рынка достоверной информации о предложении, спросе, ценах и т.д. Без этого он не сможет ориентироваться на рынке и принять правильное решение о целесообразности покупки и продажи;

– отсутствие монополии производителя, однородность одноименных товаров, иначе на рынке не будет свободы экономического поведения продавцов и покупателей.

В действительности не всегда существуют эти признаки. Поэтому в жизни функционирует конкурентный рынок.

Конкуренция – это соперничество, состязательность на рынке, борьба между производителями за потребителей, за наилучшие условия сбыта своей продукции. Конкуренция является механизмом рынка, с помощью которого повышается качество продукции, снижаются производственные затраты.

ФУНКЦИИ НАЛОГОВ

Функция налога – это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Существуют три основные функции налогов: 1)фискальная;

2) контрольная;

3) распределительная.

Между собой эти функции взаимосвязаны и взаимозависимы. Ни одна из них не может развиваться в ущерб другой.

При этом основная функция налогов – фискальная по обеспечению наполняемости казны

Фискальная функция – основная, характерная изначально для всех государств. С ее помощью образуются государственные денежные фонды, т.е. материальные условия для функционирования государства. Именно эта функция обеспечивает реальную возможность перераспределения части стоимости национального дохода в пользу наименее обеспеченных социальных слоев общества.

Государство, устанавливая налоги, стремится прежде всего обеспечить себе необходимую материальную базу для осуществления возложенных на него задач. Так, в период становления буржуазного общества налоги в основном имели фискальную функцию. Однако мировой опыт свидетельствует о том, что функции налогов меняются по мере развития государства.

Благодаря контрольной функции оценивается эффективность налогового механизма, обеспечивается контроль за движением финансовых ресурсов, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему. Контрольная функция налогово-финан-совых отношений проявляется лишь в условиях действия распределительной функции. Таким образом, обе функции в органическом единстве определяют эффективность налогово-финансовых отношений и бюджетной политики.

Распределительная функция налогов обладает рядом свойств, характеризующих многогранность ее роли в воспроизводственном процессе. Это прежде всего то, что изначально распределительная функция налогов носила чисто фискальный характер. Но с тех пор как государство посчитало необходимым активно участвовать в организации хозяйственной жизни в стране, у функции появилось регулирующее свойство, которое осуществляется через налоговый механизм.

Стимулирующая подфункция налогов реализуется через системы льгот, исключений, предпочтений, увязанных льготообразующими признаками объекта налогообложения. Она проявляется в изменении объектов обложения, уменьшении налогооблагаемой базы, понижении налоговой ставки и др. Законом предусмотрены следующие виды льгот:

1) необлагаемый минимум объекта налога;

2) изъятие из обложения определенных элементов объекта налога;

3) освобождение от уплаты налогов отдельных категорий плательщиков;

4) понижение налоговых ставок;

5) целевые налоговые льготы;

6) прочие налоговые льготы.

Предпочтения установлены в виде инвестиционного налогового кредита и целевой налоговой льготы для финансирования инновационных затрат. Налоговый кредит, как и всякий кредит, предоставляется на условиях возвратности и платности, оформляется договором между предприятием и соответствующим налоговым органом.

Подфункцию воспроизводственного назначения несут в себе платежи за пользование природными ресурсами, налоги, взимаемые в дорожные фонды, на воспроизводство минерально-сырьевой базы. Эти налоги имеют четкую отраслевую принадлежность.

ПОНЯТИЕ ДЕНЕГ

Деньги – это товар, выступающий в роли всеобщего эквивалента, отражающего стоимость всех прочих товаров.

Исторические этапы развития денег:

1-й этап – появление денег с выполнением их функций случайными товарами;

2 -й этап – закрепление за золотом роли всеобщего эквивалента (этот этап был самым продолжительным);

3– й этап – этап перехода к бумажным или кредитным деньгам;

4– й этап – постепенное вытеснение наличных денег из оборота, вследствие чего появились электронные виды платежей.

Сущность денег проявляется через:

1) всеобщую, непосредственную обмениваемость;

2) самостоятельную меновую стоимость;

3) внешнюю вещную меру труда.

Функции денег

Деньги обладают определенными функциями, такими как: 1) мера стоимости; 2) средство платежа; 3) средство обращения; 4) средство накопления (сбережения); 5) мировые деньги.

Виды денег

Деньги в своем развитии выступали в двух видах: 1) действительные деньги – это деньги, у которых номинальная стоимость соответствует их реальной стоимости, т.е. стоимости металла, из которого они изготовлены. Для действительных денег характерна устойчивость, что обеспечивалось свободным разменом знаков стоимости на золотые монеты, свободной чеканкой золотых монет при определенном и неизменном золотом содержании денежной единицы, свободным перемещением золота между странами. Появление знаков стоимости при золотом обращении было вызвано объективной необходимостью: – золотодобыча не поспевала за производством товаров и не обеспечивала полную потребность в деньгах;

– золотые деньги высокой портативности не могли обслуживать мелкий по стоимости оборот;

– золотое обращение не обладало в силу объективности экономической эластичностью, т.е. быстро расширяться и сжиматься;

– золотой стандарт в целом не стимулировал производство и товарооборот.

Золотое обращение просуществовало в мире относительно недолго – до Первой мировой войны, когда воюющие страны для покрытия своих расходов осуществляли эмиссию знаков стоимости. И постепенно золото исчезло из обращения; 2) заместители действительных денег – деньги, номинальная стоимость которых выше реальной, т.е. затраченного на их производство общественного труда. К ним относятся:

– металлические знаки стоимости;

– бумажные знаки стоимости.


Похожая информация.


В современных условиях любая развитая рыночная экономика является смешанной экономикой в силу существования наряду со свободным предпринимательством государственного регулирования и государственного сектора в национальном хозяйстве.
Государственное регулирование экономики – это система экономических, политических, юридических мер, с помощью которых государство вмешивается в экономические процессы для достижения стабильного экономического развития и решения социальных проблем.
Можно выделить два основных направления вмешательства государства в рыночное хозяйство:

  1. обеспечение сохранности рыночного механизма, условий его нормальной работы;
  2. решение экономических и социальных проблем, перед которыми рыночный механизм оказывается либо несостоятельным, либо недостаточно эффективным.
На государство возлагается задача правового обеспечения функционирования рыночного механизма. Государство устанавливает нормы и правила хозяйствования, регламентирует отношения собственности, правила создания и ликвидации предприятий и т.п. Например, принятый в1990г. «Закон о собственности в Республике Беларусь» и дополнения к нему создают правовую базу в новых условиях хозяйствования.
Рынок не в состоянии справиться с регулированием так называемых внешних эффектов в экономике. Внешние эффекты – это издержки или выгоды от рыночных сделок, не получившие отражения в ценах. Они называются внешними, так как затрагивают интересы не только участников рыночной сделки, но и третьих лиц. Внешние эффекты могут быть отрицательными и положительными. Отрицательные внешние эффекты связаны с издержками, положительные – с выгодами для третьих лиц. Например, производство, наносящее ущерб окружающей среде, порождает отрицательный внешний эффект. Услуги в области здравоохранения, образования, озеленения и другие порождают положительные внешние эффекты. Для устранения отрицательных внешних эффектов государство вводит сдерживающий налог или заставит производителя с помощью мер прямого административного воздействия установить очистительное оборудование.
В каждом обществе всегда имеются такие виды деятельности, значимость которых нельзя оценивать только с точки зрения прибыльности: оборона страны, охрана общественного порядка, государственное управление, строительство автомагистралей, ликвидация последствий стихийных бедствий, развитие фундаментальной науки и образования, медицинское обслуживание и др. Это товары и услуги коллективного пользования, в потреблении которых участвуют все члены общества. Они называются общественными товарами. Их особенностью является то, что в них нуждаются все члены общества, их нельзя исключить из потребления, достаются они всем членам общества поровну. Поскольку производство общественных товаров не привлекает частный бизнес, но они необходимы для общества, их предоставляет населению государство.
Рыночная экономика не может самостоятельно противостоять монополизму, инфляции, спадам деловой активности. Ей объективно присущ циклический характер развития. Одной из основных фаз экономического цикла являются кризисы. Вмешиваясь в экономику, государство смягчает негативные последствия кризисов и ускоряет выход из них.
В отличие от рыночного механизма, государство заранее прогнозирует и планирует конечные результаты общественного производства. Именно государство осуществляет масштабные структурные изменения национального хозяйства по отраслям и регионам страны.
Наконец, рынок дифференцирует доходы участников экономики, что вызывает социальную нестабильность. Поэтому государство перераспределяет национальный доход и осуществляет социальную политику поддержания наименее обеспеченных членов общества.
Вместе с тем государственное регулирование имеет существенные недостатки: слабо и с опозданием учитывает изменения потребительского спроса; медленно уравновешивает спрос и предложение по их объему и структуре; государственный сектор, финансируемый за счет бюджетных средств, мало заботится о повышении эффективности производства. Учет этих недостатков позволяет определить оптимальные границы вмешательства государства в рыночный механизм.
Метод государственного регулирования можно разделить на административные (прямого регулирования) и экономические (косвенного регулирования).
Административные методы базируются на силе государственной власти и включают в себя меры запрета, разрешения и принуждения. Они оказываются эффективными при прямом государственном контроле над монопольными рынками, при регулировании внешних эффектов в экономике, при определении и поддержании минимально допустимых параметров жизни населения (например, гарантированный уровень минимальной заработной платы, пенсии, пособия по безработице и т.д.) Административные методы применимы для защиты национальных интересов в системе мирохозяйственных связей – при установлении таможенных пошлин, лицензировании экспорта и т.д.
Экономические методы государственного регулирования включают бюджетно-налоговую (фискальную) политику; кредитно-денежную (монетарную) политику; социальную политику и др. Поскольку рыночная экономика представляет собой во многом самонастраивающуюся систему, то воздействие на нее должно оказываться преимущественно косвенными, экономическими методами и инструментами.
Бюджетно-налоговая политика – это политика в области налогов и государственных расходов. Ее главными инструментами являются государственные расходы, налоги, льготы, трансфертные платежи, т.е. выплаты, которые осуществляются на базе государственного бюджета. Налоги в экономике играют двоякую роль: с одной стороны, они формируют доходы государства, с другой – оказывают стимулирующее влияние на потребителей и производителей.
Кредитно-денежная политика, влияя на объем денежной массы, может оказывать непосредственное влияние на процентную политику, а тем самым на инвестиции предприятий и потребление населения. Она использует такие инструменты, как регулирование ставки рефинансирования (в настоящее время в РБ - 17%), изменение нормы обязательного резервирования, операции на открытом рынке с государственными ценными бумагами. Кредитно-денежная политика реализуется Центральным банком страны (Национальным банком РБ) и направлена на обеспечение устойчивого денежного обращения. Кредитно-денежная политика, как и бюджетно-налоговая, могут служить целям стабилизации экономики. Действенность их использования определяется конкретной исторической ситуацией, а также приоритетными целями развития.

Товарное (рыночное) хозяйство

Товарное (рыночное) хозяйство - это общественная форма организации экономики, основанная на товарном производстве, обеспечивающая взаимодействие между производством и потреблением посредством рынка.

Товарное производство определяют как тип организации общественного производства, при котором экономические отношении между людьми проявляются через рынок, куплю-продажу продуктов их труда.

Основными признаками товарного производства являются:

  • 1) общественное разделение труда;
  • 2) экономическое обособление хозяйствующих субъектов;

общественное хозяйство товарное производство

  • 3) производство продукта на продажу, а не для собственного потребления;
  • 4) обмен товарами;
  • 5) эквивалентность обмена.

Товарное производство имеет общие черты которые были свойственны различным историческим эпохам. В то же время в каждой общественно-экономической формации он приобретает особые, специфически исторические особенности и зависит от господствующего способа производства, формы собственности и всей системы производственных отношений данного общества.

Само по себе товарное производство не порождает ни одного способа производства, поэтому было бы неправильно утверждать, что товарное производство порождает капитализм. Не товарное производство привело к господству капитализма (хотя оно сыграло большую роль в разложении феодального строя) а, наоборот, капиталистический способ производства сделал товарное производство всеобъемлющим. Становится оно таковым только в условиях капитализма, когда средства производства являются капиталом, а рабочая сила - товаром. Основным условием возникновения и существования товарного производства является общественное разделение труда. Общественное разделение труда - это обособление разных видов трудовой деятельности, которые способствовали повышению производительности труда и создали материальные предпосылки для регулярного обмена. С развитием общества появляются новые отрасли производства, благодаря чему углубляется общественное разделение труда. Последнее приводит к тому, что хозяйства, специализирующиеся на производстве какой-либо продукции, не могут полностью использовать ее на свои нужды и, в то же время удовлетворить ею все свои потребности. Это обусловливает необходимость обмена, а вместе с ним и товарного производства.

Однако для возникновения товарного производства общественного разделения труда недостаточно. Общественное разделение труда существовало и в первобытной общине. Кто-то изготовлял орудия труда, кто-то - предметы быта, но продукты их труда не поступали в обмен (продажу). Собственником всех продуктов была община. Но совсем другое дело, когда речь идет о взаимоотношениях различных общин. С появлением частной собственности и прибавочного продукта, производимого сверх необходимого для поддержания жизни производителей, их обособление усилилось, возможности для развития товарного производства возросли и сфера товарно-денежных отношений расширилась.

Таким образом, причиной возникновения товарного производства является экономическое обособление производителей. Экономическое обособление применительно к товарному хозяйству предполагает наличие сильно выраженного экономического интереса хозяйствующего субъекта (физического или юридического лица), свободу выбора или хозяйственной деятельности, собственности на произведенный продукт, определенные обязательства перед обществом, государством и партнерами. Различными, обособленными собственниками средств производства и продуктов могут быть общины, частные лица, кооперативы, государство. Понимание экономического обособления товаропроизводителей важно для оценки современных экономических процессов, перехода к рыночным отношениям, составной частью которых является укрепление экономической самостоятельности предприятий (объединений).

Экономическое обособление производителей есть такое их состояние, которое позволяет им относительно свободно распоряжаться производимой продукцией, отчуждать ее, владеть ею и использовать ее по своему усмотрению, т.е. быть ее собственником. Стало быть, экономическое обособление неотделимо от собственности на средства производства и производимую продукцию, так как формы собственности многообразны, различна по своей социально-экономической природе и экономическая обособленность. Нет экономической обособленности вообще, как нет и собственности вообще, а есть исторически определенная форма собственности, которая и определяет специфически историческую природу экономического обособления.

Разложение натурального производства, возникновение и укрепление товарного ознаменовало собой экономический прогресс, благодаря товарно-рыночному механизму, производительные силы продвинулись в своем развитии гораздо дальше, чем за всю предшествующую историю.

Товарное производство обладает высокой адаптивностью к разным экономическим системам. В каждой из них оно обслуживает реализацию тех форм собственности, которые им свойственны.

Типы товарного производства. Истории общества известны два основных типа товарного производства: простое и крупное капиталистическое. Простое товарное производство - это хозяйство крестьян и ремесленников, основанное на частной собственности и на собственном труде. Капиталистическое товарное производство базируется на наемном труде.

Простое и капиталистическое товарное производство имеют общие черты и различия. Их общими чертами являются частная собственность на средства производства, стихийный характер развития, конкурентная борьба, продукты производства, предназначенные для рынка. Разница между ними состоят в следующем: при простом товарном производстве средства производства принадлежат самим производителям, при капиталистическом товарном производстве они находятся в собственности предпринимателя.

Первое основано на личном труде, второе - на наемном; при первом продукт принадлежит производителю, при втором - предпринимателю; при первом рабочая сила не является товаром, а при втором - она товар; при первом товарное производство не выступало всеобщей формой производства, при втором - оно носит всеобщий характер; при первом цель - удовлетворение потребностей производителя, при втором - получение прибыли; при первом товары - продукты труда, при втором - продукты капитала; простое товарное производство базируется на отсталой технике, капиталистическое - на развитой машинной технике.

Общее и различия простого и развитого капиталистического товарного производства предопределяют природу мелкого производителя: с одной стороны, он выступает как труженик, а с другой - как собственник, это важно для определения закономерностей развития мелкого товарного производства, которое преобладает в развивающихся странах, эта двойственность проявляется в период революционных преобразований общества.

Типичной моделью товарного производства можно считать и предпринимательство - инициативную, самостоятельную хозяйственную деятельность граждан и их объединений. К предпринимательству могут относиться любые виды производственной деятельности, а также коммерческое посредничество, торгово-закупочная, инновационная, консультативная деятельность, операции с ценными бумагами. Одной из ведущих его форм является частное предпринимательство. Предпринимательство может осуществляться как отдельными лицами, так и объединением граждан и государством.

В экономической литературе выделяют и такие разновидности, модели товарного, или рыночного, хозяйства: товарное хозяйство свободной конкуренции, товарное хозяйство организованного рынка, планово-директивная и планово-нормативная модели. В первой модели отсутствует какая-либо монополия, имеет место свободная конкуренция; для второй - характерно наличие различных форм экономического монополизма и государственного регулирования; третьей - регулируемое хозяйство на основе директивного плана; четвертой - на основе плановых нормативов.

В исторической ретроспективе выделяют следующие модели товарного хозяйства: товарные хозяйства, экономическая направленность которых целиком определялась волей государства; товарные хозяйства, полностью основанные на частной собственности, независимой от государства; товарные хозяйства, основанные на взаимодействии частной или коллективной собственности с государственной.

В современных условиях рынок из саморегулирующегося трансформировался в регулируемый. Это привело к усложнению субъектно-объектной структуры рыночного хозяйства.
Субъектно-объектная структура рыночного хозяйства – это система взаимоотношений между субъектами, отражающая их цели.
Субъекты рыночного хозяйства: 1)домашнее хозяйство – это экономическая единица в составе одного или нескольких лиц, которая:
а) обеспечивает производство и воспроизводство человеческого капитала;
б) самостоятельно принимает решения;
в) является собственником какого-либо фактора производства;
г) стремится к максимальному удовлетворению своих потребностей;
2) предприятие – экономическая единица, которая:
а) использует факторы производства для изготовления продукции с целью ее продажи;
б) стремится к максимизации прибыли;
в) самостоятельно принимает решения;
3) государство – представлено правительственными учреждениями, осуществляющими юридическую и политическую власть для обеспечения контроля над хозяйственными субъектами и над рынком для достижения общественных целей.
Все субъекты рыночного хозяйства тесно взаимодействуют на рынке, образуя взаимосвязанный «поток» купли-продажи.
Объектами рыночного хозяйства являются товары и деньги. В качестве товаров выступает не только производственная продукция, но как факторы производства (земля, труд, капитал) услуги. В качестве денег – все финансовые средства, важнейшими из которых являются сами деньги.
Деньги – это выражение стоимости всех товаров и услуг.
Рынок как самостоятельное образование включает 3 основных элемента:
1) рынок товаров и услуг;
2) рыноктруда;
3) рынок капитала.
Все эти 3 рынка органически взаимосвязаны и воздействуют друг на друга. Развитость рынка рыночных отношений зависит от развития всех его составляющих.
Рынок предполагает наличие следующих признаков:
– неограниченное число участников актов купли-продажи, свободный доступ на рынок и свободный выход из него. Это значит, что каждый человек имеет право заняться предпринимательством или прекратить его. Производители выбирают любой вид деятельности. В свою очередь, потребители могут купить все что угодно;
– мобильность материальных, трудовых, финансовых ресурсов, так как предпринимательская деятельность преследует цель увеличения дохода, а на это можно рассчитывать только при расширении производства, освоения новой техники, внедрения новых технологий и т.д.;
– наличия у каждого субъекта рынка достоверной информации о предложении, спросе, ценах и т.д. Без этого он не сможет ориентироваться на рынке и принять правильное решение о целесообразности покупки и продажи;
– отсутствие монополии производителя, однородность одноименных товаров, иначе на рынке не будет свободы экономического поведения продавцов и покупателей.
В действительности не всегда существуют эти признаки. Поэтому в жизни функционирует конкурентный рынок.
Конкуренция – это соперничество, состязательность на рынке, борьба между производителями за потребителей, за наилучшие условия сбыта своей продукции. Конкуренция является механизмом рынка, с помощью которого повышается качество продукции, снижаются производственные затраты.

Вы также можете найти интересующую информацию в электронной библиотеке Sci.House. Воспользуйтесь формой поиска:

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Возникновение, сущность и основные черты товарного хозяйства. Товар и его свойства: полезность, меновая стоимость. Стоимость товара. Деньги и их эволюция. Деньги-особый товар, который является единственным всеобщим эквивалентом всех товаров.

    контрольная работа , добавлен 02.12.2007

    Теоретические основы и функции государственного регулирования экономики, его проблемы в современных условиях. Сущность и характеристика экономических теорий. Двоякая роль государства в рыночной экономике и особенности ее проявления на примере США.

    курсовая работа , добавлен 14.01.2014

    Роль и место государства в рыночной экономике. Цели, субъекты и объекты государственного регулирования. Эволюция макроэкономического регулирования рыночной экономики. Анализ государственного регулирования рыночной экономики в Республике Узбекистан.

    курсовая работа , добавлен 09.11.2015

    Роль государства в экономике. Роль государства в жизни общества. Функции государства в рыночной системе. Методы и инструменты государственного регулирования экономики. Анализ роли государства в экономике Республики Казахстан. Проблемы перехода к рынку.

    курсовая работа , добавлен 11.11.2008

    Всеобщность рынка. Функции государства в экономике. Позитивные и негативные стороны рыночной экономики. Государственное регулирование экономики. Теории государственного регулирования экономики. Свободная торговля и протекционизм.

    реферат , добавлен 18.10.2006

    Понятие и признаки государства, его роль в рыночной экономике. Основные направления экономической деятельности государства. Взаимодействие государства с производителями услуг и потребителями рынка. Административные методы регулирования экономики.

    реферат , добавлен 21.01.2013

    Понятие формы общественного хозяйства, черты и признаки натурального и товарного производства. Товар как продукт труда, предназначенный для обмена путем купли-продажи. Деньги - элемент товарного хозяйства, их возникновение и экономическая сущность.

    курсовая работа , добавлен 16.02.2011

    Понятие и сущность государственного регулирования в рыночной экономике. Несовершенства рыночной экономики и способы борьбы государства с несовершенствами рынка. Монополизация и способы её предотвращения. Безработица, её причины и способы борьбы с ней.