Экономическое стимулирование природоохранной деятельности. Стимулирование экономики (Stimulating the economy) - это

Экономическое стимулирование

система мер, использующая материальные средства с целью побуждать участников производства трудиться для создания общественного продукта. Характер, формы и методы Э. с. зависят от господствующих производственных отношений (См. Производственные отношения) общества.

При капитализме Э. с. носит противоречивый характер. Деятельность собственников средств производства - капиталистов побуждается возможностью присвоения прибавочной стоимости (См. Прибавочная стоимость) путём эксплуатации наёмного труда. Побудительный мотив труда рабочих и всех трудящихся, лишённых средств производства,- экономическое принуждение (см. ст. Капитализм).

При социализме Э. с. основано на действии Распределения по труду закон а. Определяется господством социалистических производственных отношений, исключающих эксплуатацию человека человеком, так как все участники производства одновременно собственники и средств производства, и своей рабочей силы. В этих условиях достигается единство трёх видов интересов: общенародных, коллективных и личных. Важнейший принцип Э. с. гласит: «то, что выгодно обществу, должно быть выгодно каждому производственному коллективу и каждому работнику».

Э. с. социалистического производства обеспечивается сложившейся системой хозяйствования (см. Планирование народного хозяйства). Большую роль в Э. с. социалистических предприятий играет Хозяйственный расчёт и использование в ходе хозяйственной деятельности таких важнейших экономических рычагов, как прибыль, цена, кредит.

В зависимости от общих результатов (количественных и качественных) хозяйственной деятельности данного коллектива предприятия (рост производительности труда, снижение себестоимости продукции, повышение рентабельности, улучшение качества продукции и др.) на предприятиях создаются Фонды экономического стимулирования , в том числе Фонд развития производства , Фонд материального поощрения , Фонд социально-культурных мероприятий и жилищного строительства .

Э. с. работников как государственных, так и колхозно-кооперативных предприятий во многом зависит от организации заработной платы рабочих и служащих, оплаты труда колхозников - основной формы распределения необходимого продукта и важнейшего средства личной материальной заинтересованности в условиях социализма (см. Заработная плата).

Совершенствование хозяйственного механизма и Э. с. как одного из важнейших его направлений осуществляется на этапе развитого социализма при одновременном укреплении демократического централизма (См. Демократический централизм) в управлении экономикой.

Наряду с материальной заинтересованностью и ответственностью в условиях социализма в Э. с. возрастает роль моральных стимулов (см. Материальное и моральное стимулирование).

Е. Л. Маневич.


Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .

Смотреть что такое "Экономическое стимулирование" в других словарях:

    экономическое стимулирование - (напр. снижения выбросов на ТЭС) [А.С.Гольдберг. Англо русский энергетический словарь. 2006 г.] экономическое стимулирование Система поощрений (премий) и наказаний (штрафов) и прочих аналогичных мер материального воздействия, побуждающих… … Справочник технического переводчика

    Экономическое стимулирование - () система поощрений (премий) и наказаний (штрафов) и прочих аналогичных мер материального воздействия, побуждающих отдельных работников и целые коллективы (предприятий, фирм, цехов) повышать эффективность своей работы, выполнять… … Экономико-математический словарь

    экономическое стимулирование - Syn: материальная заинтересованность … Тезаурус русской деловой лексики

    Экономическое стимулирование деятельности природопользователей - экономическое стимулирование регулирование деятельности природопользователей экономическими способами и методами, направленными на поощрение снижения негативного воздействия осуществляемой ими хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду … Официальная терминология

    - (см. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ) … Энциклопедический словарь экономики и права

    Экономическое экономическое побуждение, использование материальных стимулов (побудителей), способствующих тому, чтобы производители, потребители, покупатели вели себя желаемым образом, к выгоде и в интересах лиц, применяющих стимулирование.… … Экономический словарь

    СТИМУЛИРОВАНИЕ, ЭКОНОМИЧЕСКОЕ - экономическое побуждение, использование материальных стимулов (побудителей), способствующих тому, чтобы производители, потребители, покупатели вели себя желаемым образом, к выгоде и в интересах лиц, применяющих стимулирование … Большой экономический словарь

    стимулирование (экономическое) - экономическое побуждение, использование материальных стимулов (побудителей), способствующих тому, чтобы производители, потребители, покупатели вели себя желаемым образом, к выгоде и в интересах лиц, применяющих стимулирование … Словарь экономических терминов

    Стимулирование - 18.3. Стимулирование 18.3.1. Общие положения Стимулирование работников начинается с понимания задач, которые им предстоит выполнить, и того, как эти задачи способствуют выполнению деятельности организации в целом. Работники организации должны… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Книги

  • Региональная экономика: теория и практика № 9 (336) 2014 , Отсутствует. В журнале освещаются проблемы экономики и развития административно-территориальных образований, отраслей и производств; экономическая стратегия устойчивого развития РФ и её регионов,… электронная книга

"Мотивационный механизм. Экономические и неэкономические стимулы"


Мотивы человеческой деятельности

Человека побуждает к активным действиям, в том числе и к труду, необходимость удовлетворения различных потребностей. Под потребностями понимается его внутреннее состояние, отражающее физиологический или психологический дефицит чего-либо, который вызывает состояние дискомфорта. Его переживание влияет на чувства, поведение и мышление людей.

Потребности нельзя непосредственно увидеть и измерить. Об их существовании окружающим можно узнать только по поведению людей, причем зачастую лишь в определенной ситуации.

Хотя потребности отражают объективную нужду, но возникают и развиваются также и в результате воспитания. Таким образом, они могут быть врожденными и приобретенными.

По происхождению потребности бывают естественными (в пище, воде и т.п.), и социальными (в признании, славе), а исходя из содержания, материальными и нематериальными.

Выделяется три уровня удовлетворения потребностей:

минимальный обеспечивает выживание;

нормальный поддерживает у работника способность с должной отдачей трудиться (отражается в потребительском бюджете);

уровень роскоши, когда удовлетворение потребностей становится самоцелью или средством демонстрации высокого общественного положения. Потребности в объектах демонстративного потребления, стоимость которых сама становится потребностью, получили название искусственных.

При осознании потребностей у человека возникает желание их удовлетворить, а следовательно, интерес к тому, что позволит это сделать. Таким образом, причины того или иного типа поведения людей упираются, в конечном счете, в их интересы.

Однако наличия интересов еще недостаточно, чтобы люди стали активно действовать. Для того чтобы потребность заработала, нужны мотивы, то есть психологические причины (осознанные или неосознанные порывы, стремления), побуждающие людей к действиям, направленным на ее удовлетворение.

Мотивы - это то, ради чего осуществляются действия по реализации потребности; образ успешного их завершения.

Речь может идти, например, о желании человека обладать чем-то или, наоборот, избежать такого обладания; получать удовлетворение от уже имеющегося у него объекта, который он хочет сохранить, или избавиться от него.

Именно мотивы, а не потребности отличают людей друг от Друга, поскольку одна и та же потребность может быть реализована посредством разных мотивов.

Соотношение различных мотивов, влияющих на поведение людей, образует его мотивационную структуру. У каждого человека она индивидуальна и обусловливается множеством факторов: полом, возрастом, образованием, воспитанием, уровнем благосостояния, потребностями (которые часто противоречат друг другу), социальным статусом, должностью, личными ценностями, отношением к труду, работоспособностью и пр.

Мотивационная структура достаточно стабильна, но поддается целенаправленному формированию и изменению, например, в процессе воспитания, что приводит и к изменению поведения.

Для успешного руководства подчиненными необходимо хотя бы в общих чертах знать основные мотивы их поведения и способы воздействия на них (развитие желательных; ослабление нежелательных) и возможные результаты таких усилий.


Мотивационный механизм

Механизм, с помощью которого формируются условия, побуждающие людей к деятельности, получил название мотивационного. Он состоит из двух элементов: механизма внешнего целенаправленного стимулирующего воздействия на человека (побуждения и принуждения) и механизма реализации внутренней психологической предрасположенности к той или иной деятельности. Помимо потребностей и мотивов, мотивационный механизм включает:

Притязания - желаемый уровень удовлетворения потребностей, детерминирующий поведение. На него влияют ситуация, успехи и неудачи. Если он достигнут, то, скорее всего, не превращается в мотив.

Ожидания - оценка личностью вероятности наступления события, которая конкретизирует притязания применительно к ситуации; предположение о том, что результат деятельности будет иметь определенные последствия.

Установки - психологическая предрасположенность, готовность человека к тем или иным стереотипным поступкам в конкретной ситуации.

Оценки - характеристики степени возможного достижения результата или удовлетворения потребностей.

Стимулы (stimulus - лат. заостренная палка, которой в Древнем Риме погоняли животных) - блага, возможности и пр., находящиеся вне субъекта, с помощью которых он может удовлетворить свои потребности, если это не требует невозможных действий.

Действие механизма мотивации выглядит примерно следующим образом:

Возникновение потребностей.

Восприятие импульсов, идущих от них.

Анализ ситуации с учетом ожиданий, притязаний, стимулов (последние могут при этом отвергаться или приниматься; если они принимаются, появляется не актуализированный мотив).

Актуализация мотивов либо автоматически, либо на основе установки, либо путем рациональной оценки (сознательный анализ содержащейся в стимуле информации, соотнесение ее с потребностями личности, ее ценностями, необходимыми затратами, ситуацией, возможностями, перспективами и пр.).

Формирование определенного состояния личности (мотивированности), обусловливающего нужную активность и интенсивность ее действий (степень мотивированности определяется актуальностью той или иной потребности, возможностью ее реализации, эмоциональным сопровождением, силой мотива).

Определение, осуществление и конкретные действия.

Стимулирование представляет собой процесс "применения" стимулов, которые призваны обеспечивать либо повиновение человека вообще, либо целенаправленность его поведения. Это достигается путем ограничения или, наоборот, улучшения возможностей удовлетворения его потребностей.

Стимулирование выполняет следующие основные функции:

Экономическую - способствует повышению эффективности производства.

Нравственную - создает необходимый морально-психологический климат.

Социальную - формирует доходы и расходы работников.

Опыт показывает, что, чем чаще имеет место стимулирование, тем чаще будут повторяться нужные действия.

Стимулирование может быть актуальным (текущим), которое осуществляется с помощью заработной платы, и перспективным (с помощью перспектив карьеры, участия в собственности).

Выделяют два варианта стимулирования - мягкий и жесткий.

Жесткое стимулирование основано на принуждении людей к определенным действиям и основывается на некоем ценностном минимуме (страхе). Его примером служит сдельная заработная плата или оплата за конечный результат (его можно не получить); отсутствие комплексной социальной защиты (ее наличие ослабляет стимулирующий механизм).

Подобное стимулирование не заменяет административно-правовых методов воздействия, а дополняет их. Его цель - не вообще побудить к работе, а заставить делать больше и лучше, чем это предусмотрено стандартными заданиями.

Мягкое стимулирование основано на побуждении к деятельности в соответствии с ценностным максимумом. Побуждение предполагает возможность удовлетворения осознанных потребностей. Его инструментом является, например, социальный пакет (благ, гарантий), который в России зачастую сегодня значит больше, чем денежная заработная плата.

Экономические стимулы

Экономические стимулы связаны с дополнительными выгодами, которые люди получают в результате выполнения предъявляемых им требований. Выгоды эти могут быть прямыми (денежный доход) или косвенными, облегчающими получение прямых (свободное время, позволяющее заработать в другом месте).

Но чисто экономический подход к стимулированию несостоятелен, ибо принцип максимизации собственной выгоды нельзя абсолютизировать. Против него направлены:

Стремление к благотворительности.

Эффект насыщения потребностей (даже престижность потребления стимулирует лишь до определенных пределов).

Субъективное восприятие полезности материальных благ, и в частности денег.

Психология коллективных действий.

Невозможность достичь с помощью денег многих важных целей (например, в личной жизни и пр) Наоборот, зачастую ради этого приходится жертвовать материальной выгодой.

Иррациональность поведения человека, находящегося, по мимо разума, под воздействием привычек и подсознательных механизмов, например, внутреннего неприятия риска.

Нелинейность зависимости величины вознаграждения, уровня производительности и притязаний индивида.

К формам экономического стимулирования наемных работников относится заработная плата, различные выплаты и льготы. Их функциями являются: привлечение и закрепление сотрудников, повышение эффективности их работы.

Нужно иметь в виду, что заработная плата как таковая мотивирует, если работник вообще заинтересован в деньгах, вознаграждение ощутимо повышает доход и выплачивается "по горячим следам".

Сам факт вступления человека в трудовые отношения говорит о том, что он обязуется за оговоренное вознаграждение выполнять определенный круг обязанностей. Здесь еще нет места ддя стимулирования. Последнее обеспечивается способами выплаты вознаграждения.

Важную роль в деле стимулирования производительного труда играет дополнительная заработная плата в форме различного рода доплат, надбавок и единовременного вознаграждения, носящих в основном компенсационный характер и позволяющих обеспечивать большую индивидуализацию вознаграждения.

Надбавки выплачиваются за профессиональное мастерство, длительный и непрерывный стаж, высокую индивидуальную квалификацию и производительность, выполнение особо важных работ, классность, знание иностранного языка и пр. Они не связаны с какими-то дополнительными затратами труда в данный момент.

Последние возникают либо вследствие совмещения профессий и должностей (например, руководства бригадой), либо под влиянием неблагоприятных условий (разделенный день, многосменный режим, ночная работа и пр.). Если эти условия нельзя улучшить, такие затраты труда компенсируются помощью доплат.

Часть надбавок и доплат предусмотрены законодательством (за классность, звание, стаж, работу в ночное время и т.п.); другая вводится самой организацией (за профессиональное мастерство, интенсивность труда и пр).

Формами компенсации могут быть также бесплатное питание, лечебные и профилактические мероприятия; премии за непосещение врача (за здоровый образ жизни), оплата медицинской страховки;

предоставление возможности купить товары со скидкой, пользоваться автомобилем организации, оплачивать за ее счет проезд, получать ссуды, финансовую помощь; специальные пенсионные программы;

оплата образования, повышения квалификации, получения юридических консультаций и пр. Иногда используется "компенсация по принципу кафетерия", когда работники могут выбирать в допустимых пределах пакет дополнительных вознаграждений по своему усмотрению.

Заработная плата более эффективно выполняет стимулирующую функцию при дополнении системой премирования (из прибыли или за счет экономии затрат).

Премия считается неординарным вознаграждением (исследования показали, что они мотивируют сильнее, чем ежегодное повышение заработной платы), поскольку выплачиваются лишь в определенных случаях.

Процент премии по итогам года обычно определяется заранее и корректируется в соответствии с достижениями сотрудника. Рабочие обычно премируются за достижение 1-2 показателей; служащие и специалисты - 2-3.

Премии, в зависимости от конкретной ситуации, бывают пропорциональными и непропорциональными достигнутым результатам - акцентирующими или нивелирующими. При акцентировании выплаты растут быстрее результата, а при нивелировании - медленнее. На практике существуют самые различные их комбинации.

Так, в рамках системы отрицательного стимулирования нивелируются передовики, а акцентируются отстающие. Это позволяет подтянуть последних до необходимого уровня. При положительном стимулировании, наоборот, - акцентируются передовики, что выводит организацию на наивысшие стандарты деятельности.

Для лиц, имеющих большой стаж работы в организации, применяются бонусы - разовые выплаты из прибыли, связанные со стажем и уровнем заработной платы.

Современной формой стимулирования являются: участие в предпринимательстве, включающее участие в управлении, участие в прибыли, участие в собственности,

Участие в прибыли, применяется с конца XIX века по отношению к лицам, обеспечивающим ее дополнительный прирост, до 75% которого распределяется среди них ежемесячно (чтобы люди могли наглядно видеть конкретные результаты своих усилий).

Участие в собственности может обеспечиваться путем продажи работникам акций или опционов на их покупку по твердым ценам на сумму до 15% полной заработной платы. Для фирмы это ничего не стоит, зато привязывает к ней работников, поскольку юридически их владельцами те становятся не сразу (а порой никогда).

В целом система денежных выплат призвана обеспечить большинству работников желательный уровень дохода при условии добросовестного отношения к работе и выполнению своих обязанностей (но, когда потребности удовлетворены, активность падает).

Присоздании системы материального стимулирования необходимо учитывать ряд обстоятельств.

Человек никогда не будет удовлетворен вознаграждением, так как невозможно точно определить его величину. Рост выплат на ограниченное время вызывает трудовой энтузиазм, затем происходит адаптация к их уровню и возникают ожидания его дальнейшего повышения. Причем разные люди не одинаково ценят вознаграждение и подвержены его стимулирующему влиянию.

Если в прошлом в определенной ситуации имело место вознаграждение, люди будут пытаться ее воссоздать искусственно любой ценой.

Вознаграждение (как и нематериальные стимулы) действенно лишь до определенных пределов.

Высокий уровень вознаграждения может привлечь неквалифицированную рабочую силу.

Неэкономические способы стимулирования

Кнеэкономическим относят организационные и морально-психологические способы стимулирования. Организационными считаются:

привлечение работников к участию в делах организации и предоставление им права голоса при решении ряда проблем социального характера;

предоставление возможности приобрести новые знания и навыки, что делает людей более независимыми, самостоятельными, придает им уверенность в завтрашнем дне;

обогащение труда, заключающееся в предоставлении людям более содержательной, важной, интересной, социально значимой работы, соответствующей их интересам и склонностям; требующей творческих способностей; позволяющей контролировать ресурсы и условия собственной деятельности.

Морально-психологические способы стимулирования включают следующие основные элементы.

Во-первых, создание условий, при которых люди испытывали бы профессиональную гордость за причастность к порученной работе, личную ответственность за ее результаты.

Во-вторых, присутствие вызова, обеспечение возможности каждому на своем рабочем месте показать свои способности, лучше справиться с заданием, ощутить собственную значимость. Для этого задание должно содержать известную долю риска, но и шанс добиться успеха.

В-четвертых, высокая оценка, которая может быть личной и публичной.

Суть личной оценки состоит в том, что особо отличившиеся работники упоминаются в специальных докладах руководству организации, представляются ему, персонально поздравляются администрацией по случаю праздников и семейных дат. В нашей стране такая практика широкого распространения еще не получила.

Публичная оценка предполагает возможность объявления благодарности, награждения ценными подарками, почетными грамотами, нагрудными значками, занесения в Книгу почета и на Доску почета, присвоения почетных званий, званий лучших по профессии и пр.

В-пятых, к морально-психологическим методам стимулирования относятся высокие цели, которые воодушевляют людей на эффективный, а порой и самоотверженный труд. Удовлетворенность, возникающая при их достижении, влияет на поведение в сходных ситуациях в будущем.

Цели должны быть ясными, понятными, значимыми, достаточно трудными, осознанными в контексте ситуации (так называемый эффект Стаханова), опираться на имеющиеся уже успехи и связываться с вознаграждением.

В-шестых, морально стимулирует такие психологические моменты, как создание атмосферы взаимного уважения, доверия; забота о личных интересах; поощрение разумного риска и терпимость к ошибкам и неудачам и пр.

Сегодня выделяют также социальные методы мотивации - предоставление всем равных возможностей вне зависимости от должности, вклада, личных заслуг, ликвидация зон, запретных для критики.

И в заключение необходимо упомянуть еще одну форму стимулирования, по существу объединяющую в себе рассмотренные выше. Речь идет о продвижении в должности, которое дает и более высокую заработную плату (экономический стимул), и интересную и содержательную работу (организационный стимул), а также отражает признание заслуг и авторитета личности путем попадания в более высокую статусную группу (моральный стимул).

В то же время этот способ мотивации является внутренне ограниченным: в организации не так много должностей высокого ранга, тем более свободных; не все люди способны руководить, и не все к этому стремятся, а кроме всего прочего продвижение по службе требует повышенных затрат на переподготовку.

В то же время, когда вакансий мало, страх потерять работу служит достаточным, хотя и не идеальным стимулом, обеспечивающим желательную производительность. В противном случае нужно создать возможность реализовывать потребности высшего уровня.

Нужно иметь в виду, что перечисленные организационные и морально-психологические факторы мотивируют неодинаково в зависимости от времени пребывания в должности, но после 5 лет ни один из них не обеспечивает мотивацию в должной мере, поэтому удовлетворенность работой падает.


Список литературы

1. Абчук В.А. Лекции по менеджменту: Решение. Предвидение. Риск. - СПб., 1999

2. Албастова Л.Н. Технология Эффективного менеджмента. - М., 2000

3. Бойделл Т. Как улучшить управление организацией. - М., 2001

4. Бреддик У. Менеджмент в организации. - М, 1999.

5. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс. - М., 2002


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

система мер, использующая материальные средства с целью побуждать участников производства трудиться для создания общественного продукта. Характер, формы и методы Э. с. зависят от господствующих производственных отношений (См. Производственные отношения) общества.

При капитализме Э. с. носит противоречивый характер. Деятельность собственников средств производства - капиталистов побуждается возможностью присвоения прибавочной стоимости (См. Прибавочная стоимость) путём эксплуатации наёмного труда. Побудительный мотив труда рабочих и всех трудящихся, лишённых средств производства,- экономическое принуждение (см. ст. Капитализм).

При социализме Э. с. основано на действии Распределения по труду закона. Определяется господством социалистических производственных отношений, исключающих эксплуатацию человека человеком, так как все участники производства одновременно собственники и средств производства, и своей рабочей силы. В этих условиях достигается единство трёх видов интересов: общенародных, коллективных и личных. Важнейший принцип Э. с. гласит: «то, что выгодно обществу, должно быть выгодно каждому производственному коллективу и каждому работнику».

Э. с. социалистического производства обеспечивается сложившейся системой хозяйствования (см. Планирование народного хозяйства). Большую роль в Э. с. социалистических предприятий играет Хозяйственный расчёт и использование в ходе хозяйственной деятельности таких важнейших экономических рычагов, как прибыль, цена, кредит.

В зависимости от общих результатов (количественных и качественных) хозяйственной деятельности данного коллектива предприятия (рост производительности труда, снижение себестоимости продукции, повышение рентабельности, улучшение качества продукции и др.) на предприятиях создаются Фонды экономического стимулирования, в том числе Фонд развития производства, Фонд материального поощрения, Фонд социально-культурных мероприятий и жилищного строительства.

Э. с. работников как государственных, так и колхозно-кооперативных предприятий во многом зависит от организации заработной платы рабочих и служащих, оплаты труда колхозников - основной формы распределения необходимого продукта и важнейшего средства личной материальной заинтересованности в условиях социализма (см. Заработная плата).

Совершенствование хозяйственного механизма и Э. с. как одного из важнейших его направлений осуществляется на этапе развитого социализма при одновременном укреплении демократического централизма (См. Демократический централизм) в управлении экономикой.

Наряду с материальной заинтересованностью и ответственностью в условиях социализма в Э. с. возрастает роль моральных стимулов (см. Материальное и моральное стимулирование).

Е. Л. Маневич.

  • - бионтизация посевного материала, предпосевное воздействие на семена химическими или физическими способами с целью поднятия урожайности или улучшения качества продукции с.-х. раст. Нек-рые стимуляторы...

    Сельскохозяйственный словарь-справочник

  • - заинтересовывание в...

    Большой экономический словарь

  • - комплекс мероприятий по: 1) установлению итоговых и других льгот, предоставляемых предприятиям всех форм собственности, при внедрении ими малоотходных технологий и производств, имеющих природоохранный эффект 2)...

    Большой экономический словарь

  • - несколько условное название обширной совокупности экономических форм и методов побуждения людей, основанного на использовании материальной заинтересованности человека в повышении уровня денежной оплаты труда, в...

    Экономический словарь

  • - экономические формы и методы побуждения людей, основанные на использовании материальной заинтересованности человека в повышении уровня денежной оплаты труда, в получении дополнительного денежного вознаграждения,...
  • - См.: стимулирование сбыта...

    Словарь бизнес терминов

  • - экономическое - экономическое побуждение, использование материальных стимулов, способствующих тому, чтобы производители, потребители, покупатели вели себя желаемым образом, к выгоде и в интересах лиц, применяющих...

    Экономический словарь

  • - заинтересовывание в...

    Большой бухгалтерский словарь

  • - ...

    Энциклопедический словарь экономики и права

  • - экономическое побуждение, использование материальных стимулов, способствующих тому, чтобы производители, потребители, покупатели вели себя желаемым образом, к выгоде и в интересах лиц, применяющих стимулирование...

    Энциклопедический словарь экономики и права

  • - система мер, использующая материальные средства с целью побуждать участников производства трудиться для создания общественного продукта...

    Большая Советская энциклопедия

  • - СТИМУЛИ́РОВАТЬ, -рую, -руешь; -анный; сов. и несов. ...

    Толковый словарь Ожегова

  • - стимули́рование ср. 1. процесс действия по несов. гл. стимулировать 2...

    Толковый словарь Ефремовой

  • - стимул"...

    Русский орфографический словарь

  • - ...

    Формы слова

  • - побуждение, воздействие...

    Словарь синонимов

"Экономическое стимулирование" в книгах

Стимулирование инвестиций

Из книги Великая Российская трагедия. В 2-х т. автора Хасбулатов Руслан Имранович

Стимулирование инвестиций Учитывая насущную необходимость стабилизации производства во взаимосвязи с задачами структурной перестройки и оживления инвестиций, “Круглый стол” предложил заключить Соглашение по стимулированию инвестиционного процесса между

Неадекватное стимулирование

Из книги Выход из кризиса есть! автора Кругман Пол

Неадекватное стимулирование К декабрю 2008 года члены переходной команды Барака Обамы готовились взять на себя управление экономикой США. Уже было ясно, что перспективы у них мрачные. Падение цен на недвижимость и многие акции нанесло сокрушительный удар по

Стимулирование дальновидности

Из книги Помогите им вырасти или смотрите, как они уходят. Развитие сотрудников на практике автора Джулиони Джулия

Стимулирование дальновидности Вы бывали на собраниях (или нет), читали меморандумы (или нет). Вы знаете «общую картину» бизнеса компании (или нет). Вы можете всю ночь лежать без сна и ворочаться от беспокойства или так глубоко погрузитесь в проблему, что станете думать

Стимулирование продаж

Из книги Большая книга директора магазина 2.0. Новые технологии автора Крок Гульфира

Стимулирование продаж Стимулированием продаж называются кратковременные побудительные меры к немедленному совершению покупки, а также длительные программы, направленные на повторное совершение покупок.Возможности: побудить совершить первую покупку; побудить

Стимулирование сбыта

автора Уэллс Уильям

Стимулирование сбыта Когда компания увеличивает ценность своих продуктов, предлагая дополнительные стимулы к их покупке, то такая деятельность называется стимулированием сбыта. В большинстве случаев цель стимулирования сбыта состоит в поощрении действия, хотя оно

Интерактивное стимулирование и стимулирование через Интернет

Из книги Реклама. Принципы и практика автора Уэллс Уильям

1. Стимулирование ассоциаций

Из книги Как создавать инновации автора Пратер Чарльз

1. Стимулирование ассоциаций Данная техника помогает нам выстроить ассоциативные цепочки между двумя непохожими объектами или явлениями. В результате мы можем придумать новые идеи, которые в противном случае не увидели бы свет. Как первый шаг, нам необходимо

Стимулирование

Из книги Беседы с Кришнамурти автора Джидду Кришнамурти

Стимулирование «Горы заставили меня замолчать, - призналась она. - Я взбиралась на Ингадайн, и ее красота сделала меня совершенно молчаливой. Я безмолвно стояла, любуясь чудом всего этого. Это было великолепное переживание. Жаль, что я не могу удержать эту тишину, это

Возбуждение и стимулирование

Из книги Гуманистический психоанализ автора Фромм Эрих Зелигманн

Возбуждение и стимулирование Русский нейрофизиолог Иван Сеченов впервые в своем труде «Рефлексы головного мозга» доказал, что нервная система обладает потребностью в действии, т. е. должна иметь определенный минимум возбуждения. Ту же точку зрения разделяет и

Стимулирование

Из книги Комментарии к жизни. Книга первая автора Джидду Кришнамурти

Стимулирование «Горы заставили меня замолчать, - сказала она. - Я взбиралась на Ингадайн, и ее красота сделала меня совершенно молчаливой. Я безмолвно стояла, любуясь чудом всего этого. Это было великолепное переживание. Жаль, что я не могу удержать эту тишину, это

Экономическое стимулирование

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЭК) автора БСЭ

42. Стимулирование сбыта

Из книги Бизнес-планирование автора Бекетова Ольга

Стимулирование сотрудников

Из книги Социальные сети [Источники новых клиентов для бизнеса] автора

Стимулирование сотрудников Следующий эффективный способ, который стоит использовать, – стимулировать всех ваших сотрудников вести блоги, а точнее, заводить аккаунты в соцсетях. Особенно это необходимо работникам крупной компании Ваши сотрудники создают аккаунты, где

Стимулирование отзывов

Из книги Удвоение продаж в интернет-магазине автора Парабеллум Андрей Алексеевич

Стимулирование отзывов Отзывы – один из лучших способов привлечь новых клиентов. Поэтому неплохо стимулировать пользователей, которые уже что-то у вас купили, оставить отзыв о приобретенных продуктах. Если вы не используете данную возможность, совершаете серьезную

53. Стимулирование сбыта

Из книги Реклама и рекламная деятельность: конспект лекций автора Шевчук Денис Александрович

53. Стимулирование сбыта 1. Стимулирование сбыта – поощрение совершения покупки не из-за характеристик товара, а за счет предоставления иных выгод (например, скидок и др.).2.Выделяют 3 целевые аудитории, на которые направлено стимулирование сбыта: потребители, которым

Экономическое стимулирование природоохранной деятельности

Использование природных ресурсов с экономической точки зрения включает в первую очередь планирование и финансирование природоохранных мероприятий. Необходимо также льготное кредитование и налогообложение природоохранной деятельности. Определяются лимиты на пользование природными ресурсами, устанавливаются предельные нормы на выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду и размещение отходов. Взимаются налоги и другие платежи за пользование природными богатствами. Взимается плата за размещение отходов и другие виды вредного воздействия на окружающую среду. Тем самым возмещается вред, причиненный окружающей среде и здоровью населения.

Планирование природоохранных мероприятий осуществляется с учетом государственных программ и требований природоохранного законодательства.

Финансирование экологических программ и мероприятий по охране природы производится за счет республиканского и местного бюджетов. Могут быть поступления от банков (в виде кредитов), юридических лиц, общественных организаций, населения и других источников.

Для финансирования неотложных природоохранных мероприятий создаются республиканские, областные, городские внебюджетные фонды охраны природы. Внебюджетные фонды охраны природы образуются за счет:

  • * средств, поступающих от юридических и физических лиц;
  • * платежей за выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду;
  • * платы за размещение отходов;
  • * штрафов за загрязнение окружающей среды и нерациональное использование природных ресурсов;
  • * добровольных взносов юридических лиц;
  • * пожертвований граждан и других поступлений;
  • * долевого участия природопользователей в финансировании природоохранных работ;
  • * доходов от проведения денежно-вещевых лотерей.

Средства указанных фондов расходуются на внедрение экологически чистых технологий, строительство очистных сооружений, развитие экологического воспитания и образования и другие нужды, связанные с охраной окружающей среды.

Лимиты на пользование природными ресурсами представляют собой установленные природопользователям на определенный период времени объемы предельного типа пользования природных ресурсов, загрязняющих веществ, размещения отходов.

Оплата природных ресурсов включает два вида платежей:

  • 1) платежи за пользование природными ресурсами;
  • 2) платежи за выбросы загрязняющих веществ и плату за размещение отходов.

Порядок уплаты налога за пользование природными ресурсами, выбросами загрязняющих веществ в окружающую среду определяется законом Республики Беларусь «О налоге за пользование природными ресурсами». За размещение отходов сверх установленных лимитов взимается в 5-кратном размере. С 1995 г. за превышение установленных объемов добычи природных ресурсов налог взимается в 10-кратном размере, а за выбросы загрязняющих веществ сверх установленной нормы - в 15-кратном. По данным Минприроды Республики Беларусь экологический налог в среднем по республике составляв 1,0-1,5% себестоимости продукции предприятий.

Экономический механизм природопользования представлен, в первую очередь, формами и методами экономического стимулирования. Оно направлено на создание у природопользователей непосредственной заинтересованности в осуществлении мер по охране природы. Экономическое стимулирование осуществляется методами позитивной и негативной мотивации. Эти две стороны экономического стимулирования можно определить как меры заинтересованности и меры ответственности.

Позитивные меры экономического стимулирования представлены в виде следующих элементов;

  • а) формирование источников финансирования и стимулирования природоохранных мероприятий;
  • б) установление льготного кредитования объектов природоохранного назначения;
  • в) предоставление в распоряжение предприятий всей прибыли от экономии природных ресурсов и утилизации отходов;
  • г) совершенствование ценообразования (более полное отражение в ценах нормативных затрат на охрану окружающей среды, установление выгодных цен на отходы);
  • д) освобождение на некоторый срок от обязательных платежей;
  • е) компенсационные выплаты предприятиям при улучшении природоохранных показателей;
  • ж) создание специализированных предприятий по переработке отходов, прямых длительных хозяйственных связей между различными предприятиями по использованию отходов производства;
  • з) включение показателей природоохранной деятельности в перечень фондообразующих показателей предприятий и подразделений предприятий;
  • и) совершенствование системы материального стимулирования работников предприятий.

Большое значение имеют следующие методы негативной мотивации:

¦ платежи за потребление природных ресурсов (нормативное и сверхнормативное);

¦ платежи за загрязнение окружающей среды (нормативное и сверхнормативное);

¦ штрафы за нарушение норм и правил рационального природопользования;

¦ возмещение нанесенного ущерба государству и другим природонользователям;

¦ прямое воздействие на фонды экономического стимулирования предприятий (установлением специальных фондообразующих или фондокорректирующих показателей, отражающих качество природоохранной работы).

Экономические санкции могут, в лучшем случае, обеспечить выполнение нормативов, но не улучшение их и не выявление резервов. Они сокращают финансовые возможности предприятий. Осуществление многих природоохранных мероприятий не является экономически выгодным для предприятий. Поэтому для производства и природоохранной деятельности предприятий предпочтительны позитивные методы экономического стимулирования.

В зарубежных странах применяются две разновидности экономических методов регулирования экологической сферы -- ценовое регулирование и собственно рыночные механизмы. В ведущих странах Запада ценовое экологическое регулирование представлено следующим образом:

  • 1. Платежи за загрязнение окружающей среды - это выплата предприятиями-природопользователями определенных сумм в государственный бюджет за сброс сточных вод в водоемы, выбросы в атмосферу, складирование твердых отходов. Уровень платежей относительно невысок для непосредственного воздействия на природопользователей. Высокие ставки экологических платежей предприятий отрицательно влияют на расширенное воспроизводство хозяйства страны. Эти платежи не нашли широкого применения в зарубежных странах.
  • 2. Платежи за пользование муниципальными очистными сооружениями: это плата за услуги местных органов власти. Применяются как единые, так и индивидуальные тарифы платежей в зависимости от объемов и состава загрязняющих веществ, переданных на очистные сооружения и мусороперерабатывающие заводы.
  • 3. Ресурсные платежи: плата за право пользования природными ресурсами, их воспроизводство и охрану. Для исчерпаемых ресурсов применяется три вида платежей:
    • а) налог на объем продаж. Способствует снижению темпов извлечения ресурса на ранних этапах, так как приводит к повышению цен на данный ресурс;
    • б) налог на прибыли или рентный, который способствует снижению темпов извлечения ресурсов;
    • в) ройялти - выплата компаниями правительству определенного процента стоимости извлеченного ресурса.
  • 4. Экологический налог в ценах на продукцию: надбавка к цене продукции, производство которой или дальнейшее использование отрицательно влияет на окружающую среду. Так, в Гейдельберге (Германия) предложено ввести такой налог на алюминиевую фольгу, пестициды, синтетические моющие средства, бензин и т.п.
  • 5. Дифференциация налогов на прибыль: применение льготных налогов для предприятий, выпускающих экологически чистую продукцию. Данный вид платежей во многих странах используется для стимулирования производства и потребления бессвинцового бензина.
  • 6. Субсидии -- это государственная помощь природопользователям в проведении природоохранных мероприятий. Эта помощь осуществляется в виде:
    • а) грантов -- безвозмездной финансовой помощи государства предприятию для реализации проекта по значительному снижению загрязнения окружающей среды;
    • б) низкопроцентных кредитов предприятиям на осуществление экологизации производства;
    • в) налоговых льгот (например, снижение налога на транспортные средства, использующие «незагрязняющие» виды топлива; налоговые скидки на ускоренную амортизацию природоохранного оборудования).
  • 7. Экологическое страхование - это страховые взносы предприятий за нанесение экономического ущерба другим производителям и частным лицам по причине аварийных и внезапных загрязнений окружающей среды. В некоторых странах, например, в Бельгии, Нидерландах существует обязательное экологическое страхование, осуществляемое Частными компаниями. Цель экологического страхования - компенсация ущерба, причиняемого окружающей среде, и экономическое стимулирование предотвращения аварий, в результате которых этот ущерб образуется.

В целом в развитых странах мира находят применение более 150 различных методов экономического стимулирования, из которых свыше 50% составляют различные платежи, около 30% - субсидии, 20% приходится на другие виды экономических стимулов. Усложнение экономических стимулов ведет к росту производственных затрат и к снижению экологических результатов, так как (реализуя принцип «загрязняй, но плати», предприятия могут ухудшить состояние природной среды. Поэтому получили распространение рыночные механизмы регулирования экологической сферой. природоохранный мероприятие экологический выброс

В 70-80 гг. XX в. сформировался особый рынок разрешений на загрязнение. Рынком разрешений на выбросы называют конкурентную систему распределения нрав на выбросы посредством купли-продажи лицензий после их распределения между участниками рынка. Схематически формирование «рынка загрязнений» можно представить следующим образом. Первоначально органы охраны природы определяют допустимые масштабы воздействия на природу, распределяют лицензии на выбросы между заинтересованными сторонами, затем предоставляют предпринимателям полную свободу перераспределять, перепродавать свои лицензии. Органы управления следят за эквивалентностью сделок, а также способствуют созданию рыночной инфраструктуры (т.е. организаций, обеспечивающих закрепление прав собственности, и реализацию этих прав путем выдачи лицензий или сертификатов собственности). В их компетенцию входит осуществление контроля за деятельностью экологических банков и бирж,]обеспечение сделок по торговле правами на выбросы.

Экономическое стимулирование - составная часть экономического механизма управления в сфере природопользования и охраны окружающей среды. Другие экономические методы регулирования (планирование, финансирование мероприятий по охране окружающей среды, установление лимитов, платы за природные ресурсы, за загрязнение, лицензирование, экологическое страхование, экологический аудит) представляют собой систему косвенных регуляторов качества окружающей среды. Все экономические регуляторы, затрагивая имущественные интересы природопользователей, приводят к пониманию зависимости между экономической выгодой и соблюдением экологических требований. Таким образом, экономический стимул в управлении природопользованием - это своеобразная привязка задач экологически устойчивого развития к экономическим интересам природопользователей.

Эколого - экономическое стимулирование включает:

· налогообложение (в т. ч. экологическое);

· финансово - кредитный механизм природоохранной деятельности (льготное кредитование, субсидирование, субвенцирование и др.);

· ценовую политику (использование поощрительных цен и надбавок на экологически чистую продукцию, регулирование цен на первичные ресурсы и конечную продукцию);

· государственную поддержку предприятий, производящих природоохранное оборудование и контрольно - измерительные приборы, а также фирм, выполняющих работы и оказывающих услуги экологического назначения;

· создание системы экологической сертификации, в том числе аккредитация органов по экосертификации;

· формирование рынка экологических работ и услуг;

· проведение политики торговли правами на загрязнение (использование механизма купли-продажи государственных лицензий на право загрязнения окружающей среды);

· введение ускоренной амортизации основных фондов природоохранного назначения;

· лицензирование использования природных ресурсов (лицензионный сбор).



Существуют две группы методов эколого - экономического стимулирования:

· позитивной мотивации;

· негативной мотивации.

Эти две стороны экономического стимулирования можно определить как меры заинтересованности и меры ответственности. Использование первой или второй группы методов определяется уровнем законодательно- нормативного обеспечения отдельных вопросов природопользования, экономической оценкой выгодности проводимых природоохранных мероприятий для предприятия, а в основе формируется экологическими потребностями общества.

Более конкретные меры экономического стимулирования зависят от уровня на котором производится стимулирование. На уровне отдельных работников оно имеет форму заработной платы, премии, материальной ответственности, штрафа; на уровне предприятия-фирмы - это цена конечной продукции (услуги), прибыль, фонды экономического стимулирования; на уровне государства - это налоговая, финансовая, ценовая политика.

Рассмотрим более подробно отдельные инструменты эколого - экономического стимулирования (рис. 4.7.1.).

1. Налогообложение - один из важнейших и наиболее реальных стимулов для предприятия. Оно включает платежи и сборы за пользование природными ресурсами (земельный налог, плату за воду, забираемую из водохозяйственных систем, лесные подати, налог на право пользование недрами и др.), а также экологические налоги. Основная идея введения в систему налогообложения экологической составляющей состоит в установлении прямой и непосредственной зависимости части отчислений с предприятий в бюджеты от степени вреда, наносимого этим предприятием окружающей среде.

Среди экологических налогов выделяют регулирующие и финансирующие налоги.

Регулирующие налоги направлены на непосредственное предотвращение действий, наносящих ущерб окружающей среде, при этом налог соизмеряется с ущербом окружающей среде. При определении ставок налогов учитывают показатели технической возможности и экономической рентабельности хозяйственной деятельности. При большой гибкости (дифференциации) налогов расходы на предотвращение ущерба окружающей среде оказываются выгодными. К регулирующим экологическим налогам в России относятся платежи за загрязнение окружающей среды.

Финансирующие налоги направлены на взимание денежных сумм и аккумулирование их в специальных экологических фондах, откуда финансируются различные природоохранные мероприятия. Особенность этого вида экологических налогов в том, что они не должны быть жестко связаны с негативными последствиями хозяйственной деятельности. При установлении финансирующего налога руководствуются критериями прибыльности и непрерывности финансовых поступлений. Примером этого вида налога

Рис.4.7.1. Совокупность экономических методов управления в области природопользования

Примером этого вида налога являются: отчисления на воспроизводство минерально - сырьевой базы, отчисления, плата за восстановление и охрану водных объектов и др.

Налоговая политика государства включает:

· специальное налогообложение экологически вредной продукции (негативное стимулирование);

· льготное налогообложение и освобождение от уплаты налогов (позитивное стимулирование).

Налоговые льготы закреплены в ряде Законов РФ:

1.по Закону РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций" налогооблагаемая прибыль уменьшается на сумму в размере 30% от фактических капитальных вложений на природоохранные мероприятия, осуществляемые за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятий, а также на сумму в размере добровольных взносов в экологические фонды, но не более 3% облагаемой налогом прибыли;

2. по Закону РФ "Об инвестиционном налоговом кредите" предоставляется отсрочка налогового платежа предприятию со среднесписочной численности работающих не более 200 человек, при этом предоставляется право снизить сумму налогового платежа на 10% от цен закупленного и введенного в действие оборудования и использование его непосредственно и полностью для защиты окружающей среды от загрязнения отходами;

3. по Закону РФ "О налоге на имущество предприятий" налогом не облагается имущество бюджетных учреждений и организаций, в число которых включены заповедники, природные национальные и дендрологические парки, ботанические сады; кроме того, стоимость имущества предприятий, исчисленная для целей налогообложения, уменьшается на балансовую (нормативную) стоимость объектов, используемых для охраны природы;

4. по Закону РФ "О подоходном налоге с физических лиц" освобождаются от подоходного налога граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС;

5. по Закону РФ "Об акцизах" и ряду других нормативных актов введен акцизный сбор с пользователей недр, установлены дифференцированные ставки акциза на нефть, нефтепродукты, природный газ;

6. по Закону РФ "О таможенном тарифе" предприятия, которые осуществляют природовосстановительные мероприятия в зоне экологических бедствий и катастроф, освобождаются от уплаты таможенных пошлин на импортное оборудование, ввозимое для этих работ;

7. по Закону РСФСР "Об охране окружающей природной среды" экологические фонды освобождаются от налогообложения (налога на добавленную стоимость, прибыль, имущество и др.).

Практика применения налоговых льгот на фоне прогрессирующего спада производства ведет к увеличению бюджетного дефицита. а следовательно, сокращает возможности бюджетного финансирования природоохранных программ. Кроме того, льготы предоставляются независимо от экологической продукции, выпускаемой предприятием или условием применения экологичной технологии.

В целом налоги в настоящее время не выполняют своей регулирующей функции (регулирующая функция выполняется только за счет льгот по налогу на прибыль). Так, например, акцизы дифференцированы только по углеводородному сырью.

Современная налоговая система не содержит также основ экологического налогообложения, применимого в целях выхода из чрезвычайных экологических ситуаций.

Современное налоговое законодательство не учитывает положений, сформулированных в Законе "Об охране окружающей природной среды". В настоящее время по работам и услугам, осуществляемым за счет средств экологических фондов, взимается налог на добавленную стоимость по ставке 32%. Таким образом, в новом Налоговом кодексе необходимо учесть противоречия по экологическому налогообложению.

Перспективы развития экологического налогообложения определяют следующие направления:

· закрепление в новом Налоговом кодексе федерального значения экологических налогов;

· дифференциация налогов и платежей предприятий с учетом экологичности их производственно - хозяйственной деятельности;

· установление экологических акцизов;

· перенесение центра тяжести налогового бремени на добывающие отрасли.

В соответствии с Указов Президента Российской Федерации от 08.05.96 № 685 с 1997 года значительно повышается роль экологических налогов.

В этой связи предлагается установить два новых вида специальных экологических налогов:

· налог на продукцию, производимую с использованием экологически опасных технологий (производство сельскохозяйственной продукции с применением пестицидов и др.);

· налог на продукцию, потенциально опасную в потреблении, хранении и захоронении.

Целесообразно ввести новые дифференцированные ставки экологических налогов, учитывающие деятельность природопользователей в зависимости от:

· объемов загрязнения природной среды;

· степени токсичности выбросов, сбросов, захоронений в природную среду и других видов воздействий;

· выпуска продукции, не соответствующей установленным экологическим нормам и стандартам.

Специальные экологические налоги устанавливаются на конкретные технологии, виды продукции, производство которых должно быть ограничено (экологически опасные технологии и продукты), а также в тех случаях, когда утилизация отходов требует значительных затрат.

Величина специальных налогов определяется на основе затратного метода:

затрат на замену экологически опасных технологий или видов продукции более прогрессивными;

затрат на повышение экологической безопасности производственных объектов;

затрат, необходимых для ликвидации и предотвращения ущерба, наносимого предприятием окружающей среде в результате применения экологически опасных технологий.

Вместе с этим налоговые льготы (по налогу на доход предприятия) должны применяться в качестве позитивной мотивации для предприятий, производящих продукцию, отвечающую экологическим стандартам, так как ее производство требует, как правило, больших затрат.

2.Финансово - кредитный механизм является также важнейшим рычагом стимулирования рационального ресурсопользования и природоохранной деятельности. Он включает:

· льготное кредитование мероприятий, имеющих природоохранную направленность;

· займы с уменьшенной ставкой процента;

· субсидии, предоставляющие специальные выплаты предприятиям - загрязнителям за сокращение выбросов (сбросов);

· инвестиционные субвенции регионам, предоставляемые на природоохранные цели на безвозмездной основе.

Политика льготного кредитования подразумевает предоставление льготных кредитов на природоохранные цели из бюджета, а также привлечение банковских кредитов. Преимущество банковского кредитования по сравнению с бюджетным заключается в соблюдении принципов платности и возвратности предоставляемых средств, что должно стимулировать исключительно целевое использование кредитов и минимальные сроки проведения природоохранных мероприятий. При этом государство предоставляет банку - кредитору налоговую льготу (снижение налоговой ставки на доход) и тем самым стимулирует банки к кредитованию природоохранных мероприятий. Кроме того, государство может предоставить банку дотацию на компенсацию кредита под пониженный процент, что дает гарантию возвратности и платности кредита. Само предприятие может гарантировать выплату кредита собственным экологическим фондом.

Решение проблемы возвратности банковских средств требует создания ипотечных банков.

Субвенцирование представляет собой часть бюджетного финансирования. Согласно Закону РСФСР " О субвенциях республикам в составе Российской Федерации, краям, областям, автономным округам, автономной области, городам Москве и Санкт - Петербургу"(1992), они предоставляются всегда на определенные цели (в данном случае речь идет о выделении субвенций на природоохранные мероприятия), за использованием этих средств осуществляется контроль. Роль субвенций заключается в развитии экологической инфраструктуры в регионах.

3. Ценовая политика подразумевает стимулирование производства и потребления "экологичной" продукции через льготное ценообразование. Его суть заключается в том, что экологически чистая продукция, выпущенная с применением малоотходных и безотходных технологий, реализуется по более низкой цене, чем аналогичная продукция, произведенная на экологически грязном производстве. В рыночных условиях при сформировавшихся экологических потребностях предприятие - производитель "экологичной" продукции будет иметь большую прибыль на основе большего объема реализации. Однако в условиях формирования рынка и несложившихся экологических потребностей общества государство возлагает на себя обязанность продвигать на рынок эту продукцию через дотирование определенных потребителей экологичной продукции (прежде всего продуктов питания). Государство также обеспечивает доступность приобретения "экологичных" видов средств производства (реализуемых по более высоким ценам) через субсидирование, субвенцирование, кредитование предприятий.

Ценообразование должно дополняться специальным налогообложением: цена на экологически вредную продукцию должна быть занижена для производителя и завышена для потребителя (путем введения акцизного сбора).

4. Экономические методы управления региональным экологическим риском:

· стимулирование повышения безопасности производственных технологий - политика ускоренной амортизации природоохранного оборудования;

· перепрофилирование и вынос экологически опасных предприятий, размещенных в районах повышенного экологического риска (с высокой концентрацией населения, с экстремальными природными факторами).

Стимулирование этого направления осуществляется следующими методами:

1) обязательное страхование источников и реципиентов риска;

2) премирование (штрафование) предприятий за выполнение (невыполнение) принятых обязательств по предотвращению аварийных ситуаций;

3) субвенцирование снижения риска аварий;

4) специальное налогообложение экологически опасных видов деятельности в отдельных регионах.

5. Экологическая сертификация как один из видов эколого - экономического стимулирования осуществляется в целях:

· защиты потребителей от приобретения (использования) продукции, опасной для жизни, здоровья, имущества людей, а также для окружающей среды;

· обеспечения интеграции национальной экономики в мировой рынок;

· создания экологически справедливого рынка.

Под экологически справедливым рынком понимается такой рынок, при котором при прочих равных условиях не получает преимуществ в конкурентной борьбе продукция с более худшими экологическими характеристиками или производимая по экологически небезопасным технологиям; изымается из обращения на рынке продукция, опасная для здоровья людей и окружающей среды.

Система экологической сертификации в России находится в стадии создания.

6. Формирование рынка экологических работ и услуг означает:

появление консалтинговых, инжиниринговых и венчурных фирм;

лицензирование деятельности природоохранного назначения;

развитие сети платных работ и услуг природоохранного назначения (экологический аудит);

привлечение фирм к выполнению экологических работ и услуг;

торговлю правами на выбросы;

создание банков и бирж прав на загрязнение.

Политика торговли правами на загрязнение дает возможность переносить рыночные отношения в сферу природопользования. В данном случае формируется рынок прав на загрязнение, который дает дополнительные возможности варьировать затратами: предприятие может снизить загрязнение, за что оно получит компенсацию от другого предприятия, которое выкупит у первого права на выбросы. Этот механизм использует так называемых "бабл - принцип" (принцип "пузыря "): объем выбросов устанавливается в целом для региона, при этом находящиеся на его территории предприятия могут с различным индивидуальным вкладом сформировать этот объем.

Использование данного принципа имеет место как в случае сделок между различными предприятиями или фирмами через куплю - продажу прав на выбросы, так и среди предприятий одних и тех же объединений, компаний (внутрифирменная передача - трансферт прав на загрязнение).

Развитие рыночного механизма управления качеством окружающей среды предполагает наличие органов управления, которые следят за эквивалентностью сделок - рациональным использованием ассимиляционного потенциала окружающей среды; а также закрепляют права собственности на выбросы отдельными претендентами - выдают разрешения (лицензии) на выброс.

При расширении данного рынка возникает необходимость создания посреднических организаций, например, формирование специальных банков прав на загрязнение. Здесь происходит хранение и накопление сэкономленных прав на выбросы. Покупая и придавая запас "прав", банки выполняют также их учет.

Дальнейшее расширение рынка экологических услуг приводит к созданию бирж прав на загрязнение , где осуществляются сделки по купле - продаже прав на загрязнение окружающей среды.

Развитие рыночного механизма управления природопользованием связано с количественной оценкой и прогнозированием спектра экологических и природоресурсных составляющих в процессах колебаний курсов акций различных предприятий и фирм на фондовых биржах. Этот вопрос тесно связан с повышением инвестиционной активности в регионах, а также с возможностью привлечения иностранных инвестиций.

Перспектива развития рынка экологических товаров и услуг в России связана с мировой переориентацией спроса на товары и услуги, отвечающим определенным экологическим критериям. Эта тенденция характеризует качественную перестройку мирового рынка и изменение позиций на нем отдельных государств, что обусловлено повышением уровня экологических потребностей населения и экологизации экономики.

Следует подчеркнуть необходимость дальнейшего развития позитивных методов стимулирования в сфере природопользования и природоохранной деятельности: прогрессивного налогообложения, ценообразования, лицензирования использования природных ресурсов, рынка экологических работ и услуг и т. п.

Экологический аудит

В настоящее время крупные компании и банки при осуществлении масштабных и долгосрочных инвестиций, предоставлении кредита и подобных рисковых операций, связанных с расширение, модернизацией, приватизацией и другой реорганизацией промышленных предприятий, проводят сами или требуют от партнеров по бизнесу проведения экологического аудита.

Экологический аудит - это объективное, систематическое, документированное и регулярно повторяемое обследования состояния окружающей среды на предприятии с целью выявления экологических проблем и потенциальных обязательств, связанных с передачей имущества и текущими операциями (рис. 4.8.1.).

Рис.4.8.1. Объекты и функции экологического аудита

Экоаудит возник в США в середине 70-х годов в связи с высокими показателями экологических аварий и катастроф, а также значительным увеличением экологических издержек на предприятиях химической промышленности. В 80-е годы экоаудит вошел в практику Великобритании, Нидерландов, Швеции и других индустриальных стран Европы. Нарастание общественного сознания в этих странах привело к специальному постановлению Европейского союза - " Постановление об экоаудите" (1993). Этот документ имеет силу закона для производственных предприятий, расположенных на территории государств Европейского союза.

Объектами экологического аудита являются:

· имущество (земельные участки, природные объекты, здания о сооружения, машины и оборудование и пр.);

· текущие операции предприятия/фирмы (производственные, коммерческие и др.);

· система управления предприятием в чрезвычайных ситуациях;

· программы охраны окружающей среды и обеспечения безопасности персонала и т. д.

Как правило, процедура экоаудита является добровольной, однако в случае, когда деятельность предприятия явно угрожает населению и окружающей среде, по решению органов исполнительной власти может быть проведен принудительный аудит.

Основные функции экологического аудита:

1) оценка текущей деятельности компании с точки зрения экологического законодательства;

2) обеспечение руководства информацией, необходимой для планирования и управления;

3) проверка решений руководства по вопросам, имеющим отношения к охране окружающей среды;

4) укрепление доверия к предприятию (компании, корпорации) со стороны общественности, акционеров, правительства (рис. 4.8.1.).

Таким образом, государственный контроль постепенно уступает место "самоконтролю", который выражается в распространении экологического аудита.

Процедура экоаудита включает четыре этапа.

Первый этап - проведение предварительных мероприятий по экоаудированию: определение первоочередных объектов на основе оценок экологических рисков; составление графиков проведения экоаудита; разработка плана мероприятий по экологическому аудированию.

Второй этап - собственно аудирование: беседы с руководством и сотрудниками; работа с документами, визуальное и инструментальное обследование объекта, лабораторный анализ.

Третий этап - подготовка отчета по экоаудиту. В отчете выявляется соответствие (несоответствие) экологических характеристик объекта международным нормам, национальным законам и стандартам, нормам "самоконтроля" предприятия и взятым обязательствам. В заключительной части отчета даются рекомендации по исправлению и улучшению экологических характеристик предприятия.

Четвертый этап - реализация результатов экологического аудита: доведение результатов до руководства предприятия, сотрудников, акционеров, общественности, государственных органов, партнеров по бизнесу.

На основе международного опыта проведения экологического аудита выделяют его различные виды и уровни (рис. 4.8.2.).

Экологическое страхование включает экологическое аудирование как обязательное условие подготовки договора страхования. В этом случае сочетаются три вида экологического аудита: территориальный, отраслевой и внутренний.

Следует отметить отличие экологического аудита от экологической оценки (ОВОС). Экологическое аудирование представляет собой оценку воздействия на окружающую среду в данный момент, а также экологические последствия хозяйственной деятельности в предыдущий период. Экологическая оценка направлена на будущее, она описывает потенциальное воздействие предполагаемого объекта в случае его реализации.

Структурное

Рис. 4.8.2. Уровни и разновидности экологического аудирования

Экологический аудит в России пока не получил широкого распространения, однако для этого есть объективные предпосылки, в том числе привлечение иностранных инвестиций. Солидных зарубежных инвесторов, как правило, не устраивает состояние основных производственных фондов с точки зрения экологических характеристик. Кроме того, проведение экологического аудирования предприятий является обязательным условием предоставления займов и кредитов международных финансовых институтов (МБРР, ЕБРР и др.).

Контрольные вопросы

1. Назовите основные элементы экономического механизма природопользования в России.

2. Каковы основные принципы системы платежей за загрязнение окружающей среды?

3. Каковы основные проблемы и тенденции развития системы платежей за природные ресурсы?

4. В чем заключается экономическая сущность экологического страхования?

5. Выделите основные проблемы формирования финансово - кредитного механизма природопользования.

6. Назовите основные составляющие рынка экологических услуг.

7. В чем отличие процедуры экологического аудита от процедуры экологической экспертизы?

8. Укажите особенности добровольного и обязательного экологического страхования.

9. Назовите виды и уровни экологического аудирования.

Глава 5

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ