Описать страны с переходной экономикой. Переходная экономика

Описать страны с переходной экономикой. Переходная экономика

К странам с переходной экономикой принадлежит большинство бывших социалистических стран, осуществляющих переход от социалистических методов хозяйствования к рыночным. Это бывшие союзные республики СССР: Украина, Россия, Беларусь, Молдова. Латвия, Литва, Эстония, Грузия, Азербайджан, Армения, Казахстан, Узбекистан, Кыргызстан, Туркменис-тан, Таджикистан; бывшие социалистические страны Центральной и Восточной Европы: Польша, Чехия, Словакия, Венгрия, Румыния, Болгария, Сербия, Черногория, Хорватия, Словения, Босния и Герцеговина, Македония, Албания; азиатские страны - Китай, Монголия и Вьетнам. Социалистическую ориентацию с целью построения коммунизма сохранили Корейская Народно-Демократическая Республика (КНДР) и Куба.

По географическому признаку и особенностями социально-экономических преобразований страны с переходной экономикой можно разделить на три группы:

§ страны Центральной и Восточной Европы и страны Балтии (Литва, Латвия, Эстония);

§ страны СНГ;

§ Китай и Вьетнам.

Название и состав региона "Центральная и Восточная Европа", несколько условные, поскольку Украина, Россия, Беларусь и Молдова - это также Восточная Европа с географической точки зрения; но так принято по классификации ООН и в мировой социально-экономической литературе. Название "Страны с переходной экономикой" (Countries in transition ") также утвердилась в оперативном использовании международных операций. Но есть еще одна условность относительно самого понятия" транзитивна (переходная) экономика ". Дело в том, что нет четкого критерия, определение границы, за которой транзитивная экономика уже становится рыночной. Есть основания думать, что ряд членов Центральной и Восточной Европы (Эстония, Латвия, Литва, Польша, Чехия, Словакия, Венгрия, Словения, Румыния и Болгария), принятых в ЕС, считаются странами с рыночной экономикой, поскольку они уже в этой организации. Нет достаточных аргументов для возражения тот факт, что, например, Украина и Россия уже построили рыночную экономику в своей основе. Однако в официальных документах международных организаций термин "транзитивные экономики" пока сохраняется, поэтому рассмотрим эти страны в том составе, в котором они были определены в начале 90-х годов прошлого века.

Предпосылки формирования системы переходной экономики

Переходная экономика - понятие, обозначающее трансформацию централизованной нерыночной модели экономического ротвитку с жесткими командно-административными методами управления в открытую экономику, в которой рыночный механизм функционирования сочетается с гибкими методами государственного регулирования. Социалистическая модель экономики, как известно, начала воплощаться в жизнь с 1917 г.. До Второй мировой войны сначала Россия (с 1922 г.- СССР), а затем Монголия (с 1921 г,) были единственными странами, которые применяли эту модель. После Второй мировой войны образовались страны народной демократии, которые впоследствии стали называться социалистическими странами. В Европе - это Немецкая Народно-Демократическая Республика (ГДР). Польша, Чехословакия, Венгрия, Румыния, Болгария, Албания, Югославия. В Азии - Китай (КНР), Корейская Народно-Демократическая Республика (КНДР). Вьетнам. В 1961 г.. На социалистический путь развития стала Куба. Социалистическую ориентацию выбрали в 60 - 70-х годах около двух десятков развивающихся стран, но там методы социалистического хозяйствования не успели (и не смогли) пустишь глубоких корней.

Тотальная централизация управления экономикой может дать кратковременный эффект в самых напряженных ситуациях, связанных с глубоким социально-экономическим кризисом. Так, в 30-х годах в СССР путем чрезвычайного напряжения сил, чрезмерного использования человеческих и природных ресурсов удалось в короткие сроки осуществить индустриализацию. Таким же образом было достаточно быстро восстановлено разрушенное во время Великой Отечественной войны хозяйство. Концентрация ресурсов в руках государства способствовала в послевоенные годы созданию мощной базы тяжелой промышленности и развития научно-производственного потенциала страны. Приоритетность Советского Союза в 50-х - 60-х годах в области космонавтики и атомной энергетики является подтверждением этого вывода.

Однако внутренние противоречия системы социалистической экономики препятствовали превращению таких позитивных явлений на длительную тенденцию. Ликвидация частной собственности, монополия государства на средства производства, отсутствие нормальной конкуренции не стимулировали рост производительности труда. В 30 - 50-е годы высокие темпы роста промышленности основывались преимущественно на энтузиазме тружеников, которые искренне верили в реальность победы коммунизма. Впоследствии интерес начал угасать, а методов эффективного стимулирования труда система разработать не смогла. Поэтому, начиная со второй половины 60-х годов, темпы роста экономики СССР и других социалистических стран замедляются, а их совокупная доля в мировой экономике уменьшается. По уровню производительности Труда и по качеству продукции (за исключением узкой области аэрокосмического и военно-технического производства) социалистические страны существенно отставали от развитых стран.

Административно-командная система управлением экономикой обнаружила свою негибкость способностью овладения достоянием научно-технического прогресса. Согласно господствующей теории о приоритетности производства средств производства, основной упор делался на все большее наращивание потенциала тяжелой индустрии. Это приводило не только к упадку сферы услуг, но и вызвало деструкцию народного хозяйства в целом. Несмотря на достаточно большие вливания средств в НИОКР, социалистические страны все заметнее отставали от западных стран в развитии наукоемкого производства. Ни одна из социалистических стран не перешла к постиндустриальной стадии развития.

Следует заметить, что даже положительные элементы централизованной системы управления экономикой (например, ускоренная индустриализация) реализовались равно в разных странах. Наибольший эффект они дали в странах "недоиндустриализованих", с низким предыдущим уровнем развития промышленности и хозяйства в целом - в СССР, Китае, Румыны, Болгарии, Югославии, Албании, КНДР. В то же время положительные последствия централизованной индустриализации Польши, Чехословакии, Венгрии были менее очевидны, а 1ИДР в развитии своей экономики заметно проигрывала ФРГ.

Социалистическая система хозяйства овладела экономикой различных стран в неодинаковой степени. Наиболее глубоко и последовательно она реализовалась в СССР, объясняется также и продолжительностью ее существования. Это обстоятельство во многом определяет тот факт, что в бывших советских республиках (в том числе в Украине) перестройка экономики на рыночные основы осуществляется значительно труднее, чем в странах ЦВЕ. В начале 90-х годов в СССР среди экономически активного населения уже не существовало поколений, помнили бы оперативные средства хозяйствования в условиях рыночной экономики. Ментальность значительной части населения страны была антирыночной. Вот почему в условиях уже переходного периода наши бизнесмены во многих случаях обнаружили беспомощность, чиновники - непонимание ситуации, определенные части населения и чиновничества - скрытный и явное сопротивление реформам.

Наиболее крайних и искаженных форм административно-командная система приобрела в Китае в 60-х годах, в период так называемого "большого скачка". Коллективизация проходила в форме коммун, в которых обобществления распространялось не только на средства производства, но и во многих случаях на личные вещи крестьян. Коммуна считалась "самодостаточной" хозяйственной единицей, способной обеспечить своих членов всем необходимым. Более того, в сельскохозяйственных коммунах насаждались примитивные промышленные предприятия, которые ничего общего не имели с агропромышленным комплексом, например, установки по выплавке железа. Продукция таких предприятий была чрезвычайно низкого качества, по сути, мало способна для использования. Таким образом, растранжиривались ресурсы, а отдачи не было. Производительность труда во всех секторах экономики была очень низкой. В странах существовала распределительная система распространенных продуктов потребления. В внешнеэкономической политике правительство следовал автаркии, то есть опоры на собственные силы при максимальном сокращении объемов внешней торговли. Такая политика в конце концов привела к голоду неслыханных масштабов, охвативший десятки миллионов людей.

В социалистических странах ЦВЕ (также в Литве, Латвии, Эстонии *) введение социалистической экономической системы произошло значительно позже и в большинстве стран было не таким глубоким и всеобъемлющим, как в СССР. Так, например, в Польше и Югославии не было осуществлено коллективизации сельского хозяйства, в этой сфере царила мелкая частная собственность. В Чехословакии и Венгрии земля не была национализирована, и рядом с коллективными сельскими хозяйствами существовал и частный сектор. В этих странах также разрешалось заниматься мелким частным бизнесом в сфере услуг (торговля, парикмахерские, кафе, другие бытовые услуги). В Югославии социалистические методы управления экономикой во многом отличались от канонической системы, господствовавшей в других странах. Национализированы предприятия здесь имели значительную степень самоуправления и свободу в определении номенклатуры выпускаемой продукции, ее реализации и ценообразования. В стране существовала конкуренция предприятий, централизация управления экономикой была не такой жесткой, как в СССР. С другой стороны, в Югославии росла безработица (явление, нетипично для социалистической системы) и инфляция.

Система социалистических экономик отпала от системы мировой экономики из-за несовместимости командно-административных и рыночных методов хозяйствования. Образовалась мировая социалистическая система, которая развивалась на плановой основе. Организационной формой этой системы стал Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ), которая была образована в 1949 г.. В нее входили СССР, ГДР, Польша. Чехословакия, Венгрия, Румыния, Болгария, Албания (прекратила членство с 1962 p.), Монголия, Вьетнам и Куба; в некоторых структурах СЭВ участвовала Югославия.

Целью СЭВ было содействие углублению и совершенствованию сотрудничества между социалистическими странами, развития социалистической экономической интеграции, планомерному развитию народного хозяйства каждой страны, ускорению экономического и технического прогресса. Деятельность СЭВ базировалась на долгосрочных нроирамах в сфере экономики; одной из последних была Комплексная программа социалистической экономической интеграции (1971 p.).

Впоследствии в СЭВ возникла необходимость в институтах, реиулювалы бы валютно-кредитные отношения социалистических государств. Такими институтами стали Международный банк экономического сотрудничества (МБЭС), основанный в 1963 г.. И Международный инвестиционный банк (М1Б), образованный в 1970 г.. Главной функцией МБЭС было осуществление многосторонних расчетов. Он проводил операции в переводных рублях и валюте, осуществлял кредитную эмиссию переводного рубля. Главной целью М1Б было предоставление долгосрочных кредитов для развития стран-членов. Большинство кредитов предоставлялась в валюте и только 10% - в переводных рублях. В 90-х годах МБЭС и МПИ стали испытывать огромные трудности, связанные с нехваткой ресурсов, с платежами. С распадом системы социалистических стран и СЭВ их функции, по сути, исчерпаны.

В рамках Совета Экономической Взаимопомощи социалистическим странам удалось достичь определенной координации внешнеэкономической деятельности. На СЭВ приходилась преобладающая доля внешней торговли каждой из стран, было построено немало общих объектов народного хозяйства. Однако в целом эффективность СЭВ была невысокой. Объемы взаимной торговли стран - членов СЭВ значительно уступали показателям стран Европейского Экономического Сообщества; еще менее эффективной была интсирация в валютно-кредитной сфере, в межгосударственном движении трудовых ресурсов. Дело в том, что СЭВ представляла собой, прежде всего, политическую организацию. Экономическая интеирация рассматривалась как подчиненный процесс, шо масс способствовать достижению политических целей. Кроме

того, в условиях жесткого централизованного планирования интеграционный процесс приобретал неестественного характера, по сути, тормозился. С распадом социалистической системы как политической силы прекратила существование и СЭВ, что продемонстрировало ее искусственный характер.

Торможение экономического развития социалистических стран началось еще в 60-х годах. В то время его могли разглядеть только специалисты, поскольку за счет количественного наращивания производственных мощностей в промышленности общие макроэкономические показатели этих стран были приличными. Но уже детальный анализ проявлял структурные проблемы. Отсутствие рыночного регулятора приводило к тому, что производилась большое количество продукции, не находила сбыта; в то же время ощущался острый дефицит многих видов продукции. Промышленность становилась все более материало- и энергоемких. Отдача вкладывать в основные фонды падала, снижалась производительность труда. Приходили темпы роста национального дохода (табл. 12.14).

При этом самые низкие темпы зафиксированы в странах, которые до войны были уже индустриально развитыми. Так, если за 1960 - 1986 pp. национальный доход в СССР увеличился в 4 раза, в Болгарии - в 5,2, в Румынии - в 7,2, то в ГДР - только в 3,2, в Польше - в 3,1, в Венгрии - в 2,8 , в Чехословакии - в 2,7 раза.

В 80-х годах кризис экономической системы социализма уже стала очевидной. Основные макроэкономические показатели начали стремительно падать. Так, произведенный национальный доход в Украине в 1990г. По сравнению с предыдущим годом сократился на 3,6%, а в 1991 г.-еще на 13,4%.

Все больше становился разрыв с развитыми странами в использовании последствий научно-технического прогресса. Так, в 1990 г.. На атомных электростанциях в СССР было произведено только 12%, тогда как в США - 19, ФРГ - 33, Франции - 74, Великобритании -20%. Доля производства электростали и кислородно-конвертерной стали составляла в СССР 48%, тогда как в Великобритании, Италии, Франции, ФРГ и Японии - 100%. Доля производства цемента по прогрессивным "сухим" способом в общем объеме производства цемента составила в СССР 17%, а в США - 60, Японии - 78, ФРГ - 90%.

Стало ясно, что те положительные факторы, которые стимулировали экстенсивное развитие экономической системы социализма, уже исчерпан. Переход к рыночной систем и хозяйствования стал объективным и неизбежным.

Переходная экономика - это экономическая система, которая существует в период перехода из одной системы общественно-экономической системы в другую. В этот период радикально изменятся и преобразуются социальные и экономические системы, происходит общая трансформация отношений в вопросах собственности, меняются механизмы и инструменты в управленческой сфере, полностью меняются как средства так и цели экономического развития. В случае с Россией, а также стран постсоветского пространства, термин переходная экономика применим в период перехода от модели централизованного управления экономикой к новой экономике рыночного типа.

В современной классической экономической теории изучается рыночная экономика как устойчивая, упорядоченная и равновесная система, которая находится в состоянии поступательного развития. В конце ХХ века, в период перехода индустриального общества в постиндустриальное, сформировалась новая наука транзитология, которая изучает теоретические основы экономических трансформаций. Таким образом, транзитология - это наука об экономике переходного периода. Предметом этой науки являются проблемные вопросы трансформации системы хозяйствования. Субъектом же исследований транзитологии является экономическая система конкретной страны (или стран) которая находится в переходном состоянии, от одного качественного уровня к другому.

Особенность переходной экономики в том, что, по сути, одновременно экономическая система имеет характерные черты сразу двух, зачастую диаметрально противоположных, систем. Эти особенности переходной экономики делают ее нечто большим, нежели процесс реформирования некоторых частей и элементов, это процесс смены всей существующей системы экономических отношений.

Классификация переходных процессов по характеру и типу

В процессе анализа истории экономических процессов выявилось, что в процессе развития существует несколько типов переходных экономик, отличающихся друг от друга по масштабам, а также по характеристике протекания процессов.

По масштабу принято разделять экономические процессы на:

  • глобальные;
  • и локальные.

По данной классификации локальная переходная экономика существует в некотором отдельном районе, регионе или отдельно взятой стране. В своей основе локальная экономика переходного периода содержит конкретные экономические процессы, которые присущи данному региону, и делающие экономику данного региона уникальной и отличительной от экономики других стран и регионов. В плане масштаба локальная переходная экономика является экономикой исходного типа.

Под глобальной переходной экономикой подразумевают всеобщий процесс изменений, протекающий в масштабах мирового хозяйства или даже всей цивилизации, как правило, специалисты разделяют восточную и западную цивилизации. Естественно, что глобальные процессы по определению не возможны без включения в них локальных экономических изменений, именно благодаря этим локальным изменениям и происходят масштабные подвижки глобального характера. Однако глобальные процессы могут развиваться и вследствие неких глобальных факторов, как, например, глобальное разделение труда. Глобальные изменения процессы всегда имели место быть на протяжении существования человеческого общества. Для примера можно взять процесс разделения человеческой цивилизации на западную и восточную цивилизации в I тысячелетии до нашей эры. На данном этапе развития нашего общества существуют все предпосылки к тому, что вскоре произойдет объединение этих двух цивилизаций.

По тому, как протекают процессы, также выделяются два типа переходной экономики:

  • естественно-эволюционная;
  • и реформаторско-революционная.

Первый тип происходит при естественном ходе истории, второй - при возникновении в обществе, зачастую в случае революционных кардинальных процессов, программ и направлений развития общества, в том числе и в сфере экономики. Одним из примеров второго типа переходной экономики можно считать опыт воплощения в жизнь программы Л. Эрхарда в Германии после окончания Второй Мировой Войны.

Некоторые экономические школы считают, что в чистом виде эти типы переходной экономики встречаются весьма редко. В большинстве случаев имеет место их переплетение, по сути, это и есть переходная система экономики. Совершенно очевидно, что любая реформа будет ускорять (или замедлять) ход естественной экономической эволюции. В качестве примера можно рассмотреть реформу 1861 года в России, которая была направлена на ускорение перехода от традиционного уклада в экономике к экономике нового капиталистического, то есть рыночного типа. Логичным продолжением этих реформ можно рассматривать реформы Столыпина. По сути, эти реформы в экономической плоскости можно сравнивать с социально-политическими революциями, которые произошли в России.

Конец ХХ века ознаменовался массовым переходом от административно-командной экономической системы к рыночной во многих странах мира. В целом способы осуществления этих переходов можно разделить на два типа. Это переход путем создания специальных экономических институтов (это сделали Китай, а также Венгрия в Европе), или же путь «шоковой» терапии (этот тип характерен для большинства стран Восточной Европы, в том числе и для России). Классическую форму такого перехода продемонстрировала Польша 90-х годов.

Разница между этими вариантами состоит не только в сроках, за которые проведены изменения, но и объеме регулируемых секторов, избранных мер стабилизации, степени охвата отраслей. Вопреки расхожему мнению, что выбор пути перехода зависит от политической воли руководства страны, экономисты считают выбор того или иного пути обусловленным целым комплексом социальных, политических и экономических факторов. Чаще всего шоковый вариант обусловлен сложившимися тяжелыми обстоятельствами в экономике страны, финансовым дисбалансом, товарным дефицитом и структурными нарушениями по отраслям экономики, которые остались от предыдущей системы хозяйственных отношений.

Главные особенности переходной экономики

Переходная экономика - это нормальное эволюционное состояние экономической системы, когда экономика работает в период перехода от одной ступени эволюции общества к другой, часто это период экономических, политических и социальных изменений. Исходя из этого, черты переходной экономики отличают ее от «обычной» экономической системы. Среди этих специфических особенностей можно выделить:

  • Заторможенность (инерционность) процесса воспроизведения.
  • Развитие новых форм, элементов и экономических институтов.

Зачастую эти особенности определяются как главные проблемы переходной экономики. Первая особенность (инерционность) объясняется тем, что из-за постоянного оглядывания на предыдущий этап не возможна быстрая, как бы этого не хотелось, замена экономических форм и отношений новыми. Именно этим явлением объясняется сохранение на достаточно большом промежутке времени пережитков старых экономических взаимоотношений.

Но поскольку процесс эволюции остановить не возможно, новые формы и новые отношения будут возникать и развиваться. Особенно интенсивно развиваются новые экономические институты в случае наличия спланированной программы реформ. Эффективность реформ возрастает в том случае, если они проводятся не спонтанно, а базируются на экономических законах. В этот период возрастает роль субъективных факторов, в конце концов, определяющих пути реализации реформ и их практическое значение.

Основные черты характерные для переходной экономики

В экономической теории выделяют основные черты переходной экономики, их как минимум пять.

  • Изменчивость.

Экономика переходного периода отличается своей изменчивостью, которая нарушает равновесие. Данная черта присуща для любого типа переходной экономики, обеспечивает как динамизм развития процесса, так и неопределенность перспектив процесса развития экономической системы.

  • Смешение нового и старого.

Особенности переходной экономики проявляются в переплетении новых и старых форм ведения хозяйства являются лакмусовой бумажкой на то, что процесс действительно начат, он идет и по мнению многих специалистов свидетельствует о необратимости процесса.

  • Альтернативность.

Является фактором многовариантности развития событий и свидетельствует о возможности выбора наиболее благоприятного варианта развития.

  • Противоречивость.

Эта особенность касается не столько функционирования экономики, сколько возникающих противоречий между слоями общества и стоящими за ними субъектами хозяйствования. Обострение противоречий насколько сильно, что это может привести к революционным потрясениям и социальным катаклизмам.

  • Историчность.

Экономика переходного периода сама по себе носит исторический характер, который, несомненно, зависит от особенностей региона. Это значит, что одни и те же закономерности протекания экономических процессов проявляются в каждой стране по-разному.

Совершенно очевидно, что при формировании программ экономического развития следует учитывать основные черты переходной экономики, с целью недопущения возможных ошибок и просчетов.

Российская переходная экономика и ее особенности

Несмотря на то, что в России экономические процессы протекают по той же схеме, что и в большинстве стран мира, переходная экономика России имеет целый ряд собственных уникальных особенностей. Также существуют проблемы переходной экономики характерные только для России.

  • Беспрецедентность.

Под этим термином понимают то, что переход к рыночной экономике происходит не от традиционного уклада, а от специфического, складывавшегося 70 лет особого типа «социалистической» экономики. Российская переходная экономика как экономическая и социальная система, бесспорно, накладывает свои отпечатки на ход преобразований. Более того, ход процесса не до конца предсказуем, поскольку аналогов в мировой истории попросту нет. Россия вновь, как и после 1917года, выступает как первопроходец.

  • Возвратность.

Дело в том, что основные понятия рыночной экономики для России не совсем чужды. Многие понятия были попросту «вытравлены» из сознания людей советской идеологией и способом жизни. Сегодня происходит возврат к утраченным ценностям.

  • Глобализация.

Особенности переходной экономики усиливаются процессами глобализации. Мировые процессы попросту не могут не влиять на Россию, на сами переходные процессы и на главные ориентиры. Поэтому российская переходная экономика представляет собой уникальное переплетение локальных тенденций и направлений развития.

  • Территориальность.

Переходная экономика России связана с географическим положением, как звена связывающего экономики западной и восточной цивилизации. Эта особенность накладывает свой отпечаток не только на стили хозяйствования, но и на ментальность жителей.

Задачи переходной экономики России

Переход на новую экономическую систему процесс тяжелый и требует четко поставленных задач:

  • Либерализация экономической системы. Для России трудно, но жизненно необходимо отказаться от запретов и ограничений, а также от чрезмерного государственного контроля во всех экономических сферах. Поэтому государство в переходной экономике играет важную и сложную роль.
  • Демонополизация. Суть заключается в создании в стране среды истинной конкуренции, то есть равных условий для ведения бизнеса абсолютно всеми субъектами хозяйствования.
  • Структурные преобразования. Такие преобразования, которые устранят диспропорции как в экономической системе в целом, так и в отдельных ее отраслях в частности.
  • Стабилизация макроэкономических параметров. Под этим подразумевается контроль над инфляцией, денежной эмиссией, сбалансированности государственного бюджета.
  • Социальная защита. Поскольку от не всегда популярных экономических реформ страдают простые люди, необходима четко функционирующая по установленным прозрачным правилам социальная сфера. Главная задача социальных служб должна заключаться в облегчении адаптации населения к новым экономическим условиям.
  • Институциональные преобразования включают в себя создание частного сектора, действующей рыночной инфраструктуры, создание эффективного законодательства адаптированного под условия рынка.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

К этой группе относят государства, которые с 80-90-х гг. осуществляют переход от административно-командной (социалистической) экономики к рыночной (поэтому их часто называют постсоциалистическими). Это 12 стран Центральной и Восточной Европы, 15 стран - бывших советских республик, а по некоторым классификациям к ним также относят Монголию, Китай и Вьетнам (хотя формально две последние страны продолжают строить социализм). Иногда всю эту группу стран относят к развивающимся (например, в статистике МВФ), исходя из низкого уровня ВВП на душу населения (только у Чехии и Словении он превышает 10 тыс. долл.), а иногда к ним относят только три последние страны.

Страны с переходной экономикой производят около 6% мирового ВВП, в том числе страны Центральной и Восточной Европы (без Балтии) - менее 2%, бывшие советские республики - более 4% (в том числе Россия - около 3%). Доля в мировом экспорте - 3%. Китай производит около 12% мирового ВВП. Здесь есть страны, добившиеся за десять лет рыночных реформ значительных успехов в экономическом развитии: Польша, Венгрия, Чехия, Словакия, Словения, Хорватия, Литва, Латвия и Эстония. В некоторых из них уровень жизни почти вплотную приблизился к стандартам стран Западной Европы, а темпы экономического роста сохраняются стабильно высокие и даже превышают западноевропейские. Основные структурные преобразования в экономике уже проведены, и на повестке дня стоит вопрос об интеграции в единый европейский рынок.

Другие государства, такие как Болгария, Румыния, Украина, Албания, Македония находятся в стадии трансформации всей экономической системы, и им еще только предстоит решение довольно сложных проблем переходного периода. Есть и такие страны, которые испытывают застой и уже перестали двигаться в сторону рыночной ориентации. К ним, например, относится Беларусь, рыночные реформы в которой захлебнулись, и нависла серьезная угроза возвращения к старой административно-командной системе. Относятся к данной группе и страны, серьезно пострадавшие от военных действий в результате нарушения их территориальной целостности и многочисленных этнических конфликтов. Таким государствам сейчас просто не до реформ, перед ними стоит проблема восстановления пострадавшей от войны экономики. Это Сербия, Черногория, Босния и Герцеговина.

Если в этой самой молодой группе стран попытаться выделить подгруппы, то возможна различная классификация. В одну группу можно выделить бывшие советские республики, которые ныне объединены в Содружество Независимых Государств (СНГ). Это позволяют сделать схожий подход к реформированию экономики, близкий уровень развития большинства этих стран, объединение в одной интеграционной группировке, хотя подгруппа достаточно разнородна.

В другую подгруппу можно объединить страны Центральной и Восточной Европы, включая страны Балтии. Для этих стран характерен преимущественно радикальный подход к реформам, стремление войти в ЕС, сравнительно высокий уровень развития большинства из них. Однако сильное отставание от лидеров этой подгруппы, меньшая радикальность реформ приводит некоторых экономистов к выводу, что Албанию, Болгарию, Румынию и некоторые республики бывшей Югославии целесообразно включать в первую подгруппу.

В отдельную подгруппу можно выделить Китай и Вьетнам, проводящие реформы схожим образом и имевшие в первые годы реформирования низкий уровень социально-экономического развития, который сейчас быстро повышается.

Из прежней многочисленной группы стран с административно-командной экономикой к концу 90-х гг. остались только две страны: Куба и Северная Корея.

Третью группу составляют страны с переходной экономикой, которые с 80-х – 90-х г. осуществляют переход от административно-командной экономики к рыночной. До последнего времени к ним относилось 30 стран: 12 – центральная и восточная Европа, 15 – бывшие советские республики, Монголия, Китай, Вьетнам.

Страны с переходной экономикой в начале 21 века производили около 17-18% мирового ВВП, в том числе: страны центральной и восточной Европы – менее 2%, бывшие советские республики – более 4 % (в том числе Россия – около 3%), Китай – около 12%.

Группа стран с переходной экономикой с точки зрения осуществления рыночных реформ включает 3 подгруппы:

1. Страны восточной и центральной Европы + страны Балтии. Для этих стран характерно:

  • Преимущественно радикальный подход к реализации реформ
  • Стремление войти в Евросоюз
  • Стремление войти в НАТО
  • Сравнительно высокий уровень развития у большинства стран.

Наибольших успехов в проведении экономических реформ к концу 90-х – начала 21 века добились: Польша, Венгрия, Чехия, Словакия, Словения. Более медленно рыночные реформы осуществляются в Албании, Румынии, Болгарии и некоторых республиках бывшей Югославии.

2. Вторую подгруппу образуют бывшие республики СССР без стран Балтии. Эти страны вошли в содружество независимых государств (СНГ). Для многих стран СНГ при проведении реформ были безоговорочно приняты экономические принципы, разработанные группой специалистов США и известны как идеи Вашингтонского консенсуса. Они сводились к:

  • Вытеснению государства из сферы
  • Массовой приватизации
  • Свободе в ценообразовании
  • Открытости внутреннего рынка
  • Внешнему заимствованию

В результате реализации этих принципов на первый план вышли такие макроэкономические показатели как: уровень инфляции, объем денежной массы, бюджетный дефицит. Осуществление реформ в странах СНГ проходило по-разному. Более радикально – Россия, Казахстан. Намного медленнее этот процесс протекает в Белоруссии, Узбекистане, Киргизии.

3. Отдельную группу образуют Китай и Вьетнам, в которых рыночные реформы осуществлялись при сохранении социалистических форм (сохранение роли государства, ведущей роли ком. партии, планирование). Следует отметить, что Китай и Вьетнам добились заметных результатов в экономическом развитии. Что касается Монголии, то в последние годы там ускоряется процесс рыночных реформ.

Для стран с переходной экономикой характерны следующие черты:

  • Неустойчивость, что обуславливается нецелостностью переходной экономики, ее модель характеризуется сочетанием как новых, так и старых экономических форм и отношений
  • Альтернативный характер развития, поскольку итоги развития переходной экономики могут быть многовариантны
  • Появление и функционирование особых переходных форм (например, индикативная форма планирования)
  • Переходная экономика характеризуется значительной противоречивостью, которая связана с наличием старых и новых форм производства, с наличием необходимости развития в новом направлении при старых формах организации
  • Историчность, то есть переходный характер экономики должен сменяться, при нормальном развитии, периодом построения зрелой рыночной экономики

Страны с переходной экономикой (СПЭ) или страны с формирующимися рынками (СФР) — это государства, которые осуществляют переход от к . Страны с переходной экономикой возникли в конце 80-х начале 90-х гг. в результате распада социалистической системы.

К странам с переходной экономикой относятся:

  • Бывшие социалистические страны Центральной и Восточной Европы: Албания, Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, Словакия, Чешская Республика, преемники Социалистической Федеративной Республики Югославии — Босния и Герцеговина, Республика Македония, Словения, Хорватия, Сербия и Черногория;
  • Бывшие советские республики — ныне страны : Азербайджан, Армения, Белоруссия, Грузия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Российская Федерация, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина;
  • Бывшие прибалтийские республики: Латвия, Литва, Эстония.

При этом надо учитывать, что часть указанных стран в 2004 г. и 2007 г. вошла в состав и де-юре эти страны стали относить к , хотя де-факто они являются странами с формирующимися рынками.

Особую сложность представляет классификация Китайской Народной Республики, поскольку строительство капитализма, а значит, рыночных отношений, в КНР происходит под руководством Коммунистической партии Китая (КПК). Экономика Китая представляет симбиоз плановой социалистической экономики и свободного предпринимательства. (МВФ) относит Китай, как и Индию, к развивающимся азиатским странам.

Для стран Центральной и Восточной Европы, стран Балтии и некоторых Балканских стран, характерен изначально более высокий уровень социально-экономического развития; радикальное и успешное проведение реформ (“бархатные революции”); выраженное стремление войти в состав . Аутсайдерами в этой группе являются Албания, Болгария и Румыния. Лидеры — Чехия и Словения.

Бывшие советские республики, за исключением стран Балтии, с 1993 г. объединены в (СНГ). Развал привел к разрыву складывающихся десятилетиями хозяйственных связей между предприятиями бывших республик. Единовременная отмена государственного ценообразования (в условиях дефицита товаров и услуг), стихийная приватизация крупнейших экспортно-ориентированных государственных предприятий, введение параллельной валюты (доллара США) и либерализация внешнеторговой деятельности привели к резкому падению производства. в России снизилось почти в 2 раза. достигала 2000% и более в год. Наблюдалось резкое падение курса национальной валюты, резкое расслоение населения при абсолютном обнищании основной его массы. Произошло формирование олигархического варианта капитализма без создания среднего класса. Кредиты МВФ и других международных организаций направлялись на “латание дыр” в государственном бюджете и бесконтрольно разворовывались. Проведение финансовой стабилизации за счет бюджетных ограничений и политики рестрикции или сжатия денежной массы (рост процентных ставок) постепенно снизили инфляцию, но имели серьезные социальные потери (безработицу, рост смертности населения, беспризорные дети и др.). Опыт “шоковой терапии ” показал, что само по себе введение частной собственности и рыночных отношений не является гарантом создания эффективной экономики.