Правовое положение инвестиционных фондов в рф. Правовое положение инвестиционных фондов Выполнили: Малыгина Екатерина, Пономарева. Нормативно-правовая база регулирующая деятельность инвестиционных фондов в России

Рассматриваются основные вопросы организации аудиторской деятельности в Российской Федерации и за рубежом, подробно описаны стадии аудиторской проверки, детально освещаются вопросы профессиональной подготовки и этики аудитора. Материал изложен в соответствии с современной нормативной базой, регулирующей вопросы аудиторской деятельности в России. Книга также содержит необходимую информацию для перехода на международные стандарты аудита. Для студентов, аспирантов и преподавателей вузов, слушателей программы подготовки к квалификационному экзамену на получение аттестата аудитора, а также для аудиторов, бухгалтеров, экономистов, юристов, руководителей организаций.

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Аудиторская деятельность: основы организации (Л. И. Воронина) предоставлен нашим книжным партнёром - компанией ЛитРес .

Принципы аудиторской деятельности. Стандарты аудита

В данной главе рассмотрены основные принципы аудита и принятые в международной практике стандарты действий аудиторов в процессе подготовки и проведения аудиторской проверки. Ознакомление с этими принципами и стандартами позволит разобраться в основных проблемах аудиторской деятельности и понять, каковы возможные пути их разрешения.

Прочитав эту главу, вы сможете:

Понять значение стандартизации в аудиторской деятельности;

Объяснить, какая организация и с какой целью занимается разработкой международных аудиторских стандартов;

Разобраться в общепринятой классификации аудиторских стандартов;

Указать структуру и содержание разрабатываемых в Российской Федерации национальных стандартов аудита;

Сопоставить международные аудиторские стандарты с национальными федеральными правилами (стандартами) аудита, принятыми в России;

Проанализировать связь системы аудиторских стандартов с существующей системой нормативного регулирования аудиторской деятельности.

2.1. Основные принципы аудита

Принципы, как отмечал известный немецкий философ Кант, человек возлагает на себя с торжественностью обета, они возвышаются над меняющимися желаниями, потребностями и обстоятельствами.

Одна из особенностей профессии аудитора заключается в том, что на аудиторах лежит огромное бремя ответственности, но их действия обычно нечасто подвергаются проверке. Именно поэтому западные деловые круги, основываясь на критерии нравственности, ставят профессию аудитора в один ряд с миссией священника.

Деятельность аудиторов регулируется международными стандартами аудита (МСА) (International Auditing Guidelines – IAG ).

Требования (принципы), предъявляемые к специалистам аудита и к процессу аудирования, описаны в МСА 200 «Цель и общие принципы, регулирующие аудит финансовой отчетности».

Цель аудита финансовой отчетности изложена в п. 2 МСА 200, согласно которому аудит финансовой отчетности призван дать аудитору возможность выразить мнение о том, составлена ли финансовая отчетность во всех существенных аспектах в соответствии с установленными правилами формирования финансовой отчетности.

Общие принципы аудита, описанные в МСА 200, можно разделить на две группы:

1) основные принципы, регулирующие аудит;

2) основные принципы проведения аудита.

Основные принципы, регулирующие аудит , – этические и профессиональные нормы, определяющие взаимоотношения аудитора (аудиторской фирмы) и клиента. Эти принципы должны соблюдаться аудиторами и аудиторскими фирмами при оказании всех аудиторских услуг и учитываться при разработке нормативных документов, регулирующих аудит.

Основные принципы проведения аудита , т. е. правила, определяющие этапы и элементы аудиторской проверки.

Основные принципы, регулирующие аудит, изложены в Кодексе этики профессиональных бухгалтеров, разработанном МФБ. При выполнении своих профессиональных обязанностей аудитор должен руководствоваться следующими этическими и профессиональными принципами:

Независимость, честность и объективность;

Профессиональная компетентность и надлежащая добросовестность;

Конфиденциальность информации;

Профессиональное поведение;

Следование техническим стандартам.

Независимость, честность и объективность аудитора. Независимость аудитора – отсутствие какой-либо финансовой или иной имущественной заинтересованности аудитора в проверяемой компании. Например, аудитор не может проверять компанию, одним из собственников которой он является, а также не может участвовать в проверке, если с высшими должностными лицами компании-клиента его связывают родственные отношения. Аудитор не должен давать никакого повода для сомнений в своей независимости и объективности своего заключения.

Аудитор должен быть честным и объективным, его мнение и заключение – непредвзятыми и беспристрастными.

Профессиональная компетентность и надлежащая добросовестность аудитора. Аудитор должен обладать необходимой профессиональной квалификацией, заботиться о ее поддержании на должном уровне, соблюдать требования нормативных документов. Аудитор не должен делать вид, что он имеет опыт или экспертные знания, которыми в действительности не обладает. Приобретение профессиональной компетентности в аудите можно подразделить на две фазы:

а) достижение уровня профессиональной компетентности;

б) поддержание уровня профессиональной компетентности.

Первая фаза требует высокого уровня общего образования, за которым должны следовать специальное образование, повышение квалификации и сдача экзаменов по соответствующим дисциплинам по профессии – аттестация, а также определенный период работы по специальности.

На второй фазе должны постоянно отслеживаться изменения в законодательных и нормативных актах, развитие бухгалтерской и аудиторской профессий.

Конфиденциальность информации. Информация, полученная аудитором в ходе проверки или оказания других аудиторских услуг, является конфиденциальной и может быть использована или передана третьим лицам только с согласия клиента (данного в письменной форме) или по решению суда. Принцип конфиденциальности должен соблюдаться безусловно, даже если разглашение или распространение информации о клиенте не наносит ему материального или иного ущерба.

Профессиональное поведение. Привлекая к работе других аудиторов или вспомогательный персонал, аудитор должен быть уверен в их профессиональной компетентности и контролировать качество их работы. Аудитор не должен оказывать клиентам какие-либо услуги, если он не обладает достаточной квалификацией в данной области или не уверен в правильности своих рекомендаций.

Аудитор, работая с клиентом, должен использовать все свои знания и опыт, быть в курсе последних нововведений и изменений в области бухгалтерского учета, налогообложения и др.

Следование техническим стандартам. Для достижения цели аудита финансовой отчетности аудитор должен проводить аудиторские проверки в соответствии с МСА. В них содержится описание основных принципов и необходимых процедур, а также соответствующие рекомендации, представленные в форме пояснительного и иного материала.

Основными принципами проведения аудита являются следующие.

Определение объема аудита. Термин «объем аудита» относится к аудиторским процедурам, считающимся необходимыми для достижения цели аудита. Процедуры, необходимые для проведения аудита согласно МСА, должны определяться аудитором с учетом требований МСА, соответствующих профессиональных организаций, законов, нормативных актов и, если нужно, с учетом условий договоренности с клиентом. Аудитор должен получить достаточное представление обо всех сторонах финансово-хозяйственной деятельности субъекта проверки, организации его бухгалтерского учета и внутреннего контроля, чтобы адекватно спланировать проверку и получить данные, достаточные для составления объективного аудиторского заключения.

Планирование аудита. Планировать проведение аудита следует на основе предварительного анализа деятельности проверяемой организации, оценки масштаба предстоящих работ и системы внутреннего контроля.

Необходимо определить процедуры, которые следует использовать в процессе проверки, а также установить, нужно ли привлекать к работе других аудиторов, экспертов и вспомогательный персонал, и спланировать их деятельность, получив согласие клиента.

Использование работы других специалистов не снимает с аудитора ответственности за аудиторское заключение.

Аудитору нужно дать оценку систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля, принятых в проверяемой организации, чтобы определить вероятность возникновения ошибок, влияющих на достоверность финансовой отчетности. На основе такой оценки определяют содержание, масштаб и количество аудиторских процедур.

Аудиторские доказательства (данные аудита) и аудиторская документация. В ходе проверки аудитору требуется собрать доказательства того, что финансовые отчеты составлены в соответствии с действующим законодательством и нормативами бухгалтерского учета и являются достоверными.

Согласно МСА аудит призван обеспечить достаточную уверенность в том, что рассматриваемая в целом финансовая отчетность не содержит существенных искажений.

Важнейшие аудиторские доказательства (данные аудита) должны быть задокументированы. При необходимости аудитор может составлять рабочие документы, требующие для аудиторских процедур (ведомости, схемы и др.). Аудиторская документация является собственностью аудитора, однако информация, содержащаяся в ней, конфиденциальна и не подлежит использованию и (или) разглашению без согласия клиента.

Аудиторское заключение и аудиторский отчет. Аудитор излагает итоги проверки и выводы в аудиторском отчете и заключении. В отчете и заключении обязательно должно быть указано на достоверность финансовых отчетов, их соответствие во всех существенных аспектах действующему законодательству и нормативным документам по учету и отчетности. Составление заключения, подтверждающего финансовую отчетность с ограничениями (оговорками) либо вообще не подтверждающего ее, должно быть хорошо обосновано.

Стандарт разграничивает ответственность за финансовую отчетность. Необходимо разделять ответственность за финансовые отчеты и за аудиторское заключение. Аудитор ответствен только за выражение мнения о финансовой отчетности. Ответственность за подготовку, содержание и представление финансовой отчетности несет руководство проверяемой организации.

2.2. Аудиторские стандарты, их значение и необходимость унификации

С развитием транснациональных корпораций, интеграцией и превращением аудиторских фирм в крупные международные группы появилась потребность в унификации аудита в международном масштабе, так как проблемы в области аудита практически одинаковы во всем мире.

Разработкой профессиональных требований на международном уровне занимаются несколько организаций, в том числе МФБ. В рамках МФБ аудиторскими стандартами занимается Комитет по международной аудиторской практике (КМАП) (International Auditing Practicies Commitee – IAPC ), действующий на правах постоянного автономного комитета.

МСА, которые издает КМАП, преследуют две цели:

1) способствовать развитию профессии аудитора в странах, где уровень профессионализма ниже общемирового;

2) унифицировать по мере возможности подход к аудиту в международном масштабе.

Стандарты определяют общий подход к проведению аудита, масштаб аудиторской проверки, виды отчетов аудиторов, вопросы методологии, а также базовые принципы, которым должны следовать все представители этой профессии независимо от условий, в которых проводится аудит.

Аудиторские стандарты формируют единые базовые требования, определяющие нормативные требования к качеству и надежности аудита и обеспечивающие определенный уровень гарантии результатов аудиторской проверки при их соблюдении. С изменением экономических условий аудиторские стандарты подлежат периодическому пересмотру для максимального удовлетворения потребностей пользователей финансовой отчетности.

На базе аудиторских стандартов формируются учебные программы для подготовки аудиторов, а также единые требования для проведения экзаменов на право заниматься аудиторской деятельностью.

Аудиторские стандарты являются основанием для доказательства в суде качества проведения аудита и определения меры ответственности аудиторов.

Таким образом, значение стандартов состоит в том, что они:

Обеспечивают высокое качество аудиторской проверки;

Содействуют внедрению в аудиторскую практику новых научных достижений;

Помогают пользователям понять процесс аудиторской проверки;

Создают общественный имидж профессии;

Устраняют контроль со стороны государства;

Помогают аудитору вести переговоры с клиентом;

Обеспечивают связь отдельных элементов аудиторского процесса.

2.3. Деятельность Комитета по международной аудиторской практике в области разработки стандартов аудита

КМАП является постоянным органом Совета МФБ, состоящего из 13 стран и 4 организаций.

В настоящее время Совет включает представителей бухгалтерских органов Австралии, Канады, Франции, Германии, Италии, Японии, Иордании, Кореи, Нидерландов, Южной Африки, Объединенного королевства Великобритании, США, а также представителей Северной федерации государственных бухгалтеров, Международного координационного комитета ассоциаций финансовых аналитиков и др.

Члены КМАП назначаются соответствующими организациями – членами МФБ в странах, выбранных Советом МФБ. Представители, входящие в КМАП, должны быть членами одной из организаций, являющейся членом МФБ. А для обеспечения широкого разнообразия во взглядах в состав подкомитетов КМАП могут входить отдельные лица из стран, не представленных в КМАП. Необходимую информацию можно запрашивать из других организаций.

На КМАП возложена обязанность выпуска по поручению Совета МФБ МСА и сопутствующих услуг, а также положений о международной аудиторской практике (ПМАП). ПМАП разрабатываются с целью предоставления практической помощи аудиторам в соблюдении стандартов и обеспечения надлежащей аудиторской практики. Они не имеют силы стандартов.

Опишем этапы разработки МСА и положений о международной аудиторской практике (ПМАП).

1. КМАП делегирует подкомитету ответственность за составление конкретного проекта стандарта или положения. Методика работы КМАП заключается в отборе определенных тем, предназначенных для подробного изучения подкомитетами, созданными специально для этой цели.

2. Подкомитет изучает предварительно собранную информацию, представленную в виде положений, рекомендаций, исследований, а также материалов или проектов стандартов, опубликованных организациями – членами МФБ, региональными и иными организациями.

3. Разработка проекта стандарта или положения, который затем представляется для обсуждения в КМАП.

4. При одобрении 3/4 общего числа членов КМАП проект стандарта или положения представляется на рассмотрение всем организациям – членам МФБ, а также международным организациям, заинтересованным в его принятии.

5. Комментарии и предложения по проекту рассматриваются соответствующим подкомитетом с последующей передачей КМАП, после чего в проект вносятся необходимые изменения.

6. При одобрении 3/4 общего числа членов КМАП документ выпускается как окончательный норматив аудита.

В каждой стране должно осуществляться локальное регулирование международных стандартов в соответствии с установленной практикой. Такое регулирование возможно путем принятия национальных стандартов, инструкций и положений, издаваемых законодательными органами. Например, в некоторых странах (Австралии, Бразилии, Индии, Голландии) международные стандарты используются в качестве базы для разработки национальных стандартов аудита .

В странах, где решено не разрабатывать собственные стандарты аудита (Кипр, Малайзия, Нигерия, Фиджи, Шри-Ланка), МСА могут восприниматься в качестве национальных. В помощь странам – членам МФБ, которые хотят принять МСА в качестве национальных стандартов, КМАП подготовил текст заявления. Примерный текст заявления может быть использован для определения юридической силы принимаемых стандартов и возможности их применения в конкретной стране.

В наиболее экономически развитых странах, имеющих национальные стандарты аудита (Канаде, Великобритании, Ирландии, США), международные стандарты просто принимаются к сведению, но не превалируют над национальными.

Внутрифирменные стандарты аудита базируются, как правило, на национальных стандартах, детализируя их. Например, фирма «Делойт энд Туш» выработала стандарты по оплате аудита и сопутствующих услуг, которая несколько ниже, чем по стандартам, используемым конкурирующими аудиторскими фирмами.

Таким образом, стандарты аудита разделяются следующим образом:

1) международные;

2) национальные;

3) внутрифирменные.

2.4. Система международных стандартов аудита

Стандарты аудиторской деятельности – это нормативные правовые документы, регламентирующие единые требования к порядку осуществления, оформления и оценки качества аудита и сопутствующих ему услуг, а также к порядку подготовки аудиторов и оценки их квалификации.

Таким образом, стандарты – это определенные требования:

К самому аудитору;

Процессу аудита;

Аудиторскому заключению.

Система МСА состоит из девяти взаимозависимых последовательных разделов:

1. Введение

2. Обязанности

3. Планирование

4. Система внутреннего контроля

5. Аудиторские доказательства

6. Использование результатов работы третьих лиц

7. Аудиторские выводы и заключения

8. Специальные области аудита

9. Сопутствующие услуги.

В данной системе можно также выделить укрупненную группировку, представленную в табл. 2.


Таблица 2

Система МСА

I. Общие стандарты характеризуют требования, которым должны соответствовать квалификация и личностные качества аудитора.

1. Проверка должна проводиться лицом или лицами, имеющими надлежащую техническую подготовку и квалификацию аудитора (компетентность ).

2. По всем вопросам, касающимся выполняемой работы, точка зрения аудитора или аудиторов должна постоянно оставаться независимой (независимость ).

3. При проведении проверки и составлении отчета необходимо подходить к этому с должной профессиональной тщательностью, вниманием и объективностью .

II. Рабочие стандарты (проведения аудита).

4. Работа должна быть достаточно хорошо спланирована , и за вспомогательным персоналом, если он есть, должен осуществляться надлежащий контроль .

5. Должна быть проведена надлежащая оценка существующей системы внутреннего контроля , чтобы установить, можно ли на нее полагаться, и определить на основе этого объем проверок.

6. Должны быть получены достаточно компетентно представленные материалы, используемые в качестве доказательств , путем:

Обследования;

Проверки;

Наблюдения;

Инспекции;

Опросов и подтверждений;

Математических расчетов и анализа – для обоснования заключения по проверяемым финансовым отчетам.

III. Стандарты отчетности – правила, касающиеся отчетов по результатам аудиторской проверки.

7. В своем отчете аудитор должен указать, какие именно финансовые отчеты проверялись, определить, соответствуют ли они общепринятым правилам бухгалтерского учета.

8. Аудитор должен указать, соблюдались ли правила ведения учета в текущем периоде по сравнению с предшествующим периодом.

9. Сведения, содержащиеся в финансовых отчетах, признаются достаточными и правильными , если в аудиторском отчете не сказано другое.

10. Отчет аудитора должен содержать четкое и определенное описание характера проделанной аудитором проверки и заключение по поводу финансовых отчетов в целом или указание причины, по которой заключение не может быть составлено.

Если в финансовых отчетах встречаются неточности, по которым у аудитора и клиента возникают разногласия, аудитор обязан это отразить в своем отчете.

IV. Специфические стандарты – стандарты, используемые при осуществлении услуг, сопутствующих аудиту.

Стандарты аудита не содержат детализированных инструкций их применения и определяют в основном направления, порядок и цель того или иного вида деятельности аудитора. Эти стандарты рассчитаны на высокий профессиональный уровень, компетентность и самостоятельность аудиторов.

В конце каждого МСА приводится раздел «Перспективы государственного сектора», в котором раскрываются характерные при аудите деятельности государственных учреждений случаи, требующие пояснения или дополнения. МСА, в которых такого раздела нет, применяются к аудиту финансовой отчетности в государственном секторе во всех существенных аспектах.

2.5. Основное содержание международных стандартов аудита и сопутствующих ему услуг

Как видно из перечня в табл. 2, МФБ разработала и утвердила 39 международных стандартов аудита, которые включают 35 стандартов по аудиту, глоссарий и три стандарта по сопутствующим услугам.

Кроме того, разработано и утверждено более 10 ПМАП, а именно:

ПМАП 1000 «Процедуры межбанковского подтверждения»;

ПМАП 1001 «Среда ИТ – автономные персональные компьютеры»;

ПМАП 1002 «Среда ИТ – онлайновые компьютерные системы»;

ПМАП 1003 «Среда ИТ – системы баз данных»;

ПМАП 1004 «Взаимодействие инспекторов по банковскому надзору и внешних аудиторов»;

ПМАП 1005 «Особенности аудита малых предприятий»;

ПМАП 1006 «Аудит международных коммерческих банков»;

ПМАП 1007 «Контакты с руководством клиента»;

ПМАП 1008 «Оценка рисков и система внутреннего контроля – характеристики КИС и связанные с ними вопросы»;

ПМАП 1009 «Методы аудита с использованием компьютеров»;

ПМАП 1010 «Учет экологических вопросов при аудите финансовой отчетности» и др.


Таблица 3

2.6. Требования к структуре российских аудиторских стандартов

Существуют два подхода к регулированию аудиторской деятельности в конкретной стране:

1) признание МСА;

2) разработка национальных стандартов аудита.

При первом подходе применять МСА в качестве национальных могут только страны, которые являются членами МФБ. Для этого нужно заявить о своем решении принять МСА в качестве основы для утвержденных стандартов аудита и сопутствующих услуг в своей стране. После получения надлежащего разрешения МФБ организации – члены МФБ получают право на перевод данных документов.

При обсуждении обоих подходов в нашей стране большинством специалистов было принято решение о разработке отечественных стандартов аудита с учетом национальных традиций и сложившуюся практику и терминологию аудита. Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ протоколом № 6 от 25 декабря 1996 г. был утвержден Перечень терминов и определений, используемых в правилах (стандартах) аудиторской деятельности, который соответствовал Временным правилам аудиторской деятельности в Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 г. № 2263. Целью Перечня было изложение основных терминов и определений, употребляемых при осуществлении аудиторской деятельности, в том числе для обеспечения единства трактовки терминов во всех правилах (стандартах) аудиторской деятельности.

В разработке проектов правил (стандартов) аудита наряду с Научно-исследовательским финансовым институтом при Минфине России участвовали вузы Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Казани, ряд аудиторских фирм. К этим мероприятиям было привлечено свыше 30 специалистов в области учета и аудита. В результате активной работы к 2001 г. в России были разработаны и утверждены 38 правил (стандартов) аудиторской деятельности, носивших рекомендательный характер.

В октябре 2000 г. при участии Международного центра реформ системы бухгалтерского учета был опубликован первый официальный перевод МСА на русский язык. В 2001 г. МФБ выпустила второе официальное издание сборника МСА и Кодекса этики профессиональных бухгалтеров на русском языке. Обновленное и дополненное издание, являясь первоисточником обобщенной международной аудиторской практики, показало нестыковку в принятой за рубежом и отечественной практике аудита терминологии.

Кроме того, в предисловии к «Международным стандартам аудита и сопутствующих услуг» был четко определен их статус. Так, в п. 9 сказано, что «Международные стандарты аудита (МСА) предназначены для применения при аудите финансовой отчетности. Кроме того, Международные стандарты аудита, адаптируемые по необходимости, применяются при аудите иной информации и предоставлении сопутствующих услуг». А в п. 12 подчеркнуто, что «в исключительных обстоятельствах для более эффективного выполнения задач аудитор может посчитать необходимым отступить от международного стандарта аудита. В случае возникновения такой ситуации аудитор должен быть готов аргументировать подобное отступление».

В этом же документе был решен и вопрос расхождений положений МСА с местными (национальными) положениями (стандартами). Согласно п. 16 предисловия МСА не отменяют местных положений, регулирующих аудит финансовой или иной информации в каждой отдельной стране. Если местные положения отличаются либо противоречат МСА в определенных аспектах, то организациям – членам МФБ необходимо следовать обязательствам членства, предусмотренным в Конституции МФБ, т. е. работать в направлении осуществления данного МСА по мере возможности и в том объеме, который представляется реальным в местных условиях.

После принятия Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» проблема несоответствия терминологии и положений стандартов и правил аудиторской деятельности обострилась, так как названные правила (стандарты) были написаны в соответствии с Временными правилами аудиторской деятельности в Российской Федерации, отмененными названным Федеральным законом.

С 2002 г. началась работа по обновлению национальных стандартов аудита, которые с принятием постановления Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. № 696 получили название федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности.

Разработка стандартов аудиторской деятельности в России основана на предположении, что каждый из них должен определять какую-то часть или сторону аудиторской деятельности, быть кратким и лаконичным, но содержать достаточно полное описание требований к регулированию объекта стандарта.

Принята принципиальная схема стандарта (табл. 4).


Таблица 4

Принципиальная схема стандарта


Значение разработки федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности трудно переоценить. Их появление – еще один шаг цивилизованного аудита в России.

В настоящее время коллективом ученых и специалистов разработаны 23 федеральных правила (стандарта) аудиторской деятельности. Сравнение данных правил с аналогичными МСА приведено в табл. 5.


Таблица 5

Сравнение федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности, принятых в Российской Федерации, и аналогичных МСА

2.7. Место стандартов в системе нормативного регулирования аудиторской деятельности

Формирование рыночных отношений в России требует быстрейшего становления организации и методики аудиторской деятельности в Российской Федерации с учетом опыта, который уже накоплен мировой практикой. В соответствии с принятой за рубежом концепцией нормативного регулирования аудита, состоящей из трех уровней, должна строиться и система управления этим экономическим институтом в нашей стране.

Первый уровень системы нормативного регулирования аудиторской деятельности в нашей стране по аналогии с системой нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации представлен законодательными актами, постановлениями Правительства РФ и указами Президента РФ . К первому уровню можно, в частности, отнести следующие нормативные акты:

1) Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее – Закон об аудиторской деятельности);

2) Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»;

3) постановление Правительства РФ от 6 февраля 2002 г. № 80 «О вопросах государственного регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации»;

4) Положение о лицензировании аудиторской деятельности, утвержденное постановлением Правительства РФ от 29 марта 2002 г. № 190.

Базовым документом первого уровня, регулирующим правовые основы аудиторской деятельности, является Закон об аудиторской деятельности . Этот документ – основной законодательный акт прямого действия, определяющий место аудита в финансово-хозяйственной деятельности организаций. Принятие названного Закона было особенно важно для условий России, где аудит в чистом виде практически отсутствовал и подменялся различными формами и видами государственного и ведомственного контроля.

Второй уровень системы нормативного регулирования аудиторской деятельности представлен стандартами аудиторской деятельности . Их основное назначение – установление норм аудита, однозначно интерпретируемых всеми субъектами финансово-хозяйственной деятельности, прежде всего арбитражем. Стандарты играют важную роль в унификации всех аспектов аудиторской деятельности, прав, обязанностей аудиторов и клиентов, пользующихся их услугами.

Разумеется, стандарты – это не директивные указания государственных органов, которыми всем следует руководствоваться, а рекомендации, которые аудиторы во всех странах, где есть аудит, добровольно используют в своей работе.

В Законе об аудиторской деятельности национальные стандарты аудита получили название правил (стандартов) аудиторской деятельности.

Правила (стандарты) аудиторской деятельности (ПСАД) – единые требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, оформлению и оценке качества аудита и сопутствующих ему услуг, а также к порядку подготовки аудиторов и оценке их квалификации.

Согласно Закону об аудиторской деятельности правила (стандарты) аудиторской деятельности подразделяются следующим образом:

1) федеральные ПСАД;

2) внутренние ПСАД, действующие в профессиональных аудиторских объединениях;

3) ПСАД аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов.

Перечень необходимых федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности (ФПСАД) в Российской Федерации определен в соответствии с рекомендациями Комитета по международной аудиторской практике (КМАП). Всего КМАП предложено к разработке 39 стандартов в соответствии с системой МСА. Что касается ФПСАД, то они утверждаются Правительством РФ. Разработанные и утвержденные к настоящему времени ФПСАД перечислены в табл. 5.

ФПСАД обязательны для аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, а также для аудируемых лиц, за исключением положений, в отношении которых указано, что они имеют рекомендательный характер.

К сожалению, в настоящее время еще не завершилась разработка всех ФПСАД, которые бы полностью соответствовали МСА и сделали бы четкими и конкретными правоотношения, возникающие при осуществлении аудита в России.

Профессиональные аудиторские объединения вправе, если это предусмотрено их уставами, устанавливать для своих членов внутренние ПСАД, которые не могут противоречить ФПСАД. При этом требования внутренних правил не могут быть ниже требований федеральных правил.

Кроме того, аудиторские организации и индивидуальные аудиторы вправе устанавливать собственные ПСАД, которые также не могут противоречить федеральным правилам. При этом требования ПСАД аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов не могут быть ниже требований как федеральных правил, так и внутренних правил профессионального аудиторского объединения, членами которого они являются.

Документы третьего уровня являются вспомогательными . Их основная цель – помочь в реализации требований стандартов, разработке прогрессивных приемов и рациональных способов организации аудиторской деятельности.

Система нормативного регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации в настоящее время находится в стадии становления. Ее текущее состояние можно характеризовать следующим образом:

Основной документ первого уровня – Закон об аудиторской деятельности – разработан и широко используется при регулировании аудиторской деятельности;

Второй уровень представлен 23 национальными правилами (стандартами) аудиторской деятельности – ФПСАД;

Документы третьего уровня составляют сегодня основную часть применяемых в аудиторской практике в Российской Федерации нормативов. К ним относятся конкретные нормативные акты по отдельным областям аудита: общий аудит, банковский аудит, аудит страховых организаций, аудит бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов.

Вопросы и задания для самопроверки и собеседования

1. Какая международная организация занимается разработкой стандартов аудита и сопутствующих услуг?

2. Назовите этапы разработки стандартов аудита.

3. В чем состоит значение стандартов аудита?

4. Как подразделяются стандарты аудита в зависимости от масштаба применения?

5. Какие взаимосвязанные части образуют систему стандартов аудиторской деятельности?

6. Каково назначение общих стандартов аудита? Приведите примеры таких стандартов.

7. Для чего нужны рабочие стандарты аудита? Приведите примеры этих стандартов.

8. Какие правила раскрываются в стандартах отчетности? Приведите примеры таких стандартов.

9. Как называются стандарты, используемые для осуществления услуг, сопутствующих аудиту?

10. Сколько всего МСА разработано и утверждено МФБ?

11. Как организована разработка стандартов аудита в Российской Федерации?

12. Какая принципиальная схема принята для отечественных стандартов аудита?

13. Сколько ФПСАД разработано в Российской Федерации к настоящему времени?

14. Сколько уровней в системе нормативного регулирования аудита за рубежом?

15. Назовите основной документ системы нормативного регулирования аудита.

16. Какие документы составляют второй уровень системы нормативного регулирования аудита?

17. Какова цель документов третьего уровня системы нормативного регулирования аудита?

18. Назовите основные принципы аудита.

19. Как вы представляете себе дальнейшее развитие системы нормативного регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации?

При осуществлении своей деятельности аудиторы должны руководствоваться принципами независимости, полноты, конфиденциальности.

Принцип независимости заключается в обязательности отсутствия у аудитора при формировании его мнения финансовой, имущественной, родственной или какой-либо иной заинтересованности в отношении проверяемого субъекта, превышающей отношения по договору на осуществление аудиторских услуг, а также какой-либо зависимости от третьей стороны, собственников или руководителей аудиторской организации, в которой аудитор работает. Требования к аудитору в части обеспечения независимости и условия, позволяющие считать, что аудитор не является зависимым, регламентируются Законом об аудите. В его статье 12 закреплены ограничения относительно круга аудиторов, аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, имеющих право проведения проверок. В частности, аудит не может осуществляться аудиторами, являющимися учредителями (участниками) аудируемых лиц, их руководителями, бухгалтерами; аудиторами, состоящими с учредителями (участниками) аудируемых лиц, их руководителями, бухгалтерами в близком родстве.

Принцип полноты выражается в требовании достаточности состава проверяемых документов экономического субъекта для получения объективной оценки их достоверности или недостоверности.

Принцип конфиденциальности (аудиторская тайна) заключается в том, что аудиторы (аудиторские организации) обязаны обеспечивать сохранность документов, получаемых или составляемых ими в ходе аудиторской деятельности, и не вправе предавать эти документы или их копии (как полностью, так и частично) каким бы то ни было третьим лицам либо разглашать устно содержащиеся в них сведения без письменного согласия организаций и (или) индивидуальных предпринимателей. Принцип конфиденциальности должен соблюдаться и тогда, когда разглашение или распространение информация о проверяемом экономическом субъекте не наносит ему материального или иного ущерба.



Аудиторские проверки можно классифицировать по различным основаниям.

В зависимости от профиля аудиторской проверки и соответствующего ему типа квалификационного аттестата выделяют банковский аудит; аудит страховщиков; аудит бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов и общий аудит (аудит иных экономических субъектов).

Аудит может быть внешним или внутренним . Под термином "внешний аудит" понимают собственно аудит, осуществляемый аудитором (аудиторской организацией). Внутренний аудит - это организованная на экономическом субъекте в интересах его собственников и регламентированная его локальными актами система контроля над соблюдением установленного порядка ведения бухгалтерского учета и надежностью функционирования системы внутреннего контроля.

Аудиторская проверка может быть обязательной и инициативной . Инициативный аудит проводится в любое время и в тех объемах, которые будут установлены самостоятельным решением органа управления экономического субъекта, являющегося юридическим лицом, либо решением физического лица, занимающегося предпринимательской деятельностью.

Обязательный аудит - ежегодная обязательная аудиторская проверка ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организации или индивидуального предпринимателя. Обязательный аудит осуществляется, если хозяйствующий субъект удовлетворяет хотя бы одному из следующих критериев:

организационно-правовая форма. По данному критерию подлежат ежегодной аудиторской проверке открытые акционерные общества, независимо от числа акционеров, вида деятельности, размера уставного капитала.

вид деятельности. По данному критерию подлежат обязательному аудиту банки и другие кредитные организации; страховые организации и общества взаимного страхования; товарные и фондовые биржи; инвестиционные институты; государственные внебюджетные фонды, источником образования средств которых являются предусмотренные законодательством обязательные отчисления, производимые физическими и юридическими лицами; фонды, источниками образования средств которых являются добровольные отчисления физических и юридических лиц.

финансовые показатели деятельности. Хозяйствующие субъекты подлежат обязательному аудиту при наличии хотя бы одного из следующих финансовых показателей их деятельности: объем выручки от реализации продукции (работ, услуг) за год превышает в 500 тысяч установленный законодательством минимальный размер оплаты труда или сумма активов баланса превышает на конец отчетного года в 200 тысяч раз установленный минимальный размер оплаты труда;

форма собственности. По данному критерию обязательному аудиту подлежат государственные и муниципальные унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, если финансовые показатели их деятельности соответствуют изложенным в пункте "3". Для муниципальных предприятий эти показатели могут быть понижены законом субъекта РФ;

Обязательный аудит в отношении организаций или индивидуальных предпринимателей проводится и в иных случаях, если он предусмотрен федеральным законом.

Обязательный аудит может проводиться только аудиторскими организациями. При его проведении в организациях, в уставных капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, заключение договора о проведении аудита должно осуществляться только по итогам проведения открытого конкурса. Аудиторская проверка в отношении лиц, в документации которых имеются сведения, составляющие государственную тайну, должна проводиться организациями, в уставном капитале которых отсутствует доля, принадлежащая иностранным лицам, и которые имеют полученный в установленном порядке доступ к сведениям, составляющим государственную тайну.

За уклонение аудируемого лица от проведения обязательной аудиторской проверки либо препятствование ее проведению на него в судебном порядке налагается штраф в размере от 500 до 1000 минимальных размеров оплаты труда.

Виды аудита

№ пп. Критерии Виды

1. По отношению к пользователям информации 1. Внешний

2. Внутренний

2. По отношению к требованиям законодательства 1. Обязательный

2. Инициативный

3. По объектам аудита 1. Банковский

2. Аудит страховых организаций

3. Аудит бирж, инвестиционных институтов и внебюджетных фондов

5. Государственный

4. По назначению 1. Аудит финансовой отчетности

2. Налоговый

3. Аудит на соответствие требованиям

4. Ценовой

5. Управленческий (производственный) аудит

6. Аудит хозяйственной деятельности

7. Специальный (экологический, операционный и др.)

5. По времени осуществления 1. Первоначальный

2. Согласованный (повторяющийся)

3. Оперативный

6. По характеру проверки 1. Подтверждающий

2. Системно-ориентированный

3. Аудит, базирующийся на риске

Основные принципы аудита можно разделить на две группы:

Основные принципы, регулирующие аудит – этические и профессиональные нормы, определяющие взаимоотношения аудитора (аудиторской фирмы) и клиента. Эти принципы должны соблюдаться при оказании всех аудиторских услуг и учитываться при разработке нормативных документов, регулирующих аудит;

Основные принципы проведения аудита, т. е. правила, определяющие этапы и элементы аудиторской проверки. Принципы, регулирующие аудит определены в п.3 федерального стандарта аудиторской деятельности №1 «Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности».

Принципы проведения аудита – основополагающие начала, идеи, на которых основывается деятельность аудиторов и которыми они руководствуются в своей деятельности.

Классификация принципов аудита:

1. принцип независимости, заключающийся в обязательности отсутствия у аудитора при формировании его мнения различного рода заинтересованности в делах проверяемого экономического субъекта;

2. принцип честности, заключается в обязательной приверженности аудитора своему профессиональному долгу (должен руководствоваться нормами законов, а также других нормативно–правовых актов);

3. принцип объективности, заключающийся в обязательности применения аудитором беспристрастного, непредвзятого, не подверженного никаким влияниям подхода к рассмотрению любых профессиональных вопросов и формированию выводов и заключений;

4. принцип профессиональной компетентности, заключающийся в том, что аудитор должен владеть определенным, необходимым объемом профессиональных знаний и навыков;

5. принцип добросовестности, заключающийся в обязательном оказании аудитором своих профессиональных услуг с тщательностью, оперативностью;

6. принцип конфиденциальности заключается в том, что аудиторы обязаны обеспечить сохранность документов и не вправе передавать эти документы каким бы то ни было третьим лицам либо устно разглашать;

Данный принцип гарантируется:

Уголовным кодексом РФ от 13.06.96. №63 ФЗ (ред. от 08.12.2003): ст. 183 («Незаконное получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну»); ст. 202 («Злоупотребление полномочиями частными нотариусами и аудиторами»).

Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» от 07.08.2001 №119-ФЗ (ред. от 30.12.2001), ст. 8 («Аудиторская тайна»);

7. принцип профессионального поведения, заключающийся в соблюдении приоритета общественных интересов, поддержании высокой репутации профессии, воздержании от совершения поступков, которые могут нанести ущерб аудиторской деятельности.

Так, аудит не может проводиться:

Аудиторами, являющимися учредителями (участниками) аудируемых лиц, их руководителями, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета, и составление финансовой (бухгалтерской) отчетности;

Аудиторами, состоящими с учредителями (участниками) аудируемых лиц, их должностными лицами, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление финансовой (бухгалтерской) отчетности, в близком родстве (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также братья, сестры родителей и дети супругов);

Аудиторскими организациями, руководители и иные должностные лица которых являются учредителями (участниками) аудируемых лиц, их должностными лицами, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление финансовой (бухгалтерской) отчетности;

Аудиторскими организациями, руководители и иные должностные лица которых состоят в близком родстве (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также братья, сестры родителей и дети супругов) с учредителями (участниками) аудируемых лиц, их должностными лицами, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление финансовой (бухгалтерской) отчетности;

Аудиторскими организациями в отношении аудируемых лиц, являющихся их учредителями (участниками), в отношении аудируемых лиц, для которых эти аудиторские организации являются учредителями (участниками), в отношении дочерних организаций, филиалов и представительств указанных аудируемых лиц, а также в отношении организаций, имеющих общих с этой аудиторской организацией учредителей (участников);

Аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами, оказавшимися в течение трех лет, непосредственно предшествовавших проведению аудиторской проверки, услуги по восстановлению и ведению бухгалтерского учета, а также по составлению финансовой (бухгалтерской) отчетности физическим и юридическим лицам, в отношении этих лиц.

Принцип независимости декларирован и в Кодексе профессиональной этики аудитора, утвержденном общим собранием Аудиторской палаты России 4 декабря 1996 года, протокол №11. В Кодексе подробно перечислены основные обстоятельства, наносящие ущерб независимости аудитора, либо позволяющие сомневаться в его фактической независимости.

Эти обстоятельства следующие:

Предстоящие или ведущиеся судебные дела с организацией клиента;

Финансовое участие аудитора в делах организации клиента;

Финансовая и имущественная зависимость аудитора от клиента (совместное участие в инвестициях в другие организации, кредитование и др.);

Косвенное финансовое участие в организации клиента через родственников, служащих фирмы, через основные и дочерние организации и т.п.;

Родственные и личные дружеские отношения с руководителями организации клиента;

Чрезмерная гостеприимность клиента, а также получение от него товаров и услуг по ценам, существенно сниженным относительно реальных рыночных;

Участие аудитора в любых органах управления организации клиента, его основных и дочерних предприятиях;

Прежняя работа аудитора в организации клиента;

Если рассматривается вопрос о назначении аудитора на должность в организации клиента.

Аудиторам не рекомендуется оказывать услуги, если имеется обоснование сомнения в сохранении независимости от организации клиента и ее должностных лиц. В документах, составленных аудитором, он обязан без всяких оговорок заявить о своей независимости в отношении клиента.

Источник - Абакумова А.В. Основы аудита. Учебное пособие. – СПб.: СПб ГУИТМО, 2009. – 56 стр.

Принципы, как отмечал известный немецкий философ Кант, человек возлагает на себя с торжественностью обета, они возвышаются над меняющимися желаниями, потребностями и обстоятельствами.

Одна из особенностей профессии аудитора заключается в том, что на аудиторах лежит огромное бремя ответственности, но их действия обычно нечасто подвергаются проверке. Именно поэтому западные деловые круги, основываясь на критерии нравственности, ставят профессию аудитора в один ряд с миссией священника.

Деятельность аудиторов регулируется международными стандартами аудита (МСА) (International Auditing Guidelines – IAG ).

Требования (принципы), предъявляемые к специалистам аудита и к процессу аудирования, описаны в МСА 200 «Цель и общие принципы, регулирующие аудит финансовой отчетности».

Цель аудита финансовой отчетности изложена в п. 2 МСА 200, согласно которому аудит финансовой отчетности призван дать аудитору возможность выразить мнение о том, составлена ли финансовая отчетность во всех существенных аспектах в соответствии с установленными правилами формирования финансовой отчетности.

Общие принципы аудита, описанные в МСА 200, можно разделить на две группы:

1) основные принципы, регулирующие аудит;

2) основные принципы проведения аудита.

Основные принципы, регулирующие аудит , – этические и профессиональные нормы, определяющие взаимоотношения аудитора (аудиторской фирмы) и клиента. Эти принципы должны соблюдаться аудиторами и аудиторскими фирмами при оказании всех аудиторских услуг и учитываться при разработке нормативных документов, регулирующих аудит.

Основные принципы проведения аудита , т. е. правила, определяющие этапы и элементы аудиторской проверки.

Основные принципы, регулирующие аудит, изложены в Кодексе этики профессиональных бухгалтеров, разработанном МФБ. При выполнении своих профессиональных обязанностей аудитор должен руководствоваться следующими этическими и профессиональными принципами:

Независимость, честность и объективность;

Профессиональная компетентность и надлежащая добросовестность;

Конфиденциальность информации;

Профессиональное поведение;

Следование техническим стандартам.

Независимость, честность и объективность аудитора. Независимость аудитора – отсутствие какой-либо финансовой или иной имущественной заинтересованности аудитора в проверяемой компании. Например, аудитор не может проверять компанию, одним из собственников которой он является, а также не может участвовать в проверке, если с высшими должностными лицами компании-клиента его связывают родственные отношения. Аудитор не должен давать никакого повода для сомнений в своей независимости и объективности своего заключения.

Аудитор должен быть честным и объективным, его мнение и заключение – непредвзятыми и беспристрастными.

Профессиональная компетентность и надлежащая добросовестность аудитора. Аудитор должен обладать необходимой профессиональной квалификацией, заботиться о ее поддержании на должном уровне, соблюдать требования нормативных документов. Аудитор не должен делать вид, что он имеет опыт или экспертные знания, которыми в действительности не обладает. Приобретение профессиональной компетентности в аудите можно подразделить на две фазы:

а) достижение уровня профессиональной компетентности;

б) поддержание уровня профессиональной компетентности.

Первая фаза требует высокого уровня общего образования, за которым должны следовать специальное образование, повышение квалификации и сдача экзаменов по соответствующим дисциплинам по профессии – аттестация, а также определенный период работы по специальности.

На второй фазе должны постоянно отслеживаться изменения в законодательных и нормативных актах, развитие бухгалтерской и аудиторской профессий.

Конфиденциальность информации. Информация, полученная аудитором в ходе проверки или оказания других аудиторских услуг, является конфиденциальной и может быть использована или передана третьим лицам только с согласия клиента (данного в письменной форме) или по решению суда. Принцип конфиденциальности должен соблюдаться безусловно, даже если разглашение или распространение информации о клиенте не наносит ему материального или иного ущерба.

Профессиональное поведение. Привлекая к работе других аудиторов или вспомогательный персонал, аудитор должен быть уверен в их профессиональной компетентности и контролировать качество их работы. Аудитор не должен оказывать клиентам какие-либо услуги, если он не обладает достаточной квалификацией в данной области или не уверен в правильности своих рекомендаций.

Аудитор, работая с клиентом, должен использовать все свои знания и опыт, быть в курсе последних нововведений и изменений в области бухгалтерского учета, налогообложения и др.

Следование техническим стандартам. Для достижения цели аудита финансовой отчетности аудитор должен проводить аудиторские проверки в соответствии с МСА. В них содержится описание основных принципов и необходимых процедур, а также соответствующие рекомендации, представленные в форме пояснительного и иного материала.

Основными принципами проведения аудита являются следующие.

Определение объема аудита. Термин «объем аудита» относится к аудиторским процедурам, считающимся необходимыми для достижения цели аудита. Процедуры, необходимые для проведения аудита согласно МСА, должны определяться аудитором с учетом требований МСА, соответствующих профессиональных организаций, законов, нормативных актов и, если нужно, с учетом условий договоренности с клиентом. Аудитор должен получить достаточное представление обо всех сторонах финансово-хозяйственной деятельности субъекта проверки, организации его бухгалтерского учета и внутреннего контроля, чтобы адекватно спланировать проверку и получить данные, достаточные для составления объективного аудиторского заключения.

Планирование аудита. Планировать проведение аудита следует на основе предварительного анализа деятельности проверяемой организации, оценки масштаба предстоящих работ и системы внутреннего контроля.

Необходимо определить процедуры, которые следует использовать в процессе проверки, а также установить, нужно ли привлекать к работе других аудиторов, экспертов и вспомогательный персонал, и спланировать их деятельность, получив согласие клиента.

Использование работы других специалистов не снимает с аудитора ответственности за аудиторское заключение.

Аудитору нужно дать оценку систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля, принятых в проверяемой организации, чтобы определить вероятность возникновения ошибок, влияющих на достоверность финансовой отчетности. На основе такой оценки определяют содержание, масштаб и количество аудиторских процедур.

Аудиторские доказательства (данные аудита) и аудиторская документация. В ходе проверки аудитору требуется собрать доказательства того, что финансовые отчеты составлены в соответствии с действующим законодательством и нормативами бухгалтерского учета и являются достоверными.

Согласно МСА аудит призван обеспечить достаточную уверенность в том, что рассматриваемая в целом финансовая отчетность не содержит существенных искажений.

Важнейшие аудиторские доказательства (данные аудита) должны быть задокументированы. При необходимости аудитор может составлять рабочие документы, требующие для аудиторских процедур (ведомости, схемы и др.). Аудиторская документация является собственностью аудитора, однако информация, содержащаяся в ней, конфиденциальна и не подлежит использованию и (или) разглашению без согласия клиента.

Аудиторское заключение и аудиторский отчет. Аудитор излагает итоги проверки и выводы в аудиторском отчете и заключении. В отчете и заключении обязательно должно быть указано на достоверность финансовых отчетов, их соответствие во всех существенных аспектах действующему законодательству и нормативным документам по учету и отчетности. Составление заключения, подтверждающего финансовую отчетность с ограничениями (оговорками) либо вообще не подтверждающего ее, должно быть хорошо обосновано.

Стандарт разграничивает ответственность за финансовую отчетность. Необходимо разделять ответственность за финансовые отчеты и за аудиторское заключение. Аудитор ответствен только за выражение мнения о финансовой отчетности. Ответственность за подготовку, содержание и представление финансовой отчетности несет руководство проверяемой организации.

Определение 1

Принципы аудита – это набор основополагающих идей, которые являются базой для определения задач и методик осуществления аудита.

Принципы аудита сложились исторически, исходя из экономически-правовой сущности аудиторской деятельности , которая менялась с изменением требований к аудиторской деятельности.

Основополагающими, являются международные принципы аудиторской деятельности. Однако, национальные и внутрифирменные стандарты аудита, могут незначительно отличаться в своей трактовке.

Классификация принципов аудита.

Если классифицировать принципы аудита в широком масштабе, то они подразделяются на две основные группы.

  1. Принципы для регулирования аудиторской деятельности.
  2. Принципы для осуществления аудиторской деятельности.

В первую группу принципов, входят основы этических и профессиональных норм, которые определяют отношения между субъектами аудита (аудиторами и аудиторскими компаниями) и клиентом. На основании данных принципов, разрабатываются законодательные нормы, которые регулируют аудиторскую деятельность.

Вторая группа принципов – это принципы на которые основываются при практическом осуществлении процедур аудита. То есть, принципы, которые определяют порядок, этапы и элементы проверки объектов аудита.

Принципы для осуществления аудиторской деятельности, в свою очередь классифицируются на следующие их виды:

  1. Принцип независимости. Данный принцип определяет то, что аудитор должен быть беспристрастным при осуществлении аудита и не заинтересованным в определенных результатах проверки.
  2. Принцип честности. Данный принцип определяет то, что аудитор во время проведения аудиторской проверки должен быть предельно честен по отношению, как к клиенту, так и к своей профессиональной чести. Также, данный принцип определяет обязательное соблюдение законодательства при проведении аудита.
  3. Принцип объективности. Данный принцип определяется обязательной непредвзятостью аудитора и отсутствием подверженности влияния на него третьих лиц.
  4. Принцип профессиональной компетентности. Данный принцип определяется то, что аудитор должен соответствовать своей квалификации в вопросах аудита того объекта, который подлежит аудиторской проверке. То есть, аудитор должен обладать необходимым набором знаний и навыков в части аудита проверяемого объекта.
  5. Принцип добросовестности. Данный принцип предполагает, что аудитор должен произвести проверку объекта в полном объеме с необходимой тщательностью, скрупулезностью и оперативностью.
  6. Принцип профессионального поведения. Данный принцип предполагает, что действия аудитора в процессе аудиторской проверки должны отвечать нормам профессионального поведения. Данный принцип помогает сохранять репутацию профессии.
  7. Принцип конфиденциальности. Данный принцип предполагает, что аудитор не имеет права разглашать результаты аудита, или передавать документы третьим лицам.

Замечание 1

Исполнение принципа конфиденциальности обеспечивается и регулируется Уголовным кодексом РФ и Законом «Об аудиторской деятельности».

Принцип профессионального поведения определяет перечень случаев, когда аудит не возможен:

  1. Если аудитор является заинтересованным лицом (учредителем) клиента.
  2. Если аудитор состоит в родстве или близких отношениях с заинтересованным лицом (учредителем) клиента.
  3. Если аудиторская организация является заинтересованным лицом (учредителем) клиента.

Соблюдение этих принципов гарантируют качественный и добросовестный аудит.