Органы государственного регулирования аудиторской деятельности. Нормативное регулирование аудиторской деятельности в рф

Государственное регулирование деятельности аудиторских организаций производится вступившим в силу Федеральным законом «Об аудиторской деятельности » (далее Закон). Аудит осуществляется в соответствии с указанным Федеральным законом, который является документом высшего регулирования.

В схему регулирования аудиторской деятельности в России вводится уполномоченный федеральный орган государственного регулирования аудиторской деятельности - Министерство финансов РФ, функции которого определяет «Положение о федеральном органе».

В целях учета мнения профессиональных участников рынка аудиторской деятельности при уполномоченном федеральном органе создан Совет по аудиторской деятельности, в состав которого включаются представители федеральных органов исполнительной власти , осуществляющих регулирование деятельности организаций, подлежащих аудиту. Представительство аккредитованных профессиональных аудиторских объединений в Совете должны составлять не менее 51 % общего состава Совета, что позволит представителям профессии активно участвовать в подготовке и принятии решений.

Важным требованием развития профессии является введение Законом института аккредитованных профессиональных аудиторских объединений, которые будут играть значительную роль в процессе регулирования аудиторской деятельности и более эффективного проведения контроля за качеством аудиторских услуг («Аккредитованные профессиональные аудиторские объединения»).

Порядок аттестации на право осуществления аудиторской деятельности регламентируется Законом «Аттестация на право осуществления аудиторской деятельности».

Новой нормой регулирования аудиторской деятельности является требование о страховании аудиторскими организациями риска ответственности за нарушение договора при проведении обязательного аудита.

На уровне государственного регулирования аудита для повышения его качества проведена стандартизация аудиторской деятельности: разработаны и утверждены Правительством РФ федеральные правила (стандарты) аудита, положениям которых должны следовать все представители этой профессии. Основное назначение правил состоит в закреплении единых основополагающих принципов, определяющих нормативные требования к проведению и оформлению аудита.

Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы вправе устанавливать собственные правила (стандарты) аудиторской деятельности, которые не могут противоречить федеральным стандартам аудиторской деятельности.

Законом предусмотрен жесткий контроль качества работы аудиторских организаций (аудиторов). Статья 21 посвящена ответственности за нарушение законодательства РФ об аудите.

С принятием Федерального закона «Об аудиторской деятельности» российские аудиторы получили уточненную правовую базу. Эффективная реализация Закона должна способствовать дальнейшему развитию и укреплению аудита в России.

При проведении аудиторской проверки необходимо также руководствоваться Федеральным законом «О бухгалтерском учете », ГК РФ и иными нормативными правовыми актами по проведению аудиторской деятельности, изданными в соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности».


Государственное регулирование деятельности ауди-
торских организаций производится вступившим в силу
Федеральным законом «Об аудиторской деятельно-
сти» (далее Закон). Аудит осуществляется в соответ-
ствии с указанным Федеральным законом, который
является документом высшего регулирования.
В схему регулирования аудиторской деятельности
в России вводится уполномоченный федеральный
орган государственного регулирования аудиторской
деятельности - Министерство финансов РФ, функции
которого определяет «Положение о федеральном
органе».
В целях учета мнения профессиональных участни-
ков рынка аудиторской деятельности при уполномо-
ченном федеральном органе создан Совет по ауди-
торской деятельности, в состав которого включаются
представители федеральных органов исполнительной
власти, осуществляющих регулирование деятельно-
сти организаций, подлежащих аудиту. Представитель-
ство аккредитованных профессиональных аудитор-
ских объединений в Совете должны составлять не
менее 51 % общего состава Совета, что позволит пред-
ставителям профессии активно участвовать в подго-
товке и принятии решений.
Важным требованием развития профессии являет-
ся введение Законом института аккредитованных про-
фессиональных аудиторских объединений, которые
будут играть значительную роль в процессе регули-
рования аудиторской деятельности и более эффек-
тивного проведения контроля за качеством аудитор-
ских услуг («Аккредитованные профессиональные
аудиторские объединения»).
Порядок аттестации на право осуществления аудиторской деятельности регламентируется Законом «Аттестация на право осуществления аудиторской де-
ятельности».
Новой нормой регулирования аудиторской деятель-
ности является требование о страховании аудитор-
скими организациями риска ответственности за нару-
шение договора при проведении обязательного
аудита.
На уровне государственного регулирования аудита
для повышения его качества проведена стандарти-
зация аудиторской деятельности: разработаны
и утверждены Правительством РФ федеральные пра-
вила (стандарты) аудита, положениям которых долж-
ны следовать все представители этой профессии. Ос-
новное назначение правил состоит в закреплении
единых основополагающих принципов, определяющих
нормативные требования к проведению и оформле-
нию аудита.
Аудиторские организации и индивидуальные ауди-
торы вправе устанавливать собственные правила
(стандарты) аудиторской деятельности, которые не
могут противоречить федеральным стандартам ауди-
торской деятельности.
Законом предусмотрен жесткий контроль качества
работы аудиторских организаций (аудиторов). Статья 21
посвящена ответственности за нарушение законода-
тельства РФ об аудите.
С принятием Федерального закона «Об аудиторской
деятельности» российские аудиторы получили уточ-
ненную правовую базу. Эффективная реализация За-
кона должна способствовать дальнейшему развитию
и укреплению аудита в России.
При проведении аудиторской проверки необходимо
также руководствоваться Федеральным законом
«О бухгалтерском учете», ГК РФ и иными нормативны-
ми правовыми актами по проведению аудиторской дея-
тельности, изданными в соответствии с Федераль-
ным законом «Об аудиторской деятельности».

  • Государственное регулирование деятельности ауди- торских организаций производится вступившим в силу Федеральным законом «Об аудиторской деятельно- сти» (далее Закон).


  • Государственное регулирование деятельности ауди- торских организаций производится вступившим в силу. Загрузка.
    Общественный контроль аудиторской деятельности , как и любой общественный контроль, реализуется на основе общественных институтов и...


  • регулирования аудиторской деятельности аудиторская деятельность государственного контроля за аудитор...


  • Существует две основные концепции регулирования аудиторской деятельности : согласно первой концеп- ции аудиторская деятельность строго регулируется централизованными органами, на которые возлага- ются функции государственного контроля за аудитор...


  • Государственное регулирование аудиторской деятельности . Государственное регулирование деятельности ауди- торских организаций производится вступившим в силу.


  • Государственное регулирование аудиторской деятельности . Государственное регулирование деятельности


  • Государственное регулирование аудиторской деятельности . Государственное регулирование деятельности ауди- торских организаций производится вступившим в силу... подробнее ».


  • Три статьи закона посвящены вопросам управления аудиторской деятельностью , включая описание Уполномоченного федерального органа государственного регулирования аудиторской деятельности ...


  • Государственное регулирование аудиторской деятельности . Государственное регулирование деятельности ауди- торских организаций производится вступившим в силу... подробнее ».


  • Определенная роль здесь от- водится государственным органам (Уполномоченный федеральный орган государственного регулирования аудиторской деятельности в РФ, Департамент орга- низации аудиторской деятельности в РФ и др...

Найдено похожих страниц:10


Система государственного регулирования аудиторской деятельности в РФ действует в настоящее время следующим образом:

1 -> 9 -> 10

1 – Международный координационный комитет по проблемам учета, аудита и подготовки кадров.

9 – Государственная дума

2 – Правительство

10 – Комитет по бюджету и налогу

3 – Министерство финансов РФ

5 – Департамент регулирования бухгалтерского учета и аудита

4 – Совет по аудиторской деятельности при МинФин’е

6 – Саморегулируемые организации аудиторов

7 – Аудиторские организации

8 – Индивидуальные аудиторы.

Государственное регулирование аудиторской деятельности осуществляется МинФин’ом РФ.

Функции МинФина:

5. Выработка государственной политики в области аудита;

6. Нормативное правовое регулирование в сфере аудиторской деятельности (приказы МинФина, постановления правительства), в том числе утверждение федеральных правил (стандарты аудиторской деятельности);

7. Ведение государственного реестра саморегулируемых организаций аудита, а также контролирование экземпляра реестра аудиторов и аудиторских организаций.

8. Анализ состояния рынка аудиторских услуг в РФ. В целях обеспечения общественных интересов при МинФине создан Совет по аудиторской деятельности.

Важнейшие функции Совета по аудиторской деятельности:

5. Принимает участие в подготовке и представительном рассмотрении основных документов аудиторской деятельности и проектов решений уполномоченного федерального органа;

6. Разрабатывает федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, периодически их пересматривает и выносит на рассмотрение уполномоченным федеральным органам;

7. Рассматривает обращения и ходатайства аккредитованных профессиональных аудиторских объединений и вносит соответствующие рекомендации на рассмотрение уполномоченного федерального органа;

8. Осуществляет иные функции в соответствии с положением о Совете по аудиторской деятельности.

Состав Совета утвержден МинФином. В него входят:

5. 10 представителей пользователей бухгалтерской отчетности;

6. 2 представителя МинФина;

7. По одному представителю Центрального Банка, Министерства экономического развития и федеральной службы по финансовым рынкам;

8. 2 представителя от саморегулируемой организации аудиторов.

Председателем Совета избирается представитель пользователей бухгалтерской отчетности.

14. Саморегулируемые организации аудиторов (СОА): понятие и функции.

СОА – некоммерческая организация, созданная на условиях членства для обеспечения условий осуществления аудиторской деятельности. Для внесения в государственный реестр саморегулирующей организации аудиторской деятельности организация должна соответствовать следующим требованиям:

1. Члены организации должны быть не менее 700 физических лиц или не менее 500 аудиторских организаций;

2. Наличие утвержденных правил контроля качества работы членов саморегулируемой организации и кодекса профессиональной этики;

3. Обеспечение организации дополнительной имущественной ответственности каждого её члена перед потребителями аудиторских услуг посредством формирования компенсационного фонда.

СОА занимается следующими вопросами:

1. Участие в создании финансирования и деятельности единой аттестационной комиссии;

2. Сообщение в МинФин сведений об применениях в своём составе не позднее 7 рабочих дней со дня возникновения подобных изменений;

3. Сообщать в МинФин о дополнительных требованиях, предусмотренных саморегулируемой организацией в своих стандартах и дополнительных формах профессиональной этики.

4. Представление в МинФн отчета о соблюдении требований законодательства в части регулирования аудиторской деятельности;

5. Подтверждение соблюдения аудиторами, являющимися членами этой СОА, требований об обучении по программам повышения квалификации.

Обязательный аудит годовой бухгалтерской отчетности в СОА проводится аудиторской организацией, являющейся членом другой СОА.

Функции государственного контроля за деятельностью СОА осуществляет МинФин РФ.

Предметом государственного контроля за деятельностью СОА является соблюдение СОА требований законодательства в части регулирования аудиторской деятельности.

Государственный контроль за деятельностью СОА осуществляется в форме плановых и внеплановых проверок.

Плановая проверка проводится не чаще одного раза в 2 года в соответствии с утвержденным графиком. Основанием для внеплановых проверок являются жалобы на деятельность СОА поданные в МинФин.

В случае выявления нарушений требований законодательства со стороны СОА МинФин может:

Вынести предупреждение о недопустимости нарушения требований законодательства;

Вынести предписание, обязывающее СОА устранить выявленные нарушения с установленным сроком устранение нарушения;

Вынести решение об исключении сведений о данной организации из государственного реестра СОА.

Ведение государственного реестра СОА осуществляется МинФином РФ. Существует также реестр аудиторов и аудиторских организаций - систематизированный перечень аудиторов и аудиторских организаций, который ведут СОА в отношении своих членов. Контрольный экземпляр реестра аудиторов и аудиторских организаций по каждой СОА хранится в МинФине.

15. Аудиторские организации: понятие и требования к членству в СОА.

Аудиторская организация – это коммерческая организация являющаяся членом одной из СОА.

Аудиторская организация приобретает право осуществлять аудиторскую деятельность с датой внесения сведений о ней в реестр СОА, членом которой такая организация является.

Аудиторская организация должна отвечать следующим требованиям для внесения записей о ней в реестр СОА:

1. Она может быть создана в организационно-правовой форме, кроме ОАО;

2. Численность аудиторов, являющимися работниками аудиторской организации на основании трудовых договоров, должна быть не менее трех;

3. Доля уставного капитала аудиторской организации принадлежащая индивидуальному аудитору или другим организациям должна быть не менее 51%;

4. Численность аудиторов в коллегиальном исполнительном органе аудиторской организации должна быть не менее 50% состава данного исполнительного органа. Лицо являющееся единолично возглавляющим аудиторскую организацию также должно быть аудитором;

5. Безупречной деловой репутацией;

6. Наличие и соблюдение правил внутреннего контроля качества работы;

7. Уплата взносов саморегулируемую организацию;

8. Уплата взносов в компенсационный фонд в СОА.

Аудитор – физическое лицо, получившее квалификационный аттестат аудитора и являющееся членом одной из СОА.

Аудитор может являться работником аудиторской организации на основании трудового договора, работать на основании рудового договора гражданско-правового характера между ним и аудиторской организацией, а также в качестве ИП без образования аудиторского лица.


Похожая информация.


Правовое регулирование аудиторской деятельности.

Регулирование аудиторской деятельности в Российской Федерации

1. Правовое регулирование аудиторской деятельности.

2. Стандартизация аудиторской деятельности.

3. Саморегулирование аудиторской профессии.

4. Порядок аттестации аудиторов.

Правовое регулирование аудиторской деятельности.

Система нормативного регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации включает 5 уровней:

1. Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» №307-ФЗ от 30.12.2008 г. и иные нормативные правовые акты, которые регулируют аудиторскую деятельность.

2. Международные стандарты аудита.

3. Стандарты саморегулируемых организаций аудиторов.

5. Внутренние стандарты аудиторских организаций.

Аудиторская деятельность осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, которые регулируют отношения, возникающие при осуществлении аудиторской деятельности.

Федеральный закон от 30.12.2008 г. № 307-ФЗ содержит 26 статей, которые определяют правовые основы регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации. В них отражены основные понятия и аспекты аудиторской деятельности, в том числе:

Общие положения и понятия;

Определен порядок аттестации аудиторов, включения в реестр аудиторов и аудиторских организаций;

Права и обязанности аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, аудируемых лиц и лиц, заключивших договор оказания аудиторских услуг;

Полномочия, порядок создания, регламентация деятельности Совета по аудиторской деятельности и Саморегулируемых организаций аудиторов;

Порядок проведения аудита, оказания сопутствующих и прочих аудиторских услуг и т.п.

Закон устанавливает, в каких случаях проводится обязательный аудит, даны суммовые критерии для его проведения, определено понятие аудиторской тайны, стандартов аудиторской деятельности, аудиторского заключения. Рассмотрено понятие независимости аудиторов, аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов. Определен порядок контроля за работой аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов.

К иным нормативным правовым актам относятся:

Гражданский и Налоговый кодексы РФ;

Федеральный закон «О саморегулируемых организациях»;

Федеральный закон «О бухгалтерском учете»;

Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;

Федеральный закон «О противодействии коррупции»;

Другие законы и принимаемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты.

Кодекс профессиональной этики аудиторов – свод правил поведения, обязательных для соблюдения аудиторскими организациями, аудиторами при осуществлении ими аудиторской деятельности. Каждая СРО аудиторов принимает одобренный Советом по аудиторской деятельности Кодекс профессиональной этики аудиторов. Саморегулируемая организация аудиторов вправе включить в принимаемый ею Кодекс профессиональной этики аудиторов дополнительные требования.

Функции государственного регулирования аудиторской деятельности осуществляет Минфин России. К этим функциям относятся:

Выработка государственной политики в сфере аудиторской деятельности;

Принятие нормативных правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность и (или) предусмотренных Законом № 307-ФЗ;

Ведение государственного реестра СРО аудиторов, а также контрольного экземпляра реестра аудиторов и аудиторских организаций;

Анализ состояния рынка аудиторских услуг в Российской Федерации;

Иные функции, предусмотренные законом № 307-ФЗ.

Минфин России и Росфиннадзор для осуществления функций вправе запрашивать у СРО аудиторов копии решений органов управления и специализированных органов СРО аудиторов и иную необходимую информацию и документацию.

При Минфине России создается Совет по аудиторской деятельности, который осуществляет следующие функции:

Рассматривает вопросы государственной политики в сфере аудиторской деятельности;

Рассматривает проекты нормативных правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность, и рекомендует их к утверждению уполномоченным федеральным органом;

Одобряет правила независимости аудиторов и аудиторских организаций и кодекс профессиональной этики аудиторов, определяет области знаний, из которых устанавливается перечень вопросов, предлагаемых претенденту на квалификационном экзамене;

Вносит на рассмотрение Минфина России предложения о порядке осуществления Росфиннадзором внешнего контроля качества работы аудиторских организаций;

Рассматривает обращения и ходатайства СРО аудиторов в сфере аудиторской деятельности и вносит соответствующие предложения на рассмотрение Минфина России;

Осуществляет в соответствии с Законом №307-ФЗ и Положением о совете по аудиторской деятельности иные функции, необходимые для поддержания высокого профессионального уровня аудиторской деятельности в общественных интересах.

Состав Совета по аудиторской деятельности утверждается руководителем Минфина России. В его состав входят:

Пользователи бухгалтерской (финансовой) отчетности (10 представителей ) – подлежат ротации 1 раз в 3 года не менее чем на 25% их общего числа;

Представители Минфина России (2 );

Представители от Минэкономразвития России и от Банка России (по одному );

Представители от СРО аудиторов (2 ) – выдвигаются совместно всеми СРО, подлежат ротации 1 раз в год.

Председатель Совета избирается из представителей пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности, секретарь является представителем Минфина России из числа членов Совета.

Заседания Совета созываются по мере необходимости, но не реже 1 раза в 3 месяца.

Членами Совета по аудиторской деятельности не могут быть члены Рабочего органа совета, кроме представителей Минфина России.

Цель создания Рабочего органа совета – подготовка решений Совета по аудиторской деятельности. В состав Рабочего органа включаются:

Руководители постоянно действующих коллегиальных органов управления и другие представители всех СРО аудиторов (не менее 70% общего числа членов Рабочего органа);

Руководитель единой аттестационной комиссии;



Представители Минфина России;

Представители научной и педагогической общественности.

Представители СРО, научной и педагогической общественности подлежат ротации 1 раз в 3 года не менее чем на 30% общего числа членов рабочего органа совета.

Государственное регулирование аудиторской деятельности осуществляет Министерство финансов Российской Федерации.

Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» предусмотрены следующие основные функции государственного регулирования аудиторской деятельности:

  • выработка государственной политики в сфере аудиторской деятельности. Основные направления государственной политики в области аудиторской деятельности определяются программными и плановыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации. Поскольку институт аудита является инфраструктурным элементом рыночной экономики, то государственная политика в области аудиторской деятельности направлена, прежде всего, на создание и поддержание условий и предпосылок последовательного и успешного исполнения институтом аудита присущих ему функций в экономике, а именно: повышение доверия участников гражданского общества к информации, представляемой им экономическими субъектами. Помимо этого проводимая государственная политика направлена на развитие национального рынка аудиторских услуг, укрепление национальных аудиторских организаций, формирование национального кадрового потенциала аудиторов, поддержание национальных профессиональных институтов аудиторов;
  • принятие нормативных правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность и (или) предусмотренных указанным Федеральным законом. Нормативно-правовое регулирование в сфере аудиторской деятельности предусматривает, прежде всего, издание нормативных правовых актов, которыми осуществляется регулирование отношений, возникающих при осуществлении аудиторской деятельности, в том числе стандартов аудиторской деятельности;
  • ведение государственного реестра саморегулируемых организаций аудиторов. Государственный реестр саморегулируемых организаций аудиторов является федеральной информационной системой, содержащей сведения о некоммерческих организациях, получивших статус саморегулируемых организаций в сфере аудиторской деятельности;
  • ведение контрольного экземпляра реестра аудиторов и аудиторских организаций. Контрольный экземпляр реестра аудиторов и аудиторских организаций – свод реестров аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемых организаций аудиторов (систематизированных перечней аудиторов и аудиторских организаций). Контрольный экземпляр реестра предназначен для удовлетворения информационных потребностей потребителей аудиторских услуг и иных заинтересованных лиц;
  • анализ состояния рынка аудиторских услуг в Российской Федерации;
  • участие в создании единой аттестационной комиссии и ее деятельности. Единая аттестационная комиссия проводит квалификационные экзамены на получение квалификационного аттестата аудитора. Минфин России определяет порядок создания Единой аттестационной комиссии, порядок проведения квалификационного экзамена, предусматривающий в том числе порядок участия претендента в квалификационном экзамене, а также порядок определения результатов квалификационного экзамена. Представитель Минфина России участвует в коллегиальном органе управления Единой аттестационной комиссии;
  • обеспечение работы Совета по аудиторской деятельности и его Рабочего органа. Совет по аудиторской деятельности создается в целях обеспечения общественных интересов в ходе осуществления аудиторской деятельности. Совет по аудиторской деятельности призван выполнять функции, необходимые для поддержания высокого профессионального уровня аудиторской деятельности. Совет по аудиторской деятельности является институтом независимого от аудиторской профессии надзора за развитием этой профессии. Минфин России утверждает состав Совета по аудиторской деятельности, осуществляет организационно-техническое обеспечение его деятельности, а также административное оформление вынесенных им решений;
  • осуществление государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов. Предметом государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов является соблюдение саморегулируемыми организациями аудиторов требований Федерального

    закона «Об аудиторской деятельности»

    и принятых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов. Государственный контроль (надзор) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов осуществляется в форме плановых и внеплановых проверок.