Смешанные экономические модели смешанной экономики. Что такое смешанная рыночная экономика. Признаки смешанной экономики

В зависимости от регулирующей роли государства и его экономических задач можно выделить несколько моделей смешанной экономики в развитых странах:
· Либеральная (американская). Для нее характерна приоритетная роль частной собственности. Правительство регулирует экономику через законодательную, налоговую и денежно-кредитную политику.
· Социально-рыночная. Предусматривает постоянную поддержку тех, кто испытывает

трудности в нерегулируемом капитализме.
· Шведская модель. Характеризуется высоким уровнем социальных гарантий.

· Японская модель. Представляет собой модель регулируемого корпоративного капитализма.
Наличие разных моделей экономики объясняется различными возможностями, традициями тех или иных стран.

Американская модель:

Американская модель - построена на системе всемерного поощрения предпринимательской активности, обогащения наиболее активной части населения. Малообеспеченным группам создается приемлемый уровень жизни за счет частичных льгот и пособий. Задача социального равенства здесь вообще не ставится. Модель основана на высоком уровне производительности труда и массовой ориентации на достижение личного успеха.

Германская Модель:

Германская модель - это модель социального рыночного хозяйства, которая расширение конкурентных начал увязывает с созданием особой социальной инфраструктуры, смягчающей недостатки рынка и капитала, с формированием многослойной институциональной структуры субъектов социальной политики. В германской экономической модели государство не устанавливает экономические цели -это лежит в плоскости индивидуальных рыночных решений, - а создаст надежные правовые и социальные рамочные условия для реализации экономической инициативы. Такие рамочные условия воплощаются в гражданском обществе и социальном равенстве индивидов (равенстве прав, стартовых возможностей и правовой защите). Они фактически состоят из двух основных частей: гражданского и хозяйственного права, с одной стороны, и системы мер по поддержанию конкурентной среды, с другой. Важнейшая задача государства - обеспечивать баланс



между рыночной эффективностью и социальной справедливостью. Трактовка государства как источника и защитника правовых норм, регулирующих хозяйственную деятельность, и конкурентных условий не выходит за пределы западной экономической традиции. Но понимание государства в германской модели и, в целом, в концепции социальной рыночной экономики отличается от понимания государства в других рыночных моделях представлением о более активном вмешательстве государства в экономику.

Германская модель, характеризуется следующими чертами:
- индивидуальная свобода как условие функционирования рыночных механизмов и децентрализованного принятия решений. В свою очередь, это условие обеспечивается активной государственной политикой поддержания конкуренции;
- социальное равенство - рыночное распределение доходов обусловлено объемом вложенного капитала или количеством индивидуальных усилий, в то время как достижение относительного равенства требует энергичной социальной политики. Социальная политика опирается на поиск компромиссов между группами, имеющими противоположные интересы, а также на прямое участие государства в предоставлении социальных благ, например, в жилищном строительстве;
- стимулирование технологических и организационных инноваций;
- проведение структурной политики;
- защита и поощрение конкуренции. Перечисленные особенности германской модели есть производные от основополагающих принципов социальной рыночной экономики, первым из которых является органическое единство рынка и государства.

Японская модель:

Особенность общегосударственного регулирования в Японии заключается в

использовании системы социально-экономических планов и научно-технических

программ как инструментов правительственного регулирования экономики. Планирование носит индикативный характер. Планы социально-экономического характера не являются законом, а представляют собой совокупность государственных программ, ориентирующих и мобилизующих звенья структуры экономики на достижение общенациональных целей.
Планы-прогнозы, во-первых, дают представление о наиболее вероятных путях развития национальной экономики, во-вторых, показывает проблемы, с которыми могут столкнуться правительство и деловые круги внутри страны и за ее пределами, в-третьих, обосновывают рекомендации, как решать эти проблемы.
Цель таких планов-прогнозов заключается в том, чтобы дать правительству и предпринимательским кругам общую ориентировку, рекомендации для руководства экономическим и социальным развитием различных отраслей народного хозяйства и регионов страны.
Стратегию развития экономики определяют управления и министерства совместно с Министерством финансов. Министерство финансов осуществляет контроль за выполнение государственного бюджета и контролирует всю систему финансов.
Детальные планы для всех отраслей промышленности разрабатывает Министерство внешней торговли и промышленности. Для разработки этих планов изучается статистика, конкурентоспособность продукции, спрос и предложение. На основании данных делается детальный научный анализ и прогноз по каждой отрасли и экономики страны в целом.
Правительство концентрирует свои ресурсы в основном на получении принципиально новых знаний, т.е. на фундаментальных исследованиях, и обеспечивает подготовку высококвалифицированных специалистов.
Вторая особенность общегосударственного регулирования состоит в том, что основным средством достижения социально-экономических целей является

технологическое развитие, ориентированное на отраслевую структуру

промышленности в зависимости от конкурентоспособности продукции на мировом рынке.
В последние годы, когда японская промышленность вышла на открытую борьбу с фирмами США и ЕЭС за рынок высококвалифицированных рабочих и продукции, правительство и частный сектор вынуждены были резко увеличить затраты на науку и технологии (в 1989г. они достигли почти 3% от ВНП – больше, чем в любой другой стране с развитой рыночной экономикой), притом средства стали направляться прежде всего в базовые исследования.
Особый интерес для нас представляет использование Японией экономических рычагов и стимулов.
Правительство стимулирует исследования и разработки посредством налоговых льгот и ускоренной амортизации. Так, управление по науке и технологии разработало ежегодно обновляемый перечень тематики исследований, номенклатуры новых изделий и услуг, в отношении которых представляются льготы при кредитовании и налогообложении. В частности по предприятиям, выпускающим новую продукцию, налоговые льготы могут достичь 25 или 50%, а в отношении особо важных изделий разрешается производить в первый год амортизационное отчисление до 25% объема продаж. Дополнительно могут применяться и специальные налоговые льготы. Для малых и средних фирм в налоговом кодексе сделана специальная оговорка, которая позволяет им применять двадцатипроцентное снижение дохода, подлежащего налогообложению. Существуют и другие виды налоговых льгот.
Ускоренная амортизация введена для компаний, применяющих энергосберегающее, ресурсосберегающее оборудование и не наносящих вред окружающей среде. Нормы ускоренной амортизации колеблются в пределах от 10 до 50%, однако, наиболее распространенная ставка составляет в среднем 15-18%.

Основной источник финансовых ресурсов для технологического обновления – льготное кредитование. Одним из направлений поддержки рискованных инновационных проектов являются долгосрочные кредиты. Гарантии иногда распространяются на 80% общей суммы займа новой фирмы, но не могут превышать 40 тысяч долларов. В случае успешной реализации поддержанного таким образом проекта фирма выплачивает государству определенное вознаграждение. Особенностью Японии является умелое преодоление кризисных явлений. Темы экономического роста в Японии достаточно высокие (6-10% в год). Но это не означает, что в ходе хозяйственного развития не встречалось никаких проблем. В течение последних 20 лет Японии пришлось столкнуться с двумя крупными проблемами: нефтяным кризисом 1973г. и кризисом «высокой иены» в 1985г.
В первом случае Японии удалось выйти из депрессии через 16 месяцев за счет изменения промышленной структуры, практически исчезли предприятия, занимающиеся выплавкой алюминия, которые требовали чрезвычайно много электроэнергии в процессе производства, и поднялась электронная индустрия.
Выход из второго кризиса был найден через 17 месяцев. Трудности, вызванные ростом курса иены, были преодолены за счет расширения прямых зарубежных инвестиций и повышения производительности труда на основе НТП.
Еще один признак умелого преодоления кризисных явлений – это проведение антидепрессионной политики правительства, которое в период ухудшения общеэкономической конъюнктуры увеличивало ассигнования на общественные строительные работы, снижало налоги и ставку учетного процента банка Японии.

Шведская модель:

Термин «шведская модель» возник в связи со становлением Швеции как одного из

самых развитых в социально-экономическом отношении государств. Он появился в конце 60-х годов, когда иностранные наблюдатели стали отмечать успешное сочетание в Швеции быстрого экономического роста с обширной политикой реформ на фоне относительной социальной бесконфликтности в обществе. Этот образ успешной и безмятежной Швеции особенно сильно контрастировали тогда с ростом социальных и политических конфликтов в окружающем мире.
В шведской политике явно выделяются две доминирующие цели: полная занятость и выравнивание доходов, что и определяет методы экономической политики. Активная политика на высокоразвитом рынке труда и исключительно большой государственный сектор (при этом имеется в виду, прежде всего, сфера перераспределения, а не государственная собственность) рассматриваются как результаты этой политики.
Шведская модель организации экономической и политической жизни позволяет выделить те принципы, которые обеспечили этой стране развитие на протяжении длительного времени без социальных потрясений, глубоких политических конфликтов, обеспечивая при этом высокий уровень жизни и социальных гарантий для большинства населения. Назовём главные из них.
· высокий уровень развития политической культуры, кооперационный характер отношений между разными социальными слоями и группами населения и политическими партиями, сложившийся на основе взаимного понимания коренных интересов, признания их законного характера и готовности решать даже самые острые вопросы на основе социально приемлемых компромиссов и научной экспертизы (кооперационная культура);
· в экономической сфере – высокая конкурентоспособность в промышленности, базирующаяся на создании особого сектора экономики, основанного на интеграции между наукой, образованием и производством, на взаимодействии государственных институтов с частным бизнесом, сотрудничестве или даже сращивании крупных

предприятий с малыми и средними в единые крупные научно-производственные системы, функционирующие как будто самостоятельно, интеграции различных сфер деятельности, начиная от производства новых знаний до их освоения инновационным предпринимательством и крупномасштабного тиражирования освоенных образцов изделий (инновационный климат);
· в социальной области – возрастание среди традиционных факторов производства (труд – капитал – технологии – природные ресурсы) значения человеческого фактора – высококвалифицированного и инновационного, творческого по характеру труда, которое получило выражение в концепции «человеческого капитала» и социальной направленности и экономической стабильности общества и вызывающей к жизни могучие созидательные силы социума шведского типа (социальная ориентация).
Основанный на этих принципах шведский тип организации жизни общества обеспечивает высокий уровень экономической эффективности и высокие жизненные и экологические стандарты. Экономически эта модель базируется на получении своеобразной «технологической ренты», получаемой страной на внутреннем и мировом рынках за высокое качество и инновационность продукции. Разумеется, Швеция не является исключением в отношении формирования уникальной социально-экономической модели, скорее ее можно классифицировать как шведский вариант «общества всеобщего процветания», хотя и «продвинутый».
Шведская разновидность государства всеобщего благоденствия получила развитие в результате перехода страны на кейнсианские принципы управления экономикой. В шведском «доме для народа» высокий уровень жизни и социальной защищенности

обеспечиваемых для большинства населения, сочетается с почти полной занятостью, а социальное обеспечение, финансируемое за счет широкомасштабного перераспределения через налоги и государственный бюджет высокой доли доходов

населения, носит универсальный характер.

Экономическое регулирование в Швеции имеет достаточно всеобъемлющий и широкий характер: государство контролирует не только доходы и прибыли, но и использование капитала, рабочей силы, а также цены через антимонопольное законодательство.
Государство превратилось в Швеции в крупнейшего нанимателя рабочей силы, обеспечивая рабочие места примерно для трети экономически активного населения. Около 65% населения Швеции получают почти все свои доходы из общественных фондов: либо как наемные работники правительственных или муниципальных учреждений, либо как получатели социальных пособий или пенсий из государственных пенсионных фондов, и только 35% трудятся в рыночном секторе экономики.
Страна продолжает сохраняться в основных своих чертах, несмотря на смены правительств и изменения внешнеэкономической ориентации. В последние 50 лет у власти находились почти все время социал-демократические правительства. Стабильность социальной направленности шведской экономической системы показывает динамика изменения цен. Например, за период 1980-1990-х гг. цены на акции выросли в 10 раз, на офисные помещения – в 4, в то время как на потребительские товары – только в 2 раза.
Высокая экономическая эффективность промышленности Швеции и высокий уровень благосостояния ее населения основываются на развитом инновационном секторе ее экономики и специализации на производстве наукоемкой продукции. В стране существует около 500 тыс. малых предприятий, на которых работает почти треть всех занятых в шведской промышленности. Ежегодно возникает примерно 20 тыс. предприятий. Именно малые предприятия делают наибольший вклад в научно-

технические разработки и внедрение, создают новые виды товаров, услуг и технологий.
Шведская модель исходит из положения, что децентрализованная рыночная система производства эффективна, государство не вмешивается в производственную деятельность предприятия, а активная политика на рынке труда должна свести к минимуму социальные издержки рыночной экономики. Смысл состоит в максимальном росте производства частного сектора и как можно большем перераспределении государством части прибыли через налоговую систему и государственный сектор для повышения жизненного уровня населения, но без воздействия на основы производства. При этом упор делается на инфраструктурные элементы и коллективные денежные фонды.
В экономике Швеции очень высока монополизация производства. Она наиболее сильна в таких специализированных отраслях промышленности, как производство шарикоподшипников, автомобилестроение, черная металлургия, электротехника, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная, самолетостроение, фармацевтика, производство специальных сталей.
Сохранение в будущем двух основных целей шведской модели – полной занятости и равенства – видимо, потребует новых методов, которые должны соответствовать изменившимся условиям. Лишь время покажет, сохранятся ли специфические черты шведской модели – низкая безработица, политика солидарности в области зарплаты, централизованные переговоры по зарплате, исключительно большой государственный сектор и соответственно тяжелое налоговое бремя, или же модель соответствовала лишь особым условиям послевоенного периода.
Изучение этих моделей имеет практическое значение для разработки модели развития России. При этом речь идет не о копировании чужого опыта, а о творческом его использовании с учетом конкретных условий, сложившихся в нашей стране.

Заключение:

Современная рыночная экономика смешанного типа на сегодняшний день, на мой взгляд, предстает наиболее совершенной системой из всех когда-либо существовавших. Ее основной особенностью является то, что в ней удачно сочетаются черты совершенно разных экономических систем: чистого капитализма и командно-административной экономики, хотя черты чистого капитализма и преобладают. Она является наиболее приспособленной к изменяющимся внутренним и внешним условиям, т.е. гибкой. Такой тип хозяйствования присущ современным экономически развитым странам (Япония, Швеция, ФРГ).
Достоинством смешанной экономики является эффективность использования ресурсов и экономическая свобода производителей. Смешанная экономика диктует наиболее эффективное использование ресурсов, способствуетвнедрению более современных технологий. Важным неэкономическим аргументом в пользу смешанной экономики выступает её ставка на личную свободу. Предприниматели и рабочие перемешаются из отрасли в отрасль по собственному решению, а не по правительственным директивам. Отметим, что не существует однозначного общепринятого решения экономических проблем. Общество с различным историческим и культурным наследием, разными обычаями и традициями используют неодинаковые подходы и методы эффективного использования собственных ресурсов.
Государство в смешанной экономике играет роль экономического субъекта, опосредованно воздействующего на рыночный механизм в целом, причем оно не может воздействовать непосредственно на характер происходящих экономических процессов.
В смешанной экономике, представляющей совокупность структур экономического

производства, при котором частная система управляется рыночным механизмом, а общественные институты и правительства, опираясь на рыночный механизм, воздействуют на экономику посредством директив и налоговой политики, само по себе государство играет роль организатора проведения мероприятий, корректирующих и стабилизирующих текущие процессы в экономике, но не оказывает значительного влияния.
В случае, когда рынок не способен справиться с какой-либо проблемой или решение этой проблемы заведомо будет неэффективным, ему на помощь приходит государство. Целью государственного регулирования экономики является поддержание экономической и социальной стабильности.
Современную рыночную экономику уже невозможно представить без государственного вмешательства, т.к. государственному регулированию отводятся такие важные функции, как поддержание конкуренции, стабилизация экономики, обеспечение социальной защиты и др. Однако государство не должно вмешиваться в те области рынка, где его механизмов регулирования достаточно. В противном случае это может вызвать развал рыночной системы и превращение ее в командно-административную.
На данный момент Россия только переходит от командной экономике к рыночной, поэтому перед ней встала проблема, какую модель развития рыночной экономики выбрать. Но, по моему мнению, нам не стоит копировать чужую модель, надо разрабатывать собственную с использованием опыта развитых стран и национальных особенностей.
Переход к рынку – очень сложный и длительный процесс. Чтобы создать национальную структуру своей экономики, адекватную рыночным требованиям, Россия должна пройти мучительный путь определения своих приоритетов по всем направлениям и на всех уровнях общества и хозяйства. Ведь она должна не просто

включиться в современную мировую экономику, а спрогнозировать свою роль и место в мировом разделении труда.

Список литературы:

1. Сажина М.А., Чибриков Г.Г. «Экономическая теория». – М.: Издательство Норма, 2003

2. www.wikipedia.org

3. Иванов С.И. «основы экономической теории» - М.: 2002

4. Чепурин М.Н. «Курс экономической теории» - 2004

5. Савченко А. Основы российской модели смешанной экономики // Маркетинг. - 2001. - N 6. - С.15-19.

6. Современная экономика. Многоуровневое учеб.пособие для вузов. Науч.ред.О.Ю.Мамедов - Ростов-на-Дону: Феникс, 1998; 672 с.

7. Мамедов О.Ю. Смешанная экономика. Двухсекторная модель: Учебник для вузов.- Ростов- на Дону.: Издательство «Феникс», 2001.-224с.

8. Государство в условиях формирования смешанной экономики / Науч. ред. Зельднер А.Г., Ваславская И.Ю. - М., 2001. - 146с.

9. Волков А.М. Швеция: социально-экономическая модель. – М.: «Прогресс» 1991..- 248с.

10. Кэмбелл Р. Макконнелл, Стэнли Л. Брю. Экономикс: Учебник. 14-е издание. – М.: Инфра-М, 2002.

Возникшая как альтернатива известным в своё время экономическим системам. На сегодняшний день смешанная экономика приобрела глобальный и скорее естественный, нежели исключительный характер. Именно такая модель представлялась наиболее оптимальным и адекватным спутником государственного регулирования в рамках XXI века, именно она была призвана решать задачи, которые поставило перед развитыми и развивающимися странами постиндустриальное общество.

Что такое смешанная экономика

Смешанная экономика - это рыночная система, основанная на частной собственности и свободном предпринимательстве, регулируемая государством. Данный вид экономики включает как частную и корпоративную, так и общественную либо государственную собственность на средства производства .

Иными словами, смешанная экономическая система предполагает управление частным сектором посредством рыночного инструментария, в то время как органы государственной власти и социальные структуры воздействуют на экономическую ситуации с помощью фискальных рычагов и директивов . В рамках смешанных экономик встречаются, в том числе отголоски административно-командной, традиционной экономики и непосредственного, чистого капитализма, которые нередко весьма плодотворны в своём сочетании.

При таком виде экономике действуют различные типы хозяйств и предпринимательств:

  • Крупное предпринимательство
  • Мелкое предпринимательство
  • Среднее предпринимательство
  • Государственные организация и учреждения
  • Муниципальные предприятия

При смешанном виде экономике интересы личности, с ее многочисленными потребностями находятся в центре социально-экономического развития страны. Стоит отметить, что смешанная экономика в разных странах на различных этапах развития отличается. К примеру, в США государство в меньшей степени, чем в остальных государствах осуществляет контроль в этой области. Частный капитал играет первостепенную роль, а его развитие и стимулирование является первостепенной задачей государства.

Стоит, однако, отметить, что чистая рыночная экономика, — скорее, утопия, и на практике под этим знаменем зачастую выступают смешанные экономические системы. В свою очередь, сами они возникли как синтез экономик командного типа и классической рыночной.

В государствах со смешанным типом экономики решается сразу несколько важнейших задач:

  • Обеспечение занятости
  • Стабилизация цен
  • Взаимосвязь заработной платы и производительности труда
  • Равновесие платежного баланса
  • Использование производственных мощностей в полной мере

В таких странах уровень жизни каждого человека определяется его стремлением к заработку, если есть желание зарабатывать деньги, его можно реализовать в полной мере, создав свой личный бизнес. Кроме того, появляются дополнительные рабочие места, что понижает уровень безработицы.

Также важно заметить, что в подобных условиях возникает здоровая конкуренция, при которой цены на товары и услуги социально доступны. При этом любой человек может спокойно заниматься своим бизнесом, зная, что находится под защитой государства. Именно поэтому многие страны пришли к данному виду экономической системы.

Нельзя не отметить, что особенно выгодным решением смешанный тип экономики представляется, вероятно, для государств с развитой промышленной сферой, наибольшей покупательской способностью в рамках которых обладают крупные корпорации. Смешанная экономика позволяет в этой связи сохранять разветвлённую структуру рынка и распределённые отношения между его участниками, не рискуя впасть в экономический тоталитаризм или быть чрезмерно раздробленной .

Государству в рамках такой системы отведена функция активного координатора и планировщика, а также гаранта стабильности в случае провалов рынка. Наиболее популярным механизмом компенсации подобных провалов служит в этой связи налогообложение, которое позволяет и корректировать мнение и активность общественности, и аккумулировать материальные средства в государственных целях.

Этапы возникновения

Базой для формирования нового, смешанного типа экономики послужили её отдельные элементы, нарождавшиеся в конце XIX и в немалой степени оформившиеся к середине века XX.

Теория современной смешанной системы экономики формировалась в три этапа, которые были тесно связанные с переломными моментами в становлении традиционной рыночной экономики. Каждый из этих периодов характеризуется возникновением новых форм рыночной экономики, что постепенно меняло ее механизм функционирования.

Кризис 30-х годов минувшего столетия выявил следующие потребности экономики:

  • невмешательство государства в экономику
  • установление рыночного равновесия

Важно уточнить вместе с тем, что в соответствии со своей не жёстко детерминированной идеей, в зависимости от временных, национальных, исторических и иных условий смешанные экономические системы развиваются по различным сценариям. Кроме того, в разных регионах с течением времени формируются весьма специфические, свойственные главным образом для того или иного континента, государства и народа особенности. Это проявляется в степени выраженности элементов рынка, частной и госсобственности в пределах той или иной экономики. В то же время смешанная экономическая система оставляет за отдельными составляющими права исключительного доминирования.

Такая разница обеспечивается множеством факторов, ключевыми из которых являются геополитическая ситуация , уровень и качество материально-технического оснащения, политических тенденций, социокультурной обстановки в регионе, и других.

Модели в смешанной экономике

Несмотря на точто существует общее определение смешанной экономике, это не значит, что во всех странах она происходит по одному пути. Процесс ее внедрения в разных странах складывался различным способом, это объясняется следующими особенностями:

  • различными уровнями материально-технической базы
  • особенностей геополитического развития
  • Особенностями политического развития
  • Социально-культурных особенностей
  • Особенностями формирования общественного устроя

На сегодняшний день существует несколько сформировавшихся моделей смешанной экономики.

Американская, или либеральная модель — как уже было указанно выше, она основывается на частной собственности. Ни в одной другой модели экономике не уделяется такого внимания частному бизнесу, как в Соединенных Штатах. Для данной модели характерно активное регулирование экономических переменных со стороны правительства посредством проведения кредитной политики, введения и корректировки налоговых и законодательных положений. Примечательно, что во главу угла «американская» смешанная экономика ставит индивидуальное предпринимательство, всячески стимулируя население, особенно представителей среднего и высшего классов, на активность в данном направлении, конечной целью которого является исчерпывающий материальный достаток. Социально незащищённые слои населения при этом обеспечиваются различного рода льготами и пособиями, промышленность ориентирована главным образом на высокий уровень производительности. Классовое равенство в рамках такой экономической системы весьма и весьма вторично.

Германская модель - это модель социального рыночного хозяйства, которая связывает расширение конкурентных начал с созданием особой социальной инфраструктуры, способной смягчить или нивелировать недостатки капитала и рынка посредством формирования разнородной субъектной структуры общественной сферы. При такой модели, государство не ставит цели и задачи для бизнеса — это относится к компетенциям субъектных рыночных решений, — а создает условия для реализации экономических инициатив. Для этого государство обеспечивает всех равноправными стартовыми возможностями и правовой защитой. Таким образом, рамочные условия германской модели состоят из двух ключевых компонентов: мер, направленных на стимулирование конкуренции, и хозяйственного и гражданского права. Государству в этой связи отводится роль медиатора, должного обеспечивать необходимый баланс между эффективностью рынка и справедливостью социальной среды. Аналогичное распределение функциональных обязанностей характерно для западной экономической традиции и социал-демократических моделей в целом , однако германская модель предполагает на их фоне более активную позицию государства в финансовых вопросах.

Таким образом, для данной модели характерны: относительная субъектная свобода в рамках децентрализации рыночных механизмов при стимуляции конкуренции со стороны государства; социальное равенство, обусловленное прямой связью между величиной затрачиваемых ресурсов, в частности капитала, и доходностью. Стоит отметить, что последняя особенность, помимо прочего, требует от государства также и весьма динамичной социальной политики, фундаментом для которой служат как непосредственная поддержка малообеспеченных и нуждающихся граждан, так и поиск и реализация компромиссов с целью снижения разобщённости между представителями различных социальных субгрупп. Кроме того, «германская» экономическая модель ориентируется также на поощрение высококонкурентной среды, проведение структурных политических реформ, новаторскую деятельность в организационной и технической сферах.

Шведская модель - это социал-демократическая модель, при которой государству отводится место главенствующей экономической силы. Власть, избранная демократическим путем , наделяется огромными полномочиями в социально-экономической сфере. Нельзя не отметить то же время, что в действительности социальная рыночная экономика имеет немало точек соприкосновения со «скандинавским социализмом».

Японская, или патриархально-корпоративная модель - это модель гибкого корпоративного капитализма, в рамках которой возможность накопления капитала активно регулируется государством, программирующим экономическое развитие. Подобная позиция с культивированием корпоративных начал касается и иных сфер: внешнеэкономической, структурной и инвестиционной политики.

Стоит отметить, что экономика России наряду с экономиками иных развивающихся и в том числе постсоциалистических общества относится в большей мере к переходному типу. Для данной модели также характерны сочетание централизованного регулирования с рыночным, изобилие типов хозяйства и форм собственности, однако, в отличие от смешанной переходная экономика отличается высокой нестабильностью.

Роль государства в смешанной экономике

Роль государства трудно переоценить, именно оно имеет полномочия контролировать распределение национальных богатств, а через таможенные пошлины, налоги и государственные расходы влиять на внутриэкономические процессы. Основные функции, которые ему отведены - это функции регулирования, справедливости и эффективности. Чтобы наиболее эффективно и в полной мере исполнять свои обязанности, ему необходимо минимизировать все государственные расходы, сделать все , для того чтобы максимально приблизиться к социально-политической стабильности, при которой все экономические субъекты будут нормально функционировать и развиваться.

При смешанной экономике перед государством встают следующие задачи:

  • Поддержание стабильного, эффективного и устойчивого развития хозяйственных единиц;
  • Законное определение прав собственности на экономические ресурсы и механизмы их осуществления;
  • Гарантия приоритетов личных интересов и экономической мотивации законного получения доходов в соответствии с результатами деятельности;
  • Внедрение и осуществление политики по защите населения с низким доходом;
  • Использование конкурентного механизма цен, прибыли и убытков, а также ограничение монополии государства.
  • Только при соблюдении вышеуказанных пунктов политика государства при смешанной экономике будет наиболее эффективна.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

Современные экономические системы большинства стран представляют собой широкое разнообразие смешанных форм. О смешанной экономике можно говорить в случае соединения и переплетения различных форм хозяйства. Смешанная экономика предполагает взаимодействие рынка и государственного регулирования. В некоторых странах в смешанной экономике сохраняются отдельные черты традиционного хозяйства, одни страны больше тяготеют к административно-командным методам, а другие -- к рыночным. В разных странах складываются различные модели смешанной экономики. Становление определенной модели определяется рядом факторов: менталитетом нации, ходом исторического развития, геополитическим положением, уровнем развития и характером материально-технической базы и др. Рассмотрим некоторые модели смешанной экономики.

Основные черты американской модели смешанной экономики:

  • - низкая доля государственной собственности и незначительное прямое вмешательство государства в процесс производства. Сегодня в государственный бюджет США поступает около 19 % национального продукта;
  • - всемерное поощрение предпринимательской активности. Основными принципами экономической политики являются поддержка свободы экономической деятельности, поощрение предпринимательской активности, защита конкуренции, ограничение монополий;
  • - высокий уровень социальной дифференциации. Американские социальные классы ощутимо различаются. Задача социального равенства вообще не ставится. Малообеспеченным слоям населения создается приемлемый уровень жизни.

Основные черты европейской модели смешанной экономики:

  • - активное воздействие государства на функционирование национального рыночного хозяйства. Сегодня в государственный бюджет стран Европейского сообщества поступает от 29 % (Испания) до 44 % (Бельгия) национального продукта;
  • - защита конкуренции, поощрение мелкого и среднего бизнеса;
  • - сильная система социального обеспечения. В Западной Европе социальная ориентация общественно-экономических систем является наивысшей в современном мире. Удельный вес всех затрат на социальные нужды в расходах федеральных бюджетов в большинстве западноевропейских стран составляет 60 % и более, а во Франции и Австрии -- даже 73 % и 78 %. Для сравнения -- эти расходы составляют в Японии 45 %, в США --55 %.

Особенности японской модели смешанной экономики:

  • - координация деятельности правительства и частного сектора. Четкое и эффективное взаимодействие труда, капитала и государства (профсоюзов, промышленников и финансистов, правительства) в интересах достижения национальных целей;
  • - особая роль государства в экономике. Япония -- страна с сильной государственной политикой, осуществляемой без прямого участия государства в хозяйственной деятельности. Сегодня в государственный бюджет Японии поступает всего 17 % национального продукта;
  • - особый упор на роль человеческого фактора. Как уже отмечалось, удельный вес всех затрат на социальные нужды в Японии составляет 45 %. Низкий уровень безработицы в стране объясняется традициями социального партнерства, хорошо поставленным обучением на рабочих местах, широким распространением работы по временным контрактам (либо неполный рабочий день). Достижение японской экономики -- снижение удельного веса бедных. Если в США и странах ЕС этот показатель достигает почти 15 % от общей численности населения, то в Японии он колеблется около 1 %.

Российская экономика находится на очень сложной и противоречивой стадии развития, обозначаемой как переходная -- от административно-командной системы к смешанной. Российская модель смешанной экономики только формируется и в дальнейшем ожидается, что она будет сочетать в себе национальные черты и все самое перспективное из других моделей; предполагается, что она должна опираться на:

  • - многообразие форм собственности. Особенностью российского менталитета, с одной стороны, является тяга к индивидуализму, сложившаяся под влиянием Европы. С другой стороны, соборность, коллективизм, государственное мышление. Исторически Российское государство играло в жизни общества значительную роль. Российская модель смешанной экономики должна учесть особенности российского этноса. По мнению большинства специалистов России, необходима государственно-частная система хозяйствования, в которой государственная собственность должна занимать примерно такой же удельный вес, как и частная;
  • - многообразие форм предпринимательской деятельности. Многообразие форм собственности предполагает и многообразие форм предпринимательской деятельности. Причем особенно актуально для России сочетание частного и государственного предпринимательства;
  • - смешанный экономический механизм регулирования экономики. На первых этапах экономических преобразований реформаторы полагали, что при построении рыночной экономики обязательным условием является уменьшение роли государства в социально-экономической жизни общества. Следствием этого стало углубление экономического кризиса, дезорганизация воспроизводственных процессов, подрыв экономической безопасности России. Сегодня можно утверждать, что вывод экономики России из системного кризиса и обеспечение устойчивого экономического роста невозможны без активной роли государства в регулировании воспроизводственных процессов;
  • - многообразие форм распределения национального продукта. В основе системы распределения должны лежать два принципиально различных, но во многом сходных механизма распределения. Один из них основан на рыночных методах, второй - на принципе распределения по труду. Распределительный механизм - это еще и система социальной зашиты, обеспечивающая гарантии равных стартовых возможностей и устойчивость положения человека иными словами, распределительный механизм должен сочетать в себе распределение по труду, собственности и через общественные фонды потребления.

Виды экономических систем можно выделить по различным основаниям, но наибольшее распространение получила классификация по форме собственности на ресурсе и способам обеспечения координации деятельности. По данному критерию выделяют 4 типа экономических систем - традиционную, рыночную, командную и смешанную экономику.

Традиционная экономика была распространена в древних и средневековых обществах, но и сохраняется и сегодня в ряде слаборазвитых государств. Ее отличительной чертой является господство обычаев и традиций при осуществлении хозяйственной деятельности.

Большинством предприятий командной экономики владеет государство. Решение о производстве продукции, его ассортименте, объемах производства принимается государственными органами. Именно поэтому такую экономику часто называют плановой. Государством регламентируются и такие аспекты, как зарплаты и направления инвестиционных затрат. Типовым примером командной экономики является СССР.

Ключевой принцип рыночной экономики - свободное , а также обеспечение многообразия форм собственности на средства производства. Рыночная экономика подразумевает рыночное ценообразование и ограниченное вмешательство государства в деятельность субъектов хозяйствования. В классической модели рыночной экономики государство не играет абсолютно никакой роли при распределении ресурсов, все решения принимаются рыночными субъектами. Обычно в качестве примера такой системы приводят Гонконг.

Особенности смешанной рыночной экономики

Сегодня встретить можно чисто командную или рыночную экономическую систему, которая абсолютно исключает роль государства. Большинство стран сочетают рыночные принципы с государственным регулированием, что образует смешанную экономику.

В рамках смешанной экономики предприниматели могут принимать независимые решения относительно собственной финансовой деятельности, но их автономия в данных вопросах ограничена государством. При этом государство, наряду с частными компаниями могут осуществлять перемещение товаров, осуществлять сделки купли-продажи, нанимать работников и пр. Такая экономическая деятельность предоставляет государству отчасти обеспечивать свою финансовую самостоятельность и направлять полученные средства на функционирование его институтов. Другая часть доходов обеспечивается за счет действующих налогов и сборов.

Смешанная экономика считается сегодня наиболее эффективной экономической системой. Она позволяет решить такие важные задачи как борьба с безработицей и инфляцией, эффективное использование производственных мощностей, обеспечение роста зарплаты соразмерно с производительностью, а также равновесный платежный баланс.

Виды смешанной экономики

Условно различают три основные модели смешанной экономики:

Неоэтатистскую с развитым национализированным секторов, к примерам относят Японию, Англию, Италию и Францию;

Неолиберальную, в которой участие государства имеет целью исключительно защиту конкуренции (существует в США, Германии);

Модель согласованного действия или социально ориентированную модель экономики, в которой основные задачи государства направлены на выравнивание доходов (в числе примеров Швеция, Австрия, Бельгия).

Понятие об экономических системах

История развития человеческой цивилизации неразрывно связана с производством. Именно производство позволяет удовлетворить потребности человека в материальных и многих духовных благах. Первоначально хозяйственная деятельность человека носила крайне примитивный характер. Она была представлена простым собирательством.

С развитием человека возрастали и его потребности. Поэтому деятельность человека становилась все более сложной. Постепенно для ее осуществления понадобились согласованные действия многих людей. Кроме того, в процесс труда вовлекались все новые и новые ресурсы.

Хозяйственная деятельность влияла на формирование и развитие общественных отношений. Натуральное хозяйство сменилось товарным производством. Сочетание производства и общественных отношений образуют экономическую систему.

Определение 1

Экономическая система представляет собой совокупность взаимоотношений между отдельными субъектами хозяйственной деятельности (физическими и юридическими лицами, предприятиями и отдельными домохозяйствами, государствами и межгосударственными объединениями) путем привлечения в производство всех видов ресурсов, основываясь на правах собственности и нормативно-правовых актах, включая отношения управления, накопления и распределения материальных благ и произведенного продукта.

Любая экономическая система состоит из следующих структурных элементов:

  • экономические субъекты (государства, предприятия, домохозяйства, частные лица);
  • экономические объекты (все виды экономических ресурсов);
  • базовые (ключевые) экономические отношения (право собственности, право управления и право распределения).

Типы экономических систем

Исходя из сказанного выше, можно привести еще одно определение термина «экономическая система»:

Определение 2

«Экономической системой называют способ согласования хозяйственной деятельности людей и распределения произведенного продукта».

Так как невозможно рассматривать экономическую систему без совокупности общественно-экономических отношений, то ключевыми критериями (принципами) классификации разновидностей экономических систем являются отношения права собственности на средства производства, система распределения продукта и роль государства в экономике. Поэтому сегодня специалисты выделяют следующие типы экономических систем:

  • традиционная;
  • рыночная;
  • административная;
  • смешанная.

Для традиционной экономической системы характерно производство и распределение произведенного продукта на основе исторически сложившихся обычаев и традиций. Это наиболее консервативная экономическая система. Причина – для изменения традиций необходим длительный период времени, чтобы изменить психологию общественного сознания.

Административная система формируется на основе государственной собственности на основные средства производства. государство определяет ценовую политику, распределение благ, регулирует объемы производства. Весь процесс экономической жизни происходит в соответствии с утвержденным государственным планом. Государство, фактически, является монополистом.

Рыночная экономика начала свое формирование еще в условиях феодального строя. Она развивалась на базе частной собственности на средства производства. Основными регуляторами стали соотношения потребительского спроса и предложения. Государство долгое время не принимало участия в регулировании экономики более чем на общезаконодательном уровне.

Понятие о смешанной экономике

В процессе дальнейшего исторического развития человеческого общества стали очевидны некоторые недостатки и преимущества как административной (командно-административной, плановой) экономической системы, так и рыночной экономической системы. В результате сочетания частного и государственного секторов экономики была сформирована новая экономическая система – смешанная.

Определение 3

Смешанной экономической системой называют такую разновидность социально-экономических отношений, в которых сочетаются частная и государственная собственность на средства производства, государство принимает участие в формировании и функционировании рынка, регулировании рыночных отношений.

Суть смешанной экономической системы сводится к тому, что государство с помощью государственного регулирования пытается сгладить недостатки рыночной экономики за счет предоставления социальных гарантий и социальных благ. Положительными сторонами смешанной экономической системы являются вопросы обеспечения социальных гарантий и защиты потребителей, поддержка социальной сферы, борьба с монополизацией, поддержание политической стабильности и экономического роста.

Модели смешанной экономики

В экономике нет готовых решений. Поэтому при создании смешанной экономической системы каждое государство формировало свою собственную, национальную модель. Во внимание принимались этническая психология, менталитет, особенности исторического развития. На сегодняшний день, обобщая опыт ведущих стран мира, ученые-экономисты выделяют следующие модели смешанной экономики на этнической основе:

  • американская (либеральная);
  • шведская (скандинавская);
  • японская;
  • социально-рыночная.

Американская модель характеризуется преобладанием частного сектора в экономике. Правительство осуществляет общее регулирование посредством законодательной, налоговой и финансово-кредитной политики. В экономике страны преобладают крупные производители, контролирующие значительную часть рынка.

Шведская модель представляет собой модель «гуманного (социалистического)капитализма». За счет высоких ставок подоходного налога и продуманной налоговой политики государство обеспечивает высокие социальные гарантии своим гражданам. Значительная доля в экономике принадлежит кооперативному сектору. Данная модель успешно функционирует в странах Скандинавии.

Японской модели присущи черты корпоративного капитализма. Важное внимание уделяется развитию малого и среднего бизнеса. Государство сохраняет значительное влияние в вопросах контроля за развитием экономики. Японская модель ориентируется на сбережение, производство и экспорт продукции при вспомогательной роли личного потребления.

Социально-рыночная модель предполагает внедрение в экономику процессов планирования. Наиболее успешно удалось внедрить планирование в экономике Франции. Государство пыталось сохранить приоритетные позиции в экономике. Но эти процессы протекали с различным успехом. В рамках социально-рыночной модели выделяют насколько национальных вариантов: германскую, британскую, итальянскую, французскую модели.