Методы и инструменты государственного регулирования экономики. Государственный сектор в рыночной экономике. Учебник: Прогнозирование и планирование в условиях рынка

Во многих странах наряду с частной (ведущей) собственностью существует и государственная собственность. Удельный вес государственного сектора в развитых странах ограничен. Он крайне мал в США и Японии. На европейских же государственных предприятиях производится от 10% (Германия) до 30% (Австрия) валового внутреннего продукта. На них занято от 4% (Великобритания) до 20-25% (Австрия, Греция, Франция) рабочей силы. Государственные предприятия осуществляют от 1/6 (Германия, Великобритания) до 1/3 (Франция) и даже Ѕ (Австрия) валовых капиталовложений в экономику. В США около 1/3 всей земли находится в собственности федерального правительства.

Следовательно, государство в современной рыночной экономике - это и предприниматель, и крупный инвестор, и организатор НИОКР, и потребитель конечной продукции. Оно непосредственно участвует в производстве, распределении, обмене и потреблении товаров и услуг.

Отметим, что в государственной собственности субъектом отношений присвоения, распоряжения и контроля выступает государство. Государственная собственность возникает двумя путями. Первый путь, когда государство строит новые предприятия за счет средств бюджета; второй - когда государство осуществляет полную или частичную национализацию, приобретая акции частных предприятий. В большинстве стран с развитой рыночной экономикой государственные предприятия подчиняются отраслевым министерствам и контролируются министерством финансов. В некоторых странах существуют специальные министерства, а в Италии они объединены в холдинговые структуры.

Заключение.

Из изложенного материала можно сделать однозначный вывод о том, что роль государства в рыночной экономике велика и многообразна. Так, на Западе государственное регулирование превратилось в важнейший элемент хозяйственного механизма современной рыночной системы и является активным участником всех стадий воспроизводственного процесса: производства - распределения - обмена - потребления. В результате среднегодовые темпы расширенного промышленного производства в лидирующих странах мира составили к 70-м годам примерно 5,5%, что намного превышало показатели довоенного периода. Крупные государственные ассигнования на науку, обширные налоговые льготы и субсидии частномонополистическому капиталу способствовали бурному развитию НТП и структурной перестройке экономики. Значительно возросли ассигнования на социальные цели - медицину, образование, пенсионное обеспечение и др.

Однако к началу 80-х годов все чаще стали проявляться и кризисные явления, связанные с развитием госсектора и государственным вмешательством в экономику. Разбухание бюрократической структуры в системе государственного управления, снижения темпов роста, эффективности, лавинообразное нарастание инфляционных процессов, структурно-энергетические кризисы и др. - все это положило так называемому «консервативному сдвигу» в процессе государственного регулирования. Масштабы государственного регулирования постепенно ужимались, а за последние 10 лет приобрели более косвенный характер. Сегодня государственное регулирование ориентируется больше на долгосрочные цели научно-технического прогресса и экономического роста, хотя социальные расходы по-прежнему остаются важнейшей составной частью государственного бюджета.

Существуют два подхода к определению государственного сектора в экономике. Согласно первому, государственный сектор трактуется широко, как все формы и методы вмешательства государства в экономику. Сторонники второго подхода определяют госсектор как часть экономики, где государство само занимается предпринимательской деятельностью, т.е. госсектор отождествляется с государственным предпринимательским сектором , в основе функционирования которого лежит государственная собственность, и где государство осуществляет самостоятельную деятельность, направленную на производство продукции, выполнение работ и оказание услуг в целях, прежде всего, удовлетворения общественных потребностей.

Госсектор, понимаемый в широком смысле, будет рассматриваться в объеме всего курса макроэкономики. Поэтому следует сосредоточить внимание на государственном предпринимательском секторе.

Появление государственного предпринимательского сектора, основанного на государственной собственности, явилось первой формой, которая ознаменовала эру широкого вмешательства государства в экономику. Она получила наибольшее распространение в период между двумя мировыми войнами, что было обусловлено следующими факторами:

· обеспечение деятельности отраслей, не представляющих интереса для частного бизнеса

· формирование отраслей, требующих значительного капитала;

· оздоровление (санация) отраслей или отдельных предприятий, переживающих кризис;

· создание новых передовых наукоемких отраслей, требующих значительных первоначальных затрат и характеризующихся значительной степенью неопределенности и риска.

Государственный предпринимательский сектор неоднороден в различных странах, как по своей структуре, так и по той роли, которую он играет в национальной экономике. Для его оценки обычно используется целый ряд показателей, основными из которых являются: доля государственных предприятий в производстве ВНП , общей сумме активов, капиталовложениях в промышленности и в производственной инфраструктуре, в общей численности занятых.

Доля и роль предпринимательского сектора не является все время постоянной. В 1980-х гг. особо ощутимо проявилась тенденция к его сокращению. Во многих странах в середине 1980-х гг. прокатилась широкая волна разгосударствления и приватизации.

Несмотря на осуществление разгосударствления и приватизации, государственный предпринимательский сектор и в настоящее время играет важную роль в развитии многих стран, хотя его масштабы в разных странах различны. В Китае, например, этот сектор дает свыше 50% валового общественного продукта, в Италии – 39-42%, в том числе в промышленности – 30%. В США государственная собственность составляет около 20% национального богатства. В Японии на государственные предприятия приходится более 10% основных фондов и около 9% занятых в национальном хозяйстве.

Нет общих алгоритмов регулирования экономики, процесс этот чрезвычайно сложен, основан на прогнозах и учете конкретного состояния и особенностей экономики страны.

Основные понятия

Несостоятельность рынка, государство,смешанная экономика, классическая школа, объективные предпосылки необходимости государственного воздействия,общественные блага, кейнсианская концепция, главный недостаток кейнсианской концепции, стагфляция, неоконсервативное направление, функции государства, экономические методы регулирования экономики, административные методы, государственный предпринимательский сектор.


Тема 14. Равновесие AD - AS в экономике

1 Взаимосвязь отдельных рынков

2 Совокупный спрос AD

3 Совокупное предложение AS

4 Равновесие AS-AD

Государство способно осуществить свои экономические функции, лишь имея достаточную экономическую опору. Такой опорой является государственный сектор хозяйства.

Отечественные экономисты традиционно понимали под государственным сектором сферу экономики, в которой действовали государственные предприятия и учреждения (т.е. сферу государственного предпринимательства). В мировой науке государственный сектор отождест­вляют с совокупностью форм непосредственного участия государства в производстве, распре­делении, обмене и потреблении.

Государственный сектор состоит из:

а) сферы государственной предпринимательской деятельности, основанной на государст- венной собственности, на функционировании государственных предприятий и учреждений;

б) сферы государственных финансов, центрами которой являются государственный бюджет и Центральный банк. Через государственный бюджет осуществляется процесс перераспределения доходов. Доходы госбюджета тесно связаны с налоговой системой, а расходы - с выполнением

государством ряда задач и функций: социальной, управления, обороны, производства общественных товаров, экологической и др. Центральный банк осуществляет денежное регулирование, держит под контролем государственную денежную систему.

Размеры государственного сектора должны соответствовать функциям, которые выполняет государство. Рост функций и направлений государственной деятельности вызывает и рост государственного сектора.

Но бывает и так, что государство без достаточных экономических оснований расширяет свои функции и вызывает рост государственного сектора. Это снижает общую эффективность экономики и обусловливает необходимость разгосударствления и приватизации.

Развернувшийся в 80-е годы в развитых странах процесс разгосударствления экономики имеет особенности:

уменьшаются масштабы государственного предпринимательства, но государство остается структурным элементом смешанной экономики, стремясь наилучшим образом приспо­собиться к рыночным отношениям путем изменения форм своей деятельности;

современный процесс разгосударствления не равнозначен приватизации (переход предприятий в частную собственность). Сохранение государственной собственности и эффективности функционирования остающихся в государственном секторе предприятий;

деидеологизация, когда все более редкой становится ситуация, при которой социал-демократические партии выступают за расширение государственного сектора, а их политические противники - за расширение частного.

Мировой опыт развитых стран свидетельствует о следующих наиболее распространенных современных способах разгосударствления.

Либерализация рынков: отмена барьеров для доступа на рынок новых конкурентов; стимулирование диверсификации производства и продаж, поощрение малого бизнеса, снятие ограничений для проникновения иностранного капитала; меры по демонополизации экономики.

Стимулирование создания и расширения сферы деятельности смешанных предприятий (государственно-частных).

Создание для государственных предприятий рыночных условий функционирования: сокращение государственных субсидий, отказ от списаний банковской задолженности, отмена налоговых льгот и т.п.

Приватизация государственных предприятий. При этом государственная собственность может переходить не только в руки частных лиц, но и к банкам, коллективам государственных предприятий, кооперативам и т.д.

Наиболее популярными формами приватизации государственной собственности в развитых странах являются продажа предприятий через систему аукционов и конкурсных торгов непосредственно в частные руки; выкуп акций государственного предприятия менеджерами («управленческие выкупы»).

Кроме того, практикуется сдача государственных предприятий в аренду и заключение контракта на управление предприятием.

Процесс приватизации государственных предприятий в России имеет ряд особенностей:

протекает в общем русле рыночных реформ, направленных на трансформацию эконо­мической системы;

организован сверху, осуществляется централизованно путем реализации специально разработанной государственной программы;

осуществляется в очень сжатые сроки (по мировым меркам) и проходит в два этапа: а) «ваучерный» этап, б) этап денежной приватизации;

основной формой приватизации средних и крупных предприятий является их акцио­нирование.

Эффективность функционирования государственного сектора зависит от:

соответствия его размеров выполняемым функциям;

степени совершенства процедуры оценки и принятия государственных решений и программ;

правильно выбранных инструментов регулирования экономики.

9.1. государственный сектор в рыночной экономике

Государственный сектор - важный объективно необходимый элемент структуры современного общества. Место государственного сектора непосредственно связано с ролью государства в экономике, наличием потребностей, удовлетворение которых не может обеспечить частное производство, подчиненное интересам получения прибыли.

Государственный сектор служит фактором экономического роста, залогом стабильности и устойчивого развития, гарантом сохранения национального богатства. Государственное предпринимательство, государственное потребление вызывают мультипликативный спрос, ускоряют накопление капитала, способствуют оздоровлению отраслей, находящихся в кризисном состоянии, укреплению позиций страны на мировых рынках. Государство содержит значительную часть производственной и социальной инфраструктуры, служащей материальной базой физического и духовного совершенствования человека.

Масштабы огосударствления зависят от конкретных экономических и исторических условий, состояния общества и других факторов. Изменение доли государственного сектора без их учета приводит к негативным последствиям для социально-экономического развития страны.

В настоящее время государственный сектор широко представлен в странах с рыночной экономикой, и частное производство является там далеко не всеобъемлющим. При этом приватизация и национализация (деприватизация) рассматриваются как равнозначные факторы повышения эффективности использования собственности и чередуются в зависимости от складывающихся конкретных условий. В США, Англии, других развитых странах правительства никогда не выпускали из своих рук контроль за государственной собственностью, источниками ее приумножения. П. Самуэльсон характеризует правительство США как «самое крупное предприятие в мире».

Государственный сектор влияет на экономику, прежде всего, по двум направлениям.

1. Рост государственных вложений, способствующих расширению масштабов производства и емкости рынка.

2. Развитие хозяйственной, в том числе предпринимательской деятельности предприятий, находящихся под государственным контролем.

Наиболее полно о месте государственного сектора можно судить по показателю государственных расходов по отношению к валовому внутреннему продукту (ВВП). Послевоенный период характеризуется постоянным увеличением этого показателя. В 1960-е годы он составлял около 28\%, в начале 1980-х годов - 43\% и нигде не опускался ниже 30\%.

В 1997 г. доля государственных расходов по отношению к ВВП составляла, \%:

Объемы государственных расходов прямо пропорциональны уровню и качеству жизни и, как правило, сохраняют устойчивость.

Некоторые страны периодически проводят кампании по разгосударствлению. Так, с начала 1980-х годов в Великобритании правительством Маргарет Тэтчер подобные меры осуществлялись. Однако за 10 лет показатель государственных расходов по отношению к ВВП уменьшился лишь на один пункт. В США, наоборот, в период «Нового курса» Ф. Рузвельта государственная собственность увеличилась за счет государственного строительства (введения общественных работ), но многие построенные предприятия впоследствии были проданы частным лицам или законсервированы.

Государственное предпринимательство осуществляется в сферах, в которых требуются крупные инвестиции или не допускается по каким-либо мотивам частное производство. Оно занимает прочные позиции в отраслях связи, транспорта, энергетики, металлургии, о чем свидетельствуют следующие данные (табл. 9.1).

Таблица 9.1 Доля государственных предприятий в производстве, \%

Великобритания

Электроэнергетика

Газовая промышленность

Нефтеперерабатывающая промышленность Угольная промышленность

Железнодорожный транспорт

Сталелитейная промышленность

Во Франции успешно работают государственные группы в автомобилестроении («Рено»), металлургии («Юзинор-Сасилор»), электронной («Томсон»), химической («Рон-Пуленк»), аэрокосмической (СНЕКМА) и других отраслях промышленности. Они имеют форму акционерных обществ, акции которых принадлежат государству непосредственно или через национализированные банки. В Италии государственный холдинг ИРИ контролирует черную металлургию, электротехническую и судостроительную промышленность, шоссейные дороги, телефонные линии, воздушный транспорт, государственную телерадиокомпанию.

Государственные предприятия, если даже в обществе господствует частная собственность, не признаются рыночными структурами. Это же относится и к предприятиям, в которых государство имеет контрольный пакет акций.

Граница между частным и государственным производством очевидна лишь в случае, когда государство непосредственно использует ресурсы, в том числе людские. Она трудно различима, если государство только вкладывает средства, контролирует важные решения, а рабочие нанимаются частной компанией и не являются государственными служащими. Так, при создании атомной промышленности США государство выделяло средства, компания «Дженерал электрик» возводила объекты, а сейчас управляет отраслью под государственным надзором (в части, прежде всего, соблюдения режима секретности, защиты патентов), но без вмешательства в дела компании по мирному использованию атомной энергии.

С экономической точки зрения форма собственности на средства производства теряет свою актуальность по мере того, как право принятия хозяйственных решений отделяется от права собственности. Эффективность использования ресурсов не зависит от формы собственности на предприятие, если им управляет наемный менеджер, которому безразлично, кто его контролирует - государственный орган или наблюдательный совет акционерного общества. Форма собственности не мешает менеджеру лучше управлять. И государство располагает не меньшими, а большими возможностями стимулировать его эффективный труд.

Утвердилось мнение, что в государственном секторе меньше стимулов снижения издержек и увеличения прибыли, так как частному предприятию угрожает банкротство, а государство спасает финансовой поддержкой свое предприятие. Однако в действительности банкротство корпораций на Западе такое же редкое явление, как и государственных предприятий; а убыточным может оказаться в одинаковой степени как государственное, так и частное предприятие.

В России в первой половине 1990-х годов ускоренными темпами стала осуществляться тотальная приватизация основной массы предприятий. На начало 1998 г. общее число приватизированных предприятий составило 126,7 тыс., или 59\% от количества государственных предприятий к началу приватизации в 1991 г. Параллельно создавались новые частные предприятия, в результате общее число предприятий возросло почти в 10 раз и составило 2,76 млн, в том числе по основным отраслям, тыс.:

торговля и общественное питание - 868,3

промышленность - 341,6

сельское хозяйство - 336,7

строительство - 289,1

Почти 50\% от общего числа хозяйствующих субъектов создано отдельными гражданами; в торговле их доля - 81,7\%, строительстве - 70,2\%. Государственных предприятий насчитывается не более 40 тыс. На долю негосударственного сектора экономики теперь приходится около 70\% валового национального продукта.

Государство рассталось с подавляющей частью производственных мощностей. Но в его собственности остаются природные ресурсы, в том числе ресурсы континентального шельфа и морской экономической зоны, акции предприятий промышленности, транспорта, иное имущество, необходимое для выполнения хозяйственно-организаторских функций. Разведанные сырьевые ресурсы России составляют 28 трлн долл., а потенциальные - 140 трлн долл. Их можно использовать для залога, концессии и т. д.

Конституцией РФ определен базовый перечень объектов государственной собственности в двух ее формах: федеральная собственность и собственность субъектов РФ (региональная собственность). В ведении Российской Федерации находятся:

федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы;

федеральные - транспорт, пути сообщения, связь, информация;

оборонное производство, производство ядовитых веществ, наркотических средств;

деятельность в космосе;

федеральные банки;

денежная эмиссия.

Природопользование (владение, пользование и распоряжение землей, недрами, водными и другими природными ресурсами), общие вопросы образования, науки, культуры, координация вопросов здравоохранения, социальное обеспечение являются предметом совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ.

Местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение вопросов владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью, его органы утверждают и исполняют бюджет и решают иные вопросы местного значения.

Разграничение государственной собственности на федеральную собственность, собственность субъектов РФ и муниципальную собственность позволяет разделить функции федеральных, региональных и местных органов по управлению природными ресурсами, капиталом, финансовыми средствами.

Государственные объекты относятся к тому или иному уровню собственности независимо от того, на чьем балансе они находятся, какова ведомственная подчиненность предприятий. Критерии объектов федеральной собственности подразделяются на структурные (производственные, непроизводственные, ценные бумаги) и функциональные (отраслевые, территориальные, доля в экономике).

При передаче в собственность комитеты по управлению имуществом:

регистрируют объекты в соответствующем реестре федеральной, государственной, муниципальной собственности;

направляют официальное уведомление администрации предприятия, в соответствующее министерство, ведомство об отнесении предприятия в собственность республики, края, области, округа, города, района;

обеспечивают переоформление учредительных документов предприятий, в уставный капитал которых входит государственная, муниципальная собственность;

утверждают уставы и заключают контракты с руководителями государственных и муниципальных предприятий;

переоформляют договор аренды, найма, пользования объектов государственной и муниципальной собственности.

Федеральные органы исполнительной власти и подведомственные им учреждения владеют государственным имуществом с согласия Мингосимущества РФ. Федеральные органы исполнительной власти могут создать, реорганизовать, ликвидировать подведомственные им учреждения, если реализация такого решения осуществляется в пределах выделенных им бюджетных ассигнований и штатной численности.

Принципы формирования, распоряжения и управления муниципальной собственностью устанавливаются законодательством субъектов РФ. В муниципальную собственность передаются объекты, полученные при разграничении, государственной собственности и созданные или приобретенные за счет бюджета субъекта РФ, внебюджетных и валютных фондов или в результате хозяйственной деятельности предприятий собственности субъекта РФ, а также по иным основаниям.

Мингосимущество РФ имеет право получать от министерств, ведомств, предприятий, организаций необходимую информацию по вопросам, касающимся пользования и распоряжения собственностью РФ. Местные органы власти обязаны предоставлять соответствующему комитету по управлению имуществом всю информацию по объектам федеральной, региональной и муниципальной собственности, расположенным на подведомственной им территории.

Ведется реестр собственности, держателем которого являются Мингосимущество РФ и комитеты по управлению имуществом соответствующего уровня. Все министерства и ведомства, местные органы власти и управления обязаны представлять данные держателям реестра с необходимой периодичностью или по запросам.

Организационные и технические решения Мингосимущества РФ по вопросам ведения реестра обязательны для всех предприятий и организаций, представляющих данные для реестра.

Пользователями реестра собственности являются органы государственного управления, территориальные фонды имущества, предприятия и организации, отечественные и иностранные инвесторы, участники аукционов и конкурсов.

Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение. Государственное имущество, не закрепленное за предприятиями и учреждениями (средства бюджетов и др.), составляет государственную казну Российской федерации или субъекта РФ.

К государственному сектору относят акционерные общества, в которых контрольные пакеты голосующих акций находятся в собственности государства, государственные предприятия, государственные учреждения. Соответственно формируется и план развития государственного сектора по названным хозяйствующим субъектам. Показатели плана производственно-финансовой деятельности государственных предприятий и учреждений определяются федеральными законами о госпредприятиях.

Кроме показателей планов деятельности предприятий и учреждений в план развития государственного сектора включаются:

программа приватизации и приобретения имущества в государственную (муниципальную) собственность;

предельная штатная численность государственных (муниципальных) служащих и военнослужащих (по, главным распорядителям бюджетных средств);

план предоставления услуг бюджетными учреждениями (по основным распорядителям бюджетных средств);

план получения и использования доходов от распоряжения государственным имуществом;

программа повышения эффективности использования федеральной собственности.

Органы государственной власти и местного самоуправления могут определять дополнительные показатели и требования к плану развития государственного (муниципального) сектора экономики.

Экономическую структуру государственного сектора образуют предприятия материального производства, управляемые государством непосредственно или через контрольные пакеты акций акционерных обществ. К ним относятся в первую очередь предприятия топливно-энергетического комплекса, основных видов транспорта, связи, оборонного комплекса, по добыче драгоценных металлов и камней, по производству алкогольной продукции.

Осуществляя регулирование социально-экономических процессов, государство использует систему методов и инструментов, которые изменяются в зависимости от экономических задач, финансовых возможностей государства, накопленного опыта регулирования. Анализ мирового опыта позволяет говорить о некотором стандартном наборе методов и инструментов государственного регулирования.

Различают прямые (или административные) и кос­венные (или экономические) методы регулирования, каждый из которых представлены различными инструментами. Прямое (директивное) регулирование возможно по отно­шению к некоторым отраслям народного хозяйства (таким как оборонное производство, космические исследования и т.д.) или в случае национальных бедствий (например, сти­хийные катастрофы, технические аварии и т.п.). Оно в значительной степе­ни ограничивают свободу выбора и направлено на то, чтобы заставить делать так, а не иначе.

В рыночной экономике предпочтение отдается эко­номическим регуляторам, так как они более гибкие, на­правлены на создание у предприятий экономической заин­тересованности, оставляют для них свободу выбора. Это более демократические рычаги регулирования.

Разграничение экономических и административных инструментов довольно условно. Любой экономический регулятор несет в себе элемент администрирования, ибо контролируется той или иной государственной службой. В свою очередь, в каждом административном регуляторе есть или должен быть экономический смысл, так как он сказы­вается на экономическом поведении субъектов рынка.

К административным инструментам регулирования рыночного поведения субъектов относятся законы и подза­конные акты: запрет отдельных видов деятельности и тех­нологий, порядок регистрации предприятий, антимоно­польное законодательство, штрафные санкции, таможен­ное регулирование, регулирование цен, директивное пла­нирование и многие другие меры. Эти средства наиболее оправданы в следующих сферах и направлениях государ­ственного регулирования:

- Антимонопольная политика, направленная на ог­раничение монополизации рынков.

- Внешние отрицательные эффекты рыночных про­цессов. Например, их последствия для окружающей среды и невоспроизводимых ресурсов.

- Социальная защита, т.е. определение и поддержа­ние минимально допустимых параметров жизни населения, регулирование планки, ниже которой жизненный уровень в цивилизованном обществе опускаться не должен. Сюда относятся гарантированный минимум заработной платы, си­стема социальных гарантий, пособия по безработице и т.п.

- Область международных экономический связей. Здесь регулирование направлено на защиту национальных интересов: лицензирование экспорта, государственный контроль над импортом, таможенная политика.

Таким образом, сфера применения административ­ных инструментов достаточно широка.

Но в рыночной экономике преобладают все же кос­венные, экономические методы регулирования. Вы­делим некоторые из них и дадим лишь общую их характе­ристику.

1. Денежно-кредитная (монетарная) политика - это политика регулирования денежной мас­сы в обращении и совершенствования кредитной сферы. Так государство может влиять на цены, инве­стиционные процессы и потребление населения, на объем национального производства и темпы экономического роста (тема 7).

2. Финансовая политика - это мероприятия государ­ства по мобилизации финансовых ресурсов, по их распределению и использованию на основе финансового законо­дательства страны (тема 6).

3. Внешнеторговая политика. Она связана со стиму­лированием экспорта и ограничением импорта. Инструментами стимулирования экспорта являются: на­логовые льготы, гарантии экспортного кредита, использо­вание двухсторонних и многосторонних экономических со­глашений, снижение валютного курса. Для регулирования импорта государство использует ставки налогов на импорт или таможенные тарифы. (курс мировой экономики)

4. Регулирование международного движения капита­лов. Экспорт капитала предполагает создание за границей гарантий безопасности инвестиций, кредитную поддержку зарубежных инвесторов. Импорт капитала предполагает ус­тановление приоритетных секторов экономики для иност­ранных инвестиций, регулирование распределения прибы­лей, налогообложения и др. (курс мировой экономики)

Высшей формой государственного регулирования экономики является государственное экономическое про­граммирование. Его задача - комплексное использование в стратегических целях всех элементов государственного регулирования: административных и экономических.

По мере усложнения задач по регулированию эконо­мики правительства стали разрабатывать краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные целевые программы. Объек­тами таких программ обычно являются отрасли (например, сельское хозяйство); регионы; социальная сфера (напри­мер, социально-экономическая адаптация переселенцев, их обеспечение работой и жильем); различные направле­ния научных исследований.

Программы бывают обычные и чрезвычайные. Обыч­ные среднесрочные экономические программы составля­ются, как правило, на пять лет с ежегодной корректиров­кой и продлением на один год (скользящее программиро­вание). Чрезвычайные программы разрабатываются в кри­тических ситуациях, например в условиях кризиса, массо­вой безработицы, опасной инфляции. Они, как правило, краткосрочные. В инструментарии их осуществления за­метное место занимают средства административного регу­лирования.

Уровень развития государственного программирова­ния в отдельных странах различен, но практически во всех странах рыночной экономики осуществляются целевые про­граммы.

На базе опыта целевых и чрезвычайных программ в конце 60-х годов развитые страны перешли к общенациональному среднесрочному программированию, охватывающему важнейшие по­казатели народного хозяйства.

Однако в условиях рыночной экономики государственное экономическое программирование может быть только ин­дикативным, т.е. носить целевой рекомендательно-стиму­лирующий характер.

Итак, современная рыночная система немыслима без ГРЭ. Однако существуют важные ограничения для него, существует грань, за которой рыночные процессы деформируются, и эффективность общественного производства падает.

Государство способно осуществить свои экономичес­кие функции в том случае, если имеет достаточную экономическую базу. Такой базой является государственный сектор экономики.

Отечественные экономисты традиционно понимали под государственным сектором сферу экономики, в кото­рой действовали государственные предприятия и учрежде­ния (т.е. сферу государственного предпринимательства). В мировой науке государственный сектор отождествляют с совокупностью всех форм непосредственного участия государства в производстве, распределении, обмене и потреблении. В соответствии с таким пониманием государственный сектор состоит:

1. Из сферы государственной предпринимательской де­ятельности, основанной на государственной собственнос­ти. Последняя получила развитие в 30-40-е годы прошлого века. Она возникала прежде всего в тех сферах, которые обеспечивали целостность народного хозяйства страны. Это, во-первых, отрасли производственной инфраструктуры (дороги, каналы, порты, системы водо-, электроснабжения, связи и т.д.) и отрасли социальной инфраструктуры (система образования, здравоохранения). Эти отрасли создают общие условия воспроизводства, но требуют больших капиталов, длительного периода его оборачиваемости, низкую норму прибыли. Во-вторых, сфера науки и важнейших направлений техники, т.е. там, где высока степень риска и неопределенность получения результатов. Возникала государственная собственность различными путями: национализация предприятий и отраслей; строительство государственных предприятий за счет средств государственного бюджета; создание смешанных государственно-частных предприятий.

2. Из сферы государственных финансов, центром ко­торой является государственный бюджет. Через государственный бюджет осуществляется процесс перераспределения доходов. Доходы госбюджета тес­но связаны с налоговой системой, а расходы - с выпол­нением государством ряда задач и функций.(тема 6)

3. Из сферы денежного обращения, центром которой является центральный банк. Центральный банк осуществляет денежное регулирование, держит под контролем государ­ственную денежную систему (тема 7).

Размеры государственного сектора должны соответ­ствовать функциям, которые выполняет государство. Рост функций и направлений государственной деятельности вы­зывает и рост государственного сектора.

Если же государство без достаточных экономических оснований расширяет свои функции и вы­зывает рост государственного сектора, это снижает общую эффективность экономики. Это обусловлено тем, что конкурентный тонус государственных предприятий ослаблен – дотации, налоговые льготы, продление сроков выплат кредитной задолженности и т.д. В связи с этим в 80-е годы в развитых странах возникла необходимость разгосударствления и приватизации.

Наиболее распространенными современными способами разгосударствления стали:

1. Либерализация рынков: отмена барьеров для доступа на рынок новых конкурентов; стимулирование диверсификации производства и продаж; поощрение малого бизнеса, снятие ограничений для проникновения иностранного ка­питала; меры по демонополизации экономи­ки.

2. Стимулирование создания и расширения сферы деятельности смешанных предприятий (государственно-ча­стных).

3. Создание для государственных предприятий ры­ночных условий функционирования: сокращение государ­ственных субсидий, отказ от списаний банковской задол­женности, отмена налоговых льгот и т.п.

4. Приватизация государственных предприятий. При этом государственная собственность может переходить не только в руки частных лиц, но и к банкам, коллективам государственных предприятий, кооперативам и т.д.

Наиболее популярными формами приватизации го­сударственной собственности в развитых странах являются продажа предприятий через систему аукционов и конкурсных торгов непосредственно в частные руки; выкуп акций государственного предприятия менедже­рами («управленческие выкупы»). Кроме того, практикуется сдача государственных предприятий в аренду и заключение контракта на управле­ние предприятием.

Снижение эффективности государственного сектора может быть связано и с другими причинами: неправильный выбор методов и инструментов ГРЭ, чему способствуют эффект особых интересов у политических деятелей; бюрократизация, которую «плодит» государственный сектор.