Различные европейские модели перехода от традиционного к индустриальному обществу

Различные европейские модели перехода от традиционного к индустриальному обществу

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Различные европейские модели перехода от традиционного к индустриальному обществу КГА ПОУ «Дальневосточный технический колледж» Преподаватель истории: Дмитрик Ирина Григорьевна

2 слайд

Описание слайда:

Традиционное общество это сложная природно-историческая структура, элементами которой являются люди. Их связи и отношения обусловлены определенным социальным статусом, функциями и ролями, которые они выполняют, нормами и ценностями, общепринятыми в данной системе, а также их индивидуальными качествами. Общество принято делить на три типа: традиционное, индустриальное и постиндустриальное. Каждое из них имеет свои отличительные черты и функции.

3 слайд

Описание слайда:

Характеристики традиционного общества Для традиционного общества характерны следующие особенности: 1. Низкие темпы производства, удовлетворяющие потребности людей на минимальном уровне. 2. Большая энергоемкость. 3. Непринятие нововведений. 4. Строгая регламентация и контроль поведения людей, социальных структур, институтов, обычаев. 5. Как правило, в традиционном обществе запрещается любое проявление свободы личности. 6. Социальные образования, освященные традициями, считаются незыблемыми - даже мысль об их возможных изменениях воспринимается как преступная.

4 слайд

Описание слайда:

Индустриальное общество общество, сформировавшееся в процессе и в результате индустриализации, развития машинного производства, возникновения адекватных ему форм организации труда, применения достижений научно-технологического прогресса. Характеризуется массовым, поточным производством, механизацией и автоматизацией труда, развитием рынка товаров и услуг, гуманизацией экономических отношений, возрастанием роли управления, формированием гражданского общества.. Термин был введен французским философом и социологом Анри де Сен-Симоном.

5 слайд

Описание слайда:

Черты индустриального общества в капиталистическом государстве 1.Рост и развитие специального и общего образования, науки, культуры, качества жизни, инфраструктуры. 2.Переход к машинному производству. 3.Перемещение населения в города. 4.Неравномерность роста экономики и развития - стабильный рост чередуется со спадами и кризисами. 5.Общественно-исторический прогресс. 6.Эксплуатация природных ресурсов, зачастую во вред экологии. 7.Основа экономики - конкурентные рынки и частная собственность. Право собственности на средства производства рассматривается как естественное и неотъемлемое. 8.Трудовая мобильность населения высока, возможности социальных перемещений практически не ограничены. 9.Важнейшими ценностями в индустриальном обществе признаны предприимчивость, трудолюбие, честность и порядочность, образование, здоровье, способность и готовность к новациям.

6 слайд

Описание слайда:

Перемены в мире в 1815 - 1870 г В 1815 г. после окончания в Европе наполеоновских войн некоторые ведущие политики пыта­лись всюду восстановить порядки, существовавшие до Великой французской революции конца XVIII в. Однако эти попытки были обречены на провал.

7 слайд

Описание слайда:

Стремление к переменам вызывает вскоре новую волну рево­люций. В 20-х гг. XIX в. происходили революции в Испании, итальянских государствах. · В зависимых странах усиливается освободительная борьба. Автономию, а затем независимость получают Греция, Сербия. · Начинается деколонизация - провозглашение неза­висимости колоний. Первой такой колонией стала Гаити, где еще в 1791 г. началось восстание рабов. · Война Наполеона в Испании вызвала образование в 1810 г. независимых государств в Латинской Америке. Правда, затем испанцам удалось восстановить свою власть всюду, кроме будущей Аргентины. В 1815 г. восстания вспых­нули вновь. Повстанческие армии во главе с С. Боливаром и X. Сан-Мартином вели тяжелые бои с испанскими войсками. К 1825 г. в Латинской Америке возникло около десяти независимых госу­дарств. · В 1830 г. во Франции произошла революция, свергшая короля Карла X. Королем стал Луи Филипп, его власть была ограничена конституцией. · Тогда же Бельгия отделилась от Голландии и стала независимым государством.

8 слайд

Описание слайда:

· В 1848- 1849 гг. произошла общеевро­пейская революция, которая началась с событий во Франции. За­говоры тайных обществ, вооруженные восстания сопровождали все правление Луи Филиппа. Однако в течение многих лет удава­лось справляться с этими выступлениями. Одновременно проис­ходило бурное экономическое развитие страны, в политической сфере сделаны серьезные шаги к созданию системы конституци­онной монархии. Но экономический кризис, неурожай и ошиб­ки правительства привели к новой революции. 22 февраля 1848 г. тайные революционные общества начали выступления, поддер­жанные массой парижан. Во Франции была провозглашена рес­публика. · Вскоре революция перекинулась на другие страны. Вооружен­ные восстания прокатились по Германии и Италии. Кроме свер­жения феодальных правителей революционеры выступали за объ­единение этих стран. · В 1848- 1849 гг. произошла общеевро­пейская революция, которая началась с событий во Франции. За­говоры тайных обществ, вооруженные восстания сопровождали все правление Луи Филиппа. Однако в течение многих лет удава­лось справляться с этими выступлениями. Одновременно проис­ходило бурное экономическое развитие страны, в политической сфере сделаны серьезные шаги к созданию системы конституци­онной монархии. Но экономический кризис, неурожай и ошиб­ки правительства привели к новой революции. 22 февраля 1848 г. тайные революционные общества начали выступления, поддер­жанные массой парижан. Во Франции была провозглашена рес­публика. · Вскоре революция перекинулась на другие страны. Вооружен­ные восстания прокатились по Германии и Италии. Кроме свер­жения феодальных правителей революционеры выступали за объ­единение этих стран. В 1848- 1849 гг. произошла общеевропейская революция, которая началась с событий во Франции. Заговоры тайных обществ, вооруженные восстания сопровождали все правление Луи Филиппа. Однако в течение многих лет удавалось справляться с этими выступлениями. Одновременно происходило бурное экономическое развитие страны, в политической сфере сделаны серьезные шаги к созданию системы конституционной монархии. Но экономический кризис, неурожай и ошибки правительства привели к новой революции. 22 февраля 1848 г. тайные революционные общества начали выступления, поддержанные массой парижан. Во Франции была провозглашена рес­публика. · Вскоре революция перекинулась на другие страны. Вооруженные восстания прокатились по Германии и Италии. Кроме свержения феодальных правителей революционеры выступали за объединение этих стран. Самой длительной стала революция в Венгрии, где была провозглашена независимость и развернулась война против австрийского господства. Венгерские войска капитулировали в 1849 г. после вступления в войну по просьбе австрийского императора русской армии. Однако вскоре Австрия пошла на расширение прав Венгрии. С 1867 г. империя Габсбургов стала назы­ваться Австро-Венгрией. · В самой Франции в июне 1848 г. произошло восстание парижских рабочих, подавленное войсками. В декабре 1848 г. президентом Франции был избран племянник Наполеона Луи Бонапарт, провозгласивший себя в 1852 г. императором Наполеоном III.

9 слайд

Описание слайда:

· В Великобритании благодаря маневрированию правительства удалось избежать революции. Еще в 1832 г. была проведена избирательная реформа, расширившая число людей, имевших право голоса на выборах в парламент. В 30 -40-е гг. XIX в. развертывается чартистское движение за введение всеобщего избирательного права. Чартисты применяли мирные средства (сбор подписей и подачу их в парламент), однако происходили демонстрации, стачки и даже восстания. Чартистам не удалось полностью добиться своих целей, но избирательные права постепенно расширялись. Нача­лась и борьба ирландского народа за свободу. Революции 1848- 1849 гг. способствовали искоренению всюду остатков феодализма, усилению либеральных и демократических идей. · Усиливается борьба за объединение Италии и Германии. В Италии решающим событием стал поход Дж. Гарибальди с «тысячью» добровольцев в 1860 г. против Неаполитанского королевства. В 1861 г. большая часть Италии была объединена под властью короля Сардинского королевства Виктора Эммануила. В 1870 г. итальянские войска заняли Рим. · Объединение Германии происходило под главенством Пруссии, во главе которой фактически стоял О. Бисмарк. Войны с Данией и Австрией привели к расширению пределов Пруссии и образованию Северогерманского союза. · Во франко-прусской войне была разгромлена армия Наполеона III. Императора свергли, и во Франции в 1870 г. была провозглашена республика. В 1871 г. в оккупированном Версале объявили о созда­нии Германской империи, во главе ее стал прусский король Вильгельм I.

10 слайд

Описание слайда:

В южные штаты ввели войска, активные участники войны были лишены гражданских прав, развернулись гонения против побежденных. Началась Реконструкция Юга. Конгресс принял 14-ю по­правку к конституции о предоставлении гражданских прав чернокожим американцам. Только на условиях принятия этой поправки южные штаты вновь принимались в Союз. После отказа южных штатов ратифицировать 14-ю поправку органы власти в них были насильственно реорганизованы под контролем федерального правительства и Союзных лиг, созданных республиканской партией в этих штатах. В бывших мятежных штатах под контролем были избраны конвенты, которые приняли конституции, включавшие положения о равноправии афроамериканцев. В годы Реконструк­ции на Юге развивались промышленность, торговля, система об­разования. Вместе с тем был нанесен удар по образу жизни и культуре жителей южных штатов. Пришли в упадок плантации. Ограбление южан, насилия и террор, которым они подвергались в те годы, оставили неизгладимый след в их памяти. Постепенно со­противление реконструкции усилилось. После президентских выборов 1876 г., когда ни кандидат республиканской партии Хейс, ни кандидат демократической партии Тилден не набрали необхо­димого большинства, закончилась Реконструкция Юга. В обмен на признание президентом Хейса республиканцы согласились на вывод федеральных войск из южных штатов.

11 слайд

Описание слайда:

В XIX в. произошли перемены и в Северной Америке · США расширяют свою территорию. У Франции была куплена Луизиана, у Испании захвачена Флорида. В 30 -40-е гг. XIX в. у Мексики отобрали более половины ее территории (Техас, Калифорния и др.). · Тем временем в северных штатах США ширилось движение против рабства и одновременно росло сопротивление его отмене в южных штатах. · После победы на президентских выборах кандидата республиканской партии, выступавшей против рабства, А. Линкольна шесть южных штатов (позже к ним присоединились еще пять) отделились в 1861 г. от США и создали свое государство - Конфедерацию. Началась гражданская война. Она велась с ожесточением и привела к большим жертвам. Первоначально северяне терпели поражения, хотя их силы намного превосходили силы южан. Только после перехода к решительным действиям, опусто­шительным рейдам федеральной армии по южным штатам, отме­ны с 1863 г. рабства произошел перелом в войне. В апреле 1865 г. армия Конфедерации капитулировала. Вначале власть в южных штатах оставалась в руках прежних правительств, стремившихся сохранить старые порядки. Подобную политику поддерживал и президент Джонсон, сменивший убитого через 5 дней после капитуляции южан Линкольна. Другого мнения придерживались ра­дикальные силы республиканской партии. Они были недовольны безнаказанностью тех, кого считали виновниками войны.

12 слайд

Описание слайда:

Консерватизм идеология, направленная на сохранение и поддержку существующих форм общественной жизни (социально-экономического уклада, политического устройства, культурной среды, традиционных и духовных ценностей). Оформление консерватизма в определенную систему взглядов относится к концу XVIII – началу XX в.в. и было реакцией на довольно широкое распространение либеральных идеалов, но прежде всего на радикальные идеи и преобразования Великой французской революции 1789 г. К основным ценностям консерватизма он относил: культ традиций, национальной культуры, морали, патриотизма; приоритет интересов государства над интересами личности; сильное иерархическое государство; авторитет церкви, семьи, школы; прагматизм, здоровый смысл, скептецизм; постепенность и осторожность процесса социальных изменений; преемственность в развитии; историческое единство прошлого, настоящего и будующего; свобода и ответственность.

13 слайд

Описание слайда:

Реформа это особая форма революционного процесса, если понимать революцию как разрешение противоречия прежде всего между производительными силами (содержание) и производственными отношениями (форма). В реформе можно видеть как разрушительный, так и созидательный процесс. Разрушительный характер реформ проявляется в том, что с точки зрения революционных сил уступки в виде реформ, проводимых правящим классом, "подтачивают" позиции последнего. А это, как известно, может подтолкнуть правящий класс к насильственным действиям, чтобы сохранить свое господство в неизменном виде (а революционные силы - к ответным действиям). В результате этого подготовка качественных изменений в социальном организме консервируется, а то и прерывается.

14 слайд

Описание слайда:

Революция это полное или комплексное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающее основы существующего социального строя. До недавнего времени революция рассматривалась как всеобщий "закон перехода" от одной общественно-экономической формации к другой. Согласно марксистской методологии под социальной революцией понимается коренной переворот в жизни общества, изменяющий его структуру и означающий качественный скачок в его прогрессивном развитии. Наиболее общей, глубинной причиной наступления эпохи социальной революции является конфликт между растущими производительными силами и сложившейся системой социальных отношений и учреждений. Обострение на этой объективной почве экономических, политических и иных противоречий в обществе приводит к революции.

Описание слайда:

Социализм это экономическая система и общественный строй, где на первый план выдвигается идея всеобщего равенства и справедливости, нет классового разделения общества, и, где основными чертами являются общественная собственность, коллективный труд и плановость.

18 слайд

Описание слайда:

Сначала военный перевес был на стороне южан, и Линкольну пришлось прибегнуть к решительным мерам, чтобы мобилизовать население Севера на борьбу. Закон 1862 г. гарантировал каждому гражданину право на бесплатное получение земельного участка из государственного фонда. В 1863 г. все рабы были объявлены свободными: война против мятежных штатов превратилась в войну против рабства. В ходе военных действий произошел перелом, и в апреле 1865 г. южане капитулировали. После завершения войны началась Реконструкция Юга, продолжавшаяся до 1877 г. В ходе нее политические и правовые системы южных штатов приводились в соответствие с существовавшими на Севере. Сопротивление южан и непоследовательность федерального центра не позволили полностью достичь этой цели: на Юге сложилась система расовой дискриминации, при которой права чернокожего населения были ограничены, а бывшие плантаторы сохранили политическое влияние. Тем не менее важнейшим итогом Гражданской войны в США стали сохранение единства страны и ликвидация рабства.

Арендный блок

Западная Европа – первая цивилизация, в которой зародились, обрели силу и одержали победу первые буржуазные отношения, т.е. произошел формационный сдвиг – от феодализма к капитализму (а если будем использовать цивилизационный подход - переход от традиционного общества к индустриальному). Впервые они появились в крупных торговых городах Италии еще в конце XIV в., в XV–-XVI вв. распространились во многих странах Западной Европы: в Германии, Франции, Англии, Испании и Португалии. С течением времени этот процесс охватил большую часть мира.

Нам необходимо вспомнить из курса обществознания

1) признаки традиционного общества и признаки индустриального общества;

2) признаки феодализма и капитализма.

Студенты должны дать следующие ответы:

1) Традиционное общество характеризуется господством сельского натурального хозяйства и примитивного ремесла. В таких обществах преобладает экстенсивный путь развития и ручной труд. Собственность принадлежит общине или государству. Частная собственность не является ни священной, ни неприкосновенной. Социальная структура традиционного общества сословно корпоративна, стабильна и неподвижна. Социальная мобильность фактически отсутствует. Поведение человека в обществе регулируется обычаями, верованиями, неписанными законами. В политической сфере господствует церковь и армия. Человек полностью отчужден от политики. Власть ему представляется большей ценностью, чем право и закон. Духовная сфера человеческого бытия приоритетна над экономической.

В индустриальном обществе базой является промышленность, основанная на машинной технике, преобладает интенсивный путь развития. Стабильный экономический рост сопровождается ростом реальных доходов на душу населения. В социальной сфере значительна социальная мобильность. Резко сокращается численность крестьянства, происходит урбанизация. Появляются новые классы – промышленный пролетариат и буржуазия. Для человека характерны признаки индивидуализма и рационализма. Происходит секуляризация сознания. В политической сфере возрастает роль государства, постепенно складывается демократический режим. В обществе господствует право и закон.

2) Признаки феодализма:

  • хозяйство натуральное, труд ручной;
  • наличие двух классов – феодалов и зависимых крестьян;
  • феодалам принадлежат средства производства, крестьяне обладают личной собственностью на орудия труда и выполняют различные повинности в пользу феодалов.

Признаки капитализма:

  • товарно-денежные отношения, машинный труд;
  • наличие двух классов – буржуазии и пролетариата;
  • буржуазии принадлежат средства производства, пролетариат лично свободен и вынужден продавать свою способность к труду.

Дополнительные вопросы:

  1. Что такое традиционное общество? (Общество, которое регулируется традициями).
  2. Что индустриальное общество? (Общество, в котором базой является промышленность, основанная на машинной технике, преобладает интенсивный путь развития.).
  3. Признаки феодализма и капитализма (см выше).

У нас самая большая информационная база в рунете, поэтому Вы всегда можете найти походите запросы

К данному материалу относятся разделы:

Различные европейские модели перехода от традиционного к индустриальному обществу

Модернизация как процесс перехода от традиционного к индустриальному обществу

1. Признаки традиционных и индустриальных обществ.

Западная Европа – первая цивилизация, в которой зародились, обрели силу и одержали победу первые буржуазные отношения, т.е. произошел формационный сдвиг – от феодализма к капитализму (а если будем использовать цивилизационный подход — переход от традиционного общества к индустриальному). Впервые они появились в крупных торговых городах Италии еще в конце XIV в., в XV–XVI вв. распространились во многих странах Западной Европы: в Германии, Франции, Англии, Испании и Португалии. С течением времени этот процесс охватил большую часть мира.

Нам необходимо вспомнить из курса обществознания

1) признаки традиционного общества и признаки индустриального общества;

2) признаки феодализма и капитализма.

1) Традиционное общество характеризуется господством сельского натурального хозяйства и примитивного ремесла. В таких обществах преобладает экстенсивный путь развития и ручной труд. Собственность принадлежит общине или государству. Частная собственность не является ни священной, ни неприкосновенной. Социальная структура традиционного общества сословно корпоративна, стабильна и неподвижна. Социальная мобильность фактически отсутствует. Поведение человека в обществе регулируется обычаями, верованиями, неписанными законами. В политической сфере господствует церковь и армия. Человек полностью отчужден от политики. Власть ему представляется большей ценностью, чем право и закон. Духовная сфера человеческого бытия приоритетна над экономической.

В индустриальном обществе базой является промышленность, основанная на машинной технике, преобладает интенсивный путь развития. Стабильный экономический рост сопровождается ростом реальных доходов на душу населения. В социальной сфере значительна социальная мобильность. Резко сокращается численность крестьянства, происходит урбанизация. Появляются новые классы – промышленный пролетариат и буржуазия. Для человека характерны признаки индивидуализма и рационализма. Происходит секуляризация сознания. В политической сфере возрастает роль государства, постепенно складывается демократический режим. В обществе господствует право и закон.

2) Признаки феодализма:

    хозяйство натуральное, труд ручной;

    наличие двух классов – феодалов и зависимых крестьян;

    феодалам принадлежат средства производства, крестьяне обладают личной собственностью на орудия труда и выполняют различные повинности в пользу феодалов.

Признаки капитализма:

    товарно-денежные отношения, машинный труд;

    наличие двух классов – буржуазии и пролетариата;

    буржуазии принадлежат средства производства, пролетариат лично свободен и вынужден продавать свою способность к труду.

2. Предпосылки перехода от феодализма к капитализму.

Задание № 1 (приложение № 1).

Учащиеся должны выписать следующие предпосылки:

    Западная Европа была прямой наследницей греко-римского мира.

    Становление коммунальных движений.

    Формирование сословий, которые отстаивали свои права.

    Позиция церкви в вопросах экономики и коммерции.

Задание № 2 (приложение № 2).

    Определите черты идеального человека, которого описал Цицерон.

Учащиеся должны выписать следующие черты идеального человека и черты характера:

1. Гражданин строгих правил, храбрый и достойный первенства в государстве…всецело посвятит себя служению государства, не станет добиваться богатств и могущества и будет оберегать государство в целом, заботясь обо всех гражданах; он не станет вызывать ненависть или зависть к кому бы то ни было, прибегая к ложным обвинениям, и вообще будет держаться справедливости и нравственной красоты…(возможны другие варианты)

2. Бережливость, воздержанность, строгость и трезвость (возможны другие варианты)

Задание № 3 (приложение № 3).

1. Почему город стал двигателем экономического развития?

Учащиеся должны выписать следующее:

а) здесь развивалась торговля;
б) способствовали развитию сельского хозяйства;
в) город – мастерская, здесь производился товар;
г) в городе – разделение труда.

а) городские школы;
б) учеба и преподавание наук стало ремеслом;
в) книга превратилась в инструмент познания.

Задание № 4 (приложение № 3).

Учащиеся должны вставить следующие понятия — купцы, цеховые мастера.

Задание № 5 (приложение № 4).

Учащиеся должны написать следующее:

1. Кальвинизм поощрял предпринимательство. Это нашло свое выражение в том, что наилучшими добродетелями объявлялись умеренность и бережливость (возможны другие варианты).

2. Греховно стремление к барышу ради барыша, но это же самое стремление как средство служения Богу – свято (возможны другие варианты).

3. Модернизация.

Задание № 6 (приложение № 4).

Учащиеся должны дать следующие ответы:

предпосылки:

    развитие торговли;

    развитие банков;

    технический прогресс.

Мануфактура – это капиталистическое предприятие, где используется труд наемных рабочих, существует разделение труда, труд остается ручным, производство организовано для продажи товаров.

Типы мануфактур: рассеянные, смешанные и централизованные.

Общее

    труд ручной

    ремесленная техника

Различия

Ремесленная мастерская

Мануфактура

Ученики, подмастерья, мастера

Наемные рабочие

Отсутствует разделение труда

Разделение труда

1) Развитие товарно-денежных отношений.

2) Изменения в социальной структуре общества

3) Формирование единого внутреннего рынка.

Модернизация – (фр. modernisation) – введение усовершенствований во что-то, приведение к современным требованиям. Модернизация – сложный процесс, который охватывает все области жизни общества. Она включает в себя:

    урбанизацию – небывалый рост городов;

    индустриализацию – использование машин в производстве;

    демократизацию политических структур;

    секуляризацию – освобождение духовной и социальной жизни от влияния

Приложение №1

Задание № 1.

Работая с текстом, определите и выпишите предпосылки, которые позволили осуществить переход от традиционного общества к индустриальному, от феодализма — к капитализму.

Почему буржуазные отношения самозародились именно в Европе? Ведь и в других цивилизациях были возможности для появления капитализма, например в Китае и особенно в Японии. Хотя наука еще не дала исчерпывающих ответов на эти вопросы, все-таки можно выделить некоторые особые черты западноевропейского варианта развития, которые открывали путь для “европейского чуда”.

Западная Европа была прямой наследницей греко – римского мира, мира с необычайно высоким для древности уровнем развития товарно-денежных отношений, с правом на нерегламентированную собственность, с ориентацией на активную созидательную личность.

Становление капитализма было бы невозможно без городских коммунальных движений. В городе, который отвоевывал самоуправление и самостоятельность от государства, формировалась прослойка людей, располагающая свободными капиталами, которая и дала жизнь будущей буржуазии.

Оформление активных, отстаивающих свои права сословий заставило

государство пойти на сотрудничество с ним. Возможности давления на общество, на экономические процессы, естественно, оставались (и использовались), но все-таки были ограничены.

Важна была и позиция церкви по отношению к экономическим вопросам и коммерции. Уже с XIII в. она смягчает свои доктрины по поводу тех занятий, которые традиционно считались “нечистыми”. Осуждая ростовщичество, церковь не осуждала векселя, залоги, капиталовложения. Это вело к тому, что торговля в общественном сознании постепенно получала “права гражданства”, а после Реформации стала считаться весьма достойным занятием.

(Хачатурян В.М.)

Приложение №2

Задание № 2.

Определите черты идеального человека, которого описал Цицерон

Какие черты характера унаследовали от римлян жители Западной Европы и как они способствовали формированию буржуазных отношений?

Дороги нам родители, дороги дети, родственники, близкие, друзья, но отечество одно охватило все привязанности всех людей. Какой честный человек поколеблется пойти за него на смерть, если он этим принесет ему пользу? …Гражданин строгих правил, храбрый и достойный первенства в государстве…всецело посвятит себя служению государству, не станет добиваться богатств и могущества и будет оберегать государство в целом, заботясь обо всех гражданах; он не станет вызывать ненависть или зависть к кому бы то ни было, прибегая к ложным обвинениям, и вообще будет держаться справедливости и нравственной красоты…

Мы должны сдерживать и успокаивать все свои стремления и развивать в себе внимание и тщательность, дабы ничего не делать ни опрометчиво и случайно, ни необдуманно и беспечно.

Ведь природа породила нас с тем, чтобы мы казались созданными не для развлечений и шуток, но для суровости и, так сказать, для более важных и значительных стремлений. Развлечения и шутки нам, конечно, дозволены, но так же, как сон и другие виды отдыха: тогда, когда мы уже совершили более важные и ответственные дела. …Плотское наслаждение недостаточно достойно человека, стоящего выше животных, и наслаждение это надлежит презирать и отвергать; если же кто-нибудь несколько склонен к наслаждению, то он должен тщательно соблюдать меру в нем. Итак, пища и уход за телом должны быть направлены на сохранение здоровья и сил, а не на наслаждение. И если мы, кроме того, захотим рассмотреть, в чем заключается превосходство и достоинство человеческой природы, то мы поймем, как позорно погрязнуть в разврате и жить роскошно и изнеженно и как прекрасно в нравственном отношении жить бережливо, воздержанно, строго и трезво.

(Цицерон)

Приложение №3

Задание № 3

1.Почему город стал двигателем экономического развития?

2. Какие факторы способствовали формированию духовной жизни горожан?

Настоящий средневековый город народился и получил развитие благодаря именно своей экономической функции. Город был создан возобновленной торговлей и стал детищем купцов, но также он был порожден и подъемом сельского хозяйства на Западе, которое стало лучше обеспечивать городские центры припасами и людьми. Города нуждались в том, чтобы их кормили.

Горожане, бесспорно, составляли меньшинство в том преимущественно сельском мире. Но мало-помалу городскому обществу удалось поставить свои собственные интересы выше интересов сельских.

Роль предводителя, двигателя, фермента, которую отныне взял на себя город, прежде всего утвердилась в экономической сфере. Если даже сначала город и был преимущественно местом обмена, торговым узлом, рынком, его существеннейшей функцией в этой сфере стало производство. Город – это мастерская. И особенно важно, что в этой мастерской началось разделение труда.

Не менее глубокую печать город наложил и на духовную жизнь. В XI и отчасти XII в. монастыри, несомненно, создавали наиболее благоприятные условия для развития культуры и искусства. Перемещение центра тяжести культуры, благодаря чему первенство от монастырей отошло к городам, ясно проявилось в двух областях – в образовании и архитектуре.

В течение XII в. городские школы решительно опередили монастырские. Новые учебные центры благодаря своим программам и методике, благодаря собственному набору преподавателей и учеников стали самостоятельными. Учеба и преподавание наук стали ремеслом. Книга из объекта почитания превратилась в инструмент познания и стала предметом массового производства и торговли.

(Ж. Ле Гофф)

Задание № 4

Из каких сословий и слоев общества формировалась буржуазия? Заполните схему.

Приложение № 4

Задание № 5.

1. Почему кальвинизм оказал большое воздействие на развитие буржуазных отношений?

2. Определите отношение Ж. Кальвина к богатству.

Бог, по Кальвину,- спаситель лишь для некоторых, для тех, кого Он – по непостижимым соображениям – избрал для вечной жизни. Остальных Он проклял и осудил. Никакими, даже самыми “богоугодными делами” нельзя себе купить вечное блаженство, но при их помощи можно освободиться от страха за него. Каждый верующий должен спрашивать себя каждодневно: “Избран ли я?” — и отвечать: “Да, я делаю угодное Богу – следовательно, я избран”. Наслаждение богатством, неумеренное его расходование греховно, методический же труд по приобретению богатства угоден Богу ибо “вечный покой святых” возможен лишь в потустороннем мире. Греховно стремление к барышу ради барыша, но это же самое стремление как средство служения Богу – свято. Все, что способствовало личному потреблению, признавалось греховным; все, что развивало и толкало вперед производство, награждалось религиозной премией – сознанием избранности.

(А. И. Неусыхин)

Задание № 6.

Работая с учебником Загладина Н.В. (параграф Западная Европа: новый этап развития; пункт – Переход к мануфактурному производству), ответьте письменно на вопросы:

1. Назовите предпосылки перехода к мануфактурному производству.

2. Дайте определение понятию “мануфактура”. Какие типы мануфактур вы знаете? Сравните их с ремесленными мастерскими. Укажите, что было общим, а что — различным.

Примечание. Запишите ответ в форме таблицы. Во второй части таблицы могут быть приведены различия как по сопоставимым (парным) признакам, так и те черты, которые были присущи только одному из сравниваемых объектов (приведенная таблица не устанавливает обязательное количество и состав общих признаков и различий, а только показывает, как лучше оформить ответ).

Общее

*——————————————————————————
*——————————————————————————

Различия

———

———-

*————————

*————————————-

*————————

*————————————-

3. Определите последствия распространения мануфактурного производства в Европе.

  • Средневековье как этап всемирной истории (понятие «средние века», феодализм, периодизация истории средних веков характеристика этапов феодализма).
  • Формирование Древнерусского государства. Норманнская и антинорманнская теории, социально-политическое устройство.
  • Политическая (феодальная) раздробленность на Руси: причины и последствия.
  • Борьба русского народа за независимость в xiiIв. Последствия влияния ордынского ига на историю страны.
  • Объединение русских земель вокруг Москвы и образование централизованного государства при Иване III и Василии III.
  • Культура России и Европы (XV-XVI вв.).
  • Развитие феодализма в Европе на примере Франции (V-XV вв.).
  • Внутренняя политика Ивана IV.
  • Внешняя политика Ивана IV Грозного
  • Смутное время: причины, ход событий, итоги.
  • Страны Европы в XVI в. (реформация, контрреформация, абсолютизм)
  • Культура России и Европы в Новое время.
  • Международные отношения и европейская колониальная экспансия в XVII - XVIII в.
  • Социальные движения в России в XVII в. Церковный раскол.
  • Социально-экономическое развитие России XVII в.
  • Эволюция государственного строя в России в XVII в. Зарождение абсолютизма
  • Европа на пути модернизации и перехода к индустриальному обществу в XVI - XVIII в.
  • Реформы Петра I
  • Эпоха дворцовых переворотов (1725 - 1762 гг.)
  • Внутренняя политика царского правительства во второй половине XVIII в. Просвещенный абсолютизм Екатерины II.
  • Внешняя политика России во второй половине XVIII века.
  • Буржуазные революции в Европе. Война за независимость североамериканских колоний и образование сша.
  • Внутренняя политика правительства Александра I в первой четверти XIX в. Движение декабристов.
  • Наполеоновские войны. Отечественная война 1812 г.
  • Становление индустриальной цивилизации в Западной Европе в XIX в.
  • Внутренняя политика правительства Николая I. Общественные движения во второй четверти XIX в.
  • Внешняя политика России во второй четверти XIX века.
  • «Великие реформы» 60-70-х гг. XIX века: предпосылки, сущность, значение.
  • Общественная мысль, политическое движение в России во второй половине XIX в.
  • Внешняя политика России во второй половине XIX в.
  • Тенденции развития культуры Европы и России XIX в.
  • Особенности социально-экономического и политического развития России в конце XIX - начале XX вв.
  • Особенности образования, стратегия и тактика основных политических партий в России в начале XX в.
  • Мир индустриальной цивилизации 1900-1914 гг.
  • Международные отношения в начале XX в. Русско-японская война.
  • Характер, движущие силы, основные события и результаты первой Русской революции(1905-1907 гг.)
  • Аграрная политика п.А. Столыпина
  • Россия в Первой мировой войне (причины, военные планы, этапы, итоги и последствия)
  • Февральская революция 1917 г. Падение царизма
  • Россия в 1917 г. (от Февраля к Октябрю)
  • II Съезд Советов, его основные решения. Первые шаги новой государственной власти в России (октябрь 1917 - первая половина 1918 гг.)
  • Формирование Версальско-Вашингтонской системы. Послевоенное развитие стран Западной Европы и сша. 1818-1939 гг.
  • Восток в1918-1939 гг. (Турция, Индия, Китай, Япония)
  • Гражданская война в России: причины, этапы и итоги. Политика военного коммунизма.
  • Нэп. Причины перехода к новой экономической политике, её сущность
  • Образование ссср, национальная политика советского правительства в 1920-30-е гг.
  • Промышленное развитие страны в годы первых пятилеток. Последствия ускоренной индустриализации.
  • Сплошная коллективизация сельского хозяйства: цели, методы, результаты.
  • Политика советского правительства в области культуры (20-30-е гг. XX в.)
  • Формирование командно-административной системы, культа личности Сталина. Репрессии в 30-40 гг.
  • Советская внешняя политика накануне Великой Отечественной войны (1933–1941 гг.)
  • Причины, основные этапы, итоги и уроки Второй мировой войны
  • Великая Отечественная война советского народа
  • Крушение колониальной системы. Развитие стран Востока в 1960-80-е гг.
  • Советское общество в послевоенный период. Внутренняя и внешняя политика советского государства (1945-1953 гг.)
  • Формирование постиндустриальной цивилизации.
  • Экономические реформы и попытки демократизации общественной жизни в ссср(1953-1960-е гг.) Внешняя политика.
  • Ссср во второй половине 60-х - первой половине 80-х гг. XX в. Причины, сущность и проявления механизма торможения во всех сферах жизнедеятельности советского общества.
  • Социально-экономическое и внутриполитическое развитие страны в годы перестройки
  • «Новое мышление» во внешней политике ссср в годы перестройки (1985-1991 гг.)
  • Августовский путч 1991 г., распад ссср.
  • Постсоветская Россия: экономика и внутренняя политика.
  • Внешняя политика России в 1990-е гг.
  • Мир развитых стран в условиях глобализации
  • Россия в первом десятилетии XXI в.
  • Информация об авторах
  • Учебное издание
  • История в вопросах и ответах для непрофильных специальностей
  • Учебное издание
  • Европа на пути модернизации и перехода к индустриальному обществу в XVI - XVIII в.

    Позднее средневековье - в Западной Европе это период XVI - первой половины XVII в. - характеризовалось разложением феодальных отношений и зарождением капитализма. Наиболее интенсивно эти процессы развивались в таких странах, как Англия и Нидерланды.

    В промышленности все шире применялось в качестве энергетической силы водяное колесо, значительный прогресс наблюдался в текстильном ремесле, в частности в сукноделии, распространилось производство шелковых и хлопчатобумажных тканей. Большие успехи были достигнуты в горном деле и металлургии. С изобретением книгопечатания начала развиваться новая отрасль производства - типографское дело. Из автоматических механизмов в это время были известны только часы с пружинкой и маятником. В качестве топливной базы для металлургии служил древесный уголь. В XV в. местами начали применять каменный уголь. Большие успехи в XIV-XV вв. были достигнуты в области судостроения и мореходства.

    Растет производительность сельского хозяйства. Развитие промышленности и увеличение спроса на сельскохозяйственные продукты способствовали росту сельскохозяйственного производства, его товарности. Возрастала урожайность, и расширялся объем производства сельскохозяйственных продуктов. Увеличивались площади культивируемых земель за счет мелиорации заболоченных и засушливых участков. Улучшалась агротехника. Однако сохранившаяся повсюду феодальная эксплуатация крестьян, сдерживавшая рост производительности их труда.

    Расширение товарного хозяйства в городе и деревне создавало предпосылки для замены мелкого индивидуального производства крупным капиталистическим производством. Начинается процесс первоначального накопления капиталов. Источники накопления:

    Практика откупов налогов, предоставления займов коронованным особам под высокие проценты, ростовщичество.

    Колониальный грабеж.

    Революция цен, связанная с огромным притоком колониального золота и серебра, вызвала длительную инфляцию, прежде всего, в западноевропейских странах и способствовала росту богатств денежных воротил и предпринимателей.

    Результаты первоначального накопления:

    Появление обладателей крупных денежных богатств, потенциальных предпринимателей и купцов буржуазного типа;

    Превращение массы сельского и городского населения в лишенных средств производства пауперов. В перспективе они должны были стать наемными рабочими на формирующихся капиталистических предприятиях.

    Процесс экспроприации шел намного быстрее образования капиталистических форм производства. Поэтому появляется масса бездомных, нищих, бродяг. Феодальное государство применяло к ним жестокие репрессии. В Англии, Нидерландах, Франции и Испании издавались кровавые законы, предписывавшие наказывать бродяг плетьми, кнутом, ссылкой на галеры и даже смертью. Бродяг помещали в работные дома, где они гибли от голода и каторжного труда.

    В сельском хозяйстве капитализм распространялся значительно медленнее, чем в промышленности. Благоприятные условия для капиталистической перестройки сельского хозяйства были созданы в Англии и Нидерландах. Английские дворяне и буржуа, скупив секуляризованные у монастырей земли и изгнав с них крестьян, заводили крупные овцеводческие или земледельческие хозяйства с применением наемного труда сельских батраков.

    В условиях разложения феодальных отношений и зарождения капитализма личность держателя потеряла для земельного собственника всякое значение, ценность представляла только земля. Поэтому землевладельцы отказывались от традиционных форм крестьянских держаний и предпочитали сдавать землю в аренду на более выгодных условиях. Можно выделить несколько форм аренды:

    Издольщина - форма аренды, когда земельный собственник предоставлял арендатору не только земельный участок, но часто посевной материал, инвентарь и жилье, получая долю урожая.

    Испольщина - форма аренды, когда обе стороны несли равные затраты и делили поровну доходы.

    Но в полном смысле капиталистической арендой стало фермерство. Фермер арендовал большой участок земли, обрабатывал его с помощью наемной рабочей силы. В этом случае выплачиваемая земельному собственнику рента представляла лишь часть прибавочной стоимости, произведенной наемными работниками. Фермерство распространилось в Англии, Нидерландах и Северной Франции. На большей части Франции сохранялась феодальная форма держаний.

    В то время как на Западе в сельское хозяйство проникали капиталистические отношения, в странах Центральной и Восточной Европы расширялось барщинное хозяйство, основанное на крепостном труде. Основной социальной и политической силой в этих странах оставалось дворянство, которое использовало развитие товарно-денежного хозяйства в своих интересах. Увеличившийся спрос на сельскохозяйственные продукты - сырье и хлеб на Западе - стимулировал здесь развитие крупного барщинного хозяйства. Помещики расширяли свою запашку за счет крестьянских наделов и переводили крестьян с оброков на барщину. Подобный путь развития аграрных отношений служил тормозом для зарождения капитализма не только в деревне, но и в городе.

    Появление капитализма вызвало к жизни новые классы - буржуазию и наемных рабочих. Буржуазия происходила, прежде всего, из городской торгово-ростовщической и ремесленной верхушки. Кроме того, в класс буржуазии вливалась чиновная бюрократия, а также высший слой интеллигенции, обосновывавшей идеологические притязания нового класса. В состав буржуазии переходила и та часть дворянства, которая становилась на путь капиталистического предпринимательства, а также зажиточная верхушка крестьян, эксплуатировавшая бедноту.

    Класс наемных рабочих включал многочисленные предпролетарские массы - ремесленных подмастерьев, разорившихся ремесленников-надомников, сельских батраков и поденщиков, пауперов, вовлекаемых в капиталистическое производство. Новые классы создают свою идеологию, выражавшую их политические требования. Поскольку в это время еще господствовало религиозное мировоззрение, новая идеология выступала в форме новых религиозных учений. Например, кальвинизм стал идеологическим знаменем нидерландской и английской буржуазных революций. Чаяния формирующегося мануфактурного пролетариата нашли свое выражение в учении Томаса Мюнцера и революционных анабаптистов, призывавших к насильственному перевороту и переустройству общества на основе социального, политического и имущественного равенства.

    В XVIII в. в Европе наиболее быстрый экономический рост наблюдался на двух её полюсах: 1) на крайнем Западе, в раннебуржуазных государствах, а также во Франции, где буржуазный уклад был достаточно развит; 2) на крайнем Востоке, в России, где, несмотря на господство феодального строя, происходило ускоренное развитие крепостнической мануфактуры.

    Индустриализация, охватившая с конца ХVIII - XIX вв. всю Европу, развивалась крайне неравномерно и имела свои особенности в каждом регионе. Наиболее бурный рост был характерен для районов, имевших давние промышленные традиции, а также для областей, богатых углем, железной рудой и другими полезными ископаемыми.

    Наиболее развитой в промышленном отношении страной была Англия. Промышленный переворот начался в Англии в 60-е гг. XVIII в. в легкой промышленности. Внедрение машин в этой сфере производства требовало меньших капиталовложений и приносило быструю финансовую отдачу. В 1765 г. ткач Д. Харгривс изобрел механическую прялку, в которой одновременно работали 15-18 веретен, в 1784 г. Д. Уатт изобрел паровую машину, которую можно было использовать практически во всех отраслях промышленности. Это изобретение открывало путь к дальнейшему совершенствованию машинного производства. Мануфактура начинает вытесняться фабрикой. В отличие от мануфактуры, основанной на ручном труде, фабрика была крупным машинным предприятием, рассчитанным на выпуск огромного количества стандартной продукции. Успехи Англии в промышленном секторе были впечатляющими: в конце XVIII - первой половине XIX вв. ее стали называть «мастерской мира».

    Литература

    1. История средних веков: Учеб. для студентов ист. / М. Л. Абрамсон, А.А. Кириллова, Н.Ф. Колесницкий и др. / под ред. Н. Ф. Колесницкого. - М.: Просвещение, 1986. - С. 375-390.

    2. Самыгин, П.С., Самыгин, С.И., Шевелёв, В.Н., Шевелёва, Е.В. История для бакалавров / П.С. Самыгин, С.И. Самыгин, В.Н. Шевелёв, Е.В. Шевелёва. - Ростов-н/Д.: Феникс. 2011. - С. 176 - 178, 184 - 186.

    В Европе и Северной Америке XIX в. - это век окончательного утверждения западного типа цивилизации в качестве техногенной цивилизации. Техногенная цивилизация - это особый тип цивилизационного развития, основанный на ускоряющемся прогрессе науки и технологии, быстром изменении предметного мира и социальных связей, на доминировании в культуре научной рациональности, которая выступает как самодавлеющая ценность. На основе техногенной цивилизации в XIX в. формируются индустриальные, в XX в. постиндустриальные общества.

    Индустриальное общество - это общество, в котором машинная индустрия (техника и технология) занимают ведущее место, определяя его экономическое благополучие, военный потенциал, международный статус. Главную роль в культуре данного общества занимает научная рациональность. Развитию естественных и технических наук придается приоритетное значение. В результате формируется огромная армия специалистов в области естественных наук и техники, которые заняты обслуживанием производства.

    Рассмотрим же более внимательно определяющие черты индустриальных обществ:

    1. Быстрое изменение техники и технологии благодаря систематическому применению в производстве научных знаний. Сформировавшийся в XVIII в. союз науки и производства, в XIX в. оформляется окончательно, создав принципиально новые возможности для наращивания темпов развития производства. В аграрной доиндустриальной цивилизации важнейшее значение имела повторяемость, усвоение опыта предшествующих поколений. Орудия труда и технология изготовления изделий не менялись столетиями. В техногенной цивилизации происходит непрерывное технологическое обновление.

    2. Следствием союза науки и производства являются промышленная, научная и научно техническая революции, существенным образом изменившие взаимоотношения человека и природы, место человека в системе производства.

    Вследствие узкой специализации и жесткой организации труда человек превращается в придаток машины, он становится как бы частью технологического процесса.

    3. По мере развития техногенной цивилизации происходит ускоряющееся обновление искусственно созданной человеком предметной среды, в которой непосредственно протекает жизнедеятельность человека (механического транспорта, бытовой техники и т. д.).

    4. Индустриальный характер производства, формирование развитой прослойки технических специалистов, культ научной рациональности обусловливают распространение идеологии технократизма. В основе технократизма лежит идея рационального, технологического устройства общества по типу производственных организаций, стремление перенести методы управления производственной организацией на все общество.

    5. Вместе с тем техногенная цивилизация внедряет на производстве корпоративный коллективизм. Разделение труда обусловливает тесную взаимозависимость людей в производственном цикле. При такой организации производства не одиночка-ремесленник, а значительные коллективы должны работать как единый слаженный механизм. И поскольку труд стал коллективным, каждый зависит от коллектива, формируются коллективные интересы. Производственные организации выступают как корпоративные объединения людей, имеющих общие интересы. Производственные организации-корпорации (фабрики, заводы и т. д.) становятся ведущей формой социальной организации общества.

    6. Параллельно с корпоративным коллективизмом формируется социально-групповое и классовое сознание. Развитие частнособственнических капиталистических отношений углубляло социально-классовую дифференциацию общества. С одной стороны, осознает общность своих социальных интересов буржуазия, класс капиталистов, с другой стороны, рабочий класс, пролетариат. Переход от ручного труда, от мануфактуры к фабрике и заводу привел к массовой пролетаризации населения, образованию постоянно растущего класса неимущих людей: фабрично-заводских рабочих, пролетариев. В ходе совместной борьбы за свои права у них формируется осознание общности своих коренных интересов - классовое пролетарское сознание. Теоретическое оформление этого сознания происходит в трудах идеологов пролетариата К. Маркса и Ф. Энгельса.

    В результате классообразующих процессов XIX в. в Европе - это век обострения классовой борьбы, развернувшихся социальных революций. Начало классовым битвам было положено еще в XVII-XVIII вв. Великая английская (1640-1660) и Великая французская революции (1789-1794) положили начало процессу утверждения буржуазии в качестве господствующего класса в политической организации европейского общества. В XIX в. буржуазные революции охватили другие европейские страны. В 1820-1821, 1848 гг. революции произошли в Италии. В 1830 г. вспыхнула революция в Бельгии. Целая серия революций 1854-1856 гг. сотрясала Испанию. В 1848 г. произошли революционные выступления в Германии. В 1849 г. революция в Венгрии. Роль лидера социальных революций в Европе играла Франция. После Великой буржуазной революции 1789-1794 гг. она пережила еще три в 1830, 1848 и 1871 гг. Наряду с буржуазией в социальных революциях XIX в. активно выступает пролетариат. В форме крупных восстаний он стремится отстоять свои права. Восстание лионских ткачей во Франции (1830 и 1839), восстание силезских ткачей в Германии (1839), чартистское движение в Англии свидетельствуют о растущей силе рабочего класса. К середине XIX в. организуется политическая организация рабочего класса Европы - Первый Интернационал.

    Под влиянием социальных революций существенным образом изменилась жизнь государств этого континента. Огромную роль в этих преобразованиях сыграли наполеоновские войны. Захват территории различных европейских государств наполеоновскими армиями, как правило, сопровождался крупными политическими и социальными преобразованиями в этих странах: отменой феодальных привилегий, секуляризацией церковных земель, установлением свободы печати и гражданского равенства, утверждение правовых отношений на основе Кодекса Наполеона и т. д. Поскольку разрушение феодальных основ общества в Германии, Италии, Испании осуществлялось в насильственной форме, постольку в этих странах развивались сильные национально-освободительные движения. Поражение Наполеона в 1814 г. привело к реставрации старых порядков. Но возникшие ростки нового уже пустили такие глубокие корни, что продолжали оказывать существенное воздействие на сознание и конкретные формы жизнедеятельности европейского общества.

    В XIX в. происходят изменения в расстановке сил в Европе. Страны старого капитализма - Англия и Франция, продолжают занимать лидирующее положение в Европе, но в силу вставших перед ними проблем, их полное и безусловное лидерство было поколеблено. Англия к концу XIX в. по производству стали и чугуна, объему капиталовложений уступает свое лидирующее положение США

    Франция к концу века оказывается на четвертом месте мира. Особенно низкими темпами развивается во Франции собственное машиностроение, станки в основном ввозились из-за границы. В стране сохранялось множество мелких и средних предприятий, на которых работало не более 100 человек. Многие из них специализировались на производстве предметов роскоши. Отставало от технического прогресса и сельское хозяйство Франции. По урожайности пшеницы она занимала одно из последних мест в Европе. Зато процветал ростовщический банковский капитал. По его концентрации Франция шла впереди других стран. Во Франции стал распространенным особый тип буржуа - не труженики и предприниматели, а рантье, стригущие купоны от финансовых вложений.

    Крупный рывок на пути модернизации сделала в XIX в. Германия. С середины XIX в. почти вся Германия была объединена под властью Пруссии - самого могущественного из немецких государств. Таким образом были созданы благоприятные условия для интенсивного развития экономики. В 1850-е гг. были проведены реформы в сфере земельных отношений. Часть земель была безвозмездно передана крестьянству. Другая же часть - самые доходные земли - подлежали выкупу. Помещики сохранили за собой большую часть земли, создавали на ней крупные капиталистические хозяйства, в которых применялись машины, химические удобрения и другие новшества. В результате всех преобразований к концу XIX в. Германия выдвинулась на первое место в Европе по уровню промышленного производства, в котором ведущие позиции занимали черная металлургия, машиностроение и химическая промышленность. Относительно высоким был и уровень развития сельского хозяйства.