Банки японии. Телефон горячей линии

Банки японии. Телефон горячей линии

Путём слияния Японского экспортно-импортного банка (JEXIM) и Фонда международного экономического сотрудничества (ФМЭС) (OECF) .

История

Экспортно-импортный банк Японии, работавший с 1950 года и Фонд экономического сотрудничества имели схожие цели и решали похожие задачи. Поэтому в 1999 году было принято решение объединить их в рамках Японского банка для международного сотрудничества. Объединенный объём зарубежных инвестиций и займов нового банка составил 4948,2 млрд иен (41,2 млрд долларов), что превышает соответствующие показатели Всемирного банка (29 млрд долларов). Создание Японского банка для международного сотрудничества свидетельствовало о возрастании роли японской экономики в глобальных процессах .

Организация, цели и задачи

Банк полностью принадлежит правительству Японии , а его бюджет и операции регулируются законом JBIC. Банк имеет головной офис в Токио и действует в 18 странах с 21 офисами.

Основной целью банка является развитие экономического сотрудничества между Японией и зарубежными странами путём предоставления ресурсов для инвестиций за рубежом и содействия международной торговле . Он также играет важную роль в развитии японского экспорта и импорта , и деятельности страны за рубежом.

В деятельности банка можно выделить два направления :

  1. Международные финансовые операции (IFO). Операции IFO включают в себя кредиты и долевое участие в зарубежных проектах японских корпораций, способствуя деятельности Японии за рубежом. Эти действия направлены на рынки развитых и развивающихся стран. По состоянию на 31 марта 2006 года, IFO операции составила 985 500 000 000 иен.
  2. Организация помощи развивающимся странам. Это направление деятельности направлено на развивающиеся страны, прежде всего в Азии, на долю которых приходится более половины всех операций данного направления.

Деятельность в разных странах

Присутствие банка можно заметить как в развитых , так и развивающихся странах . Он пытается внести свой вклад в стабильность международного финансового порядка и обеспечения устойчивого развития. Он проводит самостоятельную политику, не конкурируя с обычными финансовыми институтами. Банк является одним из инструментов оказания Японией официальной помощи развивающимся странам.

По состоянию на 31 марта 2006 года операций на рынках развивающихся стран в рамках второго направления деятельности банка составили 770 млрд иен. В число стран по состоянию на март 2005 года, которые имели доступ к льготным кредитам входили Индонезия, Китай и Филиппины. Бразилия была самой большой из стран Южной Америки, держа шестое место в инвестициях банка .

Деятельность в России

В 2004 году Внешторгбанк и Японский банк для международного сотрудничества (Japan Bank for International Cooperation - JBIC) подписали соглашение, расширяющее возможности Внешторгбанка по финансированию импорта японских товаров. По новому соглашению Внешторгбанку предоставляется возможность получения в рамках линии JBIC кредитов как в долларах США, так и японских йенах; на срок до 10 лет. Внешторгбанк - единственный российский банк, которому JBIC предоставляет ресурсы на подобный срок .

Bank of Japan MUFG MHFG SMFG Shinsei
  • Bank of Japan – центральный банк Японии, учреждённый в 1882 году.
  • Bank of Nagoya (BN) региональный банк, имеющий более 100 отделений в районе г. Нагоя и в других крупных японских городах, а также два представительства в Китае. Фокусируется на обслуживании частных лиц и предприятий региона. В дополнение к депозитным и кредитным продуктам, банк и его дочерние компании предлагают лизинговые услуги, кредитные карты, операции с ценными бумагами. Банк Нагойи был основан в 1949 году.
  • Bank of Saga Ltd. – региональный банк, предоставляющий услуги частным и корпоративным клиентам примерно через 110 отделений, из которых 65 отделений находятся в префектуре Сага (Saga), около 40 в префектуре Фукуока (Fukuoka) и остальные в Нагасаки и Токио.
  • Bank of Yokohama (Банк Иокогамы) – учреждён 16 декабря 1920 года. Основная деятельность сосредоточена в префектуре Канагава и на юге Токийского столичного округа. Филиальная сеть включает более 200 местных отделений, 399 банкоматов, 1 отделение в Шанхае и 3 зарубежных представительства в Лондоне, Гонконге и Нью-Йорке. Штат банка насчитывает более 4.6 тыс. сотрудников. Совокупные активы на 31 марта 2010 года составляли более 12.5 трлн. иен; объем выданных кредитов более 8.6 трлн. иен.
  • Japan Bank for International Cooperation (JBIC) – был создан в 1999 г. в результате слияния Export-Import Bank of Japan (JEXIM) и Overseas Economic Cooperation Fund, Japan (OECF). Банк работает в 18 странах и в настоящее время является международным подразделением Japan Finance Corporation (JFC) созданной в 2008 г. Капитализация на 31 марта 2010 г. составляла 1,055.5 млрд. иен. Штаб-квартира расположена в Токио.
  • Mitsubishi UFJ Financial Group (MUFG) – крупнейшая банковская группа Японии и одна из крупнейших в мире, является родительской компанией для Bank of Tokyo-Mitsubishi UFJ (BTMU) . Суммарные активы группы составляют 1.8 трлн. долларов (31.03.2008 г.).
  • Mizuho Financial Group (MHFG) – третья по величине банковская группа Японии (после MUFG и SMFG) и девятая в мире по рыночной капитализации (2009 г.). Mizuho Bank и Mizuho Corporate Bank (MHCB) являются подразделениями группы.
  • Nanto Bank – региональный банк основная деятельность которого сосредоточена в префектуре Нара. Банк был основан в 1934 году и располагает 135 местными отделениями, которые помимо Нара расположены в префектурах Осака, Киото, Хёго, Миэ, Вакаяма и Токио, а также представительствами в Шанхае и Гонконге. Банк предлагает стандартный набор банковских услуг для физических и юридических лиц. В связи с сокращением населения в префектуре Нара, Nanto Bank пытается расширить своё присутствие в соседней Осаке. По состоянию на 31 марта 2010 года совокупные активы составляли 4.5 трлн. иен, а объём выданных кредитов превышал 2.7 трлн. иен.
  • Oita Bank – основан в 1893 году и имеет более 90 филиалов в юго-западной части о-ва Кюсю (Kyushu). Банк фокусируется на розничных клиентах, а также предоставляет лизинговые и инвестиционные услуги.
  • – японский коммерческий банк со штаб-квартирой в Токио. Был основан в 1953 году как Long-Term Credit Bank of Japan и подвергся ребрендингу в 2000 г., сменив название на Shinsei (в переводе с японского «Возрождение»).
  • Sumitomo Mitsui Financial Group (SMFG) – одна из 3-х крупнейших финансовых групп Японии. Является холдинговой компанией для Sumitomo Mitsui Banking (SMBC) , второго банка Японии по рыночной капитализации с активами около 1.3 трлн. долларов (2009 г.).

Первые банки современного типа появились в Японии после 1872 года как частные «национальные банки». Как коммерческие банки они имели филиалы по всей стране и обладали правом эмиссии банкнот. Тогда насчитывалось около 150 таких банков. «Национальные банки» интенсивно выпускали неконвертируемые банкноты и тем самым способствовали росту инфляции, тормозившей развитие производительных сил. В этих условиях возникла острая необходимость создания центрального банка Японии, который был основан в 1882 году на срок 30 лет (затем срок продлили ещё на 30 лет). Этот банк получил монопольное право эмиссии банкнот, а существовавшие ранее «национальные банки» должны были прекратить эмиссию банкнот и постепенно изымать находящиеся в обращении банкноты.

До 1 апреля 1998 года Банк Японии действовал на основании Закона о Банке Японии 1942 года с учётом поправок 1947-го и 1949 годов. В 1979 году закон был несколько модернизирован: было покончено с назначениями сроков полномочий центрального банка, он получил бессрочный статус. С 1 апреля 1998 года вступил силу новый Закон о Банке Японии.

Уставный капитал банка составляет 100 млн иен и на 55% принадлежит государству, а на 45% частным лицам, финансовым институтам, страховым компаниям и другим частным акционерам. Акционерам гарантированы дивиденды в размере 4%, которые в случае получения банком очень высоких прибылей могут быть увеличены до 5%. Вся остальная прибыль банка поступает в государственный бюджет.

Основные задачи банка заключаются в регулировании:

С 1957 года в Японии действует система обязательного резервирования, в соответствие с которой кредитные учреждения обязаны размещать в Банке Японии определённую сумму резервных депозитов. Поддержание ликвидности в национальной банковской системе обеспечивается рефинансированием со стороны Банка Японии. Посредством использования системы рефинансирования и регулирования процентных ставок Банк Японии контролирует финансовую систему страны.

В отличие от ЦБ Германии и резервных банков США Банк Японии длительное время занимал ярко выраженное подчинённое положение по отношению к Министерству финансов. И это не случайно, так как закон, определяющий местоположение банка в государственной иерархии был принят через год после разразившейся в 1941 году войны на Тихом океане. За прошедшие более полувека Банк Японии неоднократно пытался получить больше независимости от правительства и, в частности, Министерства финансов, однако вплоть до 1997 года это не находило правительственного отклика. Главенствующее положение Министерства над Центробанком наглядно иллюстрируется тем, что министр финансов был вправе самостоятельно изменять подзаконные акты банка, если это, по его, мнению, требовалось для надлежащего выполнения Центробанком стоящих перед ним задач. Однако на практике разногласия между Министерством финансов обычно решались в рабочем, порядке, чему также способствовало и представительство правительства в Политическом совете Банка Японии.

Финансовая деятельность Центробанка как учреждения была жестко регламентирована правительством. Банк Японии был одним из немногих центральных банков, которые не наделены бюджетной автономией. Он производил расходы в пределах сметы, составленной в соответствии с предписаниями министра финансов и утверждаемой им.

Зависимость банка проявлялась и в действовавшем порядке назначения руководящих лиц: управляющего и его первого заместителя - кабинетом министров сроком на 5 лет, а голосующих членов Политического совета - правительством с согласия обеих палат парламента сроком на 4 года (при невозможности освобождения от этой должности без собственного согласия, за исключением чрезвычайных обстоятельств). Управляющий и его первый заместитель могли быть смещены кабинетом министров, а остальные высшие должностные лица - просто министром финансов, если они допустили нарушение законов, неподчинение распоряжениям министра или даже если это необходимо для выполнения задач, стоящих перед Банком Японии.

Внутренний аудит Банка Японии проводился старшими должностными лицами банка. Внешний надзор за деятельностью банка и соблюдением сметы осуществлялся правительством через назначенного министром финансов контролера Банка Японии из числа высокопоставленных чиновников Минфина. Министр финансов мог также потребовать от ЦБ отчет о его операциях и собственности, проверить состояние дел Банка, обязать в приказном порядке принять меры, которые министр посчитает нужными, исходя из своих надзорных функций.

Вместе с тем для конца 80-х и 90-х годов характерна общемировая тенденция расширения независимости центральных банков. Поэтому сложившееся чрезмерно подчинённое положение Банка Японии стало предметом серьёзного обсуждения. Закон 1942 года не оставлял ЦБ никакой автономии в области денежно-кредитной политики, находящейся под прямым контролем Минфина. Поэтому лучшим аргументом в пользу получения Банком Японии большей независимости стало все ухудшающееся положение с государственными финансами. В 1996 году соотношение внутреннего долга к ВВП Японии приблизилось к 95% по сравнению с 63% в 1991 году. В 1997 году группа советников премьер-министра страны под влиянием общемировой тенденции наделения центральных банков большей независимостью предложила пересмотреть более чем полувековой давности закон о Центробанке. Правительству было рекомендовано отказаться от права давать ЦБ указания по некоторым текущим операциям. Также было предложено лишить правительство права увольнять руководителей Центробанка старшего звена, включая управляющего, в случае расхождения их взглядов с мнением правительства.

Кроме того, был вынесен на рассмотрение вопрос о передаче Банку Японии от Минфина более широких полномочий в области надзора за деятельностью банков, которые были распределены между Банком Японии и Минфином в ущерб первому. В отличие от Минфина ЦБ не мог предписать что-либо банкам; он мог их только попросить. Сторонники предоставления более широких полномочий ЦБ обосновывали своё предложение тем, что Банк Японии лучше справится с обязанностями надзора, чем Минфин, поскольку будет меньше вмешиваться в рутинную работу банков и меньше склонен спасать неплатёжеспособные банки, если ситуация не угрожает системным кризисом. Результатом такого всестороннего давления стала разработка и принятие нового Закона о Банке Японии, значительно укрепившего его независимость по отношению к Минфину.

Банк Японии возглавляется управляющим. Как правило, он же избирается и председателем Политического совета банка, который является его высшим руководящим органом. Кроме управляющего в Совет до 1 апреля 1998 года входили назначаемые правительством на срок до 4 лет четыре голосующих члена (представляющие местные, общенациональные, промышленно-торговые и сельскохозяйственные банки) и 2 неголосующих члена (представители Министерства финансов и Агентства экономического планирования). Согласно новому Закону о Банке Японии число членов Политического совета увеличено с 7 до 9. Наряду с управляющим ЦБ и двумя его заместителями ими стали ещё шесть не работающих в Банке Японии высококвалифицированных экспертов в различных областях. Члены правительства отныне не входят в Политический совет ЦБ, однако могут принимать участие в его заседаниях с правом совещательного голоса.

К функциям Политического совета относятся решение раз личного рода вопросов деятельности Банка Японии, а также регулирование денежного обращения и кредитной системы, прерогатива изменения уровня процентной ставки и по вопросам долговых обязательств, продающихся на открытом рынке. Однако на практике Политсовет задаёт только общие параметры таких операций (т.е. классы облигаций и казначейских векселей, категории допущенных финансовых учреждений, методы установления процентных ставок) и передаёт полномочия Департаменту кредита и управления рынком Банка Японии по оперативному управлению рынком (выбор инструментов, процентных ставок и сроков).

Наиболее сильный инструмент денежно-кредитной политики - резервные требования не могут быть изменены лишь решением руководящих органов банка, а требуют предварительного одобрения министра финансов страны, и факт изменения, прежде чем вступить в силу, должен быть опубликован в правительственном вестнике.

В связи с вступлением в силу нового закона Банк Японии изменил с 1 января 1998 года порядок работы Политсовета. Регулярные заседания Совета и публикация их протоколов признаны решающим фактором увеличения прозрачности и укрепления доверия к политике ЦБ. Теперь заседания Совета по вопросам денежно-кредитной политики проходят 10-го и 25-го числа каждого месяца с рассмотрением основных операций ЦБ на открытом рынке, изменений базисных процентных ставок и нормативов минимальных резервных требований. Все решения Совета публикуются сразу после заседания.

Через два дня после первого в месяце заседания выходит «Ежемесячный доклад об экономическом и финансовом положении». Через месяц после каждого заседания публикуется сокращенный вариант протокола, а ещё через некоторое время - полный текст. Дважды в неделю также проводятся заседания Совета директоров по другим вопросам, например состояния финансовой системы, платёжного оборота, организации работы центрального банка.

Главным рабочим коллегиальным органом банка является исполнительный комитет, возглавляемый также управляющим. В него входят первый заместитель и заместитель управляющего по внешним сношениям и как минимум три исполнительных директорий Исполнительный комитет собирается практически каждый рабочий день и обсуждает проекты важнейших решений, подготавливаемых в департаментах Банка Японии

В необходимых случаях для решения конкретных вопросов на совещания приглашаются руководители департаментов и других структурных подразделений банка. Информация об обсуждаемых вопросах, высказанных точках зрения и принятых резолюциях является конфиденциальной и в прессе не опубликовывается. По существу, именно на заседаниях исполнительного комитета принимаются оперативные решения, связанные с изменениями финансовой ситуации в краткосрочных масштабах.

Деятельность Банка Японии в области денежно-кредитной политики регулярно обсуждается в парламенте. Как правило, управляющий выступает перед парламентом по десять раз в год, но в сложные периоды и чаще (например, в 1986 году - 32 раза).

С 1985 года Банк Японии публикует ежеквартальный экономический вестник, в котором анализируется состояние денежно-кредитной сферы, делаются прогнозы, объясняется ориентация политики Банка. Политический совет через министра финансов представляет в парламент годовой отчет, где дается оценка финансового положения финансовых учреждений, сообщается об изменениях в надзорной политике банка, комментируется политика Банка.

Взаимодействие Банка Японии и правительства по вопросам финансирования последнего заключается в возможности гарантирования краткосрочных казначейских векселей, которые не выставляются на публичную продажу, имеют процентную ставку ниже учетной ставки Центробанка и, следовательно, не пользуются спросом. Кроме того, Банк Японии может гарантировать в пределах, установленных парламентом, правительственные займы, выпускаемые с целью рефинансирования погашаемых государственных облигаций, приобретенных у частного сектора. Предоставление Банком Японии долгосрочных кредитов правительству запрещено Законом о финансах.

Как уже упоминалось, банковская система Японии начала активно развиваться в последней трети XIX века, когда богатыми торговцами было основано несколько частных национальных банков, созданных по типу имеющих федеральный статус американских банков. В конце XIX века были созданы правительственные банки, такие, как «Обменный банк» в Иокогаме, который доминировал в финансировании внешней торговли, и Японский ипотечный банк по модели французского банка Credit foncier.

С конца XIX века уже можно было чётко разделить частные банки на крупные и мелкие. Крупные банки, почти все общенациональные, основывались в больших городах, откуда их название «city banks»; они широко финансировали промышленное развитие Японии и служили фискальными агентами для правительства, что укрепляло их позиции. Напротив, мелкие банки, которые должны были стать «региональными банками», специализировались на финансировании мелких ремесленных и сельских предприятий, с 1900 года их основными конкурентами стали кредитные кооперативы. В 1895 году было отменено правило, введённое в качестве меры предосторожности, об ограничении его риска в отношении одного клиента 10% капитала банка. Это позволило крупным банкам, распространив степень банковского риска на некоторые крупные предприятия, внести свой вклад в создание промышленно-финансовых гигантов, называемых Дзайбацу.

После поражения во второй мировой войне японская банковская система восстанавливалась почти полностью по американскому образцу с высоким уровнем специализации. Действительно, в связи с большой бережливостью японцев, которая характерна и для нашего времени, весьма высокой была необходимость внешнего финансирования японских предприятий, имеющих низкую способность к самофинансированию. Японское правительство, следуя традициям американцев-победителей, которые, естественно, навязывали специализацию в банковской области, предпочло осуществить в приказном порядке «дренаж» их возможностей по самофинансированию через систему специализированных каналов.

В настоящее время кредитную систему Японии можно рассматривать как сложившуюся и включающую в себя две основные группы учреждений - коммерческие банки и прочие финансовые компании. Коммерческие банки можно классифицировать следующим образом:

1.Городские банки . Эти 11 частных банков играют ведущую роль среди кредитных учреждений страны. Их доля в общем объёме привлечённых средств постоянно увеличивается. Они также играют ведущую роль в кратко- и среднесрочном кредитовании, особенно крупных промышленных концернов. На долю городских банков приходится значительная часть зарубежных операций японских банков.

По операциям городских банков за рубежом лидирует «Бэнк оф Токио». Он выполняет фактически государственные функции, поддерживая корреспондентские отношения с 2000 банков в разных странах мира. В соответствии с японским законодательством на него возложено ведение валютных операций. Для выполнения этих функций банк имеет большое количество зарубежных филиалов. К этому виду банков относится и небезызвестный «Дайца банк».

В апреле 1982 года вступил в силу новый банковский закон, который отменил действовавший до сих пор закон от 1928 года. В соответствии с новым законом коммерческим банкам разрешено осуществлять в качестве вспомогательных операций торговлю ценными бумагами. Тем самым, городские банки получили прямой доступ к торговле ценными бумагами на японской бирже, что до сих пор было монополией специализирующихся на торговле ценными бумагами брокерских фирм. Таким образом, был начат процесс универсализации городских банков Японии.

В настоящее время городские банки завоёвывают новые рынки, расширив кредитное меню долгосрочными кредитами и кредитами частным лицам, конкурируя соответственно с банками долгосрочного кредитования и специализированными финансовыми обществами «Саракин».

Эти банки также стараются максимально привлекать сбережения частных лиц, существующие в очень больших размерах в Японии в виде срочных депозитов, так как эти сбережения на протяжении длительного периода времени являются формой накопления в целях обеспечения при выходе на пенсию. Но на этом рынке привлечённых депозитов коммерческие банки находятся не в самом привилегированном положении. С одной стороны, их основным конкурентом в этой области является сеть почтовых учреждений, которым японцы традиционно отдают предпочтение при размещении своих финансовых сбережений и у которых имеются налоговые льготы. Также большие льготы, чем у городских банков, имеют трастовые банки. С другой стороны, городские банки не участвуют в управлении фондами страхования жизни. И наконец, в силу своей специализации городские банки не могут сами управлять портфелем ценных бумаг частных лиц.

2.Региональные банки. 64 региональных банка функционируют в масштабе одной из префектур, имеют меньший, по сравнению с городскими банками, объём операций, но широкую сеть небольших по размеру филиалов. В своей деятельности региональные банки ориентируются на кредитование малых и средних предприятий, некоторые из них принимают сберегательные вклады. По своей структуре они являются кредиторами. Региональные банки играют важную роль в финансировании органон местного управления. Ряд этих банков имеет значительные по размерам активы, хотя и уступающие активам городских банков.

3.Три банка долгосрочного кредитования, которые были учреждены в. 1952 году специальным законом. Это Industrial Bank of Japan, Long Term Credit Bank и Nippon Credit Bank. Первые два из них сосредоточили свою деятельность на кредитовании крупнейших предприятий. Третий - ипотечный банк, специализирующийся на операциях с мелкими и средними предприятиями. Эти три банка имеют очень важное значение для Японии, представляют приблизительно 10% всех кредитов банковской системы и финансируют по меньшей мере 20% кредитов на оборудование. Они задолго до городских банков приобрели значительный международный вес.

4.Траст-банки. Первоначально создавались для управления имуществом, но после второй мировой войны получили банковские функции. Преимущественно осуществляют долгосрочное финансирование предприятий и частных лиц, а также занимаются финансовым управлением. В качестве ресурсов траст-банки имеют срочные вклады и займы. Пять из них фигурируют среди пятидесяти крупнейших мировых банков.

5.Иностранные банки. На местном рынке среди иностранных банков доминируют банки США и Великобритании. Также присутствуют германские, французские и иные зарубежные банки. Японские банки стали испытывать конкуренцию со стороны инобанков лишь в 60-х годах. До тех пор они развивали свою деятельность только по двум направлениям: предоставление займов в иностранной валюте и кредитование учреждений потребительского кредита «Саракин».

До конца 60-х годов денежный рынок страны был открыт лишь для избранных иностранных банков, получивших «прописку» еще до второй мировой войны или в первые послевоенные годы. Первые отделения иностранных банков были открыты еще на рубеже столетия - «Гонконг энд Шанхай бэнкинг корп.» открыла в Иокогаме свою контору в 1865 году, за ней последовал «Чартеред бэнк». Первый американский банк был открыт в 1902 году. Большая часть «старых» банков обосновалась в Японии в период оккупации страны войсками США, до подписания в 1952 году. Сан-Францисского мирного договора. Это были так называемые банки, вносящие существенный вклад в национальную экономику. После этого вплоть до осени 1970 года климат для открытия новых отделений иностранных банков в Японии был неблагоприятным: перед иностранными банками устанавливались жесткие барьеры, препятствующие их проникновению в страну. Такая политика властей определялась нежеланием увеличения числа иностранных банков, а также господствующей точкой зрения, что страна «переполнена банками». Последнее касалось и японских банков.

В 1970 году было пересмотрено отношение к росту иностранного присутствия в национальном банковском секторе Японии. Это было связано со следующими факторами:

    Крупнейшие японские банки стремились расширить свое присутствие за рубежом, следуя за динамично развивающимся промышленным сектором. Вместе с тем открытие их отделений за границей при отсутствии взаимности в данном вопросе оказалось крайне затруднено.

    Высокие темпы роста национальной экономики требовали иностранных инвестиций, источником и проводником которых могли стать иностранные банки.

    Необходимость улучшения экономических отношений с США, ухудшихся в результате торговых войн.

    Стремление ведущих политиков и финансистов к либерализации банковского дела в стране для превращения Японии в валютно-финансовый центр Азии.

Согласно условиям либерализации, для иностранных банков открывались три пути проникновения в Японию: создание нового банка с иностранным капиталом или учреждение банка со смешанным капиталом, участие в управлении существующим банком и открытие отделения. Число отделений иностранных банков стало быстро расти.

Сейчас японское законодательство не делает различия между иностранными и японскими банками: те и другие наделены равными правами. Национальная специфика этого законодательства, непривычная для иностранцев, заключается в том, что оно устанавливало до 1992 года строгое разграничение между коммерческими банковскими операциями и операциями с ценными бумагами и запрещало совмещать эти два вида деятельности в одном кредитном учреждении. Поправки к банковскому закону, принятые в 1992 году, ослабили жёсткость этого требования и открыли путь к универсализации банков.

Для западного банкира с его предпринимательской философией, сориентированной на получение максимальной прибыли, не всегда понятен смысл предпринимательской стратегии японцев, ставящей во главу угла захват как можно большей доли рынка и увеличение оборота. При столкновении этих двух принципов экономического мышления западные банкиры оказываются в Японии зачастую в проигрыше. Другая трудность для иностранцев заключается в доминирующем положении в экономике Японии замкнутых промышленно-финансовых группировок, в центре которых стоят крупнейшие банки, прежде всего так называемые сити-банки. В этих группировках самым тесным образом переплетены финансовые интересы и личные отношения, покоящиеся на многовековом фундаменте японских морально-этических традиций. Каждый из участников группировки всегда может рассчитывать на помощь со стороны других её членов, в том числе и ведущего банка. Обращение за кредитом вне рамок группировки - явление достаточно редкое, и наблюдается оно лишь тогда, когда «свой» банк такой кредит предоставить не может, причем получение кредита со стороны происходит с ведома и согласия «своего» банка. Ещё одной непривычной для Запада особенностью японской банковской системы является дотошный надзор со стороны Минфина и ЦБ, который может распространяться и на текущие операции. Все крупные финансовые сделки необходимо согласовывать с вышестоящими властями. Из этого правила не делается исключения и для иностранных банков, которые обязаны регулярно докладывать Банку Японии о своей коммерческой деятельности. В свою очередь, банки информируются о тенденциях на финансовом рынке.

В 1994 году 88 иностранных банков имели в Японии 143 филиала, на долю которых приходился 1% кредитного рынка страны. Их основная деятельность заключалась в обслуживании внешнеторговых операций и финансировании инвестиций в иностранной валюте. До начала 80-х годов предоставление кредитов в иностранной валюте являлось исключительной привилегией иностранных банков, что обеспечивало им независимое от местных конкурентов поле деятельности.

Смысл своего присутствия в Японии иностранные банки объясняют не столько стремлением получать прибыль от текущих операций, сколько желанием иметь опорные пункты на одном из крупнейших финансовых рынков мира в рамках своей глобальной стратегии. Часть банков сосредоточивает внимание на межбанков­ских операциях и занимается арбитражными сделками на международных процентных и валютных рынках. Другие иностранные банки направляют основные усилия на обслуживание юридических лиц. В области межбанковских операций ведущее положение занимают американские банки, обслуживание юридических лиц рассматривается ими как второстепенное направление. Европейские и азиатские банки уделяют больше внимания местной клиентуре, той её части, деловая активность которой носит международный характер. Этим клиентам предоставляются соответствующие услуги за пределами Японии. Эти же банки обслуживают национальные фирмы, имеющие интересы в Японии. К традиционным занятиям зарубежных банков относится торговля иностранной валютой. Благодаря им, в Японии появились новые финансовые инструменты, страхующие риски в области внешней торговли. Они находят широкое применение на процентном рынке: в настоящее время Япония является одним из крупнейших международных рынков свопов.

Японские коммерческие банки могут выступать владельцами части акционерного капитала корпораций (не свыше 5% общего капитала корпораций) и быть представлены в советах компаний, в которых они имеют собственность; выполнять трастовые опера­ции, связанные с выпуском ценных бумаг, но не имеют права самостоятельно эмитировать или размещать ценные бумаги.

К прочим финансовым компаниям, осуществляющим банков­ские функции, относятся:

Государственные спецбанки (Экспортно-импортный банк Япо­нии и Японский банк развития) и государственные финансовые корпорации. Отвечают за целевое и эффективное использование государственных средств, предназначенных для финансирования приоритетных проектов, в том числе по развитию сельского хозяйства, малого бизнеса, особых регионов страны.

Экспортно-импортный банк был основан в 1950 году. Первоначальной его функцией было финансирование только экспорта и импорта. Однако затем он стал всё больше финансировать экспорт оборудования и техническую помощь, а также гарантировать различные финансовые обязательства во внешней торговле. Национальные предприниматели получают от банка кредиты под экспортные поставки, технические достижения, под импорт и для заграничных инвестиций. Иностранным партнёрам предоставля­ются импортные межбанковские и государственные кредиты.

Японский банк развития был организован в 1951 году. Он выдаёт долгосрочные кредиты исключительно для выравнивания структуры промышленности. После второй мировой войны при реорганизации крупного японского капитала Японский банк развития играл ведущую роль. Как государственный банк он принимает активное участие в государственно-монополистическом регулировании. Кредиты, частично получаемые от Международного банка реконструкции и развития, им направляются исключительно крупнейшим фирмам и прежде всего судостроительным и энергетическим.

Японский банк для международного сотрудничества (англ. Japan Bank for International Cooperation, JBIC ) - государственное финансовое учреждение, созданное 1 октября 1999 года путём слияния Японского экспортно-импортного банка (JEXIM) и Фонда международного экономического сотрудничества (ФМЭС) (OECF).

Экспортно-импортный банк Японии, работавший с 1950 года и Фонд экономического сотрудничества имели схожие цели и решали похожие задачи. Поэтому в 1999 году было принято решение объединить их в рамках Японского банка для международного сотрудничества. Объединенный объём зарубежных инвестиций и займов нового банка составил 4948,2 млрд иен (41,2 млрд долларов), что превышает соответствующие показатели Всемирного банка (29 млрд долларов). Создание Японского банка для международного сотрудничества свидетельствовало о возрастании роли японской экономики в глобальных процессах .

Организация, цели и задачи

Банк полностью принадлежит правительству Японии, а его бюджет и операции регулируются законом JBIC. Банк имеет головной офис в Токио и действует в 18 странах с 21 офисами.

Основной целью банка является развитие экономического сотрудничества между Японией и зарубежными странами путём предоставления ресурсов для инвестиций за рубежом и содействия международной торговле. Он также играет важную роль в развитии японского экспорта и импорта, и деятельности страны за рубежом.

В деятельности банка можно выделить два направления:

  1. Международные финансовые операции (IFO). Операции IFO включают в себя кредиты и долевое участие в зарубежных проектах японских корпораций, способствуя деятельности Японии за рубежом. Эти действия направлены на рынки развитых и развивающихся стран. По состоянию на 31 марта 2006 года, IFO операции составила 985 500 000 000 иен.
  2. Организация помощи развивающимся странам. Это направление деятельности направлено на развивающиеся страны, прежде всего в Азии, на долю которых приходится более половины всех операций данного направления.

Деятельность в разных странах

Присутствие банка можно заметить как в развитых, так и развивающихся странах. Он пытается внести свой вклад в стабильность международного финансового порядка и обеспечения устойчивого развития. Он проводит самостоятельную политику, не конкурируя с обычными финансовыми институтами. Банк является одним из инструментов оказания Японией официальной помощи развивающимся странам.

По состоянию на 31 марта 2006 года операций на рынках развивающихся стран в рамках второго направления деятельности банка составили 770 млрд иен. В число стран по состоянию на март 2005 года, которые имели доступ к льготным кредитам входили Индонезия, Китай и Филиппины. Бразилия была самой большой из стран Южной Америки, держа шестое место в инвестициях банка.

Деятельность в России

Внешторгбанк первым из российских банков получил кредитную линию на общую сумму 8 млрд японских йен в 2002 году. В рамках данной кредитной линии Японским банком для международного сотрудничества были профинансированы ряд сделок клиентов Внешторгбанка по закупке в Японии деревообрабатывающего оборудования, оборудования для оптико — волоконной линии и специализированной автотехники. Общая сумма указанных сделок составила 1,5 млрд японских йен.

В 2004 году Внешторгбанк и Японский банк для международного сотрудничества (Japan Bank for International Cooperation - JBIC) подписали соглашение, расширяющее возможности Внешторгбанка по финансированию импорта японских товаров. По новому соглашению Внешторгбанку предоставляется возможность получения в рамках линии JBIC кредитов как в долларах США, так и японских йенах; на срок до 10 лет. Внешторгбанк - единственный российский банк, которому JBIC предоставляет ресурсы на подобный срок.

Представительство в Москве:

Address 123610 Moscow, Krasnopresnenskaya Nab.12, World Trade Center, Office No.905, Russian Federation
Telephone No. 7-495-258-1832, 1835, 1836
Fax No. 7-495-258-1858
Countries and Regions in Charge Russia, Azerbaijan, Kazakhstan, Turkmenistan, Uzbekistan, Moldova, Ukraine, Other countries

Система сберегательных учреждений представляет собой сегодня самую крупную группу финансовых учреждений, осуществляющих кредитные операции в Германии. Более 60% всего населения имеют счета в сберегательных кассах. Основное отличие Германии от других развитых стран заключается в том, что наиболее широко распространенные и доступные финансовые институты являются не частными, а государственными учреждениями, основная цель деятельности которых заключается не в получении прибыли и увеличении стоимости акционерного капитала, а «во всеобщем благе». В этом же и основной недостаток германской банковской системы. В настоящее время финансовое состояние более чем 30% сберегательных учреждений Германии вызывает беспокойство. Сберегательные банки кредитуют преимущественно средний класс - малый бизнес, подверженный наибольшим рискам. За 2001 г. «плохие кредиты» в Германии возросли на 28 млрд. евро, в том числе выданные сберегательными учреждениями - на 20 млрд. евро. Это свидетельство серьезного кризиса всей системы сберегательных учреждений страны. Выход из сложившейся ситуации специалисты видят в слиянии сберегательных учреждений, прежде всего на региональном уровне, и этот процесс уже начался.

В Германии действует более 1600 кооперативных банков (городские кооперативные банки называют Фольксбанк, а сельские - Рейф-файзенбанк). Это сравнительно небольшие кредитные учреждения, количество которых в последние годы постоянно уменьшается в связи с их слиянием. Членами кредитных кооперативов являются почти 15 млн. частных лиц. Совладельцем кооперативного банка может стать каждый, кто приобретет в нем хотя бы один пай. Тем самым он получает и право голоса для определения целей деятельности и управления. У каждого совладельца только один голос независимо от количества паев. Этим гарантируется равномерное распределение влияния совладельцев на деятельность банка.

Сегодня кооперативные банки предлагают своим клиентам универсальный ассортимент услуг, несмотря на то, что их деятельность сосредоточена преимущественно на сберегательных вкладах и вкладах до востребования и на выдаче краткосрочных и среднесрочных кредитов своим членам. Надо отметить, что постоянно растет объем долгосрочных кредитов.

4. Банковская система Японии

Банковская система - базис японской экономики. Вся страна густо опутана сетью различных банковских компаний.

Как и в других развитых странах, банковская система Японии - двухуровневая: первый уровень - Банк Японии, второй уровень - коммерческие и государственные банки, сберегательные кассы, финансовые компании.

Банк Японии (BOJ), в Японии называемый Nihon Ginko или Nichigin, является центральным банком Японии. Его аналоги на Западе - Федеральный резерв в США, Бундесбанк в Германии или Банк Англии в Великобритании.

Банк является:

Единым эмиссионным центром (эмиссионным банком);

Непосредственно банком правительства;

Кредитором в последней инстанции («кредитором последней надежды») коммерческих банков,

Проводником денежно-кредитной политики.

Банк Японии не является частью правительства, хотя правительству принадлежит контрольный пакет акций Банка. Банк и его главный акционер - правительство часто стремятся к двум противоречивым целям: ограничению инфляции и увеличению темпов экономического роста. Банк предпочел бы контролировать уровень инфляции, тогда как правительство предпочло бы стимулировать рост. Все послевоенные годы Банк Японии упорно сохранял свою независимость, хотя Министерство финансов постоянно пыталось вторгаться во властные полномочия Банка. В этих внутренних сражениях лидерство попеременно захватывает то одна, то другая сторона

В процессе выполнения своих функций Банк Японии решает три основные задачи.

Формирует курс национальной валюты, регулируя объем находящейся в обращении денежной массы, поддерживая стабильность иены внутри страны и за рубежом;

Регулирует денежное обращение, устанавливая официальную процентную ставку, а также посредством ряда других мер;

Совместно с другими правительственными органами поддерживает в надлежащем порядке кредитную систему.

Для Банка Японии, как и для центральных банков других государств, вечно актуальной является проблема противостояния различного рода воздействиям, попыткам политиков и лоббистских групп использовать финансовую систему страны для реализации своих частных и сиюминутных интересов.

Сложные отношения у Банка Японии с Министерством финансов, глава которого имеет право контролировать деятельность банка и отдавать ему административные распоряжения. По таким вопросам, как учреждение филиала или агентства, сделки с зарубежными кредитно-финансовыми органами, постатейное утверждение годового бюджета и целому ряду других, требуется разрешение министра финансов. Последний назначает и администратора, которому поручает надзор за деятельностью Банка Японии.

В соответствии с Законом «О Банке Японии» он действует «исключительно для выполнения задач, направленных на достижение государственных целей». В нем же указано, что «служащие банка рассматриваются как состоящие на государственной службе».

В истории Банка Японии немало примеров того, как его президенты даже под сильнейшим давлением весьма влиятельных лиц и структур, порой под угрозой снятия с должности, все же выдерживали именно ту линию на сохранение стабильности национальной валюты, которую они считали верной Действовать так им помогали не только уверенность в своей правоте, высокий профессионализм, но и четкий правовой статус возглавляемого ими учреждения, а также выработанное в течение долгих лет правило «Регулирование денежного обращения является исключительной прерогативой Банка Японии».

Банк Японии часто упоминается в финансовых новостях прежде всего из-за влияния на уровень процентной ставки. Японские предприниматели и банкиры, как и бизнесмены за пределами Японии, пристально следят за действиями Банка, поскольку он подобно ФРС или Бундесбанку оказывает огромное воздействие на мировую экономику. Именно Банк Японии в 1989 г. для обуздания инфляции поднял процентную ставку, «проткнув» тем самым экономику мыльного пузыря. Эти действия имели резонанс во всем мире и значительно замедлили массовый отток инвестиций (бегство капитала) из Японии.

Такая роль Банка Японии в жизни страны нашла свое отражение в сложившейся системе управления им, в механизме принятия решений.

Высшим органом управления Банка Японии является Комитет по определению политики Банка Японии, который был создан в 1949 г. Только комитет вправе устанавливать размер учетной ставки, определять и изменять перечень векселей, учитываемых Банком Японии, залогов, принимаемых под обеспечение выдаваемых ссуд, и условий кредитования, а также решать все другие ключевые вопросы деятельности банка.

В состав Комитета входят семь человек. Возглавляет его президент Банка Японии. Представители правительства, по одному от Министерства финансов и Управления экономического планирования, не обладают правом решающего голоса. Решения принимаются в процессе голосования, проводимого среди пяти человек, президента и четырех остальных, назначаемых членов комитета, которые отбираются из наиболее опытных и знающих представителей делового мира и кандидатуры которых после одобрения парламентом утверждаются Кабинетом Министров.