Финансы и финансовая система кратко. Финансы. Финансовая система. Роль привлеченных средств

Лекция 1. Финансовое право как отрасль российского права

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

1. Финансы и финансовая система.

2. Понятие финансового права, его предмет и метод. Принципы финансового права.

3. Система и источники финансового права.

4. Субъекты финансового права.

5. Понятие и виды финансово-правовых норм.

6. Финансовые правоотношения и их виды.

7. Соотношение финансового права с другими отраслями права.

В систему российского права в качестве одной из ее отрас­лей входит финансовое право. Словосочетание «финансовое право» предполагает его обусловленность термином «финан­сы», связь с денежными отношениями. Однако в данном слу­чае имеются в виду не любые, а особые денежные отношения.

Финансы - одна из экономических категорий, развитие которой связано с товарно-денежными отношениями и суще­ствованием государства, использующего эту категорию для выполнения своих, задач.

В современных государствах с различным общественно-по­литическим строем используются и другие экономические ка­тегории: деньги, прибыль, себестоимость и др. Каждая из них выполняет свои функции (выражение стоимости или цены то­варов, средство обращения, определение меры труда и меры потребления, стимулирование производства, оценка результа­тов деятельности предприятий и т.д.), в которых выражаются сущность и значение этих категорий в развитии общества. Финансы отличаются от них своими специфическими функ­циями и выполняемой ролью в общественной жизни.

Финансы не охватывают всех денежных отношений (напри­мер, денежных отношений, возникающих В. связи с куплей-­продажей, оплатой труда и др., носящих главным образом эк­вивалентный характер). Содержанием финансовых отношений, являются только те из них, посредством которых образуются денежные фонды государства, его территориальных подразде­лений, предприятий, организаций, учреждений. В то же время категории финансов и денег взаимодействуют, переходят из одного качества в другое.

Необходимость функционирования финансов связана с существованием государства и его потребностями в финансо­вых ресурсах.

Государство не может реализовать свою внутреннюю и внеш­нюю политику, выполнять социально-экономические програм­мы, обеспечивать оборону и безопасность страны, не распола­гая финансовыми ресурсами, не используя широкие возможности воздействия на все эти явления посредствам финансового механизма.

Па своему материальному выражению финансы представ­ляют собой денежные фонды государства, его. территориаль­ных подразделений (субъектов РФ, муниципальных образова­ний), предприятий и учреждений, организаций, используемые для потребностей общества и развития производства. Точнее, это финансовые ресурсы страны.


На сущность финансов как экономической категории рас­крывается не в их количественной стороне, а в содержании тех общественных отношений, которые возникают при их функционировании. При таком подходе финансы – это эконо­мические денежные отношения по формированию, распреде­лению и использованию фондов денежных средств государства, его территориальных подразделений, а также предприятий, организаций и учреждений, необходимых для обеспечения рас­ширенного воспроизводства и социальных нужд.

Финансам свойственны распределительная и контрольная функции, в реализации которых и выражается их социально-экономическая роль в жизни общества и государства.

Распределительная функция финансов призвана способство­вать организации сбалансированного и эффективного произ­водства, развитию всех его отраслей соответственно потребно­стям общества в целях наиболее полного удовлетворения нужд людей. Таким образам, финансы - важный рычаг регулирова­ния экономики с широкими возможностями воздействия на нее.

Контрольная функция финансов заключается в проверке рас­ходования денежных средств государства согласна принци­пам плановости и целенаправленности.

Финансы как целостная экономическая категория, облада­ющая общими свойствами, имеют свою структуру, в которую входят несколько взаимосвязанных звеньев (институтов), для каждого из которых характерны сваи особенности. Совокуп­ность входящих в состав финансов звеньев (институтов) в их взаимосвязи образует финансовую систему страны.

На современном этапе в состав финансовой системы РФ входят:

Бюджетная система, состоящая из государственных (фе­дерального бюджета и бюджетов субъектов РФ) и мест­ных бюджетов муниципальных образований;

Внебюджетные целевые государственные и муниципальные (местные) фонды;

Финансы предприятий, организаций, учреждений, отраслей народного хозяйства;

Имущественное и личное страхование;

Кредит (государственный, муниципальный и банковский).

­Центральное место в финансовой системе РФ занимает бюджетная система. Путем ее использования образуются де­нежные фонды в форме федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований. Такие денежные фонды необходимы для реализации общегосударственных или территориальных социально-экономических планов и про­грамм, обеспечения обороны и безопасности страны. Одновре­менно они служат финансовой базой самостоятельности субъектов РФ, развития местного самоуправления.

Средства бюджетной системы образуются в основном за счет налогов и иных обязательных платежей юридических и физи­ческих лиц. Однако используется привлечение средств и на возвратной основе, через внутренний и внешний кредит.

Внебюджетные целевые государственные и муниципальные фонды - новое звено финансовой системы РФ, появившееся в начале 1990-х гг. При формировании этих фондов был исполь­зован зарубежный опыт. Внебюджетные целевые фонды созда­ются соответствующими представительными или исполнитель­ными органами государственной власти и местного самоуправ­ления. Их средства должны направляться на определенные цели соответственно своему предназначению. К ним относятся, в ча­стности, такие социальные фонды, как Пенсионный фонд, Фонд государственного социального страхования, Фонд обязательно­го медицинского страхования, сформированные во исполнение требований законодательства. В целом внебюджетные фонды призваны увеличить финансовые ресурсы государства и обеспе­чить их наиболее эффективное и целесообразное использование.

Однако в связи с недостаточностью средств в бюджетной системе (бюджетным дефицитом), распыленностью государ­ственных финансовых ресурсов по многочисленным фондам, фактами их неэффективного использования проведено включе­ние (консолидация) в бюджетную систему части этих фондов.

Финансы предприятий, организаций, учреждений, отрас­лей народного хозяйства как обособленные денежные фонды, находящиеся в распоряжении соответствующих субъектов (предприятий, министерств и т.д.), используются ими для вы­полнения своих функций и задач. Для современных условий характерно многообразие форм собственности, на основе которых функционируют финансы предприятий, организаций и учреждений. Это звено финансовой системы подразделяется на финансы коммерческих и некоммерческих организаций.

Имущественное и личное страхование обеспечивает фор­мирование страховых денежных фондов, направляемых на воз­мещение материального ущерба, причиненного физическим и юридическим" лицам стихийными бедствиями, несчастными случаями и различного рода другими неблагоприятными со­бытиями. Средства таких фондов образуются в основном за счет взносов юридических лиц, вступивших в отношения по стра­хованию. Однако законодательство предусматривает случаи страхования за счет средств государственного бюджета (воен­нослужащих, государственных служащих, работников государ­ственной налоговой службы и т.д.).

Кредит - это привлечение свободных денежных средств различных субъектов, аккумуляция их в денежные фонды и предоставление другим субъектам во временное использование на началах возмездности и срочности. Кредит предоставляет­ся заемщику не только из привлеченных, но и из собственных средств кредитора. В условиях перехода к рыночной экономи­ке кредитные отношения по своему содержанию и кругу учас­тников стали более разнообразными.

Различают две формы кредита: государственный (муници­пальный), банковский.

Под государственным кредитом принято понимать отноше­ния, посредством которых образуется государственный долг. Это отношения по временному использованию государством денежных средств юридических и физических лиц при недо­статочности государственных (бюджетных) доходов для осуще­ствления намеченных расходов. Государство в этих отношени­ях выступает в качестве заемщика, а лица, предоставившие ему эти средства, являются кредиторами. Заимствование осуществляется в форме выпуска облигаций государственных займов, по­лучения Правительством РФ кредитов в банке и др. Приэтом в качестве источника кредитных ресурсов широко используют­ся вклады граждан в Сбербанк и другие банки.

В таких же формах осуществляется и муниципальный кре­дит. На этом уровне также образуется муниципальный долг путем заимствования средств органами местного самоуправ­ления. В свою очередь органы местного самоуправления могут предоставлять находящиеся в их ведении средства во времен­ное пользование.

Банковский кредит – это отношения по предоставлению банками денежных средств физическим и юридическим лицам для производственных, социальных и иных нужд на основе договора, во временное пользование на условиях возмездно­сти (платности), срочности и материальной обеспеченности долга. При этом банки используют в качестве кредитных ре­сурсов главным образом хранящиеся на открытых у них счетах временно свободные средства юридических и физических лиц, в определенных случаях бюджетные и иные ресурсы.

Часто мы смотрим или читаем новости, где говорится о Всемирном банке или централизованных финансах. Даже если удается уловить главную суть, человек не может понять, как же работает мировая экономика и какое отношение это имеет к нему лично. Он едва справляется со своими финансами и его редко волнует финансовая система как таковая. Однако финансово грамотный человек должен знать такие вещи — для себя лично или серьезной дискуссии. Если вы научитесь разбираться в финансовой системе, то сможете отстаивать свою точку зрения и разбираться во многих экономических вопросах. Мы не только рассмотрим каждую подсистему отдельно, но и коснемся такой щекотливой темы, как коррупция.

Каждый человек наверняка часто задумывается о том, что случается с его деньгами после того, как он их потратил или зачем нужны налоги. К сожалению, дальше интереса дело не заходит и он продолжает жить как прежде. Мы постараемся частично охватить эти вопросы и рассмотреть, из чего же состоит финансовая система государства и всей планеты.

Структура финансовой системы

Финансовая система — это форма организации денежных отношений между всеми субъектами воспроизводственного процесса по распределению и перераспределению совокупного общественного продукта.

Если говорить проще, то финансовая система представляет собой накапливание денежных доходов и последующего его распределения. Этим может заниматься банк, государство и даже вы, потому что тоже являетесь частью финансовой системы.

Вы должны понимать, что некоторые вещи в экономике объяснить очень просто. Любая финансовая система имеет дело с доходами и расходами. Всегда помните эти два простых слова — это поможет вам понять многие сложные вещи. Так же как финансовая система имеет дело с доходами и расходами, точно так же и сами финансы можно потратить или приобрести (или же временно приобрести).

Финансовая система делится на два вида: на централизованные и децентрантрализованные финансы.

Централизованные финансы

Централизованные финансы — это фонды денежных средств, предназначенные для обеспечения деятельности государственных и муниципальных органов власти. Соответственно, они делятся на муниципальные и государственные финансы.

Муниципальные финансы составляют основу экономической состоятельности муниципальных образований. При этом каждое такое муниципальное образование имеет свой собственный бюджет, который называется местным.

Местный бюджет — это денежные средства, предназначенные для финансового обеспечения функций и задач местного самоуправления.

Давайте возьмем любой городок. Правят им органы местного самоуправления (мэрия и городской совет), которому необходимы муниципальные финансы для формирования местного бюджета. Любой город требует большого количества расходов, что становится возможным только когда есть такая же сумма доходов.

Посмотрим, какие способы дохода местного бюджета существуют:

  • Доходы от местных налогов и сборов . Мэрия принимает местные законы точно так же, как и государство, и взимает налоги.
  • Отчисления от некоторых федеральных налогов и сборов . Это значит, что государство может дополнительно помогать местному бюджету, если тот сам не справляется.
  • Отчисления от некоторых региональных налогов и сборов . Как мы видим, городскому бюджету может помогать не только государство, но и регионы.
  • Дотации . Речь идет о перечислении денег из государственного бюджета на безвоздмездной основе.
  • Доходы от муниципального имущества . Это может быть, например, сдача в аренду какого-то городского объекта.
  • Штрафы . Например, за неправильную парковку.
  • Иные поступления .

Из имеющихся доходов органы муниципальной власти формируют расходы местного бюджета.

Расходы местного бюджета могут быть такими:

  • Содержание органов местного самоуправления .
  • Озеленение и благоустройство территорий .
  • Содержание учреждений образования, культуры, физической культуры и спорта .
  • Организация общественного транспорта . Автобусы, троллейбусы и трамваи требуют больших денег на ремонт и обслуживание.
  • Организация и содержание ЖКХ .
  • Утилизация и переработка отходов .
  • Содержание дорог местного значения, а также их строительство .
  • Проведение местных выборов и референдумов .
  • Прочие расходы .

В графу «Прочие расходы» входят десятки других видов расходов местного бюджета. Иногда они могут серьезно отличаться в зависимости от требований избирателей и возможностей бюджета. Также могут быть большие различия в разных странах.

Второй вид централизованных финансов — государственные финансы.

Государственные финансы — это форма организации финансовых отношений, где участником в той или иной форме является государство. Любое государство требует необходимого количество денег на функционирование и выполнение своих функций.

У государственных финансов имеются три основные функции:

  • Контрольная .
  • Распределительная .
  • Регулирующая .

Государственные финансы формируют государственный бюджет. Государственный бюджет — это документ, в котором указаны доходы и расходы конкретного государства на определенный период времени. Как правило, на один год — с 1 января по 31 декабря. Через бюджет проходят значительные денежные потоки и он непосредственно влияет на такие экономические показатели как уровень безработицы, величину денежной массы, валютный курс, инфляцию, государственный долг, инвестиции, объемы производства и прочее.

Давайте посмотрим, какими могут быть государственные доходы и расходы.

Доходы государственного бюджета :

  • Пошлины и неналоговые сборы.
  • Налоги на доходы юридических и физических лиц.
  • Региональные и местные налоги.
  • Поступления от реального сектора (налог на прибыль).
  • Поступления косвенных налогов и акцизов.

Как видим, основной источник дохода государственного бюджета это налоги. Поэтому столь соблазнительным для государственного руководителя будет сделать упор именно на этом виде пополнения государственной казны. В странах с социальным уклоном налоги очень высокие, там идет перераспределение ресурсов от богатых к бедным. Что может привести к печальным последствиям: эмиграции богатых людей в страны с низкими налоговыми ставками.

Например, город-государство Сингапур обладает одной из самых совершенных и справедливых налоговых систем мира. Это не делает Сингапур отличным местом для туристов, потому что там достаточно высокие цены, однако это рай для инвесторов. Возможно в самое ближайшее время по размеру размещенных активов Сингапур обгонит Швейцарию — мирового лидера в этой сфере. Этот город-государство является просто мечтой для любого инвестора, к тому же многие из них могут получить статус постоянного резидента, если вложат достаточно денег в экономику. Тогда как Франция, например, идет в обратном направлении.

Расходы государственного бюджета:

Если в государственном бюджете соотношения доход и расходов равны, то о нем говорят, как о сбалансированном. Когда расходы превышают доходы это называется дефицитом бюджета и государство часто выпускает новые деньги, что становится причиной инфляции. Если доходы превышают расходы, речь идет о профиците бюджета. Мы касались этой темы в прошлом уроке, но теперь видим как это происходит на практике, так как понимаем какие конкретно могут быть доходы и расходы.

Впрочем, есть и другие способы пополнения государственной казны в случае серьезного дефицита. Государство может принять решение выпустить и продавать ценные бумаги (облигации и векселя). В этом случае богатый предприниматель может стать банком для такого государства и оно будет ему должно. Можно использовать средства центрального банка, но это должно стать последним делом. Некоторые страны обращаются за кредитом к другим странам или банкам. Это все помогает временно залатать дыру в бюджете и показать населению, что все под контролем.

Коррупция

Нельзя не обойти вниманием хищения финансов в сфере управления государственных финансов. Именно здесь уровень коррупции любой страны просто поражает. Почему? Потому что по сути у государственных денег нет хозяина, к тому же крайне мало людей заинтересованы в постройке государственного объекта и очень много людей хотят получить с этого большую прибыль.

Очень показательная история случилась в 19 веке после создания в США железной дороги Pacific. Это была государственная компания и она была признана банкротом несколько раз, несмотря на то, что в ее развитие государством были вложены гигантские деньги. Рабочим и управляющим платили за каждую проложенную милю, поэтому они были заинтересованы в том, чтобы строить ее виляющей, а не прямой. К тому же конструкция постоянно переделывалась, потому что она была словно нарочно построена неправильно. Рабочие были заинтересованы в увеличении длины железной дороги и долговременном строительстве, а управляющие только поддерживали первых в этом. Помимо этого деньги постоянно куда-то исчезали.

В то же самое время Джеймс Хилл на собственные деньги построил свою железную дорогу под названием Great Northern Railway. Он нашел инвесторов, вложил свои деньги и очень быстро построил невероятно эффективную железную дорогу. Чтобы получить прибыль, Хилл знал простую истину: дорога должна быть прямая и устойчивая. Когда физический объект строится на приватные деньги конкретных людей, можете быть уверены, что уровень коррупции в ней будет минимальным. Если вы услышали в новостях о чудовищном уровне коррупции, то тоже можете быть уверенным, что речь идет именно о государственных деньгах и скорее всего при правительстве много кто заинтересован в этом. Даже если предположить, что главный при строительстве на государственные деньги человек будет очень порядочным, этот объект все равно будет построен за большие деньги, чем если бы он же его строил за свои личные. Так устроена человеческая .

Децентрализованные финансы

Децентрализованные финансы — это форма организации денежных отношений, формируемых предприятиями, организациями, иными субъектами хозяйственной деятельности, а также отдельными домашними хозяйствами и гражданами. Они принадлежат коммерческим и юридическим лицам. Часть доходов с такого бизнеса уходит в государственный и местные бюджеты, с их помощью финансируются бюджетные организации, а также выплачиваются субсидии, пенсии, стипендии.

Децентрализованные финансы двигают экономику любой страны вперед, потому что подавляющее большинство подобных организаций являются коммерческими и налоговые сборы с их доходов позволяют пополнять бюджет. Если представить на секунду, что такие организации массово покинут страну, ее будут ждать очень тяжелые времена, потому что не с чего будет собирать налог. В этом случае государство переключится на свое население, поднимет налоги и все это закончится очень плохо, возможно даже дефолтом.

Также именно такие финансовые организации привлекают в страну новые инвестиции, что позволяет больше строить и производить. Кроме того они берут кредиты для своего бизнеса в банках, что позволяет функционировать банковской системе страны.

Рассмотрим виды субъектов, которые содержат в себе децентрализованные финансы. Выделим три основных — финансы домашнего хозяйства, организаций и международные.

Финансы домашнего хозяйства

Это совокупность отношений по поводу создания и использования фондов денежных средств и финансовых активов, необходимых для жизнедеятельности членов домашнего хозяйства. Под этим понимается группа лиц, чаще всего связанная родственными отношениями, совместно принимающих денежные решения и формирующих домашний бюджет. Хотя домашнее хозяйство может состоять и из одного лица, которое самостоятельно и независимо формирует свой бюджет. Так что хочется вам или нет, но вы являетесь членами домашних хозяйств.

В системе рыночных отношений домашнее хозяйство выступает в качестве:

  • Налогоплательщика, формирующего бюджет.
  • Покупателя и потребителя товаров и услуг.
  • Кредитора или заемщика.
  • Накопителя денежных фондов путем сбережения части полученного дохода (об этом мы поговорим в следующем уроке).
  • Поставщика факторов производства: труда, капитала и так далее.

У членов домашнего хозяйства возникают внутренние и внешние финансовые отношения. Внутренние возникают среди членов домашнего хозяйства. Внешние же отношения бывают:

  • с государством
  • с предприятиями и организациями
  • с работодателями
  • с коммерческими банками по поводу кредитов и депозитов
  • со страховыми компаниями
  • с другими домашними хозяйствами

Бюджет домашних хозяйств

Это баланс доходов и расходов хозяйства за определенный период времени (месяц, квартал, год).

Доходами домашних хозяйств выступают:

  • Заработная плата.
  • Пенсии, стипендии, пособия и прочие социальные выплаты.
  • Доходы от недвижимости и операций с денежными средствами на бирже и финансовом рынке.
  • Доходы от предпринимательской деятельности.

О способах формирования дохода мы поговорим в следующем уроке. Сейчас же стоит добавить, что финансово грамотный человек всегда свои доходы держит выше расходов. Хотя их имеется большое количество.

Расходами домашних хозяйств являются:

Налоги и сборы.

Коммунальные и другие ежемесячные платежи.

  • Оплата коммунальных услуг.
  • Оплата за холодную воду.
  • Оплата за горячую воду.
  • Оплата электроэнергии.
  • Оплата за вывоз мусора.
  • Оплата за отопление.
  • Оплата за радиоточку.
  • И т.п.

Текущие расходы на потребление.

  • Расходы на одежду и обувь.
  • Расходы на продукты питания и напитки.
  • Расходы на периодические нужды: услуги парикмахера, прачечной, стоматолога, другие медицинские услуги, виды личного страхования и так далее.
  • Расходы на туризм, отдых, путешествия.
  • И т.п.

Капитальные расходы на потребление непродовольственных товаров.

  • Приобретение жилья.
  • Приобретение автомобиля.
  • Приобретение мебели.
  • И т.п.

Капитальные расходы на получение прибыли в дальнейшем.

  • Расходы на образование.
  • Расходы на предпринимательскую деятельность.
  • И т.п.

Также к расходам можно отнести накопление денежного капитала или страхового резерва на черный день.

Финансовые организации

Это денежные отношения, которые связаны с формированием и распределением денежных доходов и их использованием на различные цели. Финансовая организация использует деньги от реализации продукции — продажи товаров, услуг и работ. Если у такой организации нет денежных средств, то обычно для их получения на краткосрочный период используются кредиты. Если же на долгосрочный, то могут выпускаться акции и облигации. И соотношение кредитов к выпуску акции формирует структуру капитала.

Эти организации могут принять решение об инвестициях, то есть получение дополнительного дохода. Они оценивают риски, анализируя экономические факторы.

Можно выделить три типа финансовых организаций.

Коммерческий банк

Они делятся еще на три типа:

  • Коммерческий банк . Это кредитное учреждение, которое осуществляет банковские операции для физических и юридических лиц.
  • Инвестиционный банк . Такой вид банка организует привлечение капитала на мировых финансовых рынках для крупных компаний и правительств. Также является посредником при торговле акциями и облигациями, и может оказывать консультационные услуги при покупке и продаже бизнеса.
  • Ипотечный банк . Предоставляет ипотечные кредиты, а также перепродает ипотечные ценные бумаги.

Такое деление является весьма условным, потому что некоторые банки работают во всех трех направлениях.

Небанковская кредитная организация

  • Ломбард . Такая организация дает краткосрочные кредиты под залог имущества.
  • Страховая компания . Она заключает договоры страхования и их обслуживание.
  • Негосударственный пенсионный фонд . Он аккумулирует средства пенсионных накоплений и может даже инвестировать их с согласия человека.
  • Кредитный кооператив . Специализируется на предоставлении финансовой помощи членам этой организации.

Инвестиционные институты

  • Инвестиционная компания . Члены такой организации дают ей право управлять их инвестициями. Создаются так называемые инвестиционные портфели, где собраны акции разных компаний. Это позволяет минимизировать риск в том случае, если какая-то компания обанкротится — тогда член организации потеряет только минимальную сумму денег, а в лучшем случае получит меньший доход.
  • Инвестиционный фонд . Похож на инвестиционную компанию. Различают несколько типов такого фонда, среди которых выделяются хеджевый и взаимный фонды.
  • Фондовая биржа . Обеспечивает регулярное функционирование рынка ценных бумаг. Мы поговорим отдельно о ней в пятом уроке, когда будем изучать финансовый анализ.
  • Инвестиционные дилеры и брокеры . Брокер выполняет посреднические функции на фондовой бирже — только он имеет лицензию на совершение таких сделок. Дилер же ведет дела от своего имени и им может быть инвестиционный или коммерческий банк.

Международные финансы

Это понятие, характеризующее совокупность международных финансовых ресурсов в их движении. Глобализация привела к развитию и росту международных финансов и возникновению мировых финансовых рынков.

Основными участниками мировой системы являются банки, портфельные инвесторы, транснациональные корпорации и многие другие.

Само существование международных финансов привело к тому, что большой финансовой кризис в одной отдельно взятой стране в итоге распространяется и на весь мир. Это, например, мировой кризис 2008 года. На сегодняшний день в мире переплетены международные финансовые потоки так сильно, что финансово грамотные люди обращают внимание на мировую экономику и пытаются предсказать будущее положение в своей родной стране.

Таким образом появилась международная финансовая организация . Это финансовый институт, участниками которого являются государства и негосударственные институты, поэтому они все выступают субъектами международного права. Международные финансовые организации возникли после мирового кризиса 1929-1933 гг.

МФО создается для того, чтобы страны-участники собирались для решения задач в области развития мировой экономики. Целями могут быть развитие сотрудничества, сглаживание противоречий и обеспечение целостности мировой экономики. Также такие организации анализируют тенденции в экономике, проводят операции на фондовом рынке, финансируют научные исследования и занимаются благотворительной деятельностью.

Примеры международных финансовых организаций:

  • Всемирный банк . Создан с целью организации финансовой и технической помощи развивающимся странам. Штаб-квартира находится в Вашингтоне.
  • Международный валютный фонд . Специализированное учреждение ООН, которое предоставляет кратко- и среднесрочные кредиты при дефиците платежного баланса государства. В настоящее время МВФ объединяет 188 стран, каждая из которых может попросить кредит при соблюдении определенных условий. Штаб-квартира находится в Вашингтоне.
  • Международный банк реконструкции и развития . Член группы Всемирного банка. Цели: оказание помощи в реконструкции и развитии экономики стран-членов и содействие частным иностранным инвестициям. Штаб-квартира тоже находится в Вашингтоне.
  • Европейский инвестиционный банк . Создан с целью финансирования развития отсталых европейских стран в форме долгосрочных кредитов. Штаб-квартира находится в Люксембурге.
  • Европейский центральный банк . Эта организация выпускает евро, а также управляет официальными резервами Евросистемы. Она является полностью независимой. Штаб-квартира находится в немецком городе Франкфурте-на-Майне.

В этом уроке мы охватили финансовую систему мира, двигаясь от финансов домашних хозяйств и дошли до Всемирного банка. Конечно на самом деле все намного сложнее, однако для того, чтобы понимать финансовые новости или анализировать некоторые важные моменты, оружие у вас есть. Для того, чтобы понимать любую структуру, нужно смотреть на нее с двух точек зрения — крупным и общим планом, что мы и сделали.

В следующем уроке мы с вами займемся одним из самых важных аспектов финансового благополучия — изучением источников пассивного дохода. Также поймем важность накопления, что позволит в будущем заниматься инвестированием.

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.


Финансы – это система экономических отношений по образованию, распределению и использованию фондов денежных средств в процессе распределения и перераспределения ВВП (ВНД). В экономической жизни общества постоянно возникают многообразные финансовые отношения, в том числе между:
- государством и предприятиями (организациями) в форме уплаты налогов в бюджеты, отчислений в различные фонды, предоставления льгот, применения санкций;
- предприятиями и организациями по поводу заключения хозяйственных договоров, уплаты пени, штрафов, неустоек, премий;
- государством и отдельными гражданами при уплате налогов, страховых платежей, получении пенсий, пособий, стипендий;
- отдельными звеньями бюджетной системы;
- государствами при получении займов.
Финансы выступают в денежной форме, но не все денежные отношения относятся к финансовым. Для финансов характерен распределительный характер отношений, означающий отсутствие эквивалентного обмена, имеющего место при купле-продаже товаров. Финансы обладают таким признаком, по которому их можно безошибочно выделить среди других денежных отношений: они всегда опосредованы правовыми актами, регулирующими денежные отношения.
Сущность финансов проявляется в их функциях, то есть в той "работе", которую они выполняют:
1.Аккумулирующая функция состоит в создании материальной основы функционирования государства, как органа власти.
2. Распределительная функция проявляется в обеспечении хозяйствующих субъектов необходимыми финансовыми ресурсами; при распределении и перераспределении национального дохода формируются доходы в материальной и нематериальной сферах производства.
3. Стабилизационная состоит в том, что государство с помощью системы финансовых рычагов (налогов, государственных расходов, трансфертов и т.д.) может оказывать воздействие на развитие предприятий и целых отраслей в нужном обществу направлении.
4. Контрольная функция заключается в том, что с помощью финансовых рычагов государство осуществляет контроль за деятельностью хозяйствующих субъектов (контролирует их финансовую состоятельность).
Финансовая система- это форма организации финансовых отношений в рамках национальной экономики. Она включает в себя следующие звенья:
- государственные финансы, в том числе муниципальные финансы;
- финансы хозяйствующих субъектов (предприятий и организаций);
- финансы населения.
Государственные и муниципальные финансы охватывают ту часть денежных отношений, касающуюся распределения и перераспределения ВВП, которая аккумулируется в руках органов государственной власти и местного самоуправления для покрытия расходов, необходимых для выполнения государством и муниципалитетами своих функций. Важнейшими элементами в системе государственных финансов являются бюджеты различных уровней (подробнее об этом в разделе 2), государственные внебюджетные фонды социального и экономического назначения, которые используются для социальной защиты граждан и развития экономики. Выделение таких фондов в качестве отдельных звеньев финансовой системы обусловлено необходимостью обеспечения гарантий в целевом использовании денежных средств, формируемых главным образом за счёт обязательных целевых отчислений. В состав государственных внебюджетных фондов в нашей стране входят: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования РФ.
Финансы предприятий представляют собой совокупность денежных отношений, связанных с формированием и распределением денежных доходов и накоплений и их использованием на различные цели: выполнение обязательств перед государством и собственными работниками банковской системой. Эти отношения выражаются в налогах, финансировании затрат по социальному обслуживанию и материальному стимулированию работников, выплате дивидендов, арендной плате и др. Финансы предприятий являются ведущим звеном в финансовой системе, так как именно на уровне предприятий происходит формирование источников финансовых ресурсов государства и населения.
Финансы населения связаны с формированием доходов граждан и использованием их на текущие расходы, приобретение имущества, создание финансового портфеля.
Все звенья финансовой системы тесно взаимосвязаны между собой и постоянно взаимодействуют. Центральным звеном финансовой системы является государственный бюджет.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Реферат по теме:

Финансы и финансовая система

1. Социально-экономическая сущность финансов

Предметом изучения науки о финансах является определенная система экономических отношений, связанная с формированием, распределением и использованием централизованных децентрализованных денежных средств (государства, предприятий, организаций и других хозяйствующих субъектов) в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения расширенного воспроизводства.

Финансы это неотъемлемая часть денежных отношений, но не всякие денежные отношения являются финансовыми. Деньги в свою очередь являются обязательным атрибутом существования финансов, нет денег, нет финансов.

Финансы отличаются от денег, как по содержанию, так и по выполняемым функциям.

Деньги это всеобщий эквивалент, с помощью которого прежде всего измеряются затраты труда производителей, а финансы это экономический инструмент распределения и перераспределения валового внутреннего продукта и национального дохода, орудие контроля за образованием и использованием фондов денежных средств.

Процесс воспроизводства представляет собой совокупность непрерывно повторяющихся циклов.

Каждый исследуемый цикл воспроизводства возможен лишь после того, как вновь созданная стоимость подвергнется распределению, в результате которого будут созданы целевые денежные фонды, являющиеся основой для удовлетворения разнообразных потребностей. При чем это происходит в обезличенной форме. Рассмотрим процесс воспроизводства с точки зрениявозникновения финансовых отношений. Процессы производства и потребления никак не связаны с движением денежных средств, поэтому отсутствие этого движения, свидетельствует о том, что они не являются местом возникновения финансов. Реальное движение денежных средств, происходит на второй и третьей стадии процесса воспроизводства: распределение и обмен. Однако, характер движения стоимости на этих стадиях различен, это не позволяет обе отнести к сфере финансов. В третьей стадии обмена распределенная стоимость, в денежной форме, обменивается на товарную, т.е. совершаются акты купли и продажи. Отчуждение самой стоимости не происходит, она меняет свою форму с денежной на товарную. Происходит встречное движение стоимостей, одна из которых находится в денежной форме, другая - в товарной. Но только во второй стадии движения стоимости происходит обособленно от движения товара и характеризуется ее отчуждением (из рук в руки) или целевым обособлением каждой части стоимости общественного продукта пот целевому назначению и субъектам хозяйствования.

Критерии отнесения тех или иных отношений к финансовым являются:

1) реальное движение денежных средств, т.е. переход от одного владельца к другому;

2) распределительный характер этих отношений;

3) место возникновения - вторая стадия воспроизводственного процесса «распределение».

Примером финансовых отношений могут служить следующие отношения:

* отношения между предприятиями и работниками (выдача заработной платы, выплата дивидендов по акциям, материальные санкции);

* отношения между предприятиями и его филиалами, подразделениями (наделение оборотными средствами, предоставление им ресурсов для обновления материально технической базы, подготовка и повышение квалификации кадров участие в осуществлении инвестиционных проектов, взыскание санкций за нарушение договоров);

* отношения между предприятием и государством (платежи налогов, финансирование из бюджета отдельных затрат);

* отношения между предприятием и банками (хранение средств данного предприятия на счетах в банках, депозиты, краткосрочное и долгосрочное кредитование);

* отношения между государством и населением (уплата налогов и сборов, финансирование государством потребностей населения, приобретение облигаций государственных займов);

* отношения между банками и населением (вклады населения в сбербанк и другие банки, приобретение банковских сертификатов, выплаты банками населению дохода по вкладам, сертификатам) и т.д.

2. Финансовые ресурсы

Материальной основой финансовых отношений являются финансовые ресурсы.

Финансовые ресурсы - это совокупность доходов и поступлений, находящихся в распоряжении субъекта хозяйствования.

Финансовые ресурсы предназначены для выполнения финансовых обязательств; покрытия затрат по расширенному воспроизводству; материального поощрения работников. Главным материальным источником денежных фондов выступает национальный доход страны - это вновь созданная стоимость. Он распределяется на стоимость необходимого и прибавочного продукта. Необходимый продукт и часть прибавочного - это фонд накопления. У хозяйствующих субъектов основными денежными фондами являются: фонд накопления, фонд потребления и фонд финансовых резервов.

Финансовые ресурсы складываются из трех источников (рисунок 6):

1) средства, аккумулируемые в государственной бюджетной системе;

2) средства внебюджетных фондов;

3) ресурсы, получаемые самим предприятием (прибыль, амортизационные отчисления).

Исходя, из этого финансы могут быть централизованными (государственными) и децентрализованными (ресурсы хозяйствующих субъектов.)

Децентрализованные ресурсы классифицируются на

Собственные и привлеченные (прибыль, амортизация, денежные средства в обороте, выручка от продажи имущества, прибыль от выполнения работ и услуг, все виды кредиторской задолженности);

Заемные (долгосрочные и краткосрочные кредиты банков, средства различные финансовых средств);

Ресурсы, получаемые в порядке перераспределения (страховые возмещения, субсидии государства, субвенции).

Рисунок 6 - Финансовые ресурсы

3. Функци и финансов

Сущность финансов проявляется через их функции:

* распределительная;

* стимулирующая;

* контролирующую.

1) распределительная функция

Для первичного распределения фондов необходимо иметь первичные доходы. Первичные доходы формируются при распределении национального дохода среди участников материального производства. Существуют две группы доходов: зарплате рабочих и служащих и других, занятых в сфере материального производства; доходы предприятий сферы материального производства. Кроме этих сфер существуют такие, которые не приносят дохода, но необходимы для жизнедеятельности людей и государства в целом (здравоохранение, образование, отрасли обороны страны, социальное обеспечение, культура и т.д.) Для этого финансовые институты принимают часть средств созданных в сфере материального производства и распределяют между отраслями нематериальной сферы. Финансы способствуют трансформации пропорций при перераспределении денежных средств;

2) контролирующая функция

Контроль за распределение ВВП, НД по соответствующим фондам и расходование их по целевому назначению. Эта функция финансов охватывает как производственные сферы, так и непроизводственные сферы хозяйствования. Цель финансового контроля: рациональное и бережливое расходование материальных, трудовых и финансовых ресурсов, природных богатств, сокращение непроизводственных расходов и потерь, пресечения бесхозяйственности и расточительности, неукоснительное соблюдение законодательства по финансовым вопросам, полноты и своевременность выполнения обязательств перед бюджетом, налоговой службой, банками, взаимных обязательств между предприятиями. Контролирующие функции выполняют министерства финансов, налоговые службы, казначейства и т.д.;

3) стимулирующая (регулирующая)

Государство оказывает воздействие на развитие предприятий, целых отраслей в нужном обществу направлении.

Рычаги воздействия на экономические процессы:

1) бюджет - выделение средств той или иной отрасли;

2) цены и тарифы - государство вмешивается в процесс ценообразования, устанавливая тарифы, которые оказывают на финансовое состояние компаний;

3) налоги - снижение налогов стимулирует производство, повышение налогов снижает производство;

4) экспортно-импортные пошлины, которые м.б. низкими, льготными или наоборот высокими делающими невыгодными эти операции.

4. Финансовая система: ее элементы и их взаимосвязь

Финансовая система - это совокупность различных сфер или звеньев финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств, различной ролью в общественном воспроизводстве. (рисунки 7, 8)

Рисунок 7 - Структура финансовой системы

Финансовая система включает в себя: финансы предприятий и организаций, страхование, государственные финансы. Все составляющие финансовой системы различаются методами формирования и использования фондов денежных средств.

Государственные финансы - это централизованные фонды денежных ресурсов, которые создаются путем распределения, перераспределения национального дохода, созданного в отраслях материального производства. Связь общегосударственных финансов и финансов предприятий объясняется не только тем, что они имеют единый источник своего формирования, созданный в сфере материального производства, но и из бюджета на свое воспроизводство. Тут и взаимосвязь, и взаимозависимость звеньев финансовой системы.

Главной составляющей государственных финансов является государственный бюджет.

Государственный бюджет - централизованный доход государства (роспись доходов и расходов).

Бюджет состоит из двух частей: доходной и расходной. В доходной части показываются источники поступления денежных средств и их количественныехарактеристики. В расходной части указываются направления, сферы в которых расходуются деньги, и их количественные параметры. По размерам государственного бюджета можно судить об уровне экономического развития страны.

Если расходы превышают доходы, то это дефицит.

Если расходы равны доходам, то это бездефицитный бюджет.

Если доходы превышают расходы, то это профицит.

Главным источником бюджета являются налоги (70-80%), остальная часть таможенные пошлины, государственный заем, денежная эмиссия.

Внебюджетные фонды - совокупность финансовых ресурсов, имеющих строго целевое назначение и находящиеся в распоряжении федеральных, региональных или местных органов самоуправления.

Посредством формирования внебюджетных фондов происходит перераспределение национального дохода органами власти и управления в пользу определенных групп населения и приоритетных сфер экономики.

К внебюджетным фондам относятся: Пенсионный фонд (ПФ), фонд социального страхования (ФСС), фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС).К внебюджетным экономическим фондам относятся: отраслевые и межотраслевые фонды научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок (НИОКР),фонды развития жилищной сферы и т.д. В настоящее время произошло объединение средств внебюджетных фондов. С 2001 года введен единый социальный налог. Он предназначен для мобилизации средств на реализацию прав граждан: на государственную пенсию, социальное обеспечение и медицинскую помощь. Налог платят работодатели, производящие выплаты наемным работникам. Налоговой базой является сумма доходов выплаченных работникам за налоговый период (не входят в налогооблагаемую базу: государственные пособия, компенсационные выплаты, командировочные расходы в пределах установленных норм, сумма единовременной материальной помощи и т.д.) Не включаются в налогооблагаемую базу доходы, не превышающие 20000 рублей, и возмещение на приобретение медикаментов. Налогооблагаемая база определяется нарастающим итогом с начала года на каждого работающего. Налогоплательщики производят уплату авансовых платежей в срок, установленный для получения заработной платы в банке за истекший месяц, но не позднее 15 числа следующего месяца. Фонд занятости как самостоятельный фонд упразднился с 1.01.2000 и его функции переданы Министерству труда. Внебюджетные фонды в определенной мере служат резервом денежных средств.

5. Государственный кредит

В целях бесперебойного финансирования многообразных потребностей общества, государство может привлекать к покрытию своих расходов свободные средства предприятий, организаций и граждан.

Для дополнительного пополнения денежными ресурсами экономику страны государство может прибегнуть к эмиссии денег. Но эта мера не очень часто используется, т.к. чрезмерная эмиссия может привести к ростуинфляции, обесценению денежных средств, росту цен, снижению жизненного уровня населения.

Следующим средством привлечения финансовых ресурсов государством является - государственный заем. Кредиторами выступают юридические и физические лица, заемщиком - государство. Государство продает на финансовом рынке облигации, казначейские обязательства и другие виды государственных ценных бумаг. Финансовый рынок является составной частью финансовой системы.

В настоящее время наиболее значительным по объему в составе финансового рынка является рынок ценных бумаг. Государство выпускает следующие виды ценных бумаг: ГКО (государственные краткосрочные облигации), ОФЗ (облигации государственного займа), ОГСЗ (облигации государственного сберегательного займа). Эти средства пополняют государственный долг.

Государственный долг представляет собой сумму выпущенных, но не погашенных государственных займов с начислением по ним процентов на определенную дату или определенный срок.

Государственный долг может быть внешним и внутренним. Внешний долг - это задолженность по внешним займам. Внутренний долг - это задолженность по внутренним займам. Отказ государства оплачивать свои долги называется дефолт.

Страхование- -это особая социально-экономическая структура, где объектом купли - продажи выступает страховая защищенность.

Функции страхования:

1) формирование фонда денежных средств осуществляемая как плата за риски, которые берут на себя страховые компании. Страхование может быть добровольным и обязательным;

2) формирование инвестиционного потенциала страны. Страховой фонд страховых компаний - это временно свободные денежные средства, которые можно инвестировать в производство, недвижимость, банки, ЦБ и др;

Фонды страхования обеспечивают возмещение убытков от стихийных и несчастных случаев, а также способствует их предупреждению. Основные виды страхования:

1) социальное страхование (формирование пенсионного фонда);

2) имущественное страхование (дома, автомобили, урожай, животных и др.);

3) личное страхование (страхование жизни, детей)

4) международное страхование (страховые полисы лечения за границей);

5) страхование вкладов граждан. Финансы предприятий и организаций

Финансы предприятий представляют собой часть финансовой системы, ее звено и характеризуют денежные отношения, связанные с формированием, распределением и использованием денежных ресурсов по выполнению своих обязательств перед государством, другими предприятиями и фирмами, работниками и т.д.Финансы предприятий занимают определенное и ключевое положение потому, что это реальный сектор экономики, здесь создаются материальные блага, производятся товары и оказываются услуги. Возникают следующие денежные отношения, направленные на образование уставного капитала и распределение доходов. Отношения, связанные договорными обязательствами с другими предприятиями, распределение прибыли, инвестирование средств в акции, облигации и др. ценные бумаги, получением дивидендов и др.; Отношения со страховыми организациями; отношения с государственным бюджетом; отношения с банками и др. В условиях рыночной экономики осуществляет свою деятельность на началах коммерческого расчета,целью которого являются получение прибыли.

Подобные документы

    Финансы и финансовая система Российской Федерации. Финансовая деятельность государства и муниципальных образований, финансовая система и ее участники. Предмет и метод финансового права, функции финансов. Государственные и муниципальные фонды страны.

    реферат , добавлен 02.06.2008

    Сущность и структура финансовой системы. Бюджет предприятий, учреждений и организаций. Государственная финансовая политика. Страхование и его основные виды. Страхование предпринимательских рисков. Финансовая система кредитования. Парабанковская система.

    курсовая работа , добавлен 01.12.2008

    Основные банковские услуги, предоставляемые физическим лицам. Финансовая система государства. Банковская система и ее элементы. Сущность и функции финансов. Основная цель деятельности Банка России. Структура финансовой системы, финансовые институты.

    реферат , добавлен 21.05.2010

    Финансы как экономический инструмент распределения и перераспределения национального дохода. Сущность и назначение финансов, их основные функции. Характеристика финансового механизма. Фонды денежных средств. Финансовые ресурсы и финансовая система.

    реферат , добавлен 12.12.2010

    Возникновение финансов, их социально-экономическая сущность и функции. Связь финансов с другими экономическими категориями. Денежные отношения, включаемые в понятие финансов. Субъекты финансовых отношений, структура финансов, финансовые показатели.

    курсовая работа , добавлен 17.02.2013

    Сущность и функции финансов, взаимосвязь с другими экономическими категориями. Финансовая система государства и финансовые ресурсы. Планирование, прогнозирование, финансовый контроль. Воздействие финансов на развитие экономики и социальной сферы.

    учебное пособие , добавлен 05.05.2009

    Сущность финансов, их специфические признаки и назначение. Участие финансов в процессе распределения. Финансовая система РФ: структура и механизм взаимодействия ее элементов. Содержание и значение современной финансовой, налоговой и бюджетной политики.

    шпаргалка , добавлен 12.08.2009

    Государственные финансы, их место и роль в рыночной экономике. Классификация и особенности финансовых ресурсов страны. Понятие и сущность государственного бюджета как основного ресурса финансовых отношений. Основные элементы государственного кредита.

    курсовая работа , добавлен 15.11.2009

    Сущность и необходимость финансов, их функции и признаки. Финансовая система, ее звенья. Обзор денежного рынка РФ, анализ денежной массы. Структура финансовых отношений. Финансы и бюджет: проблемы и решения. Социализация финансов в условиях рынка.

    курсовая работа , добавлен 04.11.2007

    Сущность и функции финансов. Финансовая система государства. Государственный бюджет. Местный бюджет. Регулирование бюджетных отношений. Налоговая система. Финансовый рынок.

Финансы – это совокупность экономических отношений, возникающая в процессе создания, а также использования фондов (централизованных или децентрализованных) денежных средств, используемых для нужд государства и обеспечения условий для расширения производства. Возникновение финансов связывают с наличием такого условия, как регулярный товарно-денежный обмен и потребность государства в привлечении дополнительных ресурсов. Не существует одного верного определения, закрепленного в нормативных документах, однако, есть несколько определений понятия «финансы», единых в одном: финансы связаны с образованием, распределением и использованием денежных фондов и целью их существования является выполнение функций и задач государства. Однако, узнать, что такое финансы, можно из таких публичных нормативных источников, как: Гражданский, Налоговый, Семейный, Трудовой, Бюджетный кодексы.

Что такое финансы: разные определения

Если же мы рассмотрим значение финансов с бытовой точки зрения, то в первую очередь этим понятием называются деньги – не только наличные, используемые в российском обществе особенно часто при оплате покупок в магазинах, но также безналичные (на банковских счетах, ). Сам термин «финансы », перешел в русский язык из французского. Он имеет дословный перевод как «денежные средства». И хотя многие определения сформированы вокруг понятия «деньги», сами финансы могут включать в себя другие активы, в том числе: предприятия, недвижимость, автомобильный транспорт, драгоценные камни или металлы.

Говоря о финансах с широкой точки зрения, следует учитывать такие компоненты, как мировая финансовая система и международные финансовые отношения, финансовый рынок и кредитные отношения , гражданское и коммерческое финансирование, государственные «публичные» финансы и т.д. Более узкий смысл понятия перемещается в сферу непосредственного денежного обращения на стадии формирования и применения фондов, направленных на решение задач управления государством, преимущественно, бюджетными фондами. Также финансовая система выражает взаимоотношения физических и юридических лиц.

Финансы по своей роли в общественном производстве, можно разделить на:

  • Общественные
  • Ф-сы хозяйственного субъекта

При этом каждое звено имеет собственный аппарат, но, в целом, это части единой финансовой системы. Роль финансов стала особенно заметной в капиталистическую эпоху, когда финансовое положение предприятия определяет его место в рыночной структуре, конкурентоспособность, перспективы развития. Когда мы говорим о потребностях экономики, то прежде всего делаем акцент на следующих моментах:

  1. Обеспечение потребностей более широкого производства – покрытие затрат, привлечение собственного или заемного капитала
  2. Регулирование при помощи финансов процессов экономических и социальных – финансирование может значительно увеличить темпы развития, в то время как недостаток обеспеченности финансовыми ресурсами – тормозит или приостанавливает прогресс
  3. Стимулирование финансами рационального использования всех видов экономических ресурсов возможно осуществить несколькими способами: эффективным вложением финансовых ресурсов, бюджетным стимулирование определенных секторов экономики, использованием санкций в виде штрафов, пеней и т.д., созданием фондов материального поощрения.

А теперь обсудим саму сущность финансов. Прежде всего, стоит запомнить, что в отличие от других экономических отношений, финансовые имеют ряд особенностей, а именно:

  • связаны с деньгами, одной из их целью является распределение денежных средств,
  • связаны с созданием фондов государственных и хозяйствующих субъектов.

Формирование фондов в данном случае происходит на двух уровнях: микро и макро. На макроуровень выходят такие субъекты финансовых отношений, как государственный бюджет , гос. внебюджетные фонды , гос. фонды страхования, определяющие характер денежного обращения между государством и юридическими или физическими лицами. На микроуровне финансовые отношения представлены фондами, формируемыми из собственных, заемных или привлеченных средств. При этом, все виды представленных средств имеют свое собственное деление. Собственные средства предприятия состоят из уставного, резервного и добавочного , нераспределенной прибыли. Также включают фонды разного типа: накопления, потребления и социальной сферы. Заемные средства представляют совокупность, собственно, займов и , в то время, как привлеченные средства не что иное, как кредиторская задолженность организации . Анализируя денежное обращение на микроуровне, можно утверждать, что это отношения между поставщиками и потребителями, предприятием и его структурными подразделениями, фирмой и кредитно-банковской системой.

Финансы, как важный структурный элемент экономической системы государства в целом, выполняют ряд важнейших функций, ознакомиться с которыми вы можете в статье « ».

Структура финансовой системы РФ

Разберем немного более подробно, устройство финансовой системы Российской Федерации. В первую очередь, уточним ее составляющие элементы, в качестве которых выступают финансы государственные, местные и собственно, те, которыми владеют юридические и физические лица.

Последний вид (финансы юридических и физических лиц) есть нечто иное, как совокупность экономических отношений, направленная на обеспечение процесса расширенного воспроизводства, и связанная с формированием и использованием денежных средств компаний, индивидуальных предпринимателей, частных лиц. Фин-сы юридических лиц (корпоративные) образуются двумя составляющими: ф-сами коммерческих организаций и финансами НКО, а финансы физических лиц ко всему прочему включают в себя также финансы лиц, ведущих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (т.е. без образования ИП, ООО и т.д.)

Для нас большие интерес будут представлять государственные финансы , поскольку они имеют более крупную дальнейшую градацию. Отличительная черта данного типа финансов – участие в процессах создания и перераспределения денежных средств в централизованные фонды, целью которых является обеспечение гарантий возможности выполнения государством своих функций. Гос. финансы это прежде всего государственный бюджет и государственные внебюджетные фонды.

Государственный бюджет есть не что иное, как основной план финансового развития страны, сила которого приравнена к закону. Но это лишь описывает положение данного элемента финансовой системы в общей структуре, с материальной же точки зрения – это централизованный денежный фонд, образованный посредством распределения и перераспределения валового национального продукта и национального дохода.

Государственный бюджет как важный элемент финансовой системы, выполняет следующие функции:

  1. Регулирующую – позволяет, во-первых, корректировать темпы развития экономики, а, во-вторых, осуществлять развитие секторов в разных пропорциях
  2. Контрольную – учитывает и контролирует рациональность использования имеющихся у государства ресурсов
  3. Стимулирующую – определяет цель бюджетных отношений, заключенную в стимулировании эффективного использования имеющихся у государства экономических ресурсов, частью которых являются бюджетные средства
  4. Перераспределительную – заключается в том, что гос. бюджет способен позволяет перераспределять до 50% национального дохода страны.

Государственный бюджет предполагает наличие деления в зависимости от уровня управления на федеральный бюджет и бюджет субъектов РФ. Федеральный бюджет представляет собой республиканский бюджет страны (создан для обеспечения выполнения функций центральными государственными органами), в то время как бюджеты субъектов РФ это бюджеты республик, автономных областей и округов, областей, бюджеты Санкт-Петербурга и Москвы. При этом, стоит отметить важный момент: местные финансы не подчиняются государственной системе управления – их движение управляется органами местного самоуправления (это закреплено в конституции РФ). Местными бюджетами в таком случае являются бюджеты округов, городов, районов, поселков и сельских населенных пунктов, а также районов в составе городов.

Государственные внебюджетные фонды созданы для достижения двух главных целей:

  • Для обеспечения социальных потребностей
  • Для финансирования дополнительных территориальных нужд

Внебюджетные фонды имеют целевое назначение, их зона влияния – федеральный и территориальный уровни. Сюда относят Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС), Фонд социального страхования (ФСС), Фонд занятости населения, Пенсионный Фонд России (ПФР).

Теперь скажем об особом положении, занимаемом Министерством финансов РФ , в финансовой системе страны. Его положение определено его функциями, которые он выполняет, в том числе это:

  1. Разработка и реализация программ бюджетной, финансовой, валютной и налоговой политик страны
  2. Развитие бюджетной системы (в том числе бюджетного федерализма)
  3. Перераспределение и сосредоточение финансовых ресурсов в определенных направлениях, наиболее значимых для страны
  4. Составление и дальнейшее обеспечение исполнения федерального бюджета, по итогам – отчет об исполнении федерального и консолидированного бюджетов
  5. Составление программы заимствований и контроль за внутренним и внешним долгами
  6. Разработка концепций в сфере развития финансовых рынков страны
  7. Формирование и контроль за проведение политики формирования государственных запасов драгоценных камней и драг. металлов
  8. Формирование единой для бюджетов всех уровней методологии наполнения бюджетов
  9. Обеспечение государственного финансового контроля
  10. Составление методологий для бухгалтерского учета, аудита и отчетности в пределах РФ.

Для посетителей нашего сайта действует специальное предложение - вы можете совершенно бесплатно получить консультацию профессионального юриста, просто оставив свой вопрос в форме ниже.

Про управление финансами подробнее будет рассказано в рамках следующих статей проекта .