Микрофинансовые организации закроют в. Основные аргументы против. Почему Центробанк борется с микрофинансовыми организациями

Микрофинансовые организации закроют в. Основные аргументы против. Почему Центробанк борется с микрофинансовыми организациями

Не первый год в нашей стране ведутся разговоры о том, когда закроют микрофинансовые организации. Парадоксально, но, появившиеся относительно недавно, МФО сегодня находятся под реальной угрозой ликвидации.

Аргументы тех, кто поддерживает данную инициативу, сводятся к тому, что подобные микрозаймы слишком доступны и выдаются под большой процент. Все это становится причиной невозврата займа, попадания граждан в кабалу. Тревогу вызывает и тот факт, что для влияния на должников микрофинансовые организации привлекают коллекторские агентства, которые, как известно, не церемонятся с должниками. Ряд громких преступлений последних 2-3 лет связан именно с деятельностью коллекторов.

Впрочем, несправедливо отмечать лишь отрицательные особенности МФО. Подобные организации удовлетворяют потребности граждан в оперативном получении займа на короткий срок, не предъявляя высоких требований к заемщикам. Этим они выгодно отличаются от банков, которые, например, не одолжат денег человеку, лишившемуся работы, например.

Говоря о высоких процентных ставках (если перевести их на годовые, то получается до 800% в год), следует учитывать – займ выдается на несколько недель, максимум – месяц. В связи с коротким сроком кредитования переплата становится не столь ощутимой. Если же заемщик демонстрирует платежеспособность и ответственно выполняет свои долговые обязательства, МФО, как правило, снижает процентную ставку в индивидуальном порядке. Нередко она становится соизмеримой переплатам по банковскому кредиту.

Наконец, заемщики должны понимать, что более высокая процентная ставка – это, своего рода, плата за высокую скорость оформления займа и лояльное отношение компании.

Что касается незаконных действий коллекторских агентств, то их изначально не следует смешивать с вопросами микрофинансирования. Деятельность коллекторов должна быть урегулирована посредством отдельного законопроекта. Неверно связывать действия коллекторов напрямую с МФО, искать причину правонарушений с их стороны следует искать в законодательной неурегулированностью деятельности коллекторов.


Альтернатива микрофинансированию

Сегодня государство стоит на пути предложения населению альтернативы микрозаймов. В первую очередь речь идет о воспитании финансовой грамотности населения. Она включает:

  • Умение планировать собственный бюджет;
  • Знание принципов кредитования и расчета процентной ставки;
  • Стремление копить деньги.

Подобная программа ухода от микрозаймов разработана исходя из того, что часто люди прибегают к помощи МФО вследствие сиюминутного желания обладать понравившейся вещью. Иными словами, процент тех, кто берет займы на реализацию жизненно важных потребностей (проживание, лечение, содержание несовершеннолетних) ничтожно мал по сравнению с теми, кто готов взять в долг ради вещей и удовольствий, без которых можно обойтись.

Высокий процент невозврата микрозаймов связан, по мнению, экспертов с неспособностью населения адекватно оценивать собственные финансовые способности. Большинство должников честно признается, что не смогли отдать займ, поскольку за 2-3 недели просрочки он вырос до колоссальных размеров. Действительно, к телу займа к концу периода пользования займом добавляются ежедневные 2-3%. Если же пропустить дату внесения платежа по займу, то микрофинансовые организации штрафуют должника, а затем за каждый день просрочки начисляется пени. При этом проценты за пользование займом продолжают идти.

Неудивительно, что оказавшись в подобной ситуации, люди задаются вопросом, когда в России полностью закроют МФО.

Как считают специалисты, в условиях российской экономики полностью устранить микрофинансовые организации невозможно. В противном случае они уйдут в теневую отрасль экономики, а значит, повысятся показатели ущемления прав заемщиков.


Реформы в области микрофинансирования

Как уже было сказано, полностью ликвидировать микрофинансовые организации невозможно, зато реально отрегулировать механизмы их функционирования. С этой целью проводится ряд реформ, в ходе которых компании разделятся на 2 различающиеся организации: микрофинансовые и микрокредитные.

Уже сейчас все организации вносятся в государственный реестр ЦБ РФ. Наличие компании в данном списке – свидетельство того, что ее деятельность законна и не нарушает прав заемщиков.

Что касается процентной ставки, то согласно новому законопроекту, переплата за использование займа (проценты за сутки использования, штрафы, пени) не могут превышать тело займа (основная сумма долга, полученная заемщиков) более чем в 4 раза. Если микрофинансовые компании пренебрегают данным требованием Центробанка, а именно этот орган сейчас контролирует деятельность компаний, то им грозит исключение из государственного реестра и признание их нелегальными. В ближайшем будущем норматив планируется снизить до двух, то есть переплаты по микрозайму могут превышать его тело только в 2 раза.

Таким образом, государство видит своими задачами следующие:

  • Внесение МФО, деятельность которых законна, в специальный реестр;
  • Регулярная проверка деятельности компаний, внесенных в реестр, в том числе введение специальной формы отчетности;
  • Сегментирование рынка посредством разделения компаний на микрокредитные и микрофинансовые;
  • Ограничение максимальной процентной ставки по займам, в том числе тем, что оформляются онлайн.

Представители крупных организаций прокомментировали готовящиеся законопроекты, отметив, что подобные меры позволят отсеять мелкие, не соответствующие гостребованиям, компании. Достойным же представителям станет проще оказывать финансовую помощь населению, а их прибыль возрастет.

Реформы коснуться и порядка оформления МФО как вида деятельности. Сегодня открыть подобный бизнес, в принципе, не составляет труда. Для этого следует иметь кредитный портфель минимум в 500 000 рублей и зарегистрироваться как МФО. При этом процедура регистрации, если сравнивать ее с порядком открытия других финансовых компаний, для МФО сейчас упрощена.

Открывшись, подобная организация, имея относительно небольшой капитал, выдает займ под 800% годовых – настоящая золотая жила! Неудивительно, что число подобных компаний растет как на дрожжах.

Сегодня Центробанк все чаще заявляет о необходимости ужесточить требования для открытия компании.


Что уже сделано?

Несмотря на то, что множество законопроектов пока на стадии рассмотрения, уже в конце 2016-начале 2017 гг. Центробанком была произведена проверка МФО, в результате которой было ликвидировано порядка 190 компаний. Подвергшиеся закрытию компании вели свою деятельность с большими нарушениями регламентов ЦБ. В ходе проверки были ликвидированы организации следующих типов:

  • Компании, не предоставляющие отчеты в контролирующие органы;
  • Компании, в отчетах которых неоднократно выявлялись ошибки и недочеты;
  • Компании, вводящие в заблуждение своих клиентов дополнительными комиссиями и скрытыми процентами;
  • Интернет компании, не предоставляющие своим клиентам полную информацию по условиям микрокредитования.

Как изменения повлияют на потребителя

Принятые и находящиеся на стадии принятия законопроекты позволяют сделать «чистку» МФО – избавиться от недобросовестных организаций, ведущих свою деятельность с нарушением законодательных норм. В итоге рынок представляют крупные, завоевавшие доверие и прошедшие проверку компании, что позволяет оградить заемщика от мошенников.

В то же время, находясь на грани банкротства, многие МФО предлагают гражданам инвестировать средства, по сути, разместить депозиты в своих компаниях. К подобным предложениям следует относиться настороженно. Во-первых, для ведения такой деятельности МФО не имеют лицензии, во-вторых, это не более чем попытка наживы со стороны компании.

Вмешательство государственных контролирующих органов в процессы микрофинансирования несет снижение процентных ставок по займу. Впрочем, скорее всего, обратной стороной этого станет ужесточение требований, предъявляемых компаниями к своим заемщикам.


Указанные меры приведут к спаду коллекторского беспредела, тенденция к этому наблюдается уже сейчас.

Уменьшение количества компаний выведет конкуренцию на новый уровень. Не имея возможности привлекать клиента простотой оформления займа и большими суммами, доступными для оформления без проверок, организации начнут заботиться об уровне сервиса, технологичности оказываемых услуг и расширении кредитной линейки.

Сегодняшняя неразбериха в деятельности некоторых МФО наталкивает некоторых граждан на мысль о том, что можно отказаться от выполнения своих долговых обязательств. Подобное в корне противозаконно. Даже если компания, предоставившая займ, ликвидирована, задолжность заемщика передана (продана) другой организации. Отказ от ее погашения – прямой путь к увеличению размеров долга за счет штрафных санкций и дальнейшим судебным разбирательствам.

Разговоры о полном запрете микрофинансирования ведутся в Государственной думе уже не один год. Несмотря на то что на законным основаниях появились такие организации сравнительно недавно, в 2017 году серьезно рассматривался вопрос об их ликвидации. Рассмотрим подробно: возможно ли полное закрытие микрофинансовых компаний в 2017? Какие изменения грядут в этой сфере деятельности?

Основные аргументы против

Прежде всего правозащитники требуют запретить деятельность таких компаний в 2017-м по следующим причинам:

  • высокие процентные ставки;
  • излишняя доступность;
  • беспредел коллекторов, сотрудничающих с такими фирмами.

Действительно, практически любой человек, вне зависимости от постоянного источника дохода, может обратиться в такую компанию и получить заем «до зарплаты». Проблема в том, что за использование средств микрофинансовые компании в 2017-м берут достаточно крупную сумму. Например, вам срочно понадобилось 5 000 рублей. Отдать вы их сможете только через 2 недели, но за это время сумма увеличится на 100 рублей за сутки использования (в примере мы использовали среднее значение). Следовательно, отдать вам предстоит 6 400 рублей, а переплата составит 28%. С одной стороны, это совсем немного, так как банковские кредиты зачастую выдаются под 56%. Однако стоит учесть тот факт, что в микрофинансировании сумма увеличивается пропорционально количеству дней. Если деньги нужны на 2 месяца, то за обслуживание такого займа придется отдать 6 000, не считая взятой в компании суммы.

Серьезной проблемой стал высокий процент невозврата быстрых и небольших кредитов. В основном в компаниях не проверяют чистоту заемщика, а выдают деньги практически всем обратившимся. Легкость в получении таких кредитов для многих стала роковой. Если у вас не получилось устроиться на работу или получить аванс, то за просрочку начисляется крупный штраф.

Организации, занимающиеся микрофинансированием, экономят на всем. Они снимают небольшие офисы, отличающиеся шаговой доступностью и нанимают некомпетентных сотрудников. Главная их задача – получение максимальной прибыли при минимальных затратах. Еще одной статьей экономии у таких компаний являются коллекторские услуги. Как правило, нанимаются небольшие агентства, которые общаются с должником, не соблюдая его права и нарушая Уголовный и Административный кодекс. Основная масса громких преступлений коллекторов за 2016 и 2017 год связано с деятельностью микрофинансовых компаний.

Точка зрения сторонников микрофинансирования

Было бы однобоко говорить только о негативной стороне деятельности компаний с доступными займами. Аргументы сторонников и финансовых экспертов сводятся к следующему:

  1. Ставки до 800% в год в первую очередь связаны с тем, что деньги дают взаймы всего на несколько дней. Как правило, редкие организации выдают их на срок больше месяца. Если считать на таких условиях, то процентная ставки ничем не отличается от кредитной.
  2. Доступность займов с одной стороны – это существенный плюс, так как это способ помочь людям выбраться из трудных жизненных ситуаций. Например, банки в большинстве случае отказывают людям, оставшимся без работы.
  3. Проблема с коллекторами должна решаться отдельным законом, который в 2017 году уже рассматривается в Госдуме. Не стоит смешивать этот сегмент рыночной экономики с деятельностью микрофинансовых компаний.

С точки зрения потребителей, такие организации, безусловно, необходимы. Ведь в условиях мирового экономического кризиса банки настроены на выдачу только крупных кредитов. Никто не застрахован от форс-мажорных обстоятельств, когда деньги нужны очень срочно, а другого пути получения их нет. Банки неохотно связываются с небольшими займами, а друзья или коллеги могут сами находится в затруднительном положении.

Какой выход можно найти в создавшейся ситуации

Прежде всего, эксперты в области экономики, призывают сделать граждан России финансово грамотными. В это понятие должно войти:

  • умение планировать бюджет;
  • стремление к накоплениям;
  • понимание принципов кредитования и начисления процентов.

Даже не самые обеспеченные слои населения в кризисном 2017-м способны прожить без микрозаймов, если пересмотрят свои потребности. Организации, предоставляющие их, должны стать спасательным кругом в форс-мажорных ситуациях, а не заниматься финансированием на вещи, без которых можно обойтись. Большая часть населения не умеет рассчитывать свой бюджет. С этим связан и высокий процент невозвратов незначительных займов.

Невозможно запретить такие крупные сегменты рынка, как микрофинансовые компании и коллекторские агентства. Если даже попытаться это сделать, они уйдут в теневой сектор экономики, а права россиян будут нарушаться намного чаще.

Что делает государство

Если деятельность организаций, занимающихся микрофинансированием, запретить невозможно, то стоит ее отрегулировать. Для этого уже в 2017-м будет проведена глобальная реформа. Состоящая из нескольких этапов. Эти организации разделят на:

  • микрофинансовые;
  • микрокредитные.

Уже после 29 марта в 2017 году микрофинансирование должно окончательно стать иным. Разделение подразумевает собой выполнение разных задач. Все организации, после проведения этой реформы, будут в обязательном порядке внесены в специальный реестр.

Чем большее количество средств в обороте компании, тем больше прав она будет иметь. Микрофинансовые – это те, которые имеют собственный капитал более 70 миллионов. Получить эти средства можно от физических и юридических лиц путем продажи облигаций.

Еще одним новшеством станет ограничение процентной ставки. В первом квартале 2017 года, как только принятый закон вступит в силу, общая переплата за пользование кредитом (включая пени, комиссии и штрафы) не должна быть выше четырехкратного размера изначально выданной суммы. Позже планируется сделать порог превышения еще ниже. Большинство людей, неспособных вернуть взятые в микрофинансовой организации средства, не могут это сделать из-за того, что сумма за 1-2 месяца возрастает до баснословной.

Представители крупных МФО положительно высказались о введении новых нормативов. Дело в том, что это позволит отсеять часть компаний, снизить конкуренцию, а также сделать кредиты более доступными населению. Оказавшиеся в затруднительном положении люди охотнее станут занимать, а у компаний вырастет прибыль.

Какие организации все же были закрыты

Не только принятые законопроекты смогли отсеять часть компаний на микрофинансовом рынке. В преддверии 2017 года, Центробанк провел массовую проверку, результатом которой стала ликвидация более 190 компаний. Ими были неоднократно нарушены требования ЦБ в ходе ведения своей деятельности:

  • организации не предоставляли отчеты в контролирующие органы;
  • неоднократно в отчетной документации находили ошибки
  • клиентам не полностью раскрывали условия получения займа;
  • сайты в Сети не предоставляли дополнительную информацию потребителям.

Это всего лишь часть найденных нарушений. После исключения из реестра эти микрофинансовые компании легально выдавать кредиты населению не могут. Полный список компаний, находящихся вне закона, можно найти на сайте банковского регулятора. Потенциальным клиентам стоит, перед обращением в компанию по микрофинансированию, проверить наличие ее в реестре.

К 2018 году свою деятельность могут прекратить до 3 тыс. микрофинансовых организаций, говорится в исследовании RAEX. Только до конца этого года с рынка уйдет 500 МФО, пообещал ЦБ

Фото: Екатерина Кузьмина / РБК

Оздоровление микрофинансового рынка, требования по резервам регулятора и обязательное вступление в СРО (саморегулируемые организации) могут прекратить деятельность в общей сложности 2-3 тыс. микрофинансовых организаций (МФО), следует из обзора «Рынок микрофинансирования по итогам первого полугодия 2016 года: смена лидера», подготовленного рейтинговым агентством RAEX («Эксперт РА») (есть у РБК). В итоге через полтора года на российском микрофинансовом рынке может остаться менее 50% от текущего количества МФО.

ЦБ намеревается оставить в реестре только добросовестных участников, заявляют в регуляторе. По состоянию на 11 октября 2016 года в реестр МФО входят 3125 организаций. «До конца 2016 года планируется практически полностью очистить реестр от [МФО], не соответствующих требованиям регулятора, не выполняющих требования законодательства, не осуществляющих микрофинансовую деятельность, от так называемых недобросовестных и нежизнеспособных компаний», — заявил РБК представитель пресс-службы Центробанка. Таковыми регулятор сейчас признает около 500 организаций, находящихся в реестре.

По оценке аналитиков RAEX, рынок МФО сейчас находится в процессе консолидации. Этому способствовали в том числе требования Банка России: по закону «О СРО в сфере финансового рынка», до 6 сентября микрофинансовые организации, состоящие в реестре, должны были вступить в одну из трех СРО. Вступление в СРО является условием присутствия в реестре ЦБ.

В RAEX считают, что из-за сворачивания бизнеса МФО, не вступивших в СРО, на рынке будет расти доля крупных игроков. «По нашим оценкам, с рынка в ближайшие 18 месяцев по разным причинам могут уйти до 2-3 тыс. игроков, в том числе несколько крупных. Число состоящих в реестре МФО компаний к 1 января 2018 года, по нашему мнению, будет меньше 1,5 тыс.: мелких игроков ждет поглощение или уход с рынка», — говорится в исследовании RAEX.

Консолидация микрофинансового рынка начнет проявлять себя в полной мере только начиная с 2017 года, считают в агентстве. В 2014-2015 годах из реестра были исключены в основном МФО, которые не вели профильную деятельность или систематически не предоставляли регулятору отчетность. В 2016 году «зачистка» рынка продолжилась, но уже в значительно большей степени из-за усиления конкуренции, сказано в обзоре RAEX.

По данным агентства, в январе—сентябре регулятор внес в реестр сведения примерно о 550 организациях (за весь 2015 год — около 900). Снижение числа новых игроков и уход старых выгодны первой сотне крупнейших МФО: уже к 1 июля 2016 года на них приходилось почти три четверти совокупного портфеля займов.

Поводом для ухода с рынка множества небольших МФО может стать и разделение его участников на микрофинансовые и микрокредитные организации (закон об этом в силу 29 марта). За первыми остается право привлекать деньги у любых физических или юридических лиц, однако для этого размер их собственных средств должен превышать планку в 70 млн руб. Микрофинансовые организации займы до 1 млн руб. Если собственные средства компании не превышают 70 млн руб., то она получает статус микрокредитной, что лишает ее права привлекать средства у населения. Микрокредитная компания обладает правом выдавать займы не больше 500 тыс. руб.

«Позволить себе собственные средства выше 70 млн руб. смогут только крупные компании, а остальные потеряют доступ к дополнительному источнику финансирования», — говорит управляющий директор сервиса онлайн-кредитования «Е заем» Лига Трупа.

Еще 10% компаний могут покинуть рынок из-за требований Банка России по резервам на возможные потери по займам, добавляет Трупа. «К концу 2016 года все МФО должны быть в состоянии удвоить размер сформированных резервов, а к концу 2017 года — быть готовыми исполнять нормативы ЦБ в полном объеме (начислять 100% на резервы)», — отмечает она. По ее мнению, такая норма станет испытанием для небольших МФО, особенно ведущих рисковую политику.

Значительного сокращения числа МФО ожидают и сами участники рынка. «Консолидация будет продолжаться до тех пор, пока на рынке не останется 1200 компаний, из которых 150-200 — крупные игроки», — полагает главный исполнительный директор компании «Домашние деньги» Андрей Бахвалов. По оценке генерального директора сервиса онлайн-кредитования MoneyMan Бориса Батина, этот показатель будет достигнут в конце 2018 года.

Участники рынка не ожидают изменений ставок для заемщиков МФО после ухода части компаний. Более того, они рассчитывают на рост качества услуг. По мнению Батина, также не стоит ожидать того, что клиенты МФО станут отдавать предпочтение кредитованию в банках. «Микрозаймы и банковские кредиты — разные по своей природе и целям ссуды, микрофинансирование не заменяет традиционного банковского кредитования», — говорит он.

С сегодняшнего дня вступили в силу поправки в микрофинансовое законодательство. "ДП" выделил главные изменения и узнал у игроков рынка, насколько они готовы к новым нормам и как теперь изменится их бизнес.

С сегодняшнего дня вступает в силу закон № 407-ФЗ , который предполагает существенные изменения в профильном законе "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях". Рынок микрофинансирования кардинально изменится под влиянием новых норм.

Во-первых, все российские МФО теперь разделены законом на две группы по размеру капитала . МФО с размером капитала не менее 70 млн рублей теперь называются "микрофинансовыми компаниями" (МФК), а МФО с собственными средствами меньше 70 млн рублей именуются "микрокредитными компаниями" (МКК).

Возможности у этих групп разные: МФК могут привлекать средства физлиц в размере не менее 1,5 млн рублей, а МКК могут привлекать средства граждан только в случае если они являются учредителями, акционерами, участниками компании. МФК вправе выпускать облигации, а МКК нет. Еще одно отличие - в сумме займов для физлиц: МФК вправе выдавать микрозаймы физлицам в размере не более 1 млн рублей, а максимальная сумма займа для физлиц в МКК составит 500 тыс. рублей. Также микрокредитные организации не могут поручать идентификацию своих клиентов банкам в отличие от микрофинансовых.

Во-вторых, закон ограничил сумму займа перед МФО . Совокупный размер процентов и иных платежей по краткосрочным займам теперь не должен превышать взятую в кредит сумму более чем в 4 раза (400%). Это означает, что если вы взяли в долг 4 тыс. рублей, то с учетом процентов и всех платежей сумма вашей задолженности не может быть в итоге больше 16 тыс. рублей.

Третье важное изменение: увеличение максимальной суммы займа для бизнеса с 1 млн рублей до 3 млн рублей. Выдавать юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям займы в размере не более 3 млн рублей могут и микрокредитные компании, и микрофинансовые.

Четвертое изменение состоит в том, что в случае банкротства МФО первыми по порядку должны идти выплаты частным инвесторам, и только потом будут удовлетворяться требования работников МФО по зарплате и кредиторов-юридических лиц.

Год на адаптацию

С сегодняшнего дня все МФО автоматически получили статус микрокредитной компании. За переходный период, который продлится год, они должны решить, в каком статусе им продолжить работу.

Саморегулируемая организация " " (СРО "МиР") не исключает, что в течение переходного периода некоторые МФО увеличат свой капитал, чтобы получить статус микрофинансовой компании. "Этот статус имеет большое значение для компаний, которые привлекают инвестиции от физических лиц, а также для МФО, выдающих займы через Интернет. По прогнозам СРО "МиР", статус микрофинансовой компании получат около 150-200 микрофинансовых организаций, остальные 3,5 тыс. МФО продолжат работу в статусе микрокредитной компании", - считают в СРО.

Игрокам рынка пока не хватает дополнительных уточнений в законе и не все пока ясно до конца. "В данный момент применению норм закона мешает отсутствие подзаконных актов, описывающих детально механику процессов идентификации клиентов онлайн-МФО и приобретения статуса МФК. Участники рынка ждут разъяснений ЦБ как по подходам к расчету собственного капитала МФК, так и к применению нового подхода к идентификации заемщиков", - считает генеральный директор сервиса онлайн-займов " " Сергей Седов.

"Мы неоднократно выражали мнение, что для небольших МФО , которых большинство на рынке, жесткий надзор со стороны регулятора не нужен. Но проблема в том, что разделение рынка произвели, а вот понимание, как будет осуществлено регулирование, - отсутствует. Поэтому по этому вопросу ждем дальнейших действий ЦБ РФ", - расказал генеральный директор МФО " " Дмитрий Коршунов. "На данный момент поправки только вступили в силу, делать какие-то преждевременные выводы рано, поживем - увидим", - говорит генеральный директор глобального бизнеса онлайн-сервиса микрокредитования " " Андрей Петков.

Онлайн в опасности

В связи с новым законом проблемы могут возникнуть у микрофинансовых организаций, которые завышают срочные проценты за пользование займом не только выше уровня ПСК, но и выше четырехкратного размера суммы займа. Ударом для многих компаний может стать и статус МКК, который предполагает невозможность привлечения средств физлиц, которые не являются учредителями.

Проблемы могут возникнуть и у онлайн-МФО , ведь по новым правилам займы могут выдавать только микрокредитные компании с момента получения ими соответствующего статуса. В условиях ограниченного фондирования увеличение уставного капитала до 70 млн рублей становится серьезным барьером для дальнейшего развития онлайн-займов, объясняет генеральный директор группы компаний " " Юрий Провкин. "Еще один нюанс тоже не в их пользу - установление партнерских отношений с банками при выдаче займов свыше 15 тыс. рублей. Банки могут запросить за выдачу комиссию, что не учитывали МФО в своих бизнес-моделях. Также с точки зрения развития конкурентов банкам может быть не выгодно такое сотрудничество, так как многие из них сейчас открывают дочерние МФО. Таким образом, около 70% онлайн-компаний покинут реестр или перейдут в серую зону", - говорит Юрий Провкин.

"Думаю, что количество МФО, выдающих займы онлайн, может сократиться примерно вдвое", - прогнозирует генеральный директор "Мани Фанни" Александр Шустов. "С рынка уйдут порядка 70-80% онлайн-игроков с капиталом ниже 70 млн рублей, поскольку не все смогут уйти в офлайн и перестроить при этом работу практически полностью. В довесок они понесут дополнительно немалые издержки, связанные с операционными расходами и открытием и содержанием офисов", - считает Сергей Седов.

Останутся крупнейшие

Всего же, по прогнозу Сергея Седова, из-за разделения рынка в России останутся только несколько сотен крупных МФО с прозрачной отчетностью и эффективными бизнес-моделями, остальные будут действовать на региональном и местном уровне в офлайн-режиме. "Мы полагаем, что онлайн-МФО останется на рынке около 20-30, другие - или уйдут в офлайн в связи с невозможностью осуществления удаленной идентификации, или прекратят свою деятельность на рынке, не сумев перестроить бизнес. В дальнейшем порог капитала в 70 млн рублей и ограничение возможности упрощенной идентификации для МКК позволит упорядочить выход на онлайн-рынок новых компаний, что ранее никак не регулировалось. Теперь доступ к данному бизнесу будет существенно ограничен, что позволит выстроить структурированный рынок с эффективными игроками", - рассчитывает Сергей Седов.

"Как таковых проблем возникнуть не должно , если работать по закону. Однако из-за введенных ограничений многие компании все-таки вынуждены будут пересмотреть модель своего бизнеса, поскольку их доходность теперь будет ниже, - добавляет генеральный директор SmartCredit Андрей Гойлов. - Отзыв лицензий на сегодняшний день происходит довольно часто, другое дело, что это не так сильно афишируется в СМИ. Безусловно, рынок микрокредитования станет более прозрачным и все недобросовестные игроки будут таким образом устранены".

"Регулятор продолжит зачистку рынка, но так как отрасль растет, вновь созданные МФО компенсируют потери реестра. Поэтому общее количество микрофинансовых организаций не уменьшится. Если законодатель и регулятор не устроят дальнейших потрясений с изменением ставок либо ограничением количество займов, то бизнес войдет в нормальное русло. И нужно помнить, что любые резкие изменения регулирования в конечном итоге негативно влияют именно на конечного потребителя - заемщика. А в этом, естественно, никто не заинтересован", - в то же время отметил Дмитрий Коршунов.

А главный исполнительный директор компании " " Андрей Бахвалов надеется на приток средств на рынок МФО. "Благодаря всем этим изменениям число сторонников рынка МФО и желающих инвестировать в этот сектор средства может значительно вырасти: прозрачности стало больше, а значит, рисков - меньше, доходность же по сравнению с другими инвестиционными инструментами осталась очень высокой. Это положительно скажется на фондировании сектора", - считает он. "Уверен, что новый закон должен повысить доверие к рынку со стороны партнеров, населения, инвесторов и банков. Это даст дополнительные возможности роста, развития новых продуктов, снижения ставок вместе с понижением уровня риска", - также оптимистичен генеральный директор сервиса онлайн-кредитования Борис Батин.

Как стало известно в начале марта, новые поправки в микрофинансовое законодательство - только начало процесса ужесточения контроля над рынком микрофинансов, и Центробанк . По мнению регулятора, ограничения четырехкратным размером суммы займа недостаточно: чтобы снизить долговую нагрузку на россиян, ЦБ предлагает ограничить начисление процентов в краткосрочных займах двукратным размером суммы займа (200%). Также в перспективе ЦБ планирует ограничить число займов, выдаваемых одному заемщику, и количество продлений договора займа.

Данный федеральный закон в народе часто называют законом о коллекторах, так как регламентирует такой важный для заемщиков этап, когда за не выплаченный долг по микрокредиту вступают коллекторы. Надо заметить, что рассматривать ФЗ об МФО необходимо в связке с ФЗ N 230 “О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон “О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях” от 03.07.2016.

Конечно это всего лишь условное устоявшееся название, и употреблять его не будем.

Федеральный закон “О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях”

Данный ФЗ принят госдумой в 02.07.2010 за номером №151. Впоследствии внесено в данный закон множество изменений, которые существенно ограничили “беспредел” на рынке выдачи займов офлайн и онлайн. Главная победа за которую бились депутаты гос.думы – это вступивший в силу с 1 января 2017 года ФЗ N230 согласно которому размер всех совокупных выплат по микрозайму взятому на срок не более года, включая прочие платежи не может превышать 400%.

Т.е если вы хотите взять займ на сумму 10.000 рублей , размер всех выплат включая тело кредита не должен будет превышать 40.000 рублей.

Это очень актуальный вопрос, так как проценты по займам в МФО доходили до 1000% годовых. МФО расплодились по нашей стране как грибы. Люди взяв кредит под грабительский процент попадали в долговую яму, вынуждены были продавать недвижимое имущество, теряли работу и т.д. Сейчас же с таким ограничением доходность МФО может упасть до 30%.

Данный ФЗ призван упорядочить отношения в сфере выдачи займов населению, унифицировать правила поведения данных организаций на рынке кредитования, в нем закреплен порядок регистрации МФО, условия выдачи лицензии Центробанком России, порядок вступления МФО в саморегулируемые объединения, и иных норм.

Виды МФО по закону

Согласно новым нормам все МФО теперь делятся на 2 вида:

  1. Микро Финансовая Компания – МФК
  2. Микро Кредитная Компания – МКК

По статусу МФК более значимые организации с серьезными привилегиями. МФО может называться микрофинансовой компанией если она обладает собственными средствами не менее 70млн.р., соответственно тот, кто не имеет таких средств будет называться микрокредитной компанией.

На переходный период (1 год) пока все МФО не приведут свои организации в полное соответствие новому закону должны называться МКК, и обязаны до 29 марта 2017 года привести свое наименование в соответствие с требованиями Закона № 151-ФЗ (часть 3 статьи 5 Закона № 407-ФЗ).

Преимущества и недостатки МФК и МКК

  • Для МФК открываются такие возможности как выпуск собственных облигаций, у МКК такой возможности нет.
  • МФК могут привлекать инвестиции у граждан и предприятий, не являющихся учредителями организации. МКК может увеличить свой собственный капитал путем привлечения средств самими учредителями и участниками общества.
  • Размер максимальных займов тоже отличается. МФК может выдавать кредит физ.лицам до 1.000.000р. , МФК максимум 500.000р.
  • Юр.лицам и Индивидуальным предпринимателям Микрофинансовые и кредитные компании могут выдавать максимум 3 млн.рублей.

На Российском рынке выдачи микрозаймов уже более менее сформировались крупнейшие игроки. Но в связи с усложнением процедуры выдачи займов, ограничением предела процентов по краткосрочным займам, запрета коллекторам “выбивать” средства с должников многие МФО не выдержат конкуренции и вынуждены будут прекратить микрофинансовую деятельность либо объединиться с более крупными игроками.

5 ведущих МФО в России по объему капиталла

Объем портфеля МФО во 2 квартале 2016 года

Название МФО Кредитный портфель
МФК «ОТП Финанс» – микрофинансовая компания, созданная в России международной финансовой Групой ОТП (более 10 млрд. рублей)
МФО “Домашние Деньги (6,8 млрд. рублей)
МФО “МигКредит (2,07 млрд. рублей)
МФО СМСФИНАНС (1,27 млрд. рублей)

МФО «Быстроденьги » (1,17 млрд. рублей)

Выдержки из отчетности ЦБР некредитных финансовых организаций за 2016 год.

Ужесточение финансовой политики также коснулось и обычных банков, в следствие этого часть банков перетекла в статус микрофинансовых организаций. Но, общее количество МФО неуклонно снижается. Если к концу 2014 года их насчитывалось 4 200 , то на начало 2016 года МФО стало 3 688 шт.

Полезные ссылки по МФО:

Пользователи ищут сайт по запросам: Коллекторский закон 2017, новый закон о коллекторских агентствах.