Налоговые доходы - это обязательные, безвозмездные, безвозвратные платежи в пользу бюджета. Налог обязательный индивидуальный безвозмездный платеж взимаемый. Порядок уплаты налогов и сборов

Налоговые доходы - это обязательные, безвозмездные, безвозвратные платежи в пользу бюджета. Налог обязательный индивидуальный безвозмездный платеж взимаемый. Порядок уплаты налогов и сборов

Совокупность всех видов бюджетов образует бюджетную систему государства. Взаимосвязь между ее отдельными звеньями, организацию и принципы построения бюджетной системы принято называть бюджетным устройством.

БЮДЖЕТ И БЮДЖЕТНОЕ УСТРОЙСТВО

Финансы предприятий различных Форм собственности, являясь основой единой Финансовой системы страны, обслуживают процесс создания и распределения общественного продукта и национального дохода.

От состояния финансов предприятий зависит обеспеченность централизованных денежных фондов финансовыми ресурсами. При этом активное использование финансов предприятий в процессе производства и реализации продукции не исключает участия в этом процессе бюджета, банковского кредита, страхования.

В условиях рыночной экономики на основе хозяйственной и финансовой независимости предприятия осуществляют свою деятельность на началах коммерческого расчета, целью которого является обязательное получение прибыли. Они самостоятельно распределяют выручку от реализации продукции, формируют и используют фонды производственного и социального назначения, изыскивают необходимые им средства для расширения производства продукции, используя кредитные ресурсы и возможности финансового рынка. Развитие предпринимательской деятельности способствует расширению самостоятельности предприятий, освобождению их от мелочной опеки со стороны государства и вместе с тем повышению ответственности за фактические результаты работы.

Бюджетные отношения представляют собой финансовые отношения государства на федеральном, региональном (субъектов Федерации) и местном уровнях с государственными, акционерными и иными предприятиями и организациями, а также населением по поводу Формирования и использования централизованного фонда денежных ресурсов.

Бюджет является формой образования и расходования денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти. Сосредоточение финансовых ресурсов в бюджете необходимо для успешной реализации финансовой политики государства.

В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (ст. 28) бюджетная система России основана на принципах:

· единства бюджетной системы Российской Федерации;

· разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации;

· самостоятельности бюджетов;

· полноты отражения доходов и расходов бюджетов;

· сбалансированности бюджетов;

· эффективности и экономности использования бюджетных средств;

· общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;

· гласности;

· достоверности бюджетов;

· адресности и целевого назначения бюджетных средств.



Федеральные, региональные и местные органы государственной власти и управления посредством бюджетных отношений получают в свое распоряжение определенную часть перераспределяемого национального дохода, которая направляется на строго определенные цели в зависимости от разграничения функций между уровнями управления.

Бюджетная система РФ состоит из трех звеньев:

· федерального бюджета РФ;

· бюджетов национально-государственных и административно-территориальных образований, называемых бюджетами субъектов Федерации, или региональными бюджетами. К ним относятся: республиканские бюджеты республик в составе РФ, бюджеты краевые, областные, автономных образований, а также городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга;

· местных бюджетов.

Бюджетная система призвана играть важную роль в реализации финансовой политики государства, цели которой обусловливаются его экономической политикой. При этом значение государственного финансового регулирования через бюджетную систему трудно переоценить, хотя нельзя не учитывать происходящие в настоящее время изменения в практике перераспределения финансовых ресурсов. Это перераспределение все в большей степени осуществляется через финансовый рынок исходя из спроса на них и их предложения. Поэтому государственное финансовое регулирование рыночных отношений должно усиливаться через системы: налоговую, финансовых санкций и льгот. Особенно важно обеспечивать надлежащее выполнение (своевременное и в полном объеме) финансовых обязательств перед бюджетом и внебюджетными фондами.

В последние годы в условиях создания Российского государства, развития рыночных отношений, многообразия форм собственности, усиления самостоятельности регионов произошли принципиальные изменения и в бюджетном устройстве. В соответствии с действующим законодательством стали самостоятельными: республиканский бюджет РФ (он получил название федерального бюджета), республиканские бюджеты республик в составе РФ, бюджеты национально-государственных и административно-территориальных образований. Это значит, что бюджеты вышестоящих уровней управления перестали включать доходы и расходы бюджетов нижестоящих уровней управления. Для обеспечения самостоятельности бюджетов и автономного функционирования им установлены собственные источники доходов и предоставлено право определять направления их использования и расходования. Одновременно совершенствуется механизм бюджетных взаимоотношений между уровнями власти.

Сегодня бюджетная система России состоит из федерального бюджета, 21 республиканского бюджета республик в составе РФ, 56 краевых и областных бюджетов, включая одну автономную область,

городских бюджетов Москвы и Санкт-Петербурга, 10 окружных бюджетов автономных округов и около 29 тыс. местных бюджетов, к которым относятся городские, районные, поселковые и сельские бюджеты. Единство бюджетной системы в новых условиях реализуется через единую социально-экономическую политику и правовую базу, использование единых бюджетных классификаций и форм бюджетной документации, взаимодействие бюджетов всех уровней и согласование принципов бюджетного процесса.

Бюджетный процесс представляет собой регламентированную законом деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов.

Его составной частью является бюджетное регулирование, т.е. частичное перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами разных уровней.

Свод бюджетов в целом по РФ или соответствующей территории носит название консолидированных бюджетов . Такой объединенный бюджет законодательными органами не утверждается и используется для аналитических и статистических целей.

Сосредоточение финансовых ресурсов в бюджетах разных уровней позволяет органам государственной власти и управления иметь финансовую базу для реализации своих полномочий. При этом очень важно, чтобы доходная и расходная части бюджетов по своему составу находились в полном соответствии с разграничением функций органов государственной власти по уровням управления, а проблема бюджетных взаимоотношений центра и регионов успешно решалась. Дело в том, что роль региональных и местных органов власти в регулировании экономических процессов и решении социальных проблем значительно возросла, их функции существенно расширились. В условиях перехода к рыночной экономике меняются направления вложений бюджетных средств и методы бюджетного воздействия.

Федеральный бюджет РФ служит основным Финансовым планом государства, утверждаемым Федеральным Собранием (принимается Государственной Думой и одобряется Советом Федерации) и имеющим статус федерального закона. Через федеральный бюджет мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для последующего их перераспределения и использования для целей государственного регулирования экономического развития страны и реализации социальной политики на территории России. Кроме того, за счет средств федерального бюджета покрываются такие затраты, как содержание

органов государственного управления, обеспечение потребностей обороны страны, финансовая помощь субъектам Федерации, обслуживание государственного долга, пополнение государственных запасов и резервов и др. (табл. 2.1).

Составление и исполнение бюджета базируется на бюджетной классификации, в которой выделяются целевые направления государственной деятельности, вытекающие из основных функций государства. Это четко просматривается на перечне расходов федерального бюджета, приведенном в табл. 2.1.

В зависимости от влияния на процесс расширенного воспроизводства бюджетные расходы делятся на текущие (на обеспечение текущих потребностей) и капитальные (на инвестиционные нужды и прирост запасов).

С целью дополнительной инвестиционной поддержки производства в составе федерального бюджета с 1997 г. образуется бюджет развития. Бюджет развития является специальным инструментом государственного стимулирования привлечения в дополнение к средствам федерального бюджета средств частных инвесторов и инвестиционных институтов на реализацию инвестиционных проектов, обеспечивающих структурную перестройку экономики. Средства бюджета развития используются на конкурсной, возвратной, срочной и платной основах и формируются из связанных иностранных кредитов под гарантии Правительства РФ, инвестиционных кредитов Мирового банка реконструкции и развития, а также из источников внутреннего заимствования. Общая сумма источников формирования бюджета развития на 2000 г. составляет 26884,8 млн руб.

В соответствии с Федеральным законом «О бюджете развития Российской Федерации» бюджет развития РФ является составной частью федерального бюджета, формируемой в составе капитальных расходов федерального бюджета и используемой для кредитования, инвестирования и гарантийного обеспечения высокоэффективных инвестиционных проектов.

Бюджетная классификация представляет собой обеспечение адресного выделения финансовых ресурсов. С ее помощью решается проблема, кому, сколько и на какие цели выделяются финансовые ресурсы из федерального бюджета. Поэтому перечисленные в табл. 2.1 расходы федерального бюджета на 2000 г. конкретизированы по направлениям, получателям средств и целям в приложениях к федеральному бюджету.

Таблица 2.1

Расходы федерального бюджета на 2000 г.1

(по разделам функциональной классификации)

Бюджетная классификация должна обеспечивать возможность экономического анализа государственных расходов. С этой целью Минфин РФ направил финансовым органам, казначействам, мини-

стерствам и ведомствам «Указания по применению экономической классификации расходов бюджетов в Российской Федерации», утвержденные письмом от 21.12.94 №03-10-01. Согласно экономической классификации все затраты разграничиваются в соответствии с предметной (экономической) структурой бюджета, т.е. по направлениям расходования (на оплату труда государственных служащих, капитальные вложения в основные фонды, выплату различных субсидий и т.д.).

Расходы государства в сфере материального производства в новых условиях занимают меньшую, чем раньше, долю в расходной части как федерального бюджета, так и бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов. Могут выделяться бюджетные расходы на выполнение целевых общегосударственных или региональных программ.

Состав затрат на социально-культурные мероприятия включает ассигнования на образование и науку, здравоохранение и физическую культуру, на культуру и искусство, средства массовой информации, на реализацию социальной политики.

Размер бюджетных ассигнований на оборону зависит от международной обстановки, проводимой политики и экономических возможностей государства.

Расходы на управление включают бюджетные ассигнования на содержание органов государственной власти и управления, суда и прокуратуры, правоохранительных органов.

В приложениях к федеральному бюджету на 2000 г. некоторые его разделы конкретизированы по направлениям, получателям средств и целям, приводится перечень федеральных целевых программ, предусмотренных к финансированию из федерального бюджета на 2000 г. В приложении 5 представлена Федеральная адресная инвестиционная программа на 2000 г. В приложении 1 дается ведомственная структура расходов федерального бюджета на 2000 г.

Среди других расходов федерального бюджета особое место занимают затраты по текущему обслуживанию государственного внутреннего и внешнего долга. Они возникают при использовании государственного кредита для покрытия бюджетного дефицита (его появление связано с превышением бюджетных расходов над его доходами). Это значит, что государство становится заемщиком финансовых средств у населения, банков и предприятий (внутренний государственный долг) или у другого государства, или международных финансовых организаций (внешний государственный долг). Формами привлечения заемных средств для финансирования расходов бюджета могут быть выпуск и размещение государственных обязательств и различные займы (Центрального банка РФ, коммерческих

банков, внебюджетных фондов и т.д.). Так, в соответствии с Законом Российской Федерации «О государственном внутреннем долге Российской Федерации» от 13 ноября 1992 г. №3877-1* в целях активного привлечения средств населения для финансовой стабилизации российской экономики и обеспечения гарантий сохранности сбережений населения с сентября 1995 г. посгупали в обращение облигации государственного сберегательного займа. Срок обращения каждой серии займа составлял один год.

В составе доходов и расходов федерального бюджета 2000 г. в соответствии с законом о нем выделены следующие целевые бюджетные фонды:

· Федеральный дорожный фонд Российской Федерации;

· Федеральный фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы;

· Фонд Министерства РФ по атомной энергии;

· Федеральный фонд Министерства РФ по налогам и сборам и Федеральной службы налоговой полиции РФ;

· Федеральный экологический фонд РФ;

· Государственный фонд борьбы с преступностью;

· Фонд управления, изучения, сохранения и воспроизводства водных биологических ресурсов;

· Федеральный фонд восстановления и охраны водных объектов;

· Фонд контрольно-ревизионных органов Министерства финансов РФ.

Целевые бюджетные фонды гарантируют с большей надежностью их использование по назначению.

С переходом на рыночные отношения меняется не только система бюджетного финансирования и расходная часть бюджета, но и его доходная часть (табл. 2.2).

При переходе к рыночным отношениям доходная часть бюджета формируется в основном из налогов.

Через налоговые платежи мобилизуются денежные средства в распоряжение органов государственной власти. Налоги подразделяются на прямые, которые платит непосредственно налогоплательщик (например, налог на прибыль с юридических лиц и подоходный налог с физических лиц), и косвенные, оплачиваемые потребителем товаров и услуг (например, налог на добавленную стоимость и акцизы), поскольку они входят в цену этих товаров и услуг.

"Утратил силу с 1 января 2000 г. в соответствии с Федеральным законом от 9 июля 1999 г. №159-ФЗ «О введении в действие Бюджетного кодекса Российской Федерации».

Таблица 2.2 Налоговые доходы федерального бюджета на 2000 г.

Ведущее место среди налоговых доходов федерального бюджета занимает налог на добавленную стоимость. Вместе с таможенными пошлинами и налогом на прибыль он превышает три четверти налоговых доходов федерального бюджета на 2000 г.

Среди неналоговых доходов федерального бюджета на 2000 г. главными являются доходы от внешнеэкономической деятельности, а также доходы от имущества, находящегося в государственной собственности. К неналоговым доходам относится и возврат бюджетных ссуд.

Кроме того, в доходах федерального бюджета учитываются средства целевых бюджетных фондов, за счет которых финансируется значительная часть социальных расходов.

Налоги и сборы являются основными источниками формирования федерального, региональных и местных бюджетов.

На рассмотрении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации находится проект Налогового кодекса, который определяет концепцию налоговой политики государства.

Им предусматривается разделение полномочий в системе налогообложения федеральных, региональных и местных органов власти. Первая часть Налогового кодекса Российской Федерации, в которой, в частности, определен перечень федеральных, региональных и местных налогов и сборов, введена в действие с 1 января 1999 г.

Налоги, поступающие в соответствующие бюджеты, называются закрепленными доходами. Кроме того, нижестоящему бюджету для покрытия его расходов из вышестоящего бюджета могут перечисляться сверх закрепленных за ним доходов дополнительные средства в различных формах. Они называются регулирующими доходами.

Регулирующие доходы позволяют региональным и местным органам власти иметь необходимые для выполнения их функций финансовые ресурсы, сбалансировать доходную и расходную части бюджетов.

При утверждении федерального бюджета устанавливаются ставки отчислений от соответствующих федеральных налогов и доходов в бюджеты субъектов РФ. Кроме того, формируется Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов Федерации.

На 2000 г. объем Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации утвержден в сумме 57350,9 млн руб.

Передаваемые средства вышестоящего бюджета, используемые на финансирование целевого мероприятия, называются субвенциями. Инвестиции и другие капитальные расходы производятся за счет средств федерального бюджета, когда их значимость выходит за рамки региональных интересов.

В составе расходов федерального бюджета на 2000 г. образованы Фонд регионального развития в сумме 2542,5 млн руб. и Фонд развития региональных финансов в сумме 1920,0 млн руб.

Средства Фонда регионального развития направляются на финансирование федеральных программ развития регионов (2200,0 млн руб.) и на дополнительную финансовую помощь высокодотационным субъектам Российской Федерации (342,5 млн руб.).

Источником образования Фонда развития региональных финансов в 2000 г. является кредит Международного банка реконструкции и развития. Согласно Закону «О федеральном бюджете на 2000 г.» средства Фонда развития региональных финансов направляются на активизацию процессов финансового оздоровления бюджетов субъектов Российской Федерации, на содействие реформированию бюджетной сферы и бюджетного процесса, стимулирование экономических реформ.

Решение проблемы бюджетного федерализма состоит в оптимальном сочетании интересов РФ, регионального и местного уровней. Поэтому принципы формирования межбюджетных отношений между Федерацией и ее субъектами следует распространить и на взаимоотношения между региональными и местными бюджетами.

Созданию правовых Гарантий финансовой самостоятельности муниципальных образований способствует Федеральный закон от 25 сентября 1997 г. №12б-ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления Российской Федерации»*. Закон, в частности, устанавливает источники формирования и направления использования финансовых ресурсов местного самоуправления, основы бюджетного процесса в муниципальных образованиях. Каждое муниципальное образование в соответствии с законом имеет собственный бюджет и право на получение в процессе бюджетного регулирования средств из федерального бюджета и средств из бюджета субъекта Российской Федерации. Тем самым местные бюджеты наделяются гарантированной долей от федеральных налогов.

К средствам бюджетного регулирования местных бюджетов относятся:

· нормативные отчисления от регулирующих доходов; в дотации и субвенции местным бюджетам;

· средства, выделяемые из фонда финансовой поддержки муниципальных образований;

· средства, поступающие по взаимным расчетам из федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации.

Фонд финансовой поддержки муниципальных образований создается в бюджетах субъектов Российской Федерации и распределяется по формуле, учитывающей численность населения муниципального образования, долю детей дошкольного и школьного возрастов в общей численности населения, душевой обеспеченности бюджетными средствами муниципального образования и др.

К нормативным отчислениям от регулирующих доходов относятся доли федеральных налогов и доли налогов субъектов Российской Федерации, закрепленные за местными бюджетами на постоянной основе. Они наряду с местными налогами и сборами относятся к собственным доходам местных бюджетов.

Что касается дефицита федерального бюджета на 2000 г., то на его покрытие направляются источники внутреннего и внешнего фи-

нансирования. Среди них - сальдо поступлений от операций на рынке с государственными ценными бумагами, доходы от приватизации государственного имущества, сумма превышения доходов над расходами по государственным запасам драгоценных металлов и драгоценных камней, кредиты международных финансовых организаций, правительств иностранных государств, банков и фирм1. На покрытие внутригодовых разрывов между текущими доходами и расходами федерального бюджета используется кредит Центрального банка Российской Федерации.

В управлении бюджетным процессом принимают участие практически все органы государственной власти и управления РФ. Однако центральное место среди них занимает система органов государственного управления финансами: Министерство финансов России, министерства финансов республик, финансовые управления и другие территориальные органы управления финансами, органы федерального казначейства.

Министерство финансов Российской Федерации как федеральный орган исполнительной власти и его органы на местах обеспечивают управление финансами и разработку финансовой политики государства.

Основными задачами Министерства финансов Российской Федерации согласно Положению о нем2 являются:

· совершенствование бюджетной системы Российской Федерации, развитие бюджетного федерализма;

· разработка и реализация единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в РФ;

· концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития РФ;

· разработка проекта федерального бюджета и обеспечение исполнения в установленном порядке федерального бюджета; составление отчета об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета РФ;

· разработка программ государственных заимствований и их реализация в установленном порядке от имени РФ; управление государственным внутренним и внешним долгом РФ;

· разработка и реализация единой политики в сфере развития финансовых рынков в РФ;

· участие в разработке и проведении единой политики в сфере формирования и использования государственных ресурсов драгоценных металлов и драгоценных камней;

· разработка единой методологии составления бюджетов всех уровней и отчетов об их исполнении;

· осуществление в пределах своей компетенции государственного финансового контроля,

· обеспечение методологического руководства бухгалтерским учетом и отчетностью (кроме бухгалтерского учета и отчетности в Центральном банке РФ и кредитных организациях), а также в соответствии с законодательством РФ аудитом в РФ (кроме аудита в банковской системе)

В соответствии с возложенными на него задачами Минфин РФ наряду с другими функциями организует работу по составлению проекта федерального бюджета, прогноза консолидированного бюджета государства; представляет проект федерального бюджета в Правительство страны. После одобрения Правительством проекта федерального бюджета он рассматривается и принимается Государственной Думой и Советом Федерации Федерального Собрания.

Консолидированный бюджет никем не утверждается, Контроль за бюджетами субъектов Федерации со стороны центральных органов ограничивается только общими параметрами их бюджетов.

Обеспечивая исполнение федерального бюджета, Минфин РФ контролирует поступление и целевое использование средств, выделяемых из федерального бюджета предприятиям, учреждениям и организациям. По истечении года, на который был составлен бюджет, Министерство финансов РФ составляет отчет об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета и представляет их в Правительство РФ.

Федеральное казначейство является структурным подразделением Минфина РФ, Оно меняет сложившуюся практику исполнения федерального бюджета, которой ранее занимались Государственный банк СССР и его звенья.

В условиях создания двухуровневой банковской системы РФ и расширения самостоятельности региональных и местных бюджетов произошло ослабление контроля за исполнением бюджета. В настоящее время органы казначейства отслеживают движение средств на бюджетных счетах в банковской системе, собирают и анализируют информацию о состоянии государственных финансов, обслуживают совместно с Центральным банком РФ государственный долг и т.д., что позволяет восстановить необходимый контроль за исполнением бюджета.

28 августа 1997 г. Правительство Российской Федерации приняло постановление «О мерах по ускорению перехода на казначейскую систему исполнения федерального бюджета» Ml 082. Этим постановлением предусматривалось Министерству финансов Российской Федерации совместно с другими федеральными органами исполнительной власти и при участии Центрального банка РФ осуществить централизацию доходов и средств федерального бюджета на счетах органов федерального казначейства Министерства финансов РФ; эти счета открывать в установленном порядке на счетах Центрального банка РФ, а при их отсутствии - в коммерческих банках, привлекаемых для обслуживании этих счетов на конкурсной основе.

Размер и сроки финансирования расходов федерального бюджета устанавливаются Министерством финансов Российской Федерации. Адресное распределение этих средств по получателям производится главным распорядителем бюджетных средств и представляется в органы Федерального казначейства.

В рамках осуществления своей финансово-хозяйственной деятельности организации и индивидуальные предприниматели, помимо уплаты налогов, сталкиваются с необходимостью уплаты иных, так называемых неналоговых платежей. В качестве примера можно привести различные экологические и утилизационные сборы, плату за проезд по трассам большегрузных автомобилей, платежи за обязательные услуги, оказываемые государством и государственными учреждениями, портовые сборы, плату за водопользование и т. п.

Количество неналоговых платежей составляет несколько десятков и постоянно меняется. В настоящий момент их точное количество неизвестно. Такая нагрузка является достаточно существенной для бизнеса, в связи с чем механизм установления и оплаты платежей требует четкого и, прежде всего, понятного правового регулирования. В то же время процесс установления и сбора платежей порою носит несистемный и непредсказуемый характер. Администрирование данных неналоговых платежей осуществляют различные структуры в разное время, по разным ставкам и правилам. Иногда появление того или иного платежа становится полной неожиданностью для бизнесменов и влечет за собой непредвиденные финансовые и временные издержки.

Решение проблемы

В июле 2017 года Минфином был подготовлен законопроект «О регулировании обязательных платежей юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», который, по мнению разработчиков проекта, призван решить проблему. Рассмотрим основные, наиболее интересные положения законопроекта, чтобы определить, решает ли он существующие проблемы в сфере неналоговых платежей.

Прежде всего обращает на себя внимание тот факт, что законопроект не содержит определение неналогового платежа. Вместо этого ведомство использует понятие обязательного платежа.

Обратите внимание

3 группы неналоговых платежей установлены законопроектом.

К обязательным платежам законопроект относит индивидуально-безвозмездные платежи, уплачиваемые юрлицами и ИП, зарегистрированными на территории страны, а также иностранными лицами, которые при этом не установлены законодательством о налогах и сборах, законодательством о страховых взносах, таможенным законодательством, федеральными законами о конкретных видах обязательного страхования, а также платежи, обязанность по уплате которых возникает в результате применения мер ответственности.

Исходя из вышеуказанного положения, можно сделать вывод, что законопроект не охватывает своим действием все неналоговые платежи, ограничиваясь только их частью. Многие из таких сборов выведены из-под действия законопроекта либо остались за пределами его регулирования, как, например, неналоговые платежи физических лиц. Все это свидетельствует в пользу того, что если данный законопроект и способен решить проблему нефискальных сборов, то только частично.

Специальный реестр

Согласно законопроекту, все обязательные платежи можно разделить на три группы: установленные законодательством России (федеральные); установленные законодательством субъекта (региональные) и муниципальными правовыми актами (муниципальные). Таким образом, мы видим, что правом на введение неналоговых платежей обладают федеральные, региональные и муниципальные органы власти. Для упорядочивания и систематизации сборов законопроект предусматривает создание их специального реестра, точнее трех списков, для каждой группы сборов. Реестры обязательных платежей будут содержать информацию о нормативно-правовых актах, устанавливающих или изменяющих данные платежи, порядке их исчисления, размерах и сроках уплаты. Каждый новый обязательный платеж будет подлежать включению в реестр.

Реестры обязательных платежей будут размещаться в Интернете, что сделает информацию о них общедоступной и позволит каждому бизнесмену как определиться с подлежащими уплате обязательными платежами, так и просчитать свои затраты на них. В то же время говорить о том, что реестры будут содержать полную информацию о подлежащих уплате платежах, не представляется возможным, так как в них будут отражаться лишь те платежи, которые подпадают под действие законопроекта.

Без неожиданностей

Одним из положительных моментов законопроекта является закрепление процедуры установления обязательных платежей. Так, закреплено, что введение новых или изменение действующих обязательных платежей допускается не ранее 1 января года, следующего за годом принятия актов, устанавливающих обязательные платежи, но не ранее шести месяцев со дня официального опубликования актов, предусматривающих их введение или изменение. Данное положение позволит избежать появления «неожиданных» обязательных платежей и даст бизнесу время на подготовку к появлению новых сборов. Помимо этого, среди положительных моментов законопроекта можно назвать и то, что нормативно-правовые акты, вводящие обязательные платежи, должны будут содержать положения об их предельных размерах. В то же время следует отметить, что установление предельных размеров не означает, что расти не будет, так как законопроект не содержит положений, препятствующих в будущем осуществлять повышение предельного размера сборов. В любом случае нужно быть готовыми к тому, что размер сборов может быть увеличен, т. к. вопрос пополнения бюджета сейчас стоит остро как никогда.

Обратите внимание

Количество неналоговых платежей составляет несколько десятков и постоянно меняется. В настоящий момент их точное количество неизвестно. Такая нагрузка является достаточно существенной для бизнеса, в связи с чем механизм установления и оплаты платежей требует четкого и, прежде всего, понятного правового регулирования.

Права и обязанности

Помимо процедуры установления обязательных платежей, в законопроекте прописаны права и обязанности их плательщиков. В целом, они носят общий характер. Также законопроект содержит права и обязанности органов, осуществляющих администрирование обязательных платежей, многие из которых аналогичны правам налоговиков. Так, например, эти организации вправе истребовать от плательщика документы, вызывать его для дачи пояснений, вести учет фирм и т. д. При этом процедура реализации этих прав (сроки, порядок, ответственность) в законопроекте не урегулирована. Это, в свою очередь, создает неудобства как для плательщиков, так и для самих ведомств, администрирующих эти средства. Учитывая многообразие обязательных платежей, целесообразно четко прописать в законе единую процедуру их взаимодействия с плательщиками, например, установить единую процедуру и срок предоставления документов по всем обязательным платежам.

Следует отметить, что в целом законопроект имеет как свои плюсы, так и свои минусы. Среди плюсов можно назвать введение единых правил установления, исчисления и взимания некоторых неналоговых платежей, что делает данный институт более понятным для применения. В числе минусов – то, что законопроект не охватывает своим регулированием все сборы, не содержит понятие неналоговых платежей, не способствует уменьшению финансовой нагрузки на бизнес. О практической полезности будущего закона для бизнеса можно будет говорить лишь после того, как мы прочтем его окончательную редакцию.

Хочется надеяться, что законотворцы учтут все замечания предпринимателей, которые активно обсуждались в сети Интернет. Главное, чтобы принятые нормы не противоречили существующим правилам, иначе не избежать последующих неоднократных разъяснений Минфина и

Налоги играют значимую роль в экономике любого современного государства. Российская федеральная налоговая служба не исключение. Она обеспечивает ключевой источник пополнения государственного бюджета. При этом все многообразие налогов РФ подразделяется на 3 вида: местные (муниципальные), региональные и федеральные. В сегодняшней статье речь пойдёт об обязательных платежах государству на наивысшем уровне. То есть поговорим про федеральные налоги и сборы . С ними сталкивался любой из вас, и функционируют они на территории всей нашей необъятной Родины. К тому же вопросы про федеральные налоги любят задавать на семинарах и экзаменах.

Федеральные налоги и сборы

Пожалуй, стоит начать с определения. Федеральные налоги и сборы – обязательные безвозмездные платежи, установленные Налоговым Кодексом РФ, и взимаемые федеральной налоговой службой с физических и юридических лиц на всей территории России.


То есть федеральные налоги обязательны для всех и всюду, вне зависимости от того, какой это регион РФ (республика, область, край и т. д.). Соответственно ставки по ним также задаются в Налоговом Кодексе и не зависят от регионального и местного законодательства.

Это важно! Если налог именуется федеральным, это еще не значит, что он полностью зачисляется в федеральный бюджет. Например, налог на прибыль организаций частично направляется на пополнение и того бюджета субъекта РФ, где он был собран.

На 2017 год, в систему федеральных налогов входят:

  • НДФЛ;
  • налог на прибыль;
  • акцизы;
  • налог на добычу полезных ископаемых;
  • водный налог;
  • сборы за пользование объектами животного мира и водных биоресурсов;
  • государственная пошлина.

Итого 8 налогов и сборов федерального уровня. Их сравнительный анализ приведен в таблице.


Отмечу, что в таблице, как и далее в статье, информация приведена с некоторыми упрощениями. Я не ставил себе целью в мелочах описать здесь федеральные налоги, но хотел максимально просто и доступно дать Вам общее о них представление. Поэтому за дополнительными данными рекомендую обратиться к первоисточникам. Особенно к Налоговому Кодексу РФ (далее НК РФ ).

А пока предлагаю пройтись по списку федеральных налогов и сборов, и кратко ознакомиться с их ключевыми особенностями.

Налог на добавленную стоимость

Первый федеральный налог, рассматриваемый нами – налог на добавленную стоимость, или как его обычно сокращают, НДС. Подробно все его аспекты описаны в главе 21 НК РФ ч. 2.

НДС – это форма обязательной уплаты в госбюджет доли от стоимости товара (материального или нематериального продукта, услуги), создаваемой на всех этапах производственного процесса, и вносимая в бюджет по мере его реализации потребителям.

НДС – косвенный налог . То есть это такой вид налога, который устанавливается в форме надбавки к цене товара. Получается, что, по сути, налог платит покупатель товара, а продавец выступает в роли сборщика налога.

Налогоплательщики НДС: юридические лица, ИП, организации занимающиеся перевозкой груза через таможню. Объекты налогообложения: реализация товаров на территории России, ввоз продукции из заграницы.


Основная налоговая ставка в случае НДС – 18% . Кроме того, в некоторых ситуациях используется пониженная ставка: 10% (реализация мясных и молочных продуктов, яиц, сахара, соли; продажа определенных детских товаров, журналов и газет, медикаментов и пр.) или 0% (услуги международной транспортировки товаров, сбыт экспортируемой продукции и пр.).

Налог на доходы физических лиц

Подоходный налог, он же налог на доходы физических лиц (НДФЛ ) – доля взимаемая от совокупного дохода физических лиц.

Это прямой налог , поскольку он взимается напрямую с дохода физического лица им заработанного или полученного иным способом. Например, с зарплаты работника предприятия.

Платить НДФЛ обязаны все физические лица – резиденты РФ, а также лица налоговыми резидентами России не считающиеся, но извлекающие экономическую выгоду из источников на территории нашей страны.

Объект налогообложения, как сказано ранее – доходы физического лица, за рядом исключений. К таким исключениям, освобождаемым от налогообложения, относятся: разнообразные компенсационные выплаты, государственные пособия, пенсии, научные гранты, алименты и пр.


Основная налоговая ставка НДФЛ на 2017 год – 13% . Но ставка может быть повышена в ряде случаев. Так она может составлять: 9% — для процентов по ряду облигаций, 30% — для лиц, не являющихся резидентами РФ, и некоторых видов ценных бумаг, 35% — для выигрышей в лотереях.

Также российские налогоплательщики вправе получить налоговые вычеты , ознакомиться с которыми можно в главе 23 НК РФ ч. 2.

Налог на прибыль организаций

Налог на прибыль организаций (НПО) – федеральный налог, взимаемый как определенная доля от прибыли юридического лица.

Налог на прибыль – прямой налог , уплачиваемый российскими организациями (предприятиями, коммерческими банками, торговыми сетями) и иностранными организациями получающими доходы в РФ. Объект налогообложения – прибыль юридического лица (доходы за вычетом расходов).

Базовая ставка в случае НПО – 20% . При этом 2% уходит в федеральный, а 18% перечисляется в региональный бюджет (с 2017 года это соотношение иное: 3% и 17%, соответственно).

В ряде случаев (например, для предприятий особых экономических зон) может применяться пониженная налоговая ставка. Подробности – в главе 25 НК РФ ч. 2.

Акцизы

Акциз – налог, устанавливаемый на особые категории товаров массового потребления (табак, алкоголь, легковые автомобили) внутри страны.

Это также косвенный налог , поскольку величина акциза учитывается в стоимости товара или тарифа на услугу, и по факту уплачивается конечным потребителем.

Как правило, величина акцизов довольно большая, и они считаются крупным источником пополнения госбюджета страны.

В России к подакцизным причислены следующие категории товаров:

  • этиловый спирт, содержащая спирт продукция (с долей этанола > 9%) и алкогольная пищевая продукция (водка, вино, шампанское, пиво, ликеры);
  • разнообразная табачная продукция;
  • электронные сигареты для вейпинга;
  • легковые автомобили и мотоциклы (с мощностью движка > 150 л.с.);
  • бензин, дизельное топливо и отдельные виды моторных масел.

Размер акцизов разный и устанавливается отдельно для каждой категории товаров. К примеру, для пива он может составлять от 0 до 39 рублей за литр (в зависимости от крепости напитка). Акциз на сигары – 171 руб. за штуку. Автомобильный бензин – 10 130 руб. или 13 100 руб. за тонну, в зависимости от класса топлива. Более подробно — в главе 22 НК РФ ч. 2.

Налог на добычу полезных ископаемых

НДПИ – прямой федеральный налог, который платят организации и предприниматели, являющиеся пользователями земных недр и добывающие полезные ископаемые (нефть, уголь, руды металлов, торф, минеральные воды, известняк, гранит, алмазы, апатиты и пр.).

ИП и юрлица платят НДПИ при добыче полезных ископаемых, являющихся государственной собственностью РФ (а это почти все природные богатства, кроме песка, мела и некоторых типов глины). При этом «добытчикам» необходимо оформить разрешение. Подробнее в главе 26 НК РФ ч. 2.

Налоговые ставки, применяющиеся в случае федерального налога на добычу полезных ископаемых, разнообразны и зависят от их вида и обстоятельств добычи. Они могут быть заданы в абсолютном или относительном выражении. Например: 4% — при добыче горючего торфа; 6,5%- при разработке драгоценных металлов (кроме золота). Или 11 рублей за тонну суббитоминозного, или иначе бурого, угля (при этом ставка еще перемножается на дефлятор).

Водный налог

Водный налог – федеральный налог, взимаемый с физических лиц и организаций за особое (подлежащее обязательному лицензированию) пользование водными объектами России.


Объектами налогообложения считаются: забор воды, применение энергии воды для выработки электричества (например, работа ГЭС) или сплав древесины. Не подлежит налогообложению использование акваторий для рыбалки, хождения судов, тушения пожаров и т.п.

Ставка водного налога зависит от месторасположения водного объекта, его наименования и объема забранной жидкости. К примеру, забор воды из реки Волги в Приволжском экономическом районе будет стоить 294 руб. за 1 тыс. куб. м. (согласно главе 25.2 НК РФ ч. 2).

Сборы за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов

Эти сборы – обязательные платежи, уплачиваемые в бюджет физическими лицами (в т. ч. ИП) и организациями, получившими разрешение на добычу представителей фауны на территории РФ и/или водных биоресурсов в ее водах.

К объектам налогообложения здесь относятся, говоря простым языком, звери, птицы и рыбы. Ставка этого сбора зависит от вида животного или рыбы. К примеру, установлено 20 руб. за фазана, 450 руб. за косулю или 3500 руб. за тонну улова минтая из Охотского моря. Соответствующие данные имеются в главе 25.1 НК РФ ч. 2.

Государственная пошлина

Государственная пошлина – сбор, взимаемый с лиц обращающихся в государственные органы, органы местного самоуправления или к уполномоченным специалистам, за осуществлением определенных услуг.


Например, за удостоверение у нотариуса доверенности на совершение сделки определена госпошлина в размере 200 руб. А государственная регистрация физического лица в качестве ИП предполагает уплату 800 руб.

Подробное описание этого федерального сбора можно получить, обратившись к главе 25.3 НК РФ ч. 2.

На этом завершу обзор федеральных налогов и сборов РФ. В следующий раз расскажу про региональные и местные налоги.

Галяутдинов Р.Р.

© Копирование материала допустимо только при указании прямой гиперссылки на источник: Галяутдинов Р.Р.

galyautdinov.ru

В статье анализируется структура доходов федерального бюджета в 2013–2015 годах. Рассматривается роль НДС в формировании доходной части федерального бюджета.

Ключевые слова: НДС, федеральный бюджет, доходы, расходы, ВВП, нефтегазовые доходы, ненефтегазовые доходы

В российской налоговой системе основную роль играют косвенные налоги, к которым относится НДС. Налог на добавленную стоимость - косвенный налог и как любой косвенный налог представляет собой надбавку к цене товара (работы или услуги), которая оплачивается конечным потребителем. НДС является федеральным налогом, только за 2015 год за счет него формируется 36,1 % всех доходов федерального бюджета. Выполняя свою основную функцию - фискальную, НДС влияет на процессы ценообразования, структуру потребления и др.


НДС представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемый на всех стадиях производства и обращения. Добавленная стоимость создается живым трудом, поэтому НДС возникает там, где есть живой труд, в результате которого создается новая стоимость. А живой труд есть на каждом этапе создания товара - начиная от добычи сырья и заканчивая торговлей. При этом по мере продвижения товара растут затраты, соответственно, возрастает и величина НДС. Каждый участник этой цепочки включает НДС в цену своего товара, реализует его и получает от покупателя деньги. Из этих денег и уплачивается налог. Таким образом, предприятия и организации можно рассматривать только как сборщиков налога, конечным же его плательщиком является конечный потребитель товара. Именно на нем лежит вся тяжесть налогового бремени, что дает полное основание причислить НДС к налогам на потребление.

Налоговая база по НДС определяется в соответствии со ст. 153 НК РФ и имеет многочисленные особенности в зависимости от вида облагаемой операции.


Так ввоз товаров в Россию (импорт товаров) признается объектом налогообложения по НДС (подп. 4 п. 1 ст. 146 НК РФ). Налог при этом уплачивается в составе общих таможенных платежей (подп. 3 п. 1 ст. 70 Таможенного кодекса Таможенного союза).

При этом сумма налога рассчитывается по особым правилам.

Например, если организация импортирует товары, облагаемые и таможенными пошлинами, и акцизами, используйте формулу:

НДС = Таможенная стоимость товара + Таможенные пошлины + Акцизы × Ставка НДС.

Рис. 1. Объекты налогообложения НДС

По каждой группе товаров налог рассчитывайте отдельно. Общая сумма НДС к уплате будет равняться сумме налогов, подсчитанных по группам товаров.

Такие правила установлены пунктом 3 статьи 160 и пунктом 5 статьи 166 Налогового кодекса РФ.

С точки зрения экономической практикифедеральный бюджет - важнейший элементмакроэкономической политики. Он обеспечивает аккумулирование финансовых ресурсов и их перераспределение.

Федеральный бюджет - форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств Российской Федерации. (БК гл. 3 ст. 16)

За счет средств бюджета формируется большая часть платежеспособного спроса. Это достигается тем, что из бюджета выплачиваются значительные объемы заработной платы, приобретаются товары и услуги, осуществляются капиталовложения.

В структуре федерального бюджета, безусловно, выделяются его доходная и расходная части. Доходы федерального бюджета - это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации в распоряжение органов государственной власти Российской Федерации.

Структура налоговых доходов федерального бюджета закреплена в статье 50 Бюджетного Кодекса РФ. В федеральный бюджет зачисляются налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами: налога на прибыль организаций по ставке, установленной для зачисления указанного налога в федеральный бюджет, - по нормативу 100 процентов; налога на добавленную стоимость - по нормативу 100 процентов; акцизов на спирт этиловый из пищевого сырья - по нормативу 50 процентов и проч. (см. ст. 50 БК РФ) .

Структура доходов федерального бюджета в 2013–2016 годах представлена в следующей таблице 1 .

Таблица 1

Структура доходов федерального бюджета в 2013–2016 годах, млрд. руб.

Показатели

2013 год

2014 год

2015 год

млрд. руб

в % к объему доходов фед. бюджета

млрд. руб

в % к объему доходов фед. бюджета

млрд. руб

в % к объему доходов фед. бюджета

Доходы, всего

в том числе:

Нефтегазовые доходы

в том числе:

Таможенные пошлины

Ненефтегазовые доходы

в том числе:

Налог на прибыль организаций

НДПИ (без нефтегазовых доходов)

Таможенные пошлины (без нефтегазовых доходов)

Прочие ненефтегазовые доходы

Таким образом, из вышеприведенной таблицы мы можем проследить, что доля нефтегазовых доходов за 2013–2015 гг. снижается на 2,7 %, а доля ненефтегазовых доходов повышается на 2,7 %. Это происходит так как меняется соотношение нефтегазового и ненефтегазового секторов в структуре ВВП, а также действует бюджетное правило, согласно которому нефтегазовые доходы не расходуются, а идут в Резервный фонд и Фонд национального благосостояния.

Проанализировав данные, представленные в таблице, можно сделать вывод о том, что значительную часть налоговых доходов федерального бюджета поставляют поступления по НДС. Как видно из таблицы 1, удельная доля НДС в федеральном бюджете за 2013–2015 гг. увеличивается от 33,0 % до 36,1 %, то есть на 3,1 %.

Для наглядности представим данную таблицу в виде графика (рис. 2).

Рис. 2. Структура доходов федерального бюджета в 2013–2015 годах, млрд. руб.

Заметим, что с каждым годом доходы в федеральный бюджет растут и удельный вес в поступлениях в бюджет занимают доходы, поступившие от уплаты НДС.

«Налог на добавленную стоимость входит в первую группу доходов федерального бюджета и является одним из решающих налогов во всей системе налогообложения России. В консолидированном бюджете РФ поступления от НДС уступают только налогу на прибыль и составляют около четверти всех доходов. В то же время в федеральном бюджете РФ налог на добавленную стоимость стоит на первом месте, превосходя по размеру все налоговые доходы» .

В трехлетней перспективе 2014–2017 годов приоритеты Правительства Российской Федерации в области налоговой политики остаются такими же, как и ранее - создание эффективной и стабильной налоговой системы, обеспечивающей бюджетную устойчивость в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Основными целями налоговой политики продолжают оставаться поддержка инвестиций, а также стимулирование инновационной деятельности. Относительно налогообложения в части НДС на указанный период со стороны Правительства РФ не запланировано существенных изменений .

Литература:

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-Ф (принят ГД ФС РФ 17.07.1998); действующая редакция от 01.09.2016 [Электронный ресурс]: КонсультантПлюс / Режим доступа: http://www.consultant.ru/popular/budget
  2. Райзберг Б. А. Экономика и управление [Текст]: словарь / Б. А. Райзберг, Л. Ш. Лозовский; Моск. психол.-социал. ин-т. - М.: Моск. психол.-социал. ин-т, 2005. - 488 с.
  3. Романовский М. В. Налоги и налогообложение [Текст]: учебник/ М. В. Романовский, О. В. Врублевская. – СПб.: Питер, 2008. - 576 с.
  4. Федеральная налоговая служба РФ [Электронный ресурс]: Исполнение доходной части бюджета РФ / Режим доступа: https://www.nalog.ru
  5. Налог на добавленную стоимость: основные проблемы и пути их решения [Электронный ресурс]: НДС портал / Режим доступа: http://www.nds-nalog.ru
  6. Исполнение бюджета по доходам. Налог на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию РФ [Электронный ресурс]: Министерство финансов Российской Федерации / Режим доступа: http://info.minfin.ru/kons_doh.php
  7. Исполнение бюджета по доходам. Налог на добавленную стоимость на товары, реализуемые на территории РФ [Электронный ресурс]: Министерство финансов Российской Федерации / Режим доступа: http://info.minfin.ru/kons_doh.php

moluch.ru

Механизм исчисления федеральных налогов и сборов

Для каждого вида федеральных налогов и сборов устанавливается свой круг налогоплательщиков.

Это могут быть физические и юридические лица, а также индивидуальные предприниматели.

В законе также могут указываться категории лиц, которые не могут рассматриваться как налогоплательщики конкретного налога и сбора.

Чтобы правильно определить объект налогообложения, используются нормы НК РФ.

Объект налогообложения большинства федеральных налогов с организаций так или иначе связан с операциями реализации товаров (работ, услуг), имущества и имущественных прав.

В НК РФ также указываются операции, освобождаемые от налогообложения.

Если у лица существует обязанность по уплате определенного налога или сбора и присутствует объект налогообложения, ему необходимо самостоятельно рассчитать сумму, подлежащую уплате в бюджет.

Для этого определяется налоговая база, налоговая ставка берется из кодекса и производится расчет.

Если у налогоплательщика есть право на налоговую льготу, то он указывает и это.

Расчет налога происходит по формуле:

налоговая база Х налоговая ставка.

Каждый вид федерального налога или сбора считается по своим правилам.

Все эти правила детально прописаны в Налоговом кодексе РФ.

Кроме этого, существуют различные разъяснения ФНС.

Порядок уплаты налогов и сборов

Если исчисление налога происходит за определенный налоговый период, то и для его уплаты отведены специальные сроки.

Универсальных сроков для уплаты федеральных налогов и сборов не существует.

Каждый раз необходимо сверяться с нормами НК РФ.

При этом могут использоваться привязки к календарным датам или целому периоду времени, а также указания на конкретное событие или действие.

Не всегда налогоплательщик сам определяет дату платежа. Когда расчет суммы налога лежит на налоговой службе, то обязанность перечислить деньги в бюджет возникает только после получения уведомления.

Но один принцип уплаты налогов неизменен: за просрочку назначаются штрафные санкции. И налогоплательщик будет обязан перечислить в бюджет не только сумму налога, но и дополнительные платежи, такие как штрафы и пени.

При невыполнении требования налоговой инспекции средства для погашения задолженности будут взыскиваться принудительно.

Для этого деньги разыскиваются на счетах должника, а если их недостаточно, то реализуется его имущество.

Специальные налоговые режимы

Специальные налоговые режимы могут предусматривать федеральные налоги, не указанные выше, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов и сборов.

Единый сельскохозяйственный налог — ЕСХН

Единый сельскохозяйственный налог — ЕСХН — представляет собой систему налогообложения для организаций и индивидуальных предпринимателей, являющихся сельхозпроизводителями. Налогоплательщики, применяющие данный налоговый режим, освобождаются от уплаты налогов на прибыль, имущество и НДС.

Объектом налогообложения признаются доходы, уменьшенные на величину расходов. Ставка налога составляет 6 процентов.

Упрощенная система налогообложения — УСН

Упрощенная система налогообложения — УСН — может применяться организациями и индивидуальными предпринимателями.

Ставка налога в случае налогообложения доходов составляет 6%, а при выборе объектом налогообложения «доходы минус расходы» — 15%.

Налогоплательщики обязаны вести учет операций для целей исчисления налоговой базы по налогу в книге учета доходов и расходов.

Налогоплательщики, применяющие данный налоговый режим, освобождаются от уплаты налогов на прибыль, имущество и НДС.

Единый налог на вмененный доход — ЕНВД

Данная система налогообложения применяется для отдельных видов деятельности: бытовые услуги, автотранспортные услуги, розничная торговля, общественное питание и т.п.

Налоговой базой для исчисления суммы единого налога признается величина вмененного дохода, рассчитываемая как произведение базовой доходности, исчисленной за налоговый период, и величины физического показателя, характеризующего данный вид деятельности.

Уплата организациями единого налога предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организаций (в отношении прибыли, полученной от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом), налога на имущество организаций (в отношении имущества, используемого для ведения предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом, за исключением объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость в соответствии с настоящим Кодексом).

Организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого налога, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость.

www.audit-it.ru

Примечание 1: Некоторые канадские провинции взимают в размере 13 % так называемый harmonized sales tax (буквально «гармонизированный налог на продажи») - комбинацию федерального и провинциального НДС. В остальных, федеральный налог на продажи взимается в размере 5 %, а провинция может взимать свой, отдельный, налог на продажи. Как правило, для нового жилья возвращается часть налога, что фактически уменьшает налог до 4,5 %.

Примечание 2: Данные налоги не взимаются в Гонконге и Макао, представляющих собой финансово независимые специальные административные регионы. Ставка 13 % применяется для льготных категорий товаров, 3 % - для малых налогоплательщиков, 2 %, 4 % и 6 % - по упрощённой системе сбора НДС.

Примечание 3: В октябре 2006 года правительство сообщило, что, начиная с марта 2007, сниженная ставка будет составлять 7 %. Сниженной ставкой будут облагаться большая часть продуктов питания, обогрев, номера в отелях, печатные издания, и (с 1 марта 2007) питание в ресторанах.

Примечание 4: В 2 из 28 индийских штатов НДС не взимается.

Примечание 5: НДС в Израиле постепенно снижается. В марте 2004 года он был снижен с 18 % до 17 %, в сентябре 2005 - до 16,5 %, 1 июля 2006 - до 15,5 %. Планируется дальнейшее снижение НДС в ближайшем будущем, но оно будет зависеть от состава Кнессета.

Примечание 6: Принимая бюджет на 2005 год, правительство сообщило, что НДС будет введён в январе 2007. Сообщается, что товары первой необходимости и мелкие бизнесы будут освобождены от уплаты НДС или облагаться по льготной схеме. Уровень НДС ещё не объявлен.

Примечание 7: 1 января 2006 президент Филиппин получил право повысить НДС до 12 %. НДС был повышен до 12 % 1 февраля.

Примечание 8: 13 ноября 2006 года премьер-министр Ли Сянь (Lee Hsien) сообщил о повышении НДС до 7 % начиная с 1 июля 2007. Дополнительные детали будут объявлены 15 февраля 2007 года. (недоступная ссылка с 23-05-2013 )

Примечание 9: На протяжении нескольких лет остров Джерси готовится к введению налога на продажи для покрытия крупного бюджетного дефицита. Размер НДС будет составлять 3 %. НДС, возможно, не будет взиматься на местные продукты питания (то есть продукты питания, освобождённые от пятипроцентного «островного налога») и детскую одежду.

Примечание 10: Законом Республики Казахстан от 7 июля 2006 года № 177 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам налогообложения» снижены ставки НДС: с 1 января 2007 года с 15 до 14 %, с 1 января 2008 года с 14 до 13 %, а с 1 января 2009 года с 13 до 12 %.

ru.wikipedia.org

Федеральные налоги

Рассмотрим, в федеральный бюджет, какие налоги уплачиваются. Федеральными налогами являются:

  1. НДС (налог на добавленную стоимость) – часть добавленной стоимости, взыскиваемая государством на всех стадиях производства и сбыта продукции, работ и услуг по мере реализации.
  2. Акцизы – налог, которым облагаются товары массового потребления (табак, алкоголь и др.) приобретаемые внутри страны.
  3. НДФЛ (налог на доходы физических лиц) – налог, взыскиваемый государством с доходов граждан.
  4. Налог на прибыль – платят все юридические лица, зарегистрированные на территории РФ.
  5. Налог на добычу полезных ископаемых – взыскивается государством с юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, являющихся недропользователями.
  6. Водный налог – платят организации и ИП, использующие в реализации своей деятельности водные ресурсы.
  7. Сбор за пользование животным миром – взимается с организаций и ИП, использующих в своей деятельности различные виды животных.
  8. Сбор за пользование объектами водных ресурсов – взимается государством с коммерческих структур, занимающихся промышленным рыболовством.
  9. Госпошлина – денежный сбор, который граждане уплачивают за выполнение уполномоченными органами определенных функций и действий, в предусмотренных законодательством размерах.

Региональные налоги

В этом абзаце мы рассмотрим, в какие бюджеты платятся налоги, помимо федерального. Региональными налогами являются:

  1. Транспортный налог;
  2. Налог на игорный бизнес;
  3. Налог на имущество организаций.

Региональные власти, с согласия федеральных властей, могут вносить или вводить в них изменения. Органы местного самоуправления городов и районов могут вводить местные налоги, не противоречащие федеральному налоговому законодательству и после согласования их с федеральными властями.

Местные налоги

К данному виду налогов относят:

  • Земельный налог;
  • Налог на имущество физических лиц.

Часто бывает так, что федеральные власти передают часть сборов некоторых федеральных налогов местным и региональным властям, предварительно согласовав процентное соотношение. Тогда одну часть налога юридическое лицо платит в федеральный бюджет, а другую – в региональный или местный.

elhow.ru


1. Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

2. Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий), либо уплата которого обусловлена осуществлением в пределах территории, на которой введен сбор, отдельных видов предпринимательской деятельности.

3. Под страховыми взносами понимаются обязательные платежи на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование, взимаемые с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения реализации прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по соответствующему виду обязательного социального страхования.

Для целей настоящего Кодекса страховыми взносами также признаются взносы, взимаемые с организаций в целях дополнительного социального обеспечения отдельных категорий физических лиц.

Комментарий к ст. 8 НК РФ

    Комментируемая статья посвящена вопросам определения ключевой категории налогового права - налога и разграничению понятий налога и сбора. Она отвечает на два основных вопроса: что представляет собой налог как правовая категория и каковы его основные правовые признаки?

    Как известно, с помощью налогов публичная власть в одностороннем порядке изымает у собственников - организаций и физических лиц - часть их собственности, которая затем поступает в централизованные фонды публичных финансов (бюджеты) для финансирования институтов публичной власти - государства и местного самоуправления. Налоги являются основным источником пополнения публичных доходов, из которых формируются бюджеты государства и муниципальных образований.

    Суть налогов и налогообложения не раз находила свое отражение в решениях Конституционного Суда РФ (Постановления КС РФ от 17.12.1996, от 11.11.1997).

    Право частной собственности, охраняемое Конституцией РФ (ст. 35), как это отмечает в своих решениях Конституционный Суд РФ, не является абсолютным и не принадлежит к таким правам, которые в соответствии с Конституцией РФ (ст. 56) не подлежат ограничению ни при каких условиях. Оно может быть ограничено федеральным законом, но только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

    Положения Конституции РФ по вопросу ограничения прав человека, и в частности права собственности, соответствуют общепризнанным принципам международного права. Так, согласно Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 г., каждый человек имеет обязанности перед обществом и при осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе.

    Обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы - это обязанность публично-правового характера, обусловленная публично-правовой природой государственной и муниципальной власти. В этом смысле налоговая обязанность не должна рассматриваться с позиции частноправового регулирования, и к ней неприменимы нормы гражданского законодательства, гарантирующие неприкосновенность права собственности.

    Налоги являются необходимым условием существования государства, именно поэтому конституционная обязанность платить налоги распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства. Налогоплательщик, как отмечается в Постановлении Конституционного Суда РФ от 17 декабря 1996 г., не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства. При этом взыскание налога не может расцениваться как произвольное лишение собственника его имущества, оно представляет собой законное изъятие части имущества, вытекающее из конституционной публично-правовой обязанности.

    В обязанности налогоплательщиков, в том числе граждан, занятых предпринимательской деятельностью с образованием юридического лица, уплачивать законно установленные налоги и сборы воплощен публичный интерес всех членов общества. Поэтому, как замечено в уже упомянутом Постановлении Конституционного Суда РФ, государство вправе и обязано принимать меры по регулированию налоговых отношений в целях защиты прав и законных интересов налогоплательщиков.

    До принятия Налогового кодекса РФ в российском налоговом праве применялся расширительный подход к определению налога. Под налогом понимался любой обязательный платеж в бюджетную систему Российской Федерации. Приведем в качестве примера ст. 2 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации": "Под налогом, сбором, пошлиной и другим платежом понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами. Совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей (далее - налоги), взимаемых в установленном порядке, образует налоговую систему".

    Очевидно, что такой расширительный подход к определению налога не содействовал дальнейшему развитию правового регулирования налоговых отношений. Поэтому в принятой в 1998 г. первой части Налогового кодекса РФ (ст. 8) содержалось уже более точное определение налога, позволяющее отделить налог от иных обязательных публично-правовых платежей в бюджет и, прежде всего, от близкого к нему по своей природе сбора.

    Налог определяется законодателем как "обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований" (ст. 8 НК РФ).

    Таким образом, законодательство о налогах и сборах закрепляет следующие признаки налога:

    1) обязательный характер налогового платежа;

    2) его индивидуальную безвозмездность;

    3) денежную форму уплаты;

    4) публичные цели налогообложения.

    Обязательный характер уплаты налога обусловлен закрепленной на конституционном уровне обязанностью каждого платить законно установленные налоги.

    Этот правовой признак налога отличает его от пожертвований в пользу государства и иных видов добровольных взносов, а также от различных форм кредитования государства и местного самоуправления.