История теневой экономики и коррупции. Теневая экономика в россии и ее связь с коррупцией. Что является причиной теневой экономики

В 70-е годы международное сообщество приступило к выработке глобальной правовой основы по данной проблеме. В материалах V-го Конгресса ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями (Женева, 1975 г.) впервые появились положения об опасности подобного рода преступлений. А в Резолюции VIII Конгресса ООН (Гавана, 1990 г.) коррупция отнесена к глобальным проблемам, угрожающим всему человечеству. На рубеже XX-XXI веков появляется масса документов ООН: Международный кодекс поведения должностных лиц (1996), Глобальная программа против коррупции (1999), Конвенция против транснациональной организованной преступности (2000 и многие другие. В октябре 2003 г. была принята, а с декабря вступила в силу Конвенция ООН против коррупции как документ, обязательный к исполнению для всех государств, ратифицировавших его.

Комитет министров, рассмотрев Декларацию, принятую на второй встрече на высшем уровне глав государств и правительств, которая имела место в Страсбурге 10 и 11 октября 1997, и согласно плану действий, в особенности секции 3, параграфа 2 «Борьба с коррупцией и организованной преступностью», зная, что коррупция представляет серьёзную угрозу основным принципам и ценностям Совета Европы, подрывает веру граждан в демократию, разрушает правление закона, нарушает права человека препятствует социально-экономическому развитию, будучи убеждённым, что борьба против коррупции должна быть мультидисциплированной и в этой связи имеет отношение к программе действий против коррупции, так же как и к решениям, принятым европейскими министрами юстиции на их 19-й и 21-й конференциях, проведённых в Валлетте и Праге, соответственно, получив в проекте руководящие 20 принципов для борьбы против коррупции, разработанных Мульдисциплинарной группой по коррупции (GMC), твёрдо решив, что бороться с коррупцией необходимо, соединяя усилия наших стран, Комитет министров решил принять предложенные принципы для борьбы с коррупции:



1. Проводить эффективные меры для предотвращения коррупции и, в этой связи, поднимать общественное понимание и продвижение этического поведения.

2. Гарантировать признание национальной и международной коррупции криминальной.

3. Гарантировать, что те, кто отвечает за предотвращение, расследование, судебное преследование и судебное решение по случаям коррупции, имеют независимость и автономность, соответствующие их функциям, являются свободными от влияния и имеют эффективные средства, для того чтобы собрать доказательства, защищая людей, которые помогают властям в борьбе с коррупцией, и сохраняя конфиденциальность расследований.

4. Обеспечивать соответствующие меры для конфискации и лишения доходов в результате случаев коррупции.

5. Обеспечивать соответствующие меры, чтобы предотвратить давление на юристов, занимающихся случаями коррупции.

6. Ограничивать иммунитет от расследования, судебного преследования или судебного решения по случаям коррупции до степени, необходимой в демократическом обществе.

7. Продвигать специализацию людей или органов, отвечающих за борьбу с коррупцией и обеспечивать их соответствующими средствами и обучением для исполнения их задач.

8. Гарантировать, что финансовое законодательство и власти, отвечающие за осуществление этого, вносят вклад в борьбу с коррупцией в эффективной и скоординированной манере, в особенности отрицая возможность снижения налогов, согласно закону или правилу по поводу взяток или других расходов, связанных с коррупцией.

9. Гарантировать, что организация, функционирование и принятие решений публичными администрациями принимает во внимание потребность борьбы с коррупцией, в особенности, гарантируя прозрачность, совместимую с потребностью достигнуть эффективности.

10. Гарантировать, что правила, касающиеся прав и обязанностей должностных лиц, содержат требования борьбы с коррупцией и обеспечивают соответствующие и эффективные дисциплинарные меры; продвигать дальнейшую спецификацию поведения, ожидаемого от общественных должностных лиц соответствующими средствами, такими, как кодексы поведения.

11. Гарантировать, что соответствующие процедуры ревизии обращаются к действиям государственной службы и общественного сектора.

12. Подтверждать, роль, которую могут играть ревизионные процедуры в предотвращении и обнаружении коррупции вне административных органов.

13. Гарантировать, что система общественной ответственности принимает во внимание последствия коррумпированного поведения общественных должностных лиц.

14. Принимать соответственно прозрачные процедуры для общественного заказа, которые воплощают справедливую конкуренцию и удерживают коррупционеров.

15. Поощрять принятие избранными представителями кодексов поведения и продвигать правила финансирования политических партий и избирательных кампаний, которые удерживают коррупцию.

16. Гарантировать, что СМИ имеют право свободно получать передавать информацию по вопросам коррупции и подвергаются только тем ограничениям, которые являются необходимыми в демократическом обществе.

17. Гарантировать, что гражданское право принимает во внимание потребность борьбы с коррупцией и, в особенности, обеспечивает эффективные средства и права тех, чьи интересы затрагивает коррупция.

18. Поощрять исследования по коррупции.

19. Гарантировать, что в каждом аспекте борьбы с коррупцией, принимаются во внимание возможные связи с организованной преступностью и отмывание денежных средств.

20. Развивать до самой широкой степени возможное международное сотрудничество во всех областях борьбы с коррупцией.

На региональном уровне антикоррупционное законодательство пополняется документами Совета Европы, Европейского Союза, Организации Американских Государств, Содружества Независимых Государств и пр. Например, Уголовно-правовая Конвенция о борьбе с коррупцией Европейского Сообщества 1999 г. С 1996 года в Европе действует проект «Спрут», в рамках которого более 20 стран осуществляют информационный обмен по борьбе с организованной преступностью.

Для противодействия глобальной коррупции объединяют свои усилия и ученые-криминологи. В 2002 г. создан Всемирный антикриминальный и антитеррористический форум (ВААФ). Исследовательский Институт ООН по преступности и правосудию (ЮНИКРИ) координирует научную деятельность по вопросам борьбы с преступностью и коррупцией. В последние годы активно расширяется сеть исследовательских центров по изучению проблем транснациональной преступности и коррупции (TRACCC), основанная Американским Университетом (г. Вашингтон, США).

Целью всей этой научно-исследовательской деятельности ныне является выработка единой международной антикоррупционной политики и нормативно-правовой базы.

Система международных правовых стандартов противодействия коррупции и теневой экономике состоит из четырех взаимосвязанных подсистем:

I. Глобальная подсистема:

1. Конвенция Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности (принята резолюцией Генеральной Ассамблеи от 15 ноября 2000 г.).

2. Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции (принята резолюцией Генеральной Ассамблеи от 31 октября 2003 г.).

3. Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма (принята резолюцией Генеральной Ассамблеи от 9 декабря 1999 г.).

4. Декларация Организации Объединенных Наций о борьбе с коррупцией и взяточничеством в международных коммерческих операциях (утверждена резолюцией Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1996 г.).

5. Международный кодекс поведения государственных должностных лиц (принят резолюцией Генеральной Ассамблеи от 12 декабря 1996 г.).

6. Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка (принят резолюцией Генеральной Ассамблеи от 17 декабря 1979 г.).

7. Руководящие принципы для эффективного осуществления Кодекса поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка (утверждены резолюцией Экономического и Социального Совета ООН от 24 мая 1989 г.).

8. Меры по борьбе с коррупцией. Меры по борьбе с отмыванием денег.

9. Планы действий по осуществлению Венской декларации о преступности и правосудии: ответы на вызовы XXI века (приняты резолюцией Генеральной Ассамблеи от 15 апреля 2002 г.).

10. Существующие международно-правовые документы, рекомендации и другие документы, касающиеся коррупции (Доклад Генерального секретаря, Вена, 8-17 мая 2001 г.).

11. Антикоррупционный набор инструментов (июнь 2001 г.).

II. Европейская подсистема:

1. Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию (Страсбург, 27 января 1999 г.).

2. Конвенция Совета Европы о гражданско-правовой ответственности за коррупцию (Страсбург, 9 сентября 1999 г.).

3. Конвенция Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности (Страсбург, 8.11.1990 г.).

4. Двадцать принципов борьбы с коррупцией (приняты Комитетом министров Совета Европы 6 ноября 1997 г.).

5. Модельный кодекс поведения для государственных служащих (принят Комитетом министров Совета Европы 11 мая 2000 г.).

6. Единые правила против коррупции при финансировании политических партий и избирательных кампаний (приняты Комитетом министров Совета Европы 8 апреля 2003 г.).

7. Директива ЕЭС «О предотвращении использования финансовой системы для целей отмывания денег» от 10 июня 1991 г.

8. Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, учреждающее партнерство между Российской Федерацией, с одной стороны, и европейскими сообществами и их государствами-членами, с другой стороны (Корфу, 24 июня 1994 г.).

9. Партнерство ЕС/Россия. Совет сотрудничества. О плане совместных действий по борьбе с организованной преступностью (Брюссель, 29 марта 2000 г.).

10. Парижская декларация против отмывания денег (итоговая декларация Парламентской конференции Евросоюза по борьбе с отмыванием денег от 8 февраля 2002 г.).

III. Региональные подсистемы:

3.1 Подсистема СНГ:

1. Соглашение о сотрудничестве государств – участников Содружества Независимых Государств в борьбе с преступностью (Москва, 25.11.1998 г.).

2. Модельный закон «Об основах законодательства об антикоррупционной политике» (принят на XXII пленарном заседании МПА СНГ 15 ноября 2003 г.).

3. Модельный закон «О борьбе с коррупцией» (принят на XIII пленарном заседании МПА СНГ 3 апреля 1999 г.).

4. Модельный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем» (принят на XII пленарном заседании МПА СНГ 8 декабря 1998 г.).

3.2. Иные региональные подсистемы:

1. Конвенция о борьбе с дачей взяток иностранным государственным должностным лицам при осуществлении международных деловых операций (принята Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) 21 ноября 1997 г.).

IV. Отраслевые подсистемы:

3. Двадцать пять основных критериев FATF, препятствующих международному сотрудничеству в борьбе с отмыванием денег (2003 г.).

5. Общие рекомендации в отношении мер борьбы с коррупцией и обеспечения честности и неподкупности сотрудников органов юстиции и безопасности (Глобальный форум по вопросам борьбы с коррупцией, Вашингтон, 24-26 февраля 1999 г.).

6. Лимская декларация руководящих принципов контроля (принята IX Конгрессом Международной организации высших контрольных органов (ИНТОСАИ) в 1977 г.).

7. Кодекс надлежащей практики по обеспечению прозрачности денежно-кредитной и финансовой политики: Декларация принципов (принят Временным комитетом Международного валютного фонда 26 сентября 1999 г.).

8. Всеобщие директивы по противодействию отмыванию доходов в частном банковском секторе (Вольфсбергские принципы, 30 октября 2000 г.).

9. Пресечение финансирования терроризма (Вольфсбергский документ, январь 2002 г.).

Рост коррупции в государственных администрациях повлек за собой создание специальных структур управления государственной службой. Подобные попытки предпринимались и предпринимаются во всех экономически развитых государствах постоянно, независимо от формы правления.

В европейских государствах, а также в США, специализированных государственных органов по борьбе с коррупцией нет. Эти задачи отнесены к ведению правоохранительных, налоговых, финансовых, таможенных и других органов, в рамках которых могут создаваться специализированные подразделения. Несмотря на свою структурную принадлежность к указанным органам, работа такого рода подразделений строится на принципах самостоятельности, независимости и неподотчетности. Имеются примеры иных организационных решений. В Греции задачи выявления и борьбы с органами коррупции среди государственных и муниципальных служащих решает орган управления государственной службой – независимый генеральный инспекторат государственной службы. Вопросами государственной службы Германии ведает Министерство внутренних дел. В его структуре действуют Управление «D» (законодательство по государственной службе) и Управление «О» (организация государственной службы). В Испании организовано Министерство государственного управления. Во Франции среди государственных органов, занимающихся проблемами государственной службы, выделяется Министерство государственной службы с входящим в его состав Главным управлением администрации и государственной службы.

Рассмотренный выше опыт демонстрирует разнообразность подходов и вариативность идей при выборе оптимальной стратегии борьбы. Было показано, что имеющаяся сегодня структура в России работает неэффективно. Она лишь демонстрирует активную деятельность (создание формальных структур, точечное устранение представителей государственной власти за коррупционное правонарушение), в то же время не реализуя каких-либо превентивных антикоррупционных мер. Что касается рассмотренного опыта Франции и Великобритании, то, несмотря на имеющиеся отличия институционального характера, идея борьбы с коррупцией посредством превентивных мер, инициаторами которых выступают конкретные структуры, лежит в основе антикоррупционной деятельности в обеих странах. Именно такой характер борьбы позволяет достигать наивысших результатов, так как объектом реализации антикоррупционных мер становятся причины возникновения коррупции, а не последствия, как это происходит на данный момент в России.

Международный опыт борьбы с коррупцией показывает, что успех в ней зависит от ряда факторов, но в целом представить своеобразную «цепочку результативности» можно следующим образом:

1. Осознание государством и гражданами страны проблемы коррупции как угрозы национальной безопасности;

2. Вычленение в этой угрозе внутреннего и внешнего аспектов, политической и экономической составляющих;

3. Формирование стабильного и эффективного антикоррупционного законодательства с учетом опыта других государств;

4. Создание реально действующего механизма борьбы с коррупцией, включая работу независимой судебной системы;

5. Культивирование в обществе атмосферы нетерпимости и полного неприятия коррупционного поведения отдельных его членов и социальных групп.

Победа над коррупцией будет обеспечена совместными действиями, употребляя военную терминологию, трех фронтов: самих государств, гражданского общества и всем международным сообществом в целом.

В фундаменте этой победы лежат три основания, представляющие собой антикоррупционную стратегию:

1. Сильная политическая воля руководства стран и единая государственная политика противостояния коррупции;

2. Постоянный социальный контроль со стороны гражданского общества за всей системой государственного управления;

3. Жесткая подотчетность имеющих властные полномочия лиц перед действительно независимыми органами, наделенными, в свою очередь, полномочиями по привлечению этих лиц к ответственности независимо от высоты их общественного статуса.

Безусловно, при прочих равных условиях, антикоррупционные достижения ярче видны там, где исторические традиции, менталитет нации, религиозный опыт и иные духовно-нравственные факторы обеспечивают складывание в общественном сознании представления о чиновнике как об уважаемом человеке. Человеке, задача которого – государственная защита и охрана прав и интересов граждан. Страны, где такое представление формировалось веками, – Великобритания, Германия, Франция, Япония и другие – в начале XXI века имеют эффективный механизм борьбы с коррупцией. В чем же состоит международный опыт этой борьбы?

Во-первых, приходится признать: нет в мире стран, где отсутствовала бы коррупция. С 1995 года некоммерческая независимая организация по изучению и борьбе с коррупцией Транспаренси Интернэшнл (Transpаrency International), что означает «Международная Прозрачность», публикует доклад, в котором приводит данные ИВК (Индекса Восприятия Коррупции). Из приводимого списка стран видно, что свободных от коррупции мест на планете не осталось.

Во-вторых, коррупция проявляет себя во всем мире одинаково. Основные виды ее проявления – это:

· подкуп государственных национальных должностных лиц;

· подкуп членов государственных представительных органов власти;

· подкуп иностранных политических деятелей;

· подкуп в частном секторе;

· подкуп должностных лиц международных организаций;

· подкуп судей;

· использование служебного положения в корыстных целях;

· отмывание денег, полученных от корыстных преступлений.

Причем, существует так называемая низовая коррупция (взяточничество мелких и средних чиновников) и коррупция в высших «эшелонах власти».

В-третьих, при всей многоликости коррупции бороться с ней можно, используя средства как процедурные, так и институциональные. Одним из лидеров мирового антикоррупционного движения являются США. Сейчас там реализуется комплексная стратегия борьбы с коррупцией на международном уровне по таким направлениям, как:

· экономическое реформирование, направленное на ослабление государственного регулирования;

· повышение открытости административных процессов;

· перестройка деятельности государственного аппарата, сокращение бюрократических структур и снижение их влияния на экономику;

· совершенствование работы судов;

· реформирование коммерческого законодательства, особенно по проблемам рынка ценных бумаг, недвижимости, интеллектуальной собственности, экологии;

· укрепление гражданского общества и усиление независимых средств массовой информации;

· искоренение внутренней коррупции в правоохранительных органах.

Описывая коррупционную преступность необходимо учитывать, что это глобальный феномен. Статистический рост коррупционной преступности сегодня фактически является мировой тенденцией, охватывая не только республики СНГ, но и страны Латинской Америки, Ближнего и Среднего Востока, Средиземноморья Африки, Восточной Европы, а также Китай. В последние годы эта тенденция распространилась на такие экономически развитые страны как Германия, Франция, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Канада, где она еще совсем недавно не рассматривалась в числе наиболее значимых социальных проблем.

Экономисты обычно понимают под теневой экономикой «не контролируемое обществом производство, распределение, обмен и потребление товарно-материальных ценностей и услуг, то есть скрываемые от органов государственного управления и общественности социально-экономические отношения между отдельными гражданами, социальными группами по использованию государственной собственности в корыстных личных или групповых интересах».

Теневая экономика непосредственно связана с коррупцией, которая со временем превращается в специфический инструмент возникновения мощных мафиозных образований. В экономической литературе сформулированы этапы возникновения таких преступных структур.

На первом этапе используется подкуп должностных лиц с целью вовлечения их в незаконную деятельность.

На втором этапе организованные преступные группы используют подкупленных чиновников для установления полного или частичного контроля над определенными государственными предприятиями или организациями путем создания на их базе различного рода коммерческих структур.

На третьем этапе криминальные группы, используя коррупционные связи, «перекачивают государственные средства в эти структуры» – получение из бюджета незаконных кредитов и субсидий, присвоение валютной выручки от продажи за рубеж товарно-сырьевых ресурсов.

В результате банальная взятка дополняется в современных условиях новыми, внешне вполне легальными, методами вознаграждения за теневые услуги. К ним относятся: финансирование политических партий и компаний, гигантские гонорары «за лекции и консультации», выдача беспроцентных долгосрочных кредитов для открытия счетов в банке, передача акций родственникам чиновников, создание разного рода фондов, которым официально передаются огромные средства, гарантирование должностным лицам на случай их отставки высокооплачиваемых постов в коммерческих структурах.

15. Бюрократия и коррупция .

Между степенью бюрократизации государственной власти и степенью её коррумпированности существует определенная зависимость. Это связано с множеством внешних и внутренних факторов административного аппарата. Наиболее влиятельными из них считаются;тотальная регламентация действий чиновников и возможность распоряжаться значительными государственными ресурсами при сохранении достаточно низкой заработной платы. Два этих фактора вынуждают государственных работников злоупотреблять коррупцией, которая очень часто из разряда злоупотреблений переходит в норму. Коррупция является средством незаконного, губительного и легкого обогащения, которая ломает воздвигнутые бюрократической системой рамки дозволений и, как показывает практика, порождает фатальные последствия.Таким образом, становится ясно, что бюрократия порождает коррупцию, в свою очередь коррупционеры стремятся развить и углубить бюрократическую деятельность, так как она позволяет создавать условия для коррупциогенной практики. Озабоченная всплеском коррупции за последние несколько лет Россия, в лице премьер министра Медведева Д.А., считает коррупцию «врагом номер один и прикладывает все усилия, чтобы искоренить этот барьер на пути развития страны». По оценкам организации Transparency International объем ежегодного коррупционного рынка в России достигает почти 300 миллиардов долларов, что составляет около 18 процентов валового внутреннего продукта страны за 2008 год объемом в 1,7 триллионов долларов. Лично премьер министром РФ было инициировано создание межрегиональной общественной организации «Комитет по борьбе с коррупцией». На этом фоне вырисовывается актуальность темы исследования, заключенная в усилиях государства всеми средствами искоренить коррупцию в России, которая, прежде всего, должна начаться с повсеместного изучения этого явления и того, что его порождает – бюрократии.

16. Лоббизм и коррупция.

Лоббизм – продвижение противоречащих общественным и государственным интересам законов в целях получения выгоды имущественного и неимущественного характера. Лоббизм – это особый вид деятельности, связанный с оказанием давления на органы власти с целью принятия тех или иных решений. Способы оказания давления на государственных чиновников чрезвычайно разнообразны. Наиболее эффективные из них – это подкуп, шантаж, мошенничество, угрозы. Не случайно слово «лоббирование» стало нарицательным для обозначения любых нечестных политических и торгово-экономических сделок во властных структурах. Нелишне напомнить, что политический оттенок слову лоббизм придали в Америке еще в середине XIX века, когда терминами «лобби», «лоббирование» начали обозначать покупку голосов за деньги в коридорах Конгресса. В других же государствах (включая Англию – страну, которую все же следует признать провозвестницей современного толкования этого слова) такая политика изначально признавалась предосудительной. Именно по этой причине лоббизм прижился в большинстве стран мира в отрицательном значении.

В современном демократическом обществе существует множество различных добровольных объединений людей (групп интересов), стремящихся довести свои требования до властных структур. Одни из них используют экономические рычаги, другие действуют менее заметно - в коридорах власти. Наиболее распространённой формой воздействия этих организованных (групп интересов) на органы власти является лоббирование.

Формы (технологии) лоббизма

· через мобилизацию общественного мнения (использование массовых акций, организация массовых обращений к власти и кампаний в СМИ, а также судебных процессов);

· использование избирательных кампаний (личное участие в выборах или выдвижение «своих» кандидатов, финансирование избирательных кампаний);

· использование формальных контактов (разработка проектов нормативно-правовых актов и организация их обсуждений, консультирование представителей власти и экспертиза принимаемых решений, предоставление информации, участие в работе органов государственной власти);

· использование неформальных контактов (организация и проведение конференций, круглых столов, использование личных связей, организация неформальных встреч);

18.Коррупция и инвестиции. Исследование П. Моро;

Как известно, инвестиции в экономику являются одним из важнейших факторов успешного развития страны, и их доля служит одним из важных индикаторов качества роста. Одно из важных эмпирических исследований взаимосвязи коррупции и инвестиций – это исследование Моро (Mauro (1995)). Он поставил своей целью «определить каналы, через которые коррупция и другие институциональные факторы влияют на экономический рост и измерить величину этих воздействий». Для этого использовались различные показатели, разработанные Business International (BI). Всего использовалось 56 факторов инвестиционных рисков для 68 стран.

Респонденты оценивали факторы риска по шкале от 1 до 10. Одним из 56 факторов была коррупция, определенная как «уровень вовлечения коррупционных или сомнительных платежей в деловые операции». Использовались также индикаторы коррупции, в частности «качество судебной системы» и «степень бюрократической волокиты». Исследование показало, что коррупция оказывает отрицательное воздействие на соотношение инвестиций и ВВП, т.е. уменьшение коррумпированности бюрократов приводит к увеличению инвестиций. Эти же выводы подтверждаются и другими многочисленными исследованиями, проводимыми, в частности, под эгидой Всемирного Банка (см. www. worldbank.org).

Вместе с тем, воздействие коррупции на инвестиционные потоки определяется не только величиной коррупции, но и ее формами. В странах, где правительственная элита вовлечена в коррупцию, коррупция может значительно подорвать и рост, и качество развития страны, в частности, увеличить уровень бедности (примером служит ситуация в Заире при президенте Мобуту). Более того, в случаях, когда правительственная власть применяется для такого «искажения» экономической системы, чтобы в ней появились ренты для правящей элиты, коррупция приводит к структурной неэффективности всей экономической системы, что подрывает долгосрочное развитие страны (примерами могут служить развитие Филиппин в период правления президента Маркоса и Индонезии в период правления президента Сухарто).

Интересной особенностью коррупции является степень ее прогнозируемости», а именно: если коррупция и объем взяток, который нужно платить, заведомо известен, то коррупцию можно воспринимать как своеобразное налогообложение. Если же коррупция «не прогнозируема», т.е. неизвестно, надо ли платить, сколько платить, и будет ли выполнено то, за что дана взятка, то инвесторы будут предпочитать не вкладывать деньги в такой малопрогнозируемой ситуации. Именно этим можно объяснить кажущийся парадокс, состоящий в том, что, несмотря на высокий уровень коррупции, инвестиции в страны Юго-Восточной Азии весьма велики. Как показали детальные исследования влияния коррупции на иностранные инвестиции, учитывавшие не только объем коррупции, но и ее «прогнозируемость», последнее играет значительную роль для стимулирования инвесторов. И это обстоятельство может даже перекрывать роль самого объема коррупции! Однако следует заметить, что контракты, заключенные с помощью взяток, не дают законного права на обращение в суд при нарушении условий контракта. Поэтому инвестор-коррупционер чувствует себя незащищенным даже если коррупция «предсказуема», и, следовательно, предпочитает налоги взяткам.

19.Масштабы и формы коррупции на федеральном уровне по сферам и видам деятельности.

Коррупция в сфере государственного управления имеет место потому, что существует возможность государственного служащего (чиновника) распоряжаться государственными ресурсами и принимать решения не в интересах государства и общества, а исходя из своих личных корыстных побуждений.

В зависимости от иерархического положения государственных служащих коррупция может подразделяться на верхушечную и низовую.

Первая охватывает политиков, высшее и среднее чиновничество и сопряжена с принятием решений, имеющих высокую цену (формулы законов, госзаказы, изменение форм собственности и т.п.). Вторая распространена на среднем и низшем уровнях и связана с постоянным, рутинным взаимодействием чиновников и граждан (штрафы, регистрации и т.п.).

В сфере государственной (а не бытовой) коррупции пятерка «лидеров» выглядит так:

1.Госзаказ и госзакупки.
2. Система разрешений и сертификации.
3. Правоохранительная система.
4. Система распределения земель и земельные отношения.
5. Строительство.

к. э.н., доцент Государственного университета управления

ВЗАИМОСВЯЗЬ КОРРУПЦИИ И ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ

По мнению экспертов международной неправительственной организации по противодействию коррупции «Transparency International», в России за последние восемь лет произошло резкое увеличение коррупции. Согласно ежегодному исследованию, Россия по индексу восприятия коррупции в государственном секторе опустилась на 147-е из 180 мест в мире и заняла одну строчку с Кенией, Сирией и Бангладеш. Восприятие коррупции оценивается по данным опросов, проведенных среди экспертов и в деловых кругах. Безусловно, можно говорить о предвзятости экспертов и опрашиваемых лиц, но само место в общемировом списке коррумпированных стран впечатляет (таблица 1).

Таблица 1.

Группировка стран по уровню коррупции

Место в списке

Страна

Баллы

Наименее коррумпированные страны

Новая Зеландия

Сингапур с 9.2

Средне коррумпированные страны

Наиболее коррумпированные страны

Бангладеш

Не менее печальные выводы получим, рассмотрев итоги масштабного исследования коррупции в разных регионах страны, проведенного фондом "Общественное мнение" (ФОМ). Как показали результаты исследования, давать взятки приходится почти каждому третьему россиянину, более чем каждому второму предпринимателю. Исследования проводились не во всех регионах страны (таблица 2).

Таблица 2.

Группировка регионов России по уровню коррупции

Место в списке

Регион

Доля, признавшихся опрашиваемых лиц в даче взятки, %

Санкт-Петербург

Пермский край

Таким образом, Москва признана самым коррумпированным регионом России. При этом следует учитывать, что в Чечне и Дагестане исследование не проводилось.

По данным МВД России ежегодный ущерб, причиняемый коррупцией экономике страны, составляет 40 млрд. рублей.

За 9 месяцев 2008 года сотрудники милиции выявили около 30 тыс. преступлений коррупционной направленности, что на 13% больше, чем за аналогичный период 2007 года. Например, сотрудниками подразделений по борьбе с экономическими преступлениями Владимирской и Оренбургской области совместно с коллегами из ФСБ пресечена деятельность 10 крупных организованных групп. Органами Внутренних дел Мордовии , Свердловской и Тамбовской областей ликвидированы 3 преступные группировки, имевшие обширные межрегиональные и коррупционные связи.

По расчетам фонда ИНДЕМ, только в деловой сфере России среднегодовой объем коррупции вырос между 2001 и 2005 годом с 33 до 316 млрд. долларов. Средний размер взятки, которую российские бизнесмены дают российским чиновникам, увеличился за несколько лет с 10 тысяч до 136 тысяч долларов.

Выплаты коррупционерам, осуществляющим постоянное прикрытие теневой экономической деятельности от контроля соответствующих государственных органов, должны рассматриваться как постоянные издержки организаций, субъектов теневой экономики . Одноразовые коррупционные платежи чиновникам относятся к переменным издержкам , которые могут возникать, например, на этапе регистрации юридических лиц. В совокупности эти постоянные и переменные издержки формируют коррупционную нагрузку на бизнес и называются общими коррупционными издержками фирм, увеличение которых перекладывается на покупателей продукции (оказываемых услуг) путем роста цен. В условиях падения совокупного спроса и развития кризисных процессов все это является одним из тормозов оживления российской экономики и предание ей статуса непривлекательности с точки зрения инвесторов.

Корру́пция (от лат. corrumpere - «растлевать») - это использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав в целях личного обогащения либо иной выгоды. Принято считать, что эти действия должны противоречить установленным государством нормам права . На наш взгляд, можно выделить высшую форму коррупции, при которой законодательство устанавливается в интересах коррумпированных чиновников. Таким образом, можно говорить о мало исследованной узаконенной коррупции. При ее наличии формируется коррупционно-олигархический капитализм, а государственный аппарат обслуживает интересы коррумпированных чиновников и криминальных олигархов.

Коррупция может возникать при наличии власти над распределением каких-либо не принадлежащих должностному лицу ресурсов, если они используются им в интересах личной выгоды. Ситуация усугубляется в случаях:

Например, по мнению посетителей сайта МВД России, повышение зарплаты является самой эффективной мерой в искоренении коррупции в органах внутренних дел (таблица 3). Но меры по противодействию коррупции должны быть комплексными, так как и причины порождающие коррупцию многогранны.

2. Теневая экономика включает в себя теневые производственные отношения, возникающие и существующие между ее субъектами.

3. Существующие, воспроизводящиеся теневые производственные отношения наносят вред обществу, государству, муниципалитетам, легальным организациям, домашним хозяйствам и разрушают их.

4. На более конкретном уровне можно выделить противозаконную форму функционирования субъектов теневой экономики как четвертый критерий теневой экономики. Исходя из этого, вся теневая экономика делится на две части:

Криминальную, то есть противоречащую нормам уголовного кодекса ;

Некриминальную, то есть нарушающую остальные нормы юридического законодательства.

5. Скрытый характер деятельности – это пятый критерий теневой экономики.

Если три первых критерия носят объективный характер, то два последних – субъективный. Объективные критерии первичны, субъективные вторичны. Ориентация на субъективные критерии выделения теневой экономики может приводить к парадоксальным ситуациям, когда, по сути, не теневые экономические отношения (например, ведение домашнего хозяйства) из-за отсутствия государственной регистрации и учета объявляются ошибочно частью теневой экономики. На самом деле в данном случае общество сталкивается с натуральным хозяйством, которое является пережитком прошлых веков и отчасти сохранившимся ввиду неразвитости производительных сил.

Теневая экономическая деятельность является частью теневой экономики, характеризуется деятельностью теневых предпринимателей. Создаваемый при этом продукт проходит стадии производства, распределения, обмена и потребления.

Теневое производство носит скрытый характер. Для его осуществления применяются как ресурсы, имеющиеся у теневых предпринимателей, так и ресурсы легальной экономики, которые нелегальным образом перетекают в сферу теневой деятельности.

Теневое производство неразрывно связано с распределением как производимых теневых товаров и услуг, так и используемых теневых и легальных ресурсов. Распределяться может только то, что произведено. При этом распределение обеспечивает формирование и развитие организованных преступных сообществ.

Особо следует отметить, что при распределении теневых благ и услуг в орбиту теневой экономики вовлекаются новые коррумпированные государственные и муниципальные служащие , что обеспечивает расширенное воспроизводство теневого капитала.

Теневая экономическая деятельность начинается с распределения теневого капитала и других ресурсов по отраслям и сферам деятельности. В первую очередь осваиваются теневые рынки, обеспечивающие норму прибыли более высокую, чем в легальной экономике.

Скрытый характер деятельности, насилие как форма существования теневого бизнеса приводят к монополизации теневых рынков. Но монопольную сверхприбыль получают не все участники теневой экономической деятельности. Многие из них ориентируются, прежде всего, на величину предельного дохода , сопоставляя его с предельными издержками.

Величина издержек определяется не только денежными расходами теневого предпринимателя, но и карательными санкциями, предусмотренными в уголовном, административном и других кодексах Российской Федерации. Большое значение имеет практика применения законодательства.

Создаваемые теневые товары покидают стадию производства и переходят на стадию обмена. Одни их них продолжают находиться в сфере теневой экономики (например, незаконно произведенные наркотики и оружие). Другие легализуются путем учета как якобы произведенной продукции на официально действующих предприятиях и организациях (например, изделия, произведенные из неучтенных материалов на одном предприятии, выдаются за продукцию другого предприятия, которое может не иметь для выпуска данной продукции соответствующих основных и оборотных средств).

В свою очередь, легальные рынки в условиях неэквивалентного обмена становятся питательной средой формирования теневого капитала.

Потребление является завершающей стадией движения созданных теневых товаров и услуг, но отнюдь не пассивной. Именно потребление рождает многие виды теневой экономической деятельности (например, проституцию и незаконный оборот наркотиков). Следует учитывать, что развитие теневого предпринимательства порождает новые негативные потребности, увеличивает спрос на товары теневого рынка (например, появление новых сильнодействующих синтетических наркотиков порождает на них спрос).

Анализируя развитие теневой экономики и ее взаимосвязь с коррупцией необходимо указать на то обстоятельство, что теневая экономика является частью реальной экономики. Термины открытой и закрытой экономики широко известны в экономической литературе и не требуют особых пояснений. В то же время реальная экономика как отдельная категория не выделяется и не рассматривается.

Реальная экономика – это такая форма национальной экономики, которая помимо домашних хозяйств, фирм, государства, муниципалитетов и субъектов внешнего рынка включает в себя участников теневого рынка, в том числе и коррумпированных должностных лиц.

Каждый из субъектов реальной экономики имеет свои собственные экономические интересы. Для субъектов теневого рынка – это, прежде всего, извлечение доходов любыми способами, в том числе и криминальными, в явной и скрытой форме. В явной форме представители теневого капитала не маскируют свои истинные приоритеты и ценности. В скрытой форме достижение интересов субъектов теневого рынка осуществляется:

1. Путем их лоббирования в органах государственной и муниципальной власти, вследствие чего может происходить, например, декриминализация общественно опасных деяний; не принятие необходимых обществу законов в течение долгого времени.

2. Через механизм отмывания «грязных» денег и другого имущества, полученных преступным путем, с последующим проникновением во все сферы общественной и политической жизни, органы законодательной и исполнительной государственной и муниципальной власти.

3. Под прикрытием легальной деятельности.

К субъектам теневой экономики относятся все ее участники, которые выполняют определенные функции. Наиболее важный и поэтому наиболее опасный субъект теневой экономики - это теневой предприниматель, то есть лицо, осуществляющее теневой бизнес на свой страх и риск в целях извлечения прибыли. Поэтому ключевым признаком теневого предпринимательства является получение прибыли.

На наш взгляд, нельзя утверждать, что цель теневой экономики - получение сверхприбыли. Любой предприниматель, в том числе теневой, стремится максимизировать свою прибыль. Но сверхприбыль получают только те из них, кто добивается монопольного положения на теневом рынке.

Все теневые экономические деяния условно можно разделить на три группы. Соответственно можно говорить о трех формах теневой экономики. Первая форма – это неофициальная, вторая экономика, примером которой могут служить подпольные цеха по пошиву одежды. Вторая форма – это фиктивная экономика, примером которой могут служить хитроумные операции по легализации грязных денег и другого имущества, добытого преступным путем. Третья форма – черная экономика, к которой можно отнести незаконный оборот наркотиков. В реальной жизни бывает сложно однозначно отнести какое-то теневое явление к конкретной из названных форм.

· на оптимизации налоговой нагрузки предпринимательской деятельности ;

· на развитии безвозмездного налогового и другого консультирования граждан в области предпринимательства;

· на совершенствовании качественной подготовки специалистов, способных работать в новых условиях хозяйствования.


2.3. Предпринимательство, коррупция и теневая экономика

Одной из главных целей трансформации экономических отношений в России является создание инновационной экономики, в основе которой лежит предпринимательство. Глубокий кризис экономики России привел ее, в середине 1990-х годов, к тотальной коррупции и криминализации, что напрямую повлияло на становление и развитие предпринимательства и, особенно, на представителей малого бизнеса и углубило такое негативное экономическое явление, как теневая экономика. Для сглаживания неадекватных экономич еских и правовых условий субъекты бизнеса периодически вынуждены осуществлять свою деятельность с использованием коррупционных связей и теневых отношений. В экономической науке есть немало неисследованного. Но, пожалуй, трудно найти другой такой пример, когда масштабы экономического явления и степень его изученности были бы настолько несопоставимы. Эта проблема коррупции и теневой экономики, которые охватывают все сферы жизнедеятельности общества. Теневая экономика, с одной стороны, а бюрократия и коррупция, с другой стороны, – это органично связанные между собой явления. Уровень теневой экономики всегда прямопропорцианален уровню коррупции существующих в обществе (рис. 7).

Рисунок 7. Взаимосвязь коррупции и теневой экономики

Теневая экономика представляет интерес как объект исследования, с точки зрения своего влияния на предпринимательскую деятельность: прои зводство товаров и услуг; деформирование и распределение дохода; инвестирование; создание дополнительных рабочих мест. Имеет большое значение влияние теневой экономики на социальную напряженность, особенно в период экономического кризиса, на создание среднего класса и экономический рост в целом.

Так как проблема стремительного развития сектора теневой экономики, бюрократии и коррупции является не только экономической, но и социально - психологической и оказывает влияние на общество в целом, ее изучение как никогда актуально для любого здравомыслящего человека.

В аспекте изучаемого курса «Основы предпринимательства», бюрократию, коррупцию и теневую экономику необходимо рассматривать как факторы предпринимательской среды, непосредственно влияющие на открытие, становление и развитие предпринимательства.

Коррупция и предпринимательство . Наличие такого явления как коррупция для общества в целом, для отдельных регионов, участников предпринимательской деятельности имеет резко негативные последствия, в том числе социально - экономические.

Негативные последствия коррупции имеют ярко выраженные две составляющие: экономическую и социально-психологическую. Экономическая составляющая - характеризуется уровнем теневой и криминальной составляющей экономики общества. Социально – психологическая составляющая - характеризуется уровнем социальной защищенности населения и состоянием общества, с точки зрения определенной ценностной ориентации общественного сознания на неприятие коррупции.

Коррупция и экономика органически связаны друг с другом и напрямую связаны с трансформацией самого Российского общества. Коррупция в государственном аппарате приводит, в частности, к неспособности государства эффективно исправлять провалы рынка, поскольку любое государственное регулирование в этой сфере идет вразрез со стремлениями самого рынка. Предприятие, загрязняющее окружающую среду сверх разрешенных норм, будет готово заплатить взятку, проверяющему государственному чиновнику. Компания, желающая построить здание в живописном районе города, в котором запрещено строительство, будет также готова заплатить взятку за соответствующее разрешение.

Другим, менее очевидным примером негативного влияния коррупции на работоспособность бюрократии, является неспособность коррумпированного государственного аппарата, и в особенности судов, обеспечивать защиту граждан и фирм от банального воровства. Подобная проблема особенно актуальна для переходных экономик плохое обеспечение прав собственности может быть следствием низкой эффективности инвестиций в экономику. В свою очередь, плохая защита прав собственности и коррупция значительно повышают риски инвесторов и снижают привлекательность инвестиций, что приводит, в свою очередь, к еще большему распространению коррупции. Таким образом, у переходной экономики существует риск попадания в равновесие с низким уровнем защиты прав собственности и масштабной коррупцией. Плохо определенные и слабо защищенные права собственности провоцируют развитие в экономике поиска ренты 7 (rent seeking). Этот поиск может принимать множество форм, начиная с продажи государственной собственности и различных лицензий за взятки и заканчивая враждебными поглощениями частных компаний с использованием власти коррумпированных государственных чиновников и/или правоохранительных органов. Помимо того, что коррупция часто возникает в связи с рентоориентированным поведением (получение ренты за счет подкупа чиновника, распределяющего ресурс, например), коррупция сама по себе является одним из видов «поиска ренты».

Коррупция – преступная деятельность, заключающаяся в использовании должностными лицами доверенных им прав и властных возможностей в целях личного обогащения. Наиболее типичные проявления: подкуп чиновников и общественно-политических деятелей, взяточничество за законное и незаконное предоставление благ и преимуществ, протекционизм – выдвижение работников по признакам родства, землячества, личной преданности и приятельских отношений. Коррупция получает широкое распространение в условиях разрастания бюрократии и превращения ее в особый социальный слой, обладающий властными привилегиями.

Чаще всего под коррупцией (в узком смысле слова) понимают ситуацию, когда должностное лицо принимает противоправное решение (иногда решение, морально не приемлемое для общественного мнения, или нарушающее государственные интересы). При принятии такого решения извлекает выгоду вторая сторона (например: фирма, обеспечивающая себе благодаря этому решению государственный заказ вопреки установленной процедуре, получающая разрешение на строительство, приобретение недвижимости), а само должностное лицо получает незаконное вознаграждение от этой стороны. В данном случае обе стороны действуют по обоюдному согласию; обе стороны получают незаконные выгоды и преимущества, обе стараются скрыть свои действия.

По мнению С. Глазьева: «Коррупция фактически сделала наше государство неработоспособным, государство перестало существовать не просто как отдельный институт. Оно превратилось в некий набор структур, находящихся в состоянии круговой поруки, утратило механизмы ответственности за принятие решений».

Рыночное хозяйство построено, в том числе, на стремление получение прибыли. «Протестантская этика» и прочие виды социального самоограничения могут приглушить эту жажду наживы, но не устранить. Поэтому когда возникает возможность «обогатиться», отдельные лица (или группы людей) часто отбрасывают в сторону долгосрочные общественные интересы ради корыстной выгоды. Такое поведение тем более вероятно, чем менее развиты в обществе этические нормы, осуждающие такие явления как коррупция.

Коррупция характеризуется состоянием общества, общественного сознания, определенной ценностной ориентацией, в частности, - господством принципа «все на продажу». Но проблема состоит в том, что и структуру, и механизм реализации власти, в разрезе коррумпированности, можно изменить и борьбу с коррупцией сделать более жесткой, но только при условии существования общественного заказа, т.е. что бы само общество могло и желало бороться с коррупцией.

Сформированная сегодня, в обществе, «продажная» ценностная ориентация не возникла на пустом месте. Такая ценностная ориентация зародилась в недрах административно – бюрократической системы советского общества. Советский человек постоянно вступал со своими партнерами в обменные отношения. Товар обменивался на товар, услуга – на услугу. В результате в такие отношения административно – бюрократической системы было вовлечено все общество, что и явилось своеобразным фундаментом построения коррумпированной системы переходного периода Российского общества.

Сегодня в обществе сложилось понимание «традиционности» этого явления для нашей страны, тесной его связи с характером российского государства. Эта связь основана, с одной стороны, на бюрократизации государства, с другой стороны, на изначально тесной связи государства и экономики страны. Следствием этого явилось формирование не просто особого, управленческого класса, но особой государственной бюрократии, и как чиновничества, и как структур и механизмов, и как определенных культурных традиций, воспроизводимых на протяжении истории.

Роль общества в борьбе с коррупцией просто огромна. Свести коррупцию к минимуму возможно только при выполнении двух основных условий:

Первое – усиление борьбы с коррупцией самим государством, через создание адекватной этой цели правовой базы, и с неукоснительным соблюдением выбранных правил всеми слоями населения, в т.ч. и чиновниками и предпринимателями.

Второе повышение общественного уровня сознания в аспекте нетерпимости и неприятия такого явления как коррупция.

Коррупцию, возможно, классифицировать по многим критериям: по типам взаимодействующих субъектов; по типу выгоды; по направленности; по способу взаимодействия субъектов, степени централизации, предсказуемости и т. д. В России исторически коррупция также различалась по тому, происходило ли получение неправомерных преимуществ за совершение законных действий или незаконных действий.

По типам взаимодействующих субъектов различают:

Бытовая коррупция . Порождается взаимодействием рядовых граждан и чиновников. В неё входят различные подарки от граждан и услуги должностному лицу и членам его семьи;

Деловая коррупция . Возникает при взаимодействии власти и бизнеса. Например, в случае хозяйственного спора, стороны могут стремиться заручиться поддержкой судьи с целью вынесения решения в свою пользу;

Коррупция верховной власти . Относится к политическому руководству и верховным судам в демократических системах. Она касается стоящих у власти групп, недобросовестное поведение которых состоит в осуществлении политики в своих интересах и в ущерб интересам избирателей.

Если попытаться классифицировать уровни коррупции по конкретным сферам, то наиболее проблематичными являются следующие:


  • получение государственных заказов и участие в аукционных торгах (тендерах);

  • получение лицензий и разрешений на ведение бизнеса;

  • взаимодействие с противопожарной службой и строительной инспекцией;

  • решение вопросов с налоговой и таможенной службами;

  • вопросы землеотвода под строительство коммерческой недвижимости и выделение участков под строительство жилья.
Большинство опрошенного населения считают совершенно недопустимым наличие такого уровня коррупции в Российском обществе. Вызывает большое раздражение у многих людей, особенно у руководителей предприятий, вымогательство денег в медицинских учреждениях и учебных заведениях, в дорожно-патрульной службе и криминальной милиции, в судах и прокуратуре, в целом, в органах власти. Такое настроение массового сознания в принципе является благоприятной основой для инициатив самого общества по оздоровлению отношений и системы.

Таблица 6

Отношение россиян к коррупции (в процентах от числа опрошенных)

В массовом сознании растет понимание того, что коррупция наносит обществу больше вреда, чем пользы, о чем свидетельствуют сопоставимые материалы опросов, проведенных в 1990, в 2001 в 2007 годах (табл. 6).

Из длинного перечня факторов, определяющие причины коррупции, можно выделить три группы причин.

Фундамен­тальные - несовершенство экономических институтов и экономической политики; несо­вершенство системы принятия политических решений.

Организационные - слабость государства (отсутствие ясной законодательной базы и слишком час­тое изменение экономического законодательства, слабость системы контроля, не обеспечивающей неотвратимость наказания, относительно низкая оплата труда слу­жащих).

Социетальные - сложившаяся система норм бюрократического поведения; массовая культура, формирующая снисходительное отношение к коррупции.

Первые связаны с институциональной - эко­номической и - политической - структурой общества, вторые - главным образом с организацией принуждения к исполнению законов, а третьи - с исторически сло­жившейся системой норм и ожиданий. Разумеется, деление условное; существуют "пограничные" факторы, которые трудно с уверенностью отнести к тому или иному типу.

Приведем перечень основных причин коррупции, относящиеся ко всем трем группам:


  • Консервативность закона . На практике инструкции меняются значительно медленнее, чем внешние условия. Поэтому они оставляют место для действий по своему усмотрению, поскольку иначе система управления становится совершенно негибкой, и несоответствие жёстких норм реалиям способно полностью остановить работу. Однако это означает, что в непредусмотренной законом, ситуации администратор может начать руководствоваться наиболее выгодной рентой.

  • Невозможность всеохватывающего контроля . Надзор требует затрат, но чрезмерно жёсткий контроль наносит удар по качеству управленческого персонала и приводит к оттоку творчески мыслящих кадров.

  • Двусмысленные законы.

  • Незнание или непонимание законов населением , что позволяет должностным лицам произвольно препятствовать осуществлению бюрократических процедур или завышать надлежащие выплаты.

  • Зависимость стандартов и принципов, лежащих в основе работы бюрократического аппарата, от политики правящей элиты.

  • Профессиональная некомпетентность бюрократии.

  • Кумовство, клановость и политическое покровительство, которые приводят к формированию тайных соглашений, ослабляющих механизмы контроля над коррупцией.

  • Отсутствие единства в системе исполнительной власти, т. е., регулирование одной и той же деятельности различными инстанциями.

  • Низкий уровень участия граждан в контроле над государством.
Аргументы в пользу «оптимального уровня коррупции» апеллируют к фундамен­тальным факторам. Из-за несовершенства экономических институтов или экономи­ческой политики механизм коррупции может приводить к выгоде большинства или даже всех членов общества, в т.ч. представителей бизнеса. Этим и объясняется его устойчивость во времени. При этом усиление наказаний за коррупцию оказывается экономически нерациональным. Известным примером такой ситуации является система с негибкими ценами и плановым распределением ресурсов, которое на этапе реализации корректируется за взятки. Считается, что конкурентные экономики менее подвержены коррупции, чем пла­новые. Однако опыт показывает, что и конкурентность не обеспечивает иммунитета к коррупции.

Развитие коррупции является реакцией на сам факт государственного регулирования общественными и экономическими процессами. Регулирование невозможно без ограничений, а неразумные ограничения провоцируют их нарушения, особенно если это выгодно нарушителю. Коррупция объясняется во многом именно недостатками государственного регулирования, бюрократизацией управления, отсутствие правовых и экономических условий для предпринимательской деятельности т.д. Однако следует ясно отдавать себе отчет, что даже самая лучшая система централизованного управления может уменьшить масштабы коррупции, но никак не ликвидировать ее.

Последствия коррупции нельзя оценивать однозначно. В какой то степени коррупция сглаживает неадекватное государственное регулирование общества и в.т. числе экономики. Можно привести как пример мнение экономиста Дитера Кассела (Швейцария) о позитивных функциях существования теневой экономики, которая является следствием коррумпированности общества:


  • «экономическая смазка» – сглаживание перепадов в экономической конъюнктуре при помощи перераспределения ресурсов между легальной и теневой экономикой (когда легальная экономика переживает кризис, производственные ресурсы не пропадают, а перераспределяются в теневой сектор, возвращаясь в легальную после завершения кризиса);

  • «социальный амортизатор» – смягчение нежелательных социальных противоречий (в частности, неформальная занятость облегчает материальное положение малоимущих);

  • «встроенный стабилизатор» – теневая экономика подпитывает своими ресурсами легальную (неофициальные доходы используются для закупки товаров и услуг в легальном секторе, «отмытые» преступные капиталы облагаются налогом и т.д.).
Однако в целом влияние коррупции на общество и предпринимательство является бесспорно негативным, чем позитивным. С одной стороны, происходит антисоциальное перераспределение доходов общества в пользу относительно малочисленных привилегированных групп (бюрократов, коррупционеров, криминального мира), уменьшающее благосостояние общества в целом. С другой стороны, разрушается система централизованного управления , как экономикой, так и общества в целом. Наконец, развитие коррупции ведет к подрыву общественной этики . И если эти тенденции заходят слишком далеко, люди начинают терять всякое представление об общепринятых «правилах игры», живут по принципу «все дозволено», в результате чего общество проваливается в пучину хаоса и нестабильности.

Проблема состоит в том, следует ли стремиться искоренить коррупции полностью или существует некий "оптимальный" ее уровень. Тем, кто отвергает такую постановку проблемы по соображениям морали, следует иметь в виду, что борьба с коррупцией требует средств, которые могли бы быть израсходованы на другие цели

КОРРУПЦИЯ - НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ

Телкова Ксения Ивановна

Боченкова Алена Сергеевна

Вираг Алина Степановна

студенты 4 курса, ИЭП, ННГУ,
РФ, г. Нижний Новгород

Александров Александр Сергеевич

студент 1 курса магистратуры, ИЭП,
РФ, г. Нижний Новгород

Дорожкин Артём Владиславович

научный руководитель, канд. экон. наук, ННГУ,
РФ, г. Нижний Новгород

Такое понятие как коррупция существовало всегда, когда существовало человеческое общество. Еще македонский царь Филипп II (382-336 г. до н. э.) любил говорить: «Осел, груженный золотом, возьмёт любую крепость».

Федеральный закон «О противодействии коррупции» дает следующее определение. Коррупция - это некоторое злоупотребление должностным положением, полномочиями, дача или получение с целью получения некоторой выгоды имущественного характера.

Проблему коррупции в мире чаще всего рассматривают с правовой стороны, и реже встречаются работы, посвященные изучению данной тематики с точки зрения экономической безопасности.

Основной закон, борющийся с развитием коррупции в России, является Федеральный закон «О противодействии коррупции», в котором предусмотрены лишь запретительные меры и меры пресечения. Однако, строгость и суровость законов никогда не искореняли противоправные действия, и история имеет тому множество примеров. Нужны серьезные экономические меры, чтобы не только сдерживать коррупцию, но и решить проблему с ней навсегда.

На сегодняшний день социально-экономическое положение России таково, что какими бы ни были экономические исследования, они не могут не коснуться экономической безопасности. Понятие экономической безопасности настолько разнообразно , что в одной работе сложно рассмотреть даже основные ее аспекты.

Очевидно, что коррупция - это продолжение теневой экономики, которая прочно и давно вошла в нашу общественно-экономическую жизнь .

Теневая экономика требует легализации средств, услуг, недвижимости, средств производства. В рамках закона это сделать невозможно, поэтому возникают коррупционные предложения. Причем, с ростом объемов эти предложения становятся настойчивее, т.е. способствуют развитию преступной среды. Значит, борьбу с коррупцией необходимо начинать борьбой с теневой экономикой, поэтому намечаемые экономические меры ни коим образом не должны подменять собой уголовно-административных, а действовать с ними во взаимосвязи. Примером таких действий в России может служить «амнистия» теневых капиталов. Расчет достаточно прост. Если объем нелегального капитала снижается, значит количество коррупционных предложений также будет меньше. При этом будет сокращаться преступная среда, которую подпитывает нелегальный оборот средств. Цепочка несложная в своей взаимосвязи. Но этого явно недостаточно.

В России, как показывают «крупные и громкие» уголовные дела, посвященные хищению, «откатам», многомиллионным взяткам должностных лиц, зарождает и распространяет коррупционную среду нередко сам государственный чиновник, который организует спрос на коррупционные предложения. Многие государственные программы, заявления, указы и даже принятые законы по борьбе с коррупцией не приводят к нужному результату.

Итак, имеем классическую экономическую ситуацию трех типов: спрос превышает предложение, спрос соответствует предложению, предложение превышает спрос. Наиболее стабильной (но не оптимальной) является ситуация, когда спрос соответствует предложению. В этом случае происходит некоторая «стабилизация» в экономических отношениях. При этом коррупция не затрагивает крупных секторов экономики, носит преимущественно единичный характер и не оказывает влияния на экономическую ситуацию в целом. Однако, это устойчивое положение обманчиво. Как и всякий сектор экономики, коррупция имеет тенденцию к развитию количественному или качественному. Превышение коррупционных спроса или предложения всегда ведет к активизации и увеличению преступной среды.

Самое непредсказуемое последствие расширения коррупции - это коррумпированность сознания общества, при котором серьезный удар принимает на себя экономическая безопасность. По оценкам МВД России, теневые структуры контролируют почти 50 % частных фирм, 50-85 % банков и дают около 40 % ВВП страны.

Коррупция затронула и социальную сферу: несправедливое перераспределение средств в пользу преступности и рост социальной напряженности в обществе, негативно влияющей на экономику страны и стабильность.

Но коррупция в РФ продолжает набирать обороты. Тому причиной выступает отсутствие политической воли. Коррупция стала реальным способом управления, так как сама коррумпирована.

Еще одной важной причиной является узко направленность разработок по противодействию коррупции без решения проблемы в целом.

Теневая экономика и коррупция взаимосвязаны и взаимозависимы. Теневой сектор создает хорошую базу для развития коррупции, т.к. он вне закона, поэтому борьба с коррупцией мало эффективна без параллельной борьбы с теневой экономикой.

Получается, что первоочередная задача по борьбе с коррупцией - борьба с теневой экономикой. Для снижения уровня теневой экономики требуется постановка и решение неординарных правовых и экономических задач, направленных на искоренение проблемы в целом. Нужна система, программа и алгоритм действий, технология принятия и реализации управленческих решений. Параллельно необходима действенная борьба с коррупцией.

В настоящее время в России в этом направлении происходят следующие процессы.

  1. Повышение инвестиционных и других экономических рейтингов России.

Три главных международных рейтинговых агентства в начале 2015 года понизили рейтинг России до не инвестиционного уровня и объясняют это снижением стабильности российской финансовой системы, что ограничивает привычную роль ДКП, а также невозможностью России гарантировать стабильный экономический рост.

Это приведет к снижению привлекательности российских финансовых облигаций, что может негативно сказаться на перспективах экономического развития страны и привести к уменьшению объема инвестиционных потоков в РФ, сопровождающийся оттоком капитала.

Для преодоления экономических трудностей правительство разработало антикризисный план, поддерживающий макроэкономическую и социальную стабильность через сокращение расходов государства.

  1. Оздоровление экономики и сокращение экономических издержек.

Обеспечивая устойчивое развитие экономики и социальную стабильность в кризисные периоды экономики, будут предприняты меры по активизации структурных изменений в экономике страны, стабилизации работы системообразующих организаций в основополагающих отраслях и достижение баланса на рынке труда, уменьшение уровня инфляции .

  1. Увеличение авторитета государства внутри и вне страны.

Это невозможно сделать только законодательно. Нужно, чтобы каждый закон способствовал одной и той же цели - увеличению авторитета власти. Если власть будет обладать высоким авторитетом, то будет проще бороться с таким проявлением неуважения закона, как коррупция и теневая экономика, будет проще проводить реформы.

Так же необходимо отметить, что неуклонное выполнение принятых «справедливых» законов усиливает авторитет власти и повышает степень её доверия у народа. С начала политики реформ прошло еще недостаточно времени и, к сожалению, реформы проводились большей частью «сверху», поэтому именно сейчас как никогда важно заручится поддержкой народа, чтобы реформы не потерпели крах.

  1. Прогресс рынка и его стимулирование.

Поддержку конкуренции гарантирует Конституция РФ, это является постоянным приоритетом политики страны.

Стимулирование конкуренции в экономике - это многосторонний аспект, зависящий от эффективного проведения политики государства по различным направлениям: от макроэкономической политики (благоприятный инвестиционный климат, развитие финансовой и налоговой системы, уменьшение административных и инфраструктурных барьеров) до защиты прав граждан .

Для поддержания эффективности конкурентная система должна оставаться открытой и свободной. Известно, что нерегулируемая монополия менее привлекательна, чем любая из форм конкуренции, именно поэтому целью антимонопольной деятельности государства является не столько борьба с монополией, сколько благоприятное развитие конкуренции.

Нужно понимать, что уничтожение теневой экономики невозможно, но оптимизировать ее масштабы вполне реально.

К уменьшению влияния организованной преступности, снижению уровня коррупции, защите интересов право послушных участников экономики и благоприятному развитию справедливой конкуренции могут привести следующие условия, рассмотренные в данной работе:

  • формирование благоприятной экономической ситуация в стране,
  • уменьшение тягости налогового бремени граждан страны, справедливые условия приватизации имущества;
  • совершенствование системы регулирования ВЭД;
  • ужесточение наказаний за финансовые нарушения;
  • повышение надежности банковской системы, а также повышения доверия граждан к банкам;
  • соблюдение и уважение законов государственными чиновниками и их подчиненными;
  • политическая и социальная стабильность в обществе;
  • формирование позитивного общественного мнения в отношении отечественных предпринимателей;
  • разработка эффективной программы превращения капиталов в инвестиционные ресурсы России;
  • рост доверия между предпринимателями, предпринимателями и государством.

Список литературы:

  1. Дорожкин А.В. Комплексно-правовой подход и контуры государственной политики в отношении субъектов теневой экономики // Экономика и предпринимательство, - № 4 (ч. 2), - 2015 г. - С. 44-48.
  2. Корнилов М.Я.: Экономическая безопасность России: основы, теория и методология исследования. Учебное пособие - М.: Изд. РАГС, 2010 - 154 с.
  3. Распоряжение Правительства РФ от 27.01.2015 № 98-р «Об утверждении плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году» https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_174635/ (дата обращение 02.09.2015).
  4. Распоряжение Правительства РФ от 28.12.2012 № 2606-р (ред. от 28.04.2015) <Об утверждении плана мероприятий «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности сферы культуры»>. [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140701/ (дата обращение 02.09.2015).
  5. Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ <О противодействии коррупции>. [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://www.rg.ru/2008/12/30/korrupcia-fz-dok.html (дата обращения 02.09.2015).