39 основные права и обязанности налогоплательщика. Основные права налогоплательщиков. Внесение исправлений в отчетные документы

39 основные права и обязанности налогоплательщика. Основные права налогоплательщиков. Внесение исправлений в отчетные документы




3. Политика российского правительства в гг. следовала теории 1) монетаризма 2) марксизма 3) кейнсианства 4) протекционизма










Часть 2 1. Вставьте пропущенные понятия: К экономическим целям государства относятся: 1) обеспечить экономический____________ 2) создать условия экономической_____________ (право хозяйствующих субъектов самим выбирать вид, форму и сферу экономической деятельности) 3) заботиться об обеспечении полной___________ (каждый, кто может и хочет работать, должен иметь работу)


2. Найдите в приведенном списке методы прямого регулирования государством экономической сферы и обведите цифры, под которыми они указаны. 1) кредитно-денежная политика 2) принятие законов 3) расширение государственных заказов 4) бюджетная политика 5) развитие государственного сектора 6) налогообложение


3. Найдите в приведенном списке методы косвенного регулирования рынка и обведите цифры, под которыми они указаны. 1) кредитно-денежная политика 2) принятие законов 3) расширение государственных заказов 4) бюджетная политика 5) развитие государственного сектора 6) налогообложение










11. Найдите в приведенном списке характеристики присущие любому налогу. Номера запишите в порядке возрастания. 1) Обязательность уплаты 2) Безвозмездность 3) Пропорциональность доходу 4) Возвратный характер 5) Законодательное установление 6) Приблизительность размера для законоплательщика


12. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое предложение которого пронумеровано. Определите, какие предложения носят: А) фактический характер; Б) характер оценочных суждений 1) По различным оценкам, в гг. Россия поставила на мировой рынок млн.т. зерна. 2) Страна вошла в десятку мировых экспортеров пшеницы и пятерку экспортеров ячменя. 3) Этот успех имеет уверенную тенденцию к сохранению. 4) Экономисты связывают дальнейшее развитие аграрного сектора с приходом туда крупного капитала и созданием агрофирм. 5) Если такое положение сохранится, то можно предположить, что сельское хозяйство страны станет наконец эффективной сферой хозяйственной деятельности.


13. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое предложение которого пронумеровано. Определите, какие предложения носят: А) фактический характер; Б) характер оценочных суждений 1) В начале 90-х годов в России было лишь около 10 государственных банков, которые обслуживали все расчеты на территории страны. 2) По официальным данным Центрального банка, на май 1996 года в России зарегистрировано 2568 банков, в том числе 1556 – паевых и 1012 – акционерных. 3) Несмотря на бурный рост числа коммерческих банков, до формирования оптимальной банковской системы еще далеко. 4) Специалисты считают, что российская банковская система на целые десятилетия отстает от западной по техническому уровню и по способности внедрять достижения НТР. 5) Ведущие транснациональные банки ежегодно тратят на модернизацию технической базы 15-20% общих операционных расходов. 6) У российских банков расходы на техническое оснащение составляют в среднем лишь 1-2%.


6. функции 7. облигации 8. государственное ценообразование 9. квалификация баобаб 13.ааббаа

Налогоплательщики представлены частными лицами и разными компаниями. Они должны работать и функционировать исключительно на основании многочисленных норм, содержащихся в российском законодательстве. При этом за все полученные доходы они должны уплачивать налоги. Дополнительно сборы назначаются за имущество или иные ценности. Каждый налогоплательщик обладает не только обязанностями, но и определенными правами, поэтому следует тщательно разобраться в имеющихся особенностях. Права налогоплательщиков и обязанности налогоплательщиков должны изучаться каждым человеком и руководителем фирмы. Поговорим о них подробнее в данной статье.

Виды налогоплательщиков

Уплачивать налоги требуется как физлицам, так и компаниям, являющимся юрлицами.

К физлицам относятся не только граждане, работающие на работодателей, но и ИП.

Каждый налогоплательщик должен уплачивать регулярно разные сборы, а также у него появляется необходимость формирования конкретной отчетности.

Физлица

Они представлены стандартными гражданами, работающими официально на разных работодателей, а также ИП. В последнем случае предприниматель может уплачивать налоги по различным режимам налогообложения, так как они могут быть упрощенными или стандартными.

При расчете налога учитывается, являются ли налогоплательщики резидентами или нерезидентами РФ. Права налогоплательщиков и обязанности налогоплательщиков, представленных физлицами, являются многочисленными и зависящим от статуса гражданина.

Юрлица

Они представлены многочисленными фирмами, причем они могут открывать разные филиалы. Если подразделение является крупным, а также у него имеется собственный штатный бухгалтер, то такой филиал выступает в качестве самостоятельного налогоплательщика.

В налоговом праве права и обязанности налогоплательщиков, представленных юрлицами, также зависят от того, является ли фирма российской или иностранной.

Особенностью разных акционерных обществ выступает то, что на основании норм, прописанных в Конституции, они могут пользоваться разными сведениями, имеющими отношение к физлицам.

Все фирмы могут быть обычными, малыми или использующими упрощенные режимы налогообложения. Обо всех этих видах должны знать все налогоплательщики. Понятие права и обязанности фирмы закреплено в НК. Причем они предполагают необходимость уплаты разных налогов и сдачи многочисленных деклараций и отчетов. При этом организации могут отстаивать свои права.

Какие права имеются у плательщиков налогов?

Права налогоплательщиков и обязанности налогоплательщиков закреплены в НК, причем все они могут немного отличаться для граждан и фирм, обладающих разным статусом.

К основным правам относится:

  • Возможность получения разных консультаций или разъяснений в устной форме от работников налоговой инспекции, если сведения относятся к применению разнообразных налоговых режимов, к составлению отчетностей, расчету сборов или правилам заполнения многочисленной документации.
  • Право получить разъяснения в письменном виде по всем вопросам, которые являются интересными и важными для налогоплательщика.
  • Оформление консультаций, касающихся налогов и отчетности.
  • Возможность получить справочную или информационную поддержку от работников налоговой службы.
  • Предоставление уже правильно заполненных деклараций и других документов, которые далее используются в качестве образца.
  • Использование многочисленных льгот, если налогоплательщик соответствует требованиям, предъявляемым к гражданам, предпринимателям или фирмам, имеющим право на снижение налоговой нагрузки.
  • Формирование актов сверки, чтобы убедиться, что работники налоговой инспекции верно рассчитали размер налогов по разным сборам.
  • У налогоплательщиков имеется право засчитывать суммы переплат по разным сборам. Излишне уплаченные средства могут возвращаться, если причиной такой ситуации выступала халатность и неправильный расчет со стороны работников ФНС.
  • Граждане и предприниматели могут давать пояснения относительно реализованных расчетов по разным налогам и перечисленным средствам в бюджет.
  • Налогоплательщики могут принимать непосредственное участие в процессе многочисленных налоговых проверок или других действий со стороны ФНС, которые связаны с изучением финансовой деятельности граждан и фирм.
  • Существует возможность отстаивать свои права и точку зрения, если имеются доказательства того, что результаты проведенной проверки являются ложными и неправильными, для чего важно пользоваться официальными документами.

Только при знании своих возможностей каждый плательщик может правильно рассчитывать и уплачивать налоги. Права и обязанности налогоплательщиков строго закреплены в законодательстве, поэтому нарушение прав является наказуемой деятельностью ФНС.

Спорные вопросы

Каждый налогоплательщик может требовать от работников ФНС точного следования законодательству при реализации ими их основных функций, представленных проведением проверки или других аналогичных действий.

Права и обязанности налогоплательщиков и налоговых органов совпадают в большинстве случаев, но нередко при проверках или иных действиях появляются спорные вопросы. Решать их приходится с помощью суда.

Действия разных сотрудников ФНС могут быть обжалованы в суде, для чего проводится соответствующее разбирательство. Если выигрывает налогоплательщик суд, то он может рассчитывать на компенсацию нанесенного вреда.

Когда освобождаются налогоплательщики от ответственности?

Право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика по результатам проведенной проверки получают граждане или фирмы на основании норм, указанных в ст. 111 НК. Сюда относятся ситуации:

  • Работники отделения ФНС предоставили неграмотную консультацию гражданину относительно статьи, по которой он привлекается как нарушитель.
  • Сотрудники налогового органа выдали неверную информацию, из-за которой налогоплательщик поступил незаконно.

Учитывается, что все сведения, имеющие отношение к уплате разных налогов и сборов, являются конфиденциальными и не подлежат разглашению.

Какие обязанности имеются у плательщиков налогов?

Права и обязанности налогоплательщиков РФ должны соблюдаться как самими резидентами, так и разными государственными органами. Имеются у плательщиков сборов многочисленные обязанности. Если они не будут исполняться, то это будет основанием для привлечения их к ответственности. К основным таким обязанностям относится:

  • все налогоплательщики должны состоять на учете в ФНС;
  • они должны самостоятельно рассчитывать и перечислять средства для уплаты разных налогов и сборов, если расчет не проводится работниками налоговой инспекции по разным платежам;
  • своевременно ими отражаются все доходы и расходы, которые появляются во время работы и ведения предпринимательской деятельности;
  • требуется в установленные сроки сдавать в нужное отделение ФНС разные отчеты и иные документы по налогам, страховым взносам или другим платежам, а также подготавливать и представлять бухгалтерские отчеты;
  • юрлица обязаны вести бухучет совместно с налоговым учетом, что в полной мере отразит результаты их деятельности;
  • применять на основании условий законодательства ККТ или БСО;
  • предоставлять работникам ФНС нужные сведения и документы, на основании которых можно убедиться в правильности расчетов налоговых сумм.

Таким образом, основные права и обязанности налогоплательщиков являются действительно многочисленными, причем их нарушение становится основанием для разбирательства любого дела в суде.

О чем должны уведомлять ИП или фирмы ФНС?

Налогоплательщики дополнительно имеют обязанность уведомлять в письменном виде налоговую службу о разных изменениях в своей работе. К ним относятся:

  • открытие или закрытие счета в банке;
  • формирование филиалов или подразделений в разных регионах РФ;
  • наделение филиалов разными широкими полномочиями, что позволяет им заниматься собственной финансовой деятельностью;
  • закрытие имеющихся подразделений;
  • вложение в капитал предприятия средств иными компаниями, которые могут быть российскими или иностранными;
  • начало процесса банкротства фирмы;
  • смена направления работы предприятия;
  • смена жительства ИП или руководителя фирмы.

Все эти сведения должны предоставляться в письменном виде, а также своевременно, причем за отсутствие уведомления могут применяться к налогоплательщику жесткие меры наказания.

Хранение отчетности

Права налогоплательщиков и обязанности налогоплательщиков являются широкими, но каждая организация или ИП обязаны помнить о том, что они должны хранить многочисленную финансовую отчетность. Она может быть представлена бухбалансом, отчетом о прибылях и убытках, разными декларациями или другими бумагами.

Стандартно хранить их надо в течение пяти лет, но некоторые документы должны быть в наличии у предприятия на протяжении всего срока его существования. К ним относится свидетельство о регистрации и постановке на учет в конкретном отделении ФНС.

За что могут привлекаться к ответственности налогоплательщики?

Права, обязанности и ответственность налогоплательщиков закреплены в многочисленных статьях НК. Если не исполняются обязанности, то это является основанием для применения к нарушителям разных мер наказания.

Привлекаются к ответственности они за следующие нарушения:

  • несоблюдение указаний, прописанных в НК;
  • отсутствие своевременного перечисления разных налогов;
  • нарушение порядка, на основании которого на предприятии должен вестись налоговый или бухгалтерский учет;
  • использование разных ухищрений, с помощью которых занижаются налоги, что приводит к уменьшению доходной части бюджета страны;
  • неполное или несвоевременное предоставление отчетности в ФНС.

Вина любого налогоплательщика должна быть доказана, а иначе его не допускается привлекать к ответственности на основании ст. 109 НК.

Заключение

Таким образом, каждый налогоплательщик обладает как определенными правами, так и многочисленными обязанностями. Он может требовать от других граждан, компаний и налоговых органов использования разных мер для соблюдения собственных прав. Если же он не исполняет свои обязательства, то это является основанием для привлечения его к ответственности.

Каждый налогоплательщик должен тщательно разобраться в своих обязанностях, чтобы не возникало проблем с работниками налоговой инспекции. Он должен правильно рассчитывать налоги, вести учет на предприятии, а также своевременно представлять необходимые отчеты и иные документы в ФНС.

Основные виды налогоплательщиков в РФ - это юридические лица и физические лица, на которых возложена обязанность по уплате налогов за счет собственных средств в соответствии с налоговым законодательством (ст. 19 НК РФ). При этом налогоплательщики-организации делятся на российские и иностранные, а физические лица - на имеющих статус индивидуального предпринимателя и не имеющих его. Это, пожалуй, основная классификация налогоплательщиков.

В отдельные категории налогоплательщиков можно выделить предприятия, ведущие определенные виды деятельности. К примеру, те, кто работает в сфере добычи полезных ископаемых, или в сфере игорного бизнеса. Поскольку они обязаны уплачивать специфические налоги - соответственно, НДПИ и налог на игорный бизнес.

В отдельный вид налогоплательщиков также можно выделить тех, кто вправе применять налоговую льготу по тому или иному налогу (п. 1 ст. 56 НК РФ).

Налогоплательщики: понятие, виды, права и обязанности

Разобравшись с понятием налогоплательщика и видами, перейдем к его правам и обязанностям.

Налогоплательщики, плательщики сборов и взносов имеют право (п. 1,3 ст. 21 НК РФ):

  • получать в своей ИФНС по месту учета бесплатную информацию о действующих налогах и сборах, а также получать бланки налоговой отчетности и разъяснения по их заполнению;
  • получать разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах от Минфина РФ, от финансовых органов субъектов РФ и муниципальных образований;
  • применять налоговые льготы при наличии на то оснований;
  • получать отсрочку, рассрочку или инвестиционный налоговый кредит;
  • на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, пени, штрафов;
  • на проведение сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, совместной с налоговиками, а также на получение акта сверки;
  • представлять свои интересы лично или через представителя;
  • представлять контролирующим органам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок;
  • присутствовать при проведении выездной проверки;
  • получать копии акта налоговой проверки, решений налоговиков, а также налоговые уведомления, требования об уплате налогов;
  • требовать от должностных лиц контролирующих органов соблюдения налогового законодательства;
  • не выполнять неправомерные акты и требования контролирующих органов, не соответствующие законодательству;
  • обжаловать акты контролирующих органов и действия / бездействие их должностных лиц;
  • на соблюдение и сохранение налоговой тайны;
  • на возмещение убытков, причиненных незаконными актами налоговых органов или незаконными действиями / бездействием их должностных лиц;
  • на участие в рассмотрение материалов налоговой проверки или иных актов налоговых органов.

Также НК РФ устанавливает и иные права налогоплательщиков.

Теперь о том, что обязаны делать налогоплательщики (п. 1 ст. 23 НК РФ):

  • уплачивать налоги;
  • встать на учет в налоговых органах, если НК РФ того требует;
  • вести учет доходов (расходов) и объектов налогообложения, если НК РФ того требует;
  • сдавать в ИФНС по месту учета налоговую отчетность;
  • представлять в налоговые органы и их должностным лицам в определенных случаях документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;
  • выполнять законные требования налоговиков об устранении нарушений налогового законодательства, не препятствовать законной деятельности налоговиков при исполнении ими служебных обязанностей;
  • хранить данные бухгалтерского и налогового учета и другие документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов в течение 4 лет;
  • нести иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.

Также организации должны представлять в свою ИФНС годовую бухотчетность после окончания отчетного года (за некоторым исключением), а ИП, нотариусы и адвокаты по запросу налоговиков должны представлять книгу учета доходов и расходов и хозяйственных операций (

Налогоплательщиками признаются субъекты определенных правоотношений, за которыми законом устанавливается обязанность осуществлять отчисления в бюджет за счет личных средств. В России действуют различные системы обложения. Они предусмотрены для граждан и для юрлиц. Далее будет дана общая характеристика этой категории, а также рассмотрены основные права налогоплательщиков.

Признаки субъектов

В соответствии с определением, которое дано выше, налогоплательщиками выступают физические лица и организации, чей статус определяется в соответствии с ГК. При этом ряд категорий предусмотрен непосредственно в отраслевом Кодексе. В частности, НК относит к налогоплательщикам обособленные подразделения компаний, представительства и филиалы, в том числе реализующие самостоятельно продукцию, услуги либо работы, а также постоянные представительства зарубежных организаций. Определение статуса в последнем случае будет зависеть от разных условий.

По общему правилу, постоянным представительством зарубежного юрлица считается территория регулярного исполнения работ, реализации продукции, оказания услуг. На законодательном уровне рассматривается предложение об отнесении в самостоятельную категорию консолидированную группу субъектов. Предполагается, что для них будет разработана особая система, в рамках которой обложению не будет подлежать имущество и средства, перемещаемые внутри них. Сегодня ст. 13 ФЗ "О финансовых промышленных группах" предусматривается, что их участники, которые заняты в сферах производства работ, продукции или услуг, могут признаваться консолидированной категорией. Кроме этого, в качестве субъектов, согласно законодательству ряда стран, могут выступать не отдельные граждане, а семьи в целом.

Права и обязанности налогоплательщиков

Они определены в законе "Об основах системы обложения". Необходимо отметить, что главные права и обязанности налогоплательщиков едины для всех. Они не зависят от вида субъекта. При этом для некоторых групп устанавливаются особые права налогоплательщиков. К примеру, компании, которые используют труд инвалидов, могут отказаться от льгот по НДС. Некоторым организациям можно перейти на упрощенное обложение. Однако это, в свою очередь, вызовет появление дополнительных обязанностей.

Юридический аспект

Права налогоплательщиков и налоговых агентов закреплены в отраслевом законодательстве. В ст. 21 Кодекса по обложению, в частности, содержится соответствующий перечень. Следует отметить один нюанс, характеризующий развитие ситуации. Закон, регламентирующий основы обложения, включал в себя сначала статью об обязанностях, а затем - о правах налогоплательщиков. В Кодексе положения приводятся в другом порядке. Это указывает на то, что законодатель признает в первую очередь права налогоплательщика в РФ.

Классификация

Как выше было сказано, права налогоплательщиков установлены в ст. 21. Их можно сгруппировать по ряду критериев и представить в виде системы. В первую очередь следует сказать о том, что закон предоставляет субъектам определенные юридические возможности в сфере информации об уплате, установлении и введении сборов. Таким образом, это группа № 1. Права налогоплательщиков этой категории считаются относительно новыми. Следующая группа относится к сфере исполнения законодательных предписаний по отчислениям в бюджет. Третья категория включает в себя права налогоплательщиков в области учета и контроля обложения. Последняя группа относится к сфере привлечения субъектов к ответственности и защите их интересов. Рассмотрим эти категории отдельно.

Информационное сопровождение

Одно из прав налогоплательщика заключается в том, что он может получать бесплатно сведения от уполномоченных органов о действующих тарифах, сборах, а также юридическом регулировании сферы обложения. Важно отметить, что за использование подобной возможности никому не нужно платить. Кроме этого, реализация данного права налогоплательщиков осуществляется по месту их учета в надзорном органе.

Законодательство ряда зарубежных стран предусматривает бесплатное выделение каждому субъекту соответствующего пакета действующих в государстве нормативных актов. В России данная процедура требует определенных бюджетных расходов, в связи с чем не может быть выполнена. Кроме того, проблема состоит и в том, что законодательная база постоянно обновляется, и выдавать каждый раз новый пакет актов нецелесообразно. Тем не менее в каждой инспекции присутствуют информационные стенды. В них разъяснены основные сведения о сборах и налогах, обязанностях и правах плательщиков. Кроме этого, Кодекс требует от уполномоченных инстанций ежеквартально публиковать информацию о местных и региональных отчислениях в бюджет. Данное требование не касается федеральных сборов, поскольку они публикуются в доступных официальных источниках.

Получение письменных разъяснений

Налогоплательщики имеют право запросить объяснения по вопросам применения норм отраслевого законодательства. Эта возможность обеспечивает новое построение взаимоотношений между субъектами и контрольными органами. Предполагается, что добросовестный субъект при возникновении затруднений при определении вероятных последствий какой-либо сделки может написать в инспекцию. Она, в свою очередь, даст соответствующие разъяснения по интересующему заявителя вопросу. Однако данное положение на практике реализуется довольно сложно.

В ст. 111 НК предусмотрено, что при получении разъяснений и дальнейшем их следовании налогоплательщик освобождается от ответственности при нарушении им норм законодательства. Это значительно снижает интерес инспекций давать ответы на поступающие запросы. Ведь в таком случае все правонарушения в налоговой сфере, невозможность взыскать недоимки и штрафы ложатся на контрольные органы. Здесь целесообразно привести в пример опыт Германии. В этой стране плательщики заключают договора с финансовыми инстанциями о вероятных налоговых последствиях. Они вместе просчитывают их, что позволяет субъекту объективно оценить ситуацию. В России это сделать сейчас крайне проблематично хотя бы уже потому, что все последствия предусмотреть невозможно ввиду нестабильности законодательной системы.

Соблюдение тайны

Данное понятие вводится ст. 102 Кодекса. Налогоплательщики имеют право потребовать от уполномоченных инстанций сохранения сведений, касающихся отчислений, которые осуществляют непосредственно они сами. В указанной ст. 102 присутствует также перечень данных, которые не признаются в качестве личной финансовой тайны.

Исполнение норм Кодекса

В качестве первого права налогоплательщиков в этой группе следует отметить возможность использовать льготы при обложении. В ст. 56 Кодекса предусматривается отказ от применения послаблений. В качестве следующего права налогоплательщиков НК РФ определяет возможность требовать ясности норм отраслевого законодательства. Речь в данном случае о том, что все противоречия, присутствующие в положениях Кодекса и прочих актах, трактуются в пользу субъектов обложения.

В этой связи данное право формулируется как ясность законодательства как база для исполнения налоговых обязанностей. Кроме того, во вторую группу входит возможность субъекта обложения просить рассрочку, отсрочку, своевременный зачет либо возврат излишне выплаченных средств, получить кредит. Также плательщик вправе нанять юрлицо либо гражданина, обладающего определенной компетентностью в сфере налогообложения. Уполномоченный субъект представляет его интересы в рамках соответствующих отношений. Данная возможность формирует институт консультантов по вопросам обложения.

Сфера контроля и учета

Права налогоплательщика (физического лица или организации), относящиеся к этой области, предусматривают:

  1. Присутствие в ходе проведения процессуальных действий контроля.
  2. Получение экземпляров актов проверки и прочих решений уполномоченных надзорных инстанций.
  3. Предоставление своих пояснений по уплате и исчислению налогов.
  4. Получение требований об отчислениях и уведомлений.

Ответственность и защита интересов

Эти две категории в сфере налогообложения тесно взаимодействуют друг с другом. Законодательство закрепляет за субъектами возможность учитывать обстоятельства, смягчающие ответственность, обжаловать решения надзорных органов, их бездействие/действие, а также поведение отдельных служащих. При этом выбор способа защиты остается за плательщиком. Так, субъект может использовать административный, судебный, иной порядок или несколько одновременно. В данном случае закон не предусматривает никаких ограничений.

Специфическая категория

Необходимо также упомянуть о таком, хоть и несколько сомнительном, праве не исполнять неправомерные решения и требования налоговой службы или должностных лиц. Незаконность считается оценочной категорией. То есть если налогоплательщик посчитает, что поведение или решение уполномоченного органа или служащего неправомерно и не исполнит предписание, а в последствии будет доказано обратное, то вся ответственность ляжет на субъекта обложения. По мнению ряда экспертов, введение этой нормы в законодательство нецелесообразно, и даже считается негативным явлением. Объясняется эта позиция тем, что такое положение формирует предпосылки для неправомерности действий налоговой службы. Хотя, как считают другие специалисты, следует в первую очередь исходить из того, что поведение и требования уполномоченных органов законны, а обратное доказывается в судебном порядке.

Обязанности

Определение их круга имеет существенное значение, поскольку применение мер ответственности будет обусловлено именно нарушением какого-либо предписания, определенного в законодательстве. Вместе с этим осуществление защиты своих интересов и прав основывается на доказательстве отсутствия у налогоплательщика той либо другой обязанности или факта исполнения предписания надлежащим образом. В качестве первого требования выступает, собственно, полное и своевременное отчисление предусмотренных платежей в бюджет. Оно формируется в силу налогового обязательства субъекта. В этой связи указанное требование считается универсальным и распространяется на всех участников соответствующих отношений.

При осуществлении отчислений непосредственно налогоплательщиком, а не агентом, в законе предусмотрены дополнительные требования. Так, субъекты должны сдать платежные документы до наступления срока уплаты соответствующим подразделениям банка для последующего перечисления в бюджет. Прочие обязательства налогоплательщиков можно рассматривать как факультативные, так как они распространяются не на всех субъектов. При этом они направлены на исполнение указанного выше главного требования.

Ведение учета и составление отчетности

Это обязательство распространяется на организации. Следует отметить, что в ряде случаев для исчисления базы обложения необходимо вести специальный учет. Он может не совпадать с бухгалтерским. При этом последний выступает в качестве основы для налогового учета. Хранение отчетной документации должно осуществляться в течение не меньше 5 лет.

Предоставление инспекции необходимых документов и информации

Данная обязанность довольно условна, что объясняется отсутствием в законодательстве перечня необходимых сведений и бумаг, которые должны быть переданы. Однако на практике с документами обычно не возникает неясностей. Некоторые сложности имеют место с предоставлением информации. По сути, налогоплательщик должен предъявить данные, которыми он располагает, и для получения которых нет необходимости совершать дополнительные действия. В ином случае указанное требование должно состоять не только в предоставлении, но и в получении информации.

Внесение исправлений в отчетные документы

Данная обязанность касается корректировок сумм заниженного либо сокрытого дохода, которые выявлены в ходе проверок. Это требование исходит из специфической нормативной конструкции Закона, регламентирующего применение санкций к нарушителям. В случае сокрытия (неучета) прочих (кроме прибыли) объектов обложения внесение исправлений не имеет смысла, поскольку сумма налога включается в финансовые санкции.

Предоставление пояснений

При несогласии с фактами, которые изложены в акте по проведенной проверке, налогоплательщик обязан мотивировать отказ от его подписания. Это требование не означает, что субъект должен удостоверить своей подписью представленный уполномоченной службой документ. Однако, отказываясь его подписывать, он обязан мотивировать свое решение письменно.

Уведомление о ликвидации

Законом предусматривается обязанность субъекта известить налоговый орган о решении реорганизовать или прекратить свою деятельность в десятидневный период. Данное требование носит принципиальный характер. Обусловлено это тем, что от надлежащего его исполнения будет зависеть возможность инспекции осуществить итоговую проверку организации, выявить налоговые обязательства и проконтролировать мероприятия по их полному погашению.

Введение

1. Налогоплательщики как субъекты налоговых отношений

2. Обязанности налогоплательщиков (плательщиков сборов)

3. Права налогоплательщиков (плательщиков сборов)

4. Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение

Налоги играют важнейшую роль среди государственных доходов. Помимо финансовой роли, налоги имеют большое социальное значение. Посредством налогов государство воздействует на определенные общественные процессы, выполняет контрольные функции, выступает гарантом конституционного права.

С юридической точки зрения, налог – установленная законом форма отчуждения собственности физических и юридических лиц в пользу субъектов публичной власти. При этом налог является индивидуально безвозмездным, взыскивается на условиях безвозвратности методами государственного принуждения и не носит характер наказания или контрибуции. Налоги устанавливаются законодательной властью в одностороннем порядке.

Итак, рассмотрим права и обязанности налогоплательщиков (плательщиков сборов).


Налогоплательщики - субъекты налоговых отношений, на которых законом возложена обязанность уплачивать налоги за счет собственных средств.

Исходя из данного определения, можно выделить следующие характерные признаки налогоплательщиков.

1) Налогоплательщики являются субъектами налогового права, которые могут не совпадать с понятием субъектов иных отраслей права.

Традиционно налогоплательщиками выступают физические и юридические лица, статус которых определяется гражданским законодательством. Вместе с тем иные категории налогоплательщиков предусмотрены исключительно налоговым законодательством. К ним относятся обособленные подразделения организаций, в том числе филиалы и представительства, самостоятельно реализующие товары, работы, услуги, постоянные представительства иностранных юридических лиц. При этом определение налогового статуса постоянного представительства иностранного юридического лица достаточно условно и зависит от различных условий. Согласно общему правилу, под постоянным представительством иностранного юридического лица понимается любое место регулярного осуществления деятельности по выполнению работ, оказанию услуг, продаже товаров.

Налоговый кодекс предлагается установить в качестве самостоятельного налогоплательщика консолидированную группу налогоплательщиков. Это означает, что группа зависимых организаций будет платить консолидированные налоги, что позволит избежать налогообложения средств и имущества, перемещаемых в рамках этой группы (например, концерна). В настоящее время ст. 13 Закона РФ от 30 ноября 1995 г. «О финансово-промышленных группах» предусмотрено, что участники финансово-промышленной группы, занятые в сфере производства товаров, работ, услуг, могут быть признаны консолидированной группой налогоплательщиков.

Кроме того, по законодательству некоторых зарубежных стран в качестве налогоплательщиков может выступать семья в целом, а не конкретный гражданин.

2) Налогоплательщики выступают обязанными субъектами, основной обязанностью которых является уплата налогов.

3) Налогоплательщики - это лица, уплачивающие налоги за счет собственных средств.

В данном случае имеется в виду, что уплата налогов производится за счет средств, принадлежащих налогоплательщику. Это возможно путем удержания налога у источника выплаты дохода или непосредственно самим налогоплательщиком. В связи с этим налогоплательщика следует отличать от носителя налогов. Понятие «носитель налога» применяется в основном в экономическом аспекте - это лицо, которое несет тяжесть налогообложения, т. е. в конечном итоге налог в бюджет уплачивается за счет данного лица. Так, носителем косвенных налогов является конечный потребитель товара (работы, услуги).

Налогоплательщиков можно классифицировать по различным основаниям. Первое, наиболее крупное разделение проводится в отношении физических и юридических лиц.

Как было отмечено выше, налогоплательщиком может быть одно лицо, а в некоторых странах и группа физических лиц - семья. Физические лица могут дифференцироваться на «простых» граждан и граждан-предпринимателей.

Юридические лица являются самостоятельными налогоплательщиками. При этом их обособленные подразделения, а также группа юридических лиц тоже могут выступать в качестве налогоплательщиков. Иностранное юридическое лицо как налогоплательщик в основном выступает в качестве постоянного представительства.

При этом необходимо учитывать, что права юридических лиц как объединений граждан гарантируются Конституцией так же, как и права физических лиц. Так, Конституционный Суд РФ указал, что акционерные общества (товарищества, общества с ограниченной ответственностью) по своей сути являются объединениями, которые созданы гражданами для реализации таких конституционных прав, как право свободно использовать свои способности и имущество для предпринимательской и иной не запрещенной законом деятельности.

По величине налогоплательщиков подразделяют на обычных и малых. Так, например, граждане-предприниматели подразделяются на обычных предпринимателей и лиц, перешедших на упрощенную систему налогообложения. Юридические лица подразделяются на обычные организации, малые предприятия и организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения. При этом необходимо учитывать, что малыми предприятиями могут быть только российские юридические лица.

Законодательство о подоходном налоге разделяет всех граждан в зависимости от постоянного местопребывания на лиц, имеющих постоянное местопребывание в России, и лиц, не имеющих постоянного местопребывания.

Наиболее специфической в целях налогообложения классификацией налогоплательщиков является деление субъектов на коммерческие и некоммерческие организации. В зависимости от получения того или иного статуса организации при равных хозяйственных условиях будут иметь различные механизмы налогообложения. Так, например, прибыль образовательных учреждений уменьшается на суммы, направленные на развитие образовательного процесса.


Определение круга обязанностей налогоплательщика имеет большое значение, так как применение ответственности к налогоплательщику обусловлено именно нарушением какой-либо из обязанностей, установленных законодательством. С другой стороны, защита своих прав налогоплательщиком основывается в первую очередь на доказательстве факта отсутствия у него той или иной обязанности либо факта выполнения данной обязанности надлежащим образом.

Согласно ст. 23 ч. 1 Налогового кодекса РФ, налогоплательщики обязаны:

Уплачивать законно установленные налоги;

Встать на учет в органах Государственной налоговой службы Российской Федерации, если такая обязанность предусмотрена настоящим Кодексом;

Вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах;

Представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;

Представлять налоговым органам и их должностным лицам в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;

Выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей;

Предоставлять налоговому органу необходимую информацию и документы в случаях и порядке, предусмотренном настоящим Кодексом;

В течение трех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, а также документов, подтверждающих полученные доходы (для организаций - также и произведенные расходы) и уплаченные (удержанные) налоги;

Нести иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.

Итак, первой и главной обязанностью налогоплательщика является своевременная и полная уплата налога. Она возникает в силу его налогового обязательства. В связи с этим данная обязанность универсальна и распространяется на всех налогоплательщиков. В случае уплаты налога непосредственно налогоплательщиком (а не налоговым агентом) законодательством установлены дополнительные требования. Так, налогоплательщики обязаны до наступления срока платежа сдать платежные поручения соответствующим учреждениям банка на перечисление налога в бюджет. Остальные обязанности плательщиков налогов можно рассматривать в качестве факультативных, поскольку они распространяются не на всех налогоплательщиков. Вместе с тем они направлены на надлежащее выполнение налогоплательщиком его главной обязанности.

Обязанность вести бухгалтерский учет, составлять отчеты о финансово-хозяйственной деятельности, обеспечивая ил сохранность не менее пяти лет. Данная обязанность касается предприятий и организаций. Хотелось бы отметить, что для исчисления налога во многих случаях необходимо вести специальный налоговый учет, который не совпадает с бухгалтерским. Вместе с тем бухгалтерский учет является основой для организации налогового учета.

Обязанность представлять налоговым органам необходимые для исчисления и уплаты налогов документы и сведения.

Данная обязанность достаточно условна, поскольку налоговое законодательство не устанавливает порядок определения этих документов и сведений. Если в отношении документов какие-либо неясности не возникают, то в отношении сведений на практике иногда встречаются осложнения. Формально налогоплательщик обязан предоставить только те сведения, которые у него есть в наличии, т. е. для получения которых не надо производить каких-либо дополнительных действий. В противном случае обязанность должна заключаться не только в предоставлении, но и в получении сведений.