Уголовная ответственность за уход от налогов. Что влечет за собой уклонение от уплаты налогов? Уклонение от уплаты налогов ИП

Уголовная ответственность за уход от налогов. Что влечет за собой уклонение от уплаты налогов? Уклонение от уплаты налогов ИП

Исходя из анализа действующего законодательства, его доктринального толкования и правоприменительной практики, хотелось бы остановиться на наиболее актуальных вопросах, связанных с уголовной ответственностью, предусмотренной ст. 199 УК РФ, а именно:

  1. Какая ответственность предусмотрена ст. 199 УК РФ «Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации».
  2. В каком порядке применяются сроки давности привлечения к уголовной ответственности по ст. 199 УК РФ.
  3. Основания ответственности руководителя и главного бухгалтера организации.
  4. Особенности межведомственного взаимодействия между налоговыми органами и правоохранительными органами по налоговым преступлениям.
  5. Статистика наказаний по налоговым преступлениям.
  1. Диспозиция ч. 1 ст. 199 УК РФ: Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере.

    Крупным размером в настоящей статье настоящего Кодекса признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более двух миллионов рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая шесть миллионов рублей. То есть, если налогов не уплачено на 6 (шесть) миллионов рублей, независимо от размера доли (превышение 10%), такая неуплата подпадает под ч. 1 ст. 199 УК РФ.

    Санкция ч. 1 ст. 199 УК РФ наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет

    Минимальная санкция по ч. 1 ст. 199 УК РФ в денежном эквиваленте предусматривает штраф до трехсот тысяч рублей. Максимальной санкцией в части лишения свободы является лишение свободы на срок до двух лет.

    Диспозиция ч. 2 ст. 199 УК РФ: То же деяние, совершенное:
    а) группой лиц по предварительному сговору;
    б) в особо крупном размере (особо крупный размер — сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более десяти миллионов рублей , при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая тридцать миллионов рублей).

    Преступление, предусмотренное ч. 2 ст. 199 УК РФ наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

    Если действия лица могут быть квалифицированы по двум частям статьи 199 УК РФ, то лицу вменяется более тяжкое преступление, предусматривающее более строгие санкции.

    Например, при имеющемся размере недоимки по налогам за период с 2011 по 2014 год, превышающей 10 млн. руб., вменятся будет более строгая ч. 2 ст. 199 УК РФ.

    Необходимо отметить, что в УК существует специальная норма освобождения от уголовной ответственности. Лицо, впервые совершившее преступление, предусмотренное ст. 199 УК РФ, освобождается от уголовной ответственности, если этим лицом либо организацией, уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с которой вменяется данному лицу, полностью уплачены суммы недоимки и соответствующих пеней, а также сумма штрафа в размере, определяемом в соответствии с НК РФ .

  2. В соответствии с ч. 1 ст. 78 УК РФ лицо освобождается от уголовной ответственности, если со дня совершения преступления истекли следующие сроки:
    — два года после совершения преступления небольшой тяжести;
    — десять лет после совершения тяжкого преступления (ч. 2 ст. 199 УК РФ) .

    К примеру, по ч. 1 ст. 199 УК РФ срок давности — два года со дня совершения преступления, так как это преступление небольшой тяжести.

    Что касается ч. 2 ст. 199 УК РФ, срок давности — десять лет со дня совершения преступления, так как это тяжкое преступление.

    Если органы предварительного следствия установят, что в уклонении преднамеренно и по предварительному сговору участвовал не только директор, но и главный бухгалтер — то в таком случае, указанные лиц могут привлечь и к солидарной ответственности, т. е. и руководителя и главного бухгалтера привлекут к ответственности по пункту «а» ч. 2 ст. 199 УК РФ за уклонение по предварительному сговору.

    Наказание за данное преступление более серьезное, преступление считается тяжким и, как следствие, имеет более длительный срок давности привлечения к ответственности — 10 лет.

    То есть если преступление окончено 10 октября 2016 г., привлечь бывшего руководителя и бухгалтера можно до 09 октября 2024 г. Если уклонение от уплаты налогов составляет особо крупный размер — сумму более 10 миллионов рублей в течение 3 лет подряд, при условии, что доля неуплаченных налогов превышает 20% подлежащих уплате налогов — руководителю или бухгалтеру грозит ответственность по пункту «б» ч. 2 ст. 199 УК РФ, преступление также признается тяжким и срок давности привлечения составляет 10 лет.

    Слеовательно, должностные лица организаций не подлежат привлечению к уголовной ответственности за неуплату налогов в крупном размере, если со дня совершения преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 199 УК РФ, истекло два года, а по ч. 2 ст. 199 УК РФ истекли десять лет . До истечения указанных сроков сохраняется риск привлечения должностных лиц организации к уголовной ответственности.

    В соответствии с ч. 2 ст. 78 УК РФ, сроки давности исчисляются со дня совершения преступления и до момента вступления приговора суда в законную силу . В случае совершения лицом нового преступления сроки давности по каждому преступлению исчисляются самостоятельно.

    Стоит обратить внимание на то, что если после продажи компании выявится факт уклонения от уплаты налогов, влекущий уголовную ответственность, например, в течение двух лет со дня совершения данного преступления привлечь по ч. 1 ст. 199 УК РФ могут лицо, юридически уже не имеющее отношения к компании — в том числе бывшего руководителя.

  3. Ответственность руководителя:
    При сумме доначислений по налогам в размере 2 и более млн. рублей налоговые органы передают материалы в следственные органы, проводится доследственная проверка, по итогам которой может быть возбуждено уголовное дело по ст. 199 УК РФ уже в отношении руководителя, в обязанности которого входило подписание отчетной документации (п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 декабря 2006 г. № 64). Необходимо отметить, что на практике даже если генеральный директор лично не подписывал отчетную документацию, в большинстве случаев генеральный директор привлекается к уголовной ответственности наряду с другими лицами, которые подписывали отчетную документацию.

    Ответственность бухгалтера:
    Совершено данное преступление может быть только с прямым умыслом, то есть лицо должно понимать противоправный характер своих действий, возможность наступления негативных последствий для государства и общества (в виде недополученных налогов), и сознательно желать их наступления.

    При наличии в действиях главного бухгалтера всех вышеуказанных элементов состава преступления ему может быть вменено преступление, предусмотренное ст. 199 УК РФ.

    Рассматриваются в качестве квалифицирующих признаков по ч. 2 ст. 199 УК РФ и влекут за собой более тяжелые наказания (штраф в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительные работы на срок до пяти лет, либо лишение свободы на срок до шести лет) совершение данного преступления группой лиц по предварительному сговору либо в особо крупном размере.

    Хотелось бы отметить тот факт, что не следует рассчитывать на то, что уйти от ответственности в данном случае позволит статья 42 УК РФ, относящая исполнение обязательных приказа или распоряжения к обстоятельствам, исключающим преступность деяния. Во-первых, обязательность для главного бухгалтера конкретного распоряжения руководителя организации еще нужно будет доказать. Во-вторых, чаще всего они отдаются в устной форме. В-третьих, часть 2 указанной статьи прямо устанавливает, что лицо, совершившее умышленное преступление во исполнение заведомо незаконных приказа или распоряжения, несет уголовную ответственность на общих основаниях. При этом, ссылаясь на принуждение со стороны руководителя, главный бухгалтер превращает обычное преступление в преступление, совершенное группой лиц по предварительному сговору, тем самым ухудшая свое положение и свою личную ответственность.

    При указанных обстоятельствах руководителю и главному бухгалтеру рекомендуется заявлять следующую позицию: главный бухгалтер не знал о том, что руководителем совершаются действия, направленные на уклонение от уплаты налогов. Представляемые главному бухгалтеру документы не содержали информации, указывающей на то, что оформленные ими сделки носят мнимый характер. Такая позиция позволит исключить квалификацию преступления, как совершенного группой лиц по предварительному сговору.

  4. Пунктом 3 ст. 32 НК РФ устанавливается, что, если в течение двух месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога (сбора), направленного налогоплательщику (плательщику сбора, налоговому агенту) на основании решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, налогоплательщик (плательщик сбора, налоговый агент) не уплатил (не перечислил) в полном объеме указанные в данном требовании суммы недоимки, размер которой позволяет предполагать факт совершения нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, соответствующих пеней и штрафов, налоговые органы обязаны в течение 10 дней со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в следственные органы, уполномоченные производить предварительное следствие по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст. ст. 198 — 199.2 УК РФ, для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

    ФНС поручает территориальным органам в целях повышения эффективности взаимодействия налоговых органов и следственных органов СК РФ направлять указанные материалы с сопроводительным письмом, в котором необходимо отражать выявленные нарушения законодательства о налогах и сборах, в том числе описание схем уклонения от уплаты налогов (сборов) (при наличии), с указанием общей суммы неуплаченных налогов и сборов, а также расчет неуплаченных сумм налогов (сборов) (с разбивкой по годам и указанием доли неуплаченных сумм налогов и сборов к общей сумме, подлежащей уплате) в случае несоответствия их максимальным суммам неуплаченных налогов (сборов), предусмотренных примечаниями к ст. ст. 198 и 199 УК РФ.

    Кроме того, в указанном сопроводительном письме в адрес следственных органов СК РФ необходимо сообщать информацию об участии в проведении выездных налоговых проверок сотрудников органов внутренних дел, сведения о налогоплательщике (наличие миграции, реорганизации, ликвидации и т. д.) с даты начала проверки и до даты направления материалов, а также информацию о неуплате сумм доначисленных налогов, пеней, штрафов на дату направления материалов.

    В Письме ФНС России от 21.08.2012 № АС-4-2/13747 «О направлении материалов для решения вопроса о возбуждении уголовных дел в следственные органы и органы внутренних дел» содержатся некоторые дополнения. Так, уточняется, что в связи с направлением в порядке применения п. 3 ст. 32 НК РФ материалов в следственные органы, уполномоченные производить предварительное следствие по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст. ст. 198 — 199.2 УК РФ, для решения вопроса о возбуждении уголовного дела должностное лицо налогового органа, направившее указанные материалы в соответствии со ст. 141 УПК РФ, является заявителем.

    Заявителем всегда является физическое лицо, согласно УПК РФ. При этом не имеет правового значения, что руководитель (заместитель руководителя) налогового органа действует от имени налогового органа и во исполнение положений законодательства о налогах и сборах. Вместе с тем сопроводительное письмо оформляется на бланке налогового органа. Заявителю выдается документ о принятии сообщения о преступлении с указанием данных о лице, его принявшем, а также даты и времени его принятия (ч. 4 ст. 144 УПК РФ).

    ФНС рекомендует руководителям (заместителям руководителя) налогового органа лично представлять материалы, указанные в п. 3 ст. 32 НК РФ, в соответствующий следственный орган: представлять материалы в следственный орган должен руководитель (заместитель руководителя) налогового органа, который принял соответствующее решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

    В сопроводительном письме, которым в следственные органы направляются материалы, указанные в п. 3 ст. 32 НК РФ, рекомендуется указывать правовые основания для направления материалов, просьбу о выдаче документа о принятии сообщения о преступлении, просьбу о рассмотрении материалов и об извещении заявителя о результатах рассмотрения сообщения о преступлении в соответствии с УПК РФ.

    Органы внутренних дел при регистрации сообщений о преступлении руководствуются Приказом Генпрокуратуры России № 39, МВД России № 1070, МЧС России № 1021, Минюста России № 253, ФСБ России № 780, Минэкономразвития России № 353, ФСКН России № 399 от 29.12.2005 «О едином учете преступлений».

    В Письме ФНС России от 29.12.2011 № АС-4-2/22500 разъяснено, в какой следственный орган направлять соответствующие материалы. ФНС рекомендует материалы, предусмотренные п. 3 ст. 32 НК РФ, направлять в следственный орган, на подведомственной территории которого находится налоговый орган, выявивший факты, позволяющие предполагать совершение нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления.

    Получив подобное заявление СК РФ должен был принять решение о возбуждении уголовного дела в течение трех суток. В любом случае проверочные мероприятия по заявлению налогового органа должны были с высокой степенью вероятности затронуть должностных лиц организации-налогоплательщика. Отсутствие таких проверочных мероприятий указывает на то, что заявление в СК РФ налоговыми органами не подавалось.

    Не так давно вступил в силу закон, позволяющий органам Следственного комитета РФ возбуждать уголовные дела по налоговым преступлениям без направления материалов налоговыми инспекторами.

    С 2011 года в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2009 года № 383-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» к исключительной компетенции Следственного комитета РФ отнесено расследование уголовных дел о налоговых преступлениях, предусмотренных статьями 198-199.2 Уголовного кодекса РФ. Это уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица, уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации, неисполнение обязанностей налогового агента, сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов.

    Произошедшие в конце 2011 года изменения в законодательстве закрепили возможность возбуждения уголовных дел данной категории только по материалам, представленным налоговым органом.

    В настоящее время введен в действие Федеральный закон от 22 октября 2014 года № 308-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации», который вновь позволяет возбуждать уголовные дела о налоговых преступлениях по материалам, представленным следователю органом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, то есть полицией и ФСБ.

    Анализ указанных выше положений приводит к выводу, что уголовное дело может быть возбуждено как по материалам, поступившим из налогового органа, так и по материалам, полученным в ходе оперативно-розыскной деятельности.

    Применительно к оперативно-розыскной деятельности следует руководствоваться строгим соблюдением конфиденциальности. Не обсуждать вопросы, связанные с уплатой налогов с другими лицами, кроме существенной необходимости. Предоставлять другим лицам минимум информации. Учитывая, что сроки давности привлечения к ответственности не истекли, то оперативная информация может до настоящего времени и далее послужить основанием для проведения проверочных мероприятий и возбуждения уголовного дела.

  5. Анализ статистических данных говорит о том, что в общем массиве мер наказания за налоговые преступления превалирует штраф, на втором месте — условное наказание. Совсем незначительные показатели по исправительным работам и лишению права занимать определенные должности или заниматься определенной. К реальным срокам лишения свободы приговорена минимальная часть лиц, привлекаемых к уголовной ответственности за налоговые преступления.

Органы государственной власти Российской Федерации неоднократно отмечали общественную опасность уклонения от уплаты налогов как умышленного неисполнения конституционной обязанности каждого гражданина платить законно установленные налоги. В настоящее время практика применения статьи 199 Уголовного кодекса РФ в национальном судопроизводстве носит далеко не эпизодический характер. Несмотря на динамичность изменений налогового законодательства, уголовный закон остается стабильным, а правоохранительные органы и судебная власть сформировали единый и устойчивый взгляд по вопросу его применения. В данной публикации автор – адвокат Павел Домкин предлагает ознакомиться с основными моментами практики расследования уголовных дел за совершение уклонения от уплаты налогов и сборов.

Полномочия расследования дела по статье 199 УК РФ

Следует отметить, что первостепенную роль в вопросе инициации и расследования уголовных дел по статье 199 УК РФ играют налоговые органы . В большинстве случаев поводом для возбуждения уголовного дела является направление налоговым органом информации о неисполненном в срок решении о взыскании выявленной недоимки, штрафов и пеней. Подобное сообщение направляется налоговой инспекцией в правоохранительные органы в силу требований закона, а целью данного сообщения является проверка наличия в действиях налогоплательщика-неплательщика признаков состава преступления по статье 199 УК РФ. В сообщении налоговой орган представляет информацию о размере задолженности налогоплательщика перед бюджетом РФ, которая возможно будет использоваться правоохранительными органами при исчислении размера ущерба бюджетной системе и инкриминироваться в официальном обвинении.

Как правило, перед поступлением информации из налогового органа в орган следствия, она является предметом предварительной проверки со стороны сотрудников полиции . В данной стадии уполномоченными лицами главным образом осуществляется проверка сообщения инспекции на предмет умышленности действий руководящих лиц налогоплательщика, допустившего нарушение налоговой дисциплины. Служебными целями органа дознания является проверка информации, например, об умышленном неправомерном отнесении к расходной части при расчете подлежащего уплате в бюджет налога на прибыль, о сознательном неправомерном применении вычета по НДС, о причинах с контрагентами и т.д. Полученная в рамках доследственной проверки информация впоследствии передается в следственные органы для принятия решения о возбуждении уголовного дела.

В соответствии с п.п. «а», п. 1 ч. 2 ст. 151 УПК РФ предварительное следствие по преступлениям, предусмотренным ст. 199 УК РФ, производится следователями Следственного комитета Российской Федерации . Предварительное расследование уголовного дела производится по месту совершения преступления, а именно в месте, где налогоплательщик состоит на налоговом учете.

Порядок возбуждения уголовного дела по статье 199 УК РФ

Порядок инициации уголовного преследования по статье 199 УК РФ имеет существенные процессуальные отличия от «классического» алгоритма возбуждения дел по заявлению о преступлении. Закон не предполагает возможности возбуждения дела по обычному заявлению о преступлении, поданному заинтересованной стороной. Как указывалось ранее, в подавляющем большинстве случаев заявителем о преступлении выступают налоговые органы.

В тоже время органы дознания (полиции), следователи наделены полномочиями инициировать проверку в отношении налогоплательщика при соблюдении установленной процедуры участия налоговых органов. При поступлении информации не из налоговой инспекции о выявлении признаков уклонения от уплаты налогов следователь Следственного комитета РФ не позднее 3-х суток с момента поступления сообщения направляет в налоговый орган копию поступившего сообщения с приложением соответствующих документов и предварительного расчета предполагаемой суммы недоимки по налогам. Не позднее 15 суток с момента получения таких материалов налоговый орган направляет следователю: (1) либо заключение о нарушении законодательства о налогах и сборах и о правильности предварительного расчета суммы предполагаемой недоимки по налогам; (2) либо информирует следователя о том, что в отношении налогоплательщика проводится налоговая проверка, по результатам которой решение еще не принято; (3) либо информирует следователя об отсутствии сведений о нарушении законодательства о налогах и сборах. Руководствуясь информацией налогового органа, следователь принимает процессуальное решение о возбуждении уголовного дела, либо об отказе в таковом.

Следует отметить, что следователь вправе возбудить уголовное дело и до получения из налогового органа вышеуказанного заключения или информации, но лишь при наличии повода и достаточных (достоверных) данных, содержащихся в заключении эксперта и других документах, указывающих на признаки преступления. Отметим, что в следственной практике данное полномочие следователя реализуется не так часто.

Безусловно, что факт нарушения порядка возбуждения дела по статье 199 УК РФ может быть обжалован в судебном порядке, регламентируемом статьей 125 УПК РФ. При проверке доводов жалобы суд обязан оценить достаточность совокупности данных, указывающих на признаки преступления, а в случае отсутствия таковой, полномочен признать возбуждение уголовного дела незаконным.

Какие действия признаются преступлением по ст.199 УК РФ?

Уклонением от уплаты налогов и сборов законом признаются умышленные действия виновного лица, направленные на их неуплату и повлекшие полное или частичное не поступление соответствующих налогов и сборов в бюджет.

В судебной практике не фигурируют «стандартные» схемы, за которые виновные лица привлекаются к ответственности. Обвинительные приговора выносятся: — за умышленное непредставление в налоговый орган обязательной к подаче декларации, — в случае не отражения в полном объеме учета доходов, расходов и объектов налогообложения в налоговой декларации; — при занижении виновником налоговой базы по НДС в налоговой декларации путем принятия к профессиональным налоговым вычетам по НДС не существующих расходов; — в случае умышленного уклонения от уплаты налогов с организации путем внесения в бухгалтерскую отчетность и налоговые декларации заведомо ложных сведений о несуществующих транспортных расходах и т.д.

Наиболее распространенной категорией дел становятся случаи, когда правоохранительные органы доказывают в рамках возбужденного уголовного дела, что спорный контрагент фактически не мог осуществить поставку товара, а привлекаемый к ответственности налогоплательщик не предоставил обосновывающую коммерческие взаимоотношения документацию, либо создал фиктивный документооборот для завышения расходной части по налогу на прибыль и неправомерного получения права на вычет по НДС.

Публикация Бюро : .

Для оценки рисков привлечения к ответственности следует понимать положения закона, определяющие принцип признания тех или иных действий противоправными:

Способами уклонения от уплаты налогов и (или) сборов статьей 199 УК РФ законом признаются:

  1. непредставление налоговой декларации в установленной законом порядке;
  2. умышленное включение в налоговую декларацию или иные документы , заведомо ложных сведений. При этом под «иными документами» закон понимает любые предусмотренные законодательством документы, служащие основанием для исчисления и уплаты налогов или сборов: выписки из книги учета доходов и расходов хозяйственных операций; выписки из книги продаж; расчеты по авансовым платежам и расчетные ведомости; журнал полученных и выставленных счетов-фактур; справки о суммах уплаченных налогов; документы, подтверждающие право на налоговые льготы; годовые отчеты.

Полагаем, что следует дополнительно раскрыть условие наказуемости «второго» способа уклонения от уплаты налогов. Так, включением в декларацию или в иные документы заведомо ложных сведений признается сознательное отражение в них любой не соответствующей действительности информации, влияющей на правильное исчисление и уплату налогов или сборов.

Заведомо ложные сведения могут быть представлены путем умышленного не отражения в отчетной документации данных о доходах из определенных источников (например, полученной прибыли ); в виде уменьшения фактического размера полученного дохода (например, включение в декларацию сведений о фактически не имевших место хозяйственных операциях ), в виде сознательного искажения произведенных расходов, учитываемых при исчислении налогов (завышение расходной части ). Кроме того, в соответствии с официальной позицией Верховного Суда РФ к заведомо ложным сведениям относятся «не соответствующие действительности данные о времени (периоде) понесенных расходов, полученных доходов, искажение в расчетах физических показателей, характеризующих определенный вид деятельности, при уплате единого налога на вмененный доход и т.п.» .

Публикация Бюро: .

Кто может быть привлечен к ответственности по статье 199 УК РФ?

Сформировавшая судебная практика к числу лиц, привлекаемых к ответственности, по статье 199 УК РФ относит:

  1. в первую очередь, руководителя организации-налогоплательщика (генерального директора, директора и т.п.),
  2. главного бухгалтера или специально уполномоченное лицо, в обязанности которого входит подписание отчетной документации,
  3. лицо, фактически выполнявшее обязанности руководителя или главного бухгалтера в юридическом лице,
  4. иного сотрудника организации, оформлявшего первичные документы бухгалтерского учета при условии осведомленности о противоправном характере своих действий (пособники преступления),
  5. лицо, фактически организовавшее совершение преступления, либо склонившее к его совершению руководителя, например, акционер, учредитель организации (организатор преступления),
  6. Лицо, содействовавшее совершению преступления советами, например, помощник директора, независимый консультант (подстрекатель преступления).

Избрание меры пресечения по статье 199 УК РФ

Факт возбуждения уголовного дела безусловно сопровождается опасением применения меры пресечения в виде ареста к подозреваемым или обвиняемым лицам. Действующий уголовно-процессуальный закон (ч.1.1 статьи 108 УПК РФ ) устанавливает прямой запрет на применение меры пресечения в виде заключения под стражу по статье 199 УК РФ. Исключением являются случаи, когда обвиняемый: не имеет постоянного места жительства на территории РФ; его личность достоверно не установлена; обвиняемый нарушил ранее избранную мера пресечения или скрылся от органов предварительного расследования или от суда. Все иные предусмотренные законом меры пресечения, в том числе домашний арест, могут быть избраны органом следствия (судом) при осуществлении расследования уголовного дела по статье 199 УК РФ.

Освобождение от уголовной ответственности

Положение статьи 76.1 Уголовного кодекса РФ гарантирует освобождение от ответственности лицу, впервые совершившему преступление по статье 199 УК РФ, если ущерб, причиненный бюджетной системе Российской Федерации в результате преступления, возмещен в полном объеме. Лицом, впервые совершившим преступление, признается обвиняемый, не имеющий неснятую или непогашенную судимость за ранее совершенное преступление по статье 199 УК РФ .

Возмещением ущерба, причиненного бюджетной системе РФ, является уплата в полном объеме недоимки, пеней и штрафов в размере представленного налоговым органом расчета. Применение положения статьи УК РФ и, как следствие, освобождение от ответственности по статье 199 УК РФ возможно лишь в случае, если возмещение ущерба было произведено до назначения судом первой инстанции судебного заседания. Если же возмещение ущерба состоится после назначения судом первой инстанции судебного заседания, то факт возмещения ущерба будет признаваться судом обстоятельством, смягчающим наказание. Частичное возмещение ущерба бюджетной системе также может быть признано смягчающим обстоятельством.

Публикация Бюро : .

Судебная практика выработала определенные требования к документальному подтверждению факта полного возмещения ущерба по статье 199 УК РФ. Оно может быть подтверждено официальными документами, удостоверяющими перечисления в бюджетную систему РФ начисленных сумм. Подтверждением перечисления будут являться платежное поручение или квитанция с отметкой банка, акт сверки с налоговым органом об отсутствии задолженности перед бюджетом. При наличии возникших сомнений относительно возмещения ущерба суд может проверить указанный факт по собственной инициативе. Следует отметить, что возмещение ущерба бюджетной системе может быть произведено не только обвиняемым лицом, но и другими лицами, а также самой организацией, уклонение от уплаты налогов с которой вменяется обвиняемому.

Различного рода обязательства перечислить денежное возмещение в федеральный бюджет, обещания возместить ущерб в будущем, не являются правовым основанием для освобождения от уголовной ответственности.

По российскому законодательству основную долю доходов государственной и муниципальной казны составляют налоговые поступления от физических и юридических лиц. Если налогоплательщик будет нарушать установленный порядок, то правительство государства не сможет корректно распределить денежные фонды. В результате этого страдают медицина, социальная сфера, инфраструктура. Чтобы повысить налоговую исполнительность, в стране действует система наказаний. Поэтому и физлицам, и юрлицам важно знать, чем грозит по УК РФ уклонение от уплаты налогов.

Общая характеристика наказаний

Налоги – обязательные платежи, предусмотренные НК РФ. Субъектом налогообложения выступает имущество, земельные участки, транспортные средства. Дополнительно в базу входят доходы от предпринимательской, торговой деятельности, заработок физических лиц, таможенные операции и прочее.

Плательщиками выступают собственники имущества, предприниматели, трудоустроенные и самозанятые граждане. Субъекты обязаны вовремя подавать декларации и производить отчисление налогов. За нарушение регламента они будут оштрафованы. Этот термин является обобщенным, означает взыскание денег, привлечение к работам, арест.

За нарушение законодательного регламента Российской Федерации по внесению обязательных бюджетных платежей к ответственности привлекаются физические лица, руководители, учредители, главные бухгалтеры. Наказание также предполагается для иных должностных лиц, имеющих непосредственную взаимосвязь с платежной системой. Нести ответ будут кассиры, финансовые директора и пр.

Федеральная власть может привлечь виновника к административной, налоговой, уголовной ответственности за несвоевременную уплату сборов или полный отказ от их исполнения. Именно последний вид наказания вызывает в обществе волну возмущений, споров, приводит к судебным разбирательствам. Крупнейшие преступления подлежат рассмотрению пленумом Верховного суда. Только по постановлению виновники привлекаются к ответственности.

Уголовный Кодекс – единственный государственный регулятор общественных взаимоотношений, экономической, социальной, военной отрасли. Все граждане (избиратели, пенсионеры, студенты и т. п.), ИП, обязаны подчиняться закону, не имеют права уклоняться от его норм.

Уклонение от исполнения обязательств налогоплательщика – это действие против законных правил или комплекс противодействий требованиям властей. Налоговое, административное законодательство накажет должника за просрочку платежа, несвоевременную сдачу отчетности пенями, штрафом. Калькуляторы расчета штрафных выплат представлены в интернете.

Уклонение от уплаты налогов является нарушением и карается по закону

Уголовный свод законов увеличит в разы размер денежной санкции и может лишить граждан свободы действий и передвижения. Любое избегание, нарушение законных регламентов влечет за собой негативные последствия. Ежегодно вводятся новые нормы для усиления контроля.

Причины наказания

Перечислим основания, по которым физические и юридические лица привлекаются к уголовным наказаниям за нарушение налоговых регламентов:

  • Когда по злому умыслу налогоплательщик умышленно занизил базу для расчета взноса, что привело к существенным убыткам со стороны казначейства.
  • В начислениях сборов в ПФР, ФНС зафиксированы грубейшие ошибки.
  • Налогоплательщик не производит платежи в бюджет или вносит неполную сумму.
  • Отчетность сформирована не по правилам специальных инструкций, содержит недостоверную информацию по имущественному, финансовому положению налогоплательщика.
  • Утвержденные формы таблиц, отчетов не предоставлены на проверку контролирующим органам.
  • Руководитель предприятия препятствует проведению обязательного контроля со стороны налоговой инспекции.
  • Учредители, исполнительные органы ЗАО осуществляют предпринимательскую деятельность по мошенническим схемам.
  • Зафиксирован факт намеренного сокрытия источников прибыли, доходов среднего и крупного размера.

Ответ за преступление

К налогоплательщикам в 2018 г. за неуплату страховых, бюджетных взносов применяются определенные нормы уголовной ответственности. Общие параметры привлечения нарушителей к ответственности за налоговые правонарушения прописаны в ст. 198, 199 УК РФ. Самое строгое наказание ожидает преступников, ведущих незаконную деятельность в составе организованной группировки. Меры ответственности по таким злодеяниям прописаны в статье 35 настоящего кодекса. Причем даже двое граждан, реализующих совместную задумку, план в противоречии с законом, будут признаны объектами применения наказания.

Серьезной мерой наказания является уголовная ответственность

Суд назначает уголовную ответственность лицам, скрывающим имущество, доходы, прибыль. Под наказание попадут мошенники, фальсификаторы документации. Чтобы избежать судебного разбирательства, нельзя проводить подлог данных с целью значительного занижения налоговой базы. Арбитраж признает действия группы лиц предварительным сговором, если будет доказана тесная взаимосвязь граждан, исполнение конкретной совместной задумки, участие в разработке преступного плана, презентации.

Избежать уголовного наказания смогут только те лица, кто нарушил российское законодательство впервые. Важным критерием освобождения от санкций УК РФ является полное признание вины, внесение соответствующих корректировок в отчетность, финансовую документацию, бухучет, а также полная оплата недоимки и всех назначенных реальных штрафов.

За уклонение от налогов статья УК РФ вынудит налогового агента ответить за мошеннические действия по личной заинтересованности. Например, работодатель начисляет вознаграждение трудящимся, обязан удерживать и перечислять в казну НДФЛ. Чтобы вернуть собственный займ, предоставленный ранее организации, директор отказывается от уплаты налога, пошлины и перечисляет деньги на свой счет. За это руководителю юрлица грозит штраф.

Вина граждан

Физические лица приобретают в собственность движимое имущество, недвижимость, становятся налогоплательщиками определенных сборов. Например, за автомобиль необходимо ежегодно пополнять региональную казну определенной суммой. Если плательщик не исполнит свои обязанности, налоговая служба выставит требование, посчитает пени и применит к должнику соответствующие санкции.

Аналогичная ситуация применяется по объектам недвижимости: квартиры, частные дома, земля, водные скважины и пр. Граждане получают вычеты на детей по НДФЛ только после предоставления соответствующего заявления.

Объектами обложения НДФЛ становятся любые доходы, не связанные с трудовой деятельностью: предоставление помещения, инструментов, машины, иного имущества во временное пользование третьим лицам, оказание услуг и пр. Например, физлицо сдает в аренду дом, получает ежемесячно плату.

Именно с этой суммы арендодатель обязан уплатить в бюджет подоходный налог. Не имеет значения, какие расходы входят в арендный взнос (капремонт, газ, свет, интернет и пр.), а также кто фактически получает деньги: бывший супруг, друг. Отвечать перед законом будет именно собственник и юридический участник сделки по найму жилья.

Граждане должны уплачивать налог на любую деятельность, приносящую доход

Каждый гражданин, получающий доход за трудовую деятельность, обязан перечислять в бюджет сумму НДФЛ, алименты. Удержание осуществляется бухгалтерской службой предприятия, где физлицо трудоустроено. То есть фирма выступает налоговым посредником, агентом. Именно она обязуется при выплате заработной платы перечислить единовременно всю сумму подоходного налога.

Подоходный налог удерживается со всех официальных доходов резидентов, нерезидентов, включая пенсионеров. Исключение составляют только компенсационные выплаты, пенсия, некоторые поддерживающие пособия. При увольнении работника фирма обязана полностью произвести с ним расчет по зарплате и погасить долг по НДФЛ.

Особые случаи

Когда физические лица организуют свою занятость, они должны сообщить об этом в налоговую, самостоятельно исчислить сумму сбора и оформить денежное перечисление. Например, учитель занимается в свободное время репетиторством, получает за это деньги. Поэтому специалист должен сформировать налоговую декларацию, отразить в ней материальную выгоду и перевести в бюджет НДФЛ.

Важным параметром признания граждан самозанятыми является отсутствие постоянного места работы, государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Такие лица не могут нанимать рабочих, заниматься предпринимательством, они не ведут подачу отчетности, работают без лицензии, по патенту на интеллектуальные права.

За уклонение от уплаты налогов, обязательных бюджетных, внебюджетных сборов для физических лиц предусмотрена ответственность, прописанная в статье 198 УК РФ. Наказание начинает применяться за невнесение взносов в бюджет, отказ от предоставления фискальной декларации или указание в ней заведомо ложной информации, занижающей размер выплат.

Несмотря на то, что из уголовной ответственности исключены наказания за тунеядство, не исключена вероятность восстановления этих условий в ближайшем будущем. Такая политика государства направлена на балансирование прав физических лиц по предоставлению социальных гарантий. Дополнительно физлицам грозит уголовка за хранение огнестрельного оружия вместо сигнального.

Отдельно рассмотрим, сколько должна составлять задолженность по налогам для применения санкций по УК РФ. Стоит отметить, что крупное нарушение – понятие с размытыми границами. Например, проступком признается отсутствие платежей в бюджет за три подряд следующих финансовых года в размере более девяноста тысяч рублей или суммарная величина долга свыше 2,7 млн. руб.

Высшая мера наказания применяется в случаях сокрытия особо крупных сумм

Сюда включаются любые налоги, вносы по страхованию нанятых работников. Самое жесткое наказание наступает для должников, отказавшихся уплатить более 1/5 доли исчисленных налогов или 13,5 млн. руб. за тридцать шесть месяцев.

Если зафиксировано злостное уклонение крупного размера, виновника ожидает денежное взыскание в сумме от ста до трехсот тысяч российских рублей. Иногда нарушитель наказывается альтернативным штрафом – величиной зарплаты за двенадцать или двадцать четыре месяца. В исключительных случаях должника могут привлечь к принудительным работам до одного года, а также существует риск взятия под стражу на шесть месяцев или заключения в тюрьме на двенадцать месяцев.

Также важно знать, что будет, если должник переступит линию крупных нарушений. За преступления особо крупного размера преступников ожидают более жесткие меры наказания. Финансовая санкция увеличивается до суммы двести-пятьсот тысяч рублей или зарплаты от полутора до трех лет. Реже денежные взыскания заменяются принудительными работами или ограничением свободы до трех лет.

Виновники – юридические лица

Предприятия, независимо от формы собственности, режима налогообложения, обязаны исполнять обязательства перед бюджетом и пенсионными, страховыми фондами. Крупные производственные компании уплачивают сборы с прибыли, за имущество, природопользование, транспорт, НДС, НФДЛ, пенсионные взносы.

Небольшие фирмы на упрощенке предпочитают льготный режим (УСН, ЕНВД) и пополняют государственную казну платежами фиксированного или уменьшенного размера. Правительство снизит величину сборов, если компания работает по направлению, представленному в специальном списке НК РФ. Разъяснения по льготам всегда можно получить в инспекции, понятные инструкции представлены на сайте ФНС.

Уклонение от обязательной уплаты налогов или сборов с организации выражается в непредставлении деклараций или заполнении расчетных форм фиктивными данными. Ответственность за такие деяния предусмотрена статьей 199 УК РФ. Не имеет значения, кто фактически заполнит отчетность, важно, чьей подписью она будет утверждена.

Крупными признаются преступления при невыплате взносов до четверти от всех сумм за три года, если совокупная недоимка не превышает 15 млн. руб. Особо крупные долги – суммы невнесения налогов свыше 50% или суммарно более 45 млн. руб. Например, за предшествующие годы компания произвела продажу продукции на сумму свыше 50 млн. руб., сумма НДС от выручки составила 7,6 млн. руб. Субъект не перечислил долг 3 млн. руб., преступление будет признано совершенным в крупном размере.

Подача декларации с ложными данными также является наказуемым действием

Значительные суммы бюджетной задолженности повлекут для предприятий наказание в виде денежного штрафа от ста до трехсот тысяч рублей. Когда преступление совершено группой лиц по обоюдному сговору, идее, взыскание увеличится до двухсот-пятисот тысяч рублей. Аналогичное удержание грозит неплательщикам, если они нарушают порядок исполнения обязательств налогового агента.

Когда учреждение скрывает доходы в крупном размере, ему назначается санкция от двухсот до пятисот тысяч рублей. За сокрытие сумм в особенно крупном размере штраф увеличивается от полумиллиона до двух миллионов рублей. По статистике большинство преступников избегают ареста, уплачивают только штраф.

Наказание руководителей

На практике в первую очередь меры уголовной ответственности касаются должностных лиц, совершивших экономическое, налоговое преступление или оказавшихся причастными к ним. Под наказание попадают генеральный, финансовый директор, главный бухгалтер или его заместитель. Дополнительно штрафные санкции коснутся всех работников, имеющих непосредственное отношение к формированию налоговой базы, фискальных деклараций.

Если следственный комитет в результате детальной проверки, расследования обстоятельств дела зафиксирует сговор руководителя и бухгалтерии, то этим лицам грозит солидарная ответственность. СК РФ для доказательства группового преступления проверит наличие письменных распоряжений, оценит наличие выбора. Бухгалтер не обязан оформлять проводку, если она противоречит закону.

Дополнительно изучается факт оповещения руководителя о противозаконных действиях со стороны бухгалтера, наличие конфликта сторон. Сотрудники следственного комитета могут работать по жалобе, поступившей от налоговых инспекторов, городской или районной администрации, граждан, а также по личной инициативе.

Если суд выносит положительное решение о наказании руководителя предприятия, то физлицо оштрафуют от ста до трехсот тысяч по крупным преступлениям, двести-пятьсот тысяч рублей – по особо крупным. В качестве альтернативы применяется взыскание заработной платы осужденного за срок от одного до двух и трех лет в соответствии с тяжестью нарушения. Реже применяются принудительные работы с максимальным сроком до шестидесяти месяцев. Должностные лица могут быть лишены права занимать руководящие должности до трех лет.

Ответственность обычно несет вышестоящее руководство

Крупные налоговые преступления с характерным злым умыслом грозят руководству ООО арестом до полугода или физлицо могут посадить до двух лет с запретом трудоустройства на аналогичные должности в пределах трех лет. По масштабным проступкам ограничение перемещения и заключение под стражу увеличивается до шести лет.

Заключительные моменты

Налоги – обязательные бюджетные платежи, подлежащие неукоснительному исполнению. Систематические неплатежи, просрочки, несущественные отклонения в расчетах повлекут начисление пеней, административных (КоАП РФ) и налоговых (НК РФ) штрафов. ФНС ограничит должника в правах распоряжения денежными средствами на счетах в банке, имуществом в собственности за задержки некриминального характера.

По законодательству РФ наказанием по налоговым преступлениям может быть как небольшой штраф, так и значительный срок лишения свободы, а к уголовной ответственности за неуплату налогов иногда могут привлечь даже за неоплаченный налог при продаже квартиры. О том, к кому и когда могут быть применены санкции налогового законодательства, кого привлекают к административной ответственности и когда возбуждается уголовное дело о налоговом преступлении, расскажем в этой статье.

Общие правила ответственности за неуплату налогов и сборов

Основным признаком налоговых правонарушений такого рода является противоправность деяния лица, на котором лежит обязанность уплаты сборов, установленных федеральным законодательством РФ. Такое деяние может быть выражено как в действии (предоставление декларации с заведомо заниженной базой налогообложения), так и в бездействии (непредоставление отчетной декларации – следовательно, неперечисление денежных средств государству).

Необходимо отметить, что общие условия ответственности налогоплательщика подразумевают, что лицо может быть привлечено только за правонарушение, предусмотренное НК РФ. Основные принципы привлечения к ответственности по фактам совершения налоговых правонарушений предусмотрены в ст.108 НК РФ, из которой следует, что перечень нарушений, предусмотренный налоговым законодательством, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. При этом налоговикам, которые инициируют привлечение к ответственности нарушителя, следует соблюдать порядок применения взысканий, в противном случае действия их действия могут быть обжалованы и признаны незаконными.

Ответственность может наступить только в том случае, если есть решение налогового органа, вступившее в законную силу, в котором зафиксировано нарушение законодательства о налогах и сборах. Такое решение выносится по итогам проверки (выездной или камеральной), организованной ИФНС, оно может быть обжаловано заинтересованным лицом в суд. Только в том случае, если судом решение было признано законным, можно вести речь о привлечении к ответственности налогоплательщика.

За нарушение требований НК РФ, связанных с обязанностью платить налоги, может наступить:

  • налоговая ответственность (то есть финансовая – на основании статей НК РФ, в отношении любых налогоплательщиков);
  • административная ответственность (в соответствии с КОАП РФ, в отношении должностных лиц и в отдельных случаях - граждан);
  • уголовная ответственность (по статьям УК РФ, в отношении как физических лиц, так и представителей организаций).

Кроме того, вне зависимости от вида ответственности, в отношении виновного лица может быть инициирована принудительная процедура взыскания долгов, образовавшихся в результате неуплаты, в доход государства.

Налогоплательщик не обязан доказывать свою непричастность к совершению им налогового правонарушения, обязанность подтвердить его вину возлагается на сотрудников инспекции. В налоговом праве, как и в уголовном или административном, любые сомнения в виновности толкуются в пользу лица, в отношении которого проводится проверка. Вина нарушителя, допустившего неуплату налогов, может быть в форме:

  • умысла (намеренное игнорирование требований НК РФ);
  • неосторожности (виновный должен был осознавать противоправность своих действий и предвидеть наступление негативных последствий, но по каким-то причинам не был достаточно внимательным к соблюдению требований закона).

Пример №1 . Некрасов А.Л. много лет сдавал свое жилье в аренду и тем самым имел постоянный доход, но налог не уплачивал, хотя прекрасно знал о необходимости исчисления и уплаты 13%-го налога на доход. В данном случае Некрасов А.Л. подлежит ответственности (налоговой или уголовной, в зависимости от признаков деяния), поскольку действовал умышленно.

Пример №2 . Покрынов И.М. также сдавал свою однокомнатную квартиру внаем, сразу на 2 года. Покрынов был законопослушным налогоплательщиком, поэтому прямо в договоре аренды он предусмотрел пункт, согласно которому арендатор был обязан перечислять 13% от цены договора по указанным в тексте реквизитам, тем самым оплачивать налог за Покрынова И.М. Таким образом, в общую стоимость арендной платы уже была включена сумма подоходного сбора. В 2016 году Покрынов И.М. проверил поступление денежных средств в личном кабинете налогоплательщика на сайте ФНС, а в 2017 году проверять не стал. Между тем, за 2016 год налог на доход от сдачи внаем квартиры Покрынова И.М. поступил в бюджет не в полном объеме – за последние 2 месяца отчетного года арендатор не перечислял средства, в нарушение того самого пункта договора аренды. Таким образом, Покрынов И.М. не имел прямого умысла на неуплату налога, но при должной внимательности он обязан был последствия в виде неполного поступления платежей предотвратить. В данном случае поведение Покрынова неосторожное, и он несет ответственность (в приведенной ситуации – налоговую).

Следует знать об обстоятельствах, которые исключают вину в совершении налоговых нарушений, в том числе и связанных с неуплатой:

  • вынужденность действий, нарушающих закон, вызванная стихийным бедствием или иным чрезвычайным событием, не зависящим от воли человека;
  • совершение правонарушения физическим лицом, психическое или физическое состояние которого сделало невозможным соблюдение законных требований норм закона;
  • нарушение НК РФ вследствие некомпетентных консультаций представителей ИФНС или других уполномоченных органов государственной власти.

Конечно, перечисленные объективные причины должны быть подтверждены определенными доказательствами (стихийное бедствие – соответствующими службами, сообщением в СМИ; болезненное состояние – медицинскими документами, экспертизой и т.д.).

Санкции за нарушение требований НК не могут быть применены, если прошел срок давности (3 года ) с момента совершения правонарушения.

Стоит подробнее остановиться на вопросе исчисления срока давности по уплате налогов: здесь есть свои особенности. Так, в 2016 году ФНС России разместила на своем официальном сайте разъяснения, касающиеся подсчета сроков давности по налоговым правонарушениям. Три года необходимо отсчитывать с первого дня, следующего за периодом налоговой отчетности. Поскольку сроки по предоставлению деклараций в ИФНС разные в зависимости от вида налогообложения, давность в том или ином случае может быть разной.

Пример №3 . В соответствии с нормами НК РФ, срок уплаты налога на имущество за 2017 год ограничен 1-ым декабря следующего года, то есть 01.12.2018. Таким образом, со 2-го декабря 2021 года привлечь к ответственности гражданина невозможно, поскольку истек трехлетний срок давности (со 2 декабря 2018 по 2 декабря 2021 года).

Налоговая ответственность

В соответствии со статьей 107 НК РФ, к ответственности за неуплату налогов могут быть привлечены как юридические, так и физические лица, достигшие 16-летнего возраста.

Примечательно, что в случае, когда организация отвечает перед налоговым законодательством за неуплату сборов, данный факт не исключает привлечения к административной или уголовной ответственности его руководителя.

Налоговая ответственность предполагает финансовые санкции, то есть штрафы, которые могут быть назначены по решению налогового органа, выявившего вышеуказанные нарушения. В то же время, существенно снизить штраф (как минимум в два раза) можно при наличии смягчающих обстоятельств: неуплата вследствие особых обстоятельств (тяжелое заболевание члена семьи, к примеру), под влиянием угрозы или вследствие служебной зависимости и т.д. Напротив, денежная санкция может быть увеличена вдвое при наличии такого отягчающего обстоятельства, как совершение подобного правонарушения повторно. Перерасчет штрафа с учетом смягчающих или отягчающих обстоятельств вправе производить только суд.

В соответствии с НК РФ, основными видами налоговых правонарушений, связанными с непоступлением налоговых платежей в бюджет, являются:

  1. Деятельность ИП или организации без постановки на учет в ИФНС – по сути, это скрытая неуплата налогов, за это может наступить ответственность в виде санкции в размере 10% от дохода за неучтенный период (но не меньше 40000 рублей) – ч. 2 ст. 116 НК РФ.
  2. Существенные нарушения правил исчисления доходов и расходов, объектов налогообложения (штраф 10000-30000 рублей) – ст. 120 НК РФ.
  3. Непредоставление в ИФНС декларации и иных сведений, обязательных для налогового контроля – один из часто используемых способов не платить государству, штраф за такое бездействие может быть в виде 5% от суммы, подлежащей декларированию, за каждый месяц, но не более 30% и не менее 1000 рублей - ст. 119 НК РФ.
    Пример №4 . Карпов Е.Н. продал свою машину, находившуюся в его владении менее 3 лет, но декларацию не подал. На основании решения ИФНС Карпов может быть привлечен к ответственности по указанной статье, если стоимость проданного автомобиля превышает 250000 рублей.
  4. Полная неуплата или частичная уплата налогов – может быть применена санкция в виде штрафа от 20 до 40% от неоплаченной суммы.
    Пример №5 , в случае неуплаты транспортного налога (за 2018 год необходимо произвести оплату до 1 декабря 2019 года), налоговые органы начислят пени и могут привлечь к налоговой ответственности по ст. 122 НК РФ. Если сумма налога, к примеру, составила 10000 рублей, то штрафная санкция может составлять 2000 рублей. При наличии доказательств прямого умысла налоговики могут наложить штраф в размере 4000 рублей.
  5. Нарушение налоговым агентом требований закона об удержании сумм из дохода (например, неуплата НДФЛ - за это предусмотрен штраф в размере 1000 рублей за каждый месяц отчетного периода).
  6. Отказ предоставить налоговикам документы, указанные в запросе, а равно непредоставление сведений о налогоплательщике – правонарушение такого рода может быть как в форме официального отказа предоставить истребуемые документы, так и в виде уклонения от исполнения запроса. Штраф для организаций и ИП в таких случаях составляет 10000 рублей, для физических лиц – 1000 рублей.

По характеру перечисленные нарушения налогового закона так или иначе связаны с неуплатой налогов и сборов. Так, если ИП предоставляет искаженный отчет о доходах в ИФНС, в большинстве случаев это и есть способ неуплаты налога – то есть, имеются основания для финансовой санкции.

Административная ответственность

Общие условия административной ответственности за неуплату налогов те же: презумпция невиновности, за одно и то же правонарушение лицо может быть привлечено только один раз, все сомнения толкуются в пользу лица, обязателен к соблюдению порядок привлечения по КОАП РФ. Нарушения по уплате налогов и соборов содержатся в статьях 15.3 – 15.9, а также 15.11 КОАП РФ.

По административному законодательству привлекаться к ответственности могут должностные лица, что не исключает налоговой ответственности и применения штрафа по НК РФ в отношении организации, представителем которой это лицо является.

Субъектом административных правонарушений, содержащихся в главе 15 КОАП РФ, не могут быть граждане, в том числе и ИП (исключение – ст. 15.6), речь идет только о должностных лицах, наделенных определенными функциями по распоряжению, управлению имуществом, ведению отчетности, в соответствии со ст. 2.4 КОАП РФ.

Основанием для привлечения к ответственности по административному законодательству является протокол о нарушении, который составляется сотрудниками ИФНС. Лицо, в отношении которого проводилась проверка, результатом которой стал протокол, имеет полное право знакомиться со всеми материалами проверки, обжаловать их в суд в случае несогласия.

Наиболее частыми административными правонарушениями в сфере налогообложения являются:

1. нарушение сроков постановки на учет в налоговый орган – статьей 15.3 КОАП РФ предусмотрен штраф 500-1000 рублей, а для тех, кто в такой «безучетный» период вел свою деятельность, размер штрафа возрастает до 3000 рублей. Впервые привлеченным по такой статье должностным лицам, когда нарушение срока не превышает 2-3 недель, может быть объявлено только предупреждение без применения штрафной санкции.

Указанная норма административного законодательства «отсылает» к статьям 23,83 НК, в которых говорится о правилах постановки на учет организаций и индивидуальных предпринимателей. Так, организация обязана встать на учет в ИФНС по месту нахождения в течение 10 суток после регистрации. При нарушении этого требования должностное лицо юридического лица подлежит привлечению к ответственности по ст. 15.3 КОАП РФ, что не исключает применение налоговой санкции по ст. 116 НК РФ к самому предприятию.

2. нарушение сроков отчетности (то есть, подачи декларации) в ИФНС - статьей 15.5 КОАП РФ предусмотрена сравнительно мягкая санкция – предупреждение или штраф 300-500 рублей. Обычно виновным по данной норме признается главный бухгалтер или другое должностное лицо, на которого возложена функция предоставления декларации в инспекцию. Напомним, что физические лица несут ответственность за те же действия на основании ст. 119 НК РФ.

3. отказ в предоставлении документов, необходимых сотрудникам ИФНС для осуществления контроля за своевременностью и правильностью исчисления и уплаты налогов – за это статьей 15.6 КОАП РФ предусмотрен штраф для должностных лиц в размере 300-500 рублей (в отношении должностного лица госоргана – до 1000 рублей). Кроме того, в части 1 ст. 15.6 КОАП РФ отдельно предусмотрен штраф и для физических лиц, в том числе и предпринимателей - 100-300 рублей.

Суть правонарушения заключается в необоснованном отказе полностью или частично предоставить документы, необходимые налоговой инспекции для проверки. В целях истребования документации Налоговым кодексом РФ предусмотрена специальная процедура – налогоплательщику вручается уведомление о предоставлении сведений в срок 10 суток со дня получения такого уведомления.

После истечения 10-дневного срока, в случае непредоставления информации применяются положения ст. 15.6 КОАП РФ. Административное производство возбуждается и в том случае, когда документы были предоставлены, но несвоевременно или с искаженными сведениями.

4. существенные нарушения в ведении бухучета – за это статьей 15.11 КОАП РФ предусмотрен штраф в размере от 5000 до 10000 рублей (от 10000 до 20000 рублей при повторном в течение года нарушении аналогичного характера). Речь идет о несоблюдении требований Федерального закона РФ № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», касающихся оформления первичных учетных и иных документов.

В случае неправильного заполнения форм бухгалтерской отчетности, утвержденных Приказом Минфина РФ, в отношении должностного лица может быть возбуждено административное производство по ст. 15.11 КОАП РФ, если такие действия повлекли искажение отчетности более чем на 10%. Понятно, что по данной норме КОАП РФ в основном, привлекаются бухгалтеры.

Вопрос:
Как быть, если штатного бухгалтера в организации нет и отчетностью занимается сторонний специалист, работающий по договору?

В соответствии с разъяснениями Верховного Суда РФ, в таких случаях несет ответственность по ст. 15.11 КОАП РФ руководитель юридического лица, поскольку на нем лежит обязанность контроля за организацией работы предприятия в целом.

Вопрос о привлечении должностных лиц к ответственности по перечисленным статьям КОАП РФ рассматривается судами, протоколы составляются сотрудниками ИФНС.

Уголовная ответственность за неуплату налогов

Те, кто не платит налоги, могут стать обвиняемыми по следующим статьям УК РФ:

  • 198 – уклонение от уплаты налогов со стороны физического лица;
  • 199 – уклонение от уплаты налогов и сборов со стороны представителя юридического лица;
  • 199.1 – неперечисление удержаний в доход государства налоговым агентом.

За совершение любого из перечисленных деяний может быть привлечено к уголовной ответственности лицо, которому больше 16 лет. Впрочем, судебная практика не располагает примерами осуждения несовершеннолетних граждан по данным статьям уголовного закона.

Ранее мы указывали, что любого рода ответственность за неуплату налогов может наступить по решению налогового органа. Для уголовной ответственности решение ИФНС тоже необходимо. Так, инспекция обязана направлять информацию о выявленной неуплате в следственные органы, если соблюдены одновременно четыре условия:

  1. решение о привлечении к налоговой ответственности принято и вступило в законную силу;
  2. налогоплательщика уведомили об обязанности уплаты налога с пенями в установленный срок;
  3. после истечения срока, установленного в уведомлении, прошло 2 месяца;
  4. установлен крупный или особо крупный размер неоплаченной суммы.

Инспекция обязана направить сведения в правоохранительные органы в течение 10 суток со дня выявления нарушений, после чего следственный орган выносит постановление о возбуждении уголовного дела или об отказе в возбуждении.

Статья 198 УК РФ

Обвиняемым по ст. 198 УК РФ может стать только физическое лицо (в том числе индивидуальный предприниматель, частный нотариус, адвокат и т.д.). Субъектом этого преступления не может быть должностное лицо.

Неуплата налогов по данной статье влечёт возбуждение уголовного дела, если (альтернативно):

  • в ИФНС не предоставлена налоговая декларации или другая документация (выписки из книг учета, книг продаж, журнала учета хозяйственных операций, расчетные ведомости и т.д.), подача которых в государственные органы обязательна;
  • декларация представлена, но она содержит заведомо ложные сведения, в результате которых подтверждена недоплата.

Кроме того, обязательным признаком уголовного состава преступления является определенный размер неуплаченной суммы – это может быть крупный или особо крупный размер.

Вопрос:
С какой суммы наступает уголовная ответственность по ст. 198 УК РФ?

Крупным размером признаётся сумма неперечисленного налога свыше 900000 рублей за три финансовых года (подряд) при условии, что эта сумма более 10 % от общей в совокупности (или налоговая база превышает 2700000 рублей).

Особо крупным размером признаётся сумма свыше 4500000 рублей за три финансовых года, если эта сумма более 20% от общей в совокупности (или налоговая база превышает 13500000 рублей).

Если сумма неуплаченных налогов не достигает крупного или особо крупного размера, то в отношении лица наступает налоговая или административная ответственности, уголовного дела возбуждено быть не может.

Для преступления по ст. 198 УК РФ, как и для других налоговых преступлений, важно установление периода, который предусмотрен законодательством для подачи декларации по тому или иному налогу. За неуплату можно привлечь по УК РФ, только если физическое лицо не исполнило перечисление на дату, следующую за таким периодом.

Пример №6 . Согласно ч.2 ст.346.23 Налогового кодекса РФ, индивидуальный предприниматель обязан подать в ИФНС декларацию УСН (Упрощенная система налогообложения) до 30 апреля года, следующего за годом отчетности. Если на протяжении трёх лет подряд индивидуальный предприниматель такую декларацию подавал с ложными сведениями (или не подавал вовсе) и сумма неуплаты на 1 мая составляет более 900000 рублей, он подлежит ответственности по ст. 198 УК РФ.

Отметим, что во внимание берутся те три года, которые следуют подряд один за другим.

Физическому лицу, признанному виновным в совершении преступления, предусмотренного ст. 198 УК РФ, может быть назначено наказание в виде:

  • штрафа в размере от 100000 рублей до 300000 рублей или лишения свободы до одного года (по части 1 ст. 198 УК РФ – когда сумма неоплаты соответствует крупному размеру);
  • штрафа в размере от 200000 рублей до 500000 рублей или лишения свободы до 3-х лет (по части 2 ст.198 УК РФ – когда сумма неоплаты является особо крупным размером).

Пример №7 . Примером уголовного дела по ст.198 УК РФ могут служить следующая ситуация. На протяжении трёх лет Иванов К.Е. Сдавал собственную квартиру в городе Москва, оплата в месяц составляла 250000 рублей, свой доход при этом Иванов не декларировал и налог не платил. ИФНС, в случае обнаружения такого факта, вправе вынести соответствующее решение и потребовать уплаты не только основной суммы налога за сдачу квартиры, но и штрафов и пени. Если Иванов не сделает этого, он может быть привлечён к уголовной ответственности по ч.1 ст. 198 УК РФ, поскольку за три года неуплаченный налог составит 1170000 рублей (250000 руб. Х 12 мес. Х 3 года Х 13%), то есть свыше 900000 рублей.

В редких случаях граждане могут быть привлечены к уголовной ответственности с наказанием в виде штрафа и за неуплату налогов с продажи квартиры или иной недвижимости, если все признаки преступления, предусмотренного ст. 198 УК РФ (период, сумма, умысел) подтверждены собранными доказательствами.

Важный момент: если декларация подана в срок и содержит достоверный данные, но налог не уплачен, уголовная ответственность исключена. Здесь можно вести речь только о применении п.п. 1,3 ст. 122 НК РФ (штраф в размере 20% или 40% от общей суммы недоплаты).

Кроме того, уголовная ответственность за неуплату налогов физическим лицом не может наступить в том случае, когда признаки состава преступления подтверждены, но виновный уклонился от уплаты налогов впервые и при этом полностью оплатил все, включая пени и штрафы. Если к моменту полной оплаты дело уже было возбуждено, оно должно быть прекращено. Таким образом, законодатель даёт возможность избежать судимости лицу, которое раскаялось и согласилось с предъявленным обвинением, погасив все налоговые долги.

Статья 199 УК РФ

В соответствии со ст. 199 УК РФ, привлечь к уголовной ответственности за неуплату налогов можно следующих лиц:

  • руководителей организации-налогоплательщика (например, директора ООО);
  • главного бухгалтера (или обычного бухгалтера, если штат организации не предусматривает должности главбуха);
  • других лиц, которые фактически выполняют роль руководителя или бухгалтера, обязаны подписывать документацию, направляемую в адрес ИФНС.

В некоторых случаях по данной статье УК РФ могут быть привлечены и рядовые сотрудники юридического лица, оформляющие документы бухучёта – в случае, если они вносили в них ложные сведения для умышленного уклонения от уплаты организацией законных удержаний. В таких ситуациях эти люди признаются пособниками в совершении преступления.

Исходя из практики, по ст. 199 УК РФ часто возбуждаются и расследуются дела по фактам неуплаты налога на прибыль или НДС.

Признаки этого преступления аналогичны признакам ст. 198 УК РФ, за исключением значений крупного и особо крупного размеров. По ст. 199 УК РФ законодатель предусмотрены следующие суммы, с которых начинается ответственность за неуплату налогов юридическим лицом:

  • крупным размером признаётся сумма свыше 5 млн. рублей за три финансовых года (подряд) при условии, что эта сумма более 25 % от общей в совокупности (или налоговая база превышает 15000000 рублей).
  • особо крупным размером признаётся сумма свыше 15000000 рублей за три финансовых года, если эта сумма более 50% об общей в совокупности (или налоговая база превышает 45000000 рублей).

Если субъект преступления, предусмотренного ст.199 УК РФ, признан виновным, ему может быть назначено наказание в виде:

  • штрафа в размере 100000-300000 рублей до 2-х лет (по части первой, при неуплате суммы в крупном размере);
  • штрафа в размере 200000-500000 рублей , а также лишения свободы на срок до 6-ти лет (по части второй, при неуплате суммы в особо крупном размере и/или при совершении преступления в составе группы лиц по предварительному сговору).

Кроме того, осуждённому по обеим частям статьи может быть назначено дополнительное наказание в виде запрета занимать определенные должности (в частности, руководящие или связанные с ведением бухгалтерского учета), сроком до 3-х лет.

Аналогично статье 198 УК РФ, руководитель организации не может быть привлечён к уголовной ответственности, а возбужденное дело подлежит прекращению в случае, когда долг по сборам уплачен в полном объеме, включая пени и штрафы.

Статья 199.1 УК РФ

В соответствии со ст. 199.1 УК РФ обвинение может быть предъявлено налоговому агенту - им может быть индивидуальный предприниматель, а также должностное лицо организации любой формы, которое обязано исчислять и удерживать, а также перечислять налог (например, подоходный) за налогоплательщика, но из личной заинтересованности не сделал этого.

Преступление считается совершенным с момента неперечисления в тот срок, который установлен требованиями НК РФ, наказание и значения размеров недоплаты аналогичны описанию, которое содержится в статье 199 УК РФ.

Срок давности по налоговым преступлениям

В уголовном праве существует общая норма, регулирующая вопросы давности привлечения к уголовной ответственности в зависимости от категории преступления. Когда срок давности истекает, преследование лица прекращается (если оно не начиналось – дело не возбуждается).

Так, статья 78 УК РФ предусматривает, что по делам небольшой тяжести (то есть, по ч.1 и ч. 2 ст. 198 УК РФ, ч. 1 ст. 199 УК РФ, ч. 1 ст. 199.1 УК РФ) давность составляет 2 года. По тяжким преступлениям, к которым относятся деяния, квалифицированные по ч. 2 ст. 199 УК РФ, этот срок составляет 10 лет. Применительно к налоговым преступлениям течение давности рассчитывается от даты, следующей за последним днем периода отчетности.

Пример №8 . Последний день сдачи отчетности по НДС за 1 квартал 2018 года – 25 апреля 2018 года. Если за предыдущие 3 года фигурант по делу не сдавал отчетность за все периоды, в отношении него может быть возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 198 УК РФ (если неуплата составляет 900000 рублей). Вместе с тем, если следствие по делу затянется и в 2020 году еще не состоится приговор, обвиняемый после 25.04.2020 года может заявить о прекращении дела в связи с истечением срока давности, предусмотренного п. «а» ч. 1 ст. 78 УК РФ (то есть, по прошествии 2-х лет со дня окончания последнего периода отчетности). В зависимости от стадии, на которой будет находиться разбирательство, судом или органами следствия дело будет прекращено.

Обвинительный приговор, а также прекращение дела по нереабилитирующим основаниям (по амнистии, деятельное раскаяние и т.д.) не освобождают лицо от уплаты налогового долга и всех дополнительных начислений. Обычно в уголовном деле уже находится иск от имени ИФНС или прокуратуры, решение по которому принимается вместе с вынесением приговора по делу.

Таким образом, уголовная ответственность лиц, уклоняющихся от уплаты налогов – это крайняя мера, когда все меры к соблюдению налогового законодательства государством уже исчерпаны. Отметим, что достаточно лоялен к налоговым неплательщикам и уголовно-процессуальный закон. Так, в соответствии с правилами ст. 108 УПК РФ, обвиняемому в совершении преступления в сфере налогообложения заключение под стражу как мера пресечения на период следствия может быть применена только в исключительных случаях, специально предусмотренных законом (отсутствие постоянной регистрации на территории РФ, не установлена личность, объявление в розыск или неоднократное нарушение ранее избранной меры пресечения).

Физические и юридические лица не всегда понимают, какую ответственность за неуплату налогов они будут нести в случае нарушения действующего законодательства, предусматривающего выполнение обязательств перед бюджетом. Раскроем этот вопрос подробно.

Что говорит НК РФ и УК РФ

Физлица и организации должны вовремя и в полном объеме выполнять свои налоговые обязательства. Все виды возможной ответственности установлены Налоговым и Уголовным кодексами, а также отчасти – Кодексом административных нарушений.

Так, налоговая ответственность предполагает необходимость уплатить не только недостающую сумму налога, но и штраф за неуплату налогов, а также начисленные пени.

Если же лицо привлекают к уголовной ответственности, то он не только выплачивает недоимки и крупные штрафы, но и может быть заключен под стражу. Причём арест не означает, что выплачивать имеющуюся задолженность подсудимый не будет.

Виды ответственности

Налоговый и Уголовный кодексы предусматривают наказание за неуплату налогов разного характера. А в целом к нарушителю могут быть применены следующие виды ответственности:

Налоговый кодекс предусматривает, что в случае привлечения лица к ответственности за то, что не выплатил в казну налог, он все равно должен погасить имеющуюся задолженность в полном объеме. Более того: даже уголовная ответственность за неуплату налогов не является основанием для освобождения от долгов по обязательным платежам.

Кто отвечает

При наличии недоимок к ответственности могут быть привлечены и физические, и юридические лица. Но формы и размеры наказаний для этих категорий отличаются.

Анализ статьи 9 НК РФ позволяет перечислить категории людей, которые могут быть привлечены к ответственности. Так, ответственность за неуплату налогов физическим лицом несут:

  • российские граждане, не ведущие собственной предпринимательской деятельности;
  • иностранцы;
  • лица без гражданства;
  • частные предприниматели (ИП).

Когда же налоги не уплачивают юридические лица, то к ответственности могут привлечь:

  • директора;
  • учредителей таких организаций;
  • главного бухгалтера;
  • должностных лиц компании.

Детально про ответственность за неуплату налогов юридическим лицом в 2017 году более подробно рассмотрим далее.

Когда могут привлечь: срок давности для взыскания

Вне зависимости от статуса лица, не оплатившего налог, привлечь его к ответственности Налоговая служба может только в течение 3-х лет (п. 1 ст. 113 НК РФ). После этого взыскать с нарушителя задолженность перед бюджетом чиновники не смогут.

А какие же именно санкции за неуплату налогов могут быть применены к физлицам и фирмам?

Размер взыскания

Как было сказано, лицо, которое не перечислило налог в казну в полном объеме либо сделало это частично, привлекают к ответственности. Размер положенной санкции зависит от причины, по которой возникла недоимка. Возможны следующие ситуации:

Ситуация Пояснение
1 Размер налога был рассчитан лицом неверно. Причём сделано это неумышленно Такое правонарушение не относят к числу спланированных деяний. Какое наказание за неуплату налогов предусматривает такая ситуация? Размер штрафа будет равен 1/5 от суммы неуплаченного налога (п. 1 ст. 122 НК РФ).
2 Плательщик умышленно занизил размер налога или уклонился от его выплаты В этом случае штраф будет вдвое больше. Он составит уже 40% от суммы задолженности по налогу (п. 3 ст. 122 НК РФ).

Ко 2-му случаю можно также отнести намеренное сокрытие доходов от уплаты налогов при помощи сотрудничества с так называемыми фирмами-однодневками. Тогда ответственность руководителя за неуплату налогов может плавно перейти от налоговой, к уголовной.

Размеры недоимок (УК РФ)

Если лицо имеет сразу несколько задолженностей перед бюджетом, то они суммируются. Принято различать недоимки в крупных и особо крупных размерах. Их значения для физических и юридических лиц установлены отдельно (см. таблицу ниже).

Виды и размеры недоимок
Категория Крупные Особо крупные
Физлица Если в казну за 3 года подряд не уплачено более 10% налогов, и это от 0,9 млн рублей. В остальных случаях – от 2,7 млн рублей. Если недоимка за 3 года составляет больше 1/5, и это от 4,5 млн рублей. В остальных случаях – от 13,5 млн рублей.
Юрлица Если в казну за 3 года подряд не уплачено более 25% налогов, и это от 5 млн рублей. В остальных случаях – от 15 млн рублей. Если недоимка за 3 года составляет больше 1/2, и это от 15 млн рублей. В остальных случаях – от 45 млн рублей.

Налоговое бремя физлиц

Физлица, в том числе и ИП в основном отчисляют подоходный налог. Ставка по нему составляет 13% независимо от размера ежегодного дохода.

За наемных рабочих НДФЛ перечисляют в казну налоговые агенты, то есть их работодатели. А вот ИП делают такие выплаты за себя – лично. Поэтому и существует штраф за неуплату налогов ИП в случае уклонения от перечисления НДФЛ.

Законодательство предусматривает выплату физлицами и других налогов. Но основная их масса выплачивается самостоятельно не только предпринимателями, но и обычными работниками предприятий.

Чтобы обычным гражданам не думать, какое наказание за неуплату налогов физическим лицом предусмотрено законом, важно вовремя по единой платёжке из ИФНС заплатить имущественный, транспортный и налог за землю.

Сдача декларации и уплата налога

Любое физлицо, получившее сторонний доход не через налогового агента, подлежащий налогообложению, должно сообщить об этом факте и его размере в налоговый орган до 30 апреля включительно следующего года. Это касается не только ИП, но и обычных граждан. До указанного срока для ИФНС должна быть сформирована и передана декларация. А сделать все отчисления за минувший год нужно не позднее 15 июля следующего года.

Учтите, что НК РФ устанавливает не только наказание за неуплату налогов ИП, но и взыскание за срыв сроков сдачи декларации. Размер зависит от периода просрочки (п. 1 ст. 119 НК РФ):

  • 5% от неуплаченной суммы за каждый месяц;
  • до 30% от суммы неуплаты (минимальное значение – 1000 руб.).

Пени с физлиц

Для расчета суммы пеней за неуплаченный налог применяют следующую формулу (ст. 75 НК РФ):

Когда с момента просрочки прошло уже больше полугода, а сумма не перечисленного налога превышает 3000 рублей, инспекция начнёт взыскивать все долги принудительно (ст. 48 НК РФ). Если налоговая подала в суд за неуплату налога, то кроме возникшей задолженности, она потребует заплатить пени за весь период просрочки, а также штрафы.

Согласно НК РФ, с физлиц чиновники Налоговой службы могут взыскать все эти задолженности только после получения судебного решения.

Уголовная ответственность физлиц

Важно понимать, что может наступить и уголовная ответственность за неуплату налогов физическим лицом. Она становится актуальной в случае наличия крупных или особо крупных задолженностей. Законом предусмотрены следующие возможные формы ответственности (ст. 198 УК РФ):

  • штрафы от 100 000 до 500 000 рублей;
  • арест (может длиться до полугода);
  • работы принудительного характера (от 1 года до 3-х лет);
  • ограничение свободы (срок может достигать 3 лет в зависимости от размеров задолженности).

По закону уголовная ответственность за неуплату налогов ИП или обычным физлицом может быть вообще не применена, если такое деяние совершено впервые. При этом дополнительно виновному нужно погасить все долги: не только саму сумму налога, но и начисленные впоследствии пени, а также штрафы.

Все эти нюансы позволяют четко понять, когда наступает уголовная ответственность за неуплату налогов. Разумеется, ее правовым основанием может выступать только приговор суда.

Кто отвечает за юрлицо

Если с физическими лицами все понятно, то в случае с организациями виновными лицами могут быть признаны их должностные лица и/или учредители. Так, если предприятие намеренно не выплачивает налоги, то ответственные за это лица вполне могут понести уголовное наказание за неуплату налогов.

Чтобы определить, кто именно должен понести наказание за наличие налоговых недоимок, необходимо разбираться с должностными инструкциями и непосредственными обязанностями работников компании. Например, представлением налоговой отчётности обычно занимается главный бухгалтер. А иногда – и сам руководитель. Так, если отчётность не сдана в установленный период, то, скорее всего, наступает ответственность главного бухгалтера за неуплату налогов.

Выступать виновными могут не только бухгалтер и директор предприятия, но и сотрудники, которые имеют право подписи на налоговых отчетах.

Кроме того, если другие сотрудники временно исполняют обязанности по управлению организацией или делают работу главбуха, то именно они становятся основными виновниками ненадлежащего исполнения налоговых обязанностей. Тогда и уголовное дело за неуплату налогов возбуждают именно в отношении их.

Уголовная ответственность юрлиц

Наиболее серьезная уголовная ответственность ожидает лиц, совершивших следующие деяния (ст. 199 УК РФ):

  • несколько человек путём сговора между собой (за него предусмотрена самая серьезная ответственность);
  • наличие задолженностей по налогам в особо крупном размере.

Если же на предприятии было выявлено сразу несколько серьезных нарушений, не связанных между собой, то каждому должностному лицу грозит своя (личная) уголовная ответственность за неуплату налогов юридическим лицом.

В отношении организаций уголовное наказание за неуплату налогов может быть следующим:

  • штрафы;
  • удержание доходов
  • принудительные работы;
  • арест;
  • лишение права на профессию;
  • ограничение свободы.

Размер наказания зависит от серьезности совершенного нарушения. Так, ограничить свободу могут на срок до 6 лет. А штраф за неуплату налогов ООО может варьироваться от 100 000 до 500 000 рублей.